Отчет по практике специальные налоговые режимы

Опубликовано: 23.04.2024

Специальный налоговый режим — особый порядок исчисления и уплаты налогов и сборов в течение определённого периода времени, применяемый в случаях и в порядке, установленных Налоговым кодексом и принимаемыми в соответствии с ним федеральными законами.[1]

Современное налоговое законодательство предусматривает четыре специальных налоговых режима.

Содержание

Виды специальных налоговых режимов

Система налогообложения для сельскохозяйственных товаропроизводителей

Основная статья: Единый сельскохозяйственный налог

Данный режим также известен под названием Единый сельскохозяйственный налог. Налогоплательщиками при данном налоговом режиме являются сельскохозяйственные товаропроизводители (организации и индивидуальные предприниматели), добровольно перешедшие под этот режим.

Упрощённая система налогообложения

Основная статья: Упрощённая система налогообложения

Особый вид налогового режима, ориентированный на снижение налогового бремени в организациях малого бизнеса и облегчение ведения налогового учёта.

Единый налог на вменённый доход

Основная статья: Единый налог на вменённый доход

Налог, вводимый законами субъектов Российской Федерации и заменяющий собой уплату ряда налогов и сборов, существенно сокращает и упрощает контакты с фискальными службами.

Система налогообложения при выполнении соглашений о разделе продукции

Основная статья: система налогообложения при выполнении соглашений о разделе продукции

Данный налоговый режим применяется при выполнении соглашений, которые заключены в соответствии с Федеральным законом от 30.12.1995 г. № 225-ФЗ «О соглашениях о разделе продукции».

Госдума приняла закон, направленный на совершенствование специальных налоговых режимов для малого предпринимательства

МОСКВА, 4 июля. /ПРАЙМ-ТАСС/. Госдума на пленарном заседании в пятницу приняла в третьем чтении закон «О внесении изменений в часть вторую Налогового кодекса РФ».

Закон направлен на совершенствование специальных налоговых режимов для малого предпринимательства и устранение противоречий в применении специальных налоговых режимов, выявленных в результате правоприменительной практики.

В главе 26.1 «Система налогообложения для сельскохозяйственных товаропроизводителей /единый сельскохозяйственный налог/» уточняется порядок налогообложения полученных налогоплательщиками единого сельхозналога доходов в виде дивидендов, а также отменяется ограничение, не позволяющее перейти на уплату единого сельхозналога организациям, имеющим филиалы и /или/ представительства. Кроме того: уточняется порядок признания расходов на приобретение права на земельные участки, используемые при осуществлении предпринимательской деятельности; отменяется ограничение при переносе убытков на будущие налоговые периоды и уточняется порядок переноса таких убытков.

В главе 26.2 «Упрощенная система налогообложения» уточняется порядок налогообложения полученных налогоплательщиками, применяющими упрощенную систему налогообложения, доходов в виде дивидендов. Налогоплательщикам предоставляется право учитывать расходы на обязательное страхование не только имущества, но и ответственности. В частности, в настоящее время они не вправе учитывать расходы на обязательное страхование гражданской ответственности владельцев транспортных средств.

Ряд изменений направлен на: упрощение порядка учета расходов на приобретение сырья и материалов в соответствии с кассовым методом учета, применяемым при упрощенной системе налогообложения; отмену ограничения при переносе убытков на будущие налоговые периоды и уточнение порядка переноса таких убытков; сокращение налоговой отчетности путем отмены налоговых деклараций по итогам отчетных периодов; уточнение порядка определения остаточной стоимости основных средств при переходе организации на упрощенную систему налогообложения с иных налоговых режимов и обратно, а также при смене объекта налогообложения в рамках упрощенной системы налогообложения.

Для индивидуальных предпринимателей, применяющих упрощенную систему налогообложения на основе патента, расширяется перечень видов предпринимательской деятельности, в отношении которых может применяться данная система налогообложения, предоставляется возможность получения несколько патентов на разные виды деятельности, сокращается с квартала до одного месяца минимальный срок действия патента, вводится определение налогового периода.

В главе 26.3 «Система налогообложения в виде единого налога на вмененный доход для отдельных видов деятельности» уточняется круг налогоплательщиков единого налога путем введения некоторых ограничений на право применения данной системы налогообложения. Уточняется также место постановки на учет налогоплательщиков единого налога на вмененный доход, а также порядок их постановки и снятия с учета налоговыми органами.

Понятия, связанные с такими видами предпринимательской деятельности, как распространение наружной рекламы с использованием рекламных конструкций и размещение рекламы на транспортных средствах, приведены в соответствие с законом «О рекламе».

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 20 Января 2014 в 14:04, отчет по практике

Описание работы

Целью написания отчета о преддипломной практике является сбор данных для выполнения выпускной квалификационной работы, а также изучения налогообложения коммерческих организаций и пути его совершенствования.
Для достижения поставленной цели необходимо решение следующих задач:
-показать применение изложенной методики на практике, а именно, рассмотреть на примере деятельности предприятия ООО «Декор-Люкс»;
-рассмотреть режимы налогообложения, применяемые для коммерческих организаций;

Содержание работы

Глава 1. Налоговая система, понятие, виды, режимы налогообложения применяемые на территории РФ………………………………………5
1.1 Налоговая система, понятие, виды……………………………………. 5
1.2 Режимы налогообложения……………………………………………… 7
Глава 2. Характеристика деятельности предприятия и применения налоговой системы на примере ООО «Декор-Люкс»…………………….27
2.1 Характеристика деятельности ООО «Декор-Люкс» …………………. 27
2.2 Виды налогов, уплачиваемых ООО «Декор-Люкс», предложения по оптимизации налоговой нагрузки…………………………………………30
2.3 Оценка эффективности сделанных предложений…………………….. 45
Заключение…………………………………………………………………… 49
Список используемой литературы………………………………………….. 50

Файлы: 1 файл

ОТЧЕТ ПО ПРАКТИКЕ (1).doc

Глава 1. Налоговая система, понятие, виды, режимы налогообложения применяемые на территории РФ……………………………………………

1.1 Налоговая система, понятие, виды…………………………………….

1.2 Режимы налогообложения……………………………………… ………

Глава 2. Характеристика деятельности предприятия и применения налоговой системы на примере ООО «Декор-Люкс»……………………..

2.1 Характеристика деятельности ООО «Декор-Люкс» ………………….

2.2 Виды налогов, уплачиваемых ООО «Декор-Люкс», предложения по оптимизации налоговой нагрузки…………………………………………..

2.3 Оценка эффективности сделанных предложений……………………..

Список используемой литературы…………………………………………..

Применение налогов является одним из экономических методов управления и обеспечения взаимосвязи общегосударственных интересов с коммерческими интересами предпринимателей, предприятий независимо от ведомственной подчиненности, форм собственности и организационно - правовой формы предприятия.

С помощью налогов определяются взаимоотношения предпринимателей, предприятий всех форм собственности с государственными и местными бюджетами, с банками, а также с вышестоящими организациями.

Умелое управление налоговой политикой предприятия стало одной из основных функций общего менеджмента. В связи с этим знание управленческим персоналом предприятия налоговой системы страны может стать существенным преимуществом для любой фирмы.

Целью написания отчета о преддипломной практике является сбор данных для выполнения выпускной квалификационной работы, а также изучения налогообложения коммерческих организаций и пути его совершенствования.

Для достижения поставленной цели необходимо решение следующих задач:

-показать применение изложенной методики на практике, а именно, рассмотреть на примере деятельности предприятия ООО «Декор-Люкс»;

-рассмотреть режимы налогообложения, применяемые для коммерческих организаций;

-дать характеристику некоторым налогам, обязательным для предприятия ведущего хозяйственную деятельность;

-проанализировать применяемую предприятием систему налогообложения, рассчитать налоговую нагрузку предприятия при применении специальных режимов налогообложения;

-на основе проведенного анализа предложить наиболее эффективную для ООО «Декор-Люкс» систему налогообложения.

Очередность поставленных нами задач будет полностью соответствовать структуре отчета о преддипломной практике.

Глава 1. Налоговая система, понятие, виды, режимы налогообложения

1.1 Налоговая система, понятие, виды

Налоги - обязательные платежи, уплачиваемые налогоплательщиками в бюджет соответствующего уровня и государственные внебюджетные фонды на основании федеральных законов о налогах и актах законодательных органов субъектов Российской Федерации, а также по решению органом местного самоуправления в соответствии с их компетентностью.

Налоговая система - совокупность предусмотренных налогов и обязательных платежей, взимаемых в государстве, а также принципов, форм и методов установления, изменения, отмены, уплаты, взимания, контроля.

Налоговая система базируется на соответствующих законодательных актах государства, которыми устанавливаются конкретные методы построения и взимания налогов, т.е. определяются элементы налога.

К ним относятся:

а) субъект налога или налогоплательщик - лицо, на которое законом возложена обязанность уплачивать налог. Однако через механизм цен налоговое бремя может перекладываться на другое лицо;

б) носитель налога - лицо, которое фактически уплачивает налог;

в) объект налога - доход или имущество, с которого начисляется налог (заработная плата, ценные бумаги, прибыль, недвижимое имущество, товары и т.д.);

г) источник налога - доход, за счет которого уплачивается налог;

д) ставка налога - важный элемент налога, который определяет величину налога на единицу обложения (денежная единица дохода, единица земельной площади, единица измерения товара и т.д.). [13, с. 342]

По платежеспособности, налоги классифицируют на прямые и косвенные. Прямые налоги прямо взимаются с субъекта налога (налог на доходы

физических лиц, налог на прибыль организаций, ЕСН и т.д.). Прямые налоги прямо пропорциональны платежеспособности.

Косвенные налоги - это налоги на определенные товары и услуги. Косвенные налоги взимаются через надбавку к цене. Виды косвенных налогов: налог на добавленную стоимость (охватывает широкий диапазон продукции), акцизы облагается относительно небольшой перечень избранных товаров), таможенные пошлины.

Налоги могут взиматься следующими способами:

1) кадастровый - (от слова кадастр - таблица, справочник) когда объект налога дифференцирован на группы по определенному признаку. Перечень этих групп и их признаки заносится в специальные справочники. Для каждой группы установлена индивидуальная ставка налога. Такой метод характерен тем, что величина налога не зависит от доходности объекта. Примером такого налога может служить налог на владельцев транспортных средств. Он взимается по установленной ставке от мощности транспортного средства, не зависимо от того, используется это транспортное средство или простаивает.

2) на основе декларации. Декларация - документ, в котором плательщик налога приводит расчет дохода и налога с него. Характерной чертой такого метода является то, что выплата налога производится после получения дохода и лицом получающим доход. Примером может служить налог на прибыль организаций.

3) у источника. Этот налог вносится лицом выплачивающим доход. Поэтому оплата налога производится до получения дохода, причем получатель дохода получает его уменьшенным на сумму налога.

Например, налог на доходы физических лиц. Этот налог выплачивается предприятием или организацией, на которой работает физическое лицо.

Т.е. до выплаты, например, заработной платы из нее вычитается сумма налога и перечисляется в бюджет. Остальная сумма выплачивается работнику. [2, с. 45]

1.2 Режимы налогообложения

Российским законодательством установлены два вида налоговых режимов:

1. Общий налоговый режим.

– Единый сельскохозяйственный налог (ЕСХН).

– Упрощенная система налогообложения (УСНО).

– Патентная система налогообложения.

– Единый налог на вмененный доход (ЕНВД).

Указанные режимы налогообложения могут применяться как юридическими лицами, так и индивидуальными предпринимателями. Исключение составляет патентная система налогообложения, применяемая только индивидуальными предпринимателями.

Выбор любого из налоговых режимов является добровольным. Все специальные налоговые режимы имеют установленные законодательством условия и ограничения их применения. Для перехода на специальный режим налогообложения необходимо в установленные Налоговым кодексом сроки подать в территориальный налоговый орган соответствующее заявление.

Отчетность в налоговые органы и государственные внебюджетные фонды. Налогоплательщики обязаны представлять в налоговые органы по месту учета налоговые декларации по тем налогам, которые они обязаны уплачивать.

Общая система налогообложения (ОСН)

- это совокупность правил и норм, регулирующих ведение бухгалтерского учета и предоставление налоговой отчетности теми организациями

и индивидуальными предпринимателями, которые не применяют специаль-

ные налоговые режимы. Достаточно часто эту систему налогообложения

называют "которую еще называют - общий налоговый режим" или ОСНО. В случае, если при регистрации организации или постановки на учет в качестве индивидуального предпринимателя Вы не подали заявления о переходе на специальные налоговые режимы, то, как говорится, "по умолчанию" необходимо применять общий налоговый режим.

Применяя ОСНО налогоплательщики – организации и ИП должны в обязательном порядке вести бухгалтерский и налоговый учеты и представлять в налоговый орган по месту нахождения организации бухгалтерскую и налоговую отчетность.

При применении общего режима налогообложения необходимо исчислять и уплачивать основные налоги:

- налог на добавленную стоимость (который сокращенно называют - НДС);

- налог на имущество организаций;

- налог на прибыль организаций (кроме индивидуальных предпринимателей);

- налог на доходы физических лиц (который сокращенно называют - НДФЛ).

Полный перечень налогов, плательщиками которых может являться юридическое лицо или предприниматель, установлен статьями 13, 14 и 15 Налогового кодекса РФ. Согласно этим статьям Налогового кодекса РФ все налоги делятся на федеральные (которые перечисляются в федеральный бюджет), региональные (которые перечисляются в бюджет региона) и местные (которые перечисляются в местный бюджет.

К федеральным налогам и сборам статья 13 Налогового кодекса РФ относит:

- налог на добавленную стоимость;

- налог на доходы физических лиц;

- налог на прибыль организаций;

- налог на добычу полезных ископаемых;

- сборы за пользование объектами животного мира и за пользование объектами водных биологических ресурсов;

К региональным налогам статья 14 Налогового кодекса РФ относит:

- налог на имущество организаций;

- налог на игорный бизнес;

К местным налогам статья 15 Налогового кодекса РФ относит:

налог на имущество физических лиц;

По этим же налогам и сборам необходимо предоставлять налоговую отчетность.

При выборе ОСН необходимо уплачивать налоги и взносы во внебюджетные фонды по следующим ставкам:

НДС – 0% (льготная ставка, которая применяется только в определенных в НК случаях - основном при экспорте товаров),

10% (льготная ставка, которая применяется при реализации особых видов товаров: некоторых медикаментов, детских товаров, продуктов питания, печатных изданий), 18% (основная ставка, которая действует в большинстве случаев);

налог на прибыль – 20%;

налог на имущество – 2,2%;

НДФЛ (в качестве налогового агента - на дивиденды учредителя) – 9%;

НДФЛ (в качестве налогового агента - с доходов работника) – 13%;

страховой взнос с фонда олпты труда в Пенсионный фонд РФ (ПФР)– 26% (2010 год), 34 % (2011 год).

Страховые взносы в 2012 году в ПФ, ФСС, ФФОМС (ставки, тарифы, изменения);

страховой взнос с фонда олпты труда в Фонд социального страхования (ФСС) – 2,9%;

страховой взнос с фонда олпты труда в Федеральный фонд обязательного медицинского страхования (ФФОМС) - 3,1%;

страховой взнос с фонда олпты труда в территориальные фонды обязательного медицинского страхования (ТФОМС) – 2% (с 2012 года не уплачивается);

местные налоги (земельный, транспортный и прочие)

Специальные режимы налогообложения

Особые режимы налогообложения, такие как упрощенная система налогообложения (УСН) и единый налог на вмененный доход (ЕНВД), позволяют предприятиям экономить на налогах и облегчают задачу ведения бухгалтерского учета. Стоит учитывать, что специальные режимы налогообложения в 2013 году претерпели некоторые изменения.

Упрощенная система налогообложения (гл. 26.2 НК РФ) Для того, чтобы перейти на упрощенный режим налогообложения, величина доходов предприятия не должна превышать 45 млн рублей за 9 месяцев предыдущего года. Лимит доходов индексируется на коэффициент-дефлятор, определение которого дано в п. 2 ст. 11 НК РФ.

В 2013 году данный коэффициент равен 1. Кроме того, остаточная стоимость основных средств не должна превышать 100 млн рублей.

Что касается остаточной стоимости нематериальных активов, то данная

Автор: Пользователь скрыл имя, 20 Мая 2013 в 02:17, отчет по практике

Описание работы

Цель работы. Исследование эффективности применения упрощенной системы налогообложения на предприятиях малого бизнеса (на примере ООО «Аскара»).
Реализация этой цели потребовала решения комплекса взаимосвязанных задач:
1. ознакомиться с финансово-хозяйственной деятельностью исследуемого предприятия и его учредительными документами;
2. рассмотреть особенности налогообложения и составления налоговой отчетности при применении упрощенной системе налогообложения (на примере ООО «Аскара»);
3. раскрыть информацию о проблемах применения упрощенной системы налогообложения

Содержание

ВВЕДЕНИЕ…………………………………………………………………………..
3
1 ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА ПРЕДПРИЯТИЯ..…….……………………..
5
2 ОСОБЕННОСТИ УЧЕТА И НАЛОГООБЛОЖЕНИЯ В УСЛОВИЯХ
ПРИМЕНЕНИЯ УПРОЩЕННОЙ СИСТЕМЫ НАЛОГООБЛОЖЕНИЯ..

9
3 НАЛОГОВАЯ НАГРУЗКА ПРЕДПРИЯТИЯ…………………………………
16
ЗАКЛЮЧЕНИЕ……………………………………………………………………..
18
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ И ЛИТЕРАТУРЫ…….
19

Работа содержит 1 файл

Отчет по преддипломной практике.doc

1 ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА ПРЕДПРИЯТИЯ..…….……………………..

2 ОСОБЕННОСТИ УЧЕТА И НАЛОГООБЛОЖЕНИЯ В УСЛОВИЯХ

ПРИМЕНЕНИЯ УПРОЩЕННОЙ СИСТЕМЫ НАЛОГООБЛОЖЕНИЯ..

3 НАЛОГОВАЯ НАГРУЗКА ПРЕДПРИЯТИЯ………………………… ………

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ И ЛИТЕРАТУРЫ…….

Актуальность темы. Государство использует налоги в качестве важнейшего инструмента государственного регулирования и стимулирования. Для выполнения, в частности, функции стимулирования, помимо основного режима налогообложения, существуют специальные налоговые режимы. В настоящее время Налоговым кодексом Российской Федерации установлено пять специальных налоговых режимов, к ним относятся: система налогообложения для сельскохозяйственных производителей, упрощенная система налогообложения, система налогообложения в виде единого налога на вмененный доход, система налогообложения при выполнении соглашений о разделе продукции, а также патентная система налогообложения (введена Федеральным законом с 25.06.2012 г. № 94-ФЗ) 1 . Субъекты малого предпринимательства обычно выбирают упрощенную систему налогообложения или систему налогообложения в виде единого налога на вмененный доход.

Актуальность данной темы объясняется тем, что именно малые предприятия формируют конкурентную среду, создают дополнительные рабочие места, оперативно внедряют передовые достижения. По уровню развития малого предпринимательства специалисты даже судят о способности страны приспосабливаться к меняющейся экономической обстановке.

Цель работы. Исследование эффективности применения упрощенной системы налогообложения на предприятиях малого бизнеса (на примере ООО «Аскара»).

Реализация этой цели потребовала решения комплекса взаимосвязанных задач:

1. ознакомиться с финансово-хозяйственной деятельностью исследуемого предприятия и его учредительными документами;

2. рассмотреть особенности налогообложения и составления налоговой отчетности при применении упрощенной системе налогообложения (на примере ООО «Аскара»);

3. раскрыть информацию о проблемах применения упрощенной системы налогообложения;

4. провести анализ эффективности применяемого режима налогообложения исследуемого предприятия;

5. проанализировать уровень и динамику финансовых результатов исследуемой организации.

Объектом исследования является общество с ограниченной ответственностью «Аскара».

Предмет исследования – финансово-хозяйственная деятельность общества с ограниченной ответственностью «Аскара».

Практическая значимость научной работы состоит в подробном рассмотрении финансово-хозяйственной деятельности места производственной практики, формирования выводов о полученном опыте и приобретенных профессиональных навыках.

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

САРАТОВСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ТЕХНИЧЕСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ

БАЛАКОВСКИЙ ИНСТИТУТ ТЕХНИКИ, ТЕХНОЛОГИИ И УПРАВЛЕНИЯ

Дисциплина: Налогообложение предприятий

На тему: Налоговый механизм. Специальные налоговые режимы

Балаково 2008 г.

СОДЕРЖАНИЕ

1. Налоговый механизм

2. Специальные налоговые режимы

3 Практическая часть

3.1. Налог на добавленную стоимость

3.2. Налог на доходы с физических лиц (НДФЛ)

3.3. Единый социальный налог (ЕСН)

3.4. Налог на имущество

3.5. Налог на прибыль

ВВЕДЕНИЕ

Актуальность исследования. В современных условиях России, когда оформлены правовое поле и направления финансовых потоков, особо остро стоит задача совершенствования налоговой системы как основы формирования благоприятного экономического климата и источника наполнения доходами всех уровней бюджетной системы Российской Федерации. По мере развития рыночных отношений увеличиваются масштабы перераспределения валового внутреннего продукта через бюджет посредством налоговых методов, а сами налоги становятся необходимым элементом системы управления финансами.

Существующая налоговая система Российской Федерации является результатом развития налоговых отношений относительно короткого временного периода. По мере развития рыночных преобразований выявились недостатки налоговой системы, а ее несоответствие происходящим в обществе изменениям становилось все более явным. Многочисленные изменения, которые ежегодно с 1992 года вносились в налоговое законодательство, решали лишь некоторые отдельные проблемы, не затрагивая основ системы. Развитие налоговой системы обусловлено имеющимися потребностями государства и экономической системы, а динамика процессов, протекающих на уровне отдельных предприятий, во многом зависит от того, насколько эффективно функционирование национального налогового механизма.

В настоящее время важнейшими направлениями налогового реформирования являются создание эффективной, способной к адаптации налоговой системы, реальное облегчение налоговой нагрузки на законопослушных налогоплательщиков, активизация предпринимательской деятельности всех хозяйствующих субъектов.

Преобразования в налоговой сфере предполагают изучение и изменение всех элементов налогового механизма. Поскольку основную долю доходов в бюджетах разных уровней составляют налоговые поступления, то сегодня как никогда важно выработать такую систему налоговых отношений, которая отвечала бы целям стабилизации экономики, сочетала четкое и уважительное отношение к закону, была бы достаточно гибкой, обеспечивающей важнейшие структурные сдвиги в экономике, определяя в то же время стабильные и целостные рамки осуществления предпринимательской деятельности.

Перестройка управления финансовыми ресурсами, вызванная расширением самостоятельности субъектов Федерации, развитием деятельности органов местного самоуправления должна базироваться на целенаправленных исследованиях налоговых и бюджетных систем, действующих с учетом специфических особенностей регионов, поэтому одной из основных проблем является поиск адекватного рыночной экономике воздействия налогового механизма на экономические процессы как в целом в России, так и в отдельных регионах.

Формирование в России рыночных основ экономики способствовало активизации теоретических разработок по организации налоговых отношений. Однако региональные аспекты налоговых отношений, имеющих большое влияние в регулировании экономических и социальных процессов, освещались недостаточно.

Все это свидетельствует об актуальности проблемы формирования налогового механизма, ориентированного на эволюционное преобразование налоговой системы, обеспечивающее устранение ее недостатков и перекосов и направленное на создание рациональной, справедливой, стабильной и предсказуемой налоговой системы.

Цель исследования состоит в том, чтобы на основе изучения правовой базы, анализа и обобщения практики налогообложения разработать рекомендации по совершенствованию налогового механизма в Российской Федерации с учетом изменяющихся условий хозяйствования.

1. Налоговый механизм

Налоговый механизм, рассматриваемый через призму реальной практики, различен в конкретном пространстве и времени. Так, неоднозначны налоговые действия на разных уровнях управления и власти, а также существенны различия и во временном отношении.

Налоговый механизм как свод практических налоговых действий есть совокупность условий и правил реализации на практике положений налоговых законов. Любое налоговое действие, не базирующееся на объективной основе, выступает как субъективистское вмешательство в воспроизводственные процессы, что неминуемо ведет к их деформации. Налоговый механизм позволяет упорядочить налоговые отношения, опираясь на налоговое право, основы управления налогообложением.

Налоговый механизм - это область налоговой теории, трактующей это понятие в качестве организационно-экономической категории, а, следовательно, как объективно необходимый процесс управления перераспределительными отношениями, складывающимися при обобществлении части созданного в производстве национального дохода. Всю сферу отношений, складывающихся в этом процессе, можно разграничить на три подсистемы: налоговое планирование, налоговое регулирование и налоговый контроль.

Налоговый механизм, так же как и хозяйственный, соединяет два противоположных начала:

планирование, т.е. волевое регулирование экономики центральной властью с учетом объективно действующих экономических законов путем сбалансирования развития всех отраслей и регионов народного хозяйства, координации экономических процессов в соответствии с целевой направленностью развития общественного производства; стихийно-рыночная конкуренция, где свободно на основе прямых и обратных связей взаимодействуют производители и потребители. Вследствие обособленности производителей и противоречивости их интересов неизбежно возникают разрушительные явления. Таким образом, рыночные отношения приводят, с одной стороны, к развитию производства отдельных субъектов в условиях жесткой конкуренции, а с другой, - к разрыву хозяйственных связей между обособившимися предприятиями в результате несовпадения производственной массы товара т его сбытом. Отсюда вытекает необходимость государственного регулирования рыночных отношений для предотвращения сбоев в производстве и кризисных тенденций рынка. Таким регулятором в настоящее время стал налоговый механизм, который признан во всех странах. Эффективность использования налогового механизма зависит от того, насколько государство учитывает внутреннюю сущность налогов и их противоречивость.

В налоговой политике проявляется относительная самостоятельность государства. Изменяя налоговую политику, манипулируя налоговым механизмом, государство получает возможность стимулировать экономическое развитие или сдерживать его.

Налоговое регулирование охватывает хозяйственную жизнь страны, поскольку налоговые мероприятия являются наиболее универсальным инструментом воздействия надстройки на базисные отношения. Цель такого регулирования - создание общего налогового климата для внутренней и внешней деятельности компаний, особенно инвестиционной, и обеспечение преференциальных налоговых условий для стимулирования приоритетных отраслевых и региональных направлений движения капитала.

Налоговая политика и налоговый механизм определяют роль налогов в обществе. Эта роль постоянно меняется в зависимости от изменения деятельности государства. В отличие от функций роль налогов более подвижна и многогранна, она отражает в концентрированном виде интересы и цели определенных социальных групп и партий, стоящих у власти.

В основе налоговой политики и налогового механизма обычно заложена господствующая концепция. Правильность концепции проверяется практикой. Если налоговая теория не пользуется популярностью и приносит отрицательные результаты при ее реализации, то ее заменяют новой.

Сбор налогов - это первостепенная функция государства. Она создает финансовый фундамент для осуществления всех функций, обеспечивая членам общества конституционные гарантии в области здравоохранения, образования, социального обеспечения, охраны правопорядка.

Собираемость налогов определяется, прежде всего, состоянием экономики. Если уровень налоговых изъятий превышает возможности экономики, то возникают объективные предпосылки для образования недоимки, что особенно характерно для стран с переходной экономикой.

Особое беспокойство вызывает нарушение налогового законодательства, притом, что налоговые органы проводят активную работу по своевременному информированию налогоплательщиков об изменениях, происходящих в налоговом законодательстве.

Проведена определенная работа по объединению платежей, исчисляемых от одной базы (в частности, введение единого социального налога, единой ставки подоходного налога), а так же по упрощению механизма исчисления и взимания налогов. Но даже с учетом проделанной работы существующий механизм налогообложения является достаточно сложной системой. Поэтому продолжается работа по упрощению механизма налогообложения, в том числе и в отношении платежей, устанавливаемых региональными (субъектами РФ) и местными органами.

Совершенствование налоговой системы происходит в направлении последовательно снижения налогового бремени с переориентацией налоговой нагрузки на конечного потребителя. Это благотворно влияет на улучшение финансового состояния предприятий и, как следствие, на их налоговую дисциплину.

При разработке налоговой политики необходимо ясно сознавать её целевую направленность. Либо мы ставим во главу угла увеличение притока денег в казну посредством усиления налогового давления, замедляя процессы экономического роста, либо ориентируемся на налогообложение, стимулирующее экономический рост и привлечение инвестиций.

До настоящего времени сохраняются значительные объемы государственного субсидирования отдельных отраслей с целью осуществления структурной перестройки экономики, а также технической реконструкции и модернизации производства. Если учесть встречные потоки денежных средств из бюджета на развитие экономики, то уровень реальной налоговой нагрузки будет гораздо ниже. Можно утверждать, что в экономике имеются дотационные отрасли - жилищного, коммунального и сельского хозяйства, которые получают от государства дотаций больше, чем платят в бюджет.

Увеличение налоговой нагрузки нельзя рассматривать как позитивный фактор, поскольку рост налогового бремени не только отрицательно влияет на темпы экономического роста, но и побуждает предприятия и население скрывать полученные доходы. Пришедший на смену административному регулированию рыночный механизм формирования цен делает бесперспективным дальнейший упор на косвенные налоги, поскольку он способен привести лишь к новому витку инфляции, снижению конкурентоспособности продукции отечественных производителей, соответственно, потере завоеванных позиций на внутренних и внешних рынках.

Обеспечение прав налогоплательщика достигается как посредством фиксации принципов налогообложения, так и регламентацией системы отношений налогоплательщика с налоговыми органами.

2. Специальные налоговые режимы

Специальный налоговый режим - это особый порядок исчисления и уплаты налогов, в том числе замена одним налогом совокупности установленных федеральных, региональных и местных налогов и сборов.

Возможность применения специальных налоговых режимов (систем налогообложения) предусмотрена пунктом 3 статьи 18 Закона РФ от 27.12.91 № 2118-1 "Об основах налоговой системы в Российской Федерации" (в ред. От 31.12.2001; далее - Закон № 2118-1).

Перечень специальных налоговых режимов приводится в статье 18 части первой НК РФ. Эта статья кодекса начнет действовать со дня признания Закона № 2118 - 1 утратившим силу. Возможно также, что до этого момента в нее еще будут внесены изменения.

Федеральный закон от 24.07.2002 № 104-ФЗ (далее - Закон № 104-ФЗ), который дополняет раздел VIII.1 Налогового кодекса РФ (посвященный специальным налоговым режимам) новыми главами. Речь идет о главе 262 "Упрощенная система налогообложения" (далее - глава 262) и главе 263 "Система налогообложения в виде единого налога на вмененный доход для отдельных видов деятельности" (далее - глава 263) НК РФ.

Обе главы вводятся в действие с 1 января 2003 года и существенно меняют условия применения этих налоговых режимов.

Правовые основы и порядок введения в действие закона.

Закон № 104-ФЗ предусматривает введение в действие с 1 января 2003 года специальных налоговых режимов: упрощенной системы налогообложения и системы налогообложения в виде единого налога на вмененный доход (ЕНВД) для отдельных видов деятельности. Несмотря на то, что статьей 5 кодекса не определен порядок вступления в силу актов законодательства о специальных налоговых режимах, права налогоплательщиков не будут нарушены. Ведь с момента официальной публикации Закона № 104-ФЗ до начала нового календарного года пройдет около полугода. Этого времени достаточно для подготовки к переходу на тот или иной специальный режим.

Наряду с этим с 1 января 2003 года ряд нормативных актов утрачивает силу, в их числе:

Федеральный закон от 29.12.95 № 222-ФЗ "Об упрощенной системе, налогообложения учета и отчетности для субъектов малого предпринимательства" (далее - Закон № 222-ФЗ);

Федеральный закон от 31.07.98 № 148-ФЗ "О едином налоге на вмененный доход для определенных видов деятельности" (далее - Закон № 148-ФЗ).

Таким образом, до конца 2002 года продолжают действовать специальные налоговые режимы, установленные этими законами. В настоящее время единый налог на вмененный доход (ЕНВД) введен в 87 субъектах Российской Федерации, упрощенная система налогообложения применяется в добровольном порядке на всей территории России индивидуальными предпринимателями и организациями, являющимися малыми предприятиями. Однако не на всех налогоплательщиков, применяющих сейчас упрощенную систему налогообложения или переведенных на уплату ЕНВД, может быть с 1 января 2003 года распространено действие главы 262 или 263 НК РФ. Это связано с тем, что не все налогоплательщики будут соответствовать новым критериям применения этих специальных налоговых режимов. Порядок возврата таких налогоплательщиков на общий режим налогообложения Законом № 104-ФЗ не установлен.

В то же время необходимо учитывать, что для отдельных категорий хозяйствующих субъектов законодательством Российской Федерации закреплены специальные нормы применения актов законодательства.

Так, статья 9 Федерального закона от 14.06,95 № 88-ФЗ "О государственной поддержке малого предпринимательства в Российской Федерации" (в ред. От 21.03.2002) предусматривает ситуацию, когда изменения налогового законодательства создают менее благоприятные условия для субъектов малого предпринимательства по сравнению с ранее действовавшими условиями. В этом случае в течение первых четырех лет своей деятельности такие организации и предприниматели подлежат налогообложению в том же порядке, который действовал на момент их государственной регистрации.

Если субъект малого предпринимательства полагает, что изменившееся налоговое законодательство создает менее благоприятные условия для его деятельности, то он вправе защитить свои права в арбитражном суде. При этом ухудшение условий для субъектов малого предпринимательства может заключаться не только в возложении дополнительного налогового бремени, но ив необходимости исполнять иные, ранее не предусмотренные законодательством обязанности, за неисполнение которых применяются меры налоговой ответственности.

Например, введение налога на добавленную стоимость для индивидуальных предпринимателей ухудшило для них условия хозяйствования, поскольку возложило дополнительные обязанности (ведение налогового учета, составление счетов-фактур, ведение книг продаж и покупок). Кроме того, включение сумм НДС в стоимость продукции (работ, услуг), реализуемой индивидуальным предпринимателем, увеличивает в итоге ее цену и тем самым снижает спрос со стороны покупателей.

Упрощенная система налогообложения, вводится в действие с 1 января 2003 года.

Упрощенная система налогообложения предусматривает для организаций, являющихся субъектами малого предпринимательства, и индивидуальных предпринимателей замену единым налогом наиболее сложных по режиму применения налогов, таких как налог на прибыль организаций, НДС, налог с продаж, налог на имущество организаций и единый социальный налог. Сохраняется обязанность налогоплательщиков уплачивать страховые взносы в Пенсионный фонд РФ в соответствии с законодательством об обязательном пенсионном страховании.

Предусматриваются два объекта налогообложения: доход от реализации товаров (работ, услуг) и доход, уменьшенный на понесенные налогоплательщиком расходы. Выбор объекта налогообложения налогоплательщик осуществляет самостоятельно.

Определяются критерии перехода на упрощенную систему налогообложения. Так, не вправе применять упрощенную систему организации и индивидуальные предприниматели, средняя численность работников которых за налоговый (отчетный) период, определяемая в порядке, устанавливаемом Госкомстатом России, превышает 100 человек. Еще одним критерием для перехода на упрощенную систему является ограничение дохода налогоплательщика - 15 млн. руб. и стоимости амортизируемого имущества, находящегося в собственности налогоплательщика-организации, - 100 млн. руб., которые не должны превышать указанных сумм по итогам налогового (отчетного) периода.

Система налогообложения в виде единого налога на вмененный доход для отдельных видов деятельности, вводится в действие с 1 января 2003 года.

Предусматривается замена ряда существующих налогов единым налогом. Обязанность по уплате страховых взносов в ПФР в соответствии с законодательством об обязательном пенсионном страховании сохраняется.

Система единого налога на вмененный доход распространяется на следующие виды деятельности: оказание бытовых услуг; оказание ветеринарных услуг; оказание услуг по ремонту, техническому обслуживанию и мойке автотранспортных средств; розничная торговля, общественное питание; оказание автотранспортных услуг; разносная торговля.

Вмененный доход определяется путем умножения базовой доходности на количество физических показателей, характеризующих тот или иной вид деятельности (единица площади, численность работающих и т.п.).

Ставка единого налога устанавливается в размере 15% величины вмененного дохода.

Порядок введения единого налога определяется законом субъекта Российской Федерации.

Система налогообложения при выполнении соглашений о разделе продукции.

Установлен специальный налоговый режим, применяемый при выполнении соглашений, которые заключены в соответствии с Федеральным законом от 30 декабря 1995 г. N 225-ФЗ "О соглашениях в разделе продукции". Режим применяется в течение всего срока действия соглашения в отношении налогоплательщиков и плательщиков сборов, которыми признаются организации, являющиеся инвесторами соглашения.

Редакция сайта klerk.ru «Клерк» — крупнейший сайт для бухгалтеров. Мы не берем денег за статьи, новости или скачивание документов. Мы делаем все, чтобы сделать работу бухгалтеров проще.
«Клерк» Рубрика Спецрежимы


В специальные налоговые режимы 2021 году привнесли ряд корректировок — их вправе применять ограниченный круг лиц. О том какие спецрежимы действуют в России, кто и когда вправе их применять, а также какой режим лучше выбрать, расскажем в материале далее.

Какие специальные налоговые режимы предусмотрены законодательством?

В соответствии с п. 2 ст. 18 НК РФ российские налогоплательщики могут применять в разрешенных законом сочетаниях или по отдельности 4 следующих специальных налоговых режима:

  • ЕСХН;
  • УСН;
  • режим уплаты налогов при участии фирмы в соглашениях по разделу продукции (СРП);
  • ПСН.

Указанные налоговые режимы в 2021 году полностью актуальны и могут быть выбраны в порядке, предусмотренном законодательством.

Самый, возможно, консервативный подход законодатель проявляет к режиму при СРП: в нормы, регулирующие его применение, существенные корректировки не вносятся с 2011 года. Исключение — введение приказом ФНС России от 15.05.2017 № ММВ-7-3/444@ новой декларации по налогу на прибыль при СРП (отметим, что она заменила ту, что использовалась более 10 лет без изменений). СРП вправе применять только инвесторы — участники соглашений о разделе продукции, которые ведут поиски, разведку и добычу минерального сырья (п. 1 ст. 346.36 НК РФ).

Рассмотрим основные отличия спецрежимов и величину налоговой нагрузки в каждом случае.

Что такое УСН — нюансы применения спецрежима

Наиболее популярным спецрежимом является упрощенка.

УСН — упрощенная система налогообложения, которая имеет 2 метода расчета налога:

  1. «Доходы» — ставка налога 6% от суммы поступивших средств в кассу или на расчетный счет;
  2. «Доходы минус расходы» — ставка налога 15% от разницы между доходами и затратами, которые получены (оплачены) и подтверждены документально.

Минимальная сумма налога при УСН «Доходы минус расходы» составляет 1% от величины доходов, в случае когда сумма налога, рассчитанная в общем случае меньше минимального показателя.

УСН вправе применять ООО и ИП, у которых выполняются следующие условия:


При УСН не платятся следующие налоги:

  • НДС, за исключением импотра или ситуаций, когда упрощенец выступает налоговым агентом по НДС.
  • налог на прибыль (для ООО);
  • НДФЛ (для ИП), за исключением случаев, кгда ИП является работодателем;
  • налог на имущество организаций, за исключением налога, рассчитываемого исходя из кадастровой стоимости недвижимости.

Налог платится авансами — до 25 числа квартала, следующего за отчетным. Декларация сдается 1 раз в год до 31 марта.

Что такое ЕСХН и кто может применять

ЕСХН — единый сельхозналог — вправе применять сельхозпроизводители при условии, что доходы от продажи сельхозпродукции составят не менее 70% от выручки хозяйствующего субъекта.

Сумма налога рассчитываается путем умножения разницы между доходами и расходами на ставку налога 6%.

Налог уплачивается 2 раза в год — по итогам полугодия и за год. Срок сдачи декларации — 1 раз в год — до 31 марта.

Плюсов у спецрежима много, но и минусов тоже достаточно:


Нюансы применения ПСН

ПСН — патент — вправе применять только ИП.

Сумма налога равна величине патента. Патент можно приобрести на любое количество месяцев.


В 2021 году в России не появилось новых специальных систем налогообложения, и даже стало на одну меньше: для ИП и юрлиц, если они соответствуют условиям применения спецрежима, доступны такие налоговые режимы, как ЕСХН, УСН, ПСН и СПР.

Читайте также: