Налоговый менеджмент это управление

Опубликовано: 07.05.2024


Налоговый менеджмент, выполняющий соответствующую функцию в системе управления, сегодня является одним из подвидов финансового менеджмента. Принимая во внимание все многообразие подходов к выявлению содержания понятия менеджмент, налоговый менеджмент можно охарактеризовать как управление налогами, осуществляемое организациями-налогоплательщиками в макроэкономической среде, в которой они реализуют свои производственные возможности. В то же время, налоговый менеджмент – это, по сути, налоговое планирование.

Сложность понимания природы налога и, следовательно, процесса налогообложения обусловлена тем, что налог является одновременно экономическим, и политическим феноменом реальной жизни. Он накапливает сложный диапазон отношений, который подвергся определенному институциональному развитию из сбора сборов и налогов на основе классовой, а затем политической и правовой зависимости от текущего состояния налогообложения, что присуще полному правовому и правовому статусу всех участников налоговых отношений. Объектом изучения финансового менеджмента являются финансовые отношения, финансовые ресурсы и их потоки. Предметом – те процессы, которые составляют содержание управления определенным выше объектом [2;3].

Налоговый менеджмент (управление)касается только той части финансовых ресурсов и потоков, которая соотносится с обязательными и без эквивалентных выплат, подпадающими под действие налогового законодательства. В каком – то смысле можно сказать, что предметом изучения налогового менеджмента является обособленная, специализированная часть предмета финансовой науки и финансового менеджмента.

Объектом налогового менеджмента является система отношений, возникающая по поводу организации и реализации денежного потока от облагаемого налога лиц, зарегистрированных в качестве налогоплательщиков, в пользу государственных органов (государства в лице федеральных и региональных органов власти, а также муниципальных образований). Для целей управления необходимо раскрытие внутренней структуры налогового отношения, позволяя не только его конкретизировать в субъектно-объектном плане, но и определить его интенсивность, регулярность, эффективность реализации с такими требованиями, которые предъявляются к системе налогообложения, таких как достаточность мобилизуемых налоговых поступлений, стабильность, регулярность и других [4].

Раскрыть внутреннюю структуру налогового отношения означает [1]:

1. определить всех участников (субъектов налогового

2. отношения) с выявлением их природы, и специфики на основе учета содержания и направленности их экономических интересов;

3. конкретизировать его элементный состав в разрезе

4. объектов налогообложения и соответствующих им налогов;

5. установить правила формирования налогового обязательства применительно к разным категориям налогоплательщиков;

6. регламентировать процедуру установления и уплаты налогов.

Весь набор субъектов (участников) налоговых отношений может быть сведен к трем формам персонификации: индивидуум, группа, государство. Первые два можно классифицировать как относительно пассивные субъекты, поскольку у них есть достаточно способов уклониться от уплаты всех или некоторых налогов, тем самым проявляя свою субъективную независимость. Это особенность этих участников налоговых отношений, которые необходимо учитывать при управлении налогообложением. Наиболее наглядно экономические субъекты налогового отношения представлены в рамках прямого налогообложения, когда изъятие и перераспределение результатов производства происходит, как принято говорить, у источника. Иное дело, когда речь идет об экономических субъектах косвенного налогообложения, чьи взаимоотношения с противостоящими участниками налоговых отношений не так прозрачны, а опосредованы актами купли-продажи, совершающимися не столь неотвратимо, как внесение сумм подоходных или поимущественных налогов. Другой стороной налогового отношения выступает в зависимости от уровня постановки задачи управления налогообложением либо государство в лице центральной власти или субъекта РФ, либо органы местного самоуправления. Особая роль указанных субъектов как участников налоговых отношений проявляется в том, что они призваны обеспечить приоритет общественного интереса. Особенностью исследуемых отношений является, как уже неоднократно отмечалось, то, что большинство их параметров, в отличие от других форм финансовых отношений, строго регламентированы в виде свода законов общегосударственного уровня и (или) законодательных актов’ регионального или муниципального масштаба. В частности, в законодательном порядке задаются: перечень уплачиваемых налогов, его основные элементы, категории налогоплательщиков, конкретный порядок расчета налогового обязательства по каждому налогу, сроки их уплаты, ответственность за налогово-правовые нарушения и другое. При решении проблем управления в практической плоскости следует иметь в виду, что налоговые отношения – это многоуровневые отношения. При исследовании такого рода феноменов и в ходе решения конкретных задач необходимо учитывать, для объектов, какого масштаба и уровня (государственного, регионального, корпоративного, личностного) осуществляется управление налоговыми отношениями.

Метод налогового менеджмента охватывает:

1) способы воздействия права на общественные отношения по вопросам налогообложения.

2) совокупность приемов, элементов налогового механизма.

Налоговое законодательство регулирует властные отношения по поводу налогообложения и осуществления налогового контроля. В сущности, здесь мы говорим о методе налогового права, который характеризуется как властная собственность, обусловленная необходимостью применения однозначных, неселективных (обязательных) норм с целью формирования государственного бюджета [1]. При этом налоговый механизм использует методы бюджетного регулирования, налоговые льготы, международные договоры об избежание двойного налогообложения и т. д. Главное методологическое основание для налогового менеджмента связано с общей теорией управления. Поскольку налоговый менеджмент является частью теории управления, в его основу должны быть положены принципы системного подхода и системного анализа. Кроме того, налоговый менеджмент как многоплановая система характеризуется возможностью декомпозиции его по разным основаниям с целью выделения концептуальных образов, позволяющих осветить те или иные стороны этой системы [3].

Функционально-процессный подход, при котором управление рассматривается как непрерывная серия взаимосвязанных управленческих функций, позволяет уйти от сложившегося на практике представления об управлении налогообложением как оперативном вмешательстве государства в ход сбора налогов и (или) принятии комплекса мер, способствующих соблюдению налогового законодательства. Под функцией управления налогообложением понимается направление деятельности системы управления налогообложением, отличающееся обособленностью, однородностью и повторяемостью и обеспечивающее достижение объектом управления целей и (или) заданного состояния. Некоторые ученые полагают, что налоговое управление, как и всякое управление, предполагает прогнозирование состояния налоговой системы в целом, планирование развития налоговой системы во взаимосвязи с развитием бюджетной системы и экономики, регулирование налогового процесса, а также реализацию функций анализа и контроля [5].

Исходя из этого, в качестве основных функций управления налогообложением можно выделить следующие:

– планирование и прогнозирование;

А в качестве поддерживающих и обеспечивающих эти функциональные стадии управленческого цикла а) организация и б) мотивация.

Планирование обеспечивает своевременность решений, позволяет избегать поспешности в решениях, устанавливает четкую цель и ясный способ ее реализации, а также даст возможность контролировать ситуацию.

Любая организация не может обходиться без планирования, так как необходимо принимать управленческие решения относительно [3]:

1. распределения ресурсов;

2. координации деятельности между отдельными подразделениями;

3. координации с внешней средой (рынком);

4. создания эффективной внутренней структуры;

5. контроля над деятельностью;

6. развития организации в будущем.

Посредством планирования устанавливаются основные направления усилий, которые обеспечивают достижение целей. В результате реализации этой функции управления намечается не только тот результат, который должен быть достигнут управляемой системой (в нашем случае системой налогообложения), но и выбирается эффективный способ достижения намеченного результата. Таким образом, главный смысл налогового планирования состоит в повышении эффективности функционирования системы налогообложения посредством целевой ориентации и выявления эффективных способов достижения целей и задач.

Содержание налогового регулирования теоретики и практики определяют по-разному, что объясняется несколькими причинами. Эта функция является связующим звеном между планированием и контролем, ибо призвана не только детально обосновать принятый вариант плана по ресурсам, методам и времени реализации, но и выявить, а затем зафиксировать на определенном уровне такую совокупность параметров плана (полную, но не избыточную), которую следует контролировать.Кроме того, в задачи регулирования входит определение в превентивном порядке тех возмущений, которые могут помешать исполнению плановых заданий. Следует подчеркнуть, что методы налогового регулирования имеют отличительные особенности, и связаны они со спецификой исполнения бюджетных заданий по налоговым поступлениям, по существу представляющих собой интегрированную составляющую разнообразных результатов хозяйственной и трудовой деятельности налогоплательщиков, ориентированных на реализацию собственных интересов. Теорией и практикой управления установлено, что главным средством, с помощью которого можно с тем или иным успехом устранить неподконтрольность релевантных переменных является мотивация через систему стимулов и (или) антистимулов. В свою очередь, антистимулы требуют принуждения. По этой причине методы налогового регулирования должны в обязательном порядке содержать мотивационные элементы и опираться на законодательные нормы, определяющие все стороны налогового производства и ответственность за их нарушение. Следует отметить, что мировая налоговая практика наработала целый комплекс стимулирующих и дестимулирующих методов и средств, которые позволяют сконструировать режим налогообложения, наиболее адекватный поставленным задачам [3].

Завершает перечень основных функций управления налогообложением – контроль. Контроль предполагает, во-первых, выявление и измерение того, что фактически достигнуто объектом управления за обозначенный период времени, во-вторых, сравнение достигнутого состояния с запланированными результатами и применение действий, направленных на устранение выявленных отклонений от запланированного состояния. Применительно к проблематике управления налогообложением налоговый контроль представляет собой завершающую стадию процесса управления налогообложением, предполагающую систематическую, конструктивную деятельность органов управления налогообложением по обеспечению исполнения бюджетно-налоговых заданий. В последние годы положение стало меняться. Контроль в управлении налогообложением, как собственно в процессе управления любым объектом, занимает существенное место. В процессе налогообложения налогоплательщики (организации и физические лица) допускают разнообразные нарушения по объективным или субъективным причинам, что при массовом характере таких нарушений может привести к срыву исполнения бюджетно-налоговых заданий по объемам поступлений и срокам. На налоговые органы возложена функция контроля за выполнением фискально-обязанными лицами (налогоплательщиками, налоговыми агентами, кредитными организациями) норм налогового законодательства, связанным в первую очередь с исчислением и уплатой налогов, а также надзором и контролем за ведением налогоплательщиками учета своих доходов и расходов [5].

Для полноты понимания всего спектра проблем управления налогообложением необходимо четко представлять, что все рассмотренные выше функции имеют две общие характеристики: все они при их реализации требуют принятия решений и информированности [3]. Принятие решений – это выбор того, что и как планировать, организовывать, контролировать, с помощью какой мотивации обеспечить реализацию указанных функций. Именно это, в общих чертах, и составляет содержание менеджмента. Коммуникационную структуру системы управления налогообложением образуют связи между налогоплательщиками и многочисленными органами управления (налоговой администрацией, органами законодательной и исполнительной власти и т.п.) по законодательной, бухгалтерской, отчетной и другой информации [4].

Таким образом, управление налогообложением – это наиболее социально выраженная сфера управленческих решений [1]. Это объясняется не только тем, что основные участники налоговых отношений (налогоплательщики и государство) имеют разнонаправленные интересы при уплате налогов и сборов, но и тем, что недостатки в управлении налогообложением затрагивают своими последствиями все общество: государство в целом и отдельные его регионы, отрасли непроизводственной сферы, межбюджетные отношения регионов с федеральным центром, непосредственно каждого члена общества. Все это может привести, в конечном счете, к кризисным состояниям экономики, к социальной напряженности в обществе.

1. Понятие, задачи и основные формы налогового менеджмента.

2. Налоговое прогнозирование и планирование.

3. Налоговое регулирование и налоговый контроль.

4. Государственный и корпоративный налоговый менеджмент.

1. Понятие, задачи и основные формы налогового менеджмента. Налоговый менеджмент – система государственного и корпоративного управления налоговыми потоками путем использования научно обоснованных рыночных форм и методов в принятии решений в области управления налоговыми доходами и налоговыми расходами на макро- и микроуровне с целью оптимизации налоговых потоков государством и предприятиями и повышения эффективности решений по выбору и рационализации форм и методов налогообложения, налогового планирования, регулирования и контроля. Субъекты налогового менеджмента – государство в лице законодательных и исполнительных органов власти, а также сами налогоплательщики – юридические лица (предприятия, организации). Объектом налогового менеджмента являются налоговые потоки, совершающие свое движение в результате выполнения налогами своих функций (совокупного эквивалента ценности услуг государства, фискальной, регулирующей и контрольной), а также налоговый процесс на макро- и микроуровне. Налоговый менеджмент предполагает принятие эффективных решений, определение способов сокращения рисков. У государства возникают риски недополучения запланированных налоговых доходов, а у предприятий – риски потери доходов в виде штрафных налоговых санкций в результате принятия неэффективных управленческих решений и действий.

Налоговый менеджмент в условиях функционирования государства и предприятий в рыночной среде следует рассматривать двояко: как процесс принятия управленческого решения и как систему управления.

Функции субъекта налогового менеджмента: организация налогового процесса, налоговое планирование (прогнозирование), налоговое регулирование и мотивация, налоговый контроль. Функции объекта налогового менеджмента: совокупного эквивалента ценности общественных благ, фискальная, регулирующая и контрольная.

Задачи налогового менеджмента: обеспечение налоговыми доходными источниками деятельности субъекта управления; эффективное использование налоговых доходов и налоговой прибыли; оптимизация входящих и исходящих налоговых потоков; обеспечение роста налоговой прибыли (разницы между налоговыми доходами и налоговыми расходами) при допустимом уровне налоговых рисков; минимизация налоговых рисков при заданном объеме налоговой прибыли; достижение финансовой устойчивости и платежеспособности субъекта управления; внедрение в практику управления системы налогового планирования и бюджетирования; повышение эффективности мер налогового регулирования и контроля.

Организационные принципы налогового менеджмента: взаимосвязь с общей системой управления экономикой и финансов; комплексный и стратегический характер принимаемых управленческих налоговых решений; динамизм налогового управления; многовариантность подходов и управленческих решений; учет фактора риска при принятии решений.

В соответствии с делением общей системы финансов на государственные финансы и финансы предприятий (организаций или корпораций) необходимо выделять два звена (уровня) налогового менеджмента:

– макроуровень – государственный налоговый менеджмент;

– микроуровень – налоговый менеджмент предприятий (организаций) или корпоративный налоговый менеджмент.

2. Налоговое прогнозирование и планирование. Планирование является процессом разработки планов развития объектов разного уровня. Прогнозирование, в отличие от планирования, является опережающим отражением будущего. Прогнозирование – вид познавательной деятельности, направленный на определение тенденций динамики конкретного объекта или события на основе анализа его состояния в прошлом и настоящем. Налоговое прогнозирование– обоснованное, опирающееся на реальные расчеты предположения о направлениях развития налоговой системы, возможных состояниях налоговых платежей в будущем, путях и сроках достижения этих состояний. Налоговое прогнозирование является частью бюджетного процесса, базой налогового и бюджетного планирования.

Прогноз строится на основании: 1) тщательного изучения информации о состоянии налоговой системы на данный момент; 2) определения в соответствии с выявленными закономерностями разных вариантов достижения предполагаемых налоговых показателей; 3) нахождения в результате анализа наилучшего варианта развития налоговых отношений.

Налоговое прогнозирование ориентирует на поиск оптимистического решения задач, на выбор наилучшего из возможных вариантов. В процессе налогового прогнозирования рассматриваются различные варианты налоговой политики государства, разные концепции развития налоговой системы с учетом множества экономических и социальных, объективных и субъективных факторов, действующих на разных уровнях.

Для составления прогнозов используютсядва подхода:генетический и нормативно-целевой. При генетическом подходе прогнозирование ведется от настоящего к будущему на основе установления причинно-следственных связей; при нормативно-целевом – определяются будущая цель и ориентиры движения к ней по нормативам, исследуются возможные события и меры, которые необходимо предпринять для достижения в перспективе заданного результата. Базой для налогового прогнозирования являются прогнозы социально-экономического развития страны, ее регионов на соответствующий период времени и статистическая информация по основным макроэкономическим показателям.

Анализ вариантов позволяет определять три возможных модели развития экономики: при наиболее благоприятных, средних и наихудших условиях. Эти модели берутся за основу прогнозов, при разработке которых выбирается наиболее вероятный вариант развития социально-экономических процессов в прогнозированном периоде. При этом учитываются осуществляемые государством меры по регулированию экономики, по стимулированию производства и т. п. Прогнозы позволяют правильно оценивать фактически складывающиеся в обществе тенденции развития и возможные последствия выполнения государственных целевых программ.




Основная задача налогового планирования и прогнозирования– экономически обоснованно обеспечить качественные и количественные параметры и соотношения налоговых начислений у налогоплательщика и бюджетных планов и перспективных программ социально-экономического развития страны исходя из разработанной и принятой в законодательном порядке налоговой концепции.

Прогнозирование является первой стадией планирования. Утвержденный прогноз становится планом. Налоговое планирование осуществляется в целях ориентации на максимально высокий уровень мобилизации налогов и сборов в бюджетную систему и проводится с учетом стратегических и краткосрочных ориентиров бюджетной и налоговой политики в соответствии с общими целями и задачами экономической политики государства. Налоговое планирование– основанный на прогнозных параметрах процесс определения наиболее эффективных направлений движения и оптимизации объема, состава и структуры входящих и исходящих налоговых потоков на предстоящий год и (или) перспективу государством и хозяйствующим субъектом.Государство стремится запланировать как можно больше налоговых доходов для бюджета и внебюджетных фондов, а предприятие – наметить уже в процессе планирования пути и методы снижения налоговых обязательств. Поэтому целью государственного налогового планирования является оптимальное по объему, составу и структуре финансовое обеспечение расходных полномочий органов власти всех уровней в рамках реализации концепции государственной экономической, финансовой, социальной и налоговой политики. Целью корпоративного налогового планирования является оптимизация налоговых потоков предприятием в рамках реализации его экономической, финансовой и налоговой политики.

Виды налогового планирования:

– стратегическое – долгосрочное планирование достижения стратегических целей, т. е. планирование налоговых потоков на длительную перспективу на основе стратегических параметров налоговой политики;

тактическое (текущее или оперативное) – это планирование на уровне отдельно взятых налогоплательщиков.

Процессы налогового менеджмента:налоговое прогнозирование; стратегическое и тактическое налоговое планирование, сводное налоговое планирование (разработка концепции налоговой политики); налоговое бюджетирование, ориентированное на результат; рациональное использование полученных доходов на финансирование эффективных расходов.

Методы налогового планирования (прогнозирования): балансовый, коэффициентов, от достигнутого, нормативный, регрессивно-корреляционный, прогнозной экстраполяции с помощью трендовых моделей.

Таким образом, планирование и прогнозирование в налогообложении являются особыми элементами системы выработки и принятия решений в сфере налоговых отношений государства и налогоплательщиков. С одной стороны, прогнозирование и планирование поступлений налогов и сборов является одной из хозяйственных функций государства. С другой стороны, прогнозирование и планирование налоговых обязательств налогоплательщиком является элементом управления денежными потоками при выработке финансовой стратегии, обеспечивающей достижение организацией стабильного положения на рынке и финансовой устойчивости.

3. Налоговое регулирование и налоговый контроль. Налоговое регулирование – составная часть процесса управления налогами, деятельность людей по использованию регулирующих возможностей налогов, которые могут быть использованы с различной эффективностью в рамках принятых налоговых заданий и налоговой концепции. Это процесс детальной разработки способов реализации налоговых планов, формирования и введения новых и корректировки действующих налоговых режимов, направленных на реализацию ценового, фискального, регулирующего и контрольного назначения налогов, получивших отражение в бюджетно-налоговых заданиях, целевых установках и налоговой концепции на конкретный период времени.Основная цель налогового регулирования – уравновешивание общественных, корпоративных и личных экономических интересов. Практика налоговых взаимоотношений показывает, что на сегодняшний день среди функций налогов реально выполняется только фискальная, тогда как регулирующая слабо срабатывает на практике.

Налоговый контроль – процесс, обеспечивающий достижение поставленных целей, задач и плановых параметров, в т. ч. путем применения налоговых санкций. Контроль предполагает выявление отклонений фактически достигнутых результатов за определенный период времени от запланированных, а также принятие мер, направленных на устранение выявленных отклонений. Необходимость такой функции управления связана с тем, что объект управления вследствие непредвиденных воздействий внешней среды, сбоев внутри самого объекта может отклоняться от намеченной для него линии поведения (плана). На стадии контроля одним из возможных решений может быть пересмотр первоначальных целей и задач в связи с невозможностью их реализации из-за изменившихся обстоятельств.

Основные задачи налогового контроля: правильное ведение финансовых документов; своевременное и должное заполнение регистров налоговой отчетности, деклараций, промежуточных расчетов налоговых платежей; обеспечение достоверности бухгалтерского и налогового учета.

Виды налогового контроля:

а) по направленности:

внешний (налоговые службы осуществляют контроль за обеспечением полноты и своевременности уплаты налогоплательщиками налогов и сборов, предусмотренных действующим законодательством);

внутренний (самоконтроль) (налоговые менеджеры следят за правильностью и своевременностью выполнения налоговых обязательств предприятиями с целью минимизации санкций за налоговые правонарушения);

б) по субъектам осуществления контроля:

государственный налоговый контроль – государственное воздействие на хозяйствующие субъекты, обязывающие их правильно формировать налоговую базу и исчислять причитающиеся с ней платежи;

корпоративный налоговый контроль – систематическая деятельность налогоплательщика по организации налогового учета на предприятии, самоконтроль за правильностью налоговых расчетов, выявление и устранение налоговых ошибок до проверки со стороны налоговых органов.

Принципы налогового контроля:

– соблюдение интересов государства и экономических контрагентов;

– доступность результатов налогового контроля для анализа со стороны государственных налоговых и таможенных администраций и банков;

– аналитичность и содержательность отчета по налоговому контролю для установления закономерностей потока денежных средств.

4. Государственный и корпоративный налоговый менеджмент. Государственный налоговый менеджмент– система управления органами государственной власти налоговыми потоками в рамках установленных процедур и элементов налогового процесса рыночно ориентированными формами и методами с целью финансового обеспечения производства и предоставления требуемого объема и качества общественных благ (выгод, услуг). Объектом государственного налогового менеджмента являются входящие и исходящие налоговые потоки, совершающие свое движение в рамках установленного налогового процесса от налогоплательщиков в бюджетную систему (систему бюджетов и внебюджетных фондов всех уровней) в порядке исполнения налоговых обязательств и используемые на прирост общественных благ, стимулирование экономического роста в стране и налоговое администрирование. Субъектами государственного налогового менеджмента выступают органы государственной законодательной и исполнительной власти, непосредственно осуществляющие управление потенциальными и фактическими налоговыми потоками, т. е. задействованные в налоговом процессе. Целью государственного налогового менеджмента является обеспечение устойчивого налогового равновесия, долгосрочной сбалансированной реализации налогами всех своих функций (денежного эквивалента ценности общественных благ, фискальной, регулирующей и контрольной) на основе рационализации процедур и элементов налогового процесса, оптимизации входящих и исходящих налоговых потоков. Центральное место в структуре государственного налогового менеджмента отводится оптимизации налоговых потоков путем принятия эффективных управленческих решений в области налоговых доходов, налоговых расходов и использования налоговой прибыли.

Задачигосударственного налогового менеджмента:

– анализ и оценка с налоговых позиций показателей экономического роста, финансового состояния налогоплательщиков, государственных доходов и расходов;

– обеспечение оптимального равновесия совокупного налогового бремени с объемом и качеством предоставляемых общественных благ, рационализация структуры налогового бремени и государственных расходов;

– разработка налоговой концепции и приоритетов налоговой политики в фискальном, регулирующем и контрольно-фискальном направлениях, обеспечение функционального налогового равновесия;

– принятие долгосрочных, стратегических налоговых решений в области определения оптимальных параметров и структуры системы налогов, принятие решений о замене или изменении отдельных их видов и (или) элементов налогообложения отдельных налогов;

– принятие стратегических решений по выбору наиболее эффективных форм и методов налогообложения и налогового регулирования, обеспечивающих необходимый фискальный и регулирующий эффект;

– разработка по доходной и расходной части среднесрочного и текущего налогового бюджета, управление его исполнением и мониторинг;

– прочие функции, связанные с защитой от рисков налоговых поступлений, снижением налоговых недоимок, созданием системы внутреннего контроля и информационного обеспечения и т. д.

Государственный налоговый менеджмент в целом и принятие налоговых решений осуществляется в рамках установленного налогового процесса и его элементов (налоговое право, система налогообложения, налоговая система, налоговая политика, налоговый механизм).

Корпоративный налоговый менеджмент – система управления налоговыми потоками коммерческой организации путем использования научно обоснованных рыночных форм и методов и принятия управленческих решений в области налоговых доходов и налоговых расходов на микроуровне. Особенностями корпоративного налогового менеджмента являются: организация процесса управления налоговыми потоками на предприятии; корпоративное налоговое планирование; корпоративное налоговое регулирование; корпоративный налоговый контроль (самоконтроль).

Управлением налоговыми платежами на большинстве предприятий занимается либо специалист финансового отдела (службы), либо (что нежелательно) бухгалтерия. Реже встречается внешнее управление налогами. Рационально, когда на предприятии, в его финансовой службе (а в крупных холдинговых структурах – в специально созданной налоговой службе) налоговыми потоками занимаются специалисты – налоговые менеджеры.

Процессы планирования и регулирования на предприятии очень тесно взаимосвязаны. Поэтому основные методические направления налогового планирования и регулирования рассматриваются в совокупности как единое целое, как налоговая оптимизация, т. е. оптимизация корпоративных налоговых доходов, налоговых расходов и налоговой прибыли путем налогового бюджетирования и других форм и методов корпоративного налогового планирования и регулирования.

Организация и реализация корпоративного налогового менеджмента создает возможность решения субъектами хозяйствования ряда проблем:

– получить дополнительный инструментарий для использования текущих и будущих благоприятных налоговых, финансовых и иных условий;

– более полно учесть изменения внешней среды;

– стимулировать участников налогового менеджмента с учетом результатов принятых управленческих решений, создать предпосылки для повышения классности и квалификации менеджеров;

– обеспечить более рациональное распределение и использование различных видов ресурсов хозяйствующего субъекта;

– повысить при минимальных затратах финансовую устойчивость и стоимость предприятия.

Критерием решения вопроса о необходимости организации корпоративного налогового менеджмента является уровень налогового бремени. Если удельный вес налогов не превышает 15 % чистой добавленной стоимости предприятия, то потребность в налоговом планировании и оптимизации минимальная; при более высоких значениях уровней налогового бремени необходима организация полноценного налогового менеджмента. Чем выше налоговое бремя, тем эффективнее будут затраты хозяйствующего субъекта по организации налогового менеджмента, тем выше цена принимаемых управленческих налоговых решений.

"Право и экономика", 2011, N 6

Платить налоги - обязанность.

Платить мало налогов - искусство.

В 1936 г. в Великобритании Палатой лордов рассматривалось дело "Служба внутренних доходов против герцога Вестминстерского", который, разделив зарплату своего садовника на две части, уменьшил налог на заработную плату. Суд постановил, что право налогоплательщика избегать налогов с использованием всех разрешенных законами средств никем не может быть оспорено. Мы не в Англии, сегодня не начало 20-го в., но принцип, сформулированный высшим судом Великобритании, стал первым случаем применения налогового менеджмента.

Понятие налогового менеджмента

Налоги как один из признаков государства появляются вместе с его образованием. На протяжении всей истории граждане ищут способы уклонения от уплаты налогов, а государство старается собрать их как можно больше. Каждый преследует свой собственный интерес: налогоплательщик - защитить свою собственность, а государство - увеличить доходы. Налоговый менеджмент призван найти компромисс между этими диаметрально противоположными интересами.

Вся предпринимательская деятельность организации соткана из налогов. Отдельные подразделения организации часто выполняют свои узкопрофильные функции, не выходя за их рамки. Поэтому нередко юридически грамотные договоры, составленные юристами, оборачиваются большими налоговыми платежами для организации, а бухгалтера в погоне за оптимизацией налогов нарушают законодательство.

На оптимальном сочетании экономического и юридического начал основывается налоговый менеджмент как особый экономико-правовой институт, затрагивающий все сферы деятельности организации.

Проблемы формирования теоретической основы налогового менеджмента, осуществляемого на предприятии и государством, влияния государственного налогового менеджмента на деятельность организаций относятся к вопросам, недостаточно разработанным в отечественной юридической и экономической науке. В качестве базовых следует отметить труды [1 - 4], которые непосредственно посвящены разработке категории налогового менеджмента. Например, в работе [2] налоговый менеджмент определен как "система корпоративного и государственного управления налоговыми потоками путем использования научно обоснованных рыночных форм и методов и принятия решений в области управления налоговыми доходами и налоговыми расходами на микро- и макроуровне". Одно из наиболее интересных определений налогового менеджмента следующее: "Налоговый менеджмент можно охарактеризовать как управление налогами предприятий-налогоплательщиков, регулирующее их финансовые взаимоотношения с государством в процессе перераспределения доходов хозяйствующих субъектов и формирования доходов бюджета" [4].

Среди недостатков указанных работ следует отметить слишком узкий подход к налоговому менеджменту, который сводится в основном к налоговому планированию или налоговой оптимизации. Данные проблемы входят в налоговый менеджмент, но только ими не ограничиваются. Еще одна проблема, связанная с определением налогового менеджмента, заключается в том, что юристы не занимались разработкой указанной дефиниции. Все авторы, изучающие налоговый менеджмент, являются экономистами, и в связи с этим рассматривают его с экономической точки зрения.

Среди юристов, несомненно, есть работы, являющиеся базой для дальнейшего изучения налогового менеджмента. В связи с этим необходимо отметить следующие работы: [6 - 8] - по налоговому планированию, [9 - 11] - по налогообложению и налоговому праву, [12, 13] - по налоговой ответственности. Тем не менее нельзя не видеть и узость теоретической базы, связанной непосредственно со взаимосвязью налогового менеджмента, налогового планирования и государственной политики, для выработки комплексного понимания предмета исследования и выявления направлений такой взаимосвязи.

Таким образом, налоговый менеджмент можно определить как целенаправленную, организующую деятельность субъектов, с одной стороны - государства и налогоплательщиков - с другой, с целью наиболее оптимального и юридически компетентного воздействия на налоговые фонды денежных средств, включая управление финансовыми активами, которые есть в наличии.

Какие факторы влияют на налоговые потоки организации?

Размер налогов зависит не только от получаемых доходов и осуществляемых расходов. На них влияет множество факторов - как внешних, не зависящих от руководства организации, так и внутренних, на которые можно влиять.

Внешние факторы, которые необходимо учитывать при проведении налогового менеджмента, следующие:

государственная налоговая политика;

система налогообложения (общий режим, упрощенный режим налогообложения и т.д.);

выбор организационно-правовой формы организации;

выбор вида деятельности и стратегии и т.д.

Внутренние факторы связаны с конкретной предпринимательской деятельностью налогоплательщика и зависят от каждой конкретной сделки и каждого конкретного решения руководителя или бухгалтера, например:

выбор контрагента по сделке;

выбор момента осуществления сделки и получения денег;

выбор вида договора и др.

Государственная политика: внимательно слушаем премьер-министра!

Когда финансовый кризис прочно обосновался в нашей стране, Правительство и законодатель предприняли много регулирующих мер для поддержки экономики. Одной из таких мер стали изменения налогового законодательства. Правда, некоторые из этих изменений носят временный характер.

Например, не все знают, как сложен и невыгоден общий порядок уплаты авансов по налогу на прибыль. Налог уплачивается вперед исходя из размера налога, уплаченного за предыдущий квартал. Если организация развивается стабильно, то кроме как на головной боли главного бухгалтера такой порядок на организации сильно не отражается. Другое дело - организация с нестабильным доходом. Она должна будет уплачивать авансовые платежи, даже если в текущем квартале не получает прибыли. Переплата ей, конечно, потом зачтется, но не скоро. За это время уплаченные в качестве налога деньги можно было пустить в оборот.

Премьер-министр, оказалось, знает о таком сложном порядке. Поэтому он предложил изменить данный порядок, но только в IV квартале 2008 г. Федеральный закон N 224-ФЗ, изменяющий данный порядок и позволяющий организациям уплатить авансы исходя из фактически полученной прибыли, вступил в силу 27 ноября 2008 г., в последний день, предусмотренный для уплаты авансов за ноябрь 2008 г.

Организации, которые "держали руку на пульсе" и успели заявить в налоговые органы об уплате авансов исходя из фактически полученной прибыли, сэкономили на налогах. Многие, конечно, не успели.

Это все уже в прошлом, но что можно успеть сейчас?

Сейчас можно пролистать летние налоговые изменения. В частности, Федеральный закон от 19 июля 2009 г. N 202-ФЗ предусмотрел, что с 1 августа по 31 декабря 2009 г. предельная величина процентов по долговым обязательствам, признаваемым в качестве расходов, будет равна ставке рефинансирования ЦБ РФ, увеличенной в два раза, - по рублевым обязательствам и на 22% - по валютным обязательствам. Кроме того, указанный Закон изменил предельный размер процентов по долговым обязательствам, выплаченных с 1 сентября 2008 г. по 31 августа 2009 г. До него данный размер учитываемых процентов был меньше.

Еще один пример: согласно Закону N 224-ФЗ организации, у которых размер задолженности по налогам превышает 10 млрд руб., вправе подать заявление в Министерство финансов РФ о предоставлении им отсрочки или рассрочки по уплате налогов, но данной льготой можно воспользоваться только до 31 декабря 2009 г.

В какой стране налоги лучше?

Выгоднее всего налогообложение в странах так называемого налогового рая, или офшорах. Однако пользоваться юрисдикцией таких стран для уменьшения налогов - не совсем законно, менее подозрительно будет создавать иностранные фирмы, если они нужны для ведения бизнеса, или пользоваться помощью профессионалов.

Для организаций, у которых есть только филиалы за границей, можно напомнить, что за работников-иностранцев, которые работают в иностранном офисе, можно не платить ЕСН (с 1 января 2010 г. - страховые взносы на социальное страхование).

Форма бизнеса: есть ли разница с налоговой точки зрения?

Выбор организационно-правовой формы для предпринимательской деятельности происходит без учета налоговой нагрузки при той или иной форме, а на основе других факторов. В этом есть логика, поскольку в основе налогового законодательства лежит принцип недискриминации. В Налоговом кодексе РФ отсутствуют нормы, прямо предусматривающие преимущества для тех или иных организационно-правовых форм. Исключение составляют лишь некоторые некоммерческие организации. Однако в Налоговом кодексе РФ можно найти нормы, влияющие на налоговые преимущества косвенно.

Например, гражданским законодательством установлен различный алгоритм увеличения уставного капитала ООО и АО, соответственно, в Налоговом кодексе РФ предусматривается различное налогообложение. В АО увеличение уставного капитала осуществляется путем увеличения номинальной стоимости акций или выпуска дополнительных акций. Подпунктом 53 п. 1 ст. 333.33 НК РФ установлен размер государственной пошлины за государственную регистрацию выпуска эмиссионных ценных бумаг, размещаемых путем подписки, - 0,2% номинальной суммы выпуска (дополнительного выпуска), но не более 100 тыс. руб. В ООО при увеличении уставного капитала необходима только государственная регистрация изменений в уставе общества, которая облагается государственной пошлиной согласно пп. 3 п. 1 ст. 333.33 НК РФ в размере 400 руб.

Выбираем режим налогообложения

Ранее считалось, что на упрощенном режиме налогообложения могут находиться только малые и средние предприятия. После 1 января 2003 г. главными критериями для перехода на упрощенную систему стали размер выручки и стоимость основных средств, позволяющие довольно большому количеству организаций перейти на данный режим.

После недавних изменений (Федеральный закон от 19 июля 2009 г. N 204-ФЗ) с 2010 г. пороговое значение размера выручки от реализации, позволяющей применять упрощенную систему, было увеличено до 60 млн руб. Действовать новый порядок будет недолго - только до 1 января 2013 г.

Упрощенная система налогообложения, конечно, предусматривает замену нескольких налогов единым налогом, ставка которого меньше. Организация, применяющая ее, перестает быть налогоплательщиком НДС, следовательно, не выставляет счета-фактуры и является менее привлекательным контрагентом для других юридических лиц. Перечень расходов, уменьшающих налогооблагаемую базу, точно поименован, и организация не сможет уменьшать свои доходы на расходы, не упомянутые в ст. 346.16 НК РФ, в отличие от организации, находящейся на общем режиме налогообложения.

Таким образом, при выборе режима налогообложения именно за руководителем, а не бухгалтером должно оставаться последнее слово - что выгоднее для конкретной организации.

Выбираем, чем заняться

В зависимости от вида предпринимательской деятельности, которой занимается организация, Налоговым кодексом РФ установлены те или иные особенности налогообложения. В основном они касаются банков, страховщиков, других кредитных организаций. Кроме того, особенности, выраженные в пониженных налоговых ставках, а также в освобождении от уплаты НДС и акцизов, предусмотрены в отношении нотариусов и адвокатов.

Отдельную головную боль бухгалтерам доставляют филиалы организации. Правда, используя разные методы распределения прибыли между головной организацией и филиалом, предусмотренные ст. 288 НК РФ, можно изменять размер уплачиваемого налога на прибыль, но только в случае, если один из них находится в субъекте Российской Федерации, в котором установлена пониженная ставка.

Пусть за нас налоги заплатит контрагент

Налоговые последствия для организации могут зависеть от того, кто является контрагентом по сделке. В частности, если организация заключает какие-либо договоры с физическим лицом, не являющимся индивидуальным предпринимателем, организация с выплат такому лицу должна заплатить ЕСН (страховые взносы на социальное страхование - с 1 января 2010 г.), а также удержать и перечислить в бюджет НДФЛ в качестве налогового агента.

Другая ситуация: если организация заключает договор с индивидуальным предпринимателем или организацией - такой контрагент все налоги платит сам за себя.

Аналогичная проблема может возникнуть при заключении договоров с иностранными организациями, не имеющими постоянного представительства на территории Российской Федерации.

Статус контрагента важен также с точки зрения использования вычета по НДС. Если продавец является плательщиком НДС, то выставит счет-фактуру с выделенной строкой НДС, который мы сможем принять к вычету. Если организация освобождена от уплаты НДС в силу ст. 145 НК РФ или использования специального налогового режима, сократить размер налога, подлежащий уплате, на сумму вычета она уже не сможет .

Постановление Президиума ВАС РФ от 30 октября 2007 г. N 8686/07 по делу N А60-20550/06-С8.

Получать доход хочется всегда. Когда это более выгодно?

В какой момент считается, что организация получила доход? В момент, когда она отправила товар или получила за него деньги? А когда она осуществила расход? Когда начислила зарплату или выплатила ее? Для этих целей в Налоговом кодексе РФ введено понятие "момент определения налоговой базы".

Существует два метода определения налоговой базы: метод начисления и кассовый метод (применительно к НДС - по отгрузке и по оплате). Организация, которая использует метод начисления, признает доходы и расходы в момент их отражения в своих документах, иными словами, в момент отгрузки товара или начисления заработной платы работникам. Организация, которая использует кассовый метод, признает доходы и расходы в момент получения (или перечисления) денег, т.е. в момент получения платы за товар или выплаты заработной платы.

Таким образом, для организаций, которые торгуют с рассрочкой платежа, выгоднее использовать кассовый метод, поскольку в этом случае отодвигаются момент возникновения налоговой базы и, соответственно, обязанности уплатить налог. Для организаций, которые при торговле товарами получают авансы, а только потом отгружают товар, выгоднее использовать метод начисления.

Кассовый метод могут применять не все организации, а только те, у которых выручка от реализации (без учета НДС) в среднем за предыдущие четыре квартала не превысила 1 млн руб. за каждый квартал (п. 1 ст. 273 НК РФ).

Учитывая сложный порядок уплаты авансовых платежей по налогу на прибыль, для крупных организаций выгоднее в III квартале уменьшать доходы и показывать больше расходов. Учитывая, что авансовые платежи в четвертом квартале и в первом квартале следующего года зависят от авансового платежа за третий квартал, для организации выгоднее "перекинуть" свои доходы с третьего квартала на четвертый. Такой подход не уменьшит размер налога, подлежащего уплате за год в абсолютном размере, но позволит отодвинуть момент уплаты и оставить деньги в обороте.

Меняем один договор на другой

Иногда вид договора может влиять на налоговые платежи организации. Например, трудовой договор заменяется гражданско-правовым, договор оказания услуг физическим лицом подразделяется на договор оказания услуг и договор покупки материалов, договор ввоза оборудования, требующего монтажа и установки, - на договор ввоза оборудования и договор монтажа.

Правда, этот метод налогового менеджмента является самым спорным и при его использовании следует учитывать, что если форма сделки не соответствует отношениям, которые фактически реализуются между сторонами по сделке, то возникают налоговые последствия, соответствующие существу сделки или реально возникшим отношениям. В соответствии со ст. 45 НК РФ налоговые органы имеют право иной юридической квалификации сделки, характера деятельности, статуса налогоплательщика. Доначислить налоги и признать сделку недействительной налоговые органы могут только через суд, что подтверждается Определением Конституционного Суда РФ от 8 июня 2004 г. N 226-О, Постановлениями Президиума ВАС РФ от 15 марта 2005 г. N 13885/04, от 7 июня 2005 г. N 924/05, от 7 июня 2005 г. N 2748/05.

Примечание. Ведение предпринимательской деятельности - дело достаточно свободное и добровольное, чего нельзя сказать о налогах. Пользуясь всеми возможностями предпринимательства и планируя конкретные шаги, надо не забывать о налоговых последствиях. Ведь в нашей стране нельзя быть полностью свободным, и налоговые тиски - одно из ощутимых обязательств.

Частное образовательное учреждение

Южный институт менеджмента

А.А. Белоусова,А.В. Белоусова

Налоговый менеджмент

Учебное пособие для студентов

направления 080100 «Экономика»

ББК 65. 261. 41-18

УДК 336.225

Б 43

Рецензенты:

Баладыга Э.Г.,канд.экон.наук, доцент кафедры финансов и кредита Краснодарского филиала ФГБОУ ВПО «РЭУ им. Г.В. Плеханова»

Ярушкина Е.А.,канд.экон.наук, доцент кафедры бухгалтерского учета, анализа и аудита ЧОУ ВО ЮИМ

Б43А.А. Белоусова, А.В. Белоусова.Налоговый менеджмент. Учебное пособие для студентов направления 080100 «Экономика», – Краснодар: ЮИМ, 2015. – 33 с.

Рекомендовано к изданию научно-методическими Советом ЮИМ (протокол № 8 от 14.04.2015 г.)

© Издательство ЮИМ, 2015

© Белоусова А.В., Белоусова А.А., 2015

СОДЕРЖАНИЕ

Лекция 1: Налоговый менеджмент как функция управления финансами хозяйствующего субъекта 5

1.Содержание и элементы налогового менеджмента организации. 5

2. Сущность корпоративного налогового менеджмента и его цель. 6

3. Этапы развития налогового менеджмента в Российской Федерации. 7

Лекция 2: Организационный механизм функционирования налогового менеджмента в организациях 9

1. Характеристика организационных структур корпоративного налогового менеджмента 9

2. Последовательность формирования налогового менеджмента на предприятии 10

3. Взаимодействие подразделений налогового менеджмента с другими структурами хозяйствующего субъекта 12

Лекция 3: Информационное обеспечение налогового менеджмента. 13

1. Роль информации в повышении эффективности корпоративного налогового менеджмента 13

2. Требования, предъявляемые к формированию информационной системы налогового менеджмента 14

3. Характеристика специфической информации, используемой в налоговом менеджменте 15

Лекция 4: Документационное обеспечение налогового менеджмента. 15

1. Учетная политика организации для целей налогообложения. 15

2. Договорная политика организации. 17

3. Ценовая политика организации. 18

Лекция 5: Планирование налоговых платежей в системе управления финансами предприятия 19

1. Роль налогового планирования в управлении финансами хозяйствующего субъекта 19

2. Характеристика этапов налогового планирования. 20

3. Способы налогового планирования. 21

4. Налоговый бюджет организации. 22

Лекция 6: Оценка эффективности принимаемых управленческих решений в области налогового менеджмента 23

1. Оценка эффективности налогового менеджмента. 23

2. Налоговые риски в корпоративном менеджменте. 24

Лекция 7: Зарубежный опыт налогового менеджмента в организациях. 25

1. Организация корпоративного налогового менеджмента в экономически развитых странах 25

2. Возможности применения зарубежного опыта в РФ. 28

Лекция 1: Налоговый менеджмент как функция управления финансами хозяйствующего субъекта

1.Содержание и элементы налогового менеджмента организации

2. Сущность корпоративного налогового менеджмента и его цель

3.Этапы развития налогового менеджмента в Российской Федерации

Содержание и элементы налогового менеджмента организации

Налоговый менеджмент – это система управления налоговыми потоками коммерческой организации путем использования научно обоснованных рыночных форм и не противоречащих действующему законодательству методов принятия управленческих решений в области налоговых доходов и налоговых расходов на микроуровне.

Субъектами налогового менеджмента выступают сами налогоплательщики – юридические лица (предприятии, организации).

Объектом корпоративного налогового менеджмента являются налоговые потоки, совершающие свое движение в результате выполнения налогами своих функций, а также налогового процесса на микроуровне.

Предмет корпоративного налогового менеджмента включает в себя:

- организация процесса управления налоговыми потоками на предприятии;

- корпоративное налоговое планирование;

- корпоративное налоговое регулирование;

- корпоративный налоговый контроль (самоконтроль).

Управление налоговыми платежами в большинстве российских организаций занимается либо специалист финансового отдела, либо бухгалтерии. Реже практикуется внешнее управление налогами.

Организация и реализация корпоративного налогового менеджмента позволяет:

1) получить дополнительный инструментарий для использования текущих и будущих благоприятных налоговых, финансовых и иных условий;

2) более полно учесть изменения внешней среды;

3) стимулировать участников налогового менеджмента с учетом результатов принятых управленческих решений создавать предпосылки для повышения квалификации менеджеров;

4) обеспечить более рациональное распределение и использование различных видов ресурсов хозяйствующего субъекта;

5) повысить при минимальных затратах финансовую устойчивость и стоимость предприятия.

Важным критерием решения вопроса о необходимости организации хозяйствующим субъектом корпоративного налогового менеджмента является уровень налоговой нагрузки. Если удельный вес налоговых издержек (налоговая нагрузка) не превышает 15% общей суммы выручки хозяйствующего субъекта, то потребность в налоговом планировании и оптимизации налоговых затрат минимальная. При более высоком уровне налоговой нагрузки необходима организация полноценного налогового менеджмента.

Сущность корпоративного налогового менеджмента и его цель

Налоговый менеджмент, прежде всего, связан с оптимизацией издержек и налоговым планированием. Довольно часто можно услышать мнение, что целью управления налогами на предприятии является их минимизация. В этом случае налоговое управление сводится лишь к простому сокращению своих налоговых обязательств. Однако корпоративный налоговый менеджмент как вид управленческой деятельности шире, многообразнее обычного стремления налогоплательщика минимизировать налоговые платежи.

Организацию, внедряющую у себя методы налогового менеджмента, должна интересовать не столько сама величина уплачиваемых налогов, сколько эффективность принимаемых решений по вложению высвободившихся в результате оптимизации налоговых потоков средств, т.е. результативность управленческих решений в области финансового менеджмента. Это и есть оптимизация налогов, основанная на выборе эффективных решений. Поэтому целью корпоративного налогового менеджмента является оптимизация налогов, т.е. рациональная многовариантная минимизация налоговых платежей, получение на этой основе экономии, дополнительных доходов и эффективное их вложение в развитие предприятия и иные экономически обоснованные затраты. В принципе, минимизация и оптимизация преследуют одну цель – снижение налогового бремени налогоплательщиков, однако если минимизация замыкается в локальных ситуациях, то оптимизация имеет системный характер, тесно увязанный с критериальной оценкой вариантов и с финансовой политикой предприятия.

Оптимизация налогов осуществляется в процессе налогового планирования, налогового регулирования и внутреннего налогового контроля организацией. Важнейшая роль в оптимизации налоговых потоков отводится методам налогового планирования, которое в широком его понимании содержит в себе и разработку налоговой политики организации, и методы налогового регулирования и налогового контроля, применяемые налогоплательщиком. В самом общем виде в инструментарий налогового планирования включаются методы налогового бюджетирования, применения налоговых льгот и других, не запрещенных законом способов минимизации налоговых платежей, применения трансфертного ценообразования и пробелов в налоговом законодательстве, реализации налоговой политики организации и налогового учета. Если оптимизация налогов – это цель корпоративного налогового менеджмента, то налоговое планирование – это комплекс методов, инструментов достижения цели налогового менеджмента. Налоговая оптимизация и налоговое планирование предполагают такую управленческую деятельность налогоплательщиков, которая даёт возможность не только снизить налоговую нагрузку в сиюминутной ситуации, но и обеспечить долговременную экономию на налогах, получить экономический эффект от ее вложения, избежать или снизить риск возможных штрафных санкций в перспективе.

Дата добавления: 2018-08-06 ; просмотров: 874 ; Мы поможем в написании вашей работы!

Понимание налогового менеджмента как системы управления расширяет его понимание как процесса принятия управленческого решения на основе системного подхода к взаимодействию субъекта и объекта управления.

Субъектами налогового менеджмента выступают государство в лице законодательных и исполнительных органов власти (Федеральное собрание Российской Федерации, Президент РФ, Правительство РФ, Министерство финансов РФ, Федеральная налоговая служба, Федеральная таможенная служба, другие государственные структуры и учреждения, включая аналогичные органы власти и службы субъектов РФ), а также налогоплательщики – юридические лица (предприятия, организации, корпорации) и их специальные подразделения (отделы, группы лиц), обеспечивающие управление налогами (налоговыми потоками, налоговыми доходами и расходами) на макро– и микроуровне, соответственно.

Объектом налогового менеджмента, как уже отмечалось, являются входящие и исходящие налоговые потоки, выступающие в форме налоговых доходов и расходов субъектов управления, а также совокупность условий функционирования налогового процесса на уровне экономики, региона и отдельных предприятий (организаций, корпораций). Объект налогового управления – сложная, динамичная и относительно открытая система. Относительность открытости налогового менеджмента как системы управления обусловлена монополизмом государства в установлении спроса на налоги (системы налогов, элементов налогообложения отдельных налогов, других правил и условий налогообложения и налогового процесса), скрытностью для внешней среды (конфиденциальностью) попыток и действий организаций – налогоплательщиков по минимизации налоговых платежей и оптимизации налоговых потоков и другими причинами. Динамичность названной системы обусловлена динамичностью (в современной России даже чрезмерной, граничащей с неустойчивостью, а значит с повышенным риском) налогового законодательства, налоговой системы, налоговой политики и всего налогового процесса, изменениями экономики, рыночной среды и т. д. Подвижность внутренней и внешней среды и характера взаимоотношений государства и налогоплательщиков, неоднозначность критериев оценки деятельности субъектов управления делают процесс управления сложным и одновременно творческим.

Взаимодействие субъекта и объекта налогового менеджмента осуществляется через постановку стратегических и тактических целей. Это центральное звено системы управления, от которого зависит выбор налоговых форм, методов и инструментов менеджмента. Эффективность налогового менеджмента и определяется, прежде всего, достижением управленческих целей. С учетом вышесказанного можно схематично построить взаимосвязи элементов налогового менеджмента как системы управления налоговыми потоками (налоговыми доходами и расходами), представленные на рис. 3.

Цели определяются субъектом налогового менеджмента исходя из конкретных условий его функционирования и внешней среды, а также качественного состояния налогового процесса. Основной целью налогового менеджмента является получение налоговой прибыли (не надо путать ее с обычной прибылью), обеспечение финансовой устойчивости и доходности на основе применения эффективных налоговых форм, методов и инструментов управления и эффективного вложения (расходования) налоговых доходов и прибыли.

Рис. 3. Взаимосвязи элементов налогового менеджмента как системы управления

При этом важнейшее значение имеет стратегическая цель, в которую закладываются общее направление и способы формирования и использования налоговых доходов (прибыли). В рамках стратегии субъекта налогового менеджмента осуществляется подбор адекватных тактических цели и задач, налоговых методов, инструментов и приемов воздействия на экономику, финансы, налоговые потоки соответствующего уровня. Постановка новой цели означает разработку новой стратегии и тактики, а корректировка первой – корректировку вторых.

Цель должна быть выражена определенными показателями (сумма налоговых доходов и расходов, налоговой прибыли, абсолютные и относительные показатели эффективности, включая экономический роста, уровень налогового бремени и т. п.). Это относится и к стратегическим, и к тактическим целям и к задачам, в реализацию которых подбираются стратегические и тактические налоговые формы, методы, инструменты и приемы налогового менеджмента (диагностика налоговой деятельности, использование элементов налогообложения конкретных налогов, налоговое регулирование и контроль, налоговое планирование, оценка налоговых рисков и эффективности налоговых доходов и расходов и др.). Важнейшим способом управления является налоговое бюджетирование, которое предполагает балансирование налоговых доходов и налоговых расходов. В этой связи, отличительной чертой налогового менеджмента является многовариантность, комбинация стандартных подходов с индивидуальными решениями, учитывающими конкретную ситуацию.

Рассматривая сущность налогового менеджмента, нельзя не сказать о его функциях. Поскольку налоговый менеджмент является системой управления, постольку следует выделять функции субъекта и функции объекта этой системы. Функциями субъекта налогового менеджмента являются традиционные функции управления вообще с учетом налоговой специфики: организация налогового процесса, налоговое планирование (прогнозирование), налоговое регулирование и мотивация, налоговый контроль. Функциями объекта налогового менеджмента выступают функции налогов: совокупного эквивалента ценности общественных благ, фискальная, регулирующая и контрольная. Функции объекта предполагают потенциальную возможность реализации объективной сущности налогов, а функции субъекта налогового менеджмента связаны с деятельностью по реализации функций объекта на практике.

Задачи налогового менеджмента являются следующие:

  • обеспечение налоговыми доходными источниками деятельности субъекта управления;
  • эффективное использование налоговых доходов и налоговой прибыли;
  • оптимизация входящих и исходящих налоговых потоков;
  • обеспечение роста налоговой прибыли (разницы между налоговыми доходами и налоговыми расходами) при допустимом уровне налоговых рисков;
  • минимизация налоговых рисков при заданном объеме налоговой прибыли;
  • достижение финансовой устойчивости и платежеспособности субъекта управления;
  • внедрение в практику управления системы налогового планирования и бюджетирования;
  • повышение эффективности мер налогового регулирования и налогового контроля;
  • другие задачи.

Результатом решения этих задач является обеспечение налогового равновесия и сбалансированности налоговых потоков, т. е. надлежащее выполнение налоговым менеджментом всех своих функций.




Как любая организационная структура налоговый менеджмент строится на определенных организационных принципах, среди которых можно выделить следующие:

  • взаимосвязь с общей системой управления экономикой и финансов;
  • комплексный и стратегический характер принимаемых управленческих налоговых решений;
  • динамизм налогового управления;
  • многовариантность подходов и управленческих решений;
  • учет фактора риска при принятии решений.

Названные принципы являются минимальными общими требованиями к построению рациональной системы налогового менеджмента на макро– и микроуровне.

Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет

Читайте также: