Налоговые ставки на земли занятые жилищным фондом не могут превышать

Опубликовано: 23.04.2024

Новая редакция Ст. 394 НК РФ

1. Налоговые ставки устанавливаются нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных образований (законами городов федерального значения Москвы, Санкт-Петербурга и Севастополя) и не могут превышать:

1) 0,3 процента в отношении земельных участков:

отнесенных к землям сельскохозяйственного назначения или к землям в составе зон сельскохозяйственного использования в населенных пунктах и используемых для сельскохозяйственного производства;

занятых жилищным фондом и объектами инженерной инфраструктуры жилищно-коммунального комплекса (за исключением доли в праве на земельный участок, приходящейся на объект, не относящийся к жилищному фонду и к объектам инженерной инфраструктуры жилищно-коммунального комплекса) или приобретенных (предоставленных) для жилищного строительства (за исключением земельных участков, приобретенных (предоставленных) для индивидуального жилищного строительства, используемых в предпринимательской деятельности);

не используемых в предпринимательской деятельности, приобретенных (предоставленных) для ведения личного подсобного хозяйства, садоводства или огородничества, а также земельных участков общего назначения, предусмотренных Федеральным законом от 29 июля 2017 года N 217-ФЗ "О ведении гражданами садоводства и огородничества для собственных нужд и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации";

ограниченных в обороте в соответствии с законодательством Российской Федерации, предоставленных для обеспечения обороны, безопасности и таможенных нужд;

2) 1,5 процента в отношении прочих земельных участков.

2. Допускается установление дифференцированных налоговых ставок в зависимости от категорий земель и (или) разрешенного использования земельного участка.

3. В случае, если налоговые ставки не определены нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных образований (законами городов федерального значения Москвы, Санкт-Петербурга и Севастополя), налогообложение производится по налоговым ставкам, указанным в пункте 1 настоящей статьи.

Комментарий к Статье 394 НК РФ

Кодекс устанавливает предельные размеры налоговых ставок, применяемые в зависимости от принадлежности земельного участка к той или иной категории земель и разрешенного использования земельного участка. Ставка 0,3 процента установлена для:

- земель сельскохозяйственного назначения, земель в составе зон сельскохозяйственного использования в поселениях и используемых для сельхозпроизводства;

- земель, занятых жилищным фондом, объектами инженерной инфраструктуры ЖКХ. Исключение составляют доли в праве на земельный участок, приходящейся на объект, не относящийся к жилищному фонду и к объектам инженерной инфраструктуры ЖКХ. Чтобы определить состав объектов инженерной инфраструктуры ЖКХ, необходимо руководствоваться положениями Градостроительного кодекса и другими документами, регламентирующими градостроительную деятельность;

- земель, отведенных для жилищного строительства, личного подсобного хозяйства, садоводства, огородничества или животноводства.

Для прочих же категорий земель действует ставка 1,5 процента.

Кроме того, представительным органам муниципальных образований, а также Москве и Санкт-Петербургу предоставлено право устанавливать дифференцированные налоговые ставки в зависимости от категорий земель и разрешенного использования земельного участка.

Правительство Москвы своим Постановлением от 25 апреля 2006 г. N 237-ПП установило максимальную ставку аренды от 5 до 10 процентов кадастровой стоимости земельного участка тех, кто занимается организацией азартных игр.

Плата за аренду земельных участков, арендуемых лицами, полностью освобожденными от земельного налога или имеющими право на уменьшение налоговой базы, установлена в размере одного рубля. Если гражданин имеет в пользование несколько льготных земельных участков, установление платы за аренду в размере 1 руб. производится для одного из арендуемых земельных участков по его выбору.

Другой комментарий к Ст. 394 Налогового кодекса Российской Федерации

На основании пункта 2 статьи 387 НК при установлении земельного налога нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных образований могут устанавливаться налоговые льготы, основания и порядок их применения, включая установление размера не облагаемой земельным налогом суммы для отдельных категорий налогоплательщиков.

Представительные органы муниципальных образований вправе дифференцировать налоговые ставки, а также устанавливать налоговые льготы, основания и порядок их применения, включая установление размера не облагаемой налогом суммы для отдельных категорий налогоплательщиков.

Следовательно, вопрос о снижении ставок земельного налога или о предоставлении льгот по уплате земельного налога в отношении земельных участков, на которых расположены те или иные объекты, может быть решен представительными органами соответствующих муниципальных образований.

Главой 31 НК не предусмотрено исчисление земельного налога в отношении земельного участка, принадлежащего одному налогоплательщику, с применением различных налоговых ставок, установленных в зависимости от вида разрешенного использования земельного участка (см., например, письмо Минфина России от 25.06.2009 N 03-05-04-02/46).

При применении статьи 394 НК следует иметь в виду, что в отношении земельного участка, в кадастровой выписке о котором по виду разрешенного использования указано "для ведения дачного строительства", должна применяться налоговая ставка земельного налога 0,3 процента, установленная в отношении земельных участков, приобретенных (предоставленных) для дачного хозяйства.

Доклад на конференции "Налоговое право в решениях Конституционного суда РФ", 20 - 28 апреля 2021 г. Вы можете принять участие в конференции, оставив комментарий к этому докладу и к докладам других участников конференции. Программа конференции по этой ссылке.

Случаи нецелевого использования земель далеко не редкость. Сельхозземли не возделываются и зарастают бурьяном, земли под жилищное строительство – не застраиваются.

В этой связи вполне понятно стремление государства (в лице налоговых органов) ограничить применение пониженной ставки земельного налога при использовании участков не по назначению.

В частности, можно считать сформировавшейся судебную практику по дачным участкам[1].

Суды в этих делах (со ссылкой на Федеральный закон от 15.04.1998 №66-ФЗ «О садоводческих, огороднических и дачных некоммерческих объединениях граждан») пришли к заключению, что пониженные ставки земельного налога по вышеуказанному основанию устанавливаются для некоммерческих организаций и физических лиц, непосредственно использующих земли в целях удовлетворения личных потребностей при ведении дачного хозяйства или дачного строительства, а не в целях извлечения прибыли.

В деле, рассмотренном Конституционным Судом РФ (Определение от 23 июля 2020 г. № 1707-О), даже наличие у налогоплательщика статуса некоммерческой организации (товарищество собственников недвижимости - ТСН) не позволило применить пониженную ставку налога.

Суды установили, что спорные участки использовались товариществом в коммерческих целях (для перепродажи), а не для ведения дачного хозяйства или дачного строительства.

В ходе обследования было обнаружено, что дачные строения, сооружения на обследуемых территориях отсутствуют, земельные участки не используются для выращивания плодовых, овощных и сельскохозяйственных культур. На территории участка отсутствуют водоснабжение, водоотведение, электроснабжение, газификация, дороги, водонапорные башни, общие ворота, заборы, площадки для сбора мусора, противопожарные сооружения. Земельные участки не используются для дачного хозяйства (садоводства и огородничества). Обследованные земельные участки покрыты плотной сорной растительностью естественного происхождения, с остатками травостоя прошлых лет (высохшая трава), с преимущественным видовым составом сорняков: пырей, пижма, лебеда, осот, полынь и др.

Постановление 10ААС от 12.12.2019 по делу №А41-25410/19

Конституционный Суд, отказывая в принятии жалобы налогоплательщика, указал, что пп.1 п.1 ст.394 НК РФ[2]

предполагает возможность применения предусмотренной им налоговой ставки лишь в отношении указанных в нем земельных участков, в том числе при соблюдении любым собственником участка установленных ограничений по его использованию

Но на практике вырванные из контекста отдельных судебных актов фразы начинают применяться правоприменителем и в ситуациях, когда само целевое использование земельного участка налицо.

Причем происходит смешение отдельных, самостоятельных оснований для пониженной ставки: выводы из дел по «дачным» участкам применяют в делах по жилищному строительству.

Вот реальный пример.

В 2019г. Застройщик приобрел земельные участки с разрешенным использованием «под индивидуальное жилищное строительство» (ИЖС).

Заказал проект планировки и план благоустройства и озеленения коттеджного поселка; размежевал участок, подвел все коммуникации, построил дороги, детские и спортивные площадки и т.д. По заказу покупателей (которые выбирают приглянувшийся участок и проект дома) стал возводить и продавать коттеджи.

Полагая, что все условия соблюдены (вид разрешенного использования под ИЖС + осуществление жилищного строительства) – применил пониженную ставку земельного налога 0,3% (вместе с повышающим коэффициентом 2).

Но налоговый орган пересчитал налог по общей ставке (1,5%).

Объяснение простое: раз участок под ИЖС – воспользоваться пониженной ставкой налога по таким участкам могут лишь граждане, которые строят «для себя» (много ли тех, кто может и, главное, хочет самостоятельно заниматься строительством своего дома – большой вопрос). А застройщик использует участок в предпринимательской деятельности, прибыль извлекает.

Действительно, с 01.01.2020 законодатель ввел прямой запрет (оправданность которого - тем для отдельной дискуссии) на применение ставки 0,3: в отношении участков под ИЖС, используемых в предпринимательской деятельности (пп.1 п.1 ст.394 НК РФ):

приобретенных (предоставленных) для жилищнгого строителства

приобретенных (предоставленных) для жилищного строительства (за исключением земельных участков, приобретенных (предоставленных) для индивидуального жилищного строительства, используемых в предпринимательской деятельности

Очевидно, что указанная норма ухудшает положение налогоплательщиков и в силу п.2 ст.5 НК РФ не имеет обратной силы.

Следовательно, запрет на применение пониженной ставки земельного налога для земельных участков, использующихся в предпринимательской деятельности, не распространяется на прошлые периоды.

В проверяемом периоде (речь про 2019 год) указанная норма не содержала ограничений в отношении субъектов, которыми приобретены (предоставлены) данные земельные участки (юридические или физические лица).

Поэтому ставка налога 0,3% (до 01.01.2020) должна применяться в отношении всех земельных участков, приобретенных (предоставленных) для жилищного строительства, независимо от того, юридическим или физическим лицом приобретен (предоставлен) такой земельный участок.

Тем не менее, налоговый орган отказал в применении ставки 0,3% в 2019г.

И это несмотря на подход Верховного Суда РФ[3] о том, что в качестве «прививки» от злоупотреблений и нерасторопности в освоении земель под жилищное строительство (а согласно классификатору[4] ИЖС – это подвид жилищного строительства) законодатель предусмотрел повышающий коэффициент (х2 в течение 3 лет, далее – х4) к «жилищно-строительной» ставке, а не применение общей ставки земельного налога.

К чему приводит такое расширительное толкование (вопреки буквальному содержанию пп.1 п.1 ст.394 НК РФ и экономическому обоснованию земельного налога) условий применения пониженной «жилищно-строительной» ставки земельного налога?

Очевидно, к удорожанию стоимости загородного жилья (ставшего особенно актуальным в период пандемии) – ведь в конечном счете все свои издержки застройщик перекладывает на покупателя.

[1] Определения Верховного Суда РФ от 18.05.2015 №305-КГ14-9101, от 29.02.2016 №305-КГ15-13502, от 20.04.2017 №305-КГ17-3265, от 15.01.2018 №305-КГ17-20424, от 21.12.2018 №307-КГ18-20670

[2] Справедливости ради надо отметить, что в Определении Суд привел редакцию пп.1 п.1 ст.394 НК РФ, действующую с 01.01.2020. Тогда как в деле налогоплательщика речь шла о 2017г.

[3] Определения ВС РФ от 04.02.2020 по делу №А53-21469/2017, от 15.10.2020 по делу №А60-50402/2019

[4] Классификатор видов разрешенного использования земельных участков, утв. приказом Министерства экономического развития РФ от 1 сентября 2014 г. №540

Четверг
20 мая 2021 г.
МРОТ:
Учетная ставка ЦБ:
12792 руб.
4,5%

Типовые бланки

  • Бухгалтерские
  • Кадровые
  • Юридические
    • Учредительные документы
    • Доверенности
    • Договора
      • Купли-продажи
      • Авторское право
      • Договоры аренды
      • Банковские договоры
      • Брачный договор
      • Договоры займа
      • Договоры исполнения обязательств
      • Договоры на выполнение работ
      • Договоры оказания услуг
      • Договор страхования
      • Договоры распоряжения имуществом
      • Трудовые договоры. Делопроизводство. Бухгалтерия
      • Учредительные договоры
    • Прочие
  • Статистические
  • Экономические
  • Должностные инструкции

Полезности

Бухгалтерский учет

  • Основные средства
  • Нематериальные активы
  • Товарно-материальные ценности
  • Затраты на производтво
  • Денежные средства
  • Расчеты с персоналом
  • Расчеты с бюджетом
  • Готовая продукция
  • Финансовые результаты
  • Капитал и резервы
  • Учетная политика
  • Учет и оплата труда

Налоговый учет

  • НДС
  • ЕСХН
  • УСНО
  • ЕНВД
  • НДФЛ
  • Страховые взносы
  • Взносы в ФСС
  • Налог на имущество
  • Водный налог
  • Земельный налог
  • Транспортный налог
  • Налог на прибыль
  • Налог на игорный бизнес
  • Акцизы
  • Налог на пользование полезными ископаемыми
  • Патентная система налогообложения

Управленческий учет

  • Проблемы организации управленческого учета на предприятиях
  • Сущность и назначение управленческого учета
  • Затраты, формирующие себестоимость продукции, работ, услуг
  • Системы учета затрат и калькулирования себестоимости
  • Анализ и принятие краткосрочных управленческих решений
  • Анализ и принятие долгосрочных инвестиционных решений
  • Планирование и бюджетирование

Классификаторы

  • ОКСМ
  • ОКВЭД [1.1]
  • ОКВЭД [2]
  • ОКВ
  • ОКДП
  • ОКЕИ
  • ОКФС
  • ОКОПФ
  • ОКУН
  • ОКОФ
  • ИНКОТЕРМС
  • ОКИН
  • ОКЭР
  • КСД
  • ОКСО

Разработка сайта:

Web-студия Интер

Главный редактор:

Какую ставку необходимо применять для расчета земельного налога?

Вопрос:

Организация является плательщиком земельного налога в том числе в отношении земельных участков, приобретенных в собственность по договорам об отступном. В правоустанавливающих документах на земельные участки категория земель определена как земли населенных пунктов, при этом вид разрешенного использования у участков разный, а именно:

  • для ведения личного подсобного хозяйства;
  • для индивидуального жилищного строительства;
  • для жилищного строительства.

Организация не использует земельные участки по их назначению, не осуществляет и не планирует вести на них строительные работы. В последующем земельные участки будут реализованы третьим лицам.

Какую ставку необходимо применять для расчета земельного налога по указанным земельным участкам до момента их реализации: - налоговую ставку, не превышающую 0,3 процента (пп. 1 п. 1 ст. 394 НК РФ); - налоговую ставку, не превышающую 1,5 процента (пп. 2 п. 1 ст. 394 НК РФ), установленную в отношении прочих земельных участков?

Следует ли организации при применении ставки 0,3 процента в отношении участков, имеющих вид разрешенного использования "для индивидуального жилищного строительства" или "для жилищного строительства" рассчитывать земельный налог с учетом повышающих коэффициентов, установленных п. 15 ст. 396 НК РФ, а именно с учетом коэффициента 2 в течение трехлетнего срока строительства начиная с даты государственной регистрации прав на земельный участок, с учетом коэффициента 4 в течение периода, превышающего трехлетний срок строительства?

Ответ:

МИНИСТЕРСТВО ФИНАНСОВ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

от 28 августа 2013 г. N 03-05-05-02/35283

Департамент налоговой и таможенно-тарифной политики рассмотрел письмо и сообщает, что Положением о Министерстве финансов Российской Федерации, утвержденным Постановлением Правительства Российской Федерации от 30.06.2004 N 329, не предусмотрено рассмотрение обращений организаций по практике применения нормативных правовых актов Министерства финансов Российской Федерации, по проведению экспертизы договоров и иных документов организаций, а также по оценке конкретных хозяйственных ситуаций.

Одновременно отмечаем, что в соответствии с п. 1 ст. 394 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - Налоговый кодекс) налоговые ставки для исчисления земельного налога устанавливаются нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных образований (законами городов федерального значения Москвы и Санкт-Петербурга) и не могут превышать размеры, определенные данной статьей Налогового кодекса. Подпунктом 1 п. 1 ст. 394 Налогового кодекса определено, что налоговая ставка в размере, не превышающем 0,3 процента кадастровой стоимости земельного участка, устанавливается в отношении земельных участков, приобретенных (предоставленных) для личного подсобного хозяйства.

Пунктом 11 ст. 30, п. 1 ст. 33, п. 3 ст. 81 Земельного кодекса Российской Федерации регламентируется предоставление земельных участков для ведения личного подсобного хозяйства гражданам, а не организациям. Кроме того, согласно ст. 2 Федерального закона от 07.07.2003 N 112-ФЗ "О личном подсобном хозяйстве" личным подсобным хозяйством признается форма непредпринимательской деятельности по производству и переработке сельскохозяйственной продукции, которое ведется гражданином или гражданином и совместно проживающими с ним и (или) совместно осуществляющими с ним ведение личного подсобного хозяйства членами его семьи в целях удовлетворения личных потребностей на земельном участке, предоставленном и (или) приобретенном для ведения личного подсобного хозяйства.

В этой связи положение пп. 1 п. 1 ст. 394 Налогового кодекса о применении пониженной налоговой ставки в отношении земельных участков, приобретенных (предоставленных) для личного подсобного хозяйства, не должно распространяться на земельные участки, принадлежащие организации.

Налоговая ставка, предусмотренная пп. 1 п. 1 ст. 394 Налогового кодекса, также устанавливается в отношении земельных участков, занятых жилищным фондом и объектами инженерной инфраструктуры жилищно-коммунального комплекса (за исключением доли в праве на земельный участок, приходящейся на объект, не относящийся к жилищному фонду и к объектам инженерной инфраструктуры жилищно-коммунального комплекса) или приобретенных (предоставленных) для жилищного строительства.

При этом отмечаем, что на основании п. 15 ст. 396 Налогового кодекса в отношении земельных участков, приобретенных (предоставленных) в собственность физическими и юридическими лицами на условиях осуществления на них жилищного строительства, за исключением индивидуального жилищного строительства, осуществляемого физическими лицами, исчисление суммы земельного налога (суммы авансовых платежей по земельному налогу) производится налогоплательщиками - организациями или физическими лицами, являющимися индивидуальными предпринимателями, с учетом коэффициента 2 в течение трехлетнего срока строительства начиная с даты государственной регистрации прав на данные земельные участки вплоть до государственной регистрации прав на построенный объект недвижимости.

Таким образом, налоговая ставка, установленная в соответствии с пп. 1 п. 1 ст. 394 Налогового кодекса, а также повышающие коэффициенты, определенные в п. 15 ст. 396 Налогового кодекса, должны применяться при исчислении земельного налога в отношении земельных участков, приобретенных на условиях осуществления на них жилищного строительства.

Учитывая изложенное, по мнению Департамента, если организацией по договорам об отступном приобретены в собственность земельные участки с разрешенным использованием "для ведения личного подсобного хозяйства", а также "для жилищного строительства", "индивидуального жилищного строительства", и на которых не планируется вести строительные работы, то в отношении таких земельных участков при исчислении земельного налога должна применяться налоговая ставка, устанавливаемая в соответствии с пп. 2 п. 1 ст. 394 Налогового кодекса, размер которой не может превышать 1,5 процента кадастровой стоимости земельного участка.

Заместитель директора
Департамента налоговой
и таможенно-тарифной политики
Р.А.СААКЯН

Президиум Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации в составе:

председательствующего – Председателя Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации Иванова А.А.;

членов Президиума: Абсалямова А.В., Амосова С.М., Андреевой Т.К., Бациева В.В., Витрянского В.В., Завьяловой Т.В., Иванниковой Н.П., Козловой О.А., Маковской А.А., Никифорова С.Б., Першутова А.Г., Поповченко А.А., Сарбаша С.В., Слесарева В.Л., Юхнея М.Ф. –

рассмотрел заявление Инспекции Федеральной налоговой службы по Октябрьскому району города Красноярска о пересмотре в порядке надзора постановления Третьего арбитражного апелляционного суда от 21.10.2011 и постановления Федерального арбитражного суда Восточно-Сибирского округа от 24.02.2012 по делу № А33-5297/2011 Арбитражного суда Красноярского края.

В заседании приняли участие представители:

от заявителя – инспекции Федеральной налоговой службы по Октябрьскому району города Красноярска – Ермоленко А.А., Куроедов Д.М., Новосельцева Е.В.;

от федерального государственного автономного образовательного учреждения высшего профессионального образования «Сибирский федеральный университет» – Поздняков В.В.

Заслушав и обсудив доклад судьи Поповченко А.А., а также объяснения представителей участвующих в деле лиц, Президиум установил следующее.

Федеральное государственное автономное образовательное учреждение высшего профессионального образования «Сибирский федеральный университет» (далее – университет) владеет на праве постоянного (бессрочного) пользования несколькими земельными участками, относящимися к категории «земли населенных пунктов», и является плательщиком земельного налога.

В отношении земельных участков с кадастровыми номерами 24:50:0100414:0001, 24:50:0100416:0002 установлен вид разрешенного использования – занимаемые учебно-административными зданиями и сооружениями, в отношении земельного участка с кадастровым номером 24:50:0100384:0008 – для эксплуатации территорий, занимаемых учебным корпусом, зданиями общежитий, спортивным залом, складом, гаражом, комплексом сооружений в стадии строительства, лесным массивом (далее – спорные земельные участки).

На спорных земельных участках расположены общежития, жилые дома, а также объекты инфраструктуры жилищно-коммунального комплекса.

По мнению университета, если на земельном участке с любым видом разрешенного использования расположены объекты жилищного фонда и объекты инженерной инфраструктуры жилищно-коммунального комплекса, то с учетом положений подпунктов 1 и 2 пункта 1 статьи 394 Налогового кодекса Российской Федерации (далее – Кодекс) исчисление земельного налога в отношении данного земельного участка должно осуществляться с применением разных налоговых ставок.

Университет 06.10.2010 подал уточненную налоговую декларацию по земельному налогу за 2007 год, в которой, основываясь на указанной позиции, при исчислении налоговой базы применил налоговую ставку 0,1 процента в отношении кадастровой стоимости части земельного участка, приходящейся на объекты жилищного фонда – корпуса общежитий, жилые дома, а в отношении кадастровой стоимости оставшейся части земельного участка – налоговую ставку 1,5 процента.

Определяя ставки земельного налога, университет руководствовался решением Красноярского городского Совета от 01.07.1997 № 5-32 «О местных налогах и сборах на территории города Красноярска» (далее – решение городского Совета).

В соответствии с подпунктами 2.2.1 и 2.2.2 решения городского Совета ставка земельного налога в размере 0,1 процента от кадастровой стоимости устанавливается в том числе в отношении земельных участков, занятых объектами жилищного фонда и объектами инженерной инфраструктуры жилищно-коммунального комплекса (за исключением доли в праве на земельный участок, приходящейся на объект, не относящийся к жилищному фонду и к объектам инженерной инфраструктуры жилищно-коммунального комплекса) или представленных для жилищного строительства. Ставка земельного налога в отношении прочих земельных участков была установлена в размере 1,5 процента от кадастровой стоимости.

По результатам камеральной налоговой проверки уточненной налоговой декларации за 2007 год инспекция приняла решение от 01.02.2011 № 21 (далее – решение инспекции), которым университету доначислено 4 117 747 рублей земельного налога, начислено 831 315 рублей 63 копейки пеней и 411 774 рубля 70 копеек штрафа (с учетом смягчающих ответственность обстоятельств) на основании пункта 1 статьи 122 Кодекса.

При этом инспекция в отношении спорных земельных участков применила единую ставку земельного налога 1,5 процента, полагая, что Кодекс не предусматривает возможность определения налоговой базы в отношении одного земельного участка с применением различных ставок.

Решением Управления Федеральной налоговой службы по Красноярскому краю от 05.03.2011 № 12-0125 решение инспекции оставлено без изменения.

Инспекцией в адрес университета выставлено требование от 14.03.2011 № 677 (далее – требование инспекции) с предложением в срок до 01.04.2011 уплатить 4 125 597 рублей земельного налога, 831 315 рублей 63 копейки пеней, 411 774 рубля 70 копеек штрафа.

Указанные обстоятельства послужили основанием для обращения университета в Арбитражный суд Красноярского края с заявлением о признании недействительными решения и требования инспекции.

Решением Арбитражного суда Красноярского края от 13.07.2011 заявленные требования удовлетворены частично: признано недействительным требование инспекции в отношении взыскания 7 850 рублей земельного налога; в удовлетворении остальной части требований отказано.

Постановлением Третьего арбитражного апелляционного суда от 21.10.2011 решение суда первой инстанции отменено, принят новый судебный акт: решение и требование инспекции признаны недействительными в части доначисления 3 884 928 рублей земельного налога за 2007 год, начисления 782 820 рублей 37 копеек пеней и 388 492 рублей 80 копеек штрафа в отношении спорных земельных участков.

Федеральный арбитражный суд Восточно-Сибирского округа постановлением от 24.02.2012 постановление суда апелляционной инстанции оставил без изменения.

В заявлении, поданном в Высший Арбитражный Суд Российской Федерации, о пересмотре в порядке надзора постановлений судов апелляционной и кассационной инстанций инспекция просит их отменить, ссылаясь на нарушение норм материального и процессуального права, решение суда первой инстанции оставить без изменения.

В отзыве на заявление университет просит оставить оспариваемые судебные акты без изменения как соответствующие действующему законодательству.

Проверив обоснованность доводов, изложенных в заявлении, отзыве на него и объяснениях представителей участвующих в деле лиц, Президиум считает, что названные судебные акты подлежат отмене, дело подлежит направлению на новое рассмотрение в суд первой инстанции по следующим основаниям.

Суд первой инстанции отказал в удовлетворении части требований, признав недопустимым при исчислении земельного налога применение в отношении одного земельного участка нескольких налоговых ставок и указав, что в отношении конкретного земельного участка может быть применена налоговая ставка, соответствующая категории земель и виду разрешенного использования земельного участка. Следовательно, в отношении всей площади спорных земельных участков должна применяться единая налоговая ставка 1,5 процента. Доказательств того, что вид разрешенного использования данных участков был изменен и они предназначены для размещения многоэтажных жилых домов, университетом не представлено.

Отменяя решение суда первой инстанции и признавая недействительными решение и требование инспекции в части доначисления названных сумм земельного налога, пеней и штрафа в отношении спорных земельных участков, суды апелляционной и кассационной инстанций исходили из следующего.

Согласно статье 394 Кодекса налоговые ставки для исчисления земельного налога устанавливаются нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных образований и не могут превышать 0,3 процента в отношении земельных участков, занятых жилищным фондом и объектами инженерной инфраструктуры жилищно-коммунального комплекса (за исключением доли в праве на земельный участок, приходящейся на объект, не относящийся к жилищному фонду и к объектам инженерной инфраструктуры жилищно-коммунального комплекса) или приобретенных (предоставленных) для жилищного строительства.

Поскольку университетом представлены доказательства нахождения на спорных земельных участках объектов жилищного фонда и объектов инженерной инфраструктуры жилищно-коммунального комплекса, суд апелляционной инстанции пришел к выводу о том, что в силу подпунктов 2.2.1 и 2.2.2 решения городского Совета университет вправе исчислять земельный налог исходя из ставки 0,1 процента, подлежащей применению к кадастровой стоимости земельного участка, рассчитываемой применительно к площади участков, занятой объектами жилищного фонда и объектами инженерной инфраструктуры жилищно-коммунального комплекса.

Данный вывод суда апелляционной инстанции является правильным и соответствует пункту 1 статьи 390 Кодекса, устанавливающему правило об определении налоговой базы в отношении каждого земельного участка, пункту 2 статьи 391 Кодекса, согласно которому установление различных налоговых ставок является основанием для отдельного расчета налоговой базы, а также положениям, предусмотренным подпунктом 1 пункта 1 статьи 394 Кодекса.

Вместе с тем, по мнению судов апелляционной и кассационной инстанций, сам факт нахождения на земельных участках общежитий, жилых домов и объектов инженерной инфраструктуры жилищно-коммунального комплекса без соответствующего изменения вида разрешенного использования таких участков влечет возможность применения пониженной налоговой ставки при исчислении земельного налога.

Однако судам апелляционной и кассационной инстанций необходимо было учитывать следующее.

Согласно пункту 2 статьи 7 Земельного кодекса Российской Федерации (далее – Земельный кодекс) правовой режим земель определяется исходя из их принадлежности к той или иной категории и разрешенного использования в соответствии с зонированием территорий.

Пункт 3 статьи 85 Земельного кодекса допускает использование земельных участков их собственниками, землепользователями, землевладельцами и арендаторами в соответствии с любым предусмотренным градостроительным регламентом для каждой территориальной зоны видом разрешенного использования.

Градостроительные регламенты устанавливаются в правилах землепользования и застройки и содержат перечень видов разрешенного использования земельных участков и объектов капитального строительства соответствующей территориальной зоны; изменение одного вида разрешенного использования земельных участков на другой вид использования осуществляется в соответствии с градостроительным регламентом при условии соблюдения требований технических регламентов (статьи 1, 37 Градостроительного кодекса Российской Федерации (далее – Градостроительный кодекс)).

При этом необходимо также учитывать, что включение в градостроительные регламенты видов разрешенного использования, совпадающих с уже осуществляемой к этому моменту деятельностью, предусмотрено требованиями пункта 2 статьи 36 Градостроительного кодекса об установлении градостроительных регламентов с учетом фактического использования земельных участков и объектов капитального строительства в границах территориальной зоны.

Статья 16 Федерального закона от 24.07.2007 № 221-ФЗ «О государственном кадастре недвижимости» предусматривает осуществление кадастрового учета в связи с изменением вида разрешенного использования земельного участка на основании заявления правообладателя и необходимых для кадастрового учета документов.

Согласно правовой позиции, изложенной в постановлениях Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 29.05.2012 № 13016/11 и № 12919/11, указанные законоположения позволяют изменить фактическое использование земельного участка в установленных законодательством разрешенных пределах, которое должно быть впоследствии отражено в кадастре недвижимости. Изменение вида разрешенного использования любого земельного участка осуществляется с использованием процедуры кадастрового учета изменений этого объекта недвижимости при условии уже состоявшегося изменения вида его фактического использования с соблюдением установленных требований.

В соответствии с правовой позицией, отраженной в постановлении Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 28.10.2010 № 5743/10, вид разрешенного использования земельного участка отображается в сведениях государственного земельного кадастра, а не устанавливается этим документом.

Установив факт нахождения в рассматриваемый период на земельных участках общежитий, жилых домов и объектов инженерной инфраструктуры жилищно-коммунального комплекса, суды не исследовали вопрос, касающийся изменения вида разрешенного использования спорных земельных участков на вид использования, предполагающий размещение объектов жилого фонда.

Вместе с тем в материалах дела имеются документы на проектирование и завершение строительством объектов (жилых домов), технические паспорта сетей теплоснабжения, электроснабжения, водопровода и канализации, полученная в этих целях разрешительная документация, иные документы, которые могут свидетельствовать об изменении целевого использования определенных частей спорных земельных участков в связи с возведением на них объектов жилого фонда.

Судами указанные обстоятельства, имеющие значение для правильного рассмотрения спора, не исследовались.

При названных условиях решение суда первой инстанции и постановления судов апелляционной и кассационной инстанций подлежат отмене в соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 304 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации как нарушающие единообразие в толковании и применении норм права.

Дело подлежит направлению на новое рассмотрение в суд первой инстанции.

Учитывая изложенное и руководствуясь статьей 303, пунктом 2 части 1 статьи 305, статьей 306 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Президиум Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации

решение Арбитражного суда Красноярского края от 13.07.2011 по делу № А33-5297/2011, постановление Третьего арбитражного апелляционного суда от 21.10.2011 и постановление Федерального арбитражного суда Восточно-Сибирского округа от 24.02.2012 по тому же делу отменить.

Дело передать на новое рассмотрение в Арбитражный суд Красноярского края.

Получайте свежие нормативные акты в удобном формате!
Загрузите бесплатное приложение «Нормативные акты для бухгалтера» для Windows!

Новая редакция Ст. 394 НК РФ

1. Налоговые ставки устанавливаются нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных образований (законами городов федерального значения Москвы, Санкт-Петербурга и Севастополя) и не могут превышать:

1) 0,3 процента в отношении земельных участков:

отнесенных к землям сельскохозяйственного назначения или к землям в составе зон сельскохозяйственного использования в населенных пунктах и используемых для сельскохозяйственного производства;

занятых жилищным фондом и объектами инженерной инфраструктуры жилищно-коммунального комплекса (за исключением доли в праве на земельный участок, приходящейся на объект, не относящийся к жилищному фонду и к объектам инженерной инфраструктуры жилищно-коммунального комплекса) или приобретенных (предоставленных) для жилищного строительства (за исключением земельных участков, приобретенных (предоставленных) для индивидуального жилищного строительства, используемых в предпринимательской деятельности);

не используемых в предпринимательской деятельности, приобретенных (предоставленных) для ведения личного подсобного хозяйства, садоводства или огородничества, а также земельных участков общего назначения, предусмотренных Федеральным законом от 29 июля 2017 года N 217-ФЗ "О ведении гражданами садоводства и огородничества для собственных нужд и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации";

ограниченных в обороте в соответствии с законодательством Российской Федерации, предоставленных для обеспечения обороны, безопасности и таможенных нужд;

2) 1,5 процента в отношении прочих земельных участков.

2. Допускается установление дифференцированных налоговых ставок в зависимости от категорий земель и (или) разрешенного использования земельного участка.

3. В случае, если налоговые ставки не определены нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных образований (законами городов федерального значения Москвы, Санкт-Петербурга и Севастополя), налогообложение производится по налоговым ставкам, указанным в пункте 1 настоящей статьи.

Комментарий к Статье 394 НК РФ

Кодекс устанавливает предельные размеры налоговых ставок, применяемые в зависимости от принадлежности земельного участка к той или иной категории земель и разрешенного использования земельного участка. Ставка 0,3 процента установлена для:

- земель сельскохозяйственного назначения, земель в составе зон сельскохозяйственного использования в поселениях и используемых для сельхозпроизводства;

- земель, занятых жилищным фондом, объектами инженерной инфраструктуры ЖКХ. Исключение составляют доли в праве на земельный участок, приходящейся на объект, не относящийся к жилищному фонду и к объектам инженерной инфраструктуры ЖКХ. Чтобы определить состав объектов инженерной инфраструктуры ЖКХ, необходимо руководствоваться положениями Градостроительного кодекса и другими документами, регламентирующими градостроительную деятельность;

- земель, отведенных для жилищного строительства, личного подсобного хозяйства, садоводства, огородничества или животноводства.

Для прочих же категорий земель действует ставка 1,5 процента.

Кроме того, представительным органам муниципальных образований, а также Москве и Санкт-Петербургу предоставлено право устанавливать дифференцированные налоговые ставки в зависимости от категорий земель и разрешенного использования земельного участка.

Правительство Москвы своим Постановлением от 25 апреля 2006 г. N 237-ПП установило максимальную ставку аренды от 5 до 10 процентов кадастровой стоимости земельного участка тех, кто занимается организацией азартных игр.

Плата за аренду земельных участков, арендуемых лицами, полностью освобожденными от земельного налога или имеющими право на уменьшение налоговой базы, установлена в размере одного рубля. Если гражданин имеет в пользование несколько льготных земельных участков, установление платы за аренду в размере 1 руб. производится для одного из арендуемых земельных участков по его выбору.

Другой комментарий к Ст. 394 Налогового кодекса Российской Федерации

На основании пункта 2 статьи 387 НК при установлении земельного налога нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных образований могут устанавливаться налоговые льготы, основания и порядок их применения, включая установление размера не облагаемой земельным налогом суммы для отдельных категорий налогоплательщиков.

Представительные органы муниципальных образований вправе дифференцировать налоговые ставки, а также устанавливать налоговые льготы, основания и порядок их применения, включая установление размера не облагаемой налогом суммы для отдельных категорий налогоплательщиков.

Следовательно, вопрос о снижении ставок земельного налога или о предоставлении льгот по уплате земельного налога в отношении земельных участков, на которых расположены те или иные объекты, может быть решен представительными органами соответствующих муниципальных образований.

Главой 31 НК не предусмотрено исчисление земельного налога в отношении земельного участка, принадлежащего одному налогоплательщику, с применением различных налоговых ставок, установленных в зависимости от вида разрешенного использования земельного участка (см., например, письмо Минфина России от 25.06.2009 N 03-05-04-02/46).

При применении статьи 394 НК следует иметь в виду, что в отношении земельного участка, в кадастровой выписке о котором по виду разрешенного использования указано "для ведения дачного строительства", должна применяться налоговая ставка земельного налога 0,3 процента, установленная в отношении земельных участков, приобретенных (предоставленных) для дачного хозяйства.

Читайте также: