Взаимодействие фссп и фнс

Опубликовано: 30.04.2024

ФЕДЕРАЛЬНАЯ СЛУЖБА СУДЕБНЫХ ПРИСТАВОВ

ФЕДЕРАЛЬНАЯ НАЛОГОВАЯ СЛУЖБА

от 19 июля 2011 года

К СОГЛАШЕНИЮ О ПОРЯДКЕ ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ

ФЕДЕРАЛЬНОЙ НАЛОГОВОЙ СЛУЖБЫ И ФЕДЕРАЛЬНОЙ СЛУЖБЫ СУДЕБНЫХ

ПРИСТАВОВ ПРИ ИСПОЛНЕНИИ ПОСТАНОВЛЕНИЙ НАЛОГОВЫХ ОРГАНОВ

И ИНЫХ ИСПОЛНИТЕЛЬНЫХ ДОКУМЕНТОВ ОТ 09.10.2008

Федеральная служба судебных приставов и Федеральная налоговая служба заключили настоящее Дополнительное соглашение к Соглашению о порядке взаимодействия Федеральной налоговой службы и Федеральной службы судебных приставов при исполнении постановлений налоговых органов и иных исполнительных документов от 09.10.2008 N ММ-25-1/9/12/01-7 (далее - Соглашение) о нижеследующем.

1. Абзац четвертый пункта 2.1 Соглашения изложить в следующей редакции:

"- извещение банка о помещении расчетных документов в картотеку (по форме 0401075 - приложение N 23 к Положению Центрального банка Российской Федерации от 03.10.2002 N 2-П "О безналичных расчетах в Российской Федерации" (зарегистрировано Минюстом России 23.12.2002 N 4068) с отметкой банка "не оплачено в связи с отсутствием средств на счете (счетах) N ___________") или информацию об остатках денежных средств на счетах в банке, представляемую кредитными организациями в соответствии с пунктом 5 статьи 76 Налогового кодекса Российской Федерации;".

2. Пункт 2.2 Соглашения изложить в следующей редакции:

"Если в ходе исполнительного производства изменилась сумма задолженности, подлежащая взысканию, территориальный орган ФНС России направляет судебному приставу-исполнителю, у которого на исполнении находится исполнительный документ, уведомление об уточнении сумм задолженности по постановлению территориального органа ФНС России с указанием причин изменения суммы задолженности.

Денежные средства, перечисленные должником после возбуждения исполнительного производства (за исключением иных текущих платежей), учитываются территориальным органом ФНС России в счет погашения задолженности по исполнительному документу в результате деятельности судебного пристава-исполнителя".

3. Дополнить Соглашение пунктом 2.4 следующего содержания:

"После получения копии постановления о возбуждении исполнительного производства территориальный орган ФНС России приостанавливает списание денежных средств в бесспорном порядке со счетов должника (приостанавливает действие поручения налогового органа на списание и перечисление в бюджетную систему Российской Федерации денежных средств со счетов налогоплательщика (налогового агента)-организации или индивидуального предпринимателя, выставленного к счету должника) и в тот же день информирует об этом соответствующий банк. Территориальный орган ФНС России приостанавливает списание денежных средств в бесспорном порядке со счетов должника на сумму задолженности, указанную в постановлении о взыскании налога, сбора, пени, штрафа, процентов за счет имущества налогоплательщика-организации (налогового агента-организации), по которому судебным приставом-исполнителем возбуждено исполнительное производство.

Также территориальный орган ФНС России уведомляет налогоплательщика о приостановлении списания денежных средств в бесспорном порядке со счетов должника с просьбой о перечислении сумм налогов (сборов), а также пени, указанных в постановлении судебного пристава-исполнителя о возбуждении исполнительного производства, на депозитный счет службы судебных приставов (в случае поступления денежных средств на счета должника и направления им в банк соответствующего платежного поручения).".

4. Пункты 2.4 - 2.16 считать пунктами 2.5 - 2.17.

5. Пункт 2.7 изложить в следующей редакции:

"В случае предоставления должнику права на реструктуризацию кредиторской задолженности по налогам, сборам и задолженности по начисленным пеням, а также в иных случаях изменения срока уплаты (отсрочка, рассрочка) налога (сбора), а также пени на всю сумму задолженности, подлежащей взысканию, исполнительный документ подлежит отзыву. В случае изменения срока уплаты части суммы задолженности, подлежащей взысканию, территориальный орган ФНС России направляет судебному приставу-исполнителю уведомление об уточнении взыскиваемой суммы.";

6. Абзац третий пункта 2.11 изложить в следующей редакции:

"Территориальный орган ФНС России после получения уведомления и акта о наложении ареста на имущество должника (описи имущества), на которое ранее наложен арест в рамках статьи 77 Кодекса, в течение трех рабочих дней производит действия по снятию ареста с данного имущества.".

7. Настоящее Дополнительное соглашение вступает в силу с момента подписания.

8. Настоящее Дополнительное соглашение является неотъемлемой частью Соглашения, составлено в двух экземплярах, имеющих одинаковую юридическую силу, по одному экземпляру для ФССП России и ФНС России.

Указанное письмо направлено на использование ФНС всех возможностей по взысканию с физических лиц задолженностей по налогам. Сообщение составлено настолько подробно что в пору служить инструкцией для работы юристов, специализирующихся по исполнительным производствам. В соответствие с письмом территориальным налоговым органам предписано («рекомендовано» - как указано в письме) в том числе следующее:

  1. Если задолженность свыше 3 тыс. рублей одновременно с направлением в адрес территориальных органов Федеральной службы судебных приставов вступившего в силу судебного акта направлять ходатайство о наложении ареста на имущество должника иинформацию о счетах налогоплательщика, а также о наличии имущества должника (п.п.1,2,4 Письма).
  2. Если сумма задолженности превышает 10 тыс. рублей направлять судебному приставу-исполнителю заявление о временном ограничении на выезд должника из Российской Федерации (ст. 67 Закона об исполнительном производстве, п.3 Письма).
  3. В случае непоступления в течение 2-х месяцев от ФССП России постановления о наложении ареста на имущество должника направлять уведомление о наличии у налогоплательщика имущества с целью наложения ареста, либо постановления о запрете совершения регистрационных действий с имуществом (п.5 Письма).
  4. При задолженности более 50 тыс. рублей - по имущественным налогам, более 250 тыс. рублей - по НДФЛ, организовать проведение совместных рейдов по наложению ареста на имущество должника; направлять запрос о причинах непредставления информации либо отсутствии оценки арестованного имущества должника; направлять запрос о пояснении причин отсутствия Постановления о передачи арестованного имущества на реализацию, либо информации о таком Постановлении (п.п.6,7,8 Письма).
  5. В случае «отсутствия у должника имущества, на которое возможно обратить взыскание, налоговому органу необходимо ознакомится с материалами исполнительного производства с целью установления наличия проведенных судебным приставом-исполнителем мероприятий по получению информации о месте работы должника и обращении взыскания на заработную плату и иные периодические выплаты» (п.9 Письма). Однако при этом «в случае если сумма задолженности не превышает 25 тыс. рублей, налоговый орган… после получения… информации Пенсионного фонда Российской Федерации о страхователе, осуществляющем уплату обязательных платежей (страховые взносы на обязательное пенсионное страхование), направляет их не позднее 10 рабочих дней в организацию или иному лицу, выплачивающим должнику заработную плату, пенсию, стипендию и иные периодические платежи, исполнительный документ о взыскании денежных средств» (п.10 Письма).
  6. Раз в квартал напоминать судебным приставам об исполнительных производствах по взысканию налогов с физических лиц и раз в полгода производить сверку по исполнительным производствам (п.п.12,13 Письма).
  7. Направлять через управление ФНС России по субъекту Российской Федерации в соответствующее управление ФССП России по субъекту Российской Федерации информацию об исполнительных производствах длящихся более 6 месяцев и в отношении которых взыскание задолженности не производится.
  8. Совместно с территориальными органами Федеральной службы судебных приставов и Государственной инспекции безопасности дорожного движения Министерства внутренних дел Российской Федерации участвовать в рейдовых мероприятиях по взысканию задолженности по имущественным налогам с физических лиц в наиболее посещаемых общественных местах (аэропорты, крупные торговые точки и т.д.) (п.15 Письма).

Как было замечено выше Письмо представляет собой подробную инструкцию по работе налоговых инспекций с судебными приставами по взысканию долгов. В этом, если мыслить «по государственному» позитивная часть Письма.

Однако, насколько целесообразно указание письма об аресте имущества должника при долге более 3 тыс. рублей? Этот арест в том числе предполагает и арест имущества должника по месту его проживания. При этом направление исполнительного листа по месту работы должника при задолженности до 25 тыс. рублей предусмотрено только 10-ым пунктом Письма и то при условии, что у налоговых органов есть информация о доходе. Обязанности же (либо рекомендации) налоговым органам истребовать такую информацию не предусмотрено.

Не хватает прав доступа к веб-форме.

Записаться на семинар

Звездочкой * отмечены поля,
обязательные для заполнения.

Ваша заявка отправлена!

В ближайшее время с вами свяжется наш эксперт

Under construction!

Раздел находится в разработке и будет доступен в ближайшее время.

This page is under construction and coming soon.

НИСИПП

  • RU
  • EN
Войти с паролем

Итоги совместного расширенного совещания ФССП и ФНС России

Итоги совместного расширенного совещания ФССП и ФНС России

6 декабря 2010 года в Москве, на базе Федеральной налоговой службы, состоялось совместное расширенное совещание под председательством Руководителя Федеральной налоговой службы М.В. Мишустина и Директора Федеральной службы судебных приставов – главного судебного пристава Российской Федерации О.А. Парфенчикова «Об эффективности взаимодействия в части взыскания задолженности по налогам и сборам в 2010 году».

В работе совещания приняли участие: заместители руководителя Федеральной налоговой службы Янков К.В., Мельников Н.Е., Петрушин А.С., заместитель директора Федеральной службы судебных приставов – заместитель главного судебного пристава Российской Федерации Игнатьева Т.П. Также на совещании присутствовали руководители управлений ФНС России и ФСПП России по субъектам Российской Федерации, а также представители центральных аппаратов служб.

Основной целью взаимодействия служб является пополнение доходной части бюджета путем принудительного исполнения, как постановлений налоговых органов, так и судебных решений о взыскании налоговых платежей.

На совещании обсуждены итоги деятельности ФССП России и ФНС России за 9 месяцев 2010 года по взысканию задолженности по налогам и сборам, определены основные перспективы и задачи на 2010 год, а также заслушаны доклады руководителей ряда территориальных органов ФССП России и ФНС России (по Свердловской, Костромской, Московской областям и Москве).

Принятый Федеральный закон от 29.11.2010 № 324-ФЗ «О внесении изменений в часть первую Налогового кодекса Российской Федерации», которым устанавливается минимальная сумма для подачи заявления (иска) в суд о взыскании налогов с физического лица, не являющегося индивидуальным предпринимателем – 1500 рублей, позволит существенно снизить нагрузку на судебного пристава-исполнителя по исполнению исполнительных документов с незначительными суммами взыскания.

Кроме того, обсуждался порядок реализации Федерального закона «О внесении изменений в часть первую и часть вторую Налогового кодекса Российской Федерации, а также о признании утратившим силу отдельных законодательных актов Российской Федерации в связи с урегулированием задолженности по уплате налогов, сборов, пеней и штрафов и некоторых иных вопросов налогового администрирования».

В соответствии с указанными изменениями, недоимка, задолженность по пеням и штрафам, числящиеся по состоянию на 1 января 2010 года за организациями, которые отвечают признакам недействующего юридического лица, и не находятся в процедурах, применяемых в деле о несостоятельности (банкротстве), и в отношении которых судебным приставом-исполнителем вынесено постановление об окончании исполнительного производства в связи с невозможностью взыскания, признается безнадежной к взысканию.

В качестве одних из приоритетных направлений взаимодействия двух служб отмечена необходимость организации электронного документооборота. В рамках реализации проекта «Электронная Россия» службы планируют до 2012 года полностью перейти на электронный документооборот.

В связи с этим, на совещании принято решение о проведении в первом полугодии 2011 года в 3 регионах Российской Федерации опытной эксплуатации программного обеспечения, реализующего электронный документооборот по исполнительному производству между налоговыми органами и территориальными подразделениями ФССП России: Ростовская область, Республика Карелия, Нижегородская область.

По итогам работы совместного расширенного совещания ФССП России и ФНС России будет подготовлен протокол, содержащий целый ряд принятых на совещании решений.

Счетная палата полагает, что ФССП и ФНС нуждаются в программном продукте для обмена данными, который обеспечит интеграцию их информационных систем. Устаревший бумажный документооборот между ведомствами работает неэффективно — документы при пересылке теряются так, что их потом невозможно найти даже по требованию надзорного органа.

Программа для обмена данными

Федеральная служба судебных приставов (ФССП) и Федеральная налоговая служба (ФНС) недостаточно взаимодействуют друг с другом, и одной из основных причин этого является отсутствие единого программного продукта, который обеспечивал бы интеграцию ведомственных информационных систем. При этом такой продукт должен учитывать особенности каждого участника информационного документооборота и позволять обмениваться нужными данными на всех этапах принудительного взыскания задолженности с должников.

К таким выводам пришла Счетная палата, проверившая, какие меры применяет ФССП в области принудительного исполнения судебных актов, включая взыскание налоговых и неналоговых доходов, а также дебиторской задолженности.

Надзорный орган отметил и недостатки в работе госинформсистемы о государственных и муниципальных платежах (ГИС ГМП). Там не было данных о начислениях по 91,8 млн исполнительных производств в отношении физлиц и индивидуальных предпринимателей на сумму 8,2 трлн руб. Это составляет 46,8% всех исполнительных производств.

Провал традиционного документооборота

Также в списке основных причин недостаточного взаимодействие ФССП и ФНС фигурирует невозможность возбудить исполнительное производство без бумажной версии судебного акта. Отмечаются и другие недостатки традиционного документооборота между ведомствами: утрата документов в процессе пересылки, их некорректное заполнение и оформление, включая отсутствие штампов, дат, подписей, отсутствие в актах судебных органов необходимых реквизитов вроде уникального идентификатора начисления, реквизитов счета взыскателя, кода бюджетной классификации, назначения фискального платежа и т. д.

В итоге ФССП не получает часть направленных ей бумажных судебных актов, и отчетность ведомства о задолженности физлиц по налогам не совпадает с данными ФНС. Сверки отчетности по производствам ведомства проводят формально, не детализируя данные по должникам.

schetka_1000.jpg

Для проверки было выбрано 154 исполнительных документа, которые ФНС отправила на исполнение в ФССП. Из них фактически были направлены и получены всего 49, то есть 31,8%. При этом 10 документов были утеряны в ФССП и в настоящий момент проходят процедуру восстановления. Еще 83 документа, то есть 53,9%, по различным причинам не были отправлены. Где находятся 17 документов, то есть 11%, в ФНС выяснили только после получения запроса Счетной палаты. Еще пять документов, то есть 3,3%, так и не были найдены за все время проверки.


Отмечен также невысокий уровень эффективности документооборота между ФССП и территориальными органами ГИБДД. Например, в декабре 2017 г. 50,1% из 1,5 млн исполнительных документов, направленных в ФССП, пришли позднее установленного десятидневного срока.

Незримая автоматизация

Кроме того, надзорный орган пришел к выводу, что ФССП не учитывает нынешний уровень автоматизации работы судебных приставов при расчете нагрузки на каждого сотрудника. Норма, установленная еще в 2002 г., при другом уровне автоматизации, составляет 22,2 исполнительных производства на человека в месяц.

Если сравнивать с этой устаревшей нормой, то реальная нагрузка на приставов в настоящее время превышает ее в 18,3 раз и составляет 406 исполнительных производств в месяц. К таким выводам Счетная палата пришла, подсчитав, что за шесть месяцев 2018 г. средняя нагрузка на сотрудника составила 2434,8 исполнительного производства. Такая перенагрузка является одной из причин некачественной работы ФССП, считает палата.

По результатам проверки будут направлены представления в управления ФССП по Республике Северная Осетия-Алания и по Республике Алтай, а также информационные письма в правительство, Минюст, ФНС и ФССП. Отчет о проверке Счетная палата направит в палаты Федерального Собрания.

Пошаговый алгоритм действий должностных лиц ФССП России в рамках исполнительного производства с учетом последних законодательных изменений, а также судебной и ведомственной практик.

3.2. Взаимодействие с налоговыми органами

Основополагающими документами, определяющими общие положения взаимодействия Федеральной службы судебных приставов и Федеральной налоговой службы, являются:
- Соглашение от 4, 14 апреля 2014 г. N 0001/7/ММВ-23-8/3@ о взаимодействии ФНС России и ФССП России при исполнении требований исполнительных документов (определяет общие условия взаимодействия ведомств, их территориальных органов при исполнении постановлений налоговых органов и иных исполнительных документов);
- Приказ ФССП России и ФНС России от 19 февраля 2014 г. N 49/ММВ-7-6/55@ и письмо от 6 марта 2014 г. N 00014/14/12315-ТИ/НД-4-8/4154@ о порядке организации электронного документооборота ФССП России и ФНС России (устанавливают порядок перехода и осуществления безбумажного документооборота между ведомствами);
--------------------------------
"".
Там же.

- планы совместных мероприятий ФНС России и ФССП России по повышению эффективности взыскания задолженности по обязательным платежам, утверждаемые ведомствами ежегодно (устанавливают показатели эффективности исполнительных действий в ходе применения ст. ст. 47 и 48 Налогового кодекса РФ (далее - НК РФ), порядок проведения выездных совещаний, заседаний рабочих групп, определяют порядок взаимодействия территориальных органов двух ведомств и их структурных подразделений при исполнении постановлений налоговых органов и судебных актов о взыскании налоговых платежей);
--------------------------------
СЗ РФ. 1998. N 31. Ст. 3824 (с послед. изм.).

- совместные письма ФССП России и ФНС России от 27 августа 2010 г. N 12/01-18848ТИ/ШС-37-8/10096@ и от 9 апреля 2015 г. N 00014/15/23300-СВС/НД-4-8/6014@ об оперативной организации мероприятий по предъявлению и исполнению исполнительных документов в отношении недействующих должников.
--------------------------------
"".
Там же.

Следует отметить, что действующее законодательство наделяет налоговые органы некоторыми полномочиями по взысканию недоимки по налогам до предъявления исполнительных документов к исполнению в службу судебных приставов.
Так, ст. ст. 45 и 46 НК РФ наделяют налоговые органы правом произвести взыскание налога за счет денежных средств, находящихся на счетах налогоплательщика в банке, путем направления в банк инкассового поручения (распоряжения) на списание в бесспорном порядке необходимых денежных средств со счетов налогоплательщика или налогового агента.
Только при недостаточности или отсутствии денежных средств на счетах налогоплательщика или налогового агента либо отсутствии информации об их счетах налоговый орган вправе взыскать налог за счет иного имущества налогоплательщика или его налогового агента.
При этом решение о взыскании недоимки по налогам и сборам в отношении организаций (индивидуальных предпринимателей) принимается руководителем (его заместителем) налогового органа (п. 7 ст. 46 и ст. 47 НК РФ), в отношении физических лиц - судом (ст. 48 НК РФ).
Порядок взаимодействия территориальных органов ФССП России и ФНС России при исполнении постановлений, вынесенных должностными лицами налоговых органов, и судебных решений о взыскании налоговых платежей также имеет различия.
Одновременно с предъявлением к исполнению постановлений налоговые органы (п. 2.1 указанного выше Соглашения о взаимодействии ФНС России и ФССП России при исполнении требований исполнительных документов) представляют судебному приставу-исполнителю информацию:
- о расчетных, текущих и иных счетах должника в банках и других кредитных организациях, а также о принятых налоговым органом мерах по взысканию налогов за счет денежных средств должника (при открытии новых счетов налоговый орган в течение трех дней со дня получения таких сведений дополнительно информирует судебного пристава-исполнителя);
- об имуществе налогоплательщика (в том числе дебиторской задолженности) и (или) об имущественных комплексах с приложением выписки из бухгалтерского баланса должника по статьям актива;
- о лицах, ответственных за финансово-хозяйственную деятельность налогоплательщика;
- фактические адреса, телефоны головной организации-должника и ее структурных подразделений;
- о наличии кассовых аппаратов и местах их установки;
- иные дополнительные сведения.
В случае произведенного территориальным органом ФНС России ареста имущества налогоплательщика в соответствии со ст. 77 НК РФ одновременно с предъявлением постановления, вынесенного в порядке, установленном ст. 47 НК РФ, в структурное подразделение территориального органа ФССП России налоговым органом направляется протокол ареста имущества должника с приложением (при наличии) актов описи.
Кроме того, в соответствии с совместным письмом ФССП России и ФНС России от 11 сентября 2015 г. N 00014/15/69320-СВС/СА-4-8/16024@ по постановлениям о взыскании суммы налоговых платежей более 3 тыс. руб., находящимся на исполнении более двух месяцев, налоговые органы направляют судебному приставу-исполнителю уведомления о наличии зарегистрированного за должниками имущества, если такая информация не была представлена ранее (имущество приобретено должником после возбуждения исполнительного производства, либо налоговым органом получена более актуальная информация об имущественном положении должника).
--------------------------------
"".

Следует отметить, что письмом ФССП России от 9 апреля 2015 г. N 00014/15/23304-АП (дополнительно совместным письмом ФНС России и ФССП России от 11 сентября 2015 г. N 00014/15/69320) до территориальных органов ФССП России доведена возможность произведения ареста и обращения взыскания на имущество должника, стоимость которого несоразмерна сумме задолженности по исполнительному документу, в случае отсутствия иных возможностей исполнения требований исполнительных документов.
--------------------------------
Там же.

Также важно отметить, что вышеуказанным Соглашением предусмотрена возможность направления судебным приставом-исполнителем в соответствующий территориальный орган ФНС России заявления о принятии решения об отложении подачи заявления в арбитражный суд о признании должника банкротом при осуществлении судебным приставом-исполнителем в отношении должника мер принудительного исполнения, применение которых позволит в течение двух месяцев погасить задолженность перед Российской Федерацией в полном объеме (совместное письмо ФССП России и ФНС России от 10 января 2013 г. N 12/01-88-АП/ММВ-20-8/6@ "О порядке отложения уполномоченным органом подачи в арбитражный суд заявления о признании должника банкротом в случае обращения Федеральной службы судебных приставов" ).
--------------------------------
"".

Что касается взыскания налоговых платежей с физических лиц, то необходимо отметить следующее.
Заявление о взыскании за счет имущества физического лица подается в суд общей юрисдикции налоговым органом в течение шести месяцев со дня, когда указанная сумма превысила 1 500 руб., а также по истечении срока исполнения всех требований по уплате, не исполненных физическим лицом на дату подачи налоговым органом заявления о взыскании в суд.
Если в течение трех лет со дня истечения срока исполнения самого раннего требования об уплате, учитываемого налоговым органом при расчете общей суммы налога, сбора, пеней, штрафов, подлежащей взысканию с физического лица, такая сумма не превысила 1 500 руб., налоговый орган обращается в суд с заявлением о взыскании в течение шести месяцев со дня истечения указанного трехлетнего срока.
Кроме того, ФНС России в своих письмах от 21 октября 2015 г. N ГД-4-8/18401 и N ГД-4-8/18402 рекомендует своим территориальным органам проводить мероприятия по взысканию налогов с физических лиц до предъявления исполнительных документов в структурные подразделения ФССП России, в том числе путем направления работодателям списков сотрудников - должников по имущественным налогам и направления исполнительных документов с суммой долга менее 25 тыс. руб. напрямую в организацию или иному лицу, выплачивающему должнику заработную плату и иные периодические платежи.
--------------------------------
Там же.
Там же.

Читайте также: