Об основах налоговой системы в российской федерации

Опубликовано: 23.04.2024

РОССИЙСКАЯ ФЕДЕРАЦИЯ

ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ЗАКОН

О внесении изменений и дополнений в часть вторую Налогового кодекса Российской Федерации и статью 20 Закона Российской Федерации "Об основах налоговой системы в Российской Федерации"

Принят Государственной Думой 1 ноября 2001 года

Одобрен Советом Федерации 14 ноября 2001 года

(В редакции федеральных законов от 07.07.2003 № 117-ФЗ; от 29.07.2004 № 95-ФЗ)

Статья 1. Часть вторую Налогового кодекса Российской Федерации (Собрание законодательства Российской Федерации, 2000, № 32, ст. 3340; 2001, № 1, ст. 18; № 23, ст. 2289; № 33, ст. 3413, 3421) дополнить разделом IX следующего содержания:

"РАЗДЕЛ IX.РЕГИОНАЛЬНЫЕ НАЛОГИ И СБОРЫ

ГЛАВА 27. Налог с продаж

Статья 347. Общие положения

Налог с продаж (далее в настоящей главе - налог) устанавливается настоящим Кодексом и законами субъектов Российской Федерации, вводится в действие в соответствии с настоящим Кодексом законами субъектов Российской Федерации и обязателен к уплате на территории соответствующего субъекта Российской Федерации.

Устанавливая налог, субъект Российской Федерации определяет ставку налога, порядок и сроки его уплаты, форму отчетности по данному налогу.

Статья 348. Налогоплательщики

1. Налогоплательщиками налога с продаж (далее в настоящей главе - налогоплательщики) признаются:

2) индивидуальные предприниматели.

2. Организации и индивидуальные предприниматели, указанные в настоящей статье, признаются налогоплательщиками, если они реализуют товары (работы, услуги) на территории того субъекта Российской Федерации, в котором установлен указанный налог.

Статья 349. Объект налогообложения

Объектом налогообложения признаются операции по реализации физическим лицам товаров (работ, услуг) на территории субъекта Российской Федерации. Операции по реализации товаров (работ, услуг) признаются объектом налогообложения в том случае, если такая реализация осуществляется за наличный расчет, а также с использованием расчетных или кредитных банковских карт.

Статья 350. Операции, не подлежащие налогообложению (освобождаемые от налогообложения)

1. Не подлежат налогообложению (освобождаются от налогообложения) операции по реализации физическим лицам следующих товаров (работ, услуг):

хлеба и хлебобулочных изделий, молока и молокопродуктов, масла растительного, маргарина, муки, яйца птицы, круп, сахара, соли, картофеля, продуктов детского и диабетического питания;

детской одежды и обуви;

лекарств, протезно-ортопедических изделий;

жилищно-коммунальных услуг, услуг по сдаче в наем населению жилых помещений, а также услуг по предоставлению жилья в общежитиях;

зданий, сооружений, земельных участков и иных объектов, относящихся к недвижимому имуществу, а также ценных бумаг;

путевок (курсовок) в санаторно-курортные и оздоровительные учреждения, учреждения отдыха, реализуемых инвалидам;

товаров (работ, услуг), связанных с учебным, учебно-производственным, научным или воспитательным процессом и производимых образовательными учреждениями;

учебной и научной книжной продукции;

периодических печатных изданий, за исключением периодических печатных изданий рекламного или эротического характера;

услуг в сфере культуры и искусства, оказываемых учреждениями и организациями культуры и искусства (театрами, кинотеатрами, концертными организациями и коллективами, клубными учреждениями, в том числе сельскими, библиотеками, цирками, лекториями, планетариями, парками культуры и отдыха, ботаническими садами, зоопарками) при проведении ими театрально-зрелищных, культурно-просветительных мероприятий, в том числе операции по реализации входных билетов и абонементов;

услуг по содержанию детей в дошкольных учреждениях и уходу за больными и престарелыми;

услуг по перевозке пассажиров транспортом общего пользования муниципального образования (за исключением такси), а также услуг по перевозкам пассажиров в пригородном сообщении морским, речным, железнодорожным и автомобильным транспортом;

услуг, оказываемых кредитными организациями, страховщиками, негосударственными пенсионными фондами, профессиональными участниками рынка ценных бумаг в рамках их деятельности, подлежащей лицензированию, а также услуг, оказываемых коллегиями адвокатов;

ритуальных услуг похоронных бюро, кладбищ и крематориев, услуг по проведению обрядов и церемоний религиозными организациями;

услуг, оказываемых уполномоченными органами государственной власти и органами местного самоуправления, за которые взимаются соответствующие виды пошлин и сборов.

2. В случае, если налогоплательщиком осуществляются операции, подлежащие налогообложению, и операции, не подлежащие налогообложению (освобождаемые от налогообложения) в соответствии с настоящей статьей, налогоплательщик обязан вести раздельный учет таких операций.

Статья 351. Налоговая база

Налоговая база определяется как стоимость реализованных товаров (работ, услуг), исчисленная исходя из применяемых цен (тарифов) с учетом налога на добавленную стоимость и акцизов (для подакцизных товаров) без включения в нее налога.

Статья 352. Налоговый период

Налоговый период устанавливается как календарный месяц.

Статья 353. Налоговая ставка

1. Налоговая ставка устанавливается законами субъектов Российской Федерации в размере не выше 5 процентов.

2. Не допускается установление дифференцированных налоговых ставок в отношении операций по реализации отдельных видов товаров (работ, услуг) в пределах налоговой ставки, установленной пунктом 1 настоящей статьи.

3. Не допускается установление дифференцированных налоговых ставок в зависимости от того, кто является налогоплательщиком или покупателем (заказчиком, отправителем) товаров (работ, услуг).

Статья 354. Порядок исчисления налога

1. Сумма налога исчисляется как соответствующая налоговой ставке процентная доля налоговой базы.

Сумма налога включается налогоплательщиком в цену товара (работы, услуги), предъявляемую к оплате покупателю (заказчику, отправителю).

2. Налог подлежит уплате по месту осуществления операций по реализации товаров (работ, услуг), подлежащих налогообложению в соответствии с настоящим Кодексом.

3. В случае, если в соответствии с условиями договора комиссии (договора поручения, агентского договора) фактическая реализация товаров (работ, услуг) покупателям производится комиссионером (поверенным, агентом) и денежные средства за реализованный товар (работы, услуги) поступают в кассу (на расчетный счет) комиссионера (поверенного, агента), обязанность по уплате налога и перечислению его в бюджет возлагается на комиссионера (поверенного, агента), который признается в этом случае налоговым агентом. При этом сумма налога исчисляется исходя из полной цены товара (работ, услуг), включающей вознаграждение комиссионера (поверенного, агента). Комитент (доверитель, принципал) при получении выручки от комиссионера (поверенного, агента) налог не уплачивает, если этот налог уплачен комиссионером (поверенным, агентом).

В случае, если в соответствии с условиями договора комиссии (договора поручения, агентского договора) фактическая реализация товаров (работ, услуг) покупателям производится комиссионером (поверенным, агентом), а денежные средства за реализованный товар (работы, услуги) поступают в кассу (на расчетный счет) комитента (доверителя, принципала), налог уплачивается в бюджет комитентом (доверителем, принципалом). При этом сумма налога исчисляется комитентом (доверителем, принципалом) исходя из полной цены товара.

4. Датой осуществления операций по реализации товаров (работ, услуг), признаваемых объектом налогообложения, считается день поступления средств за реализованные товары (работы, услуги) на счета в банках, или день поступления выручки в кассу, или день передачи товаров (работ, услуг) покупателю.

Статья 355. Особенности исчисления и уплаты налога по месту нахождения обособленных подразделений организации

Организация, осуществляющая операции по реализации товаров (работ, услуг) через свои обособленные подразделения, находящиеся вне места нахождения этой организации, уплачивает налог на территории того субъекта Российской Федерации, в котором осуществляются операции по реализации товаров (работ, услуг), исходя из стоимости реализованных через это обособленное подразделение товаров (работ, услуг).".

(Утратила силу - Федеральный закон от 29.07.2004 № 95-ФЗ)

(Утратила силу - Федеральный закон от 07.07.2003 № 117-ФЗ)

Статья 4. Настоящий Федеральный закон вступает в силу по истечении одного месяца со дня его официального опубликования, за исключением статей 1 и 2 настоящего Федерального закона, которые вступают в силу с 1 января 2002 года.

Глава 27 "Налог с продаж" части второй Налогового кодекса Российской Федерации утрачивает силу с 1 января 2004 года.

Предложить Президенту Российской Федерации и поручить Правительству Российской Федерации привести свои нормативные правовые акты в соответствие с настоящим Федеральным законом.

  • +
    –
    Глава II. Виды налогов и компетенция органов государственной власти (ст.ст. 18 - 21)
    • Статья 18. Виды налогов, взимаемых на территории Российской Федерации
    • Статья 19. Федеральные налоги. Специальные налоговые режимы
    • Статья 20. Налоги республик в составе Российской Федерации и налоги краев, областей, автономной области, автономных округов
    • Статья 21. Местные налоги

Закон РФ от 27 декабря 1991 г. N 2118-I
"Об основах налоговой системы в Российской Федерации"

С изменениями и дополнениями от:

16 июля, 22 декабря 1992 г., 21 мая 1993 г., 1 июля 1994 г., 21 июля 1997 г., 31 июля, 22 октября, 18 ноября, 29 декабря 1998 г., 10 февраля, 17 июня, 8 июля 1999 г., 5 августа 2000 г., 24 марта, 6, 8 августа, 27 ноября, 29, 31 декабря 2001 г., 24 июля, 27, 31 декабря 2002 г., 6 июня, 7 июля, 11 ноября 2003 г., 28 июля 2004 г.

ГАРАНТ:

Федеральным законом от 29 июля 2004 г. N 95-ФЗ настоящий Закон признан утратившим силу с 1 января 2005 г.

Информация об изменениях:

Федеральным законом от 31 июля 1998 г. N 147-ФЗ с 1 января 1999 г. настоящий Закон признан утратившим силу за исключением пункта 2 статьи 18 и статей 19, 20 и 21

ГАРАНТ:

См. Постановление ВС РФ от 27 декабря 1991 г. N 2119-1 "О порядке введения в действие Закона Российской Федерации "Об основах налоговой системы в Российской Федерации"

Президент Российской Федерации

Москва, Дом Советов России,

27 декабря 1991 года,

Закон определяет общие принципы построения налоговой системы в РФ, налоги, сборы, пошлины и другие платежи, а также права, обязанности и ответственность налогоплательщиков и налоговых органов.

Установлено, что налоговую систему образует совокупность налогов, сборов, пошлин и других платежей, взимаемых в установленном порядке. Закон выделяет три вида налогов, взимаемых на территории РФ: федеральные налоги, региональные налоги, местные налоги. Перечислены налоги, относящиеся к каждому из этих видов.

Согласно закону, один и тот же объект может облагаться налогом одного вида только один раз за определенный законом период налогообложения.

Срок исковой давности по претензиям, предъявляемым к физическим лицам по взысканию налогов в бюджет, составляет три года. Бесспорный порядок взыскания недоимок по налогам с юридических лиц может быть применен в течение шести лет с момента образования указанной недоимки.

Закон вводится в действие с 1 января 1992 года, за исключением положений о порядке распределения в бюджетную систему налогов на добавленную стоимость и прибыль предприятий и организаций.

Закон РФ от 27 декабря 1991 г. N 2118-1 "Об основах налоговой системы в Российской Федерации"

Настоящий Закон вводится в действие с 1 января 1992 г.

Текст Закона опубликован в "Российской газете" от 10 марта 1992 г., в Ведомостях Съезда народных депутатов РФ и Верховного Совета РФ от 12 марта 1992 г., N 11, ст. 527, в журнале "Нормативные акты по финансам, налогам, страхованию и бухгалтерскому учету", 1999 г., N 8

Федеральным законом от 29 июля 2004 г. N 95-ФЗ настоящий Закон признан утратившим силу с 1 января 2005 г.

В настоящий документ внесены изменения следующими документами:

Федеральный закон от 28 июля 2004 г. N 83-ФЗ

Изменения вступают в силу с 1 января 2005 г., но не ранее чем по истечении одного месяца со дня его официального опубликования

Федеральный закон от 11 ноября 2003 г. N 148-ФЗ

Изменения вступают в силу с 1 января 2004 г., но не ранее чем по истечении одного месяца со дня его официального опубликования

Федеральный закон от 11 ноября 2003 г. N 139-ФЗ

Изменения вступают в силу согласно статье 4 вышеназванного Федерального закона

Федеральный закон от 7 июля 2003 г. N 117-ФЗ

Изменения вступают в силу с 1 января 2004 г.

Федеральный закон от 6 июня 2003 г. N 65-ФЗ

Федеральный закон от 31 декабря 2002 г. N 193-ФЗ

Изменения вступают в силу с 1 января 2003 г.

Федеральный закон от 31 декабря 2002 г. N 191-ФЗ

Федеральный закон от 27 декабря 2002 г. N 182-ФЗ

Подпункт "т" пункта 1 статьи 19 настоящего Закона утрачивает силу с 1 января 2004 г.

Федеральный закон от 24 июля 2002 г. N 110-ФЗ

Изменения вступают в силу по истечении одного месяца со дня его официального опубликования

Федеральный закон от 24 июля 2002 г. N 104-ФЗ

Изменения вступают в силу с 1 января 2003 г.

Федеральный закон от 31 декабря 2001 г. N 198-ФЗ

Изменения вступают в силу с 1 января 2002 г.

Федеральный закон от 29 декабря 2001 г. N 187-ФЗ

Изменения вступают в силу с 1 января 2002 г., но не ранее чем по истечении одного месяца со дня официального опубликования названного закона

Федеральный закон от 27 ноября 2001 г. N 148-ФЗ

Изменения вступают в силу с 1 января 2002 г.

Федеральный закон от 8 августа 2001 г. N 126-ФЗ

Изменения вступают в силу с 1 января 2002 г.

Федеральный закон от 6 августа 2001 г. N 110-ФЗ

Изменения вступают в силу с 1 января 2002 г.

Федеральный закон от 5 августа 2000 г. N 118-ФЗ (в редакции Федерального закона от 24 марта 2001 г. N 33-ФЗ, вступившего в силу по истечении месяца со дня официального опубликования)

Федеральный закон от 8 июля 1999 г. N 142-ФЗ

Федеральный закон от 17 июня 1999 г. N 112-ФЗ

Федеральный закон от 10 февраля 1999 г. N 32-ФЗ

Федеральный закон от 29 декабря 1998 г. N 192-ФЗ

Федеральный закон от 18 ноября 1998 г. N 173-ФЗ

Федеральный закон от 22 октября 1998 г. N 160-ФЗ

Федеральный закон от 31 июля 1998 г. N 150-ФЗ

Федеральный закон от 31 июля 1998 г. N 149-ФЗ

Федеральный закон от 31 июля 1998 г. N 147-ФЗ

Настоящий Закон признан утратившим силу с 1 января 1999 г. за исключением пункта 2 статьи 18 и статей 19, 20 и 21

Федеральный закон от 31 июля 1998 г. N 138-ФЗ

Федеральный закон от 21 июля 1997 г. N 121-ФЗ

Федеральный закон от 1 июля 1994 г. N 9-ФЗ

Закон РФ от 21 мая 1993 г. N 5006-1

Изменения вводятся в действие одновременно с Законом Российской Федерации "О таможенном тарифе", то есть, с 1 июля 1993 г.

Федеральным законом РФ от 29.07.2004 г. № 95-ФЗ «О внесении изменений в части первую и вторую Налогового кодекса Российской Федерации и признании утратившими силу некоторых законодательных актов (положений законодательных актов) Российской Федерации о налогах и сборах» внесены изменения в части первую и вторую НК РФ.

Виды налогов и сборов в Российской Федерации

Напомним, что согласно ст. 32.1 Федерального закона РФ от 05.08.2000 г. № 118-ФЗ «О введении в действие части второй Налогового кодекса Российской Федерации и внесении изменений в некоторые законодательные акты Российской Федерации о налогах» статьи 12-15 части первой НК РФ, устанавливающие систему налогов и сборов в Российской Федерации, вводятся в действие со дня признания утратившим силу Закона Российской Федерации «Об основах налоговой системы в Российской Федерации».

До признания утратившим силу указанного Закона состав налогов в РФ определяется статьями 19, 20, 21 Закона об основах налоговой системы.

С 1 января 2005 года Закон РФ от 27.12.1991 г. № 2118-1 «Об основах налоговой системы в Российской Федерации» утрачивает силу.

И виды налогов в РФ с 01.01.2005 г. определяются статьями 13, 14, 15 НК РФ.

Поэтому изменения в системе налогов и сборов мы будем рассматривать, сравнивая статьи 13-15 НК РФ в новой редакции и статьи 19-21 Закона об основах налоговой системы.

С 1 января 2005 года к федеральным налогам и сборам относятся :

9) сборы за пользование объектами животного мира и за пользование объектами водных биологических ресурсов;

Таким образом, с 01.01.2005 г. из системы федеральных налогов и сборов исключены:

– сбор за использование наименований «Россия», «Российская Федерация» и образованных на их основе слов и словосочетаний;

– сборы за выдачу лицензий и право на производство и оборот этилового спирта, спиртосодержащей и алкогольной продукции.

С 1 января 2005 года к региональным налогам относятся :

Таким образом, из системы региональных налогов и сборов исключается лесной доход.

С 1 января 2005 года к местным налогам относятся:

Таким образом, с 01.01.2005 г. из системы местных налогов и сборов исключаются:

– регистрационный сбор с физических лиц, занимающихся предпринимательской деятельностью.

(В настоящее время фактически данный сбор уже не действует.

При госрегистрации в качестве индивидуальных предпринимателей физические лица уплачивают государственную пошлину).

Специальные налоговые режимы

Новая редакция ст. 18 НК РФ устанавливает 4 специальных налоговых режима.

Специальные налоговые режимы устанавливаются НК РФ и применяются в случаях и порядке, которые предусмотрены НК РФ и иными актами законодательства о налогах и сборах.

Специальные налоговые режимы могут предусматривать особый порядок определения элементов налогообложения, а также освобождение от обязанности по уплате отдельных налогов и сборов, предусмотренных статьями 13-15 НК РФ.

К специальным налоговым режимам относятся :

1) система налогообложения для сельскохозяйственных товаропроизводителей (единый сельскохозяйственный налог);

3) система налогообложения в виде единого налога на вмененный доход для отдельных видов деятельности;

4) система налогообложения при выполнении соглашений о разделе продукции.

Льготы по налогам и сборам

Ст. 56 НК РФ установлен порядок установления и отмены льгот по налогам и сборам.

Льготы по федеральным налогам и сборам устанавливаются и отменяются Налоговым кодексом РФ.

Льготы по региональным налогам устанавливаются и отменяются НК РФ и (или) законами субъектов Российской Федерации о налогах.

Льготы по местным налогам устанавливаются и отменяются НК РФ и (или) нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных образований о налогах (законами городов федерального значения Москвы и Санкт-Петербурга о налогах).

Обязанности банков по исполнению поручений на перечисление налогов и сборов

Согласно п. 2 ст. 60 НК РФ поручение на перечисление налога или решение о взыскании налога исполняется банком в течение одного операционного дня, следующего за днем получения такого поручения или решения.

С 01.01.2005 г. при предъявлении в обособленное подразделение банка, не имеющее корреспондентского счета (субсчета), физическим лицом поручения на перечисление налога, течение срока для исполнения банком поручения на перечисление налога продлевается на время доставки в установленном порядке такого поручения организацией связи федерального органа исполнительной власти, уполномоченного в области связи, в обособленное подразделение банка, имеющее корреспондентский счет (субсчет), но не более чем на пять операционных дней.

Налог на доходы физических лиц

С 1 января 2005 года с 6 до 9 процентов увеличивается налоговая ставка по НДФЛ в отношении доходов от долевого участия в деятельности организаций, полученных в виде дивидендов.

Соответствующие изменения внесены в п. 4 ст. 224 НК РФ.

Налог на прибыль организаций

С 1 января 2005 года сумма налога на прибыль организаций будет зачисляться в два бюджета – федеральный и бюджеты субъектов Российской Федерации.

В настоящее время налог на прибыль зачисляется в три бюджета – федеральный, региональный и местный.

Соответственно, изменяется и процентное соотношение распределения суммы налога на прибыль по бюджетам.

Налоговая ставка устанавливается в размере 24 процентов.

– сумма налога, исчисленная по налоговой ставке в размере 6,5 процента, зачисляется в федеральный бюджет;

– сумма налога, исчисленная по налоговой ставке в размере 17,5 процента, зачисляется в бюджеты субъектов Российской Федерации.

Налоговая ставка налога, подлежащего зачислению в бюджеты субъектов Российской Федерации, законами субъектов Российской Федерации может быть понижена для отдельных категорий налогоплательщиков.

При этом указанная налоговая ставка не может быть ниже 13,5 процента.

С 01.01.2005 г. с 6 до 9 процентов увеличивается ставка налога на прибыль, применяемая к налоговой базе, определяемой по доходам, полученным в виде дивидендов от российских организаций российскими организациями и физическими лицами – налоговыми резидентами Российской Федерации.

Единый налог на вмененный доход

С 1 января 2005 года переводу на уплату ЕНВД подлежит предпринимательская деятельность по распространению и (или) размещению наружной рекламы.

При этом физическим показателем по данному виду деятельности признается площадь информационного поля печатной и (или) полиграфической наружной рекламы (в квадратных метрах), площадь информационного поля световых и электронных табло наружной рекламы (в квадратных метрах).

Площадь информационного поля печатной и (или) полиграфической наружной рекламы – площадь нанесенного изображения;

площадь информационного поля световых и электронных табло наружной рекламы – площадь светоизлучающей поверхности;

распространение и (или) размещение наружной рекламы – деятельность организаций или индивидуальных предпринимателей по доведению до потребителей рекламы рекламной информации путем предоставления и (или) использования средств наружной рекламы (щитов, стендов, плакатов, световых и электронных табло и иных стационарных технических средств), предназначенной для неопределенного круга лиц и рассчитанной на визуальное восприятие.

Законодательные (представительные) органы субъектов Российской Федерации вправе до 1 января 2005 года принять законы субъектов Российской Федерации, определяющие порядок введения единого налога на вмененный доход для отдельных видов деятельности, и значения коэффициента К2 в отношении предпринимательской деятельности по распространению и (или) размещению наружной рекламы.

С 01.01.2005 г. увеличиваются размеры базовой доходности по всем видам предпринимательской деятельности, подлежащим переводу на уплату ЕНВД.

Для исчисления суммы единого налога в зависимости от вида предпринимательской деятельности используются следующие физические показатели, характеризующие определенный вид предпринимательской деятельности, и базовая доходность в месяц:

(для сравнения в крайнем правом столбце приведены размеры базовой доходности, действующие в настоящее время)

Виды предпринимательской деятельности


Об основах налоговой системы в Российской Федерации

(с изменениями на 11 ноября 2003 года)
____________________________________________________________________
Утратил силу с 1 января 2005 года на основании
Федерального закона от 29 июля 2004 года N 95-ФЗ
____________________________________________________________________

Документ с изменениями, внесенными:

Законом Российской Федерации от 16 июля 1992 года N 3317-1 (Ведомости Съезда народных депутатов Российской Федерации и Верховного Совета Российской Федерации, 1992, N 34, ст.1976);

Законом Российской Федерации от 22 декабря 1992 года N 4178-1 (Ведомости Съезда народных депутатов Российской Федерации и Верховного Совета Российской Федерации, 1993, N 4, ст.118);

Федеральным законом от 21 июля 1997 года N 121-ФЗ (Российская газета, N 144, 29.07.97) (утратил силу с 1 января 2003 года на основании Федерального закона от 31 декабря 2002 года N 193-ФЗ);

Федеральным законом от 31 июля 1998 года N 147-ФЗ (Российская газета, N 148-149, 06.08.98) (вводятся в действие с 1 января 1999 года);

Федеральным законом от 29 декабря 2001 года N 187-ФЗ (Российская газета, N 255, 30.12.2001) (вступил в силу с 30 января 2002 года);

Федеральным законом от 31 декабря 2001 года N 198-ФЗ (Российская газета, N 256, 31.12.2001) (вступил в силу с 1 января 2002 года);

Федеральным законом от 24 июля 2002 года N 104-ФЗ (Российская газета, N 138-139, 30.07.2002) (изменения вступили в силу с 1 января 2003 года);

Федеральным законом от 31 декабря 2002 года N 191-ФЗ (Российская газета, N 246, 31.12.2002) (вступил в силу с 1 января 2003 года);

Федеральным законом от 31 декабря 2002 года N 193-ФЗ (Российская газета, N 246, 31.12.2002) (вступил в силу с 1 января 2003 года);

Федеральным законом от 7 июля 2003 года N 117-ФЗ (Российская газета, N 132, 09.07.2003) (вступил в силу с 1 января 2004 года);

Федеральным законом от 11 ноября 2003 года N 139-ФЗ (Парламентская газета, N 212, 15.11.2003) (вступил в силу с 1 января 2004 года);

Федеральным законом от 11 ноября 2003 года N 148-ФЗ (Парламентская газета, N 212, 15.11.2003) (вступил в силу с 1 января 2004 года)

Настоящий закон утратил силу с 1 января 1999 года за исключением пункта 2 статьи 18 и статей 19, 20 и 21 на основании Федерального закона от 31 июля 1998 года N 147-ФЗ.

С 1 января 2005 года подпункт "ф" пункта 1 статьи 19 настоящего Закона излагается в следующей редакции: "ф) водный налог;" - статья 3 Федерального закона от 28 июля 2004 года N 83-ФЗ.

Статья 3 Федерального закона от 28 июля 2004 года N 83-ФЗ утратила силу с 1 февраля 2005 года на основании Федерального закона от 30 декабря 2004 года N 212-ФЗ, действие распространяется на правоотношения, возникшие с 1 января 2005 года.

Глава II

ВИДЫ НАЛОГОВ И КОМПЕТЕНЦИЯ ОРГАНОВ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ВЛАСТИ

Статья 18. Виды налогов, взимаемых на территории Российской Федерации

2. Компетенция органов государственной власти в решении вопросов о налогах определяется в соответствии с настоящим Законом и другими законодательными актами.

Органы государственной власти всех уровней не вправе вводить дополнительные налоги и обязательные отчисления, не предусмотренные законодательством Российской Федерации, равно как и повышать ставки установленных налогов и налоговых платежей (абзац дополнительно включен Законом Российской Федерации от 16 июля 1992 года N 3317-1).

3. Актами законодательства Российской Федерации о налогах и сборах может предусматриваться установление специальных налоговых режимов (систем налогообложения), в соответствии с которыми вводится особый порядок исчисления и уплаты налогов, в том числе замена предусмотренной статьями 19-21 настоящего Закона совокупности налогов и сборов одним налогом.

Установление и введение в действие специальных налоговых режимов не относятся к установлению и введению в действие новых налогов и сборов. Случаи и порядок применения специальных налоговых режимов определяются актами законодательства Российской Федерации о налогах и сборах.

(Пункт дополнительно включен с 30 января 2002 года Федеральным законом от 29 декабря 2001 года N 187-ФЗ)

Статья 19. Федеральные налоги. Специальные налоговые режимы

(наименование в редакции, введенной в действие с 10 июня 2003 года Федеральным законом от 6 июня 2003 года N 65-ФЗ)

Федеральным законом от 31 июля 1998 года N 147-ФЗ установлено, что налоги, сборы, пошлины и другие платежи в бюджет или внебюджетный фонд, не установленные статьями 19, 20 и 21 настоящего Закона, не взимаются до введения в действие статей 13, 14 и 15 части первой Налогового кодекса Российской Федерации.

1. К федеральным налогам относятся следующие налоги:

а) налог на добавленную стоимость;

б) акцизы (подпункт в редакции, введенной в действие с 1 января 2001 года Федеральным законом от 5 августа 2000 года N 118-ФЗ);

в) налог на доходы физических лиц (подпункт в редакции, введенной в действие с 1 января 2001 года Федеральным законом от 5 августа 2000 года N 118-ФЗ);

г) единый социальный налог (подпункт в редакции, введенной в действие с 1 января 2001 года Федеральным законом от 5 августа 2000 года N 118-ФЗ; в редакции, введенной в действие с 1 января 2002 года Федеральным законом от 31 декабря 2001 года N 198-ФЗ);

е) налог на операции с ценными бумагами;

ж) таможенная пошлина;

з) подпункт исключен с 1 января 2002 года Федеральным законом от 8 августа 2001 года N 126-ФЗ.

и) платежи за пользование природными ресурсами, зачисляемые в федеральный бюджет, в республиканский бюджет республики в составе Российской Федерации, в краевые, областные бюджеты краев и областей, областной бюджет автономной области, окружные бюджеты автономных округов и районные бюджеты районов, в порядке и на условиях, предусмотренных законодательными актами Российской Федерации;

к) налог на прибыль организаций (подпункт в редакции, введенной в действие с 1 января 2002 года Федеральным законом от 6 августа 2001 года N 110-ФЗ);

м) подпункт исключен с 30 августа 2002 года Федеральным законом от 24 июля 2002 года N 110-ФЗ; в соответствии с Федеральным законом от 18 октября 1991 года N 1759-1 "О дорожных фондах в Российской Федерации" налог на пользователей автомобильных дорог и налог с владельцев транспортных средств взимались до 1 января 2003 года;

о) государственная пошлина;

п) налог с имущества, переходящего в порядке наследования и дарения;

р) сбор за использование наименований "Россия", "Российская Федерация" и образованных на их основе слов и словосочетаний (подпункт дополнительно включен Законом Российской Федерации от 16 июля 1992 года N 3317-1);

с) подпункт утратил силу с 1 января 2003 года - Федеральный закон от 31 декабря 2002 года N 193-ФЗ;

т) подпункт, дополнительно включенный с 5 августа 1998 года Федеральным законом от 31 июля 1998 года N 138-ФЗ, утратил силу с 1 января 2004 года - Федеральный закон от 27 декабря 2002 года N 182-ФЗ. - См. предыдущую редакцию.

у) подпункт, дополнительно включенный с 24 октября 1998 года Федеральным законом от 22 октября 1998 года N 160-ФЗ; исключен с 1 января 2001 года Федеральным законом от 5 августа 2000 года N 118-ФЗ.

ф) плата за пользование водными объектами (подпункт дополнительно включен с 19 июня 1999 года Федеральным законом от 17 июня 1999 года N 112-ФЗ);

С 1 января 2005 года подпункт "ф" пункта 1 настоящей статьи излагается в следующей редакции: "ф) водный налог;" - статья 3 Федерального закона от 28 июля 2004 года N 83-ФЗ.

Статья 3 Федерального закона от 28 июля 2004 года N 83-ФЗ утратила силу с 1 февраля 2005 года на основании Федерального закона от 30 декабря 2004 года N 212-ФЗ, действие распространяется на правоотношения, возникшие с 1 января 2005 года.

х) сборы за выдачу лицензий и право на производство и оборот этилового спирта, спиртосодержащей и алкогольной продукции (подпункт дополнительно включен с 19 июня 1999 года Федеральным законом от 17 июня 1999 года N 112-ФЗ);

ц) подпункт, дополнительно включенный с 14 июля 1999 года Федеральным законом от 8 июля 1999 года N 142-ФЗ, исключен с 1 января 2001 года Федеральным законом от 5 августа 2000 года N 118-ФЗ (с изменениями, внесенными Федеральным законом от 24 марта 2001 года N 33-ФЗ);

ч) налог на добычу полезных ископаемых (подпункт дополнительно включен с 1 января 2002 года Федеральным законом от 8 августа 2001 года N 126-ФЗ; в редакции, введенной в действие с 1 января 2004 года Федеральным законом от 11 ноября 2003 года N 148-ФЗ);

ш) сборы за пользование объектами животного мира и за пользование объектами водных биологических ресурсов (подпункт дополнительно включен с 1 января 2004 года Федеральным законом от 11 ноября 2003 года N 148-ФЗ).

Пункты 5 и 6 предыдущей редакции с 1 января 2000 года считаются соответственно пунктами 2 и 3 настоящей редакции - Федеральный закон от 5 августа 2000 года N 118-ФЗ.

2. Федеральные налоги (в том числе размеры их ставок, объекты налогообложения, плательщики налогов) и порядок зачисления их в бюджет или во внебюджетный фонд устанавливаются законодательными актами Российской Федерации и взимаются на всей ее территории.

3. При исполнении соглашений о разделе продукции, заключенных сторонами в соответствии с Федеральным законом "О соглашениях о разделе продукции", взимание федеральных налогов и сборов заменяется разделом произведенной продукции между государством и инвестором. Взимание федеральных налогов и сборов, не заменяемое разделом произведенной продукции между государством и инвестором, осуществляется в соответствии с законодательством Российской Федерации о налогах и сборах с учетом положений Федерального закона "О соглашениях о разделе продукции" (пункт дополнительно включен с 17 февраля 1999 года Федеральным законом от 10 февраля 1999 года N 32-ФЗ).

Специальный налоговый режим при выполнении соглашений о разделе продукции устанавливается Налоговым кодексом Российской Федерации (абзац дополнительно включен с 10 июня 2003 года Федеральным законом от 6 июня 2003 года N 65-ФЗ).

Статья 20. Налоги республик в составе Российской Федерации и налоги краев, областей, автономной области, автономных округов

Федеральным законом от 31 июля 1998 года N 147-ФЗ установлено, что налоги, сборы, пошлины и другие платежи в бюджет или внебюджетный фонд, не установленные статьями 19, 20 и 21 настоящего Закона, не взимаются до введения в действие статей 13, 14 и 15 части первой Налогового кодекса Российской Федерации.

1. К налогам республик в составе Российской Федерации, краев, областей, автономной области, автономных округов относятся следующие налоги:

а) подпункт утратил силу с 1 января 2004 года - Федеральный закон от 11 ноября 2003 года N 139-ФЗ;

г) подпункт утратил силу с 1 января 2004 года - Федеральный закон от 7 июля 2003 года N 117-ФЗ;

д) подпункт, дополнительно включенный с 6 августа 1998 года Федеральным законом от 31 июля 1998 года N 150-ФЗ, утратил силу с 1 января 2004 года - Федеральный закон от 7 июля 2003 года N 117-ФЗ;

е) подпункт, дополнительно включенный с 5 августа 1998 года Федеральным законом от 31 июля 1998 года N 149-ФЗ, утратил силу с 1 января 2003 года - Федеральный закон от 24 июля 2002 года N 104-ФЗ;

ж) транспортный налог (подпункт дополнительно включен с 30 августа 2002 года Федеральным законом от 24 июля 2002 года N 110-ФЗ; в соответствии со статьей 5 Налогового кодекса Российской Федерации транспортный налог вводится в действие с 1 января 2003 года);

з) налог на игорный бизнес (подпункт дополнительно включен с 1 ноября 2003 года Федеральным законом от 27 декабря 2002 года N 182-ФЗ; в редакции, введенной в действие с 1 января 2004 года Федеральным законом от 11 ноября 2003 года N 139-ФЗ);

и) налог на имущество организаций (подпункт дополнительно включен с 1 января 2004 года Федеральным законом от 11 ноября 2003 года N 139-ФЗ).

Еще до принятия общей части НК в Российской Федерации в соответствии с ее территориальным устройством сформировалась трехуровневая система налоговых отчислений:

– федеральные налоги и сборы;

– региональные налоги и сборы;

– местные налоги и сборы.

Этот подход был сохранен законодателем и в НК. Однако до 1 января 2005 г. перечень налогов и сборов, взимаемых в Российской Федерации, содержался в сохранявших свою силу нормах ст. 18–21 Закона об основах налоговой системы. Нормы ст. 12–15 и ст. 18 общей части НК, посвященные определению видов налогов, взимаемых на территории РФ, до этого момента не действовали.

С 1 января 2005 г. система российских налогов и сборов определяется исключительно на основании норм НК. При этом на региональном и местном уровнях в настоящее время предусмотрена уплата только налогов и не установлено ни одного вида сбора.

Федеральные налоги и сборы – это налоги и сборы, устанавливаемые НК и обязательные к уплате на всей территории РФ.

В настоящее время на территории РФ действуют следующие виды федеральных налогов:

– акцизы (гл. 22 НК);

– налог на прибыль организаций (гл. 25 НК);

– водный налог (гл. 25.2 НК);

В состав федеральных сборов входят:

– государственная пошлина (гл. 25.3 НК);

– сборы за пользование объектами животного мира и за пользование объектами водных биологических ресурсов (гл. 25.1 НК).

Рассматриваемая ранее в составе федеральных сборов таможенная пошлина с 1 января 2005 г. переведена в категорию неналоговых платежей, и действие норм законодательства о налогах и сборах на порядок ее исчисления и уплаты теперь не распространяется. Порядок исчисления и уплаты таможенной пошлины определяется в соответствии с Законом РФ от 21.05.1993 № 5003-1 «О таможенном тарифе» и разд. III TK.

Особенности правового регулирования установления, изменения и отмены федеральных налогов и сборов отражены в табл. 2.2.

Региональные налоги – это налоги субъектов РФ. Региональными признаются налоги, которые установлены НК и законами субъектов РФ о налогах и обязательны к уплате на территориях соответствующих субъектов РФ.

Принятие федерального закона о региональном налоге порождает право субъекта РФ своим законом установить и ввести в действие такой налог независимо от того, вводят ли его на своей территории другие субъекты РФ. При этом законодатель субъекта РФ может осуществлять правовое регулирование регионального налога при условии, что оно не увеличивает налоговое бремя и не ухудшает положение налогоплательщиков по сравнению с тем, как это определяется федеральным законом.

К региональным налогам в настоящее время относятся:

– налог на имущество предприятий (гл. 30 НК);

– транспортный налог (гл. 28 НК);

– налог на игорный бизнес (гл. 29 НК).

Особенности правового регулирования установления, изменения и отмены региональных налогов и сборов отражены в табл. 2.2.

Местные налоги – это налоги, устанавливаемые НК и нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных образований о налогах, вводимыми в действие в соответствии с НК и нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных образований и обязательные к уплате на территориях соответствующих муниципальных образований.

В настоящее время предусмотрена возможность взимания следующих видов местных налогов:

– налог на имущество физических лиц (гл. 32 НК – находится в стадии разработки; действует Закон о налогах на имущество физических лиц);

– земельный налог (гл. 31 НК).

Особенности правового регулирования установления, изменения и отмены местных налогов и сборов отражены в табл. 4.1.

Таблица 4.1Особенности правового регулирования установления, изменения и отмены федеральных, региональных и местных налогов и сборов (с 1 января 2005 г.)

* Местные налоги и сборы в городах федерального значения Москве и Санкт-Петербурге устанавливаются и вводятся в действие и прекращают действовать в соответствии с НК и законами указанных субъектов РФ.

Действующая система налогообложения допускает установление специальных налоговых режимов (систем налогообложения). Установление и введение в действие специальных налоговых режимов (СНР) не относится к установлению и введению в действие новых налогов и сборов. Случаи и порядок применения СНР определяются актами законодательства о налогах и сборах.

Специальным налоговым режимом признается особый порядок исчисления и уплаты налогов и сборов, применяемый в случаях и в порядке, установленных НК и иными актами законодательства о налогах и сборах. СНР могут предусматривать особый порядок определения элементов налогообложения, а также освобождение от обязанности по уплате отдельных налогов и сборов.

Установление и введение в действие СНР не идентично установлению и введению в действие новых налогов и сборов.

К специальным налоговым режимам относятся:

– система налогообложения для сельскохозяйственных товаропроизводителей (единый сельскохозяйственный налог) (гл. 26.1 НК);

– упрощенная система налогообложения (гл. 26.2 НК);

– система налогообложения в виде ЕНВД для отдельных видов деятельности (гл. 26.3 НК);

– система налогообложения при выполнении соглашений о разделе продукции (гл. 26.4 НК).

На момент формирования современной налоговой системы в начале 1990-х гг. внутренняя налоговая политика Российской Федерации состояла в решении следующих задач:

– ограничение стихийности рыночных отношений;

– воздействие на формирование производственной и социальной инфраструктур;

Формирование налоговой системы, а вместе с ней и государственной политики в сфере налогов проходило в условиях глобальных экономико-политических преобразований, повлекших за собой пересмотр уже действующих и создание качественно иных механизмов обеспечения существования государства.

Дальнейшее развитие налоговой системы потребовало пересмотра, как отдельных элементов, так и ее основных задач и непосредственной роли в системе государственной власти РФ. Было принято решение о реформировании налоговой системы.

Основными задачами, решение которых происходило в ходе налоговой реформы, стали:

– повышение уровня справедливости и нейтральности налоговой системы;

– снижение общего налогового бремени;

– упрощение налоговой системы;

– обеспечение стабильности и предсказуемости налоговой системы;

– создание эффективного инструмента государственного противодействия негативному влиянию на налоговую систему «проблемных налогоплательщиков».

В процессе реформирования налоговой системы РФ к настоящему моменту уже проведено несколько этапов.

Основными задачами первого этапа реформирования налоговой системы РФ были названы:

– формирование единого подхода к вопросам налогообложения, включая предоставление права на получение налоговых льгот, а также защиту законных интересов всех налогоплательщиков;

– четкое разграничение прав по установлению и взиманию налоговых платежей между различными уровнями власти;

– закрепление приоритета норм, установленных налоговым законодательством, над иными законодательно-нормативными актами, не относящимися к нормам налогового права, однако в той или иной мере затрагивающими вопросы налогообложения;

– достижение однократности налогообложения, означающей, что один и тот же объект может облагаться налогом одного вида только один раз за установленный законом период налогообложения;

– определение конкретного перечня прав и обязанностей налогоплательщиков, с одной стороны, и налоговых органов – с другой.

Нормативное закрепление путей своего достижения поставленные задачи нашли в Законе об основах налоговой системы.

Отсутствие единой научно обоснованной концепции на первом этапе формирования современной налоговой системы Российской Федерации привело к несбалансированному построению механизма налогообложения, недостатки которого продолжают проявляться и сегодня.

Второй этап налоговой реформы, реализация которого началась с середины 1990-х гг., преследовал задачи:

– построения стабильной, единой для Российской Федерации налоговой системы с правовым механизмом взаимодействия всех ее элементов в рамках единого налогового правового пространства;

– развития налогового федерализма, позволяющего обеспечить федеральный, региональные и местные бюджеты закрепленными за ними и гарантированными налоговыми источниками доходов;

– создания рациональной налоговой системы, обеспечивающей достижение баланса общегосударственных и частных интересов и способствующей развитию предпринимательства, активизации инвестиционной деятельности, увеличению богатства государства и его граждан;

– сокращения общего количества налогов в стране, запрет на введение налогов и сборов, не указанных в налоговом законодательстве;

– снижения общего налогового бремени;

– формирования единой налоговой правовой базы;

– совершенствования системы ответственности плательщиков за нарушение налогового законодательства;

– интеграции всего массива законодательных и нормативных актов в единый нормативный документ;

– закрепления единого понятийного аппарата, предусматривающего однозначную трактовку положений налогового законодательства;

– отмены всех видов налогов и сборов, имеющих базой объем производимой продукции (налог с оборота);

– реформирования порядка налогообложения средств, направляемых на оплату труда;

– исчисления базы для налога на прибыль согласно действующим мировым стандартам;

– отказа от многочисленных льгот и преференций;

– создания системы предупреждения совершения противоправных действий в налоговой сфере;

– повышения экономической ответственности за совершение налоговых правонарушений и преступлений.

Одним из важнейших результатов второго этапа реформирования налоговой системы РФ стало принятие первой, а затем и второй части НК. С середины 1998 г. началась активная работа органов налоговой администрации по сокращению размера налоговых недоимок. Закрытый перечень налогов и сборов, предусмотренный в первоначальном варианте текста НК, включал только 28 наименований (с 1 января 2006 г. в стране действует налоговая система, состоящая из 14 налогов и сборов и четырех специальных налоговых режимов), что по сравнению с почти сотней различных налогов и сборов уже является существенным позитивным фактором.

Безусловно, действующая в России налоговая система еще находится в стадии становления и пока недостаточно сбалансирована. Налоговое законодательство, служащее правовой основой ее существования, содержит в себе ряд неточностей. Только в течение 2005 г. принятыми федеральными законами в текст первой и второй частей НК было внесено около 700 поправок и дополнений.

В целях совершенствования налогообложения малого бизнеса устранены имевшиеся ранее недостатки в порядке упрощенной системы налогообложения и системы налогообложения в виде ЕНВД для отдельных видов деятельности.

Для организаций, использующих труд инвалидов, значительно расширен перечень социальных целей, на которые может быть направлена получаемая прибыль.

С 1 января 2006 г. на территории РФ отменен налог на наследование и дарение.

В отношении производства и оборота этилового спирта и спиртосодержащей продукции, наряду с конкретизацией и уточнением отдельных понятий, используемых в том числе в целях налогообложения такой продукции, были определены дополнительные меры, направленные на дальнейшее усиление государственного контроля в данной сфере экономики и планомерное вытеснение теневого сектора.

Для субъектов, осуществляющих сельскохозяйственную деятельность, расширен перечень лиц, имеющих право переходить на уплату единого сельскохозяйственного налога, и уточнены сроки уплаты этого налога.

В целях стимулирования инвестиционной активности предусмотрены особенности предоставления резидентам создаваемых особых экономических зон налоговых и таможенных преференций.

Новый порядок административного взыскания недоимок и санкций по обязательным платежам в бюджет и внебюджетные фонды должен снизить количество налоговых споров, требующих судебного разрешения, и тем самым в целом по стране будет способствовать обеспечению доступности правосудия и своевременного рассмотрения дел судами.

В числе основных задач налоговой политики в настоящий период названы:

– повышение четкости правил налогообложения, в том числе путем разграничения правомерной практики налоговой оптимизации и криминального уклонения от уплаты налогов;

– способствование посредством налоговых механизмов развитию рынка доступного жилья, развитию образования и здравоохранения;

– повышение экономических стимулов для увеличения заработной платы и легализации ее выплаты при одновременном снижении нагрузки на бизнес (прежде всего путем реформирования процедуры исчисления и уплаты ЕСН).

Налоговая система должна обеспечивать финансирование бюджетных потребностей, быть при этом необременительной для субъектов экономики и не препятствовать повышению их конкурентоспособности и росту деловой активности. Текущий этап развития налоговой системы должен включить в себя не только научную проработку элементов системы налогообложения, но и создание эффективной системы борьбы с противоправными действиями, посягающими на налоговую безопасность государства.

С усложнением механизма налогообложения в налоговые правоотношения помимо налогоплательщика (плательщика сборов) и представителей казны (фиска) стали вовлекаться и иные органы и лица.

На сегодняшний день в систему участников налоговых правоотношений входят:

– сборщики налогов и сборов;

– органы налоговой администрации;

– временные участники налоговых правоотношений.

Налоговообязанными лицами признаются лица, на которых возложена обязанность уплачивать налоги и сборы. Налоговообязанными лицами в России являются налогоплательщики и плательщики сборов.

Действующее законодательство допускает возможность участия в налоговых правоотношениях налогоплательщиков и плательщиков сборов как лично, так и при посредстве своих представителей. Однако такие представители не имеют собственных целей участия в налоговых правоотношениях, а лишь исполняют поручения налогоплательщика или представляют его интересы в пределах, установленных законом. По этой причине, представители налогоплательщика (плательщика сбора) не рассматриваются в качестве самостоятельных участников налоговых отношений.

Сборщики налогов и сборов в налоговых правоотношениях осуществляют деятельность по непосредственному получению от налогоплательщиков налоговых платежей с последующей передачей аккумулированных сумм и записей об исполненных налоговых обязанностях в уполномоченные государственные органы. Функции сборщиков налогов и сборов в России в настоящее время фактически выполняют налоговые агенты, банки, почтовые отделения, органы местного самоуправления и др. Права и обязанности сборщиков могут различаться.

Органы налоговой администрации осуществляют непосредственное управление системой налогообложения в государстве. Такие органы наделены контрольными и правоохранными полномочиями в налоговой сфере. В настоящее время в состав налоговой администрации РФ входят: система налоговых органов; уполномоченные финансовые органы; специализированные подразделения ОВД.

Фискальные органы – органы, ответственные за формирование и использование финансовых ресурсов государства, аккумулируемых в бюджете страны и государственных внебюджетных фондов. В России функции фискальных органов выполняют органы казначейства и государственных внебюджетных фондов (например, Пенсионный фонд РФ, Фонд социального страхования РФ).

Следует отметить, что на определенных этапах развития налоговой системы осуществление фискальных функций и функции в сфере налогового администрирования могут быть возложены на один и тот же орган государственной власти. Так, до недавнего времени государственные внебюджетные фонды при определенных обстоятельствах наделялись и функциями по налоговому контролю и в связи с этим принимали участие в налоговых правоотношениях и как фискальный орган, и как орган, входящий в систему налоговой администрации.

Временные участники налоговых правоотношений. В определенных случаях, предусмотренных законодательством, участники налоговых правоотношений обладают правом привлечь к участию в налоговых отношениях иные лица и организации, обладающие специфическими знаниями и навыками, необходимыми для разрешения конкретной проблемной ситуации. Участие таких лиц в налоговых правоотношениях, как правило, ограничивается выполнением профессиональной функции, ради которой указанные лица и организации и были приглашены. К числу временных участников налоговых правоотношений можно отнести, к примеру, экспертов, специалистов и переводчиков, привлекаемых для участия в проведении конкретных действий по осуществлению налогового контроля.

Роль регистрационных органов в налоговых правоотношениях. НК предусмотрена обязанность регистрационных органов исполнительной власти извещать налоговые органы о тех зарегистрированных ими действиях налогоплательщиков, которые могут привести к возникновению, изменению или прекращению их налоговых обязательств.

Информацию налоговым органам в настоящее время предоставляют:

– органы юстиции, выдающие лицензии на право нотариальной деятельности;

– советы адвокатских палат субъектов РФ;

– органы, осуществляющие регистрацию физических лиц по месту жительства;

– органы, осуществляющие регистрацию актов гражданского состояния физических лиц;

– органы, осуществляющие учет и (или) регистрацию недвижимого имущества;

– органы, осуществляющие регистрацию транспортных средств;

– органы опеки и попечительства, воспитательные, лечебные учреждения, учреждения социальной защиты населения и иные аналогичные учреждения, которые в соответствии с федеральным законодательством осуществляют опеку, попечительство или управление имуществом подопечного;

– органы (учреждения), уполномоченные совершать нотариальные действия;

– нотариусы, осуществляющие частную практику;

– органы, производящие учет и (или) регистрацию пользователей природными ресурсами, а также лицензирование деятельности, связанной с пользованием этими ресурсами;

– органы, осуществляющие выдачу и замену документов, удостоверяющих личность гражданина Российской Федерации на территории РФ;

– органы и организации, осуществляющие аккредитацию филиалов и представительств иностранных юридических лиц.

Порядок предоставления такой информации и ее состав урегулирован в ст. 85 НК.

Читайте также: