Особенности налогообложения коммерческих банков

Опубликовано: 16.05.2024


В мире на сегодняшний день множество налоговых систем. Главная задача этой статьи – разобраться в особенностях системы уплаты налогов коммерческими банками в России и сопоставить её с системой налогообложения в других странах.

Теоретической и методологической базой данного исследования являются нормативные и законодательные акты, информация о финансовых отчетах консолидированного характера, баланса бухгалтерии и данных, представляемых держателям акций конкретной организации, статьи в экономических и финансовых изданиях России, электронные ресурсы с материалом по данной теме, учебные пособия, материалы и обязательно результаты проведенных исследований. Все это позволит увидеть самую обширную картину того, насколько эффективна система налогообложения коммерческих банков в России.

Рынок банковских услуг сегодня один из ключевых, в специализацию которого входят банки. Банк – это организация, осуществляющая кредитную деятельность, которая имеет аккредитацию на выполнение банковских операций: размещение денежных средств от собственного имени и за свой счет при условии возврата, срочности, платности, ведение и открытие банковских счетов физических и юридических лиц, привлечение валютных средств во вклады юридических и физических лиц [3].

Главное условие, которое необходимо выполнить, чтобы создать рыночное хозяйство – наладить функционирование банковской системы. На банки возложена весьма серьезная роль, при помощи них государство реализует стратегические и тактические цели инвестиционной, инновационной политики, проблемы регулирования доходов населения и внешнеэкономической деятельности.

Самое главное для исправной работы банковской системы – это развитие системы уплаты налогов организаций, которые занимаются кредитными операциями. Прочие организации, занимающиеся кредитными операциями в РФ и банки, сталкиваются с трудностями при налогообложении, во многом имеющие дело с неразрешенностью и противоречивостью некоторых аспектов закона о налогах.

Как правило, банк может выступать в 3 позициях, а именно:

– В качестве самостоятельного налогоплательщика;

– В качестве налогового агента;

– В качестве посредника между государством и налогоплательщиками.

Банк обязуется оплачивать несколько типов налогов местного, регионального и федерального масштаба. Все налоги, уплачиваемые коммерческими банками, указаны в ст. 19, 20, 21 Закона РФ «Об основах налоговой системы в РФ» от 27.12.91 г. № 2118-1. С вступлением в силу с 05.05.2016 г. изменений во II часть Налогового Кодекса, банки уплачивают налоги и сборы, предусмотренные ст. 13, 14, 15 части I Налогового Кодекса РФ.

Налоги федерального масштаба: НДС, НДФЛ и др., регионального масштаба: имущественный налог, транспортный налог и прочие, местные налоги: земельный налог. Рассмотрим коротко некоторые примеры налогов [4].

1. Налог на прибыль организации. Согласно налоговому законодательству РФ, этот тип налогообложения представляет собой реальную прибыль, которая остается в распоряжении банка после вычета текущих расходов.

2. Налог на добавленную стоимость. Стоит отметить, что по большей части банковские услуги не облагаются налогом по причине того, что отчасти банковские тарифы не базируются на себестоимости, зато на них прямым образом сказывается уровень рисков и конкуренции.

3. Налог на имущество организаций. Такая система налогообложения применима к банковскому имуществу, как движимому, так и недвижимому, находящемуся в собственности.

4. Земельный налог. Оплата данного налога имеет место быть только тогда, когда здание, в котором располагается офис банка, находится в личной собственности банка.

Банк, являясь плательщиком налогов, в обязательном порядке ведет налоговый учет доходов и расходов, путем занесения перечня сделок и операций в журнал аналитического учета, в строгом соответствии с правилами. Такой вид учета отражает каждую сделку, которую заключил или совершил банк. Сюда относятся: покупка и продажа драгоценных камней и металлов, долговые обещания, операции хозяйственного характера, и прочие банковские операции. В аналитическом учете отражается дата совершения операции, стоимость, количество, качество или же иные показатели, необходимые для данного учета [2].

Отличным примером, для проведения сравнительного анализа банков коммерческой деятельности РФ, служат банки США. Налоговая система Америки разительно отличается от налоговой системы, применяемой в России. К примеру, ставка для банка и для корпораций одинакова. В первую очередь учитывается не добавленная стоимость, не потребительские и даже не производственные налоги, а доход. Рассмотрим схему налогов, которыми облагаются корпорации и на основе полученной информации выявим особенности, которые присущи налоговой системе национального и коммерческого банка.

Система уплаты налогов корпорациями:

1. Определить уровень доходов;

2. От суммы общего дохода отнять доход, который не подлежит налогообложению;

3. Провести налоговые вычеты с целью определения налога на чистый доход по ставке налога.

Наиболее наглядно и четко видно систему налогообложения коммерческих банков на примере уплаты налогов банком ПАО «Росбанк». Росбанк является частью группы Societe Generale – лидирующего универсального европейского банка с более чем 150-летней историей, который на протяжении всего периода своей деятельности демонстрирует способность к росту, противостоянию внешним вызовам и успешной адаптации к изменениям. До недавнего времени, Росбанк являлся открытым акционерным обществом, с принятием нового закона об обществах, произошло переименование в публичное акционерное общество (ПАО).

Данный банк является одним из основных операторов рынка валют в Дальневосточном регионе. Банком производятся валютные операции на внутреннем и мировом валютном рынке. Общая сумма операций конверсии за 2015 год превышает отметку в 2050 миллионов долларов США, сюда же относятся операции по приобретению и реализации валют по клиентским заявкам на общую сумму в 2348 миллионов долларов США, стоит отметить, что данный показатель почти в 3 раза выше, чем в 2013 году [5].

Стоит подчеркнуть, что основные налоги, которые уплачивает банк это:

Налог на прибыль организации;

Налог на доходы физических лиц;

Налог на добавленную стоимость;

Налог на имущество организации;

Прочие виды налогов.

Стоит отметить, что банк может уйти от обязанности по ведению раздельного учета НДС, уплаченного поставщикам, при приобретении товаров (работ, услуг), применяя п. 5 ст. 170 НК РФ. В таком случае банк включает в затраты, при исчислении налога на прибыль организаций принимаемые к вычету суммы НДС, уплаченные поставщикам по приобретаемым товарам (работам, услугам). При этом, полученная ими по операциям вся сумма НДС, подлежащим налогообложению, подлежит уплате в бюджет.

Сроки уплаты налога и порядок исчисления:

– Квартал – налоговый период;

– Сумма налога, подлежащая уплате в бюджет, исчисляется по итогам каждого квартала.

– Рассчитывается как общая сумма налога, уменьшенная на сумму налоговых вычетов;

Налогообложение банков производится по налоговой ставке 18 %.

Налогообложение производится по расчетной ставке 18/118 в случаях, если коммерческий банк выступает в качестве налогового агента, при удержании налога.

Коммерческий банк, приобретая на территории Российской Федерации товары (услуги, работы) у иностранных партнеров, не состоящих в качестве налогоплательщиков на учете в налоговых органах, является налоговым агентом, который обязан исчислить, удержать у иностранной организации и перечислить в бюджет соответствующую сумму НДС. При этом, налоговую базу по НДС определяет банк, как сумму дохода зарубежной организации от реализации данных продуктов (услуг, работ).

Также, банк считается налоговым агентом, арендуя у органов гос. власти и управления и органов районного самоуправления федеральные активы, актив субъектов РФ и городской актив. При этом, налоговая основа по НДС ориентируется банком, как сумма арендной платы с учетом налога. Банк должен исчислить, вычесть из прибыли, уплачиваемой арендодателю, и перечислить в бюджет необходимую сумму НДС;

– при реализации имущества, подлежащего учету по цене с учетом уплаченного НДС;

– при получении банком валютных средств в виде авансовых платежей, в счет грядущего предложения, передачи имущественных прав.

База, как налогов, так и сборов рассчитывается как сумма выплат и прочих вознаграждений, начисленных налогоплательщиком за налоговый период в пользу физических лиц. Текущее налогообложение исследуемого банка рассчитывается на основе сумм, ожидаемых возмещений из бюджета или к уплате в бюджет, в отношении налогооблагаемых убытков или прибыли, в предшествующие и текущие периоды.

Российская налоговая система далека от совершенства в собственной законодательной базе. «Пробелами» в Налоговом кодексе злоупотребляет основная масса хозяйствующих субъектов государства. Важна кропотливая проработка всех нормативно-правовых актов и законов, касающихся налогообложения, тем более в сфере кредитных организаций, т.к. здоровая банковская среда – задаток финансового благополучия любой страны.

Для достижения данной цели необходимо принять срочные меры. В передовых российских критериях целенаправленно было бы установить дифференцированный расклад к налогообложению коммерческих банков. В частности, целенаправленно использовать меньшую ставку налога на выгоду, в случае если банк постоянно ориентирует прибыль не на выплату дивидендов, а на наращивание денежных средств банка, кредитование реального раздела экономики, становление работы за рубежом.

При оптимизации налогообложения коммерческих банков нужно не только инициировать их на финансирование компаний реального раздела экономики, но и ограничивать их в способностях по уклонению от уплаты налогов. Из всего вышесказанного, можно прийти к выводу, что роль налоговой регулировки растет в связи с тем, что нужно проводить меры по налоговому стимулированию и сделать конкретные банковские операции неэффективными или же труднореализуемыми [1].

Большая собираемость налогов нуждается в серьёзных преобразованиях в налоговом законодательстве. Улучшение налогообложения коммерческих банков посодействует увеличению налоговой прибыли страны. А это в первую очередь, ускорит процесс становления страны и совершенствования экономики.

Подводя итог, можно сделать вывод об особенной роли банков как субъектов налогообложения, специфике как налогов, которые они должны платить, так и их посреднической роли, регламентированной законодательством. Следует заметить, что тема настоящего исследования очень актуальна, особенно в силу меняющегося законодательства в области налогообложения, и требует внимательного и последовательного дальнейшего изучения.


Рубрика: Экономика и управление

Дата публикации: 14.01.2020 2020-01-14

Статья просмотрена: 1320 раз

Библиографическое описание:

Рожкова, И. А. Особенности налогообложения коммерческих банков / И. А. Рожкова. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2020. — № 3 (293). — С. 350-352. — URL: https://moluch.ru/archive/293/66304/ (дата обращения: 20.05.2021).

В данной статье рассмотрены вопросы по уплате налогов банками, механизма урегулирования работы банков, а также изучаются отношения банков с налоговыми организациями.

Ключевые слова: система налогообложения, коммерческий банк, экономика, налоги.

На современном этапе экономика приобрела сильно выраженную рыночную направленность, и именно банковская система является основным элементом структуры отношений экономического характера. Коммерческие банки в налоговой системе Российской Федерации являются одними из самых крупных инвесторов в экономическую систему нашей страны. На данный момент, в условиях экономического спада проявляется упадок финансовой активности, стабильности и прибыльности банков — данный факт говорит об усилении внимания, а именно мониторинге экономических отношений, которые связаны не только лишь с коммерческими банками, но и самим государством. Именно поэтому, вопрос о проведении оптимизации уплаты налогов коммерческими банками на сегодняшний день является актуальным.

Как известно, банк может иметь три направленности в своей деятельности:

– выступать в качестве самостоятельного налогоплательщика;

– выступать в качестве налогового агента;

– выступать в качестве связующего звена между налогоплательщиком и государством.

Исходя из того, что банк является налогоплательщиком, следует то, что он в обязательном порядке ведет налоговый учет расходов и доходов, занося все виды операций и сделок в журнал аналитического учета, согласно правилам ведения налогового учета. Данный вид учета отражает каждую сделку и операцию, который осуществил банк. К ним относят: продажу и покупку драгоценных металлов и камней, сделки хозяйственной направленности, долговые обещания и другие банковские операции и сделки. Также следует отметить, что при аналитическом учете прописывается дата, количество, стоимость, качество и иные данные, которые необходимы при данном учете. [5].

Для проведения параллели, то есть сравнительного анализа коммерческой деятельности банков России, стоит взять для примера коммерческую деятельность банков Соединенных Штатов Америки. Налогообложение и налоги в Америке сильно отличаются от налоговой системы в РФ. В качестве примера, можно привести ставку для банка и корпораций — она одинакова. В американской системе налогообложения добавленная стоимость, производственные налоги и потребительские налоги отходят на задний план, основным элементом учета является доход [2].

Для того, чтобы рассмотреть особенности, которые присущи системе налогообложения коммерческого и национального банка, нужно рассмотреть схему налогов, которыми уплачивают корпорации.

Схема системы уплаты налогов корпорацией:

  1. Определяем уровень доходов;
  2. Находим разницу между суммой общего дохода корпорации и дохода, который не подвергается налогообложению;
  3. Проводим налоговые расчеты с целью определения налога на чистый доход по определенной ставке налога.

Перечислим основные налоги, которые уплачивают коммерческие банки:

1) Налог на доходы физических лиц;

2) Налог на прибыль организации;

3) Налог на имущество организации;

4) Налог на добавленную стоимость;

5) Другие виды налогов.

Важным является тот факт, что банк может уклониться от одной из своих обязанностей, а именно ведение раздельного учета НДС, которые уплачивается поставщиками, при приобретении товаров, услуг или работ, используя пункт 5 статьи 170 Налогового Кодекса РФ. В этом случае банк включает затраты, при исчислении налога на прибыль организации принимаемые к вычету НДС, которые уплачены поставщиками по приобретенным товарам, услугам или работам. Как итог, полученная ими сумма НДС по совершенным операциям, облагается налогом и поделит уплате в бюджет [1].

Порядок исчисления и сроков уплаты налогов:

– Квартал — налоговый период;

– Сумма налога, которая подлежит уплате в бюджет, исчисляется по итогам каждого налогового периода (квартала);

– Просчитывается как общая сумма налога, которая уменьшается на сумму налоговых вычетов.

Приобретая на территории России товары, услуги или работы у иностранных представителей, не являющихся налогоплательщиками и не состоящих на учете в налоговых органах, то коммерческий банк является налоговым агентом, который обязан удержать, исчислить НДС у иностранной организации.

Коммерческий банк, может выступать налоговым агентом, еще в одном случае — арендуя у органов государственной власти и органов местного самоуправления федеральные активы и городской актив. Как итог, сумма НДС просчитывается банком, как сумма арендной платы с учетом уплаты налога. Банк обязан вычесть, исчислить из прибыли, уплачиваемой арендодателю, и перевести необходимую сумму НДС в бюджет.

Налоги и сборы рассчитываются как сумма выплат и вознаграждений, которые начисляются налогоплательщиком за налоговый период в пользу физических лиц. Налогообложение исследуемого банка рассчитывается по сумме, ожидаемых возмещений к уплате в бюджет или из бюджета, в отношении налогооблагаемых прибыли и убытков, в текущий и предшествующий периоды.

Налоговая система Российской Федерации не совершенна из-за собственного налогового законодательства. «Дырами» в налоговом законодательстве пользуется большинство организаций и предприятий, и банки не исключение. Важно провести тщательную работу по устранению «пробелов» как в налоговом законодательстве, так и во всех нормативно-правовых актах и законах. Ведь здоровая банковская сфера — это важная составляющая финансового благополучия нашей страны.

Для того, чтобы достигнуть финансового благополучия и вывести экономику страны на новый уровень нужно принимать срочные меры. Во-первых, нужно установить дифференцированный расклад к налогообложению коммерческих банков. Во-вторых, целенаправленно ввести меньшую ставку налога на выгоду, если банк постоянно ориентирует прибыль не на выплату дивидендов, а на увеличение, то есть наращивание денежных средств. В-третьих, вести активную банковскую деятельность за рубежом.

Проводя оптимизацию налогообложения коммерческих банков, надо не только инициировать их на финансирование организаций реального раздела экономики, но и ограничивать их способности по уклонению от уплаты налогов и сборов. Подводя итог вышесказанному, можно сделать вывод, что роль налогового регулирования увеличивается из-за того, что необходимо принимать меры по налоговому стимулированию и сделать банковские сделки и операции труднореализуемыми или же неэффективными [4].

Малая собираемость налогов нуждается в преобразованиях в налоговом законодательстве. Улучшение налогообложения коммерческих банков станет толчком к увеличению налоговой прибыли страны, а это в свою очередь, наладит процесс совершенствования экономики страны.

Таким образом, можно сделать вывод об особенной роли банков, как субъектов налогообложения, налогов, которые они платят, так и их второстепенной роли, регламентированной законодательством. Отметим, что тема данного исследования актуальная, особенно в силу меняющего законодательства в области налогообложения, что в свою очередь требует последовательного и внимательного изучения при ведении любой деятельности.

  1. Налоговый кодекс Российской Федерации (часть вторая) от 05.08.2000 N 117-ФЗ (ред. от 29.09.2019) (с изм. и доп., вступ. в силу с 01.11.2019).
  2. Александров И. М. Налоговые системы России и зарубежных стран /И. М. Александров. — М.: Бератор-Пресс, 2018.
  3. Балашова И. А. Налог на прибыль организаций и перспективы его развития в России // Современные проблемы финансового регулирования и учета в агропромышленном комплексе. — 2018 — № 1. — С. 128–133.
  4. Пансков В. Г. Налоги и налогообложение. — М.: Издательство Юрайт, 2019.
  5. Чипуренко Е. В. Налоговая нагрузка предприятия: анализ, расчет, управление / Е. В. Чипуренко. — М.: Налоговый вестник, 2017.

Особенности налогообложения прибыли коммерческого банка на примере пао кб "восточный"

ID (номер) заказа

ПЛАН ДИПЛОМА: ВВЕДЕНИЕ (Во введении необходимо отразить следующее:  обоснование выбора темы, ее актуальность;  характеристику степени разработанности темы в отечественной и зарубежной науке;  основную цель и задачи работы;  объект и предмет исследования;  научную новизну (если есть);  методы исследования;  характеристику практической значимости исследования;  представление структуры работы 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ НАЛОГООБЛОЖЕНИЯ ПРИБЫЛИ КОММЕРЧЕСКИХ БАНКОВ 1.1 Коммерческий банк как субъект экономических и налоговых отношений 1.2 Состав и структура налога на прибыль, уплачиваемого кредитным учреждением 1.3 Особенности формирования налоговой базы по налогу на прибыль в коммерческом банке 2. Анализ действующей системы налогообложения коммерческого банка на примере ПАО КБ "Восточный". 2.1 Финансово-экономическая характеристика деятельности ПАО КБ "Восточный" 2.2 Порядок исчисления и уплаты налога на прибыль в КБ в 2014-2016гг 2.3 Анализ структуры налоговых платежей и налоговой нагрузки ПАО КБ "ВОСТОЧНЫЙ" 3. ПУТИ И МЕТОДЫ СОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ НАЛОГООБЛОЖЕНИЯ БАНКА 3.1 Необходимость процесса реформирования в сфере налогообложения прибыли коммерческого банка 3.2 Основные направления совершенствования налогообложения прибыли кредитного учреждения Заключение (В заключении ВКР отражаются следующие аспекты:  актуальность изучения проблемы в целом или ее отдельных аспек- тов;  целесообразность применения тех или иных методов и методик;  сжатая формулировка основных выводов, полученных в результа-те проведения исследования. После заключения располагается библиографический список. На ка-ждый источник из списка литературы обязательно должна быть ссылка в тексте. Список литературы должен состоять не менее чем из 50 наимено-ваний источников.) Объем каждой главы 20-25 стр Годовые и другие отчетности по банку имеются на их официальном сайте

Закажите подобную или любую другую работу недорого

city
city
bush
bush

Вы работаете с экспертами напрямую,
не переплачивая посредникам, поэтому
наши цены в 2-3 раза ниже

Цены ниже – качество выше!
Цены ниже – качество выше!

Последние размещенные задания

Отчет по практике, Банковское дело

Срок сдачи к 4 июня

Контрольная, Алгоритмизация и программирование

Срок сдачи к 23 июня

Нужна помощь по фармакалогии

Ответы на билеты, Фармакология

Срок сдачи к 21 мая

Тема доклада "Пути снижения ресурсоемкости продукции"

Доклад, экономика и управление на предприятии

Срок сдачи к 22 мая

Контрольная, строительные машины

Срок сдачи к 24 мая

Контрольная, Квантовая физика

Срок сдачи к 20 мая

7 билет 4 задания надо выполнить

Решение задач, прикладная математика

Срок сдачи к 20 мая

Экономический рост 15 страниц

Срок сдачи к 15 июня

Развитие электронных деловых медиа на.

Курсовая, Деловая журналистика

Срок сдачи к 22 мая

Маркетинговое исследование по изучению имиджа организации.

Курсовая, маркетинговые исследования в туризме

Срок сдачи к 30 мая

Ответы на вопросы

Ответы на билеты, Разработка защищенных приложений

Срок сдачи к 25 мая

Сделать расчеты в лабораторной работе

Лабораторная, гидравлика и гидропривод

Срок сдачи к 24 мая

Диплом, технология машиностроения

Срок сдачи к 31 мая

Сделать терминологический словарь

Перевод с ин. языка, Английский язык

Срок сдачи к 24 мая

Мне нужен ответ на первый вариант . На каких стадиях развития.

Контрольная, Вожатская деятельность, педагогика

Библиографическая ссылка на статью:
Литвинова С.А. Налогообложение коммерческих банков: особенности и направления развития // Современные научные исследования и инновации. 2015. № 4. Ч. 4 [Электронный ресурс]. URL: https://web.snauka.ru/issues/2015/04/52143 (дата обращения: 20.05.2021).

В современной рыночной экономике банковская система является одним из важных элементов сложившейся структуры экономических взаимоотношений. Тесное переплетение товарного производства с банковской системой исторически обусловлено и постоянно развивалось. В данном взаимодействии банки служат катализатором роста эффективности производства. Основная роль банков в этом процессе – посредническая, поскольку их деятельность в основном направлена на перераспределение капиталов.

Кредитные учреждения являются посредниками в перераспределении капиталов и относятся к группе финансовых посредников. Прежде всего, надо отметить, что банк, как кредитная организация, для извлечения прибыли как основной цели своей деятельности на основании специального разрешения (лицензии) Банка России имеет право осуществлять банковские операции, предусмотренные законодательством (ст. 1 Федерального закона № 395-1 «О банках и банковской деятельности»)[1]. В конкретном случае – при предоставлении кредита – банк, привлекая денежные средства физических и юридических лиц и затем, размещая их от своего имени и за свой счет (т. е. проводя банковские операции), осуществляет реальную экономическую деятельность, направленную на получение дохода и, соответственно, прибыли, что является основной целью его деятельности.

Поскольку банки являются одним из основных элементов финансовой системы России, они оказывают большое влияние на ее современное развитие.

Особый статус банков обоснован возможностью осуществления посреднических операций между хозяйствующими субъектами. Кроме того, банки являются источником заемных ресурсов для юридических и физических лиц. Предоставление ресурсов, необходимых для осуществления производственного процесса на фоне осуществления посреднических операций, позволяют оптимизировать размещение и потоки денежных средств.

Перечисленные особенности банков как субъекта рыночной экономики свидетельствуют о наличии некоторых исключительных черт в сущности банков как субъектов налогообложения.

Главной особенностью банков во взаимоотношениях с налоговой системой РФ является их неоднородный характер. Банк выступает в качестве:

  • плательщика налогов;
  • посредника между налоговой системой и другими налогоплательщиками;
  • налогового агента, осуществляющего исчисление и удержание налогов и перечисления их в бюджет.

На сегодняшний день можно смело утверждать, что нет систематической методологии по исчислению налоговой нагрузки кредитных организаций.

Развитие системы налогообложения банков должно быть скоординировано и взаимосвязано с развитием иных отраслей. Налоговое законодательство банков на современном этапе является сложным и динамичным. Это является проблемой, так как неоднозначность его требований, норм, правил в результате значительно увеличивает риски, которые впоследствии отражаются на финансовом состоянии банков, и их репутации. Для решения этой проблемы необходимо разработать новые или усовершенствовать действующие методы идентификации, систему формирования налоговой базы, и в целом пересмотра методики налогового учета в России.

Также, недостатком определим полное отсутствие определенности в реализации порядка налогообложения относительно банковского продукта, ведения бухгалтерского учета, так как эти критерии зачастую подталкивают к судебным спорам налоговые органы и банки. Рассматриваемая проблема подразумевает необходимость разработать и применить новые формы, методику налогового администрирования, которые непременно будут учитывать волатильность этих связей.

Необходимо отметить, что методология налогообложения банков и налогового контроля, мониторинг банков и налоговый анализа должны быть взаимосвязаны. Это в результате поспособствовало бы гармонии интересов и банка и налоговых органов России.

Определим проблематику налогообложения банков России с развитием интеграционных процессов.

Основным направлением развития послужит максимальное присутствие иностранных банков, что непосредственно усилит экономическое развитие России, с помощью увеличения делового оборота, его размеров, а соответственно, росту налоговых отчислений. Также наличие иностранных банков повысит уровень конкуренции с ними. Так как конкуренция в настоящее время является основой развития банковского сектора, и необходимостью стабильности к созданию высокого уровня мотивации для роста.

На сегодняшний день основной причиной оптимизации вопросов налогообложения банков России является закономерность совершенствования национальной налоговой системы, а также особая роль налогов в банках.

Помимо этого, перспективы развития налогообложения коммерческих банков России обусловлены современным статусом банков для налоговых правоотношений, тем самым стремлением участников­ налогообложения совершенствовать обращение денежных потоков.

Таким образом, чтобы развивать налогообложение банковской деятельности необходимо:

1. Внести ясность, справедливость, простоту системы налогообложения.

2. Постоянно совершенствовать учетную и контрольную деятельность кредитный учреждений. Проводить мониторинг операций банков, которые могут нести риск или угрозу законодательства.

Эти направления позволят избежать рисковых решений и приведут к урегулированию налоговых споров.

Также целесообразно повысить уровень информатизации налоговых органов в России, тем самым максимально применять возможности Интернет и существующих программ по реализации исполнения налоговых обязательств налогоплательщиков.

Реализация в полной мере предложенного направления развития налогообложения банков России, предоставит возможность для борьбы с коррупцией, а также наладит систему профессиональной этики специалистов налоговых органов России. Также это будет гораздо удобнее, и обеспечит полный контроль доходов и расходов налогоплательщика.

За последний период времени совершенствование банковской системы связано также с вопросами, фундаментом которых выступают недостатки внутренних ресурсов для обеспечения в полной мере потребностей современной экономики, в связи с эти банки должны постоянно пополнять активы за счет зарубежных банков.

Отметим, что действующая налоговая система, не беря во внимание предложенные нами направления, в малой степени рассматривает привлечение долгосрочных ресурсов, и реализацию их на финансирование экономики страны. Следовательно, банки направляют свою деятельность на краткосрочное кредитование, тем самым снизив интересы экономики.

Предложенные направления развития предопределят повышение и стабилизацию финансового состояния банков, рассмотрение вопроса налоговой базы на величину доходов, это поспособствует росту объемов долгосрочного кредитования, поможет снизить вложение денежных средств банков в спекулятивные операции. Это значительно улучшит прогнозные перспективы в совершенствовании инструментальных аспектов налоговой системы.

Развитие банковского бизнеса в России и налоговой системы – это два взаимодействующих и в тоже время параллельных аспекта. Ведь с помощью совершенствования налогообложения банков можно добиться возможности снизить финансовые недочеты и стабилизировать экономику страны­ в целом.

Для создания эффективных условий развития налогообложения банков России, необходимо совершенствовать систему как изнутри, чтобы повысить уровень ее качества, так и в окружении, тем самым устранить существующие барьеры в банковской системе.

Многолетний анализ совершенствования налогообложения банков России отечественных и зарубежных авторов, позволяет сделать вывод, что в настоящее время необходимо в большей степени ориентироваться на реформирование налоговой системы, на перспективы развития мировой налоговой политики, но при этом беря во внимание опыт и динамику отечественных исследований налогообложения банков России.

Проанализировав налогообложение банков России, отметим, что необходимо систематически дорабатывать законодательные азы банковской и налоговой деятельности, возможно заимствование за рубежом.

Важнейшим звеном модели изменения системы налогообложения коммерческих банков в соответствии со Стратегией развития банковского сектора Российской Федерации на период до 2015 года, основной целью которой являлось создание совершенно новой национальной инновационно-ориентированной экономики и усиление инвестиционной направленности коммерческих банков, где система налогообложения должна была стимулировать банки вкладывать деньги в приоритетные национальные проекты.

Как показывает анализ инвестиционной деятельностью на сегодняшний день в основном занимаются крупные коммерческие банки, имеющие для этого достаточные ресурсы и возможности. Но и перед некоторыми из них стоит проблема наличия соответствующим образом разработанной технологии, позволяющей до минимума снизить кредитные риски, временные издержки, издержки, связанные с процедурой проведения комплексной экспертизы представленного предприятием проекта и финансового состояния потенциального заемщика.

Рассматривая налоговую политику государства последних лет в области стимулирования инвестиционной деятельности банков можно говорить о том, что исходя из обозначенных долгосрочных целей государства и общемировой тенденции экономики данное воздействие осуществляется косвенно, используется смешанная модель налоговой системы. Такая модель в условиях сравнительной нестабильности экономики России и специфичностью ее развития, наиболее эффективна, так как позволяет быстро корректировать элементы в зависимости от внешних условий. Так, изменяя структуру налоговых баз, процентные ставки и предоставляя льготы, государство стимулирует отдельные виды деятельности коммерческих банков или отдельные операции (например, при общем изменении ставки налога на прибыль воздействие осуществляется на все виды банков, при изменении порядка налогообложения операций с ценными бумагами – только операции банков-участников рынка ценных бумаг). Однако для стимулирования инвестиционной деятельности в целом (не только покупки-продажи ценных бумаг, но и инвестиций в реальный сектор экономики и инвестиций в инновационные проекты) не предусмотрено никаких специальных регуляторов[2].

Анализируя систему налогообложения инвестиционной деятельности коммерческих банков, наблюдается тенденция к унифицированию налогообложения банков и организаций, что характеризуется неэффективностью налоговых ставок, множественностью элементов налогооблагаемых баз, ограниченным и жестким режимом льготирования. Самым собираемым налогом с банков остается налог на прибыль, который является абсолютно фискальным и не преследует целей стимулирования конкретных видов деятельности.

Сейчас механизм налогообложения инвестиционной деятельности коммерческих банков не предполагает специального режима и базируется на общих нормах налогового законодательства, не смотря на всю свою специфичность. На начальном этапе формирования устойчивых инвестиционных потоков со стороны коммерческих банков, целесообразно было бы ввести пониженную ставку налога на прибыль в том случае, если банк регулярно направляет прибыль не на выплату процентов и увеличение собственного капитала, а на инвестиционную деятельность, кредитование реального сектора экономики, поддержку инновационных проектов. Так как налоги от основной деятельности уплачиваемые коммерческими банками, снижают чистую прибыль неравномерно, необходимо внести ряд поправок в законодательство, которые способствовали бы накоплению определенных банковских доходов[3].

Дальнейшее совершенствование системы налогообложения инвестиционной деятельности коммерческих банков должно происходить в рамках «Стратегии развития банковского сектора РФ на период до 2015 года», а именно применение дифференцированных налоговых ставок по налогу на прибыль организаций, изменение состава налоговых баз и механизма формирования резервов (расширение налогооблагаемой базы по налогу на прибыль).

В заключение целесообразно отметить, что налогообложение банков России носит поступательный характер, это отражено в повышенной эффективности реального механизма и инструментария налогообложения, которые учитывают специфику и налогового аппарата и банковских учреждений России.

Коммерческий банк является плательщиком следующих видов налогов:

I федеральные налоги и сборы: налог на добавленную стоимость (НДС), страх взносы и налог на прибыль.

Объекты налогообложения:

- реализация предметов залога и передача товаров (работ, услуг) по соглашению о предоставлении отступного или новации

- передача имущественных прав;

- выполнение строительно-монтажных работ для собственного потребления;

- ввоз товаров (валюты) на таможенную территорию РФ;

- комиссия от инкассации ценностей собственной службой инкассации.

Право на освобождение от уплаты НДС: в случае, если за три предшествующих последовательных календарных месяца сумма выручки (объем операций) не превысила в совокупности 2 млн.руб.

Страх взносы:

Объект налогообложения:

- выплаты и иные вознаграждения в пользу физических лиц (без учета выплат, производимых в рамках гражданско-правовых договоров, предметом которых является переход права собственности или иных имущественных прав).

В отношении налога на доходы физических лиц банк является налоговым агентом, т.е. лицом, на которое возложены обязанности по исчислению, удержанию у физических лиц и перечислению налога.

Налог на прибыль.

Объектом налогообложения явл-ся прибыль, как разница между доходами и расходами.

К доходам банка для целей налогообложения относятся следующие доходы от осуществления банковской деятельности:

1) в виде процентов от размещения банком от своего имени и за свой счет денежных средств, предоставления кредитов и займов;

2) в виде платы за открытие и ведение банковских счетов клиентов, в том числе банков-корреспондентов (включая иностранные банки – корреспонденты), и осуществления расчетов по их поручению, включая комиссионное и иное вознаграждение за переводные, инкассовые, аккредитивные и другие операции, оформление и обслуживание платежных карт и иных специальных средств, предназначенных для совершения банковских операций, за предоставление выписок и иных до

3) от инкассации денежных средств, векселей, платежных и расчетных документов и кассового обслуживания клиентов;

4) от проведения операций с иностранной валютой, осуществляемых в наличной и безналичной формах, включая комиссионные сборы (вознаграждения) при операциях по покупке или продаже иностранной валюты, в том числе за счет и по поручению клиента, от операций с валютными

5) по операциям купли-продажи драгоценных металлов и драгоценных камней в виде разницы между ценой реализации и учетной стоимостью;

6) от операций по предоставлению банковских гарантий, авалей и поручительств за третьих лиц, предусматривающих исполнение в денежной форме;

7) в виде положительной разницы между полученной при прекращении или реализации (последующей уступке) права требования (в том числе ранее приобретенного) суммой средств и учетной стоимостью данного права требования;

8) от депозитарного обслуживания клиентов;

9) от предоставления в аренду специально оборудованных помещений или сейфов для хранения документов и ценностей;

10) в виде платы за доставку, перевозку денежных средств, ценных бумаг, иных ценностей и банковских документов (кроме инкассации);

11) в виде платы за перевозку и хранение драгоценных металлов и драгоценных камней;

12) в виде платы, получаемой банком от экспортеров и импортеров, за выполнение функций агентов валютного контроля;

13) по операциям купли-продажи коллекционных монет в виде разницы между ценой реализации и ценой приобретения;

14) в виде сумм, полученных банком по возвращенным кредитам (ссудам), убытки от списания которых были ранее учтены в составе расходов, уменьшивших налоговую базу, либо списанных за счет созданных резервов, отчисления на создание которых ранее уменьшали налоговую базу;

15) в виде полученной банком компенсации понесенных расходов по оплате услуг сторонних организаций по контролю за соответствием стандартам слитков драгоценных металлов, получаемых банком у физических и юридических лиц;

16) от осуществления форфейтинговых и факторинговых операций;

17) от оказания услуг, связанных с установкой и эксплуатацией электронных систем документооборота между банком и клиентами, в том числе систем «клиент-банк»;

18) в виде комиссионных сборов (вознаграждений) при проведении операций с валютными ценностями;

19) в виде положительной разницы от превышения положительной переоценки драгоценных металлов над отрицательной переоценкой;

20) в виде сумм восстановленного резерва на возможные потери по ссудам, расходы на формирование которого были приняты в составе расходов в установленном порядке;

21) в виде сумм восстановленных резервов под обеспечение ценных бумаг, расходы на формирование которых были приняты в составе расходов в установленном порядке;

22) другие доходы, связанные с банковской деятельностью.

Не включаются в доходы банка:

- суммы положительной переоценки средств в иностранной валюте, поступивших в оплату уставных капиталов банков,

- страховые выплаты, полученные по договорам страхования на случай смерти или наступления инвалидности заемщика банка, в пределах суммы задолженности заемщика по заемным (кредитным) средствам и начисленным процентам, погашаемой (прощаемой) банком за счет указанных страховых выплат.

К расходам банков относятся расходы, понесенные при осуществлении банковской деятельности, в частности, следующие виды расходов:

- договорам банковского вклада (депозита) и прочим привлеченным денежным средствам физических и юридических лиц (включая банки-корреспонденты), в том числе иностранные, в том числе за использование денежных средств, находящихся на банковских счетах;

- собственным долговым обязательствам (облигациям, депозитным или сберегательным сертификатам, векселям, займам или другим обязательствам);

- межбанковским кредитам, включая овердрафт;

- приобретенным кредитам рефинансирования, включая приобретенные на аукционной основе в порядке, установленном Центральным банком Российской Федерации;




- займам и вкладам (депозитам) в драгоценных металлах;

- иным обязательствам банков перед клиентами, в том числе по средствам, депонированным клиентами для расчетов по аккредитивам.

2) суммы отчислений в резерв на возможные потери по ссудам, подлежащим резервированию в установленном порядке;

3) комиссионные сборы за услуги по корреспондентским отношениям, включая расходы по расчетно-кассовому обслуживанию клиентов, открытию им счетов в других банках, плату другим банкам (в том числе иностранным) за расчетно-кассовое обслуживание этих счетов, расчетные услуги Центрального банка Российской Федерации, инкассацию денежных средств, ценных бумаг, платежных документов и иные аналогичные расходы;

4) расходы (убытки) от проведения операций с иностранной валютой, осуществляемых в наличной и безналичной формах, включая комиссионные сборы (вознаграждения) при операциях по покупке или продаже иностранной валюты, в том числе за счет и по поручению клиента, от операций с валютными ценностями и расходы по управлению и защите от валютных рисков;

5) убытки по операциям купли-продажи драгоценных металлов и драгоценных камней в виде разницы между ценой реализации и учетной стоимостью;

6) расходы банка по хранению, транспортировке, контролю за соответствием стандартам качества драгоценных металлов в слитках и монете, расходы по аффинажу драгоценных металлов, а также иные расходы, связанные с проведением операций со слитками драгоценных металлов и монетой, содержащей драгоценные металлы;

7) расходы по переводу пенсий и пособий, а также расходы по переводу денежных средств без открытия счетов физическим лицам;

8) расходы по изготовлению и внедрению платежно-расчетных средств (пластиковых карточек, дорожных чеков и иных платежно-расчетных средств);

9) суммы, уплачиваемые за инкассацию банкнот, монет, чеков и других расчетно-платежных документов, а также расходы по упаковке (включая комплектование наличных денег), перевозке, пересылке и (или) доставке принадлежащих кредитной организации или ее клиентам ценностей;

10) расходы по ремонту и (или) реставрации инкассаторских сумок, мешков и иного инвентаря, связанных с инкассацией денег, перевозкой и хранением ценностей, а также приобретению новых и замене пришедших в негодность сумок и мешков;

11) расходы, связанные с уплатой сбора за государственную регистрацию ипотеки и внесением изменений и дополнений в регистрационную запись об ипотеке, а также с нотариальным удостоверением договора об ипотеке;

12) расходы по аренде автомобильного транспорта для инкассации выручки и перевозке банковских документов и ценностей;

13) расходы по аренде брокерских мест;

14) расходы по оплате услуг расчетно-кассовых и вычислительных центров;

15) расходы, связанные с осуществлением форфейтинговых и факторинговых операций;

16) расходы по гарантиям, поручительствам, акцептам и авалям, предоставляемым банку другими организациями;

17) комиссионные сборы (вознаграждения) за проведение операций с валютными ценностями, в том числе за счет и по поручению клиентов;

18) положительная разница от превышения отрицательной переоценки драгоценных металлов над положительной переоценкой;

Налоговая ставка налога на прибыль устанавливается в размере 20 процентов, за исключением случаев:

- к налоговой базе, определяемой по доходам, полученным в виде дивидендов, применяются следующие ставки:

1) 9 процентов – по доходам, полученным в виде дивидендов от российских организаций российскими организациями и физическими лицами – налоговыми резидентами Российской Федерации;

2) 15 процентов – по доходам, полученным в виде дивидендов от российских организаций иностранными организациями, а также по доходам, полученным в виде дивидендов российскими организациями от иностранных организаций.

- к налоговой базе, определяемой по операциям с отдельными видами долговых обязательств, применяются следующие налоговые ставки:

1) 15 процентов – по доходу в виде процентов по государственным и муниципальным ценным бумагам, условиями выпуска и обращения которых предусмотрено получение дохода в виде процентов, а также по доходам в виде процентов по облигациям с ипотечным покрытием, эмитированным после 1 января 2007 года, и доходам учредителей доверительного управления ипотечным покрытием, полученным на основании приобретения ипотечных сертификатов участия, выданных управляющим ипотечным покрытием после 1 января 2007 года;

2) 9 процентов – по доходам в виде процентов по муниципальным ценным бумагам, имитированным на срок не менее трех лет до 1 января 2007 года, а также по доходам в виде процентов по облигациям с ипотечным покрытием эмитированным до 1 января 2007 года, и доходам учредителей доверительного управления ипотечным покрытием, полученным на основании приобретения ипотечных сертификатов участия, выданных управляющим ипотечным покрытием до 1 января 2007 года.

Налоговым периодом по налогу признается календарный год.

II Региональные налоги:налог на имущество и транспортный налог.

Налог на имущество.

Объектом налогообложения признается движимое и недвижимое имущество (включая имущество, переданное во временное владение, пользование, распоряжение или доверительное управление, внесенное в совместную деятельность), учитываемое на балансе в качестве объектов основных средств в соответствии с установленным порядком ведения бухгалтерского учета.

Налоговая база определяется как среднегодовая стоимость имущества, признаваемого объектом налогообложения.

Налоговым периодом признается календарный год.

Отчетными периодами признаются первый квартал, полугодие и девять месяцев календарного года.

| следующая лекция ==>
Порядок определения чистой прибыли банка | Лекция 1. Культурология как наука

Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет

Читайте также: