Основная тяжесть денежного налога с 1924 года ложилась на хозяйства

Опубликовано: 07.05.2024

СЕЛЬСКОХОЗЯЙСТВЕННЫЙ НАЛОГ, денежный налог, к-рый в разное время взимался с крест., личных приусадебных хозяйств (ЛПХ), с.-х. предприятий. Впервые введен в 1923 как единый С.-х. н., заменивший собой ряд общегос. и мест. налогов. В 1923 уплачивался как в натур., так и в ден. форме, с янв. 1924 – только деньгами. В 1932 перестал именоваться единым. С 1931 не стал взиматься с совхозов, с 1936 – с колхозов.

Базовым объектом обложения единым С.-х. н. в 1923/24 в большинстве регионов страны являлась площ. пахотно-сенокос. угодий, к-рыми владело хоз-во. В регионах с преобладанием залежной системы земледелия, к к-рым принадлежала Сибирь, облагалась удвоенная площ. посева. В 1924/25–1925/26 объектом обложения для Сибири стал условный посев (для др. регионов – пашня). В его состав, помимо фактич. посев. площ. по установленным для отд. адм.-тер. образований коэффициентам пересчета, включались сенокосы и скот. С 1926/27 обложению подлежали доходы крестьян от неземледел. заработков. Размер налога зависел от уровня совокуп. годового дохода хоз-ва и исчислялся по прогрес. шкале ставок. Облагаемый доход рассчитывался по установлен. для сел. р-на в целом нормам вменен. доходности отд. объектов обложения (посевов зерн. и техн. культур, овощей и бахчевых, площ. плодоносящих садов и ягодников, используемых сенокосов, поголовья раб., круп. рог. и мелкого скота, кол-ва пчелиных ульев).

В кон. 1920-х гг. С.-х. н. превращается в инструмент ограничения т. н. капиталистич. элементов деревни. С 1928/29 в облагаемую базу хоз-в, относимых к категории кулацких, стали включаться все зафиксированные заработки. Подоб. порядок, получивший название индивид. обложения, приводил к существ. возрастанию налог. бремени. В 1928/29 в Сибирском кр. ср. сумма налога с хоз-в, облагаемых индивидуально, в 3 раза превышала взысканную в предыдущем году. Совсем иную политику гос-во проводило в отношении бедноты. В Сибирском кр. число крест. дворов, полностью или частично освобожденных от уплаты С.-х. н., выросло с 23 % от их общего числа в 1925/26 до 38 % в 1928/29.

С нач. коллективизации обшир. льготы были предоставлены колхозам. Абс. большинство крестьян, оставшихся единоличниками, превратилось в бедняков. Однако от обложения это их уже не спасало. Власти полагали, что «сознательные» бедняки должны войти в колхозы, и поэтому постоянно снижали долю дворов, налогов не уплачивающих. В 1930/31 С.-х. н. по причине маломощности не платили 34 % единолич. хоз-в Зап. Сибири, в 1931 – 23, в 1932 – 12, в 1933 – 8 %. С 1931 при исчислении налога стали учитываться доходы от продажи произведенных крестьянами с.-х. продуктов на рынке по ценам, превышающим гос. и кооп. загот. цены (т. н. конъюнктур. доходы). Помимо этого увеличивались нормы вменен. доходности, выросла доля неземледел. заработков, включаемых в облагаемую базу, в сторону повышения прогрессии изменялась подоход. шкала исчисления налога.

Прогрессия обложения личных хоз-в колхозников была существ. меньшей, а в 1933 ее вообще упразднили. С этого года личные хоз-ва чл. колхозов стали облагаться С.-х. н. по твердым ставкам, к-рые не корректировались уровнем год. дохода того или иного двора и устанавливались для каждого колхоза. Колхозы в 1931–32 облагались по твердым ставкам с каждого рубля совокуп. валового дохода, а в 1933–35 – по фиксир. ставкам обложения каждого гектара посева и сенокоса.

В кон. 1930-х гг. проведена реформа системы налогово-податного обложения деревни. В новом законе о С.-х. н. на колхозников распространялись принципы обложения, применявшиеся по отношению к единоличникам. Так же, как и у последних, размер налога с личных хоз-в чл. колхоза теперь зависел от уровня годового дохода и исчислялся по прогрес. шкале. При этом вводимые законом нормы вмененной доходности на порядок превышали действовавшие в предшествующий период. Результатом налог. реформы стало существенное увеличение суммы С.-х. н., взимаемого с колхозников. В Новосибирской обл. в 1939 по сравнению с 1938 она увеличилась почти в 3 раза. К уплате налога привлекались ранее освобожденные от него личные хоз-ва проживающих в деревне рабочих и служащих.

Не претерпевая принцип. изменений, закон 1939 давал возможность властям варьировать тяжесть обложения жителей деревни. Осн. инструментами его изменения являлись нормы доходности и шкала ставок. Первый раз эти показатели были пересмотрены в сторону увеличения в 1941. В 1943 вновь выросла прогрессия шкалы ставок и изменились нормы доходности. В 1946 нормы доходности были снижены, что благотворно сказалось на развитии личного сектора экономики сиб. деревни. В 1948 началась очередная кампания по ограничению размеров ЛПХ, в рамках к-рой существенно выросли ставки С.-х. н. Его рост привел к сокращению размеров приусадеб. хоз-в. Вследствие этого произошло снижение налогооблагаемой базы и общей суммы налог. поступлений. Для компенсации потерь гос-во в 1950, а затем в 1951 и 1952 вновь пошло на повышение ставок С.-х. н. Др. способами увеличения размеров налогово-податного изъятия в кон. 1940-х – нач. 1950-х гг. были расширение контингента плательщиков за счет лиц, ранее имевших налог. льготы, а также снижение размеров оставшихся льгот.

После смерти И.В. Сталина произошло радик. реформирование налог. системы. В соотв. с принятым в авг. 1953 законом С.-х. н. стал исчисляться по твердой ставке, не зависящей от общей суммы доходов, – с площади (с каждой сотой га) приусадеб. земли, находящейся в личной собственности. Тем самым С.-х. н. фактически превращался в поземел. налог с сел. населения. При этом ставка обложения была изначально невысокой и в дальнейшем не менялась. В итоге С.-х. н. потерял фискал. значение и перестал быть обременительным для жителей деревни.

В постсов. период единый С.-х. н. введен в 2001 и взимается с с.-х. товаропроизводителей по установленной процент. доле (ставке) налог. базы, к-рой признается ден. выражение доходов, уменьшенных на величину расходов. Единым налог называется потому, что он, по желанию плательщика, заменяет уплату налогов на прибыль орг-ций, на добавлен. стоимость, на имущество орг-ций и единого социального. См. Аграрная политика советского государства в Сибири.

Лит.: Ильиных В.А. Налогово-податное обложение сибирской деревни. Конец 1920-х – начало 1950-х гг. Новосибирск, 2004; Он же. Сельскохозяйственный налог в сибирской деревне в 1924–1928 гг. // Налоги и заготовки в сибирской деревне в 1890–1920-е гг. Новосибирск, 2004.

Переход к НЭПу

В марте 1921 г. X съезд партии принял решение о замене продразверстки продналогом, о переходе от «военного коммунизма» к новой экономической политике (НЭП). С введением НЭПа разре­шалось брать в аренду землю, применять наемный труд, поощрялось развитие сельскохозяйствен­ной кредитной, потребительской кооперации. Были отменены трудовая повинность и трудовые мобилизации, введенные при «военном коммунизме». Железнодорожные и добывающие предприятия были переведены на хозрасчет. Появились первые машинопрокатные пункты.

Продналог совершенствовался. Имеющие менее 6 голов КРС освобождались от налога. Вместо трудгужналога, подворно-денежного налогов устанавливался единый натуральный налог. С укреплением рыночных отношений применялась смешанная форма налога – натурой и деньгами, а с 1 января 1924 г. - только деньгами. Налог был прогрессивным, основная тяжесть ложилась на кулаков и баев.

Для восстановления сельского хозяйства было учреждено общество сельхозкредита. Оно помогало в обработке полей, приобретении сельхозмашин, мелких предприятий (мельницы, пекарни, скотобойни). Союз «Кошчи», крестьянские комитеты представляли начальную форму кооперации. Государство выделяло кредиты крестьянству на приобретение сельхозмашин и орудий.

В 1924-1925 гг. в республику начали завозиться тракторы, которые приобретали кооперативы и коммуны. В 1928 г. посевная площадь Казахской АССР достигла уровня 1913 г. (4,4 млн. га). Поголовье скота возросло в 1924-1928 гг. с 24,8 млн. голов до 41 млн. (в 1922 г. - 12,2 млн. голов).

Сверх­концентрация промышленности и монополия союзных трестов, а позднее - наркоматов, необходимая в период восстановления промышленности, превратилась в систему. Трестирование вредило рациональному размещению производи­тельных сил, определило сырьевой характер экономики Казахстана.

Промышленность республики стала восстанавливаться. Правительство РСФСР оказало помощь: из центральных районов России в Казахстан был переведен ряд промышленных предприятий. Главным районом цветной металлургии республики являлся Рудный Алтай.

Досрочно сдан в эксплуатацию Риддерский свинцовый завод, который в 1923 г. давал 40% общесоюзной добычи свинца. Стали работать нефтепромыслы Доссор и Макат, узкоколейная железная дорога соединила их с городом Гурьев. В 1920 г. сдан в эксплуатацию Чимкентский сантонинный завод. В 1927 г. на Карсакпайском комбинате началась добыча меди.

В период НЭПа разрешалась частная торговля, возросло значение товарообмена и товарооборота. Возродилась ярмарочная торговля в Куянды и Баянауле (Семипалатинская губерния), Атбасаре (Акмолинская), Уиле и Темире (Актюбинская) и в Урде (Букеевская). В 1927 г. функционировали 75 местных, 13 губернских, 7 краевых ярмарок с оборотом в 30 млн. руб. В них принимали участие купцы из Китая и Монголии.

Общественно-политическая жизнь

В феврале 1925 г. Киргизская областная партийная организация была переименована в краевую. В июле 1921 г. в Оренбурге состоялся Первый Казахстанский съезд комсомола. Талантливый комсомольский организатором Гани Муратбаев (1902-1924 гг.) был избран первым председателем Киргизского бюро ЦК комсомола Туркестана. В последние годы жизни заведовал Восточным отделом Коммунистического Интернационала молодежи.

Укреплялась власть Советов, бии, имамы, члены духовных управлений мусульман отстранялись от выборов. Широко пропагандировался декрет об отмене калыма, запрещении многоженства, аменгерства. Вклад в раскрепощение казахских женщин внесли видные деятели женского движения Н.Кульжанова, Н.Арыкова, А.Уразбаева, В.Х.Иманбаева. Центром просветительской работы в аулах стали Красные юрты.

СНК Казахской АССР принял Декрет «О порядке употребления киргизского (казахского) и русского языков», он предусматривал опубликование законов, нормативных актов на казахском и русском языках в зависимости от того, на каком языке ведут переписку учреждения. 22 ноября 1923 г. ЦИК Казахстана принял Декрет «О введении делопроизводства на киргизском (казахском) языке».

В партийной работе внедрялся командно-административный метод. Процветал культ «вождя» Голощекина, бюрократизм. Партийно-государственная машина навязывала «образ врага». В эти годы вошло в практику приклеивание ярлыков «националистов». Беспощадное уничтожение частной собственности, многоукладности, товарного обращения, преобладание идеологии над экономикой вело к утверждению устоев казарменного социализма.

Значительную часть республики летом 1921 г. поразила засуха. Ей предшествовал сильный джут, что привело местами к гибели до 80% скота. Число голодающих составило 1/3 населения республики, в ноябре 1921 г. их было 1,5 млн., в марте 1922 г. - 2,3 млн. человек. Положение усугублялось дви­жением голодающих из Поволжья через Казахстан в Туркестан.

Летом 1921 г. декретом ВЦИК Уральская, Орен­бургская, Актюбинская, Букеевская, Кустанайская губернии были включены в число голодающих. К июню 1922 г. численность голодающих и больных в Западном Казахстане достигла 82% населения. Голод начался не только в результате стихийного бедствия, в урожайных Семипалатинской и Акмолинской губерниях продотрядами были изъяты сельскохозяйственные «излишки» - 4 млн. пуд. хлеба. Зерно, масло, мясо шли в пролетарские центры - Москву, Петроград, Самару, Казань, Саратов.

Советское прави­тельство приняло меры помощи голодающим с опозданием. Население неурожайных районов республики было освобождено от продналога. В 1922 г. 60% посевной площади было засеяно семенами, отпущенными Советским правительством.

Декрет 14 июня 1921 г. «О натуральном мясном налоге» освобождал кочевое казах­ское крестьянство от мясного налога. Совет по труду и обороне Казахской АССР выделил кредит для закупки сельскохозяйствен­ных машин и орудий. Советское правительство выделило средства для приобре­тения скота пострадавшим от неурожая крестьянам. Советский Туркестан принял около 20 тыс. голодающих из Казахстана. В результате голода 1921-1922 гг. демографическая ситуация в кочевых и полукочевых районах осложнилась. В 1922 г. численность сельского населения Оренбургской, Кустанайской, Актюбинской, Уральской, Тургайской губерний сократилась до одной трети. Более 700 тыс. человек покинули республику.

Мероприятием правительства по ликвидации последствий политики царизма в земельном вопросе стала земельно-водная реформа. В апреле 1921 г. был издан декрет о возврате трудящимся казахам земель, переданных царизмом Сибирскому и Уральскому казачьим войскам, земель в Прииртышской полосе.

В 1921 г. была проведена земельная реформа в Семиречье, которая возвратила казахским трудящимся земли, отобранные при подавлении восстания 1916 г. За счет бывших офицерских и переселенческих участков был создан земельный фонд площадью 1 млн. десятин. Часто к кулакам относили всех переселенцев, что порождало национальную вражду.

В укреплении Советской власти в аулах и привлечении трудящихся к государственному и хозяйственному строительству большую роль сыграл союз «Кошчи» («Союз бедняков»), созданный в 1921 г. Реформа способствовала укреплению союза рабочего класса и шаруа, укреплению национального согласия.

Жанры

Авторы

Книги

Серии

Форум

Гладков И. А.

Книга "Переход к нэпу. Восстановление народного хозяйства СССР (1921—1925 гг.)"

Оглавление

Читать

Помогите нам сделать Литлайф лучше

  • «
  • 1
  • 2
  • .
  • 9
  • 10
  • 11
  • 12
  • 13
  • 14
  • 15
  • .
  • 171
  • 172
  • »
  • Перейти

Приходилось земли на едока, дес. Налог с хозяйства в % к годовому доходу
по РСФСР на Украине
До 0,25 5,0 2,9
0,25—0,5 8,1 6,4
0,5—1,5 10,6-12,5 8,9-9,8
1,5-3,0 12,5—16,5 12,4—16,8
Свыше 3 17,1 24,2

Таким образом, чем крупнее хозяйство, тем больше был налог. Особенно сильно облагалась верхушка деревни — кулацкие хозяйства. Беднякам и маломощным середнякам предоставлялись налоговые льготы. Были полностью освобождены от уплаты налога хозяйства, имевшие менее 1,5 дес. облагаемой пашни, а также хозяйства, не имевшие трудоспособных мужчин, если облагаемая площадь у них не превышала 2,5 дес. Освобождались от уплаты налога хозяйства, пострадавшие от интервентов и белогвардейцев. Значительные льготы получали семьи военнослужащих.

В 1923/24 г. от уплаты продналога по СССР (без Туркестана и Закавказья) полностью или частично были освобождены 5,9 млн. хозяйств. По маломощности были полностью освобождены от уплаты налога 2,9 млн. бедняцких крестьянских хозяйств 98 .

В последние два года восстановительного периода основная тяжесть налога ложилась на капиталистические кулацкие хозяйства. В 1925/26 г. были освобождены от налога 5,4 млн. бедняцких и маломощных хозяйств, что составляло более 23% общего числа крестьянских хозяйств 99 , получили различную скидку 4,4 млн. хозяйств. Кулацкие хозяйства уплачивали государству в виде сельхозналога (и других налогов) в 1925/26 г. свыше 10% своих доходов 100 .

Все это показывает, что советская налоговая политика строилась по классовому принципу. По своему типу сельскохозяйственный налог приближался к подоходному налогу. Такая политика помогала беднякам поднимать хозяйство, а усиленное обложение налогом кулацких хозяйств ограничивало их рост.

Буржуазные экономисты и оппортунисты из Наркомзема заявляли, что «прогрессия ставок сельскохозяйственных налогов в 1922—1923 гг. и особенно в 1923/24 г. была чрезвычайно велика. Высшая ставка превышала низшую в 10 раз. Такая прогрессия в корне противоречит основным соотношениям экономики крестьянского хозяйства» 101 . Вопреки научной теории и практике защитники кулачества выдвигали тезис о нерентабельности крупных хозяйств в сельском хозяйстве. Коммунистическая партия разоблачила кулацкую суть этих установок и последовательно проводила ленинскую политику налогового обложения.

В первые годы нэпа налоговые поступления из деревни играли значительную роль в формировании государственного бюджета. В 1922—1923 гг. сельское хозяйство обеспечивало около ¼ доходов государства, в том числе за счет прямых налогов — около 17% 102 . XII съезд партии призвал крестьянство, несмотря на трудности, выполнить свои обязательства перед государством. «…Общие интересы всех трудящихся, общие интересы охраны завоеваний рабоче-крестьянской революции требуют этого напряжения сил от рабочих и от крестьян, требуют этих жертв» 103 . В последующие годы удельный вес сельскохозяйственного налога в доходах государства систематически уменьшался.

Вся система обложения налогом крестьянских хозяйств строилась таким образом, чтобы после выполнения крестьянами налоговых обязательств перед государством постоянно увеличивался избыточный продукт, получаемый от дополнительных затрат труда на расширение посевных площадей, повышение урожайности, увеличение поголовья скота и повышение его продуктивности.

С переходом к нэпу перед Советским государством встала задача организации заготовок сельскохозяйственной продукции. В 1922 г. для осуществления коммерческих заготовок хлеба было создано акционерное общество «Хлебопродукт», заготовок кожевенного сырья — «Кожсырье», льна — «Заготлен». Заготовки хлопка осуществлялись Главным хлопковым комитетом и его органами на местах. Важную роль в заготовках продуктов сельского хозяйства играла кооперация.

Получил доступ к заготовкам сельскохозяйственных продуктов и частный скупщик. В ряде мест частные скупщики создавали свои объединения («Торгпромбюро», «Продсоюз») и выступали крупными оптовыми заготовителями.

С переходом в 1924 г. к денежному налогу заготовки сельскохозяйственных продуктов коммерческим путем стали единственной формой сосредоточения продуктов крестьянского хозяйства в руках государства. Это потребовало усиления деятельности на рынке государственных и кооперативных организаций. На заготовительный рынок было допущено большое число новых государственных организаций.

Мелкие заготовительные организации, не имея средств для создания собственной материальной базы и аппарата, сосредоточили свою деятельность главным образом в районах, находящихся вблизи железных дорог и судоходных рек. Это приводило к борьбе между ними за продаваемую крестьянами продукцию, что сказалось на росте заготовительных цен. В то же время глубинные районы не были охвачены государственными и кооперативными заготовителями, в них продолжали орудовать частные скупщики, которые снижали цены на скупаемые продукты, перевозили их к городам, пристаням и железнодорожным станциям и, перепродавая государственным и кооперативным заготовителям, получали высокие прибыли.

Государство провело реорганизацию заготовительного аппарата: были ликвидированы мелкие заготовители, усилена роль в заготовках сельскохозяйственной и потребительской кооперации. Была прекращена выдача частным заготовителям банковского кредита и повышены тарифы по перевозкам их грузов, ограничено получение подвижного состава для перевозки заготовленной продукции. Государственным и кооперативным заготовителям было запрещено заключать торговые сделки с частниками, использовать их в качестве своих агентов. Эти меры способствовали усилению роли государства и кооперации на заготовительном рынке.

Восстановление сельскохозяйственного производства и упорядочение заготовительного дела способствовали увеличению поступления хлеба государству. В 1921/22 г. государство получило 233 млн. пуд., в 1922/23 г. — 429,6 млн. пуд., в 1923/24 г. — 397,2 млн. пуд., а в 1925/26 г. — 496 млн. пуд. 104 Возросли заготовки и других сельскохозяйственных продуктов. Так, заготовки маслосемян увеличились за 1921/22—1925/26 гг. в 4,2 раза, масла животного — в 3,1 раза, яиц — в 6 раз 105 . Заготовки хлопка-сырца увеличились за эти годы в 28,5 раза, кож крупных — в 1,9 раза, кож мелких — в 2 раза; увеличились также заготовки льноволокна, пеньки и другого сырья для промышленности. Это было вкладом крестьянства в восстановление промышленности, всего народного хозяйства.

Налоговая политика стимулировала развитие социалистических предприятий в сельском хозяйстве. Коллективным хозяйствам предоставлялась скидка с налога в размере 25%, а кооперативным обществам — в размере 10%. Существенное значение имело освобождение от налога коллективных запашек, а также премирование коллективных хозяйств и земельных обществ за применение улучшенных способов ведения хозяйства.

Налоговая политика Советской власти, рассчитанная на укрепление союза рабочего класса с крестьянством, была одним из важных рычагов экономического регулирования сельскохозяйственного производства.

2. Соотношение цен на промышленные и сельскохозяйственные товары

Основная масса крестьян продавала свои продукты ради покупки промышленных изделий, для продолжения процесса производства и удовлетворения личных потребностей. От уровня цен на сельскохозяйственные и на промышленные товары зависели пропорции обмена между городом и деревней, в ценах отражалась общественная значимость промышленного и земледельческого труда.

Ухудшение общественно-политической ситуации в республике. Голод: причины, начало и последствия. Земельно-водная реформа. Трудности, вызванные новой экономической политикой. Признаки роста в экономике.

Общественно-политическая жизнь республики.

В феврале 1925 г. Киргизская областная партийная организация была переименована в краевую. В стране развивалось молодежное движение. В июле 1921 г. в Оренбурге состоялся Первый Казахстанский съезд комсомола.

Талантливым комсомольским организатором в Казахстане и Туркестане был Гани Муратбаев (1902—1924 гг.). Его выбрали первым председателем Киргизского (Казахского) бюро ЦК комсомола Туркестана. В последние годы жизни он заведовал Восточным отделом Коммунистического Интернационала молодежи.

На необъятных просторах края всемерно укреплялась власть Советов. Бии, имамы, члены духовных управлений мусульман отстранялись от выборов.

Широко пропагандировался декрет об отмене калыма, запрещении многоженства, аменгерства. Широкое развитие получило женское движение. Значительный вклад в дело раскрепощения казахских женщин внесли видные деятели женского движения Н.Кульжанова, Н.Арыкова, А.Уразбаева, Ш.Иманбаева и др. Центром просветительской работы в аулах стали Красные юрты ("Кызыл отау”).

Советы предпринимали меры по сближению Советской власти с широкими массами, вовлечению их в управление государством, пытались рассеять остатки недоверия трудящихся к государственному аппарату, укрепить братские отношения народов.

СНК Казахской АССР принял Декрет «О порядке употребления киргизского (казахского) и русского языков». Декрет предусматривал необходимость опубликования законов КазАССР, нормативных актов губернских организаций на казахском и русском языках в зависимости от того, на каком языке ведут переписку эти учреждения. 22 ноября 1923 г. ЦИК Казахстана принял Декрет «О введении делопроизводства на киргизском (казахском) языке».

Во все звенья партийной работы внедрялся командно-административный метод работы. Из- за отсутствия всякой легальной оппозиции процветали культ «вождя» Голощекина, бюрократизм, бесконтрольность власти.

Специалисты и руководители, вышедшие из народа, прошли школу борьбы и труда, учились строительству нового мира методом проб и ошибок. Вместе с тем в обществе росла зависимость от партии. Партийно- государственная машина функционеров навязывала «образ врага». Именно в эти годы вошло в практику приклеивание ярлыков «националистов». Беспощадное уничтожение частной собственности, многоу к ладности, товарного обращения, преобладание идеологии над окономикой — все это вело к утверждению устоев казарменного социализма.

Борьба с голодом. Переход к новой экономической политике в Казахстане был сопряжен с огромными трудностями. Значительную часть республики летом 1021 г. поразила засуха. Ей предшествовал сильный джут, что привело местами к гибели до 80% скота. Число голодающих составило 1/3 населения республики, в ноябре 1921 г. их было 1 508 000, а в марте 1922 г. — 2 303 200 человек, в мае-июне это число стало заметно уменьшаться.

Летом 1921 г. декретом ВЦИК Уральская, Орен- оургская, Актюбинская, Букеевская, Кустанайская губернии были включены в число голодающих. К июню 1922 г. численность голодающих и больных в Западном Казахстане достигла 82% от общей численности населения. В северо-западных районах Казахстана голод начался не только в результате стихийного бедствия. В урожайных Семипалатинской и Акмолинской губерниях продовольственными отрядами из Центра были изъяты сельскохозяйственные «излишки».

К июню у крестьянства Семипалатинской и Акмолинской губерний было собрано по продналогу более 4 млн. пуд. хлеба и 24,5 тыс. пуд. масла. Зерно, масло, мясо и другие изъятые продукты шли прежде всего в пролетарские центры страны — Москву, Петроград, Самару, Казань, Саратов.

Вскоре начало голодать население благополучных райо­нов. Положение усугублялось непрекращающимся дви­жением голодающих из Поволжья через западные губернии Казахстана в Туркестан. Советское прави­тельство приняло меры помощи голодающему населе­нию Казахстана с опозданием. Декретом ВЦИК население неурожайных районов республики было освобождено от продналога. В 1922 г. около 60% посевной площади было засеяно семенами, отпущенными по распоряжению Советского правительства.

Введенный 14 июня 1921 г. Декрет «О натуральном мясном налоге» освобождал кочевое и полукочевое казах­ское крестьянство от мясного налога. Согласно постанов­лению Совета по труду и обороне (СТО) Казахской АССР выделялся кредит для закупки сельскохозяйствен­ных машин и орудий. Советское правительство выделило Казахстану средства, хотя и незначительные, для приобре­тения скота пострадавшим от неурожая крестьянам.

Нищета и голод требовали от органов Советской власти принятия чрезвычайных мер по оказанию помощи более чем двухмиллионному голодающему населению края. Руку братской помощи протянул Советский Туркестан, который принял около 20 тыс. голодающих из Казахстана. В результате голода 1921—1922 гг. демографическая ситуация в кочевых и полукочевых районах республики еще более осложнилась. В зоне бедствия голод косил население целых аулов и районов.

В 1922 г. численность сельского населения в Оренбургской, Кустанайской, Актюбинской, Уральской, Тургайской губерниях сократилась до одной трети. Более 700 тыс. человек, в том числе крестьяне-переселенцы из России и Украины, покинули пределы республики.

Земельно-водная реформа. Важную роль в жизни трудящихся Казахской республики сыграли мероприятия партии и правительства по ликвидации тяжелых последствий политики царизма в земельном вопросе. В апреле 1921 г. был издан декрет о возврате трудящимся казахам земель, переданных царизмом Сибирскому и Уральскому казачьим войскам. По этому декрету казахские крестьяне вернули себе земли в Прииртышской полосе.

В 1921 г. была проведена земельная реформа в Семиречье, которая возвратила казахским, киргизским и уйгурским трудящимся земли, отобранные у них при подавлении восстания 1916 г. Наряду с этим за счет бывших офицерских и свободных переселенческих участков был создан земельный фонд площадью более I млн. десятин для наделения землей казахского и русского населения Семиречья и Южного Казахстана. I Го часто к кулакам-колонизаторам относили всех переселенцев, что порождало национальную вражду между переселенцами и коренным населением.

В укреплении Советской власти в аулах и привлечении трудящихся к государственному и хозяйственному строительству большую роль сыграл союз «Кошчи» ("Союз бедняков”), созданный в 1921 г. Наряду с казахской беднотой в союз «Кошчи» вовлекалась крестьянская беднота переселенческой деревни. Он помогал беднякам создавать трудовые артели, заботился о наделении бедноты землей.

Земельно-водная реформа 1921—1922 гг. нанесла удар по колониальной политике царизма в области аграрных отношений, ослабила патриархально-феодальные устои в казахском ауле. Реформа способствовала укреплению союза рабочего класса и казахских шаруа, узбекских, дунганских, уйгурских дехкан, укреплению национального согласия.

Трудности и успехи новой экономической политики. 3 марте 1921 г. руководство страны приняло решение о замене продразверстки продналогом, о переходе от «военного коммунизма» к новой экономической политике (НЭП).

С введением новой экономической политики разре­шалось сдавать и брать в аренду землю, применять наемный труд, поощрялось развитие сельскохозяйственной кредитной, потребительской кооперации. Были отменены трудовая повинность и трудовые мобилизации, введенные при «военном коммунизме». Мелкие пред­приятия сдавались в аренду частным лицам или кооперативам. Предприятия железнодорожного и автомобильного транспорта, добывающей и обрабаты­вающей промышленности были переведены на хозрасчет. Появились первые машинопрокатные пункты, открылись базары, беднота объединилась для совместной вспашки полей.

Продналог, введенный после X съезда партии, постепенно совершенствовался. Полускотоводческие хозяйства, имеющие шесть и менее голов крупного рогатого скота, освобождались от налога. Вместо трудгужналога, подворно-денежного (кибиточного) налога устанавливался единый натуральный налог. По мере укрепления рыночных отношений приемлемой формой внесения налога оказалась смешанная форма — натурой и деньгами, а с 1 января 1924 г. — только деньгами. Налог был прогрессивным, основная его тяжесть ложилась на хозяйства кулаков и баев. Средства, собранные от налогов, расходовались на оборону, на развитие просвещения, на всемерную поддержку сельского хозяйства, на развитие крупной промышленности. Для организации восстановления сельского хозяйства было учреждено общество сельскохозяйственного кредита. Широко развернул свою деятельность союз «Кошчи».

Общество помогало крестьянам в обработке полей, сельхозпродуктов, приобретении в собственность сельхозмашин, а также мелких предприятий (мельницы, пекарни, столовые, маслобойни, скотобойни, кирпичные заводы и т.д.). Союз «Кошчи», крестьянские комитеты в русских деревнях с их общественными запашками, паями, денежными и материальными фондами, коллективной формой управления представляли начальную форму кооперации. Они начали создавать первые товарищества и колхозы. Государство оказывало помощь крестьянству, выделяя кредит на приобретение сельхозмашин и орудий.

В 1924—1925 гг. в республику начали завозиться тракторы, которые приобретали кооперативы и коммуны. Кредит, ссуды на семена, налоги и другие средства экономического регулирования способствовали укреплению связи государства с трудовым крестьянством, восстановлению производительных сил, росту трудовой активности трудящихся аула и деревни. В результате в 1928 г. посевная площадь Казахской АССР достигла уровня 1913 г. (4,4 млн. га). Еще более высокими темпами развивалось животноводство. Поголовье скота возросло в 1924—1928 гг. с 24,8 млн. голов до 41 млн. (в 1922 г. оно сократилось до 12,2 млн. голов).

Таким образом, новая экономическая политика позволила мобилизовать потенциальные возможности шаруа и переселенческого крестьянства для ускорен­ного восстановления сельского хозяйства, отброшенного назад войной, голодом и разрухой.

В промышленности также произошли существенные сдвиги. Общесоюзные тресты отчисляли от своих доходов м бюджет республики значительную сумму. Сверх- концентрация промышленности и монополия союзных трестов, а позднее — наркоматов и ведомств, крайне пообходимая в период восстановления промышленности, становления оборонной мощи страны, впоследствии превратилась в систему. Экономика находилась под влиянием политики. Трестирование оказало негативную службу делу рационального размещения производи­тельных сил в регионах, определило на долгие годы сырьевой характер развития экономики Казахстана.

Постепенно промышленность республики стала восстанавливаться. Посильную помощь в ее восстановле­нии оказывало правительство РСФСР. Из центральных районов России в Казахстан был переведен ряд промышленных предприятий. Большое внимание уделялось восстановлению горнозаводской промыш­ленности Казахстана, особенно добыче цветных металлов. Главным районом цветной металлургии республики валялся Рудный Алтай.

Досрочно был сдан в эксплуатацию Риддерский свинцовый завод, который к 1923 г. стал давать 40% общесоюзной добычи свинца. Стал 1 >.| 6 отать нефтепромысел Доссор, затем — промысел Макат. Была построена узкоколейная железная дорога, соединившая Гурьев с этими нефтепромыслами. Еще раньше (1920 г.) был сдан в эксплуатацию Чимкентский сантонинный завод. Высокими темпами восстанавливался Карсакпайский комбинат. В 1927 г. здесь началась добыча меди.

В период НЭПа возросло значение товарообмена и товарооборота. Разрешалась частная торговля.

Возродилась ярмарочная торговля в Куянды и Баянауле (Семипалатинская губерния), Атбасаре (Акмолинская), Уипе и Темире (Актюбинская) и в Урде (Букеевская). В 1927 г. в республике функционировали 75 местных, 13 губернских, 7 краевых ярмарок с торговым оборотом в 30 млн. руб. В них принимали участие купцы из Китая и Монголии.

Широкое развитие в крае получила потребительская кооперация. Новая экономическая политика — строй цивилизованных кооператоров — на том историческом рубеже страны вдохнула жизнь во все сферы экономики Казахстана.

|«?Т | 1. Дайте оценку политической ситуации, сложившейся в рес­публике в первые годы автономии.

2. Каковы были причины и последствия голода 1921—1922 гг.?

3. Как вы понимаете содержание и сущность новой экономической политики?

4. Каковы были успехи трудящихся Казахстана в начальный период НЭПа?

ЗАКЛЮЧЕНИЕ К ГЛАВЕ

Советская власть устанавливалась в различных районах Казахстана неравномерно. С октября 1917 г. и по март 1918 г. Советы захватили власть по всему Казахстану.

Советская власть быстрыми темпами осуществила национализацию крупной промышленности, банков и транспорта, провела реформы в области экономической политики. С первых же дней Советская власть стала осуществлять широкую программу культурного строительства.

Объединенные силы белых начали Гражданскую войну против большевиков. Капиталистические страны направили вооруженные силы против Советов.

4 октября 1920 г. была провозглашена Казахская Автономная Советская Социалистическая Республика (КазАССР) в составе РСФСР.

Значительную часть республики летом 1921 г. поразила засуха. Число голодающих составило 1/3 ' населения республики. Наряду с голодом разразились эпидемии.

1. Налоговая политика в деревне. Заготовки сельскохозяйственных продуктов

По решению X съезда РКП(б), состоявшегося в марте 1921 г., продразверстка была заменена продовольственным налогом. Это было началом перехода к новой экономической политике, к новым отношениям рабочего класса с крестьянством.

Продналог был установлен намного ниже продразверстки: на хлеб на 43,3%, масличные семена — в 2 раза, мясо — на 74,5%, масло — на 36,1%, льноволокно — в 15 раз и т.д. В крестьянских хозяйствах оставалась значительная часть произведенного продукта, которым крестьяне могли распоряжаться по своему усмотрению, использовать для улучшения своего хозяйства, повышения личного потребления и обмена на продукты фабрично-заводской и кустарной промышленности и сельскохозяйственного производства. Декретом правительства от 24 мая 1921 г. разрешался «свободный обмен, покупка и продажа остающихся у населения после выполнения натурального налога продуктов сельского хозяйства» 91 .

Были, таким образом, определены два пути обеспечения государства продуктами сельского хозяйства: натуральный налог и товарообменные операции. В порядке продналога намечалось заготовить 240 млн. пуд. хлеба и фуража (в дальнейшем, в связи с неурожаем, размер продналога был снижен до 162 млн. пуд.), путем товарообмена — 160 млн. пуд. Однако план товарообмена не был выполнен.

Продналог как форма заготовок сельскохозяйственных продуктов применялся три года. В 1921/22 г. налог определялся по каждому продукту отдельно. Всего было установлено 18 продуктовых налогов (на хлеб, мясо и т.д.). В 1922/23 г. был введен единый натуральный налог, который исчислялся в хлебных единицах (рожь, пшеница), но крестьяне могли платить его другими продуктами по установленному переводному коэффициенту. В 1923/24 г. было разрешено вносить налог (по желанию крестьян) продуктами и деньгами. В 1924/25 г. был осуществлен переход к денежному обложению крестьян. Продналог как форма заготовок сельскохозяйственных продуктов государством перестал существовать.

Переход к денежному обложению крестьян потребовал установления обоснованных ставок обложения и обоснованных цен. Необходимо было также вытеснить с рынка (или значительно ограничить) частника, чтобы товары покупались и продавались с соблюдением устанавливаемых государственных цен. Для овладения рынком необходимо было сосредоточить в руках государства большие товарные массы. Эти предпосылки ко времени перехода к денежному налогу были созданы. В 1924/25 г. в оптовом товарообороте страны обобществленный сектор (государственная и кооперативная торговля) занимал 91,5%, частный — 8,5%, в розничном товарообороте — 51,5 и 48,5% 92 .

Крестьяне как товаропроизводители были заинтересованы в переходе к денежному налогу; они получали большую свободу в развитии отдельных отраслей своего хозяйства, продавали то, что им было выгодно, это усиливало специализацию сельского хозяйства.

Денежное налоговое обложение способствовало расширению сферы товарного обращения и укрепляло советскую денежную систему.

Продналог был первой формой экономической реализации общенародной земельной собственности, получения ренты государством. Маркс указывал, что при отсутствии частной собственности на землю «рента и налог совпадают, или, вернее, тогда не существует никакого налога, который был бы отличен от этой формы земельной ренты» 93 . В. И. Ленин писал, что «национализация есть передача всей земли в собственность государства. Собственность означает право на ренту и определение государственной властью общих для всего государства правил владения и пользования землей» 94 . При общенародной земельной собственности и единоличном крестьянском землепользовании производимый сельскохозяйственный продукт разделяется на продукт, собственником которого является государство (рента), и продукт, собственником которого являются землепользователи-крестьяне; государство, если желает этот продукт приобрести, должно его купить. Следовательно, два пути обеспечения государства продуктами сельского хозяйства, которые определялись законом о продналоге, выражали собой объективные производственные отношения в сельском хозяйстве, сложившиеся в результате установления общенародной собственности на землю и крестьянского единоличного землепользования. Кроме того, (крестьяне через налоговую систему привлекались к участию в покрытии части общегосударственных расходов (содержание учебных заведений, здравоохранение и т.д.).

Земельная рента образуется в результате большей производительности труда на более плодородных почвах, в крупных хозяйствах, ведущих более интенсивное производство, когда одноименные продукты имеют различную стоимость, но продаются по одной цене. Поэтому налог должен быть дифференцирован в зависимости от урожайности и размера обрабатываемой земли в хозяйстве. Этому требованию отвечали ставки налогового обложения. По зерновым культурам в 1921/22 г. налог составлял с 1 дес. пашни при 1,6—2 дес. пашни на едока и урожайности до 25 пуд. — 2 пуда (8% к урожаю), при урожае 45—50 пуд. — 4,5 пуд. (9%) и при урожае 70 пуд. и выше — 7 пуд. (10%). При урожайности 50 пуд. с десятины, если в хозяйстве приходилось на едока 0,5 и менее дес. пашни, налог составлял 1,25 пуд. с десятины, при наличии 1,6—2,0 дес. пашни на едока налог поднимался до 4,5 пуд. и при 4 и более дес. пашни налог составлял 9 пуд. с десятины 95 .

Бедняцкие хозяйства получали различные льготы или освобождались от уплаты налога, а крупные многоземельные хозяйства облагались более высоким налогом. Эта классовая градация налогового обложения была усилена в последующие годы. «Наше законодательство (в первую очередь налоговое), — указывалось в решениях XII съезда партии, — должно учитывать классовые деления в деревне, соответственно возлагая главные экономические тяготы на наиболее зажиточные хозяйства» 96 . Классовый подход к обложению отдельных социально-экономических групп крестьянства продналогом в 1922/23 г. характеризуется данными табл. 1 97

Приходилось земли на едока, дес. Налог с хозяйства в % к годовому доходу по РСФСР на Украине До 0,25 5,0 2,9 0,25—0,5 8,1 6,4 0,5—1,5 10,6-12,5 8,9-9,8 1,5-3,0 12,5—16,5 12,4—16,8 Свыше 3 17,1 24,2

Таким образом, чем крупнее хозяйство, тем больше был налог. Особенно сильно облагалась верхушка деревни — кулацкие хозяйства. Беднякам и маломощным середнякам предоставлялись налоговые льготы. Были полностью освобождены от уплаты налога хозяйства, имевшие менее 1,5 дес. облагаемой пашни, а также хозяйства, не имевшие трудоспособных мужчин, если облагаемая площадь у них не превышала 2,5 дес. Освобождались от уплаты налога хозяйства, пострадавшие от интервентов и белогвардейцев. Значительные льготы получали семьи военнослужащих.

В 1923/24 г. от уплаты продналога по СССР (без Туркестана и Закавказья) полностью или частично были освобождены 5,9 млн. хозяйств. По маломощности были полностью освобождены от уплаты налога 2,9 млн. бедняцких крестьянских хозяйств 98 .

В последние два года восстановительного периода основная тяжесть налога ложилась на капиталистические кулацкие хозяйства. В 1925/26 г. были освобождены от налога 5,4 млн. бедняцких и маломощных хозяйств, что составляло более 23% общего числа крестьянских хозяйств 99 , получили различную скидку 4,4 млн. хозяйств. Кулацкие хозяйства уплачивали государству в виде сельхозналога (и других налогов) в 1925/26 г. свыше 10% своих доходов 100 .

Все это показывает, что советская налоговая политика строилась по классовому принципу. По своему типу сельскохозяйственный налог приближался к подоходному налогу. Такая политика помогала беднякам поднимать хозяйство, а усиленное обложение налогом кулацких хозяйств ограничивало их рост.

Буржуазные экономисты и оппортунисты из Наркомзема заявляли, что «прогрессия ставок сельскохозяйственных налогов в 1922—1923 гг. и особенно в 1923/24 г. была чрезвычайно велика. Высшая ставка превышала низшую в 10 раз. Такая прогрессия в корне противоречит основным соотношениям экономики крестьянского хозяйства» 101 . Вопреки научной теории и практике защитники кулачества выдвигали тезис о нерентабельности крупных хозяйств в сельском хозяйстве. Коммунистическая партия разоблачила кулацкую суть этих установок и последовательно проводила ленинскую политику налогового обложения.

В первые годы нэпа налоговые поступления из деревни играли значительную роль в формировании государственного бюджета. В 1922—1923 гг. сельское хозяйство обеспечивало около ? доходов государства, в том числе за счет прямых налогов — около 17% 102 . XII съезд партии призвал крестьянство, несмотря на трудности, выполнить свои обязательства перед государством. «…Общие интересы всех трудящихся, общие интересы охраны завоеваний рабоче-крестьянской революции требуют этого напряжения сил от рабочих и от крестьян, требуют этих жертв» 103 . В последующие годы удельный вес сельскохозяйственного налога в доходах государства систематически уменьшался.

Вся система обложения налогом крестьянских хозяйств строилась таким образом, чтобы после выполнения крестьянами налоговых обязательств перед государством постоянно увеличивался избыточный продукт, получаемый от дополнительных затрат труда на расширение посевных площадей, повышение урожайности, увеличение поголовья скота и повышение его продуктивности.

С переходом к нэпу перед Советским государством встала задача организации заготовок сельскохозяйственной продукции. В 1922 г. для осуществления коммерческих заготовок хлеба было создано акционерное общество «Хлебопродукт», заготовок кожевенного сырья — «Кожсырье», льна — «Заготлен». Заготовки хлопка осуществлялись Главным хлопковым комитетом и его органами на местах. Важную роль в заготовках продуктов сельского хозяйства играла кооперация.

Получил доступ к заготовкам сельскохозяйственных продуктов и частный скупщик. В ряде мест частные скупщики создавали свои объединения («Торгпромбюро», «Продсоюз») и выступали крупными оптовыми заготовителями.

С переходом в 1924 г. к денежному налогу заготовки сельскохозяйственных продуктов коммерческим путем стали единственной формой сосредоточения продуктов крестьянского хозяйства в руках государства. Это потребовало усиления деятельности на рынке государственных и кооперативных организаций. На заготовительный рынок было допущено большое число новых государственных организаций.

Мелкие заготовительные организации, не имея средств для создания собственной материальной базы и аппарата, сосредоточили свою деятельность главным образом в районах, находящихся вблизи железных дорог и судоходных рек. Это приводило к борьбе между ними за продаваемую крестьянами продукцию, что сказалось на росте заготовительных цен. В то же время глубинные районы не были охвачены государственными и кооперативными заготовителями, в них продолжали орудовать частные скупщики, которые снижали цены на скупаемые продукты, перевозили их к городам, пристаням и железнодорожным станциям и, перепродавая государственным и кооперативным заготовителям, получали высокие прибыли.

Государство провело реорганизацию заготовительного аппарата: были ликвидированы мелкие заготовители, усилена роль в заготовках сельскохозяйственной и потребительской кооперации. Была прекращена выдача частным заготовителям банковского кредита и повышены тарифы по перевозкам их грузов, ограничено получение подвижного состава для перевозки заготовленной продукции. Государственным и кооперативным заготовителям было запрещено заключать торговые сделки с частниками, использовать их в качестве своих агентов. Эти меры способствовали усилению роли государства и кооперации на заготовительном рынке.

Восстановление сельскохозяйственного производства и упорядочение заготовительного дела способствовали увеличению поступления хлеба государству. В 1921/22 г. государство получило 233 млн. пуд., в 1922/23 г. — 429,6 млн. пуд., в 1923/24 г. — 397,2 млн. пуд., а в 1925/26 г. — 496 млн. пуд. 104 Возросли заготовки и других сельскохозяйственных продуктов. Так, заготовки маслосемян увеличились за 1921/22—1925/26 гг. в 4,2 раза, масла животного — в 3,1 раза, яиц — в 6 раз 105 . Заготовки хлопка-сырца увеличились за эти годы в 28,5 раза, кож крупных — в 1,9 раза, кож мелких — в 2 раза; увеличились также заготовки льноволокна, пеньки и другого сырья для промышленности. Это было вкладом крестьянства в восстановление промышленности, всего народного хозяйства.

Налоговая политика стимулировала развитие социалистических предприятий в сельском хозяйстве. Коллективным хозяйствам предоставлялась скидка с налога в размере 25%, а кооперативным обществам — в размере 10%. Существенное значение имело освобождение от налога коллективных запашек, а также премирование коллективных хозяйств и земельных обществ за применение улучшенных способов ведения хозяйства.

Налоговая политика Советской власти, рассчитанная на укрепление союза рабочего класса с крестьянством, была одним из важных рычагов экономического регулирования сельскохозяйственного производства.

• Налоговая система

• Налоговая система Феодальная налоговая система стремилась к замене нерентабельной барщины, принудительная отработка которой крестьянами стала тормозом к дальнейшему развитию.Кроме уплаты шампара (полевой подати), крестьянин должен был производить на продажу

Финансовая и налоговая политика

Финансовая и налоговая политика К концу III в. назрела необходимость реформ в сфере денежного обращения. Проведенная Диоклетианом в 286 г. денежная реформа в основном повторяла попытки проведения таковой во времена Аврелиана. Целью ее было повышение курса денег и

§ 3. Финансовая система и налоговая политика

§ 3. Финансовая система и налоговая политика Опустошение страны, упадок земледелия, резкое сокращение численности крестьян, стихийное перераспределение податного населения серьезно сказались на состоянии государственного хозяйства. 1Пустая казна и расстроенные

Рис. 1. Фактические заготовки зерна в 1916—1918гг., млн. пудов

Рис. 1. Фактические заготовки зерна в 1916—1918гг., млн. пудов Источник: Свидерский А. Четыре года продовольственной работы. Статьи и отчетные материалы. М.: Государственное изд-во, 1922.

6. От заготовки к разверстке

6. От заготовки к разверстке До августа 1918 года без изменения оставались твердые цены на хлеб, назначенные еще Временным правительством. Между тем к осени 1918 произошел очередной резкий скачек «вольных» цен — в ряде губерний рост составил 13 037 %[898]. 18 августа твердые цены

Глава IV Отступление сельскохозяйственных коммун и поиски их

Глава IV Отступление сельскохозяйственных коммун и поиски их В то время, когда мы с Веретельником покидали Таганрог, я получил сведение, что через Таганрог проследовали эшелоны, в которых отступали члены сельскохозяйственных коммун, организованных в Гуляйпольском

Глава IV Отступление сельскохозяйственных коммун и поиски их

Глава IV Отступление сельскохозяйственных коммун и поиски их В то время, когда мы с Веретельником покидали Таганрог, я получил сведение, что через Таганрог проследовали эшелоны, в которых отступали члены сельскохозяйственных коммун, организованных в Гуляйпольском

Заготовки мяса в живом виде

Заготовки мяса в живом виде Печальное зрелище представляло Переделкино в послевоенные годы: «…Городок не благоустроен, отсутствует водопровод, дорога находится в очень плохом состоянии, требует серьезного ремонта мост через пруд, многие дачи не огорожены заборами, а

Ограниченность времени сельскохозяйственных работ

Ограниченность времени сельскохозяйственных работ В ходе фотосинтеза растения запасают полученную ими солнечную энергию в органических веществах, построенных из получаемого из воздуха углерода и содержащихся в почве минералов. Для благотворного протекания

Налоговая реформа

Налоговая реформа Реформы Диоклециана требовали больших средств на содержание чи­новников и армии. Но вопрос этот стоял особенно остро благодаря упад­ку денежного хозяйства и обнищанию населения. Требовалась полная ре­организация финансово-податного дела. В прежние

Глава вторая. Заготовки

Глава вторая. Заготовки Против порчи продуктов Забота человека о добывании пищи долго господствовала над всеми другими. Однако перед нашими далекими предками встала и другая задача — как сохранить добытую пищу.На протяжении многих веков люди не знали, что порчу

Способы заготовки продуктов на Руси

Способы заготовки продуктов на Руси На Руси знали много способов заготовки продуктов впрок. Естественно, широко использовали холод для сохранения скоропортящихся продуктов. В записках Айрмана о Прибалтике и Московии 1666–1670 гг. говорится: «Выловленную в начале зимы рыбу

4. Налоговая политика и спекуляции.

4. Налоговая политика и спекуляции. Война стоит дорого, но она не является единственной причиной роста государственного долга и постоянного финансового дефицита. К войне добавляются необходимость содержания пышного и великолепного королевского двора, королевские

VII. Техническая обработка сельскохозяйственных продуктов

VII. Техническая обработка сельскохозяйственных продуктов Выше мы имели уже случай заметить (гл. I, § I), что сельскохозяйственные писатели, разделяя системы сельского хозяйства по главному рыночному продукту, относят к особому типу заводскую или техническую систему

Помещики об отхожих сельскохозяйственных рабочих

Помещики об отхожих сельскохозяйственных рабочих Газета черносотенных помещиков «Новое Время» приводит интересные споры помещиков в Польше и вообще в пограничных местах России по поводу отхода сельскохозяйственных рабочих на заработки в Германию и другие

Заготовки на случай вторжения Иностранные дела и внешняя разведка

Заготовки на случай вторжения Иностранные дела и внешняя разведка Западные политики уверяют: нынешняя власть Сирии не поддаётся уговорам и должна быть устранена международными усилиями.7-го февраля министр иностранных дел России Сергей ЛаврОв и директор Службы внешней

Читайте также: