Название сословия во франции которое платило налоги

Опубликовано: 20.09.2024



Третье сословие (лат. tertius status , фр. tiers état ) — во Франции старого порядка (с конца Средних веков до 1789 года) все группы населения за исключением привилегированных, а именно — дворянства и духовенства. В отличие от первых двух сословий, третье сословие платило налоги. Верхушка третьего сословия (буржуазия) имела представительство на Генеральных штатах, а также доминировала в составе парижского и провинциальных парламентов.

Содержание

ЭСБЕ о третьем сословии

До XI века особенного различия между горожанином и поселянином не было, оба они находились под властью сеньора. С XI века начинается освобождение городских общин. Коммунальное движение, взрастившее буржуазию, было первым ударом, который был нанесен политической стороне феодализма. Сущность этого движения, послужившего сигналом и для деревень, заключалась в освобождении городов из-под феодального гнёта, появлении городских республик и возникновении в городах общественного класса — горожан, которые выступают, как третье сословие, наряду с духовными и светскими сеньорами. Хотя с VI по Χ века жители городов уже и начинают группироваться, но в обществе они ещё не играли роли: политических прав у них не существовало, а социальное положение их было тяжёлым.

С конца Χ века по XIII век всю Западную Европу охватила коммунальная революция — процесс освобождения городов от эксплуатации феодалов. Жители городов организуются в открытые или тайные общества, во главе которых стоят купцы. Города средиземноморскогого побережья были поставлены в особо благоприятные условия. Их торговля с Востоком никогда не прекращалась, население южных городских общин раньше других разбогатело и привыкло к самостоятельной практической деятельности. За итальянскими городами поднялись города Рейна. Позднее выступают южные французские города, когда итальянские уже достигли городской автономии, и далее — города северной и средней Франции, Германии и Англии. Наибольшей силы движение достигает в XII веке и первой половине XIII века. Освободительному движению противодействовали духовенство и феодалы.

Короли вначале тоже противодействовали стремлениям городов к независимости, а потом поддерживали города. Людовик VI, хотя и утвердил несколько грамот, но делал это не из принципа, а вследствие случайных соображений: уничтожая ланскую коммуну, он поддерживал амьенскую. Людовик VII понял силу коммун и содействовал их развитию. Филипп II Август открыто поддерживал множество коммун, но заставлял их платить себе за поддержку. Из коммунальных восстаний особенно замечательны восстания Лана, Санса, Камбре, но большинство городов приобрело себе привилегии без кровавой борьбы.

Движение охватило и деревню, которая в XII веке и XIII веке нередко пользовались правами коммуны. Города, добившиеся свободы — в большей или меньшей степени — делятся на два класса: коммуны и города буржуазии. Первые — добились и политической независимости, вторые — только гражданских прав, но не приобрели права самоуправления. Договор, заключенный между сеньором и коммуной, носил название коммунальной хартии или грамоты. Грамота определяла отношения коммуны к сеньору в вопросах юрисдикции и налога. В подлиннике дошли лишь очень немногие грамоты. Справедливо называют коммуну «коллективной сеньорией», уподобляя город феоду, так как между коммуною и её сюзереном были в значительной степени те же отношения, что между сюзеренами и вассалами (см. Феодализм — феодальная помощь в четырёх случаях).

Неся феодальные обязательства по отношению к своим господам, коммуны обладали и правами сеньора, могли отдавать поместья в лен, обладали правом войны и мира, наконец, заключали между собою крупные союзы. Коммуна издавала законы, судила, управляла администрацией и финансами, но в большинстве случаев пользование политическими правами принадлежало меньшинству — привилегированному сословию. Видимыми знаками коммуны были: ратуша, каланча, колокол, печать, позорный столб и виселица. Развивая общественный дух, коммуна воспитала в средневековом горожанине гражданина и возвысила буржуазию. Но коммунальное движение не сближало горожан и поселян. Буржуа, освободившись, относятся к деревне свысока, обижаются, если их приравнивают к крестьянам. Так вырастало различие между городским населением и крестьянами.

Скоро освободившиеся горожане приобретают себе политическую силу, — в XII веке они уже принимают участие в советах королевских, а потом и в общих собраниях государственных чинов. Здесь, рядом с феодальными владельцами и прелатами, появился и лат. tertius status . Третье сословие, участвовавшее в генеральных штатах, состояло только из одних горожан, так как генеральные штаты мало интересовались участью крестьян, и впервые крестьяне получили право представительства лишь в 1484 году, во время генеральных штатов в Туре. Но и теперь буржуа остались представителями сельского населения.

Через всю историю Франции в Средние века яркою нитью проходит упорная борьба между феодальным дворянством и третьим сословием, в союзе с королевской властью. Благодаря глубокой пропасти, образовавшейся между городом и сеньорией, происходили те постоянные столкновения между третьим сословием и привилегированными (государственными чинами), которые наполняют собою генеральные штаты (1302—1615 годов).

В конце XV века, под именем Третьего сословия, имелись в виду не только жители городов, но и сел; их называли фр. le commun — простонародье, простонародное сословие, люди третьего и простонародного сословия (фр. gens du tiers et commun é tat ). До середины XIV века третье сословие не играет видной роли в штатах. С большой силой сказалось влияние третьего сословия в штатах 1355 и 1356 годов, когда вспыхнула революция в Париже. Третье сословие было возмущено финансовыми мероприятиями короля («порча» монеты, которая неблагоприятно отражалась на торговых оборотах горожан). Депутаты городских общин, участвуя в генеральных штатах в качестве третьего сословия, составили половину всего числа прибывших депутатов (400 на 800), на их стороне оказалось и нравственное преобладание в собрании. Душою намеченных преобразований оказались депутаты парижской общины с Этьеном Марселем во главе. Вожди третьего сословия сначала одержали верх, но исход революции показал, как велика была рознь сословий: в проведении реформ заинтересовано было только третье сословие, не встретившее поддержки в дворянстве и свернувшее с легального пути на революционный для осуществления идеи национальной свободы.

Во время жакерии третье сословие было на стороне крестьян. Во всех движениях третьего сословия большую роль играл богатый Париж, центр крупной торговли и умственной жизни. Когда французское правительство переживало в XV веке кризис вследствие неурядиц в сфере государственного управления, третье сословие, в лице своих просвещенных представителей, принимало участие в выработке программы нововведений. Зажиточные горожане, руководимые адвокатом Жувенелем, перешли на сторону короля во время восстания Кабоша. Солидарность между третьим сословием и королевской властью постепенно дала городскому классу огромную силу.

Уже в конце XV века и в начале XVI века третье сословие не только представляло собой могучий, дружный (хотя и не всегда) промышленный класс, но оно занимает почти все должности до канцлера-хранителя печати включительно. Отсюда же брались всякого рода чиновники в финансовой администрации. Только губернаторство, комендантство, чины в военной и морской службе, придворные должности — исключительно давались привилегированным. Церковные и судейские должности давали честолюбивому буржуа одинаковые привилегии с дворянством, а в XVI веке образовывается много семейств, возведенных в дворянство, благодаря тому, что богатые буржуа покупали не только дворянские поместья, но и общественные должности, а с ними и право получить дворянское звание. Рост городского сословия был противоположен во Франции росту города, так как города постепенно лишились здесь своего самоуправления, перестав быть суверенными коммунами и подпав под административную опеку. Развитие капиталистического производства, характеризующее новое время, дает мощь капиталистической буржуазии, которая во всем опережает землевладельческое дворянство, и все более и более делается необходимой для государства, нуждавшегося в деньгах. Вот почему третье сословие выходит из средних веков сильным и уверенным в своем значении. Блестящую роль играло третье сословие на штатах 1560 года, представив широкий наказ.

Такой же наказ был представлен им и в 1576 году, где, среди разных других вопросов, делается попытка ограничить вторжение администрации в муниципальную жизнь. И в знаменитом мятеже 1588 года, третье сословие играло первую роль, выступив в генеральных штатах против королевской власти и гугенотов. Ко времени царствования Генриха III (1574—1589) влияние и значение третьего сословия ещё более выделяется и ещё ярче виден антагонизм между привилегированными и третьим сословием, вызванный оскорбительным для третьего сословия приниженным состоянием его представителей.

В своих требованиях на генеральных штатах при Людовике XIII Справедливом 1614—1615 годы третье сословие обрисовало картину бедственного состояния народа. Первые два сословия находились в собрании с покрытыми головами, а третье сословие представлялось королю без шляп, на коленях. Дворяне сами заявили, что разница между ними и третьим сословием та же, что между господами и лакеями. На этом собрании третье сословие выразило требование созыва генеральных штатов через каждые 10 лет.

Штаты, как известно, не собирались до 1789 года, но 1615 год в истории третьего сословия занимает важное место, так как показывает, с одной стороны, политическое ничтожество третьего сословия в XVII веке, а с другой — вскрывает громадное влияние третьего сословия как моральное, так и социальное.

В XVIII веке отношения между феодальной аристократией и горожанами сделались вполне определенными. Законы против роскоши в моде уже исчезли, и буржуа в темном платье старинного покроя был таким же барином, как и дворянин. И правительство, и высшие классы — теперь в руках третьего сословия. Оно распоряжается богатством, вытеснив дворянство в центральной и местной администрации; оно, по выражению Тэна, «всеобщий кредитор». Бедность и гордость сделались уделом большинства дворян. Третье сословие было «всем»: парламентские советники, адвокаты, денежная аристократия, судейское сословие, литераторы и учёные — составляли главную его силу. Но в политическом отношении третье сословие было «ничто».

XVIII век, выдвинувший таких «буржуа», как Вольтер, Руссо, Дидро и других, есть век торжества буржуазии, которая стала передовым классом нации, интеллигенцией, и требовала, как гражданского равенства, так и политической свободы.

В начале XVII века Франция получала с привилегированных 23 %, а с третьего сословия 77 % налогов. Перед революцией духовенство платило государству в виде налогов не более 1/4 своих доходов, дворянство — около 1 /6, а третье сословие — ²/3 своих доходов. Вся масса налогов и повинностей ложилась на Третье сословие, на долю которого приходилось около 1 /3 всей земельной собственности, при населении в 25 млн людей, из которых привилегированных считалось 250 тыс.

Но и среди третьего сословия наблюдается неравномерность в распределении повинностей. Некоторые должности создавали привилегию для буржуа чисто личного характера, были и привилегии местные, а богатые буржуа разными путями избавлялись от налогов. Имея главную силу в капитале, буржуазия была привилегированной в сравнении с народной массой. Многие города пользовались большими льготами — жители Гавра, например, были освобождены от талии и соляного налога. Город не платил подати, свалив эту повинность на деревню, благодаря чему из деревень уходили в город. Привилегированное положение горожан вызывало в XVIII веке частые жалобы крестьян на гордость жителей городов, порождало недоверие к ним со стороны сельского населения.

Это недоверие продолжалось до конца XVIII века, так как буржуазия приобретала себе сеньоральные права, и особенно любопытно, что оно сильно проявилось во время выборов 1789 года, когда крестьяне относились недоверчиво к своим собственным депутатам на бальифных собраниях. Выступив, однако, в качестве борца за «народные» права, буржуазия сыграла очень крупную роль во время великой французской революции. Франция ей обязана разрушением феодального строя общества. Высказавшись за поголовное голосование в генеральных штатах 1789 года, третье сословие решительно потребовало уничтожения феодальных прав и аристократических привилегий. 17 июня 1789 года исчезло старое сословное деление Франции на три чина и официально название Третье сословие тоже исчезло. Но теперь уже ясно стало распадение французского общества на два крупных класса: буржуазию и народ.

date image
2015-02-24 views image
13117

facebook icon
vkontakte icon
twitter icon
odnoklasniki icon



Уже в XI в. во Франции стало складываться представление о трехзвенной структуре общества. Оно было впервые четко выражено в поэме епископа Адальберона Ланского, посвященной королю Роберту II (датируется примерно 1025–1030 гг.). Там было сказано: «Дом Господний. триедин: одни молятся, другие сражаются, третьи трудятся». Это представление затем воплотилось в создании трех основных сословий страны: духовенства, дворянства и третьего сословия (трудящихся). В реальной жизни могли существовать и более дробные социальные группы. Но в эпоху объединения страны и разрушения старых вассальных (иерархических) отношений горизонтальные связи начинают доминировать над вертикальными. Происходит внутренняя консолидация и юридическое оформление трех крупных сословий.

Духовенство

Оно было самым организованным и сплоченным сословием. В нем действовала жесткая дисциплина, соблюдалась строгая субординация.

Духовенство состояло из трех групп:

1) высшее – прелаты (архиепископы, епископы, аббаты и приоры, настоятели небольших обителей);

2) среднее – каноники (члены совета епископа) и дьяконы (помощники епископа при богослужении);

3) низшее – кюре (приходские священники).

Особое положение в составе духовенства занимало монашество. Юридически монахи находились в состоянии гражданской смерти, ибо приносили особые обеты целомудрия, бедности и послушания, они не принадлежали самим себе, но целиком посвящали себя Господу.

Духовенство подчинялось собственной церковной юрисдикции. Оно было освобождено от военной службы, обладало правом на взимание десятины и принимало пожертвования в свою пользу. Впрочем, церковь не была избавлена от поборов в королевскую казну и обязана была делать регулярные взносы государству (с согласия папы римского). Таким образом, налоговый иммунитет церкви был сильно поколеблен правящей властью.

Дворянство

Второе сословие тоже считалось привилегированным сословием, «благо-родным». Главной обязанностью дворян была военная служба. Дворяне платят «налог кровью», поэтому от большинства других налогов они были освобождены. В частности, они не должны были платить персональную тáлью (основной прямой налог). Дворяне обладали правом на владение землей и правом передачи ее по наследству. Они могли судиться судом равных себе, а самые знатные титулованные особы – судом пэров Франции при Парижском парламенте. Особый статус дворян подчеркивался наличием символических обычаев, титулов, гербов, орденов и других знаков особого положения и почета. Со временем дворянское сословие превратилось в замкнутое и наследственное (хотя поначалу доступ в него был открыт и простолюдинам).

В рыцари мог быть посвящен только сын рыцаря. Принятие в состав низшего рыцарства производилось в форме церемонии «рыцарского удара» (символического удара мечом). Право такого посвящения принадлежало любому рыцарю. Помимо наследственного дворянства в XIII в. появляется пожалованное дворянство, когда дворянские права закреплялись дарованной королевской грамотой (патенты на дворянство стали регистрироваться в Парижском парламенте). Постепенно сложилось и право на дворянское звание по службе. Оно являлось либо пожизненным, либо наследственным, если должность замещалась в двух поколениях или имела важное значение. В будущем из таких лиц составится целая сословная группа дворян мантии (gens de robe – «люди платья», робены), отличной от военного дворянства (gens d’épée – «люди шпаги»).

Третье сословие (tiers état).

В его состав вошли горожане и свободные крестьяне. Оно оформилось позже двух привилегированных сословий – в XV в.

Горожане

Процесс сословного оформления в городской среде был связан с развитием во Франции коммунального движения. Под ним понималась борьба городов за освобождение от сеньориальной власти. (Коммуна – тайный союз горожан, созданный для такой борьбы и скрепленный взаимной клятвой.) В XI–XII вв. в ряде городов Северной Франции происходят коммунальные революции. Города обретают свободу и права, закрепляемые в «хартиях вольностей». Такие хартии выдавались сеньорами и подтверждались королем. Города-свободные коммуны полностью разрывали поземельные отношения с сеньорами (земля переходила во владение города и горожан).




Горожане наделялись личной свободой, что распространялось и на пришлое население: крепостной, проживший в городе один год и один день, становился свободным. Они обладали правом на выборное самоуправление и подлежали городской юрисдикции; могли принимать участие в городском ополчении – милиции. Однако не все города Франции получили статус вольных коммун. Главные центры королевского домена и крупных сеньорий коммунами не являлись (в том числе и Париж). Это так называемые города буржуазии. Они были подчинены королю или сеньору, но имели и собственное самоуправление. Жители таких городов, буржуа, наделялись имущественными правами и личной свободой, но помимо выборного совета были подвластны королевским или сеньориальным административным и судебным органам. На юге же Франции города сохранили свое самоуправление с римских времен. Там сложились города-республики, обладавшие независимостью от сеньориальной власти.

В связи с усилением королевского влияния во Франции с конца XIII в. часть городских привилегий и коммунальных свобод была ликвидирована. В результате произошло относительное выравнивание прав жителей разных городов в общефранцузском масштабе. Это способствовало оформлению горожан в единое сословие.

Крестьяне

В отличие от других слоев общества французское крестьянство долгое время продолжало оставаться разрозненным. Оно состояло из трех основных групп: сервов, вилланов и цензитариев. Сервы – крепостные крестьяне, лично несвободные держатели земли. Сервильный статус лица определялся обычно уплатой шеважа – поголовной подати, которая по размеру не была значительной. Кроме шеважа серв должен был платить сеньору талью (taille – зарубка на деревянной бирке об уплате; талья – «бирочная подать»), размеры которой не были точно фиксированы и зависели от усмотрения господина (в натуральной и денежной форме это были самые значительные выплаты).

Кроме того, крестьянин отдавал сеньору часть своего урожая – шампар («снопов хлеба»)
и выполнял барщинные работы – корве. Действовали также баналитеты – монополии сеньора на средства производства, за пользование которыми крестьяне должны были делать определенные взносы (за использование винодельни сеньора, его мельницы и т.д.). При наследовании крестьянского имущества уплачивалась подать мэнморт (дословно «мертвая рука»). При заключении брака с лицом, не подчиненным данному господину, платился брачный побор – формарьяж. В отношении жены крестьянина сеньор обладал также «правом первой ночи» (ius primae noctis).

В отличие от серва вилланы и цензитарии были лично свободны и несли только поземельные повинности. Виллан платил денежный оброк – ценз, талью, шампар, выполнял некоторые барщинные работы. Но его повинности, как правило, были строго фиксированы и не являлись такими тяжелыми, как у серва. Так, барщина виллана не превышала 10 дней в году. Цензитарий тоже нес облегченные повинности: он платил лишь денежную ренту (ценз) за пользование господской землей.

Процесс освобождения крестьян от личной зависимости стал идти особенно интенсивно в эпоху крестовых походов: сеньоры старались получить средства на участие в военной экспедиции за счет выкупа крестьян. К XIV в. многие крестьяне во Франции получили личную свободу и были переведены на положение цензитариев. Это способствовало повышению правового статуса крестьян в обществе и их сословному оформлению. Хотя положение крестьян было отлично от положения горожан, общим было отсутствие широких прав. И те, и другие рассматривались как непривилегированные лица, которые своим трудом обеспечивают благополучие всего общества. Именно на них ложилось основное бремя тягот и государственных повинностей. Поэтому горожане и свободные крестьяне были включены в единое третье сословие.

Сословное представительство. Генеральные штаты

Задачи объединения страны побуждали королевскую власть искать широкую социальную опору для своей политики. Рост городов и влияния городских элит тоже вынуждал правительство считаться с их мнением и обращаться за советами к третьему сословию. В результате возникают собрания с участием представителей от трех сословий. Сначала в XII – XIII вв. их стали созывать на местном уровне – провинциальные штаты (штат, état – сословие) из представителей духовенства, дворянства и мэров городов. Они решали разные дела регионального уровня, но прежде всего вопрос об установлении единовременных сборов («помощей»). В общефранцузском масштабе такое собрание было созвано впервые в 1302 г.

Поводом послужил конфликт французского короля Филиппа IV Красивого с папой римским Бонифацием VIII из-за введенных королем финансовых поборов с французской церкви. Папа делать такие взносы запретил. Конфликт затронул и более широкую проблему соотношения светской и духовной власти на территории Франции, королевского суверенитета в отношении римской курии. Чтобы заручиться поддержкой сословий, по предложению главного советника короля Пьера Флота 10 апреля 1302 г. в соборе Нотр-Дам (Париж) было проведено заседание штатов. На нем присутствовали представители духовной и светской знати, от городов севера Франции – мэры и эшевены (члены городских советов), от городов юга – консулы. Собрание поддержало политику короля в церковном вопросе.

В будущем такие собрания сословных представителей, названные позднее «всеобщими сословиями» – Генеральными штатами (Etats Généraux), будут проводиться неоднократно. Собрание получит определенную структуру и порядок работы. Обычно каждое сословие на Генеральных штатах было представлено в особой палате (реже депутаты заседали все вместе). Для участия в собрании высшие духовные лица и высшая светская знать (герцоги, графы) получали именные приглашения от короля. Они являлись лично или присылали своих представителей. Вплоть до собрания в 1484 г. среднее и низшее духовенство на штаты не приглашалось. Светская знать на собрании заседала вместе с королем, отдельно от остальных депутатов дворянства, которые были выборными.

Третье сословие было представлено обычно верхушкой городов, членами городских администраций. В некоторых случаях выборность таких депутатов соблюдалась, в других – представители назначались королевскими чиновниками. Крестьяне впервые приняли участие в выборах при формировании штатов 1484 г., но их интересы представляли не крестьяне. Депутаты Генеральных штатов наделялись императивным мандатом – наказом избирателей, по которому депутаты должны затем перед ними отчитаться. Такая инструкция сковывала свободу депутатов, а королевская власть стремилась поставить содержание инструкций под свой контроль. Вопросы разбирались на штатах раздельно по палатам, где решение принималось простым большинством голосов. Далее общее решение принималось всеми тремя палатами, причем каждая палата имела только один голос, что давало явные преимущества двум привилегированным сословиям.

Строгой регулярности созыва Генеральных штатов не существовало, инициатива в этом принадлежала королю. Не были установлены точные квоты представительства от каждого сословия, выборы нередко подменялись назначением от правительства. Не существовало какого-то исполни-тельного органа штатов, который бы осуществлял работу между сессиями собрания. Отсутствовала система координации между Генеральными штатами и штатами на провинциальном уровне.

Генеральные штаты имели ограниченные функции: совещательные и финансовые. Хотя на их заседаниях могли обсуждаться проекты реформ и принятия новых законов, они не являлись законодательным органом. У них не было ни исполнительных, ни судебных полномочий. Важной функцией собрания было вотирование налогов. После того, как в 1439 г. был введен постоянный прямой налог – королевская талья, необходимость в его утверждении на штатах отпала, но введение дополнительных налогов требовало согласия сословного собрания.

Правда, еще в середине XIV в. штаты пытались расширить свои полномочия. В 1356 г. король Жан II Добрый попал в плен к англичанам в битве при Пуатье. Регентские полномочия на время отсутствия монарха перешли к наследнику престола дофину Карлу. Генеральные штаты, созванные в 1356 г. и наполовину состоявшие из представителей городов, встали в оппозицию к королевскому правительству, терпевшему поражение в войне. Депутаты потребовали отставки членов Королевского совета и замены его на Совет штатов. В состав нового совета должно было войти 34 депутата: 11 от духовенства, 6 дворян и 17 горожан. Совет должен был ограничивать полномочия дофина в военной и кадровой сферах.

Далее 3 марта 1357 г. дофин подписал Великий мартовский ордонанс, закрепивший новое положение Генеральных штатов в государстве. Они превращались в постоянный, регулярно созываемый орган власти. Штаты получали не только право назначения налогов, но также их сбора и расходования. Усиливалось воздействие штатов на центральную администрацию. Аппарат центральной власти должен был теперь формироваться из числа депутатов штатов. Внешняя политика тоже ставилась под контроль Генеральных штатов: без их согласия не мог быть заключен мирный договор с Англией. Эта попытка расширения полномочий штатов, однако, не получила продолжения. Привилегированные сословия не желали поддерживать радикальных требований оппозиции.

Неудачная финансовая политика штатов привела к разрыву парижского собрания с провинциями: они отказывались присылать своих представителей в столицу. Дофин тоже не собирался подчиняться депутатам. Покинув Париж в результате городского мятежа в 1358 г., он получил финансовую поддержку от Штатов Лангдойля (штатов севера Франции) и, собрав войска, подавил оппозицию в столице. Великий мартовский ордонанс утратил свое значение. В дальнейшем роль Генеральных штатов в жизни государства была понижена. Со времени Карла V Мудрого (бывшего дофина) (1364–1380) короли стали изредка созывать собрания нотаблей («именитых людей») в качестве альтернативы Генеральным штатам. В них могли принимать участие лица всех трех сословий, но эти собрания не имели значения сословно-представительных. Они формировались по принципу назначения, а не выборности и носили сугубо совещательный характер.

Привилегированные сословия.

Перед революцией во Франции господствующими сословиями были крупные землевладельцы - дворяне и духовенство. Оба сословия были привилегированными. Они были освобождены почти от всех налогов. Все высшие должности в государстве и все командные посты в армии были в руках дворян.

В отличие от Англии, где дворянство применяло наемный труд, занималось торговлей и промышленной деятельностью, во Франции дворяне считали ниже своего достоинства торговать или заводить мануфактуры. Дворяне во Франции жили за счет получаемого с крестьян феодального оброка и стремились к сохранению феодального строя. Поэтому они были глубоко враждебны революции. Передовое же дворянство во Франции было малочисленным.

Король.

Во главе феодального французского государства стоял абсолютный монарх, король, слово которого было законом.

В 1774 г., после смерти Людовика XV, на французский престол взошел Людовик XVI. Это был человек недалекий, упрямый, равнодушный ко всему, кроме своей особы. В политических делах он был под сильным влиянием жены - властной, красивой, надменной Марии-Антуанетты, родной сестры австрийского императора ( Императора Священной Римской империи. ). В королевском совете Людовик обычно дремал. Он жаловался, что умственный труд его угнетает. Мало уделяя времени политике, король зато знал толк в охоте. В конюшне короля было 1857 лошадей, при них 1400 слуг. В провинции про запас содержалось еще 1200 лошадей. Для выездов у короля было 217 экипажей. При королевском дворе состояли наиболее знатные, богатые дворяне, а также верхушка католического духовенства, получавшая по приказу короля огромные денежные и земельные пожалованья.

Третье сословиетри сословия франции 18в
.

Все, кто не входил в состав первых двух привилегированных сословий, принадлежали к третьему сословию. Подавляющее большинство третьего сословия составляли крестьяне. Сюда же входили ремесленники, рабочие, городская беднота. Руководящее положение в третьем сословии занимала буржуазия: купцы, банкиры, владельцы мануфактур.

В состав еще только складывающегося французского рабочего класса входили рабочие мануфактур, ремесленные рабочие (подмастерья, ученики), часть деревенских кустарей и большое количество сезонных рабочих. Положение всех этих слоев было крайне тяжелым. Рабочий день продолжался с раннего утра до поздней ночи. Рабочих обременяли тяжелые штрафы. Очень часто происходили восстания на мануфактурах.Однако работники мануфактур и вообще городские низы в политическом отношении еще не были самостоятельны, они еще шли за буржуазией.

Разбогатевшие буржуа соперничали в роскоши со знатными дворянами Франции. Они строили дворцы, устраивали блестящие приемы. В последние десятилетия перед революцией буржуа стали в значительном количестве приобретать землю у разорившихся дворян. Но политически буржуазия была полностью бесправной. Это сказывалось и в повседневной жизни. Так, например, один богатый буржуа купил для своей матери ложу в театре. Но пришел знатный дворянин и выгнал палкой старую женщину из ложи. Ему это сошло с рук, так как обиженная им женщина не была дворянкой.

Причины французской революции. Производительные силы и производственные отношения. Неизбежность революции во Франции.

Люди, добывая из природы нужное им для жизни и перерабатывая добытое, пользуются орудиями, машинами, приобретают навыки, приемы труда, постепенно познают научные основы производства. Производительность труда зависит от орудий и приемов труда и от самих производителей. Чем более развиты, образованны, сознательны работники, тем лучшие результаты может дать их труд. Орудия и приемы труда и сами производители называются производительными силами. От уровня развития производительных сил зависит господство людей над природой, их положение в производстве и в общественной жизни в целом, отношения эксплуатации в одних случаях или же сотрудничества, братства, дружбы -в других.

Но не существует людей вне общества. Только в повестях и романах можно встретить робинзонов, якобы «изолированных» людей (да и Робинзон, живя на острове в одиночестве, оставался сыном своего общества).

Для того чтобы жить, человек должен производить, а производство происходит в определенных общественных условиях- например, раб трудится, будучи собственностью рабовладельца, и отдает ему плоды своего труда целиком; феодальный крестьянин работает на земле феодала, и будет он крепостным или нет - в том и в другом случае отдает значительную часть плодов своего труда феодалу. При капитализме рабочий, трудясь, обогащает капиталиста.

Следовательно, производство всегда происходит при тех или иных отношениях собственности. Различные общества отличаются уровнем развития производительных сил и отношениями собственности, от которых зависит и распределение произведенного. Отношения собственности - это основа производственных отношений, т. е. классового или бесклассового строения общества. От уровня развития производительных сил зависят производственные отношения и в конечном счете вся жизнь общества. Например, при каменных орудиях существовал родовой строй, а появление машин и фабрик ведет к машинной стадии капитализма. Производительные силы развиваются все время, формы же собственности до поры до времени остаются прежними.

История показывает, что на известной ступени своего развития прежние производственные отношения, которые когда-то двигали вперед развитие общества, затем устаревают и начинают тормозить развитие производительных сил, вступают в противоречие с ними, начинают препятствовать движению общества вперед. Крепостная зависимость, например, как она ни была тя- жела, явилась шагом вперед по сравнению с положением раба. Труд крепостного был более производителен, чем труд раба, и зависимость крепостного от господина являлась менее тяжелой,

На первых порах в феодальном обществе, пришедшем на смену рабовладельческому, феодальные отношения способствовали движению общества вперед, но когда в недрах феодального общества вызревает капиталистический уклад с более высокой производительностью труда, феодальные отношения уже изживают себя, становятся препятствием для развития производительных сил, для роста мануфактур с наемным трудом и фабрик, для более производительного сельского хозяйства с наемным трудом и товарным производством. Иначе говоря, на известной ступени развития новые производительные силы вступают в противоречие со старыми общественными отношениями, в конечном счете с его учреждениями, законами, идеями. В этом конфликте развитие новых производительных сил приводит к ломке старых производственных отношений. Так было и во Франции в конце XVIII в.

Во Франции феодальные повинности крестьян разоряли их хозяйства и не давали применять улучшенные приемы земледелия.

Цеховая система и произвол королевских чиновников препятствовали развитию более передовой, более производительной мануфактурной промышленности. Феодальные перегородки, разделявшие всю Францию, тормозили развитие торговли, формирование национального рынка. Народные массы были забиты, бесправны, невежественны. Феодальная собственность и феодальные порядки в целом стали тормозить развитие производительных сил Франции. Наступило острое столкновение между растущими производительными силами капиталистического производства и старыми, феодальными производственными отношениями. Устранить препятствия, мешавшие развитию страны, могла только революция. Такая революция - буржуазная революция, направленная против феодального строя и королевской власти, произошла во Франции.

В сельских местностях и в городах одно за другим происходили все более сильные и частые народные выступления против феодальных порядков. Усилились восстания городской бедноты. Долгое время крестьянские движения терпели поражение, так как не имели руководства, а буржуазия не хотела примкнуть к революционному движению. Наконец, не сразу, с Колебаниями, буржуазия все же присоединилась к мощному насадному движению против феодального строя во Франции и озаглавил его.


Третье сословие (terlius status, tiers etat) - обозначало во Франции, с конца средних веков до 1789 г., всю нацию, за исключением привилегированных, так как официально население Франции делилось в 1789 г. на три сословия: духовенство, дворянство и Т. сословие. Но нельзя считать Т. сословие какой-то однородною массой; таковой оно было лишь по отношению к двум привилегированным сословиям. Уже в средние века было разделение: горожане и крестьяне и права буржуазии было своего рода привилегией. До XI в. особенного различия между горожанином и поселянином не было, оба они находились под властью сеньора. С XI в. начинается освобождение городских общин. Коммунальное движение, взрастившее буржуазию, было первым ударом, который был нанесен политической стороне феодализма. Сущность этого движения, послужившего сигналом и для деревень, заключалась в освобождении городов из-под феодального гнета, появлении городских республик и возникновении в городах общественного класса - горожан, которые выступают, как Т. сословие, наряду с духовными и светскими сеньорами. Хотя с VI по Х в. жители городов уже и начинают группироваться, но в обществе они еще не играли роли: политических прав у них не существовало, и социальное положение их было тяжелое.

С конца Х в. по XIII в. всю Западную Европу охватила коммунальная революция - процесс освобождения городов от эксплуатации феодалов. Жители городов организуются в открытые или тайные общества, во главе которых стоят купцы. Города средиземного побережья были поставлены в особо благоприятные условия. Их торговля с Востоком никогда не прекращалась, население южных городских общин раньше других разбогатело и привыкло к самостоятельной практической деятельности. За итальянскими городами поднялись города Рейна. Позднее выступают южные французские города, когда итальянские уже достигли городской автономии, и далее - города северной и средней Франции, Германии и Англии. Наибольшей силы движение достигает в XII в. и первой половине XIII в. Освободительному движению противодействовали духовенство и феодалы. Короли вначале тоже противодействовали стремлениям городов к независимости, а потом поддерживали города. Людовик VI, хотя и утвердил несколько грамот, но делал это не из принципа, а вследствие случайных соображений: уничтожая ланскую коммуну, он поддерживал амьенскую. Людовик VII понял силу коммун и содействовал их развитию. Филипп-Август открыто поддерживал множество коммун, но заставлял их платить себе за поддержку. Из коммунальных восстаний особенно замечательны восстания Лана, Санса, Камбрэ, но большинство городов приобрело себе привилегии без кровавой борьбы. Движение охватило и деревню, которая в XII и XIII в. нередко пользовались правами коммуны.

Города, добившиеся свободы - в большей или меньшей степени - делятся на два класса: коммуны и города буржуазии. Первые - добились и политической независимости, вторые - только гражданских прав, но не приобрели права самоуправления. Договор, заключенный между сеньором и коммуной, носил название коммунальной хартии или грамоты. Грамота определяла отношения коммуны к сеньору в вопросах юрисдикции и налога. В подлиннике дошли лишь очень немногие грамоты. Справедливо называют коммуну "коллективной сеньорией", уподобляя город феоду, так как между коммуной и ее сюзереном были в значительной степени те же отношения, что между сюзеренами и вассалами. Неся феодальные обязательства по отношению к своим господам, коммуны обладали и правами сеньора, могли отдавать поместья в лен, обладали правом войны и мира, наконец, заключали между собой крупные союзы. Коммуна издавала законы, судила, управляла администрацией и финансами, но в большинстве случаев пользование политическими правами принадлежало меньшинству - привилегированному сословию. Видимыми знаками коммуны были: ратуша, каланча, колокол, печать, позорный столб и виселица. Развивая общественный дух, коммуна воспитала в средневековом горожанине гражданина и возвысила буржуазию. Но коммунальное движение не сближало горожан и поселян. Буржуа, освободившись, относятся к деревне свысока, обижаются, если их приравнивают к крестьянам. Так вырастало различие между городским населением и крестьянами.

Скоро освободившиеся горожане приобретают себе политическую силу, - в XII в. они уже принимают участие в советах королевских, а потом и в общих собраниях государствен. чинов. Здесь, рядом с феодальными владельцами и прелатами, появился и tertius status. Т. сословие, участвовавшее в генеральных штатах, состояло только из одних горожан, так как генеральные штаты мало интересовались участью крестьян, и впервые крестьяне получили право представительства лишь в 1484 г., во время генеральных штатов в Туре. Но и теперь буржуа остались представителями сельского населения. Через всю историю Франции в средние века яркою нитью проходит упорная борьба между феодальным дворянством и Т. сословием в союзе с королевскою властью. Благодаря глубокой пропасти, образовавшейся между городом и сеньорией, происходили те постоянные столкновения между Т. сословием и привилегированными, которые наполняют собой генеральные штаты (1302-1615 гг.). В конце XV в., под именем Т. сословие имелись в виду не только жители городов, но и сел; их называли le commun - простонародье, простонародное сословие, люди Т. и простонародного сословия (gens du tiers et commun etat). До середины XIV в. Т. сословие не играет видной роли в штатах.

С большой силой сказалось влияние Т. сословия в штатах 1355 и 1356 гг., когда вспыхнула революция в Париже. Т. сословие было возмущено финансовыми мероприятиями короля ("порча" монеты, которая неблагоприятно отражалась на торговых оборотах горожан). Депутаты городских общин, участвуя в генеральных штатах в качестве Т. сословия, составили половину всего числа прибывших депутатов (400 на 800), на их стороне оказалось и нравственное преобладание в собрании. Душой намеченных преобразований оказались депутаты парижской общины с Этьеном Марселем во главе. Вожди Т. сословия сначала одержали верх, но исход революции показал, как велика была рознь сословий: в проведении реформ заинтересовано было только Т. сословие, не встретившее поддержки во дворянстве и свернувшее с легального пути на революционный для осуществления идеи национальной свободы. Во время жакерии Т. сословие было на стороне крестьян. Во всех движениях Т. сословия большую роль играл богатый Париж, центр крупной торговли и умственной жизни. Когда французское правительство переживало в XV в. кризис вследствие неурядиц в сфере государственного управления, Т. сословие, в лице своих просвещенных представителей, принимало участие в выработке программы нововведений. Зажиточные горожане, руководимые адвокатом Жувенелем, перешли на сторону короля во время восстания Кабоша.

Солидарность между Т. сословием и королевской властью постепенно дала городскому классу огромную силу. Уже в конце XV в. и в начале XVI Т. сословие не только представляло из себя могучий, дружный (хотя и не всегда) промышленный класс, но оно занимает почти все должности до канцлера хранителя печати включительно. Отсюда же брались всякого рода чиновники в финансовой администрации. Только губернаторство, комендантство, чины в военной и морской службе, придворные должности исключительно давались привилегированным. Церковные и судейские должности давали честолюбивому буржуа одинаковые привилегии с дворянством, а в XVI ст. образовывается много семейств, возведенных во дворянство, благодаря тому, что богатые буржуа покупали не только дворянские поместья, но и общественные должности, а с ними и право получить дворянское звание. Рост городского сословия был противоположен во Франции росту города, так как города постепенно лишились здесь своего самоуправления, перестав быть суверенными коммунами и подпав под административную опеку. Развитие капиталистического производства, характеризующее новое время , дает мощь капиталистической буржуазии, которая во всем опережает землевладельческое дворянство, и все более и более делается необходимой для государства, нуждавшегося в деньгах. Вот почему Т. сословие выходит из средних веков сильным и уверенным в своем значении. Блестящую роль играло Т. сословие на штатах 1560 г., представив широкий наказ. Такой же наказ был представлен им и в 1576 г., где, среди разных других вопросов, делается попытка ограничить вторжение администрации в муниципальную жизнь.

И в знаменитом мятеже 1588 г., Т. сословие играло первую роль, выступив в генеральных штатах против королевской власти и гугенотов. Ко времени царствования Генриха III влияние и значение Т. сословия еще более выделяется, и еще ярче виден антагонизм между привилегированными и Т. сословием, вызванный оскорбительным для третьего сословия приниженным состоянием его представителей. В своих требованиях на генеральных штатах 1614-15 гг. Т. сословие обрисовало картину бедственного состояния народа. Первые два сословия находились в собрании с покрытыми головами, а Т. сословие представлялось королю без шляп, на коленях. Дворяне сами заявили, что разница между ними и Т. сословием та же, что между господами и лакеями. На этом собрании Т. сословие выразило требование созыва генеральных штатов через каждые 10 лет. Штаты, как известно, не собирались до 1789 г., но 1615 г. в истории Т. сословия занимает важное место, так как показывает, с одной стороны, политическое ничтожество Т. сословия в XVII в., а с другой - вскрывает громадное влияние Т. сословия как моральное, так и социальное. В XVIII в. отношения между феодальной аристократией и горожанами сделались вполне определенными. Законы против роскоши в моде уже исчезли, и буржуа в темном платье старинного покроя был таким же барином, как и дворянин. И правительство, и высшие классы - теперь в руках Т. сословия. Оно распоряжается богатством, вытеснив дворянство в центральной и местной администрации; оно, по выражению Тэна, "всеобщий кредитор". Бедность и гордость сделались уделом большинства дворян. Т. сословие было "всем": парламентские советники, адвокаты, денежная аристократия, судейское сословие, литераторы и ученые - составляло главную его силу. Но в политическом отношении Т. сословие было "ничто". XVIII в., выдвинувший таких "буржуа", как Вольтер, Руссо, Дидро и др., есть век торжества буржуазии, которая стала передовым классом нации, интеллигенцией, и требовала, как гражданского равенства, так и политической свободы. В начале XVII в. Франция получала с привилегированных 23 %, а с Т. сословия 77 %, перед революцией духовенство платило государству в виде налогов не более 1/4 своих доходов, дворянство - около 1/6, а Т. сословие - 2/3 своих доходов. Вся масса налогов и повинностей ложилась на Т. сословие, на долю которого приходилось около 1/3 всей земельной собственности, при населении в 25 милл. людей, из которых привилегированных считалось 250 тыс. Но и среди Т. сословия наблюдается неравномерность в распределения повинностей. Некоторые должности создавали привилегию для буржуа чисто личного характера, были и привилегии местные, а богатые буржуа разными путями избавлялись от налогов. Имея главную силу в капитале, буржуазия была привилегированной в сравнении с народной массой.

Многие города пользовались большими льготами - жители Гавра, напр., были освобождены от талии и соляного налога. Город не платил подати, свалив эту повинность на деревню, благодаря чему из деревень уходили в город. Привилегированное положение горожан вызывало в XVIII в. частые жалобы крестьян на гордость жителей городов, порождало недоверие к ним со стороны сельского населения. Это недоверие продолжалось до конца XVIII в., так как буржуазия приобретала себе сеньоральные права, и особенно любопытно, что оно сильно проявилось во время выборов 1789 г., когда крестьяне относились недоверчиво к своим собственным депутатам на бальифных собраниях. Выступив, однако, в качестве бойца за "народные" права, буржуазия сыграла очень крупную роль во время Великой французской революции. Франция ей обязана разрушением феодального строя общества.

Налоги во Франции

Франция – страна, бремя налогов в которой является самым тяжеловесным в мире. Бюджет страны на 90 % формируется за счет налогообложения. Парламент ежегодно пересматривает ставки, изменяя их в зависимости от социально-политической ситуации в стране. За счет налоговых поступлений решаются вопросы социального характера. Стабильность в сфере защиты населения от разнообразных рисков зависит и от общей налоговой системы. Однако сейчас народ Франции все активнее высказывает недовольство принимаемыми правительством решениями, что вызывает уличные протесты, движение «желтых жилетов», разного рода народные волнения.

Налоги во Франции

Характеристика системы налогообложения во Франции

На сегодняшний день перечень всех взимаемых налогов содержит более двухсот позиций. Вся фискальная система по принципу действия во многом похожа на системы других стран Европы, но ряд особенностей все же сохраняется:

  • в среднем граждане выплачивают около 40 % дохода в различные социальные фонды (жители других стран Европы платят около 30 % дохода в среднем);
  • для всей системы характерно доминирование косвенных налогов, именно во Франции впервые появился налог на добавленную стоимость (1954 год);
  • в данный период времени наблюдается снижение ставок налогов для физических лиц, но при этом постепенно отменяются и льготы по налогообложению;
  • постепенная децентрализация системы.

Условно все виды взиманий можно разделить на три категории:

  • косвенные налоги (налоги на потребление);
  • налоги на получаемый доход;
  • налоги на собственность.

Среднестатистического жителя более всего касаются налоги на доходы физических лиц, НДС, налоги на собственность и некоторые другие.

Подоходный налог

Для обычных граждан Франции применяется прогрессивная шкала ставок налога на доходы, состоит она из 5 позиций:

Доход, EUR Ставка, %
До 9,964 0
9,964 — 27,519 14
27,519 — 73,779 30
73,779 — 156,224 41
Выше 156,224 45

Однако все не так просто, как кажется на первый взгляд, система взиманий намного более запутана. Налогом облагается не весь доход. От общей суммы (например, 30 000 EUR) вычитается 9 964 EUR, оставшаяся часть облагается по 14% ставке. Один человек или семейная пара с детьми также выплачивают разные суммы с одного и того же дохода.

Весь чистый семейный доход дробится на части по числу членов семьи. По данным налогового управления Франции не платят налог семьи с таким уровнем доходов:

Налоги во Франции

Для человека, проживающего без второй половинки, имеющего или не имеющего иждивенцев статистика выглядит следующим образом:

Налоги во Франции

Разработана целая система налоговых послаблений. Статистическое управление уверяет, что только 50% граждан выплачивает этот вид налога. Самую высокую ставку – 45% платит менее 1% населения, 30% ставка положена лишь 14 % граждан.

Для расчета приблизительной суммы подоходного налога французское налоговое ведомство предоставляет следующие формулы:

Налоги во Франции

Однако они не учитывают применяемых в каждом конкретном случае налоговых льгот, позволяющих значительно снизить итоговую сумму взимания или вовсе освободиться от неё.

Более наглядно величину выплаты для одного человека в зависимости от размера дохода можно представить так:

Величина подоходного налога для одного человека во Франции

Для семейной пары эта картина будет выглядеть следующим образом:

Величина подоходного налога для семьи во Франции

Подоходный налог для нерезидентов страны

Доходы нерезидентов подлежат фиксированной ставке 20% или 30% (в 2019 году на доход 2018 года) на основе чистого налогооблагаемого дохода Франции.

Ставка в размере 30% увеличена на 10 процентных пунктов по сравнению с предыдущим годом и вытекает из закона о финансах 2018 года, который принят в результате сокращения социальных сборов для нерезидентов из ЕЭЗ.

С точки зрения применения двух ставок, для дохода до €27,519 ставка остается облагаемой налогом на 20%. Арендный и связанный с ним инвестиционный доход облагается налогом в размере 30%.

В результате одновременных изменений обязательств по социальным сборам, вступающих в силу с 2019 по 2018 год, совокупная ставка социальных сборов и подоходного налога по доходам нерезидентов ЕЭЗ, полученным из французских источников, снизится до 27,5% (с 37,2%) при условии, что доходы не превысят вышеуказанный порог.

Этот вид налога является основным косвенным налогом, он приносит в бюджет около 45% всех фискальных поступлений. Разделяется на следующие категории:

Ставка, % Вид товара или услуги
19,6 Стандартная, на все товары, услуги
22 Предельная, на предметы роскоши, средства передвижения, алкогольную и табачную продукцию
7 Сокращенная, на товары культурного назначения
5,5 Сокращенная, на товары и услуги первой важности (за исключением медикаментов и жилья)

Налоги на собственность или проживание

Этот вид подлежит уплате 1 раз в год. Облагается дом или квартира, обязаны платить и арендаторы, проживающие в помещении с начала налогового года. Суть в том, что облагается налогом главное место проживания, размер выплат зависит от состава семьи, уровня доходов и времени проживания. Если это не постоянное место, то размер приравнивается в налогу на недвижимость.

Изменения в налоговом законодательстве

С 1 января 2019 года лица, застраховавшиеся на случай смерти и инвалидности, должны уплатить специальный налог (TSA – taxe spéciale sur les conventions d’assurance). Его размер составит 9% от общей суммы страховки.

Для нерезидентов, продающих квартиру или дом во Франции и покидающих её, налог на прирост капитала больше не подлежит уплате, если они покидают страну не позднее 31 декабря года, следующего за годом, в который был совершён переезд, и это было их основным местом жительства.

Ответственность за нарушения в выплате налогов

Если декларация о доходах подана с опозданием в 1 месяц, размер штрафа будет 10%, более месяца – 40%, в дальнейшем эти суммы могут вырасти до 250 000 EUR. Кроме того, уклонист может лишиться права водить автомобиль, человека могут посадить в тюрьму, арестованы могут быть также и все его счета.

Несмотря на всю строгость законов и высокий уровень налогообложения французская фискальная система славится солидной социальной направленностью, разработаны налоговые льготы, скидки и кредиты, позволяющие гражданам комфортно существовать при существующем положении дел.

Читайте также: