Налоговые ставки в 2015 году

Опубликовано: 29.04.2024

Ставки налогов в 2015 году: налоговая ставка 2015

Одна из обязательных составляющих налога - это налоговая ставка, представляющая собой размер налоговых начислений на единицу налогообложения в форме:
- доли от общей стоимости объекта налогообложения, необходимой к уплате в бюджет в виде налога;
- размера налога, приходящегося на единицу денежного дохода с единицы измерения величины объекта налогообложения (количество товара, вес, площадь земельного участка и пр.).

Если налог предусматривает взимание с доходов налогоплательщика в денежной форме, то размер налоговой ставки – это определенный процент с облагаемого налогом дохода. Некоторые ставки налога устанавливаются в виде денежной суммы, которая приходится на конкретный объект (например, водные и воздушные транспортные средства, не имеющие двигателей) либо на показатель, характеризующий такой объект.

Ставки транспортного налога

Один из ряда региональных налогов и сборов - транспортный налог (глава 28 части 2 налогового кодекса), поэтому в каждом регионе устанавливаются свои ставки, льготы и скидки по транспортному налогу на основании базовых ставок налога, утвержденных НК РФ в зависимости от мощности двигателя (в лошадиных силах, это несистемная единица мощности). В регионах могут быть установлены различные (дифференцированные) налоговые ставки относительно каждой отдельной категории ТС, в том числе и с учетом срока полезного использования последних.

Ставка налога на прибыль организаций

Базовая ставка федерального налога на прибыль, веденного в РФ с 1992 года, составляет сегодня 20%, 2% из которых идет в федеральный бюджет страны, а 18% - в бюджеты субъектов РФ. Налог на прибыль - это прямой налог, который уплачивается плательщиками налога на прибыль организаций (формулировка с 1 января 2002 года).

Ставка земельного налога

Так как земельный налог представляет категорию местных, то налоговые ставки по нему устанавливаются законами органов муниципальных образований. Граждане и организации, являющиеся владельцами земельных участков уплачивают земельный налог по ставкам, которые не могут быть больше 0,3% от кадастровой стоимости земли, в случае, если это земля под жилищный фонд и его инфраструктуру, участки сельскохозяйственного назначения, выделенные для жилой застройки, садоводства, огородничества, частного подсобного хозяйства или животноводства, и 1,5% от кадастровой стоимости в отношении всех прочих участков.

Ставки единого налога на вмененный доход

Единый налог на вмененный доход (ЕНВД) – это местный налог, его вводят в действие законодательными актами местных органов власти. Ставка налога - 15% величины вмененного дохода (потенциально возможного дохода налогоплательщика).

Ставка налога на имущество и недвижимость

Налоговые ставки по налогу на имущество организаций (региональный налог) устанавливаются законодательством субъектов РФ, не превышая 2,2 процента. В зависимости от категории налогоплательщиков или особенностей объектов налогообложения для этого вида налога возможно установление различных налоговых ставок. Однако вводить дифференцированные тарифы, а также налоговые льготы в зависимости от формы собственности либо места происхождения капитала законодательством запрещено.

Ставка налога на имущество граждан (недвижимость) рассчитывается в зависимости от инвентаризационной стоимости помещения (жилого/нежилого), а также размера доли в праве общей собственности на недвижимость и общей инвентаризационной стоимости гаражей и пр. нежилых строений в пределах от 0,1 – до 0,5% ежегодно по состоянию на 1 января. Так как это местный налог, то региональные органы самоуправления могут дифференцировать размер ставки налога на имущество физлиц в зависимости от типа использования недвижимости (жилая/нежилая, используется для хозяйственных нужд/коммерческих целей) и по другим критериям (строение из кирпича, блоков, деревянное и т.д.).

Тариф подоходного налога (НДФЛ)

Основным из ряда прямых налогов является НДФЛ, т.е. налог на доходы физических лиц. Он уплачивается индивидуальными предпринимателями с доходов от их деятельности, а также с тех доходов, из которых НДФЛ не был удержан налоговым агентом (к примеру, доходы от реализации квартиры, машины). Основной размер ставки подоходного налога - 13%. Такой процент снимается с физических лиц - налоговых резидентов России. 30% НДФЛ взимается в отношении доходов, получаемых нерезидентами РФ.

Налоговые ставки в России – общий обзор

Ставки налогов – актуальная тема для каждого предприятия, работающего в России. Мы предлагаем Вашему вниманию практическую информацию о российских налоговых ставках.

Налог
Налоговые ставки в России

Кликните на названия отдельных налогов, чтобы получить больше информации о ставках в России.

Налог на прибыль в России

Налог на прибыль в России

Российские и иностранные предприятия, которые осуществляют свою деятельность через постоянное представительство и / или получают доходы от источников в Российской Федерации, обязаны платить налог на прибыль. Ставка налога составляет 20%.

Бухгалтерский и налоговый учет

Правила для налогового учета часто отличаются от правил для бухгалтерского учета, например:

  • Создание многих резервов, установленных с 2011 г. для бухгалтерского учета, в налоговом учете или не допускается, или не является обязательным.
  • Проценты на кредит для приобретения товаров в бухгалтерском учете относятся к первоначальной стоимости. В налоговом учете их относят к расходам текущего периода.
  • Для большинства видов внеоборотных активов в момент приобретения допускается единовременная амортизационная премия в размере 10% (в отдельных случаях 30%). Если налогоплательщик использует эту амортизационную премию, базой для будущих списаний являются только 90% первоначальной учетной стоимости. Следует обратить внимание на то, что амортизационная премия (10% или 30%) может быть восстановлена (включена в состав доходов), если соответствующее основное средство в течение пяти лет было продано взаимозависимому лицу.

Некоторые виды расходов уменьшают налогооблагаемую прибыль с определенными ограничениями, например:

  • Различные рекламные расходы – в размере до 1% от выручки.
  • Представительские расходы – в размере до 4% от суммы расходов на оплату труда.
  • Взносы работодателя на добровольное страхование жизни и пенсионное страхование работников – в размере до 12% от суммы расходов на оплату труда.
  • Взносы работодателя на добровольное медицинское страхование работников – в размере до 6% от суммы расходов на оплату труда (если договор страхования заключен на срок не менее 1 года).
  • Проценты по займу принимаются для целей налогообложения с ограничениями, если заем был предоставлен связанным предприятием.

Отчетность и налоговые платежи

Аванс по налогу на прибыль платится до 28-го числа месяца, следующего за концом квартала, по итогам прибыли в предыдущем квартале.

Если выручка за четыре предыдущих квартала превысила 15 млн. рублей, авансы нужно платить ежемесячно. Предприятия также имеют право платить налог на прибыль ежемесячно, исходя из фактической прибыли и убытков.

В этом случае декларация по налогу на прибыль составляется ежемесячно.

Декларации по налогу на прибыль сдаются ежеквартально, до 28-го числа месяца, следующего за концом квартала.

Годовая декларация по налогу на прибыль должна быть сдана до 28 марта года, следующего за отчетным. Налог также должен быть уплачен в течение этого срока.

Налог на добавленную стоимость в России

Налог на добавленную стоимость в России

Большинство предприятий обязано начислять и платить НДС (за исключением тех, которые освобождены от уплаты НДС). Большинство товаров и услуг облагаются НДС.

Основная налоговая ставка составляет 18%, сниженная ставка — 10%, ставка НДС на экспорт товаров составляет 0%.

В целом российское законодательство об НДС следует тем же принципам, что и законодательство ЕС. Однако есть некоторые существенные различия:

  • Для возмещения входящего НДС (то есть для зачета уплаченных сумм НДС) необходима так называемая счет-фактура от поставщика, которая содержит важные данные, например ИНН.
  • При импорте товаров из-за границы уплачивается ввозной НДС. Его необходимо платить сразу же, иначе таможня не выпустит товар. Такой налог можно принять к вычету как входящий НДС, но только после получения товара и полной таможенной очистки. Таким образом, произвести зачет ввозного НДС в качестве входящего без уплаты невозможно. Для поставок между странами Евразийского экономического союза действуют особые правила. Так же, как при экспорте в третьи страны, ставка НДС составляет 0%, однако импортный НДС взимается не на границе, а в налоговом органе по месту регистрации импортера.
  • На рекламные материалы, включая каталоги, начисляется НДС на основании их рыночной стоимости, даже если они раздаются бесплатно. Если рыночной стоимости не существует, минимальной налоговой базой является первоначальная стоимость / себестоимость материалов. Передача товаров (работ, услуг) с рекламными целями не облагается НДС только в том случае, если первоначальная стоимость каждой единицы не превышает 100 рублей.

Декларация по НДС сдается ежеквартально. Сумма налога уплачивается тремя частями, до 25 числа каждого из трех месяцев, следующих за окончанием квартала.

Декларации по НДС должны подаваться в электронном виде. Этот требование обязательно для всех плательщиков НДС.

Предприятия, деятельность которых не облагается НДС или которые освобождены от уплаты НДС, но при этом обязаны сдавать декларации по уплаченному агентскому НДС, также должны подавать такие декларации в электронном виде.

Налог на имущество в России

Налог на имущество в России

Все российские и иностранные предприятия, которые имеют в России имущественные ценности, должны платить налог на имущество.

Для некоторых видов имущества налоговой базой является кадастровая стоимость, а в других случаях – балансовая стоимость (то есть первоначальная стоимость за вычетом суммы накопленной амортизации).

Земельные участки, интеллектуальная собственность и объекты незавершенного строительства не облагаются имущественным налогом. Таким образом, российский налог на имущество отличается от налога, который применяется (или применялся) в некоторых западных странах для имущественных ценностей (стоимость за вычетом кредиторской задолженности).

Движимое имущество, введенное в эксплуатацию после 1 января 2013 года, не облагается налогом. Основные средства (движимые и недвижимые), введенные в эксплуатацию до 2013 года, облагаются имущественным налогом. Определение недвижимого имущества содержится в статье 130 Гражданского кодекса России. Недвижимым имуществом являются такие основные средства, как земельные участки, подземные месторождения и сдаваемые в аренду объекты, например здания и сооружения. Самолеты и корабли также относят к недвижимому имуществу.

Владение недвижимым имуществом подлежит государственной регистрации. Основные средства, которые в законодательстве не определены однозначно как недвижимость, считаются движимым имуществом (например, станки и производственные линии).

С 1 января 2014 года в качестве налоговой базы для определенных видов недвижимого имущества, например торговых или деловых центров, используется их кадастровая стоимость. Для других объектов недвижимости, например для фабричных зданий, налоговой базой по-прежнему является балансовая стоимость. Однако это правило действует не на всей территории России. В настоящее время оно применяется только для объектов недвижимости в Москве и Московской области. Но и на этой территории те объекты, которые еще не были оценены, облагаются налогом исходя из их балансовой стоимости.

Распространение новых правил на другие регионы России планируется на 2015 год. При налогообложении в соответствии с кадастровой стоимостью налоговая база не уменьшается при амортизации стоимости здания. По сравнению с налогообложением исходя из балансовой стоимости сумма налога по новому законодательству оказывается выше, хотя номинально налоговая ставка ниже. В связи с этим было введено ежегодное повышение ставок.

Поскольку имущественный налог относится к региональным, каждая область может самостоятельно определять ставки, не превышая лимитов, предусмотренных налоговым кодексом.

Если налоговой базой является балансовая стоимость объекта, максимальная ставка налога составляет 2,2%. Самые высокие ставки определены для Москвы. Налоговые декларации сдаются ежеквартально, до 30-го числа месяца, следующего за окончанием квартала. В Москве налог платится ежеквартально в течение 30 дней после окончания квартала. Годовая сумма должна быть внесена до 30 марта следующего года.

НДФЛ в России

НДФЛ в России

Каждая компания при выплате заработной платы сотрудникам обязана удерживать и перечислять в налоговые органы НДФЛ / подоходный налог. Единая налоговая ставка составляет 13%, льготы практически отсутствуют. Налоговые нерезиденты, то есть лица, которые проводят в России менее 183 дней в течение 12 месяцев, должны платить со своего дохода в России НДФЛ по ставке 30%.

Однако большинство соглашений об избежании двойного налогообложения предусматривает освобождение от российских налогов до 182-го дня пребывания в стране, если заработная плата сотрудников выплачивается за границей и расходы несет иностранная компания, не перевыставляя их своему российскому подразделению. Такие условия, например, установлены в соглашениях России с Великобританией, Германией, Францией, Италией и др.

Действующее законодательство разрешает иностранным работникам – высококвалифицированным специалистам (HQS) применять ставку 13% для налогообложения своего дохода в России, начиная с первого рабочего дня, независимо от срока их пребывания в России. Однако это правило распространяется только на оплату труда. Если специалист получает доплату за аренду квартиры или другие компенсации, не связанные с его работой, такие доходы облагаются НДФЛ по ставке 30% (в том случае, если специалист не меняет место жительства).

Для получения визы и разрешения на работу в качестве высококвалифицированного специалиста иностранный сотрудник должен получать ежемесячную зарплату в размере не менее 167 000 рублей (до удержания налогов). Эта зарплата должна выплачиваться в России в рублях, но также может переводиться на счет за границей. Ставка налога на дивиденды составляет 13% для налоговых резидентов и 15% — для нерезидентов, если в соглашении об избежании двойного налогообложения России с соответствующей страной не указана другая ставка.

Премии, выигрыши, проценты по банковским вкладам (свыше установленного лимита), доходы от полученного займа с выгодными процентами или беспроцентного займа облагаются налогом по ставке 35%. Компании обязаны в течение года перевести удержанные налоги в налоговые органы.

Налоги должны уплачиваться в день перечисления заработной платы (перевода на счет или – при выплате наличными – снятия денег со счета). В конце года компании должны представить в налоговые органы особый отчет об удержанном НДФЛ. Отчет должен содержать информацию об НДФЛ каждого сотрудника.

Социальные страховые взносы в России

Социальные страховые взносы в России

Все социальные страховые взносы сотрудников оплачивает работодатель. К ним относятся:

  • Взносы на пенсионное страхование
  • Взносы на социальное страхование
  • Взносы в Федеральный фонд обязательного медицинского страхования

Предприятия в России должны не позднее 15-го числа месяца, следующего за расчетным, начислять и уплачивать социальные взносы.

С 1 января 2017 года полномочия по контролю и администрированию обязательных страховых взносов переходят к Федеральной налоговой службе (ФНС). Расчет и уплата страховых взносов на обязательное пенсионное, социальное и медицинское страхование регулируются Налоговым кодексом Российской Федерации.

При этом работодатель обязан сдавать следующие квартальные отчеты:

  1. Не позднее 15-го числа (20-го при подаче в электронной форме) второго календарного месяца после отчетного периода следует представить в местное отделение пенсионного фонда расчет начисленных и уплаченных взносов на обязательное пенсионное страхование и на обязательное медицинское страхование. Вместе с расчетом передается информация о каждом застрахованном лице.
  2. Не позднее 20-числа (25-го при подаче в электронной форме) календарного месяца, следующего за окончанием отчетного квартала, компания должна предоставить в фонд социального страхования отчет о выплатах при временной нетрудоспособности и о выплаченных пособиях по уходу за ребенком. В последнее время фонд пенсионного страхования ужесточил требования по своевременной и правильной подаче отчетов. Исходя из практического опыта, рекомендуется сдавать указанные отчеты в электронной форме (для большинства компаний этот формат является обязательным), чтобы избежать начисления штрафов.

Страхование от несчастных случаев на производстве в России

Наряду с указанными выше платежами в фонды все предприятия должны платить взносы на страхование от несчастных случаев на производстве. Ставка составляет от 0,2% до 8,5% и зависит от вида деятельности работника. Например, для торговых предприятий применяется ставка 0,2%, для транспортных и экспедиционных предприятий — 0,7%.

Редакция сайта klerk.ru «Клерк» — крупнейший сайт для бухгалтеров. Мы не берем денег за статьи, новости или скачивание документов. Мы делаем все, чтобы сделать работу бухгалтеров проще.
«Клерк» Рубрика Бухгалтерия

Налогообложение доходов физлиц

Пониженная ставка налога на доходы физических лиц в отношении дивидендов была одним из дополнительных стимулов к получению прибыли, а теперь такой мотивации не стало.

Если строительная компания выплачивает дивиденды, начисленные участникам или акционерам в 2015 году, то сомнений не возникает: НДФЛ нужно исчислить по новой ставке 13 процентов. Но в 2015 году дивиденды могут выплачиваться и на основании решений о распределении чистой прибыли, принятых в предшествующие годы. Какую ставку применить в этом случае, например при выплате в 2015 году промежуточных дивидендов за 9 месяцев 2014 года?

Попробуем разобраться, как применять новшества на практике.

Выплаты за прошлые периоды

Средства налогоплательщика обособляются от средств налогового агента при фактическом получении в банке наличных денежных средств на выплату дивидендов, а также при перечислении дивидендов со счетов налогового агента в банке на счета налогоплательщика. Не случайно именно в этот момент у налогового агента возникает обязанность по уплате налога в бюджет (п. 6 ст. 226 Налогового кодекса РФ). В такой момент и определяется налоговая ставка. Уплачивать налог ранее выплаты доходов (а точнее, ранее отделения средств налогоплательщика от средств налогового агента) неправомерно.

В письме ФНС России от 19 октября 2011 г. № ЕД-3-3/3432@ подтверждено, что уплачивать налог за счет средств налоговых агентов нельзя. А также указано на то, что заблаговременное исчисление налога не имеет под собой правового основания.

Следовательно, по мнению автора, при выплате дивидендов на основании решений прошлых лет необходимо применять ставку, действующую в период выплаты.

Ну а если НДФЛ был перечислен в бюджет ранее выплаты дивидендов (до 1 января 2015 года) и при этом был исчислен по ставке 9 процентов?

В такой ситуации в 2015 году налогоплательщик получит доход, частично не обложенный налогом. Налоговики такой подход правомерным не признают.

И еще один аргумент против применения старой ставки. В справке о доходах физических лиц по форме 2-ФДФЛ за 2014 год начисленные, но невыплаченные дивиденды не отражаются. А значит, облагать такие дивиденды налогом по прошлогодней ставке оснований не имеется. Доходами физлица в прошлом году они не считаются.

Вычеты по НДФЛ

Однако «дивидендные» доходы образуют отдельную налоговую базу. На это указано в пункте 2статьи 210 Налогового кодекса РФ, который с 1 января 2015 года тоже действует в новой редакции. В нем определено, что такая налоговая база формируется с учетом особенностей, установленныхстатьей 275 Налогового кодекса РФ.

Обратите внимание: несмотря на то что дивиденды облагаются по общеустановленной ставке 13 процентов, налоговые вычеты (стандартные, социальные, имущественные, профессиональные) для данного вида доходов не применяются. Об этом сказано в пункте 3 статьи 210 Налогового кодекса РФ.

Соответствующее разъяснение приведено в информации ФНС России (об изменениях в налоговом законодательстве в 2015 году, касающихся налогоплательщиков – физических лиц), опубликованной на сайте налоговой службы по состоянию на 25 декабря 2014 года.

Налоговики предупредили, что доходы от долевого участия в организации определяются отдельно от иных доходов и применить по ним налоговые вычеты по НДФЛ нельзя.

В предельную величину доходов, по достижении которой налогоплательщик утрачивает право на детские вычеты, дивиденды тоже не входят. Соответствующая поправка внесена в подпункт 4пункта 1 статьи 218 Налогового кодекса РФ.

ПРИМЕР 1

Заработная плата работника за январь 2015 года – 40 000 руб., на его обеспечении находится ребенок. К этому доходу бухгалтер применит детский вычет в прежнем порядке.

Тот факт, что за январь совокупный доход Лунина превысил пороговое значение 280 000 руб., во внимание не принимается. Поскольку налоговая база по доходам от долевого участия формируется отдельно, дивиденды с другими доходами, облагаемыми по ставке 13 процентов, не суммируются.

Дивиденды российских организаций

А вот дивиденды остальных российских фирм теперь облагаются налогом по ставке 13 процентов. Основание – подпункт 2 пункта 3 статьи 284 Налогового кодекса РФ, действующей в новой редакции. Прежняя ставка налогообложения для компаний, не имеющих права на льготу, составляла 9 процентов.

ПРИМЕР 2

По итогам 2014 года в 2015 году принято решение о направлении чистой прибыли в сумме 1 000 000 руб. на выплату дивидендов: Михееву – в размере 600 000 руб. (1 000 000 руб. х 60%), ООО «Домострой» – в размере 400 000 руб. (1 000 000 руб. х 40%).

Бухгалтер ООО «Мастер-ОК» удержал и перечислил в бюджет с доходов физлица НДФЛ в сумме 78 000 руб. (600 000 руб. х 13%) и налог на прибыль с доходов ООО «Домострой» в сумме 52 000 руб. (400 000 руб. х 13%).

Михееву были выплачены дивиденды в сумме 522 000 руб. (600 000 – 78 000), ООО «Домострой» – в сумме 348 000 руб. (400 000 – 52 000).

В связи с изменением ставки тоже возникает вопрос о налогообложении дивидендов, решение о выплате которых принято до 2015 года.

По мнению автора, как и в ситуации с НДФЛ, применяемая ставка определяется не датой начисления дивидендов, а моментом их фактической выплаты. Ведь компания, являющаяся источником дохода налогоплательщика в виде дивидендов, согласно пункту 3 статьи 275 Налогового кодекса РФ, признается налоговым агентом. При этом в бюджет она перечисляет налоги за счет тех денежных средств, которые были удержаны ею из сумм произведенных выплат (определение Конституционного суда РФ от 22 января 2004 г. № 41-О).

По смыслу подпункта 5 пункта 3 статьи 45 Налогового кодекса РФ обязанность налогоплательщика по уплате налога не считается исполненной до удержания налога.

Автор считает, что эти аргументы вынуждают признать: дивиденды, не выплаченные в прошлых годах, в текущем году подпадают под повышенную ставку налогообложения.

Важно запомнить

С 1 января 2015 года налоговая ставка по дивидендам для физлиц и российских организаций увеличена с 9 до 13 процентов. У физлиц в связи с этим доходы от долевого участия в организации определяются отдельно от иных доходов, и применить в отношении них налоговые вычеты по НДФЛ нельзя.

Дата публикации: 28.01.2021

Дата изменения: 28.01.2021

Прикрепленный файл: docx, 80.09 кБ

Настоящие рекомендации разработаны в целях применения субъектами Российской Федерации единых подходов при формировании информации о нормативных, целевых и фискальных характеристиках налоговых расходов субъектов Российской Федерации (далее – Информация), предоставляемой в Минфин России в порядке и в сроки, установленные общими требованиями к оценке налоговых расходов субъектов Российской Федерации и муниципальных образований, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 22 июня 2019 г. № 796 (далее – Общие требования):

– до 1 июня текущего года – Информацию в соответствии с подпунктом «г» пункта 8 Общих требований;

– до 20 августа текущего года – уточненную Информацию (в том числе с учетом результатов проведенной сверки данных по стимулирующим налоговым расходам субъектов Российской Федерации, обусловленных льготами по налогу на прибыль организаций и налогу на имущество организаций) в соответствии с подпунктом «з» пункта 8 Общих требований.

Сроки предоставления информации взаимоувязаны с процессом распределения межбюджетных трансфертов, осуществляемым Минфином России, в связи с чем обязательны к соблюдению всеми субъектами Российской Федерации.

Обращаем внимание, что Федеральным законом от 23.11.2020 № 374-ФЗ статья 102 Налогового кодекса Российской Федерации (далее – Налоговый кодекс) дополнена новым пунктом 11, согласно которому в целях урегулирования вопросов, связанных с предоставлением налоговыми органами сведений, необходимых для проведения оценки налоговых расходов в соответствии со статьей 174.3 Бюджетного кодекса Российской Федерации, составляющих налоговую тайну, руководителем соответствующего органа власти (в том числе органа государственной власти субъекта Российской Федерации, органа местного самоуправления) определяется круг должностных лиц, имеющих доступ к таким сведениям (в форме правового акта).

В информации к 1 июня данные об объемах налоговых расходов субъекта Российской Федерации за год, предшествующий отчетному, и иные отчетные периоды заполняются на основе сведений органов Федеральной налоговой службы, предоставленных уполномоченным органам исполнительной власти субъектов Российской Федерации в соответствии с подпунктом «б» пункт 8 Общих требований. Данные об объемах налоговых расходов субъекта Российской Федерации за отчетный год, на текущий год, на очередной год и плановый период формируются (оцениваются, прогнозируются) уполномоченными органами субъекта Российской Федерации самостоятельно.

В информации к 20 августа в Форме уполномоченными органами субъектов Российской Федерации на основе сведений органов Федеральной налоговой службы, сформированных по итогам обработки данных налоговой отчетности за отчетный год, уточняются данные об объемах налоговых расходов субъекта Российской Федерации за отчетный период. Также при необходимости (в том числе по результатам проведенной сверки) актуализируется информация за предыдущие отчетные периоды. При этом уполномоченным органом субъекта Российской Федерации может быть уточнена оценка объемов налоговых расходов за текущий год и прогноз на очередной год и плановый период.

Ячейки Формы, в которых проводилась корректировка информации, выделяются цветом (используется заливка ячеек). Если информация корректируется впервые – используется желтая заливка ячеек, при повторной корректировке – оранжевая, третья корректировка – красная.

Информация предоставляется в Минфин России в электронном виде по форме, прилагаемой к настоящим Рекомендациям, в формате xls (xlsx) (далее – Форма) на официальный электронный адрес Минфина России 23dep@minfin.gov.ru. Одновременно с электронным файлом направляется сопроводительное письмо субъекта Российской Федерации. В теме электронного письма в обязательном порядке указывается полное наименование субъекта Российской Федерации без уточняющих дополнений (пример, тема: Нижегородская область).

Начиная с 2021 года, информация о налоговых расходах субъекта Российской Федерации формируется из 2-х блоков:

1. Основной блок информации - действующие налоговые расходы субъекта Российской Федерации, т.е. действующие с отчетном году и/или в году, предшествующем отчетному.

2. Дополнительный блок информации - архивные налоговые расходы субъекта Российской Федерации, т.е. утратившие силу по состоянию на 1 января года, предшествующего отчетному.

При этом ежегодно базовым годом в части учета сведений об объемах выпадающих доходов бюджетов субъектов Российской Федерации, обусловленных предоставлением налоговых льгот, освобождений и иных преференций, является 2011 год.

Формирование информации по действующим налоговым расходам субъекта Российской Федерации

В текущем году сбор и учет Информации осуществляется в отношении налоговых расходов, обусловленных налоговыми льготами, освобождениями и иными преференциями (далее – льготы), установленными законодательством субъектов Российской Федерации и действующими в отчетном году и в году, предшествующем отчетному году.

В целях объективной оценки выпадающих доходов региональных бюджетов на текущий год и прогнозе на плановый в Информацию также включаются льготы с началом действия с 1 января текущего года и позже. При этом субъектом Российской Федерации по таким льготам необходимо указывать оценку/прогноз выпадающих доходов от их применения.

Учет Информации о льготах в Форме ведется, начиная с шестого года, предшествующего отчетному. При этом следует учитывать, что корректировка данных об объемах налоговых расходов субъекта Российской Федерации за отчетные периоды может проводиться органами Федеральной налоговой службы за три последних года на основе уточненных налоговых деклараций, представленных налогоплательщиками.

Дополнительно по действующим налоговым расходам субъекта Российской Федерации, также ведется учет объемов выпадающих доходов, обусловленных предоставлением налоговых льгот, освобождений и иных преференций, начиная с базового 2011 года (архивная информация). В 2021 году в архивную информацию будут включены графы с данными об объемах выпадающих доходов за 2011-2013 годы. Далее количество «архивных» граф ежегодно будет увеличиваться на 1 год (в 2022 году – 2011-2014 гг.; в 2023 году – 2011-2015 гг. и т.д.). Соответственно ежегодно будут корректироваться годы, включаемые
в период при проведении оценки налоговых расходов в текущем году (графы №№ 24-34 формы) в соответствии с Общими требованиями.

В перечень налоговых расходов субъекта Российской Федерации включаются все льготы (включая льготы по инвестиционному налоговому вычету, право на применение которого введено статьей 286.1 Налогового кодекса начиная с 01.01.2018 по 31.12.2027 и реализуется при наличии принятого субъектом Российской Федерации соответствующего нормативного правового акта (далее – НПА), льготы по налогу на имущество организаций, установленные НПА субъекта Российской Федерации в соответствии с пунктом 3.2 статьи 380 Налогового кодекса, льготы в соответствии с пунктами 21 и 24 статьи 381 Налогового кодекса, в отношении которых статьей 381.1 Налогового кодекса предусмотрено принятие соответствующего НПА субъекта Российской Федерации), действующие в соответствии с НПА субъекта Российской Федерации в отчетном году и/или в году, предшествующем отчетному году, установленные по следующим видам налогов:

– налог на прибыль организаций;

– налог на имущество организаций;

– налоги, подлежащие уплате в связи с применением специальных налоговых режимов (УСН, патентная система налогообложения, ЕНВД, ЕСХН);

– земельный налог (для городов федерального значения Москвы, Санкт-Петербурга и Севастополя);

– налог на имущество физических лиц (для городов федерального значения Москвы, Санкт-Петербурга и Севастополя);

– торговый сбор (для городов федерального значения Москвы, Санкт-Петербурга и Севастополя).

Льготы, утратившие силу до 1 января года, предшествующего отчетному году, в Информации отражаются в блоке архивных налоговых расходов

Для льгот длящегося характера, действующих в отчетном году и в году, предшествующем отчетному году, в Форме отражается информация (структурные единицы НПА, наименование льготы, условия и срок ее применения, код вида экономической деятельности и т.д.), соответствующая редакции положений НПА, действующих в отчетном году.

При отражении в Форме сведений об оценке объема конкретного налогового расхода субъекта Российской Федерации за текущий год, прогнозе объема этого налогового расхода на очередной год и плановый период необходимо учитывать дату прекращения действия льготы и период ее действия (например, норма в отношении льготы прекратила свое действие, но может продолжать применяться налогоплательщиком до срока окончания действия соглашения о реализации инвестиционного проекта, т.е. льгота имеет длящийся характер). Год, в котором льгота является не действующей, в Форме всегда отмечается знаком «Х».

Данные об оценке и прогнозе объема налогового расхода в Форме указываются в виде целого числа (при этом ячейка не должна содержать формул и ссылок на другие ячейки таблицы).

Расчет совокупного бюджетного эффекта в отношении стимулирующих налоговых расходов по налогу на прибыль организаций и налогу на имущество организаций осуществляется за год, предшествующий отчетному.

При заполнении Формы следует учитывать следующее.

Не являются новой льготой случаи, связанные с уточнением положений по действующей льготе (например, изменение размера льготной ставки; изменение требований к объему инвестиций; изменение периода применения льготы; введение/изменение условий для получения льготы и т.д.), а также случаи переутверждения действующих льгот (в том числе с уточнениями) в новом «долгосрочном» региональном НПА (например, в связи с большим количеством поправок в ранее действующем НПА или необходимостью изменения внутренней структуры НПА). Соответственно, такие изменения по льготе отражаются в Форме в одной строке.

Льгота длящегося характера, утверждаемая решением субъекта Российской Федерации ежегодно новым НПА, заполняется одной строкой.

Льгота, имеющая разные размеры пониженной ставки в течение срока ее применения, заполняется одной строкой (например, льгота по налогу на прибыль на резидентов ТОСЭР в течение первых пяти налоговых периодов и далее в течение следующих пяти налоговых периодов).

При отражении в Форме информации о льготах следует избегать обобщения множества целевых категорий получателей в одну строку, особенно в случаях, когда у таких целевых категорий разная дата вступления в силу положений НПА о льготе (например, согласно ст.4 п.1 пп.1 Закона Красноярского края от 08.11.2007 № 3-676 «О транспортном налоге» целевые категории получателей в отношении льготы в форме освобождения от уплаты транспортного налога на одно транспортное средство с мощностью двигателя до 100 л.с. (до 73,55 кВт) вкл. с 1 января 2019 года пополнились новой категорией «физические лица, соответствующие условиям, необходимым для назначения пенсии в соответствии с законодательством Российской Федерации, действовавшим на 31 декабря 2018 года», информацию по которой следует отразить в Форме в отдельной строке) или конкретная льгота прекращает действовать только для одной целевой категории получателей из общей группы. При этом, в случае отсутствия возможности разделения общего объема налогового расхода (а также численности получателей) между целевыми категориями получателей, допускается объединение в таблице соответствующих ячеек по отдельным строкам (графы №№ 24-34, а также графы №№ 35-41 Формы).

Дополнительно в отношении данных, размещаемых до 1 августа текущего года для проведения сверки на официальном сайте Минфина России (подпункт «ж» пункта 8 Общих требований), уполномоченным органам субъектов Российской Федерации необходимо учитывать следующее.

При проведении сверки данных об объемах налоговых расходов субъектов Российской Федерации стимулирующего характера (по налогу на прибыль организаций и налогу на имущество организаций), имеющих положительный бюджетный эффект, используются данные Федеральной налоговой службы (т.е. центрального аппарата ФНС России), представленные в Минфин России до 25 июля текущего года в соответствии с подпунктом «ж» пункта 8 Общих требований.

В случае наличия расхождений в сверяемых данных уполномоченному органу субъекта Российской Федерации необходимо инициировать урегулирование проблемы с органом Федеральной налоговой службы по соответствующему региону. При этом необходимо учитывать, что Минфином России к учету принимаются исключительно сведения, предоставляемые Федеральной налоговой службой (в том числе уточненные, при необходимости, на основе данных органов Федеральной налоговой службы в период с 1 по 20 августа текущего года).

Если период действия льготы стимулирующего характера составляет менее 6 лет, то субъект Российской Федерации при расчете совокупного бюджетного эффекта такого налогового расхода использует свои прогнозные данные за отчетный год и позднее, а также данные, представленные органом Федеральной налоговой службы по субъекту Российской Федерации за отчетный период. В случае отсутствия прогнозных данных субъекта Российской Федерации на отчетный год и позднее совокупный бюджетный эффект по таким годам считается нулевым. Соответственно совокупный бюджетный эффект считается по имеющимся данным.

В отношении льгот, принятых субъектом Российской Федерации в 2020 году в целях поддержки экономики в связи с распространением новой коронавирусной инфекции и утративших силу по состоянию на 1 января 2021 года, уполномоченным органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации может быть принято решение о нецелесообразности проведения оценки совокупного бюджетного эффекта стимулирующих налоговых расходов, обусловленных указанными льготами, учитывая 5-летний период самоокупаемости, предусмотренный в Общих требованиях.

Формирование информации по архивным налоговым расходам субъекта Российской Федерации

Ведение информации об архивных налоговых расходах субъекта Российской Федерации осуществляется в сокращенном виде и представляет собой учет нормативных / целевых показателей налогового расхода, а также данных об объемах выпадающих доходах бюджета.

Субъектом Российской Федерации ежегодно проводится инвентаризация дат прекращения действующих налоговых расходов, по результатам которой льготы, утратившие силу по состоянию на 1 января года, предшествующего отчетному, переносятся в блок архивных налоговых расходов субъекта Российской Федерации.

Комментарии к заполнению отдельных граф Формы

13 изменений в налогах с 2021 года, о которых должен знать каждый инвестор

В прошлом году власти заверяли, что фискальная нагрузка расти не будет. Такие обещания правительство давало после повышения ставки НДС с 1 января 2019 года и включения в Налоговый кодекс неналоговых платежей. Тогдашний премьер-министр Дмитрий Медведев говорил о введении моратория на изменение налогов на 6 лет.

Прошел год с небольшим, и уже в 2021 году налогоплательщиков ждет рост акциза на табак, увеличение НДПИ и даже прогрессивная ставка НДФЛ. Как с этими изменениями работать и с какими новшествами предстоит столкнуться в 2021 году, рассказываем в этой статье.

Новшества, которые повлияют на работу и финансовые результаты эмитентов

Информационные технологии. Для IT-компаний с 2021 года действуют новые льготы по налогу на прибыль и страховым взносам (Федеральные законы от 31.07.2020 № 265-ФЗ, от 23.11.2020 № 374-ФЗ).

Чтобы применять пониженные ставки по налогу на прибыль и страховым взносам, компании должны соответствовать условиям. Первое - количество сотрудников должно быть не менее семи. Второе - доля доходов от реализации программных продуктов и услуг должна составлять не менее 90%. Третье условие - компания должна быть аккредитована Минкомсвязи, а изделия разработчиков должны быть включены в реестр Минпромторга.

Льготы предназначены для разработчиков электронных изделий и компаний, которые работают в сфере информационных технологий. Не смогут применять льготы только те компании, которые занимаются сопровождением продуктов других IT-компаний.

Налог на прибыль. Компании будут платить налог на прибыль по льготным ставкам: 3% - для налога, поступающего в федеральный бюджет; 0% - для налога, поступающего в региональные бюджеты.

Страховые взносы. Компании смогут использовать бессрочные пониженные тарифы страховых взносов: 6% - пенсионное страхование, 1,5% - социальное страхование, 0,1% - медицинское.

Торговля. Ставки акцизов на табачные изделия увеличатся на 20% (Федеральный закон от 15.10.2020 № 321-ФЗ). В Налоговом кодексе уже было предусмотрено увеличение акциза на 4% с 2021 года. Но законодатели внесли поправку и увеличили ставку на 2021 год на 20% по сравнению со ставкой, которая действует в 2020 году. Минфин предложил увеличить ставку для компенсации расходов из-за пандемии.

Стоит учесть, что с 31 июля к табачным изделиям относят не только обычные сигареты, а всю продукцию, которая содержит никотин (Федеральный закон от 31.07.2020 № 303-ФЗ).

Фармацевтический сектор. В следующем году еще более 20 позиций медицинских товаров будут освобождены от НДС при импорте и реализации (Постановление правительства от 01.10.2020 № 1574). Например, к этому перечню добавили ирригаторы, компрессоры стоматологические, хирургические, гинекологические и акушерские наборы, офтальмологические инструменты, эндоскопы и другие товары.

Финансы. С нового года законодатели вводят понятия цифровые финансовые активы и цифровая валюта (Федеральный закон от 31.07.2020 № 259-ФЗ).

Цифровыми финансовыми активами называют цифровые права, которые удостоверяют денежное требование, возможность осуществления прав по эмиссионным ценным бумагам, право на участие в капитале непубличного акционерного общества и право требовать передачи эмиссионных ценных бумаг, которые предусмотрены решением о выпуске цифровых финансовых активов. Учет цифровых прав ведет оператор, а реестр операторов - Банк России.

Цифровой валютой называют информацию, которая принимается в качестве средства платежа или в качестве инвестиций. Цифровая валюта не обеспечивается валютой РФ, валютой иностранного государства или международной валютой. Также цифровая валюта безлична.

Российским компаниям запрещено принимать цифровую валюту в качестве оплаты за товары, работы или услуги.

Кроме того, закон о цифровых валютах могут ужесточить. Минфин предложил обязать владельцев криптоактивов отчитываться в ФНС о получении цифровой валюты, о сделках с ней и ее остатках в кошельке. Если в течение трех лет более двух раз не представить данные в инспекцию или включить ложные сведения, могут лишить свободы до трех лет. Но пока это только проект.

Добыча полезных ископаемых. Рассчитывать НДПИ нужно будет с коэффициентом Крента. Коэффициент может принимать значение от 1 до 3,5 в зависимости от степени выработанности запасов и от участия компании в соглашении о защите и поощрении капвложений. Увеличивать налог на коэффициент нужно не по всем полезным ископаемым. Так, к примеру, не нужно этого делать при добыче торфа природных алмазов, драгоценных камней. Весь перечень можно посмотреть в пункте 11 статьи 1 Федерального закона от 15.10.2020 № 342-ФЗ.

Добыча полезных ископаемых

Также компании смогут воспользоваться двумя новыми вычетами при расчете НДПИ. Первый вычет для компаний, которые добывают нефть на участках недр в Сургутском и Ханты-Мансийском районах Ханты-Мансийского округа – Югры по лицензиям, выданным до 2018 года. Такие компании могут уменьшить налог на 3830 млн рублей. Получить вычет можно только за периоды, когда цена нефти Urals будет выше базовой величины, то есть $40 за баррель. Еще одно условие - компаниям нужно заключить инвестиционное соглашение о добыче нефти до 1 июля 2021 года (Федеральный закон от 15.10.2020 № 340-ФЗ).

Второй вычет для резидентов Арктической зоны (Федеральный закон от 13.07.2020 № 195-ФЗ). Компании смогут уменьшить НДПИ на фактически оплаченные расходы, связанные с приобретением, сооружением и вводом в эксплуатацию некоторых основных средств. К ним относят объекты дорожной, транспортной, инженерной и энергетической инфраструктуры, необходимой для добычи полезного ископаемого, по которому применяется вычет. А применять вычет можно по всем видам полезных ископаемых, помимо углей и углеводородного сырья.

Резиденты Арктической зоны. Власти ввели новую особую экономическую зону – Арктическую. Арктическая зона включает сухопутные территории Мурманской области, Ненецкого, Чукотского, Ямало-Ненецкого автономных округов. Также в нее входит часть территорий республик Карелия, Коми, Саха (Якутия), Красноярского края и Архангельской области. Закон затрагивает практически все крупные сырьевые компании России. Например, это "НОВАТЭК", "Газпром нефть", "Норникель", "АЛРОСА".

Любая компания, зарегистрированная в Арктике и готовая заключить инвестиционное соглашение, может получить статус резидента. Для резидентов предусмотрен целый ряд льгот.

Одна из таких льгот вступит в силу с 1 января 2021 года. Резиденты арктической зоны могут платить налог на прибыль по ставке, которую установит регион. В федеральный бюджет ничего платить не нужно. Но это относится к тем компаниям, которые не добывают полезные ископаемые, не производят сжиженный природный газ и не перерабатывают углеводородное сырье в продукты нефтехимии (Федеральный закон от 13.07.2020 № 193-ФЗ).

Новшества, которые коснутся инвесторов-физлиц

Расширили перечень доходов, с которых нужно платить НДФЛ. Теперь в России будет действовать прогрессивная ставка НДФЛ (Федеральный закон от 23.11.2020 № 372-ФЗ).

Физлица, чей доход превысит 5 млн рублей в год, будут платить больше налога. Так, доход до 5 млн рублей облагается по ставке 13%, а доход более 5 млн рублей - по ставке 15%. Исключение - доход от продажи недвижимости. Тут независимо от суммы нужно будет платить 13%, как и раньше. Новая ставка будет работать в отношении дивидендов и зарплаты.

Также инвесторам придется платить НДФЛ с доходов в виде: процентов от обращающихся облигаций российских организаций, номинированных в рублях и эмитированных после 1 января 2017 года; дисконта от погашения таких облигаций; процентов по государственным казначейским обязательствам, облигациям и другим государственным ценным бумагам бывшего СССР, государств - участников Союзного государства и субъектов Российской Федерации.

13 изменений в налогах с 2021 года, о которых должен знать каждый инвестор

Кроме того, теперь облагаются налогом на доходы в виде процентов по вкладам и остаткам на счетах в банке, которые превысят необлагаемый процентный доход, равный произведению 1 млн рублей и ключевой ставки, установленной на 1 января. Проценты 2020 года не облагаются. А доходы в виде процентов 2021 года – нужно рассчитать и заплатить до 1 декабря 2022 года. Но только если доход за 2021 год превысит 42500 рублей. Самим считать ничего не придется - инспекторы рассчитают налог и пришлют уведомление об уплате.

Но есть и хорошая новость. Сейчас правительство рассматривает проект, которым предлагают облегчить получение налогового вычета. Например, инвесторы смогут вернуть НДФЛ с ИИС, только лишь заполнив заявление на сайте ФНС. Ведомство само соберет подтверждающие документы и вернет налог.

Отчитываться в ФНС о доходах нужно по новой форме. Когда будете отчитываться о доходах за 2020 год, нужно будет использовать новую форму декларации 3-НДФЛ (приказ ФНС от 28.08.2020 № ЕД-7-11/615). Ее дополнили приложением, в котором нужно заполнить заявление о зачете или возврате излишне уплаченного налога. Раньше для этого нужно было заполнять отдельный документ.

Подпишитесь на нашу рассылку, и каждое утро в вашем почтовом ящике будет актуальная информация по всем рынкам.

Читайте также: