Отмена кумпанств и введение единого налога на строительство кораблей год

Опубликовано: 25.04.2024

В России предложили ввести единый оборотный налог
Ai825 / Depositphotos.com

Минэкономразвития России ежегодно формирует проект плана проведения оценки фактического воздействия нормативных правовых актов (п. 5-6 Правил проведения оценки фактического воздействия нормативных правовых актов, утв. постановлением Правительства РФ от 30 января 2015 г. № 83). Соответствующий проект на 2021 год 1 ведомство представило на обсуждение вчера.

При формировании проекта указанного плана были рассмотрены все предложения заинтересованных лиц независимо от формы их представления. Одним из предложений, включенных в план, предусмотрено внесение поправок в Налоговый кодекс – в главы 21, 23, 25, 30 и 34 НК РФ. Рассмотрим его подробнее.

Предпосылки внесения поправок

Разработку инициативы ее авторы связывают с проблемами реализации в правоприменительной практике принципа равенства налогообложения, закрепленного в п. 1 ст. 3 НК РФ. Он означает, что хозяйствующие субъекты, юридически признаваемые плательщиками одного налога и осуществляющие одинаковые облагаемые налогом операции, не должны подвергаться различному налогообложению.

Как отметил Конституционный суд Российской Федерации в своем Постановлении от 22 июня 2009 г. № 10-П, в налогообложении равенство понимается, прежде всего, как равномерность, нейтральность и справедливость налогообложения. "Это означает, что одинаковые экономические результаты деятельности налогоплательщиков должны влечь одинаковое налоговое бремя и что принцип равенства налогового бремени нарушается в тех случаях, когда определенной категории налогоплательщиков предоставляются иные по сравнению с другими налогоплательщиками условия, хотя между ними нет существенных различий, которые оправдывали бы неравное правовое регулирование", – подчеркивается в документе.

Может ли решение налогового органа стать основанием для уплаты налога в большем размере, чем установлено законом? С правовыми позициями судов по данному вопросу ознакомьтесь в "Энциклопедии судебной практики" системы ГАРАНТ . Получите бесплатный доступ на 3 дня!

Разработчики инициативы указывают, что в соответствии с главами 21, 23, 25, 30 и 34 НК РФ налогоплательщики на общеустановленной системе налогообложения при прочих равных условиях начисляют и уплачивают следующие дифференцированные налоги и взносы: НДС (по ставке 20% к выручке), налог на прибыль (20% к прибыли), НДФЛ (13% к фонду оплаты труда), страховые взносы в фонды (30% к фонду оплаты труда), налог на имущество (не более 2,2% от среднегодовой стоимости имущества). Причем в зависимости от функционала, определяемого с учетом долей фонда оплаты труда, материальных затрат и налога на имущество в выручке, налоговая нагрузка организаций из сфер строительства, транспорта, ЖКХ, сельского хозяйства и машиностроения составляет примерно 24-27% к выручке, а аналогичный показатель для организаций из ТЭК и ритейла в 2-4 раза меньше (6-14% к выручке).

Это подтверждается не только анализом функционала, но и тем, что в соответствии с приказом ФНС России от 30 мая 2007 г. № ММ-3-06/333@ налоговые нагрузки отраслей (без учета НДПИ и акцизов), находящихся на общеустановленной системе налогообложения, варьируют в пределах от 5% до 30%. Такое соотношение нагрузок приводит к неравенству, возникающему из-за различного соотношения материальных и трудовых затрат в себестоимости продукции различных отраслей. Кроме того, материало- и фондоемкие отрасли получают экономию по НДС, страховым взносам и НДФЛ, а трудо- и наукоемкие отрасли имеют сверхвысокую нагрузку по тем же налогам, отмечается в обосновании инициативы.

"В результате сегодняшняя дифференцированная система налогообложения (пять налогов и сборов), установленная в главах 21, 23, 25, 30 и 34 НК РФ, превращается в преференциально-дискриминационную. Она дает в скрытой, ползучей форме односторонние налоговые преимущества (преференции) одним отраслям (нефть, газ, энергетика, металлургия, химия, ритейл) за счет остальных отраслей, подвергающихся, также в завуалированной форме, налоговой дискриминации, то есть фактически попадающих в налоговое рабство (машиностроение, строительство, ЖКХ, сельское хозяйство, транспорт)", – считают авторы предложения. В связи с этим они предлагают кардинально перестроить систему налогообложения в России.

Суть инициированных поправок сводится к введению единого оборотного налога, исчисляемого в процентах к выручке, вместо четырех основных налогов и сборов – НДС, налога на прибыль, страховых взносов и НДФЛ. По замыслу разработчиков, признаки и элементы нового налога будут выглядеть следующим образом:

  • налогоплательщик – организация или ИП, на чей расчетный счет поступают доходы от реализации товаров (работ, услуг) покупателям;
  • объект налогообложения – реализация товаров, работ или услуг организацией или ИП путем передачи на возмездной основе (в том числе обмен товарами, работами или услугами) права собственности на товары, результатов выполненных работ, возмездное оказание услуг;
  • налоговая база – выручка организации от реализации;
  • налоговый период – каждое событие, связанное с реализацией;
  • налоговая ставка – 6,2%;
  • порядок исчисления налога – произведение налоговой ставки на налоговую базу.

Предусмотрены и особенности уплаты налога, а именно – безакцептное изъятие суммы налога при каждом поступлении на расчетный счет денежных средств от покупателей. То есть безналичное списание суммы налога при каждом поступлении денег на расчетный счет организации или ИП от покупателей, заказчиков или при инкассации наличных денег в ритейле. По мнению авторов идеи, упрощенному сбору данного налога будут способствовать современные банковские технологии.

В числе предполагаемых результатов введения единого оборотного налога указаны следующие:

  • оптимизация системы налогообложения за счет замены одним налогом четырех других – НДС, налога на прибыль, страховых взносов и НДФЛ;
  • обеспечение реализации принципа равенства налогообложения;
  • устранение налоговой дискриминации;
  • избавление от такого явления, как теневая зарплата;
  • обеспечение максимальной простоты налогового администрирования и защиты от уклонения от уплаты налогов;
  • построение профицитного пенсионного бюджета, который позволит снять с повестки дня вопрос повышения пенсионного возраста;
  • восстановление инвестиционной активности и построение гармоничной отраслевой структуры экономики.

Реализация предлагаемой инициативы, по мнению ее авторов, будет способствовать экономическому росту во всех отраслях.

Позиция заинтересованных органов

Стоит отметить, что идея введения единого оборотного налога выдвигалась уже давно. Так, позиция Минфина России по этому вопросу была озвучена еще в 2006 году в ответах на вопросы интернет-конференции Президента России Владимира Путина. Тогда в целях упрощения налоговой системы России предлагалось оптимизировать налоговую систему, исключив из нее лишние налоги. Речь шла о сохранении только двух налогов (НДФЛ и налога на прибыль) и введении третьего – единого оборотного налога при условии корректировки порядка распределения между бюджетами разных уровней доходов от их уплаты. Минфин России отметил, что налоговая система РФ включает в себя совокупность налогов, применяемых во многих странах мира с развитой экономикой, и предлагаемый переход на три налога может создать неоправданные трудности с наполнением доходными источниками бюджетов различных уровней. А значительные различия в налогооблагаемой базе по субъектам и муниципалитетам потребуют применения более сложного механизма перераспределения между ними собираемых налоговых доходов, подчеркнули в ведомстве. "Кроме того, произойдет неоправданное выпадение из налоговой системы имущественных и других видов налогов", – отмечалось в ответе.

Что касается ФНС России, то она не высказала свою позицию по рассматриваемому вопросу, подчеркнув в своем письме от 17 мая 2019 г. № СД-3-3/4898@ "О рассмотрении обращения", что служба не наделена правом законодательной инициативы, которым обладает Минфин России.

НК РФ находится в числе лидеров среди федеральных законодательных актов по числу ежегодно вносимых в него поправок. Помимо корректировки норм, касающихся конкретных налогов и сборов, совершенствуется и сама налоговая система страны. Так, если в момент принятия НК РФ в 1998 году было установлено 16 федеральных, 7 региональных и 5 местных налогов и сборов, то в настоящее время их насчитывается 9, 3 и 3 соответственно (ст. 13-15 НК РФ). Однако заданный курс на оптимизацию системы налогообложения не означает, что государство готово к таким радикальным мерам, как исключение традиционных и устоявшихся в российской системе НДС, налога на прибыль, страховых взносов, НДФЛ и замена их единым оборотным налогом. Даже если законодатель посчитает такую корректировку целесообразной и возможной к осуществлению, потребуется немало времени для подготовки необходимых законодательных решений и анализа всех возможных последствий их принятия.

Согласно проекту плана проведения оценки фактического воздействия нормативных правовых актов на 2021 год рассматривать возможность внесения предлагаемых поправок в НК РФ будет Минфин России. Обсуждение проекта плана продлится до 26 августа.

1 С текстом Проекта Плана проведения ОФВ НПА на 2021 год и материалами к нему можно ознакомиться на федеральном портале проектов нормативных правовых актов (ID: 05/16/07-20/00106559).

Кумпанство — товарищество, добровольно составленное из землевладельцев для отбывания повинности постройки кораблей в России в конце XVII века. Помимо постройки кораблей кумпанствам вменялось их полное снаряжение.

В истории России создание кумпанств было инициировано Петром I для постройки кораблей Азовской флотилии. Кумпанства создавались как светскими, так и церковными землевледельцами.

В период с 1696 по 1697 было создано несколько десятков кумпанств, из них около половины принадлежало церкви.

В течение нескольких лет кумпанства смогли спустить с верфей несколько десятков кораблей. Однако постепенно Пётр I приходил к мысли о малой эффективности кумпанского метода строительства. В 1700 кумпанства, как особая форма кораблестроительных организаций, были упразднены. Вместо них был введён единый государственный налог «на починку тех кораблей и на покупку всяких корабельных припасов, и на дачу плотникам и кузнецам разным мастерам, столярам, матросам жалованных и кормовых денег».

Источники

  • Панова В.И. История Воронежского края: учеб.-методич. пособие / В.И.Панова. – 4-е изд., доп. - Воронеж : Родная речь, 2004. – 287 с.

Wikimedia Foundation . 2010 .

  • Кумок Яков Невахович
  • Кумранская община

Смотреть что такое "Кумпанства" в других словарях:

КУМПАНСТВА — так назывались в петровское время компании, в которые должны были объединиться все владельцы крестьян, имевшие 100 и более дворов, для строительства кораблей военного флота. Светские владельцы обязывались построить один корабль с 10 000 дворов, а … Морской словарь

Галеры, построенные кумпанствами — В целях закрепления успехов, достигнутых во время второго Азовского похода 1696, Петр I считал необходимым строительство флота для Азовского моря, но, поскольку средства в казне для этих целей отсутствовали, постановлением Боярской думы от… … Военная энциклопедия

Баркалоны — [Баркалон — от итал. barca longo (длинная барка).] строились в Испании, Англии и Франции. Это были парусно гребные суда, имевшие одну мачту с косым парусом и артиллерийское вооружение до 10 пушек. К концу XVII в. флоты основных морских… … Военная энциклопедия

Кумпанство — товарищество, добровольно составленное из землевладельцев для отбывания повинности постройки кораблей в России в конце XVII века. Помимо постройки кораблей кумпанствам вменялось их полное снаряжение. В истории России создание кумпанств было… … Википедия

Петр I Алексеевич Великий — первый император всероссийский; родился 30 мая 1672 года от второго брака царя Алексея Михайловича с Натальей Кирилловной Нарышкиной, воспитанницей боярина А. С. Матвеева. Вопреки легендарным рассказам Крекшина, обучение малолетнего П. шло… … Большая биографическая энциклопедия

Протасьев, Александр Петрович — окольничий, младший брат стольника и воеводы в Верхотурье (1695 1698) Дмитрия Петровича Протасьева. Со званием стряпчего упоминается в боярских книгах еще под 1667 68 годом. В 1674 году, будучи стряпчим, находился на государевом дворе, где,… … Большая биографическая энциклопедия

компанейство — I. КОМПАНЕЙСТВО, КОМПАНСТВО ая, ое. См. Компанство, Кумпанство. II. КОМПАНСТВО, КУМПАНСТВО, КОМПАНЕЙСТВО, КОМПАНСТВО а, ср. compagnie f., нем. Kumpan. 1. устар. Промышленное или торговое товарищество или объединение. Твоего архиерейского… … Исторический словарь галлицизмов русского языка

компанство — I. КОМПАНЕЙСТВО, КОМПАНСТВО ая, ое. См. Компанство, Кумпанство. II. КОМПАНСТВО, КУМПАНСТВО, КОМПАНЕЙСТВО, КОМПАНСТВО а, ср. compagnie f., нем. Kumpan. 1. устар. Промышленное или торговое товарищество или объединение. Твоего архиерейского… … Исторический словарь галлицизмов русского языка

кумпанство — КОМПАНСТВО, КУМПАНСТВО, КОМПАНЕЙСТВО, КОМПАНСТВО а, ср. compagnie f., нем. Kumpan. 1. устар. Промышленное или торговое товарищество или объединение. Твоего архиерейского кумпанства на корабль канаты готовы. ДАИ XII, 28. 1694. Велено тебе князь… … Исторический словарь галлицизмов русского языка

Петр I Алексеевич Великий — первый Император всероссийский, родился 30 мая 1672 года от второго брака царя Алексея Михайловича с Натальей Кирилловной Нарышкиной , воспитанницей боярина А.С. Матвеева . Вопреки легендарным рассказам Крекшина , обучение малолетнего Петра шло… … Биографический словарь

история важнейших петровских верфей тогда и сейчас

Когда Петр I решил, что России необходимо обзавестись современным, сильным и конкурентоспособным флотом, возник вопрос, кто будет его строить. О том, как сложилась судьба петровских судостроительных проектов, с помощью которых Россия стала морской державой всего за одно поколение, читайте в нашем материале.

Закупка кораблей за границей не могла удовлетворить растущие потребности, поэтому на территории страны одна за другой начали появляться верфи – от Москвы и дальше.

Каждый проект Петра I отвечал конкретным тактическим задачам. Верфи на Неве и Двине, на Волге и Дону были созданы для оттеснения шведов и турок и служили главной стратегической цели – раздвинуть границы Российского государства.

Некоторые из этих верфей, выполнив петровские задачи, действуют до сих пор.

Так, Адмиралтейская верфь сейчас – одно из ведущих судостроительных предприятий Санкт-Петербурга, входящее в ОСК. А Астраханская верфь стала предшественницей астраханского Южного центра судостроения и судоремонта.

*На картах изображено примерное расположение верфей

Село Преображенское (Москва)

Петр I создает первую настоящую верфь, где строились галеры для Азовского похода. «Немцы» (главным образом голландцы) из столичной Немецкой слободы и русские мастера с Севера объединили усилия, чтобы построить 22 галеры и 4 брандера, которые затем в разобранном виде перевезли на Дон, в Воронеж.

Соломбальская верфь, Архангельск

Бассейн Белого моря

В сентябре 1693 года в Архангельске 22-летний Петр I закладывает первый малый фрегат «Апостол Павел» на своей первой серьезной верфи – Соломбальской. Строить корабль и руководить верфью остался назначенный Петром губернатор – Федор Апраксин, будущий первый президент Адмиралтейств-коллегии.

Верфь упразднили только в 1862 году, в эпоху угля и пара. Мастерство поморских корабелов, большие запасы строевого леса (в первую очередь лиственницы) и удачные проекты судов – все это принесло Архангельску славу, выходящую далеко за пределы России. Многие боевые корабли Балтийского флота были построены именно на берегах Двины. Сегодня северодвинские кораблестроители продолжают дело, начатое на Соломбальской верфи.

Воронеж

Бассейн Азовского моря

Петр на этом останавливаться не собирался. Однако тот факт, что построенный второпях, из мокрой древесины флот приходит в негодность на второй-третий год службы, перечеркивал его планы. И осенью 1696 года ему пришлось собирать Боярскую думу и ставить перед ней вопрос о строительстве нового флота – на этот раз постоянного, способного ходить по морям.

Дума приняла историческое для истории флота России решение. 20 октября 1696 года она постановила: «Морским судам быть», а Азов заселить русскими людьми и укрепить. Но одно дело – указ, и совсем другое – практическое его воплощение при отсутствии средств в государственной казне. Поэтому Петр ставит новый эксперимент: строительство флота доверяется частным компаниям. Создается 68 «кумпанств», кто-то строит корабли собственными силами, кто-то привлекает опытных подрядчиков из-за рубежа, но результат все тот же: качество кораблей (за очень редким исключением) оставляет желать лучшего. Тем не менее у Азова появляется русский флот – пусть не слишком мореходный и требующий постоянного ремонта, но вполне реальный. А ниже Воронежа по течению Дона и даже на самом Азовском море – в Таганроге – возникают верфи, на которых строятся корабли.

Лужская верфь

Бассейн Балтийского моря

Верфь на реке Луга в 1701 году начинает строить десантные суда по азовскому образцу для штурма шведского Нотебурга (крепость Орешек до захвата шведами в 1612 году).

Занимались этим люди, уже имевшие опыт Архангельска и Азова, поэтому за год было построено и вооружено не менее 300 стругов и иных лодок, которые и составили основную ударную силу гребного флота, штурмовавшего Нотебург осенью 1702 года. Но до этого гребному флоту в двух столкновениях в июне и августе 1702 года удалось нанести существенный ущерб эскадре Нумерса, вынудив ее уйти из Ладоги на Балтику.

Олонецкая верфь

Бассейн Балтийского моря

На впадающих в Ладогу реках началось строительство крупных парусных кораблей. Петр приказал основать две верфи – на реке Свири (Олонецкую по названию уезда или Лодейнопольскую по названию города) и на реке Сяси. Места для верфей выбирались исходя из возможности доступа к ним по глубокой воде.

Первые корабли на стапелях Сясьской верфи были заложены 1 мая 1702 года, а в 1703 году со стапелей Олонецкой верфи сошел первый фрегат Балтийского флота «Штандарт», имевший 28 пушек. Первый поход «Штандарт» совершил в сентябре 1703 года: от верфи по Ладоге и Неве он дошел до нового города Санкт-Петербурга в устье Невы. Вел корабль капитан с очень хорошо известным псевдонимом – Петр Михайлов. На флаге фрегата вместе с двуглавым орлом были карты уже не трех, а четырех морей – Белого, Азовского, Каспийского и Балтийского.

Олонецкая верфь пережила своего создателя – в 1818 году тут был построен шлюп «Мирный», прославившийся в деле открытия Антарктиды русскими моряками. Закрыта Олонецкая верфь была только в 1829 году.

Адмиралтейская верфь, Санкт-Петербург

Бассейн Балтийского моря

1704 – по настоящее время

Уже на следующий год после основания Санкт-Петербурга, в ноябре 1704 года, Петр I заложил в этом городе верфь – Адмиралтейскую (или «Адмиралтейский дом»). Шла война, город находился на отобранной у врага территории, и шведы продолжали попытки вернуть ее под свой контроль. Поэтому верфь с самого начала готовится к обороне – ее окружают валом, и к зиме 1705–1706 года это уже полноценная крепость с сотней корабельных орудий.

До 1709 года на Адмиралтейской верфи строятся небольшие суда, более крупные по-прежнему создаются на Олонецкой верфи. Но разгром главных сил шведов под Полтавой резко снизил активность противника, и в Петербурге начинается строительство более крупных кораблей. Первый линейный корабль, заложенный на Адмиралтейской верфи в 1709 году и вошедший в состав флота в 1712-м – знаменитая «Полтава». Корабль прослужил 12 лет, участвовал во многих походах и боях Северной войны.

Адмиралтейская верфь существует и сейчас – под именем «Адмиралтейские верфи». Это одно из ведущих судостроительных предприятий Санкт-Петербурга входит в ОСК.

Новоладожская верфь

Бассейн Балтийского моря

Старинный Николо-Медведский монастырь в устье Ладоги, укрепленный в начале Северной войны на случай нападения шведов, в 1704 году был превращен в верфь.

В 1708 году здесь тоже строили линейные корабли – руководил этим англичанин Ричард Браун. Первые два новоладожских корабля – «Выборг» и «Рига» – были спущены на воду в 1710 году.

Новоладожская верфь ненадолго пережила петровскую эпоху – производство кораблей тут резко упало сразу после смерти императора и окончательно прекратилось в 1741 году.

Партикулярная верфь, Санкт-Петербург

Бассейн Балтийского моря

Для строительства речного транспорта, который удовлетворял бы потребности разрастающегося Санкт-Петербурга, Петр I учредил Партикулярную верфь. Мера была в какой-то степени вынужденной, так как жители города на Неве всячески уклонялись от водных прогулок, особенно под парусом. А это царя всерьез задевало – ему было неприятно, что люди не разделяют его увлечение флотом. Он издавал указы (например, от 15 июня 1710 года) о запрете гребли, если есть ветер, но дело шло трудно. И тогда Петр решил сделать невиданное.

В мае 1718 года Партикулярная верфь занялась раздачей судов по спискам, подготовленным Петром. Суда передавались в вечное пользование бесплатно, но у новых (вынужденных) владельцев возникала обязанность содержать суда в надлежащем порядке, чинить их по мере надобности, а если придут в негодность – построить новое размером не меньше утраченного, но уже на свои средства. В общей сложности Невский флот насчитывал 141 судно.

Поставив таким образом петербуржцев перед фактом судовладения, Петр стал прививать им вкус к плаванию по Неве под парусом – тоже в обязательном порядке. Под угрозой крупного штрафа судовладельцы или их дети должны были каждое воскресенье с мая по октябрь выходить под парусом на простор Невы и совершать многочасовые тренировки по судовождению под наблюдением невского адмирала – главы Невского флота (эта должность совмещалась с руководством Партикулярной верфью).

Таганрогская верфь

Бассейн Азовского моря

Таганрог (в петровские времена – Троицк-на-Таганьем Роге) был основан как морской порт и крепость, но фактически там возникла и верфь. Суда, которые строились на Дону и его притоках, были ограничены глубинами этой реки, поэтому их спускали на воду незавершенными, доводили до Таганрога и достраивали на воде уже там. Флот, который был собран и достроен к 1711 году в Таганроге, было достаточно внушителен (около 500 судов всех классов), хотя его корабли и не отличались хорошей мореходностью. Однако вести успешные войны на двух столь удаленных фронтах Россия на тот момент еще не могла, и Петр согласился на разрушение Таганрога как одно из условий мирного договора по итогам провального Прутского похода. Правда, в тайне от турок он приказал фундаменты не трогать, так как надеялся после решения шведского вопроса к турецкому вернуться.

Казанское адмиралтейство

Бассейн Каспийского моря

В 1711 году на двух верфях (правда, тут их называли просто пристанями) Верхней Волги – у нынешнего города Дубны и у впадения в Волгу реки Нерли около древнего города Константин (сейчас там дно Угличского водохранилища, на берегу которого стоит деревня Скнятино) – начали строить суда, которые направлялись в Петербург по новой Вышневолоцкой водной системе. Строили там тьялки по голландскому образцу – небольшие плоскодонные грузовые суда с парусным вооружением. В 1712 году флот из 200 таких судов был направлен с Волги в Петербург, но так как Вышневолоцкая система первые годы чаще стояла, чем работала, флот на ней застрял на зимовку, о чем очень сокрушался Правительствующий сенат.

Ниже по течению Волги судостроение было регулярным и имело давние традиции, которые Петр взялся заменить западными новшествами. Когда война со шведами после 1714 года немного пошла на убыль, Петр снова стал уделять внимание южному направлению, только на этот раз не Азовскому, а Каспийскому морю, которому нужен был серьезный флот.

Казанское адмиралтейство существовало до XIX века и славилось судами для Волги и Каспия. Одной из причин этого было отличное качество дуба, растущего в Поволжье, – особый указ о его добыче и сбережении датируется 1709 годом. Что же касается Астраханской верфи, основанной Петром в 1722 году, то ее можно считать предшественником астраханского Южного центра судостроения и судоремонта, который успешно существует и поныне.

Пётр I, царь-реформатор, царь-революционер, при котором Россия получила статус империи, с первых дней своего правления не был похож на предшественников.

Предпосылки реформ Петра I, изменивших Россию

Последний русский царь и первый российский император Пётр Алексеевич Романов своей неиссякаемой энергией, властными, решительными действиями, по меткому выражению Александра Сергеевича Пушкина, «Россию поднял на дыбы». Но таких радикальных преобразований могло бы и не случиться, если бы не предшественники государя, его батюшка, Алексей Михайлович Тишайший, и единокровный брат, Фёдор Алексеевич. Именно они стали зачинателями «славных дел» Петра и подготовили почву для новой России.

Принято считать, что в годы петровских преобразований произошла европеизация страны. Между тем влияние иностранцев усилилось еще при Алексее Михайловиче. Именно при нём в Россию стали приезжать заграничные военнослужащие, врачи и аптекари. В Москве в 1652 году, согласно царскому указу, была создана Новонемецкая слобода для иноземцев.

Немаловажное значение для будущих великих преобразований имели и первые реформы Алексея Михайловича по западному образцу. В русской армии служили полки нового строя, мастеров из Голландии приглашали для строительства первого русского парусного корабля «Орел».

Также при батюшке Петра I по европейскому подобию было проведено реформирование налоговой системы. Так появились косвенные налоги на соль и табак.

Самым видным преобразователем эпохи Алексея Михайловича Тишайшего был Афанасий Лаврентьевич Ордин-Нащокин. Именно с его лёгкой руки увеличено число стрельцов, установлена рекрутская повинность и создана постоянная армия.

Указом 1667 года царь отменил привилегии иностранным компаниям и ввёл льготы для российских купцов.

Алексей Михайлович Тишайший, 1670-1680 гг.

Алексей Михайлович Тишайший, 1670−1680 гг. Источник: wikipedia.org

Наследник «Тишайшего» государя Фёдор Алексеевич ввиду слабого здоровья в государственных делах самостоятелен не был. Однако и ему удалось совершить ряд важных преобразований: в 1682 году было отменено местничество, существенно изменились придворный быт и мода, при Заиконоспасском монастыре появилась Типографская школа, ставшая предтечей Славяно-греко-латинской академии.

Таким образом, старт великим петровским реформам был дан ещё в середине 17 века. Молодому государю, в 1682 году вступившему на русский престол, предстояло довести задуманное его предшественниками до логического завершения — опять же, вспоминая Пушкина, «в Европу прорубить окно».

Начало правления Петра I: время перемен

В 1696 году после смерти брата Ивана Алексеевича Пётр стал единоличным правителем. С юных лет общавшийся с иноземцами, он понял, что первостепеннейшее значение для России имеет выход к Чёрному и Балтийскому морям. Решив начать борьбу с южных рубежей, весной 1695 года молодой государь предпринял первый Азовский поход. Атака турецкой крепости потерпела фиаско. Год спустя Пётр решился на повторную осаду. В итоге крепость пала. Благодаря этой победе Россия вышла к южным морям. Правда, закрепиться на новых рубежах было для нее делом проблематичным — требовались союзники.

Весной 1697 года Пётр, назвавшись Петром Михайловым, отправился в Европу в составе Великого посольства, первостепенной целью которого был поиск союзников для борьбы с Османской империей. Но и для самого царя дипломатическая миссия в Европу имела большое значение. Пётр изучил военную науку и корабельное дело, познакомился с жизнью и порядками европейских государств. Кроме того, в ходе Великого посольства он изменил главное направление внешней политики России с южного на северное. Вместо соратников против Турции он нашел единомышленников против Швеции.

Здание Двенадцати коллегий на Васильевском острове.

Здание Двенадцати коллегий на Васильевском острове. Источник: ru. wikipedia.org

Реформы управления Петра I

Вернувшись из европейского турне, Пётр не только начал вести активную подготовку к Северной войне, но и приступил к осуществлению преобразований. Видя необходимость создания особого органа государственного управления, он весной 1711 года учредил Правительствующий сенат, который состоял из 9 ближайших к нему сановников. Созданное царем учреждение хотя и имело законосовещательные, судебные и контролирующие полномочия, государя не заменяло и власть его не ограничивало.

Одновременно с Сенатом была учреждена должность фискалов, в обязанности которым вменялись сыск и надзор за ворами и взяточниками. В 1722 году под контроль попала и деятельность самого Сената. Эта работа была поручена Павлу Ивановичу Ягужинскому, получившему должность генерал-прокурора, «ока государева».

В 1718 году на смену приказам пришли коллегии (всего их при Петре I было 13), которые подчинялись Сенату и имели чёткое разделение функций. Такая система управления была заимствована у Швеции.

Реформа в сфере государственного управления не оставила в стороне и местные учреждения. Административно-территориальное деление страны полностью трансформировалось. Уезды сменились губерниями во главе с губернатором или генерал-губернатором, наделенным всей полнотой судебной и административной власти. В дальнейшем губернии стали выполнять роль военных округов, а территорию страны разделили на провинции. Коснулись преобразования и управления городами. Еще в 1699 году в Москве была учреждена Бурмистерская палата, в подчинении которой находились земские избы всех городов. Впоследствии Бурмистерскую палату переименовали в Ратушу, а в 1718 году она стала Коммерц-коллегией.

Реформы Петра изменили положение дворян. В 1714 году государем был подписан указ о единонаследии, согласно которому все недвижимое имущество дворянина мог наследовать только один его сын. Данное постановление уровняло вотчину и поместье, а также заставило молодых дворян, оставшихся без отцовской земли, поступать на военную или государственную службу, где карьера теперь зависела не от происхождения, а от заслуг.

Табель о рангах, принятый Петром в 1722 году, определил разделение гражданской и военной службы на 14 классов. Чтобы получить статус потомственного дворянина, необходимо было дослужиться до 8 ранга.

Экономическая политика Петра I

Существенные сдвиги произошли в экономике. Почти половина всех предприятий при Петре I открывалась на государственные средства. Купцы, занимавшиеся строительством заводов, получали значительные привилегии: освобождались от военной службы, уплаты налогов и пошлин на заграничные товары. В то же время фабрикантов часто обязывали арендовать у государства убыточные предприятия и заниматься их развитием, гарантируя при этом обеспечить хороший сбыт продукции посредством госзаказов.

Большое внимание Пётр уделял военным мануфактурам. Уже в 1702 году на ввоз оружия из-за границы было наложено царское вето. Десятки тысяч пушек были отлиты в годы петровского правления. Появились в этот период и первые скорострельные орудия. Для пошива военного обмундирования набирала обороты текстильная промышленность.

Развитие флота послужило причиной введения новой повинности, заключавшейся в постройке кораблей землевладельцами. Были организованы их объединения — кумпанства, которые в 1700 году упразднены и заменены единым государственным налогом.

В 1719 году была обнародована Берг-привилегия — документ, по которому любой человек имел право добывать полезные ископаемые при условии уплаты горной подати государству и владельцу земли. Так были открыты крупные месторождения торфа, каменного угля, горного хрусталя и селитры. Развитие и становление промышленности требовало наличия большого количества рабочей силы. Квалифицированных мастеров Пётр приглашал из-за границы, суля им выгодные условия и привилегии. Отправляя молодых дворян на обучение за рубеж, открывая при мануфактурах технические школы и ремесленные училища, он обзаводился собственными грамотными кадрами.

Согласно указу 1703 года, крепостных или черносошных крестьян закрепляли за мануфактурами для работы в счёт государственной подати. Эти крестьяне получили название приписных. Другая категория — посессионные крестьяне — покупалась купцами-фабрикантами и прикреплялась к мануфактуре навечно, без права продажи.

В.А. Серов. Петр 1, 1907 год.

В.А. Серов «Пётр I», 1907 год. Источник: Государственная Третьяковская галерея

Активное развитие получила торговля. Указом 1718 года купцам было запрещено вести коммерческую деятельность с иностранцами через Архангельск. Так Петербург стал главным портом страны. Большим спросом на Западе пользовались российский лес, смола, пенька, железо и медь.

Протекционистская политика Петра I, поддерживавшая отечественного производителя, привела к снижению импорта. В 1724 году введён таможенный тариф и установлены высокие пошлины на иноземную продукцию, которая могла выпускаться или выпускалась в Российской империи.

Успешно развивалась внутренняя торговля. Главным видом транспорта внутри страны стал речной. Поэтому при Петре I были построены Волго-Донской, Ладожский, Вышневолоцкий каналы и канал Москва — Волга.

Также обогащению государства способствовала налоговая реформа. С 1724 года с каждой души мужского пола, исключая дворян и духовенство, взималась подушная подать. Для учета налогоплательщиков была проведена «ревизия» населения. Помимо прямого налога существовало почти полсотни косвенных: конская, банная, рыбная подати и всем известный налог на бороду.

Церковная реформа Петра I

Петровские преобразования не обошли стороной и духовенство — важнейшее сословие 17 века. Считая, что церковь должна воспитывать мирян, содержать школы, богадельни и, самое главное, подчиняться государству, Пётр после кончины патриарха Адриана в 1700 году распорядился нового главу духовенства не выбирать. Вместо этого он учредил должность Патриаршего местоблюстителя, которую занял митрополит Стефан Яворский.

Год спустя из-под пера государя вышел указ, который восстановил Монастырский приказ и передал под его контроль церковные землевладения и значительную долю доходов с них. Также в ведении Приказа находилось решение вопросов монашества и назначение настоятелей в обители. В январе 1721 года Пётр обнародовал «Духовный регламент» — его общее «детище» с архиепископом Феофаном Прокоповичем. Согласно этому документу, патриаршество упразднялось, дела церкви поручались Святейшему Синоду, члены которого назначались лично государем.

Не считая других обязанностей, священникам теперь было предписано вести метрические книги, выявлять беглецов и доносить в вышестоящие органы на государственных преступников, открывшихся на исповеди.

«Регламент духовный», 1721 год.

«Регламент духовный», 1721 год. Источник: ru. wikipedia.org

Определенную терпимость проявил Петр в отношении старообрядцев и представителей иных конфессий. Раскольники перестали преследоваться судом, однако обязывались платить налоги в двойном размере и носить особое одеяние. Полную свободу веры получили от российского государя приезжавшие в страну иностранцы. В России возводили кирхи, костелы, католические храмы. Дал Синод добро и на межконфессиональные браки.

Социальное и национальное движение и оппозиция реформам

Преобразования Петра тяжёлой ношей легли на плечи простого люда. Высокие налоги, рекрутская повинность, основание новой столицы, строительство фортов и каналов, принудительное введение заграничных порядков — всё это подтолкнуло народные массы к решительным действиям.

Первый бунт вспыхнул в Астрахани. В 1705 году местный поборщик-воевода, следуя царскому указу, стал силой рубить горожанам бороды и укорачивать платья. Для стрельцов, купцов и прочего посадского люда это было последней каплей. Ночью они напали на Астраханский кремль, казнили воеводу и несколько сотен служилых людей, конфисковали их имущество и даже запланировали поход на Москву. Пётр бросил на подавление восстания несколько тысяч человек. Нормализовать обстановку удалось только в 1706 году.

Причинами следующего восстания стали петровский указ о сыске беглых крестьян и попытка царя ограничить казачье самоуправление. Возглавил мятеж донской атаман Кондратий Афанасьевич Булавин. Летом 1707 года он уничтожил головной отряд государя, однако закрепить победу ему не удалось. Разбитый войсковым атаманом, Булавин бежал в Запорожскую Сечь. Укрепив и пополнив силы, повстанцы завладели Черкасском, потом, разделившись, двинулись на Саратов, Изюм и Азов. Потерпев поражение под последним, Булавин вернулся в Черкасск, где, согласно одной из версий, был убит.

Смерть предводителя не остановила мятежников. Крестьянские волнения не прекращались ещё несколько лет. Против государя-реформатора и его указов поднимались раскольники, башкиры, заводские крестьяне и работники мануфактур. Знать тоже не была в восторге от царских новшеств, разрушивших привычный уклад жизни.

Н.Н. Ге. Петр 1 допрашивает царевича Алексея, 1871.

Н.Н. Ге. «Пётр I допрашивает царевича Алексея», 1871. Источник: Государственная Третьяковская галерея

С вступлением Петра на российский престол его оппозиция примкнула к царевне Софье. После заточения её в монастырь противники государевых преобразований стали группироваться вокруг его первенца, царевича Алексея. После того как последний погиб в застенках Петропавловской крепости при невыясненных обстоятельствах, Пётр ввел указ о престолонаследии. Однако сам им воспользоваться не успел.

2 февраля 1701 г. был издан указ Петра I, положивший начало Балтийскому флоту

Фактическим создателем русского Балтийского флота был царь Пётр I. Ещё в годы юности им на Плещеевом озере была создана «потешная» флотилия. Юный царевич обладал живым умом и проявлял большой интерес практически ко всем вопросам, связанным с морем, морским делом. Так, в записке написанном самим Петром – «О начале кораблестроения в России», он рассказывает как заинтересовался случайно найденной астролябией и разыскал человека, который мог с ней обращаться (голландца Франца Тиммермана). Затем обнаружил в Измайлове английский бот. По просьбе царевича, Франц сыскал мастера – голландца Бранта, который прибыл в Россию при царе Алексее Михайловиче для строительства морских судов на Каспии, он починил бот. На этом боте Пётр ходил на Яузе, затем на Плещееве (Переяславском) озере. Это озеро стало центром для опытов строительства судов будущего флота. Карштен Брант построил два малых фрегата, три яхты, которые составили ядро «потешной» флотилии, она несколько лет служила для развлечения царевича.

30 июля 1693 года Пётр впервые увидел море – это было Белое море. Здесь он впервые познакомился и с настоящими морскими судами – голландскими и английскими торговыми кораблями. Он совершает на 12-пушечной русской яхте «Святой Пётр» шестидневное путешествие, провожая иностранные суда. Пётр остался в Архангельске до осени, ожидая торговый караван из Гамбурга, чтобы осмотреть корабли. В Архангельске Пётр заложил 24-пушечный корабль «Апостол Павел» и приказал купить у голландцев 44-пушечный фрегат («Святое пророчество»). Первое знакомство с морем окончательно проявило настоящую страсть Петра к морской стихии и морскому делу, которая не оставляла его до самой смерти. Эта страсть совпала с государственной необходимостью и для национальной безопасности, и для экономики России обладать мощным военным и торговым флотом. Пётр был готов сделать всё, что в его силах, чтобы построить для России военный и торговый флот.

В мае 1694 года царь совершил второе путешествие к Белому морю. Почти сразу по прибытии в Архангельск Пётр совершил путешествие на яхте в Соловецкий монастырь. Находясь в Архангельске, молодой царь практически ежедневно часами бывал у голландцев и англичан, наблюдая, набираясь опыта и даже принимал участие в разного рода корабельных ремонтных работах. 14-21 августа царь совершил морской поход на трёх кораблях. Он снова сопровождал англо-голландский торговый караван. Это путешествие показало царю, что у него нет настоящих морских офицеров. Никакого серьёзного опыта не было ни у «вице-адмирала» Бутурлина, который командовал «Апостолом Павлом», ни у «адмирала» князя Ромодановского – фрегат «Святое пророчество», ни у «контр-адмирала» Гордона. Гордон вообще чуть не утопил яхту «Святой Пётр». Матросы из поморов делали свою работу довольно хорошо. Но командный состав был из рук вон плох.

Два путешествия на Белое море показали Петру, что необходимо прорваться к Чёрному или Балтийскому морю. Белое море было слишком удалено от Европы, и ходить по нему можно было только во время летней навигации. Россия также имела выход к Каспию, но это было море-озеро, не имеющее выхода к другим морям. Первая попытка прорваться к Азовскому и Чёрному морям была сделана вовремя Азовских походов 1695-1696 гг. Первый поход показал, что для взятия турецкой крепости Азов, необходим флот. Пётр развёрнул масштабное строительство кораблей и судов на верфях Воронежа и в Преображенском. Для работ было мобилизовано более 25 тыс. крестьян и посадских людей. Плотников, кузнецов, судостроителей брали отовсюду, где только могли найти. К началу второго похода были построены 2 крупных корабля, 23 галеры и более 1300 стругов, барок и различных мелких судов. Гребцами на галерах были отчасти «вольные», отчасти «каторжные». Эта флотилия сыграла большую роль в осаде Азова. Крепость была блокирована с моря, пробиравшаяся к Азову турецкая эскадра была обращена в бегство. Более мощная турецкая эскадра, пришедшая из Константинополя, не решилась вступить в бой с русской флотилией.

После взятия Азова, 19 июля 1696 года крепость сдалась, у мыса «Таганий Рог» (Таганрог) стали строить порт. Однако взятие Азова не решило стратегическую задачу по выходу в Чёрное море. Для этого надо было захватить Крымский полуостров. Но для продолжение войны с Турцией был нужен сильный флот. В октябре 1696 года царь написал Боярской думе, что стране необходим флот в 40 или более кораблей. В этом же месяце была собрана Боярская дума, 20 октября принимается принципиальное решение – «Морским судам быть…». 4 ноября 1696 года Боярская дума ввела новую повинность. Программа судостроения предусматривала строительство 52 судов, затем её расширили до 77 кораблей. Их должны были строить компании («кумпанства») которые состояли из групп землевладельцев (включая церковь) и торговых людей. Все землевладельцы, обладавшие более 100 крестьянских дворов, объединялись таким образом, чтобы в каждом «кумпанстве» было 10 тыс. дворов. Каждое такое «кумпанство» должно было построить один корабль. Монастыри и церковные иерархи также соединялись, они были должны построить один корабль с 8 тыс. крестьянских дворов. Купцы, как особое сословие, было должно сообща построить 20 кораблей. Мелкие землевладельцы, имевшие менее 100 крестьянских дворов, платили особый налог – по полтине со двора. «Кумпанства» должны были самостоятельно организовать весь комплекс судостроительных работ: от подготовительных, включая заготовку и доставку корабельного леса, покупку парусов, железа, орудий, содержания мастеров и рабочих, до спуска корабля на воду.

Программа кораблестроения бала запущена. С весны 1679 года кораблестроительные работы развернулись в полную силу. Воронеж стал настоящей «колыбелью русского флота». К 1699 году большинство кораблей было построено. Однако вскоре выяснилась необходимость государственного судостроения. Землевладельцы и купцы старались увильнуть от повинности, оттянуть сроки выполнения, сэкономить, покупая второсортные материалы для кораблей. К тому же не имели соответствующего опыта. Корабли часто приходилось перестраивать, они чаще ломались, срок службы был меньше, чем должен быть. Не оправдалась надежда и на помощь иностранных специалистов. Многие приехали в Россию только за барышом, не являясь профессионалами в корабельном деле. Только часть иностранных специалистов смогла оказать действительную помощь в строительстве и у правлении кораблями. Поэтому вскоре «кумпанства» уступили место адмиралтейству. Уже в 1698 году некоторые «кумпанства» смогли получить право откупиться от строительства кораблей, внеся в казну денежный выкуп – по 10 тыс. рублей за корабль. В 1697 году в Воронеже заложили «Адмиралтейский двор». В 1697 году на нём уже начали строить 7 больших кораблей и 60 бригантин. В 1700 году был учреждён «Приказ адмиралтейских дел», позднее он был преобразован в Адмиралтейств-коллегию. Адмиралтейство стало центральным государственным органом по руководству строительством, снабжением и обеспечением флота. Первым главой Адмиралтейства в Воронеже стал стольник А. Протасьев, затем Ф. Апраксин. Таким образом, была создана Азовская флотилия.

Одновременно Пётр хотел приобщиться к передовому опыту в области судостроения западных держав. Во время своего путешествия в Европу, царь большое внимание уделил вопросам кораблестроения, морской артиллерии, навигации. Пётр поставил перед собой цель: овладеть лично наукой судостроения настолько, чтобы ни одна часть этой сложной науки не осталась для него тайной. И, по отзывам современников, он вполне справился с этой задачей.

Северная война стала временем, когда кораблестроение в России вышло на европейский уровень. Несмотря на тяжелую войну на суше, Пётр не забывал уделять время и строительству кораблей. Он понимал, что полную победу над Швецией можно одержать только имея сильный флот на Балтийском море. Первоначально основным театром военных действий в борьбе со Шведской империей стал бассейн реки Невы. Пётр использовал опыт Азовских походов и строительства флотилии в Воронеже. В северо-западных районах страны развернулось строительство сначала транспортных судов, а затем и боевых кораблей. В начале 1701 года был издан указ о строительстве 600 стругов на реках Волхов и Луга. Кроме постройки судов, царем было предписано переписать и приобрести все транспортные речные средства у частных владельцев на Свири, Тихвине, Волхове и других реках, а также на Ладожском и Онежском озерах. Шёл сбор сведений у «бывалых людей» о путях подхода от устья Волхова к Неве.

Понятно, что одних транспортных судов было недостаточно для войны с сильным противником. Примерно в это же время заложили верфь на реке Сясь (река впадала в Ладожское озеро), там начали строить первые боевые корабли. В 1703 году корабли начали строить на реке Волхове и Свири. Были созданы Олонецкие (Свирские) верфи. На Свирской верфи в 1703—1706 гг. были заложены и спущены на воду первые ранговые корабли Балтийского флота: 11 фрегатов и 12 шняв. В 1708—1710 гг. построили два 50-пушечных линейных корабля, ещё один достроили. Кроме того, эта верфь до 1724 года построила более 800 различных малых кораблей и судов. Олонецкие верфи стали одним из главных кораблестроительных центров зарождающегося Балтийского флота. 22 августа 1703 года на Свирской верфи был спущен первый корабль — 28-пушечный фрегат «Штандарт». Корабль был спроектирован голландским кораблестроителем Выбе Геренсом. За «Штандартом» началась постройка других парусных и гребных кораблей.

Первоначально русские вели боевые действия на Ладожском и Чудском озерах, где противник имел флотилии боевых кораблей имевших по 10-20 орудий, с помощью отрядов небольших речных судов (карбасов, стругов, ладей и пр.). Их использовали для перевозки грузов и солдат. Шведское командование, имея настоящие боевые корабли с экипажами кадровых моряков, не предполагало встретить на водных просторах серьёзного сопротивления. Однако вскоре шведы убедились, что они недооценили храбрость и находчивость русских солдат. В мае 1702 года отряд русских судов вступил в бой со шведской эскадрой командора Лешерна в узком проливе, соединяющем Чудское озеро с Псковским. Русские захватили три шведских яхты в абордажном бою и прорвались в Чудское озеро. В середине июня русские суда атаковали шведскую эскадру вице-адмирала Нумерса на Ладожском озере у устья реки Вороны. Затем русские напали на шведские корабли у Кексгольма. Шведская эскадра потеряла несколько кораблей и оставила Ладожское озеро. Шведы ушли в Финский залив, и русская армия получила возможность спокойно осаждать Нотебург (Орешек).

7 мая 1703 года отряд русских судов под командованием самого царя Петра и Меньшикова напал в устье Невы на 10-пушечный галиот «Гедан» и 8-пушечную шняву «Астрильд». На русских лодках не было ни одного орудия. После ожесточённого боя, оба шведских корабля были взяты на абордаж.

Захватив всё течение реки Невы, и получив выход в Финский залив, Пётр Алексеевич решил закрепиться на этой земле. 16 мая 1703 года на берегу Невы была заложена Петропавловская крепость, так было положено начало основанию новой русской столицы – Санкт-Петербурга. Чтобы защитить город со стороны моря, зимой 1703-1704 гг. на острове Котлин основали крепость Кронштадт. 5 ноября 1704 года были начаты работы по строительству на левом берегу Невы Адмиралтейской верфи, в 1705 году на ней заложили первые корабли. Осенью 1704 года по Неве в Петербург стали прибывать первые корабли Балтийского флота. Весной 1705 года прибыли ещё корабли, на Сяси, Ладоге и Свири кипели работы по строительству новых кораблей. К маю 1705 года боевое ядро Балтийского флота уже состояла из примерно 20 кораблей с 270 орудиями и 2,2 тыс. человек экипажей.

Читайте также: