Объект и предмет налогообложения курсовая

Опубликовано: 04.05.2024

Предлагаем нашим посетителям воспользоваться бесплатным программным обеспечением «StudentHelp», которое позволит вам всего за несколько минут, выполнить повышение оригинальности любого файла в формате MS Word. После такого повышения оригинальности, ваша работа легко пройдете проверку в системах антиплагиат вуз, antiplagiat.ru, РУКОНТЕКСТ, etxt.ru. Программа «StudentHelp» работает по уникальной технологии так, что на внешний вид, файл с повышенной оригинальностью не отличается от исходного.


Наименование:

Информация:

Описание (план):


1. Основная нормативная база

К законам о налогообложении предъявляются повышенные требования, так как они затрагивают материальные интересы налогоплательщиков. В законе о каждом налоге должен содержаться исчерпывающий набор сведений, который позволил бы конкретно утвердить: а) обязанное лицо, размер обязательства и порядок его исполнения; б) границы требований государства относительно имущества плательщика.

Налог — это сложная система отношений, включающая в себя ряд взаимодействующих элементов, каждый из которых имеет самостоятельное юридическое значение. Поэтому положение о выделении этих элементов нашло отражение в законодательстве (п. 2 ст. 11 Федерального закона «Об основах налоговой системы» от 27 декабря 1991 г) Только при наличии полной совокупности элементов обязанность уплаты налога может считаться установленной.

Неполнота, нечеткость или двусмысленность закона о налоге могут привести к возможности уклонения от уплаты налога на законных основаниях или к нарушениям со стороны налоговых органов, т. е. к расширительному толкованию положений закона. Если законодатель не установил или не определил хотя бы один из элементов, то налогоплательщик имеет право не уплачивать налог или уплачивать его удобным для себя способом.

Слагаемые налоговых формул — элементы закона о налоге — имеют универсальное значение, хотя структура налогов различна и число их велико. Элементы, без которых налоговое обязательство и порядок его исполнения не могут считаться определенными, называют существенными элементами закона о налоге, к которым относятся:


1 субъект налогообложения ( налогоплательщик);

2 предмет и объект налогообложения;

3 масштаб налога;

4 единица налогообложения;

5 налоговая база;

6 налоговый период и отчетный период;

7 ставка налога и метод налогообложения;

8 порядок и способы исчисления налога;

9 способы и сроки уплаты налога;

10 порядок уплаты налога.

Существуют и факультативные элементы, отсутствие которых не влияет на степень определенности налогового обязательства. К ним относятся порядок удержания налога и возврата, неправильно удержанных сумм, а также ответственность за налоговые правонарушения и налоговые льготы.


2. Субъект, предмет и объект налогообложения
Налогоплательщиками являются физические и юридические лица. Субъект налогообложения

налогоплательщик, на которого возложена юридическая обязанность уплатить налог за счет собственных средств; налог должен сокращать доходы субъекта.
Налог может быть удержан у источника выплаты дохода или непосредственно у самого налогоплательщика. В связи с этим следует различать понятия «налогоплательщик» и «носитель налога». Носитель налога — это лицо, которое несет тяжесть налогообложения. Именно за счет носителя налога в конечном итоге налоги уплачиваются в бюджет.
Российское законодательство запрещает использование налоговых оговорок, по которым обязанность по уплате налога перекладывается на иное лицо. Например, при взимании подоходного налога с физических лиц работодатель (налогоплательщик) не может включать в договоры оговорки, в соответствии с которыми он принимает на себя обязанность нести расходы, связанные с уплатой налога за своего работника (как носителя налога). В противном случае на них налагаются соответствующие штрафные санкции
От имени налогоплательщика налог могут уплачивать представители. При этом различают представительство по закону (например, выплата налога опекунами, попечителями) и представительство по доверенности (например, поручение налогоплательщика третьему лицу уплатить налог за счет причитающегося налогоплательщику долга).
Экономические отношения налогоплательщика и государства определяются принципом постоянного местопребывания (президентства), с учетом которого различают два вида субъектов налогообложения: резиденты и нерезиденты.

Резиденты имеют постоянное местопребывание в определенном государстве; налогообложению подлежат их доходы, полученные на территории данного государства и за рубежом (полная налоговая обязанность). Необходимое условие — проживание гражданина Российской Федерации, иностранца или лица без гражданства на территории России не менее 183 дней в календарном году.

Нерезиденты не имеют постоянного местопребывания в государстве; налогообложению подлежат только те их доходы, которые получены в данном государстве (ограниченная налоговая обязанность).
Правила определения президентства различаются применительно к физическим и юридическим лицам.
Налоговый статус физических лиц определяется с помощью теста физического присутствия, а если временного критерия недостаточно для определения места налогообложения лица, используются дополнительные
признаки (рис. 1)
Рис. 1. Определение налогового статуса граждан

Для определения резидентства юридических лиц используются различные тесты или их комбинации (табл. 2). Так, в соответствии с тестом инкорпорации лицо признается резидентом в стране, если оно в ней зарегистрировано.

    Таблица 2. Определение налогового статуса физических лиц
В рамках основного принципа - По дополнительным признакам
резидентства

Тест инкорпорации Организационно-правовая форма
Тест юридического адреса Форма собственности
Тест места центрального управления и Численность работающих на предприятии
контроля
Тест места текущего управления Вид хозяйственной деятельности
компанией
Подчиненность предприятия
Тест деловой цели


Все юридические лица, основанные (зарегистрированные) в России, согласно российскому законодательству являются резидентами и несут по налогу на прибыль полную налоговую обязанность. Поэтому если такое предприятие вовсе не вело в России предпринимательскую деятельность, оно уплачивает налог с прибыли, полученной, где бы то ни было.
В соответствии с экономической и налоговой политикой государства кроме деления юридических лиц по принципу резидентства проводится их деление на виды и по другим основаниям. С позиций налогоплательщика важное значение может иметь деление юридических лиц по организационно-правовой форме, численности работающих, виду хозяйственной деятельности, подчиненности предприятия.
Предмет налогообложения — это имущество (земля, автомобили, другое имущество) и нематериальные блага (государственная символика, экономические показатели и др.), с наличием которых закон связывает
возникновение налоговых обязательств.
Объект налогообложения — это юридические факты (действия, события, состояния), которые обусловливают обязанность субъекта заплатить налог: совершение оборота по реализации товара, владение имуществом, совершение сделки купли-продажи, вступление в наследство, получение дохода и др.

Объекты налогообложения можно разделить на следующие виды: права имущественные и неимущественные; действия (деятельность) субъекта; результаты хозяйственной деятельности (рис. 2).


Рис. 2. Виды объектов налогообложения

Объект и предмет налогообложения - понятия не тождественные. Предмет налогового обложения обозначает признаки фактического (не юридического) характера. Например, предметом налогообложения является земельный участок, который не порождает никаких налоговых последствий; объектом же налога является право собственности на землю.

Необходимость четкого разделения этих понятий вызвана, в частности, потребностью вычленить среди сходных предметов тот, с которым законодатель связывает налоговые последствия. Например, совокупным доходом физических лиц можно считать получение не только денег и материальных благ, но и различных льгот и привилегий как особых предметов налогообложения Поэтому неоднозначные трактовки понятия дохода могут привести к ущемлению прав налогоплательщика или использованию различных лазеек для уклонения от уплаты налога.
Объект налогообложения необходимо отличать от источника налога. Источник налога — это резерв, используемый для уплаты налога. Существуют два источника налога: доход и капитал налогоплательщика.
Чтобы исчислить налог, предмет налога необходимо каким-то образом измерить и произвести его оценку для отражения в бухгалтерском учете.
Любая оценка требует выбора соответствующего масштаба.

Большинство предметов налогообложения нельзя непосредственно выразить в каких-либо единицах налогообложения. В этом случае для измерения сначала выбирают ту или иную физическую характеристику (параметр измерения) из множества возможных, тем самым определяя масштаб налога.

Масштаб налога — установленная законом характеристика (параметр) измерения предмета налога.

Масштаб налога определяется посредством экономических (стоимостных) и физических характеристик. При измерении дохода или стоимости товара используются денежные единицы. Для исчисления акцизов в качестве масштаба можно использовать крепость напитков, а при исчислении налога с владельцев автотранспортных средств — мощность двигателя, вес автомобиля или объем двигателя.
Единица налогообложения — это единица масштаба налогообложения, которая используется для количественного выражения налоговой базы. Так, при налогообложении земель в искомом качестве выступают гектар, квадратный метр, при налогообложении добавленной стоимости — рубль, при исчислении налога с владельцев автотранспортных средств — лошадиная сила.


3. Налоговая база

Налоговая база — количественное выражение предмета налогообложения. Налоговая база является основой для исчисления суммы налога (налогового оклада), так как именно к ней применяется ставка налога (см. рис. 3).

Рис. 3. Основные элементы закона о налоге

Различают налоговые базы со стоимостными показателями (сумма дохода), объемно-стоимостными показателями (объем реализованных услуг) и физическими показателями (объем добытого сырья).
Налоговая база в ряде случаев является частью предмета налогообложения (например, налогооблагаемая прибыль), в других случаях не входит в состав предмета налогообложения (например, при сборе за использование местной символики наличие соответствующих слов и графических символов рассматривается как объект налога, тогда как базой является полученная налогоплательщиком выручка от реализации).

Для правильного определения момента возникновения налогового обязательства важное значение имеет метод формирования налоговой базы. Существуют два основных метода кассовый и накопительный.
При использовании кассового метода доходом объявляются все суммы, реально полученные налогоплательщиком в конкретном периоде, а расходами — реально выплаченные суммы. Этот метод имеет и другое название — метод присвоения.
При использовании накопительного метода доходом признаются все суммы, право на получение которых возникло в данном налоговом периоде, вне зависимости от того, получены ли они в действительности. Для выявления затрат подсчитывается сумма имущественных обязательств, возникших в отчетном периоде. При этом не имеет значения, произведены ли по этим обязательствам выплаты.
Кассовый метод используется, например, при налогообложении имущества, переходящего в порядке наследования; накопительный — при исчислении подоходного налога с физических лиц. Иногда лица могут выборочно использовать один из методов (пример — налог на прибыль предприятий и организаций).
В теории и практике налогообложения существуют различные способы определения налоговой базы прямой, косвенный (расчет по аналогии), условный (презумптивный), паушальный (рис. 4).
Инфляция негативно сказывается на налогоплательщике. Поэтому исключительно для расчета базы по налогу на прибыль российским законодательством установлен и ежеквартально публикуется в печати так называемый индекс-дефлятор.

Налоговый период — срок, в течение которого формируется налоговая база и окончательно определяется размер налогового обязательства.


Необходимость данного элемента объясняется тем, что многим объектам налогообложения (получение дохода, реализация товаров) свойственна повторяемость, протяженность во времени, а также существованием проблемы однократности налогообложения.

Рис. 4. Способы определения размера налогооблагаемой базы

Следует различать понятия «налоговый период» и «отчетный период». Иногда они могут совпадать (при расчете НДС малыми предприятиями), иногда отчетность представляется несколько раз за налоговый период (по налогу на прибыль).

В рамках одного налогового периода обложение налоговой базы может происходить по кумулятивной или некумулятивной системе, т. е. по частям или нарастающим итогом с начала периода.

4. Ставка налога и метод налогообложения
Ставка налога

размер налога на единицу налогообложения. Следовательно, ставка налога есть норма налогового обложения.
Ставки налога можно классифицир
и т.д.

* Примечание. Уникальность работы указана на дату публикации, текущее значение может отличаться от указанного.

1.1 Сущность и принципы построения налоговой системы РФ

Налогообложение – это закрепленная действующим законодательством процедура установления, взимания и уплаты налогов и сборов. Эта процедура в Российской Федерации регламентируется законодательством о налогах и сборах, представляющим собой упорядоченную систему норм и правил, содержащихся в законах и регулирующие отношения в сфере налогообложения.

Основным документом в законодательстве о налогах и сборах является Налоговый кодекс Российской Федерации (НК РФ), состоящий из двух частей. Первая часть НК РФ вступила в действие 1 января 1999 г., вторая – двумя годами позже.

Согласно статье 1 НК РФ законодательство о налогах и сборах состоит из Налогового Кодекса и принятых в соответствии с ним федеральных законах о налогах и сборах. В целом законодательство о налогах и сборах Российской Федерации можно представить как трехуровневую иерархическую систему, состоящую из:

  • федерального законодательства, включающего в себя Налоговый кодекс РФ и принимаемые в соответствии с ним нормативно-правовые акты на федеральном уровне;
  • регионального законодательства. В соответствии с НК РФ субъекты РФ вправе принимать нормативно-правовые акты, касающиеся региональных налогов и сборов;
  • нормативно-правовых актов органов местного самоуправления, которые регулируют порядок начисления и уплаты местных налогов и сборов.

Нормы, устанавливаемые законодательством о налогах и сборах нижестоящего уровня, должны приниматься во исполнение и не противоречить нормам вышестоящего уровня и Налоговому Кодексу РФ.

Налоговый Кодекс устанавливает (ст. 2 НК РФ):

  • 1) виды налогов и сборов, взимаемых в Российской Федерации;
  • 2) основания возникновения и порядок исполнения обязанностей по уплате налогов;
  • 3) принципы установления, введения в действие и прекращения действия ранее введенных налогов и сборов субъектов РФ и местных налогов и сборов;
  • 4) права и обязанности налогоплательщиков, налоговых органов и других участников отношений, регулируемых законодательством о налогах и сборах;
  • 5) формы и методы налогового контроля;
  • 6) ответственность за совершение налоговых правонарушений;
  • 7) порядок обжалования актов налоговых органов и действий их должностных лиц.

В соответствии со статьей 7 НК РФ если международным договором Российской Федерации, установлены иные правила, чем в НК РФ, то применяются правила и нормы международных договоров Российской Федерации.

Совокупность налогов и сборов, взимаемых с плательщиков в порядке и на условиях, определенных НК РФ представляет собой налоговую систему.

Налог – это обязательный, индивидуально безвозмездный платеж, взимаемый с организаций и физических лиц в форме отчуждения принадлежащих им на праве собственности, хозяйственного ведения или оперативного управления денежных средств в целях финансового обеспечения деятельности государства и (или) муниципальных образований (ст. 8 НК РФ).

Сбор – обязательный взнос, который взимается за оказание законно установленных услуг или предоставление определенного права (разрешения).

Необходимость налоговой системы вытекает из функциональных задач государства. Структура и организация налоговой системы страны характеризуют уровень ее государственного и экономического развития.

Формирование налоговой системы РФ проходило в несколько этапов:

1 этап (1991–1993) – принятие закона об основах налоговой системы РФ.

2 этап (1994–1998) – характеризуется внесением большого количества изменений и дополнений, что, безусловно, создавало нестабильность налоговой системы.

3 этап (1998–наше время) – этап введения в действие единого документа по налогам (НК РФ части 1 и 2).

В современную налоговую систему РФ входят четыре блока:

  • система налогов и сборов РФ;
  • система налоговых правоотношений;
  • система участников налоговых правоотношений;
  • нормативно-правовая база сферы налогообложения.

Функции налогов

Более полно сущность налоговой системы раскрывается в функциях налогов.

    Фискальная функция заключается в обеспечении государства за счет налоговых поступлений финансовыми ресурсами, необходимыми для покрытия его расходов.

Регулирующая (экономическая) функция. Она заключается в воздействии налогов на общественно-экономические отношения в государстве.

С помощью регулирующей функции осуществляется:

  • 1) регулирование спроса и предложения на товары (работы, услуги);
  • 2) выравнивание доходов бюджетов отдельных субъектов РФ.
  • Воспроизводственная функция заключается в существовании налогов, за счет которых осуществляется воспроизводство природных ресурсов (например, НДПИ, водный налог, земельный налог и т.п.).
  • Контрольная функция состоит в том, что в процессе налогообложения появляется возможность сопоставления фактических налоговых поступлений в бюджеты различных уровней с заранее запланированными показателями.
  • Принципы построения налоговой системы

    Условием оптимального использования функций налогов являются принципы налогообложения. Принципы налогообложения – это сущностные, базисные положения, касающиеся целесообразности и оценки налогов как экономического явления.

    Классическими принципами построения налоговой системы (по А. Смиту) являются:

    • принцип справедливости, который предполагает всеобщность обложения и равномерность распределения налога между гражданами соразмерно их доходам;
    • принцип определенности, заключающийся в том, что сумма, способ и время платежа должны быть точно и заранее известны налогоплательщику;
    • принцип удобства – налог должен взиматься в такое время и таким способом, которые представляют наибольшие удобства для плательщика;
    • принцип экономии – сокращение издержек взимания налогов.

    Принципы построения налоговой системы в Российской Федерации определены Конституцией РФ и НК РФ (ст. 3 ч. 1 НК РФ):

    • Каждое лицо должно уплачивать законно установленные налоги и сборы.
    • Налоги и сборы не могут иметь дискриминационный характер.
    • Не допускается устанавливать дифференцированные ставки налогов и сборов, налоговые льготы в зависимости от формы собственности, гражданства физического лиц или места происхождения капитала.
    • Налоги и сборы должны иметь экономическое основание.
    • Не допускается устанавливать налоги и сборы, нарушающие единое экономическое пространство Российской Федерации.
    • Ни на кого не может быть возложена обязанность уплачивать налоги и сборы, не предусмотренные НК РФ.
    • Все неустранимые сомнения, противоречия и неясности актов законодательства о налогах и сборах толкуются в пользу налогоплательщика (плательщика сборов).

    Качество налоговой системы можно оценить по следующим критериям: сбалансированность государственного бюджета; эффективность и рост производства; стабильность цен; эффективность социальной политики; полнота и своевременность уплаты налогов.

    Все принципы, лежащие в основе налога, можно объединить в три группы: юридические, организационные, экономические принципы.

    К правовым относятся принципы: обязательности; отрицания обратной силы закона; законности; экономической целостности; приоритетности налогового законодательства.

    К экономическим относятся принципы: эффективности налогообложения, заключающийся в минимизации издержек государства по взиманию налога; прогнозирования налогообложения; нейтральности, предполагающей, что налог должен способствовать созданию конкурентной среды; справедливости.

    К организационным принципам относятся: универсализация налогообложения, обеспечивающая одинаковые требования для всех плательщиков; удобство уплаты налогов; исчерпывающий перечень налогов; гармонизация, учитывающая международные нормы и правила.

    Классификация налогов и сборов

    Классификация налогов – это группировка налогов, обусловленная их назначением, методами взимания, источниками уплаты, характером применяемых ставок и др. признаками.

    Действующие в Российской Федерации налоги и сборы можно классифицировать по нескольким признакам (рисунок 1.1).

    Рисунок 1.1 – Типовая классификация налогов и сборов в РФ

    Рассмотрим подробно представленную на рисунке 1.1 классификацию налогов.

    1. По уровню управления

    Федеральные налоги вводятся федеральными органами власти; действуют в обязательном порядке на всей территории РФ; являются источником доходов, как правило, федерального бюджета РФ.

    Налоги федерального уровня могут перечисляться в пропорциональной величине: часть – в федеральный бюджет, часть – в нижестоящие бюджеты с целью оказания последним финансовой поддержки. Например, в соответствии со ст. 284 Налогового кодекса РФ, налог на прибыль организаций является федеральным, взимается по ставке 20 %, из которой 2 % перечисляются в федеральный бюджет, а остальные 18 % – в бюджет субъекта РФ, где функционирует фирма-налогоплательщик.

    К федеральным налогам относятся:

    • 1) налог на добавленную стоимость (НДС);
    • 2) акцизы;
    • 3) налог на доходы физических лиц (НДФЛ);
    • 4) налог на прибыль организаций;
    • 5) водный налог;
    • 6) сбор за пользование объектами животного мира и объектами водных биологических ресурсов;
    • 7) налог на добычу полезных ископаемых (НДПИ);
    • 8) государственная пошлина.

    Кроме того, существуют два вида обязательных страховых взносов федерального значения, перечисляемых в государственные внебюджетные фонды РФ:

    • 1) страховые взносы, перечисляемые работодателями за своих работников:
      • в Пенсионный фонд РФ (ПФР) – на цели обязательного пенсионного страхования;
      • в Фонд социального страхования РФ (ФСС РФ) – на цели обязательного социального страхования;
      • в фонды обязательного медицинского страхования (ФОМС) – на цели обязательного медицинского страхования.

      Указанные взносы взимаются с 01.01.2010 г. вместо Единого социального налога (ЕСН), отмененного с 01.01.2010 г.;

    • 2) взносы на обязательное социальное страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний («взносы на травматизм»).

    Среди федеральных налогов особое место занимают специальные налоговые режимы, которые предусматривают особый порядок исчисления и уплаты налогов, в том числе замену нескольких налогов одним (единым налогом).

    К специальным налоговым режимам в Российской Федерации относятся:

    • 1) упрощенная система налогообложения (УСН);
    • 2) система налогообложения в виде единого налога на вмененный доход для отдельных видов деятельности (ЕНВД);
    • 3) система налогообложения для сельскохозяйственных товаропроизводителей в виде единого сельскохозяйственного налога (ЕСХН);
    • 4) система налогообложения при выполнении соглашений о разделе продукции;
    • 5) патентная система налогообложения (ПСН, с 1 января 2015 года).

    Региональные налоги (налоги субъектов РФ) вводятся органами власти конкретного субъекта РФ только на территории конкретного субъекта РФ и являются источником доходов бюджетов субъектов РФ.

    Важно, что органы власти субъектов РФ вправе ввести на своей территории только те налоги и сборы, которые разрешены НК РФ.

    Региональные налоги (налоги субъектов РФ) включают:

    • 1) налог на имущество организаций;
    • 2) транспортный налог;
    • 3) налог на игорный бизнес.

    Основные правила взимания налогов субъектов РФ определяют федеральные власти в НК РФ. Власти субъектов РФ могут изменять или дополнять эти правила, но лишь в пределах, установленных НК РФ.

    Налоговым кодексом РФ региональных сборов не предусмотрено.

    Местные налоги и сборы вводятся в действие и прекращают действовать на территориях муниципальных образований в соответствии с НК РФ и нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных образований о налогах и сборах. Местные налоги перечисляются исключительно в местные бюджеты.

    К местным налогам относятся:

    • 1) земельный налог;
    • 2) налог на имущество физических лиц;
    • 3) торговый сбор (введен с 1 января 2015 года Федеральным законом от 29.11.2014 № 382-ФЗ).

    2. По способу взимания налога

    Прямые налоги взимаются с конкретного налогоплательщика – юридического или физического лица (например, налог на прибыль организаций, налог на имущество организаций, транспортный налог, НДФЛ, земельный налог и т.п.).

    Косвенные налоги входят в цену готовой продукции (товаров, работ, услуг) и, как следствие, увеличивают ее. Так как косвенные налоги входят в цену, их фактическим плательщиком является покупатель, но перечисляет их в бюджет продавец за счет части выручки, полученной от покупателя. К косвенным налогам относятся НДС и акцизы.

    3. Источники уплаты налога

    К налогам, включаемым в себестоимость готовой продукции (товаров, работ, услуг) относятся земельный налог, водный налог, НДПИ (т.е. налоги на пользование природными ресурсами), а также страховые взносы в государственные внебюджетные фонды, включая «взносы на травматизм».

    К налогам, относимым на выручку от реализации готовой продукции (товаров, работ, услуг), которые увеличивают ее величину, относятся НДС и акцизы.

    На прибыль, оставшуюся в распоряжении организации до налогообложения прибыли, относится налог на прибыль организаций.

    К налогам, взимаемым за счет доходов физических лиц, относится НДФЛ.

    На прочие расходы, не включаемые в себестоимость готовой продукции, товаров, работ, услуг, относятся налоги, учитываемые в составе прочих расходов организации. Например, налог на имущество организаций, государственная пошлина, уплачиваемая фирмой при судебных разбирательствах и т.п.

    4. В зависимости от применяемых ставок

    Фиксированные налоги характеризуются такими налоговыми ставками, величина которых не зависит от изменения величины налоговой базы (например, НДС, налог на прибыль организаций, НДФЛ, налог на имущество организаций и др.).

    Прогрессивные налоги характеризуются такими налоговыми ставками, величина которых увеличивается по мере увеличения налоговой базы, например: акцизы (чем выше доля спирта в спиртосодержащей продукции, тем выше ставка акциза, и наоборот).

    Элементы налога

    Законодательное основание является важнейшим принципом налога. Каждый установленный налог характеризуется несколькими обязательными параметрами – элементами налога. Выделяют существенные и факультативные элементы налога.

    Существенные элементы – элементы налога, без которых налоговое обязательство и порядок его исполнения не могут считаться определёнными.

    Факультативные элементы – элементы, отсутствие которых не влияют на определённость налога.

    В соответствии со ст. 17 НК РФ налог считается установленным, если определены налогоплательщики и элементы налогообложения.

    1. Субъект налога (налогоплательщик) – это тот, кто обязан уплачивать налог в бюджет государства. Налогоплательщиками могут являться: юридические лица, физические лица, индивидуальные предприниматели. К субъектам налоговых правоотношений относятся налоговые агенты – это лица, на которых возложена обязанность по исчислению, удержанию у налогоплательщиков и перечислению налогов в соответственный бюджет.
    2. Объект налогообложения (объект налога) – это то, что облагается налогом.
    3. Налоговая база – это величина, которая фактически облагается конкретным налогом, и по отношению к которой производится исчисление налога.
    4. Ставка налога – это величина налоговых начислений на единицу измерения налоговой базы.
    5. Налоговый период – это отрезок времени (месяц, квартал, год), по завершении которого рассчитывается и уплачивается налог. Налоговый период может состоять из нескольких промежуточных отчетных периодов, по итогам которых исчисляются и уплачиваются промежуточные авансовые платежи.
    6. Порядок исчисления и сроки уплаты налога, предоставления отчетности показывает, кто и в каком порядке должен исчислять и уплачивать конкретный налог.

    Основным факультативным элементом налога являются налоговые льготы.

    Можно выделить пять групп налоговых льгот по элементам налога, представленные на рисунке 1.2.

    Рисунок 1.2 – Виды налоговых льгот по элементам налога в соответствии с НК РФ

    Также существуют льготы, не привязанные к элементам налогов – это специальные налоговые режимы, которые предусматривают особый порядок определения элементов налогообложения, а также освобождение от обязанности по уплате отдельных налогов.

    Извините, доступ к дальнейшему материалу закрыт в демо-версии.

    ← предыдущая следующая → Наверх © ФГБОУ ВПО Уфимский государственный нефтяной технический университет
    Институт дополнительного профессионального образования
    Уфа 2015

    Объект налогообложения - это реализация обстоятельств, имеющих оценку.

    Понятие объекта налогообложения

    Налоговое законодательство закрепляет за налогоплательщиками обязанность по уплате налогов. Сегодня НК РФ содержит большое количество налогов, которые имеют множество элементов в своем составе. Наиболее важным из них является объект налогообложения, установленный как обстоятельство назначения того или иного налога.

    При наличии объекта возникает обязанность уплачивать налоги. К объектам относятся прибыль организации, имущество доходы и расходы, а также все прочие объекты, имеющие количественную и качественную характеристику.

    Налоги, установленные законодательством к взиманию с физических и юридических лиц, имеют самостоятельные объекты, которые определяются в соответствии со второй частью Налогового кодекса, а также с учетом 38 статьи. Значение объекта налогообложения представлено также в рамках статьи.

    Принципы объектов налогообложения

    Субъекты и объекты налогообложения установлены во второй части НК РФ. Основным элементом налогообложения является его объект. Налогоплательщики объект налогообложения должны определять четко, поскольку только при наличии у налогоплательщика объекта возникает обязанность уплачивать налоги. Основными принципами объектов налогообложения являются следующие.

    Во-первых, любое имущество, предназначенное для реализации, признается товаром. Минфин России определяет, что также признать товаром к примеру, можно любое недостроенное здание, которое предназначено для реализации. Кроме того, Минфин России отмечает, что конструкторские разработки и созданная документация без предварительного заказа разработчикам также признается готовым товаром.

    Не относится к имуществу доля в уставном капитале. Четко разграничивает НК и услуги для целей налогообложения, поскольку работа имеет ярко выраженный материальный результат, а услуга – нет. При этом услуга реализуется в момент того, как закончится ее оказание.

    Выбор объекта налогообложения производится физическим лицом или организацией в зависимости от требуемого налога.

    В НК РФ определены цели того или иного объекта для уплаты налогов. Основной целью является само существование налога, которое невозможно без наличия объекта, с которого он исчисляется.
    Характеристика объектов налогообложения

    Статья 38 не дает наименование объекта налогообложения. При этом понятие раскрывается, но через перечисление обстоятельств, которые могут быть объектами, с указанием их основных признаков. Так, объектом налогообложения могут быть имущество, доходы, расходы, прибыль и реализация товаров, работ, услуг. Перечень не является исчерпывающим, и законодательство допускает существование иных объектов, которые должны иметь стоимостную или физическую характеристику. Значение объекта налогообложения в том, что, благодаря ему возникает право появления обязанности по уплате налогов

    Объект налогообложения - это обязательный элемент налогового контроля, без которого налог просто не может существовать. Объект налогообложения определяется по федеральным, региональным и местным налогам налоговым законодательством. При реализации прав согласно статье 12 НК РФ на установление налогов органами государственной власти местного самоуправления, объект налогообложения не может быть определён ими законодательно.

    Среди всех обязательных элементов налогообложения только объекту посвящена целая глава Налогового кодекса. Перечисленные в статье виды налогообложения значительно различаются, и чтобы осуществить выбор объекта налогообложения, необходимо ознакомиться с законодательством.

    Так, прибыль - это всего лишь бухгалтерская запись, а имущество - это предмет материального мира, который должен обязательно иметь собственника, поскольку без него данный объект налогообложения просто не будет существовать.

    Учет объектов налогообложения осуществляется в рамках налогового учета. Конечные данные в декларациях по налоговому и бухгалтерскому учету могут отличаться.

    Виды объектов налогообложения

    Перечень объектов налогообложения выглядит следующим образом. По Федеральным налогам объектами являются:

    • реализация работ, товаров на территории России, а также по НДС;
    • реализация подакцизных товаров, произведенных на территории России;
    • доход полученный налогоплательщиком;
    • водные объекты для забора воды гидроэлеватора и прочих нужд необходимо для водного налога,
    • полезные ископаемые, добытые на территории России необходимы для налога на добычу полезных ископаемых.

    Региональные налоги и предполагает следующие объекты налогообложения:

    • для транспортного налога - это транспортные средства: автомобили, мотоциклы, вертолеты, яхты;
    • для налога на игорный бизнес это игровые автоматы, букмекерские конторы;
    • имущество, учтенное на балансе.

    Местные налоги предполагают, что объектом налогообложения являются земельные участки – для определения земельного налога.

    Сборы не являются налогами, поэтому требования налогового законодательства об установление объекта налогообложения по сборам не является обязательным.

    Классификация объектов налогообложения

    Классификация объектов налогообложения выглядит следующим образом:

    • прибыль является результатом деятельности, осуществляемой предпринимателями или юридическими лицами на свой страх и риск. Прибыль представляет собой объект налога на прибыль;
    • доходы всегда связаны с получением какой-либо выгоды. Доходы также связаны с коммерческой деятельность и определяются как группа операцией государственного сектора. Доход – объект налога на доходы физических лиц (НДФЛ).

    Классификатор относит к объектам налогообложения и расходы. Но расход влияет на размер налоговой базы для исчисления налога на прибыль. Помимо этого, стоит сказать, что каждый налог имеет свой объект налогообложения.

    Имущество как объект налогообложения

    Гражданское законодательство к имуществу относит деньги, вещи, интеллектуальную собственность и другое. Данная норма закрепляется в ГК РФ. В НК РФ это правило идентично.

    Вещи делятся на оборотоспособные и необоротные, при этом объектом могут быть только оборотоспособные вещи и ограниченные в обороте, поскольку только они могут реализовываться. К недвижимым вещам относятся земельные участки, здания и сооружения. К недвижимым относятся также морские суда, космические объекты.

    Движимое имущество - это деньги и ценные бумаги.

    Переход права собственности определяется порядком установленным гражданским законодательством России. Поскольку в состав имущества для целей налогообложения включаются и деньги они как символы имеют определенную форму, поэтому могут определяться как вещи.

    Товар как объект налогообложения

    По Налоговому законодательству товар относится к торговой деятельности и для целей налогообложения этим понятием определяется собственность для реализации. Товар обязательно должен обладать оборотоспособностью. Спорным моментом является рассмотрение имущественных прав, как товара. Налоговое законодательство не имеет такой нормы, а вот гражданское свидетельствует о том, что имущественные права – товар.

    Операции, признаваемые объектом налогообложения

    Операции, которые могут являться объектом налогообложения, закреплены второй частью Налогового кодекса РФ в отношении отдельно взятых налогов. Так, к примеру, налог на добавленную стоимость имеет следующие операции: обороты по реализации товаров, ввоз товара на территорию России.

    По акцизам операциями являются реализация акцизных товаров на территории России, передача сырья для производства подакцизных товаров, передача подакцизных товаров в структуре организации. Для дальнейшего производства существуют и прочие операции, которые по налоговому законодательству признаются объектами налогообложения. Для их определения необходимо обратиться к соответствующим налогам во второй части НК РФ.

    Работа для целей налогообложения

    Работа для целей налогообложения - это такая деятельность, которая в результате имеет материальное выражение и реализуется для удовлетворения потребностей третьих лиц. Работа не может рассматриваться отдельно от товара и материальный результат может выражаться не только как создание отдельной вещи, например, постройка здания, но также улучшение качества их примеру ремонт или реконструкция.

    Налоговый кодекс предпринимательскую деятельность Объектом налогообложения исполняется в рамках трудового договора, который заключён между работодателем и отдельным наемным работником. Работа может выполняться в рамках разных договоров примеры договора подряда, а также договора о технических или научно-исследовательских работах. Это правило закреплено статьей 38 НК РФ.

    Услуга для целей налогообложения

    Услуга для целей налогообложения - это такая деятельность, в результате которой образуется нематериальный продукт. В отличие от работы результат услуги неосязаем и отдельно не может быть реализован. Услуги предоставляются по различным видам договоров в соответствии со статьями 39-41 НК РФ.

    Идентичные товары (работы, услуги)

    Идентичными товарами и услугами признаются такие товары и услуги, которые имеют сходные данные. Они могут отличаться внешне, но в функциональном плане должны быть схожими. При этом услуги и работы, считающиеся идентичными, должны иметь схожую репутацию и товарный знак. Определения идентичных и однородных товаром закреплено Налоговым Кодексом, для того, чтобы определить объект налогообложения, к примеру, по уплате единого налога, более точно.

    Однородные товары и однородные работы (услуги)

    В отличие от идентичных, товары, имеющие сходные характеристики и выполняющие одинаковые функции называются однородными. Они взаимозаменяемы и их свойство определяется качеством, производителем и репутацией на рынке. Кроме того, здесь учитываются такие свойства как уникальность и объем производства. Понятие однородных и идентичных товаров закрепляется Федеральным Законом «О контрактной системе в сфере закупок».

    Значение объектов налогообложения

    Значение объекта налогообложения достаточно велико. Объекты налогообложения имеют стоимостные характеристики. Их значение велико, прежде всего, потому, что существование объекта необходимо для самого существования налога. Если нет объекта соответственно налог не может быть исчислен правильно.

    Изменение объекта налогообложения влечет за собой изменение применяемого налога.

    При этом сокрытие объекта налогообложения влечет за собой уголовную ответственность за неуплату налогов.

    Таким образом, налоговая регуляция объектов налогообложения осуществляется в рамках Налогового кодекса по статье 38. Объект налогообложения для каждого налога свой и установлен второй частью Кодекса. Для правильного исчисления налогов необходимо знать основные объекты налогообложения.

    Объекты налогообложения [03.06.13]

    Тема: Объекты налогообложения

    Тип: Курсовая работа | Размер: 56.84K | Скачано: 154 | Добавлен 03.06.13 в 10:28 | Рейтинг: +3 | Еще Курсовые работы

    Вуз: Финансовый университет

    Год и город: Ярославль 2013

    Содержание

    Введение 3

    1.Элементы налогообложения 5

    1.1.Обязательные и факультативные элементы налогообложения 5

    1.2.Количественные,стоимостные,физические характеристики объекта налогообложения 6

    2. Объект налогообложения 9

    2.1.Принцип экономической обоснованности налога 10

    2.2.Принцип однократности налогообложения 11

    3. Понятие «Реализация товаров, работ и услуг» 17

    3.1.Принципы определения цены товаров, работ или услуг для целей налогообложения 19

    4.Порядок разграничения доходов от источников в Российской Федерации и от источников за пределами Российской Федерации 23

    4.1.Нормативное определение понятий «дивиденды» и «проценты» 26

    Заключение 27

    Список использованной литературы 28

    ВВЕДЕНИЕ

    «В налогах воплощено экономически выраженное существование государства»,- писал классик трудовой стоимости К. Маркс. Перефразировав известное классическое выражение можно утверждать, налоги возникли там и тогда, где и когда возникло государство. Налогообложение, начавшееся в древности с десятины, необходимо было правителям, дабы иметь в казне средства для финансирования расходов по содержанию армии и обороне государства, обеспечению общественного порядка и управлению. Эти исторические функции сохранятся через тысячелетия и будут дополнены новыми функциями государства - экономической и социальной.[6,с.28]

    Изучение налогов и российского налогообложения — неотъемлемая составная часть современного экономического образования.

    Налоги — необходимое звено экономических отношений в обществе. Они являются основным источником доходной части бюджетов всех уровней и эффективным инструментом государственного регулирования социально-экономических отношений.

    Без знания конкретики налогового производства трудно себе представить руководителя и ведущих специалистов (бухгалтера, экономиста) современной фирмы. Именно поэтому в государственные стандарты подавляющего большинства экономических специальностей включены дисциплины, предусматривающие изучение налогов и налоговых систем России и других стран.

    Налогообложение находится на стыке всех социально-политических и

    экономических интересов общества. От того, насколько рационально определено и рассредоточено между плательщиками налоговое бремя, зависит успех индивидуального и корпоративного бизнеса, а значит, и богатство нации в целом. По содержанию налоговой политики можно судить о типе государства, о прочности его правовых основ и об устремлениях бюрократического аппарата, призванного поддерживать эти основы. Налоги — это мощнейшее орудие в руках тех, кто определяет социально-политические и экономические ценности в государстве.

    Целью данной работы является изучение объекта налогообложения как основного элемента налога. Изучение нормативного содержания составляющих понятий объекта налогообложения: имущества, товаров, работ, услуг и их реализации, дохода.

    Поставленная цель курсовой работы предполагает решение следующих задач:

    1. Раскрытие важнейших признаков, характеризующие объект налогообложения
    2. Определение принципа однократности налогообложения объекта
    3. Исследование понятия «реализация товаров, работ и услуг»
    4. Изучение принципов определения цены товаров, работ и услуг для целей налогообложения
    5. Рассмотрение порядка разграничения доходов от источников в РФ и за ее пределами, нормативное определение понятий «дивиденды» и «проценты»

    При написании данной работы, прежде всего, был использован Налоговый Кодекс России, учебные пособия такие как: «Налоги в Российской Федерации» под ред. Колчина С. П., «Налоги и налоговая система Российской Федерации» под ред. Гончаренко Л.И. и многочисленные статьи в периодической печати, позволяющие исследовать тему курсовой работы. Методологической основой работы явились методы научного познания: логический, системный и сравнительный анализ, обобщение, систематизация и анализ данных. Теоретической и методологической базой исследования послужили научные труды ведущих отечественных и зарубежных специалистов в области налогообложения, бухгалтерского учета, менеджмента, а также нормативные акты и другие нормативно-правовые и методические документы по изучаемой проблеме.

    Список использованной литературы

    1. Налоговый кодекс РФ часть 1 от 31.07.1998 N 146-ФЗ
    2. Налоговый кодекс РФ часть 2 от 31.07.1998 N 146-ФЗ
    3. Федеральный закон от 31.07.1998 N 147-ФЗ (ред. от 05.08.2000) статья 6
    4. Федеральный закон от 30.07.2010 N 242-ФЗ пп 8.1 часть 1 статья 2
    5. Гончаренко Л. И., Налоги и налоговая система Российской Федерации Учеб.пособие.- М.:ИНФРА-М,2009.
    6. Дадашев А.З., Налоги и налогообложение в Российской Федерации: Учебное пособие - М.: Вузовский учебник: ИНФРА-М, 2013.
    7. Колчин С. П., Налоги в Российской Федерации:Учебное пособие.-М: Вузовский учебник,2008.
    8. Борзунова О.А. Налоговый кодекс Российской Федерации: генезис, история принятия и тенденции совершенствования.- М., 2010. Сентябрь 2011 (№ 9) 13
    9. Иванова Е.Н. Принцип однократности налогообложения и проблемы его реализации. Налоги и налогообложение. 2007. № 5
    10. Крохина Ю.А., Налоговая политика и практика, Журнал №1 2013г статья Правовой принцип экономической обоснованности налога.
    11. Райзберг Б.А., Лозовский Л.Ш., Стародубцева Е.Б. Современный экономический словарь. 5-е изд., перераб. и доп. М., 2006.
    12. Шахмаметьев А.А. Режим налогообложения нерезидентов: правовая основа регулирования: монография. -М., 2010

    Если вам нужна помощь в написании работы, то рекомендуем обратиться к профессионалам. Более 70 000 авторов готовы помочь вам прямо сейчас. Бесплатные корректировки и доработки. Узнайте стоимость своей работы

    2.1 Элементы налога и способы взимания налогов

    Наиболее полное определения понятия «налог» дано в ст. 8 Налогового кодекса Российской Федерации (далее — НК РФ).

    Налог — это обязательный индивидуальный платеж, взимаемый с организаций и физических лиц в форме отчуждения принадлежащих им на правах собственности, хозяйственного ведения или оперативного управления денежных средств в целях финансового обеспечения деятельности государства и (или) муниципальных образований.

    Налог считается установленным, и у налогоплательщика возникает обязанность, его уплачивать, если в законодательном порядке определены все элементы налога, а именно:

    • субъект налогообложения;
    • объект налогообложения;
    • налоговая база;
    • налоговая ставка;
    • налоговый период;
    • льготы по налогу;
    • порядок исчисления налога;
    • порядок и сроки уплаты налога.

    Говоря о «субъекте налога», важно отличать это понятие от понятия «носитель налога».

    Субъект налога , или налогоплательщик, — это лицо, на которое в соответствии с законом возложена обязанность уплачивать налоги. В некоторых случаях налог может быть переложен плательщиком (субъектом) на другое лицо, являющееся тем самым конечным его плательщиком, или носителем налога. Это происходит в основном при взимании косвенных налогов. Если налог непереложим, то субъект и носитель налога совпадают в одном лице. Если налог переложим, то субъект и носитель не совпадают в одном лице. Таким образом, под субъектом налога подразумевается лицо, которое формально обязано платить налог. Носитель налога — лицо, которое фактически его уплачивает. Это разграничение играет большую роль в теории налогообложения.

    Действующим налоговым законодательством установлено, что в качестве налогоплательщиков (субъекта налогообложения) признаются:

    • юридические лица;
    • физические лица;
    • физические лица, являющиеся индивидуальными предпринимателями.

    Объект налогообложения — это предмет, подлежащий налогообложению.

    Действующим законодательством предусмотрены следующие объекты налогообложения:

    • прибыль;
    • стоимость реализованных товаров (работ, услуг);
    • совокупный доход физических лиц;
    • транспортные средства;
    • имущество, находящееся в собственности физических и юридических лиц и др.

    Нередко название налога вытекает из объекта налогообложения, например налог на прибыль, налог на имущество, земельный налог.

    Налоговая база — это стоимостная, физическая или иная характеристика объекта налогообложения. Она служит для количественного измерения объекта налогообложения и является величиной, с которой непосредственно исчисляется налог.

    Например, при уплате транспортного налога объектом налогообложения являются транспортные средства, а налоговой базой — физическая характеристика транспортного средства (мощность двигателя в лошадиных силах); при уплате налога на прибыль объектом налогообложения становится прибыль, а налоговой базой — стоимостное выражение прибыли (прибыль, полученная в рублях или валюте); при уплате налога на доходы физических лиц объектом налогообложения выступают доходы физического лица, а налоговой базой — стоимостная и иная характеристика доходов (доходы, полученные в денежной или натуральной форме и т.д.).

    Налоговая ставка — это величина налоговых начислений на единицу налоговой базы.

    Различают процентные и твердые налоговые ставки.

    Процентные ставки устанавливаются непосредственно к налоговой базе и могут быть:

    • пропорциональными;
    • прогрессивными;
    • регрессивными.

    Твердые ставки устанавливаются в абсолютной сумме на единицу налоговой базы. Указанные ставки обычно применяются при обложении земельными налогами. В РФ согласно действующему законодательству такие ставки нашли широкое применение при обложении акцизным налогом.

    Твердые ставки также используются при уплате транспортного налога, когда исполнительный орган субъекта Федерации устанавливает фиксированную сумму налога на единицу налоговой базы (на 1 лошадиную силу).

    Пропорциональные ставки действуют в одинаковом проценте к налоговой базе. Примером пропорциональной ставки могут служить определенные российским законодательством ставки налогов на прибыль и на добавленную стоимость.

    Прогрессивные ставки построены таким образом, что они растут по мере увеличения налоговой базы. При этом прогрессия ставок налогообложения может быть простой или сложной. В случае применения простой прогрессии налоговая ставка увеличивается по мере роста всей налоговой базы. Если применяется сложная ставка, то происходит деление налоговой базы на части, и каждая последующая часть облагается по повышенной ставке.

    В данный момент российским налоговым законодательством прогрессивные налоговые ставки не предусмотрены.

    Регрессивные ставки уменьшаются с увеличением налоговой базы.

    За налоговый период принимается календарный год или иной период применительно к отдельным налогам, по окончании которого определяется налоговая база и исчисляется подлежащая уплате сумма налога. Для каждого налога установлен свой налоговый период, это может быть один год, один квартал или один месяц. По одному налогу возможно установление одного или нескольких налоговых периодов.

    Льготами по налогам признаются предоставляемые отдельным категориям налогоплательщиков определенные законодательством преимущества по сравнению с другими налогоплательщиками, включая возможность не уплачивать налоги или уплачивать их в меньшем размере.

    Действующим законодательством предусмотрена следующая система льгот:

    • необлагаемый минимум;
    • освобождение от уплаты налогов некоторых лиц или категорий налогоплательщиков;
    • снижение налоговых ставок;
    • изъятие из налогообложения отдельных элементов объекта налога.

    Например, малые предприятия при переходе на упрощенную систему налогообложения освобождаются от уплаты налога на добавленную стоимость, налога на прибыль, единого социального и налога на имущество. Граждане, имеющие на своем попечении несовершенны детей или осуществляющие благотворительные взносы в некоммерческие организации, имеют право на необлагаемый минимум при расчете налога на доходы физических лиц и др.

    Существует несколько способов уплаты налогов.

    Кадастровый способ предполагает использование кадастра реестра, который устанавливает типичный перечень объектов, классифицируемых по внешним признакам. С его помощью определяется средняя доходность объекта налогообложения.

    Взимание налога у источника дохода называют безналичным способом уплаты налога, т.е. налогоплательщик получает доход за вычетом удержанного налога.

    Взимание налога по декларации по налогу на доходы физических лиц представляет собой изъятие налога после его получения. Однако в большинстве случаев подача декларации является отчетным действием.

    Административный способ предусматривает возможность уплаты налога на основании налогового уведомления, выписанного налоговым органом.

    Для каждого налога существует свой порядок уплаты .

    Единовременный платеж в течение определенного времени после окончания отчетного периода.

    Например, по единому налогу на вмененный доход отчетным периодом установлен квартал. Декларацию нужно подавать ежеквартально до 20-го числа месяца, следующего за отчетным периодом, а уплачивать налог по декларации — до 25-го числа месяца, следующего за отчетным периодом.

    Единовременный платеж не позднее подачи декларации или одновременно с ней.

    Авансовые платежи в течение всего налогового периода и соответствующая доплата (или возмещение) в течение определенного времени после окончания налогового периода

    Под сроком уплаты налога подразумевается конкретная дата, в течение которой налогоплательщик обязан фактически внести налог в бюджет соответствующего уровня. Сроки уплаты налогов подразделяются на декадные, ежемесячные, квартальные, годовые.

    Перечисленные элементы представляют собой объединяющее начало для всех налогов. С помощью этих элементов в законах о налогах, собственно, и устанавливается вся налоговая процедура, предусматривающая порядок и условия расчета налога. Важно, что само понятие каждого элемента налога универсально, оно используется в налоговых процессах всеми странами. Эти элементы налога использовались уже в древних государствах с момента его зарождения.

    Читайте также: