Школа при налоговой академии

Опубликовано: 15.05.2024

Общая информация

Социальный налоговый вычет по расходам на обучение вправе получить физическое лицо, оплатившее:

  • собственное обучение любой формы обучения (дневная, вечерняя, заочная, иная)
  • обучение своего ребенка (детей) в возрасте до 24 лет по очной форме обучения
  • обучение своего опекаемого подопечного (подопечных) в возрасте до 18 лет по очной форме обучения
  • обучение бывших своих опекаемых подопечных в возрасте до 24 лет (после прекращения над ними опеки или попечительства) по очной форме обучения
  • обучение своего брата или сестры в возрасте до 24 лет по очной форме обучения, приходящимся ему полнородными (т.е. имеющими с ним общих отца и мать) либо неполнородными (т.е. имеющими с ним только одного общего родителя)
  • порядок предоставления социального налогового вычета по расходам на обучение установлен пп. 2 п. 1 ст. 219 НК РФ

Cоциальный налоговый вычет по расходам на обучение предоставляется налогоплательщику на основании документов, подтверждающих его фактические расходы на обучение, а также при наличии:

  • у организации, осуществляющей образовательную деятельность, - лицензии на осуществление образовательной деятельности
  • у индивидуального предпринимателя - лицензии на осуществление образовательной деятельности либо при условии, что в едином государственном реестре индивидуальных предпринимателей содержатся сведения об осуществлении образовательной деятельности индивидуальным предпринимателем, осуществляющим образовательную деятельность непосредственно
  • у иностранной организации - документа, подтверждающего статус организации, осуществляющей образовательную деятельность.

Статус образовательного учреждения и типы образовательных учреждений в Российской Федерации определены Федеральным законом от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации». При наличии лицензии или иного документа, подтверждающего право на ведение образовательного процесса, вычет можно получить по расходам на обучение не только в ВУЗе, но и в других образовательных учреждениях, как государственных, так и частных, в том числе:

  • детских садах
  • в школах
  • в учреждениях дополнительного образования взрослых (например, курсы повышения квалификации, учебные центры службы занятости, автошколы, центры изучения иностранных языков и т.п.)
  • в учреждениях дополнительного образования детей (например, детские школы искусств, музыкальные школы, детско-юношеские спортивные школы и т.п.)

50 000 рублей в год – максимальная сумма расходов на обучение собственных или подопечных детей, учитываемых при исчислении социального вычета.

120 000 рублей в год – максимальная сумма расходов на собственное обучение, либо обучения брата или сестры, в совокупности с другими расходами налогоплательщика, связанными, например, с лечением (за исключением дорогостоящего лечения), уплатой взносов на накопительную часть трудовой пенсии, добровольное пенсионное страхование и негосударственное пенсионное обеспечение, прохождение независимой оценки своей квалификации.

Документы, подтверждающие право налогоплательщика на получение социального вычета по расходам на обучение:

  • договор с образовательным учреждением на оказание образовательных услуг с приложениями и дополнительными соглашениями к нему (в случае заключения)
  • лицензия (если в договоре отсутствуют ее реквизиты) или иной соответствующий документ; (Лицензия (новая))
  • платежные документы, подтверждающие фактические расходы налогоплательщика на обучение (чеки контрольно-кассовой техники, приходно-кассовые ордера, платежные поручения и т.п.)

При оплате обучения собственного или подопечного ребенка, брата или сестры необходимы также:

  • справка, подтверждающая очную форму обучения в соответствующем году (если этот пункт отсутствует в договоре с образовательным учреждением на оказание образовательных услуг)
  • свидетельство о рождении ребенка
  • документы, подтверждающие факт опекунства или попечительства – договор об осуществлении опеки или попечительства, или договор об осуществлении попечительства над несовершеннолетним гражданином, или договор о приемной семье (если налогоплательщик потратил деньги на обучение своего подопечного)
  • документы, подтверждающие родство с братом или сестрой

Пример расчета

  • В начале 2017 г. системного администратора Иванов В.А. решили повысить по должности до технического директора компании с ежемесячной заработной платой 50 000 рублей
  • Иванов В.А. в связи с получением новой должности решил получить второе высшее образование в университете, ежегодная стоимость обучения в котором составляет 100 000 рублей, а срок обучения – 3 года
  • В том же году он поступил в университет и решил сразу оплатить полную стоимость обучения за 3 года в размере 300 000 рублей
  • В начале 2018 г. Иванов В.А. обратился в налоговый орган за получением социального налогового вычета по расходам на обучение (о других вычетах он не заявлял)
  • Т.к. расходы, по которым можно получить социальный вычет, ограничиваются 120 000 рублями, возврат составил 15 600 рублей:
    120 000 руб. х 13% = 15 600 руб
  • Поскольку работодатель в 2017 г. уплатил с доходов Иванова В.А. НДФЛ в размере 78 000 рублей (50 000 руб. х 12 месяцев х 13%), вычет он смог получить в полном объеме

Если бы Иванов В.А. оплачивал стоимость обучения поэтапно, т.е. в размере 100 000 рублей в год, суммарный размер вычета на обучение за 3 года составил бы 39 000 рублей:
(100 000 руб. х 13%) х 3 года = 39 000 руб.
Поэтому, оплачивая многолетнее обучение единовременно, студент Иванов В.А. потерял часть вычета, поскольку полная стоимость обучения в 300 000 руб. превысила предел расходов в 120 000 руб., с которого рассчитывался размер социального вычета

Социальный налоговый вычет предоставляется налогоплательщику по доходам того налогового периода, в котором налогоплательщиком фактически были произведены расходы на оплату обучения. Если в одном налоговом периоде социальный налоговый вычет не может быть использован полностью, на следующий налоговый период остаток вычета не переносится.

При подаче в налоговый орган копий документов, подтверждающих право на вычет, необходимо иметь при себе их оригиналы для проверки налоговым инспектором.

Как получить вычет

Получение вычета в налоговом органе

По окончании календарного года, в котором были произведены расходы на обучение, социальный вычет может быть предоставлен налоговой инспекцией по месту вашего жительства.

Для этого налогоплательщику необходимо:

  1. Заполнить налоговую декларацию (по форме 3-НДФЛ) Для ее заполнения может понадобиться справка о суммах начисленных и удержанных налогов за соответствующий год по форме 2-НДФЛ, которую можно получить у работодателя. Наиболее удобный способ заполнения налоговой декларации и представления ее в налоговый орган - в режиме онлайн посредством интернет-сервиса «Личный кабинет налогоплательщика для физических лиц»
  2. Подготовить комплект документов, подтверждающих право на получение социального вычета по произведенным расходам
  3. Представить заполненную налоговую декларацию и копии подтверждающих документов в налоговый орган по месту жительства. При подаче в налоговый орган копий документов, подтверждающих право на вычет, необходимо иметь при себе их оригиналы для проверки налоговым инспектором. *В случае, если в представленной налоговой декларации исчислена сумма налога к возврату из бюджета, вместе с налоговой декларацией можно подать в налоговый орган заявление на возврат НДФЛ в связи с предоставлением налогового вычета. В этом случае необходимо так же предоставить реквизиты расчетного счета, на который налоговым органом будет перечислен налоговый вычет. Сумма излишне уплаченного налога подлежит возврату по заявлению налогоплательщика в течение одного месяца со дня получения налоговым органом такого заявления, но не ранее окончания камеральной налоговой проверки (п.6 ст.78 Налогового кодекса).

Получение вычета у работодателя

Социальный вычет можно получить и до окончания налогового периода, в котором произведены расходы на обучение, при обращении к работодателю, предварительно подтвердив это право в налоговом органе.

Для этого налогоплательщику необходимо:

  1. Подготовить комплект документов, подтверждающих право на получение социального вычета по произведенным расходам.
  2. Представить в налоговый орган по месту жительства заявление на получение уведомления о праве на социальный вычет с приложением копий подтверждающих документов.
    Рекомендуемая форма заявления: письмо ФНС России от 16.01.2017 № БС-4-11/500@ «О направлении рекомендуемых форм».
  3. По истечении 30 дней получить в налоговом органе уведомление о праве на социальный вычет.
  4. Представить выданное налоговым органом уведомление работодателю, которое будет являться основанием для неудержания НДФЛ из суммы выплачиваемых физическому лицу доходов.

Tax Academy of the Russian Federation

4-й Вешняковский проезд, д.4

Всероссийская государственная налоговая академия («ВГНА Минфина РФ», eng: «Tax Academy of the Russian Federation») (1996-2012) — высшее учебное заведение при Министерстве финансов Российской Федерации. Ликвидирована в 2012 году в форме присоединения к Финансовому университету при Правительстве Российской Федерации. На территории Налоговой академии теперь располагаются юридический факультет и факультет налогов и налогообложения Финансового Университета при Правительстве РФ, осуществляющий подготовку кадров с профильными профессиональными навыками для работы в налоговых органах. В составе Финансового университета при Правительстве Российской Федерации.

Содержание

Всероссийская государственная налоговая академия Министерства Российской Федерации по налогам и сборам создана Постановлением Правительства Российской Федерации № 1388 от 23.11.1996 года для решения важнейшей государственной задачи обеспечения налоговых органов квалифицированными кадрами, имеющими профильную профессиональную подготовку, отвечающей потребностям отрасли как в качественном, так и количественном аспектах. На Академию возложены функции по учебному, учебно-методическому, научному и информационно-аналитическому обеспечению налоговых органов, а также по управлению системой подготовки, профессиональной переподготовки и повышения квалификации налоговых служащих.

В основе стратегии развития Академии лежит процесс интеграции образовательного процесса в сферу профессиональной деятельности, учитывающий динамику изменений потребностей отрасли в специалистах. Такой подход предполагает глубокий научный анализ социально-экономических процессов, происходящих в российском обществе, включающий также применение в кадровой политике отраслевого и ведомственного характера.

Формирование на этой основе современного образовательного процесса позволяет достичь главного результата — подготовки специалистов, обладающих профессиональной компетентностью в решении конкретных практических задач. Причем не только на уровне использования объёма учебной информации, полученной в процессе обучения, но в большей степени на основе сформированной способности к восприятию, эффективной переработке новой информации и принятию необходимых решений.

Кроме того, Академия является одним из немногих российских вузов, реализующих на практике интегрированную модель подготовки, базирующуюся не только на формировании фундаментальных теоретических знаний и практически навыков, но и на развитие механизмов их реализации в конкретной сфере деятельности, связанной с системой налогообложения. В качестве таких механизмов выступают высокий и устойчивый интерес к работе, ответственность и дисциплина, а также стремление добиваться результатов своей деятельности.

Это достигается путем постоянной социально-воспитательной работы со студентами Академии, направленной на формирование у них мировоззренческих принципов и мотивационных установок, адекватных реальным условиям развития социально-экономической среды и соответствующих ожиданиям и требованиям работодателя.

В своей деятельности Академия руководствуется принципами и традициями российской высшей школы, учитываются как её неоспоримые достоинства, так и объективные черты кризисных процессов современного этапа развития. Помимо этого, образовательный процесс строится и с учетом передовых достижений, тенденций и технологий в области зарубежной высшей школы. Все это позволяет гибко реагировать на изменения в социальных, экономических и политических процессах российского общества с точки зрения построения качественного процесса подготовки специалистов для отечественной экономики.

Основополагающим и доминирующим фактором эффективности работы Академии является профессиональная система образовательного менеджмента, реализуемая специалистами, отвечающими самым высоким требованиям к уровню образования, его профильности и значительного опыта работы в отечественных и зарубежных вузах.

К числу главных приоритетов в работе Академии принадлежит и создание благоприятной среды межличностных отношений в студенческой среде, а также в коллективе профессорско-преподавательского состава и руководителей вуза. Создание позитивного климата коллектива обеспечивает высокую мотивацию труда преподавательского корпуса, способствует формированию интереса студентов и слушателей к учёбе, снижает уровень конфликтов, создает высокий тонус учебной активности.

Всероссийская государственная налоговая академия реализует на практике концепцию непрерывного образования, обеспечивающую эффективность профессионального развития кадрового ресурса отрасли. Образовательный процесс охватывает все этапы профессионального развития специалиста: профильные классы в средней школе, подготовку, профессиональную переподготовку и повышение квалификации, второе высшее образование, аспирантура и докторантура. То есть речь идет о том, что Академия реализует весь спектр образовательных услуг. В настоящее время в Академии обучаются более 7 тысяч студентов по семи специальностям, при этом 52 % контингента студентов по всем формам обучения составляет целевой набор.

Академия систематически участвует в деятельности Экспертного совета по экспериментальной работе при Президиуме Российской академии образования, являясь в его составе единственным представителем отраслевого специализированного вуза. Так в марте этого года на заседании Экспертного совета был заслушан подготовленный Академией вопрос «О проблемах высшего образования в связи с присоединением России к Болонскому процессу» именно с позиций отраслевого работодателя, ведомственного высшего учебного заведения.

Академия является современным, эффективно-функционирующим вузом, в полной мере отвечающему основной задаче подготовке конкурентоспособных специалистов, способных вносить реальный вклад в развитие отечественной экономики.

Весной 2012 года активно муссируются слухи о слиянии с Финансовым университетом при Правительстве Российской Федерации.

Распоряжением Правительства РФ Российской Федерации от 2 мая 2012 года №677-р Академия реорганизована в форме присоединения к ФГОБУ ВПО "Финансовый университет при Правительстве РФ"

Ректор — и.о. ректора доктор экономических наук профессор Гончаренко Любовь Ивановна:

Первый проректор — проректор по социальной работе — кандидат экономических наук, доцент: Кожаринов Александр Владимирович.

Проректор по учебной работе — доктор экономических наук, профессор: Бабленкова Ирина Ивановна.

Проректор по научной работе — доктор юридических наук, профессор, почетный работник ВПО РФ Ручкина Гульнара Флюровна

Проректор по международным связям — кандидат физико-математических наук, доцент, Почетный работник высшего профессионального образования Российской Федерации: Хвилон Евгений Александрович.


Проректор по административно-хозяйственной деятельности: Ерёмин Эдуард Анатольевич.

— Факультет заочного обучения — Факультет информационных технологий — Факультет дистанционного обучения - юридический факультет Факультет по заочной форме обучения

Факультет по заочной форме обучения является самостоятельным учебным подразделением Всероссийской государственной налоговой академии Минфина России. Данный факультет возглавляет Харланова Любовь Александровна, кандидат социологических наук, профессор академии. Организация учебного процесса на факультете осуществляется в строгом соответствии с государственным образовательным стандартом. В настоящее время факультет осуществляет четыре направления обучения:

Обучение студентов проходит только по заочной форме обучения и готовит специалистов по пяти специальностям: — финансы и кредит (квалификация — экономист); — бухгалтерский учёт, анализ и аудит (квалификация — экономист); — налоги и налогообложение (квалификация — специалист по налогообложению); — юриспруденция (квалификация — юрист); — управление персоналом (квалификация — менеджер).

Второе высшее образование, полученное в академии, позволяет студентам получить знания по новой специальности или расширить имеющиеся. Форма экстернат предусматривает самостоятельное изучение студентом дисциплин, согласно основной образовательной программе высшего профессионального образования по избранной специальности с последующей аттестации (текущей и итоговой) в налоговой академии. В основе планирования и организации учебного процесса на факультете заложены следующие формы контроля: чтение лекций, консультации, собеседование, экзамены, зачёты, написание и защита выпускных квалификационных работ (ВКР), курсовых, контрольных работ, рефератов и др. С целью успешного прохождения учебного процесса на факультете студентам-заочникам регулярно выдаются учебно-методические комплексы как на бумажном носители, так и в электронном виде. Сотрудникам факультета на постоянной основе совершенствуются мероприятия по улучшению организации учебного процесса, стиля, форм и методов работы факультета.

Факультет информационных технологий

Декан Коновалов Владимир Викторович, доктор экономических наук, кандидат технических наук, профессор, заслуженный работник высшей школы РФ, заведующий кафедрой прикладной информатики (в экономике).

Заместитель декана Мухин Илья Николаевич, доцент кафедры комплексной защиты объектов информатизации. Заместитель декана Савельев Иван Андреевич, старший преподаватель кафедры комплексной защиты объектов информатизации.

Подготовка по следующим специальностям: 080801.65 «Прикладная информатика в (экономике)», квалификация «информатик-экономист»; 090104.65 «Комплексная защита объектов информатизации, квалификация «специалист по защите информации».

ВЫСШЕЕ ОБРАЗОВАНИЕ ДИСТАНЦИОННО

Федеральное государственное образовательное учреждение высшего профессионального образования «Всероссийская государственная налоговая академия Министерства финансов Российской Федерации» осуществляет обучение студентов по заочной форме обучения с использованием дистанционных образовательных технологий по специальностям:

— 080107 «Налоги и налогообложение» (квалификация — специалист по налогообложению) — 080504 «Государственное и муниципальное управление» (квалификация — менеджер) — 030501 «Юриспруденция» (квалификация — юрист)

Дистанционное обучение — это обучение в академии из любой точки мира. Вам необходимо будет приехать в академию только на сдачу государственного экзамена и защиту выпускной квалификационной работы.

Всё, что вам понадобится для получения высшего образования, это желание учиться и компьютер с доступом в Интернет.

Приём на дистанционное обучение проводится на базе высшего, среднего профессионального образования и среднего (полного) общего образования и осуществляется ежегодно в январе-феврале, июне-июле. Лицам, имеющим незаконченное или законченное высшее образование, ранее изученные и сданные дисциплины будут перезачтены на основании академической справки или приложения к диплому. По окончании обучения выдается диплом специалиста государственного образца. Сроки обучения: — на базе среднего (полного) общего образования и среднего профессионального образования — 4 года; — на базе высшего образования — 3,5 года.

С процедурой зачисления и условиями обучения Вы можете ознакомиться на сайте академии в разделе «Дистанционное обучение» и по телефону:

После ликвидации Министерства по налогам и сборам и передачи ВГНА в введение Минфина шли обсуждения о слиянии с Академией бюджета и казначейства Минфина (позднее — Государственный Университет Министерства Финансов).

В апреле 2012 года появилась информация о слиянии ВГНА и ГУМФ с Финансовым Университетом при Правительстве Российской Федерации. Руководство Академии в один день собрало подписи со всех сотрудников ВГНА под письмом против объединения, направленному избранному Президенту В. В. Путину и Министру образования и науки А. М. Фурсенко. Позднее, силами студсовета были собраны подписи со студентов Налоговой академии.

2 мая 2012 г. на последнем заседании под председательством В.В. Путина подписано распоряжение Правительства Российской Федерации N 677-р о реорганизации в форме присоединения к Финансовому университету двух учебных заведений Министерства финансов (Государственный университет Министерства финансов и Всероссийская государственная налоговая академия [1] .

Налоговая академия располагалась в бывшем общежитии ГУУ на 4м Вешняковском проезде дом 4 ЮВАО около м. Рязанский проспект. В 2011-м году была завершена реконструкция и построение третьего корпуса. В планах администрации вуза также входила стилистическая облицовка имеющихся корпусов в стиле нового третьего корпуса и капитальная реконструкция и постройка корпуса на территории парадного подъезда (в нем также имеются кафе, столовая и гардероб) по проекту схожему с третьим корпусом помещении и увеличение этажности 2-го (библиотечного) корпуса.

По стране я не мало хаживал,
Много ВУЗов различных видал,
Но прекраснее ВУЗа нашего
Я нигде никогда не встречал.

Налоговая Академия,
Ты мне светишь путеводной звездой
Налоговая академия,
Я люблю и горжусь я тобой.
Налоговая Академия,
Ты всегда будешь рядом со мной.

 Фото: Донат Сорокин / ТАСС

Зачем надо идти в предуниверситарий? Это почти гарантия поступления в университет. Во-первых, тебя там будут учить гораздо лучше, чем в обычной школе, и готовить к нужным ЕГЭ совершенно бесплатно. Во-вторых, учеба в предуниверситарии может принести дополнительные баллы при поступлении.

Что нужно знать о поступлении в предуниверситарии?

1. Для некоторых школьников предуниверситарии делают исключения и берут их независимо от результата экзаменов. Это не только призеры и победители олимпиад, но и, например, дети из малоимущих семей, близнецы, один из которых не набрал нужного балла, жители прикрепленного района.

Фото: iStock

Фото: iStock

2. Чем раньше поступишь в школу при вузе - тем лучше. Самый оптимальный вариант - идти в 8-й класс. Но не во всех предуниверситариях есть набор. Открывают 8-е классы, например, МГЛУ, МИФИ.

3. В некоторых лицеях и школах при вузах без английского языка вы даже не доберетесь до вступительных экзаменов. Например, в лицее РАНХИГС на комплексном экзамене надо будет написать эссе на английском и пройти еще и устное собеседование на английском.

4. Есть предуниверситарии, где не надо сдавать экзамены и проходить разные мотивационные и прочие собеседования. Но надо пройти независимое тестирование Московского центра качества образования.

5. Для поступления нужна московская регистрация - постоянная или временная.

- ВШЭ. Лицей Вышки - самый популярный и престижный предуниверситарий среди учеников, которые хорошо знают математику и обществознание. Набор идет с 9-го класса на две специализации - "универсальная" и "математика". Для 10-го класса специализаций гораздо больше. Для поступления придется написать мотивационное эссе на русском языке (минимум 400 слов) и пройти комплексный тест с заданиями по русскому, математике и иностранному языку (и вот тут уже вас попросят написать эссе на иностранном языке). Максимальный балл по комплексному тесту - 30.

Фото: iStock

Фото: iStock

Вышка может выделить дополнительные внеконкурсные места для школьников-инвалидов, детей из многодетных семей, сирот, победителей и призеров заключительного этапа олимпиады "Ступени" за 8 класс, учеников, живущих в Басманном районе, детей и внуков работников Вышки, близнецов, один из которых не набрал проходной балл.

- РАНХИГС. В лицее Академии народного хозяйства и госслужбы при Президенте набор идет в 10-й класс. Аттестат об основном общем образовании обязателен! В отличие от других предуниверситариев лицей РАНХИГС принимает документы до 1 июня. Так что можно попытаться сначала поступать в лицей Вышки (там все это проходит гораздо раньше, а потом принести документы в академию). Если вдруг остались свободные места, после 1 июля вуз может открыть повторный прием заявок. Так что есть смысл следить за сайтом.

- МИФИ. В предуниверситариях МИФИ (это лицеи 1511 и 1523) есть набор в 8-е классы. Лицей 1511 набирает три физико-математических класса, лицей 1523 - пять, тут есть еще расширенное изучение информатики и химии. Поступить можно двумя путями - сдать экзамены или пройти по результатам тестирования МЦКО. Тестирование МЦКО продлится до 30 апреля.

- МГМУ им. Сеченова. В предуниверситарий набирают только учеников в 10-й и 11-й классы. Вступительные испытания - химия, биология. Плюс к этому вас попросят сдать выпускные экзамены в школе после 9 класса по русскому, математике, биологии и химии. Приоритет - химия. Зачисление будет проходить сразу после школьных экзаменов до 6 июля.

Мария Поляничева

Мария Поляничева

Вы любите учиться? Хотите стать крутым специалистом? У нас хорошие новости: не обязательно оставаться в районной школе с хулиганами, однотипными заданиями и злым физруком. В Москве (и не только) есть замечательные школы при вузах, где вам будет интересно. Подробнее — в этой статье.

О чем вообще речь? У большинства топовых вузов есть школы для умных ребят. Вместе с учителями там работают преподаватели вуза, а обучение выстроено по особой модели. Вузам такие школы нужны, чтобы подготовить себе талантливых абитуриентов. Но никаких обязательств нет: например, выпускники лицея ВШЭ могут поступить в МГУ, и наоборот.

Если вы еще не выбрали профессию, это нормально. Воспользуйтесь консультацией со специалистом по поступлению! Вы расскажете о своих интересах и узнаете бесценную информацию: какие направления рассмотреть, о каких вузах почитать, к каким ЕГЭ готовиться. Все это абсолютно бесплатно.

Для начала расскажем о наиболее распространенных мифах, связанных со школами при вузах.

«Все школы при вузах платные» — миф

Сегодня многие гимназии и лицеи — негосударственными образовательные учреждения. Некоторые из них платные, но далеко не все! Важно узнать условия оплаты заранее.

«Все высококвалифицированные специалисты работают в лицеях и
гимназиях» — миф

Во многих «обычных» школах работают крутые учителя. Однако что в школах при вузах у преподавателей больше свободы. У них есть пространство для творческих идей и нестандартных решений.

«В лицеях программа отличается» — правда!

В школах при вузах вводят профильные предметы (языки, экономику, высшую математику и многое другое), а непрофильные убирают. Так, у соцгума нет физики и химии, у технарей — литературы и географии. И так далее. Бесспорно, нагрузка у гимназистов и лицеистов выше, но это полезно при поступлении в вуз.

«В лицеях и гимназиях лучше готовят к ЕГЭ» — миф

Безусловно, выпускники школ при вузах хорошо сдают ЕГЭ. Но почему? «Обычные» школы готовят универсальных
выпускников, такие дети (теоретически) смогут поступить на любой
профиль после школы. В лицеях и гимназиях все иначе. Тут никто не претендует на универсальность: ребят готовят на высокие баллы ЕГЭ по профильным предметам.

«Из гимназии или лицея могут отчислить» — правда!

В школах при вузах ребята сдают экзамены. Сначала для того, чтобы поступить, потом — для перевода в следующий класс. Если ученик не сдаст переводной экзаменах, его отчислят без права на восстановление.

Что нужно учитывать, поступая в школы при вузах?

Выбирая предпрофессиональное образование, важно учитывать многие факторы.

  • Самодисциплина. Вы должны нести ответственность за свою учебу. Никто не будет бегать за вами, чтобы вы сдали домашнюю работу или проект.
  • Нагрузка. Вы должны хорошо понимать, что учеба — это ваш труд и ваша ответственность. Нагрузка в предпрофессиональных учреждениях колоссально отличается от школьной. Здесь мы получаем пары вместо уроков, курсовые проекты вместо привычных докладов, огромные списки литературы. Объём действительно очень большой, и далеко не каждый готов к нему.
  • Профессия. Важно понимать, что мы выбираем будущее уже в школе. Дальше поменять профиль будет сложнее, ведь многие предметы просто исключены из программы.

Поступление в школы при вузах

Поступление в лицеи и гимназии начинаются с 7-8 класса. Ученики должны подать документы, при необходимости написать ДВИ (дополнительное внутреннее испытание) или мотивационное эссе.

Поступление проходит на конкурсной основе. Зачисляют только лучших — как в университет.

Учеников набирают в 7-10 классы. В 11 классе поступить в предуниверсарий почти невозможно, так как профильные классы уже сформированы.

Для поступления нужно собрать пакет документов:

  1. Анкета. Вы заполняете форму, указываете данные о себе и родителях (законных представителях), сведения о нынешней школе. Важно написать о праве на социальные льготы.
  2. Согласие на обработку персональных данных.
  3. Заявление на профиль (часто входит в анкету). Можно выбрать одну специализацию, или две, если одна из них является приоритетной.
  4. Результаты ДВИ и мотивационное эссе

Дальше остается только ждать результатов.

Как выбрать предуниверситарий?

Выбор лицея или гимназии — трудность, с которой сталкиваются многие школьники и их родители. Учреждения предоставляют широкий выбор специальностей, поэтому нужно хорошо подумать, прежде чем выбирать конкретный профиль.

Самое логичное решение — выбрать специальность и направление в вузе мечты. После этого смело можно поступать в школу при этом вузе на выбранный профиль.

Лучшие школы при вузах

Теперь вы знаете достаточно о том, какие бывают школы при вузах, какие у них особенности, как туда поступить. Остается только выбрать конретную школу. Заинтересовало? Сейчас мы расскажем про топовые предуниверсарии.

Университетская гимназия МГУ

Структурное подразделение МГУ. Открыта 1 сентября 2016 года.

Обучение в гимназии проводится по пяти профилям: математическому, инженерному, естественнонаучному, гуманитарному и социально-экономическому.

Лицей Президентской академии (РАНХиГС)

Лицей Президентской академии –уникальное подразделение РАНХиГС. Это предуниверсарий с углубленным изучением общественных наук и иностранных языков. Ученики могут попробовать себя в области общественных наук, управления, бизнеса, юриспруденции, лингвистики.

Лицей устроен современно. Например, внутри академии существует внутренняя онлайн-библиотека и отдельная академическая интернет-сеть. Также тестируется обучение по индивидуальным учебным планам.

Академическая гимназия имени Д. К. Фаддеева при СПбГУ

В гимназии углубленно изучают предметы выбранного направления. Кстати, есть спецкурсы и учебная практика на базе факультетов СПбГУ:

  • биологический факультет
  • институт наук о Земле
  • математико-механический факультет
  • физический факультет
  • институт химии
  • факультет прикладной математики — процессов управления
  • институт истории

Заочная физико-техническая школа МФТИ

Школа проводит набор в 8-11 классы. Есть уникальные методические пособия, дополнительное образование по физике и математике.


  • Университетская гимназия МГУ

  • Лицей Президентской академии

  • Школа МФТИ
Лучшие школы при вузах, часть 1

Экономический лицей ФГБОУ ВО «РЭУ имени Г.В. Плеханова»

Предпрофильная подготовка учащихся 8-9 классов и профильное обучение в 10-11 классах проходит по 4 профилям: социально-экономическому, гуманитарному, информационно-технологическому и естественнонаучному.

Лицей НИУ ВШЭ

Лицей, входящий в состав Национального исследовательского университета «Высшая школа экономики», открылся в сентябре 2013 года. Каждый год ситуация с проходными баллами очень отличается, поэтому ориентироваться на предыдущие года не стоит. Кстати, набор в лицей ведётся с 8-ого класса.

В лицее 9 направлений: «Экономика и математика», «Экономика и социальные науки», «Гуманитарные науки», «Дизайн», «Востоковедение», «Информатика, инженерия и математика», «Юриспруденция», «Психология», «Математика», «Естественные науки».

Горчаковский лицей при МГИМО

Горчаковский лицей был создан 8 апреля 2016 года на базе Одинцовского филиала МГИМО. Качественное лицейское образование позволяет подготовиться к поступлению в МГИМО и дальнейшему обучению в университете.

Лицей №1580 МГТУ им. Баумана

Московская городская средняя общеобразовательная физико-математическая школа № 1180 при МГТУ имени Н.Э. Баумана основана в 1989 году. Физико-математический лицей нацелен на подготовку своих учащихся поступлению в МГТУ имени Баумана.

Бауманский лицей — лучшее, что можно предложить математическому ребёнку. Лицей построен достаточно давно, внутри выглядит современно. По статистике за 2018 год 83% выпускников успешно поступили в вуз.


  • Лицей НИУ ВШЭ

  • Горчаковский лицей при МГИМО

  • Лицей №1580 МГТУ им. Баумана
Лучшие школы при вузах, часть 2

Школа №138 при МГМУ им. Сеченова

Самое специализированное заведение, которые предлагает широкий набор специальностей:

  • Техническая
  • Физкультурно-спортивная
  • Естественнонаучная
  • Социально-педагогическая
  • Туристско-краеведческая
  • Художественная

Школа готовит выпускников к поступлению по всем представленным направлениям.

СУНЦ УрФУ

Специализированный учебно-научный центр Уральского университета в Екатеринбурге начал свою работу 1 сентября 1989 года. Однако официальным годом рождения считается 1990: в апреле этого года было издано соответствующее постановление Правительства СССР об организации СУНЦ.

Главный плюс — многопрофильность. Сегодня УрФУ — это технологичное и многопрофильное учреждение, отвечающее всем образовательным требованиям. Поступление в школу при УрФУ осуществляется с 8-ого класса. Кстати, в СУНЦе есть 6 направлений: физ-мат, инфо-тех, физ-хим, соц-гум, соц-эк, хим-био.

ФМШ при НГУ

Физико-математическая школа им. М. А. Лаврентьева при НГУ (Новосибирск) — один из четырех специализированных учебно-научных центров России. Здесь школьники получают качественное образование по естественным и гуманитарным наукам.


  • Школа №1380 при МГМУ им. Сеченова

  • СУНЦ УрФУ
  • ФМШ НГУ — школы при вузах
    ФМШ НГУ

Физико-математическая школа ННГУ им. Лобачевского

Специальная физико-математическая школа в Нижнем Новгороде даёт возможность получить высококачественное образование по предложенному профилю. Поступающие 10-11 классов сдают внутренний экзамен по физике, после чего поступают на конкурсной основе. Школа очень сильная, знания даются качественные. Но объём большой, стоит быть к этому готовым.

Предуниверситарий МИФИ

Предуниверситарий НИЯУ МИФИ создан в рамках Пилотного проекта Департамента образования города Москвы. Кстати, лицея при МИФИ два. Оба имеют оснащенные современной техникой лаборатории, компьютерные классы.

Поступление осуществляется с 7-ого класса и проходит в форме внутреннего экзамена.


  • Физико-математическая школа ННГУ им. Лобачевского
  • МИФИ: школы при вузах
    Предуниверситарий МИФИ

Выбор большой! В заключение напомним: лучшая стратегия — определиться с будущим направлением в вузе мечты. А сделать это можно с помощью бесплатной консультации на нашем сайте. Удачи с поступлением!

Говорят, студенчество самая радостная пора. Однако сколько нервов приходится потратить детям, а особенно их родителям, прежде чем вчерашний школьник пополнит ряды поступивших. Курсы, репетиторы, подготовительные отделения однажды становятся реальностью, заставляя родителей, в сотый раз задумываться о том, что выбрать, дабы ребенок получил максимальные шансы на поступление. Не последнее место в думах родителей занимают частные школы, вопросы о которых приходят на наш информационно-образовательный портал "Всевед".

Если зайти на сайт любой частной школы, то можно увидеть список вузов, куда она обещает подготовить своих учеников. Список впечатляет: МГУ, МГИМО, Финансовая Академия, Высшая школа экономики, РЭА им. Плеханова, МГТУ им. Баумана, РУДН, МИФИ, МАИ, МИСиС, РХТУ им. Менделеева, ГУУ и прочие престижные и не очень институты и университеты. Причем поступление гарантируют стопроцентное, что не может не радовать. Конечно, можно отдать ребенка на подготовительные курсы, но ведь гораздо удобнее заниматься в школе, не тратя лишнее время на разъезды. Эта мысль привлекательна и играет не последнюю роль, но, напрашивается вопрос, каким образом школы осуществляют подготовку в такие разные вузы? Чтобы получить на него ответ, мы решили обзвонить некоторые частные школы, признанные лучшими в 2005 году по мнению журнала "Куда пойти учиться" (№ 16 от 25.04.2005).

Школы: поступление в вуз гарантированно

Подготовка в вузы осуществляется, как правило, по двум направлениям: школа либо заключает договор с вузом, либо справляется своими силами. Текст договора является коммерческой тайной. Но суть, по словам школ, сводиться к тому, что вуз его подписавший, обязан присылать своих преподавателей, которые будут читать лекции по профильным предметам, а также время от времени принимать учеников у себя, чтобы те могли освоиться в институтской атмосфере. При этом в школах подчеркивали, что договор не дает никаких льгот при поступлении, ученик сдает экзамены только за счет знаний. Льготы могут получить только победители Олимпиад, но для участия в них не обязательно быть воспитанником частной школы. Если школа является базовой при вузе (не имеет значение, государственная она или частная), ее ученики могут сдавать экзамены до основного потока, а в некоторых случаях даже зачисляться сразу на второй курс.

Поскольку в частных школах профильных классов нет, учеников распределяют по группам, ориентированным на конкретный вуз, либо на определенное направление: гуманитарное, экономическое, естественнонаучное и т.д.

Так, например, в школе "Венда" существует пять профилей, каждый из них имеет набор предметов, которые изучаются углубленно. При этом ребенок может взять предмет из другого профиля (например, лингвистика). Занятия проходят как в группе, так и индивидуально. Школа приглашает институтских преподавателей, а также направляет в вузы своих на переподготовку.

В Ломоносовской школе не скрывают, что для поступления, например, в МГИМО родителям приходится нанимать репетиторов, поскольку институт этот очень серьезный. Педагоги школы знакомы с программой вступительных экзаменов вуза, куда ребенок собирается поступать, и занимаются с ним иногда в группе, иногда индивидуально. Приглашать преподавателя из вуза имеет смысл тогда, когда набирается группа из 5-6 человек. Руководство школы считает, что для поступления в институт недостаточно просто хорошо выучить предметы. Программа каждого вуза имеет свои нюансы, свою точку зрения на спорные вопросы. И при подготовке очень важно эти нюансы учитывать. Ломоносовская школа указывает контакты со следующими вузами: МГУ им. М.В. Ломоносова, ГУ-ВШЭ, РЭА им. Г.В. Плеханова, МГИМО, Академия труда и социальных отношений, Международный университет бизнеса и управления, Российская академия адвокатуры, МГТУ им. Н.Э. Баумана, МИФИ, МАИ,

МАТИ, МИРЭА. Комментарии некоторых вузов см. в таблице.

Во многих школах существует система спецкурсов. Так, школа "Наследник" распределяет учеников по группам и приглашает в каждой группе преподавателя. Школа "Наследник" указывает контакты со следующими вузами: МИФИ, Финансовая академия, Всероссийская академия внешней торговли, ГУУ, МГУ им. М.В. Ломоносова, ГУ-ВШЭ, ИМПЭ им. А.С. Грибоедова, МИТЭК МГИМО, МИРБИС, МПГУ, Международный университет (в Москве), РХТУ им. Д.И. Менделеева, МИСИС, МГЮА, Первый московский юридический институт. Комментарии некоторых вузов см. в таблице.

В школу "Сотрудничество", которая является многопрофильной, преподаватели приезжают три раза в неделю, и читают спецкурсы по выбранному учеником направлению. Также с ребятами занимаются и школьные учителя, которым вузы предоставляют программу вступительных экзаменов. Школа указывает контакты со следующими вузами: ГУ-ВШЭ, Московский государственный социальный университет, МГУЭСИ, МГТУ им. Н.Э. Баумана, РГГУ. Комментарии некоторых вузов см. в таблице.

Своими силами обходятся, например, в школах "Колледж 21 век" и "Алеф". Здесь сообщили, что их учителя имеют высокую квалификацию, некоторые преподают в высших учебных заведениях, поэтому вполне в состоянии подготовить абитуриента.

С некоторой иронией наши вопросы встретили в школе "Ромашка". Здесь нам также сообщили, что поступление стопроцентное. И тут же заметили, что вряд ли в какой-то другой школе прозвучит иная цифра. И не потому, что обманывают, а потому что состоятельные родители (а именно их дети посещают частные школы) найдут способы устроить своего ребенка в вуз.

Вузы: "договор" со школой - понятие растяжимое

Проверить информацию, касающуюся сотрудничества со школами, мы решили в вузах, логично предположив, что родители заходят сделать то же самое. Для чистоты эксперимента наш корреспондент представлялся родителем девятиклассника. Итак, что же сказали вузы.

Некоторые из них удивились, потому что не имеют никаких договоров со школами. У кого-то есть свои лицейские классы. Институты, имеющие договоренности подчеркнули, что договор сам по себе вещь достаточно спорная, гарантий никаких не дает, ибо понятие "сотрудничество" можно толковать по-разному. Так, например, в ГУ-ВШЭ подтвердили, что Ломоносовская школа является одной из их базовых школ. Но заметили, что желающих поступить в их вуз из этой школы очень мало, поэтому преподавателям невыгодно тратить время и по нескольку раз в неделю ездить туда ради 3-4 учеников. Для этого должна набраться группа хотя бы из десяти поступающих. И все же договор со школой действительно имеется, но… Эти договоры мало к чему обязывают. По ним ученик может просто приехать в вуз и прослушать какой-нибудь курс предметов. Кто скажет после этого, что школа не сотрудничает с вузом? Сотрудничает, однако, не совсем так, как это представляется родителям. Так, по крайней мере, считают представители целого ряда престижных государственных вузов.

Вообще надо отметить, что большинство институтов настаивали на том, что школы - школами, а готовиться все-таки лучше на подготовительных курсах. А еще лучше в специальных лицеях и профильных (лицейских) классах, куда тоже существует конкурс. Так, например, в МГТУ им. Баумана нам честно сказали, что к частным школам относятся с недоверием. По мнению сотрудников, частные школы больше внимания обращают не на то, что нужно вузу, а на то, что нужно им. Так что если хотите гарантировано поступить в Бауманку, лучше сразу настраиваться на их лицей, потому что там готовят так, как нужно вузу. Правда, поступить в этот лицей едва ли легче, чем в университет, а программа занятий очень сложная, зато о будущем можно не переживать. А вот подготовительные курсы в Бауманку также не дают серьезных гарантий, хотя и помогают абитуриенту сориентироваться.

А, например, в Налоговой академии, которая имеет свои профильные классы в государственных общеобразовательных школах, вообще не видят смысла забирать ребенка из родной школы. Ведь Министерство образования несколько лет назад отменило льготы для поступающих из базовых школ, так зачем наносить ребенку лишнюю травму, проще отдать его на курсы.

В ИМПЭ им. Грибоедова подтвердили, что договоренности с частными школами есть, но в основном они натаскивают абитуриентов силами своих учителей. Иногда дети приходят на лекции в вуз, иногда преподаватели ездят в школы, но все это носит эпизодический характер.

Вообще, после разговоров с вузами сложилось впечатление, что если уж родители решили поменять ребенку школу, откуда ему будет проще поступить в нужный институт, лучше выбирать лицей при вузе (5 - 11 классы, 9 - 11 классы или 10 - 11 классы). Свои лицеи или профильные (лицейские) классы имеют, например, МГУ, ГУУ, РГГУ, Институт международной торговли и права, МГЛУ, Международный университет в Москве, Налоговая Академия. Кстати, необходимо разделять понятие "лицей" и "профильные (лицейские) классы". Классы открываются при определенной школе и ориентированы на конкретный вуз. И по мере набора они могут работать или закрываться. Вся остальная школа учится по обычной программе. Лицей же полностью ориентирован на вуз и дает более основательную подготовку. Еще мы столкнулись с таким понятием, как школа-вуз. Так, при Институте международной торговли и права существует Школа, где обучение проходит только в 10 - 11 классах, что можно отнести к понятию лицей.

Преимущество подобных лицеев и профильных классов в том, что они дают знания не вообще, а именно те, которые нужны в том или ином институте. Преподаватели систематически читают лекции по нужным предметам, добиваясь того, чтобы к моменту поступления абитуриент соответствовал уровню выбранного вуза. Это, кстати, очень пригодится ему в дальнейшем, когда он поступит. Такому студенту ориентироваться в требованиях своего института будет гораздо проще.

Итак, подведем итоги. Какие варианты подготовки существуют и на что лучше ориентироваться.

  • Первое место по эффективности занимают лицеи, школы при вузах, а также профильные (лицейские) классы, об их преимуществах мы писали выше. Этот вариант очень подходит тем родителям, которые не хотят отрывать ребенка от школы.
  • Немало шансов на поступление есть и у выпускников подготовительных курсов. Однако тут стоит быть внимательнее: если при вузе есть лицей или классы, то основные усилия будут сосредоточены именно на них.
  • И, наконец, на последнем месте стоят школы, имеющие с вузом договор. С точки зрения подготовки они наименее эффективны, так как, пытаясь работать сразу с несколькими вузами, находятся в более проигрышной ситуации. Им сложнее качественно подготовиться своих выпускников, а это наводит на мысль о том, стоит ли доверять подготовку непрофильной школе.

В заключении хотелось бы сказать, что мы не ставили себе целью умалить авторитет школ и готовы ответить на любые вопросы, касающиеся темы данной статьи. Информация, которую нам дали вузы, не является тайной, ее может получить любой родитель, просто позвонив по телефону.

Читайте также: