Сложный план конспект налоговая система рф

Опубликовано: 15.05.2024

1. В современных экономических системах роль налогов исключительна велика. Они являются не только основным каналом доходной части бюджета, но и включены во все основные звенья финансовой системы, формируют и опосредуют основные финансовые отношения в общества. От продуманности и адекватности налоговой системы существующим экономическим условиям, экономическим принципам национальной экономики страны зависят эффективность деятельности основных звеньев экономики, развитие предпринимательской инициативы и удовлетворение основных потребностей государства. В переходной экономике роль налогов и налоговой системы особенно возрастает в связи с тем, что один из немногих реальных рычагов регулирования экономических и социальных процессов, которыми располагает государство в нестабильных условиях трансформации экономической системы.

Возникновение налогов обычно связывается с возникновением государства: становление его институтов неизбежно потребовало формирование фондов финансовых ресурсов и соответственно инструментов, посредством которых такие фонды могли бы быть сформированы. Таким инструментом и стали налоги, главное предназначение которых изначально заключалось в формировании материальной базы (фондов финансовых ресурсов) для обеспечения функций государства. С развитием государства, расширением его функций роль налогов повышалась, однако их изначальное предназначение, смысл в своей основе сохраняются.

Налог как экономическая категория выражает постоянно существующие (возобновляющиеся) экономические отношения между государством с одной стороны, и физическими и юридическими лицами, с другой стороны, возникающие в процессе перераспределения вновь созданного продукта и отчуждения в обязательном порядке части его стоимости в распоряжение государства.

Уплата налогов является обязанностью и не дает никаких оснований для предъявления налогоплательщиком прав на встречное исполнение обязательств со стороны государства. Не меняет сути налоговых отношений и то обстоятельство, что суммы, уплаченные в бюджет в виде налогов, в конечном счете возвращаются налогоплателыцикам в той или иной форме (преимущественно в «неосязаемой), хотя это и создает видимость возмездности налогов. Даже в тех случаях, налогоплателыцики получают денежные средства из бюджета, между обязанностью платить налоги и правом получения бюджетных средств не существует закономерно обусловленной взаимозависимости.

1. Под налогом понимается обязательный, индивидуальный безвозмездный платеж, взимаемый с организаций и физических лиц в форме отчуждения принадлежащих им на праве собственности, хозяйственного ведения или оперативного управления денежных средств в целях финансового обеспечения деятельности государства и (или) муниципальных образований.

2. Под сбором понимается обязательный взнос, взимаемый с организаций и физических лиц, уплата которого является одним из условий совершения в интересах плателыциков сборов государственными органами, органами местного самоуп­равления, иными уполномоченными органами и должностными лицами юридически значимых действий.

2. Несмотря на отличия налоговых систем различных государств, разнообразие задач, которые решает на­логовая система в тот или иной период времени, на­логовые системы объединяют общие черты. Налоговая система представляет собой совокупность налогов, установленных законом, а также принципов, форм и методов их установления, изменения и отмены, систему мер, обеспечивающих выполнение налогового законодательства. Главными органично связанными элементами налоговой системы являются система налогов и налоговый механизм.

Система налогов— это совокупность налогов, сборов, пошлин и других приравненных к налогам платежей, взимаемых на территории государства в тот или иной период времени. Основными налогами, посредством которых формируется преобладающая масса бюджетных доходов как в российской, так и в мировой практике, являются: налог на добавленную стоимость, акцизы, налог на прибыль (доход) юридических лиц, подоходный налог с физических лиц, таможенные пошлины, платежи в социальные фонды, налог с продаж, налог на недвижимость имущество).

Налоговый механизмпредставляет собой совокупность всех средств методов организационно-правового характера, направленных на выполнение налогового законодательства. Посредством налогового механизма реализуется налоговая политика государства, формируются основные количественные качественные характеристики налоговой системы, ее целевая направленность на конкретных социально-экономических задач.

Наиболее важную роль в налоговом механизме играет механизм налообложения(уровни налоговых ставок, система льгот, порядок исчисления налогооблагаемой базы, состав объектов налогообложения и другие элементы связанные с исчислением налогов). Посредством изменения механизма налогооблажения (порядка исчисления того или иного налога) можно придать налоговой системе качественно новые черты, например, изменить ее структуру, не меняя при этом количественного и видового состава налогов. Это достигается путем изменения ставок наиболее значимых налогов.

Общепризнанно выделение следующих принципов построения налоговых систем:принцип справедливости (равенства) налогообложения; определённость налогов (размер налогов, сроки, способ и порядок исчисления точно определены и понятны налогоплательщикам); удобство сроков и способов уплаты; экономичность (эффективность) сбора налогов (расходы по сбору и обслуживанию налогов должны быть как можно меньше относительно сумм, поступающих в доход государства в виде того или иного налога).

Принципы построения налоговой системы в своем ограниченном единстве должны создавать условия для эффективного выполнения налогами своих функций.

3. Налоговая система как единое целое и каждый от­дельный налог обладают рядом функций. Функции налоговой системы являются производными от объективных функций налогов. В налоговой теории однозначное признание получило прежде всего фискальная функция.

Фискальная функциясостоит в обеспечении доходов государственной бюджетной системы и находится под особым контролем и воздействием государства, в центре его финансовой политики. Преобладающий интерес государства к реализации бюджетной (фискальной) функции естественным образом проявляется в стремлении максимально увеличить налоговые источники, что может привести к доминированию фискальной функции перед другими функциями налоговой системы и налоговой политики.

Регулирующая функцияналогов и налоговой политики заключается в регулировании макроэкономических процессов, совокупного спроса и предложения, темпов роста и занятости.

Распределительная функцияналоговой системы проявляется в сложном взаимодействии с ценами, доходами, процентом, динамикой курсов акций. Налоги выступают важным инструментом распределения и перераспределения национального дохода, доходов юридических и физических лиц. Распределительная функция налогов влияет на распределение не только доходов, но и капитала инвестиционных ресурсов.

Социальная функцияналогов носит многоаспектный характер. В условиях Российской Федерации социальная функция налоговой системы весьма существенна в силу того, что государство традиционно несло значительные обязательства перед населением. Многие социальные затраты, финансируемые западных странах за счет частных средств, в России финансируются государством за счет налогов (образование, здравоохранение, пенсионные расходы, соц. страхование и др.).

Стимулирующая функцияналоговой системы является одной из важнейших, но в то же время это самая «трудонастраиваемая» функция. Ее также называют функцией микроэкономического регулирования, поскольку она непосредственно взаимодействует с экономическими интересами юридических и физических лиц. (система льгот, поощрений).

Контрольная функцияналогов выступает в качестве своего рода защитной функцией: она обеспечивает воспроизводство налоговых отношений государства и предприятий. Без контрольной функции другие функции налогов неосуществимы или их реализация подрывается в своей основе. Контрольная функция налогов, опираясь на правовые механизмы, может эффективно реализовываться только на основе подчинения силе государственной власти и закону.

4.Налоговый кодекс Российской Федерации (I часть) содержит 28 различных налогов и сборов, в том числе:

Федеральные налоги и сборы:

• налог на добавленную стоимость;

• акцизы на отдельные виды товаров (услуг) и отдельные виды минерально­го сырья;

• налог на прибыль (доход) организаций;

• налог на доходы от капитала;

• подоходный налог с физических лиц;

• взносы в государственные социальные внебюджетные фонды;

• таможенные пошлины и таможенные сборы;

• налоги на пользование недрами;

• налог на воспроизводство минерально-сырьевой базы;

• налог на дополнительный доход от добычи углеводородов;

• сбор за право пользования объектами животного мира и водными биоло­гическими ресурсами;

• федеральные лицензионные сборы.

Региональные налоги и сборы:

• налог на имущество организаций;

• налог на недвижимость;

• налог на игорный бизнес;

• региональные лицензионные сборы.

Местные налоги и сборы:

- налог на имущество физических лиц;

- налог на рекламу;

- налог на наследование и дарение;

- местные лицензионные сборы.

Для характеристики структуры налогов может быть использована налоговая классификация.В соответствии с ее принципами могут быть выделены следующие структурные деления налогов. В зависимости от объекта налогооблажения - прямые и косвенные; от уровня взимания (звена бюджетной системы) — региональные и местные; от субъекта уплаты — с физических и юридических лиц; от целевого назначения — общие (без функциональной привязки к конкретным расходам бюджета) и целевые; от источника уплаты — с доходов, прибыли и выручки от реализации (продаж); от способа изъятия — у источника и с налоговой декларации.

Прямые налогиимеют в качестве объекта налогообложения доход с физических и юридических лиц, имущество, природные ресурсы и другие факторы, способствующие получению доходов. К прямым налогам относятся: прибыль (доход) организаций; налог на доходы от капитала; подоходный налог с физических лиц; налог на пользование недрами; налог на воспроизводство минерально-сырьевой базы; налог на дополнительный доход от добычи углеводородов, лесной налог; водный налог; транспортный налог; налог на имущество организаций; налог на недвижимость; земельный налог; налог на имущество физических лиц; налог на наследование или дарение. Несмотря на то, что в количественном отношении они составляют половину перечня налоговой системы, роль этих налогов в современной российской практике налогообложения еще недостаточно. Они составляют по данным за 1999 год около 44% всех бюджетных налоговых доходов Российской Федерации.

Косвенные налогивзимаются с операций по реализации товаров, услуг, экспортно-импортных и тому подобных операций. Суммы налогов определяются в виде надбавки к цене товара (по акцизам) или в процентах: к добавленной стоимости (по налогу на добавленную стоимость), к выручке от реализации или выручке от продаж (по налогу с продаж). Наибольший удельный вес в структуре налоговых поступлений в консолидированный бюджет РФ в 1999 году занимал НДС-25,5%, затем налог на прибыль- 19,5%, подоходный налог с физических лиц -13%, акцизы – 11%.

Дата добавления: 2015-07-24 ; просмотров: 8223 ; ЗАКАЗАТЬ НАПИСАНИЕ РАБОТЫ

Разделы: Технология

Цели урока:

  1. Познакомить учащихся с понятиями бюджет, налоги, налогоплательщик; с формами формирования бюджета и его назначением; видами налогов и сроками их уплат
  2. Прививать уважение к законодательству России, воспитывать в учащихся чувство необходимости уплаты налогов и гражданской ответственности

1. Организационный момент

- Проверка готовности учащихся к уроку

- Объявление темы и цели урока

В ходе изучения урока мы попытаемся разобраться в следующих вопросах:

  • Что такое бюджет?
  • Из каких источников он пополняется?
  • Что такое налоговая система РФ?
  • Какие правоотношения называют налоговыми?
  • Кто является их участником?
  • Какие бывают налоги?

2. Актуализация знаний учащихся

  • Дайте определение физического лица
  • Дайте определение юридического лица

3. Изучение нового материала.

Материальной основой существования любого государства является совокупный денежный фонд – бюджет.

Бюджет – это фонд денежных средств, находящийся в собственности государства. Он состоит из доходов и расходов, которые государство должно осуществлять в текущем году (например расходы на оборону страны, здравоохранение, образование и др)

Доходы бюджета - это денежный средства, поступающие безвозмездно и безвозвратно в распоряжение государства.

Откуда же берутся средства?

Налог, налоговая система

Государство получает денежные средства в бюджет из различных источников. Одним из таких источников являются обязательные взносы, установленные государством. Их должны платить работники, своим трудом создающие материальные и нематериальные блага и получающие за это определенную плату, а также различные субъекты предпринимательской деятельности (юридические лица, граждане, зарегистрированные в качестве индивидуальных предпринимателей). Такие обязательные взносы называют налогами, а тех, кто их уплачивает, - налогоплательщиками.

Налог – это безвозмездный, безвозвратный, нецелевой, обязательный взнос в бюджет государства, взимаемый с налогоплательщика на основании законного акта компетентного государственного органа.

Налогоплательщики – организации и физические лица, на которые в соответствии с законодательством возложена ответственность уплачивать налоги.

Совокупность налогов, сборов, пошлин и других обязательных платежей в бюджет, установленных в соответствии с федеральными законами Российской Федерации, составляет налоговую систему Российской Федерации.

Работа по карточкам самоконтроля (приложение 3)

Принципы налогообложения. Виды налогов

Сначала немного истории. Давид Риккардо, английский экономист (1772-1823), в своих научных работах писал, что налоги составляют «определенную долю продукта земли и труда страны». Эта доля поступает в распоряжение государства. При этом налоги всегда уплачиваются или из капитала, или из дохода страны. Если годовое производство страны значительно превышает ее годовое потребление, то эта выплата осуществляется за счет дохода. В этом случае капитал остается прежним или даже возрастает. Если же годовое потребление не покрывается годовым производством, то налоги платятся за счет самого капитала, что неизбежно приводит к его уменьшению и, как следствие, к сокращению производства.

С точки зрения Давида Риккардо, нет таких налогов, которые не имели бы тенденции уменьшать силу накопления.

Исходя из этого, политика страны любого государства должна состоять в том, чтобы, поощряя стремления к накоплению, никогда не вводить такие налоги, которые неминуемо падают на первоначальный капитал. Иначе оказывается затронутым фонд, предназначенный для увеличения будущего фонда страны.

Принципы налогообложения в виде четырех положений, ставших классическими аксиомами налоговой политики, были сформулированы в конце XVIII века, шотландским экономистом Адамом Смитом (1723-1790). Они сводятся к следующему:

  1. Подданные государства должны участвовать в покрытии расходов правительства соразмерно своему доходу.
  2. Налог, который должен уплачивать каждый, должен быть точно определен. Размер налога, время и способ его уплаты должны быть ясны и известны плательщику.
  3. Каждый налог должен взиматься в такое время и таким способом, какие наиболее удобны для плательщика.
  4. Каждый налог должен быть так устроен, чтобы он извлекал из кармана плательщика возможно меньше сверх того, что поступает в кассы государства.

Налоги делятся на прямые и косвенные.

Прямые налоги взимаются при образовании материальных благ (подоходный налог, налог на прибыль, налог на имущество). Они причитаются с налогоплательщика в случае наличия у него доходов, имуществ, предполагающих налоговые обязательства.

Косвенные налоги взимаются при приобретении материальных благ и входят в цену, уплачиваемую за товар покупателем (налог на добавленную стоимость, таможенные пошлины). Они возложены на конечного потребителя вне зависимости от его реального дохода

Сообщение учащейся «Налоги с физических лиц» (приложение 2)

Работа по карточкам самоконтроля (приложение 4)

В России, как и в любом другом государстве, действуют правовые нормы, регулирующие общественные отношения по установлению, взиманию и контролю за уплатой налогов в бюджет государства. Эти правовые нормы составляют налоговое право Российской Федерации.

К источникам налогового права относиться конституция Российской Федерации, Налоговый кодекс Российской Федерации, федеральные законы. Основы законодательства о налогах были заложены в 1991г., когда были приняты законы Российской Федерации «О налоге на прибыль предприятий и организаций», «Об акцизах», «О налоге на имущество предприятий», «О подоходном налоге с физических лиц» и др.

Участниками общественных отношений, связанных с налогообложением, являются налогоплательщики и специальные органы государственной власти, устанавливающие и взимающие налоги.

Так же, как государство не может обходиться без налогов, постоянно поступающих в бюджет, так и взимание налогов невозможно без участия государства. Дело в том, что только такие государственные органы, наделенные специальной компетенцией и действующие строго в соответствии с законом, как налоговая инспекция, вправе осуществлять функции по сбору налогов. Налоговые органы осуществляют контроль за налогоплательщиками.

Работа по карточкам самоконтроля (приложение 5)

4. Тестирование учащихся. Электронный тест (приложение 1)

Анализ урока, закрепление изученного материала, выставление оценок их аргументация.

Бюджет – это фонд денежных средств, находящийся в собственности государства.

Налог – это безвозмездный, безвозвратный, нецелевой, обязательный взнос в бюджет государства, взимаемый с налогоплательщика на основании законного акта компетентного государственного органа.

Налоги делятся на прямые и косвенные налоги.

В России, как и в любом другом государстве, действуют правовые нормы, регулирующие общественные отношения по установлению, взиманию и контролю за уплатой налогов в бюджет государства. Эти правовые нормы составляют налоговое право Российской Федерации.

6. Домашнее задание

В беседе с родителями узнайте, какие налоги платит ваша семья, и затем заполните таблицу:

Внимание Скидка 50% на курсы! Спешите подать
заявку

Профессиональной переподготовки 30 курсов от 6900 руб.

Курсы для всех от 3000 руб. от 1500 руб.

Повышение квалификации 36 курсов от 1500 руб.

Лицензия №037267 от 17.03.2016 г.
выдана департаментом образования г. Москвы


Конспект урока по обществознанию в 10 классе «Налоговая система»

по обществознанию в 10 классе

учителя истории и обществознания МОУ СОШ №4

МО «Барышский район»

Захаровой Елены Витальевны

Тип урока по теме «Налоговая система» - комбинированный. Данный тип урока наиболее оптимальный, так как это последний урок в теме № 15 «Роль государства в экономике». Материал урока тесно связан с таким важным вопросом как «Доходная и расходная часть государственного бюджета». При отборе материала руководствовалась требованиями программы и стандарта, а также необходимостью познакомить учащихся с налоговой системой России более подробно, т.к. каждый из нас уже является или будет налогоплательщиком.

При изучении нового материала использую схемы и диаграммы, что позволяет лучше усвоить материал, развивать навык анализа фактов, составления обобщающих выводов. Материал подобран так, чтобы учащихся можно было подвести к главной идее: права и обязанности гражданина тесно взаимосвязаны (невозможно требовать от государства социальных гарантий прав, если ты сам не выполняешь обязанностей).

При организации деятельности учащихся применяю разноуровневые вопросы и задания: одни из них требуют лишь воспроизведения материала (репродуктивный характер), другие – требуют применения знаний в новой ситуации, логического мышления. Учащиеся при ознакомлении с новым материалом делают краткую запись, так как материал учебника не освещает всех вопросов (Требования стандарта: Характеристика современной системы налогообложения, функции налогов).

Триединая цель урока:

Образовательный аспект : дать представление о налоговой системе и налоговой политике, научить оперировать знаниями и понятиями в конкретной ситуации, уметь выделять проблемы, учить отстаивать свою точку зрения.

Развивающий аспект : развивать речь (расширение словарного запаса за счет новых понятий), развивать умения и навыки логического мышления, анализа фактов (по диаграмме «Динамика поступления налогов и сборов в бюджет РФ», слайды «Доходы бюджета», «»Распределение расходов бюджета»)

Воспитательный аспект : воспитывать культуру учебного труда( составление краткой записи), вовлечь учащихся в активную деятельность, воспитывать у учащихся чувство ответственности за благополучие России (каждый выпускник должен быть добросовестным налогоплательщиком ).

Основные понятия: государственный бюджет, дефицит бюджета, налог, налогообложение, налоговая политика, налоговая система, прямой налог, косвенный налог, акциз, пошлина.

Учебник А.И.Кравченко «Обществознание» 10 класс.

Дидактический материал по теме «Роль государства в экономике» №1-2.

Оформление доски (см. приложение № 1)

Плакат «Доходная и расходная часть государственного бюджета» (приложение №2 - №3).

ИКТ (слайды №1 - 5).

Конституция Российской Федерации

А.И.Кравченко «Обществознание». Программа курса для 8-9 и 10-11 классов, Москва «Русское слово» 2010 г.

А.И.Кравченко «Обществознание»,10 класс

П.А.Баранов, С.В.Шевченко. Обществознание «Экономика», Экспресс-репетитор для подготовки к ЕГЭ, Владимир,2008.

Конституция РФ ст. 39,41,43; ст. 57.

А.В.Клименко, В.В.Румынина «Обществознание», Москва-2004.

Мир налогов. Познавательный журнал для старшеклассников, Москва, 2010 год.

Единый портал бюджетной системы (http://budget.gov.ru/)

Приемы и методы

Организация начала урока.

Подготовка учащихся к работе на занятиях.

Приветствие классу, напоминание о том, что необходимо иметь для успешной работы

Всесторонняя проверка знаний.

Установление правильности и осознанности выполнения домашнего задания, выявления пробелов и их коррекция.

Сочетание фронтального опроса с индивидуальным, работа по дидактическим карточкам.

Подготовка к усвоению нового учебного материала.

Обеспечение мотивации и принятие цели учебно-познавательной деятельности, актуализация знаний и умений.

Слово учителя, актуализация знаний по Конституции РФ, постановка проблемного задания.

Усвоение новых знаний.

Обеспечение восприятия, осмысления и первичного запоминания знаний и способов действий.

Объяснение, беседа, анализ диаграмм, работа с текстом учебника, составление краткой записи по теме.

Первичная проверка понимания учащимися нового материала.

Правильность и осознанность усвоения нового материала, выявление пробелов и неверных представлений.

Фронтальная беседа на репродуктивном уровне.

Закрепление новых знаний.

Обеспечение усвоения новых знаний и способов действий на уровне решения проблемы.

Беседа, объяснение позиции при выполнении проблемного задания.

Подведение итогов урока.

Дать анализ и оценку успешности достижения цели.

Заключительное слово учителя, комментирование выставленных оценок.

Информация о домашнем задании.

Дать инструкцию о выполнении домашнего задания, темы эссе.

Запись учащимися основных элементов задания.

а) Вступительное слово учителя: Сегодня мы продолжаем изучать тему «Роль государства в экономике». Первоначально мы повторим с вами основные вопросы, связанные с проблемой государственного регулирования.

1) индивидуальные письменные задания (карточки № 1,2)

2) фронтальная беседа

- Что называют государственным регулированием?

(Модель ответа: Государственное регулирование - воздействие государства на рынок с целью сведения к минимуму отрицательных последствий рыночных форм хозяйствования)

- Какие основные задачи оно решает?

(Модель ответа: 1) перераспределение общественных доходов; 2) регулирование рынка рабочей силы; 3) борьба с монополизмом и инфляцией; 4) обеспечение прорыва в области науки и технологий).

3)индивидуальный ответ у доски

- Охарактеризуйте основные экономические функции государства, подкрепите каждое положение примерами.

4) фронтальная беседа

Слово учителя: Существуют различные способы воздействия государства на экономику. Вспомните, о каких методах регулирования мы говорили на прошлом уроке? (Модель ответа: Правовые, финансово-экономические, государственный заказ, кредитно-денежная политика, программирование)

Слово учителя: Самыми эффективными способами считают бюджет и налогообложение.

- Что такое государственный бюджет?

(Модель ответа: Государственный бюджет – это основной финансовый государства на определенный период (1 год), представляющий собой роспись его доходов и расходов).

- Назовите важнейшие части государственного бюджета.

(Модель ответа: Важнейшие части государственного бюджета- это доходная и расходная части).

- Каковы источники доходной части бюджета?

(Модель ответа: Существует несколько источников доходной части – это налоги, государственные займы, эмиссия, т.е. дополнительный выпуск бумажных и кредитных денег и займы у международных организаций).

- Какова структура расходной части бюджета в развитых странах?

(Модель ответа: 1)расходы на социальные нужды; 2) поддержание обороноспособности, 3) обслуживание государственного долга; 4) предоставление дотаций предприятиям и т. д.)

Слово учителя: Посмотрим, что представляет собой доходная и расходная часть государственного бюджета РФ в 2013 году (метод: анализ диаграмм плаката и умение сделать вывод - Приложение №2-3.

Подготовка к усвоению нового материала.

Таким образом, 55 % всех доходов бюджета составляют налоги и сборы. Мы сейчас познакомимся с налоговой системой, принципами налогообложения, функциями налогов, их основными видами и особенностями налогообложения в России.

Перед изучением нового материала я предлагаю вам высказывание русского ученого, социолога А. Лаппо – Данилевского «Платить налоги – значит служить Отечеству…». Прав ли был ученый? Попытайтесь к концу урока сформулировать свою позицию по данной проблеме. Подтвердите или опровергните данное высказывание.

Усвоение новых знаний.

План: 1) Налогообложение как способ воздействия государства на экономику.

2) Принципы налогообложения.

3) Налоги, их функции, основные виды.

4) Особенности налогообложения в России.

Налогообложение наряду с бюджетом является эффективным способом воздействия государства на экономику. Оно используется для ограничения побочных последствий от деятельности промышленности и бизнеса. Правительство может повысить налоги тем, кто спускает отходы в реку или загрязняет атмосферу. Таким способом оно поощряет предприятия совершенствовать очистные сооружения. При помощи налогов можно стимулировать развитие одних отраслей и сдерживать другие. (Метод: краткое изложение).

Принципы налогообложения – правила, которыми следует руководствоваться при построении налоговой системы (запись понятия в тетрадь).

Существует пять основных принципов налогообложения (объяснение сущности каждого принципа с использованием схемы – слайд №1; деятельность учащихся – выполнение схемы в тетради).

Налоги – обязательные платежи физических и юридических лиц государству (запись понятия в тетрадь).

Любой налог состоит из следующих элементов (см. слайд № 2)

Для чего же нужны налоги? Какие функции выполняют? (объяснение с элементами беседы, использование слайда №3- перенести схему в тетрадь).

Налоговая система – Совокупность налогов, установленных государством, методы и принципы их построения, а также способы их взимания (запись в тетрадь).

Современная налоговая система включает в себя различные виды налогов. Но основными видами считаются два – прямые и косвенные (работа над понятиями по тексту учебника стр. 117).

Вспомним эпиграф прошлого урока «О чем нельзя забывать, так это о простой истине: все, что правительство дает, сначала забрало» (Джон С. Колеман).

Действительно Конституция РФ провозглашает права граждан (работа с источником).

Каждому гарантируется социальное обеспечение по возрасту, в случае болезни, инвалидности, потери кормильца, для воспитания детей и в иных случаях, установленных законом (ст. 39)

Каждый имеет право на охрану здоровья и медицинскую помощь. Медицинская помощь в государственных и муниципальных учреждениях здравоохранения оказывается гражданам бесплатно за счет средств соответствующего бюджета, страховых взносов, других поступлений (ст. 41)

Каждый имеет право на образование.

Гарантируются общедоступность и бесплатность дошкольного, основного общего и среднего профессионального образования в государственных или муниципальных образовательных учреждениях и на предприятиях (ст.43)

Но государство не могло бы развивать здравохранение, образование, культуру, осуществлять социальную защиту граждан, если бы мы не выполняли одну из главных обязанностей, закрепленных в ст.57 (работа с источником ст.57 «Каждый обязан платить законно установленные налоги и сборы»)

В современной России налоговая система - необходимое условие формирования рыночных отношений. Наша налоговая система молодая, создана в 1990 году. Тем не менее, она постоянно совершенствуется. Сейчас в России существует трехуровневая система. Налоги поступают в федеральный, региональный и местные бюджеты (см слайд № 4 стр 8 журнала).

Рассмотрим некоторые из них.

1) федеральные: акцизы (познавательное задание), налог на доходы физических лиц

Акциз – это налог, включаемый в цену определенных товаров и уплачиваемый покупателями.

Задание: Посмотрите на схему и объясните, почему акцизы называют налогами на «грехи»? (слайд №4)

Налоги на доходы физических лиц - это плата гражданами со всех видов доходов, полученных ими в календарном году (слайд №5)

Задание: Как вы думаете, справедлива ли единая ставка для доходов в виде заработной платы -13%?

Обобщение и вывод учителя: Политика государства направлена на облегчение налогового бремени, небольшая ставка является стимулом для граждан добросовестно платить налоги и выполнять свой гражданский долг, Государственная пошлина – это сбор, взимаемый с лиц при их обращении в государственные органы в отношении этих лиц юридически значимых действий. Пошлина уплачивается по делам, рассматриваемым судами, на совершение нотариальных действий, действия, связанные с приобретением гражданства, регистрация актов гражданского состояния (заключение брака, запись рождения, смерти и т.д.)

О региональных и местных налогах вы прочитаете в ознакомительном порядке дома стр. 27 – 33 Журнал «Мир Налогов»

Таким образом, мы познакомились с системой налогообложения, раскрыли сущность основных понятий. Повторим некоторые из них.

Первичная проверка понимания усвоения учащимися нового материала.

- Что называют налогами?

- Назовите основные виды налогов. Что они означают?

- Что такое налоговая система?

- Назовите не менее трех принципов налогообложения .

- Какая налоговая система существует в России?

Закрепление новых знаний.

Выполнение задания по высказыванию «Платить налоги – значит служить Отечеству».

Задача: Выявить понимание учащимися главной конституционной обязанности уплаты налогов и сборов. Привести высказывание неизвестного автора «Сильная казна – сильная страна».

Подведение итогов урока.

Слово учителя: Я надеюсь, что вы поняли простую истину богатство и процветание нашей страны, а значит, благополучие семьи во многом зависит от уплаты налогов. Именно налоговые поступления являются основным источником пополнения бюджета Российской Федерации. Поэтому так важно, чтобы налоги в установленные законом сроки и никто не уклонялся от их уплаты. Уже через несколько лет от твоей гражданской позиции будет зависеть благополучие России, ее авторитет среди государств. И пусть это процветающая страна, из которой тебе никогда не захочется уехать. Ты будешь гордиться ею, уважать и защищать ее.

Анализ деятельности учащихся, выставление оценок.

Информация о домашнем задании.

П. 15, запись в тетради, ознакомление с региональными и местными бюджетами по дополнительной литературе.

Код ЕГЭ: 2.13. Налоги.

Один из основных признаков любого государства — налогообложение. Без налогообложения невозможно осуществлять государственные функции, требующие финансовых вложений, так как налоги являются основным источником пополнения государственного бюджета.

Налогообложение — процесс установления и взимания налогов в стране.

Налоги — обязательная плата, которую безвозмездно взимает государство с физических и юридических лиц для финансового обеспечения деятельности государства и муниципальных образований.

Уплата налогов — одна из главных конституционных обязанностей граждан РФ (статья 57 Конституции РФ).

Налоговая политика — система мероприятий в области налогообложения, построенная с учётом компромисса интересов государства и налогоплательщиков.

Налоги не взимаются с: государственных пособий (кроме пособий по временной нетрудоспособности и уходу за больным ребёнком); пенсий; компенсаций, возмещающих причинённый вред (увольнение, потеря трудоспособности, гибель).

Принципы налогообложения

  1. Обязательность. Каждое лицо должно уплачивать законно установленные налоги и сборы.
  2. Справедливость. Налоги и сборы не могут иметь дискриминационный характер и применяться различно на основе социальных, расовых, национальных, религиозных и иных подобных критериев.
  3. Эффективность. Налоги и сборы должны иметь экономическое обоснование и не могут быть произвольными.
  4. Соответствие Конституции РФ. Не допускается установление налогов и сборов, нарушающих единое экономическое пространство Российской Федерации и ограничивающих свободное перемещение в пределах территории Российской Федерации товаров (работ, услуг) или финансовых средств, либо ограничивающих разрешенную законом экономическую деятельность физических лиц и организаций.
  5. Определенность. При установлении налогов должны быть определены все элементы налогообложения, чтобы каждый точно знал, какие налоги (сборы, страховые взносы), когда и в каком порядке он должен платить.

Структура налога

  • Субъект (налогоплательщик) — лицо, на которое законом возложена обязанность уплачивать налоги.
  • Объект — это то, что облагается налогом (доход, имущество, прибыль, стоимость реализованных товаров и др.).
  • Ставка — начисления на условную единицу измерений базы налогов (процент или денежная сумма, которая изымается в виде налога).
  • Единица налога — это то, относительно чего рассчитывается налог (квадратный метр жилой площади в квартире, мощность двигателя автомобиля и т. д.).
  • Источник — это те средства, из которых уплачивается налог (прибыль, заработная плата и т.д.).
  • Налоговые льготы — предусмотренные законодательством преимущества, предоставляемые отдельным категориям налогоплательщиков, включая возможность не уплачивать налог или сбор либо уплачивать их в меньшем размере.

Системы налогообложения

  • Прогрессивная — чем выше доход, тем выше ставка налога. Прогрессивная система позволяет быстрее наполнять государственный бюджет и сглаживает социальное неравенство, но она, как правило, вызывает противодействие со стороны обеспеченных слоев населения. Кроме того, прогрессивная система может привести к выводу капитала из страны за рубеж.
  • Пропорциональная — ставка налога не зависит от величины дохода. В этом случае налогоплательщикам нет смысла скрывать свои доходы, так как от их величины не зависит процент, который берется в виде налога. Такая система считается справедливой и демократичной. Пропорциональное налогообложение гораздо легче переносится состоятельными классами, так как оно облегчает для них налоговый груз.
  • Регрессивная — чем выше доход, тем ниже ставка налога. Она эффективна в случае, если экономика развита слабо и необходимо стимулировать инвестиции обеспеченных слоев населения в развитие производства.

Функции налогов

  • Фискальная — финансирование расходов государства через пополнение государственного бюджета.
  • Социальная (распределительная) — перераспределение средств, собранных в виде налогов, помогает сглаживать социальное неравенство.
  • Регулирующая — с помощью налогов можно влиять на потребление определенных видов товаров, стимулировать развитие внешнеэкономических связей и др.
  • Антиинфляционная / стимулирующая — наряду с денежно-кредитной политикой налогово-бюджетная политика позволяет изменять объем денежной массы, находящейся в обращении. Повышая налоги, государство сокращает объем денежной массы и приостанавливает инфляцию. Понижая налоги, оно увеличивает денежную массу, стимулируя производство.
  • Контрольно-учетная — через налоги государство ведет учет доходов граждан.

Виды налогов

По способу изъятия: прямые и косвенные (табл.).

налоги

По виду бюджета, в который поступают налоги: федеральные, региональные и местные.

Федеральные налоги и сборы: налог на добавленную стоимость, акцизы, налог на доходы физических лиц, налог на прибыль организаций, налог на добычу полезных ископаемых, водный, сборы за пользование объектами животного мира и за пользование объектами водных биологических ресурсов, государственная пошлина.

Налог на добавленную стоимость — это косвенный многоступенчатый налог, при котором в бюджет государства изымается часть стоимости товара, работы или услуги, создаваемой на всех стадиях процесса производства, и вносится в бюджет по мере реализации.

Акциз — вид косвенного налога, устанавливаемый на товары, реализацию которых государство хочет особым образом контролировать (монопольно производимые, высокорентабельные товары и др.).

Региональные налоги: налог на имущество организаций, налог на игорный бизнес, транспортный.

Местные налоги и сборы: земельный, налог на имущество физических лиц, торговый сбор, налог на рекламу, курортный, на содержание жилого фонда.

Вы смотрели конспект «Налоги. Налогообложение». Выберите дальнейшее действие:

Нажмите, чтобы узнать подробности

Цели урока: раскрыть сущность и роль налогов в жизни общества, охарактеризовать их основные виды.

Просмотр содержимого документа
«План-конспект урока по теме "Налоги"»

Тема урока: «Налоги»

Лукомский Борис Викторович, учитель истории и обществознания МБОУ СОШ№24

Предмет: обществознание

Цели урока: раскрыть сущность и роль налогов в жизни общества, охарактеризовать их основные виды.

Задачи: формировать гражданское нравосознание учащихся, что платить налоги- это конституционный долг граждан России.

Тип урока: комбинированный

Ключевые слова урока: налог, налоговые льготы, подоходный налог

Оборудование урока: компьютер, интерактивная доска, презентация по теме «Налоги», видеоролик, раздаточный материал; проверочные тесты по темам «Деньги», «Налоги»; раздаточный материал: словарь налоговых понятий.

«За казной- что за стеной.

Налоги - существенный механизм,

влияющий на благосостояние народа.

и, следовательно, на его нравственную

устойчивость и спокойную жизнь государства»

Лао Цзы, древнекитайский философ

I.Текущий контроль знаний и умений учащихся

1. Проверочные тесты

2. Вопросы и задания учащимся:

а) задания на доске: перечислите функции денег

б) задания на доске: в форме схемы представить государственный бюджет

3.Расскажите об истории возникновения денег

в)Каков состав денежной массы.

4. Калейдоскоп мнения.

Какие вы выбрали из калейдоскопа понравившиеся мнения?

5. Проверка выполнения учащимися творческого индивидуального .

а) Тема денег в отечественной и зарубежной художественной литературе.

б) Дети и деньги.

Что такое карманные деньги?

II. Переход к изучений нового материала.

Просмотр видеоролика. Налоги и отношение к ним налогоплательщиков.

Учитель: Ребята! Главные действующие лица видеоролика - налогоплательщики. Это родители детей нашей школы. По - разному прозвучал ответ из уст тех, кто платит налоги. Но все, в основном, ответили, что налоги платить нужно и для чего их надо платить.

Как вы поняли тема нашего урока «налоги». Вы узнаете, что такое налоги. Зачем они нужны государству, познакомитесь с видами налогов, с налоговой политикой государства, какие льготы по налогооблажению предусматривает Налоговый Кодекс Российской Федерации.

III. Изучение нового материала. Налоги (слайд 1)

1. Зачем государству налоги?

3. Подоходный налог.

Изучение первого вопроса плана.

Зачем государству налоги?

Учитель: Эпиграфом в нашей теме урока я взяла слова древнекитайского мудреца Лао Цзы. (слайд 3)

«За казной- что за стеной. Налоги - существенный механизм,влияющий на благосостояние народа и, следовательно, на его нравственную

устойчивость и спокойную жизнь государства»

Вспомним еще раз, что такое государственный бюджет.

Из каких двух составляющих он состоит?

Из чего складываются доходы?

На что расходуются?

Что вы понимаете под «спокойной жизнью государства» у Лао Цзы?

Как налоги могут повлиять на благосостояние народа?

Учитель: Налоговая компания достигает целей только тогда, когда государство умеет собрать установленные законом сборы, а население , платящее налоги, проявляет высокий уровень сознательности, дисциплины, законопослушание.

Изучение второго вопроса плана

Учитель: Налоговой Кодекс РФ дает четкое определение понятию налог.

Есть и другое короткое определение (слайд 4)

Ребята: В законе как разнозначные названы налоги, сборы, пошлины. Налоги делятся на прямые, т. Е подоходный налог и косвенные (акцизы, т. е. налоги включенные в цену товаров) (стр 52, учебник)

Рассказ учителя: Косвенные налоги

Учитель: Главными налогоплательщиками выступают: физические лица (граждане) и юридические лица (предприятия и организации) (слайд5)

(слайд 6) Законодательство Российской Федерации о налогах: это Конституция РФ и Налоговый Кодекс.

Учитель: А сейчас внимание на экран! Очень важная справка-информация (слайд 7)

Если налоги- это обязательные платежи, взимаемые государством, то порядок из взимания, размеры, регулирующие законами, которые должны быть хорошо известны всем налогоплательщикам.

Изучение третьего вопроса плана

Учитель: как было сказано выше, налоги платят и физические и юридические лица. С физических лиц налоги взимаются от полученных доходов, соответствующих законодательству в РФ и за ее пределами. Но никогда не может возникнуть вопрос об уплате налога от продажи краденого или наркоторговли. Этими «доходами» занимаются правоохранительные органы.

Что относит Налоговый Кодекс к доходам от источников РФ?

Задание для учащихся.

Найдите ответ на этот вопрос на стр. 53 учебника, абзац 2. Учащиеся называют доходы от источников в РФ

Учитель: В Российской Федерации действует трехуровневая налоговая система. Налоги, поступающие в Федеральный, региональный ми местные бюджеты образуют консолидированный бюджет государства. (слайд 8)

Учитель: Слово консолидированный найдите в словаре налоговых понятий.

(Слайд 9). Единая ставка со всех основных доходов составляет 13%

А сколько он составляет в других странах мира.

Прослушивание предварительно подготовленного сообщения справки «Единая ставка налогов за рубежом»

Учитель: не подлежат налогооблажению следующие доходы: государственные пособия, государственные пенсии, все виды установленные действующим законодательством компенсационных выплат.

Закон не предусматривает граждан, полностью освобожденных от налога, независимо от размера дохода.

А вот предоставить льготы отдельным категориям граждан оно гарантирует.

Учитель: Просмотрев в начале нашей темы видеоролики, вы убедились, что основная масса граждан считает долгом платить налоги и делают это осознанно.

Но не все, к сожалению, так относятся к конституционному долгу. Некоторые граждане скрывают доходы от налогооблажения. Скрывание доходов мало чем отличается от кражи.

Среди обязанностей гражданина России обязанность платить налоги, в Конституцию помещены на первое место в перечне обязанностей граждан РФ

IV Закрепление материала

1.Обязательные удержания в пользу государства с населения и предприятий — это

1)налоговая политика 3) налоговая система

2)налоги 4) налоговый кодекс

2.Система мероприятий, проводимых государством в области налогообложения — это

1) налоговая политика

3) налоговая система

4) налоговый кодекс

3.Налог, который взимается с доходов или имущества граждан и предприятий в явном виде,-это

1) косвенный налог

3) прогрессивный налог

4) регрессивный налог

4.Какая ставка подоходного налога с граждан (физических лиц) в России?
1) 10 % 2) 13 % 3) 15 % 4) 20 %

Домашнее задание: §8, вопросы и задания: калейдоскоп мнений,

1) собрать информацию о местном и районном бюджете;

Читайте также: