Бюджетно налоговое планирование и прогнозирование

Опубликовано: 19.09.2024

Бюджетно-налоговое планирование и прогнозирование [c.148]

Какие вам известны методики бюджетно-налогового планирования и прогнозирования, применяемые в международной практике [c.157]


Налоговое планирование и прогнозирование — особые элементы системы выработки и принятия решений. Основная задача налогового планирования и прогнозирования — экономически обоснованно обеспечить качественные и количественные параметры бюджетных заданий и перспективных программ социально-экономического развития страны исходя из разработанной и принятой в законодательном порядке налоговой концепции. Выполняется данная задача как в расчете на один финансовый год (текущее налоговое планирование), так и на более отдаленную перспективу (налоговое прогнозирование). В связи с этим различают тактику налогового планирования и его стратегию. [c.148]

Реализация государством хозяйственных, управленческих, социальных и иных функций невозможна без создания адекватной экономической базы. Материальным воплощением такой базы является бюджетный фонд. В значительной своей части он формируется за счет налоговых поступлений. Так, Федеральным законом от 22.02.99 г. № 36-ФЗ О Федеральном бюджете на 1999 год доля налоговых поступлений в составе доходов федерального бюджета определена в размере 84,34%, доля налоговых поступлений в структуре доходов федерального бюджета в предшествующие годы составила соответственно 83,5% в 1998 году, 86,3% в 1997 году, 81,4% в 1996 году. Таким образом, планирование доходной части бюджета (бюджетного фонда) в наибольшей степени представляет собой планирование налоговых платежей. Процесс государственного налогового планирования включает два основных направления прогнозирование мобилизации сумм контингентов налоговых платежей на основе макроэкономических показателей (объем ВВП, индекс инфляции, объем товарооборота и др.) и распределение регулирующих доходов по уровням бюджетной системы с целью формирования доходной базы бюджетов территорий. [c.218]


В условиях современного капитализма резко повышается роль системы управления государственными финансами. В неё входят разработка и принятие финансового, бюджетно-налогового законодательства (наряду и в соответствии с положениями конституции и с законами по общеэкономическим проблемам) разработка финансовой стратегии и мероприятий финансовой политики финансовое планирование и прогнозирование, координирование кредитно-денежной и бюджетно-налоговой политики управление финансовой деятельностью различных государственных учреждений и её координирование проектирование бюджетов по доходам и расходам сбор налогов и осуществление расходов выпуск займов (подготовка и продажа ценных бумаг государства) обслуживание займов (уплата процентов, реструктуризация государственных финансовых обязательств) и др. виды деятельности. [c.291]

С переходом на рыночные отношения функции налогов расширились, их роль и значение в бюджетном процессе и в национальной экономики в целом существенно возросли. В этой связи как на уровне отдельных хозяйствующих субъектов, так и на макроуровне, стали особенно актуальными вопросы налогового планирования и прогнозирования. [c.85]

Рассмотрены важнейшие направления и формы государственного регулирования экономики в условиях формирования рыночных отношений - планирование, прогнозирование, программирование финансово-кредитное регулирование (бюджетно-налоговое, денежно-кредитное, ценовое и валютное) антимонопольное регулирование. Выделен механизм государственного регулирования важнейших сфер экономики, отраслей материального производства, социальной сферы. [c.2]


В переходной экономике происходит трансформация институтов государственного регулирования. Государство отходит от непосредственного вмешательства в хозяйственную деятельность предприятий, что влечет за собой ограничение функций и постепенную ликвидацию отраслевых органов управления — министерств и ведомств. Директивное планирование трансформируется в социально-экономическое прогнозирование. Бюджетное и налоговое регулирование становится прерогативой парламента. Центральный банк осуществляет денежно-кредитное регулирование. Возникают специфические для переходного периода институты — ведомства по приватизации и антимонопольному регулированию. [c.646]

Исходя из важности данного направления деятельности некоторые управления уже признали необходимость создания специализированных отделов планирования и анализа налоговых поступлений. Такой отдел, например, сформирован в Управлении МНС России по Нижегородской области. Уже за небольшой промежуток времени, истекший с момента его создания, было доказано, что составленные отделом прогнозы бюджетных поступлений, которые основаны на анализе всей имеющейся в налоговых органах информации, значительно точнее прогнозов, составляемых Департаментом финансов администрации области (см. Толянов Н.Ф. Налоговому прогнозированию — быть // Российский налоговый курьер. 2000. № 6). [c.48]

Бюджетно-налоговое планирование и регулирование: цели и задачи

Налоговое планирование на микро- и на макроуровне представляет собой составление планов налоговых платежей. Но цели стоят на разных уровнях разные. Предприятия стараются минимизировать суммы уплачиваемых налогов, а государство — сделать так, чтобы поступления в бюджет были максимально возможными.

Налоговое планирование должно основываться на положениях действующего законодательства. Оптимизация фискальных платежей как со стороны государства, так и со стороны хозяйствующих субъектов должна осуществляться в рамках правового поля и учитывать экономическую целесообразность того или иного действия.

Налоговые платежи являются одной из основных доходных статей бюджета любого государства.

Налоговое планирование на макроуровне

Государственная политика по налогам и сборам состоит в том, чтобы определить такие параметры фискальных платежей, чтобы, с одной стороны, обеспечить наполняемость бюджета, а с другой — не возложить излишнее бремя на бизнес и население.

На государственном уровне формируются как текущие (краткосрочные), так и стратегические (долгосрочные) планы. При их формировании очень важно соблюсти интересы всех сторон. От правильности прогноза поступлений фискальных платежей зависит план выполнения задач, на выполнение которых они направляются.

Государственное налоговое планирование включает следующие этапы:

  1. Определение целей и задач, которые будут выполняться за счет поступлений налогов и сборов.
  2. Оптимизация законодательства в области налогов и сборов для достижения поставленных целей.
  3. Разработка порядка распределения обязанностей и полномочий органов власти в этой области.
  4. Определение объемов и порядка распределения прогнозных поступлений.
  5. Разработка контрольных мероприятий в области сбора и расходования поступлений от налогов и сборов.
  6. Анализ и сопоставление плановых и фактических показателей и учет сделанных выводов при дальнейшем планировании.

Налоговое планирование на микроуровне

Целью, которую преследует налоговое прогнозирование и планирование на макроуровне, всегда является минимизация фискальных платежей. При этом очень важно не выходить за рамки правового поля. Агрессивное налоговое планирование на грани установленных законодательством норм может привести к обратному эффекту. Штрафные санкции за несоблюдение требований законодательства могут значительно превысить получаемую выгоду от применения незаконных схем оптимизации.

На сегодняшний день в РФ поставлены достаточно эффективные системы контроллинга за правильностью формирования налогооблагаемых баз и выявлением незаконного вывода активов и финансовых результатов из-под налогообложения.

Мы не будем останавливаться на противоречащих законодательству методиках оптимизации, а рассмотрим только законные инструменты. На микроуровне налоговое планирование включает:

  1. Формирование полного перечня уплачиваемых налогов и сборов.
  2. Анализ ставок, возможных к применению льгот и вычетов.
  3. Поиск путей снижения налогооблагаемых баз.
  4. Рассмотрение возможностей применения спецрежимов и анализ их эффективности.

Применяемые методы и инструменты

В различных ситуациях возможно применение различных методов и инструментов. Это зависит от множества факторов:

  • возможностей компании внутрихолдингового планирования;
  • преследуемых целей и ожидаемого экономического эффекта;
  • применяемой системы налогообложения;
  • вида деятельности.

Наиболее часто используемым является ситуационный метод. Ситуационный метод налогового планирования предусматривает следующие элементы:

  1. Определение перечня уплачиваемых налогов, анализ ставок и льгот. На основе этих данных формируется налоговое поле.
  2. Определение типовых хозяйственных операций, осуществляемых организацией.
  3. Формирование пакета возможных договорных отношений по типовым хозоперациям.
  4. Анализ применения тех или иных договоров, экономических операций на величину налоговой базы.
  5. Выбор наиболее оптимального варианта.

Расчетно-аналитический метод предусматривает вывод о прогнозных суммах налоговых платежей на основе анализа данных предшествующих периодов и учета прогноза изменений объемов продаж, расходных статей, численности работников. Также при применении этого метода учитывается вступление в силу новых законодательных норм.

Балансовый метод предусматривает составление на основе прогнозных данных бухгалтерских операций, оценку их влияния на сумму активов и пассивов компании и финансовый результат.

Специальные узкоспециализированные методы учитывают специфику влияния отдельной операции на объем налогооблагаемой базы. Например, к таким методам относятся следующие операции:

  1. Перенос доходов на будущее, отсрочка платежей. Отсрочка авансирования от покупателей при уплате НДС позволяет снизить суммы уплачиваемого НДС с аванса. Отсрочка поступлений при УСН — снижает налогооблагаемую базу при объекте обложения «Доходы».
  2. Замена вида договора. Например, перекупщику на УСН с объектом «Доходы» выгодно заменить договор купли-продажи с поставщиком договором комиссии. В этом случае базой обложения будет только комиссионное вознаграждение.
  3. Оптимизация статей затрат. Например, отказ от некоторых сотрудников и переход на работу с аутсорсинговой компанией.

Особенности плана фискальных платежей в группе компаний

На сегодняшний день многие организации при ведении деятельности объединяются в холдинги, концерны или просто составляют объединение групп компаний. Корпоративное налоговое планирование является сложным инструментом, позволяющим оптимизировать общую сумму фискальных платежей.

Кроме обычного прогнозирования на уровне каждого отдельного предприятия, при планировании очень важно не допускать перекосов внутри группы компаний. Например, когда одна компания холдинга уплачивает высокий налог на прибыль, а другие ведут убыточную деятельность. В этом случае задача сотрудников, ответственных за планирование налогов, провести анализ возникшей ситуации и вынести на рассмотрение руководства предложения об устранении перекосов. Например, можно:

  • пересмотреть внутрихолдинговые контакты. Если одна компания предоставляет остальным в аренду активы, то для корректировки сумм затрат можно пересмотреть суммы арендных платежей;
  • перераспределить работников между компаниями. Это позволит уменьшить затратную нагрузку по зарплате и уплачиваемым страховым взносам;
  • оптимизировать применение спецрежимов. Если одна из компаний в группе работает на УСН, то остальные, работающие с ней и уплачивающие налоги по ОСНО, теряют право на применение вычета по НДС.

Крупные корпорации применяют еще и международное налоговое планирование. Суть его заключается в том, что регистрируется подразделение холдинга в другом государстве с более мягким налогообложением и выводится в него налогооблагаемая база: активы, прибыль.

6.4. Бюджетно-налоговое планирование и регулирование.

Бюджетно-налоговое планирование и регулирование представляет собой комплекс мер, посредством которых государство осуществляет составление экономически обоснованных прогнозов поступления налоговых доходов в бюджет, определяет, по каким направлениям и как осуществляется регулирование экономических процессов посредством налоговых инструментов.

Важное значение при осуществлении государством бюджетно-налоговой политики имеет прогнозирование налоговых поступлений. Это очень сложный и трудоемкий процесс, требующий учета большого количества факторов и постоянной аналитической работы. Он используется всеми развитыми странами как метод экономического предвидения.

В нашей стране планирование налоговых доходов федерального бюджета осуществляет Минфин России совместно с Федеральной налоговой службой.

Процесс прогнозной работы включает в себя несколько этапов.

I этап – аналитическая стадия сбора и обработки информации. На этой стадии органы Росстата, Федеральной налоговой службы, Федерального казначейства доводят до Минфина России обобщенные сведения о текущих налоговых поступлениях. Эти сведения предоставляются отдельно по каждому налогу и для отдельных территорий. Сбор и обработка этих данных позволяют судить о тех негативных моментах, которые проявляются в процессе сбора налогов (степень отклонения фактических поступлений от расчетных, количество выявленных налоговых правонарушений, причины недоимок и т. п.). В то же время подобного рода анализ позволяет выявить позитивное влияние действующей налоговой системы на экономическое развитие. Например, абсолютное увеличение налоговых поступлений по отдельным видам налогов, влияние существующих налоговых ставок на процесс инвестирования, структурные сдвиги в экономике и т. п. Все это будет иметь большое значение как при корректировке основных направлений налоговой политики на следующий год, так и при определении конкретных налоговых ставок по отдельным видам налоговых платежей.

II этап – Минэкономразвития представляет Минфину прогнозируемые на следующий год и среднесрочную перспективу макроэкономические показатели, от которых зависит размер налоговых поступлений. Это такие показатели, как: объем ВВП; объем денежной массы; предполагаемый объем прибыли, создаваемый в отдельных отраслях хозяйства и на отдельных территориях; размер фонда оплаты труда; уровень инфляции; объем товарооборота и др.

III этап – с учетом представленных данных Минфин России проводит расчет доходов консолидированного бюджета по основным налоговым поступлениям. При этом обязательно учитывается степень риска, а в план заранее закладываются отклонения фактических объемов налоговых поступлений от плановых. Степень такого отклонения зависит от непредсказуемости тех или иных факторов, которые являются существенными для отдельных налоговых платежей. Расчет проекта налоговых доходов осуществляется обязательно с учетом результатов проведения экспертизы исполнения бюджетов в текущем финансовом году.

IV этап – на основании произведенных расчетов Минфин России формулирует свои предложения относительно корректировок налогового законодательства, которые представляются им в Государственную Думу вместе с проектом федерального бюджета на очередной финансовый год. При необходимости могут корректироваться ставки отдельных налогов, система льгот по ним, размер необлагаемого минимума (если речь идет о подоходном налоге), распределение отдельных налоговых доходов по уровням бюджетной системы и т. п.

В налоговом планировании используются разные методы: имитационные, многомерные и корреляционные методы; факторный и кластерный анализ и др.

Наиболее широко распространен в налоговом планировании факторный анализ. Он проводится по каждому налогу и позволяет более или менее точно определить, каким будет объем поступлений в будущем году по этому налогу. Рассмотрим применение этого метода на примере НДС.

Чтобы правильно рассчитать НДС, надо четко представлять, из каких экономических элементов состоит этот налог и какие экономические показатели, факторы являются определяющими для него.

Если мы говорим об НДС, то надо прежде всего учитывать все элементы добавленной стоимости: прибыль, фонд оплаты труда, амортизацию и другие элементы. Эти показатели можно рассчитать на основе темпов роста ВВП и его отдельных элементов. Сумма льгот по НДС определяется по сводным расчетам, исходя из сложившихся пропорций при мобилизации налога. Общая сумма налога обязательно должна быть скорректирована с учетом коэффициента сбора налога, который определяется по материалам анализа отчетных показателей за текущий год.

Рассмотрим пример расчета НДС (приведены условные цифры и условные единицы):

1) Прибыль предприятий – 100.

2) Фонд оплаты труда – 150.

3) Начисления в социальные фонды – 50.

5) Амортизация – 30.

6) Прочие виды добавленной стоимости – 30.

7) Итого добавленной стоимости – 380.

8) Необлагаемая добавленная стоимость – 80.

9) Итого облагаемая добавленная стоимость – 300.

10) Ставка налога – 20%

11) Итого расчетная сумма НДС – 60.

12) Коэффициент сбора налога – 90.

13) Итого налога – 54.

Для расчета других налогов используются иные исходные расчетные данные. Так, объем поступления акцизов определяется исходя из прогнозируемых объемов производства подакцизных товаров; ставок, предусмотренных законодательством; реальной оценки поступлений по этому виду доходов в текущем году.

В основу расчета налогооблагаемой базы по налогу на прибыль закладывается прогнозируемая на планируемый год прибыль. Ее размер будет зависеть не только от объема ВВП, но и, например, от реализации мер, направленных на оживление реального сектора экономики, от того, насколько благоприятной будет экономическая конъюнктура внутри страны и на мировом рынке и т. п. Кроме того, прогнозируемый объем налогооблагаемой базы должен быть скорректирован на изменения, вносимые в порядок формирования налогооблагаемого дохода, например начисление и отражение в расходах амортизационных отчислений, отнесение расходов на затраты по производству продукции и ряд других изменений. Учитываются также льготы и степень собираемости налога.

При расчетах прогнозируемых поступлений налога на пользователей недрами учитываются ожидаемые объемы добычи полезных ископаемых; прогнозируемый уровень цен на них и установленные ставки. И так по каждому налогу.

Большое значение для выполнения плановых налоговых обязательств имеет принятая налоговая концепция. В зависимости от того, какова налоговая концепция, можно говорить и о степени регулирующего воздействия налогов на хозяйственную жизнь.

В настоящее время для действующей в России модели налоговой системы характерны следующие недостатки:

1. Налоговой системе России присущ преимущественно фискальный характер, что затрудняет реализацию стимулирующей и регулирующей функций налогообложения.

2. Довольно высокий удельный вес по сравнению с зарубежными странами имеют косвенные налоги (НДС, таможенные пошлины, различные сборы). Причем доля косвенных налогов постоянно растет, а доля прямых налогов падает. Это не соответствует тем изменениям, которые происходят сегодня в структуре ВВП. Как известно, с начала 90-х гг. доля смешанного дохода в ВВП увеличилась более чем в 3 раза. Поэтому и доля прямых налогов (налоги на доходы, капитал) должна увеличиваться, а не падать.

3. Усложненность налоговой системы РФ. В настоящее время в России насчитывается вместе с местными налогами свыше 100 различных налогов и сборов. Необходимо существенно сократить число налогов, объединить налоги, имеющие сходную налогооблагаемую базу. Например, вместо действующих имущественных налогов ввести единый налог на недвижимость.

4. Неэффективность существующих льгот. Льготы должны иметь временный и направленный характер и должны предоставляться участникам экономической деятельности, а не отдельным территориям, как это часто бывает сейчас.

5. Недостаточно эффективным является контроль за сбором налогов, что выражается в сокрытии доходов, вследствие чего, по различным оценкам, бюджетная система РФ недополучает от 30 до 50 % налогов. Особенно важное значение в этом направлении приобретает борьба за устранение неучтенного в налоговых целях наличного оборота денежных средств, доля которого в среднем достигает 40 % денежного оборота страны, в результате чего «недоборы» платежей в бюджет составляют 20–25 %.

6. Частое изменение налогового законодательства, что не способствует долгосрочному вложению капиталов и росту экономики.

В ходе принятия частей первой и второй Налогового кодекса уже удалось внести существенные изменения в действующую систему налогообложения.

Во-первых, на 1 января 2001 г. отменены оборотные налоги. Это налог на пользователей автомобильных дорог и налог на содержание жилищно-коммунального хозяйства и объектов социальной сферы. Первый из них взимался по ставке 2,5 % (0,5 % суммы налога шли на федеральный уровень, 2 % направлялись на формирование территориальных дорожных фондов). Второй налог составлял почти везде 1,5 % и взимался на региональном уровне.

Во-вторых, снижена ставка налога на прибыль до 24 %.

В-третьих, введен единый социальный налог. По замыслу правительства этот налог должен в корне изменить систему финансирования социальной сферы, а также снизить нагрузку на налогоплательщика. Вместо фиксированных ставок введена регрессивная шкала налогообложения, а все функции по сбору единого налога возложены на налоговые органы.

В-четвертых, введена единая ставка подоходного налога – 13 %. Отменена прогрессивная шкала обложения доходов граждан. Теперь декларации о доходах должны подавать индивидуальные предприниматели, частнопрактикующие нотариусы и адвокаты, а также граждане, желающие получить из бюджета возмещение уплаченных ими налогов. Таких вычетов стало больше – на здравоохранение, образование, покупку жилья и т. п.

В-пятых, реформирована система налогообложения добычи полезных ископаемых, и, прежде всего, добычи углеводородного сырья. Это позволило обеспечить изъятие в доход государства значительных сумм, обусловленных высоким уровнем мировых цен на нефть и газ.

В-шестых, заметно упрощен и облегчен режим налогообложения малого бизнеса и сельскохозяйственных производителей за счет введения специальных налоговых режимов;

В-седьмых, начата реформа имущественного налогообложения, предусматривающая уменьшение числа объектов налогообложения по налогу на имущество организаций и новую систему земельного налога, ориентированную на кадастровую стоимость земли.

В-восьмых, улучшилось налоговое администрирование, что привело к заметному росту собираемости налоговых платежей.

Вместе с тем отмеченные изменения хотя и оказали положительное влияние, но не смогли решить полностью всех проблем существующей в России системы налогообложения.

В настоящее время большинство экспертов согласны с тем, что необходимо внести следующие изменения в налоговую систему:

• постепенно выровнять тяжесть налогообложения для разных категорий налогоплательщиков, сократить необоснованные индивидуальные или отраслевые льготы, привлечь к уплате налогов предприятия, работающие с неучтенными денежными оборотами, одновременно снизить налоговую нагрузку на реальных производителей;

• упростить налоговую систему, сделать ее понятной и налогоплательщикам, и органам, ответственным за сбор налогов, объединить налоги и другие обязательные платежи одного уровня, имеющие одинаковую налоговую базу;

• утвердить исчерпывающий перечень налогов и сборов, чтобы исключить введение субъектами РФ и муниципальными образованиями дополнительных налоговых платежей, определить верхние пределы ставок региональных и местных налогов;

• реформировать межбюджетные отношения и решить проблему наполняемости бюджетов муниципальных образований. В частности, предлагается наделить их значительными налоговыми источниками, выделить региональные и местные поступления федеральных налогов, снизить статус некоторых из них;

• придать налоговым законам больше прозрачности, расширить базу налогообложения, упразднить многие налоговые льготы и в дальнейшем не допускать их разрастания, обеспечить нейтральность налогов по отношению к инфляции, организационно-правовым нормам, соотношению основных и оборотных средств, длительности производственного цикла, улучшить регламентирование деятельности и взаимодействие налоговой администрации и налогоплательщиков;

• внести поправки в уголовное законодательство, повышающее ответственность граждан за уклонение от уплаты налогов;

• усилить налоговую пропаганду, разъяснять безнравственность и общественную опасность налоговых преступлений, по примеру развитых стран с детства внушать простую мысль: тот, кто не платит налоги, вынимает деньги из карманов других налогоплательщиков, т. е. занимается воровством.


Рубрика: Экономика и управление

Дата публикации: 14.03.2020 2020-03-14

Статья просмотрена: 368 раз

Библиографическое описание:

Фирсова, М. А. К сущности налогового планирования и прогнозирования / М. А. Фирсова, А. В. Суркова. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2020. — № 11 (301). — С. 244-247. — URL: https://moluch.ru/archive/301/68096/ (дата обращения: 18.05.2021).

В статье рассмотрены основные подходы к определению понятий «налоговое планирование и налоговое прогнозирование». Автором предложено свое понимание сущности государственного налогового планирования и прогнозирования, представлена система.

Ключевые слова: планирование, прогнозирование.

В настоящее время для налоговой сферы актуальным является вопрос эффективного проведения планирования и прогнозирования для наиболее точного составления прогноза налоговых поступлений в бюджетную систему страны. Налоговое планирование и прогнозирование нацелены на достижение ориентиров налоговой и экономической стратегии государства, но единого понятия.

В век инновационной экономики важно грамотно подходить к формированию бюджета, поэтому необходимо конкретизировать понятие, и понимать все нюансы, связанные с прогнозированием и планированием государственных финансов. Для начала рассмотрим понятие и сущность налогового прогнозирования. В рамках исследования тематики были рассмотрены трактовки разных авторов, которые понимают государственное налоговое прогнозирование с разных точек зрения:

Подходы копределению «Налогового прогнозирования»

Автор

Основные подходы

прогнозирование налоговых поступлений в бюджетную систему является ключевым инструментом реализации налоговой политики страны.

деятельность, предоставляющую возможность определения таких данных как объём налоговых поступлений на определённый период времени, количество налогоплательщиков, их состав, контингент

Орлова В. А., Мелентьева О. В.

на уровне государства основной задачей налогового прогнозирования является экономическое обоснование качественных и количественных параметров бюджетных заданий и стратегических программ социально-экономического развития страны.

под прогнозированием понимается взгляд в будущее, оценка возможных путей развития, последствий тех или иных решений

Проанализировав разные понятия, стало понятно, что большинство из них сходятся к мнению о том, что налоговое прогнозирование позволяет реализовать налоговую политику, посредством использования целого набора показателей. Мы предлагаем системный подход в рамках изучения налогового прогнозирования:


Рис 1. Система налогового прогнозирования

Налоговое прогнозирование — это деятельность государственных налоговых органов по определению возможного объема налоговых поступлений с учетом различных факторов, с целью эффективного формирования бюджета.

Теперь стоит перейти к рассмотрению налогового планирования и его сущности. Аналогично стоит рассмотреть основные подходы к определению данного понятия.

Подходы копределению «Налогового планирования»

Автор

Основные подходы

планирование, как фундаментальная основа для разработки стратегических векторов бюджетной политики, является инструментом обеспечения структурной модернизации экономики и повышения ее конкурентоспособности.

Орлова В. А., Мелентьева О. В.

практика подтверждает, что налоговое планирование представляет собой не одноразовое событие, а непрерывный процесс, связанный с систематической постановкой целей и подготовкой необходимых для их достижения мероприятий

разработка последовательности действий, позволяющих достигнуть желаемого результата

Тетерина Н. А., Белогорская А. Н.

комплексный и многофакторный процесс разработки экономически обоснованного размера налоговых доходов (поступлений налогов и сборов, администрируемых налоговыми органами) в бюджеты всех уровней и государственные внебюджетные фонды в течение текущего финансового года от налогоплательщиков, зарегистрированных в соответствующих налоговых органах

Мы предлагаем системный подход в рамках изучения налогового планирования:


Рис 2. Система налогового планирования

Необходимо заметить, то налоговое планирование предназначено как для обоснования количественных показателей бюджетных заданий, так и для того, чтобы определить в перспективе социально-экономическую направленность развития в рамках принятой концепции.

Исходя из двух представленных схем, по нашему мнению, планирование представляет собой комплекс мер по мобилизации поступлений в бюджет, а прогнозирование это комплекс показателей, которые определяют налоговый потенциал в целом.

Это достаточно близкие по значению понятия. Но планирование можно трактовать как определение целевых установок достижения определенных показателей. А прогнозирование — картина будущего, предполагающая составление прогноза на определенный промежуток времени. Но если прогнозирование предполагает формирование вероятностного прогноза налоговых поступлений, то планирование оценивает их фактическое перечисление в бюджет и обозначает определенные объемы поступлений в планируемом периоде. Из этого следует то, что прогноз должен опережать план. Так как цель процесса налогового прогнозирования — создать основу или предпосылки для проведения планирования налоговых поступлений.

По нашему мнению, уточнить понятие «налогового планирования» следует следующим образом: это деятельность государственных налоговых органов по эффективной реализации налоговой политики и социально-экономического развития страны, с целью эффективной мобилизации налоговых поступлений в бюджеты разных уровней, при помощи применения соответствующих инструментов.

  1. Ильичева Е. В., Подгорный И. Е., Пашкова Е. Э., Ходько М. В. К вопросу планирования и прогнозирования налоговых поступлений в территориальный бюджет / Е. В. Ильичева, И. Е. Подгорный, Е. Э. Пашкова, М. В. Ходько // Журнал «Интернет-журнал Науковедение». — 2015. — Т.7.– № 4 (29). — С. 1–11.
  2. Орлова В. А., Мелентьева О. В. Сущность налогового прогнозирования и планирования как важного элемента налогового менеджмента / В. А. Орлова, О. В. Мелентьева // Журнал «Наука и финансы». — 2016. — № 1. — С. 18–22.
  3. Павлюченко Т. Н., Калюгина И. В. Учет налогов и оптимизация налоговой нагрузки / Т. Н. Павлюченко, И. В. Калюгина // Журнал «Концепт». — 2018. — № 5. — С. 1–7.
  4. Сорокина П. Г. Прогнозирование и динамика налоговой базы по налогу на имущество организаций / П. Г. Сорокина // Журнал «Baikal Research Journal». 2017. — Т. 8. — № 2. — С. 16.
  5. Ташматова Р. Г. К Роль налогового прогнозирования в формировании налоговых доходов бюджета / Р Г. Ташматова // Журнал «Экономика и бизнес: теория и практика». — 2018. –№ 1. — С. 79–82.
  6. Тетерина Н. А., Белогорская А. Н. Актуальные вопросы налогового планирования и прогнозирования / Н. А. Тетерина, А. Н. Белогорская // Журнал «ВЕСТНИК РОССИЙСКОГО УНИВЕРСИТЕТА КООПЕРАЦИИ». — 2015. –№ 3 (21). — С. 77–85.

К О Н С П Е К Т

Тема : Бюджетно-налоговое планирование и прогнозирование

Налоговое планирование и прогнозирование - особые элементы системы выработки и принятия решений. Основная задача налогового планирования и прогнозирования - экономически обоснованно обеспечить качественные и количественные параметры бюджетных заданий и перспективных программ социально-экономического развития страны исходя из разработанной и принятой в законодательном порядке налоговой концепции.

Выполняется эта задача как в расчете на один финансовый год ( текущее налоговое планирование ) , так и на более отдаленную перспективу ( налоговое прогнозирование ) . В связи с этим различают тактику налогового планирование и его стратегию.

Налоговое прогнозирование основывается на результатах научных исследований отчетных и аналитических данных, получаемых в ходе исполнения текущих налоговых обязательств. Сбор и обработка этих данных позволяет судить о позитивных и негативных проявлениях налогообложения в текущем году, его влиянии на темпы инвестирования , структурных сдвигах в отраслях, соотношении доходов территорий, корпораций, граждан

Налоговая тактика представляет собой комплекс практических действий органов власти и управления при выработке общей структуры доходных бюджетных статей в разрезе бюджетной классификации , проведении налогового регулирования и контроля. Качественное содержание тактических шагов предопределяет полноту и своевременность исполнения бюджетов всех уровней.

Стратегическое налоговое планирование ( прогнозирование) занимает важное место в теории и практике управления. Оно используется всеми ведущими странами мира как метод экономического предвидения .

Разработка налоговых прогнозов на среднесрочную перспективу включает:

1.Оценку доходности территориальной собственности (используются коэффициенты финансовой обеспеченности регионов и бюджетной эффективности) , потребностей технического обновления отраслей специализации региона , состояния оплаты труда, ресурсной базы региона, участия территории в экспортно-импортных операциях, качества производственной и социальной инфраструктуры, обеспеченности транспортными магистралями т т. д. Эти данные составляют информационную базу методического расчета совокупного дохода региона, его экономического, финансового и налогового потенциалов.

прогнозирование объемов налоговых поступлений с учетом темпов экономического роста региона. Эти данные имеют важное значение при очередном формировании бюджетов всех уровней , поскольку в них могут быть достоверно отражены потребности регионов в федеральных ресурсах в виде субсидий , субвенций, дотаций, трансфертного финансирования. Знание потенциала региона позволяет более точно сформировать льготный режим налогообложения . Это важно при решении вопросов совершенствования налогового законодательства.

Прогнозирование социально-экономических потребностей территории на основе всеохватывающей инвентаризации видов имуществ и ресурсной составляющей ее экономики. Определение доли средств , получаемой от использования территориальной собственности и обращаемой на удовлетворение внутренних потребностей. Внесение объективно- необходимых корректив в отношении собственности и в механизм согласования общегосударственных , корпоративных и личных экономических интересов.

Выведение суммы бюджетного дефицита, уровня инфляции, индексов цен, рыночных индикаторов.

При налоговом планировании и прогнозировании не только реализуются фискальные задачи, но и закладываются основы оптимизации тактики и стратегии налогового регулирования и контроля .

Налоговое планирование и прогнозирование рассматривается в качестве одного из базовых элементов финансового менеджмента.

В составе общегосударственного финансового менеджмента одну из основных позиций занимает бюджетно-налоговый менеджмент.

Данная система управленческих действий проводится Министерством финансов РФ, его департаментами ( бюджетно-налоговым, налоговых реформ и др. ) Государственной налоговой службой РФ, счетной палатой, Федеральным казначейством и другими органами управления).

Методы оптимизации налоговых платежей.

По мере роста качественных и количественных параметров бизнеса он становится все более сложным организмом , который нуждается в структурированной форме управления финансовыми налоговыми отношениями для отработки возрастающего потока информации. Корпоративный налоговый менеджмент вносит прямой вклад в прибыльность бизнеса, оптимизацию налоговых платежей представляет собой одно из направлений налогового планирования , осуществляемого в интересах бизнеса

Налоговое планирование с позиций налогоплательщика как один из элементов корпоративного налогового менеджмента- неотъемлемая часть его финансово-хозяйственной деятельности . Этот процесс имеет крайне важное значение, поскольку оптимизация налогообложения позволяет своевременно выявить финансовые резервы для их капитализации. Оптимизация налоговых платежей зависит от тяжести налогового бремени и обоснованности претензий со стороны налоговых администраций.

В общей схеме корпоративного налогового менеджмента можно выделить следующие возможные пути оптимизации объемов налоговых платежей.:

Выбор выгодного места регистрации и места осуществления финансово-хозяйственной деятельности ( оффшор );

Грамотное использование всех пробелов и достоинств действующего законодательства, построение различных схем хозяйствования;

выбор соответствующей организационно-правовой формы предпринимательства;

Использование возможностей хозяйственных договоров ( включение в них экономически выгодных условий , комбинирование договоров, сочетание условий различных типов договоров );

Грамотное и юридически безупречное ведение бухгалтерского учета;

Использование наиболее экономичных способов защиты нарушенных налоговых прав.

Большое значение имеет отчетно-аналитическая деятельность налогового менеджера имеют содержание отечественного налогового, бухгалтерского, таможенного законодательства, приближение его к международным стандартам

большое значение имеет отчетно-аналитическая деятельность налогового менеджера. Фирма должна располагать информацией за ряд лет о том, какие приемы налоговой оптимизации дали положительные результаты, по каким причинам они не достигнуты, какие зависимости между положениями налогового законодательства и финансовыми результатами можно назвать устойчивыми.

Ретроспективный анализ налоговых обязательств, результатов налоговых проверок и схем оптимизации налоговых платежей создает определенную информационную базу для прогнозирования зависимостей между налоговыми выплатами и капиталом фирмы.

Налоговый менеджер предприятия, занимаясь поиском способов оптимизации налоговых платежей ( налоговым планированием ) , одновременно осуществляет и контрольные действия.

К наиболее важным методам внутреннего налогового контроля относятся :

оценка и оптимизация издержек предприятия;

слежение за ходом выполнения плана и погашения долговых производственных обязательств;

использование новых платежных средств;

прогнозирование доходности валютных и экспортных операцийээ

Цели ВНК , как и финансового контроля в целом , следующие:

аккуратное ведение финансовых документов

своевременное и правильное заполнение всех регистров налоговой отчетности, деклараций и промежуточных расчетов налоговых платежей, книг покупок - продаж для расчетов налога на прибыль и т. д.

защищенность активов предприятия от растрат и хищений

обеспечение достоверности бухгалтерского учета

Несвоевременная уплата налогов в бюджет не только сопряжена со штрафными санкциями. Она превращает погашение долговых обязательств в неуправляемую ситуацию: растет сама сумма налогового обязательства, растут и суммы пеней и штрафов.

Читайте также: