Паспорт функции в аис налог 3

Опубликовано: 10.05.2024


Об актуальных изменениях в КС узнаете, став участником программы, разработанной совместно с АО "Сбербанк-АСТ". Слушателям, успешно освоившим программу выдаются удостоверения установленного образца.


Программа разработана совместно с АО "Сбербанк-АСТ". Слушателям, успешно освоившим программу, выдаются удостоверения установленного образца.


Обзор документа

Приказ Федеральной налоговой службы от 7 августа 2017 г. N СА-7-12/604@ "О вводе в промышленную эксплуатацию программного обеспечения функционального блока N 3 АИС "Налог-3", реализующего автоматизацию технологических процессов 103.06.03.00.0010 "Учёт сведений о доверенностях по результатам обработки заверенной доверенности или информационного сообщения о представительстве" (паспорт функции 05.14.01), 103.06.03.00.0020 "Обработка заявления налогоплательщика об отзыве доверенности" (паспорт функции 05.14.02), 103.06.03.00.0030 "Проверка и актуализация сведений о доверенностях" (паспорт функции 05.14.03)"

В целях поэтапного внедрения централизованной обработки сведений о доверенностях, в соответствии с Положением об организации выполнения работ по развитию (модернизации) и оказания услуг по сопровождению автоматизированной информационной системы Федеральной налоговой службы (АИС "Налог-3"), утвержденным приказом ФНС России от 14.03.2016 N ММВ-7-6/135@, в соответствии с Государственным контрактом от 13.06.2017 N 5-7-02/76, с учетом результатов опытной эксплуатации, проведенной в соответствии с приказом ФНС России от 10.11.2017 N ММВ-7-6/608@, приказываю:

1. Ввести в промышленную эксплуатацию программное обеспечение, реализующего автоматизацию технологических процессов 103.06.03.00.0010 "Учёт сведений о доверенностях по результатам обработки заверенной доверенности или информационного сообщения о представительстве", 103.06.03.00.0020 "Обработка заявления налогоплательщика об отзыве доверенности, 103.06.03.00.0030 "Проверка и актуализация сведений о доверенностях" в соответствии с Планом внедрения в промышленную эксплуатацию и в составе компонентов АИС "Налог-3" согласно приложениям NN 1, 2 к настоящему приказу, соответственно.

2. Управлению информационных технологий (Т.В. Матвеева), Управлению модернизации налоговых органов (И.А. Мирошникова), управлениям ФНС России по субъектам Российской Федерации, межрегиональным инспекциям ФНС России, ФКУ "Налог-Сервис" ФНС России (Р.В. Филимошин) обеспечить выполнение мероприятий Плана.

3. Управлению информационных технологий (Т.В. Матвеева):

3.1. Организовать и обеспечить сопровождение программного обеспечения в процессе промышленной эксплуатации.

3.2. Обеспечить методологическое сопровождение программного обеспечения в процессе промышленной эксплуатации.

4. ФКУ "Налог-Сервис" ФНС России (Р.В. Филимошин):

4.1. Обеспечить администрирование, сопровождение эксплуатации и техническую поддержку программного обеспечения в процессе промышленной эксплуатации.

4.2. Обеспечить использование сотрудниками филиалов ФКУ "Налог-Сервис" ФНС России программного обеспечения в практической работе в соответствии с инструкциями на рабочие места, размещаемыми на Интранет-портале ФНС России.

5. Руководителям (исполняющим обязанности руководителя) УФНС России по субъектам Российской Федерации:

5.1. Довести настоящий приказ до нижестоящих территориальных органов ФНС России.

5.2. Обеспечить использование сотрудниками территориальных органов ФНС России программного обеспечения в практической работе в соответствии с инструкциями на рабочие места, размещаемыми на Интранет-портале ФНС России.

6. Контроль за исполнением настоящего приказа возложить на заместителя руководителя Федеральной налоговой службы, координирующего работу по созданию, развитию, сопровождению и эксплуатации автоматизированной информационной системы Федеральной налоговой службы.

Исполняющий обязанности
руководителя Федеральной
налоговой службы
С.А. Аракелов

Приложение N 1
к приказу ФНС России
от 7 августа 2017 г. N СА-7-12/604@

План мероприятий по вводу в промышленную эксплуатацию программного обеспечения, реализующего автоматизацию технологических процессов 103.06.03.00.0010 "Учёт сведений о доверенностях по результатам обработки заверенной доверенности или информационного сообщения о представительстве" (паспорт функции 05.14.01), 103.06.03.00.0020 "Обработка заявления налогоплательщика об отзыве доверенности" (паспорт функции 05.14.02), 103.06.03.00.0030 "Проверка и актуализация сведений о доверенностях" (паспорт функции 05.14.03)

N
п/п
Мероприятие Ответственный исполнитель Срок исполнения Примечание
1. Подготовка контура промышленной эксплуатации АИС "Налог-3" к внедрению в промышленную эксплуатацию ФКУ "Налог-сервис" ФНС России Управление информационных технологий 5 рабочих дней с даты издания настоящего приказа
2. Организация подготовки версии ПК СЭОД, блокирующей возможность ввода доверенности с бумажного носителя для УФНС России по Волгоградской области, УФНС России по Республике Алтай, УФНС России по Московской области, УФНС России по Краснодарскому краю Управление информационных технологий 10 рабочих дней с даты издания настоящего приказа
3. Промышленная эксплуатация ПО в УФНС России по Волгоградской области, УФНС России по Республике Алтай, УФНС России по Московской области, УФНС России по Краснодарскому краю. Направление письма в УФНС России по Волгоградской области, УФНС России по Республике Алтай, УФНС России по Московской области, УФНС России по Краснодарскому краю, ФКУ "Налог-Сервис" ФНС России о вводе в промышленную эксплуатацию. Управление модернизации налоговых органов 2 рабочих дня с даты исполнения п. 1 настоящего плана
4. Проведение промышленной эксплуатации с передачей доверенностей на хранение в ФКУ "Налог-Сервис" ФНС России в УФНС России по Волгоградской области, УФНС России по Республике Алтай, УФНС России по Московской области, УФНС России по Краснодарскому краю УФНС России по Волгоградской области УФНС России по Республике Алтай УФНС России по Московской области УФНС России по Краснодарскому краю ФКУ "Налог-Сервис" ФНС России В течение срока, установленного УМНО
5. Разработка Порядка приема/передачи "Доверенности" на хранение в ФКУ "Налог-Сервис" ФНС России. Внесение изменений в ИРМ в связи с приемом/передачей введенных доверенностей на хранение в ФКУ "Налог-Сервис". Направление в Управление информационных технологий, Управление модернизации налоговых органов разработанного порядка и доработанных ИРМ. УФНС России по Волгоградской области ФКУ "Налог-Сервис" ФНС России 10 рабочих дней с даты исполнения п. 4 настоящего плана
6. Согласование Итоговой редакции Порядка передачи "Доверенности" на хранение в ФКУ "Налог-Сервис" ФНС России и Итоговых редакции ИРМ и направление в Управление модернизации налоговых органов. Управление информационных технологий 5 рабочих дней с даты исполнения п. 5 настоящего плана
7. Направление на апробацию порядка передачи "Доверенности" на хранение в УФНС России по Краснодарскому краю, УФНС России по Республике Алтай, УФНС России по Московской области, ФКУ "Налог-Сервис" ФНС России Управление модернизации налоговых органов 2 рабочих дня с даты исполнения п. 6 настоящего плана
8. Представление в Управление информационных технологий, Управление модернизации налоговых органов итогов проведения промышленной эксплуатации программного обеспечения и результатов апробации порядка передачи "Доверенности" на хранение в ФКУ "Налог-Сервис" ФНС России. УФНС России по Краснодарскому краю УФНС России по Волгоградской области УФНС России по Республике Алтай УФНС России по Московской области ФКУ "Налог-Сервис" ФНС России В срок, установленный письмом УМНО, после исполнения п. 7 настоящего плана
9. Анализ результатов промышленной эксплуатации ПО в УФНС России по Волгоградской области, УФНС России по Республике Алтай, УФНС России по Московской области, УФНС России по Краснодарскому краю и направление во все УФНС России по субъектам РФ, ФКУ "Налог-Сервис" письма о начале промышленной эксплуатации. Направление Порядка передачи "Доверенности" на хранение в ФКУ "Налог-Сервис" ФНС России. Управление модернизации налоговых органов 7 дней после исполнения п. 8 настоящего плана
10 Организации подготовки версии ПК СЭОД, блокирующей возможность ввода доверенности с бумажного носителя для всех УФНС России по субъектам РФ Управление информационных технологий 7 рабочих дней после исполнения п. 9 настоящего плана
11. Промышленная эксплуатация программного обеспечения УФНС России по субъектам РФ, Межрегиональные инспекции ФНС России, ФКУ "Налог-Сервис" ФНС России После исполнения п. 9 настоящего плана в соответствии со сроками письма Управления модернизации налоговых органов

Приложение N 2
к приказу ФНС России
от 7 августа 2017 г. N СА-7-12/604@

Состав компонентов АИС "Налог-3"

N
п/п
Технологический процесс Компоненты АИС "Налог-3"
1. 103.06.03.00.0010 "Учёт сведений о доверенностях по результатам обработки заверенной доверенности или информационного сообщения о представительстве" Прикладная подсистема "Система юридически значимого электронного документооборота при представлении НБО и других документов в электронном виде" (ПП ГП-3)
Прикладная подсистема "Внешний информационный обмен" (ПП ВИО)
Прикладная подсистема "Камеральные налоговые проверки" (КНП)
Прикладная подсистема "Централизованная система регистрации" (ПП ЦСР)
2 103.06.03.00.0020 "Обработка заявления налогоплательщика об отзыве доверенности" Прикладная подсистема "Камеральные налоговые проверки" (КНП)
Прикладная подсистема "Централизованная система регистрации" (ПП ЦСР)
Прикладная подсистема "Внешний информационный обмен" (ВИО)
3 103.06.03.00.0030 "Проверка и актуализация сведений о доверенностях" Прикладная подсистема "Камеральные налоговые проверки" (КНП)
Прикладная подсистема "Централизованная система регистрации" (ПП ЦСР)
Прикладная подсистема "Внешний информационный обмен" (ВИО)

Обзор документа

Решено ввести в промышленную эксплуатацию ПО, реализующее автоматизацию в АИС "Налог-3" 3 технологических процессов: 103.06.03.00.0010 "Учет сведений о доверенностях по результатам обработки заверенной доверенности или информационного сообщения о представительстве", 103.06.03.00.0020 "Обработка заявления налогоплательщика об отзыве доверенности", 103.06.03.00.0030 "Проверка и актуализация сведений о доверенностях".

Приведен План мероприятий по вводу. Организуется его исполнение.

Я вам уже рассказывал про «План деятельности ФНС России на 2021 год». И я рассказывал о том, какие цифровые системы и платформы налоговики введут в этом году, чтобы всех нас поставить под контроль. И в комментариях меня спросили: «Туров, откуда у тебя информация про АИС «Налог-3»? Это же, типа, секретная информация». На самом деле, эта информация не секретная, и сегодня я расскажу вам об этой системе.

Когда появилась АИС «Налог-3»

Итак, еще 4 года назад Мишустин Михаил Владимирович, нынешний премьер-министр, издал Приказ ФНС России от 14.03.2016 №ММВ-7-12/134@ «Об утверждении Положения об автоматизированной информационной системе Федеральной налоговой службы (АИС „Налог-3“)».

Еще в 2016 году налоговики выпустили, скажем так, «центральный блок» этой АИС «Налог-3». А сейчас к этому «центральному блоку» они подмонтируют дополнительные платформы и информационные системы, чтобы все это работало качественнее.

Что нужно знать про АИС «Налог-3»

«АИС «Налог-3» представляет собой единую информационную систему ФНС России, обеспечивающую автоматизацию деятельности ФНС России по всем выполняемым функциям, определяемым Положением о Федеральной налоговой службе, утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 30.09.2004 N 506 (в действующей редакции, далее — Положение о ФНС России), в том числе прием, обработку, предоставление данных и анализ информации, формирование информационных ресурсов налоговых органов, статистических данных, сведений, необходимых для обеспечения поддержки принятия управленческих решений в сфере полномочий ФНС России и предоставления информации внешним потребителям».

Для чего создана «АИС Налог-3»

«АИС «Налог-3» направлена на решение следующих задач:

а) обеспечение „открытости“ налоговых органов для налогоплательщика, путем упрощения процедур его взаимодействия с ФНС России и перевода их в электронный вид;

б) создание единого информационного массива и подключение налоговых органов к новым внешним источникам информации;

в) гарантированное соблюдение регламентных процедур налогового администрирования, качество и сроки их реализации;

г) снижение текущих издержек налогового администрирования, в первую очередь за счет создания и внедрения электронной системы массовой обработки поступающих в налоговые органы сведений;

д) совершенствование процедур информационного взаимодействия с органами государственной власти и местного самоуправления;

е) обеспечение контроля над налоговой деятельностью налогоплательщика путем создания единого и достоверного ресурса, содержащего всю информацию по конкретному налогоплательщику («досье» налогоплательщика), в том числе сведения, позволяющие своевременно выявлять признаки ухода от уплаты налогов;

ж) обеспечение автоматизированного мониторинга деятельности Федеральной налоговой службы со стороны руководства налоговых органов;

з) повышение качества контрольной работы, в том числе за счет комплексного использования созданного единого информационного ресурса и подключения налоговых органов к новым внешним источникам информации;

и) повышение качества принятия решений, анализа и прогнозирования за счет создания аналитических инструментов, позволяющих проводить анализ и прогнозирование налоговых поступлений с учетом макроэкономических показателей и внешних факторов».

Понимаете, когда я весь прошлый год твердил, что на вас ведется досье, кто-то мог бы там повертеть у виска и сказать, что я вас просто запугиваю и т.д. Я всего-навсего это прочитал в официальных правительственных документах. Это не я придумал! Просто напомню, что по каждому конкретному налогоплательщику собирается информация. В том числе в это досье собираются сведения, позволяющие своевременно выявлять признаки ухода от уплаты налогов.

«Пользователями информации и сведений АИС «Налог-3» также являются федеральные органы исполнительной власти, органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органы местного самоуправления и налогоплательщики (в соответствии с Налоговым кодексом Российской Федерации и действующими соглашениями, далее — внешние пользователи)».

То есть у вас есть небольшое право доступа. Потому что в АИС «Налог-3» есть открытая часть информации. А есть еще так называемая «информация ограниченного доступа». Что в ней про вас написано вы, конечно же, никогда не узнаете.

Все государевы органы могут получать информацию из АИС «Налог-3». Другое дело, что доступ к ним прослеживается. Видно, кто куда заходил, кто что копировал. По этому документу должна быть обеспечена защита информации.

Мы сейчас не говорим о том, что информация из АИС «Налог-3» должна утечь на Митинский рынок и продаваться в даркнете. Мы исходим из того, что государственные органы — честные люди, и когда они получают эту информацию о вас, они ее не разглашают и не будут использовать против нас для организации рейдерских захватов и иных неправомерных действий.

Но вот что интересно, «открытость для интеграции АИС «Налог-3» с существующими и создаваемыми государственными и иными информационными ресурсами, ведомственными и межведомственными информационными системами на основе единой системы справочников, классификаторов и единых стандартов информационного взаимодействия».

Вывод

Когда заработают те платформы, о которых я говорил, они будут подстыкованы все к АИС «Налог-3». На самом деле, мы получим Большого Брата. Реального Большого Брата, которого можно будет использовать как во вред гражданам нашей страны, так и во благо. Я очень надеюсь, что этот Большой Брат будет использоваться во благо.

Напишите в комментариях, понравилась вам АИС «Налог-3» или нет? Жду ваших комментариев. А также жду вас на моих семинарах.

от 24 апреля 2014 года N ММВ-7-12/253@

(с изменениями на 29 июля 2016 года)

Документ с изменениями, внесенными:

В целях поддержания в актуальном состоянии паспортов функций

1. Признать утратившим силу приказ ФНС России от 13.05.2013 N ММВ-7-1/166@ "Об утверждении Регламента сопровождения модели технологических процессов налогового администрирования ФНС России".

2. Утвердить Регламент разработки паспортов функций и ведения реестра паспортов функций (далее - Регламент) согласно приложению к настоящему приказу.

3. Управлению информационных технологий (Т.В.Матвеева):

3.1. В двухнедельный срок после издания настоящего приказа обеспечить выделение Управлению модернизации налоговых органов сетевого ресурса для хранения эталонных экземпляров паспортов функций, структурной схемы технологических процессов и реестра паспортов функций, а также обеспечить резервное копирование информации, содержащейся в данном сетевом ресурсе.

3.2. Обеспечить в установленном порядке в государственных контрактах закрепление за исполнителем обязанностей, возлагаемых на него в соответствии с Регламентом.

4. Начальникам структурных подразделений центрального аппарата ФНС России взять под личный контроль ход разработки и доработки паспортов функций, находящихся в их ведении технологических процессов и обеспечить исполнение положений Регламента.

5. Контроль за исполнением настоящего приказа возложить на заместителя руководителя Федеральной налоговой службы С.Н.Андрющенко.

Руководитель Федеральной
налоговой службы
М.В.Мишустин

УТВЕРЖДЕН
приказом ФНС России
от 24 апреля 2014 года N ММВ-7-12/253@
(В редакции, введенной в действие

Регламент разработки паспортов функций и ведения реестра паспортов функций

1. Общие положения

1.1. Регламент разработки паспортов функций и ведения реестра паспортов функций (далее - Регламент) определяет взаимодействие структурных подразделений центрального аппарата ФНС России, начальники которых являются владельцами/совладельцами технологических процессов ФНС России, и организации (далее - Исполнитель), осуществляющей работы в рамках государственного контракта по разработке (доработке) документов в электронном виде, содержащих набор параметров, характеризующих выполнение технологического процесса ФНС России, включая взаимосвязи с другими технологическими процессами ФНС России (далее - паспорт функции), а также по поддержанию в актуальном состоянии графического представления (диаграммы) всех технологических процессов ФНС России с отражением взаимосвязей между ними и реквизитов паспортов функций (далее - структурная схема технологических процессов ФНС России).

1.2. Паспорт функции содержит структурированный набор графических представлений (диаграмм) одного технологического процесса ФНС России, состав действий (операций), включая действия (операции), одинаковые для выполнения в различных технологических процессах ФНС России (далее - типовые процедуры), их параметры, входные и выходные данные, поставщиков входных данных, потребителей выходных данных, взаимосвязи с другими технологическими процессами ФНС России.

1.3. Разработка паспортов функций выполняется только для технологических процессов ФНС России, которые подлежат дальнейшей автоматизации в централизованных компонентах АИС "Налог-3". При наличии в подлежащем автоматизации в АИС "Налог-3" технологическом процессе ФНС России не автоматизируемых действий (операций) и (или) действий (операций), выполняемых автоматически, они также включаются в паспорт функции.

Для неавтоматизируемых в централизованных компонентах АИС "Налог-3" технологических процессов ФНС России паспорта функций не разрабатываются.

1.4. При осуществлении переписки по вопросам разработки (доработки) паспортов функций необходимо указывать следующую информацию: код технологического процесса ФНС России, наименование паспорта функции, версию паспорта функции, статус паспорта функции, дату введения в действие статуса паспорта функции (далее - реквизиты паспорта функции).

1.5. Хранение паспортов функций со статусами "Рекомендован" (далее - эталонных экземпляров паспортов функций) и "Исключен", структурной схемы технологических процессов ФНС России и документа в электронном виде, содержащего информацию о паспортах функций и состоянии их разработки (доработки) (далее - реестр паспортов функций) осуществляет Межрегиональная инспекция ФНС России по централизованной обработке данных (далее - МИ ФНС России по ЦОД).

2. Порядок разработки (доработки) паспортов функций

2.1. При появлении нового технологического процесса ФНС России/изменении существующего технологического процесса ФНС России, подлежащего автоматизации в централизованных компонентах АИС "Налог-3", владелец технологического процесса ФНС России не позднее 10 рабочих дней после внесения изменений в Перечень технологических процессов ФНС России (далее - Перечень) или возникновения других оснований направляет в Управление модернизации налоговых органов (копия в МИ ФНС России по ЦОД) заявку на разработку/доработку паспорта функции согласно приложениям N 1 и N 2 к настоящему Регламенту, соответственно.

При необходимости доработки паспорта функции, в части отдельных операций, по которым определен совладелец технологического процесса ФНС России, совладелец технологического процесса ФНС России направляет проект заявки в адрес владельца технологического процесса ФНС России для рассмотрения и последующего направления заявки владельцем технологического процесса ФНС России.

Владелец технологического процесса ФНС России включает в заявку на разработку/доработку паспорта функции информацию о необходимых показателях, по которым контролируется/оценивается выполнение процесса, в том числе (при необходимости), о нормативном времени выполнения процесса в целом и по отдельным операциям.

2.2. При подготовке заявок на разработку паспортов функций в соответствии с настоящим Регламентом для дальнейшей автоматизации технологических процессов ФНС России применяются наименования и коды технологических процессов ФНС России, указанные в Перечне.

В целях перехода на использование новой кодировки технологических процессов ФНС России применительно к паспортам функций в Перечне приведены коды паспортов функций, разработанных до утверждения настоящего Регламента.

В случае доработки паспорта функции, разработанного до утверждения настоящего Регламента, осуществляется изменение его прежней кодировки на код технологического процесса ФНС России, приведенный в Перечне.

При отсутствии у владельца технологического процесса ФНС России необходимости изменения паспорта функции в период перехода на новую кодировку, подготовка паспортов функций с учетом новой кодировки технологических процессов ФНС России по всем эталонным экземплярам паспортов функций осуществляется Исполнителем без заявки владельца технологического процесса ФНС России. Согласование таких паспортов функций и подготовка их эталонных экземпляров осуществляется в установленном Регламентом порядке.

Срок окончания перехода на использование новой кодировки технологических процессов ФНС России - 31.12.2016.

2.3. При поступлении заявки, не соответствующей приложениям N 1 или N 2 к Регламенту, Управление модернизации налоговых органов не позднее 5 рабочих дней после поступления заявки направляет владельцу технологического процесса ФНС России (копию в МИ ФНС России по ЦОД) письмо об отказе в выполнении заявки.

2.4. При поступлении заявки, соответствующей требованиям Регламента, Управление модернизации налоговых органов определяет приоритетность разработки (доработки) паспорта функции и направляет Исполнителю, в Управление информационных технологий, МИ ФНС России по ЦОД, а также в порядке информирования владельцу технологического процесса ФНС России поступившую заявку в срок не позднее 5 рабочих дней после ее поступления с указанием определенной для нее приоритетности.

2.5. Исполнитель на основании заявки, поступившей от Управления модернизации налоговых органов, изучает нормативные правовые акты, другие документы, регламентирующие порядок выполнения технологического процесса ФНС России, фактический порядок выполнения технологического процесса ФНС России, в том числе в рамках организуемых и проводимых Исполнителем рабочих совещаний с участием сотрудников ФНС России, ее территориальных органов и подведомственных организаций, в соответствии с правилами, приведенными в приложении N 3, разрабатывает (дорабатывает) модель технологического процесса, формирует проект паспорта функции и направляет его владельцу технологического процесса ФНС России (копию в МИ ФНС России по ЦОД и Управление модернизации налоговых органов) в следующий срок:

не позднее 30 рабочих дней после поступления Исполнителю заявки - при разработке паспорта функции;

не позднее 15 рабочих дней после поступления Исполнителю заявки - при доработке паспорта функции.

2.6. При наличии объективных причин невозможности разработки (доработки) проекта паспорта функции в установленный Регламентом срок Исполнитель направляет запрос на изменение срока представления проекта паспорта функции (с указанием предлагаемого срока) владельцу технологического процесса ФНС России (копию в МИ ФНС России по ЦОД, Управление модернизации налоговых органов и Управление информационных технологий). Новый срок представления проекта паспорта функции устанавливается после подтверждения его владельцем технологического процесса ФНС России, при отсутствии возражений от Управления модернизации налоговых органов и Управления информационных технологий.

2.7. При поступлении от Исполнителя запроса (копия запроса направляется Исполнителем в МИ ФНС России по ЦОД и Управление модернизации налоговых органов) на предоставление информации, необходимой для разработки (доработки) паспорта функции, владелец технологического процесса ФНС России обеспечивает ее предоставление в срок не позднее 10 рабочих дней после поступления запроса.

2.8. При доработке паспорта функции Исполнитель с проектом паспорта функции представляет пояснительную записку с детальным описанием изменений. При необходимости доработки других паспортов функций Исполнитель включает данную информацию в пояснительную записку.

2.10. Не позднее 10 рабочих дней после поступления от Исполнителя проекта паспорта функции владелец технологического процесса ФНС России направляет Исполнителю (копию в МИ ФНС России по ЦОД и Управление модернизации налоговых органов) письмо о согласовании проекта паспорта функции или письмо с замечаниями (в том числе в части несоответствия правилам, приведенным в приложении N 3) и предложениями к проекту паспорта функции.

2.11. Не позднее 10 рабочих дней Исполнитель осуществляет устранение поступивших замечаний и реализацию предложений и направляет проект паспорта функции владельцу технологического процесса ФНС России (копию в МИ ФНС России по ЦОД и Управление модернизации налоговых органов).

2.12. Не позднее 5 рабочих дней после получения письма о согласовании проекта паспорта функции Исполнитель присваивает ему статус "Рекомендован" и направляет его и доработанную структурную схему технологических процессов ФНС России (в случае необходимости внесения в нее изменений) в МИ ФНС России по ЦОД, Управление модернизации налоговых органов, владельцу технологического процесса ФНС России и в Управление информационных технологий. Датой ввода в действие статуса признается дата письма о согласовании паспорта функции.

Сведения о вносимых в паспорт функции изменениях, реквизитов писем, инициирующих разработку (доработку) паспорта функции, а также писем о его согласовании Исполнитель указывает в разделе "Перечень изменений" паспорта функции.

2.13. Не позднее 5 рабочих дней после поступления эталонного экземпляра паспорта функции, доработанного по заявке на доработку, МИ ФНС России по ЦОД направляет исполнителю государственного контракта по сопровождению прикладного программного обеспечения на текущий год (копию владельцу технологического процесса ФНС России, в Управление информационных технологий и Управление модернизации налоговых органов) запрос о возможности автоматизации в АИС "Налог-3" технологического процесса ФНС России согласно поступившему эталонному экземпляру паспорта функции в рамках сопровождения прикладного программного обеспечения и сроках реализации данных работ.

2.14. Исполнитель государственного контракта по сопровождению прикладного программного обеспечения не позднее 15 рабочих дней после получения запроса направляет в адрес Управления информационных технологий (копию владельцу технологического процесса ФНС России, в МИ ФНС России по ЦОД и Управление модернизации налоговых органов) заключение о:

возможности/невозможности реализации в АИС "Налог-3" технологического процесса ФНС России согласно эталонному экземпляру паспорта функции в рамках сопровождения прикладного программного обеспечения (при невозможности реализации - аргументированный ответ);

календарной дате срока реализации данных работ.

2.15. Если исполнитель государственного контракта по сопровождению прикладного программного обеспечения совпадает с Исполнителем, МИ ФНС России по ЦОД не направляет запрос в соответствии с пунктом 2.13 Регламента, а Исполнитель направляет заключение, указанное в пункте 2.14 Регламента, одновременно с направлением эталонного экземпляра паспорта функции, доработанного по заявке на доработку (в соответствии с пунктом 2.12 Регламента).

2.16. Владелец технологического процесса не позднее 5 рабочих дней после поступления заключения в соответствии с пунктами 2.14-2.15 при несогласии со сроками реализации направляет в Управление информационных технологий аргументированную позицию.

2.17. Оформление заявки на модификацию на основе заключения, поступившего в соответствии с пунктами 2.14-2.15, и заявок-обоснований на выполнение работ по развитию (модернизации) АИС "Налог-3" по вновь разработанным паспортам функций осуществляется в порядке, установленном Положением об организации выполнения работ по развитию (модернизации) и оказания услуг по сопровождению автоматизированной информационной системы Федеральной налоговой службы (АИС "Налог-3").

3. Внесение изменений в структурную схему технологических процессов ФНС России

3.1. Основаниями для внесения изменений в структурную схему технологических процессов ФНС России являются:

- внесение в Перечень изменений, затрагивающих отображаемые на структурной схеме технологические процессы ФНС России;

- согласование владельцем технологического процесса ФНС России разработанного/доработанного паспорта функции, в который внесены изменения в части входов или выходов соответствующего технологического процесса.

3.2. Не позднее трех рабочих дней после внесения в Перечень изменений, затрагивающих отображаемые на структурной схеме технологические процессы ФНС России, МИ ФНС России по ЦОД направляет Исполнителю (копия в Управление модернизации налоговых органов) поручение внести изменения в структурную схему технологических процессов ФНС России.

3.3. Не позднее 5 рабочих дней после получения поручения Исполнитель направляет актуализированную структурную схему технологических процессов ФНС России в МИ ФНС России по ЦОД (копия в Управление модернизации налоговых органов).

4. Порядок оформления паспортов функций и структурной схемы технологических процессов ФНС России

4.1. Исполнитель, приступив к разработке паспорта функции, статус паспорта функции устанавливает равным "Проект", версию - "10.0", дату введения в действие статуса устанавливает равную дате поступления заявки от Управления модернизации налоговых органов.

4.2. Исполнитель, приступив к доработке паспорта функции, статус паспорта функции устанавливает равным "Проект", увеличивает текущий номер версии 10.X (где X - может принимать значения от 1 до 99) на 1 единицу (X + 1), дату введения в действие статуса устанавливает равной дате поступления заявки от Управления модернизации налоговых органов.

4.3. После перевода в статус "Проект" до перевода в статус "Рекомендован" версия паспорта функции не изменяется. При переводе доработанного паспорта функции в статус "Рекомендован" предыдущая его версия переводится в статус "Исключен". Номера версий при переводе статусов в "Рекомендован" и "Исключен" не изменяются.

4.4. Паспорт функции формируется Исполнителем в формате, совместимом с Microsoft Word.

4.5. Структурная схема технологических процессов ФНС России формируется Исполнителем на основе эталонных экземпляров паспортов функций и Перечня.

4.6. В структурной схеме технологических процессов ФНС России указываются реквизиты эталонных экземпляров паспортов функций.

4.7. В структурной схеме технологических процессов ФНС России указывается дата ее формирования.

4.8. Структурная схема технологических процессов ФНС России может иметь несколько уровней агрегации, в том числе с учетом Перечня. Форма графического представления (способ визуализации) структурной схемы технологических процессов ФНС России, уровни агрегации и другие параметры согласовываются Исполнителем с Управлением модернизации налоговых органов.

Автоматизированная информационная система «Налог-3» (АИС Налог-3) постоянно следит за налогоплательщиками

В АИС Налог-3 уже сейчас есть практически все данные о компаниях и физических лицах с момента регистрации: от информации об уплате налогов контрагентами до сведений о банковских счетах. При этом в систему постоянно добавляют новые сервисы. Скоро даже свадьба или развод станет частью фискальной истории налогоплательщика.

Налоговый контроль полностью автоматизировали

В эксплуатацию АИС Налог-3 ввели с 2015 года. В систему регулярно подгружают новые сервисы, которые отслеживают деятельность всех категорий налогоплательщиков. Количество проверок за 2018 год снизилось на 30 процентов, а поступления в консолидированный бюджет выросли на 23 процента. Это цифровое свидетельство того, насколько эффективнее стала работа проверяющих при модернизации программного комплекса АИС Налог-3.

Практически весь контроль автоматизирован. Инспекторы получают актуальные сведения о налогоплательщиках в режиме реального времени. Многие незаконные налоговые схемы теперь обнаруживает компьютер.

АИС Налог-3 анализирует всех налогоплательщиков

С помощью программного комплекса налоговики администрируют как физических, так и юридических лиц. По первым АИС Налог-3 дает информацию об имущественных налогах по экстерриториальному принципу. Кроме того, система позволяет администрировать декларации физических лиц.

Большинство организаций и ИП, применяющих спецрежимы, также перевели на администрирование в АИС Налог-3. Полный перевод всех юридических лиц состоится в ближайшие пару месяцев. Параллельно в систему подгружают данные обо всех видах обязательных платежей. Помимо администрирования с помощью программного комплекса осуществляют постановку на учет, учет контрольно-кассовой техники и т. д.

Возможности программного комплекса позволяют налоговикам в режиме реального времени получать доступ:

  • к сведениям об учредителях и директорах компаний;
  • данным о численности;
  • данным о наличии обособленных подразделений;
  • скан-образам регистрационных дел;
  • информации о банковских счетах, остатках и выписках по ним;
  • налоговой и бухгалтерской отчетности хозяйствующих субъектов (в том числе данным книг покупок и продаж как самого налогоплательщика, так и его контрагентов по всей цепочке поставщиков);
  • суммам исчисленных и уплаченных налогов;
  • сведениям о наличии критериев рисков, утвержденных ФНС;
  • информации о наличии номинального или «отказного» директора.

Любой инспектор вправе получить любые сведения из АИС Налог-3 вне зависимости от места постановки налогоплательщиков на учет.

НДС под контролем

Одна из самых известных у налогоплательщиков и самых удобных для инспекторов — подсистема «Контроль НДС» (второе название — АСК НДС-2). При разрывах в цепочках уплаты НДС подсистема автоматически формирует требование устранить их. Программа одновременно высвечивает потенциально проблемную компанию в компьютере сотрудника контрольно-аналитического отдела. Его задача — выявить и пресечь схему уклонения от уплаты НДС и «побудить» налогоплательщика добровольно уточнить налоговые обязательства.

«Контроль НДС» автоматически администрирует 15 млрд операций в год по НДС и налогу на прибыль (ведь при корректировке обязательств по НДС налогоплательщики автоматически меняют данные о выручке и расходах).

Налоговики используют подсистему при проведении налоговых проверок по НДС. Она позволяет строить «дерево связей» — цепочку принятия к вычету НДС, при анализе которого инспектор сразу видит так называемую СУР (степень управления рисками). Ее система автоматически присваивает налогоплательщику по уникальному алгоритму. У проверяющего высвечиваются суммы исчисленного и принятого к вычету НДС, размер налоговых разрывов, сформированных по цепочке контрагентов.

У налоговиков есть доступ к информации по счетам

Еще одна подсистема АИС Налог-3 — «Анализ банковских документов».

Подсистема содержит информацию обо всех счетах налогоплательщиков, сведения о которых есть в российских налоговых органах. Инспектор может получить любые данные по интересующей компании вне зависимости от места постановки на учет.

Также в подсистеме есть сведения обо всех банковских выписках налогоплательщиков, которые инспекторы запрашивали с 2015 года. В подсистему сконвертировали все данные с момента запуска в промышленную эксплуатацию.

База данных о движениях денежных средств огромна, в ней есть информация почти по всем налогоплательщикам. Скорее всего, в ближайшее время ФНС интегрирует подпрограмму с «Контролем НДС» (АСК НДС-2).

Налоговики в одном программном комплексе могут сопоставить цепочку движения товаров по счетам-фактурам с цепочкой движения денежных средств. Однако пока делать это приходится в ручном режиме.

Важная особенность подсистемы — не только встроенная возможность формирования сведений по движению средств на счете в виде выписки по операциям, но и возможность автоматически формировать общий оборот с отдельно взятым контрагентом или всеми контрагентами. Можно даже задавать фильтр по определенным контрагентам и операциям. Это значительно упрощает работу инспектора, который раньше был вынужден самостоятельно проводить такую аналитику.

Система предпроверочного анализа

В АИС Налог-3 есть система предпроверочного анализа на основе риск-ориентированного подхода к отбору налогоплательщиков для проведения выездных проверок.

В настоящее время система не функционирует в полностью автоматическом режиме. Однако с ее помощью инспектор уже может посмотреть список лиц, включенных в отбор для более углубленного анализа.

Также в подсистеме хранятся индивидуальные карточки всех налогоплательщиков. В них указаны сведения из налоговой и бухгалтерской отчетности, информация о численности организации по данным отчетности.

В программе содержатся критерии рисков, которые присвоены налогоплательщику. Например, статус технической организации, наличие «отказного» директора или учредителя, которого ранее допрашивали инспекторы. Причем вне зависимости от территориального признака.

О чем скажет регистрация

В АИС Налог-3 есть подсистемы «централизованной регистрации налогоплательщиков» и «централизованного учета налогоплательщиков».

Подсистемы помогают налоговикам накладывать ограничения на ликвидацию налогоплательщиков во время проведения выездных проверок. Кроме того, инспекторы получают доступ к сведениям обо всех налогоплательщиках и к их регистрационным делам на территории России по экстерриториальному признаку.

Налоговики при анализе регистрационных дел компании могут увидеть, что представителем в регистрирующем органе было одно и то же лицо. Это свидетельство аффилированности юридических лиц. Кроме того, информация динамична, налоговики оперативно узнают о смене юридического адреса или учредителей.

Налоговики могут регистрировать юридические лица, вести ЕГРЮЛ и ЕГРН в подсистемах. В них содержатся сведения об учете налогоплательщика в качестве арбитражного управляющего, оценщика, патентного поверенного и т. д., а также сведения об имуществе физических лиц.

Претензионная работа — новинка от АИС Налог-3

Претензионную и судебную работу налоговиков перевели в АИС Налог-3 совсем недавно.

Теперь в АИС Налог-3 есть данные дел о банкротствах, а также все сведения о жалобах и судебных разбирательствах.

В одном месте налоговики собирают весь массив информации по спорам и аргументацию к ним. Там же они найдут информацию о налогоплательщиках, ранее замешанных в судебных разбирательствах.

Проверяющим стало легче проводить аналитическую работу и готовиться к спорам.

Программа администрирования физических лиц

Полномасштабное введение этого программного комплекса в АИС Налог-3 позволило ФНС сделать администрирование имущественных налогов физических лиц более комфортным. Например, заявление на предоставление льготы можно подать в любой налоговый орган. Гражданам, не проживающим по адресу регистрации, не нужно ехать за много километров, чтобы подать документы.

Налоговики по месту постановки на учет физического лица имеют полные сведения обо всех объектах налогообложения (квартиры, жилые дома, дачи, гаражи, земельные участки, транспортные средства и т. д.).

Подсистема опасна только для недобросовестных налогоплательщиков. Налоговики видят информацию в динамике, сведения постоянно обновляются.

Программа позволяет формировать общее уведомление на уплату налогов, даже если объекты находятся на территории других инспекций.

В 2019 году для повышения собираемости налогов в стране создадут и внедрят СКУАД – «Систему комплексного управления и администрирования долгом». В ФНС объяснили, что она будет делать.

В 2018 году налоговым органам удалось не допустить рост задолженности. К 1 января 2019 года она сократилась на 207 млрд рублей, или 10%, и составила 1,9 трлн рублей. Реального снижения долга удалось добиться впервые за пять лет, — подчеркнул Михаил Мишустин, выступая на расширенной коллегии ФНС.

У ФНС новая аббревиатура

Глава ФНС поставил цель продолжить дальнейшее снижение задолженности в текущем году. Для решения этой задачи Служба приступила к созданию и внедрению «Системы комплексного управления и администрирования долгом» - СКУАД.

«Система максимально автоматизирует меры взыскания, что перераспределит специалистов с рутинных операций на противодействие схемам уклонения от уплаты налоговой задолженности», - разъясняют налоговики.

«Нам сверху видно все – ты так и знай!»

Что касается широко разрекламированной АИС «Налог-3», то ее скоро внедрят повсеместно. Осталось перенести туда часть юрлиц. В результате внедрения обещаны новые сервисы, экстерриториальный и бесконтактный принцип обслуживания.

«Сейчас в системе централизованно администрируются все налоговые начисления физлиц и ИП, а также 25% юрлиц по всем субъектам РФ. В ближайшее время необходимо завершить конвертацию данных по всем юрлицам», - подчеркнул глава ФНС России.

Напомним, положение об автоматизированной информационной системе АИС «Налог-3» было утверждено еще приказом ФНС России от 14.03.2016 № ММВ-7-12/134@. А приказ от 31.01.2019 № ММВ-7-6/40@ регламентирует и конкретизирует порядок ее полного ввода в промышленную эксплуатацию.

Система предназначена для автоматизации деятельности налоговых органов по всей территории России и получении возможности обеспечивать полную информацию о сделках, активах и контрагентах каждого налогоплательщика, независимо от региона его нахождения и осуществления деятельности.

То есть налогоплательщикам также необходимо более ответственно подходить к своему взаимодействию с контрагентами и обращать внимание на ошибки в получаемых документах из других регионов. Ведь налоговики теперь имеют возможность проверять все операции по налогообложению сделок даже не запрашивая документы на проверку. А если ошибка будет обнаружена инспектором раньше, чем налогоплательщик выявит и исправит ее у себя в учете и документах, то штрафа и доначисления налога избежать не удастся.

На основе АИС «Налог-3» налоговые инспекторы могут вычислять необходимые им для работы статистические данные, а также «оперативно получать сведения, необходимые для обеспечения поддержки принятия управленческих решений и обеспечения полного контроля за налогоплательщиками». В общем, что-то похожее на всевидящее око Саурона из «Властелина колец». Но только, простите за каламбур, с положительными (для налогоплательщиков) диоптриями – поскольку повсеместное внедрение будет способствовать снижению количества выездных проверок, по уверению г-на Мишустина, до самого минимального минимума.

Переходят на новую систему осуществляется поэтапно. Без эксцессов, разумеется, не обходится. На необходимости минимизировать риски для налогоплательщиков при внедрении новых технологий в налоговое администрирование акцентировался в своем недавнем выступлении и г-н Мишустин. Повод, кстати, есть. В процессе перехода на новую систему прямо в разгар отчетной кампании произошел массовый технический сбой, что привело к проблемам с приемом отчетности. В начале февраля ФНС России на своем сайте опубликовала объявление с извинениями, в котором сообщила, что делает все возможное для скорейшего завершения всех этапов внедрения новой программы.


Мы пишем полезные статьи, чтобы помочь вам разобраться в сложных проблемах бухучета, переводим сложные документы «с чиновничьего на русский». Вы можете помочь нам в этом. Это легко.

*Нажимая кнопку отплатить вы совершаете добровольное пожертвование

Читайте также: