Приведите примеры из истории когда непродуманная налоговая политика государства приводила к

Опубликовано: 10.05.2024

Обществознание | 5 - 9 классы

Приведите примеры из истории когда непродуманная налоговая политика государства приводила к серьезным социальным выступлйениям.


В Финляндии налог на алкоголь высокий - все покупают в Эстонии алкоголь, государство недополучает налоги, а народ упивается и ругается.


Приведите примеры взаимодействия : экономики и политики, политики и социальной сферы, экономики и духовной сферы, политики и духовной сферы, духовной и социальной сферы?

Приведите примеры взаимодействия : экономики и политики, политики и социальной сферы, экономики и духовной сферы, политики и духовной сферы, духовной и социальной сферы.


Вспомните историю древнего мира и средних веков?

Вспомните историю древнего мира и средних веков.

Определите, какие социальные группы существовали в те времена.

Приведите примеры социальных групп в древних и средневековых государствах.


Вспомните историю Древнего мира и Средних веков?

Вспомните историю Древнего мира и Средних веков.

Определите, какие социальные группы существовали а те времена.

Приведите примеры социальных групп в древних и средневековых государствах.


Что такое социальная политика государства?

Что такое социальная политика государства.


Как улучшить социальную политику государства?

Как улучшить социальную политику государства?


Приведите конкретные примеры, характеризующие Республику Беларусь как социальное государство"?

Приведите конкретные примеры, характеризующие Республику Беларусь как социальное государство".


Приведите примеры (из истории или современности) сотрудничества социальных групп в различных видах социальных отношений?

Приведите примеры (из истории или современности) сотрудничества социальных групп в различных видах социальных отношений.


Приведите примеры из истории, когда непродуманная налоговая политика государства приводила к серьёзным социальным выступлениям?

Приведите примеры из истории, когда непродуманная налоговая политика государства приводила к серьёзным социальным выступлениям.


Приведите пример из истории, когда политика серьёзно повлияла на судьбу человека?

Приведите пример из истории, когда политика серьёзно повлияла на судьбу человека.


Приведите примеры из истории докажите тезис о необходимости социального прогресса?

Приведите примеры из истории докажите тезис о необходимости социального прогресса.

Вы открыли страницу вопроса Приведите примеры из истории когда непродуманная налоговая политика государства приводила к серьезным социальным выступлйениям?. Он относится к категории Обществознание. Уровень сложности вопроса – для учащихся 5 - 9 классов. Удобный и простой интерфейс сайта поможет найти максимально исчерпывающие ответы по интересующей теме. Чтобы получить наиболее развернутый ответ, можно просмотреть другие, похожие вопросы в категории Обществознание, воспользовавшись поисковой системой, или ознакомиться с ответами других пользователей. Для расширения границ поиска создайте новый вопрос, используя ключевые слова. Введите его в строку, нажав кнопку вверху.


Совесть - это внутренний голос человека, который предостерегает его от дурных поступков.


Можно прорекламировать ноутбук : Раз, открой наш ноутбук. Два, зайдёшь ты на фейсбук. Три, общаешься с друзьями. Побываешь ты в Майями. Тем хорош наш ноутбук - Скажет, где растёт бамбук. И поможет, и покажет И на всё ответ подскажет. Ноутбук на..


Письменность, строительство, шитье, изготовление блюд, учеба( в школах, гимназиях и т. Д. ).


1. Хорошее владение собой. 2. Не поддаваться эмоциям. 3. В первую очередь, сохраняя спокойствие, разрешать конфликт с помощью логики и знаний определенных психологических приемов. 4. Необходимо сохранять спокойствие 5. Нужно держать нейтралитет 6..


Здоровье можешь не блогодарить).


1. Правило в гостях. В гостях слндует вести себя прилично и не в ко ем случае не перечить гостях! 2. Правило в клубе. В клубах нужно вести себя адекватность, не перегибать палку. 3. Правило в спортзале. В зале надо заниматься только тем чем надо..


Самая высокая девушка в мире живет в Китае. Рост Яо Дэфэнь ни много ни мало 236 сантиметров. Причина такой высоты – опухоль мозга. По крайней мере, виновницей размеров Гулливера медики называют именно эту болезнь. Врачи планируют всесторонне обсл..


В питай він тобі скаже і там все для тебе є.


1) Их могут привлечь к чему то : к наркотикам , сигаретам или к воровству . 2) Каких опасностей.


Школа моими глазами Школа для меня 2 дом , в ней я играю, учусь , открываю много всего интересно и познавательного . Все учителя помогут в трудный момент , если что то не понятно они всегда найдут лишнюю минутки и помогут тебе , они как матеря котор..

«В этом мире нельзя быть твердо уверенным ни в чем, кроме смерти и налогов», — считал Бенджамин Франклин. Все мы так или иначе платим налоги. Однако мало кто задумывается над тем, как они появились, как влияют на политическую жизнь, как различаются в разных странах и в чем их особенности в России.

Американский политолог Чарльз Тилли в книге «Принуждение, капитал и европейские государства. 990–1992 гг.» выдвигает модель возникновения централизованных европейских государств. По мысли Тилли, военные нововведения, такие как огнестрельное оружие и массовые армии потребовали от властей значительно больших средств, чем они тратили ранее. Это привело к тому, что была создана централизованная система налогообложения. А это, в свою очередь, потребовало создания бюрократии и в конечном счете к созданию современных централизованных государств.


Даже в XVIII в. существовала практика так называемых откупов. При этой системе государство за деньги продавало какому-либо лицу (откупщику) право собирать налоги в определенной местности в определенное время. Легко догадаться, что откупщик в накладе не оставался, выколачивая из людей значительно больше отданной государству суммы. Откупщиков люто ненавидели.

Знаменитого французского химика Лавуазье во время Великой французской революции казнили за причастность к откупным операциям — несмотря на все научные заслуги.

Налоги — гибкий инструмент, которым государство может стимулировать различные сферы общественной жизни и добиваться нужных ему политических результатов. Все знают, что Пётр I ввел налог на бороды, заставляя своих подданных становиться европейцами по крайней мере внешне. Менее известны другие примеры налогового стимулирования в истории нашей страны.

Доходы федерального бюджета России заложены на уровне в 19,9 трлн руб., 20,2 трлн руб., и 20,9 трлн руб. в 2019, 2020 и 2021 годы соответственно. Профицит федерального бюджета России в 2019 году составит 1,9 трлн руб., в 2020 году — ожидается на уровне в 1,2 трлн руб., а в 2021 году — 0,9 трлн руб.

Согласно проекту федерального закона «О федеральном бюджете на 2019 год и на плановый период 2020 и 2021 годов» Минфина РФ.

Сейчас мало кто знает, но в СССР существовал налог на бездетность, введенный в 1941 году. Он составлял 6 %, его платили холостяки, одинокие и бездетные граждане, а деньги эти должны были, предположительно, идти на пособие многодетным матерям.

После распада СССР правительство Егора Гайдара, стремясь наполнить пустые прилавки магазинов страны, ввело нулевой импортный тариф (то есть ввозимые товары не облагались пошлинами).

Неосторожность в налогообложении легко может привести к взрыву общественного недовольства и серьезным политическим осложнениям. В качестве примера можно привести Соляной бунт 1648 года в Москве. В результате резкого повышения налога на соль (один из важнейших товаров в эпоху, когда не было холодильников) в Москве начались погромы, что привело к созыву нового Земского собора и принятию нового свода законов страны — Соборного уложения, формально действовавшего до 1830-х гг.


В современной истории такие случаи тоже есть, с той лишь разницей, что жертвами становятся, как правило, не сотни простых людей, а карьеры политиков.

Билл Клинтон был очень популярным губернатором штата Арканзас, он занимал этот пост пять раз. Один-единственный раз он проиграл выборы — именно в тот год, когда поддержал повышение местного налога на бензин. Через два года он признал свою ошибку и снова стал губернатором.

Не всегда, впрочем, недовольство налогами удавалось урегулировать. В этом случае налоги становились одной из причин революций и восстаний.

В 1634 году король Англии Карл I ввел корабельный налог, который должны были платить прибрежные города вместо строительства и снаряжения судов, которое они осуществляли ранее. Этот закон король объявил своим решением без консультаций с парламентом, что вызывало возмущение политической элиты страны. Такого рода законы вкупе с религиозными реформами привели Англию к Гражданской войне, а самого Карла на плаху.

Этот опыт, впрочем, не заставил английских политиков осознать важность налогов для политического спокойствия в государстве. В XVIII веке конфликт из-за введения нового налога стал причиной образования нового государства — Соединенных Штатов Америки.

Англичане рассматривали свои североамериканские колонии не как равноправных партнеров, а как место, откуда в метрополию поступают деньги. До поры до времени колонисты мирились с монополией Англии на торговлю с колониями и запретом на промышленное производство. Однако после Семилетней войны (1756–1763 гг.) Англия сильно поиздержалась, предоставляя обширные субсидии Пруссии для войны в Европе и воюя с Францией в Северной Америке.

Недостаток денег британцы решили возместить за счет колоний.

Особенно раздражал колонистов Акт о гербовом сборе 1765 года, согласно которому все торговые сделки и продажи газет, книг и даже игральных карт облагались специальным налогом. Через год под давлением американцев парламент Англии был вынужден отменить этот акт, но недовольство в колониях только росло.

Первоначально колонисты вовсе не горели желанием вступить в военное противостояние с англичанами и завоевать независимость с оружием в руках. Их лозунгом было: «Никаких налогов без представительства!».


Жители колоний не посылали своих депутатов в английский парламент — они даже не могли высказаться по вопросу о новых налогах. На просьбу допустить американцев в парламент Лондон ответил решительным отказом. Впоследствии, уже в независимых Штатах, профессия сборщика налогов стала одной из самых опасных.

Отстоявшие право не платить налоги английскому королю, граждане США не понимали, почему они должны платить их новому правительству, и встречали налоговиков с оружием в руках.

Рассмотрим теперь налоги в России, тем более что в нашей стране есть много интересного по этой теме.

В 2017 году Федеральная налоговая служба РФ обеспечила рекордные за последние пять лет темпы роста налоговых поступлений в бюджет страны — более 17,3 трлн руб., что почти на 20 %, или на 2,9 трлн руб. больше, чем в 2016 году. Увеличение поступлений составило 3,1 % к ВВП.

По данным главы ФНС России Михаила Мишустина

Практически любой работающий россиянин знает, что подоходный налог (если быть точным, налог на доходы физлиц) в России составляет 13 %. Это так называемая плоская шкала налогообложения, при которой ставка налога не увеличивается, если увеличивается ваш доход. Впрочем, в случае выигрыша в конкурсах или играх, проводимых в целях рекламы, придется заплатить 35 %.

В принципе 13 % — это достаточно низкая ставка. В странах, где принята прогрессивная шкала налогообложения (это означает, что чем больше ты зарабатываешь, тем большую долю забирает государство), эта цифра, как правило, выше. Например, в Германии подоходный налог варьируется от 14 до 47,5 % в зависимости от дохода. А в Швеции вам придется заплатить государству до 57 %, если вы зарабатываете больше 477 000 крон — и это только подоходный налог, есть и другие.

Хитрость заключается в том, что в России (да и во многих других странах мира) мы платим значительно больше налогов, чем кажущиеся на первый взгляд 13 % от нашего дохода. Даже если исключить социальные отчисления, которые делает работодатель — а они составляют до 30 %, — то каждый из нас оплачивает как минимум налог на добавленную стоимость (НДС). Сегодня НДС есть в 137 странах мира, в том числе и в США, и включен в стоимость практически всех продаваемых в стране товаров.

Если покупатель платит этот налог в момент покупки, то государство получает НДС задолго до того: на всех стадиях производства при покупке сырья или услуг производятся отчисления НДС.


Следует сказать и о таком виде налогов, как акцизы, также распространенные во всем мире.

Акциз, как и НДС, — это так называемый косвенный налог, то есть тот, который устанавливается в виде надбавки к цене товара.

Акцизом облагается продукт массового потребления: бензин, алкоголь, табак, произведенный в стране. В составе многих товаров акциз составляет едва ли не половину стоимости. Например, в России более половины от цены бензина — это акциз. Акциз на алкоголь в зависимости от крепости может быть более 500 рублей за литр. Кстати, вы знали, что в 2016 и 2017 годах акцизы на алкоголь и табак повышались?

В России, впрочем, налоги используются еще и в качестве механизма региональной политики. Не все знают, что налоги в России (как и во многих других федерациях) делятся на федеральные и местные. К федеральным относятся, например, НДФЛ (те самые 13 %), налог на прибыль, налог на добычу полезных ископаемых (НДПИ) и др., а к местным — налог на имущество организаций, налог на игорный бизнес, транспортный налог и т. д.

В качестве наглядного примера того, как с помощью налогов можно управлять финансированием регионов можно привести следующий случай. Все, кто следит за общественно-политическими новостями в России, знают о планах повышения НДС с 18 до 20 %. Это означает, что вырастут цены на множество товаров, в особенности — на подакцизные: бензин, табак, алкоголь. В качестве компенсирующей меры в России отменили налог на движимое имущество.

Однако НДС — федеральный налог, эти средства идут в федеральный бюджет (между прочим, обеспечивая более трети его доходов), а НДИ — налог региональный: собранными деньгами распоряжаются местные власти. Таким образом регионы лишают миллиардов рублей, не снимая с них финансовых обязательств. Деньги могут вернуться в регион — но уже по договоренности с федеральным центром.

Декан экономического факультета МГУ Александр Аузан считает, что всего мы платим 48 копеек с каждого рубля. По его мысли, россияне плохо осознают, сколько денег они в действительности отдают в качестве налогов. Когда же понимание придет, полагает он, люди начнут задавать государству неприятные вопросы — вроде «А что я получаю за эти деньги?» Демократия налогоплательщиков, о которой говорит Аузан (и другие ученые в сфере общественных наук), не столь утопична, как может показаться. Заявления вроде «я плачу налоги» могут восприниматься пока что иронически, но это первый шаг на пути к осознанию того, что в отношениях гражданина с государством должником является именно последнее.

date image
2015-08-12 views image
3270

facebook icon
vkontakte icon
twitter icon
odnoklasniki icon



Процесс развития налогообложения в России был весьма непростым. Как и в большинстве стран, самым главным налогом была дань – прямой налог, который местные князья собирали со своих поданных. При этом величина налога устанавливалась с обитаемого жилища или с плуга.

Дальнейшее развитие налоговой системы в России пошло по изобретению различного рода косвенных налогов. Например, в «Русской Правде» князя Ярослава Мудрого можно обнаружить следующие виды налогов:

Название налога За что взимался
Мыт За провоз товаров через горные заставы
Перевоз За перевоз товаров через реку
Гостиная За право иметь склады для товаров
Торговая За право иметь в поселении рынок
Вес За оказание услуг по взвешиванию товаров
Мера За оказание услуг по измерению товаров

Затем, после поражения монгольскими ханами на Руси стал вводиться новый налог – мужской и головы скота.

Этот налог назвали «выход», и платить его должны были только русские вассалы, назначенные монголами, затем они передавали весь налог великому князю, и всё собранное отправляли в Орду. При этом накалялись споры о размере налога. Дмитрий Донской всё же добился от представителя «Золотой Орды» снижения «выхода».

Деньги на свои нужды государство получало за счёт косвенных налогов и внешней торговли. Желание увеличить поступления в казну возникли у Ивана Калиты (? – 1340) и его сына Симеона Гордого (1316-1353). Они начали присоединять новые земли к Московскому княжеству.

С увеличением площади государства росли и расходы на него, правительство было вынуждено ввести больше косвенных налогов. В результате Русь по вопросу организации двигалась по стопам Рима. Ничего хорошего это не предвещало.

Изменил ситуацию Иван III (1440-1505). После полного освобождения Руси от Татаро - монгол налоговая система потерпела серьёзную реформацию. На смену «выходу» пришёл «данные деньги». Этот налог платили черносошные крестьяне и посадские люди.

Но перед сбором Иван III провёл полную перепись населения, чтобы идентифицировать всех налогоплательщиков. Такие шаги вполне совпадают с современными правилами налогообложения.

Благодаря переписи Иван стало возможным брать также налог за посошную подать. При этом размер налога применялся вполне грамотно – в зависимости не только от площади, но и от качества почвы.

Когда Иван IV Грозный упорядочил систему Ивана III, русская казна стала пополняться довольно успешно, однако на население легло слишком тяжкое налоговое бремя, недовольство нарастало. Сын Ивана Грозного был вынужден принять меры «государственной маскировки».

Чтобы убедить народ в «бедности» царя, он приказал переплавить из сокровищницы Кремля несколько сосудов в монеты. Это должно было убедить бояр и народ в бедности государства, что даже царь отдаёт часть своего имущества, поэтому неудивительно, что налоги велики.

Финансовая ситуация была благополучной, в 1680 г. Бюджет составил 1203367 руб, а расходы – 1125323 руб., был достаток в размере 78044 руб.

Но стоит обратить внимание на то, что 3% доходов составляли чрезвычайные сборы. Это значит, что всё время правительство измышляло новые временные подборы с населения. В конце концов это привело к налоговому, а точнее, «соляному бунту».


Дело в том, что прямой налог был слишком высок, и повышать его уже было некуда. Но царю Алексею срочно нужны были деньги. Тогда он решил повысить один из косвенных налогов – на соль. Соль покупают все граждане страны, и на первый взгляд налоговое бремя должно было увеличиться равномерно и несильно.




Всё оказалось не так. Было не учтено, что в стране много бедняков, они ловили рыбу в реках, а потом солили дешёвой солью. Когда соль подорожала, делать это было невозможно, рыба протухала, и бедные оставались без пищи. И тогда в 1648 году они подняли бунт, требуя снижения цен. Царю пришлось искать другой выход.

Такое «налоговое изобретательство» продолжалось долго, и получило особое развитие при Петре I. Он ввёл новую государственную должность – прибыльщик. Этот чиновник должен был придумывать новые способы источника дохода казны. Итогом деятельности прибыльщиков явились: налог на извозчиков, налог с печей, арбузов, орехов и даже религиозных верований.

Прибыльщики предложили Петру серьёзную реформу того времени. Смысл заключался в переходе от налогов, установленных «с двора» к налогам в расчёте на душу населения. Налог «с двора» удавалось собирать всё хуже и хуже. После того, как налог был введён в 1679 году, россияне быстро придумали, как его уменьшить: единым плетнем стали огораживать дворы соседей.

Чтобы лишить граждан такого способа уклонения от платы, прибыльщики организовали проведение подушной переписи населения России. Каждый гражданин должен платить 74 коп. (если он крестьянин), и 1 руб. 14 коп. (если городской). Такая налоговая ставка была велика, но она успешно покрывала все военные расходы Петра I. Это позволило императрице Екатерине I снизить подать (с 74 до 70 копеек).

Новый этап наступил с правлением Екатерины II. Система стал более продуманной, а налоговое бремя менее тяжким. Например, размер налога зависел от того, в какую гильдию входит купец. Тем более к высокой гильдии купец относился, тем больше налог он платил.

ХIХ и начало ХХ века были периодом построения эффективных систем налогообложения. Стоит произнести имена таких министров, как Канкрин, Витте, Сперанский. Они создали хоть не идеальную, но вполне приемлемую систему. Но и тогда страна жила с дефицитом бюджета.

В период советской власти основу налоговой системы составляли предприятия. Плата за здание, сооружения, оборудование, также налог с оборота. Все прочие налоги, включая подоходный (у всех составляла 13%) играли лишь вспомогательную роль в формировании доходов государства. При этом государство реально отбирало у предприятий почти все доходы.

Новый этап наступил в 90-ых годах. В эти годы Россия начала долгий и мучительный путь от старой эконмической системы до новой хозяйственной и общественной жизни. Это потребовало множества изменений в организации налогового хозяйства.

Интересный налоговый парадокс: В 1699 году Пётр ввёл так называемый налог на бороды, который должен был вносить каждый, кто не желал расставаться с бородой. Налог был большим – от 60 до 100 руб. Бояре были поставлены перед нелёгким выбором. Бородачи, не имевшие квитка о уплате налога, тут же лишались бороды тогдашней «налоговой полицией».

Налоги как средство реализации и поддержки общей социально-экономической политики. Процедура финансирования национальных проектов, поддержание стабильности экономики страны, устранение структурных дисбалансов, создание устойчивой экономической среды.

Рубрика Финансы, деньги и налоги
Вид реферат
Язык русский
Дата добавления 24.11.2019
Размер файла 209,7 K
  • посмотреть текст работы
  • скачать работу можно здесь
  • полная информация о работе
  • весь список подобных работ

Студенты, аспиранты, молодые ученые, использующие базу знаний в своей учебе и работе, будут вам очень благодарны.

Размещено на http://www.allbest.ru/

Размещено на http://www.allbest.ru/

Министерство науки и высшего образования Российской Федерации

Федеральное государственное автономное образовательное учреждение высшего образования

Национальный исследовательский ядерный университет «МИФИ»

Институт финансовых технологий и экономической безопасности (ИФтЭБ)

Кафедра «Финансового мониторинга»

Виды налоговой политики. Примеры из новейшей истории РФ

налог экономический политика

Налоговая политика - это то, что определяет вектор развития государства. От того, насколько грамотно выстроено налоговое регулирование, зависит развитие социально-экономических процессов в стране, как в худшую, так и в лучшую сторону. Цели и задачи налоговой политики могут расходиться в зависимости от обстоятельств и условий, а также экономической и социальной стабильности каждой страны, а также от конкретного исторического периода. Раньше налоги использовались главным образом в фискальных целях - в качестве сбора средств на содержание государственного аппарата (монарха) и армии. В современном периоде налоги широко используются как средство реализации и поддержки общей социально-экономической политики.

Знание базовых аспектов налоговой политики своего государства необходимо каждому образованному гражданину страны, для повышения налоговой грамотности и проявления социальной ответственности. Это доказывает актуальность рассматриваемой темы.

Целью данной работы является рассмотрение существующих моделей налоговой политики, а также обращение к существующим нормативно-правовым актам Российской Федерации для ознакомления с направлениями современной налоговой политики государства и актуальными изменениями в налоговом законодательстве.

1. Налоговая политика: общие сведения и модели

В основе налогового законодательства Российской Федерации стоит Налоговый Кодекс РФ и принятые в соответствии с ним Федеральные Законы о налогах и сборах. Ни в одном из нормативно-правовых актов термин «налоговая политика» законодательно не закреплен. Однако можно дать определение налоговой политике как системе целенаправленных экономических, правовых, организационных и контрольных мероприятий государства в области налогообложения.

Цели, которые ставит государство при проведении налоговой политики представлены в таблице 1.

Таблица 1. Цели проведения налоговой политики

образование доходов бюджета с помощью налогов и сборов

регуляция экономики посредством налогового механизма для проведения структурных преобразований, стимулирование бизнеса, а также инновационная и инвестиционная активность

социальная защита граждан и снижение путём налогообложения неравенства в уровне дохода различных слоёв населения

защита окружающей среды и рациональное использование ресурсов за счёт усиления соответствующих налогов и штрафов

осуществление налоговых проверок в целях принятия государством тактических и стратегических решений в экономике

для избегания двойного налогообложения заключение с другими странами соглашений, снижение таможенных пошлин для стимулирования предпринимательской деятельности

Главная цель налоговой политики - предоставление бюджетам разных уровней финансовых ресурсов в достаточных объёмах.

Налоговая политика формируется и реализуется на федеральном, региональном и местном уровнях в пределах соответствующей компетенции. Основные направления налоговой политики на соответствующие финансовые годы, которые являются своего рода руководством к действию при подготовке налоговых законопроектов, разрабатывает Министерство Финансов РФ. [3]

Основные модели налоговой политики, различающиеся между собой уровнем налогового бремени представлены в таблице 2.

Таблица 2. Модели налоговой политики

Политика максимальных налогов

Политика экономического развития

Политика разумных налогов

Уровень налогового бремени

в развитых странах Скандинавии: при высокой налоговой нагрузке требуются высокие социальные расходы

страны, осуществляющие экспансию на мировом рынке, в частности, Китай, Индия, Мексика, Бразилия и др.

страны с развитой рыночной экономикой (Великобритания, США, Канада и др.)

поддержание высокого платежеспособного потребительского спроса, обеспечение занятости и снижения неравенства в распределении доходов, сохранение высокого экспорта товаров и услуг, экспансия на мировом рынке капиталов, разработка и проведение целенаправленной структурной политики

стабильность национальной валюты, всемерное поощрение экспорта труда (товаров с высокой долей добавленной стоимости), ограничение роста внешнего долга

эффективное формирование доходной части бюджета, принятие мер по снижению бюджетного дефицита, управление государственным долгом, сглаживание циклических колебаний экономики, поддержание стабильного уровня совокупного объема выпуска (ВВП), поддержание полной занятости ресурсов, поддержание стабильного уровня цен

Налоговую политику Российской Федерации можно скорее отнести к политике разумных налогов, хотя в целом модель, которой придерживается государство не может быть похожа на другие в связи с объёмами природных ресурсов, которыми обладает страна, и величиной её территории. [5]

Тенденции развития налоговой системы России определены Приказом Министерства Финансов РФ в «Основных направлениях бюджетной, налоговой и таможенно-тарифной политике на 2019 год и на плановый период 2020 и 2021 гг.». Документ разработан в соответствии с требованиями Бюджетного Кодекса, в нем учтены положения Указа Президента РФ от 07.05.2018 №204 «О национальных целях и стратегических задач развития РФ на период до 2024 года», а также положения Послания Президента РФ Федеральному Собранию от 01.03.2018.

Целью данного документа является определение условий, используемых при составлении проекта федерального бюджета на 2019 год и на плановый период 2020-2021 гг., подходов к его формированию, основных характеристик и прогнозируемых параметров федерального бюджета и других бюджетов бюджетной системы РФ на 2019-2021 гг.

В основных направлениях рассмотрены:

1) Итоги реализации бюджетной, налоговой и таможенно-тарифной политики в 2017-2018 гг.

2) Условия реализации бюджетной, налоговой и таможенно-тарифной политики в 2019-2021 гг.

3) Цели и задачи бюджетной, налоговой и таможенно-тарифной политики на 2019-2021 гг.

4) Основные параметры бюджетной системы РФ.

Кроме того, в Приложениях к документу приведены налоговые расходы РФ в 2019-2021 гг., анализ внутренних налоговых условий, а также меры налоговой политики по видам налогов.

2. Налоговая политика Российской Федерации

Несмотря на замедление роста мировой экономики во второй половине 2018 года, рост Российской экономки ускорился до 2,3%, что является самым быстрым ростом с 2012 года, хотя и отстаёт от желаемой динамики развития. [2] Для достижения приоритетов социально-экономического развития Российской Федерации государство корректирует налоговое законодательство. Изменения необходимы реализации таких целей как финансирование национальных проектов, поддержание экономической стабильности, устранение структурных дисбалансов, создание устойчивой экономической среды.

В настоящее время в Российской федерации бюджетная политика основана на принципах, заложенных в «бюджетных правилах». Бюджетные правила - это экономическая политика, которая определяет предельную величину государственных расходов в зависимости от цены на нефть. Механизм правил фиксирует определенный уровень цен на нефть для ненефтегазовой экономики, позволяя гарантировать предсказуемость и стабильность налоговых условий. Следование «бюджетным правилам» помогает избежать дефицита государственного бюджета при резких колебаниях нефтегазового рынка. Министерством финансов Российской Федерации может изменять данное правило в зависимости от конъюнктуры нефтегазового рынка, количества поступивших налогов и сборов, инфляционных ожиданий т.д.

В 2018 году цена на нефть до исполнения обязательств по обслуживанию государственного долга составила 44 $ за баррель, среди стран крупных экспортеров углеводородного сырья это является одним из самых низких уровней. Одним из ключевых итогов реализации «бюджетных правил» является уменьшение чувствительности курсовых колебаний к динамике цен на нефть, что продемонстрировано на рисунке 1.

Рисунок 1. Чувствительность валютного курса рубля к ценам на нефть

3. Изменения в налоговом законодательстве

Говоря об изменениях в налоговом законодательстве, важно отметить цели, в соответствии с которыми они были приняты:

формирования ресурса для достижения национальных приоритетных целей;

стимулирования инвестиционной активности;

создания справедливых конкурентных условий ведения бизнеса;

сокращения теневого сектора.

Актуальные изменения в связи с налоговой реформой

Повышение минимального размера оплаты труда. Изменения приведены в таблице 3.

История налогообложения

1. История налогообложения в мире

История налогов уходит корнями в глубокую древность. Во всяком случае, документальные подтверждения их существования обнаруживаются примерно 2500 лет назад. Например, в Древнем Египте, где власть принадлежала мощной бюрократии, потребность в деньгах для содержания такого государственного аппарата оказалась столь велика, что породила множество разнообразных налогов. Налоговые чиновники (их функции в то время выполняли писцы — самые грамотные члены общества) сопровождали египтян даже в загробную жизнь: в гробницах фараонов среди статуэток прочих слуг, призванных сопровождать владыку после смерти, обнаруживаются и статуэтки писцов-налоговиков. Они должны были и на том свете помогать фараону наполнять государственную казну.

Основные проблемы, которые несколько тысяч лет определяли развитие способов налогообложения, можно сформулировать в виде двух простых вопросов: кто должен платить налоги с чего следует взимать налоги?

Ответ на первый вопрос на протяжении большей части известной нам истории человечества был один и тот же: платить налоги должно основное население - "неблагородные", т. е. крестьяне, ремесленники, торговцы, жители колоний. Это их обязанность, поскольку своими деньгами они должны обеспечивать доходы правителей страны и их придворных. Идея налогообложения как обязанности свободного гражданина страны родилась относительно недавно — после того как в Англии, США, а затем и странах Западной Европы возникли конституции и демократические государственные механизмы.

Что касается второго вопроса (с чего следует взимать налоги), то ответ на него человечество искало особенно долго, пытаясь определить способы взимания налогов, а точнее, ту базу, исходя из которой можно определять размер налоговых платежей для граждан и предприятий. Пример римской системы налогообложения - один из этапов таких поисков. Здесь с граждан разных провинций Империи взимались, например, такие налоги и сборы:

  • Портовые пошлины при погрузке и выгрузке
  • Дорожная пошлина
  • Налог за закрепление сделки (налог с продаж)
  • Сбор за ярлык для ослов
  • Налог на наследство
  • Сбор за обмен и размен денег
  • Сбор при уплате налога за выписку квитанции и прикладывание печати
  • Сбор со скота
  • Налог на владение рабами
  • Налог в продовольственный фонд столицы
  • Земельный налог
  • Специальный налог на огороды
  • Налог на вино
  • Налог на пшеницу
  • Налог на огурцы и др.

Эта реформа несколько улучшила ситуацию, но затем налоговое бремя римлян вновь стало возрастать, что в конце концов, возможно, и стало одной из причин краха экономики, а затем и гибели великой Римской империи.

Увы, печальный опыт римского "налоготворчества" мало чему научил последующих правителей. Правда, во времена Средневековья налоги были мало распространены. Они были важнейшим источником доходов преимущественно для католической церкви. Содержание же короля, его двора, армии, равно как и благосостояние дворянства обеспечивались не столько за счет налогов, сколько за счет платы, которая взималась с крестьян, живших и работавших на землях этих феодалов. И о каких-либо принципах налоговой справедливости и рациональности в то время даже и говорить не приходится.

Развитие европейской государственности объективно требовало замены «случайных» налогов и института откупщиков стройной, рациональной и обоснованной системой налогообложения.

В этот период происходит формирование первых налоговых систем , включающих в себя прямые и косвенные налоги. Особую роль играли акцизы, взимаемые, как правило, у городских ворот со всех ввозимых и вывозимых товаров, а также подушный и подоходный налоги.

Проблемы теории и практики налогообложения начали разрабатываться в Европе в последней трети ХVIII века. Одновременно с развитием государственного налогообложения начинает формироваться научная теория налогообложения, основоположником которой является шотландский экономист и философ Адам Смит(1723 - 1790 гг.). В своей работе «Исследование о природе и причинах богатства народов» (1776 год) он впервые сформулировал принципы налогообложения, дал определение налоговым платежам, обозначил их место в финансовой системе государства, а также определил, что налоги для плательщика есть показатель свободы, а не рабства.

Постепенно наряду с развитием финансовой науки происходит становление научно-теоретических воззрений на налогообложение. Во второй половине XIX века многие государства предприняли попытки воплотить научные воззрения на практике.

Главным источником государственных доходов стали налоги на доходы физических лиц и организаций. Впервые прообраз современного налога на доходы был введен в Англии в 1799 году в связи с необходимостью найти деньги для войны с Наполеоном.

После Первой мировой войны были проведены научно обоснованные налоговые реформы и заложен фундамент современной налоговой системы, в которой прямые налоги и, прежде всего, индивидуальный подоходно-прогрессивный налог, заняли ведущее место.

Великая депрессия 1929 - 1933 годов заставила рассматривать государственные финансы как инструмент макроэкономической стабилизации, и после Второй мировой войны налоги использовались как средство государственного регулирования экономики.

В 50–70-е годы XX века в ведущих странах мира проводится стимулирование частного предпринимательства путем применения универсальных налоговых рычагов, в том числе путем предоставления налоговых льгот инвесторам, предприятиям добывающих отраслей, транспорту, авиастроению, при экспорте продукции и услуг, на проведение НИОКР.

Практика показала, что реальное снижение налогов возможно лишь в государстве с прочной экономической базой. Только тогда снижение ставки налогообложения приведет к росту производства, который в дальнейшем компенсирует временное уменьшение налоговых поступлений.

На таком принципе строят свою налоговую политику ведущие страны мира. Суть налоговых реформ, проведенных здесь в 80 - 90-е годы XXвека, основывается на совершенствовании систем прямых и косвенных налогов, ускорении накопления капитала и стимулировании деловой активности.

В результате проведенных налоговых реформ наметились две важные тенденции фискального реформирования: одна группа стран (США, Австралия, Япония и другие) сделала акцент на преобразовании прямого налогообложения, в то время как страны - члены ЕЭС основные усилия направили на повышение значения косвенного налогообложения.

Читайте также: