Основные направления налоговой политики на 2016 год и на период 2016 и 2017 годов

Опубликовано: 15.05.2024


  • Налоги и налоговая политика государства, основы налоговой политики
  • Кто выступает субъектом налоговой политики?
  • Основные направления налоговой политики на 2015–2017 и 2018 годы
  • Итоги

Налоговая политика РФ на 2016-2018 годы должна отвечать всем современным реалиям экономической жизни страны — новым санкциям со стороны европейских государств, скачкам цен на нефть. В этой статье мы попробуем разобраться, чего нам ждать в ближайшие два года от Министерства финансов РФ.

Налоги и налоговая политика государства, основы налоговой политики

Налоговая политика — это очень важная часть жизни нашего государства. Ею определяется, сколько и когда мы будем уплачивать налогов, какие субсидии и льготы нам предоставит государство, сколько денег получит бюджет. Налоговую политику стоит рассматривать как важнейший инструмент регулирования рыночной экономики.

Есть несколько видов налоговой политики.

  • Политика максимальных налогов — это своеобразная экстремальная для организаций политика, при которой отменяются все послабляющие льготы, ставки налогов достигают максимальных размеров, основной целью становится как можно больший сбор денег без оглядки на последствия. Может проводиться во время войны, например. В нашей стране данной политики придерживались в 1990-е годы, что показало несостоятельность таких действий в мирное, в общем-то, время: большая часть доходов была теневой, сбор налогов не достигал и уровня 50% — налоговая служба показывала несостоятельность своего существования.
  • Политика экономического развития — предусматривает ситуацию, когда государство максимально учитывает не только свои потребности и интересы, но и интересы плательщика налогов. Такая политика обеспечивает благоприятный экономический климат. Налоговое бремя снижено, но и социальные программы уменьшены из-за снижения поступлений денег в казну.
  • Политика разумных налогов — характерно для современной РФ. Означает, что уровень налогообложения достаточно высок, но при этом имеется значительное число государственных социальных программ, существует реальная финансовая защита граждан.

Принципами налоговой политики являются:

  • соотношение прямых и косвенных налогов;
  • непрерывность налогообложения;
  • широта применения налоговых льгот — направления и цели;
  • использование системы вычетов и их целевая направленность;
  • методы формирования налоговой базы.

Кто выступает субъектом налоговой политики?

Говоря о налоговой политике, нельзя не сказать о субъектах налоговой политики. В нашей стране таковыми являются Федерация, республики, края, города Москва и Санкт-Петербург, местное самоуправление. Согласно действующему налоговому законодательству, субъекты Федерации и муниципальные образования на местах могут вводить, отменять налоги, менять налоговые ставки в пределах региональных и местных налогов. Таким образом, проводя свою налоговую политику, субъекты могут влиять на финансово-хозяйственную жизнь своего региона, создавая в целом более благоприятную для деятельности организаций среду.

Например, с 1 января текущего года субъект РФ может варьировать налоговую ставку по УСН с объектом «доходы» от 1 до 6% (п. 1 ст. 346.20 НК РФ). Прочитать обо всех изменениях этого налога в текущем году можно здесь.

Основные направления налоговой политики на 2015–2017 и 2018 годы

Итак, давайте рассмотрим основные направления налоговой политики РФ на 2016-2018 годы.

Основные направления были опубликованы на сайте Минфина РФ еще в прошлом году. Это публичный документ, дающий общее представление о ближайших перспективах налоговой жизни страны. Какие же основные моменты этого документа?

  1. Повышение порогового значения амортизируемого имущества до 80–100 руб.

ВАЖНО! Данная мера уже работает, с 1 января 2016 года все предприятия могут в налоговом учете единовременно списывать расходы на недорогое оборудование. При этом в бухгалтерском учете порог в 40 000 руб. не изменился, отсюда в учете могут возникнуть разницы. Подробно узнать о разницах между бухгалтерским и налоговым учетом можно в нашей статье.

  1. Мораторий на увеличение налоговой нагрузки — таким образом обеспечивается некая стабильность налоговой системы.
  2. Работа над системой специальных «упрощенных» налоговых режимов (будет расширен список возможных видов деятельности для ПСН, рассматривается вопрос о снижении ставок по УСН и ЕНВД).
  3. В плане НДС возможно упрощение порядка начисления и вычета налога, уплаченного в составе аванса, также должно упроститься подтверждение обоснованности освобождения от уплаты НДС.

ВАЖНО! С 1 июля 2016 года «экспортный пакет» облегчился: восстанавливать НДС, принятый к вычету, уже не требуется, что является большим послаблением для компаний, ведущих экспортную деятельность. Подробнее читайте об этом здесь.

  1. Планируются налоговые льготы вновь создаваемым предприятиям промышленности, осуществляющим капитальные вложения.
  2. Будет конкретизирован механизм проведения контроля за трансфертным ценообразованием (повышение суммового порога до 2–3 млрд руб. для признания сделки контролируемой).
  3. Планируется увеличение акцизов на вина, электронные сигареты, индексация акцизов на табачную продукцию постепенно, равными шагами каждый год в период 2017–2018 гг.
  4. Планируется к изменению порядок расчета пеней. Как ожидается, ставка будет зависеть от длительности просрочки и сможет достигнуть до 1/150 от ключевой ставки.

Подробнее можно прочитать здесь.

Итоги

Как мы видим, налоговая политика на 2017 год — это некий «поход навстречу» бизнесу, при этом она рассчитана как на некоторое послабление налогового администрирования, так и на увеличение нагрузки по некоторым сборам. Как на практике будут реализованы эти направления, мы увидим уже очень скоро.


Налоговая система РФ должна сохранять свою конкурентоспособность по сравнению с налоговыми системами государств, ведущих на мировом рынке борьбу за привлечение инвестиций, а процедуры налогового администрирования должны быть максимально комфортными для добросовестных налогоплательщиков [7]. Обеспечить это возможно непрерывным реформированием налоговой системы и совершенствованием налоговой политики государства. Кроме того, налоговая политика Российской Федерации должна отвечать глобальным вызовам, связанным с возможностями международного структурирования бизнеса, направленного на размывание налоговой базы и вывода прибыли из-под налогообложения [2].

Так, Правительством РФ на заседании 1 июля 2014 года были одобрены Основные направления налоговой политики Российской Федерации на 2015 год и на плановый период 2016 и 2017 годов [6]. В перспективе на данные годы приоритеты РФ в области налоговой политики остаются неизменными: необходимость создания эффективной и стабильной налоговой системы, обеспечивающей бюджетную устойчивость в среднесрочной и долгосрочной перспективе [3]. Основными целями налоговой политики продолжают оставаться поддержка инвестиций, развитие человеческого капитала, повышение предпринимательской активности.

Основные изменения в налоговой системе, планируемые к реализации в ближайшие годы, будут направлены, в частности, на [6]:

– стимулирование развития малого предпринимательства (речь идет о «налоговых каникулах» для впервые зарегистрированных ИП, перешедших на УСН и ПСН и осуществляющих деятельность в производственной, социальной и научной сферах, в виде налоговой ставки в размере 0 процентов);

– создание особых условий ведения предпринимательской деятельности на территориях опережающего социально-экономического развития на Дальнем Востоке и в Восточной Сибири, с расширением этого региона на Республику Хакасия и Красноярский край;

– деофшоризацию российской экономики, в том числе путем введения института контролируемых иностранных компаний, раскрытия информации о бенефициарных владельцах, совершенствования информационного взаимодействия на международном уровне, введение понятия «налогового резидентства» для юридических лиц. Налоговыми резидентами России помимо юрлиц, образованных в соответствии с законодательством нашей страны, признаются организации, местом фактического управления которых является Россия. Причем иностранной организации дано право самостоятельно признать себя налоговым резидентом России, а также отказаться от этого статуса [5]. Главная задача – создать действенный механизм пресечения использования низконалоговых юрисдикций для получения необоснованной налоговой выгоды.

– совершенствование налогового администрирования: переход на электронный документооборот, обмен информацией с банками и налогоплательщиками, сокращение времени, затрачиваемого на подготовку налоговой отчетности, и максимальное сближение налогового и бухгалтерского учета.

– рост акцизов. На спиртосодержащую и крепкую алкогольную продукцию в 2016 году заложен рост на 10 процентов по сравнению с 2015 годом, а на слабоалкогольные виды – на 5,4 процента. Ставки акцизов на моторное топливо в период 2015–2016 годов практически не изменятся, за исключением топлива класса 4, ставка акциза по которому с 2016 года будет приравнена к ставке по топливу класса 5. По дизельному топливу данного типа ставка вырастет на 13,8 процента (с 5244 рублей за тонну до 5970 рублей), а по бензину – на 22,5 процента (с 7750 рублей за тонну до 9500 рублей). Рост акцизов по моторным маслам сохранится на близком к показателям инфляции уровне в 5,4 процента. То же самое можно сказать и о ставке на прямогонный бензин – ее рост в предстоящие два календарных года составит 8,6 процента. Иначе будет складываться ситуация с акцизами по табачной продукции, за 2014–2016 годы акциз по данной группе товаров увеличится в 2,27 раза. Рост ставок на бензин связан с переходом на производство бензина и дизельного топлива не ниже класса 5. Поэтому все не соответствующие этим требованиям виды топлива будут облагаться акцизами по ставке, почти вдвое превышающей ставку 2016 года. Не исключено также, что такое увеличение ставок по топливу может быть произведено с опережением уже с начала 2016 года. А вот по дизельному топливу ставки акцизов планируют оставить на прежнем уровне, заданном еще на период 2014–2015 годов, 5970 и 7735 рублей за тонну топлива класса 5 и прочих видов дизельного горючего соответственно [8].

Обеспечить динамичное развитие страны в сфере налогообложения призваны следующие меры [4]:

Во-первых, это меры, направленные на создание особых условий ведения предпринимательской деятельности на территориях опережающего социально-экономического развития на Дальнем Востоке и в Восточной Сибири, с расширением этого региона на Республику Хакасия и Красноярский край. предполагается установление 5-тилетних каникул по налогу на прибыль организаций, налогу на добычу полезных ископаемых (за исключением нефти и газа), земельному налогу, налогу на имущество организаций, для новых предприятий, размещаемых на территориях опережающего развития.

Во-вторых, меры по стимулированию развития малого предпринимательства [1]:

– субъектам Российской Федерации будет предоставлено право устанавливать для впервые зарегистрированных индивидуальных предпринимателей, перешедших на упрощенную систему налогообложения и патентную систему налогообложения и осуществляющих деятельность в производственной, социальной и научной сферах, «налоговые каникулы» в виде налоговой ставки в размере 0 процентов, которые будут действовать в 2015–2018 годах.

– в перечень налогоплательщиков, применяющих патентную систему налогообложения, будут включены самозанятые граждане – физические лица, не имеющие наемных работников, получившие патент на один из видов предпринимательской деятельности, в отношении которых может применяться патентная система налогообложения. Такие самозанятые граждане будут ставиться на учет в налоговом органе в качестве налогоплательщиков патентной системы налогообложения и в качестве индивидуальных предпринимателей на основании заявления на получение патента и сниматься с учета в качестве налогоплательщиков и индивидуальных предпринимателей по истечении срока действия этого патента. Патент, выдаваемый самозанятому гражданину, будет действовать только на территории того муниципального района, городского округа, городов федерального значения Москвы, Санкт-Петербурга и Севастополя, который указан в патенте [5].

В-третьих, меры, направленные на противодействие уклонению от налогообложения с использованием низконалоговых юрисдикций путем: выведения доходов от оказания консалтинговых услуг, операций с ценными бумагами; манипулирования ценами в сделках с офшорными компаниями (трансфертное ценообразование); выплаты роялти и процентов через «транзитные» страны, с которыми у Российской Федерации заключены соглашения об избежании двойного налогообложения. Итогом реализации Национального плана по противодействию уклонению от уплаты налогов и сокрытию бенефициарных собственников должна стать ситуация, при которой обеспечение прозрачности совершаемых экономических операций, включая прозрачность совершаемых внешнеэкономических сделок и раскрытие сведений как о бенефициарных собственниках их участников, так и бенефициарных получателях облагаемых в России доходов, должно являться необходимым условием для применения налоговых льгот и преференций, включая льготные налоговые ставки, предусмотренные международными соглашениями об избежании двойного налогообложения [3].

Кроме того, в рамках повышения эффективности налоговой системы планируется также [7]:

– отказаться от большинства федеральных налоговых льгот по региональным и местным налогам, ввести новый принцип установления льгот посредством оценки их эффективности и определения срока действия;

– ввести новые принципы налогообложения недвижимого имущества физических лиц и доходов от его продажи (переход на исчисление налога с кадастровой стоимости объектов налогообложения, освобождение от НДФЛ продажи отдельных категорий недвижимости вне зависимости от срока владения и др.) Новый налог на недвижимое имущество получат возможность вводить органы местного самоуправления в тех субъектах Российской Федерации, где законом субъекта Российской Федерации будет отменен действующий налог на имущество физических лиц (для чего органам государственной власти субъектов Российской Федерации будут предоставлены соответствующие полномочия.

– с учетом складывающейся экономической ситуации осуществлять индексацию акцизов (в том числе будет продолжена работа по достижению договоренности о гармонизации ставок акцизов на табачную продукцию в государствах – членах ТС);

– рассмотреть вопрос о возможности установления налоговых льгот для приоритетных проектов с участием зарубежных инвесторов в области газодобычи и транспортировки газа;

– предоставить налоговые преференции для развития туристической отрасли, виноградарства и виноделия.

На основании выше изложенного, можно сделать следующие выводы. Правительство Российской Федерации не планирует повышения налоговой нагрузки на экономику в среднесрочной перспективе путем повышения ставок основных налогов. Основные направления налоговой политики до 2017 года характеризуются рядом положительных для бизнеса новелл. Предприниматели, которые впервые пришли в российский бизнес, смогут применять нулевую ставку по единому налогу при УСН или фактически бесплатно получать патенты в течение 2015–2018 годов.

Основными целями налоговой политики являются, с одной стороны, сохранение бюджетной устойчивости, получение необходимого объема бюджетных доходов, а с другой стороны, поддержка предпринимательской и инвестиционной активности, обеспечивающей налоговую конкурентоспособность страны.


По приглашению Комитета по бюджету и налогам в слушаниях приняли участие Директор Института налогового менеджмента и экономики недвижимости НИУ ВШЭ - д.э.н. В.Н. Засько и руководитель Центра фундаментальных и прикладных исследований ИНМиЭН НИУ ВШЭ - к.э.н. Сулейманов М.Д. Это стало традицией, поскольку обсуждение налоговой политики является не только важным моментом для государства в целом, но и для каждого гражданина нашей страны.

Засько В.Н., Сулейманов М.Д.

«Основные направления налоговой политики России на 2016 и на плановый период 2017 и 2018 годов»

По приглашению Комитета по бюджету и налогам в слушаниях приняли участие Директор Института налогового менеджмента и экономики недвижимости НИУ ВШЭ - д.э.н. В.Н. Засько и руководитель Центра фундаментальных и прикладных исследований ИНМиЭН НИУ ВШЭ - к.э.н. Сулейманов М.Д. Это стало традицией, поскольку обсуждение налоговой политики является не только важным моментом для государства в целом, но и для каждого гражданина нашей страны.

Открывая слушания, Председатель Госдумы РФ С. Нарышкин, отметил, что серьезное положение экономической ситуации в стране обязывает очень взвешенно обсудить те ошибки, которые были допущены в прошлых периодах по налоговой политике, и что было сделано за прошедший год. Так, как и в прошлый раз обсуждалась тема с налогообложением консолидированной группой налогоплательщиков (КГН), но по мониторингу налогообложения КГН ситуация остается напряженной: региональные бюджеты теряют большие средства и Минфин России, который отвечает за реализацию налоговой политики, должен конкретно ответить на все вопросы.

Министр Минэкономразвития России Улюкаев А.В. отметил важность стабильности в налоговой сфере, снижения налоговой нагрузки на производителей и малый бизнес, значимость изменений патентной системы, в том числе для иностранных граждан-мигрантов, а своих пожеланиях – поднял вопрос о скорейшем инициировании обсуждения законопроекта «О налоговом консультировании в России», поскольку он крайне необходим для принятия налогоплательщиками взвешенных решений по ведению и планированию бизнеса, возврата «российских денег» в инвестиции.

О значимости ПСН для регионального и местных бюджетов в своем выступлении отметил Губернатор Московской области Воробъев А.Ю. Введение института налогового консультирования поддержала Председатель Счетной палаты РФ Голикова Т.А., которая также представила критические замечания по Основным направлениям налоговой политики, в частности, по доработке конкретных мер по снижению налоговой задолженности.

Руководитель ФНС России М.В. Мишустин подробно доложил об исполнении Основных направлений за предыдущий отчетный год, а также отметил, что все законодательные инициативы ФНС активно поддерживает, в том числе, расширение перечня налоговой информации компаний, не составляющей налоговую тайну. Он также отметил, что ФНС России полностью поддерживает создание института налоговых консультантов, как это уже давно сделано во всех развитых странах мира, а также расширение электронного документооборота. Переход на «настоящий» электронный документооборот с применением электронной подписи между хозяйствующими субъектами (В2В) позволит повысить прозрачность экономики и значительно упростить налоговое администрирование.

В обсуждении приняли также участие представители бизнес-сообщества, общественных организаций, налогоплательщики, руководители регионов, критические замечания и пожелания которых несомненно найдут свое место при доработке Основных направлений.

Считаем, что обсуждения Основных направлений налоговой политики и тех проблем, которые не терпят отлагательств и так важны для российской экономики и каждого субъекта предпринимательской среды и налогоплательщика-физического лица, являются своевременными, актуальными, перспективными и не оставили безразличными не только участников слушаний, но и всех, кому небезразлична дальнейшая судьба России.

Выступает Руководитель ФНС России М.В. Мишустин

И НА ПЛАНОВЫЙ ПЕРИОД 2017 И 2018 ГОДОВ

Основные направления налоговой политики Российской Федерации на 2016 год и на плановый период 2017 и 2018 годов (далее - Основные направления налоговой политики) подготовлены с целью составления проекта федерального бюджета на очередной финансовый год и двухлетний плановый период. Материалы Основных направлений налоговой политики необходимо учитывать как при планировании федерального бюджета, так и при подготовке проектов бюджетов субъектов Российской Федерации и бюджетов муниципальных образований. Основные направления налоговой политики не являются нормативным правовым актом, однако этот документ представляет собой основание для подготовки федеральными органами исполнительной власти проектов изменений в законодательство Российской Федерации о налогах и сборах и внесения их в Правительство Российской Федерации.

Помимо решения задач в области бюджетного планирования, Основные направления налоговой политики позволяют экономическим агентам определить свои бизнес-ориентиры с учетом предполагаемых изменений в налоговой сфере на трехлетний период. Это повышает определенность условий ведения экономической деятельности на территории Российской Федерации.

В течение очередного трехлетнего периода приоритетом Правительства Российской Федерации останется недопущение какого-либо увеличения налоговой нагрузки на экономику. Такого рода предложения не будут вноситься Правительством Российской Федерации в Государственную Думу, а также не будут поддерживаться в тех случаях, когда они будут поступать от других субъектов права законодательной инициативы. Фактический мораторий на увеличение налоговой нагрузки в текущем 2015 году, а также в ближайшие три года должен обеспечить стабильность налоговой системы и повысить ее привлекательность для инвесторов. Одновременно Правительство Российской Федерации планирует дальнейшее применение мер налогового стимулирования инвестиций, проведения антикризисных налоговых мер, а также дальнейшее повышение эффективности системы налогового администрирования.

При этом налоговая политика Российской Федерации должна отвечать современным глобальным вызовам, среди которых, прежде всего, санкции, введенные против России, и низкие цены на нефть.

  • I. Налоговая нагрузка и налоговые условия ведения предпринимательской деятельности в российской экономике и зарубежных странах
  • II. Анализ принятых решений в области налоговой политики и их последствий. Налоговые расходы бюджетной системы
  • III. Основные меры в области налоговой политики, планируемые к реализации в 2016 году и плановом периоде 2017 и 2018 годов

При установлении налогов должны быть соблюдены следующие условия:

1.Налог должен быть предусмотрен Налоговым кодексом РФ, в частности статьями 13, 14, 15 или 18.

2.По налогу должны быть определены плательщики и все элементы налогообложения.

Федеральные налоги устанавливает федеральный законодатель. Он в главе Налогового кодекса Российской Федерации устанавливает налогоплательщиков, все элементы налогообложения, и тогда налог становится обязательным к уплате на всей территории Российской Федерации.

Региональные и местные налоги устанавливаются в два этапа.

На первом этапе в соответствующей главе Налогового кодекса Российской Федерации Федеральный законодатель определяет плательщиков налога и все основные элементы налогообложения (объект налогообложения, налоговую базу, налоговый период, порядок исчисления налога), а для налоговой ставки и срока уплаты налога определенные рамки и основные правила.

На втором этапе региональный или местный законодатель устанавливает на основе и в рамках главы Налогового кодекса Российской Федерации конкретные налоговые ставки, а также порядок и сроки уплаты налога. Только после этого региональный или местный налог считается установленным на территории субъекта РФ или муниципального образования (если налог местный).

Ввод в действие федеральных налогов совмещен с установлением налога. А региональные и местные налоги вводятся с того момента, когда вступит в силу региональный закон или нормативный правовой акт, которые устанавливают этот налог и обязывают налогоплательщиков платить его на конкретной территории (соответственно субъекта РФ или муниципального образования).

Такие образом, региональные и местные законодатели могут и не вводить региональные и местные налоги на своей территории. Вариантов отмены налогов может быть несколько.

Во-первых, отменить налог любого уровня может только федеральный законодатель, исключив из Налогового кодекса РФ соответствующую главу. В таком случае этот налог автоматически отменяется сразу на всей территории РФ. Там, где не был введен региональный или местный налог при их исключении из Налогового кодекса РФ его уже установить или ввести запрещается.

Во-вторых, региональные и местные законодатели могут отменить на своей территории соответственно региональный или местный налог. В этом случае налог не будет взиматься на отдельной территории, но он будет действующим. И регион или муниципальное образование могут ввести его ещё раз.

Акты законодательства о налогах и сборах вступают в силу не ранее чем по истечении одного месяца со дня их официального опубликования и не ранее 1-го числа очередного налогового периода по соответствующему налогу.

Федеральные законы, которые вносят изменения в Налоговый кодекс РФ в части установления новых налогов или сборов, а также региональные законы или нормативные правовые акты, вводящие новые налоги и сборы на соответствующей территории вступают в силу не ранее 1 января года, следующего за годом их принятия, но не ранее одного месяца со дня их официального опубликования.

Акты законодательства о налогах и сборах, устанавливающие новые налоги и сборы, повышающие налоговые ставки, усиливающие ответственность налогоплательщиков за нарушение налогового законодательства, устанавливающие новые обязанности налогоплательщиков или иным образом ухудшающие их положение, обратной силы не имеют.

Акты налогового законодательства, устраняющие или смягчающие ответственность за нарушение налогового законодательства либо устанавливающие дополнительные гарантии защиты прав налогоплательщиков, имеют обратную силу.

Акты налогового законодательства, которые отменяют налоги или сборы, снижают налоговые ставки, устраняют обязанности налогоплательщиков или иным образом улучшают их положение, могут иметь обратную силу, если прямо предусматривают это.

"Налоговый кодекс Российской Федерации (часть первая)" от 31.07.1998 N 146-ФЗ (ред. от 03.07.2016) (с изм. и доп., вступ. в силу с 01.09.2016)

До введения в действие глав части второй Налогового кодекса Российской Федерации о налогах и сборах, предусмотренных статьями 12 - 15части первой НК РФ, ссылки в статье 12 на положения указанного Кодекса приравниваются к ссылкам на акты законодательства Российской Федерации о соответствующих налогах, принятые до дня вступления в силу Федерального закона от 29.07.2004 N 95-ФЗ (статья 3Федерального закона от 29.07.2004 N 95-ФЗ).

НК РФ Статья 12. Виды налогов и сборов в Российской Федерации. Полномочия законодательных (представительных) органов государственной власти субъектов Российской Федерации и представительных органов муниципальных образований по установлению налогов и сборов

(в ред. Федерального закона от 29.07.2004 N 95-ФЗ)

(см. текст в предыдущей редакции)

1. В Российской Федерации устанавливаются следующие виды налогов и сборов: федеральные, региональные и местные.

2. Федеральными налогами и сборами признаются налоги и сборы, которые установлены настоящим Кодексом и обязательны к уплате на всей территории Российской Федерации, если иное не предусмотрено пунктом 7 настоящей статьи.

3. Региональными налогами признаются налоги, которые установлены настоящим Кодексом и законами субъектов Российской Федерации о налогах и обязательны к уплате на территориях соответствующих субъектов Российской Федерации, если иное не предусмотрено пунктом 7настоящей статьи.

Региональные налоги вводятся в действие и прекращают действовать на территориях субъектов Российской Федерации в соответствии с настоящим Кодексом и законами субъектов Российской Федерации о налогах.

При установлении региональных налогов законодательными (представительными) органами государственной власти субъектов Российской Федерации определяются в порядке и пределах, которые предусмотрены настоящим Кодексом, следующие элементы налогообложения: налоговые ставки, порядок и сроки уплаты налогов, если эти элементы налогообложения не установлены настоящим Кодексом. Иные элементы налогообложения по региональным налогам и налогоплательщики определяются настоящим Кодексом.

(в ред. Федерального закона от 27.07.2010 N 229-ФЗ)

(см. текст в предыдущей редакции)

Законодательными (представительными) органами государственной власти субъектов Российской Федерации законами о налогах в порядке и пределах, которые предусмотрены настоящим Кодексом, могут устанавливаться особенности определения налоговой базы, налоговые льготы, основания и порядок их применения.

(в ред. Федерального закона от 02.11.2013 N 307-ФЗ)

(см. текст в предыдущей редакции)

4. Местными налогами и сборами признаются налоги и сборы, которые установлены настоящим Кодексом и нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных образований о налогах и сборах и обязательны к уплате на территориях соответствующих муниципальных образований, если иное не предусмотрено настоящим пунктом и пунктом 7 настоящей статьи.

Местные налоги и сборы вводятся в действие и прекращают действовать на территориях муниципальных образований в соответствии с настоящим Кодексом и нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных образований о налогах и сборах.

Местные налоги и сборы устанавливаются настоящим Кодексом и нормативными правовыми актами представительных органов поселений (муниципальных районов), городских округов (внутригородских районов) о налогах и сборах и обязательны к уплате на территориях соответствующих поселений (межселенных территориях), городских округов (внутригородских районов), если иное не предусмотрено пунктом 7настоящей статьи. Местные налоги и сборы вводятся в действие и прекращают действовать на территориях поселений (межселенных территориях), городских округов (внутригородских районов) в соответствии с настоящим Кодексом и нормативными правовыми актами представительных органов поселений (муниципальных районов), городских округов (внутригородских районов) о налогах и сборах.

В городском округе с внутригородским делением полномочия представительных органов муниципальных образований по установлению, введению в действие и прекращению действия местных налогов на территориях внутригородских районов осуществляются представительными органами городского округа с внутригородским делением либо представительными органами соответствующих внутригородских районов согласно закону субъекта Российской Федерации о разграничении полномочий между органами местного самоуправления городского округа с внутригородским делением и органами местного самоуправления внутригородских районов.

Местные налоги и сборы в городах федерального значения Москве, Санкт-Петербурге и Севастополе устанавливаются настоящим Кодексом и законами указанных субъектов Российской Федерации о налогах и сборах, обязательны к уплате на территориях этих субъектов Российской Федерации, если иное не предусмотрено пунктом 7 настоящей статьи. Местные налоги и сборы вводятся в действие и прекращают действовать на территориях городов федерального значения Москвы, Санкт-Петербурга и Севастополя в соответствии с настоящим Кодексом и законами указанных субъектов Российской Федерации.

При установлении местных налогов представительными органами муниципальных образований (законодательными (представительными) органами государственной власти городов федерального значения Москвы, Санкт-Петербурга и Севастополя) определяются в порядке и пределах, которые предусмотрены настоящим Кодексом, следующие элементы налогообложения: налоговые ставки, порядок и сроки уплаты налогов, если эти элементы налогообложения не установлены настоящим Кодексом. Иные элементы налогообложения по местным налогам и налогоплательщики определяются настоящим Кодексом.

Представительными органами муниципальных образований (законодательными (представительными) органами государственной власти городов федерального значения Москвы, Санкт-Петербурга и Севастополя) в порядке и пределах, которые предусмотрены настоящим Кодексом, могут устанавливаться особенности определения налоговой базы, налоговые льготы, основания и порядок их применения.

При установлении местных сборов представительными органами муниципальных образований (законодательными (представительными) органами государственной власти городов федерального значения Москвы, Санкт-Петербурга и Севастополя) определяются в порядке и пределах, которые предусмотрены настоящим Кодексом, ставки сборов, а также могут устанавливаться льготы по уплате сборов, основания и порядок их применения.

(п. 4 в ред. Федерального закона от 29.11.2014 N 382-ФЗ)

(см. текст в предыдущей редакции)

5. Федеральные, региональные и местные налоги и сборы отменяются настоящим Кодексом.

6. Не могут устанавливаться федеральные, региональные или местные налоги и сборы, не предусмотренные настоящим Кодексом.

7. Настоящим Кодексом устанавливаются специальные налоговые режимы, которые могут предусматривать федеральные налоги, не указанные в статье 13 настоящего Кодекса, определяются порядок установления таких налогов, а также порядок введения в действие и применения указанных специальных налоговых режимов.

Специальные налоговые режимы могут предусматривать освобождение от обязанности по уплате отдельных федеральных, региональных и местных налогов и сборов, указанных в статьях 13 - 15 настоящего Кодекса.

Законодательные (представительные) органы государственной власти субъектов Российской Федерации и представительные органы муниципальных образований в случаях, порядке и пределах, которые предусмотрены настоящим Кодексом, вправе устанавливать по специальным налоговым режимам:

(абзац введен Федеральным законом от 13.07.2015 N 232-ФЗ)

виды предпринимательской деятельности, в отношении которых может применяться соответствующий специальный налоговый режим;

(абзац введен Федеральным законом от 13.07.2015 N 232-ФЗ)

ограничения на переход на специальный налоговый режим и на применение специального налогового режима;

(абзац введен Федеральным законом от 13.07.2015 N 232-ФЗ)

налоговые ставки в зависимости от категорий налогоплательщиков и видов предпринимательской деятельности;

(абзац введен Федеральным законом от 13.07.2015 N 232-ФЗ)

особенности определения налоговой базы;

(абзац введен Федеральным законом от 13.07.2015 N 232-ФЗ)

налоговые льготы, а также основания и порядок их применения.

(абзац введен Федеральным законом от 13.07.2015 N 232-ФЗ)

5 октября, прямиком к первому пленарному заседанию нового состава Госдумы 7го созыва, Минфин разместил у себя на сайте проект «Основные направления налоговой политики на 2017 г. и плановый 2018-2018 гг.» (далее по тексту «Основные направления…»), приписав для пояснения «(направленный в Правительство РФ и Государственную Думу Федерального Собрания РФ)».

Я ознакомился с этим документом и представляю вам основные выжимки из него, касающиеся главных предполагаемых параметров будущего налогообложения на предстоящие 3 года. Общий же анализ «Основных направлений…» я проведу завтра.

Перечень конкретных предложений для реализации налоговой политики на 2017 и на плановый период 2018-2019 гг.

Выше я кратко изложил основные содержательные положения этого документа, а далее хотелось бы высказаться по существу.

Ведь вся эта история с пропавшим в середине года документом, а также с его появлением в начале октября, наводят на некоторые размышления. И хотя перед нами пока только проект, попытаться проанализировать ситуацию все-таки стоит.

1) Налоговая политика в нашей стране это нечто особое, это то нечто, которое не особо связано с формализованными положениями того или иного документа, даже если этот «документ» прописан, как необходимый и обязательный аж в Бюджетном кодекс РФ (п. 2 ст. 172 БК РФ).
К сожалению, но это так. Вот не было у нас документа о направлениях налоговой политики, а политика все равно была, поэтому сам документ о политики и сама политика существуют в неких параллельных реальностях, которые иногда пересекаются, а иногда и нет. И даже объяснения типа того, что в этом году были выборы, поэтому Минфин вроде бы и «не торопился», что бы якобы не «навязывать» новым депутатам своей позиции, мало успокаивает.
Тем более, что власти сами регулярно нивелируют значение «Основных направлений..». Например в 2015 г., в Основных направлениях налоговой политики на 2016 и 2017-2018 гг. (появились на сайте Минфина 27.07.2015) почти ничего не говорилось о передаче функций по взиманию страховых взносов от внебюджетных фондов налоговым органам. А в январе, без всяких лишних разговоров и без оглядки на какие-то «Основные направления-2015» эта идея была озвучена, в апреле появились проекты соответствующих законодательных актов, а уже 3 июля Президент подписал весь пакет законов по этому поводу. Вот тебе и «основные направления».

2) Ознакомление с «долгожданным» проектом «Основных направлений» показывает, что ничего особо нового власти по налогам нам пока не предлагают. Более того, почти 100% положений уже были так или иначе озвучены должностными лицами фискальных ведомств в их общении с СМИ, или как-то по-другому уже просачивалось в прессу.
Можно даже отметить, что если ранее, в «основных направлениях» можно было почерпнуть какие-то новые, свежие, ранее не озвученные идеи и предложения, то в этот раз Основные направления это вовсе не творческий акт, а акт сводный, т.е. «суммирующий» ранее озвученные идеи и предложения.
Хотя само по себе «отсутствие нового» это и не хорошо и не плохо.
Ведь с одной стороны, никто и особо не спорит, в сфере налогов накопилось множество проблем, которые требуют своего скорейшего разрешения и консервация этого процесса только усугубляет ситуацию. Ведь непринятие нужных решений имеет такое же негативное значение, как и принятие ошибочных решений.
С другой стороны, «зуд реформаторства», стремление «разрушить до основания», а потом построить на обломках новое «налоговое царство справедливости и счастья», тоже ничего хорошего не несет, т.к. слом действующей и более менее работающей системы еще не обещает нам того, что станет намного лучше.
Я уже не говорю, что новое любое реформирование неизбежно привнесет элементы хаоса, неразберихи, путаницу, различные «переходные периоды» и др., что негативно скажется не только на, и без того хромающей, бюджетной системе, но и способно подорвать зыбкое, но стабильное состояние выживших после кризисов 2008 и 2014-2015 гг. бизнесов.
Тем более, что любая налоговая система все равно будет нести в себе те или иные недостатки, поэтому зачастую налоговые реформы приводят к замене одних несовершенных налоговых система на другие такие же, а порой даже и хуже.
Есть и еще один «плюс» в том, что «Основные направления…» не содержат новшеств.. Честно говоря, не люблю «сюрпризов», поэтому тот факт, что Минфин возвел в ранг «официальной налоговой политики» уже известные и более менее проработанные или хотя «обсужденные» положения, можно только приветствовать.
Вообще же мне кажется, что налоговую политику нельзя отрывать и рассматривать отдельно от бюджетной, финансовой, да и экономической политики по стране в целом. Налоговая политика – это только одна из составляющих, поэтому любое резкое «реформирование» налоговой системы, должны быть обусловлено изменением и в экономической и финансовой политике, однако очевидно, что такая цель на ближайшую перспективу перед властями не стоит. Не может часть развиваться лучше целого, поэтому и ждать от налоговой политики чудес преображения экономически страны тоже не стоит.

3) Как следует из «Основных положений…» никакого повышения действующих и введения новых налогов до 2018 г. власти не планируют. Пожалуй, это главная содержательная идея всего документы.
Таким образом, основной тезис налоговой политики Президента РФ, озвученный им в начале декабря 2014 г. – «налоги не поднимаем», остается пока незыблемым. Учитывая, что конституционное большинство в Госдуме сейчас за пропрезидентской партией, можно предположить, что никаких «резких движений» законодатель в 2016-2018 г.г. делать не будет, и мы будем в эти годы иметь ту налоговую систему, которую имеем сейчас.

4) Сравнивая содержание «Основных направлений…» с предвыборной программой партии «Единая Россия» (см.здесь) можно отметить, что партийные предпочтения последней по налогам практически никак не повлияли (во всяком случае, в этом году) на выработку налоговой политики на предстоящие 3 года. Разве что по самозанятым гражданам позиции правящей партии и Минфина совпали и трудно здесь ответить на вопрос, кто был первым или Минфин подхватил идею от единороссов, или «Единая Россия» заимствовала мысль у Минфина и вписала в программу партии.

Вообще же в предстоящее время мне было бы очень интересно посмотреть, что Правительство и Госдума предложат в проект «Основных направлений…», т.к. любые предложения (так и отсутствие таковых) будут иметь большое значение для оценки общей перспективы развития налоговой политики страны.

Читайте также: