Отличительным признаком правового государства является сбор налогов контроль частной жизни

Опубликовано: 26.04.2024

правовое государство

Правовое государство — немного об элементах этого понятия

Вопрос, идущий под порядковым номером два в списке подготовки для экзамена на судью. В первом рассматривается соотношение понятий «правовое государство» и «верховенство права». Здесь же предлагается дать лишь наиболее общую характеристику и выделить элементы, которые следует считать основными.

Правовое государство

В общем смысле, правовое государство (ПГ) — это общественная система, обладающая рядом признаков. Основным признаком является воздействие гос-ва на общество преимущественно законом. Тут важны три обстоятельства.

Первое — создающие законы не получают к этим законам никаких преференций. Т.е., та ветвь власти, что ответственна за разработку закона, не может быть выше его. Она (ветвь) и её элементы точно также подчиняются созданным ей нормам. Власть как бы демонстрирует пример поведения для граждан. Это и есть равенство всех перед законом.

Второе — отмежевание личности от управления обществом. Т.е., общественные отношения регулируются законом. А лица, облечённые властью лишь претворяют закон в жизнь. Следовательно, личность в этом случае значения не имеет. Лицо может попасть на самую вершину власти, но должно руководствоваться нормой, а не личными соображениями. И, принимая тот или иной закон, обслуживать и балансировать общественные интересы.

Третье — защита личности законом и судом. Связка закона и суда в данном случае неслучайна. Именно суд является, по сути, единственным официальным толкователем норм. Поэтому суд в правовом государстве максимально независим и беспристрастен. Отсюда вытекает постулат о равенстве всех не только перед законом, но и перед судом.

Элементы правового государства

Три аспекта, выделенных выше, содержат и основные элементы ПГ. Элемент — это, по общему правилу, некая часть, обычно составная. Набор разного рода элементов даёт в результате некую работоспособную схему. Под схемой в данном случае следует понимать как раз ПГ. Следовательно, элементы ПГ — это те части, без которых государство нельзя признать правовым.

Таким образом, среди элементов можно выделить:

Верховенство права

Право и только право должно определять вектор развития общества. Право меняется и трансформируется вместе с обществом, т.е., точно также подвержено эволюции. Механизм эволюции права (ЭП) отличается от природного тем, что подвержен иным законам, нежели физические. ЭП зиждется на законах развития общества и личности, ка элемента общества. Развитие же общества предполагает достижение обществом некой общей цели. Достигнута эта цель может быть лишь правовыми методами.

Разделение властных ветвей

Чёткое разделение и разграничение ветвей власти (ВВ), недопустимость их пересечения. Почему это важно? Смешение ВВ может приводить к нарушению баланса. Система сдержек и противовесов не должна склоняться в какую-либо определённую сторону.

Ветви должны иметь «одинаковый вес». Только такое положение дел в состоянии обеспечить устойчивое развитие. В ином случае, ветвь, получившая преимущество, будет «подгребать под себя» остальные. Говорить о правовом государстве в этих обстоятельствах будет преждевременно.

Развитие личности

Развитие общества в целом невозможно без развития личности в частности. Сложно представить развитое общество, все члены которого остановились на некоей ступени развития. Остановка в развитии противоречит человеческой сущности. В обществе, где основная масса личностей остановилась в развитии рано или поздно разовьётся диктатура или что-либо похуже. В любом случае, это будет движения в сторону, противоположную понятию ПГ.

Стало быть, одним из элементов правового государства является стремление общества к развитию личности.

Защита права

Защита права должна быть абсолютной и беспрекословной. Право, существующее в ПГ, выверено и гармонично. Поскольку в самом широком смысле право одного — это обязанность другого. Следовательно, право одного не должно умалять право другого. Но, будучи нарушенным, право подлежит безусловному восстановлению.

Этому способствует упомянутый уже беспристрастный и совершенно независимый суд. Независимый ни от мнения общества, ни от влияния других элементов государства, ни от личности. Какой бы высокий пост в государстве эта личность не занимала.

Взаимная ответственность государства и личности

Как уже указывалось выше, в ПГ перед законом все равны. Такая ответственность ставит перед собой основную задачу — не допустить произвол. Произвол как со стороны государства, так и со стороны личности. С личностью вопрос решается довольно просто — с помощью органов принуждения. С государством же несколько сложнее. В ПГ должны существовать механизмы, которыми государство наделяет общество и личность в целях контроля. Это может быть конституционный контроль и возможность свободных выборов.

Вместо резюме

Приведённый список элементов ПГ не стоит считать исчерпывающим. Поскольку в мире существуют разные правопорядки, обусловленные этносом, местностью и другими факторами. Так или иначе, они могут влиять на наличие/отсутствие дополнительных элементов. Однако, полагаем, что базой являются приведённые выше.

Отсутствие одного из элементов базы серьёзно снижает возможность называть государство правовым. Вот что говорит о ПГ Википедия. Ещё по теме «Правовое государство: общая характеристика, основные элементы»:

Правовое государство - это… Понятие: какое государство является правовым? Признаки и основы гражданско-правового государства. Общество в правовом государстве. Правовое государство и гражданское общество. Функции правового государства. Россия - правовое государство? Ответы на вопросы ЕГЭ.

Что такое правовое государство

Правовое государство - это государство, ограниченное в своих действиях законом, подчиненное воле суверенного народа и призванное обеспечить права и свободы личности. Вся деятельность такого государства подчинена нормам права. Английский термин - legal state.

Говоря простыми словами, правовое государство - это государство, которое само неукоснительно соблюдает нормы права: законы и решения судов. Главная задача власти при этом - защита прав и свобод граждан. Органы и институты такого государства (особенно суды и полиция) строго исполняют законы.

Правовое государство создает условия для свободы личности, основанные на принципе «разрешено всё, что прямо не запрещено законом».

Важнейшие принципы правового государства - верховенство закона, то есть его обязательность для всех субъектов права; судебная защита прав граждан; взаимная ответственность государства и личности.

Гражданские права - это неотъемлемые, защищенные законом права, которые даны всем членам общества и которые не могут быть отменены ни индивидами, ни государством.

К гражданским правам относятся право на жизнь, на свободу и личную неприкосновенность, на достоинство личности, на неприкосновенность частной жизни etc. В основе прав граждан лежат представления о естественном праве и моральном равенстве.

Права могут быть обеспечены только в гражданском обществе, которое имеет собственную независимую от государства сферу самоорганизации и свободы.

Правовое государств и демократия

Правовое государство - признак демократии. Оно не может существовать при тоталитарном или авторитарном политическом режиме, где неизбежно нарушаются права человека и гражданина.

Правовое государство - обязательное, но не единственное условие демократии. Для демократического режима также необходимы свободные конкурентные выборы, многопартийность, политический плюрализм, смешанная экономика, разделение властей.

Идею правового государства выдвигали еще античные мыслители (Аристотель, Цицерон). Над ней размышляли гуманисты эпохи Возрождения, ее философскую основу разрабатывал Иммануил Кант. Но окончательно представления о демократическом правовом государстве оформились и стали общепризнанными лишь во второй половине XX века.

В Конституции РФ подчеркивается, что Россия - правовое демократическое государство.

Признаки и принципы правового государства

Основными элементами правового государства считают: верховенство закона; гарантию основных прав граждан; разделение властей; независимость судей; правовую защиту граждан и правовой контроль.

Все признаки правового государства тесно связаны друг с другом - без одного невозможно другое. Если хотя бы один из этих принципов нарушается, государство не может быть правовым.

Верховенство права - подчинение закону государства, всех его органов и должностных лиц, всех граждан и социальных институтов.

Гарантированность прав и свобод человека - права и свободы признаются высшей ценностью и реально обеспечиваются, есть механизмы, гарантирующие и защищающие их.

Всеобщее равенство перед законом - все граждане получают одинаковую защиту в рамках закона, нарушители подлежат соразмерному наказанию, независимо от их политического, социального или экономического положения.

Эффективная система контроля за соблюдением закона - контроль за соблюдением закона осуществляют специально созданные независимые суды, арбитражи и т.д.

Эффективные и беспристрастные правоохранительные органы: полиция, независимые суды и другие правоохранительные органы доступны для граждан и соблюдают закон.

Назначение наказаний согласно правовым нормам, опубликованным и четко определенным заранее. Закон не имеет обратной силы.

Реальное разделение властей на исполнительную, законодательную и судебную. Ни один из государственных органов не имеет всей полноты власти, существует система «сдержек и противовесов».

Взаимная ответственность государства и личности - государство и граждане принимают на себя обязательства по отношению друг к другу, за их неисполнение наступает ответственность.

Единство права и закона - все нормативно-правовые акты соответствуют естественно-правовым началам и международным нормам о правах человека.

Принцип «разрешено все, что прямо не запрещено законом» как основа регулирования поведения.

Функции правового государства

Правовое государство, как и любое другое государство, выполняет политическую, экономическую, социальную и культурную функцию. Кроме того, оно защищает права граждан.

Политическая функция. Правовое государство создает условия для равноправного участия граждан в государственных и общественных делах, гарантирует права гражданина и права человека, способствует формированию многопартийности, развитию местного самоуправления.

Экономическая функция. Государство регулирует рыночные отношения, поддерживая многоукладность экономики и честную конкуренцию, способствует повышению качества жизни, минимизирует последствия негативных макроэкономических явлений (инфляция, безработица).

Социальная функция. Правовое государство регулирует социальные отношения, обеспечивает право на образование и охрану здоровья.

Правоохранительная функция. Правовое государство вместе с институтами гражданского общества защищает и гарантирует права и свободы личности, поддерживает общественный порядок.

Культурная функция. Правовое государство создает для граждан равные условия и возможности для пользования и обмена культурными и духовными ценностями, гарантирует культурную свободу, плюрализм мнений.

Предпосылки создания правового государства

Правовое государство возникает не одномоментно и не на пустом месте. Для его появления нужны экономические, политические, социальные и культурные предпосылки:

Многообразие форм собственности, свобода предпринимательства, экономическая независимость индивида.

Внутренне единая и непротиворечивая система законов.

Высокий уровень правового сознания, политической культуры.

Россия - правовое государство?

Впервые о необходимости создания в России правового государства было сказано в Декларации о государственном суверенитете РСФСР от 12 июня 1990 года. В 1993 году Конституция провозгласила Россию правовым государством.

Однако что именно означает это понятие, в основном законе страны не разъясняется. «Нет единства даже в вопросе о том, какие именно признаки правового государства в своей совокупности отражают его сущность», - признавал председатель Конституционного суда Валерий Зорькин в 2011 году.

Сегодняшнюю Россию рано называть правовым государством, полагают многие правозащитники и международные организации. По их словам, верховенство закона так и не установилось, разделение властей в стране нарушается, суду не хватает независимости, а права и свободы граждан не защищаются в полной мере.

«Существует несколько показателей, по которым Россия стабильно выступает существенно лучше, чем в среднем по миру. Это скорость гражданского и административного правосудия, а также с десяток позиций, в которых мы или незначительно лучше или чуть-чуть хуже, чем в среднем по миру: открытость данных и законодательства, трудовые права, отсутствие дискриминации, доступность правосудия, контроль преступности и даже, как ни странно, пенитенциарная система», - указывал политолог Владимир Кудрявцев в статье для «Ведомостей» в 2018 году.

Правовое государство. Правильные ответы на задания из ЕГЭ

Чтобы успешно сдать ЕГЭ по обществознанию, необходимо понимать смысл термина «правовое государство», знать признаки и уметь перечислить принципы правового государства. Разберем ряд заданий на эту тему из ЕГЭ прошлых лет.

Задание 1
Выберите вер­ные суж­де­ния о пра­во­вом го­су­дар­стве и за­пи­ши­те цифры в по­ряд­ке возрастания, под ко­то­ры­ми они указаны.
1) Правовое го­су­дар­ство от­ли­ча­ет от не­пра­во­во­го вер­хо­вен­ство за­ко­на и права.
2) В пра­во­вом го­су­дар­стве уста­нав­ли­ва­ет­ся от­сут­ство­вав­шее ранее от­де­ле­ние пуб­лич­ной вла­сти от общества.
3) Власть в пра­во­вом государстве, так же, как и в неправовом, имеет мо­но­по­лию на ле­галь­ное при­ме­не­ние силы.
4) Правовое го­су­дар­ство обес­пе­чи­ва­ет пра­во­вые от­но­ше­ния в обществе, пра­во­вое равенство.
5) Ветви вла­сти в пра­во­вом го­су­дар­стве не­за­ви­си­мы друг от друга.
Правильный ответ: 1345

Задание 2
Выберите вер­ные суж­де­ния о пра­во­вом го­су­дар­стве и за­пи­ши­те цифры, под ко­то­ры­ми они указаны.
1) Пра­во­вое го­су­дар­ство - это государство, спо­соб­ное обес­пе­чить пра­во­вые от­но­ше­ния в обществе, пра­во­вое равенство, за­щи­тить права граждан.
2) Необходимым усло­ви­ем су­ще­ство­ва­ния пра­во­во­го го­су­дар­ства яв­ля­ет­ся раз­де­ле­ние властей.
3) В пра­во­вом го­су­дар­стве от­вет­ствен­ность вла­сти перед об­ще­ством выше от­вет­ствен­но­сти гражданина.
4) Для пра­во­во­го го­су­дар­ства не­об­хо­ди­ма вза­им­ная от­вет­ствен­ность го­су­дар­ства и гражданина.
5) Любое государство, в ко­то­ром есть пра­во­вая си­сте­ма и законодательство, можно счи­тать правовым.
Правильный ответ: 124

Задание 3
Установите со­от­вет­ствие между при­зна­ка­ми и ти­па­ми государства: к каж­дой позиции, дан­ной в пер­вом столбце, под­бе­ри­те соответствующую по­зи­цию из вто­ро­го столбца.

A) суверенитет и не­за­ви­си­мость государственной вла­сти внутри стра­ны и за еt пре­де­ла­ми

Б) не­за­ви­си­мость судов от ис­пол­ни­тель­ной власти

B) си­сте­ма законодательства, вклю­ча­ю­щая в себя раз­лич­ные отрасли и ин­сти­ту­ты права

Г) вза­им­ная ответственность го­су­дар­ства и граж­да­ни­на

Д) вер­хо­вен­ство права (закона) в об­ще­стве

1) только пра­во­вое государство

2) государство лю­бо­го типа

Правильный ответ: 21211

Задание 4
Французский философ Ш. Монтескьё писал: «Если власть законодательная и исполнительная будет соединена в одном лице или учреждении, то свободы не будет, так как можно опасаться, что этот монарх или сенат станет создавать тиранические законы для того,к чтобы так же тиранически их применять». Какой принцип правового государства выдвинул философ? Опираясь на обществоведческие знания, приведите любые другие два принципа правового государства.
Правильный ответ:
Философ Шарль Монтескьё выдвинул принцип разделения властей.
Два других принципа правового государства:
1. Верховенство права.
2. Приоритет прав и свобод личности.

Глава I.
ПРАВО И ГОСУДАРСТВО

§ 3. Сущность государства

Государство – это орудие классового господства или средство достижения политического согласия в обществе? В чём тайна государственного властвования? Необходимо ли современному обществу государство?

Государство часто рассматривали то как публично-правовой союз, то как политическую организацию общества, то как аппарат публичной власти. Все эти подходы характеризуют природу и сущйость государства с разных сторон, но в то же время указывают на основополагающие факторы, которые вместе образуют государственную организацию, – публичную (политическую) власть и право. Именно они, соединяясь в одно целое, требуют особой организационной формы. Для чего она сформирована? Может ли современное общество обходиться без государства? Это важные вопросы, без ответа на которые не может быть сформировано мировоззрение современного человека.

Государство – организация политической власти, осуществляемой в обществе сформированными надлежащим образом органами, выборными и назначенными должностными лицами, которые действуют в рамках официально установленных полномочий. Назначение государства – вести «общие дела» общества, представлять и организовывать его политически, обеспечивать мир и безопасность граждан, руководить социальными процессами, управлять отдельными сферами жизни с учётом реального потенциала централизованного управления и общественного самоуправления на местах.

ГОСУДАРСТВО КАК ПУБЛИЧНАЯ (ПОЛИТИЧЕСКАЯ) ВЛАСТЬ

Каждое государство обладает совокупностью признаков. К ним, в частности, относятся:

  • публичная (политическая) власть;
  • территориальная организация населения;
  • государственный суверенитет;
  • взимание налогов и др.

Было время, когда на государство смотрели как на организацию населения,, занимающего определённую территорию и подчиняющегося одной и той же власти. Но эта механистическая формула (государство = население + территория + власть) существовала недолго, поскольку не отражала многих глубинных политико-правовых черт определяемого явления. Более приемлемой в этом отношении была договорная трактовка природы государства, развиваемая в рамках некоторых естественно-правовых учений.

Суть этой трактовки в том, что государство находит своё оправдание в договорном праве, т.е. в естественном контракте между членами общества и властью, который существует условно. Он предполагает, что люди, поступаясь частью своих прав, поручают властям осуществлять в интересах народа функции руководства обществом, обязуясь со своей стороны материально содержать государство, платить налоги, нести повинности. За народом признавали право расторгнуть договор, если власть не исполняет своих обязательств, либо заменить её, передать бразды правления другой власти. Сторонники договорных теорий полностью переводили отношения народа и власти на почву права и договора, это было крупным достижением того времени (XVII–XVIII вв.). Указанные теории, поскольку в них было слишком много условностей, не дожили до нашего времени, но они оставили богатое наследие из демократических идей, без которых трудно себе представить современное учение о государстве и современный конституционализм.

Достаточно указать на чётко сформулированную мысль о том, что государство принадлежит народу, который является источником государственной власти. Все представители государства, законодатели, судьи, должностные лица в исполнительном аппарате, лица, несущие военную и полицейскую службу, – все они лишь представители народа, ответственные перед ним. Вот что говорилось, например, в одной из статей ныне действующей конституции американского штата Массачусетс, принятой в 1780 г., в пору расцвета договорных теорий: «Правительственная власть образуется для общего блага, для защиты, безопасности, благосостояния и счастья народа; но не для выгоды, почестей либо особых интересов какого-либо лица, семьи или класса людей; поэтому только народу принадлежит неоспоримое, неотъемлемое и нерушимое право образовывать правительственную власть и реформировать, изменять либо полностью упразднять её, когда того потребуют интересы защиты, безопасности, благосостояния и счастья людей» (Соединённые Штаты Америки. Конституция и законодательные акты / под ред. О. А. Жидкова. – М., 1993. – С. 51).

Нельзя не видеть в этих словах «кредо» демократического государства. Признать сущностную связь публичной власти и права – значит стать на позиции, согласно которым право, как и власть, исходит от народа, принадлежит ему; народ в конечном счёте высший судья над правом и вершитель его судеб, разумеется, в той степени, в какой правовое развитие вообще зависимо от человеческого фактора. Народоправие неотделимо от народовластия, и то и другое являются слагаемыми суверенитета народа, демократии. Преодолеть отчуждение человека от политической власти – значит покончить с его отчуждением как от государства, так и от права. Опираясь на исторический опыт, современные люди видят в народовластии, основополагающем принципе государственного развития, комплекс прав, принадлежащих народу, которыми он должен ответственно пользоваться.

Исторически у государственной власти и права одна судьба, одни корни. Кому принадлежит государственная власть, от того исходит законодательство – важнейший элемент правовой системы. Что касается права как единой системы общественных отношений, норм и ценностей, то оно регулирует и защищает поведение людей средствами государственной власти. В этом заключается его специфика по сравнению с другими нормативно-регулятивными системами, например моралью. Диапазон средств, о которых идёт речь, довольно широк – средства достижения политического согласия в обществе, убеждение и принуждение там, где без него не обойтись. Средства политической власти в правовой сфере используют не только государственные органы, но и общественные объединения, коллективы, граждане. Причём использование это носит разнонаправленный характер – от государства к обществу, от общества к государству, охватывает широкий спектр общественных отношений, от административных до самоуправленческих.

Когда говорят о том, что государство есть политическая организация общества, то имеют в виду главным образом его положение в системе политических отношений, которые складываются между различными слоями населения, классами, социальными группами, между категориями людей различного социального статуса, проживающими на определённой территории и подчиняющимися одной и той же власти.

Выше говорилось о подходах, для которых народ (население) был цельным и однородным образованием, выступающим стороной во взаимоотношениях с властью. На самом деле общество, а следовательно, и народ (население) социально дифференцированны, разделены на множество больших и малых групп, интересы и цели которых не всегда совпадают, нередко вступают в конфликт. В области политики и политических отношений интересы групп приходят в соприкосновение, сталкиваются, разграничиваются, сливаются и сочетаются, теснят друг друга, борются, примиряются и т.п. С тех пор как возникло государство, оно всегда находилось и находится в центре политики, в нём и около него разворачиваются основные политические события той или иной эпохи.

Многие теоретики видят в государстве особое балансирующее устройство, которое благодаря своей мощной организации, правовым, социальным и идеологическим институтам не позволяет политическим разногласиям выходить за рамки закона, контролирует политическую жизнь в обществе, удерживая её на некотором оптимальном уровне. Но для этого само государство должно заведомо выражать интересы всего общества, а не отдельной его части. Практически это трудно достижимый идеал, государству редко удаётся не идти на поводу у экономически сильных классов, элитарных групп, занимающих выгодные позиции в той или иной области общественной жизни. Именно элиты, а не народ чаще всего выступают стороной во взаимоотношениях с государством, ведут диалог с правительством, проталкивают свою волю и собственные интересы под видом общественных.

ОТЛИЧИЕ ГОСУДАРСТВА ОТ НЕГОСУДАРСТВЕННЫХ ПОЛИТИЧЕСКИХ ОРГАНИЗАЦИЙ

В гражданском обществе существуют политические организации, представляющие отдельные его части, различные социальные слои, классы, профессиональные, возрастные и иные группы. Это известные всем политические партии, общественные объединения, всякого рода союзы и организации с определёнными задачами – продвигать интересы отдельной части народа (населения). Но есть только одна политическая организация, представляющая всё общество в целом, – это государство. Оно является ядром политической системы общества, и на него ложатся основные руководящие функции, самыми крупными из которых выступают управление социальными процессами и регулирование общественных отношений. В качестве руководящего звена политической системы государство наделено несколькими исключительными признаками, выделяющими его среди других политических организаций общества. В результате длительного исторического развития выделились отдельные виды и формы общественной деятельности, определённые функции, которые ни одна другая политическая организация, кроме государства, осуществлять не может.

• Государство – это самая широкая, всеобъемлющая политическая организация, выступающая от имени всего общества, а не какой-либо его части; по своей политической природе всякое государство универсально (выполняет разносторонние функции); отношение государства с каждым членом общества юридически оформляется институтом гражданства (подданства), что неравнозначно членству или участию в любых иных политических организациях.

• В силу своей универсальности государство есть единственная в обществе суверенная политическая организация. Это означает, что государственная власть верховна по отношению ко всякой политически организованной власти (местного самоуправления, партийного правления и т. п.) внутри страны и независима от любой другой власти вне страны.

• Государству принадлежит монопольное право принимать законы и таким образом формировать законодательство, правовую систему. Посредством закона и принципа верховенства права и закона государство определяет границы поведения всех других политических организаций и политическую систему в целом.

• Государству принадлежит монополия на легитимированное (узаконенное, оправданное) применение некоторых видов физического принуждения к лицам (задержание, арест, лишение свободы и т.п.) в строгих формах судебного и административного производства при соблюдении конституционных и законных гарантий прав личности.

• Только государство вправе иметь армию и иные войсковые формирования, содержать тюрьмы и другие уголовно-исправительные учреждения, осуществлять узаконенную репрессию, применять вооружённую силу.

• Государство – это единственная политическая организация, имеющая право на законных основаниях требовать от всех граждан периодических платежей (налогов) из их имущества и доходов на государственные и общественные нужды.

Государство должно предотвращать попытки других политических организаций перераспределять власть в своих интересах, использовать колоссальные возможности государства для процветания одной какой-либо части населения в ущерб обществу в целом. Вместе с тем на государстве лежит задача объединять вокруг себя все звенья политической системы общества, строить правильные, отвечающие закону отношения с политическими партиями, профессиональными союзами и другими общественными объединениями, средствами массовой информации, некоммерческими и коммерческими организациями, действующими в гражданском обществе. Государство должно быть способным интегрировать общество, успешно связывать его части в единое целое.

Среди юридических признаков государства есть давно известные, всемирно признанные демократические ценности, например такие, как стабильность конституционного порядка, верховенство закона в иерархии нормативных актов, юридическое равенство в виде равенства граждан перед законом и равноправия, широкая система прав, свобод и обязанностей граждан, отлаженный механизм правовой защиты, личности, в особенности судебной защиты, высший контроль за соблюдением конституции, надзор за исполнением законов.

Задача современного государства – совершенствовать демократические методы властвования, опираясь на весь опыт существования цивилизации. Речь идёт о целеустремлённом, систематическом и теоретически осознанном использовании того, что давно и широко присутствует в личном опыте талантливых руководителей, прирождённых организаторов, умеющих превосходно ладить с людьми и строить прекрасные межчеловеческие отношения. В основе их руководства лежит способность достигать высокой степени согласия между теми, кто призван осуществлять власть, и теми, на кого эта власть распространяется. В искусстве находить и упрочивать согласие – секрет власти. Там, где оно есть, власть достигает своих целей естественно и быстро, без всякого нажима, не говоря уже о принуждении, надобность которого просто не возникает. Проблема состоит в том, чтобы включить категорию согласия (консенсуса) в концепцию политической власти и серьёзно изучать способы, практические методы, посредством которых согласие может и должно быть установлено между всеми участниками властных отношений.

Конечно, на политическую жизнь в любом обществе нужно смотреть реалистично: в политике были, есть и будут конфликты, разногласия, столкновения мнений и действий, всегда будут люди сомневающиеся, недоверчивые или неуверенные, инертные, не желающие брать на себя бремя принятия решений и т.п. Важно сознательно и методично обеспечивать приоритет властвования, основанного на согласии, сотрудничестве, усилении творческих самодеятельных начал в коллективах, во всех социальных ячейках.

Пути достижения широкого согласия в политике в общем и целом известны: с формальной точки зрения это совершенствование узаконенных обязательных процедур совместной выработки политических решений, абсолютное расширение круга лиц, участвующих в этой выработке; с содержательной точки зрения это увязка, сочетание многообразных социальных интересов, адекватно выражаемых в политическом решении.

Необходим поворот от нажимных, приказных методов властвования к методам, основанным на согласии, которое возникает не на пустом месте, а на базе учёта и увязки жизненных интересов всех участников властных отношений, переход к управлению интересами и через интересы. Поэтому при выработке политических решений надо всерьёз и глубоко изучать разнообразные социальные интересы, так их соединить, чтобы человек, реализуя свои собственные цели, мог тем самым продвигать цели коллективные, общественные и, наоборот, быть лично заинтересованным в наиболее полном осуществлении интересов коллектива, государства и общества.

Народ, осуществляющий политическую власть, делает государство правовым, связывая его определёнными формами деятельности по регулированию и защите свободного поведения людей. В современном правопонимании должен быть выражен исконный смысл права, пробивавшийся в его историческом развитии вопреки всем препятствиям и произволу, – обеспечение и защита человеческой свободы, определение её возможностей, границ и гарантий. Через идею свободы можно осмыслить практически все правовые проблемы, в её пространстве возникают и получают единственно верное решение вопросы об ответственности, обязанностях, дисциплине, об оправданном применении принудительных мер и многие другие. Не превратив право в действенный инструмент свободы и свободного творчества людей, не сделав его фактором защиты самоуправления, индивидуальной и коллективной самодеятельности, трудно рассчитывать на успешное выполнение задач правового государства.

ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ ГОСУДАРСТВЕННОГО АППАРАТА КАК СПОСОБ ОСУЩЕСТВЛЕНИЯ ПУБЛИЧНОЙ ВЛАСТИ

Первичный генетический признак государства – централизованная публичная власть (направляемый единой волей особый слой людей, профессионально управляющих обществом) – выражается в деятельности госаппарата, который изначально осуществляет функции регулирования и управления обществом. Регулирование состоит в том, что высшие органы государства устанавливают нормы, правила поведения, законы для упорядочивания общественных отношений на основе широко прокламируемых целей и идеологий. Государственное управление есть организованное целесообразное воздействие на общественные процессы, предполагающее исполнительно-распорядительную, контрольно-надзорную, координационную и иную деятельность государственных органов. Весь объём регулятивно-управленческих функций, соответствующих им властных полномочий распределяется между тремя властями государства (там, где такое деление существует) – законодательной, исполнительной и судебной, а также органами, обеспечивающими исполнение властных функций. Приспосабливаясь к исторической реальности, госаппарат находится в состоянии непрерывной рационализации посредством распределения и перераспределения властных полномочий, компетенции, структурных изменений, поиска целесообразных способов решения государственных задач.

Итак, под государственным аппаратом понимают систему органов, через которые осуществляется государственная власть, выполняются основные функции и достигаются стоящие перед государством цели и задачи.

Вопросы для самопроверки

1) Какими признаками характеризуется любое государство? 2) Что такое публичная власть? Как она проявляется? 3) Что означает государственный суверенитет? 4) В чём суть и значение договорной теории происхождения государства? 5) Как связаны между собой государство и право? 6) В чём отличие государства от негосударственных политических организаций? 7) В чём сущность государства? Каково его главное назначение?

1. На основе изученных знаний по истории и обществоведению определите, чем власть в первобытном обществе отличалась от государственной власти.

2. Раскройте на конкретных примерах сущностные признаки государства.

3. Опираясь на текст параграфа, ранее изученные обществоведческие знания, составьте и заполните в тетради таблицу «Отличительные черты государства от негосударственных политических организаций».

4. Найдите в тексте параграфа фрагмент, в котором раскрывается связь публичной власти и права в демократическом государстве. Прокомментируйте положения этого фрагмента.

5. Опираясь на помещённое в тексте параграфа определение государственного аппарата, выявите признаки этого понятия и охарактеризуйте их.

6. В Швейцарии, являющейся многоязычной страной, установлено четыре государственных языка (включая ретороманский).

В Коста-Рике нет армии, а в Панаме конституционной поправкой 1991 г. запрещено иметь армию на «вечные времена».

Выскажите ваше мнение: относятся ли к числу основных признаков государства, как иногда утверждают, единый язык общения и наличие армии? Приведите аргументы, подтверждающие ваш ответ.

«Лишь сильное государство обеспечивает свободу своим гражданам».

Ж.-Ж. Руссо (1712–1778), французский учёный-просветитель

«Все, кто размышляет об искусстве управления людьми, убеждены, что судьбы империй зависят от воспитания молодёжи».

Аристотель (384–322 до н.э.), древнегреческий философ

ГДЗ по обществознанию◄ ГДЗ обществознание 9 кл. Боголюбов◄
§ 2. Государство
§ 2. Государство
Вспомним. Как возникали государства в древности?

Государство стало возникать из-за необходимости управления. Государство возникло для того, чтобы защищать границы и стабилизировать жизнь общества.

Какие изменения в государственном устройстве России XVIII в. говорили об установлении абсолютной монархии?

В 18 веке речь стала идти об абсолютной монархии, которая имеет особые отличительные признаки.

  • 1. – это абсолютная власть. Речь идет о том, что вся полнота власти принадлежит одному человеку — монарху.
  • 2. – монарх играет важнейшую роль, вмешиваясь во все сферы государственной власти.
  • 3. – абсолютный монарх, сосредоточивший в своих руках всю власть, упраздняет Боярскую думу.

Чем характеризуется политическая власть?

Политическая власть характеризуется всеобщностью. Решения государственных органов распространяются на всех.
Также, власть действует от имени всего общества и во благо общества.

Какую роль играет политика в жизни общества?

Политика позволяет обеспечивать стабильность, эффективность функционирования всех сфер общества.

Что означает слово «гражданин»?

Гражданин — это правовая категория, которая отражает принадлежность человека к государству. Гражданин — полноправный член общества.

Могло ли государство появиться в результате договора?

Государство могло появиться в результате договора. Речь идет о теории общественного договора. Ее сторонниками являлись Т. Гоббс, Дж. Локк, Жан- Жак Руссо. Эта теория заключается в том, что люди полностью откажутся от своих суверенных прав в пользу государства, для того, чтобы обеспечивать свои интересы через функционирование государства.

Таким образом, общественный договор — соглашение между гражданами, по вопросам правил и принципов государственного управления с соответствующим им правовым оформлением.

Монарх и президент: в чём различия?

Монарх выбирается по наследству, а президента выбирает народ. Монарх существует только в монархической форме правления (власть передается по наследству), а президент — в республиканской (выбирается на определенный срок).

Монарх (в абсолютной монархии) самостоятельно принимает решения по всем вопросам, президент с помощью других ветвей власти, он функционирует не один.

Вопросы «?» Какое учреждение имеет в виду философ?

Речь идет о необходимости становления государства. Существование государства помогло бы увековечить начинающееся разделение общества на классы и право имущего класса на эксплуатацию неимущего и господство первого над последним.

Вопросы «?» Какой принцип положил начало утверждению ограниченной монархии в Великобритании?

Начало утверждению ограниченной монархии положил принцип ответственности. Ограниченность заключалась в том, что за действия короля несли ответственность другие лица, не принимающие решения, и не выносящие акты. Решения короля скреплялись подписью министра, который и нес ответственность. Позже это сыграло роль в становлении ограниченной монархии в Великобритании.

Вопросы «?» Можно ли утверждать, что Конституция 1791 г. сохранила в стране монархию? Поясни свой ответ.

Конституция 1791 г. Действительно сохранила монархию, так как король царствовал единолично, принимал решения самостоятельно, без опоры на другие органы. Также, король был единственным властителем и вмешивался во все сферы общества. Это черты монархии.

Однако единственным фактором, который ограничивал его действия, являлся закон, то есть Конституция 1791 г. Все, что запрещал закон, ограничивало абсолютную монархию, и действия короля были ограничены законодательно.

Вопросы «?» Подумай, с выполнением каких обязанностей связана, к примеру, реализация права на образование.

Известно, что каждому праву сопутствует обязанность. Если речь идет о праве на образование, то в Конституции Российской Федерации, а именно в статье 43 закреплено, что государство гарантирует вседоступность и бесплатность образования.

Однако, получение основного общего образования — это обязанность детей. Контроль за исполнением данной обязанности должны осуществлять родители. Если контроль за исполнением данной обязанности окажется неэффективным, то санкцией государства является административная ответственность.

Вопросы «?» Как ты думаешь, почему некоторые не выполняют свои обязанности? К каким последствиям это приводит?

Если человек не исполняет свои обязанности, это говорит о его безответственности и халатном отношении к своему долгу.
Я считаю, что люди не исполняют обязанности из-за легкомысленности. Они считают, что выполнение обязанностей не значит ровным счетом ничего и не повлияет на жизнь общества в целом, однако это не так. Дело в том, что если все перестанут исполнять обязанности, в обществе воцарится хаос, государство будет на грани разрушения.

Вопросы «?» Как ты понимаешь слова о единстве и равенстве гражданства независимо от оснований его приобретения?

Речь идет о том, что каждый гражданин, имеющий гражданство имеет РАВНЫЕ права и обязанности с другими гражданами, несет равную ответственность перед государством. Это означает, что с приобретением гражданства, у гражданина появляется принадлежность к государству, а значит возникают обязанности и закрепляются права.

Проверим себя 1. Каковы различные точки зрения на причины появления государства?

Существуют разные объяснения причин возникновения государства.

  • Первая теория заключается в том, что государственная власть от Бога, а правосудие есть проявление Божьего суда. Отсюда следовало, что государство необходимо, вечно, его мирская власть абсолютна.
  • Вторая теория заключается в том, что государство появляется на определённой стадии развития общества как результат добровольного соглашения людей, договора между ними.
  • Третья теория, именуется теорией завоевания. Она заключается в том, что первые государства явились результатом завоевания воинственными племенами кочевников земледельческих общин.

2. На основе каких признаков можно сделать вывод о наличии в обществе государственного устройства?

Государство обладает определенным признаками, которые позволяют сделать вывод о наличии государственного устройства.

  • Первым признаком является единство территории. Речь идет о том, что государство распространяет свою власть на население, живущее в пределах определённой территории, а само это население с появлением государства превращается в его подданных или граждан.
  • Второй признак – наличие публичной власти. Дело в том, что государству свойственна особая власть, которую называют публичной. Её особенность в том что она распространяется на всё население страны. Для её осуществления создается специальным аппарат, включая и органы принуждения: вооруженные формирования (армия, специальные подразделения), тюрьмы, исправительные учреждения.
  • Третий признак – суверенитет (независимость). Существует внешний и внутренний суверенитет. Внутренний суверенитет означает, что власть государства выше власти любой организации, существующей в данной стране (церкви, партии), её решения обязательны для всех граждан и не могут быть отменены кем-либо. Внешний суверенитет проявляется в независимости от других государств, недопустимости их вмешательства в дела данного государства.
  • Четвертый признак – законодательная деятельность. Речь идет о том, что только государство обладает исключительным правом издавать общеобязательные юридические акты — законы страны. С помощью правовых норм государство закрепляет определённый общественный порядок.
  • Пятый признак – это взимание налогов. Государственные органы устанавливают специальные сборы: налоги, пошлины — и обеспечивают их поступление в бюджет. Эти средства, как вы уже знаете, необходимы государству для решения разнообразных задач (осуществление производственных программ, социальная защита населения, развитие систем образования и здравоохранения, поддержание обороноспособности и др.), а также на содержание государственного аппарата.

3. В чём выражается суверенитет государства?

Суверенитет – это независимость государства.

Существует внешний и внутренний суверенитет. Внутренний суверенитет означает, что власть государства выше власти любой организации, существующей в данной стране (церкви, партии), её решения обязательны для всех граждан и не могут быть отменены кем-либо.

Внешний суверенитет проявляется в независимости от других государств, недопустимости их вмешательства в дела данного государства.

4. Каковы внутренние и внешние функции государства?

Государство выполняет определённые функции, осуществляя свою деятельность. Функции бывают внутренние и внешние функции.
Внутренние функции нацелены на сохранение целостности общества, поддержание и охрану общественного порядка, выработку стратегических целей развития общества, учёт и согласование интересов различных социальных групп, регулирование экономических процессов, установление правовых норм и контроль за их выполнением, создание условий для удовлетворения материальных и духовных запросов людей, поддержку и развитие таких социально значимых сфер, как образование, наука, здравоохранение и др.

Внешние функции государства сосредоточены на развитие взаимовыгодного сотрудничества в различных сферах с другими странами, а также обеспечение обороноспособности страны.

5. Сравни конституционную и абсолютную монархии, парламентскую и президентскую республики.

Конституционная монархия отличается от абсолютной монархии следующим. В абсолютной монархии власть монарха (короля, царя, императора, шейха, султана и пр.) не ограничена. Он принимает решения единолично, опираясь только на свое мнение. В конституционной монархии власть монарха ограничена положениями закона, закрепленными в конституции и парламентом.

Парламентская республика также отличается от президентской. В республике высшие органы власти избираются на строго установленный срок. При этом в некоторых из них ведущим органом власти выступает избираемый гражданами парламент, перед которым и несёт ответственность правительство. Такие республики называются парламентскими.

Там же, где велики полномочия всенародно избираемого главы государства — президента, устанавливается президентская республика. Президент в ней руководит исполнительной властью — правительством, может отклонить любой закон, принятый парламентом (наложить вето).

То есть в президентской республике больше полномочий у президента, в парламентской – у парламента.

6. Какое государство называют унитарным?

Унитарное государство – государство, в котором его административные части (губернии, края, провинции) не обладают суверенитетом, у них нет своей конституции, местные органы власти подчиняются центральным. В ряде случаев должностные лица на местах назначаются из центра.

Например, устройство Российской империи. Вся территория государства делилась на губернии, при этом национально-исторические особенности, как правило, не учитывались. Главой исполнительной власти был губернатор, назначаемый императором. Сегодня на политической карте мира мы можем увидеть много унитарных государств с единым для всей страны законодательством. Среди них — Франция, Венгрия, Чехия, Испания и ряд других.

7. Что присуще федеративному государственному устройству?

Иначе устроено федеративное государство. Здесь отдельные территории (штаты, республики, земли, края, области являющиеся субъектами Федерации) обладают значительной самостоятельностью.
В субъектах Федерации действуют и собственные законы, и собственные органы управления. В нашей стране распределение полномочий между Центром и субъектами Федерации закреплено в Конституции.

К ведению центральных органов отнесено в первую очередь то, что необходимо для поддержания целостности государства и его безопасности (федеральный бюджет и налоги, железнодорожный транспорт, атомная энергетика, внешняя политика, оборона). Центральная власть также берёт на себя защиту прав и свобод каждого человека, в какой бы части страны он ни проживал.

8. Раскрой смысл понятия «гражданство».

Гражданство — это принадлежность к государству. Гражданство — это устойчивая политико-правовая связь человека с государством.

Быть гражданином государства означает иметь права, закрепленные в законодательстве и исполнять обязанности, по отношению к своему государству. В Российской Федерации права и обязанности закреплены в Конституции РФ. Там сказано, что каждый гражданин, имеющий гражданство имеет равные права и обязанности с другими гражданами, несет равную ответственность перед государством.

9. Как связаны права и обязанности гражданина?

Права и обязанности граждан неразрывно связаны. Если закреплено права гражданина, то ему сопутствует обязанность. Для того, чтобы было понятно, необходимо привести пример. Если речь идет о праве на образование, то в Конституции Российской Федерации, а именно в статье 43 закреплено, что государство гарантирует вседоступность и бесплатность образования.

Однако, получение основного общего образования – это обязанность детей. Контроль за исполнением данной обязанности должны осуществлять родители. Если контроль за исполнением данной обязанности окажется неэффективным, то санкцией государства является административная ответственность.

В классе и дома

1. Прочитай высказывание французского философа Ж.-Ж. Руссо (1712— 1778): «Найти такую форму ассоциации, которая защищает и ограждает общей силой личность и имущество каждого из членов ассоциации и благодаря которой каждый, соединяясь со всеми… остаётся столь же свободным, как и прежде. Такова основная задача, которую решает общественный договор». Какой теории о происхождении государства придерживался, на твой взгляд, мыслитель? Свой ответ поясни.

Речь идет о теории общественного договора. Ее сторонниками являлись Т.Гоббс, Дж. Локк, Жан- Жак Руссо. Эта теория заключается в том, что люди полностью откажутся от своих суверенных прав в пользу государства, для того, чтобы обеспечивать свои интересы через функционирование государства.

Таким образом, общественный договор — соглашение между гражданами, по вопросам правил и принципов государственного управления с соответствующим им правовым оформлением.

2. В Великобритании портфель премьер-министра монарх вынужден автоматически предлагать лидеру парламентского большинства. О каком положении парламента в системе высших органов власти страны свидетельствует этот факт?

Это свидетельствует о том, что власть монарха ограничена положениями закона, а именно Конституцией. Парламент занимает главенствующее положение, а монарх номинальное. Он представляет собой лицо власти.

В республике высшие органы власти избираются на строго установленный срок. При этом в некоторых из них ведущим органом власти выступает избираемый гражданами парламент, перед которым и несёт ответственность правительство. Такие республики называются парламентскими.

3. Какое из двух приведённых ниже положений отражает федеративный характер государственного устройства США:
  • 1) президент является главой исполнительной власти;
  • 2) американские штаты имеют свои конституции?

Поясни свой ответ. 2 ответ верен. Это объясняется тем, как устроено федеративное государство. Здесь отдельные территории (штаты, республики, земли, являющиеся субъектами Федерации) обладают значительной самостоятельностью, имеют свои законы.

В субъектах Федерации действуют и собственные законы, и собственные органы управления. В нашей стране распределение полномочий между Центром и субъектами Федерации закреплено в Конституции.

4. Широко известны строки из стихотворения Н. А. Некрасова:

Объясни, что значит, на твой взгляд, быть сегодня достойным сыном Отечества.

Гражданство — это принадлежность к государству. Гражданство — это устойчивая политико-правовая связь человека с государством.
Быть гражданином государства означает иметь права, закрепленные в законодательстве и исполнять обязанности, по отношению к своему государству.

В Российской Федерации права и обязанности закреплены в Конституции РФ. Там сказано, что каждый гражданин, имеющий гражданство имеет равные права и обязанности с другими гражданами, несет равную ответственность перед государством.

Достойный гражданин — это гражданин, который не только пользуется своими правами, но и выполняет предписанные законом обязанности и выполняет общественно полезный долг. Например, воинский.

  • Основные признаки правового государства
    • Верховенство закона на всей территории страны
    • Соблюдение принципа разделения властей
    • Взаимная ответственность личности и государства
    • Господство правовых норм
    • Гарантии прав и свобод личности
  • Организация власти в правовом государстве

Правовое государство — это государство, подчиняющееся в своей деятельности нормам и законам. Основной задачей такой державы является защита прав и свобод гражд

Правовое государство основывается на следующих принципах:

  • закон — прежде всего, и все граждане обязаны придерживаться его пунктов;
  • права граждан защищены государством;
  • держава и субъект права взаимоответственны друг перед другом.

В Статье 1 Конституции Российской Федерации закреплено положение о том, что Россия является правовым государством.

Осторожно! Если преподаватель обнаружит плагиат в работе, не избежать крупных проблем (вплоть до отчисления). Если нет возможности написать самому, закажите тут.

Основные признаки правового государства

Правовому государству присущи такие признаки, как:

  • главенство закона в стране;
  • соблюдение принципа разделения власти;
  • взаимоответственность личности и государства;
  • господство правовых норм;
  • гарантии прав и свобод человека.

Верховенство закона на всей территории страны

Главным догматом для державы, базирующейся на праве, является закон. Наивысшим законом является конституция. В ней закреплены все основные права, свободы и обязанности гражданина страны. Следование законам обеспечивает порядок, защищает граждан и позволяет успешно функционировать государству.

Существует 7 правовых государств, у которых нет конституции в привычном её понимании. Один документ, определяющий все нормы права — кодифицированная конституция. В некоторых странах правовые нормы определяются некодифицированными конституциями. В таком случае деятельность державы регламентируется совокупностью нескольких законов и актов.

Некодифицированные конституции имеются в:

  • Великобритании;
  • Канаде;
  • Новой Зеландии;
  • Ливии;
  • Сан-Марино;
  • Швеции;
  • Израиле.

Соблюдение принципа разделения властей

Для пресечения ситуаций произвола во власти, она подразделяется на три ветви. Ни одна из ветвей власти не может обладать полнотой полномочий во всех сферах единолично.

  1. Законодательная. Это ветвь власти, которая разрабатывает и принимает законодательные акты в различных сферах. Принятие государственного бюджета, разработка систем налогообложения, ратификация правительства державы, утверждение международных документов — обязанности законодательной власти. В Российской Федерации законодательной ветвью власти является Федеральное собрание (парламент России, состоящий из двух палат).
  2. Исполнительная. Представлена органами государственного управления, наделенных определенными полномочиями. Подчиняется законодательной и судебной ветвям.
  3. Судебная. В неё входит система судопроизводства, призванная следить за соблюдением законодательства и разрешать споры субъектов права законным путём.

В странах Латинской Америки добавляется четвёртая ветвь власти — избирательная.

Взаимная ответственность личности и государства

Сущность данного признака заключается в том, что у каждой из сторон правовых отношений есть, как права, так и обязанности. Государство не только контролирует законопослушность граждан, но и само несёт ответственность перед обществом за свою деятельность в рамках установленных норм. При нарушении законодательства в действие приводятся системы, следящие за соблюдением правопорядка и наступают последствия, предусмотренные правовыми нормами.

Господство правовых норм

В случае возникновения спорных ситуаций между субъектами правовых отношений, разрешение их допускается только на основании законодательства. Основным законом является конституция, которая действует на всей территории державы.

Гарантии прав и свобод личности

Декларирования прав и свобод личности недостаточно для государства, соблюдающего нормы права. Оно должно быть подкреплено определенными гарантиями. Должны быть созданы все условия, не ограничивающие права человека. К таким правам можно отнести: право на получение образования, право на получение квалифицированной медицинской помощи, обеспечение социальных слоёв населения с низким уровнем жизни.

Одной из важных свобод в правовой державе является свобода личности. Она означает признание гражданина свободным в своём выборе вида деятельности, территории для проживания, обустройства своей жизни.

Организация власти в правовом государстве

В развитом правовом государстве существует несколько особенностей организации власти.

  1. Плюрализм в политической и идеологической сферах. Принцип, подразумевающий обязательное существование в органах власти противоположных точек зрения. Проявлением данной особенности является многопартийность. В законодательных органах правового государства всегда присутствует, как партия, пришедшая к власти, так и её оппозиционеры.

Плюрализм — многообразность точек зрения, мнений и высказываний.

2. Выборность органов власти. Глава державы, депутаты, административные должностные лица органов управления избираются гражданами на установленный законом срок. Такая смена власти способствует соблюдению прав человека, власть не сосредотачивается в одних руках.

3. Гарантия правового порядка и устойчивость законности. Покушения на жизнь и здоровье граждан правовой державы должно наказываться по всей строгости закона. Блюстители порядка обязаны следовать законодательству и представлять интересы граждан своей страны, независимо от их социального положения.

4. Препятствование образованию монополизма в политической и экономической сферах. Наличие монополизма ущемляет независимость граждан правового государства и признается недопустимым явлением. Государство обязано предоставлять экономическую свободу для всех жителей страны.

В некоторых сферах жизни монополизм имеет место быть, если он определяется высоким качеством производимого им продукта.

Читайте также: