Ипн и соц налог

Опубликовано: 09.05.2024

ЕДИНЫЙ СОЦИАЛЬНЫЙ НАЛОГ

Единый социальный налог введен с 1 января 2001 года в соответствии с главой 24 части II Налогового кодекса Российской Федерации.

Контроль за правильностью исчисления, полнотой и своевременностью внесения взносов в государственные социальные внебюджетные фонды (Пенсионный фонд РФ, Фонд социального страхования РФ, Федеральный и территориальные фонды обязательного медицинского страхования), уплачиваемых в составе единого социального налога, возложен на налоговые органы.

Взносы на обязательное социальное страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний в состав единого социального налога не включаются и уплачиваются в Фонд социального страхования Российской Федерации в прежнем порядке. Контроль за уплатой этих взносов осуществляют органы Фонда социального страхования Российской Федерации.

Плательщики единого социального налога делятся на две категории (см. статью 235 НК РФ):
- к первой категории относятся юридические и физические лица, являющиеся работодателями, которые производят выплаты наемным работникам;
- ко второй категории относятся лица, получающие доходы в результате собственной деятельности.

В случае если налогоплательщик одновременно относится к обеим категориям, то он признается отдельным налогоплательщиком по каждому отдельно взятому основанию.

Не являются плательщиками единого социального налога организации и индивидуальные предприниматели, которые пере?ли на специальные налоговые режимы. Они не исчисляют единый социальный налог в части доходов, получаемых от этих видов деятельности.

Лица, получающие доходы в результате собственной деятельности (к ним отнесены индивидуальные предприниматели, родовые, семейные общины малочисленных народов Севера, занимающиеся традиционными отраслями хозяйствования, главы крестьянских (фермерских) хозяйств и адвокаты) не уплачивают единый социальный налог в части суммы, зачисляемой в Фонд социального страхования Российской Федерации.

Объектом налогообложения для исчисления налога (ст. 236 НК РФ) признаются:

для налогоплательщиков, относящихся к первой категории (см. Плательщики налога):
- выплаты и иные вознаграждения, начисляемые ими в пользу своих работников по всем основаниям, в том числе вознаграждения по договорам гражданско-правового характера, (выполнение работ, оказание услуг), по авторским и лицензионным договорам;
- выплаты в виде материальной помощи и иные безвозмездные выплаты в пользу физических лиц, на связанных с налогоплательщиком трудовым договором либо договором гражданско-правового характера, либо авторским или лицензионным договором.
Выплаты в натуральной форме, производимые сельскохозяйственной продукцией и (или) товарами для детей, признаются объектом налогообложения в части сумм, превы?ающих 1000 рублей в расчете на одного работника за календарный месяц.
Не признаются объектом налогообложения выплаты, которые производятся за счет средств, остающихся в распоряжении организации после уплаты налога на доходы организации, или средств, остающихся в распоряжении индивидуального предпринимателя либо физического лица после уплаты налога на доходы физических лиц.

для налогоплательщиков, относящихся ко второй категории (см. Плательщики налога):
доходы от предпринимательской либо иной профессиональной деятельности за вычетом расходов, связанных с их извлечением;
для индивидуальных предпринимателей, применяющих упрощенную систему налогообложения, объектом налогообложения является доход, определяемый исходя из стоимости патента.

Для всех случаев уплаты единого социального налога устанавливается перечень сумм, не подлежащих налогообложению (статья 238 НК РФ) и льготы по уплате единого социального налога (статья 239 НК РФ).

В части суммы единого социального налога, подлежащего зачислению в Фонд социального страхования Российской Федерации, в налоговую базу не включаются также любые вознаграждения, выплачиваемые работникам по договорам гражданско-правового характера, авторским и лицензионным договорам.

Налоговая база по единому социальному налогу (статья 237 НК РФ) определяется для налогоплательщиков, относящихся к первой категории, (см. Плательщики налога) как сумма выплат и иных вознаграждений, являющихся объектом налогообложения и начисленных работодателями за налоговый период, а для налогоплательщиков, относящихся ко второй категории, (см. Плательщики налога) как сумма доходов, являющихся объектом налогообложения и полученных этими налогоплательщиками за налоговый период.

Налогоплательщики, относящиеся к первой категории, (см. Плательщики налога) определяют налоговую базу отдельно по каждому работнику с начала года нарастающим итогом

Ставки единого социального налога

Базовая ставка единого социального налога составляет 26 %, в том числе:

в Пенсионный фонд РФ 20 %;

в Фонд социального страхования РФ 3,2 %;

в Федеральный фонд обязательного медицинского страхования 0,8 %;

в территориальные фонды обязательного медицинского страхования 2 %.

Регрессивная ?кала налогообложения

Главой 24 части II НК РФ установлена регрессивная ?кала налогообложения и определены условия ее применения (статья 243 НК РФ, статья 245 НК РФ).

1. Для налогоплательщиков, указанных в подпункте 1 пункта 1 статьи 235 настоящего Кодекса, за исключением выступающих в качестве работодателей налогоплательщиков - сельскохозяйственных товаропроизводителей, организаций народных художественных промыслов и родовых, семейных общин коренных малочисленных народов Севера, занимающихся традиционными отраслями хозяйствования, применяются следующие налоговые ставки:

Налоговая база на каждое физическое лицо нарастающим итогом с начала года

Фонд социального страхования Российской Федерации

Фонды обязательного медицинского страхования

Федеральный фонд обязательного медицинского страхования

Террито-риальные фонды обязательного медицинского страхования

До 280000 рублей

От 280001 рубля до 600000 рублей

56000 рублей + 7,9 процента с суммы, превы?ающей 280000 рублей

8960 рублей + 1,1 процента с суммы, превы?ающей 280000 рублей

2240 рублей + 0,5 процента с суммы, превы?ающей 280000 рублей

5600 рублей + 0,5 процента с суммы, превы?ающей 280000 рублей

72800 рублей + 10,0 процента с суммы, превы?ающей 280000 рублей

Свы?е 600000 рублей

81280 рублей + 2,0 процента с суммы, превы?ающей 600000 рублей

104800 рублей + 2,0 процента с суммы, превы?ающей 600000 рублей

Для налогоплательщиков - сельскохозяйственных товаропроизводителей, организаций народных художественных промыслов и родовых, семейных общин коренных малочисленных народов Севера, занимающихся традиционными отраслями хозяйствования, применяются следующие налоговые ставки:

Налоговая база на каждое физическое лицо нарастающим итогом с начала года

Фонд социального страхования Российской Федерации

Фонды обязательного медицинского страхования

Федеральный фонд обязательного медицинского страхования

Террито-риальные фонды обязательного медицинского страхования

До 280000 рублей

От 280001 рубля до 600000 рублей

44240 рублей + 7,9 процента с суммы, превы?ающей 280000 рублей

6160 рублей + 1,1 процента с суммы, превы?ающей 280000 рублей

2240 рублей + 0,4 процента с суммы, превы?ающей 280000 рублей

3360 рублей + 0,6 процента с суммы, превы?ающей 280000 рублей

56000 рублей + 10,0 процента с суммы, превы?ающей 280000 рублей

Свы?е 600000 рублей

69520 рублей + 2,0 процента с суммы, превы?ающей 600000 рублей

88000 рублей + 2,0 процента с суммы, превы?ающей 600000 рублей

3. Для налогоплательщиков, указанных в подпункте 2 пункта 1 статьи 235 настоящего Кодекса, если иное не предусмотрено пунктом 4 настоящей статьи, применяются следующие налоговые ставки:

Налоговая база нарастающим итогом

Фонды обязательного медицинского страхования

Федеральный фонд обязательного медицинского страхования

территориальные фонды обязательного медицинского страхования

До 280000 рублей

От 280001 рубля до 600000 рублей

20440 рублей + 2,7 процента с суммы, превы?ающей 280000 рублей

2240 рублей + 0,5 процента с суммы, превы?ающей 280000 рублей

5320 рублей + 0,4 процента с суммы, превы?ающей 280000 рублей

28000 рублей + 3,6 процента с суммы, превы?ающей 280000 рублей

Свы?е 600000 рублей

29080 рублей + 2,0 процента с суммы, превы?ающей 600000 рублей

39520 рублей + 2,0 процента с суммы, превы?ающей 600000 рублей

4. Адвокаты уплачивают налог по следующим налоговым ставкам:

Налоговая база нарастающим итогом

Фонды обязательного медицинского страхования

Федеральный фонд обязательного медицинского страхования

территориальные фонды обязательного медицинского страхования

До 280000 рублей

От 280001 рубля до 600000 рублей

14840 рублей + 2,7 процента с суммы, превы?ающей 280000 рублей

2240 рублей + 0,5 процента с суммы, превы?ающей 280000 рублей

5320 рублей + 0,4 процента с суммы, превы?ающей 280000 рублей

22400 рублей + 3,6 процента с суммы, превы?ающей 280000 рублей

Свы?е 600000 рублей

23480 рублей + 2,0 процента с суммы, превы?ающей 600000 рублей

33920 рублей + 2,0 процента с суммы, превы?ающей 600000 рублей

Порядок исчисления и уплаты

Главой 24 части II НК РФ устанавливается порядок исчисления и уплаты единого социального налога налогоплательщиками, выступающими в качестве работодателей, (статья 243 НК РФ) и налогоплательщиками, не являющимися работодателями, (статья 244 НК РФ). Налоговым периодом признается календарный год. Отчетными периодами по налогу признаются первый квартал, полугодие и девять месяцев календарного года (статья 240 НК РФ).

Сумма налога исчисляется и уплачивается налогоплательщиками отдельно в отно?ении каждого фонда и определяется как соответствующая доля налоговой базы. Уплата налога (авансовых платежей по налогу) осуществляется отдельными платежными поручениями в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования и территориальные фонды обязательного медицинского страхования.

Налогоплательщики-работодатели умень?ают сумму налога, уплачиваемую в Фонд социального страхования Российской Федерации, на сумму произведенных ими расходов на цели государственного социального страхования, предусмотренные законодательством Российской Федерации. При этом расходы на оплату первых двух дней временной нетрудоспособности не умень?ают сумму налога, уплачиваемую в Фонд социального страхования Российской Федерации, в связи с тем, что указанные расходы оплачиваются за счет средств работодателей в соответствии с федеральным законом от 29.12.2004 г. 202-ФЗ О бюджете Фонда социального страхования Российской Федерации на 2005 год.

По итогам отчетного периода (календарного месяца) налогоплательщики-работодатели производят исчисление авансовых платежей по налогу, исходя из налоговой базы, исчисленной с начала календарного года, включая последний отчетный период, и соответствующей ставки налога. Сумма авансового платежа по налогу, подлежащая уплате за отчетный период, определяется с учетом ранее уплаченных сумм авансовых платежей.

Уплата авансовых платежей налогоплательщиками-работодателями производится ежемесячно в срок, установленный для получения средств в банке на уплату труда за истек?ий месяц, или в день перечисления средств на оплату труда со счетов налогоплательщиков на счета работников, или по поручению работников на счета третьих лиц, но не позднее 15-го числа месяца, следующего за отчетным. Данные о суммах исчисленных и уплаченных авансовых платежей налогоплательщик отражает в расчете, представляемом не позднее 20-го числа месяца, следующего за отчетным, в налоговый орган по форме, утвержденной Федеральной налоговой службой.

Ежеквартально, не позднее 15-го числа месяца, следующего за истек?им кварталом, налогоплательщики-работодатели обязаны представить в региональные отделения фонда социального страхования Российской Федерации сведения (отчеты) по форме, утвержденной Фондом социального страхования Российской Федерации, о суммах:
1) начисленного налога в Фонд социального страхования Российской Федерации;
2) использованных на выплату пособий по временной нетрудоспособности, по беременности и родам, по уходу за ребенком до достижения им возраста 1,5 лет, при рождении ребенка, на возмещение стоимости гарантированнного перечня услуг и социального пособия на погребение, на другие виды пособий по государственному социальному страхованию;
3) направленных ими в установленном порядке на санаторно-курортное обслуживание работников и их детей;
4) расходов, подлежащих зачету;
5) уплачиваемых в Фонд социального страхования Российской Федерации.

В соответствии с приказом Минфина России от 15.01.01 3н с 16 января 2001 года для перечисления средств по платежам в государственные социальные фонды по каждому из фондов открывается свой лицевой счет в органах федерального казначейства. Платежные поручения на перечисление средств в уплату ЕСН, а также недоимок, пеней и ?трафов, образовав?ихся на 1 января 2001 года по платежам в фонды, представляются в банк отдельно по каждому из них.

По своей экономической сущности индивидуальный подоходный налог является изъятием части дохода физического лица в доход государства, т.е. носит чисто фискальный характер.[separator]

Кто является плательщиками ИПН?

Плательщиками ИПН, согласно пункту 1 статьи 153 Налогового кодекса, являются физические лица, имеющие объекты налогообложения

Кто является плательщиком ИПН?

физические лица — резиденты, имеющие объекты налогообложения

физические лица — нерезиденты, имеющие объекты налогообложения

Что является объектом налогообложения ИПН?

Согласно пункту 1 статьи 155 Налогового кодекса, объектами обложения индивидуальным подоходным налогом являются доходы физического лица в виде:

1) доходов, облагаемых у источника выплаты;

2) доходов, не облагаемых у источника выплаты.

Что относится к доходам, облагаемым у источника выплаты?

Согласно положениям статьи 160 Налогового кодекса, доходам, облагаемым у источника выплаты, относятся следующие виды доходов:

1) доход работника;

2) доход физического лица от налогового агента;

3) пенсионные выплаты из накопительных пенсионных фондов;

4) доход в виде дивидендов, вознаграждений, выигрышей;

6) доход по договорам накопительного страхования.

Что относится к доходам, не облагаемым у источника выплаты?

Согласно положениям статьи 177 Налогового кодекса, к доходам, не облагаемым у источника выплаты, относятся следующие виды доходов:

1) имущественный доход;

2) доход индивидуального предпринимателя;

3) доход частных нотариусов, частных судебных исполнителей и адвокатов;

4) прочие доходы.

Помимо вышеуказанных доходов, облагаемых ИП, существуют доходы, которые не рассматриваются в качестве дохода физического лица, указанные в пункте 3 статьи 155 Налогового кодекса, и доходы, не подлежащие обложению ИПН, указанные в статье 156 Налогового кодекса.

Что является объектом ИПН?

доходы, облагаемые у источника выплаты — доход работника, доход от разовых выплат, доход в виде дивидендов, вознаграждений, выигрышей, пенсионные выплаты из накопительных пенсионных фондов, стипендии, доход по договорам накопительного страхования.

доходы, не облагаемые у источника выплаты — имущественный доход, налогооблагаемый доход индивидуального предпринимателя, доход адвокатов и частных нотариусов, доходы, полученные из источников за пределами Республики Казахстан

доходы физических лиц, не подлежащих налогообложению — адресная социальная помощь, вознаграждения по вкладам в банках, алименты, доходы от операций с государственными ценными бумагами, все виды выплат военнослужащим при исполнении обязанностей воинской службы, выигрыши по лотерее в пределах 50-ти % от минимальной заработной платы, выплаты для оплаты медицинских услуг, компенсации при служебных командировках в пределах установленных норм, и некоторые другие доходы.

Какие в настоящее время существуют ставки по ИПН?

Согласно статье 158 Налогового кодекса в настоящее время действуют следующие ставки по ИПН:

1. Доходы налогоплательщика, за исключением доходов физических в виде дивидендов, облагаются налогом по ставке 10 процентов.

2. Доходы в виде дивидендов, полученные из источников в Республике Казахстан и за ее пределами, облагаются по ставке 5 процентов.

Какие налоговые вычеты предусмотрены при исчислении ИПН?

Согласно статье 166 Налогового кодекса, при определении дохода работника, облагаемого у источника выплаты, за каждый месяц в течение календарного года независимо от периодичности выплат применяются следующие налоговые вычеты:

1) сумма в минимальном размере заработной платы, установленном законом о республиканском бюджете и действующем на дату начисления дохода, на соответствующий месяц, за который начисляется доход. Общая сумма налогового вычета за год не должна превышать общую сумму минимальных размеров заработной платы, установленных законом о республиканском бюджете и действующих на начало каждого месяца текущего года;

2) сумма обязательных пенсионных взносов в размере, установленном законодательством Республики Казахстан о пенсионном обеспечении;

3) сумма добровольных пенсионных взносов, вносимых в свою пользу;

4) сумма страховых премий, вносимых в свою пользу физическим лицом по договорам накопительного страхования;

5) суммы, направленные на погашение вознаграждения по займам, полученным физическим лицом-резидентом Республики Казахстан в жилищных строительных сберегательных банках на проведение мероприятий по улучшению жилищных условий на территории Республики Казахстан, в соответствии с законодательством Республики Казахстан о жилищных строительных сбережениях;

6) расходы на оплату медицинских услуг (кроме косметологических) в размере и на условиях, установленных пунктом 6 настоящей статьи.

2. Если сумма налогового вычета, предусмотренного подпунктом 1) пункта 1 настоящей статьи, превышает определенную за месяц сумму дохода работника, подлежащего налогообложению, с учетом корректировок, предусмотренных статьей 156 настоящего Кодекса, уменьшенного на сумму обязательных пенсионных взносов, то сумма превышения последовательно переносится на последующие месяцы в пределах календарного года для уменьшения налогооблагаемого дохода работника.

При изменении в течение налогового периода работодателя, за исключением случаев его реорганизации, сумма превышения, образовавшаяся за период работы у предыдущего работодателя, не учитывается у нового работодателя.

3. В случае если физическое лицо являлось работником менее шестнадцати календарных дней в течение месяца, то при определении дохода работника налоговый вычет в соответствии с подпунктом 1) пункта 1 настоящей статьи не производится.

4. Право на налоговый вычет в соответствии с подпунктами 1), 3) — 6) пункта 1 настоящей статьи предоставляется налогоплательщику по доходам, получаемым только у одного из работодателей, на основании поданного им заявления.

5. Право на налоговые вычеты, установленные подпунктами 3) — 5) пункта 1 настоящей статьи, предоставляется при наличии соответствующих документов:

1) договора о пенсионном обеспечении за счет добровольных пенсионных взносов и документа, подтверждающего уплату добровольных пенсионных взносов;

2) договора страхования и документа, подтверждающего уплату страховых премий;

3) договора банковского займа с жилищным строительным сберегательным банком на проведение мероприятий по улучшению жилищных условий на территории Республики Казахстан и документа, подтверждающего погашение вознаграждения по указанному займу.

6. Право на налоговый вычет, установленный подпунктом 6) пункта 1 настоящей статьи, предоставляется налогоплательщику на следующих условиях:

1) общая сумма налогового вычета, предоставляемого в соответствии с подпунктом 6) пункта 1 настоящей статьи, и сумма корректировки, предоставляемой в соответствии с подпунктом 18) пункта 1 статьи 156 настоящего Кодекса, в совокупности за календарный год не превышает 8-к­ратного минимального размера заработной платы, установленного законом о республиканском бюджете и действующего на 1 января соответствующего финансового года;

2) работником представлены документы, подтверждающие получение медицинских услуг (кроме косметологических) и фактические расходы на их оплату.

Какие сроки удержания и уплаты ИПН?

По доходам, облагаемым ИПН у источника выплаты, согласно положениям статьи 161 Налогового кодекса:

1. Исчисление ИПН производится налоговым агентом при начислении дохода, подлежащего налогообложению.

2. Удержание индивидуального подоходного налога производится налоговым агентом не позднее дня выплаты дохода, облагаемого у источника выплаты, если иное не предусмотрено настоящим Кодексом.

3. Налоговый агент осуществляет перечисление индивидуального подоходного налога по выплаченным доходам не позднее двадцати пяти календарных дней после окончания месяца, в котором была осуществлена выплата дохода, по месту своего нахождения, если иное не предусмотрено настоящим пунктом.

По доходам работника структурных подразделений налогового агента перечисление индивидуального подоходного налога производится в соответствующие бюджеты по месту нахождения структурных подразделений.

Юридическое лицо своим решением вправе признать налоговым агентом по индивидуальному подоходному налогу, удерживаемому у источника выплаты, свое структурное подразделение по доходам, облагаемым у источника выплаты, которые выплачены (подлежат выплате) таким структурным подразделением.

При этом решение юридического лица или отмена такого решения вводится в действие с начала квартала, следующего за кварталом, в котором принято такое решение.

В случае если налоговым агентом признается вновь созданное структурное подразделение, то решение юридического лица о таком признании вводится в действие со дня создания данного структурного подразделения или с начала квартала, следующего за кварталом, в котором создано данное структурное подразделение.

Структурные подразделения, признанные по решению юридического лица-резидента налоговыми агентами для целей раздела 12 настоящего Кодекса, признаются самостоятельными плательщиками социального налога.

4. Исчисление и удержание налога с доходов по депозитарным распискам производятся эмитентом базового актива таких депозитарных расписок.

5. Сроки уплаты индивидуального подоходного налога налоговыми агентами, применяющими специальные налоговые режимы для субъектов малого бизнеса на основе упрощенной декларации и крестьянских или фермерских хозяйств, установлены статьями 438 и 446 Налогового кодекса.

По доходам, не облагаемым у источника выплаты, согласно статье 178 Налогового кодекса в общем случае, исчисление ИПН, производится налогоплательщиком за налоговый период самостоятельно путем применения ставки, установленной пунктом 1 статьи 158 настоящего Кодекса, к облагаемой сумме соответствующего дохода, не облагаемого у источника выплаты, за исключением налогоплательщиков, указанных в пунктах 4 и 5 настоящей статьи.

При этом сумма исчисленного индивидуального подоходного налога уменьшается на сумму индивидуального подоходного налога, на которую осуществляется зачет в соответствии со статьей 223 Налогового кодекса.

Облагаемая сумма соответствующего дохода, не облагаемого ИПН у источника выплаты, определяется как разница между доходом, подлежащим налогообложению, и налоговыми вычетами (П. 1 ст. 178: в ч. 1 слова заменены; дополнен ч. 2; в ч. 2 слова заменены и исключены ЗРК от 21.07.2011 г. № 467-IV)

2. При наличии у налогоплательщика нескольких видов доходов, не облагаемых у источника выплаты, за исключением доходов частных нотариусов, частных судебных исполнителей и адвокатов, исчисление индивидуального подоходного налога производится налогоплательщиком самостоятельно путем применения ставки в размере 10% к сумме всех видов доходов, не облагаемых у источника выплаты.

3. Налоговые вычеты, установленные пунктом 1 статьи 166 Налогового кодекса, применяются при исчислении индивидуального подоходного налога по совокупной сумме доходов, не облагаемых у источника выплаты, в случае, если указанные вычеты не были произведены при определении дохода работника.

4. Индивидуальные предприниматели, кроме указанных в пункте 5 настоящей статьи, производят исчисление налога по доходам индивидуального предпринимателя за налоговый период самостоятельно. Сумма налога исчисляется путем применения ставки, установленной пунктом 1 статьи 158 настоящего Кодекса, к доходу индивидуального предпринимателя, уменьшенному на сумму доходов и расходов, предусмотренных статьей 133 настоящего Кодекса, а также на сумму убытков, переносимых в соответствии со статьей 137 настоящего Кодекса.

При этом сумма исчисленного индивидуального подоходного налога уменьшается на сумму индивидуального подоходного налога, на которую осуществляется зачет в соответствии со статьей 223 настоящего Кодекса.

5. Индивидуальные предприниматели, применяющие специальный налоговый режим для субъектов малого бизнеса на основе патента или упрощенной декларации, производят исчисление индивидуального подоходного налога по доходам, облагаемым в рамках указанных специальных налоговых режимов.

Кто, когда и в каком виде обязан представлять в налоговые органы отчётность по ИПН?

В действующем налоговом законодательстве существуют различные требования по представлению в налоговые органы отчётности по ИПН по отношению к налоговым агентам, производящим удержание ИПН у источника выплаты, и к лицам, получающим доходы, не облагаемые ИПН у источника выплаты, а также к отдельным категориям физических лиц.

Согласно положениям статьи 162 Налогового кодекса декларация по ИПН и социальному налогу по гражданам Республики Казахстан представляется налоговым агентом в налоговые органы по месту уплаты налога не позднее 15-го числа второго месяца, следующего за отчетным кварталом.

Декларация по ИПН и социальному налогу по иностранцам и лицам без гражданства представляется налоговым агентом в налоговые органы по месту уплаты налога ежеквартально не позднее 15 числа второго месяца, следующего за кварталом, в который входят отчетные налоговые периоды.

Налоговые агенты, применяющие специальные налоговые режимы для крестьянских или фермерских хозяйств и для субъектов малого бизнеса на основе упрощенной декларации, не представляют декларацию по ИПН и социальному налогу по деятельности, на которую распространяются данные режимы.

Налоговые агенты, имеющие структурные подразделения, представляют приложение по исчислению суммы ИПН и социального налога по структурному подразделению к декларации по индивидуальному подоходному налогу и социальному налогу в налоговый орган по месту нахождения структурного подразделения.

Вместе с тем, согласно положениям статьи 185 Налогового кодекса, декларацию по ИПН представляют следующие налогоплательщики-резиденты:

1) индивидуальные предприниматели;

2) частные нотариусы, частные судебные исполнители, адвокаты;

3) физические лица, получившие имущественный доход;

4) физические лица, получившие прочие доходы, в том числе доходы за пределами Республики Казахстан;

5) физические лица, имеющие деньги на банковских счетах в иностранных банках, находящихся за пределами Республики Казахстан.

Депутаты Парламента Республики Казахстан, судьи, а также физические лица, на которых возложена обязанность по представлению декларации в соответствии с Конституционным законом Республики Казахстан «О выборах в Республике Казахстан», Уголовно-исполнительным кодексом Республики Казахстан и Законом Республики Казахстан «О борьбе с коррупцией», представляют декларацию о доходах и имуществе, являющемся объектом налогообложения и находящемся как на территории Республики Казахстан, так и за ее пределами.

Индивидуальные предприниматели, применяющие специальный налоговый режим для субъектов малого бизнеса на основе патента или упрощенной декларации, по доходам, включаемым в объект налогообложения в соответствии со своим специальным режимом, не предоставляют декларацию по ИПН.

Согласно положениям статьи 186 Налогового кодекса, декларация по ИПН представляется в налоговый орган по месту нахождения (жительства) не позднее 31 марта года, следующего за отчетным налоговым периодом, за исключением случаев, предусмотренных Конституционным законом Республики Казахстан «О выборах в Республике Казахстан», Уголовно-исполнительным кодексом Республики Казахстан и Законом Республики Казахстан «О борьбе с коррупцией».

В соответствии с положениями статьи 187 Налогового кодекса, в случаях неподтверждения уплаты ИПН вышеперечисленными налогоплательщиками, исчисление ИПН производится путем применения ставки в размере 10%, установленной пунктом 1 статьи 158 Налогового кодекса, к сумме дохода, по которому не подтверждена уплата индивидуального подоходного налога.

Источник: Кодекс РК «О налогах и других обязательных платежах в бюджет» (Налоговый кодекс) от 10.12 2008 года № 99-IV в редакции по состоянию на 01.01.2012 года.

Редакция сайта klerk.ru «Клерк» — крупнейший сайт для бухгалтеров. Мы не берем денег за статьи, новости или скачивание документов. Мы делаем все, чтобы сделать работу бухгалтеров проще.
«Клерк» Рубрика ЕСН

Единый социальный налог — налог, предназначенный для мо­билизации средств в целях реализации прав граждан на государ­ственное и социальное обеспечение (страхование) и медицинс­кую помощь.

Налогоплательщиками налога признаются:

1) лица, производящие выплаты физическим лицам: организации; индивидуальные предприниматели; физические лица, не признаваемые индивидуальными предпринимателями;

2) индивидуальные предприниматели, адвокаты.

В целях налогообложения члены крестьянского (фермерского) хозяйства приравниваются к индивидуальным предпринимателям.

Если налогоплательщик одновременно относится к нескольким категориям налогоплательщиков, указанным в пунктах 1 и 2, он исчисляет и уплачивает налог по каждому основанию.

А. Объектом налогообложения для налогоплательщиков, ука­занных в абзацах втором и третьем пункта 1, указанного выше, признаются выплаты и иные вознаграждения, начисляемые нало­гоплательщиками в пользу физических лиц по трудовым и граж­данско-правовым договорам, предметом которых является выпол­нение работ, оказание услуг (за исключением вознаграждений, выплачиваемых индивидуальным предпринимателям), а также по авторским договорам. Объектом налогообложения для налогопла­тельщиков, указанных в абзаце четвертом пункта 1, признаются выплаты и иные вознаграждения по трудовым и гражданско-пра­вовым договорам, предметом которых является выполнение работ, оказание услуг, выплачиваемые налогоплательщиками в пользу физических лиц. Не относятся к объекту налогообложения выпла­ты, производимые в рамках гражданско-правовых договоров, предметом которых является переход права собственности или иных вещных прав на имущество (имущественные права), а также до­говоров, связанных с передачей в пользование имущества (иму­щественных прав).

Б. Объектом налогообложения для налогоплательщиков, указан­ных в пункте 2, приведенном выше, признаются доходы от пред­принимательской либо иной профессиональной деятельности за вычетом расходов, связанных с их извлечением.

В. Для налогоплательщиков — членов крестьянского (фермерско­го) хозяйства (включая главу крестьянского (фермерского) хозяй­ства) из дохода исключаются фактически произведенные указан­ным хозяйством расходы, связанные с развитием крестьянского (фермерского) хозяйства.

Указанные в пункте А выплаты и вознаграждения (вне зави­симости от формы, в которой они производятся) не признаются объектом налогообложения, если:

  • у налогоплательщиков-организаций такие выплаты не отнесе­ны к расходам, уменьшающим налоговую базу по налогу на при­быль организаций в текущем отчетном (налоговом) периоде;
  • у налогоплательщиков — индивидуальных предпринимателей или физических лиц такие выплаты не уменьшают налоговую базу по налогу на доходы физических лиц в текущем отчетном (нало­говом) периоде.
Налоговая база налогоплательщиков — индивидуальных пред­принимателей и физических лиц, не признаваемых индивидуаль­ными предпринимателями, определяется как сумма выплат и иных вознаграждений, предусмотренных пунктом А (вышеизложенным), начисленных налогоплательщиком за налоговый период в пользу физических лиц. При определении налоговой базы учитываются любые выплаты и вознаграждения (за исключением сумм, указан­ных в ст. 238 НК РФ), вне зависимости от формы, в которой осу­ществляются данные выплаты, полная или частичная оплата това­ров (работ, услуг, имущественных или иных прав), предназначен­ных для физического лица — работника или членов его семьи, в том числе коммунальных услуг, питания, отдыха, обучения в их интересах, оплата страховых взносов по договорам добровольного страхования (за исключением сумм страховых взносов, указанных в подп. 7 п. 1 ст. 238 НК РФ).

Исчисление налоговой базы для других категорий налогопла­тельщиков изложено в ст. 237 НК РФ. Для индивидуальных пред­принимателей, применяющих упрощенную систему налогообло­жения, налоговая база определяется как произведение валовой выручки и коэффициента 0,1.

При расчете налоговой базы выплаты и иные вознаграждения в натуральной форме в виде товаров (работ, услуг) учитываются как стоимость этих товаров (работ, услуг) на день их выплаты, исчис­ленная исходя из их рыночных цен (тарифов), а при государствен­ном регулировании цен (тарифов) на эти товары (работы, услу­ги) — исходя из государственных регулируемых розничных цен. При этом в стоимость товаров (работ, услуг) включается соответствую­щая сумма налога на добавленную стоимость, а для подакцизных товаров и соответствующая сумма акцизов.

В соответствии со ст. 238 ПК РФ не подлежат налогообложению:

1) государственные пособия, выплачиваемые в соответствии с законодательством РФ, законодательными актами субъектов РФ, решениями представительных органов местного самоуправления, в том числе пособия по временной нетрудоспособности, пособия по уходу за больным ребенком, пособия по безработице, беремен­ности и родам;

2) все виды установленных законодательством РФ, законода­тельными актами субъектов РФ, решениями представительных органов местного самоуправления компенсационных выплат (в пределах норм, установленных в соответствии с законодательством РФ), связанных с:

  • возмещением вреда, причиненного увечьем или иным повреж­дением здоровья;
  • бесплатным предоставлением жилых помещений и коммуналь­ных услуг, питания и продуктов, топлива или соответствующего денежного возмещения;
  • оплатой стоимости и (или) выдачей полагающегося натураль­ного довольствия, а также с выплатой денежных средств взамен этого довольствия;
  • оплатой стоимости питания, спортивного снаряжения, обору­дования, спортивной и парадной формы, получаемых спортсмена­ми и работниками физкультурно-спортивных организаций для учебно-тренировочного процесса и участия в спортивных соревно­ваниях;
  • увольнением работников, включая компенсации за неисполь­зованный отпуск;
  • возмещение иных расходов, включая расходы на повышение профессионального уровня работников;
  • трудоустройством работников, уволенных в связи с осуществ­лением мероприятий по сокращению численности или штата, реорганизацией или ликвидацией организации;
  • выполнение физическим лицом трудовых обязанностей (в том числе переезд на работу в другую местность и возмещение коман­дировочных расходов).
3) суммы единовременной материальной помощи, оказывае­мой налогоплательщиком:

физическим лицам в связи со стихийным бедствием или дру­гим чрезвычайным обстоятельством в целях возмещения причи­ненного им материального ущерба или вреда их здоровью, а также физическим лицам, пострадавшим от террористических актов на территории РФ; членам семьи умершего работника или работнику в связи со смертью члена (членов) семьи;

4) суммы оплаты труда и другие суммы в иностранной валюте, выплачиваемые своим работникам, а также военнослужащим, направленным на работу (службу) за границу, налогоплательщи­ком, финансируемым из федерального бюджета государственными учреждениями или организациями, — в пределах размеров, уста­новленных законодательством РФ;

5) доходы членов крестьянского (фермерского) хозяйства, получаемые в этом хозяйстве от производства и реализации сель­скохозяйственной продукции, а также от производства сельскохо­зяйственной продукции, ее переработки и реализации — в тече­ние пяти лет начиная с года регистрации хозяйства;

6) доходы (за исключением оплаты труда наемных работни­ков), получаемые членами зарегистрированных в установленном порядке родовых, семейных общин малочисленных народов Севе­ра от реализации продукции, полученной в результате ведения ими традиционных видов промысла; суммы страховых платежей (взносов) по обязательному страхо­ванию работников;

7) стоимость льгот по проезду, предоставляемых законодатель­ством РФ отдельным категориям работников, обучающихся, вос­питанников;

8) выплаты в денежной и натуральной формах, осуществляе­мые за счет членских профсоюзных взносов каждому члену проф­союза, при условии, что данные выплаты производятся не чаще одного раза в 3 месяца и не превышают 10 тыс. руб. в год;

9) другие выплаты в соответствии со ст. 238 НК РФ.

От уплаты налогов освобождаются:

1) организации любых организационно-правовых форм — с сумм выплат и иных вознаграждений, не превышающих в течение налогового периода 100 тыс. руб. на каждого работника, являюще­гося инвалидом I , II , III группы;

2) следующие категории налогоплательщиков-работодателей — с сумм выплат и иных вознаграждений, не превышающих 100 тыс. руб. в течение налогового периода на каждого отдельного работника:

  • общественные организации инвалидов (в том числе созданные как союзы общественных организаций инвалидов), среди членов которых инвалиды и их законные представители составляют не менее 80%, их региональные и местные отделения;
  • организации, уставный капитал которых полностью состоит из вкладов общественных организаций инвалидов и в которых сред­несписочная численность инвалидов составляет не менее 50%, а доля заработной платы инвалидов в фонде оплаты труда составля­ет не менее 25%;
  • учреждения, созданные для достижения образовательных, куль­турных, лечебно-оздоровительных, физкультурно-спортивных, на­учных, информационных и иных социальных целей, а также для оказания правовой и иной помощи инвалидам, детям-инвалидам и их родителям, единственными собственниками имущества которых являются указанные общественные органи­зации инвалидов.
Указанные в настоящем пункте льготы не распространяются на налогоплательщиков, занимающихся производством и (или) реа­лизацией подакцизных товаров, минерального сырья, других по­лезных ископаемых, а также иных товаров в соответствии с переч­нем, утвержденным Правительством РФ по представлению обще­российских общественных организаций инвалидов;

3) другие категории налогоплательщиков в соответствии со ст. 239 НК РФ.

Налоговым периодом признается календарный год. Отчетными периодами по налогу признаются I квартал, полугодие и девять месяцев календарного года.

Для налогоплательщиков (работодателей) — организаций, индивидуальных предпринимателей и физических лиц, не признаваемых индивидуальными предпринимателями, за ис­ключением выступающих в качестве работодателей налогоплатель­щиков — сельскохозяйственных товаропроизводителей и родовых, семейных общин малочисленных народов Севера, занимающихся традиционными отраслями хозяйствования, применяются следую­щие ставки.

Если на момент уплаты авансовых платежей по налогу налого­плательщиков-работодателей, накопленная с начала года величи­на налоговой базы в среднем на одно физическое лицо, деленная на количество месяцев, истекших в текущем налоговом периоде, составляет сумму менее 2500 руб., налог уплачивается по макси­мальной ставке, независимо от фактической величины налоговой базы на каждое физическое лицо. Налогоплательщики, у которых налоговая база удовлетворяет указанному в настоящем абзаце критерию, не вправе до конца налогового периода использовать регрессивную шкалу ставки налога. При расчете величины налого­вой базы в среднем на одного работника у налогоплательщиков с численностью работников свыше 30 человек не учитываются вып­латы в пользу 10% работников, имеющих наибольшие по размеру доходы, а у налогоплательщиков с численностью работников 30 человек (включительно) — выплаты в пользу 30% работников, имеющих наибольшие по размеру доходы.

Для налогоплательщиков — индивидуальных предпринимате­лей, не осуществляющих наем работников, и глав членов кресть­янских (фермерских) хозяйств, применяются следующие налого­вые ставки.

Порядок исчисления и сроки уплаты налога налогоплательщи­ками-работодателями установлен ст. 243 НК РФ.

8 (7172) 57-37-37 Получить консультацию

Комитет государственных доходов МФ РК предоставил ответы на часто задаваемые вопросы налогоплательщиков по применению коэффициента «0» к ставкам индивидуального подоходного налога, социального налога и социальных платежей. Данные меры поддержи предпринимателей были предусмотрены Постановлением Правительства РК от 20 апреля 2020 года № 224.

1. Вопрос:

Постановлением Правительства РК от 20 апреля 2020 года № 224 установлен коэффициент «0» к ставкам индивидуального подоходного налога, удерживаемого у источника выплаты; индивидуального подоходного налога, уплачиваемого самостоятельно лицом, занимающимся частной практикой; социального налога, обязательных пенсионных взносов, обязательных профессиональных пенсионных взносов, социальных отчислений, взносов и отчислений на обязательное социальное медицинское страхование, за исключением уплачиваемых индивидуальным предпринимателем за себя. Разъясните к заработной плате за какие месяцы можем применить коэффициент «0»?

Поскольку начисление заработной платы производится ежемесячно, соответственно, и исчисление налогов и платежей осуществляется при начислении зарплаты.

Коэффициент «0», предусмотренный пунктом 1 ПП РК № 224, применяется субъектами микро, малого или среднего предпринимательства к ставкам налогов и платежей, срок уплаты (перечисления) которых наступает с 1 апреля до 1 октября 2020 года, то есть, с доходов, начисленных за период с марта по август 2020 года.

Субъектами крупного предпринимательства такой коэффициент применяется к ставкам налогов и платежей, срок уплаты (перечисления) которых наступает с 1 апреля до 1 июля 2020 года, то есть, с доходов, начисленных за период с марта по май 2020 года.

Компания занимается несколькими видами деятельности. При этом вторичный из них включен в ПП РК №224, по которому установлен коэффициент «0» к ставкам индивидуального подоходного налога, удерживаемого у источника выплаты; социального налога, обязательных пенсионных взносов, обязательных профессиональных пенсионных взносов, социальных отчислений, взносов и отчислений на обязательное социальное медицинское страхование, за исключением уплачиваемых индивидуальным предпринимателем за себя. Вправе ли Компания применить коэффициент «0» по вторичному виду деятельности?

Компания вправе применить коэффициент «0» при соответствии деятельности налогоплательщика перечням ПП РК № 224, независимо от того, является ли такой вид деятельности основным или вторичным.

3. Вопрос:

Каким отразить в ФНО 200.00 коэффициент «0», установленный пунктом 1 ПП РК №224?

Порядок заполнения Декларации по индивидуальному подоходному налогу и социальному налогу (форма 200.00), в связи с введением ПП РК № 224, не изменился.

При этом применение коэффициента «0» отражается в соответствующих строках данной ФНО как уменьшение сумм ИПН, социального налога и социальных платежей, подлежащих (уплате) перечислению, до нуля.

4. Вопрос: В случае применения коэффициента «0», предусмотренного пунктом 1 ПП РК №224, в каком размере должна выплачиваться заработная плата?

Поскольку ПП РК № 224 принято в целях поддержки в условиях чрезвычайного положения, как работников, так и работодателей, считаем, что при применении коэффициента «0» заработная плата подлежит выплате работникам в размере начисленной в бухгалтерском учете без удержаний из нее налогов и социальных платежей, подлежащих удержанию с доходов работников.

Соответственно, социальный налог и социальные платежи (кроме ОПВ), являющиеся обязательством работодателя и выплачиваемые за счет средств работодателя, остаются в бюджете компании.

5. Вопрос: Компания, арендующая производственную базу с железнодорожным тупиком и передает в субаренду складские и офисные помещения (ОКЭД 68202 - Аренда (субаренда) и эксплуатация арендуемой недвижимости), вправе ли применить поправочный коэффициент «0» к ставкам налогов и социальных платежей от ФОТ на основании Приложение 1 к постановлению Правительства Республики Казахстан от 20 апреля 2020 года № 224?

Учитывая позицию Министерства национальной экономики Республики Казахстан, являющегося уполномоченным органом в сфере налоговой политики, как в приложении 1, так и в приложении 2 к ПП РК № 224, за основу берутся отдельные коды экономической деятельности и соответствующие наименования, а также некоторые исключения, указанные в скобках.

Таким образом, если в скобках указаны отдельные категории внутри определенного вида деятельности, то льготы действует только по этим категориям. Так, в перечень секторов экономики включена деятельность по ОКЭД 68.20 «Аренда и управление собственной или арендуемой недвижимостью».

Однако предусмотрено применение льгот исключительно по торговым сетям и стационарным торговым объектам, аренде и управлению собственной недвижимостью, предоставлению коммерческих помещений в аренду (торгово-развлекательные центры, торговые объекты), за исключением аптек и розничной торговли продуктами питания, напитками и табачными изделиями), соответственно, такая Компания не вправе применять коэффициент «0».

Пресс-служба
Комитета государственных доходов М
инистерства финансов Республики Казахстан

В статье рассматриваются примеры исчисления налогов и социальных платежей с доходов работника с учетом изменений, внесенных в налоговое законодательство РК в 2021 году.

Заработная плата относится к доходам работников, подлежащим налогообложению у источника выплаты.

На основании подпункта 1 пункта 1 статьи 322 Налогового кодекса доходами работника, подлежащими налогообложению, являются доходы, начисленные работодателем, являющимся налоговым агентом, и признанные, в том числе в бухгалтерском учете работодателя, в качестве расходов (затрат) в соответствии с законодательством РК о бухгалтерском учете и финансовой отчетности, в том числе подлежащие передаче работодателем работнику в собственность деньги в наличной и (или) безналичной формах в связи с наличием трудовых отношений.

Заработная плата работников является объектом исчисления социальными платежами, ИПН и социальным налогом (СН).

Социальные платежи – это обязательные пенсионные взносы (ОПВ), обязательные профессиональные пенсионные взносы (ОППВ), социальные отчисления (СО), отчисления и взносы на обязательное социальное медицинское страхование (ОСМС).

В таблице указаны законодательные требования к исчислению основных социальных платежей и налогов, которыми облагается заработная плата работников с учетом изменений на 2021 год:

¹ Далее – Закон об ОСМС.

² Далее – Закон о соцстраховании.

* На основании пункта 1 статьи 28 Закона об ОСМС, в том числе государственных и гражданских служащих, а также физических лиц, получающих доходы по договорам гражданско-правового характера, подлежащие уплате в фонд, устанавливаются в* размере:

– с 1 января 2021 года – 2 % от объекта исчисления взносов.

Таким образом, с 2021 года при расчете взносов на ОСМС с доходов работников необходимо применять ставку 2 %.

** При расчете ИПН физические лица теперь имеют право на налоговый вычет в размере исчисленных взносов на ОСМС.

При этом данная норма вводится в действие с 1 января 2020 года ретроспективно.

Отдельного внимания заслуживают вычеты, которые применяются для расчета ИПН.

В 2021 году для расчета ИПН с заработной платы работников применяются следующие вычеты:

– вычет в виде ОПВ (пп. 1 п. 1 ст. 342 Налогового кодекса);

– вычет по взносам на ОСМС (пп. 1-1 п. 1 ст. 342 Налогового кодекса);

– вычет по пенсионным выплатам и договорам накопительного страхования (пп. 2 п. 1 ст. 342 Налогового кодекса).

Стандартные вычеты:

– ежемесячный вычет в размере 1 МРЗП (пп. 1 п. 1 ст. 346 Налогового кодекса);

– 882 месячных расчетных показателя (МРП) (пп. 2 и 3 п. 1 ст. 346 Налогового кодекса).

Прочие вычеты:

– вычет по добровольным пенсионным взносам (ст. 347 Налогового кодекса);

– вычет на медицину (ст. 348 Налогового кодекса);

– вычет по вознаграждениям (ст. 349 Налогового кодекса).

Работнику начислена заработная плата в размере 400 000 тенге.

Исчислить зарплатные налоги и социальные платежи.

доход работника не превышает максимальный предел для исчисления ОПВ в размере 50 МРЗП, который в 2021 году составляет 2 125 000 тенге. Поэтому ОПВ рассчитываются от начисленного дохода работника: 400 000 × 10 % = 40 000 тенге;

взносы на ОСМС:

доход работника не более верхнего предела (10 МРЗП, в 2021 году – 425 000 тенге), поэтому взносы на ОСМС рассчитываются от начисленного дохода работника: 400 000 × 2 % = 8 000 тенге;

((400 000 – 40 000 (ОПВ) – 8 000 (взносы на ОСМС) – 42 500 (МРЗП)) × 10 % = 30 950 тенге;

доход работника составляет величину не менее нижнего предела (1 МРЗП, в 2021 году – 42 500 тенге), но более верхнего предела (7 МРЗП, в 2021 году – 297 500 тенге), поэтому СО рассчитываются от 7 МРЗП: 297 500 × 3,5 % = 10 412,5 тенге;

доход работника составляет величину не менее нижнего предела (1 МРЗП, в 2021 году – 42 500 тенге), поэтому СН рассчитывается от начисленного дохода работника за вычетом ОПВ и взносов на ОСМС: ((400 000 – 40 000 (ОПВ) – 8 000 (взносы на ОСМС)) × 9,5 %) – 10 412,5 (СО) = 23 027,5 тенге;

отчисления на ОСМС:

доход работника составляет величину не более верхнего предела (10 МРЗП, в 2021 году – 425 000 тенге), поэтому отчисления на ОСМС рассчитываются от начисленного дохода работника: 400 000 × 2 % = 8 000 тенге;

заработная плата к выплате:

400 000 – 40 000 (ОПВ) – 30 950 (ИПН) – 8 000 (взносы на ОСМС) = 321 050 тенге.

СН, СО и отчисления на ОСМС работодатель оплачивает за счет собственных средств.

В бухгалтерском учете составляются проводки:

* При исчислении СО, отчислений на ОСМС и СН возможно признание и других расходов, например, на счетах: 7110 «Расходы по реализации продукции и оказанию услуг», 8110 «Основное производство», 8410 «Накладные расходы», 2930 «Незавершенное строительство» или на другом счете, в зависимости от того, в какой сфере задействованы работники.

Рассмотрим вычет на медицину.

Вычет на медицину регламентируется статьей 348 Налогового кодекса и применяется физическим лицом – резидентом РК по расходам на оплату медицинских услуг (кроме косметологических), произведенным в свою пользу, в размере не более 94-кратного МРП, определенного за календарный год.

При этом общая сумма налогового вычета на медицину и корректировки дохода для покрытия расходов физического лица на медицинские услуги (кроме косметологических) и (или) расходов работодателя на уплату в пользу работника страховых премий по договорам добровольного страхования на случай болезни в соответствии с подпунктом 18 пункта 1 статьи 341 Налогового кодекса в совокупности за календарный год не должна превышать 94-кратный размер МРП за календарный год.

Подтверждающими документами для применения налогового вычета на медицину являются:

1) договор на оказание платных медицинских услуг с выделением стоимости медицинских услуг – в случае его заключения в письменной форме;

2) выписка, содержащая информацию о стоимости медицинских услуг;

Читайте также: