Организация экономического сотрудничества и развития налогообложение

Опубликовано: 17.05.2024

Общие сведения

Организация экономического сотрудничества и развития (ОЭСР, Организация) создана в 1948 году под названием Организация европейского экономического сотрудничества для координации проектов экономической реконструкции Европы в рамках плана Маршалла.

Штаб-квартира ОЭСР располагается в Париже.

Генеральный секретарь (с 2006 года) - Анхель Гурриа (Мексика). Руководящим органом является Совет ОЭСР. Все решения в нём принимаются на основе консенсуса.

В ОЭСР входят 35 государств, в том числе большинство государств- членов ЕС. В работе организации также принимает участие на правах отдельного члена Европейская комиссия (орган Евросоюза). На долю государств-членов ОЭСР приходится около 60 % мирового ВВП.

Цели и задачи

ОЭСР является глобальной международной организацией, основной целью которой стала выработка рекомендаций по повышению качества экономической политики и качества жизни людей во всем мире.

Взаимодействуя с правительствами государств мира, ключевыми институтами экономики, международными организациями и экспертным сообществом, ОЭСР в рамках реализации возложенных на нее задач разрабатывает глобальные стандарты, основанные на лучшем международном опыте, в отношении широкого перечня сфер государственного регулирования экономики (от сельского хозяйства и налогообложения до безопасности химических веществ).

Сотрудничество Российской Федерации с ОЭСР

В связи с событиями на Украине 12 марта 2014 г. Совет ОЭСР единогласно принял решение о приостановке переговорного процесса по вступлению России в ОЭСР на временной основе, официально сохранив за Российской Федерацией статус «присоединяющегося» государства, и, не вводя ограничений на любые иные форматы сотрудничества с Организацией.

В этой связи взаимодействие Российской Федерации с ОЭСР после приостановки переговорного процесса осуществляется в формате экспертного диалога на основе утверждаемых Правительством Российской Федерации планов.

В 2017 году Правительством Российской Федерации принят План работы по взаимодействию Российской Федерации с ОЭСР на

Участие представителей Российской Федерации в деятельности рабочих органов ОЭСР определяется соответствующим статусом, выраженной заинтересованностью российской стороны в расширении тематик и направлений взаимодействия, а также инициативой самой Организации.

Ожидается, что в обозримой перспективе российским приоритетом в сотрудничестве с ОЭСР станет внедрение проектного подхода к управлению государственными программами Российской Федерации на основе качественных и количественных стандартов Организации.

Сотрудничество Банка России с ОЭСР

Сотрудничество Банка России с ОЭСР направлено на поддержку деятельности федеральных органов исполнительной власти за счет предоставления экспертизы Банка России и статистических данных (в соответствии с поступающими запросами).

С учетом концентрации полномочий и компетенций в Банке России в области регулирования финансовой отрасли, организация работы по предоставлению в ОЭСР статистических и иных сведений и данных в компетенции Банка России является в настоящее время также одним из наиболее важных направлений сотрудничества.

Банк России продолжает выполнять указанные задачи, вместе с тем стремясь к совершенствованию (большей систематизации и интеграции) сотрудничества с ОЭСР на всех направлениях, представляющих для Банка России интерес.

Основной общей целью взаимовыгодного сотрудничества Банка России с ОЭСР является анализ и обобщение международного опыта и практики в области регулирования финансовой сферы, а также совместная выработка стандартов и рекомендаций по ее развитию и обеспечению ее стабильного функционирования.

Для достижения указанной цели Банком России решается следующий комплекс задач:

  • Обеспечивается выполнение пунктов Плана работы по взаимодействию Российской Федерации с ОЭСР на годы в рамках компетенции Банка России;
  • Осуществляется мониторинг инициатив экономически развитых государств по разработке и внедрению современных (новых) глобальных стандартов, норм и требований в области финансового регулирования;
  • Обеспечивается продвижение интересов Российской Федерации при разработке ОЭСР рекомендаций по осуществлению экономического (финансового) регулирования на макроэкономическом и отраслевом уровнях;
  • Осуществляется координация деятельности Банка России на площадке ОЭСР в контексте участия в работе иных международных организацией, глобальных форумов и интеграционных объединений, включая Содружество Независимых Государств;
  • Рассматривается возможность участия в комплексных исследованиях ОЭСР, заказ профильным рабочим органам и секретариату ОЭСР тематических исследований с учетом интересов Банка России;
  • У частие в проектной деятельности ОЭСР по проблематике глобализации, экономического роста и развития, посткризисного восстановления экономик развивающихся стран, а также в области сбора и систематизации статистических данных;
  • П ривлечение экспертизы ОЭСР в целях адаптации лучшего международного опыта и практики в сфере регулирования финансового сектора экономики;
  • О беспечение участия представителей Банка России в заседаниях рабочих органов Организации и иных мероприятиях ОЭСР (семинарах, конференциях, форумах), а также подготовки необходимых позиционных и информационно-аналитических материалов;
  • О беспечение эффективного информационного обмена с Организацией (высшим руководством ОЭСР, секретариатами рабочих органов, координаторами, экспертами, консультантами);
  • С одействие в повышении координации сотрудничества Российской Федерации с ОЭСР.

В целях комплексной реализации сформулированных задач в годах Банком России по линии ОЭСР выпущен приказ «О реализации в Банке России Плана работы по взаимодействию Российской Федерации с Организацией экономического сотрудничеств и развития (ОЭСР) на

Руководствуясь задачами, сформулированными указанным Планом, Банк России осуществлял взаимодействие с ОЭСР в соответствии со своими приоритетами.

В 2016 году представители Банка России приняли участие в заседаниях Комитета ОЭСР по корпоративному управлению, Комитета ОЭСР по финансовым рынкам, Комитета ОЭСР по страхованию и частным пенсиям, Консультативной рабочей группы ОЭСР по кодексам либерализации, Рабочих групп ОЭСР по статистике национальных счетов, финансовой статистике, статистике международных инвестиций и статистике международной торговли товарами и услугами, Рабочей группе ОЭСР по частным пенсиям, Технического комитета и годовом собрании Международной организации органов пенсионного надзора, Семинаре высокого уровня по вопросам международного сотрудничества в условиях открытого и упорядоченного движения капиталов (в семинаре приняла первый заместитель Председателя Банка России К.В. Юдаева), а также заседании Круглого стола ОЭСР и Института Азиатского банка развития по рынкам капитала и реформированию финансового сектора.

Кроме того, в рамках деятельности по линии Комитета ОЭСР по налогообложению Банком России проведена работа по подготовке позиции по законопроекту «О внесении изменений в часть первую Налогового кодекса Российской Федерации (в связи с реализацией международного автоматического обмена информацией о финансовых счетах и документацией по международным группам компаний)», а также по поступившим по итогам общественного обсуждения законопроекта замечаниям, соответствующие письма направлены в Минфин России и ФНС России.

Сотрудничество Банка России с ОЭСР в 2018 году будет опираться на аналогичный механизм закрепления ответственности структурных подразделений Банка России за взаимодействие с профильными рабочими органами Организации.

Информация о ходе выполнения пунктов указанного Плана направляться в Минэкономразвития России в режиме ежеквартальных отчетов о взаимодействии.

blogs
RSS
twitter
YouTube
facebook
flickr
linkedin

  • Наша миссия
  • Руководство ОЭСР
  • - Рабочий документ ОЭСР по налогообложению 49: Переоценка регрессивности НДС (10 августа 2020);

    - Обновленная база данных о мерах налоговой политики в ответ на КОВИД-19 (31 июля 2020);

    Трансфертное ценообразование:
    - "ОЭСР выпустила руководство по трансфертному ценообразованию финансовых операций: инклюзивная концепция BEPS. 2020


    Публикация ОЭСР
    Повышение эффективности разрешения споров - Отчет коллегиального обзора MAP, Российская Федерация (этап 1)
    28-ноября-2019
    Согласно действию 14, страны взяли на себя обязательство внедрить минимальный стандарт для повышения эффективности и действенности процедуры взаимного согласия (MAP). MAP включена в статью 25 Типовой налоговой конвенции ОЭСР и обязывает страны стремиться разрешать споры, связанные с толкованием и применением налоговых соглашений. Минимальный стандарт действия 14 был переведен в конкретное техническое задание и методологию процесса коллегиального обзора и мониторинга.
    Публикация на английском языке Публикация ОЭСР
    Налогообложение использования энергии: ключевые выводы для России
    15-октября-2019
    Публикация на английском языке Публикация ОЭСР
    Налогообложение в области использования энергии 2018
    Российская Федерация
    14-февраля-2018
    Публикация на английском языке Публикация ОЭСР
    Доход от налогов в России в сфере экологии
    Российская Федерация
    26-сентября-2016
    - Налоговых поступлений в процентах от ВВП, связанных с окружающей средой в 2014 г.
    - Средние ставки налога на энергоносители в области транспорта, отопления и использования процессов и выработки электроэнергии
    - Распределение эффективных углеродных ставок (ECR) на выбросы CO2 от использования энергии в России
    . и т.д.
    Публикация на английском языке Публикация ОЭСР
    Налогообложение потребления энергии 2015: ОЭСР и выбранные страны-партнеры
    Основные выводы для России
    25-июня-2015
    Налогообложение является ключевым инструментом, с помощью которого государство может влиять на использование энергии, чтобы сдерживать воздействия на окружающую среду. Этот отчет содержит систематический анализ структуры и уровня налогов на энергию в ОЭСР и некоторых других странах, включая Россию; вместе, они охватывают 80% мирового потребления энергии.

    Налогообложение потребления энергии в России 2015
    Он-лайн редакция на Английском
    Налогообложение энергии на основе содержания углерода
    Он-лайн редакция на Английском
    PDF редакция на Английском
    Налогообложение энергии на энергосодержщей основе
    Он-лайн редакция на Английском
    PDF редакция на Английском Публикация ОЭСР
    Глобальный форум по прозрачности и обмену информацией для целей налогообложения экспертных оценок - РОССИЙСКАЯ ФЕДЕРАЦИЯ 2014
    Этап 2: Реализация стандарта в практике

    29-октября-2014
    Глобальный форум по прозрачности и обмену информацией для целей налогообложения является многосторонняя структура, в рамках которой работа в области прозрачности налоговой и обмена информацией осуществляется более чем в 120 странах, которые участвуют в работе Глобального форума на равноправной основе.
    Обзор на английском языке (он-лайн версия) Публикация ОЭСР
    ПРОЕКТ ПЛАНА ДЕЙСТВИЙ ПО БОРЬБЕ С МИНИМИЗАЦИЕЙ НАЛОГООБЛОЖЕНИЯ И ВЫВЕДЕНИЕМ ПРИБЫЛИ
    10-апреля-2014
    Влияние глобализации на режимы налогообложения доходов корпораций.
    В 20-х годах прошлого столетия Лига Наций признала, что взаимодействие внутригосударственных налоговых систем может приводить к двойному налогообложению, что оказывает значительное негативное влияние на рост и процветание во всем мире. Странам необходимо договариваться о недопущении двойного налогообложения, а также о том, чтобы это достигалось путем принятия согласованных международных правил, которые должны быть ясными, прогнозируемыми и дающими чувство уверенности государству и бизнесу. Таким образом, международное законодательство является основным стержнем роста глобальной экономики.
    Работа на русском языке (5мб)
    Он-лайн версия Публикация ОЭСР
    Рассмотрение проблемы снижения налоговой базы и переноса прибыли
    16-июля-2013
    - Информация о налоговых поступлениях от доходов корпораций
    - Мировые бизнес-модели и налогообложение
    - Конкурентоспособность и налогообложение
    - Корпоротивное управление и налогообложение .
    Резюме на русском языке (он-лайн версия) Налоги: страны «Большой двадцатки» укрепляют международное сотрудничество в сфере налогообложения
    03-ноября-2011
    Все правительства стран «Большой двадцатки» присоединились к многосторонней конвенции для более эффективной борьбы с уклонением от уплаты налогов.
    Многосторонняя Конвенция о взаимной административной помощи в налоговой сфере предлагает широкий спектр инструментов для межгосударственного сотрудничества в данной области. Она включает в себя автоматический обмен информацией, многосторонние одновременные налоговые проверки и международную помощь в сборе причитающихся налогов. В то же время, Конвенция предусматривает меры безопасности для защиты конфиденциальности обмениваемой информации. Подробнее. Новый законопроект о трансфертном ценообразовании: важный шаг на пути модернизации налоговой системы Российской Федерации
    17-мая-2011
    Генеральный секретарь ОЭСР Анхел Гурриа приветствовал недавно опубликованный Министерством финансов Российской Федерации проект нового законодательства о трансфертном ценообразовании. Изменённая редакция закона в значительной степени будет способствовать приведению законодательства Российской Федерации о трансфертном ценообразовании в соответствие с международно признанными стандартами ОЭСР.
    Подробнее. Джоэл М. Макдональд ЦЕНОВЫЕ ИГРЫ: РОССИЙСКИЕ НАЛОГОВЫЕ ОРГАНЫ ПРИМЕНЯЮТ ПРАВИЛА ОЭСР В РЕШЕНИИ ПРОБЛЕМ, СВЯЗАННЫХ С ОПРЕДЛЕНИЕМ ЦЕНЫ ТОВАРОВ (ПРОЕКТ - 20 октября 1999г)
    [ подробнее ]

    Организация экономического сотрудничества и развития – ОЭСР (the Organisation for Economic Co-operation and Development, OECD) – международная организация, нацеленная на выработку международных стандартов и рекомендаций по совершенствованию государственной социальной, экономической и экологической политики, поиск путей преодоления проблем и ограничений на пути экономического роста и развития стран.

    ОЭСР объединяет большинство развитых и некоторые развивающиеся страны, на долю которых приходится 20% населения планеты и около 55% мирового ВВП.

    В 2007 году Россия получила приглашение к началу официальных переговоров по вступлению в ОЭСР. Однако в 2014 году переговорный процесс был временно приостановлен в связи с политической ситуацией. Сотрудничество России с ОЭСР продолжается в формате технического сотрудничества. Минэкономразвития России совместно с МИДом России выступает координаторами деятельности органов государственной власти по взаимодействию России с ОЭСР.

    Страны-члены ОЭСР и партнеры

    К 2020 году количество стран – полноправных участников ОЭСР достигло 37: Австралия, Австрия, Бельгия, Великобритания, Венгрия, Германия, Греция, Дания, Израиль, Ирландия, Исландия, Испания, Италия, Канада, Колумбия, Латвия, Литва, Люксембург, Нидерланды, Новая Зеландия, Норвегия, Мексика, Польша, Португалия, Республика Корея, Словакия, Словения, США, Турция, Финляндия, Франция, Чехия, Чили, Швейцария, Швеция, Эстония, Япония. В ближайшее время Коста-Рика станет 38-м членом Организации.

    Статус ключевых партнеров ОЭСР имеют Бразилия, Индия, Китай, Южная Африка, Индонезия.

    История создания ОЭСР

    Предшественницей ОЭСР была Организация европейского экономического сотрудничества (ОЕЭС), созданная в 1948 году для восстановления экономики стран Западной Европы в соответствии с планом Маршалла.

    За годы успешной работы в Европе Организация накопила значительный опыт и компетенции в сфере государственного управления, регуляторных реформ и собрала внушительную базу статистических и эмпирических данных, позволяющих проводить обширный сравнительный анализ и давать рекомендации по имплементации эффективных мер экономической политики. В результате в 1961 году учреждена Организация экономического сотрудничества и развития (ОЭСР). С этого времени состав ее членов продолжает расти.

    Структура ОЭСР

    Штаб-квартира ОЭСР находится в Париже. Высшим органом ОЭСР является Совет, в который входят постоянные представители от стран-участниц в ранге послов. Как правило, Совет заседает раз в две недели на уровне постоянных представителей и один раз в год на уровне министров, курирующих проблематику ОЭСР. Постоянно действующим органом ОЭСР, обеспечивающим ее текущую работу, является Секретариат, возглавляемый Генеральным секретарем (избирается на пятилетний срок).

    Под эгидой ОЭСР также функционирует ряд автономных и полуавтономных органов, важнейшими из которых являются Международное энергетическое агентство, Агентство по ядерной энергии, Международный транспортный форум. В ОЭСР также расположен Секретариат Группы разработки финансовых мер по борьбе с отмыванием денег (ФАТФ).

    Цели и задачи ОЭСР

    Основной задачей ОЭСР декларируется «содействие осуществлению политики, способствующей улучшению мировых экономических и социальных показателей».

    На современном этапе в ОЭСР была отмечена острая необходимость создания принципиально новых подходов и инструментов для достижения целей устойчивого развития и глобального экономического роста, который предполагает:

    • ориентацию на достижение всеобщего благосостояния и сокращение разрыва между богатыми и бедными слоями населения;
    • более глубокий анализ финансового сектора и его рисков;
    • проведение в связи с процессом мировой интеграции соответствующего анализа мировой экономики как единой сложной системы;
    • использование на практике более полного анализа, учитывающего протекающие в обществе политические и социальные процессы, их историческую подоплеку и влияние на экономику;
    • развитие системы стратегического планирования.

    Направления работы ОЭСР

    Сегодня ОЭСР фактически является одним из основных органов координации социально-экономической политики развитых стран мира. Задача обеспечения устойчивого экономического роста в мире остается главной задачей ОЭСР, однако сфера деятельности Организации не ограничивается только экономическими вопросами, приобретая все более мульти- и междисциплинарный характер. К повестке Организации относятся следующие направления работы:

    • Экономическое развитие
    • Сельское хозяйство
    • Химическая безопасность
    • Конкуренция
    • Корпоративное управление
    • Борьба с коррупцией
    • Содействие международному развитию
    • Цифровая трансформация
    • Образование
    • Занятость, трудовые и социальные вопросы
    • Охрана окружающей среды
    • Финансы
    • Здравоохранение
    • Промышленность и предпринимательство
    • Инновации
    • Наука и технологии
    • Пенсии и страхование
    • Инвестиции
    • Государственное управление
    • Развитие городов и регионов
    • Регуляторная политика
    • Налоги
    • Торговля
    • Статистика

    Описание

    ОЭСР объединяет 37 наиболее развитых стран мира.

    ОЭСР осуществляет обширную аналитическую работу по вопросам социально-экономического развития стран, вырабатывает рекомендации для стран-членов по повышению устойчивости развития и служит платформой для организации многосторонних переговоров по экономическим проблемам.

    До последнего времени ОЭСР являлась своего рода «закрытым клубом» ограниченного числа участников. Однако, учитывая просьбы со стороны целого ряда стран, в июне 1993 г. Совет ОЭСР принял принципиальное решение о развитии взаимодействия с заинтересованными государствами. Перед ними была открыта возможность вступления в Организацию при выполнении ряда условий, прежде всего, перехода к рыночной экономике и ее либерализации.

    Данное решение создало предпосылки для начала переговорного процесса по подготовке Декларации о сотрудничестве России с ОЭСР, которая была подписана 8 июня 1994 г. в ходе очередной сессии Совета Организации.

    Подписание Декларации, одновременно с которой было заключено Соглашение о привилегиях и иммунитетах ОЭСР в Российской Федерации, стало базой для развития отношений между Россией и Организацией, а также предоставило возможность освоения в интересах российских экономических преобразований богатого опыта ОЭСР в вопросах регулирования экономики, финансовой, денежно-кредитной, социальной политики, а также ряда других сфер.

    В настоящее время Россия имеет статус наблюдателя в ОЭСР. О стремлении России вступить в ОЭСР было впервые заявлено в июне 1995 г. в рамках встречи лидеров стран «семерки» и России в Галифаксе. В мае 1996 г. Россия представила заявку на вступление в ОЭСР. В декабре того же года Совет ОЭСР провозгласил вступление России в ОЭСР «целью, разделяемой Организацией».

    Решением Совета ОЭСР от 13 марта 2014 г. процесс присоединения России к данной организации приостановлен.

    Россия имеет статус ассоциированного члена или участника ряда комитетов, рабочих групп и других органов ОЭСР и продолжает сотрудничать с ОЭСР как по двусторонним проектам, так и в рамках G20. Сотрудничество включает исследовательскую и аналитическую работу, совместные мероприятия, участие России в органах и мероприятиях ОЭСР, обмен информацией о российских стандартах и стандартах ОЭСР, а также технические консультации на основе стандартов ОЭСР.

    Минцифры России является ответственным ведомством по обеспечению участия в работе Комитета ОЭСР по политике в области цифровой экономики (далее – Комитет) и ее рабочих групп. Представители Минцифры России и привлеченные эксперты из ведомств и организаций постоянно участвуют в заседаниях Комитета ОЭСР, семинарах и консультациях с представителями государств-членов ОЭСР, выступают с презентациями по вопросам политики России в области цифровой экономики, ИКТ, международной информационной безопасности и управления сетью Интернет, готовят ответы на вопросы Комитета по правовым инструментам ОЭСР.

    Инициирование

    – Распоряжение Правительства Российской Федерации от 20 марта 2014 г. № 409-р «О распределении обязанностей между федеральными органами государственной власти и организациями по вопросам взаимодействия Российской Федерации с Организацией экономического сотрудничества и развития».

    – План работы по взаимодействию Российской Федерации с Организацией экономического сотрудничества и развития на 2021-2022 годы, утвержденный Председателем Правительства Российской Федерации М.В. Мишустиным от 28 ноября 2020 г. № 11405п-П2.

    Подготовка нормативно-правового регулирования отрасли связи и информационно-телекоммуникационных технологий к вступлению России в ОЭСР, обеспечивающего минимизацию рисков и извлечение максимальных выгод для российского государства, граждан и бизнеса.

    Задачи

    • Обеспечение участия российских экспертов в заседаниях Комитета ОЭСР по политике в области цифровой экономики и его рабочих групп;
    • Продвижение лучших российских практик в стандарты ОЭСР;
    • Имплементация лучших практик ОЭСР в российскую нормативную правовую базу.

    Контрольные точки

    Заседания Комитета по политике в области цифровой экономики и ее рабочих групп, проходят 2 раза в год в г. Париже.


    Организация экономического сотрудничества и развития (сокр. ОЭСР, англ. Organisation for Economic Co-operation and Development, OECD) — международная экономическая организация развитых стран, признающих принципы представительной демократии и свободной рыночной экономики.

    Создана в 1948 под названием Организация европейского экономического сотрудничества (англ. Organisation for European Economic Co-operation, OEEC) для координации проектов экономической реконструкции Европы после Второй мировой войны в рамках Плана Маршалла.

    На деле функции ОЕЭС были шире простой координации североамериканской помощи в рамках так называемой «Программы европейского восстановления» (European Recovery Programme). На поздних стадиях своего существования она предпринимала активные действия, направленные на стимулирование экономического сотрудничества между странами-участницами путем либерализации торговли и создания системы многосторонних расчетов. Деятельность организации по восстановлению конвертируемости валют привела к созданию в 1950 г. Европейского платежного союза и заключению в 1956 г. Европейского валютного соглашения. В ее рамках в 1950 г. был принят кодекс либерализации торговли, который значительно снизил количественные ограничения в торговле между странами-участницами.

    Когда помощь по Плану Маршалла была завершена, западные государства пришли к выводу, что наработанный потенциал ОЕЭС целесообразно и в дальнейшем использовать для совместного поиска решения общих проблем стран-участниц на благо их экономического процветания.

    В результате 14 декабря 1990 года двадцать стран подписали конвенцию о преобразованию ОЕЭС в ОЭСР.

    Цели организации

    • Достижение высокого и устойчивого экономического роста и повышение жизненного уровня стран-членов при соблюдении финансовой стабильности;
    • Продвижение разумных экономических взглядов и методов в странах-членах, а также в не входящих в ОЭСР странах, идущих по пути экономического развития;
    • Развитие международной торговли на многосторонней, не дискриминационной основе в соответствии с международными обязательствами.

    Структура

    Штаб-квартира

    Руководство

    ОЭСР и Российская Федерация

    ОЭСР — ведущая и авторитетная международная организация не только в сфере международного налогообложения и администрирования, но и экономической политики в целом.

    В настоящее время Российская Федерация имеет статус наблюдателя в 24-х рабочих органах ОЭСР, в частности в марте 1998 года Российская Федерация получила статус постоянного наблюдателя в Комитете по налоговым вопросам ОЭСР.

    16 мая 2007 г. Совет ОЭСР на уровне министров принял решение о начале переговорного процесса о вступлении России в ОЭСР.

    Для начала переговорного процесса, Россия, как и другие страны-кандидаты, должна совместно с ОЭСР подготовить и представить в ОЭСР для рассмотрения меморандум о соответствии российского законодательства и политической практики нормативно-правовой базе ОЭСР.

    В настоящее время стороны начинают обсуждение на межведомственном уровне практических шагов по оценке и реализации Россией мер, необходимых для присоединения к ОЭСР. Помимо подготовки проекта меморандума, важным элементом работы ОЭСР является подготовка и проведение ряда обзоров по некоторым направлениям политики России для определения их соответствия целям и принципам ОЭСР.

    Разработку и реализацию мероприятий, направленных на обеспечение полноправного членства Российской Федерации в ОЭСР, осуществляет Правительственная комиссия по экономическому развитию и интеграции.

    В настоящее время ФНС России совместно с Минфином России ведет активное взаимодействие с ОЭСР по вопросу вступления России в организацию.

    Одним из ключевых условий вступления Российской Федерации в ОЭСР является принятие законопроекта о регулировании трансфертного ценообразования.

    Сотрудничество ФНС России и ОЭСР по линии Центра по налоговой политике и администрированию, а также Центра по сотрудничеству со странами-нечленами Секретариата ОЭСР осуществляется по следующим направлениям:

    • Участие в качестве наблюдателя в рабочих органах Комитета ОЭСР по налоговым вопросам:
      • Рабочая группа №6 по налогообложению транснациональных компаний (рассматривает вопросы регулирования трансфертного ценообразования);
      • Рабочая группа №10 по вопросам обмена информацией и соблюдения налогового законодательства;
      • Форум по налоговому администрированию;
      • Форум по транспарентности и обмену информацией.
    • Проведение семинаров ОЭСР в ФНС России и в обучающих центрах ОЭСР за рубежом

    Форум ОЭСР по налоговому администрированию (OECD Forum on tax administration)

    По инициативе ОЭСР в 2002 году с целью развития диалога и обмена опытом между налоговыми органами ведущих стран мира, а также оказания влияния на глобальные тренды в налоговой сфере и формирование новых приемов налогового администрирования был создан Форум по налоговому администрированию Организации экономического сотрудничества и развития (далее — Форум ОЭСР). В настоящее время членами Форума являются 43 страны, включая все страны-участницы ОЭСР. Для участия в Форуме также приглашаются представители ОЭСР, Всемирного Банка и МВФ, ООН, Европейской организации налоговых администраций (IOTA).

    В рамках Форума ОЭСР проводится заседание его руководящего органа — Бюро Форума ОЭСР. Его членами являются руководители налоговых органов на период замещения ими соответствующих должностей. Как правило, Бюро собирается два раза в год.

    Форум ОЭСР и ФНС России

    Российская Федерация является членом Форума ОЭСР с 2010 года и оплачивает членские взносы.

    По итогам 7-го заседания Форума ОЭСР, состоявшегося 18 — 19 января 2012 г. в Буэнос-Айресе, было принято решение о проведении очередного 8-го заседания Форума ОЭСР и 33-го заседания Бюро Форума в г. Москве в период с 15 по 17 мая 2013 года, также в ходе этого заседания Руководитель ФНС России М.В. Мишустин был избран членом Бюро Форума.

    15-17 мая в Москве было проведено 8-е заседание Форума ОЭСР по налоговому администрированию, в ходе которого обсуждались вопросы:

    • совершенствования налогового администрирования крупнейших транснациональных компаний, координация международных усилий по борьбе с эрозией налоговой базы с целью ее переноса в низконалоговые юрисдикции,
    • развитие контроля за трансфертными ценами,
    • создание и внедрение в налоговую практику автоматизированного обмена налоговой информацией.

    21 января 2014 года в Париже прошло очередное заседание Бюро Форума по налоговому администрированию Организации экономического сотрудничества и развития. На прошедшем заседании обсуждались вопросы выработки эффективных подходов к урегулированию налоговой задолженности, увеличения популярности каналов самообслуживания у налогоплательщиков, борьба с офшорами, итоги первого Форума ОЭСР по взаимосогласительным процедурам, текущее сотрудничество Форума по налоговому администрированию с другими международными органами, наработки прошедшей встречи G 20.

    В соответствии с повесткой программы были запланированы выборы новых членов Бюро и назначение руководящего состава органа. Кандидатура Руководителя Федеральной налоговой службы России М.В. Мишустина была единогласно утверждена на пост заместителя председателя Бюро Форума.

    В настоящее время в состав Бюро Форума входят руководители налоговых органов Австралии, Великобритании, Индии, Ирландии, Канады, Китая, Кореи, Нидерландов, Норвегии, России, США, Франции и Японии, а также руководство Центра налоговой политики ОЭСР.

    Очередное заседание Бюро Форума по налоговому администрированию ОЭСР состоялось 22 октября 2014 года в Дублине (Ирландия), в свете подготовки к девятому заседанию Форума по налоговому администрированию ОЭСР (проходил 23-24 октября 2014 года в Дублине).

    На девятом заседании Форума участники обсуждали последние обновления проекта противодействия размыванию налоговой базы и выводу прибыли в оффшорные юрисдикции (BEPS). Руководитель Центра по налоговым делам ОЭСР г-н Паскаль Сант-Аман (Pascal Saint-Amans) отметил прогресс в реализации этого плана. Также обсуждались вопросы введения в действие Стратегического плана по совершенствованию взаимосогласительной процедуры (MAP), усиления международного сотрудничества в целях противодействия рискам, связанным с налоговым администрированием транснациональных компаний. Особое внимание уделено вопросам поощрения и поддержки добровольного соблюдения налогового законодательства и роли налоговых консультантов в этом процессе.

    Форум в своем Коммюнике отметил, что намерен расширять сотрудничество с региональными организациями, которые объединяют налоговые администрации. Так, по предложению вице-председателя М.В. Мишустина в этот список отдельно был включен Координационный Совет глав налоговых администраций стран СНГ как крупное региональное объединение.

    Читайте также: