О налоговой дисциплине в отношении зарубежных счетов

Опубликовано: 01.05.2024


Об актуальных изменениях в КС узнаете, став участником программы, разработанной совместно с АО "Сбербанк-АСТ". Слушателям, успешно освоившим программу выдаются удостоверения установленного образца.


Программа разработана совместно с АО "Сбербанк-АСТ". Слушателям, успешно освоившим программу, выдаются удостоверения установленного образца.


Обзор документа

Письмо Федеральной налоговой службы от 11 октября 2019 г. № ОА-4-17/20985 О представлении информации о зарубежных счетах и ином имуществе, принадлежащем лицам, в отношении которых инициирована процедура банкротства

Федеральная налоговая служба в связи с поступающими запросами арбитражных управляющих о представлении информации о зарубежных счетах и ином имуществе, принадлежащем лицам, в отношении которых инициирована процедура банкротства, сообщает следующее.

В соответствии с положениями пункта 1 статьи 102 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - Кодекс) налоговую тайну составляют любые полученные налоговым органом сведения о налогоплательщике, плательщике страховых взносов, за исключением сведений, поименованных в указанном пункте.

Учитывая положения пункта 2 статьи 102 Кодекса, налоговая тайна не подлежит разглашению налоговыми органами за исключением случаев, предусмотренных федеральным законом.

Пунктом 1 статьи 20.3. Федерального закона от 26.10.2002 N 127-ФЗ "О несостоятельности (банкротстве)" (далее - Закон) предусмотрено право арбитражного управляющего в деле о банкротстве запрашивать необходимые сведения о должнике, о лицах, входящих в состав органов управления должника, о контролирующих лицах, о принадлежащем им имуществе (в том числе имущественных правах), о контрагентах и об обязательствах должника у физических лиц, юридических лиц, государственных органов, органов управления государственными внебюджетными фондами Российской Федерации и органов местного самоуправления, включая сведения, составляющие служебную, коммерческую и банковскую тайну.

Сведения, составляющие налоговую тайну, в указанном выше пункте Закона не поименованы.

С 2018 года ФНС России осуществляет международный автоматический обмен информацией с компетентными органами иностранных государств на основании Конвенции о взаимной административной помощи по налоговым делам от 25.01.1988 с изменениями, внесенными Протоколом от 27.05.2010 и многостороннего Соглашения компетентных органов об автоматическом обмене финансовой информацией от 29 октября 2014 года. Положения указанных международных договоров не допускают разглашение информации, полученной в ходе обмена между компетентными органами, иным ведомствам и лицам, кроме тех, которые занимаются установлением или взиманием, принудительным взысканием или уголовным преследованием, вынесением решений по жалобам в отношении налогов, на которые распространяются эти договоры.

В связи с вышеизложенным у ФНС России отсутствуют правовые основания для раскрытия информации, полученной от компетентных органов иностранных государств, на основании запросов арбитражных управляющих.

Просим довести данную позицию до арбитражных управляющих.

Действительный государственный
советник Российской Федерации
2 класса
А.Л. Оверчук

Обзор документа

С 2018 г. ФНС осуществляет международный автоматический обмен информацией с компетентными органами иностранных государств на основании Конвенции о взаимной административной помощи по налоговым делам и многостороннего Соглашения компетентных органов об автоматическом обмене финансовой информацией. При этом не допускается разглашение информации, полученной в ходе обмена между компетентными органами, иным ведомствам и лицам, кроме тех, которые занимаются установлением или взиманием, принудительным взысканием или уголовным преследованием, вынесением решений по жалобам в отношении налогов, на которые распространяются эти договоры.

Таким образом, ФНС не обязана раскрывать информацию, полученную от компетентных органов иностранных государств, по запросам арбитражных управляющих.


Хотелось бы обратить внимание всех физических и юридических лиц, у которых имеются счета в зарубежных банках, что в соответствии с Многосторонним соглашением компетентных органов об автоматическом обмене финансовой информацией (MCAA) от 29 октября 2014 года, с сентября 2018 года начался автоматический обмен информацией между российскими и зарубежными органами.

Это означает, что российские налоговые органы будут в автоматическом режиме передавать информацию о счетах зарубежных пассивных компаний и их контролирующих лицах в страны их резидентства, а главное — получать аналогичную информацию от зарубежных налоговых органов, присоединившихся к соглашению.

По состоянию на июль 2018 года к автоматическому обмену присоединились 90 государств. Из них готовность передавать информацию в Россию уже в сентябре 2018 года подтвердили 82 юрисдикции.

Из России информация будет передаваться в 59 стран (по состоянию на июль). Первый такой обмен с ФНС РФ произойдет в сентябре.

Согласно соглашению об обмене, передаваться будут следующие сведения:

  • информация о счете (номер счета, наименование и данные банка, где открыт счет);
  • финансовая информация по состоянию за и на конец отчетного года (баланс счета, общая сумма процентов, поступивших на счет по вкладу, депозитарному счету; общая сумма дивидендов; купонного дохода по облигациям);
  • для клиентов-физических лиц: код страны, ИНН, ФИО, дата рождения, адрес проживания;
  • для клиентов-юридических лиц: код страны, ИНН, наименование, регистрационный адрес;
  • данные о контролирующем лице пассивной компании и, если это контролирующее лицо — нерезидент, то еще и код страны, ИНН, ФИО, дата рождения, адрес проживания;
  • поступления за отчетный период и остаток на счете на конец отчетного периода.
Перечень закрытый.

В соответствии со Стандартом по автоматическому обмену информацией (CRS) будет передаваться информация о следующих счетах:

  • о всех счетах физических лиц, независимо от суммы баланса счета;
  • о существующих корпоративных счетах (счета компаний, трастов, партнерств и частных фондов), остаток по которым на 31 декабря соответствующего года не менее $250 000. Причем если клиент и (или) его контролирующее лицо является налоговым резидентом иностранного государства, то этот порог носит для банка рекомендательный характер (то есть информацию можно передавать и по счетам с суммой менее $250 000);
  • обо всех новых корпоративных счетах, независимо от суммы.

Общий срок предоставления информации — до 31 мая года, следующего за отчетным.

При этом российские налоговые органы будут получать информацию как по личным зарубежным счетам российских налоговых резидентов, так и по счетам зарубежных пассивных компаний, контролирующие лица которых — российские бенефициары (физические лица — налоговые резиденты РФ).

Если у физического лица — российского налогового резидента — есть зарубежная пассивная компания (не менее 50% дохода которой генерируется от пассивных доходов — процентов, дивидендов, роялти, арендных платежей), например на Кипре, то вся идентифицирующая информация и информация по счету будет направляться в автоматическом режиме в ФНС России.

Таким образом, совсем скоро Россия будет передавать, а главное — получать информацию обо всех зарубежных счетах российских бенефициаров. При этом в части обмена информацией Россия, скорее, получающая, чем передающая сторона.

Это позволит быстрее выявлять технические компании: сейчас налоговики могут получить нужные сведения у зарубежных коллег, но только по запросам. Автоматический обмен упростит и ускорит получение информации.

Полученные данные могут использоваться налоговыми органами на предмет контроля соблюдения требований валютного законодательства, правил о контролируемых иностранных компаниях (КИК), трансфертного ценообразования, требований о фактическом получателе дохода при применении льготных ставок по соглашениям об избежании двойного налогообложения (выявление фиктивных иностранных контрагентов, номинальных посредников).

Рекомендация:

Имеющим счета в зарубежных банках следует знакомиться с требованиями Соглашения об автоматическом обмене финансовой информацией (MCAA) от 29 октября 2014 года, учесть их в своей дальнейшей работе.

Уведомление об открытии/изменении реквизитов/закрытии зарубежного счета физическим лицом существует давно. С 2015 г. у физических лиц появилась обязанность направлять в российскую налоговую отчеты о движении денежных средств по зарубежным счетам. В настоящей статье будут рассмотрены все обязанности физических лиц, связанные с наличием иностранного счета и последствия неисполнения таких обязанностей.

Уведомление об открытии зарубежного счета и Отчеты о движении денежных средств по зарубежному счету

Указанное ниже распространяется ТОЛЬКО на физических лиц, которые являются валютными резидентами РФ (с 1 января 2018 г. - это ВСЕ граждане России) и в календарном году находятся на территории РФ более 183 дней. Требования по представлению Уведомления об открытии/закрытии/измении реквизитов зарубежного счета, Отчетов о движении денежных средств по зарубежному счету и к порядку проведения валютных операций по зарубежным счетам НЕ распространяются на граждан РФ, которые суммарно в календарном году находились за пределами РФ более 183 дней (с того момента, как лицо достигло указанного количества дней).

1) Открытие счета в иностранном банке

2) Закрытие счета в иностранном банке

1 месяц с даты открытия/закрытия счета Документы прикладывать НЕ требуется
(напр., копии заключенных банковских договоров, реквизиты счета и т.д. прикладывать НЕ требуется, однако налоговый орган ВПРАВЕ запросить указанные документы в качестве подтверждения заявеленных лицом сведений)

ч.2 ст. 15.25 КоАП РФ

Представление резидентом в налоговый орган Уведомления об открытии/закрытии/изменении реквизитов счета с нарушением установленного срока (гражданин уведомил налоговый орган с опозданием, НО самостоятельно - Прим. юриста КГ "ГидПрава")

влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от 1 000 до 1 500 рублей.

Непредставление (гражданин НЕ уведомлял налоговый орган до тех пор, пока налоговому органу не стало известно о наличии у него счета - Прим. юриста КГ "ГидПрава") резидентом в налоговый орган уведомления об открытии (закрытии) счета или об изменении реквизитов счета

влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от 4 000 до 5 000 рублей.

1 месяц с даты изменения реквизитов счета

Документы прикладывать НЕ требуется

1) Наличие открытого счета в иностранном банке

2) Закрытие счета в иностранном банке

1) первый отчет - в срок до 01 июня года, следующего за годом, в котором был открыт зарубежный счет

Далее - ежегодно в срок до 01 июня

2) одновременно с Уведомлением о закрытии счета за период с 1 января отчетного года или с даты открытия счета в отчетном году по дату закрытия счета включительно

В случае закрытия физическими лицами - резидентами счетов в 2015 г. отчет по таким счетам должен быть представлен в срок до 1 июня 2016 года.

Документы прикладывать НЕ требуется, однако, физическое лицо - резидент вправе представить в налоговый орган подтверждающие документы и информацию одновременно с отчетом
(как правило, ФНС запрашивает выписку по счету, из которой можно увидеть верность отражение сумм в представленном Отчете о движении, а также в соответствии с указанными в выписке основаниями зачисления - понять, ЧТО из зачисленных сумм является доходом)

Также см.

Нарушение установленных сроков представления отчетов о движении средств по счетам более чем на тридцать днейвлечет наложение административного штрафа на граждан в размере от 2 500 рублей до 3 000 рублей

ч.6.5. ст. 15.25 КоАП РФ

Повторное (подразумевается пропуск отчетного периода) непредсатвление Отчета о движении денежных средств

влечет наложение административного штрафа на граждан в размере 20 000 рублей

Срок давности - 2 года с момента совершения правонарушения, т.е. с 1 июня года, следующего за отчетным.

Таким образом сроки истечения исковой давности:
Отчет за 2015 г. - дата подачи 01 июня 2016 г. + 2 года = 01 июня 2018 г.
Отчет за 2016 г. - дата подачи 01 июня 2017 г. + 2 года = 01 июня 2019 г.
Отчет за 2017 г. - дата подачи 01 июня 2018 г. + 2 года = 01 июня 2020 г.

Декларация 3-НДФЛ

Получив отчет о движении денежных средств и увидев положительный баланс по нему, налоговики скорее всего попросят предоставить выписку по счету. Данное требование законно и направлено на выявление ДОХОДА, который зачислялся на зарубежный счет и с которого в РФ должен быть уплачен НДФЛ 13% ("доход от источников за пределами РФ"). Не все поступления на счет считаются доходом - денежные средства могли перечислить, например, родственники или Вы могли самостоятельно внести наличные (с которых в РФ упалчен налог) на свой зарубежный счет и т.д.

В случае же, если поступавшие на зарубежный счет суммы являются доходом, а валютный резидент в отчетном году являлся также НАЛОГОВЫМ резидентом (находился на территории РФ более 183 дней в году в течение следующих друг за другом 12-ти месяцев), то данный доход должен быть задекларирован в РФ и с него должен быть уплачен НДФЛ.

Наличие облагаемого налогом дохода, поступившего на зарубежный счет

1) подача декларации - до 30 апреля года, следующего за отчетным периодом.

Отчетный период для иностранного счета: 01 января - 31 декабря

2) уплата налога - до 15 июля этого же года

Не требуется

ФНС может запросить предоставить любые документы, подтверждающие верность исчисленного налога

1) ст. 119 НК РФ - непредставление декларации - штраф 5% от суммы налога за каждый полный и неполный месяц просрочки (начиная с 01 мая), но не более 30% и не менее 1 000 руб.

Срок давности - 3 года с 01 мая года, в котором необходимо было подать Декларацию 3-НДФЛ

Если прибыль была получена налогоплательщиком в 2014 г., то декларация 3-НДФЛ должна быть подана до 30 апреля 2015 г.
Срок давности истекает: 01.05.2015 г.+ 3 года = 01.05.2018 г.

2) ст.122 НК РФ -
Неуплата или неполная уплата сумм налога в результате занижения налоговой базы, иного неправильного исчисления налога - 20% от суммы неуплаченного налога

Срок давности - 3 года с 01 января года следующего за годом, в котором необходимо было уплатить НДФЛ в бюджет.

В 2018 г. проводится камеральная проверка за 3 предыдущих отчетных года - 2015, 2016, 2017. Если прибыль была получена налогоплательщиком в 2014 г., то налог с нее должен быть заплачен до 15 июля 2015 г.
Срок давности истекает: 01.01.2016 г.+ 3 года = 01.01.2019 г.

Налогоплательщик освобождается от ответственности за данное правонарушение, если им самостоятельно исчислен и уплачен в бюджет налог ДО того, как ФНС направило налогоплательщику соответствующее предписание.

3) пени в размере 1/300 ставки рефинансирования ЦБ за каждый день просрочки (начиная с 15 июля)

4) ст.ст. 198 УК РФ - уклонение от уплаты налогов в особо крупном размере.

Срок давности - 2 года

Законность валютных операций

Помимо этого, также необходимо учитывать, что сотрудниками налогового органа будет анализироваться вопрос о ЗАКОННОСТИ СОВЕРШЕНИЯ ВАЛЮТНЫХ ОПЕРАЦИЙ ПО ЗАРУБЕЖНОМУ СЧЕТУ (как связынных с зачислением, так и со списание денежных средств) на предмет соблюдения требований ФЗ "О валютном регулировании и валютном контроле". Это САМЫЙ ВАЖНЫЙ вопрос в связи с суровой ответвенностью за совершение валютного правонарушения. Детальный анализ законных и незаконных валютных операций Вы можете найти в нашей статье (СТАТЬЯ) Валютные операции по личному счету физического лица в иностранном банке. Перечень разрешенных и запрещенных валютных операций (с учетом изменений от 1 января 2018 г.)

1) зачисление средств на зарубежный счет должно быть валютной операцией, прямо разрешеной ФЗ "О валютном регулировании и валютном контроле"

2) все, что прямо не разрешено ФЗ "О валютном регулировании и валютном контроле" - являетя незаконной валютной операцией

3) законное списание (расходование) денежных средств, НО зачисленных на счет с нарушением требований валютного законодательства - незаконная валютная операция

4) валютные операции между валютными резидентами РФ - запрещены, за исключением случаев, прямо указанных в ФЗ "О валютном регулировании и валютном контроле". Данный вопрос стал крайне актуален с момента признания ВСЕХ граждан РФ валютными резидентами независимо от срока проживания за границей

Штраф от 75% до 100% размера суммы незаконной валютной операции за осуществление незаконных валютных операций

Момент исчисления срока исковой давности по административным валютным правонарушениям

Ст. 4.5. КоАП РФ Давность привлечения к административной ответственности

Постановление по делу об административном правонарушении за нарушение валютного законодательства Российской Федерации и актов органов валютного регулирования, законодательства Российской Федерации о бухгалтерском учете не может быть вынесено по истечении 2-х лет со дня совершения административного правонарушения.
При длящемся административном правонарушении сроки начинают исчисляться со дня обнаружения административного правонарушения. В Постановлении Пленума ВС РФ (ниже) дано соответствующее разъяснение о том, какое правонарушение признается длящимся.

Судье следует иметь в виду, что статьей 4.5 КоАП РФ установлены сроки давности привлечения к административной ответственности, истечение которых является безусловным основанием, исключающим производство по делу об административном правонарушении (пункт 6 части 1 статьи 24.5 КоАП РФ).

Срок давности привлечения к ответственности исчисляется по общим правилам исчисления сроков - со дня, следующего за днем совершения административного правонарушения (за днем обнаружения правонарушения - "для длящихся правонарушений", Прим.автора).

В случае совершения административного правонарушения, выразившегося в форме бездействия, срок привлечения к административной ответственности исчисляется со дня, следующего за последним днем периода, предоставленного для исполнения соответствующей обязанности - "НЕ относится к валютным правонарушениям", Прим.автора.

Согласно части 2 статьи 4.5 КоАП РФ при длящемся административном правонарушении сроки, предусмотренные частью первой этой статьи, начинают исчисляться со дня обнаружения административного правонарушения. При применении данной нормы судьям необходимо исходить из того, что длящимся является такое административное правонарушение (действие или бездействие), которое выражается в длительном непрекращающемся невыполнении или ненадлежащем выполнении обязанностей, возложенных на нарушителя законом. Невыполнение предусмотренной нормативным правовым актом обязанности к установленному в нем сроку не является длящимся административным правонарушением. При этом необходимо иметь в виду, что днем обнаружения длящегося административного правонарушения считается день, когда должностное лицо, уполномоченное составлять протокол об административном правонарушении, выявило факт его совершения.

Срок давности привлечения к административной ответственности за правонарушения, по которым предусмотренная нормативным правовым актом обязанность не была выполнена к определенному в нем сроку, начинает течь с момента наступления указанного срока.

Момент исчисления срока исковой давности по налоговым правонарушениям

Ст. 113 НК РФ Срок давности привлечения к ответственности за совершение налогового правонарушения

Лицо не может быть привлечено к ответственности за совершение налогового правонарушения, если со дня его совершения либо со следующего дня после окончания налогового (расчетного) периода, в течение которого было совершено это правонарушение, и до момента вынесения решения о привлечении к ответственности истекли 3 года (срок давности).

Исчисление срока давности со дня совершения налогового правонарушения применяется в отношении всех налоговых правонарушений, кроме предусмотренных статьями 120 и 122 настоящего Кодекса.

Исчисление срока давности со следующего дня после окончания соответствующего налогового периода применяется в отношении налоговых правонарушений, предусмотренных статьями 120 и 122 настоящего Кодекса.

Таким образом:

ст. 119 НК РФ - непредставление декларации - штраф 5% от суммы налога за каждый полный и неполный месяц просрочки (начиная с 01 мая), но не более 30% и не менее 1 000 руб.

Срок давности - 3 года с 01 мая года, в котором необходимо было подать Декларацию 3-НДФЛ

Постановление Президиума ВАС РФ от 22.02.2011г. № 13447/1

Ст. 119 Кодекса (в редакции Федерального закона от 27.07.2010 № 229-ФЗ) предусматривает ответственность за непредставление налоговой декларации в установленный законодательством срок, в виде взыскания штрафа в размере 5% неуплаченной суммы налога по этой декларации, за каждый полный или полный месяц просрочки, но не более 30% указанной суммы и не менее 1000 руб.

Таким образом, при несвоевременном представлении налоговой декларации днем совершения правонарушения является следующий день после истечения срока, установленного для подачи декларации в налоговую инспекцию.

При этом следует отметить, что дата фактического представления декларации в налоговую инспекцию на отсчет срока давности привлечения к ответственности не влияет.

ст.122 НК РФ - неуплата или неполная уплата сумм налога в результате занижения налоговой базы, иного неправильного исчисления налога - 20% от суммы неуплаченного налога

Срок давности - 3 года с 01 января года следующего за годом, в котором необходимо было уплатить НДФЛ в бюджет.

Ответы на часто задаваемые вопросы

1. Как в России узнают, что у меня есть иностранный счет?

Информация о зарубежном счете может стать известна российским налоговикам в рамках автоматического обмена информацией между странами, подписавшими соответствующие соглашения ОЭСР. Вступление в силу соглашений, а соответственно и первый обмен намечены на сентябрь 2018 года. Только практика может показать, насколько эффективным и действенным окажется данный международный инструмент. Подробнее об автоматическом обмене с Россией Вы можете прочитать в нашей статье (СТАТЬЯ) Автоматический обмен налоговой информацией CRS 2018 - как происходит, какая информация передается, какая установлена ответственность?

2. Я являюсь налоговым резидентом РФ, т.к. преимущественно проживаю в РФ и валютным резидентом. У меня есть банковский счет во Франции, который я открыл в 2012 г. Ни уведомлений, ни отчетов о движении денежных средств в РФ по данному счету я не направлял. На счет проиводились зачисления от сдачи моей французской квартиры в аренду. Данные средства в РФ я не декларировал. В 2018 г. я узнал, что в результате автоматического обмена с РФ о моем счете может стать известно российской налоговой. Хотел бы заявить об этом счете и все задекларировать. Что мне необходимо сделать и какие будут в данном случае начислены штрафы?

  1. Подать Уведомление об открытии зарубежного счета - штраф за несвоевременную подачу - 1 500 руб.
  2. Подать Отчеты о движении денежных средств по данному счету за 2015, 2016 г.г. - одновременно с Уведомлением об открытии счета и за 2017 г. в срок до 01 июня 2018 г. Штрафы - 20 000 руб. х 2 пропущенных периода = 40 000 руб.
  3. Проанализировать ВСЕ поступления и списания денежных средств по данному счету на предмет законности валютных операций. В частности, зачисление дохода от сдачи в аренду недвижимости на зарубежный счет, открый во Франции (страна ОЭСР и ФАТФ) - законная валютная операция. С учетом срока исковой давности лицо НЕ привлекается к административной ответственности за неезаконные валютные операции с момента совершения которых прошло 2 года.
  4. Определить, ЧТО именно из поступлений является налогоблагаемым доходом, подлежащим декларированию в РФ и в соответствии с этим:
    • заполнить и подать Декларации 3-НДФЛ за 2015-2016 г.г. - штраф (5% от суммы налога за каждый месяц просрочки, но не более 30% и не менее 1 000 руб.) и Декларацию 3-НДФЛ за 2017 г. в срок до 30 апреля 2018 г.
    • исчислить и самостоятельно уплатить в бюджет сумму недоимки (налога) и пени за каждый день просрочки. В связи с самостоятельной уплатой НДФЛ штраф за несвоевременную уплату налога в размере 20% НЕ применяется.

Россияне, хранящие сбережения за рубежом, еще полгода могут спать спокойно: правительство перенесло для них крайний срок подачи отчетов о движении средств на заграничных счетах и вкладах с 1 июня на 1 декабря. Соответствующее постановление опубликовано на интернет-портале правовой информации. В условиях пандемии гражданам будет непросто получить необходимые для отчета информацию и документы по счету или вкладу в иностранном банке, решило правительство. Перенос срока подачи отчета – не единственное новшество для владельцев зарубежных счетов. В 2020 г. вступили в силу изменения в валютное законодательство, которые облегчат жизнь части граждан, а другим, наоборот, усложнят.

Кто должен подавать отчет

По общему правилу отчет о движении средств на зарубежных счетах или вкладах в Федеральную налоговую службу (ФНС) должны подавать все граждане России, признанные валютными резидентами, а также те, кто постоянно живет в России на основании вида на жительство.

Валютными резидентами считаются только те, кто проводит в России более 183 дней в году. Если россиянин проводит за границей более полугода в календарном году, он перестает быть валютным резидентом и отчет не подает. Срок считается суммарно, нарастающим итогом с 1 января по 31 декабря, поясняет партнер юридической компании «Нортия ГКС» Роман Тарасов. Дата въезда и выезда из России в общей сумме дней не учитываются.

Наличие второго гражданства и счета в банке на «второй родине» от этого обязательства не освобождает.

Срок подачи отчетов о зарубежных счетах россиян перенесут на полгода

Физлица не обязаны уведомлять ФНС о прекращении резидентства, но инспекция может запросить подтверждение пребывания за рубежом, напоминает замруководителя практики структурирования бизнеса «КСК групп» Станислав Ляпцев: «Мы бы рекомендовали для надежности также сняться с регистрации по постоянному месту жительства».

В 2019 г. был принят закон о либерализации валютных операций, который разрешил не подавать отчет и тем, у кого за рубежом на счету или вкладе хранится не более 600 000 руб. в валютном эквиваленте – он рассчитывается по курсу ЦБ на 31 декабря отчетного года. Речь идет не о совокупной сумме, а о каждом счете (вкладе) в отдельности: если на нем меньше установленного лимита, отчитываться не надо, пояснил «Ведомостям» представитель ФНС. Правда, такой счет или вклад должен быть открыт исключительно в «прозрачной» юрисдикции.

К ним закон относит, во-первых, страны Евразийского экономического союза: (ЕАЭС): Армению, Беларусь, Казахстан, Киргизию. А во-вторых, страны, автоматически обменивающиеся с Россией финансовой информацией. Перечень таких государств ФНС ежегодно согласует в Минюсте. Сейчас там 77 государств и 12 территорий, включая популярные у россиян.

За позднее предоставление отчета, согласно Кодексу об административных правонарушениях (КоАП), физлицам грозит штраф в размере 300–3000 руб. в зависимости от дней просрочки, а за неполные или недостоверные сведения в нем – 2000–3000 руб. При повторном нарушении штраф – 10 000–20 000 руб.

Если отчет вообще не подавался, штраф будет гораздо выше. ФНС в письме от 16 июня 2017 г. разъяснила, что может квалифицировать все действия по такому счету как незаконные валютные операции, напоминает партнер Five Stones Consulting Екатерина Болдинова. Тогда по КоАП штраф составит от 3/4 до полной суммы операции.

Инвесторам пока не беспокоиться

Начиная с налогового периода 2020 г. ежегодно отчитываться в ФНС должны не только вкладчики иностранных банков, но и владельцы счетов в «иных финансовых организациях». Специально уведомлять ФНС о счетах, открытых в них до 1 января 2020 г., не надо, уточняет представитель службы.

Налог на процентный доход по вкладам введут с 2021 года

Точного определения или перечня их в новой редакции закона о валютном регулировании нет. ФНС рекомендует пользоваться определением ст. 142.1 Налогового кодекса. Таким образом, в него попадают страховые компании, брокеры, депозитарии, управляющие компании, форекс-дилеры, клиринговые организации и центральные контрагенты, негосударственные пенсионные и акционерные инвестиционные фонды, микрофинансовые организации, а также различные кооперативы (потребительские, жилищно-накопительные и сельскохозяйственные), операторы электронных кошельков, а также организации без образования юридического лица, которые инвестируют средства клиента или совершают от его имени и за его счет иные сделки. Правда, список этот не окончательный и может обновляться.

Валютное регулирование для операций по таким счетам для резидентов мягче, чем для счетов в иностранных банках. В конце прошлого года ЦБ решил (указание от 24 декабря 2019 г. – «Ведомости»), что зачисление средств на такие счета (и их списание) будет осуществляться без ограничений. Но отчитываться по ним придется уже со следующего года, если стоимость активов на них превышает 600 000 руб.

Некоторые вопросы, впрочем, остались. «Из определения организации финансового рынка следует, что передавать в них физлица будут преимущественно денежные средства или иные финансовые активы: ценные бумаги, производные финансовые инструменты. Ситуация с неденежными счетами – например, депо, на которых хранятся не обращающиеся на организованном рынке бумаги, – остается неопределенной», – сетует советник юридической фирмы «Алимирзоев и Трофимов» Дарья Романова. По ее словам, сейчас неясно, как сдавать по таким счетам отчеты, как оценивать стоимость таких активов, изменения балансов по счету, предупреждает она.

Хранить по правилам

В 2020 г., как и прежде, основные ограничения на операции сохраняются в отношении тех, кто хранит средства на счетах и вкладах в иностранных банках. Тем, кто несмотря на пандемию продолжает совершать по ним операции, стоит помнить обо всех изменениях валютного законодательства, вступивших в силу в этом году и относящихся к отчетному периоду 2020 г.

С 1 января 2020 г. вступили в силу послабления владельцам счетов в иностранных банках, расположенных в прозрачных юрисдикциях. Теперь на них можно зачислять без ограничений средства, полученные от нерезидентов. Ранее перечень был ограничен, например, доходами от продажи и сдачи в аренду недвижимости, доходами от продажи ценных бумаг, прошедших листинг на организованной бирже, процентным и купонным доходом, доходом от передачи средств в деньгах или ценных бумагах в доверительное управление.

На счета всех резидентов, независимо от юрисдикции, теперь могут быть зачислены доходы от реализации драгоценных металлов, но только если это предусмотрено законодательством иностранного государства.

Владельцам счетов также следует обратить внимание на перечень прозрачных юрисдикций – он изменился. В него впервые попали Израиль, Панама, Доминика и Гана, а выбыли Великобритания, остров Мэн, Гернси, Джерси и Литва.

Люди, хранящие деньги в банках этих «исключенных территорий», теперь подают отчет на общих основаниях. А круг разрешенных операций в этих странах с 2020 г. существенно сузился. Фактически такие счета можно использовать только для ограниченного ряда расчетных банковских операций: переводы между собственными счетами, взнос наличных, конверсионные операции, а также ограниченного ряда иных операций, не связанных с инвестиционной деятельностью, перечисляет директор группы по оказанию услуг частным клиентам Deloitte Леонид Печерников. В списке разрешенных операций, например, возврат ранее уплаченных средств, выплаты в виде заработной платы по трудовым договорам с нерезидентами, суммы возвращенных налогов, страховые выплаты от нерезидентов, продолжает он. А вот зачисление дохода от продажи недвижимости или получение инвестиционного дохода на счета в банках в этих странах теперь запрещены, приводит пример партнер BGP Litigation Александр Голиков.

В начале августа президент подписал изменения в закон «О валютном регулировании и валютном контроле». В законе много нового, но сегодня поговорим только о счетах у зарубежных брокеров и документах для налоговой.

Если вы не резидент России или у вас нет счетов в иностранных финансовых организациях и вы не планируете их открывать, для вас ничего не изменилось. Если вы находитесь на территории России 183 дня в году и более, у вас есть брокерский счет за рубежом или вы собираетесь его открыть, прочитайте, чтобы быть в курсе.

Коротко самое важное

С 1 января 2020 года появится новое требование: уведомлять налоговую о счетах, открытых в зарубежных финансовых организациях. Раньше это касалось только счетов в иностранных банках. Еще надо будет отчитываться о движении денежных средств по таким счетам, но есть исключения. Срок — до 1 июня следующего календарного года.

Декларация 3-НДФЛ, уведомление об открытии счета и отчет о движении средств — три разных документа. Декларация требовалась и раньше, если у инвестора был доход от вложений, а вот уведомление и отчет — нововведения.

Ответственности за непредставление документов сейчас нет, но она может появиться, если КоАП обновят. Вероятно, штрафы будут такие же, как сейчас за непредставление данных о счетах в иностранных банках: от 300 до 20 000 Р — смотря что нарушить.

Что случилось

Раньше физические лица — резиденты должны были сообщать в российскую налоговую только о счетах, открытых в зарубежных банках. Если брокер и банк были одной организацией, сообщать тоже было нужно. О счетах в брокерских компаниях и других организациях речи не было.

Теперь речь в законе идет о счетах не только в банках, но и в других организациях финансового рынка, расположенных за пределами России. К ним закон относит организации, которые привлекают деньги для хранения, управления, инвестирования и других сделок. Мы разберем закон на примере брокерских счетов: их это точно касается.

Если вы резидент России и у вас есть счет у зарубежного брокера, налоговая хочет об этом знать. Если закроете счет или изменятся его реквизиты, об этом тоже надо будет сообщить. Кроме того, нужно отчитываться о движении средств по счету за прошедший год. Правда, не во всех случаях: есть исключения.

Новые положения вступают в силу с 1 января 2020 года.

Обратите внимание: речь не о декларации 3-НДФЛ. Владельцы зарубежных брокерских счетов и так должны были ее подавать, когда фиксировали доход от инвестиций, получали купоны или дивиденды. Тут ничего не изменилось.

Какие документы нужны и когда

Уведомление об открытии счета. Сообщать в налоговую о счетах, открытых у иностранных брокеров, нужно в течение месяца с даты открытия. Если закроете счет или изменятся его реквизиты — все аналогично.

Пока непонятно, надо ли уведомлять налоговую о брокерских счетах, открытых до 1 января 2020 года — до вступления закона в силу. Возможно, налоговая это разъяснит.

Для уведомления есть специальная форма. Пока что она старая: в ней сказано только о банках. Вероятно, к началу 2020 года налоговая обновит форму с учетом изменившегося закона или разрешит использовать старый вариант не только для счетов в банках.

Старая форма для уведомления налоговойPDF, 555 КБ

Отчет о движении денежных средств по счету надо подавать до 1 июня следующего календарного года. В этом документе надо указать, какая сумма была на счете в начале года, сколько денег поступило за год, сколько списано, сколько осталось на конец года.

Как и в случае с уведомлением, новой формы еще нет, а старая относится только к счетам в банках. Нужно ждать обновленный вариант или комментарии ФНС.

Старая форма отчета о движении средствXLS, 63 КБ

О движении денежных средств не надо отчитываться, если одновременно соблюдаются два условия:

  1. Финансовая организация находится на территории иностранного государства — члена ОЭСР или ФАТФ и автоматически обменивается финансовой информацией с Россией. Суммарно в этих списках 46 стран.
  2. За год изменения по счету — пополнения или списания — не превышают 600 000 Р или средства не зачислялись и не списывались, а остаток на счете не более 600 000 Р . Валюта пересчитывается в рубли по курсу на 31 декабря отчетного года.

Если у инвестора открыт счет у американского брокера, надо отчитываться о движении денежных средств независимо от сумм. Дело в том, что США входит в ОЭСР и ФАТФ, но не обменивается с Россией финансовыми данными.

Уведомить ИФНС об открытом или закрытом счете и о движении средств можно через личный кабинет на сайте налоговой, бумажной почтой или при личном посещении ведомства.

Что будет, если ничего не сообщать

Банк, через который инвестор отправляет деньги на счет у иностранного брокера, может попросить у клиента подтверждение того, что он уведомил налоговую о счете. Без этого документа банк может отказать в переводе.

п. 7 ч. 4 ст. 23 закона о валютном регулировании. Редакция с изменениями, не вступившими в силу

Не сообщать в налоговую о счетах и не отчитываться о движении средств незаконно. Правда, ответственность по КоАП пока предусмотрена только в случае со счетом в банке: если уведомить налоговую о счете в иностранном банке с опозданием или вообще не уведомить, можно получить штраф 1000—1500 Р в первом случае и 4000—5000 Р во втором. Про счета в других финансовых организациях в кодексе об административных правонарушениях пока не сказано.

Не уведомлять налоговую о движении средств по счетам у иностранного брокера — это тоже нарушение, за которое пока нет ответственности. КоАП говорит только о счетах в банках: если сообщить с опозданием — штраф от 300 до 3000 Р , если не сообщить о движении средств — от 2000 до 3000 Р , а за повторные нарушения — до 20 000 Р .

Скорее всего, в КоАП появятся поправки и штрафы будут касаться счетов в любых иностранных финансовых организациях.



Ничерта не смешная картинка в шапке статьи.


Alex, так это не юмористический журнал


Основные новые обязанности изложены верно, но дьявол, как известно, кроется в деталях.
Итак, что упустил автор.
Во-первых, в соответствии с последним абзацем п.4 ст. 12 ФЗ № 173, денежные средства могут быть зачислены на счета (во вклады) резидентов, открытые в иных организациях финансового рынка, расположенных за пределами территории Российской Федерации, или списаны с таких счетов (вкладов) в случаях, установленных Центральным банком Российской Федерации.
На сегодня ЦБ РФ не выпустил никаких инструкций, как будут зачисляться или списываться средства на счета в иных организациях финансового рынка (то бишь брокеров). Более того, пока нет никаких комментариев, когда такой порядок будет опубликован. Поэтому есть риск, что данный вопрос будет оставаться открытым и после вступления закона в силу, что несет риск признания незаконными операции по зачислению/списанию средств со счетов иностранных брокеров. Штраф может составить от 75 до 100% от суммы операции в соответствии с п.1 статьи 15.25 КОАП РФ.
Во-вторых, как известно, закон о валютном регулировании запрещает расчеты в валюте по всем операциям, кроме тех, которые разрешены законом. Об этом написано в пункте 4 статьи 14 ФЗ № 173: «Расчеты при осуществлении валютных операций могут производиться физическими лицами - резидентами через счета, открытые в соответствии со статьей 12 настоящего Федерального закона в банках за пределами территории Российской Федерации, за счет средств, зачисленных на эти счета в соответствии с настоящим Федеральным законом."
Обратите внимание на то, что в данной статье не упомянуты иные финансовые организации. Таким образом, либо законодатели забыли(!) вписать сюда эти самые организации, либо намеренно заставляют все расчеты по брокерским операциям производить через банки. Практически это значит, что на счета в банках необходимо зачислять все полученные доходы от продажи ценных бумаг, обмена валюты, дивиденды и т.п., что, де-факто, делает слишком сложным использование брокерских счетов, открытых не в банках. Штраф, смотрите выше, 75-100% от суммы операции.
В третьих, если обратится к самой статье 12, где прописаны разрешенные операции, то можно увидеть, что в пунктах 5 и 6, которые разрешают получение на счета процентов, купонного дохода, средств от отчуждения ценных бумаг, и т.п., то можно увидеть, что все эти средства могут быть зачислены на счета именно БАНКОВ. Иные финансовые организации никак не упомянуты и, соответственно, любое получение средств на эти счета от валютных операций вне рамок, разрешенных законом. Данный вывод также подтверждается абзацем 2 п.6 ст. 12: «Физические лица - резиденты вправе без ограничений осуществлять валютные операции с использованием средств, зачисленных в соответствии с настоящим Федеральным законом на счета (во вклады), открытые в банках и иных организациях финансового рынка, расположенных за пределами территории Российской Федерации, за исключением запрещенных валютных операций между резидентами».
Т.к. если принятой редакцией закона прямо не оговорены, какие средства могут быть зачислены на брокерские счета, то и операции с такими средствами незаконны.
Все это опять-таки предоставляет налоговым органам широкое поле для деятельности. Мое предположение, что законодатель забыл добавить во всех пунктах «и иных организациях финансового рынка», подтвердит только время и внесение дополнений в закон.
Исходя из выводов выше, по закону, который начнет действовать с 01/01/2020, вы можете без ограничений открывать счета у брокеров, при этом порядок зачисления и списания средств будет регулировать ЦБ (как – пока не ясно). А перечень разрешенных операций по счетам в настоящее время не определен, т.е. формально невозможно осуществлять операции со средствами, зачисленными на счет, в том числе за счет средств, полученных от операций по такому счету.
Далее, по срокам уведомления об открытии счетов. Пункт 2 статьи 12 требует информировать налоговую не позднее одного месяца с даты открытия, закрытия, изменения реквизитов счетов. Т.е. о вновь открытых счетах надо будет уведомить именно в течение 1 месяца, а не до 1 июня следующего года.
Срок предоставления уведомления об открытых ранее счетах в иных организациях финансового рынка можно «выудить», изучив пункт 8 статьи 12 ФЗ 173. Пункт говорит: «Физические лица - резиденты ….. которые в соответствии с абзацем первым настоящей части не уведомляли налоговые органы по месту своего учета об открытии (закрытии) своих счетов (вкладов) в банках и иных организациях финансового рынка, расположенных за пределами территории Российской Федерации, об изменении реквизитов таких счетов (вкладов), не представляли налоговым органам по месту своего учета отчеты о движении средств по счетам (вкладам) в банках, расположенных за пределами территории Российской Федерации, ….. обязаны: уведомить налоговые органы по месту своего учета об открытии (закрытии) своих счетов (вкладов) в банках и иных организациях финансового рынка, расположенных за пределами территории Российской Федерации, об изменении реквизитов таких счетов (вкладов) по форме, утвержденной федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным по контролю и надзору в области налогов и сборов, в соответствии с частью 2 настоящей статьи в срок до 1 июня календарного года, следующего за таким истекшим календарным годом."
Т.е. по открытым до 01/01/20 года брокерским счетам необходимо уведомить до 01 июня 2021 года. Но я бы перестраховался и уведомил бы до 01/02/20. Ах да, форма уведомления еще не доработана и будем надеяться появится к концу года.
О том, что включать в отчет о движении денежных средств по брокерским счетам, тоже интересная история. Да, они будут подаваться до 1 июня года, следующего за отчетным. Первый год, за который нужно будет податься – за 2020 до 01/06/21 (хотя и тут законодатель не сообщил точной даты). Но при этом представители налоговых органов должны еще доработать форму и сообщить, должен ли резидент указывать именно движение денежных средств или всех активов. В кулуарах налоговики говорили, что интересно смотреть на стоимость и движение всех активов. А это уже другая история, т.к. встает вопрос оценки активов.
И пусть пока вас не успокаивает небольшие или отсутствующие санкции за непредставление отчетов. Штрафы 75-100% за нарушение нашего несовершенного законодательства с лихвой покрывают этот пробел.

Читайте также: