Европейская дирекция по налогам и сборам европейской комиссии

Опубликовано: 17.05.2024

Вступление в силу новых правил Директивы ЕС

С января 2018 года в Европейском Союзе вступает в силу закон, предоставляющий доступ всем национальным налоговым органам стран-членов ЕС к налоговым данным. Новые правила администрирования, внесённые в Директиву 2011/16 / EU, в сфере борьбы с уклонением от уплаты налогов предоставляют возможность каждому государству ЕС получить информацию о бенефициарных владельцах компаний и их активах в ЕС.

Основные положения Директивы

Европейская Комиссия приветствовала вступление в силу новых правил Директивы, которая направлена на предотвращение уклонений от уплаты налогов. Как утверждает Комиссар ЕС, отвечающий за экономические и финансовые вопросы Пьер Московичи, новые правила позволят налоговым органам стран-членов ЕС получить информацию не только о юридических структурах, но и об их владельцах. Также Директива предусматривает эффективные механизмы и меры борьбы с нарушителями налогового законодательства стран ЕС.

  • Согласно основным положениям и процедурам Директивы EC, все государства-члены в целях обеспечения и управления внутренних налоговых законов должны осуществлять сотрудничество между странами ЕС и обмениваться друг с другом налоговой информацией.
  • Обмен информацией должен производиться в электронном виде, применяться для оценки ситуации в странах ЕС и способствовать координации действий в сфере борьбы с уклонением от уплаты налогов.
  • Положения, прописанные в Директиве, не нарушают каких-либо обязательств государств-членов ЕС. Документ не затрагивает вопросы оказания взаимной помощи в уголовных делах и не противоречит правилам предоставления международной административной помощи или другим правовым актам двусторонних межгосударственных соглашений.

Под положения выполнения Директивы попадают все виды налогов, взимаемых государственными и местными территориальными администрациями стран-членов ЕС. Директива не применяется к таким сборам как:

  1. Обязательные взносы социального страхования.
  2. Лицензионный сбор и пошлины на другие виды документов, выданные государственными органами власти.
  3. Взносы договорного характера (оплата коммунальных услуг и т.п.).

Каждое государство ЕС должно в течение месяца сформировать свой центральный компетентный орган, который будет иметь соответствующие полномочия и являться ответственным за информирование Комиссии ЕС. Вся запрашиваемая информация и ответы на запросы будут регистрироваться в Официальном журнале ЕС (Official Journal of the European Union), созданным Комиссией Европейского Союза.

Ответственные лица компетентных органов каждого государства ЕС должны накапливать и обновлять базу данных о бенефициарной собственности своей страны, чтобы быть готовыми в кратчайшие сроки ответить на запросы стран-членов ЕС.

Если государство на момент запроса имеет полную информацию об запрашиваемом лице или компании, то информация должна быть предоставлена в кротчайший срок. Передача информации в электронном виде должна проводиться в течение не более семи дней. В крайних случаях, когда администрация не может вложиться в надлежащие термины, то ответ на запрос не должен превышать 1 (один) месяц.

Тем не менее максимальный срок передачи данных при наличии запроса о налоговой информации составляет 6 (шесть) месяцев, за исключением особых случаев. Такими случаями могут быть запросы, которые требуют дополнительного разрешения и согласования на раскрытие информации с государственными органами в запрашиваемом государстве.

Каждый запрос должен быть обоснован и мотивирован. В случае возникших вопросов или недостатков в запросе компетентный орган не позднее одних суток после получения запроса на информацию должен запросить уточняющие данные или разъяснения.

При отсутствии данных на момент запроса компетентным органам может понадобиться время на сбор необходимой информации. В таком случае максимальный термин ответа на запрос не должен превышать 3 (три) месяца. Если страна отказывается предоставить данные или сбор информации представляется невозможным, то компетентный орган должен уведомить запрашиваемую сторону в течение 1 (одного) месяца, со дня получения запроса, и объяснить причины отказа.

Содержание информации, которая будет подлежать автоматическому обмену

Данные, которые входят в перечень налоговой информации для автоматического обмена между странами ЕС, должны охватывать налоговый период, начиная с 1 января 2017 года и включать в себя следующую информацию:

  • Доходы, полученные в процессе бизнес-деятельности.
  • Зарплата и премиальные выплаты директора компании.
  • Частные страховые взносы и полисы, которые не входят в перечень документов, попадающих под действие автоматического обмена налоговой информации между государствами-членами ЕС.
  • Пенсионные начисления и выплаты.
  • Размеры доходов, полученные от продажи или сдачи в аренду недвижимого имущества.

Причины, при которых может быть предоставлена информация

Запрос на получение налоговой информации может быть оформлен любым членом ЕС в следующих случаях:

  1. Если одна из стран Европейского сообщества считает, что представитель его страны в другом государстве-члене ЕС платит меньше налог, чем должен его выплатить в своей стране.
  2. Если физическое или юридическое лицо получает налоговые льготы или освобождение от уплаты налогов в одном из государств ЕС. Это даёт право другому государству-члену потребовать с субъекта заплатить налоги или привлечь его за неуплату налогов в своей стране.
  3. Когда деловые отношения субъектов предпринимательской деятельности проводятся в нескольких странах ЕС. Запрос может проводиться с целью выяснения в каком из государств-членов будет выплачен налог или возможно он будет оплачиваться в обеих странах.
  4. Если одна и стран-членов имеет основания считать, что налогоплательщик умышленно уклоняется от налогообложения путём предоставления фиктивных данных о переводах активов другой компании или группе компаний.
  5. Когда одно из государств-членов считает, что запрашиваемая информация имеет отношение к привлечению к ответственности налогоплательщика за уклонение от уплаты налогов в своей стране.

Двусторонние формы сотрудничества и обязанности, предусмотренные Директивой ЕС (2011/16 / EU)

Согласно межгосударственным договорённостям и соглашениям между государствами-членами ЕС, в целях противодействия уклонению от уплаты налогов представители уполномоченных органов смогут совместно осуществлять следующее:

Новая концепция формирования НДС

Несмотря на то, что в целом данная Конвенция ЕС имеет положительное влияние на межгосударственное сотрудничество в налоговых вопросах между странами-членами ЕС, странам приходится выделять больше ресурсов на обеспечение качества сбора налогов. Так, например, существует мнение, что при сборе НДС государства ЕС ежегодно будут недополучать в свои бюджеты около 150 млрд. евро.

В связи с этим Комиссия ЕС выдвинула предложение реформировать систему НДС путём создания единой европейской системы НДС. По мнению европейской Комиссии, новая концепция НДС позволит всем государствам-членам ЕС сократить затраты на 80%. Новая система НДС предлагает изменить и модернизировать принцип трансграничного налогообложения продажи товаров между странами ЕС.

Предусматривается, что внесение изменений в принципы формирования европейского НДС поможет решить следующие проблемы:

Борьба с налоговым мошенничеством. Если в настоящее время предприятия освобождаются от НДС, осуществляя трансграничную торговлю между европейскими компаниями, то после реформы системы НДС будет взиматься, а «законодательные лазейки» будут закрыты.

Централизованная трейдерская система регистрации «One Stop Shop» на основе единого интернет портала позволит всем европейским трейдерам заполнять декларации с учётом административных правил своих государств и на своём языке. При этом НДС будет оплачиваться напрямую, наподобие уже существующей системы, которая присутствует при продаже электронных услуг.

Последовательность и высокий уровень согласованности заключается в том, что окончательная сумма НДС будет выплачиваться по ставке того государства, которое будет являться конечным потребителем. Такое формирование НДС по принципу «назначения» получило наибольшую поддержку среди государств-членов и Европейской Комиссии.

Уменьшение уровня бюрократии. Разработанные новые правила оформления документов в составлении счетов-фактур, накладных и актов позволяют трейдерам упростить работу. Документы оформляются в онлайн-режиме с учётом требований каждого государства. Также исключается необходимость составления «рекапитуляционного» заявления для национальных налоговых органов стран-членов ЕС, которое в настоящее время требуется подавать при проведении трансграничных транзакций.

В 2018 году европейский парламент будет проводить консультации по согласованию законодательства, касающегося НДС, а Комиссия ЕС намерена внести технические изменения в «Директиву об НДС». Предполагается, что некоторые предложенные изменения относительно НДС уже вступят в силу в 2019 году. Комиссия считает, что на сегодняшний день правила НДС не отвечают принципам, которые должны быть в Едином Рынке.

  • Место расположения: Женева, Швейцария
  • Основана: 28 марта 1947 г.
  • Создана: Экономическим и социальным советом ООН
  • Членство: 56 стран
  • Исполнительный секретарь: Ольга Альгаерова (Словакия) с 13 апреля 2017 г.
  • Рабочий язык: английский, французский, русский

Европейская экономическая комиссия Организации Объединенных Наций (ЕЭК ООН) создана Экономическим и социальным советом ООН в 1947 году по решению Генеральной Ассамблеи ООН. В 1951 году ЕЭК приобрела статус постоянного органа ООН. Членами Комиссии являются 56 стран: все европейские государства, закавказские (Азербайджан, Армения, Грузия) и среднеазиатские страны (Казахстан, Киргизия, Таджикистан, Туркменистан, Узбекистан), а также США, Канада, Израиль. В ее работе имеют право принимать участие в качестве наблюдателей или консультантов представители любой страны - члена ООН (это относится, в частности, к представителям ЕС, Австралии, Аргентины, Туниса, Ватикана), а также межправительственных и международных организаций.

Цели ЕЭК:

  • Содействие развитию и укреплению экономических отношений как между государствами-членами, так и между ними и другими странами;
  • Координация научно-технического и торгово-экономического сотрудничества в регионе.
  • Сотрудничество в таких областях, как наука и техника; экономическое прогнозирование и планирование; торговля; окружающая среда; энергетика; отдельные отрасли промышленности; транспорт; сельское хозяйство; статистика; стандартизация; сертификация.
  • Осуществление сбора, анализа и распространения информации и статистических сведений по экономическим и технологическим вопросам.

Странам с переходной экономикой и субрегиональным группировкам оказывается техническая помощь, направленная преимущественно на поддержку усилий по применению норм и конвенций, разработанных ЕЭК ООН. Таким образом эти страны получают возможность в полной мере пользоваться результатами аналитической, статистической и нормотворческой работы ЕЭК ООН.

Кроме того, совместно с Экономической и социальной комиссией ООН для Азии и Тихого океана (ЭСКАТО) ЕЭК ООН руководит Специальной программой Организации Объединенных Наций для стран Центральной Азии (СПЕКА), содействуя экономическому сотрудничеству семи стран — участниц Программы.

ЕЭК проводит исследования по экономике и технике, а также собирает и распространяет информацию и статистические данные по рассматриваемым вопросам. ЕЭК пользуется правом давать рекомендации правительствам, участвующим в ее работе. По наиболее важным вопросам ЕЭК согласовывает рекомендации с ЭКОСОС.

Особое значение придается ЕЭК как форуму по разработке международно-правовых документов на региональном уровне и мер по их выполнению. Рабочие документы, принимаемые Комиссией и ее органами, имеют различный правовой статус и области применения. Форма документов определяется юридическими соображениями в свете определенных задач, которые должны быть достигнуты. Резолюции и решения, принятые Комиссией, имеют силу полностью согласованной меры. Для координации политики в различных областях деятельности с соответствующими международными и региональными организациями различного уровня принимаются рекомендации. Международные соглашения и конвенции устанавливают требования, обязательные для договаривающихся сторон.

Важным направлением деятельности Комиссии становится содействие интеграционным процессам в регионе ЕЭК. В сотрудничество по линии Комиссии вовлечены свыше 70 интеграционных объединений и неправительственных организаций, включая СНГ, ЕврАзЭС, Евросоюз, Таможенный союз России, Белоруссии и Казахстана.

С нормотворческой практикой в рамках Комиссии тесно связаны проекты технического содействия ЕЭК, направленные на расширение применения международно-правовых инструментов, включая правила, нормы и стандарты, для углубления региональной интеграции и встраивания экономик государств-членов в мировую хозяйственную систему.

ЕЭК сотрудничает с такими учреждениями ООН, как ФАО, ЮНИДО, МВФ, МБРР, а также со многими другими правительственными и неправительственными международными организациями путем организации совместных совещаний, разработки и выполнения отдельных программ работы, подготовки и представления документов, обмена информацией о проделанной и намечаемой работе.

Высшим руководящим органом ЕЭК является сессия Комиссии. Двухгодичные сессии Комиссии проходят в Женеве по нечетным годам.

В межсессионный период руководство деятельностью Комиссии осуществляет Исполнительный комитет, включающий представителей всех стран-членов. Вся практическая деятельность комиссии осуществляется семью отраслевыми Комитетами: по экологической политике; внутреннему транспорту; устойчивой энергетике; торговле; лесоматериалам; жилищному хозяйству и землепользованию; экономическому сотрудничеству и интеграции.

ЕЭК и ее органы обслуживает Секретариат ЕЭК, возглавляемый Исполнительным секретарем.

Штаб-квартира ЕЭК ООН

United Nations Economic Commission for Europe (ECE) Palais des Nations, 8-14, Av. de la Paix, 1211, Genève 10, Suisse Tel: (8-10-41-22) 917-4444; Fax: (8-10-41-22) 917-0505

Постоянное представительство Российской Федерации при Отделении ООН и других международных организациях

Avenue de la Paix, 15, 1202, Genève, Suisse

Еврокомиссия опубликовала отчет об оценке европейских судебных систем в 47 странах (последние использованные в отчете данные датированы 2018 г.). Согласно исследованию Европейской комиссии, российские суды продемонстрировали одни из лучших показателей в осуществлении оперативного правосудия в гражданском, арбитражном и административном судопроизводстве среди стран, представленных в Совете Европы. Работа российской судебной системы признана одновременно наиболее технологически развитой и наименее финансово затратной в сравнении с судами 47 западных государств.

Например, такой важный показатель, как средний срок рассмотрения гражданских дел и экономических споров, в России составляет 50 дней, что почти в 5 раз лучше среднеевропейского значения (233 дня). Для сравнения: в Германии этот срок составляет 220 дней, во Франции – 420 дней, в Италии – 527 дней. Аналогичный показатель в административном судопроизводстве в России еще лучше – всего 13 дней, что может претендовать на мировой рекорд. Это в 25 раз быстрее среднеевропейского уровня (323 дня). В Германии средний срок рассмотрения административного дела – 435 дней, во Франции – 285 дней, в Италии – 889 дней.

В этом году Европейская комиссия впервые изучила и эффективность применения судами современных технологий. По всем показателям Россия получила высокие оценки, они значительно превышают среднеевропейские. Например, уровень применения цифровых технологий российскими судами при взаимодействии с участниками уголовного судопроизводства более чем вдвое выше среднеевропейского – 8,6 балла против 4,1.

Что касается финансов, то сумма выплаченных судебных пошлин на одного человека в России составляет 3,4 евро. Среднеевропейский показатель более чем в 2 раза выше – 7,67 евро. В качестве сравнения: российский гражданин, обращающийся в суд с иском о взыскании долга в размере, например, 3000 евро, заплатит в качестве государственной пошлины порядка 75 евро, житель Германии – 325 евро, Швейцарии – 646 евро, при этом среднеевропейский показатель составляет 154 евро.

Любопытно, что буквально через неделю после публикации отчета Еврокомиссии дискуссию о качестве российского правосудия подхватил председатель Верховного суда (ВС) Вячеслав Лебедев. В интервью «Российской газете» он сообщил несколько важных фактов:

– за последние 10 лет число осужденных к реальному лишению свободы сократилось на 40%;

– в 2019 г. по делам о преступлениях в сфере предпринимательской деятельности рассмотрено 153 ходатайства об избрании меры пресечения в виде заключения под стражу, из них удовлетворено 87 (57%), соответственно, в удовлетворении 66 ходатайств (43%) отказано;

– количество несовершеннолетних осужденных сократилось с 96 800 в 2003 г. до 16 900 в 2019 г., т. е. в 5 раз;

– в 2019 г. судами рассмотрены уголовные дела об организации преступного сообщества или участии в нем (ст. 210 УК РФ) в отношении 133 лиц, из них осуждены 73 (55%), а в отношении 60 лиц (45%) уголовное преследование прекращено судом.

Однако ни Европейская комиссия, ни глава ВС России не могут убедить «юридических консерваторов», которые считают, что российское правосудие, несмотря на его дешевизну, быстроту и технологичность, абсолютно «феодальное», уклон его – сугубо обвинительный, а акты – негуманные. Хотя они, конечно, лукавят.

В Великобритании правосудие, по всеобщему признанию, однозначно хорошее. Может быть, даже лучшее в мире. Однако из рядовых граждан практически никто не судится. Потому что очень дорого, долго и без юриста вообще не сунешься. То есть для 99% граждан «качество британского правосудия» – как для большинства россиян Эрмитаж: известно, что очень круто, но никогда не были и, вероятно, не будем. Несколько моих знакомых в Лондоне хотели бы подать в суд по разным поводам, но не смогли именно из-за дороговизны и сроков рассмотрения дел. «Быстрое и дешевое» российское правосудие подошло бы им куда больше, чем «очень качественное правосудие для состоятельных господ».

Все сказанное совершенно не означает, что российская судебная система однозначно хорошая. Нет, конечно. Многое в ней, включая качество правосудия, очень далеко от идеала. Но для «массового народного потребителя» система работает очень хорошо. Европейский знак качества.

В ближайшем будущем экс-министр обороны ФРГ Урсула фон дер Ляйен может стать новой главой Еврокомиссии. Какие задачи выполняет этот орган ЕС и чем занимается его председатель?

Здание Еврокомиссии в Брюсселе

Здание Еврокомиссии в Брюсселе

Еврокомиссия наряду с Европарламентом и Советом ЕС - одна из основных структур Евросоюза. После прошедших в мае 2019 года выборов в Европарламент встал вопрос о том, кто займет ключевые посты в ЕС. Сейчас все еще идет борьба за должность председателя Еврокомиссии. Возглавить эту структуру может немка Урсула фон дер Ляйен (Ursula von der Leyen). В начале июля страны ЕС официально выдвинули ее на этот пост. За кандидатуру фон дер Ляйен проголосовали 27 участников саммита ЕС - все, кроме Ангелы Меркель (Angela Merkel).

Канцлер Германии воздержалась, поскольку фон дер Ляйен не поддержали немецкие социал-демократы - партнер блока партий ХДС/ХСС по правящей коалиции. Перед тем, как фон дер Ляйен официально объявила о своем желании баллотироваться на пост председателя Еврокомиссии, она подала в отставку с поста министра обороны Германии. Теперь для избрания на должность председателя Еврокомиссии Урсуле фон дер Ляйен нужно получить большинство голосов в Европарламенте. Какой же структурой придется руководить тому, кто займет место главы Еврокомиссии?

За что отвечает Еврокомиссия

Еврокомиссия является высшим органом исполнительной власти Евросоюза. Ее можно сравнить с правительством любой из стран-членов ЕС. Одна из основных задач Еврокомиссии - следить за соблюдением огромного количества законов и правил, касающихся всех сфер повседневной жизни европейских граждан: будь то качество продуктов питания, процедура регистрации лекарств или ограничение выбросов выхлопных газов.

Урсула фон дер Ляйен

Урсула фон дер Ляйен

В случае если какая-либо из стран нарушает законодательство ЕС, Еврокомиссия может начать против нее штрафную процедуру. При принятии подобных решений в Брюсселе руководствуются, в том числе, и политическими мотивами: Еврокомиссии зачастую приходится искать золотую середину между необходимостью обеспечивать выполнение законов и целесообразностью штрафных мер.

Помимо этого, Еврокомиссия разрабатывает законопроекты, которые затем должны быть утверждены Советом ЕС и Европарламентом в рамках многоэтапного процесса. Иногда это приводит к жарким спорам, как в случае с директивой, согласно которой средняя продолжительность рабочего времени в странах ЕС не должна превышать 48 часов в неделю. Против ограничений выступали несколько стран-членов Евросоюза.

Чем занимается Еврокомиссия

Жан-Клод Юнкер на саммите G20 в Осаке, 28 июня 2019 года

Жан-Клод Юнкер на саммите G20 в Осаке, 28 июня 2019 года

При этом стоит отметить, что в большинстве случаев Еврокомиссия вправе самостоятельно расставлять свои приоритеты - к примеру, уделять основное внимание сокращению разрыва между богатыми и бедными регионами ЕС, начать борьбу с безработицей среди молодежи или запустить крупную программу инвестиций в экономику Евросоюза, как это сделал уходящий со своего поста глава Еврокомиссии Жан-Клод Юнкер.

Кроме того, Еврокомиссия принимает активное участие в решении ключевых политических вопросов - к примеру, в том, что касается спасения беженцев или соблюдения прав человека. Впрочем, для возобновления спасательной операции в Средиземном море ей понадобится согласие стран-членов ЕС. Именно они должны будут предоставить корабли и персонал, ведь у Еврокомиссии нет собственных судов или служб спасения.

Сколько сотрудников в Еврокомиссии

Еврокомиссия состоит из двух частей. Первая - 28 комиссаров ЕС, представляющих все страны Евросоюза. Каждый из них отвечает за определенную сферу деятельности Евросоюза. Портфели между ними распределяет председатель Еврокомиссии - к примеру, назначает комиссаров ЕС по вопросам конкуренции, транспорта и развития.

Владимир Зеленский и Жан-Клод Юнкер

Владимир Зеленский и Жан-Клод Юнкер

Вторая часть Еврокомиссии - ее рядовые сотрудники - высококвалифицированные эксперты из всех стран-членов ЕС, выбранные посредством открытых конкурсов. Здесь работают специалисты самых разных профилей, начиная от юристов в области торгового права и заканчивая специалистами по пищевой безопасности. На сегодняшний день постоянный штат Еврокомиссии составляет 25 000 человек.

Во главе этой структуры находится ее председатель. Он представляет Еврокомиссию на международном уровне - так, Жан-Клод Юнкер попытался разрешить торговый спор с США в ходе встречи с Дональдом Трампом, а также принял участие в саммите G20 в Осаке в конце июня.

Контекст

Урсула фон дер Ляйен - путь из Берлина в Брюссель

Урсула фон дер Ляйен может стать новой главой Еврокомиссии. Как она проявила себя на политической сцене в Берлине, пройдя путь от министра здравоохранения до главы оборонного ведомства? (02.07.2019)

Зеленский в Брюсселе: интенсивный курс введения в мировую политику

За два дня Владимир Зеленский познакомился в Брюсселе с руководством ЕС и НАТО, а также лидерами ряда стран. Как прошел первый иностранный визит президента Украины - в репортаже DW. (05.06.2019)

Зачем Киеву нужен саммит с уходящими еврочиновниками

И в Евросоюзе, и в Украине очень хотят провести саммит именно сейчас. Эксперты и украинские политики надеются, что декларация по его итогам будет содержать много приятного для Киева. (07.07.2019)

Кроме того, председатель Еврокомиссии курирует отношения со странами, подписавшими соглашения об ассоциации с ЕС, и кандидатами на вступление в ЕС. К примеру, в начале июня Юнкер провел переговоры с президентом Украины Владимиром Зеленским. В присутствии Юнкера также была подписано пять соглашений о сотрудничестве с Киевом: на поддержку различных проектов в Украине, включая меры по реализации ключевых реформ, Брюссель выделит почти 130 млн евро.

Кто формирует бюджет ЕС

Эти средства поступят в Украину из бюджета ЕС, объем которого в 2018 году составлял 145 млрд евро. Самой крупной статьей расходов в Евросоюзе по-прежнему остается субсидирование сельского хозяйства. На втором месте - поддержка экономически отсталых регионов ЕС.

Вопрос о размере бюджета и распределении средств в ЕС традиционно вызывает в Брюсселе жаркие споры. Страны-доноры - в основном, западноевропейские и скандинавские члены Евросоюза - требуют снизить размер взносов. Против этого выступают главные получатели средств - в частности, Польша. Однако в итоге сторонам обычно все же удается найти компромисс. При этом жалобы некоторых стран о чрезмерных взносах зачастую нельзя назвать обоснованными: на сегодняшний день бюджет ЕС составляет лишь около 1 процента от совокупного ВВП Евросоюза.

______________

Подписывайтесь на наши каналы о России, Германии и Европе в | Twitter | Facebook | Youtube | Telegram

Флаги ЕС и стран-членов Евросоюза

Европейский выбор, или год голосований в ЕС

Европа делает выбор

2017 год проходит в Европе под знаком выборов. Сразу в шести странах-членах ЕС обновится состав парламента, в трех государствах выбирают новых президентов. Голосования проходят также в двух странах-кандидатах на вступление в Евросоюз. DW подводит итоги уже прошедших выборов и рассказывает о главных интригах предстоящих.

Герт Вилдерс - лидер правых популистов в Нидерландах

Европейский выбор, или год голосований в ЕС

Мартовские выборы в Нидерландах

На парламентских выборах в Нидерландах 15 марта победила праволиберальная Народная партия за свободу и демократию, возглавляемая премьер-министром Марком Рютте: ее результат составил 21,3 процента голосов. В то же время основного оппонента партии Рютте - правопопулистскую Партию свободы Герта Вилдерса (фото) - поддержали лишь 13,1 процента избирателей.

Нидерландский парламент в Гааге

Европейский выбор, или год голосований в ЕС

Коалиция без Вилдерса

Марк Рютте расценил итоги выборов как победу над популизмом. "После Brexit и выборов в США Нидерланды сказали "стоп" фальшивой сущности популистов", - заявил голландский премьер. В стране продолжаются переговоры по формированию коалиции. Ожидается, что, помимо победителя выборов, в нее войдут еще три партии. Союз с Вилдерсом Рютте исключил.

Женщина бросает бюллетень в избирательную урну на выборах в Болгарии

Европейский выбор, или год голосований в ЕС

Очередные досрочные

26 марта в Болгарии прошли досрочные парламентские выборы - в третий раз за последние 5 лет. Их победителем стала проевропейская партия ГЕРБ экс-премьера страны Бойко Борисова, набрав 32 процента. За пророссийскую Болгарскую социалистическую партию проголосовали 27 процентов избирателей. Лидер социалистов Корнелия Нинова признала свое поражение и поздравила соперников.

Сербский лидер Александар Вучич

Европейский выбор, или год голосований в ЕС

Из премьера - в президенты

Победителем президентских выборов в Сербии, прошедших 2 апреля, стал действующий премьер-министр страны Александар Вучич. Ему удалось набрать 55 процентов голосов. После объявления результатов голосования тысячи граждан вышли на улицы Белграда. Демонстранты опасаются, что победа Вучича грозит стране установлением диктатуры. С 2012 года Сербия является кандидатом на вступление в ЕС.

Эмманюэль Макрон перед своими сторонниками

Европейский выбор, или год голосований в ЕС

Президент Республики

Выборы нового президента Франции проходили в два тура - 23 апреля и 7 мая. Как и предсказывали социологи, во второй раунд голосования вышли лидер независимого движения "Вперед!" Эмманюэль Макрон и глава правопопулистской партии "Национальный фронт" Марин Ле Пен. В мае Макрон одержал над своей соперницей убедительную победу.

Британский флаг на фоне Биг Бена

Европейский выбор, или год голосований в ЕС

Досрочные выборы в Великобритании

8 июня в Великобритании прошли досрочные парламентские выборы. С инициативой их проведения в середине апреля выступила премьер-министр Тереза Мэй. По ее словам, оппозиция препятствует процессу выхода Соединенного Королевства из ЕС. Мэй надеялась получить в парламенте еще больше мест для консерваторов и укрепить позиции Лондона на переговорах по Brexit. Но в итоге консерваторы утратили большинство.

Парламент во Франции

Европейский выбор, или год голосований в ЕС

Коалиция Макрона побеждает во Франции

18 июня во Франции прошел второй тур парламентских выборов. Коалиция президента Эмманюэля Макрона одержала безоговорочную победу. Движение "Республика на марше" с союзниками из центристской партии "Демократическое движение" получило 331 место в Национальном собрании.

Протестующие в столице Албании - Тиране

Европейский выбор, или год голосований в ЕС

Предвыборная борьба по-албански

В Албании (страна-кандидат на вступление в ЕС) парламентские выборы намечены на 25 июня. Предвыборная борьба здесь сопровождается многотысячными акциями протеста под флагами оппозиционной Демократической партии, которая обвиняет правящих социалистов в коррупции и намерении манипулировать исходом грядущего голосования. При этом обе главные политические силы страны выступают за проевропейский курс.

Ангела Меркель и ее соперник Мартин Шульц

Европейский выбор, или год голосований в ЕС

Соперник Меркель

Галстук в цветах флага Германии и значок АдГ

Европейский выбор, или год голосований в ЕС

Не альтернатива?

Лидер чешского движения АНО Андрей Бабиш

Европейский выбор, или год голосований в ЕС

Перемена мест слагаемых в Чехии?

Сейчас в проевропейское правительство Чехии, возглавляемое социал-демократами, входят еще две партии - политическое движение "АНО" и христианские демократы. На октябрьских парламентских выборах социологи предсказывают победу "АНО" (около 30%), которая тогда сможет выдвинуть своего премьер-министра. Это движение не имеет четкой идеологии, но в Европарламенте входит во фракцию либералов.

Франк-Вальтер Штайнмайер - новый президент Германии

Европейский выбор, или год голосований в ЕС

Представительские президенты

В текущем году будут избраны также новые президенты Венгрии и Словении. Впрочем, обе эти страны Евросоюза являются парламентскими республиками, в которых глава государства имеет в основном представительские функции. В феврале новым президентом ФРГ стал Франк-Вальтер Штайнмайер (Frank-Walter Steinmeier).

Еврокомиссия опубликовала отчет об оценке европейских судебных систем в 47 странах (последние использованные в отчете данные датированы 2018 г.). Согласно исследованию Европейской комиссии, российские суды продемонстрировали одни из лучших показателей в осуществлении оперативного правосудия в гражданском, арбитражном и административном судопроизводстве среди стран, представленных в Совете Европы. Работа российской судебной системы признана одновременно наиболее технологически развитой и наименее финансово затратной в сравнении с судами 47 западных государств.

Например, такой важный показатель, как средний срок рассмотрения гражданских дел и экономических споров, в России составляет 50 дней, что почти в 5 раз лучше среднеевропейского значения (233 дня). Для сравнения: в Германии этот срок составляет 220 дней, во Франции – 420 дней, в Италии – 527 дней. Аналогичный показатель в административном судопроизводстве в России еще лучше – всего 13 дней, что может претендовать на мировой рекорд. Это в 25 раз быстрее среднеевропейского уровня (323 дня). В Германии средний срок рассмотрения административного дела – 435 дней, во Франции – 285 дней, в Италии – 889 дней.

В этом году Европейская комиссия впервые изучила и эффективность применения судами современных технологий. По всем показателям Россия получила высокие оценки, они значительно превышают среднеевропейские. Например, уровень применения цифровых технологий российскими судами при взаимодействии с участниками уголовного судопроизводства более чем вдвое выше среднеевропейского – 8,6 балла против 4,1.

Что касается финансов, то сумма выплаченных судебных пошлин на одного человека в России составляет 3,4 евро. Среднеевропейский показатель более чем в 2 раза выше – 7,67 евро. В качестве сравнения: российский гражданин, обращающийся в суд с иском о взыскании долга в размере, например, 3000 евро, заплатит в качестве государственной пошлины порядка 75 евро, житель Германии – 325 евро, Швейцарии – 646 евро, при этом среднеевропейский показатель составляет 154 евро.

Любопытно, что буквально через неделю после публикации отчета Еврокомиссии дискуссию о качестве российского правосудия подхватил председатель Верховного суда (ВС) Вячеслав Лебедев. В интервью «Российской газете» он сообщил несколько важных фактов:

– за последние 10 лет число осужденных к реальному лишению свободы сократилось на 40%;

– в 2019 г. по делам о преступлениях в сфере предпринимательской деятельности рассмотрено 153 ходатайства об избрании меры пресечения в виде заключения под стражу, из них удовлетворено 87 (57%), соответственно, в удовлетворении 66 ходатайств (43%) отказано;

– количество несовершеннолетних осужденных сократилось с 96 800 в 2003 г. до 16 900 в 2019 г., т. е. в 5 раз;

– в 2019 г. судами рассмотрены уголовные дела об организации преступного сообщества или участии в нем (ст. 210 УК РФ) в отношении 133 лиц, из них осуждены 73 (55%), а в отношении 60 лиц (45%) уголовное преследование прекращено судом.

Однако ни Европейская комиссия, ни глава ВС России не могут убедить «юридических консерваторов», которые считают, что российское правосудие, несмотря на его дешевизну, быстроту и технологичность, абсолютно «феодальное», уклон его – сугубо обвинительный, а акты – негуманные. Хотя они, конечно, лукавят.

В Великобритании правосудие, по всеобщему признанию, однозначно хорошее. Может быть, даже лучшее в мире. Однако из рядовых граждан практически никто не судится. Потому что очень дорого, долго и без юриста вообще не сунешься. То есть для 99% граждан «качество британского правосудия» – как для большинства россиян Эрмитаж: известно, что очень круто, но никогда не были и, вероятно, не будем. Несколько моих знакомых в Лондоне хотели бы подать в суд по разным поводам, но не смогли именно из-за дороговизны и сроков рассмотрения дел. «Быстрое и дешевое» российское правосудие подошло бы им куда больше, чем «очень качественное правосудие для состоятельных господ».

Все сказанное совершенно не означает, что российская судебная система однозначно хорошая. Нет, конечно. Многое в ней, включая качество правосудия, очень далеко от идеала. Но для «массового народного потребителя» система работает очень хорошо. Европейский знак качества.

Читайте также: