Отсрочка или рассрочка уплаты налогов плательщику таможенных пошлин налогов не допускается в случае

Опубликовано: 29.04.2024


Статья 48. Изменение сроков уплаты ввозных таможенных пошлин

1. Изменение сроков уплаты ввозных таможенных пошлин осуществляется в форме отсрочки или рассрочки.
2. Условия предоставления отсрочки или рассрочки по уплате ввозных таможенных пошлин и сроки их уплаты в случае предоставления отсрочки или рассрочки установлены статьей 58 Кодекса Союза.
3. Сроки и основания предоставления отсрочки или рассрочки уплаты ввозных таможенных пошлин установлены статьей 59 Кодекса Союза.
4. Перечень федеральных органов исполнительной власти, уполномоченных на подтверждение наличия оснований для предоставления отсрочки или рассрочки уплаты ввозных таможенных пошлин, указанных в пунктах 2 и 3 статьи 59 Кодекса Союза, а также порядок выдачи такого подтверждения определяется Правительством Российской Федерации.

Статья 49. Изменение срока уплаты налогов

1. Изменение срока уплаты налогов производится в форме отсрочки или рассрочки при наличии оснований, установленных частью 1 статьи 50 настоящего Федерального закона.
2. Отсрочка или рассрочка уплаты налогов предоставляется в отношении товаров, помещаемых под таможенную процедуру выпуска для внутреннего потребления, за исключением товаров, выпуск которых осуществляется до подачи декларации на товары в соответствии со статьей 120 Кодекса Союза.
3. Отсрочка или рассрочка уплаты налогов представляет собой изменение срока уплаты налогов с единовременной или поэтапной уплатой плательщиком отсроченной или рассроченной суммы соответственно.
4. Отсрочка или рассрочка уплаты налогов предоставляется по одному или нескольким видам налогов в отношении всей суммы, подлежащей уплате, либо в отношении части этой суммы.
5. Отсрочка или рассрочка уплаты налогов предоставляется на срок от одного до шести месяцев со дня, следующего за днем выпуска товаров, в соответствии с таможенной процедурой выпуска для внутреннего потребления.
6. При выпуске товаров с предоставлением отсрочки уплаты налогов сумма налогов, в отношении уплаты которой предоставлена отсрочка, подлежит уплате не позднее последнего дня срока, на который предоставлена такая отсрочка.
7. При выпуске товаров с предоставлением рассрочки уплаты налогов сумма налогов, в отношении уплаты которой предоставлена рассрочка, подлежит уплате в соответствии с утвержденным графиком поэтапной уплаты сумм налогов. При этом каждая из сумм, определенных для поэтапной уплаты, подлежит уплате не позднее последнего дня срока, установленного для такой уплаты в соответствующий период.
8. Отсрочка или рассрочка уплаты налогов предоставляется при условии обеспечения исполнения обязанности по уплате налогов.
9. Обеспечение исполнения обязанности по уплате налогов предоставляется в порядке, предусмотренном главой 9 Кодекса Союза.

Статья 50. Основания для предоставления отсрочки или рассрочки уплаты налогов

1. Отсрочка или рассрочка уплаты налогов предоставляется плательщику таможенных пошлин, налогов при наличии хотя бы одного из следующих оснований:
1) причинение плательщику ущерба в результате стихийного бедствия, технологической катастрофы или иных обстоятельств непреодолимой силы;
2) задержка плательщику финансирования из федерального бюджета или оплаты выполненного этим лицом государственного заказа;
3) осуществление плательщику поставок по международному договору Российской Федерации;
4) товары, ввозимые в Российскую Федерацию, являются товарами, включенными в утвержденный Правительством Российской Федерации перечень отдельных типов ввозимых иностранных воздушных судов и комплектующих к ним, в отношении которых может быть предоставлена отсрочка или рассрочка уплаты налогов.
2. Наличие оснований, указанных в части 1 настоящей статьи, подтверждается документом, выданным уполномоченным федеральным органом исполнительной власти.
3. Перечень федеральных органов исполнительной власти, уполномоченных на подтверждение наличия оснований для предоставления отсрочки или рассрочки уплаты налогов, указанных в части 1 настоящей статьи, а также порядок выдачи такого подтверждения определяется Правительством Российской Федерации.

Статья 51. Обстоятельства, исключающие предоставление отсрочки или рассрочки уплаты ввозных таможенных пошлин, налогов

Отсрочка или рассрочка уплаты ввозных таможенных пошлин, налогов не предоставляется в случае:
1) отсутствия основания для предоставления отсрочки или рассрочки уплаты ввозных таможенных пошлин, налогов, установленного пунктом 2 или 3 статьи 59 Кодекса Союза в отношении ввозных таможенных пошлин или частью 1 статьи 50 настоящего Федерального закона в отношении налогов;
2) непредставления на момент подачи заявления, предусмотренного частью 1 статьи 52 настоящего Федерального закона, документов, подтверждающих наличие оснований для предоставления отсрочки или рассрочки уплаты ввозных таможенных пошлин, налогов, выданных федеральными органами исполнительной власти, уполномоченными Правительством Российской Федерации на выдачу таких подтверждений;
3) наличия на момент подачи заявления, предусмотренного частью 1 статьи 52 настоящего Федерального закона, у плательщика, претендующего на предоставление отсрочки или рассрочки уплаты ввозных таможенных пошлин, налогов, не исполненной в установленный срок обязанности по уплате таможенных пошлин, налогов, специальных, антидемпинговых, компенсационных пошлин, процентов и пеней;
4) наличия двух и более фактов привлечения плательщика, претендующего на предоставление отсрочки или рассрочки уплаты ввозных таможенных пошлин, налогов, к административной ответственности за правонарушения в сфере таможенного дела в течение одного года до обращения за предоставлением отсрочки или рассрочки уплаты ввозных таможенных пошлин, налогов;
5) непредставления документов, подтверждающих предоставление обеспечения исполнения обязанности по уплате ввозных таможенных пошлин, налогов в размере не менее суммы ввозных таможенных пошлин, налогов, в отношении которой запрашивается отсрочка или рассрочка уплаты ввозных таможенных пошлин, налогов, за исключением непредставления документов уполномоченными экономическими операторами, имеющими свидетельство второго или третьего типа;
6) возбуждения в отношении учредителей, руководителей плательщика, претендующего на предоставление отсрочки или рассрочки уплаты ввозных таможенных пошлин, налогов, уголовного дела, предварительное расследование по которому отнесено уголовно-процессуальным законодательством Российской Федерации к компетенции таможенных органов;
7) возбуждения процедуры банкротства в отношении плательщика, претендующего на предоставление отсрочки или рассрочки уплаты ввозных таможенных пошлин, налогов;
8) подачи заявления о выпуске товаров до подачи декларации на товары в соответствии со статьей 120 Кодекса Союза в части той партии товаров, в отношении которой подано заявление о выпуске товаров до подачи декларации на товары.

Статья 52. Порядок принятия и аннулирования решения о предоставлении отсрочки или рассрочки уплаты ввозных таможенных пошлин, налогов

1. Решение о предоставлении отсрочки или рассрочки уплаты ввозных таможенных пошлин, налогов принимается федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по контролю и надзору в области таможенного дела, или определяемыми им иными таможенными органами по заявлению плательщика, поданному в виде документа на бумажном носителе или электронного документа.
2. Заявление о предоставлении отсрочки или рассрочки уплаты ввозных таможенных пошлин, налогов подается в таможенный орган, указанный в части 1 настоящей статьи или определяемый в соответствии с частью 1 настоящей статьи, в виде документа на бумажном носителе или электронного документа, подписанного усиленной квалифицированной электронной подписью, направленного через личный кабинет.
3. Форма заявления о предоставлении отсрочки или рассрочки уплаты ввозных таможенных пошлин, налогов, формат и структура такого заявления в виде электронного документа, порядок его заполнения, а также перечень сведений, подлежащих указанию в заявлении, и порядок рассмотрения заявления определяются федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по контролю и надзору в области таможенного дела.
4. Подача заявления о предоставлении отсрочки или рассрочки уплаты ввозных таможенных пошлин, налогов сопровождается представлением документов, подтверждающих наличие оснований для предоставления отсрочки или рассрочки уплаты ввозных таможенных пошлин, налогов, предусмотренных пунктом 2 или 3 статьи 59 Кодекса Союза или частью 1 статьи 50 настоящего Федерального закона.
5. Таможенный орган отказывает в предоставлении отсрочки или рассрочки уплаты ввозных таможенных пошлин, налогов:
1) в случаях, установленных статьей 51 настоящего Федерального закона;
2) в случае отсутствия в заявлении о предоставлении отсрочки или рассрочки уплаты ввозных таможенных пошлин, налогов сведений, подлежащих обязательному указанию.
6. Решение о предоставлении отсрочки или рассрочки уплаты ввозных таможенных пошлин, налогов или об отказе в предоставлении отсрочки или рассрочки уплаты ввозных таможенных пошлин, налогов принимается таможенным органом в срок, не превышающий десяти рабочих дней со дня подачи заявления о предоставлении отсрочки или рассрочки уплаты ввозных таможенных пошлин, налогов.
7. Таможенный орган уведомляет плательщика, претендующего на получение отсрочки или рассрочки уплаты ввозных таможенных пошлин, налогов, о принятом решении в виде документа на бумажном носителе или электронного документа, подписанного усиленной квалифицированной электронной подписью уполномоченного должностного лица таможенного органа, направленного через личный кабинет, в срок, установленный частью 6 настоящей статьи.
8. В решении указывается срок, на который предоставляется отсрочка или рассрочка уплаты ввозных таможенных пошлин, налогов, а в случае принятия решения об отказе в предоставлении отсрочки или рассрочки уплаты ввозных таможенных пошлин, налогов - причины такого отказа.
9. При принятии таможенным органом решения о предоставлении рассрочки уплаты ввозных таможенных пошлин, налогов также утверждается график поэтапной уплаты сумм ввозных таможенных пошлин, налогов.
10. Форма, формат и структура решения о предоставлении отсрочки или рассрочки уплаты ввозных таможенных пошлин, налогов, графика поэтапной уплаты сумм ввозных таможенных пошлин, налогов, а также форма, формат и структура решения об отказе в предоставлении отсрочки или рассрочки уплаты ввозных таможенных пошлин, налогов утверждаются федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по контролю и надзору в области таможенного дела.
11. Принятое решение о предоставлении отсрочки или рассрочки уплаты ввозных таможенных пошлин, налогов может быть аннулировано при выявлении обстоятельств, указанных в статье 51 настоящего Федерального закона, либо при выявлении фактов предоставления недостоверных сведений при подаче заявления о предоставлении отсрочки или рассрочки уплаты ввозных таможенных пошлин, налогов.
12. Решение об аннулировании принятого решения о предоставлении отсрочки или рассрочки уплаты ввозных таможенных пошлин, налогов направляется плательщику, по заявлению которого такое решение было принято, в течение трех рабочих дней со дня выявления обстоятельств, явившихся причинами такого аннулирования.
13. Форма, формат и структура решения об аннулировании принятого решения о предоставлении отсрочки или рассрочки уплаты ввозных таможенных пошлин, налогов, а также порядок его принятия определяется федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по контролю и надзору в области таможенного дела.
14. В случае направления решения об аннулировании принятого решения о предоставлении отсрочки или рассрочки уплаты ввозных таможенных пошлин, налогов по почте заказным письмом с уведомлением о вручении оно считается полученным по истечении шести календарных дней со дня, следующего за днем направления заказного письма.
15. В случае передачи решения об аннулировании принятого решения о предоставлении отсрочки или рассрочки уплаты ввозных таможенных пошлин, налогов в виде электронного документа оно считается полученным в срок, предусмотренный частью 3 статьи 282 настоящего Федерального закона.

Статья 53. Проценты за предоставление отсрочки или рассрочки уплаты ввозных таможенных пошлин, налогов

За предоставление отсрочки или рассрочки уплаты ввозных таможенных пошлин, налогов уплачиваются проценты в размерах и порядке, которые установлены статьей 34 настоящего Федерального закона. Проценты за предоставление отсрочки или рассрочки уплаты налогов начисляются за периоды, установленные Кодексом Союза для начисления процентов за предоставление отсрочки или рассрочки уплаты ввозной таможенной пошлины.

Документ полезен? 0 m n 0

Основания и условия предоставления отсрочки или рассрочки уплаты таможенных пошлин предусмотрены Соглашением между Правительством Российской Федерации, Правительством Республики Беларусь, Правительством Республики Казахстан от 21.05.2010 "Об основаниях, условиях и порядке изменения сроков уплаты таможенных пошлин" (далее - Соглашение).

Изменение срока уплаты таможенных пошлин производится в форме отсрочки или рассрочки.

Отсрочка или рассрочка по уплате таможенных пошлин представляют собой изменение срока уплаты таможенных пошлин при наличии оснований, предусмотренных статьей 6 Соглашения, с единовременной или поэтапной уплатой плательщиком отсроченной (рассроченной) суммы соответственно.

Отсрочка или рассрочка уплаты таможенных пошлин могут предоставляться в отношении всей суммы, подлежащей уплате, либо ее части.

Отсрочка или рассрочка уплаты таможенных пошлин предоставляются при условии обеспечения уплаты таможенных пошлин в порядке, предусмотренном главой 12 Таможенного кодекса Таможенного союза.

Решение о предоставлении отсрочки или рассрочки уплаты таможенных пошлин принимается по письменному заявлению плательщика:

в Республике Беларусь, в Республике Казахстан - таможенным органом, которому подается таможенная декларация;

в Российской Федерации - Федеральной таможенной службой либо определяемым ею таможенным органом.

В заявлении о предоставлении отсрочки или рассрочки уплаты таможенных пошлин указываются следующие сведения:

1) сведения о плательщике;

2) наименование товаров;

3) реквизиты внешнеторгового договора (международного договора);

4) основания для предоставления отсрочки или рассрочки;

5) сумма таможенных пошлин, в отношении которой запрашивается отсрочка или рассрочка;

6) срок, на который запрашивается отсрочка или рассрочка;

7) график поэтапной уплаты сумм таможенных пошлин, в отношении которых запрашивается рассрочка;

8) информация об отсутствии обстоятельств, указанных в статье 8 Соглашения, при наличии которых отсрочка или рассрочка не предоставляются.

Подача заявления должна сопровождаться представлением таможенному органу документов, подтверждающих наличие оснований для предоставления отсрочки или рассрочки уплаты таможенных пошлин, предусмотренных Соглашением.

Решение о предоставлении отсрочки или рассрочки уплаты таможенных пошлин либо об отказе в предоставлении отсрочки или рассрочки принимается в срок, не превышающий десяти рабочих дней со дня подачи заявления об этом.

Решение о предоставлении отсрочки или рассрочки или об отказе в ее предоставлении доводится в письменной форме до лица, обратившегося с заявлением о ее предоставлении.

В решении о предоставлении отсрочки или рассрочки указываются сведения о плательщике, срок, на который предоставляется отсрочка или рассрочка уплаты таможенных пошлин, сумма таможенных пошлин, в отношении которой предоставляется отсрочка или рассрочка, а также иные сведения, необходимые для применения этого решения при выпуске товаров.

В решении таможенного органа о предоставлении рассрочки также указывается график поэтапной уплаты сумм таможенных пошлин.

В решении об отказе в предоставлении отсрочки или рассрочки указываются причины такого отказа.

Решение таможенного органа о предоставлении отсрочки или рассрочки таможенных пошлин является документом, свидетельствующим о фактах, имеющих юридическое значение, если таможенное декларирование товаров, в отношении которых принято такое решение, произведено в течение трех месяцев со дня его принятия.

Отсрочка или рассрочка уплаты таможенных пошлин предоставляются плательщику таможенных пошлин при наличии одного из следующих оснований:

1) причинение этому лицу ущерба в результате стихийного бедствия, технологической катастрофы или иных обстоятельств непреодолимой силы;

2) задержка плательщику таможенных пошлин финансирования из федерального (республиканского) бюджета или оплаты за выполненный этим лицом государственный заказ;

3) ввоз товаров, подвергающихся быстрой порче;

4) осуществление поставок в рамках международных договоров, одной из сторон которых является государство - член Таможенного союза, если законодательством государства - члена таможенного союза не установлено, что данное обстоятельство не является основанием для предоставления отсрочки или рассрочки уплаты таможенных пошлин;

5) ввоз товаров, включенных в утвержденный Комиссией Таможенного союза перечень отдельных типов ввозимых иностранных воздушных судов и комплектующих к ним, в отношении которых могут быть предоставлены отсрочка или рассрочка уплаты таможенных пошлин;

6) ввоз организациями, осуществляющими сельскохозяйственную деятельность либо поставки для указанных организаций, посадочного или посевного материала, средств защиты растений, сельскохозяйственной техники субпозиций 8424 81, 8433 51, 8433 59 единой Товарной номенклатуры внешнеэкономической деятельности Таможенного союза, товаров для кормления животных, кроме кошек, собак и декоративных птиц;

7) ввоз товаров, в том числе сырья, материалов, технологического оборудования, комплектующих и запасных частей к нему, для их использования в промышленной переработке.

Законодательством государства - члена Таможенного союза может быть определен перечень товаров, в том числе сырья, материалов, технологического оборудования, комплектующих и запасных частей к нему, используемых в промышленной переработке.

Для целей Соглашения под промышленной переработкой понимается использование товаров в производстве для получения новых товаров, код которых в соответствии с единой Товарной номенклатурой внешнеэкономической деятельности Таможенного союза отличается от кода товаров, ввозимых для их промышленной переработки, на уровне любого из первых четырех знаков.

Отсрочка или рассрочка уплаты таможенных пошлин предоставляются в отношении товаров, которые будут помещаться под таможенную процедуру выпуска для внутреннего потребления.

Решение о предоставлении отсрочки или рассрочки уплаты таможенных пошлин не принимается, если в распоряжении таможенного органа имеется информация о том, что лица, претендующие на предоставление отсрочки или рассрочки, имеют задолженность по уплате таможенных пошлин, налогов, либо в отношении указанных лиц возбуждена процедура банкротства или возбуждено уголовное дело по признакам преступления, связанного с нарушением таможенного законодательства, а также если плательщиком таможенному органу не представлены необходимые сведения и документы.

При получении таможенным органом такой информации до предоставления отсрочки или рассрочки уплаты таможенных пошлин решение о предоставлении отсрочки или рассрочки подлежит аннулированию, о чем лицо, подавшее заявление о получении отсрочки или рассрочки, уведомляется в письменной форме.

Отсрочка или рассрочка уплаты таможенных пошлин предоставляются на срок не более шести месяцев, а в отношении товаров, указанных в подпункте 3 пункта 1 статьи 6 Соглашения, - на срок не более двух месяцев.

За отсрочку или рассрочку уплаты таможенных пошлин взимаются проценты, начисляемые в соответствии с законодательством государств - членов Таможенного союза на суммы таможенной пошлины, срок уплаты которой был изменен, за период со дня, следующего за днем выпуска товаров, по день прекращения обязанности по уплате таможенных пошлин.

Проценты должны быть уплачены не позднее дня, следующего за днем прекращения обязанности по уплате таможенных пошлин.

Уплата, взыскание и возврат процентов осуществляются в порядке, предусмотренном Таможенным кодексом Таможенного союза применительно к уплате, взысканию и возврату таможенных пошлин.

Основания и условия предоставления отсрочки или рассрочки по уплате налогов установлены главой 15 Федерального закона от 27 ноября 2010 г. N 311-ФЗ "О таможенном регулировании в Российской Федерации" (далее - Федеральный закон).

При наличии оснований, установленных статьей 134 Федерального закона, федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный в области таможенного дела, или определяемые им иные таможенные органы по заявлению плательщика таможенных пошлин, налогов в письменной форме могут изменить срок уплаты налогов в виде предоставления отсрочки или рассрочки их уплаты.

Отсрочка или рассрочка уплаты налогов может предоставляться по одному или нескольким видам налогов, а также в отношении всей суммы, подлежащей уплате, либо ее части.

Отсрочка или рассрочка уплаты налогов предоставляется при условии обеспечения уплаты суммы налогов в порядке, предусмотренном Таможенным кодексом Таможенного союза и Федеральным законом. Решение о предоставлении отсрочки или рассрочки уплаты налогов или об отказе в ее предоставлении принимается в срок, не превышающий 15 дней со дня подачи заявления об этом. В предоставлении отсрочки или рассрочки уплаты налогов может быть отказано при наличии обстоятельств, исключающих предоставление такой отсрочки или рассрочки.

Отсрочка или рассрочка уплаты налогов предоставляется на срок от одного до шести месяцев.

Решение о предоставлении отсрочки или рассрочки уплаты налогов или об отказе в ее предоставлении в письменной форме доводится до лица, обратившегося с заявлением о ее предоставлении. В решении указывается срок, на который предоставляется отсрочка или рассрочка уплаты налогов, а в случае отказа в предоставлении отсрочки или рассрочки уплаты налогов - причины такого решения.

Отсрочка или рассрочка уплаты налогов предоставляется плательщику таможенных пошлин, налогов при наличии хотя бы одного из следующих оснований:

1) причинения этому лицу ущерба в результате стихийного бедствия, технологической катастрофы или иных обстоятельств непреодолимой силы;

2) задержки этому лицу финансирования из федерального бюджета или оплаты выполненного этим лицом государственного заказа;

3) если товары, ввозимые на территорию Российской Федерации, являются товарами, подвергающимися быстрой порче;

4) осуществления лицом поставок по международному договору Российской Федерации;

5) если товары, ввозимые на территорию Российской Федерации, являются товарами, включенными в утвержденный Правительством Российской Федерации перечень отдельных типов ввозимых иностранных воздушных судов и комплектующих к ним, в отношении которых может быть предоставлена отсрочка или рассрочка уплаты налогов.

Отсрочка или рассрочка уплаты налогов не предоставляется, если в отношении лица, претендующего на предоставление указанной отсрочки или рассрочки:

1) возбуждено уголовное дело, предварительное расследование по которому отнесено уголовно-процессуальным законодательством Российской Федерации к компетенции таможенных органов;

2) возбуждена процедура банкротства.

При наличии указанных обстоятельств решение о предоставлении отсрочки или рассрочки уплаты налогов не может быть вынесено, а вынесенное решение подлежит отмене, о чем лицо, подавшее заявление о получении отсрочки или рассрочки, уведомляется таможенным органом в письменной форме в течение трех рабочих дней.

За предоставление отсрочки или рассрочки уплаты таможенных пошлин, налогов уплачиваются проценты в размерах и порядке, которые установлены статьей 120 Федерального закона.

С 06.04.2020 действуют новые правила отсрочки и рассрочки задолженности по налогам, авансовым платежам и страховым взносам (включая взносы "на травматизм"). Они утверждены постановлением Правительства РФ от 02.04.2020 № 409 в связи с распространением коронавируса и снижением предпринимательской активности (далее – постановление № 409).

По сути, предлагается два вида отсрочки.

Первый из них – автоматическое продление срока уплаты налогов, взносов (на 3-6 месяцев в зависимости от вида) для отдельных налогоплательщиков.

Второй вид – долгосрочная отсрочка (рассрочка), которая предоставляется по заявлению налогоплательщика. Она предусмотрена Правилами, утв. постановлением Правительства РФ от 02.04.2020 № 409 (далее – Правила).

ФНС России пояснила, как и кто может получить отсрочку (рассрочку) по заявлению.

1. Кто сможет воспользоваться отсрочкой (рассрочкой) по налогам, которая представляется по заявлению?

Отсрочку (рассрочку) могут получить следующие организации и предприниматели (п. 1-3 Правил):

  • налогоплательщик работает в наиболее пострадавших отраслях (определяется по основному ОКВЭД на 01.03.2020). О правилах отсрочки см. подробнее;
  • арендодатели торговых площадей, предоставившие отсрочку по арендной плате;
  • работающие в сфере туризма и гостиничного бизнеса при условии, что они включены в единый перечень классифицированных гостиниц, горнолыжных трасс, пляжей, а основной код по ОКВЭД на 01.03.2020 назван приложении № 2 к Постановлению 409;
  • стратегические, системообразующие и градообразующие организации, по которым принято отдельное решение Правительства РФ. Правила отбора системообразующих организаций, которые могут получить отсрочку (рассрочку), утверждены Постановлением Правительства РФ от 10.05.2020 № 651. О правилах отсрочки см. подробнее.

Перечисленные организации и ИП не обязательно должны быть субъектами малого или среднего предпринимательства. Однако на отсрочку они смогут претендовать, если снизился доход более чем на 10 процентов или получен убыток по декларации по налогу на прибыль за периоды 2020 года (если за 2019 год убытка не было). Подробнее о сроках отсрочки в зависимости от уровня снижения дохода читайте в статье.

2. Могут ли применять отсрочку (рассрочку) налогоплательщики, применяющие специальные режимы налогообложения?

Основной мерой поддержки таких налогоплательщиков является автоматический перенос срока уплаты налогов (если они СМП наиболее пострадавших отраслей). Например, для организаций срок уплаты налога при УСН за 2019 год перенесен с 31 марта на 30 сентября 2020 года, срок уплаты авансового платежа за 1-й квартал – с 27 апреля на 26 октября 2020 года (подробнее см. таблицу с переносом сроков).

Если автоматически сроки не перенесены, то предоставляется отсрочка (рассрочка) по заявлению налогоплательщика. Она возможна по тем платежам, срок уплаты которых уже наступил в 2020 году и по ним представлены необходимые декларации (расчеты). О том, как получить отсрочку (рассрочку), читайте в новости.

Однако для применяющих УСН сделано исключение. Им достаточно самостоятельно указать в заявлении о снижении доходов или получение убытка, без представления подтверждающих документов. Налоговая самостоятельно проверит эти данные после представления декларации по УСН за 2020 год (п. 7 Правил).

3. По каким налогам и взносам может предоставить отсрочку (рассрочку) налоговая по заявлению?

Отсрочка или рассрочка предоставляется по федеральным, региональным, местным налогам, страховым взносам, срок уплаты которых наступил в 2020 году (с 01.01.2020).

Для отдельных пострадавших налогоплательщиков (приведены в приложении № 1 к Постановлению № 409) отсрочка (рассрочка) может быть предоставлена почти по всем налогам и авансовым платежам (включая НДС). К исключениям относятся (п. 2 и 5 Правил):

  • НДПИ, акцизы и налоги, уплачиваемые налоговыми агентами;
  • страховые взносы на накопительную часть пенсии;
  • страховые взносы "на травматизм", так как эту отсрочку предоставляет не налоговая, а ФСС России (см. подробнее).

Для остальных пострадавших налогоплательщиков, включая стратегические, системообразующие, градообразующие организации, реализующие социально значимые товары организации, а также гостиничный и туристический бизнес исключений больше. Они не смогут получить отсрочку (рассрочку) в отношении (пп. "б" п. 2 Правил):

  • НДС, акцизов, НДПИ, налога на дополнительный доход от добычи углеводородного сырья и налогов, уплачиваемых налоговыми агентами;
  • страховых взносов на накопительную часть пенсии;
  • страховых взносов "на травматизм", так как эту отсрочку предоставляет не налоговая, а ФСС России (см. подробнее).

Арендодатели торговых площадей могут отсрочить уплату налога на имущество, земельного налога и авансовых платежей по ним, а также налога на имущество физических лиц (пп. "в" п. 2 Правил).

Если в заявлении содержится просьба об отсрочке (рассрочке) платежей, срок уплаты которых не наступил, налоговая его не удовлетворит.

4. Предоставляется ли отсрочка (рассрочка) по налоговым пеням и штрафам?

Нет, такая отсрочка (рассрочка) не предоставляется.

Если налоговая отсрочила (рассрочила) сумму основного налогового долга, то пени и проценты на нее не начисляются. Дополнительные заявления для этого подавать не нужно (абз. 2 п. 4 ст. 64 НК РФ, п. 8 Правил).

5. Предоставляется ли отсрочка (рассрочка) по суммам налогов, доначисленным налоговой?

Да, предоставляется, но только в отношении тех налогов, срок уплаты которых приходится по НК РФ на 2020 год (п. 2 Правил).

Заявление можно подать в налоговую следующими способами:

  • на бумажном носителе нарочно или по почте;
  • через онлайн-сервис "Обратиться в ФНС России". К обращению нужно приложить скан-образы заявления о предоставлении отсрочки (рассрочки), обязательства соблюдать условия отсрочки (рассрочки) и графика погашения (при необходимости).

Документы об обеспечении исполнения обязательств (залог, поручительство, банковская гарантия) предоставляются только на бумажном носителе.

7. В какой срок рассматривается заявление об отсрочке (рассрочке)?

Максимальный срок рассмотрения – 30 рабочих дней с момента получения заявления налоговым органом (п. 15 Порядка, утв. приказом ФНС России от 16.12.2016 №ММВ-7-8/683@). Налоговым органам предписано по возможности сокращать сроки рассмотрения таких заявлений.

8. Можно ли дополнительно подать подтверждающие документы, если они не были поданы вместе с заявлением на отсрочку (рассрочку)?

Да, документы можно подать до вынесения налоговым органом решения (п. 6 рекомендаций, доведенных до территориальных органов письмом ФНС России от 06.04.2020 №ЕД-20-8/42@).

9. Налоговый орган отказал в отсрочке (рассрочке). Можно ли повторно подать заявление, предварительно устранив недочеты?

Да, можно подать повторное заявление, если отсрочка (рассрочка) не была предоставлена.

10. Можно ли подать заявление об отсрочке (рассрочке) уплаты налога до подачи декларации, срок которой перенесен?

Решение об отсрочке налоговая сможет принять только после поступления деклараций (расчетов), необходимых для расчета снижения доходов (убытков) и для определения суммы платежей, на которые предоставляется отсрочка (рассрочка). Срок рассмотрения заявления исчисляется со дня представления всех необходимых деклараций или расчетов. Исключение сделано только для применяющих УСН. Им достаточно указать о снижении доходов в заявлении, налоговая примет решение по отсрочке, не дожидаясь декларации по УСН за 2020 год. Обратите внимание, что заявление нужно подать до 1 декабря 2020 года. Однако если во втором квартале 2020 доходы снизились, заявление рекомендуется подать заранее. Это приостановит взыскание задолженности до рассмотрения заявления.

11. Предоставляется ли отсрочка (рассрочка) по транспортному и земельному налогам, по которым отменены декларации с 2020 года?

Правила отсрочки и рассрочки распространяются на земельный и транспортный налог (авансовые платежи по ним), несмотря на то, что по ним декларации с периода 2020 года не подаются.

В 2021 году налоговая по результатам сообщений об исчисленных суммах за 2020 год проверит суммы к уплате за этот период с отсроченными суммами. Если выяснится, что отсрочена большая сумма, чем должна быть уплачена, решение об отсрочке (рассрочке) изменят или отменят.

12. Можно ли продлить срок отсрочки (рассрочки)?

Если налогоплательщик заявил меньший срок отсрочки (рассрочки), чем тот, на который он имеет право, то можно его продлить, подав соответствующее заявление.

Не пропускайте последние новости - подпишитесь
на бесплатную рассылку сайта:

  • десятки экспертов ежедневно мониторят изменения законодательства и судебную практику;
  • рассылка бесплатная, независимо от наличия договора 1С:ИТС;
  • ваш e-mail не передается третьим лицам;

Отсрочка или рассрочка может быть предоставлена в отношении уплаты одного или нескольких налогов из числа уплачиваемых.

Понятие и основания для предоставления отсрочки или рассрочки по уплате налога и сбора

В соответствии с положениями действующего НК РФ, понятие предоставления отсрочки или рассрочки по уплате налога и сбора означает определенное изменение, которое касается непосредственного срока уплаты того или иного налога.

Действующий порядок устанавливает, что срок, на который отсрочка или рассрочка могут быть предоставлены, не должен превышать один календарный год. В особом порядке рассрочка или отсрочка могут быть предоставлены на срок до трех лет, если такое решение было принято Правительством РФ.

Порядок предоставления рассрочки или отсрочки по уплате налога и сборов требует наличия оснований, предусмотренных налоговым законодательством РФ. В эти основания входят следующие:

  • причинение лицу определенного материального ущерба в результате непреодолимой силы и особенных обстоятельств, например, стихийной силы;
  • в случае задержек в финансировании лица их бюджета, либо, если данное лицо оплатило государственный заказ;
  • существование угрозы банкротства лица, либо вынесение судом мирового соглашения, а также составление специального графика для дальнейшего погашения имеющейся задолженности;
  • при особом имущественном положении данного лица, если оно исключает возможность скорейшего погашения и уплаты налогов и сборов в полном объеме;
  • если работа по реализации определенных товаров, либо предоставлению каких-либо услуг носит сезонный характер, в соответствии с перечнем сезонных работ, утвержденных действующим законодательством РФ;
  • если речь идет об уплате налогов за перемещение определенных товаров через границу государства. В таком случае отсрочка или рассрочка также могут быть предоставлены, если имеются соответствующие условия и основания для того, чтобы изменение срока уплаты было правомерным.

Порядок предоставления отсрочки или рассрочки по уплате налога

Законодательством РФ устанавливаются особый порядок и условия, благодаря соблюдению которых заинтересованным лицам предоставляется отсрочка или рассрочка и происходит изменение установленного срока оплаты.

Первоначальным этапом данной процедуры является подача письменного заявления от заинтересованного в предоставлении лица.

Заявление должно быть подано в соответствующий орган, обладающий полномочиями по принятию данных документов.

К письменному заявлению должны быть приложены следующие документы: справки банковского учреждения о регулярных финансовых оборотах лица за шестимесячный период до подачи заявления, справки об остатках денежных средств на имеющихся открытых счетах, полный перечень контрагентов.

Дополнительным и очень важным документом является обязательство лица, которое подразумевает обязательное соблюдение им всех установленных условий на период изменения срока уплаты налога или сбора. Заключительным документом будет являться подтверждения наличия одного основания, либо нескольких, дающих правомерную возможность изменить порядок и срок уплаты налогов и сборов.

В роли документального основания может выступать обоснованное заключение о факте наступления особых обстоятельств, акт оценки ущерба, который был причинен непреодолимой стихийной силой и т.д.

Начисление процентов на суммы задолженности по уплате налогов

Начисление пеней, штрафов и процентов на существующую сумму налоговой задолженности, как юридические меры, направлены, прежде всего, на скорейшее исполнение лицом своих финансовых обязательств. Проценты представляют собой определенную денежную сумму, которую лицо обязано уплатить, после оплаты основного долга. Проценты всегда выражены в денежном эквиваленте.

Уплата должником основной суммы задолженности по установленным налогам и сборам не освобождает его от необходимости уплаты накопившихся процентов. Начисление процентов может быть остановлено, но только в случае принятия такого решения судебным органом, ибо при иных обстоятельствах, которые имеют соответствующие основания.

Если заинтересованному лицу была предоставлена отсрочка или рассрочка на исполнение финансовых обязательств по налогам и сборам, начисленные проценты также могут войти в данную рассрочку.

Внесенное изменение в порядок уплаты определенной суммы по налогам и сборам коснется и установленного порядка уплаты существующих процентов. При этом сам процесс роста процентов прекращается с того момента, когда решение о предоставлении отсрочки или рассрочки по уплате налога было принято уполномоченным органом.

Документы для предоставления рассрочки или отсрочки уплаты налога

Окончательное решение о предоставлении отсрочки или рассрочки по уплате налога, а также об отказе в удовлетворении данных требований заинтересованного лица, может принять лишь уполномоченный орган.

Как показывает регулярная практика, случаи отказов отнюдь не являются редкостью. В большинстве ситуаций, это происходит за-за того, что заинтересованное лицо так и не смогло представить основания исчерпывающие доказательства необходимости предоставления отсрочки.

Именно поэтому законодательство РФ определяет четкий порядок, условия, основания и правила подачи заявления об отсрочке. Особое внимание уделяется и списку необходимых документов, которые подаются в уполномоченный налоговый орган.

Основным из них является письменное заявление, в котором заинтересованное лицо выражает свою просьбу о предоставлении рассрочки, а также мотивирует необходимость такого предоставления определенными причинами.

Следующим шагом будет сбор необходимых приложений для заявления. Сюда входят банковские выписки о текущем состоянии финансовых счетов, а также письменное обязательство о том, что лицо обязуется соблюдать установленные законом условия, в случае предоставления ему рассрочки по уплате налогов и сборов.

Самыми важными документами будут являться непосредственные основания, которые подтвердят, что лицо действительно не смогло произвести оплату вовремя, по независящим от него причинам.

Например, заключение страхового агента, акт оценки материального ущерба и даже выписки из полицейского заключения о хищении имущества и т.д.

Прилагаемые документы к заявлению о предоставлении отсрочки или рассрочки по уплате налога

Отсрочка или рассрочка по уплате установленных налогов и сборов предусмотрена действующим законодательством РФ, прежде всего, для максимальной защиты интересов и законных прав налогоплательщиков. Для того, чтобы решение о предоставлении рассрочки было положительным, следует заранее заняться сбором необходимых документов, которые должны быть приложены к заявлению.

Установленный порядок допускает, что данные документы могут быть предоставлены в налоговый орган как лично заинтересованным лицом, так и его представителем, при условии наличия у последнего оформленной доверенности, со списком полномочий данного представителя.

В зависимости от конкретных оснований, которые были указаны заинтересованным лицом в заявлении, налоговый орган может потребовать предоставления соответствующих документов, например:

  • официальное заключение о действительном наличии факта непреодолимой силы, который впоследствии и привел к невозможности своевременного исполнения финансовых обязательств по уплате налогов и сборов;
  • сведения о движимом и недвижимом имуществе, которое принадлежит заинтересованному лицу не основании действующего права собственности. Данный документ может потребоваться, когда основанием предоставления отсрочки названо особо текущее имущественное положение заявителя.

Налоговый орган может истребовать и иные дополнительные бумаги, требующиеся в каждом конкретном случае.

Решение о предоставлении отсрочки или рассрочки по уплате налога

Правовое решение о предоставлении отсрочки или рассрочки по уплате налога принимается налоговым органом при наличии оснований, а также всех требующихся документов, которые данные основания могут подтвердить.

Положительное решение будет принято в том случае, если соблюдены следующие условия и порядок:

  • если заинтересованному лицу – налогоплательщику был причинен серьезный ущерб, который привел к резкому ухудшению его текущего материального положения, а также, если этот ущерб стал результатом непреодолимой силы – стихийной катастрофы и т.д.;
  • существует риск банкротства заинтересованного лица в том случае, если он в данный момент совершит оплату всех установленных налогов и сборов;
  • если определенные условия и текущее имущественное положение заинтересованного лица не допускает возможности уплаты налогов и сборов в настоящее время. Резкое изменение текущего имущественного положения в лучшую сторону, например, получение серьезной прибыли и т.д., аннулирует данный пункт и возвращает налоговому органу право требовать своевременного погашения имеющейся задолженности. В таком случае отсрочка или рассрочка лицу больше не предоставляется.

Решение об отказе в предоставлении отсрочки или рассрочки по уплате налога

Установленный порядок и условия предполагают, что рассрочка не может быть предоставлена по определенным обстоятельствам. В соответствии с правилами налогового законодательства, она не предоставляется, если в отношении лица:

  • возбуждено уголовное производство в отношении правонарушения и преступления, так или иначе касаемо нарушения налоговых норм и установленных правил;
  • идет активное производство по делу о налоговом, либо административном правонарушении, совершенным лицом, заинтересованном в предоставлении отсрочки;
  • ведется активное производство по делу о нарушении, связанным с уплатой налогов и сборов таможенным органам за провоз определенных товаров через государственную границу;
  • если у налогового органа имеются серьезные основания подозревать, что предоставление отсрочки требуется заинтересованному лицу для последующего сокрытия части доходов, либо имеющегося у него имущества для того, чтобы на него не распространялся порядок налогообложения. Помимо этого, налоговый орган может подозревать, что изменение срока уплаты необходимо лицу для того, чтобы покинуть страну;
  • если в течение трех лет, до того, как лицо обратилось в налоговый орган для предоставления рассрочки, было вынесено решение о прекращении действия предыдущей рассрочки по причине нарушения установленного порядка и обязательств заинтересованного лица.

image_pdf
image_print

Плательщик налогов и страховых взносов на основании положений главы 9 Налогового кодекса имеет право на отсрочку или рассрочку платежа. Разберемся, как можно воспользоваться этим правом.

Как предоставляется отсрочка

О предоставлении отсрочки или рассрочки по уплате налогов сказано в статьях 61-64 НК РФ. Эти нормы Кодекса содержат общие принципы переноса срока уплата налогов, а конкретный порядок утвержден приказом ФНС России от 16.12.2016 № ММВ-7-8/683@.

Срок переноса зависит от того, уплату какого налога требуется отсрочить. Если речь о федеральных налогах или страховых взносах, то перенести их можно на срок до 3 лет. Уплату всех прочих налогов можно отсрочить не более, чем на 1 год. Что касается суммы платежа, то отсрочка может распространяться на нее всю либо на ее часть. Уплатить налог также единовременно в конце отсрочки либо в течение срока поэтапно.

Чтобы получить отсрочку или рассрочку налогового платежа, нужно заявить об этом праве. О форме заявления и прилагаемых документах мы расскажем ниже. Однако даже если заявление подано, это еще не значит, что уплату налога сразу отсрочат. Налогоплательщика могут обязать предоставить обеспечение. Таким обеспечением может быть банковская гарантия, поручительство или имущество, переданное в залог.

Также придется уплатить проценты, начисленные на сумму задолженности, из расчета ½ ставки рефинансирования ЦБ РФ. Однако обязанность уплаты процентов возникает не всегда. Если необходимость отсрочки вызвана форс-мажором или неперечислением компании денежных средств государственным заказчиком, то проценты не начисляются.

Кто может рассчитывать

Для того чтобы воспользоваться правом на перенос срока уплаты налоговых обязательств, нужно основание. Таковым может считаться одно из следующих обстоятельств:

  • ущерб, причиненный в результате форс-мажора;
  • неуплата денежных средств за товары, работы или услуги, которые были поставлены/осуществлены государственным или муниципальным заказчикам;
  • риск несостоятельности в случае уплаты налога единовременно;
  • сезонный характер работы налогоплательщика;
  • невозможность уплаты налогов или санкций, которые были начислены по результату налоговой проверки.

Что касается последнего основания, то в этом случае можно рассчитывать только на рассрочку уплаты. При этом есть ряд условий:

  • сумма начислений по итогам проверки укладывается в диапазон 30-70% от выручки за предыдущий год;
  • субъект — компания или ИП — зарегистрирован более года назад;
  • субъект не находится в процедуре банкротства;
  • компания не ликвидируется и не реорганизуется.

Когда переноса срока не будет

В статье 62 НК РФ приведены случаи, когда отсрочку/рассрочку не дадут:

  • если в отношении плательщика возбуждено уголовное дело по налоговому преступлению, ведется производство по налоговому или административному правонарушению;
  • если есть основания полагать, что плательщик скроется сам либо скроет денежные средства и имущество;
  • если в течение 3 лет до подачи заявления выносилось решение об отмене отсрочки.

Документы

В приложении №1 к упомянутому выше приказу ФНС приводится рекомендованная форма заявления:

Заявление о переносе срока улаты налога

Образец завления

Подавать заявление нужно в орган, уполномоченный принимать решение в отношении налога, по которому плательщик просит перенести срок уплаты. Так, по федеральным налогам (например, НДС, налог на прибыль) и страховым взносам нужно обращаться в ФНС, по региональным и местным налогам — в местные налоговые органы, а по налогам, связанным с перемещением товара через границу — в Таможенную службу.

К заявлению прилагается комплект документов, в который входит:

  • выписки из банков о счетах и оборотах по ним за полгода помесячно, а также справка о наличии либо отсутствии документов в картотеке неоплаченных документов;
  • банковские справки об остатках денежных средств на счетах;
  • список дебиторов с указанием стоимости договоров, заключенных с ними, и сроков оплаты, а также копии этих договоров;
  • обязательство плательщика выполнить условия рассрочки либо отсрочки, включая график платежей.

Указанные документы представляют все плательщики. Кроме того, необходимо документально подтвердить основание отсрочки. В каждом конкретном случае для этого предназначаются определенные документы, которые перечислены в пункте 5.1 статьи 64 НК РФ. Например, если в качестве причины необходимой отсрочки выступает ущерб, нанесенный обстоятельствами непреодолимой силы, то нужно представить:

  • заключение о факте их наступления;
  • акт оценки причиненного ущерба.

Что дальше?

В течение 30 дней после получения заявления налоговый орган должен принять решение о предоставлении отсрочки (рассрочки). Налогоплательщику его копия направляется в течение 3 дней. Действовать решение начинает с даты, которая в нем указана. Если требуется залог, то действие решения начинается после оформления договора о залоге.

Случаются и отказы, которые чаще всего связаны с неполным комплектом документов. Во избежание этого следует тщательно подготовить все бумаги. А вот безосновательный отказ в переносе срока уплаты налога недопустим — налоговый орган должен его мотивировать.

Читайте также: