С каким этапом развития общества связывают возникновение налоговой системы

Опубликовано: 22.04.2024

Курсы по бухгалтерии и налогам

Налоги являются необходимым элементом в экономических отношениях компании с момента возникновения государства. За эволюцией и модификацией форм обязательно государства следуют модификации фискальной системы. В настоящее время в цивилизованном обществе налоги являются основным источником дохода для государства. Помимо этой чисто финансовой функции, фискальный механизм применяется государством для воздействия на производственный процесс, его динамику и структуру, научно-технический процесс.

Экономическая теория налогообложения ставит в центр внимания проблемы изучения последствий налогообложения как на микроэкономическом, так и на макроэкономическом уровнях. В этом смысле базовая концепция - это фискальное влияние: кто в конечном итоге несет бремя налога и как это влияет на всю экономику.

В фискальной сфере известно несколько понятий, относящихся к одному и тому же объекту, а именно: расчет, получение и сбор налогов, налогов и других доходов в пользу государства.

Фискальная система может быть определена как совокупность налогов, взимаемых в государстве, которое обеспечивает значительную часть доходов бюджета.

Другое определение фискальной системы разработано Л. Мелем и П. Белтрамом, рассматривая фискальную систему как совокупность налогов, в которых компоненты находятся в динамическом отношении между ними как экономической системой и социально-политическим аппаратом.

Фискальная система - это выражение политической воли компании, организованной на определенной территории, которая обладает достаточной независимостью для обеспечения через представительные органы «разработки» и «оснащения» рядом правовых норм, и, в частности, налог.

Возникновение и развитие фискальных систем неразрывно связаны с процессом удовлетворения потребностей человека и существованием социальной организации человечества.

Каждое государство с древности до наших дней сформировало свою фискальную систему, более или менее усовершенствованную.

Современные налоговые системы являются продуктом истории человеческой цивилизации, их эволюция отражает эволюцию социально-экономических структур, идеологических и политических течений, научных исследований последних нескольких веков.

В эволюции фискальных систем мы можем разграничить несколько этапов, знание которых позволит нам понять настоящее, обойти ошибки прошлого и наметить будущее.

Старый этап эволюции фискальных систем заканчивается в начале 16-го века, для которого характерны фискальные структуры, характерные для сельскохозяйственной цивилизации, и включает более длительный период времени, в течение которого фискальные отношения развиваются очень медленно, что связано с медленной эволюцией политических и экономических структур. различных административных единиц, которые были нестабильны и постоянно менялись.

На этом этапе средствами производства и основной формой благосостояния были земля, экономическая деятельность производилась вручную, а в обменных отношениях использовались параллельные денежные стандарты.

Каждая административно-территориальная единица, а также провинции и местные органы власти, которые ее формировали, ввели свои собственные налоговые налоги и правила сбора. Сумма этих налогов в виде обязательств в натуральной или денежной форме постоянно колеблется, не будучи заранее известной населению.

Характерным для европейских человеческих обществ до шестнадцатого столетия было определение уровня налоговых сборов, соответствующих потребностям существующих структур, на которые, в свою очередь, повлияла совокупность доходов, полученных от завоеваний и колонизации, вызванных ими расходов и отношения правящих классов. Сформировавшиеся в этот период характеризовались тем, что:

  1. фискальные обязательства были установлены и распределены произвольно, различаясь в зависимости от уровня каждой административной единицы, регулярности сбора налогов;
  2. были социальные неравенства;

Либеральная стадия в развитии налоговых систем начинается с конца шестнадцатого века до второй половины девятнадцатого века (1870) - во время которого происходят значительные экономические изменения и социальные движения.

Существующие фискальные структуры начинают отражать возникновение капиталистической собственности и производства, что вызывает появление новых социальных классов: сельскохозяйственных рабочих, промышленных рабочих, буржуазии в образовании. Также в этот период происходят изменения в способе распределения доходов в компании. В рядах формирующихся социальных классов появляются критики в отношении тех фискальных привилегий, которые дает дворянство.

В результате экономического развития и фискальных систем, соответственно, в странах Западной Европы в 20 веке. XVII и XVIII появляются серии фискальных сочинений, которые изучали налоги с нескольких точек зрения, а именно: законность, законность и социальное влияние (во Франции, Кенэ, Монтескье и Руссо), выражая свое неодобрение высоких налогов или надеясь, что налоги они временные.

В качестве заключения для анализируемой фазы мы должны упомянуть, что налоговая система была следствием социальной организации тех времен, социального неравенства, которое также проявлялось в плоскости фискального неравенства, а также земельной собственности, которая Это был важный источник дохода страны и был освобожден от любых налогов в этот период.

В этот период появляются первые экономические теории, разработанные Адамом Смитом и Дэвидом Рикардо, которые будут влиять на решения новых публичных властей в эволюции фискальных систем. На европейском уровне идея Адама Смита - каждый вносит свой вклад в доход, для которого государство обеспечивает защиту, - реализуется в виде налога на прибыль в различных формах: по источникам дохода, по внешним показателям, глобальному доходу.

В XIX веке политические идеи буржуазии к власти вызовут быстрые изменения в фискальных структурах. Политика либеральных государств начинает основываться на преобладании прямых налогов и, в частности, на введении подоходного налога как основного источника финансирования бюджетного учреждения.

Еще одна реформа прямого налогообложения, предложенная в 1910 году Э. Костинеску, заключалась в том, чтобы упростить налогообложение всех доходов, что является попыткой ввести единый подоходный налог, в том числе 6 прямых налогов - земельный налог зарплата, личное имущество, патенты, личный налог и налог с гектара проживания. Этот налог будет прогрессивным. Налогооблагаемый доход был тем, что осталось от налогоплательщика после вычета расходов, понесенных для его приобретения.

Реформа, предложенная в 1910 году, характеризовалась тенденцией к упрощению механизмов, налогового законодательства того периода и увеличению государственных доходов по мере увеличения личного и национального богатства.

Начало 1923 года ознаменовалось применением новых законов о прямых взносах. Эта новая система прямых налогов была основана на налогообложении доходов физических лиц, устанавливая 6 налогов, называемых элементарными: сельское хозяйство, здания, мебель, заработная плата, промышленность и торговля (включая банки) и профессии.

Налог на глобальный доход основывался на совокупном годовом доходе налогоплательщика, который состоял из доходов, облагаемых элементарными налогами. Чтобы рассчитать этот налог, был наложен доход всех членов семьи, причем глобальный доход формировался путем вычета элементарных налогов и процентов, выплачиваемых по ипотечным долгам.

Для промышленных и коммерческих предприятий глобальный налог был заменен прогрессивным дополнительным налогом, ставки которого варьировались в зависимости от прибыльности предприятия, рассчитанной как соотношение между чистой прибылью и уставным капиталом плюс резервы.

Налог на доход с заработной платы, доход, облагаемый двойным налогообложением, был снижен для небольших зарплат и увеличен для более высоких зарплат. Фискальный режим, применяемый к трудовым доходам, объясняет высокую доходность налога на заработную плату и его важность во всей системе прямых взносов.

Важным этапом в эволюции фискальных систем является мировой экономический кризис 1929-1933 годов, когда происходит смещение фискального давления с подоходных налогов на налоги на потребление и таможенные налоги.

1929 год сопровождался несколькими налоговыми реформами

  1. "Закон о пресечении уклонения от уплаты налогов на прямые взносы" был принят;
  2. Налоги, уплачиваемые профессионалами, были снижены;
  3. Государственные предприятия и государственные монополии были вновь организованы на коммерческих принципах;
  4. Квоты были снижены до налогов на землю и недвижимость;
  5. Позже, в 1934 году, закон о прямых взносах отменил налог на прогрессивный глобальный доход, и вместо него был добавлен дополнительный налог, добавляемый к каждому элементарному налогу, для отслеживания всего дохода в целях предотвращения уклонения от уплаты налогов.

При установлении прямых налогов особое внимание было уделено тем, которые связаны с конкретной экономикой, снижением заработной платы и недвижимости. Начиная с 1935 года, косвенные налоги, применяемые к потреблению и движению товаров, были увеличены, с налогов на оборот, гербовый сбор и регистрацию, которые стали важнейшим источником доходов бюджета.

Ряд существенных изменений претерпел прямые налоги во время войны, наиболее важным из которых стало введение в 1941 году системы налогообложения доходов от промышленности и торговли, основанной на обороте, который имел более высокий результат доли налогов, уплачиваемых промышленностью, в торговле. и банки. В годы войны система прямых налогов была дополнена специальным налогом для одиноких.

В период между окончанием экономического кризиса и окончанием Второй мировой войны цель состояла в том, чтобы установить все источники дохода, финансировать несбалансированные бюджеты кризиса, расходы и ущерб, нанесенные войной.

После войны налоговые системы ряда стран отражают политические доктрины приходящих к власти режимов, развитие экономических и социальных структур, необходимость обеспечения свободного движения капитала, экономических товаров и услуг, защиту национального сельского хозяйства и промышленности.

Налоговые системы экономически слаборазвитых стран отражают слегка различающиеся экономические структуры, которые характеризуются низкой производительностью и неравномерным развитием, подчеркивая значительную долю деятельности, связанной с эксплуатацией сырья и сельскохозяйственной продукции, и необходимость защиты промышленности для ее развития.

Посетите страницу наших курсов бухгалтерского учета и налогообложения, мы уверены, вам понравится наш курс и вы неизменно найдете в нам много нового для себя.

Привет мой дорогой инвестор! Я немножко закопался в ремонте квартиры и давно не публиковал материалы, но вчера я прочитал интереснейшую историю которой сегодня и хочу поделится. В этой статье не будет прогнозов, рекомендаций, обзоров и.т.д. Только экскурс в историю.

Иисус и налоги

Первые упоминания о налогах присутствуют еще в библии. В одной из ее глав описывается, как к апостолу Петру подошли мытари с вопросом, будет ли Иисус платить налог. Христос, узнав от своего ученика, что с него требуют налог, сказал: «Цари земные собирают налоги с чужих, ибо свои свободны».

Современному человеку сложно осознать смысл сказанного, но тут все очень просто, посыл был в том, что налог в древности приравнивался к рабству. Ведь только рабы своим трудом платили хозяину постоянно . Все остальные платили добровольно и только в определенных случаях.

Но и это не является первым появлением налогов в мире, ведь как мы знаем Иисус предположительно жил во время существования Римской империи, а там уже были налоги.

Точная дата появления налогов.

К сожалению не известна. Эксперты предполагают, что первые налоги появились с первыми государствами, но это поверхностное суждение как по мне.

Есть и эксперты и историки, которые почти пол жизни посвятили поиску ответа на этот вопрос. Как считают эти люди налог изначально выглядел следующим образом: Собиралось некое формирование людей с общий целью и интересами, они "скидывались" для достижения общей цели.

Мне эта идея достаточно близка к слову, но лично я бы приравнял это к инвестированию. Например несколько купцов скидываются для достижения одной общей цели. Хотя с другой стороны если скидывается жители целой территории это уже добровольный налог. Вообщем я считаю что начиналось все точно с инвестирования, я ж инвестор =), а вы решайте для себя сами.

Как выглядели налоги раньше? И как мы докатились до сегодняшнего бардака

Налоги древнего мира носили исключительно добровольный характер , как минимум в начале своей истории. С появлением первых признаков государственности появилось некое действие под названием добровольно-принудительный налог.

Что это означает - с появлением первых королей, вождей, баронов и.т.д. простые люди были почти обязаны, в случае какого-либо события, например свадьбы принцессы или войны вносить свою лепту, кто то шел служить, кто то давал продовольствие для армии, кто то оружие, кто то деньги, кто то еще что то. Это было очень почетно, а потому почти обязательно. Человека который не финансировал войну своего короля могли заклеймить чуть ли не предателем.

В великой хартии вольности например было записано, что ни один налог не может быть введен без согласия населения региона, с которого этот налог планировалось взимать.

У народа было право решать самостоятельно за что они будут платить, а за что нет! Да, конечно, все что было записано в ней, было нарушено чуть медленнее чем сразу. Но люди которые писали ее даже в те темные и далекие времена понимали, что налоги это зло! И что кормить всех за свой счет это очень глупо. А мы к сожалению сегодня этого не понимаем. Но об этом дальше.

И как бы вы не удивлялись, но такая налоговая система существовала до первой мировой войны, хотя и далеко не везде!

Первые обязательные налоги

Как нам известно, первая полноценная налоговая система была создана не где то там, а в величайшем государстве древнего мира! Римской империи.

Древний Рим вводил налоговые сборы только во время войны, но время шло, а аппетиты государства только росли, нужно было кормить бесконечную армию чиновников без которого оно не могло бы существовать, а еще были дворцы, школы, наука и.т.д., но об этом дальше.

Добывать деньги старыми методами т.е. войной для таких государств как Римская империя было уже не эффективно. Если брать за пример ту же Римскую империю, которая на пике своего могущества владел половиной мира и налоги были его основным способом дохода , для того что бы кормить весь свой аппарат чиновников и поддерживать порядок в провинциях.

Малообразованные люди стали считать это нормой и уже не помнили, что было в начале.

Как мы докатились до "сегодня".

Подводя итог могу вам сказать только одно, это мы с вами и наши предки дали возможность гос. аппарату обложить нас всем обилием нынешних налогов. Мы платим за дороги, к качеству которых есть серьезные претензии, платим налог на имущество которое государство не только не помогло нам приобрести, но и активно постарается отобрать если мы решим не платить. и ведь отберут.

А лучшая часть всего этого состоит в том, что мы платим невидимые налоги! (Прочтите книгу Богатый Папа, Бедный Папа) Бред? А я вам скажу пенсия - которой не хватит на оплату коммуналки или которую мы попросту не увидим, куда она денется если я умру в 64?,

13% НДФЛ - я работал, я трудился, не на государство, но я должен ему заплатить. Заплатить за то, что оно якобы меня защищает и создает блага для моего существования и я не буду спорить, в этом есть плюсы. Вот только минусов значительно больше, кто бы что не говорил.

Ну а вы решайте для себя сами, как лучше.

Платить за всех, вот наш выбор сегодня.

Хотелось бы еще отдельно от темы отметить, что если бы мы стали платить только за то, что считаем необходимым у нас были бы нормальные дороги, нормальная медицина. И конечно же чиновников раз в 20 меньше. Но к великому сожалению к этому мы уже никогда не придем, менталитет у людей в нашей стране был слишком деформирован налоговой системой и если налоги будут не обязательны мы не станем платить ни за что, даже за то что необходимо. Но мечтать об утопии, когда каждый действительно дает деньги на то, что считает необходимым, как говорится не вредно.

Налоги являются главным финансовым источником. С незапамятных времен присутствуют обязательные платежи части общественного продукта. Налогообложение имеют рыночные и нерыночные хозяйства.

История возникновения налогов длится тысячелетиями. Это основное звено экономики в отношениях государства и общества.

Первым периодом развития налогов был неразвит и имел случайный характер. Это было в древнем мире и средних веках.

Налоги появились с образованием государств, товарного производства и государственного аппарата: чиновников, армии и судов. Они были необходимы для содержания государства и институтов.

С начала это были бессистемные платежи в натуральной форме. Граждане выполняли повинности личного характера: участвовали в походах, барщина. Так же принимались продуты, снаряжение для армии и фураж. Римская империя и Афины вводили налоги только в военное время. Царь Дарий в качестве налогов брал евнухов. Так что общественная потребность определяла форму налогов.

Развитие товара-денежных отношений ввели денежную форму сбора налогов. Если ранее они шли на содержание армии и дворцов, строительство дорог и храмов, то потом налоги оказались главным доходом государства.

В древнем мире налоги отличались от современных. Их можно назвать квазиналогами, которые были дополнением к другим источникам госдохода: добыча на войне, государственное имущества – домены, регалии. Квазиналогами стали переходной ступенью к налогам.

Первая организованная налоговая система появилась в Древнем Риме.

Строительство зданий компенсировалось арендной платой с земель. Во время военных действий налоги платили со своих доходов. Сумма бралась от заявленного имущества и положения каждые пять лет – зарождение декларации о доходах.

Римская империя росла и завоевывала новые колонии. В них вводились коммунальные налоги и другие повинности. Сумма рассчитывалась так же, как и в Риме. При победе налоги могли уменьшить или отменить, исключением был коммунальный налог, который платили жители вне Рима постоянно.

Долгое время римские провинции не имели финансовых органов для установления и сбора налогов. Пользовались услугами откупщиков, которых трудно было контролировать. В результате развивались злоупотребление властью и коррупция. Начался экономический кризис.

Август Октавиан решил изменить систему налогообложения: отменены откупа, переоценили провинции, появились кадастры, переписали население, ввели декларации и преемственность налоговой службы. В Древнем Риме основными платежами были единая подушная и поземельная подать, а косвенными – налог с оборота, наследственный налог и др. Налоги начали регулировать экономические отношения. Многие налоги перешли в Византию.

В 16-18 века в Европе налоговая система отсутствовала. Налоги были в виде единовременных поборов. Собирали налоги откупщики, внося в казну государства сумму налога полностью. Получив право на сбор налога с населения, они собирали не только откуп, но и свою прибыль.

Развитие государств требовала обоснованной и рациональной системы налогообложения.

В 17-18 века начался новый период развития системы налогов. Сформированы налоговые системы с прямыми и косвенными налогами. Появились акцизы, подоходный и подушный налог.

Развитие демократии так же повлияла на налоги. В 1215 в Англии в «Хартии вольностей» указано, что налог можно ввести с одобрения нации.

После Великой французской революции правительство Франции начало утверждать бюджет.

Налоги становились причиной многих конфликтов в мире: Нидерланды и Испания, Швейцария и Австрия, казаки и Польша, Англия и ее колонии и т.д.

Примером налогового послабления может быть «Бостонское чаепитие» в 1773 году. Англия разрешила Ост-Индийской компании ввозить чай без пошлин в североамериканские колонии. Это значительно повысило ее конкуренцию.

Государственное налогообложение привело к возникновению теории налогообложения. Адам Смит сформулировал основные принципы налоговой системы.

В 19 веке количество налогов уменьшилось, а права при их назначении увеличились. Начали изучать природу, методики и проблемы налогообложения.

Подъем и концентрация производства и рост экономики вывели его на новый этап. Основными объектами стал переход ценностей от одного владельца к другому.

После Первой Мировой войны прошли налоговые реформы. В современной налоговой системе прямые налоги и подоходно-прогрессивный заняли ведущее место.

Налоги стали дифференцировать:
•принцип платежеспособности;
•принцип получаемой выгоды.

Сегодня хорошо развиты аудиторские, инвестиционные и консультационные компании. На возмездной основе работают частные и государственные институты: пенсионный фонд, благотворительные организации и т.д.

В экономической литературе отражены различные точки зрения и мнения относительно периодизации в развитии налогообложения. В каждом случае речь идет о периодизации налогообложения, основанной на истории (исторической хронологии) преимущественного использования тех или иных видов налогов, применения той или иной формы налогообложения, увеличения или сокращения их количества в разные исторические периоды.

Во-первых, оно тесно связано с развитием общества и государства Известно, что общества на различных континентах и в различных странах до сих пор находятся на разных стадиях развития.

Если в развитых европейских странах уже 200 лет идет процесс формирования гражданского общества, то, например, в Африке и некоторых частях Юго-Восточной Азии выход из родоплеменного состояния общества к цивилизованной форме только происходит. Если отмена рабства в Западной Европе произошла еще в III—V вв. н.э., то в странах Восточной Европы, в частности в России, отмена крепостного права произошла всего 140 лет тому назад.

Во-вторых, развитие налогообложения неразрывно связано с процессами, происходящими в экономике: товарным производством, появлением денег как всеобщего эквивалента и развитием обменных отношений, ценообразованием и т.д. За каждым таким процессом стоит конкретная экономическая категория, олицетворяющая совокупность экономических отношений, проявление которых в реальной действительности раскрывает их сущность.

В-третьих, развитие категории« налог», как и других экономических категорий, диалектично и подвергается качественным изменениям, вызванным объективными процессами и тенденциями, происходящими как в экономике, так в обществе в целом.

Переход налогообложения из одного качественного состояния в другое, более развитое состояние позволяет разделить весь процесс его развития на логические этапы, чтобы выявить факторы, повлиявшие на качественное изменение налоговых отношений, и установить предпосылки, приведшие к переходу налогообложения от одного уровня к другому, более развитому.

Все виды налогов, имевшие место в истории налогообложения с периода его возникновения до появления денег в роли всеобщегоэквивалента, взимались в форме натуральных повинностей и натуральных налогов Натуральные повинности— это возлагаемые государством на население обязанности выполнять определенные работы, широко применялись в рабовладельческих и феодальных государствах. При этом население привлекалось к содержанию двора, армии, к участию в строительстве дорог личным трудом и транспортными средствами Натуральные налоги представляли собой изъятие государством продуктов сельскохозяйственного производства. Это ранняя форма налогообложения, характерная для способов производства с преобладанием натурального хозяйства— рабовладельческого и феодального. Обе эти формы определяли характер налоговых отношений в период натурального хозяйства.

Расширение и углубление разделения труда, развитие товарно- денежных отношений и выделение из всей массы товаров одного товара— золота (денежной формы стоимости) в качестве всеобщего эквивалента внесли качественные изменения в экономическое развитие общества.

Переход от натурального хозяйства к товарному сопровождался сменой основного экономического закона феодализма, заключавшегося в производстве прибавочного продукта в виде феодальной ренты, основным экономическим законом капитализма, суть которого заключалась в извлечении прибавочного труда путем использования наемных рабочих в процессе производства и в присвоении прибавочной стоимости

Таким образом, на смену феодальной ренты, источником которой являлось исключительно сельскохозяйственное производство, пришла капиталистическая прибавочная стоимость, производство которой происходило преимущественно на промышленных предприятиях. В промышленный превращался капитал, нажитый не только в сельском хозяйстве, но и торговый, ростовщический и т.д.

С переходом от производства феодальной ренты как источника, с которого брались феодальные налоги, к производству капиталистической прибавочной стоимости как основному источнику уплаты капиталистических налогов существенно изменился характер налоговых отношений.

Во-первых, все действующие в то время налоги стали уплачиваться в денежном выражении что существенно облегчило работу по уплате и хранению средств, поступающих в казну в качестве налоговВо-вторых, если до сих пор даже не представлялось, что все должны платить налоги, и функции налогоплательщика переходили от одного класса к другому в зависимости от изменения форм государственных образований ( раннефеодальные монархии, сеньоральные монархии, сословно-представительские монархии и абсолютные монархии), то в новых условиях плательщиками налогов стали как капиталисты, так и рабочие.« Налог в буржуазном обществе стал взиматься не только со« своего класса», как при феодализме — с земельного собственника, но также с« чужих классов», т.е.

В-третьих, образование в период позднего феодализма государств с четко определенными границами, развитие межгосударственной торговли способствовали введению таможенных пошлин на ввоз и вывоз из страны различных товаров. Кроме того, домены и регалии были заменены множеством налогов и сборов, введенных в связи с оказанием населению и организациям государственных услуг юридического и прочего характера. В силу таких объективных обстоятельств налогообложение принимает вполне системный характер.

В-четвертых, единственным источником уплаты налогов стала совокупная стоимость вновь созданных товаров и услуг, произведенных на капиталистических предприятиях. При этом конкретными объектами налогообложения стали прибавочная стоимость ( прибыль), присваиваемая капиталистами, и заработная плата, получаемая наемными рабочими в результате реализации

своего труда (товара — рабочей силы).

Прибыль (доход капиталиста) и заработная плата (доход наемного рабочего) в совокупности составляют доход капиталистического предприятия, а относительно стоимости создаваемого товара они составляют только ее часть, которая вместе с издержками производства и обращения образует цену товара. Следовательно, в условиях капиталистического производства налог составляет только часть цены товара, являющегося результатом общественного труда.

Таким образом, качественно новое состояние налогообложения объясняется тем, что при переходе от натуральной формы уплаты налога к его денежной форме происходит принципиальное изменение не только в элементах налогообложения, но и основных источниках налогов. Если в условиях натурального хозяйства источником налогов являлась феодальная рента, производимая путем внеэкономического принуждения к труду лично- и поземельно-зависимых от феодала крестьян и не являющаяся результатом общественного труда, то источником капиталистического налога выступает прибавочная стоимость^ производимая путем экономического принуждения лично независимых от капитал истанаемныхрабочих и являющаясярезультатом непосредственнообщественноготруда Следовательнд в процессесмены феодальной ренты как источника уплаты феодальных налогов капиталистической прибавочной сто и мост ьнз т.е.

Несмотря на существенное отличие налогообложения в условие ях товарного производства от налогообложения в условиях натурального хозяйства, они имеют общие черты.

Во-первых, в том и в другом случае налоги остаются в качестве необходимого элемента общественного бытия.

Во-вторых, в том и в другом случае налоги взимаются для содержания государства, являющегося структурным подразделением эксплуататорского, социально несправедливого общества.

Налог, несмотря на форму его проявления ( изъятие части средств, заработанных гражданами и хозяйствующими субъектами в пользу государства), имеет политико-экономическое и социальное предназначение Сбор налогов осуществляется для содержания государству в функции которого входит исполнение и защита интересов общества Интересы общества—это совокупностьцелей политической экономическое социального> духовнощ культурногд военного и прочего характера, стоящих перед данным обществом

В эксплуататорских обществах ( рабовладельческом строе, феодализме, капитализме) государство служит орудием защиты интересов имущего класса. Налоги в данном случае идут на содержание государства, служащего интересам имущего класса (рабовладельцев, феодалов и капиталистов). В подобной ситуации не реализуется социальное предназначение налогов, поскольку решение социальных и других проблем неимущей части населения не входит в систему целей эксплуататорского общества. Поэтому налогообложение носит социально несправедливый характер.

Начавшийся в европейских государствах с XVII в. процесс перехода от абсолютизма к конституционному управлению, т.е. падение эксплуататорского режима и формирование представительной и демократической государственности сопровождался коренными изменениями в налогообложении Этот процесс формирования гражданского общества и установления демократической формы государственности основывался на господстве конституционности и законности Налогообложение как один из основных моментов этого процесса также получило законодательную основу.

Во Франции бюджетное право получает свое развитие только со времени Великой французской революции когда конституция 1791 г. определила порядок утверждения бюджета парламентом. С этого времени утверждение бюджета народным представительством начинает входить в жизнь всех европейских народов.

В России порядок составления государственной росписц или «сметы доходов и расходов», ведет свое начало с 1863 г.

Дальнейшее усиление влияния парламентов на государственные дела происходило в рамках принятых конституций, согласно которым в обществе должны главенствовать законы, принятые народными представителями, а не единоличные решения королей, царей и прочих узурпаторов власти. Кроме того, борьба рабочего класса, вызванная повышением степени эксплуатации наемной рабочей силы, усилила влияние рабочих профсоюзов на решение государством социально-экономических проблем трудящихся.

Усиление роли парламента(представительнойвласти) в вопросах общественного значения и борьба рабочего класса за социально справедливые производственные отношения стали реальными предпосылками к формированию гражданского общества Формирование гражданского общества неразрывно связано со строительством демократического государства Одним из принципов гражданского общества является социальное равенство всех граждан, являющихся членами данного общества Защита этого права граждан в условиях гражданского общества входит в функции государства Одним из основных направлений защиты прав граждан и организаций является социально справедливое налогообложение Если налоговая система государства не является социально справедливой то не может быть и речи о гражданском обществе и демократическом государстве Социальная справедливость является одним из основных принципов, определяющих характер налогообложения на современном этапе его развития

Коренные изменения в налогообложении связаны с переходом от эксплуататорскогообществак социальносправедливомугражданскому обществу. Изменения в налогообложении обусловили его переход на качественно новый уровень развития, т.е. переход от социально несправедливого налогообложения к социально справедливому налогообложению Таким образом, весь процесс развития налогообложения со времени возникновения до наших дней подразделяется на следующие этапы, обусловленные переходом его из одного качественного состояния в другое, более развитое:

натуральная форма оплаты налогов;

денежная форма оплаты налогов;

социально справедливое налогообложение.

Проблемы социально справедливого налогообложения волновали мыслителей еще с глубокой древности. В частности, в Древнем Китае представители учения« Конфуцианство» стояли за умеренное отношение к налогоплательщику. Они критиковали систему налогообложения, приводящую к истощению крестьянского хозяйства. Особое значение в решении проблем, связанных с социальной справедливостью в налогообложении имеют труды мыслителей нового времени шотландца А. Смита, немца А. Вагнера, русского Н. Тургенева и многих других, предложивших целую систему принципов налогообложения, с внедрением которых налогообложение станет воистину социально справедливым

1.1 Сущность и принципы построения налоговой системы РФ

Налогообложение – это закрепленная действующим законодательством процедура установления, взимания и уплаты налогов и сборов. Эта процедура в Российской Федерации регламентируется законодательством о налогах и сборах, представляющим собой упорядоченную систему норм и правил, содержащихся в законах и регулирующие отношения в сфере налогообложения.

Основным документом в законодательстве о налогах и сборах является Налоговый кодекс Российской Федерации (НК РФ), состоящий из двух частей. Первая часть НК РФ вступила в действие 1 января 1999 г., вторая – двумя годами позже.

Согласно статье 1 НК РФ законодательство о налогах и сборах состоит из Налогового Кодекса и принятых в соответствии с ним федеральных законах о налогах и сборах. В целом законодательство о налогах и сборах Российской Федерации можно представить как трехуровневую иерархическую систему, состоящую из:

  • федерального законодательства, включающего в себя Налоговый кодекс РФ и принимаемые в соответствии с ним нормативно-правовые акты на федеральном уровне;
  • регионального законодательства. В соответствии с НК РФ субъекты РФ вправе принимать нормативно-правовые акты, касающиеся региональных налогов и сборов;
  • нормативно-правовых актов органов местного самоуправления, которые регулируют порядок начисления и уплаты местных налогов и сборов.

Нормы, устанавливаемые законодательством о налогах и сборах нижестоящего уровня, должны приниматься во исполнение и не противоречить нормам вышестоящего уровня и Налоговому Кодексу РФ.

Налоговый Кодекс устанавливает (ст. 2 НК РФ):

  • 1) виды налогов и сборов, взимаемых в Российской Федерации;
  • 2) основания возникновения и порядок исполнения обязанностей по уплате налогов;
  • 3) принципы установления, введения в действие и прекращения действия ранее введенных налогов и сборов субъектов РФ и местных налогов и сборов;
  • 4) права и обязанности налогоплательщиков, налоговых органов и других участников отношений, регулируемых законодательством о налогах и сборах;
  • 5) формы и методы налогового контроля;
  • 6) ответственность за совершение налоговых правонарушений;
  • 7) порядок обжалования актов налоговых органов и действий их должностных лиц.

В соответствии со статьей 7 НК РФ если международным договором Российской Федерации, установлены иные правила, чем в НК РФ, то применяются правила и нормы международных договоров Российской Федерации.

Совокупность налогов и сборов, взимаемых с плательщиков в порядке и на условиях, определенных НК РФ представляет собой налоговую систему.

Налог – это обязательный, индивидуально безвозмездный платеж, взимаемый с организаций и физических лиц в форме отчуждения принадлежащих им на праве собственности, хозяйственного ведения или оперативного управления денежных средств в целях финансового обеспечения деятельности государства и (или) муниципальных образований (ст. 8 НК РФ).

Сбор – обязательный взнос, который взимается за оказание законно установленных услуг или предоставление определенного права (разрешения).

Необходимость налоговой системы вытекает из функциональных задач государства. Структура и организация налоговой системы страны характеризуют уровень ее государственного и экономического развития.

Формирование налоговой системы РФ проходило в несколько этапов:

1 этап (1991–1993) – принятие закона об основах налоговой системы РФ.

2 этап (1994–1998) – характеризуется внесением большого количества изменений и дополнений, что, безусловно, создавало нестабильность налоговой системы.

3 этап (1998–наше время) – этап введения в действие единого документа по налогам (НК РФ части 1 и 2).

В современную налоговую систему РФ входят четыре блока:

  • система налогов и сборов РФ;
  • система налоговых правоотношений;
  • система участников налоговых правоотношений;
  • нормативно-правовая база сферы налогообложения.

Функции налогов

Более полно сущность налоговой системы раскрывается в функциях налогов.

    Фискальная функция заключается в обеспечении государства за счет налоговых поступлений финансовыми ресурсами, необходимыми для покрытия его расходов.

Регулирующая (экономическая) функция. Она заключается в воздействии налогов на общественно-экономические отношения в государстве.

С помощью регулирующей функции осуществляется:

  • 1) регулирование спроса и предложения на товары (работы, услуги);
  • 2) выравнивание доходов бюджетов отдельных субъектов РФ.
  • Воспроизводственная функция заключается в существовании налогов, за счет которых осуществляется воспроизводство природных ресурсов (например, НДПИ, водный налог, земельный налог и т.п.).
  • Контрольная функция состоит в том, что в процессе налогообложения появляется возможность сопоставления фактических налоговых поступлений в бюджеты различных уровней с заранее запланированными показателями.
  • Принципы построения налоговой системы

    Условием оптимального использования функций налогов являются принципы налогообложения. Принципы налогообложения – это сущностные, базисные положения, касающиеся целесообразности и оценки налогов как экономического явления.

    Классическими принципами построения налоговой системы (по А. Смиту) являются:

    • принцип справедливости, который предполагает всеобщность обложения и равномерность распределения налога между гражданами соразмерно их доходам;
    • принцип определенности, заключающийся в том, что сумма, способ и время платежа должны быть точно и заранее известны налогоплательщику;
    • принцип удобства – налог должен взиматься в такое время и таким способом, которые представляют наибольшие удобства для плательщика;
    • принцип экономии – сокращение издержек взимания налогов.

    Принципы построения налоговой системы в Российской Федерации определены Конституцией РФ и НК РФ (ст. 3 ч. 1 НК РФ):

    • Каждое лицо должно уплачивать законно установленные налоги и сборы.
    • Налоги и сборы не могут иметь дискриминационный характер.
    • Не допускается устанавливать дифференцированные ставки налогов и сборов, налоговые льготы в зависимости от формы собственности, гражданства физического лиц или места происхождения капитала.
    • Налоги и сборы должны иметь экономическое основание.
    • Не допускается устанавливать налоги и сборы, нарушающие единое экономическое пространство Российской Федерации.
    • Ни на кого не может быть возложена обязанность уплачивать налоги и сборы, не предусмотренные НК РФ.
    • Все неустранимые сомнения, противоречия и неясности актов законодательства о налогах и сборах толкуются в пользу налогоплательщика (плательщика сборов).

    Качество налоговой системы можно оценить по следующим критериям: сбалансированность государственного бюджета; эффективность и рост производства; стабильность цен; эффективность социальной политики; полнота и своевременность уплаты налогов.

    Все принципы, лежащие в основе налога, можно объединить в три группы: юридические, организационные, экономические принципы.

    К правовым относятся принципы: обязательности; отрицания обратной силы закона; законности; экономической целостности; приоритетности налогового законодательства.

    К экономическим относятся принципы: эффективности налогообложения, заключающийся в минимизации издержек государства по взиманию налога; прогнозирования налогообложения; нейтральности, предполагающей, что налог должен способствовать созданию конкурентной среды; справедливости.

    К организационным принципам относятся: универсализация налогообложения, обеспечивающая одинаковые требования для всех плательщиков; удобство уплаты налогов; исчерпывающий перечень налогов; гармонизация, учитывающая международные нормы и правила.

    Классификация налогов и сборов

    Классификация налогов – это группировка налогов, обусловленная их назначением, методами взимания, источниками уплаты, характером применяемых ставок и др. признаками.

    Действующие в Российской Федерации налоги и сборы можно классифицировать по нескольким признакам (рисунок 1.1).

    Рисунок 1.1 – Типовая классификация налогов и сборов в РФ

    Рассмотрим подробно представленную на рисунке 1.1 классификацию налогов.

    1. По уровню управления

    Федеральные налоги вводятся федеральными органами власти; действуют в обязательном порядке на всей территории РФ; являются источником доходов, как правило, федерального бюджета РФ.

    Налоги федерального уровня могут перечисляться в пропорциональной величине: часть – в федеральный бюджет, часть – в нижестоящие бюджеты с целью оказания последним финансовой поддержки. Например, в соответствии со ст. 284 Налогового кодекса РФ, налог на прибыль организаций является федеральным, взимается по ставке 20 %, из которой 2 % перечисляются в федеральный бюджет, а остальные 18 % – в бюджет субъекта РФ, где функционирует фирма-налогоплательщик.

    К федеральным налогам относятся:

    • 1) налог на добавленную стоимость (НДС);
    • 2) акцизы;
    • 3) налог на доходы физических лиц (НДФЛ);
    • 4) налог на прибыль организаций;
    • 5) водный налог;
    • 6) сбор за пользование объектами животного мира и объектами водных биологических ресурсов;
    • 7) налог на добычу полезных ископаемых (НДПИ);
    • 8) государственная пошлина.

    Кроме того, существуют два вида обязательных страховых взносов федерального значения, перечисляемых в государственные внебюджетные фонды РФ:

    • 1) страховые взносы, перечисляемые работодателями за своих работников:
      • в Пенсионный фонд РФ (ПФР) – на цели обязательного пенсионного страхования;
      • в Фонд социального страхования РФ (ФСС РФ) – на цели обязательного социального страхования;
      • в фонды обязательного медицинского страхования (ФОМС) – на цели обязательного медицинского страхования.

      Указанные взносы взимаются с 01.01.2010 г. вместо Единого социального налога (ЕСН), отмененного с 01.01.2010 г.;

    • 2) взносы на обязательное социальное страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний («взносы на травматизм»).

    Среди федеральных налогов особое место занимают специальные налоговые режимы, которые предусматривают особый порядок исчисления и уплаты налогов, в том числе замену нескольких налогов одним (единым налогом).

    К специальным налоговым режимам в Российской Федерации относятся:

    • 1) упрощенная система налогообложения (УСН);
    • 2) система налогообложения в виде единого налога на вмененный доход для отдельных видов деятельности (ЕНВД);
    • 3) система налогообложения для сельскохозяйственных товаропроизводителей в виде единого сельскохозяйственного налога (ЕСХН);
    • 4) система налогообложения при выполнении соглашений о разделе продукции;
    • 5) патентная система налогообложения (ПСН, с 1 января 2015 года).

    Региональные налоги (налоги субъектов РФ) вводятся органами власти конкретного субъекта РФ только на территории конкретного субъекта РФ и являются источником доходов бюджетов субъектов РФ.

    Важно, что органы власти субъектов РФ вправе ввести на своей территории только те налоги и сборы, которые разрешены НК РФ.

    Региональные налоги (налоги субъектов РФ) включают:

    • 1) налог на имущество организаций;
    • 2) транспортный налог;
    • 3) налог на игорный бизнес.

    Основные правила взимания налогов субъектов РФ определяют федеральные власти в НК РФ. Власти субъектов РФ могут изменять или дополнять эти правила, но лишь в пределах, установленных НК РФ.

    Налоговым кодексом РФ региональных сборов не предусмотрено.

    Местные налоги и сборы вводятся в действие и прекращают действовать на территориях муниципальных образований в соответствии с НК РФ и нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных образований о налогах и сборах. Местные налоги перечисляются исключительно в местные бюджеты.

    К местным налогам относятся:

    • 1) земельный налог;
    • 2) налог на имущество физических лиц;
    • 3) торговый сбор (введен с 1 января 2015 года Федеральным законом от 29.11.2014 № 382-ФЗ).

    2. По способу взимания налога

    Прямые налоги взимаются с конкретного налогоплательщика – юридического или физического лица (например, налог на прибыль организаций, налог на имущество организаций, транспортный налог, НДФЛ, земельный налог и т.п.).

    Косвенные налоги входят в цену готовой продукции (товаров, работ, услуг) и, как следствие, увеличивают ее. Так как косвенные налоги входят в цену, их фактическим плательщиком является покупатель, но перечисляет их в бюджет продавец за счет части выручки, полученной от покупателя. К косвенным налогам относятся НДС и акцизы.

    3. Источники уплаты налога

    К налогам, включаемым в себестоимость готовой продукции (товаров, работ, услуг) относятся земельный налог, водный налог, НДПИ (т.е. налоги на пользование природными ресурсами), а также страховые взносы в государственные внебюджетные фонды, включая «взносы на травматизм».

    К налогам, относимым на выручку от реализации готовой продукции (товаров, работ, услуг), которые увеличивают ее величину, относятся НДС и акцизы.

    На прибыль, оставшуюся в распоряжении организации до налогообложения прибыли, относится налог на прибыль организаций.

    К налогам, взимаемым за счет доходов физических лиц, относится НДФЛ.

    На прочие расходы, не включаемые в себестоимость готовой продукции, товаров, работ, услуг, относятся налоги, учитываемые в составе прочих расходов организации. Например, налог на имущество организаций, государственная пошлина, уплачиваемая фирмой при судебных разбирательствах и т.п.

    4. В зависимости от применяемых ставок

    Фиксированные налоги характеризуются такими налоговыми ставками, величина которых не зависит от изменения величины налоговой базы (например, НДС, налог на прибыль организаций, НДФЛ, налог на имущество организаций и др.).

    Прогрессивные налоги характеризуются такими налоговыми ставками, величина которых увеличивается по мере увеличения налоговой базы, например: акцизы (чем выше доля спирта в спиртосодержащей продукции, тем выше ставка акциза, и наоборот).

    Элементы налога

    Законодательное основание является важнейшим принципом налога. Каждый установленный налог характеризуется несколькими обязательными параметрами – элементами налога. Выделяют существенные и факультативные элементы налога.

    Существенные элементы – элементы налога, без которых налоговое обязательство и порядок его исполнения не могут считаться определёнными.

    Факультативные элементы – элементы, отсутствие которых не влияют на определённость налога.

    В соответствии со ст. 17 НК РФ налог считается установленным, если определены налогоплательщики и элементы налогообложения.

    1. Субъект налога (налогоплательщик) – это тот, кто обязан уплачивать налог в бюджет государства. Налогоплательщиками могут являться: юридические лица, физические лица, индивидуальные предприниматели. К субъектам налоговых правоотношений относятся налоговые агенты – это лица, на которых возложена обязанность по исчислению, удержанию у налогоплательщиков и перечислению налогов в соответственный бюджет.
    2. Объект налогообложения (объект налога) – это то, что облагается налогом.
    3. Налоговая база – это величина, которая фактически облагается конкретным налогом, и по отношению к которой производится исчисление налога.
    4. Ставка налога – это величина налоговых начислений на единицу измерения налоговой базы.
    5. Налоговый период – это отрезок времени (месяц, квартал, год), по завершении которого рассчитывается и уплачивается налог. Налоговый период может состоять из нескольких промежуточных отчетных периодов, по итогам которых исчисляются и уплачиваются промежуточные авансовые платежи.
    6. Порядок исчисления и сроки уплаты налога, предоставления отчетности показывает, кто и в каком порядке должен исчислять и уплачивать конкретный налог.

    Основным факультативным элементом налога являются налоговые льготы.

    Можно выделить пять групп налоговых льгот по элементам налога, представленные на рисунке 1.2.

    Рисунок 1.2 – Виды налоговых льгот по элементам налога в соответствии с НК РФ

    Также существуют льготы, не привязанные к элементам налогов – это специальные налоговые режимы, которые предусматривают особый порядок определения элементов налогообложения, а также освобождение от обязанности по уплате отдельных налогов.

    Извините, доступ к дальнейшему материалу закрыт в демо-версии.

    ← предыдущая следующая → Наверх © ФГБОУ ВПО Уфимский государственный нефтяной технический университет
    Институт дополнительного профессионального образования
    Уфа 2015

    Читайте также: