Что такое налогообложение сделок какие аспекты включает

Опубликовано: 03.05.2024

Этот раздел создан специально для тех, кто интересуется вопросами налогообложения - бухгалтеров, юристов, руководителей. Здесь собраны все самые важные материалы портала, которые касаются налогов, налогового учета, налогового администрирования и смежных областей знаний.
Представляем вашему вниманию новости налогового законодательства, аналитические статьи по налогообложению от экспертов компании "Гарант", ответы службы Правового консалтинга на вопросы пользователей системы ГАРАНТ и последние обсуждения темы налогов с форума. Не пропустить важную дату поможет последняя информация из федерального налогового календаря для бухгалтера. Подраздел "НДФЛ" доступно и емко расскажет о налогообложении физических лиц.

Для вашего удобства страница вобрала в себя всю самую свежую
информацию о налогообложении!

Как учитываются доходы от реализации работ с длительным производственным циклом?
Налогообложение РФ
Разъяснено, как в целях налогообложения прибыли признавать доходы от реализации работ с длительным (более одного налогового периода) производственным циклом при методе начисления.
При выполнении указанных работ (если их поэтапная сдача не предусмотрена) цена договора на их реализацию распределяется налогоплательщиком следующим образом: между отчетными периодами, в течение которых выполняется договор, равномерно или пропорционально доле фактических расходов отчетного периода в общей сумме затрат, определенных в смете.
Возникшие расходы относятся налогоплательщиком к затратам текущего отчетного (налогового) периода в общеустановленном порядке, т. е. при методе начисления.
Читать далее.

Налог на прибыль: определяем расходы на производство и реализацию
Разъяснено, как в целях налогообложения прибыли учесть расходы, связанные с подготовкой к строительству завода.
Если деятельность организации направлена на получение прибыли, она учитывает расходы в целях налогообложения не только в периоде получения доходов, но и в том, когда она их не получает.
НК РФ подразделяет расходы на производство и реализацию на прямые и косвенные. Все расходы, отнесенные в учетной политике налогоплательщиком к последним, формируют убыток отчетного года. Прямые расходы могут быть учтены при определении налоговой базы лишь в том периоде, когда будет реализована готовая продукция.
Расходы по разработке проектной документации, приобретению прав, оформлению разрешительных документов, связанные с созданием амортизируемого имущества, формируют его первоначальную стоимость. Они учитываются в целях налогообложения через механизм амортизации.
Иные затраты (в т. ч. содержание офисного помещения, зарплата управленческого персонала, командировочные и представительские расходы) даже при отсутствии доходов могут относиться к косвенным, признаваемым в целях налогообложения в текущем отчетном периоде, если они обоснованные и документально подтверждены.
Читать далее.

Облагается ли НДФЛ приобретаемая организацией для своих сотрудников питьевая вода?
Организация приобретает питьевую воду для своих сотрудников. В данном случае работники могут получать доходы в натуральной форме, организация может выполнять функции налогового агента. В этих целях организация должна оценивать и учитывать экономическую выгоду, получаемую сотрудниками. Если при потреблении сотрудниками питьевой воды отсутствует возможность персонифицировать и оценить экономическую выгоду, полученную сотрудником, то дохода, облагаемого НДФЛ, не возникает.
Читать далее.

Счета-фактуры можно выставлять и получать в электронном виде
Формы документов налоговой отчетности
В Налоговом кодексе внесли поправки, в том числе касающиеся счетов-фактур. Теперь по взаимному согласию сторон сделки их можно составлять в электронном виде. Для этого у контрагентов должны быть совместимые технические средства и возможности для приема и обработки указанных документов, оформленных подобным образом. На таких счетах-фактурах ставится электронная цифровая подпись. В связи с этим закреплено, как выставлять и получать счета-фактуры в электронном виде по телекоммуникационным каналам связи. Указанные действия осуществляются через операторов электронного документооборота. Необходимо использовать средства криптографической защиты, отвечающие определенным требованиям. В частности, они должны быть совместимы с теми, которые применяются в ФНС России. Чтобы участвовать в электронном документообороте, продавцу (покупателю) нужно оформить сертификаты ключей подписи, подать оператору заявление, получить идентификатор, реквизиты доступа и другие необходимые данные. Установлено, как взаимодействуют участники документооборота.
Читать далее.

Даны разъяснения по заполнению декларации по налогу на прибыль организаций
Соответствующий порядок утвержден приказом ФНС России от 15 декабря 2010 г. № ММВ-7-3/730@. Он содержит перечень доходов, не включаемых в налоговую базу, а также расходов, учитываемых в целях налогообложения отдельными категориями налогоплательщиков.
Такие доходы и расходы отражаются в Приложении к налоговой декларации. При этом с указанием кодов с 650 по 950 приводятся данные о суммах расходов, учтенных для целей налогообложения в отчетном (налоговом) периоде.
Так, по кодам видов расходов 650 и 651 отражаются суммы отчислений на формирование Российского фонда технологического развития, а также иных отраслевых межотраслевых фондов финансирования НИОКР, учтенных налогоплательщиком для целей налогообложения в пределах 1,5% его доходов (валовой выручки) – лимита, установленного налоговым законодательством.
Соответственно, в Приложении к декларации отражаются суммы расходов, произведенных отдельными категориями налогоплательщиков, с учетом их нормирования в целях налогообложения прибыли организаций.
Читать далее.

Решение налогового органа может быть передано в электронном виде
Регламентирован порядок передачи налоговыми органами в электронном виде по ТКС документов, используемых ими при реализации своих полномочий. Речь идет, в частности, о решениях, принимаемых в ходе налогового контроля; уведомлениях о вызове налогоплательщика; мотивированных заключениях; решениях о возмещении НДС и акцизов. Обязательно использование сертифицированных средств ЭЦП. Документ формируется на бумажном носителе, подписывается и регистрируется в налоговом органе. Не позднее следующего рабочего дня он отправляется налогоплательщику в зашифрованном виде. В течение последующего дня налоговому органу приходит подтверждение даты отправки и квитанция от налогоплательщика о приеме документа. В ней указывается дата его получения. Налогоплательщик может отказаться принять документ, если он направлен ему по ошибке, не соответствует установленному формату либо отсутствует ЭЦП уполномоченного должностного лица. В этом случае он передает в налоговый орган уведомление об отказе в приеме. Участвующий в обмене специализированный оператор связи фиксирует дату направления документа, формирует ее подтверждение, подписывает его ЭЦП и высылает одновременно обоим участникам обмена. При направлении документов в электронном виде бумажный экземпляр налогоплательщику не передается. Если налоговый орган не получил квитанцию о приеме, документ направляется в бумажном виде. Участники информационного обмена обязаны хранить все отправленные и принятые документы (включая технологические) с ЭЦП, а также сертификаты ключей подписи. Формам документов, используемых налоговыми органами при реализации своих полномочий, присвоены коды КНД (классификатора налоговых документов).
Читать дальше.

Некоторые налоговые споры: ФНС России доводит позицию ВАС России
Приведен обзор постановлений Президиума ВАС России по налоговым спорам, касающимся НДС, налогов на прибыль и имущество организаций, НДПИ, НДФЛ, а также необоснованной налоговой выгоды. Уделено внимание применению ЕСХН, ЕНВД и УСН, налоговым проверкам и рассмотрению их материалов, привлечению к налоговой ответственности. Речь также идет о досудебном урегулировании споров, взыскании налогов, исчислении процессуальных сроков, спорах о взыскании с налоговых органов судебных расходов (убытков), применении АПК РФ в налоговых правоотношениях.
Так, у инспекции нет правовых оснований для взыскания с налогоплательщика сумм налоговых санкций, увеличенных на 100%, если до совершения правонарушения – основания для принятия решения о привлечении к налоговой ответственности – он не привлекался к ответственности за аналогичное противоправное деяние.
Налогоплательщик не может быть привлечен к ответственности, если отсутствует его вина в совершении налогового правонарушения.
НК РФ установлен обязательный досудебный порядок обжалования в вышестоящий налоговый орган решений, принимаемых по результатам налоговых проверок. Решение об отказе в возмещении заявленной налогоплательщиком суммы налога, а также о частичном ее возмещении (как основанные на установленных в ходе проверки обстоятельствах) обжалуются в суд только после того, как вышестоящим налоговым органом рассмотрена соответствующая жалоба налогоплательщика. Проверены его доводы и обстоятельства, явившиеся основанием как для отказа в возмещении, так и для принятия решения о привлечении (об отказе в привлечении) к налоговой ответственности.
Читать далее.

Налоги и налогообложение: консультации специалистов

Аналитические статьи по вопросам налогообложения

Доходы будущих периодов в учете и отчетности
Перед тем как формировать бухгалтерскую отчетность, нужно удостовериться, что в составе доходов будущих периодов нет остатков средств, которые на сегодняшний день к этой категории уже не относятся. Если они есть, их следует списать.
На основании приказа Минфина России начиная с отчетности за 2011 год утратил силу пункт 81 Положения по ведению бухгалтерского учета и отчетности2, регламентировавший понятие "доходы будущих периодов". Означает ли это, что данная категория больше не может применяться в учетной практике? Очевидно, нет.
Читать далее.

НДС по сделкам в условных единицах у продавца
Правила определения налоговой базы по НДС по договорам в условных единицах теперь отражены непосредственно в Налоговом кодексе. Рассмотрим последствия изменений в налогообложении указанных сделок у продавца в ситуации, когда отгрузка и оплата произведены после 1 октября 2011 года. Оформление договорных отношений с привязкой к курсу ведущих мировых валют на сегодняшний день, когда в ситуации экономической нестабильности отдельные светила в сфере экономики время от времени поговаривают о новой волне мирового финансового кризиса, по-прежнему остается актуальным для российских компаний. Контрагенты достаточно часто заключают договоры в валюте или условных денежных единицах (у. е.), в которых обязательство об оплате предусмотрено в рублях в сумме, эквивалентной определенной сумме в иностранной валюте или у. е.
Читать далее.

Налоговые проверки. Советы бухгалтеру
В жизни любой компании наступает день, когда налоговая инспекция решает провести проверку. Налоговики при проверках должны соблюдать нормы Налогового кодекса и не превышать свои полномочия. Именно для этого руководителю и бухгалтеру компании необходимо знать свои права и права контролеров, чтобы проверка проходила в рамках закона и ее результаты были верными. Мы попросили Елену Ивановну Читая, заместителя начальника отдела камеральных проверок Межрайонной инспекции ФНС России № 48 по городу Москве, помочь разобраться в сложных вопросах, которые могут возникнуть при проведении налоговых проверок.
Читать далее.

Налоги и налогообложение
Налоговый учет расходов на сувенирную продукцию
В настоящее время широко практикуется в целях поддержания взаимного сотрудничества существующим и потенциальным контрагентам организации преподносить во время официальных переговоров, а также в качестве праздничных подарков сувенирную продукцию (календари, ручки, блокноты и т. п.) с логотипом организации. Каков порядок налогового учета затрат на производство такой продукции, разъясняют эксперты службы Правового консалтинга ГАРАНТ И. Остафий и О. Монако. Налоговый учет расходов на сувенирную продукцию зависит от мероприятия, в рамках которого она передается.
Читать далее.


Налоговый кодекс
Учет расходов на шины и диски зимой
Если у компании на балансе есть автомобили, то регулярно встает вопрос учета зимней резины, а иногда и колесных дисков к ней. Об учете и налогообложении при покупке, вводе в эксплуатацию и использовании зимней и летней резины, а также дисков мы расскажем в нашей статье. Если фирма купила автомобиль, то комплект шин и дисков, которые установлены на нем, входят в первоначальную стоимость ОС. В этом случае стоимость авторезины и дисков учитывают на счете 01 в составе автомобиля и списывают через амортизацию. В процессе эксплуатации авто и износа дисков и шин компания вправе приобретать комплекты как всесезонных шин, которые подлежат замене, когда станут непригодными, так и комплекты летней и зимней резины, при смене которых возникают вопросы учета и налогообложения.
Читать дальше.

Налогообложение некоммерческих организаций
Некоммерческие организации на практике часто встречаются с вопросами по налогообложению их деятельности. Например, имеет ли право автономная некоммерческая организация применять УСН и оказывать платные образовательные услуги в области повышения квалификации руководящих кадров и специалистов предприятий и организаций и не включать доходы от оказания платных образовательных услуг в состав налоговой базы. Отметим, что автономная некоммерческая организация вправе применять упрощенную систему налогообложения. Переход организации на упрощенную систему налогообложения (УСН) осуществляется организациями добровольно в порядке, предусмотренном главой 26.2 НК РФ. Пунктами 2.1 и 3 ст. 346.12 НК РФ установлен перечень видов деятельности и иных условий, при наличии которых налогоплательщики не вправе применять УСН. Так, например, в соответствии с пп. 14 п. 3 ст. 346.12 НК РФ не вправе применять УСН организации, в которых доля участия других организаций составляет более 25%. Однако данное ограничение не распространяется на некоммерческие организации, к которым в соответствии с п. 3 ст. 2 Федерального закона от 12.01.1996 г. № 7-ФЗ "О некоммерческих организациях" относятся и автономные некоммерческие организации (смотрите также постановление Президиума ВАС РФ от 12.10.2004 № 3114/04, письмо ФНС России от 28.12.2004 № 22-0-10/1986@).
Читать дальше.

Письма Минфина и ФНС России с комментариями

Организация и ее обособленное подразделение расположены в одном регионе: куда следует подавать декларацию по налогу на прибыль?
Письмо Департамента налоговой и таможенно-тарифной политики Минфина РФ от 25 ноября 2011 г. N 03-03-06/1/781 О предоставлении налоговой декларации по налогу на прибыль налогоплательщиками, имеющими обособленные подразделения

Налог на прибыль: как подтвердить расходы на перевозку грузов автомобильным транспортом?
Письмо Департамента налоговой и таможенно-тарифной политики Минфина РФ от 25 ноября 2011 г. N 03-03-06/1/780 О подтверждении расходов на перевозку грузов автомобильным транспортом

Как заполняется декларация по земельному налогу?
Приказ Федеральной налоговой службы от 28 октября 2011 г. № ММВ-7-11/696@ "Об утверждении формы и формата представления налоговой декларации по земельному налогу в электронном виде и Порядка ее заполнения"

Налог на имущество организаций: новые формы декларации и расчета по авансовому платежу
Приказ Федеральной налоговой службы от 24 ноября 2011 г. № ММВ-7-11/895 “Об утверждении форм и форматов представления в электронном виде налоговой декларации и налогового расчета по авансовому платежу по налогу на имущество организаций и порядков их заполнения"

В вопросах налогообложения всегда учитываются доходы, получаемые взаимозависимыми лицами на выгодных условиях.

Установление коммерческих или финансовых условий для целей налогообложения

Если в сделке участвуют взаимозависимые компании, а сделка признается сопоставимой со сделкой, которая могла бы быть между обычными компаниями, которые не имеют взаимной зависимости друг от друга, то доходы от сделки так же учитываются для налогообложения.

Налоговым органам необходимо контролировать вопросы цены сделки лиц, которые являются взаимно зависимыми друг для друга, как если бы эта сделка была проведена между обычными компаниями или лицами, поскольку в результате таких сделок, как правило, имеет место доначисление несоответствующих рыночным ценам сумм. Именно они учитываются в вопросах налогообложения, а как результат – и пополнение государственного бюджета после таких сделок.

Коммерческие условия в выгодных сделках представляют собой такие условия, в результате которых взаимно зависимые друг от друга в вопросах капитала или экономической деятельности компании или лица, образуется выгода для обеих сторон сделки. Но при этом условия считаются сопоставимыми тем, которые могут возникнуть при сделке между лицами или компаниями, которые друг другу взаимозависимыми не являются.

При этом для налогообложения будут учитываться только условия, приводящие к уменьшению процентного налога, который компании должны уплатить после сделки в государственный бюджет.

Существует и другое условие – если сумма убытка компании или лица в результате сделки увеличивается. При этом если одним из плательщиков-участников сделки применяется норма корректирующей симметрии, то условия, согласно которым осуществлялась сделка, не учитываются.

Учет для целей налогообложения доходов

Федеральные органы исполнительной власти производят определение полученных доходов (в том числе выручки и прибыли), которые образовались в результате сделки между взаимно зависимых друг другу компаний или лиц, при условии, что эти доходы не были получены.

Условием для учета является неполучение доходов в результате отличия коммерческих условий сделки от аналогичной, проводимой между компаниями или лицами, которые не признаются, как взаимно зависимые друг другу.

Налоговые органы (следует понимать, как федеральные исполнительные органы власти) проводят сравнительный анализ, изучая все условия сделок.

Сделки между лицами, признаваемыми взаимозависимыми, всегда отличаются наличием особых условий, в результате которых происходит, как правило, увеличение дохода одной организации или компании за счет другой.

Налоговые органы тщательно изучают и берут на контроль такие сделки для применения норм налогообложения, а сделки получаются статус контролируемых.

При этом существуют еще и понятия анализируемой сделки и сопоставимой сделки, где анализируемой признается та, которая где сравнивают условия рыночной сделки и сделки между взаимозависимыми компаниями.

Сопоставимой является уже конкретная сделка, которая сравнивается с анализируемой на предмет соответствия рыночным условиям и тем, которые осуществляются при заключении сделки между компаниями или лицами, признанными друг другу взаимно зависимыми.

Налоговая база

Налоговая база для расчета налога, применяемого к компании, определяется с учетом цены сделки, при этом эта цена признается рыночной. Признание цены на соответствие рыночной цене производится или налоговыми органами, или корректируется изначальная цена плательщиком-стороной сделки до показателя рыночной.

Например, две взаимозависимые компании заключают сделку, условия которой не значительно отличаются от рыночных, а затем самостоятельно корректируют полученный доход до рыночного.

В этом случае для налогообложения базой будет являться уже конечный доход и прибыль, с учетом корректировки или с учетом признания налоговых органов дохода сопоставимым с доходом от обычной рыночной сделки.

Полнота исчисления и уплаты отдельных налогов

В налоговом законодательстве в вопросах налогообложения сделок, которые осуществляются между компаниями или лицами, признанными по одному из обстоятельств взаимно зависимыми друг другу, учитывается и полнота исчисления этими компаниями или лицами налогов и сборов.

В случаях если участники сделки уменьшают сумму полученного дохода или же стараются увеличить сумму понесенного от сделки убытка, налоговые органы вправе провести корректировку до рыночных показателей самостоятельно.

Существует ряд налогов, которые компании или лица, признанные взаимно зависимыми друг для друга, обязаны уплачивать в полной мере:

  • НДС;
  • НДФЛ;
  • на добычу полезных ископаемых;
  • на прибыль компании или организации.

При этом налог на добавленную стоимость (НДС) подлежит учету в вопросах полноты исчисления и уплаты только в том случае, если одной из сторон сделки является индивидуальный предприниматель или компания, которые освобождены от уплаты такого налога или не являются плательщиками такого налога по иным основаниям.

Налог на добычу полезных ископаемых учитывается и подлежит контролю в вопросах полноты уплаты и исчисления тогда, когда предметом сделки является какое-либо ископаемое, а хотя бы одна из сторон сделки является плательщиком такого налога по законным основаниям.

Вопросы корректировки

Плательщик-сторона сделки может произвести самостоятельную корректировку полученного дохода до рыночного показателя в том случае, если в результате сделки уменьшается сумма для налогообложения или же увеличивается сумма убытка. При этом законодательством установлен срок на корректирующие действия с его стороны – один календарный год, с учетом налоговых периодов каждого из занижаемых налогов.

При этом свои действия плательщик-сторона сделки отображает в налоговой декларации, в специальной ее части с указанием всех пояснений и обстоятельств. Задачей налогового органа в дальнейшем будет произведение анализа декларации и действий стороны сделки на предмет законности и соответствия действующим нормам.

Законом установлено, что корректирующие действия могут быть осуществлены следующими путями:

  • физические лица могут провести корректировку тогда, когда подают налоговую декларацию по НДФЛ, при этом выполняют эту корректировку самостоятельно с учетом действующих норм;
  • организации могут провести корректировку тогда, когда подает налоговый отчет об уплате налогов на доходы компании, или если такими плательщиками компании не являются в аналогичный период, с учетом действующих норм законодательства.

То есть если компания не является плательщиком по налогу на прибыль, то корректировку и отчет по ней предоставляется в налоговый орган в те же сроки, что и декларации компаний, являющихся плательщиками налога на прибыль.

В случаях, когда речь идет о корректировке с учетом налога на полезное ископаемое, то корректировка производится при подаче уточненной декларации в каждый налоговый период, где имело место отклонение от нормы рыночных цен, а также одновременно с декларацией о доходах, будь то физическое лицо и его доходы, или компания.

При исчислении авансовых платежей (следует понимать, как платежи по вмененным законом налогов, а не каких-либо других платежей) на момент окончания налогового периода, равного одному календарному году, плательщик-сторона сделки может использовать реально полученные в результате сделки суммы, не корректируя их и не учитывая возможную корректировку, а также отклонение от норм рыночных сделок.

Авансовые платежи не освобождают плательщика-организацию от уплаты полной суммы налога в дальнейшем, уже после учета корректировки сумм сделки.

Если же сделку проводили по биржевым условиям, то суммы в корректировке нуждаться не будут, согласно законодательству, такие суммы приравниваются по статусу к рыночным, при условии, что сделка проходила в рамках действия российского законодательства или законодательства иного государства. И только по биржевым условиям, а не каким-либо другим. Налогообложение в этом случае будет применяться непосредственно к реально полученным суммам.

1.2 Принципы налогообложения

В финансово-бюджетной системе существуют отношения по поводу формирования и использования финансов государства:

бюджета и внебюджетных фондов. Она призвана обеспечивать эффективную реализацию социальной, экономической, оборонной и других функций государства. Важной «артерией» финансово-бюджетной системы являются налоги.

Налоги возникли вместе с товарным производством, разделением общества на классы и появлением государства, которому требовались средства на содержание армии, судов, чиновников и другие нужды.

«В налогах воплощено экономически выраженное существование государства», — подчеркивал К. Маркс. В эпоху становления и развития капиталистических отношений значение налогов стало усиливаться: для содержания армии и флота, обеспечивающих завоевание новых территорий — рынков сырья и сбыта готовой продукции, казне нужны были дополнительные средства.

Исходя из необходимости наиболее полного удовлетворения потребностей государства в финансовых ресурсах государство устанавливает совокупность налогов, которые должны взиматься по единым правилам и на единых принципах. Первые такие принципы были сформулированы Адамом Смитом, который в своем труде «Исследование о природе и причинах богатства народов», изданном в 1776 г., впервые сформулировал четыре основных принципа налогообложения.

Принцип равенства и справедливости: все граждане обязаны участвовать в формировании финансов государства соразмерно получаемым доходам и возможностям.

Принцип определенности: налог, который должен уплачивать каждый, должен быть точно определен, определено время его уплаты, способ и размер налога должны быть ясны и известны как самому налогоплательщику, так и всякому другому.

Принцип экономности: должна быть обеспечена максимальная эффективность каждого конкретного налога, выражаемая в низких издержках государства на сбор налогов и содержание налогового аппарата. Иными словами, административные расходы по управлению налоговой системой и соблюдению налогового законодательства должны быть минимальными.

Принцип удобства: каждый налог должен взиматься в такое время и таким способом, какие удобны для налогоплательщика. Это означает устранение формальностей и упрощение акта уплаты налогов.

Сформулировав и научно обосновав эти принципы, Адам Смит заложил фундамент (начало) теоретической разработки принципиальных основ налогообложения.

Немецкий экономист Адольф Вагнер расширил перечень ранее предложенных принципов, изложив их в девяти основных правилах, объеденных в четыре группы.

  • достаточность налогообложения, т.е. налоговых поступлений должно быть достаточно для покрытия государственных расходов;
  • эластичность, или подвижность, налогообложения, т.е. государство должно иметь возможность вводить новые и отменять действующие налоги, а также варьировать налоговые ставки.

  • надлежащий выбор объекта налогообложения, т.е. государство должно иметь возможность устанавливать объект налогообложения;
  • разумность построения системы налогов, считающейся с последствиями и условиями их предложения.

  • всеобщность налогообложения;
  • равномерность налогообложения.

Принципы налогового администрирования:

  • определенность налогообложения;
  • удобство уплаты налогов;
  • максимальное уменьшение издержек взимания.

Таким образом, в теории налогообложения была заложена основа системы принципов налогообложения, сочетающей в себе интересы как государства, так и налогоплательщиков.

Практическое применение перечисленные принципы нашли лишь в начале XX в., когда после Первой мировой войны в экономике многих стран назрели и стали осуществляться налоговые реформы. Между тем налоговая теория не ограничивается этими классическими принципами и правилами. По мере развития и совершенствования налоговых систем эволюционировала и финансовая наука, уточняя старые и выделяя новые принципы налогообложения. Разработанные в XVIII-XIX вв. и уточненные в XX в. с учетом современных реалий экономической и финансовой теории и практики принципы налогообложения в настоящее время сформированы в определенную систему. Эта система состоит из трех направлений.

Первое направление — экономические принципы.

Принцип равенства и справедливости. Согласно этому принципу все юридические и физические лица должны принимать материальное участие в финансировании потребностей государства соразмерно доходам, получаемым ими под покровительством

и при поддержке государства. При этом равенство и справедливость должны быть обеспечены в вертикальном и горизонтальном аспектах.

Вертикальный аспект предполагает, что:

  • с увеличением дохода должны повышаться налоговые ставки;
  • больше налогов должны платить налогоплательщики, которые получают больше материальных благ от государства.

Горизонтальный аспект предполагает, что налогоплательщики с одинаковыми доходами должны уплачивать налог по единой ставке.

В построении мировых налоговых систем эти два аспекта, как правило, успешно сочетаются, что создает наиболее благоприятные условия для реализации данного важнейшего принципа налогообложения. Считается, что прогрессивное налогообложение более справедливо, поскольку обеспечивает большее равенство среди налогоплательщиков.

Принцип эффективности. Суть этого принципа заключается в том, что налоги не должны мешать развитию производства, одновременно содействуя проведению политики стабилизации и развитию экономики страны. Эффективная налоговая система должна стимулировать экономический рост, хозяйственную активность граждан и организаций.

Принцип соразмерности налогов. Этот принцип заключается в соотношении наполняемости бюджета и последствий налогообложения. При установлении налогов и определении их основных элементов должны учитываться экономические последствия как для бюджета, так и для перспективного развития национальной экономики и воздействия на хозяйственную деятельность налогоплательщиков.

Принцип множественности. Множественность налогов позволяет создавать предпосылки для проведения государством гибкой налоговой политики, в большей мере принимать во внимание платежеспособность налогоплательщиков, выравнивать налоговое бремя, воздействовать на потребление и накопление и др. Практическое применение данного принципа должно строиться на разумном сочетании прямых и косвенных налогов. Для реализации этого принципа нужно использовать все разнообразие видов налогов, позволяющее учитывать как имущественное положение налогоплательщиков, так и получаемые ими доходы.

Ко второму направлению относятся организационные принципы налогообложения.

Принцип универсализации налогообложения. Его суть заключается в том, что нельзя допускать установления дополнительных налогов, повышенных или дифференцированных ставок налогообложения в зависимости от форм собственности, организационно-правовых форм организаций, их отраслевой принадлежности, гражданства физического лица, а также должен быть обеспечен одинаковый подход к исчислению налогов вне зависимости от источников или места образования дохода.

Принцип удобства и времени взимания налога для налогоплательщика. Исходя из этого принципа при введении любого налога нужно устранить все формальности: акт уплаты налога должен быть максимально упрощен; уплачивает налог не получатель дохода, а организация, в которой он работает, налоговый платеж должен приурочиваться ко времени получения дохода. Согласно этому принципу наилучшими являются налоги на потребление, когда уплата налога осуществляется одновременно с покупкой товара.

Принцип разделения налогов по уровням власти. Этот принцип, имеющий исключительное значение, особенно в условиях федеративного государства, должен быть закреплен законом. Он устанавливает, что каждый орган власти (федеральный, региональный, местный) наделяется конкретными полномочиями в области введения, отмены налогов, установления налоговых льгот, ставок налогов и других элементов налогообложения.

Принцип единства налоговой системы. Исходя из этого принципа нельзя устанавливать налоги, нарушающие единство экономического пространства и налоговой системы страны. В связи с этим недопустимы налоги, которые прямо или косвенно ограничивают свободное перемещение в пределах территории страны товаров, работ и услуг или финансовых средств; нельзя как-то иначе ограничивать осуществление не запрещенной законом экономической деятельности физических и юридических лиц или создавать препятствия на ее пути.

Принцип гласности. Это требование официального опубликования налоговых законов, нормативных актов, затрагивающих налоговые обязанности налогоплательщика. Исходя из этого принципа государство обязано информировать налогоплательщика о действующих налогах и сборах, давать разъяснения и консультации о порядке исчисления и уплаты налогов.

Принцип одновременности. В нормально функционирующей налоговой системе не допускается обложение одного и того же объекта несколькими налогами. Иными словами, один и тот же объект может облагаться налогом только одного вида и только один раз за определенный законодательством налоговый период.

Принцип определенности. Без соблюдения этого принципа невозможна рациональная и устойчивая налоговая система. Данный принцип означает, что налоговые законы не должны толковаться произвольно, а налоговые законы должны быть законами прямого действия, исключающими необходимость издания поясняющих их инструкций, писем, разъяснений и других нормативных актов. Вместе с тем налоговая система должна быть гибкой и легко адаптируемой к изменяющимся социально-экономическим условиям, должна существовать возможность ее уточнения с учетом изменений политической и экономической конъюнктуры.

Третье направление — юридические принципы налогообложения.

Принцип законодательной формы установления. Этот принцип предусматривает, что налоговое требование государства о необходимости заплатить налог и обязательство налогоплательщика должны следовать из закона, значит, налоги не могут быть произвольными. Нельзя допускать установления налогов и сборов, препятствующих реализации гражданами их конституционных прав. Но поскольку налогообложение всегда означает определенное ограничение прав, при установлении налогов нужно принимать во внимание то, что права и свободы человека и гражданина могут быть ограничены законом только в той мере, в какой это необходимо в целях защиты основ конституционного строя, нравственности, здоровья, обеспечения обороноспособности и безопасности государства.

Принцип приоритетности налогового законодательства. Его суть заключается в том, что акты, регулирующие отношения в целом и не связанные с вопросами налогообложения, не должны содержать норм, устанавливающих особый порядок налогообложения. Это означает, что если в неналоговых законах присутствуют нормы, касающиеся налоговых отношений, то применять их можно только в том случае, когда они соответствуют нормам, содержащимся в налоговом законодательстве.

В российской экономической литературе нередко выделяют еще один принцип налогообложения, а именно научный подход к формированию налоговой системы. Суть этого принципа авторы видят в том, что величина налоговой нагрузки на налогоплательщика должна позволять ему иметь доход после уплаты налогов, обеспечивающий нормальную жизнедеятельность. Недопустимо при определении ставок налога исходить из сугубо сиюминутных интересов пополнения государственной казны в ущерб развитию экономики и интересам налогоплательщика.

Отметим, что использование любого принципа налогообложения требует серьезного научного подхода и анализа. Применение всей системы принципов либо отдельно взятого принципа не является общепринятым в мировой теории и практике. Вместе с тем существуют принципы, которые неоспоримы и признаются в качестве аксиомы. Исторически основополагающими принципами, которые должны быть заложены в основу любой налоговой системы, являются принципы, разработанные Адамом Смитом и Адольфом Вагнером.

Некоторые принципы, такие как множественность налогов, удобство, экономность, достаточно легко выполнимы. Абсолютное же следование другим принципам, например принципам равенства и справедливости, соразмерности, невозможно, но государство должно стремиться к их соблюдению при построении эффективной налоговой системы.

Статья 54.1 установила запрет на уменьшение налогоплательщиками налоговой базы и (или) сумм подлежащего уплате налога в результате искажения сведений о фактах хозяйственной жизни и/или объектах налогообложения, подлежащих отражению в налоговом и (или) бухгалтерском учете либо налоговой отчетности налогоплательщика. Таким образом, налогоплательщик вправе уменьшить налоговую базу и (или) сумму подлежащего уплате налога только при одновременном соблюдении следующих условий:

  1. основной целью совершения сделки (операции) не являются неуплата (неполная уплата) и (или) зачет (возврат) суммы налога;
  2. обязательство по сделке (операции) исполнено лицом, являющимся стороной договора, заключенного с налогоплательщиком, и (или) лицом, которому обязательство по исполнению сделки (операции) передано по договору или закону.

Принятие данной статьи в первую очередь направлено на пресечение использования коммерческими организациями умышленной оптимизации налогообложения с целью получения необоснованной налоговой выгоды.

Налоговые органы выпустили конкретные разъяснения по вопросам применения ст. 54.1 НК РФ (см. перечень писем).

Несоблюдение требований ст. 54.1 НК РФ грозит налогоплательщикам повышенным штрафом по п.3 ст.122 НК РФ в размере 40% и возможной уголовной ответственностью, если занижение можно будет считать крупным или особо крупным (см. таблицу 1). В связи с этим мы настоятельно рекомендуем при заключении договоров:

  • фиксировать в переписке или во внутренних документах информацию о деловых целях сделки, доказательств и подтверждений реальности сделок;
  • осуществлять проверку и сохранять результаты таких проверок поставщиков и исполнителей на добросовестность, включая проверку на наличие ресурсной базы (наличие сотрудников, материальной, финансовой базы и т.п., то есть ресурсов, позволяющих подрядчику исполнять обязательства по договору);
  • в случае привлечения субподрядчиков по возможности требовать указания их подрядчиком прямо в договоре, в ином случае запрашивать у подрядчика подтверждение добросовестности и наличие ресурсной базы субподрядчиков, а также копию договора между ними;

Отсутствие в компании организованных и исполняемых процедур по подтверждению наличия деловых целей при заключении сделок и проверке контрагентов, направленных на доказательство отсутствия намерений в получении необоснованной налоговой выгоды, на текущий момент уже может рассматриваться как существенный риск менеджмента компании.

В этих условиях риски возможных претензий налоговых органов в занижении компанией налоговой базы путем совершения не реальных и не имеющих деловой цели сделок лежат полностью на менеджменте компании.

Обзор положений ст. 54.1 НК РФ и подходов налоговых органов к их реализации

Статья 54.1 НК РФ выделяет два главных обстоятельства, при которых уменьшать налоговую базу недопустимо.

1. Запрет уменьшения налогоплательщиком налоговой базы в результате искажения сведений о фактах хозяйственной жизни.

Это ситуация, когда заявленный факт в реальности не существует. Примером может быть отражение расходов на маркетинговые или консультационные услуги, которые в реальности не оказывались.

В разъяснениях налоговых органов в этой связи фигурируют понятия реальности сделки и деловой цели. Это означает, что формального документального подтверждения добросовестности контрагента недостаточно, при проверке налогоплательщик должен доказать, что сделка была не на бумаге, а на деле.

Реальность сделки и наличие деловой цели при ее заключении может быть обоснована путем:

  • предоставления расчета экономического эффекта или обоснования экономических выгод от осуществления сделки;
  • предоставления обоснования целесообразности заключения договора с определенным контрагентом. Например, если критерием выбора контрагента была цена, то лучше заручиться предложениями других поставщиков либо фиксировать проведение тендера. Если критерием выбора контрагента было качество, рекомендуется зафиксировать параметры, по которым был выбран поставщик;
  • предоставления информации о наличии у контрагента ресурсов для исполнения сделки.

Статья 54.1 НК РФ не раскрывает критериев реальности и специальных полномочий налоговых органов в связи с ее проверкой. Однако ФНС выразила свое видение ситуации в письме, которым должны руководствоваться при проверках налоговые инспекторы. В отношении мероприятий контроля, в частности, отмечается, что:

  1. налоговые органы должны опровергать реальность спорной сделки (операции) посредством доказывания фактов исполнения обязательств по сделке (операции) иным лицом, чем лицо, являющееся стороной договора, заключенного с налогоплательщиком, и (или) которому обязательство по исполнению сделки (операции) передано по договору или закону, и (или) доказывания фактов, свидетельствующих о том, что исполнение, предусмотренное спорной сделкой (операцией), выполнено проверяемым налогоплательщиком самостоятельно.
  2. Налоговые органы должны эффективно использовать такие механизмы как:

  • анализ и воссоздание полного баланса предприятия (товарного баланса, складского учета и т.п.); этот пункт можно отметить особо, как призывающий инспекторов к комплексной оценке обстоятельств их влияния на общую картину деятельности компании или группы компаний;
  • сопоставление объёма поставляемых товаров размеру складских помещений (территорий);
  • инвентаризация имущества;
  • получение пояснений от лиц, обладающих информацией об обстоятельствах заключения, совершения, исполнения сделки (операции); в части пояснений инспекторы сейчас (как и ранее) имеют право вызвать любых сотрудников (или даже бывших сотрудников) компании для опроса;
  • проведение осмотров территорий, помещений, документов, предметов с применением технических средств;
  • истребование документов (информации), проведение выемки документов (предметов), проведение экспертиз и другие.

2. Сделка реально существует, но по имевшей место операции не соблюдается хотя бы одно из двух условий:

- основной целью совершения сделки не является неуплата или занижение налога.

В качестве примера можно привести операцию увеличения иностранным участником уставного капитала накануне принятия решения о выплате дивидендов до величины, позволяющей применять пониженную ставку налога. В отсутствие обоснования необходимости срочного финансирования налоговики расценят такой шаг как умышленное занижение налога.

- обязательство по сделке исполнено контрагентом или лицом, которому исполнение сделки передано по договору.

Данным условием в статье 54.1 НК РФ заложена серьезная основа для претензий со стороны налоговых органов и будущих налоговых споров, поскольку у юристов пока нет ясности в вопросе, кто понимается в этой фразе под лицом, которому исполнение сделки передано по договору.

Для выполнения этого условия недостаточно проявить формальную должную осмотрительность, упор должен быть на наличие ресурсной базы (материальной, персонала и т.п.) у контрагента, то есть на подтверждение реальности сделки. В договор эксперты рекомендуют включать условие о том, что обязательство должно быть исполнено непосредственно контрагентом, а в случае если привлекается третье лицо, то налогоплательщик должен быть поставлен в известность о привлекаемом подрядчике. Тем не менее, в случае наличия в цепочке субподрядчиков недобросовестного контрагента возможность налогоплательщика доказать отсутствие у него прямого умысла представляется весьма ограниченной.

Дополнительная информация:

  1. В настоящее время электронный документоооборот с ИФНС позволяет сотрудникам департамента предпроверочного анализа ИФНС видеть не только прохождение поставок «день-в-день» и ценовые условия таких поставок, но и начальных поставщиков, конечных покупателей и грузополучателей, сопоставлять условия сделок, делать выводы о применяемых наценках, вовлечении в оборот сомнительных фирм и «лишних» ИП (для наращивания расходной части в том или ином юр.лице), получении конечными бенефициарами необоснованной налоговой выгоды. Прочие ресурсы ИФНС позволяют выявить основания проведенных платежей (посредством доступа к банковским счетам), факторы, свидетельства согласованности действий налогоплательщиков при совершении комплекса сделок, что помогает сотрудником ИФНС, в совокупности с допросами свидетелей (например, бывших сотрудников компаний) выявить (самостоятельно или при содействии правоохранительных органов, сотрудники которых включаются в состав группы проверяющих при выездных налоговых проверках) фактическую схему движения товара, доказать умысел руководящих работников или конечных бенефициаров в совершении налогового правонарушения. Доказывание умысла налоговыми органами состоит в выявлении и документальном закреплении обстоятельств как прямо, так и косвенно указывающих на то, что лицо осознавало противоправный характер своих действий (бездействия), желало либо сознательно допускало наступление вредных последствий таких действий (бездействия). При этом к прямым доказательствам умысла относятся показания свидетелей, наличие изъятых документов, раскрывающих фактические намерения лица и их реализацию (записи, документы и (или) файлы "черной бухгалтерии"), видео- и аудиозаписи, результаты прослушивания телефонных и иных переговоров.
  2. В случае, если операции налогоплательщика проверяющими будут расцениваться по статье 54.1 НК РФ, расчетный метод для расчета реальных налоговых обязательств не будет использоваться. Это означает, что если ранее налоговый орган обязан был определить действительный размер налоговых обязательств расчетным путем, то теперь понесенные расходы и вычет НДС должны полностью сниматься (см. письмо 1). Например, при наличии сомнительного подрядчика налоговики смогут полностью снимать расходы. Несмотря на то, что объект строительства существует, а застройщик явно понес расходы, никакого пересчета исходя из действительного размера затрат не будет.

Таблица 1.

Санкции, применимые к налогоплательщикам в случае нарушения требований ст. 54.1 НК РФ

То же деяние, что и в п.2, но совершенное:

а) группой лиц по предварительному сговору;

б) в особо крупном размере*.

* Крупным размером в статье 199 УК РФ признается сумма налогов, сборов, страховых взносов, составляющая за период в пределах трех финансовых лет подряд более пяти миллионов рублей, при условии, что доля неуплаченных налогов, сборов, страховых взносов превышает 25 процентов подлежащих уплате сумм налогов, сборов, страховых взносов в совокупности, либо превышающая пятнадцать миллионов рублей, а особо крупным размером - сумма, составляющая за период в пределах трех финансовых лет подряд более пятнадцати миллионов рублей, при условии, что доля неуплаченных налогов, сборов, страховых взносов превышает 50 процентов подлежащих уплате сумм налогов, сборов, страховых взносов в совокупности, либо превышающая сорок пять миллионов рублей.

** Крупным размером в статье 199.1 УК РФ признается сумма налогов и (или) сборов, составляющая за период в пределах трех финансовых лет подряд более пяти миллионов рублей, при условии, что доля неисчисленных, неудержанных или неперечисленных налогов и (или) сборов превышает 25 процентов подлежащих исчислению, удержанию или перечислению сумм налогов и (или) сборов, либо превышающая пятнадцать миллионов рублей, а особо крупным размером - сумма, составляющая за период в пределах трех финансовых лет подряд более пятнадцати миллионов рублей, при условии, что доля неисчисленных, неудержанных или неперечисленных налогов и (или) сборов превышает 50 процентов подлежащих исчислению, удержанию или перечислению сумм налогов и (или) сборов, либо превышающая сорок пять миллионов рублей.

ПЕРЕЧЕНЬ ПИСЕМ

  1. Письмо ФНС России от 16.08.2017 №СА-4-7/16152@ «О применении норм Федерального Закона от 18.07.2017 N 163-ФЗ «О внесении изменений в часть первую Налогового Кодекса Российской Федерации»
  2. Письмо ФНС России от 31.10.2017 №ЕД-4-9/22123@ "О рекомендациях по применению положений статьи 54.1 Налогового кодекса Российской Федерации"
  3. Письмо ФНС России от 13.07.2017 №ЕД-4-2/13650@ "О направлении методических рекомендаций по установлению в ходе налоговых и процессуальных проверок обстоятельств, свидетельствующих об умысле в действиях должностных лиц налогоплательщика, направленном на неуплату налогов (сборов)" (вместе с "Методическими рекомендациями "Об исследовании и доказывании фактов умышленной неуплаты или неполной уплаты сумм налога (сбора)", утв. СК России, ФНС России).

Нынешняя система налогообложения предусматривает процесс оплаты обязательных налогов на добровольно - принудительной основе. Но бывали времена, когда налоги должны были оплачиваться принудительно.


Налоги бывают разных видов, классификации, поэтому существует структура налогообложения, которая выглядит примерно так:

  • непрямые налоги, то есть тот вид, который выступает в форме надбавки к стоимости продукции. Этот налог оплачивает конечный потребитель. К таким налогам относятся акцизы и др.;
  • прямые налоги изымаются с конкретного объекта. К ним относятся налог на прибыль и доходы физических, юридических лиц;
  • Налогообложение зависит от воздействия некоторых факторов, поэтому бывают таких видов как:
  • налоговые ставки, что устанавливаются в процессе соотношения определенного размера процента к размеру прибыли. Такие налоги называются пропорциональными;
  • прогрессивного типа налоги осуществляются, когда устанавливаются ставки предусматривающие рост по отношению объекта налогообложения;
  • налоги регрессивного типа предполагают уменьшение ставки в соотношении с величиной объекта налогообложения.

Сложно разобраться самому?

Попробуй обратиться за помощью к преподавателям

Также налогообложение зависит от плательщика налогов, поэтому налоги бываю таких видов как: оплаченные физическим лицом; юридическим лицом, обеими лицами.

По каким принципам осуществляется налогообложение

Налоги возникли в процессе становления государства. После этого разработка и внедрение системы налогообложения длится на протяжении нескольких столетий. Ученый А. Смит в 1776 году предложил основные принципы налоговых обязательств, к которым относятся:

  1. Налоги принципа справедливости. Сущность таких налогов предусматривает обязательства каждого гражданина покрывать расходы государства. Но размер ставки налога должен соответствовать размеру его прибыли и составлять определенную часть. Таким образом, налогообложение предусматривает равенство между налогоплательщиком и субъектом налогообложения;
  2. Удобство налогообложения, когда принцип уплаты обязательных налогов сводится к выбору более удобного способа на выбор налогоплательщика;
  3. Определенность налогов, когда налогообложение должно быть конкретно обосновано и определенно, его размер налога не должен вызывать сомнений у налогоплательщика и быть максимально понятным;
  4. Экономический принцип, при котором сбор налогов должен быть эффективным, несмотря на минимальные расходы на него.

Не нашли что искали?

Просто напиши и мы поможем

Примеры предложенных принципов А. Смитом практически соответствуют классическому стилю налогообложения, но на сегодняшнем этапе развития экономики и системы сборов налогов имеет немного другое содержание и сущность:

  1. Возможности и интересы субъекта налогов. Процесс начисления и сбор налогов должен быть построен так, чтобы обеспечить конкретность и понятность для налогоплательщика. Внедрение данного принципа предусматривает сокращение издержек на услуги по администрированию. Во многих европейских странах власти государства не согласны с сокращением количества налоговых сборов, тем самым предлагая альтернативный вариант в виде разных по сути налогов. Такой принцип налогообложения способствует созданию высокой информативной базы для общества;
  2. Единый налог, отличающийся стабильностью и гибкой системой налогообложения. Подобная система налогов строится с целью обеспечить автоматическую реакцию на любые вариации ситуации в экономике, уровня прибыли, материального положения. Создать стабильную налоговую систему можно только в том случае, когда будет экономика находиться в стабильном состоянии. В остальном, как и положено, налоги зависят от динамики развития рыночной системы, тем самым сохраняя легальную предпринимательскую деятельность.
  3. Принцип равенства. Его сущность состоит в принудительно – обязательном порядке изымать налоги со всех граждан. Такой принцип распространяется на граждан получающие блага от государства, и тех, кто получает соответствующий доход.
  4. Принцип экономичности заключается в том, чтобы размер налоговых обязательств изымаемых государством был намного больше расходов самого государства.
  5. Принцип согласования. Он заключается в формировании системы налогообложения таким образом, чтобы обеспечивать на определенном этапе развития экономики государства, приемлемое и выгодное соотношение интересов субъекта налогов к государству.

Читайте также: