Налог с урожая в исламе

Опубликовано: 11.05.2024


Об условиях, при наличии которых Шариат возлагает на земледельца выплату закята

После того как Адам был отправлен на Землю из Рая, он почувствовал чувство голода. Тогда архангел Джабраил доставил из Рая двух волов, дал Адаму орудия земледелия и научил его обрабатывать землю. Тотчас после посева взошла пшеница и сразу же поспела. И с тех пор люди научились обрабатывать землю, заниматься садоводством и получать урожай. Аллах вложил благодать в землю, из неё взрастают семена, которые в дальнейшем дают пропитание людям, животным, птицам и насекомым. Сделав землю плодородной и научив людей её обрабатывать, Аллах возложил на них выплату закята с урожая.

Закят с определённых продуктов земледелия, которые мы ниже перечислим, является обязательным. Подтверждается это аятом из священного Корана (смысл): «И давайте часть из этого (урожая) тем, кто имеет на это право, во время жатвы урожая» (сура «Ал-Анам», аят 141).

Согласно мазхабу имама аш-Шафии, закят с урожая выплачивается только с тех продуктов, которые являются средством к существованию.

Продуктами земледелия, с которых выплачивается закят, являются такие плоды, как виноград и финики, а также зерновые и злаковые культуры – пшеница, ячмень, рис, кукуруза, чечевица, турецкий (египетский) горох, фасоль, египетские бобы, просо, луговой горошек.

Всё это культурные растения, которые обычно являются средством к существованию. С плодов, которые люди употребляют из-за голодных времён или в экстремальных ситуациях, закят не выплачивается. Например, в голодные времена люди могут питаться разными растениями, которые в обычное время либо употребляют мало, либо вообще не употребляют, – с них закят не выплачивается.

Для того чтобы урожай облагался закятом, он должен достигать закятооблагаемого минимума (нисаба), который равен 720 кг.

Объём урожая, с которого выплачивается закят, – пять вусков. Один вуск равен 144 кг.

Закят от винограда и фиников вычисляется и выплачивается в виде сухофруктов. А если это сорта, которые не используются как сухофрукты, с них закят вычисляют и выплачивают в свежем виде.

Закят с зерновых и злаковых вычисляют, когда зерно очищено от соломы.

Закятооблагаемый минимум не достигается суммированием разных культур. Например, если есть пшеница и кукуруза и вместе их вес достигает 720 килограммов, с него закят не выплачивается.

Если есть разные сорта одной культуры и в сумме их вес доходит до закятооблагаемого минимума, то с него закят выплачивается. В таком случае закят формируется в соответствии с процентным соотношением каждого сорта. Если сложно определить количество каждого сорта, то делается примерный средний расчёт каждого сорта.

Урожаи и посевы разных лет не суммируются. С урожаев разных лет закят выплачивается отдельно. Посевы одного года суммируются, например закят выплачивается суммированно с урожая озимых и яровых сортов.

Закят с урожая может быть разным в зависимости от того, как поливали посев.

С урожая, достигшего закятооблагаемого минимума, полученного без искусственного орошения, то есть когда хозяин не поливал, а земля подпитывалась дождём или же находилась поблизости от водоёма, выплачивается одна десятая часть (10 %). С такого урожая, который на момент уборки составляет 720 кг, выплачиваются 72 кг.

Если же хозяева орошали поле искусственно (подводя воду, вырыв канал и т. д.), то в виде закята выплачивается одна двадцатая часть (5%). С 720 кг выплачиваются 36 кг.

Если земля орошалась половину времени искусственно, а остальное время не поливалась, или же есть сомнения в том, в течение какого времени поливалась искусственно, а в течение какого времени была без орошения, то со всего урожая выплачивается одна пятнадцатая часть (7,5 %).

Если же известно, в течение какого времени орошали искусственно, а в течение какого – нет, то закят выплачивается с учётом периодов, в которых земли орошались и в которых они оставались без орошения.

Закят с урожая не становится обязательным, пока он не созрел до восковой спелости. Степень зрелости хлебного злака характеризуется пожелтением зерна и растения (за исключением иногда двух-трёх верхних узлов). Зерно в это время по твёрдости похоже на воск – отсюда название спелости.

Для земледельца или хозяина сада после созревания урожая является сунной сделать подсчёт урожая и определить количество будущего закята. Это действие называется «харс». Человек, вычисляющий и определяющий количество закята, должен быть мужчиной, мусульманином, свободным (он не может быть рабом), справедливым и знающим своё дело, то есть умеющим правильно определять объём урожая и размер будущего зяката с него.

После того как будет выяснено количество закята, хозяин берёт на себя обязательство выплатить его. И после хозяин имеет право распоряжаться своим урожаем.

В исламском праве на вопрос, из чего формируется закят, есть два мнения.

Первое – доля закята распространяется на весь урожай, то есть закят формируется из всего урожая. И пока закят не будет определён и хозяин не возьмёт на себя обязательство выплатить соответствующее количество, он не может распоряжаться всем урожаем, поскольку в каждом зёрнышке, виноградинке и финике есть доля закята, а закят принадлежит не хозяину, а восьми категориям людей, упомянутым в Коране. Пока хозяин не отделит закят (чужую долю) от своего, весь урожай не может считаться его собственностью, он в какой-то степени является человеком, который удерживает чужую долю.

Второе – закят формируется только из той доли, которая равна размеру закята.

Первое мнение более весомо, чем второе.

Аграрный потенциал России самый высокий в мире. Такого количества пахотных земель, такого потенциала возобновляемого ресурса нет в других странах. Это тоже великое благо для нас от Всевышнего Аллаха, и поэтому стоит побольше внимания уделять земледелию. Но при этом нельзя забывать о закяте.

Выплата закята является обязательным столпом Ислама, и поэтому не стоит оставлять это повеление Аллаха без внимания.

Условия, при которых выплата закята обязательна

Закят выплачивается ежегодно со всех денежных единиц (валют), золота и серебра. Если все это в совокупности равно стоимости 84,8 г золота[1] (нисаб) и данная сумма, уменьшаясь или увеличиваясь, хранилась в течение года и по истечении года является равноценной указанной стоимости (84,8 г золота) или превышает ее, то в этом случае с общей суммы выплачивается 2,5% закята[2].

К примеру, по состоянию на 7 ноября 2017 года, по данным Центрального банка РФ, учетная стоимость одного грамма аффинированного[3] золота составила 2 395,72 рубля.

84,8 г золота = 203 157 рублей (на 7 ноября 2017 г).

Кто платит закят, а кто нет

В случае, когда человек является должником, что не позволяет ему иметь упомянутую сумму, или не имеет минимальных условий для нормальной жизнедеятельности (собственного жилья, минимального количества мебели, самой необходимой одежды и т.д.) и откладывает деньги для их приобретения, то он не обязан выплачивать закят.

Закят не выплачивается с личного имущества (с квартиры, машины, дачи, оргтехники и т. п.), а также с драгоценных камней и металлов (кроме золота и серебра)[4].

Что касается золотых и серебряных украшений, то мнения о выплате закята с них следующие:

— ханафитские богословы утверждают, что закят выплачивается ежегодно со всех форм золота и серебра, независимо от того, лом это (бесформенное золото, слитки) или драгоценности, используется это или хранится без использования;

— богословы ханбалитского и шафиитского мазхабов считают, что если хозяева пользуются золотом или серебром, то закят с них не выплачивается. Если же хранят без применения или ношения, то раз в год выплата с них закята обязательна[5];

— богословы маликитского мазхаба утверждают, что если украшения используются хозяевами, то закят с них не выплачивается. Если же золотые или серебряные украшения хранятся в качестве материальных ценностей для использования в случае необходимости (в трудных финансовых ситуациях) или есть намерение использовать их в последующем (например, в качестве приданого дочерям или подарка невесте), то закят с них выплачивается ежегодно.

Закят не выплачивается близким родственникам: отцу и матери, деду и бабушке, прадеду и прабабушке, сыну и дочке, внуку и внучке, правнукам и правнучкам[6]. Также нельзя выплачивать закят жене. Всем остальным родственникам можно и даже предпочтительно выплачивать закят, если они относятся к вышеупомянутым в аяте категориям людей. При выплате закята родственникам лучше придерживаться следующей последовательности: братьям, сестрам, племянникам, дядям по матери, тетям по матери, затем их детям (двоюродным братьям, сестрам) и т. д.[7]

Важно помнить, что люди, которые (1) располагают минимальными средствами для существования (собственным жильем, самыми необходимыми предметами быта и т. д.) и, (2) не включая ежемесячные расходы, обладают нисабом (то, что составляет стоимость 84,8 г золота), не имеют права получать закятные деньги, относя себя к первым двум вышеперечисленным категориям, а, наоборот, сами должны выплачивать закят.

Закят и бизнес

Люди, занимающиеся торговлей, чьи деньги постоянно находятся в торговом обороте, выплачивают 2,5% закята 1 раз в год с тех денег, которые находятся в товарообороте (оборотные средства), если вложения эти прибыльны, а не убыточны. В то же время с того, что используется для ведения торговли (а это основные фонды — офисы, транспорт, оргтехника и т. д.), закят не выплачивается[8].

Те, кто имеет собственные предприятия по добыче нефти, золота, алмазов и иных ценных ископаемых и драгоценных металлов, добываемых из-под земли, по мнению большинства ученых, должны платить закят в размере 20% от стоимости получаемой продукции. Данное каноническое утверждение основано на хадисе: «[Закят] с клада — пятая часть»[9]. «В этом случае закят должен выплачиваться в размере 20% от стоимости всего ценного, что добывается из-под земли», — прокомментировали этот хадис исламские богословы, в числе которых Абу Ханифа и Абу ‘Убейда.

Закят с урожая

«Ешьте, употребляйте в пищу плоды в период плодоношения [возможен частичный сбор плодов для собственных нужд до полного их созревания, а также для выплаты закята, а вот уже после полного созревания] передавайте[10] соответствующую часть урожая сразу после жатвы (сбора) [в качестве обязательной милостыни (закята): десятая часть урожая — если все выросло самостоятельно при дождевом орошении; двадцатая — если хозяину приходилось участвовать в поливке, орошении угодий, нести в связи с этим физические и финансовые затраты]. И не расточительствуйте [не тратьте на то, что бесполезно, а тем более — вредно; не раздавайте все на благотворительность, оставив семью на предстоящий год без пропитания, уповая на Бога, мол, Он поможет]. Воистину, Он [Господь миров] не любит расточительных [неразумно использующих предоставленные на время и с определенным Божьим замыслом мирские блага]» (см. Св. Коран, 6:141).

Ссылки на богословские первоисточники и комментарий:

[1] Пророк Мухаммад (да благословит его Аллах и приветствует) оговорил: «Не выплачивается закят с золота, пока вес его не будет равен двадцати мискалям». См., например: Аль-Кясани. Бадаи‘у ас-сонаи‘ фи тартиби аш-шараи‘ [Редкостные искусства в упорядочении законодательства]. В 10 т. Бейрут: аль-Кутуб аль-‘ильмийя, 1997. Т. 2. С. 410.

Один мискаль, применительно к золоту, равен 4,24 г, что дает в результате 84,8 г. См.: Му‘джаму люгати аль-фукаха’ [Словарь богословских терминов]. Бейрут: ан-Нафаис, 1988. С. 404.

[2] Пример: с того момента, как в бюджете человека или семьи накопилась сумма, эквивалентная 84,8 г золота, начинается отсчет года. Например, 1 ноября 2015 года была отложена такая сумма (эквивалент 84,8 г золота). Это фиксируется и на год забывается. Через год (1 ноября 2016 года) подсчитывается итог отложенных сбережений. Предположим, сумма возросла до 10 000 евро, тогда с нее платится закят, то есть 250 евро. Еще через год накопилось 100 000 евро (да пожелает Всевышний и большего), значит, размер выплат составит 2 500 евро. И так далее.

[3] Аффинаж, аффинирование [фр. affinage — очистка] — разновидность рафинирования металлов — получение благородных металлов (серебра, золота, платины и др.) высокой чистоты.

[4] Аль-Джазири А. Аль-фикх ‘аля аль-мазахиб аль-арба‘а [Исламское право согласно четырем мазхабам]. В 5 т. Бейрут: аль-Кутуб аль-‘ильмийя, 1990. Т. 1. С. 541.

[6] См.: Аль-Кардави Ю. Фатава му‘асыра [Современные фетвы]. В 2 т. Бейрут: аль-Калям, 1996. Т. 1. С. 283.

[7] Аль-Джазири А. Аль-фикх ‘аля аль-мазахиб аль-арба‘а. Т. 1. С. 563.

[8] См., например: Аль-Кардави Ю. Фатава му‘асыра. Т. 1. С. 603.

[9] Хадис от Абу Хурайры, Ибн ‘Аббаса, Абу Са‘ляба, а также от Джабира и Ибн Мас‘уда; св. х. Ибн Маджа, ат-Табарани и др. См., например: Ибн Маджа М. Сунан. С. 271, хадис № 2509 и 2510, оба «сахих»; ас-Суюты Дж. Аль-джами‘ ас-сагыр. С. 367, хадис № 5926, «сахих»; аль-Кардави Ю. Фикх аз-закя. Т. 1. С. 434.

[10] Передается это тем же восьми категориям людей, кому выплачивается и ежегодный закят, первыми среди которых являются малоимущие родственники человека, собравшего урожай.

Обязательность выплаты закята с сельскохозяйственных продуктов основана на положениях Корана, сунны и иджмы. В Коране Всевышний Аллах повелевает:

«и давайте [нуждающимся] должное в день уборки урожая». (Сура ан-Анам, 6/141)

Ибн Аббас (радыйаллаху анхума) объяснял, что под словом «должное» подразумевается обязательность выплаты закята. Было уточнено, что речь идет об «‘ушре» или половине «‘ушра», то есть 1/20 части урожая. Другим доказательством является следующий аят:

«О вы, которые уверовали! Тратьте [во имя Аллаха] наилучшее из приобретенного вами и то, что Мы взрастили вам на земле» . (Сура аль-Бакара, 2/267)

Закят еще называют «нафака» (пропитание). Доказательством является следующий аят:

«А тем, которые накапливают золото и серебро и не расходуют их на пути Аллаха, возвести [Мухаммад, что ждет их] мучительное наказание» . (Сура ат-Тауба, 9/34)

Благородный Пророк (саллаллаху алейхи уа саллям), говорил:

«С урожая, полученного с земель, орошаемых дождем или родниковой водой, или влажных по своей природе, нужно выплатить 1/10 закята. А с животных или с урожая с земель, поливаемых вручную (то есть, водой, доставляемой с других мест), закят выплачивают в соотношении 1/20» . С земель, поливаемых речной или дождевой водой, выплачивают закят-‘ушр, то есть 1/10 часть. Что касается земель, поливаемых с помощью верблюдов, нужно выплатить закят в соотношении 1/20» . (Бухари, Закят, 55; Муслим, Закят, 8; Абу Дауд, Закят, 5, 12; Тирмизи, Закят, 14; Насаи, Закят, 25; ибн Маджа, Закят, 17; Дарими, Закят, 29; Малик, Муватта, Закят, 33).

Известно, что все мусульманские ученые единодушны в том, что выплачивать закят-‘ушр с сельскохозяйственных продуктов нужно обязательно.

1) Условия взимания закята с сельскохозяйственных продуктов:

Для выплаты закята с сельскохозяйственных продуктов необязательно, чтобы владелец или земледелец были в здравом рассудке и достигли совершеннолетия. Закят обязательно выплачивать с урожая, как психически ненормальных, так и детей. Но обязательным условием является вероисповедание, то есть облагаемый закятом должен быть мусульманином.

Ханафиты считают, что для обязательности выплаты закята с сельскохозяйственных продуктов должны иметь место следующие условия:

а) Земля должна быть землей-‘ушр. С земель-харадж ‘ушр не выплачивают, так как невозможно, чтобы с земли мусульманина брали налог-харадж и закят-‘ушр или плату за аренду.

б) Земли должны быть пригодны для возделывания и выращивания сельскохозяйственных продуктов. Если земли непригодны, с них необязательно выплачивать ‘ушр, ибо ‘ушр выплачивают только с урожая. Если земли-харадж пригодны для возделывания, но владелец не возделывает их, он обязан выплатить с этих земель налог-харадж, так как в любом случае эти земли пригодны для выращивания сельскохозяйственной продукции.

в) Возделывание земель должно осуществляться с целью получения урожая и прибыли, увеличения капитала. Вот почему с дубов, елей, тополей и тому подобных растений ‘ушр выплачивать необязательно. Но можно допустить обязательность выплаты закята с них, если их относят к группе товаров, предназначенных для валки и использования в качестве материала или топлива . (аль-Касани, 2/57-63)

Сельскохозяйственные продукты, как и животные, относятся к материальным ценностям. Поэтому со времен сахабов (сподвижников) и до конца Османского халифата взимание закята производилось государственными органами. Количество закята, взимаемого государством, меняется в зависимости от вида земли. Этот закят можно отнести к садака, хараджу или арендной плате. Следовательно, земли, которыми владеют в настоящее время мусульмане, можно оценивать таким же образом.

2) Сельскохозяйственные продукты, подлежащие обложению закятом

По мнению Абу Ханифы, когда речь идет о закяте с сельскохозяйственных продуктов, не следует поднимать вопрос о нисабе. С пшеницы, овса, риса, проса, арбузов, огурцов, баклажанов, помидоров, с сахарного тростника, фиников, винограда и тому подобных сельскохозяйственных продуктов при любых условиях выплачивается закят. При этом количество не имеет значения. Обязательность закята исходит из хадиса:

«С продуктов земли нужно выплатить ‘ ушр» . (Зайлаи, Насбур-рае, 2/384)

В данном случае условие об истечении годового срока не ставится. В тех местах, где урожай снимают по несколько раз в году, ‘ушр выплачивают в соответствии с этим, то есть несколько раз.

По мнению Абу Ханифы, из каждого вида сельскохозяйственных продуктов, произрастаемых из земли и выращиваемых руками людей, нужно обязательно выплатить ‘ушр. И так как ‘ушр означает один из видов налога, исламское государство имеет полное право взимать его в принудительном порядке. Вот почему ‘ушр взимают как с урожая, полученного с земли (наследованной кем-либо), так и с земли, принадлежащей несовершеннолетнему ребенку или умалишенному.

По мнению Абу Юсуфа и Имама Мухаммада, нисаб сельскохозяйственных продуктов составляет 5 «васк» (одна тонна), то есть, ‘ушр выплачивают только в том случае, когда собранный урожай превышает одну тонну. Кроме того, сельскохозяйственные продукты должны обладать лежкостью и храниться в течение одного года. Вот почему со све жих овощей и фруктов, как, например, груш, яблок, персиков, абрикосов, помидоров, перца и т. д. ‘ушр выплачивать необязательно. Как известно, эти продукты невозможно хранить долгое время.

Если возделываемые земли поливают дождевой водой или арычной, то ‘ушр выплачивают в соотношении 1/10. Если же посевы орошают водой, подаваемой электрическими насосами или же ее (воду) покупают, то ‘ушр выплачивают в соотношении 1/20.

Стоимость семян, труд рабочих, полив и удобрения должны быть учтены при выплате ‘ушра, так как с поливных земель берут ‘ушр в соотношении 1/20, то расходы вполне могут быть покрыты. Например, если с десяти тонн пшеницы, выращенной на неполивных землях, ‘ушр составляет одну тонну, то ‘ушр с поливной земли – меньше наполовину. Очевидно, что при поливе земли повышается урожай, но и уменьшается ‘ушр. Следовательно, у земледельцев появляется стимул в поливе и внесении удобрений, что значительно повышает урожайность сельхозпродуктов.

С меда, собранного пчелами на земле «‘ушр», нужно выплатить закят в соотношении 1/10, тогда как с меда, собранного на земле «харадж» или с лесных лугов, ‘ушр не выплачивают. Это следует из хадиса: «Абу Саййара (радыйаллаху анху) рассказывал: «Как-то я спросил у Посланника Аллаха
(саллаллаху алейхи уа саллям):

– О Посланник! У меня есть пчелы!

– Выплати с них ‘ушр! » (Ибн Маджа, Закят, 20)

Известно также, что Пророк (саллаллаху алейхи уа саллям), обращаясь к жителям Йемена, говорил:

«У производителей меда нужно требовать выплаты ‘ ушра» . (Зайлаи, Насбур-рае, 2/390)

По мнению шафиитов и маликитов, с меда закят не выплачивают. Они исходят из мнения Имама Тирмизи, который говорил, что в отношении закята с меда нет достоверных сведений. Кроме того, шафииты и маликиты сравнивают мед с молоком. ( Зухайли, 2/709)

Если с урожая оливок, подсолнечника взяли ‘ушр, то с масла, вы жатого из них, ‘ушр не взимают. Но если кто-то купит это масло с целью перепродажи, то ему необходимо выплатить закят как с «предмета торговли».

‘Ушр с сельхозпродуктов взимают только после того, как созреет урожай. До созревания ‘ушр взимать нельзя. Категорически запрещается взимать ‘ушр с недозрелых сельхозпродуктов, а также с не достигших кондиционного размера. Владельцы земель могут выплатить ‘ушр только после того, как сельхозпродукты созреют или сформируются, и только в случае, если на это есть собственное желание, ибо на это указывает аят Корана (сура аль-Бакара, 2/267) :

«Тратьте [во имя Аллаха] наилучшее из приобретенного вами и то, что Мы взрастили вам на земле» . (аль-Касани, 2/730)

Если сельхозпродукты, с которых еще не выплатили ‘ушр, будут употреблены в пищу, нужно в тот момент сделать намерение выплатить ‘ушр или возместить стоимость. Например, Абу Ханифа считал, что если собрали 10 кг винограда, то в качестве закята необходимо выплатить 1 кг. Если ‘ушр своевременно не выплачен в виде сельхозпродуктов с земли-‘ушр или не выплачена арендная плата, или скончался владелец, то в любом случае необходимо оплатить.

Абу Юсуф и Имам Мухаммад считали, что при вычислении нисаба с одной тонны сельхозпродуктов, различные виды фруктов и овощей не суммируют. Каждый вид сельхозпродуктов должен быть в количестве нисаба, который требует выплаты закята. ‘Ушр также выплачивают и с земель-‘ушр, которые не имеют владельца или были переданы в общественное пользование, так как ‘ушр выплачивается не с земли, а с урожая.

По мнению Абу Ханифы, налог с земельного надела, сданного в аренду, выплачивает арендодатель, ибо закят есть земельный налог. А урожай принадлежит арендодателю, так как ему выплачивают определенную плату за использование земли.

Согласно взглядам большинства алимов, Абу Юсуфа и Имама Мухаммада, за исключением ханафитов, закят с арендуемых земель обязан выплачивать арендатор, так как ‘ушр выплачивают с выращенного урожая, который принадлежит ему, а земли даны ему во временное пользование. Сначала ханафиты выносили фетву согласно мнению Абу Ханифы, однако в дальнейшем факихи опирались на мнение Абу Юсуфа и Имама Мухаммада . (аль-Касани, 2/56; аш-Ширбини, 1/382; аз-Зухайли, 2/820; ибн Хумам, 2/8; аль-Майдани, 1/154).

Автор: Проф. Др. Хамди Дондурен аль-Ханафи
Из книги: «Энциклопедия норм и правил Ислама », стр. 681-692


Закят в Исламе это один из пяти столпов мусульманской религии, одна из основ, выполнение которой является важнейшей обязанностью мусульманина, если он в состоянии ее исполнить.

Закят - это ежегодный обязательный налог в Исламе, который исламское право предписывает выплачивать каждому мусульманину со своего имущества и доходов. Выплачивать закят должны все самостоятельные, свободные, дееспособные взрослые мусульмане, а вырученные средства, идут в фонд помощи тем единоверцам, которые испытывают нужду. Закят выплачивается с части имущества и денежных средств мусульманина в пользу определенных категорий нуждающихся людей, размер отчисления из денежных средств составляет 2,5%.

Закят сколько процентов? Выплачивается 2,5% с денежной массы, от дохода или сохранившийся суммы (дома, на банковском счету, акциях или депозитах), при условии, что сумма в денежном эквиваленте за год на день выплаты закята, достигла нисаба - закятооблагаемой суммы, которая в 2021 году составляет около 5000$.

Предписания Ислама в выплате закята распространяются только на мусульман, для немусульман, проживающих на территориях исламского государства устанавливается фиксированная сумма налога, составляющая 10%.

Смысл закята в Исламе

Закят – это не просто налог, в Исламе это важнейший социально-экономический институт, который призван утвердить в мусульманском обществе принципы справедливости, который затрагивает в обществе многие аспекты жизнедеятельности. Выплата закята означает по Шариату, что нажитое богатство мусульманина и его доходы не являются греховными. В мусульманских странах действую открытые благотворительные организации, которые занимаются сбором и распространением закята.

Не следует путать такие понятия, как «закят» и «садака», поскольку закят является обязательной милостыней в Исламе, а садака – милостыня добровольная. Закят как выплачивать и его размер определяет Шариат один раз в год и на определенных условиях. Милостыня садака выплачивается по Исламу в том размере, в каком считает нужным сам мусульманин, и он может выплатить ее в любой момент и в неограниченном количестве.

Всевышний Аллах, возложив на мусульман обязанность выплаты закята, проявил огромную милость и глубокую мудрость, ведь в закяте очень много пользы: это и борьба с бедностью, и усиление братства между мусульманами, и воспитание в мусульманах щедрости, очищение от жадности и от скупости сердец, придание бараката материальному состоянию человека, а также преувеличение имущества мусульманина и защита его от бед, и даже болезней.

Оставление выплаты закята

По своей сути закят является собственностью бедных мусульман, нуждающихся, поэтому мусульманину, который не выплатит в земном мире закят, все равно придется вернуть его тем, кто в нем нуждался, но не получил его, в Ахирате. Поэтому после смерти мусульманина его родным с того имущества, которое осталось после покойного, следует в первую очередь выплатить закят, если у него есть долги по закяту, и только после этого можно начинать исполнение завещания.

Если мусульманин отрицает обязательность закята, то он впадает в неверие, а если мусульманин закят выплачивать отказывается, то мусульманский правитель должен забрать у него закят и раздать нуждающимся.

Для тех мусульман, которые не выплатили закят, в Судный день уготованы особые мучения, которые будут настолько же суровыми, насколько грешник нарушил его выплату: все то серебро и золото, с которых они не выплатили закят, будут прикладывать раскаленным к их телу со словами: «Это ваше состояние, с которого вы не выплатили закят и которое хранили, теперь вкусите наказание из-за него». Если же мусульманином не был выплачен закят со скота, то такая скотина, в Судный день превратится в самых крупных животных, которые будут бодать грешника и топтать его до самого момента завершения допроса людей, который будет проходить на Махшаре. Имущество, с которого закят не будет выплачен, превратится в больших ядовитых змей, у которых между глаз будет два пятна, и эти змеи свернутся вокруг шеи грешника и скажут ему, что они – то самое имущество, с которого не выплатил закят грешник.


Размер закята и облагаемая часть

Размер закят равняется одной сороковой части (два с половиной процента) от имущества мусульманина, которую он выплачивает в пользу нуждающихся.

По Шариату, закятом облагается: серебро и золото, крупный рогатый и мелкорогатый скот и верблюды, торговый товар, фрукты и финики, виноград и зерновые сельскохозяйственные культуры, полезные ископаемые и найденные клады.

Выплата со скота

Если у мусульманина есть крупнорогатый скот или овцы, то, когда их поголовье достигнет нисаба или закятооблагаемого минимума или выйдет на большее количество, которое не уменьшится за год и будет находиться на выпасе большую часть года, то по Исламу закятом этот скот также облагается.

Размер закята с крупнорогатого скота определяется таким порядком:

  • за стадо от 30 до 39 голов выплачивают одного годовалого теленка;
  • за стадо от 40 до 59 голов выплачивают одну двухгодовалую телку;
  • за стадо от 60 до 69 голов – выплачивают двух годовалых телят;
  • за стадо от 70 до 79 голов – выплачивают одну двухгодовалую тёлку и одного годовалого телёнка;
  • за стадо от 80 до 89 голов – выплачивают двух двухгодовалых телят;
  • за стадо от 90 до 99 – выплачивают трех телят годовалых;
  • за стадо от 100 до 109 голов, то с него выплачивают двух годовалых и одного двухгодовалого теленка;
  • за стадо от 110 до 119 голов, то с него выплачивают одну годовалую тёлку и двух двухгодовалых;
  • за стадо от 120 до 129 голов, то с него выплачивают четырех годовалых и трех двухгодовалых телят;
  • за каждую тридцатую голову выплачивают еще одного телёнка годовалого, а за каждого сорокового теленка выплачивают двухгодовалую тёлку.

Закят за стадо овец выплачивается в таком порядке:

  • если овец 40-120 голов, то за них выплачивают одну овцу годовалую;
  • если стадо составляет 121-200 голов, то выплачивают две головы;
  • если 201-399 голов, то выплачивают три головы;
  • если количество голов составляет большее поголовье, то с каждой сотой головы выплачивают одну овцу.


Выплата с золота и серебра

Сколько закята следует выплачивать с серебра и золота, решается таким порядком: за 85 граммов или 20 мискаль золота, которое будет находиться в собственности человека на протяжении года, а также за 595 граммов или 200 дирхамов серебра придется выплатить сороковую часть или 2,5 процента, независимо от того, в монетах или в слитках находится у мусульманина золото и серебро, в виде украшений женских или мужских.

Калькулятор закята с золота, серебра и сбережений

Закят с зерновых

С урожая пшеницы или с других зерновых культур закят следует платить с каждых пяти вуску или девятисот литров. Десятая часть выплачивается в качестве закята с того урожая, который поливался только дождем. С урожая, полученного с помощью искусственного орошения, выплачивают закят в размере двадцатой части. Если же на искусственном орошении была выращена только половина урожая, то с такого урожая выплачивают пятнадцатую часть.

Закят с товара

Для тех предпринимателей, которые занимаются торговлей, также положена выплата закята, если общая сумма его товара достигает нисаба. В закятооблагаемую сумму не входит то имущество, которое было куплено на прибыль от торговли – машина, дом, земля и подобное. В шафиитском мазхабе закят нельзя отдавать товаром – следует его стоимость перевести в деньги и отдать его деньгами.

Если нашел клад

Если мусульманин находит клад, то ему следует выплатить закят с него в размере пятой части.

Закят выступает в качестве одного из 5 столпов ислама, в связи с чем он входит в число наиболее важных к исполнению обязанностей верующих. В Шариате под закятом понимается обязательный налог, выплачиваемый имеющими достаток мусульманами в пользу тех, кто нуждается в материальной поддержке.

Об обязательном характере выплаты закята в Священной Книге ислама говорится следующее:

«Совершайте намаз, выплачивайте закят и кланяйтесь вместе с кланяющимися» (2:43)

Однако, в отличие от молитвы, пятикратное ежедневное совершение которой вменена в обязанность всех верующих, жертвовать из своего имущества на закят должны отнюдь не все.

Условия обязательности закята

Виды закята

Закят с урожая

Размер этого закята (его еще называют ушр, гушр либо гошер) зависит от участия человека в орошении сельскохозяйственных культур и равняется от 5 до 10% с собранного урожая. Нисаб в данном случае равняется 5 васкам, размер которого разнится в различных правовых школах и составляет от 650 до 720 кг.

Закят со скота

Размер такого закята и размер нисаба в данном случае зависит от вида скотины (конкретно о каждом мы написали в специальной статье), а также от количества голов. При этом следует отметить, что не выплачивается закят в том случае, если скот большую часть времени не находится на пастбищах, а также если скот используется для работы или для торговли. Так, нисабом признаётся 5 верблюдов, либо 30 голов крупного рогатого скота, либо 40 овец (баранов) или коз.

Закят с товаров

Его величина равняется 2,5% от имущества и иных доходов, заработанных посредством торговой деятельности. Нисаб при этом приравнивается к цене 85 граммов золота (более подробно об этом виде пожертвования в исламе описано здесь).

Закят с ценностей

Размер закята с любого вида ценностей аналогичен закяту с товаров и рассчитывается как 1/40 от обладаемого мусульманином более года имущества. Нисаб в этом случае так же равен сложившейся к моменту выплаты цене 85 граммов золота.

Кто получает закят

Выплата закята направлена на поддержку ряда категорий людей, о чем упоминается в Священном Коране:

«Пожертвования предназначены для нищих и бедных, для тех, кто занимается их сбором и распределением, и для тех, чьи сердца хотят завоевать, для выкупа рабов, для должников, для расходов на пути Аллаха и для путников» (9:60)

Особый вид закята – закят уль-фитр (или фитр-садака), который выплачивается в конце Священного месяца Рамазан. В отличие от традиционного закята, являющегося столпом ислама и прямой обязанностью мусульман (фард), закят уль-фитр не относится к обязательным для исполнения действиям. Одни ученые относят данную выплату к категории необходимых (ваджиб), другие – к желательным деяниям (суннат).

В хадисах Пророка (с.г.в.) можно встретить следующее указание для верующих: «Посланник Аллаха (с.г.в.) возложил выплату одного са`а фиников или одного са`а ячменя в качестве закят уль-фитр на каждого мусульманина» (приводится Бухари).

Исходя из данного хадиса, величина фитр-садака равняется одному са`а, размер которого разнится в зависимости от того или иного вида применяемого в качестве меры продукта и варьируется в пределах 2 кг - 3,2 кг.

Достоинства выплаты закята

1) Закят – один из путей в Рай. Как и все остальные столпы исламской веры, закят способен принести немало благ в мире земном и мире вечном всем тем, кто регулярно и добросовестно осуществляет его выплату.

В сборнике хадисов Бухари можно встретить следующую историю: Один человек обратился к Заключительному Пророку человечества (с.г.в.) с просьбой назвать такое дело, благодаря которому он сможет оказаться в Раю. На что услышал в ответ: «Поклоняйся нашему Создателю и ничему более, совершай намаз, выплачивай закят и поддерживай родственные связи».

То есть выплата закята названа в числе условий попадания в Рай, что, в свою очередь, говорит о важности данного деяния.

«Обрадуй же тех, которые накапливают золото и серебро и не расходуют их на пути Аллаха, мучительными страданиями» (9:34-35)

4) Закят является выгодным инвестированием. Соблюдение данного столпа ислама способно принести мусульманам немало благ в земной жизни, ведь Господь приумножает те средства, которые верующий расходует на Его пути. В 18-м аяте суры 57 Священного Корана Творец напоминает:

«Воистину, для мужчин и женщин, которые раздавали милостыню и одолжили Аллаху прекрасный заем, он будет увеличен» (57:18)

Отсюда, каждая монета, потраченная ради Божьего довольства в мире земном, непременно вернется к вам в увеличенном многократно объеме, о чем свидетельствует Писание.

Понравился материал? Отправь его братьям и сестрам по вере и получи саваб!

Мне давно интересно было узнать этот вопрос с позиции разных религий. Вот даже ислам признает, что нужно делиться. В ведах, например, говорится о том, что тот, ктоне отдает, тот теряет. А в современной ведической психологии говорится, что если бизнесмен не щедрый, то бизнес придет в упадок. Так что эта теория с закятом спасение для человека с разных точек зрения. Интересно, сами мусульмане это понимают?

Стас, не понимают, поверьте, сама сейчас стала задумываться над этим только, к своему стыду

Стас, Стас, абсолютно и прекрасно понимают. Ислам есть Прямой путь к Всевышнему, но не единственным путем в мирах. Не единственный, но именно ПРЯМОЙ, т.е. приведенный в стройность и лишенный каких-либо недостатков для тех, кто увидел, благодаря Милостивому, смысл положений вероучения и привел свою жизнь в соответствие с ними. Иман (вера), конечно же, была и есть не только у мусульман. Например, японским самураям быть такими воинами, какими они были, позволял именно иман. Но этот иман был сугубо их, японский, и путь к нему (и путь ЕГО, "буси-до", путь воина) был доступен только определенной категории людей. Указанные тобой веды написаны многобожниками, у которых также есть иман. Но иман этот лишен прямоты, следование ему доставит множество неприятностей по причине огромного множества противоречивых тенденций внутри системы (и отсутствие единого стандарта (образца) Веры, как Сунна, например). Иудеи следуют единобожию, но поинтересуйся, какое огромное множество запретов имеет верующий иудей и если обратится к прежним писаниям, там мы увидим, что эти положения добавлялись им, образно говоря, как штрафные санкции за их ослушание. Так вот, я веду к тому, что сходство некоторых законоположений в разных (даже очень) вероучениях очень слабое как доказательство несостоятельности Ислама. Во-первых, Коран был ниспослан, чтобы подтвердить истинность всех прежних пророчеств, писаний и тех, кто их нес от Господа их. Во-вторых, какими бы люди не были разными, но никто не уйдет от сходства нашего чисто биологического. Мы все вынужденны дышать, есть, пить и т.д., чтобы жить. Это интегральные (всеобщий) признаки. Такие же интегральные признаки лежат у истоков всех религий в том, что каждая религия говорит о поисках кого-то высшего, чем мы, Того, Кто нас сотворил и Кто сотворил мир вокруг. Поэтому подобные совпадения не только не ведут к сомнениям у меня и у искренне уверовавших, но только служат нам знамением и подтверждением истины от Господа. Стройность мироздания указывает на то, что Творец-Один, ибо будь их много и обладай они таким скверным нравом, как люди-поверь мне, никто из нас не захотел бы жить в таком мире. В таких странах, где у каждого свои интересы никто не хочет жить, а представь, если бы в мироздании существовало бы такое! В Исламе ни в одном положении веры нет брошенных ради забавы слов и нет ничего, чему бы не было причин. И даже, если многих причин ты не можешь знать и увидеть, Господь от щедрости своей позволяет тебе получить знание в той плоскости, которую ты можешь увидеть. А это дает основания полагать, что и в остальном все правда. А из этого основания и рождается то, что позволяет совершать невероятные для неверующих вещи и то, что они никогда не смогут понять и осознать-Иман (Вера). Некое состояние мироощущения, с которого невежды посмели и смеют насмехаться, но дай им почувствовать Иман хоть на пару минут-и они не смогут оправится от скорби, что не обладают таким. Истинность моих слов подтвердит каждый истинно уверовавший в своего Господа.

Читайте также: