Налоговые льготы для роснефти 2019

Опубликовано: 15.05.2024

Роснефть продолжает добиваться получения налоговых льгот для своих крупных проектов. На этот раз для Арктики

Москва, 15 июл - ИА Neftegaz.RU. Глава Роснефти И. Сечин обратился к президенту РФ В. Путину с просьбой поддержать проект федерального закона о развитии Арктики, предусматривающий особый режим для инвесторов.
Об этом Ведомости сообщили 15 июля 2019 г. со ссылкой на письмо И. Сечина на имя В. Путина и расчетов аудиторской компании KPMG, приложенных к письму.

В письме И. Сечина говорится о проекте Восток ойл, объединяющем несколько месторождений в Арктической зоне РФ.
В состав нового кластера войдут месторождения Нефтегазхолдинга Э. Худайнатова (Пайяхское) и Роснефти (Лодочное, Тагульское и уже работающее Ванкорское).
Перспективные ресурсы проекта оцениваются в 2,6 млрд т ут, а доказанные запасы превышают 870 млн т.
В проект также могут быть включены месторождения Ермак нефтегаза, СП Роснефти и ВР, а также месторождения Роснефти на п-ве Таймыр.

К проекту готовы присоединиться первоклассные международные инвесторы, отмечает И. Сечин, не называя при этом потенциальных партнеров.
Инвестиции в проект превысят 5 трлн руб., а в презентации KPMG бОльшая сумма - 8,5 трлн руб.
За счет этих средств будет построено 5500 км трубопроводов, морские терминалы с перевалкой до 100 млн т/год, аэропорты, линии электропередачи и др. инфраструктура.
Вклад проекта в ВВП России KPMG оценивает на уровне до 2% в год до 2050 г., а в бюджет - 4,4 трлн руб.

Важным условием для вхождения в проект иностранных инвесторов являются долгосрочные фискальные условия, что, по мнению И. Сечина, подразумевает налоговые льготы.
Без налоговых послаблений для проекта потребовалось бы финансирование под 4-5%, а это сейчас невозможно.
Законопроект предусматривает полную отмену налога на добычу полезных ископаемых (НДПИ) для новых месторождений в течение 30 лет.
Для уже работающих месторождений И. Сечин просит налоговый вычет по НДПИ на сумму инвестиций, а также 0 вые ставки налога на имущество, земельного налога, снижение налога на прибыль с 20% до 7% и страховых взносов с 30% до 7,6%.
Кроме того, И. Сечин предложил ввести законодательно льготы по НДПИ для Ванкорского месторождения и разрешить компаниям без налогов передавать сэкономленные средства проектам в Арктике.
Согласно расчетам KPMG, для участников проекта Восток ойл льготы составят 2,6 трлн руб.
На положительный финансовый поток в 25 млрд руб. проект выйдет к 2027 г.

Учитывая вектор российских властей на развитие Арктики и реализацию крупных в т.ч. добычных проектов в регионе, инициатива Роснефти может получить поддержку.
Отмечается, что В. Путин на письме И. Сечина написал поручение премьер-министру Д. Медведеву проработать предложение и доложить.
Впрочем в правительстве РФ не все относятся к просьбам Роснефти о предоставлении льгот с энтузиазмом.
Минфин РФ оценивает сумму, недополученную федеральным бюджетом в связи с льготами по НДПИ, в 250 млрд руб./год.
Льготы по земельному налогу и налогу на имущество нанесут урон бюджетам регионов и муниципалитетов.
В связи с этим Минфин предложил до завершения инвентаризации месторождений и оценки их эффективности не предоставлять льготы сырьевым проектам.

Роснефть же ведет активную работу по получению налоговых льгот для своих крупных проектов.
В ноябре 2017 г. Роснефть добилась инвестиционного стимула для Самотлорского месторождения в виде снижения НДПИ в размере 350 млрд руб. (35 млрд руб./ год в течение 10 лет).
В мае 2019 г. Ъ сообщил о том, что правительство РФ приняло решение о предоставлении Роснефти льгот для Приобского месторождения.
С учетом уже действующих льгот по НДПИ, Минфин РФ оценивает запрашиваемый Роснефтью новый вычет для Приобского месторождения в 460 млрд руб за 10 лет.

Сейчас Роснефть добивается льгот для нового проекта в Арктике.
Свои решительные по поводу создания Арктического кластера И. Сечин обозначил в начале 2019 г. на встрече с В. Путиным, пообещав, что к 2030 г. на месторождениях кластера будет добываться 100 млн т/год нефти.
Затем стало известно о том, что у Роснефти появились планы по развитию инфраструктуры в Арктике совместно с Нефтегазхолдингом.
Роснефть и Нефтегазхолдинг обратились к В. Путину с просьбой предоставить льготы для создания единого арктического кластера, включающего Тагульское, Сузунское, Лодочное и Пайяхское месторождения.
Проект предусматривает строительство нефтепровода, связывающего эти месторождения с побережьем п-ва Таймыр, что позволит направлять по Северному морскому пути (СМП) до 100 млн т/год нефти.

Фото: Владимир Смирнов / ТАСС

Что попросил Сечин

«Роснефть», получившая в 2017 году от государства льготы на 350 млрд руб. для Самотлорского месторождения, попросила о поддержке другого проекта — крупнейшего по добыче в России Приобского месторождения. Об этом РБК рассказали два источника, близкие к двум профильным министерствам. В ответе пресс-службы Минфина на запрос РБК также сообщается о «запрашиваемом налоговом вычете на десять лет» для месторождения дополнительно к действующим льготам.

Соответствующее письмо глава «Роснефти» Игорь Сечин направил президенту Владимиру Путину в декабре 2018 года, рассказали РБК источники.

Сечин попросил стимулировать добычу на Приобском по тем же причинам, что ранее на Самотлоре: месторождение высокообводненное (доля воды в ​нефтяной смеси более 90%), оставшиеся запасы огромны, но добыча их пока нерентабельна, а с помощью льгот можно ее увеличить, объяснил источник РБК. Глава «Роснефти» просит предоставить Приобскому месторождению льготы в виде вычетов из налога на добычу полезных ископаемых (НДПИ, взимается со стоимости добытого сырья), аналогичные льготам на Самотлоре.

Приобское месторождение с запасами 2,4 млрд т нефти было открыто в 1982 году и считается жемчужиной Западной Сибири, указывала «Роснефть». Компания разрабатывает северную и центральную части (они достались ей вместе с крупнейшим активом ЮКОСа — «Юганскнефтегазом», размер доказанных запасов на конец прошлого года — 615 млн т нефти), «Газпром нефть» — южную. Представитель «Газпром нефти» к моменту публикации материала не ответил на запрос РБК.

Добыча на Самотлоре составляет около 19,5 млн т нефти в год, добыча на Приобском — около 25 млн т, она снижается, но медленно, отметил аналитик АКРА Василий Танурков. Например, в 2016 году «Роснефть» добыла на Приобском месторождении 24,9 млн т, в 2017 году — 24,8 млн т, а за три квартала 2018 года — 19,2 млн т, следует из ежеквартальных отчетов компании.

Во сколько льгота обойдется бюджету

Льготы для Самотлора обошлись бюджету в 35 млрд руб. в год, «Роснефть» получила их на десять лет (в сумме — 350 млрд руб.). Если рассматривать аналогичные льготы пропорционально добыче, для Приобского месторождения они могут обойтись государству примерно в 44 млрд руб. в год, или 440 млрд руб. за десять лет, подсчитал Танурков.

Если считать льготы исходя из запасов, а не добычи, то они могут оказаться больше, отметил эксперт. Начальные извлекаемые запасы Приобского месторождения — более 2,4 млрд т, на долю «Роснефти» приходится 1,9–2 млрд т (еще 465 млн т — запасы южного участка, лицензия на который принадлежит «Газпром нефти»). Из них компания добыла уже около 440 млн т, то есть на ее участке остается около 1,5 млрд т — это в 1,5 раза больше, чем на Самотлоре. В этом случае компания может претендовать на льготы в 52,5 млрд руб. в год для Приобского месторождения, подсчитал эксперт. Один из источников РБК сказал, что Сечин попросил льготу пропорционально остаточным запасам. Представитель «Роснефти» не ответил на запрос РБК.

Компания уже применяет ряд налоговых льгот по НДПИ для Приобского месторождения, в 2017–2018 годах их сумма составила более 41 млрд руб., сказал РБК представитель Минфина. Это пониженные коэффициенты к ставке НДПИ (до 80%) и нулевая ставка при добыче из баженовских отложений на месторождении, уточнил он. «Если дополнительно к действующим льготам предоставить компании запрашиваемый налоговый вычет на десять лет, сумма выпадающих доходов федерального бюджета за этот период составит более 460 млрд руб.», — говорится в ответе пресс-службы Минфина на запрос РБК об обращении «Роснефти» за льготами для Приобского.

Что ответил президент

В письме Путину​ Сечин написал, что соглашение участников ОПЕК+ (предполагает сокращение добычи нефти для стабилизации цен) фактически создало для США, которые не участвуют в сделке, преференции для расширения присутствия на рынке, а доля России, несмотря на качественные запасы, напротив, может снизиться, пересказал содержание документа один из источников РБК. Льготы для Приобского могут решить эту проблему.

Сечин в письме указывает, что решение проработать вопрос о льготах для месторождения уже принято, о чем проинформирован первый вице-премьер и министр финансов Антон Силуанов. Представитель Минфина отказался комментировать, поступало ли ранее в министерство поручение президента предоставить льготы Приобскому месторождению, и перенаправил этот вопрос в администрацию президента.

​На декабрьском письме Сечина о льготах для Приобского Путин поставил резолюцию «доложить», рассказали два собеседника РБК. Представитель президента Дмитрий Песков и представитель «Роснефти» не ответили на запросы РБК.

Запросы «Роснефти»

Игорь Сечин уже не в первый раз обращается к Владимиру Путину за поддержкой для «Роснефти».

  • В 2014 году глава компании попросил 1,5 трлн руб. из Фонда национального благосостояния, позже сумма возросла до 2,4 трлн руб.
  • В 2016–2017 годах компания просила поддержки для нефтепереработки за счет нефтяных компаний, госмонополий и автомобилистов. «Роснефть» предупреждала, что в противном случае может не поддержать налоговую реформу в нефтяной отрасли.
  • В 2016–2017 годах «Роснефть» просила льготы на 60–80 млрд руб. в год для Самотлора. После полутора лет обсуждений с Минфином компания добилась льгот на 35 млрд руб. в год под обязательства увеличить добычу и дивиденды. В итоге в первый год действия льгот «Роснефти» удалось практически стабилизировать добычу на месторождении: по данным ЦДУ ТЭК, в 2018 году она снизилась всего на 0,3%, до 19,3 млн т. В 2017 году падение составило 2,7%, сообщал «Интерфакс».

Другие нефтяные компании вслед за «Роснефтью» также просили льгот для обводненных месторождений и, не получив, пожаловались премьер-министру Дмитрию Медведеву. Владимир Путин заявил, что «Роснефть» оказалась единственной из них, кто получил льготы по справедливым причинам.

Какова реакция министерств

Игорь Сечин

Минфин считает предоставление льготы нецелесообразным, так как сейчас при добыче нефти на Приобском месторождении «Роснефть» уже применяет ряд налоговых льгот по НДПИ, сказал РБК представитель ведомства. В Минэнерго, в свою очередь, РБК сообщили, что «пока прорабатывают вопрос стимулирования добычи на Приобском месторождении».

«Роснефть» просит адресных льгот, но может воспользоваться и системной поддержкой, инициатором которой она также выступала, отметил один из источников РБК. В конце прошлого года по поручению правительства Минэнерго разработало «дорожную карту» по стимулированию добычи нефти для всех компаний, в первую очередь​ в Западной Сибири, где расположено и Приобское месторождение.

Приобское — сложное месторождение с трудноизвлекаемыми запасами и низкопроницаемыми коллекторами, пояснил гендиректор Государственной комиссии по запасам Игорь Шпуров. Но оценивать целесообразность запрошенных льгот пока рано, сказал он. В прошлом году премьер-министр Дмитрий Медведев поручил чиновникам провести масштабную инвентаризацию нефтяных запасов, чтобы разобраться, разработку каких из них нужно стимулировать. Эта работа, вероятнее всего, будет закончена к 2020 году, но Западная Сибирь, где находится Приобское месторождение, будет оцениваться в первую очередь, и результаты должны быть готовы уже в этом году, отметил Шпуров. После этого будет ясно, нуждается ли месторождение в дополнительных стимулах.

Наш президент встретился сегодня с главой «Роснефти» Игорем Сечиным. От этой встречи веет, знаете, какой-то уверенностью в завтрашнем дне. Почему? Бог весть. Цены на нефть снижаются с Нового года, Запад заявляет о переходе на «зеленую» энергетику - нет вроде особого повода для уверенности и оптимизма. Повода нет, а оптимизм и уверенность есть.

Если цыплят принято считать по осени, то на подсчет и выплату налогов российским компаниям отводятся первые три месяца года. Так что об окончательных цифрах можно будет говорить только к концу марта. Но и предварительные финансовые расчеты, с которыми глава компании «Роснефть» пришел к президенту, уже показывают весьма внушительный результат.

В.Путин: «Вы у нас самый большой налогоплательщик».

И.Сечин: «Для нас большая честь, что мы поддерживаем этот уровень. По итогам года мы, по предварительным цифрам, около 3.6 триллиона рублей выплатим непосредственно в налоговую систему, в бюджетную систему страны».

Три триллиона 600 миллиардов рублей – это почти половина от всех запланированных нефтегазовых доходов федерального бюджета за прошлый год. И это даже несмотря на то, что цены на нефть в минувшем году снизились на 7%.

В.Путин: «По добыче, несмотря на то что мы в рамках ОПЕК+ договаривались по определенным условиям работы, тоже добыча у вас подросла?»

И.Сечин: «Владимир Владимирович, она осталась на уровне 2018 года. Как раз ограничения ОПЕК+ мы выполняли, и это привело к некоторому сдерживанию добычи. Но это повлияло на ценовые параметры на рынке».

Обязательства крупнейших нефтедобывающих компаний мира не увеличивать бесконтрольно добычу позволили избежать резких скачков цен на углеводороды. Чтобы в таких условиях обеспечить рост доходов, нефтяникам приходится искать другие возможности.

В.Путин: «Расходы на добычу у вас уменьшаются?»

И.Сечин: «Самые низкие в мире среди публичных компаний».

В.Путин: «А запасы?»

И.Сечин: «Запасы – номер один в мире также среди публичных компаний».

В.Путин: «Они подросли за предыдущие годы?»

И.Сечин: «У нас восполнение запасов идет опережающими темпами: порядка 180% от накопленной добычи».

Средства, которые остаются после выплаты налогов и дивидендов, «Роснефть» направляет на разведку и освоение новых месторождений. Одно из самых перспективных направлений – Арктика. В прошлом году здесь началась подготовка к реализации проекта, получившего название «Восток Ойл».

И.Сечин: «Наша компания совместно с партнерами ведет работу по формированию новой нефтегазовой провинции на севере страны, на Таймырском полуострове, с большим потенциалом ресурсной базы — порядка пяти миллиардов тонн нефти».

В.Путин: «Это от Ванкора на север?»

И.Сечин: «От Ванкора плюс 400 километров прямо на север. Там будет два крупных промысла – это Пайяхское месторождение и Западно-Иркинское месторождение».

Для разработки этих месторождений потребуется создать около ста тысяч новых рабочих мест, построить 15 промысловых городков, два новых аэродрома, проложить тысячи километров труб. Но результат того стоит: по оценкам специалистов, каждый вложенный в проект рубль принесет отдачу в более чем девять рублей.

В.Путин: «Сколько общие инвестиции, Вы сказали?»

И.Сечин: «До десяти, даже больше 10 триллионов рублей».

В.Путин: «В конечном итоге в целом где-то под два процента ВВП?»

И.Сечин: «Это приведет к росту ВВП страны на два процента ежегодно».

В.Путин: «Проект очень большой, конечно, перспективный. Это и увеличение ВВП страны в целом, это и увеличение грузопотока по Северному морскому пути, и, конечно, укрепление позиций России в Арктике в целом».

Кроме того, неплохую отдачу компании принесли и вложения в нефтепереработку. Благодаря современным технологиям удалось снизить потери при производстве топлива. В результате цены на бензин в прошлом году в среднем по стране выросли всего на 3%. Это самый низкий показатель за все предыдущие годы.

отмена льгот для нефтяников

С 1 января 2021 года вступает в силу закон об отмене некоторых льгот для нефтяников. С этого дня прекращается субсидирование компаний по налогу на добычу углеводородов, а также по экспортной пошлине для сверхвязкой и вязкой нефти.

Какие льготы в нефтяной отрасли были отменены?

В конце прошлого года Правительство РФ объявило о сокращении налоговых преференций, что было связано со значительным снижением цен на нефть и сокращения поступлений в бюджет. По заявлению А. Силуанова, некоторые стимулирующие мероприятия в данной сфере оказались неэффективными. Планируется, что в результате такого решения в 2021-2023 г. государственный бюджет пополнится примерно на 308 млрд. руб. Вместо отмененных льгот компаниям предоставляется возможность перевести месторождения в режим НДД (налог на добавленный доход). С другой стороны, этот проект станет не совсем выгодным для нефтяников – именно за их счет за три ближайших года бюджет может получить около 200 млрд. руб.

Позиция корпораций

Больше всего от нововведений пострадали такие компании, как «Лукойл», «Татнефть» и «Газпром нефть». Практически все корпорации выступили с резкой критикой мер. Они заявили, что такое крайне негативно скажется на их инвестиционной политике. Однако никто из нефтяных «гигантов» не предоставил данные по выпадающим доходам, ссылаясь на необходимость проведения более глубокого анализа сложившейся ситуации и расчетов.

Руководство нефтедобывающих компаний обсуждают возможность дополнительных инициатив, которые стимулировали бы добычу углеводородов. К примеру, в Правительство РФ поступило обращение от «Газпром нефти», в котором предлагается рассмотреть меры по нивелированию усиления налоговой нагрузки на отрасль. В частности, речь ведется об ускорении перевода западносибирских месторождений на НДД и причислении ачимовской нефти к категории трудноизвлекаемой.

Позиция корпораций изображение

Аналитики говорят, что нефтяные компании смогут устоять против повышения нагрузки по налогам, но только в случае снижения объема инвестиций и переноса сроков реализации намеченных проектов. Специалисты считают, что данная сфера итак испытывает высокое фискальное давление. Есть мнение, что отечественные нефтяные корпорации в ближайшие пять лет потеряют почти 650 млрд. руб. денежного потока.

Закономерный скепсис

В 2021 году новый закон может принести государству 260 млрд. руб. Но как это отразится в перспективе? Некоторые эксперты утверждают, что из-за нововведений в течение ближайших 10 лет добыча нефти сократится на 600 млн. т., при этом доходы в бюджет упадут на 4,5 трлн. руб., а почти 35 тыс. чел., занятых в нефтедобывающей отрасли, потеряют работу.

Определенный удар будет нанесен по инвестиционному климату. Компании уже не раз просили Правительство о создании предсказуемой налоговой схеме или хотя бы о четких договоренностях и «правилах игры». Внезапные инициативы приводят к тому, что воплощение в жизнь крупных проектов становится очень рискованным делом, а мотивация инвестировать средства в разработку трудноизвлекаемых запасов попросту теряется.

Формально политику государства поддержала «Роснефть», сославшись на необходимость поддержать стабильность бюджета в условиях значительного падения поступлений. Но что еще могла сказать госкорпорация? С другой стороны, в заявлении говорится, что нефтегазовая отрасль – одна из основных в нашей стране, и именно к ней обращается власть, когда нуждается в дополнительных доходах.

Прогнозируется, что самые большие потери от нового закона понесут «Роснефть», «Лукойл», «Сургутнефтегаз». Однако «Роснефть» может компенсировать эти потери за счет введенных льгот по НДПИ для месторождений в Приобье. В то же время нельзя говорить о корпорации, которая работает практически на всей территории России. Некорректно сравнивать регионы с разработанными месторождениями и регионы с тяжелейшими условиями логистики и вахтовым методом работы. Создается такая ситуация: в одном месте льготы даются, в другом, наоборот, отбираются.

Изменения по сверхвязкой нефти очень нежелательны для «Лукойла» и «Татнефти». С 2007 г. для них действовал нулевой НДПИ. Развитие отрасли в Татарстане – это результат многолетнего и кропотливого труда. Основы сферы были заложены еще в советские времена, а позже именно «Татнефтью» был запущен полный цикл собственных конкурентных технологий. Добыча сверхвязкой нефти постепенно становилась рентабельной, что было связано с той льготой, которую сейчас отменили. Успешный, масштабный проект, продвигаемый исключительно за счет самой компании, рискует закрыться. Остановить добычу СВН – это не просто закрыть вентиль. В ходе процесса в недра закачивается пар, поддерживается определенная температура пласта, и только после этого выкачивается битумная нефть. Остановка будет не просто потерей льгот. Она неизбежно приведет к прямым убыткам и убыткам от не до конца окупившихся вложений в оборудование и особую инфраструктуру.

Авторы законопроекта советуют корпорациям сосредоточиться на переработке углеводородов и нефтехимии. Однако и эти направления требуют огромных инвестиций, так как отечественная сфера не догоняет зарубежное производство и вынуждена закупать технологии и оборудование у других стран.


Фото Sergey Anisimov / Anadolu Agency / Getty Images
Фото Sergey Anisimov / Anadolu Agency / Getty Images

Мораторий на налоговую поддержку нефтедобывающих компаний вводится до 31 декабря, сообщается на сайте Кремля. При этом к 1 декабря правительство должно провести инвентаризацию нефтяных проектов и оценить их рентабельность. Таким образом, просьба «Роснефти» о государственной поддержке своих арктических проектов в виде освобождения от налогов на сумму до 2,6 трлн рублей не была удовлетворена.

Вопрос о льготах для добывающих компаний приобретает особую остроту для отечественной экономики. Отрасль, которая дает больше половины доходов государственного бюджета, оказалась в патовом положении. Против нее работают сразу три мощных фактора, способных привести если не к коллапсу, то к постепенному затуханию активности.

Трудности впереди

Во-первых, аналитики в России и за границей стали дружно предсказывать низкие цены на нефть при ее изобилии, и не без оснований. Дешевеет добыча из сланцевых пород, на глубоководных промыслах в море, новые технологии сулят рынку избыток нефти с низкой себестоимостью. О ценах выше ста долларов за баррель придется забыть, как утверждают, например, специалисты Центра энергетических исследований Московской школы управления в Сколкове и Института энергетических исследований РАН в недавнем «Прогнозе энергетики мира и России до 2040 года».

На этом фоне, считают ведущие эксперты отрасли, глобальный рынок нефти уже к 2035 году или еще раньше столкнется с падением спроса. Бурное развитие электротранспорта, высокая энергоэффективность новой экономики вкупе с энергосбережением и в целом стратегический прицел мировой энергетики на отказ от ископаемых энергоносителей ударят в первую очередь по углю и нефти.

Во-вторых, этот сценарий будет чувствительным ударом для России потому, что добыча нефти здесь не дешевеет, а становится дороже с каждым годом. Минприроды и Минэнерго уже не раз докладывали на заседаниях правительства, что из всей оставшейся в российских недрах нефти примерно 70% относятся к трудноизвлекаемым запасам. Новых крупных открытий давно нет. Помнится, «Лукойл» предупреждал, что разработка трудноизвлекаемой нефти требует цен не ниже $80 за баррель. А если учесть, что нефтяные проекты долгосрочны и окупаются не раньше семи-десяти лет с начала инвестирования, вкладывать деньги в такую добычу при ценах в районе $60 нет никакого коммерческого смысла. Гарантий роста цен в будущем, как показывают аналитики-сценаристы, нет никаких.

Именно поэтому стратегической линией для главной российской отрасли стали два направления: стимулирование нефтеотдачи на давно действующих промыслах и выпрашивание налоговых льгот у государства. Нынешний уровень добычи поддерживается в основном за счет бурения дополнительных скважин, ввода в эксплуатацию обойденных ранее участков и горизонтов на старых месторождениях, а также технологических методов воздействия на пласт для интенсификации притока нефти из недр. А в условиях так называемого налогового маневра правительства, то есть увеличения налога на добычу полезных ископаемых (НДПИ) за счет сокращения экспортной пошлины, единственным спасением проектов, требующих дополнительных затрат, стали точечные налоговые льготы для избранных месторождений. Действующие льготы будут сохранены, как обещал в июне премьер-министр Дмитрий Медведев.

Третий фактор, отрицательно влияющий на российскую нефтяную отрасль, — это международные санкции. Если эмбарго на поставки в Россию технологий и оборудования для разработки сланцевой нефти пока мало повлияло на работу промыслов, на которых можно ока работать по-старому, то ограничение доступа к иностранным источникам капиталов уже сказывается на деятельности наших компаний. Российские банки не в состоянии предоставлять долгосрочные кредиты на выгодных условиях, и долгосрочные нефтяные проекты страдают от недофинансирования. К тому же с исчерпанием запасов «легкой» нефти операторам проектов уже примерно с 2025 года придется всерьез браться за трудноизвлекаемую нефть, которая потребует передовых технологий добычи, а технологии эти уже сейчас под запретом из-за санкций.

Иными словами, все говорит о том, что добыча нефти в России должна сокращаться. Еще в сентябре прошлого года министр энергетики Александр Новак заявил на заседании правительства, что при сохранении нынешних тенденций и условий добыча сократится с ожидаемого в 2021 году пика 570 миллионов тонн до 310 миллионов тонн к 2035 году. Это значит, что страна фактически покинет ряды экспортеров нефти и будет добывать лишь столько, чтобы удовлетворить внутренние потребности. Чтобы задержать падение, считают нефтяники и их лоббист Новак, отрасли необходимы налоговые льготы.

Нужны ли льготы

Тем не менее министерство финансов к льготам относится не просто настороженно, но резко отрицательно. Оно расценивает их как «выпадающие доходы» государства и видит в них угрозу для наполнения бюджета. Низкие цены на нефть и перспектива падающего спроса уже бьют по бюджету, а льготы и субсидии нефтяникам еще больше сокращают его доходную часть. Налицо несовпадение мнений и целей двух ведомств в составе кабинета министров, и пока неясно, какая из точек зрения победит в результате намеченной «инвентаризации» отрасли. Одержат верх нефтяники во главе с руководителем «Роснефти» Игорем Сечиным, поддержанные министерством энергетики, — госбюджету придется нелегко. Сможет настоять на своем министр финансов Антон Силуанов — сокращение нефтедобычи начнется, возможно, раньше, чем предполагают эксперты.

В этих обстоятельствах белой вороной выглядят требования гигантских налоговых льгот, которые необходимы для освоения нефтяных запасов в арктической зоне, как считает «Роснефть». На первый взгляд планы освоения Арктики и арктических природных ресурсов, включая запасы нефти и газа, представляются делом перспективным и нужным. С этой точки зрения намерение руководства «Роснефти» вложить от пяти до восьми с половиной триллионов рублей в нефтяной проект вблизи от побережья Северного Ледовитого океана заслуживает всяческого поощрения. Более того, от российского бюджета, по мнению руководства «Роснефти», не требуется никакого финансового участия: надо всего лишь освободить проект от налогов на сумму примерно 2,6 триллиона рублей.

Если следовать логике предложения, с которым к руководству страны обратился Игорь Сечин, то выгода очевидна: затрат государственных средств вроде бы никаких, а потенциальная польза огромна, тем более с учетом стратегической задачи освоения Арктики. Будут льготы — будет проект, а не будет льгот — не будет и проекта. Освобождение от налогов, строго говоря, субсидией не является. Это стимул для инвестирования в проект, который без такого стимулирования вообще не имеет шансов на осуществление.

Вот только этими соображениями при оценке эффективности запрошенных льгот ограничиваться нельзя. В глаза бросаются факторы, заставляющие усомниться в пользе принятия предложения «Роснефти» для страны.

Это проект не только затратный, но и долгосрочный. Окупить освоение нескольких групп месторождений в тяжелейших условиях Арктики, строительство 5500 километров нефтепроводов и прочей инфраструктуры в тундре, на вечной мерзлоте, а также нефтеэкспортных терминалов на трассе Северного морского пути сразу не получится. Учитывая размер капиталовложений, окупятся они не раньше, чем лет через 15-20, по самым оптимистичным оценкам, а эксперты, выступавшие в мае на пресс-конференции в Минвостокразвития, утверждают, что окупаемость проекта не будет обеспечена и через 25 лет. Вызывают сомнения и оценки ресурсной базы месторождений, которые предполагается включить в арктический проект. Доказанные запасы, по данным Минприроды, пока составляют 870 миллионов тонн, и объема этого явно недостаточно для того, чтобы оправдать вложения в размере 8,5 триллиона рублей.

Если же рынок нефти действительно начнет сжиматься к 2035 году под давлением падающего спроса, нет смысла вкладывать колоссальные средства в организацию добычи дорогостоящей арктической нефти, когда в мире и без этого виден переизбыток нефти с низкой себестоимостью.

Кроме того, надо учесть чрезвычайную экологическую ранимость Арктики. Многие специалисты выступают против нефтяных проектов в этой зоне, поскольку даже небольшая авария на нефтепроводах или промыслах может нанести непоправимый ущерб природе.

Откуда деньги

Главным налогом, от которого «Роснефть» просит освободить арктические проекты, является уже упоминавшийся НДПИ. Это эквивалент того, что в других странах называется «роялти» и представляет собой плату за пользование недрами, которые, согласно Статье 11 Конституции РФ, находятся в исключительной собственности государства. Отказ государства от НДПИ в пользу недропользователя — это фактически подарок компании или консорциуму, который приобретает все права на добытое сырье, ничего не оставляя настоящему собственнику. Расклад по меньшей мере некрасивый. А если учесть, что портовую инфраструктуру для экспорта нефти надо построить за государственный счет, как полагается по закону, то подарок выглядит еще привлекательней для получателя льгот.

И совершенно непонятно, из каких средств «Роснефть» собирается финансировать огромный проект. Компания заложила значительную часть своей добычи, чтобы еще долгие годы расплачиваться с китайцами поставками нефти за кредиты, которые ей понадобились для совершенно неоправданного с точки зрения эффективности укрупнения: поглощения частных компаний, начиная с ЮКОСа, ТНК-ВР, «Башнефти» и т. д. Получить долгосрочные кредиты за границей компания Игоря Сечина не может — она находится под международными санкциями, а российские кредиторы готовы предоставить ей деньги лишь на короткий срок и под грабительский процент. Не исключено, конечно, что руководство «Роснефти» рассчитывает на материальную помощь государства сверх планируемых льгот, но здесь стеной на защиту бюджета встанет министерство финансов.

И, наконец, увеличения рыночной стоимости «Роснефти» с началом инвестиций в арктический проект — и в итоге размера ее дивидендов в пользу государства — ожидать не стоит. Достаточно вспомнить, что причитающиеся госбюджету дивиденды компания перечисляет не в бюджет, а в компанию-прокладку «Роснефтегаз», а там все финансовые операции официально засекречены. Куда на самом деле идут средства из этой прокладки, проверке не поддается.

Долгие годы, пока задуманное начинание не окупится и не станет приносить реальный доход, сливки с проекта будут снимать только его инициаторы, но никак не российское государство и тем более не население страны.

Сейчас невозможно угадать, во что выльется «инвентаризация» нефтяных проектов. Можно предположить, что правительственные ведомства просто не справятся с этой задачей в срок до 1 декабря. Многие поручения президента остались невыполненными — достаточно вспомнить разработку «Генеральной схемы развития газовой отрасли», очередную «Энергетическую стратегию» и прочие документы, подготовка и утверждение которых тянутся годами. Неясно также, что будет и с мораторием на государственные льготы. Вполне возможно, что под лозунгами освоения Арктики правительству придется отступить под натиском Сечина и Новака и согласиться на спонсирование заведомо неэффективных и нерентабельных начинаний из «политических» соображений, как это уже не раз случалось.

Читайте также: