Шариат мусульмане всех установленный налог для

Опубликовано: 16.05.2024

Одной из особенностей исламской экономической модели яв­ляется развитая система социальной активности посредством отчисления ежегодного обязательного налога (занят) и активной благотворительной деятельности. Разнообразие видов и механизмы отчисления социальных налогов регламентируются нормами шари­ата. При совмещении двух налоговых систем - государственной и исламской благотвори­тельной - возможны позитивные результаты. На практике это может привести к увеличению налоговых поступлений в бюджет страны.

Закят не является налогом в строгом, европейском понимании этого термина, его скорее можно назвать религиозной обязанностью. Он - один из пяти «столпов» ислама, и не считается бременем для верующего. Закят включает в себя милостыню. Закят должен пе­редаваться нуждающимся. Богатство считается незаконным, если сосед испытывает нужду.

Закят означает 'очищать'. Выплачивать закят – значит, очищаться от грехов. Поэтому должна быть точно указана цель занята. Он не должен идти на общественные нужды. Считает­ся, что закят, должен непосредственно передаваться от богатых к бедным. Закят следует собирать даже в том случае, если в обществе нет нуждающихся. Денежные средства должны храниться в госу­дарственной казне - бейт ал-мал - и использоваться государством в соответствии с его планами.

Хотя в исламе нет формальной налоговой системы, вопрос об обязанности богатых в отношении бедных занимает центральное место. В соответствии с исламским учением, Аллах создал богатс­тво для распределения его среди верующих.

Аль-джизья - налог, взимаемый с немусульман в мусульманских странах (за исключением женщин и детей). Необходимость данного налога мотивируется тем, что немусульмане должны платить за свое неверие и за защиту, предоставляемую им мусульманским государст­вом. Немусульмане не должны отбывать воинскую повинность, так как защита страны - религиозный долг мусульманина. Так как немусульмане не выплачивают закята, исламский закон требует, чтобы они делали своей вклад, который соответствовал бы исламскому налогу.

Размер джизьи зависит от платежеспособности. Немусульмане подразделяются на три группы: бедняков, средний класс и богатых. Джизья - регрессивный налог: с богатых он не превышает 0,5% их сос­тояния, со среднего класса - 12% и с бедных - еще большей суммы.

Имеется и другая разновидность налога - аль-харадж, который существовал до ислама и все еще сохраняется.

В отличие от закята и джизьи, харадж - «нейтральный» налог: он может взиматься и с мусульман и с немусульман - в зависимости от статуса их земли. Исконная арабская земля освобождается от хараджа: с нее взимается ушр - десятина. Объем ушра колеблется от 5 до 10% (в зависимости от плодородия земли).

Харадж можно разделить на две части: поземельный налог, ос­новывающийся на налоге на имущество, и налог на доход. Величина дохода на имущество определяется в зависимости от размера зе­мельной собственности, почвы, системы орошения, числа деревьев и т.д. Подоходный налог - пропорциональный и достигает 20-50%, находясь в зависимости от величины урожая и рыночных цен.

Так как харадж не упоминается в Коране, исламское государст­во имеет большую свободу действий в отношении его взимания и размера.

В исламских странах взимается корпоративный налог, его ставка составляет 28%. Однако по нему имеется большое количество льгот. Например, вновь созданные предприятия полностью или частично освобождаются от него сроком на 5-10 лет (в зависимости от сфе­ры деятельности). Полностью освобождаются от него предприятия, производящие высокотехнологичную продукцию. Не подлежат налогообложению инвестиции на развитие производства и т.д. Кро­ме корпоративного налога, исламские предприятия платят налог на продажу как импортных, так и отечественных товаров.

Производители нефти в Малайзии платят налог на нефть по ставке 38%. Жители стра­ны отчисляют налог со своих доходов: он носит прогрессивный ха­рактер и взимается по ставке от 1 до 28%.

Дата добавления: 2016-10-17 ; просмотров: 1125 ; ЗАКАЗАТЬ НАПИСАНИЕ РАБОТЫ

Один из устоявшихся мифов гласит, что процветание исламских стран в прошлые века было достигнуто за счет эксплуатации немусульман, проживавших на их территории. Подобное утверждение голословно уже потому, что в западных исторических исследованиях об истории и экономике исламского мира очень мало информации берется из первоисточников – документов времен существования исламских государств прошлого.

Это объяснимо тем, что они написаны либо на арабском, либо на персидском, либо на османском языках, которые трудны для понимания. На Западе ими владеет небольшое количество специалистов, а труд по изучению древних документов традиционно невостребован и мало оплачивается. Поэтому профессиональные экономисты при изучении истории экономического развития мусульманских стран крайне ограничены в источниках.

Однако такие источники все же есть в наличии и на основании их можно делать определенные выводы. Если брать пример исламского государства, значительную часть населения которого составляли немусульмане, то стоит обратиться к Османской империи, около 50% населения которой в момент наибольшей территориальной экспансии составляли христиане. Пропорция 50% мусульман на 50% немусульман характерна для балканских вилаетов (провинций) империи.

Основу экономики и средневекового халифата, и Османской империи составляло сельское хозяйство. В вышеуказанных вилаетах Османской империи последователи ислама владели 50-56% всей пахотной земли. Мусульмане и немусульмане выплачивали с нее целый ряд налогов, размер и перечень которых был разным в каждом из вилаетов и главным из которых для немусульман был харадж.

Гораздо интереснее, каков был объем этих налогов от общих налоговых поступлений в провинции. Например, в Дунайском вилаете в разные года с земельных угодий получали от 56% до 68% общей суммы налогов, три четверти которых отправлялись в столицу и лишь четверть оставалась на нужды вилаета. Таким образом большая часть доходов центра формировалась за счет сельскохозяйственных налогов.

В начале XVIIIвека в Османской империи земельный налог для немусульман (харадж) составлял эквивалент 5 голландских серебряных талеров. Об этом, в частности, упоминает в своем сочинении «Хождение в святую землю» русский священник Иоанн Лукьянов, посетивший Османскую империю в ходе паломничества в Палестину в 1701-1703 годах. «В Цареграде и по всей Турецкой державе со всех христиан: з грек, и со армян, и с жидов – кои в его области живут, то горачь на всякой год берут по 5 талерей с человека», – описал Лукьянов размер хараджа.

Если оценивать по курсу талера к рублю того времени, то его стоимость составляла около 65 копеек серебром. Таким образом, харадж составлял около 3 рублей 20 копеек. Много это или мало? Для примера годовое жалование прапорщика русской армии в 1711 году составляло 212 рублей.

Еще одним налогом, который выплачивали немусульмане, была джизья, размер которой равнялся для богатых людей– 48 серебряным дирхемам, для людей среднего достатка – 24 дирхема, для бедняков –12 дирхемов. Учитывая содержание серебра в одном дирхеме (3,207г.) 48 дирхемов были равны примерно 5,5 талерам. То есть к 5 талерам хараджа можно прибавить еще в среднем 2,75 талера, которые платили середняки, которых было большинство. В то же время мусульмане платили в среднем от 7 до 9 талеров налогов.

Следует учитывать, что в азиатской части империи подавляющее большинство населения было мусульманским. Так, в 1844 году в неевропейской части Османского государства проживало более 12 миллионов мусульман и более 2 миллионов христиан. И если в балканских вилаетов налоговые поступления от мусульман и немусульман были примерно равными, то в азиатской части налоговое бремя падало преимущественно на мусульман. С потерей территорий число мусульман увеличивалось, а число христиан уменьшалось.

Причина же экономической отсталости Османской империи крылась не в уменьшении налоговых поступлений от немусульман, а от общей экономической стагнации, которая начала проявляться на фоне промышленной революции и изменения экономики европейских стран, где промышленность стала играть главенствующую роль. Экономика Османской империи, наподобие России, продолжала оставаться преимущественно аграрной. К этому добавилось несовершенство финансового сектора. Все это отразилось и на политическом курсе этого государства. Невозможность иметь современную экономику для развития общества приводила к внешнеполитическим поражениям, и закончилось крахом государства.

Таким образом, утверждения о том, что процветание османов базировалось на эксплуатации немусульманских подданных лишено основания. Оно идет в одном ряду с утверждениями, что Европа разбогатела только за счет ограбления колоний и работорговли. Несомненно, это имело место и экономика Европы сильно поднялась после эпохи Великих географических открытий, но это лишь часть ответа на вопрос о европейском чуде. Не менее важным было зарождение и развитие капиталистических отношений в экономике, которые остаются господствующими до сих пор.

В налоговой системе шариата обобщено законодательство Ислама о формах, методах и размерах взимания налогов, как с мусульман, так и с немусульман. Естественно, что при сопоставлении юридических установлений шариата с историческим и географическим материалом закономерны некоторые противоречия. В шариате в основном обобщен исторический опыт налоговой системы халифата.

Вполне очевидно, что изучение налоговой системы шариата необходимо и для того, чтобы разобраться в налоговой системе отдельных мусульманских стран на современном этапе (там, где мусульманское право является основой законодательства).

Мусульманское право предусматривает следующие виды налога:

хумс – налоговое обложение собственности (1/5 часть дохода); Хумс (или хумус, мн. число ахмас (араб.) – «пятая часть») – хумс, отчисление с различных видов доходов в размере одной пятой. Введен Пророком Мухаммадом как выделявшаяся ему доля военной добычи; заменил традиционную четверть, отчислявшуюся вождю.

закят – мусульманский налог, взимаемый с имущества богатых мусульман в пользу бедных;

закят ал-фитр – милостыня по случаю разговенья по окончании мусульманского поста;

садака – пожертвование бедным;

джизья – подушный налог, который платят иноверцы в мусульманских странах;

харадж – поземельная подать;

ушр – поземельная подать (десятина).

В последующее время:

1) доля добычи (ганима), отчисляемая в распоряжение халифа или главы государства;

2) налог с добытых продуктов моря (жемчуг, амбра, драгоценные камни);

3) отчисление доли найденного клада;

4) пошлина государству при продаже мусульманином земли немусульманину.

Отметим, что не всякий налог в размере одной пятой считался хумсом.Так, христиане – таглибиты имели привилегию платить не унизительную джизию, а ушр, но в двойном размере, и этот налог называли не хумсом, а двойной десятиной. 1

О закяте сказано в предыдущих главах. Напомним студентам, что закат (закят) – это налог в пользу нуждающихся мусульман. В мекканских сурах Корана закят означает, благое деяние, материальную помощь. Нежелание платить закят после смерти Пророка явилось одной из причин ар-ридды (ар-ридда – движение племен Аравии в 632 – 633 гг., после смерти Мухаммада, против власти халифа; мусульманская историческая традиция называет, это движение отступничеством от Ислама). Регламентация закята скорее всего относится к началу правления Умара I.

Закят платили только взрослые дееспособные мусульмане:

- с виноградников и финиковых пальм;

- с золота и серебра;

Облагаемый минимум (нисаб) продукции земледелия – 5 васков (975 кг), скота – пять верблюдов, 20 коров или 40 овец; золото – серебро – 20 динаров или 200 дирхемов, товаров по соответствующей цене. Низкопробная монета принималась по содержанию в ней драгоценного металла. Женские украшения, золотая и серебряная отделка оружия в расчет не принимались.

Сбор закята с продуктов земледелия в размере одной десятой урожая производился сразу же по завершении сбора урожая, а с остального в размере сороковой части – по истечении календарного года.

Собранные суммы находились в распоряжении кади и должны были расходоваться в течение года и только в том округе, где они собраны.

Право на получение помощи из закята имели: неимущие, бедняки, сборщики закята, лица, заслуживающие поощрения, мукатабы, несостоятельные должники и приезжие, не имевшие средств для возвращения домой.

Садака («искреннее подаяние») – милостыня. Раздача садака является нормой, закрепленной Кораном (сура «Корова», аяты 195/191, 262/264 – 263/265, 270/273, 276-277/277). Вопросы о садака трактуют разделы ал-Фикха укубат и акхам. Раздача садака вменяется в обязанность всякому, кто имеет для этого возможность. Это действие относится к разряду мандуб.

Джизйа – подушная подать с иноверцев в мусульманских государствах, рассматривавшаяся факихами как выкуп за сохранение жизни при завоевании.

Харадж – поземельный налог. Факихи конца VIII – IX вв. толковали харадж как плату (фай), взимаемую мусульманским государством с жителей завоеванных областей за пользование его землями. Харадж взимался как натурой, так и деньгами (либо в смешанной форме).

Существовали три основные формы исчисления ал-Хараджа: 1) мисаха; 2) мукатаа; 3) мукасама. В первом случае налог взимался в твердых ставках с единицы обработанной площади, во втором (обычно с больших земельных владений) определялась на много лет вперед твердая сумма (ибра), в третьем – взималась доля урожая. 1 .

Надо сказать, что эта форма была введена в Ираке при ал-Мансуре. В Египте XII-XIII вв. первая форма, требовавшая ежегодного обмера, называлась муфадана или харадж ал-фудун, а вторая – мунаджиза.

Вне зависимости от способа исчисления хараджа размер его колебался около одной трети урожая, поднимаясь по временам (Ирак, начало IX в.) до двух пятых. Сбор хараджа мукасама натурой проводился при уборке урожая, денежный налог собирался в течение всего года, иногда даже месячными долями.

Следует отметить различие между налогами закят ал-фитр и садака. Оно заключается в том, что первый конкретно определяется шариатом (размер, время выплаты), тогда как вторую милостыню разрешается давать в любое время, в любом размере и чем угодно 2 .

И, наконец, рассмотрим подробнее суть налога Ушр.

Ушр(мн. ч. ушур; «десятая часть») – налог или сбор в размере одной десятой, десятина. Его можно классифицировать в трех измерениях:

1) ушр – это налог с продуктов земледелия, выплачиваемый мусульманами с земель, которые по праву завоевания, дарения халифом (имамом) или окультуривания не подлежат обложению хараджем (огородные культуры ушром обычно не облагаются). Однако это общее положение лишь приблизительно отражает практику: так, с одной стороны, с ушровых земель, орошаемых с помощью технических приспособлений, бралась одна двадцатая часть урожая, а с другой, - харадж с малодоходных богарных земель составлял десятую часть урожая. Право платить ушр вместо хараджа скоро превратилось в персональную привилегию.

Теоретически ушр – это закят с продуктов земледелия. А потому, как полагали некоторые факихи, мусульманин – владелец хараджной земли должен платить ушр сверх хараджа, т.е. ушр «равен» закяту. В действительности крупные землевладельцы, платившие ушр, получали с арендаторов харадж и платили за него ушр, оставляя себе разницу;

2) ушр – это торговая пошлина с ахл-ал-харб в размере одной десятой цены товара. В действительности обложения разных товаров различались и могло быть выше и ниже этой нормы;

3) ушр – это всякие торговые сборы с мусульман сверх законного закята (обычно в форме мн. числа ушур, синонимы макс и мукус) 1 .

Следует отметить, что ушр – это налог, взимаемый со всех: мусульман, зиммиев, кяфиров. Им облагаются продукты земледелия, животноводства, рыбной ловли и другие продукты, предназначенные для продажи, стоимость которых 200 дирхемов. Налог ушр по форме похож на рыночные сборы и составляет значительную долю государственного дохода, взимаемого в виде налога со всех подданных и приезжих купцов и торговых предприятий.

1. Какие земли называются хараджными?

2. Дайте характеристику землевладения мульк и примыкающих к нему вещных прав.

3. Какое имущество носит название «хабус»?

4. Дайте характеристику государственного недвижимого имущества.

5. Обязательства и договоры в исламском праве.

6. Объясните суть наследования по закону.

7. Наследование по завещанию. В чем его отличие от наследования по закону?

8. Расскажите о налоговой системе Шариата.

1. Шарль Р. Мусульманское право. Пер. с фр. С.И. Волка. Под ред. и с предисловием Е.А.Беляева. – М.: Изд-во иностранной литературы, 1959. – С. 75-114.

2. Максуд Р. Ислам – М.: Издательско-торговый дом «Гранд», 2001. – 302 с.

3. Рахманов А.Р. «Мусульманское право: вакуф-ная собственность» Учебное пособие. Государственное научное изд-во «Узбекистон миллий энциклопедияси». – Т., 2001.

4. Керимов Г.М. Шариат. Закон жизни мусульман. – М.: Издательство «Леном», 1999. – С.167-226.

5. Мусульманское право (структура и основные институты). – М.: изд-во Института государства и права РАН, 1984. – 145 с.

6. Сюкияйнен Л.Р. Мусульманское право. Вопросы теории и практики. – М.: «Наука», Гл. ред. восточной литературы. 1986. – 255 с.

7. Шариат и суд (Вещное и обязательственное право). Пер. и комм. П.Цветкова. – Ташкент: Изд-во А.Л.Кирснера, 1911.

Исламские налоги – это налоги, дошедшие до наших дней и сохранившие свой религиозный и экономический смысл, который они имели изначально. Они существовали во времена пророка Мухаммада. О них есть (в большинстве случаях) упоминание в основных религиозных документах – Коране и/или сунне.

Это налоги, которые нужно рассматривать и с точки зрения источника государственной казны, и как одну из основных религиозных обязанностей (например, уплата очистительного налога - закята). Некоторые ученые считают этот налог стержнем налоговой системы мусульманской страны, инструментом перераспределения богатства в обществе, средством стабилизации экономики. Хотя он не является единственным налогом, формировавшим государственную казну. Уже в первые годы существования халифата были установлены новые сборы и пошлины, которые должны были дополнить закят и другие мусульманские налоги.

Впоследствии вновь заговорили о роли и значении закята в мусульманском мире, когда возник вопрос, связанный с реформированием налоговой системы в соответствии с шариатом.

Закят был объявлен в качестве обязательного налога, в 1970-1980-е гг. в ряде мусульманских стран. Государственный закон обязывал граждан уплачивать этот налог. В Ливии, Пакистане, Судане, Саудовской Аравии и большинстве султанатов на территории Малайзии он был установлен как обязательный государственный налог.

В Саудовской Аравии закят был установлен как государственный налог в 1950 г. с целью оказания помощи верующим в выполнении одной из главных вероисповедальных обязанностей в исламе, а также установления эффективной системы распределения закята. Первоначально ставка налога составляла 2,5%, но уже на следующий год её понизили до 1,25%. Разницу (1,25%) налогоплательщики имели возможность передать тем, кто, по их усмотрению, в этом больше нуждался. Таким образом, половина суммы, которую нужно было выплатить в качестве закята, превращалась в садаку — добровольную милостыню. Но уже в 1963 году пришлось вернуться к прежней ставке закята в 2,5%.

До 1956 г. только подданные королевства платили закят. Позднее этот налог обязали уплачивать жителей Бахрейна, Кувейта и Катара, являющихся в то время частью Королевства Саудовская Аравия. Закятом облагались не только продукты земледелия, скот, товары и другие активы, но и доходы врачей, адвокатов, агентов недвижимости. Государственные органы отвечали за сбор и распределение очистительного налога. Так, взимание закята осуществляло Агентство по закяту и налогам при Министерстве финансов, а, распределение закята контролировало Министерство труда и социального обеспечения.

В Йеменской Арабской Республике взимание закята не прекращалось со времен пророка Мухаммада до настоящего времени. В VIII веке этот платеж имел название садака (аналог— закят). В раннем исламе садака и закят были одинаковыми по значению налогами.25

Сегодня закят обязаны платить все мусульмане, если они получают доход или владеют активами в стране вне зависимости от гражданства. Объектом обложения закятом являются: продукты земледелия, скот, товары и деньги. В государственном бюджете установлены статьи расходов из средств, полученных от сбора закята.

В Йемене государственным налогом считается также закят ал-фитр - обязательный налог по окончании поста в месяц рамадан.

В Пакистане введение закята и ушра в качестве обязательных государственных налогов было связано с проведением политики исламизации, осуществляемой президентом Зия-уль-Хаком. В июне 1980 года ордонанс в части, касающейся вопросов закята, вступил в силу. Положения, касавшиеся ушра, были приостановлены до 15 марта 1983 г.

Значительная часть граждан Пакистана введение закята восприняли негативно. Тем более, когда выяснилось, что очистительный налог будет взиматься одновременно со всеми прежними налогами. Сильное недовольство разных слоев населения было вызвано тем, что обложению закятом подлежали банковские депозиты, счета, ценные бумаги, акции, продукция горнодобывающей промышленности. Противниками установления закята в качестве обязательного налога выступили представители различных шиитских течений. Они считали, что собранные в их общинах средства будут использованы в интересах суннитского большинства и призывали к решительным действиям. Шииты заставляли членов общины изымать денежные средства из банков и бойкотировать работу правительственных структур по исполнению шариатских законов. Не доверяя государству, шииты потребовали, чтобы закят в их общине собирался представителями духовенства.

В результате принятие ордонанса «О закяте и ушре» не состоялось. После длительных переговоров и консультаций в данный нормативно-правовой акт были внесены изменения, разрешающие шиитам и другим (несуннитским) течениям выплату налогов в соответствии с их религиозной традицией. Органом, контролирующим сбор, распределение закята в Пакистане, является Центральный совет по закяту. Его возглавляет судья Верховного суда Пакистана.

Кроме закята в Пакистане был введен в качестве обязательного исламский налог – ушр.

В Средние века ушр имел три значения.

1. Ушр - налог с продуктов земледелия с земель, которые не подлежали обложению хараджем.

2. Ушур (ушр во множественном числе: ушур) - торговая пошлина (1/10 цены товара) с купцов, которые не являлись ни мусульманами, ни зиммиями,

3. Все торговые сборы с мусульман помимо закята.

Ушром в Пакистане облагается 5% продукции земледелия независимо от ее качества. Не облагаются ушром лица, получающие средства из фонда закята или собирающие с земли менее 948 кг пшеницы или ее зернового эквивалента (нисаб).

Подобно закяту, введение ушра также не приветствовалось гражданами страны. Возмущение проявляли не только мелкие и средние земельные собственники, и арендаторы, но и крупные землевладельцы. Налогоплательщики требовали установить более справедливую, по их мнению, прогрессивную шкалу налогообложения, учитывающую размеры земельных наделов. Недовольство населения введением ушра имело определенные последствия. В результате в первый год после введения ушра (1983-1984) бюджет потерял 40% средств. Да и в последующие годы размеры собранного налога оказывались незначительными




В Ливии в отличие от Пакистана банковские депозиты и другие финансовые активы не облагаются закятом. В соответствии с Законом о закяте 1971 г. обложению закятом подлежат продукты земледелия и продукция животноводства, начиная с 1975 г. Сбор и распределение очистительного налога осуществляют разные структуры. В законе четко указано, в каких пропорциях собранный закят должен распределяться и на какие цели. Так, например, Всемирная организация исламского призыва, которая занимается распространением ислама и знаний о нем за пределами Ливии, имеет право на получение 30% от закята, собранного в стране.

В Судане закяm был установлен как обязательный государственный налог в соответствии с законом 1984 г. Одновременно с закятом были установлены и другие налоги, в том числе специальный налог, взимаемый с местных немусульман, а также иностранных граждан, которые постоянно проживают в Судане.

Не смотря на это, достаточно долгое время закон не исполнялся по причине внутренних разногласий в стране. Поскольку, на юге Судана с 1983 г. возобновилась гражданская война, полноценный сбор очистительного налога не осуществлялся несколько лет.

Вопросами сбора и распределения закята в стране, занимается Палата по закяту. Этот орган имеет право оказывать фермерам финансовую помощь. Палата по закяту может выдавать беспроцентные кредиты из фонда закята, которые фермеры обязаны вернуть после сбора урожая.

В соответствии с Конституцией Малайзии, все вопросы, связанные с религиозными делами находятся в компетенции штатов. В подавляющем большинстве штатов Малайзии действующее законодательство, рассматривает закят как один из обязательных налогов. В каждом штате вопросы закята решаются местными исламскими религиозными советами. Федеральными властями проводится активная работа по осуществлению политики унификации законодательства, связанного с закятом. Но, не смотря на это, пока все еще имеются различия в механизмах сбора и распределения очистительного налога в различных штатах.

Всю работу по унификации законов о закяте, стандартизации процедуры и информатизации процессов налогообложения (относительно закята) возглавляет Отдел координации байт ал-мал при Департаменте исламского развития Малайзии. Этот орган имеет статус федерального агентства и подотчетен премьер-министру страны.

В Малайзии закятом облагаются продукты земледелия, товарные запасы, сбережения, другие материальные ценности, а также заработная плата. Реальные доходы от сбора закята небольшие, так как лица, отвечающие за сбор закята, лишены возможности доступа к информации об имуществе и доходах налогоплательщиков. Имеются особенности и в распределении закята. Лишь 6 из 8 категорий, названных в Коране, могут получать средства от закята. Невольники и должники не состоят в списке получателей закята. В тоже время сборщики закята финансируются из собранных средств.

Мусульманские правоведы считают, что лицо, отвечающее за сбор закята, имеет право на вознаграждение своего труда за счет части собранных средств, если он отвечает таким требованиям:

-является дееспособным мужчиной-мусульманином;

-знаком с предписаниями шариата относительно закята;

-является годным для подобной работы.

Кроме закята в Малайзии уже давно установлен в качестве обязательного налога закят ал-фитр, который представляет собой разновидность закята с видимого имущества. Закят ал-фитр обязан платить не только глава семьи, но и каждый взрослый ее член, имеющий определённый достаток. Следует различать, что закятом ал-фитр облагаются люди, а не богатство или доход. В Малайзии и Йемене, государство полностью отвечает за сбор и распределение закята ал-фитр. Причем в разных штатах ставки этого налога отличаются.

Большое практическое значение среди мусульманских налогов сохранил хумс.

Первоначально хумс представлял собой одну пятую часть военной добычи, полагавшейся пророку Мухаммаду как руководителю войска и его родственникам.

Хумс также представлял собой налог с сокровищ. Как гласит предание, Аллах приказал деду Пророка Абд ал-Мутталибу расчистить заброшенный к тому времени священный колодец Замзам. Пророк Абд ал-Мутталиб исполнил волю Всевышнего и обнаружил зарытый клад. Одну пятую часть добытых сокровищ он пожертвовал Богу, а четыре пятых оставил себе.

В последующее время называют четыре значения хумса:

1.доля добычи (ганима), отчисляемая в распоряжение халифа или главы государства;

2.налог с добытых продуктов моря (жемчуг, драгоценные камни, амбра);

3.отчисления доли найденного клада;

4.пошлина государству при продаже мусульманином земли немусульманину.

Сунниты рассматривают хумс как разновидность закята и. не признают его в качестве основного мусульманского налога.

В настоящее время хумс выполняет функции основного мусульманского налога в среде шиитов. Часто хумс дублирует и подменяет собой закят.

У шиитов закятом облагаются девять видов активов: золотые и серебряные монеты, верблюды, коровы, овца, пшеница, ячмень, финики и изюм. Одновременно российский специалист Р.И. Беккин обращает внимание на следующие семь объектов, которые облагаются хумсом на сегодняшний день, перечисленные Саид - Мухаммадом Ризви. Это: прибыль, или избыточный доход; богатство, приобретенное законно, смешанное с богатством, приобретенным незаконным способом; шахты и полезные ископаемые; драгоценные камни, добываемые со дна моря; сокровища; земля, которую зиммий покупает у мусульманина; военная добыча.

Таким образом, к исламским налогам, по мнению специалистов, относятся только налоги, которые существовали во времена пророка Мухаммада и которые упоминаются в Коране и/или сунне. Однако лишь закят, его разновидность ушр и закят ал-фитр. сохранили свое значение в качестве обязательных стабильных платежей в современном мире.

Следует также отметить, что во всех мусульманских странах исламские налоги (прежде всего закят) не составляют основу налоговой системы. Это религиозные налоги и основное их предназначение – решение социальных проблем, искоренение таких явлений как нищета и голод. Поскольку закят в первую очередь используется для оказания помощи нуждающимся и неимущим, то это способствует сглаживанию социального неравенства в обществе. Забота об отдельных социальных группах способствует оздоровлению социального климата.

Средства от закята, собранного в наши дни, идут на покрытие расходов религиозных организаций: на образовательные, издательские и иные нужды, связанные с просвещением мусульман в вопросах веры. В большинстве стран выплата закята носит добровольный характер. В России некоторая часть мусульман вносит закят. в виде добровольных пожертвований в кассы мечетей.

Сегодня в мусульманском мире достаточно желающих выполнить свой религиозный долг. Современные средства коммуникации (Интернет) позволяют сделать это, не выходя из дома. Мусульманину, намеревающемуся уплатить закят, достаточно зайти в Интернет на сайт www.Takafol.ru. Закят - калькулятор определит точный размер очистительного налога с полученного дохода.

Проблема закята состоит, на наш взгляд, не в финансовых возможностях мусульман при уплате очистительного налога, а в их убежденности, что в дальнейшем эти средства будут правильно и целесообразно израсходованы. Ведь по Корану средства от закята могут предназначаться, в том числе и сборщикам данного налога. В этом смысле существует весьма большой соблазн для принимающего: взять больше, чем нужно для удовлетворения его собственных нужд.

Поэтому только понимание и глубокие знания мусульманского права, законов исламской экономики и культуры закята могут быть залогом того, что мусульманские налоги, в том числе закят пойдут на благотворительные цели.

Подводя итог, следует отметить, что в современных мусульманских странах, где институт государственной религии достаточно развит - Йемен, Саудовская Аравия, Пакистан и др., религиозные налоговые нормы санкционированы государством и являются общегосударственными.

Вопрос: Какая разница между закятом и налогами? Дозволено ли облагать налогами? Обязательно ли их платить?

Ответ: Хвала Аллаху.

Выплата закята является одним из столпов Ислама, который Всевышний Аллах сделал обязательным для богатых мусульман. Он является своего рода социальной поддержкой, а также тратится на помощь и удовлетворение общих интересов, например, для военных действий на пути Аллаха.

Во многих аятах Всевышний Аллах упоминает закят наряду с молитвой, что еще более подтверждает его важность. Обязательность закята подтверждается Кораном, Сунной и единодушным мнением ученых /иджма‘/.

Что касается налогов с людей, то их устанавливают государства, и они никак не связаны с закятом имущества, который Аллах сделал обязательным.

Налоги – это материальные обязательства, которыми государство облагает людей, чтобы использовать полученную сумму на удовлетворение общих интересов: транспорт, здравоохранение, образование и пр.

Налоги являются продуктом человеческого ума и существующих политических систем, что же касается закята, то он установлен Божественным Законом. Его выплата является одним из важных видов поклонения.

Некоторые люди не отдают закята с имущества и выплачивают только налоги, которые они отдают государству. Это не дозволено. Налоги – это одно, а закят – другое.

Ученые Постоянного Комитета по выдачам фетв сказали:

«Не дозволено считать налоги, которые человек платит с имущества,закятом, который он должен выплатить. Человек, если он обязан выплатить закят, должен выплатить его на нужды, которые оговорены Шариатом, о которых Всевышний Аллах сказал:

إِنَّمَا الصَّدَقَاتُ لِلْفُقَرَاءِ وَالْمَسَاكِينِ

„Пожертвования предназначены для неимущих и бедных“ (сура „ат-Тауба“, аят 60)» (Фатауа-ль-ляджнати-д-даима. Т. 9. С. 285).

В основе облагать людей налогом запрещено, и это является одним из больших грехов, из-за которого человек не войдет в Рай. В Сунне пророка приводится доказательство, которое указывает на то, что налог – больший грех по сравнению с прелюбодеянием. Об этом более подробно – в ответе на вопрос № 39461.

В некоторых исключительных случаях при выполнении определенных условий государство может обложить свой народ налогом. Среди этих условий следующие.

1. Налог должен быть справедливым, то есть по справедливости распределяться между людьми. Не должна быть притеснена ни одна община. Ни одна община не должна быть выделена этим налогом среди других. Налог должны платить богатые, каждый человек в соответствии со своим богатством. Не дозволено облагать налогом бедных, как не дозволено равнять в этом бедных и богатых.

2. Бейту-ль-маль или казна, как называют это сейчас, должен быть пустым. Если же государство богато ресурсами, то людей налогами облагать не дозволено. Если люди будут облагаться налогом при таких условиях, то это будет считаться одним из больших грехов.

3. Это должно делаться в исключительных экстренных случаях и не должно превращаться в систему, которая будет работать всегда.

В «Энциклопедии по фикху» сказано, что доходы бейту-ль-маль это: «Налоги, назначенные населению, ради их интересов: ради военных действий или другого. (Они) не взимаются кроме случаев, когда в казне недостаточно имущества, и имеется крайняя в них необходимость. В ином случае подобный доход не соответствует Шариату» (аль-Маусу‘ату-ль-фикхийа. Т. 8. С. 247).

Источники, которыми можно пополнить бейту-ль-маль мусульман, и которые соответствуют Шариату, очень много. Об этом подробно говорилось в ответе на вопрос № 138115.

Если бы мусульмане использовали это, то Всевышний Аллах обогатил бы их, и им не нужны были бы налоги, кроме очень редких случаев.

4. Налог должен быть использован в общественных интересах. Ничего не должно быть потрачено на пути ослушания Аллаха, например, на певцов, актеров, спортсменов и пр.

Шейх Ибн Джибрин, да помилует его Аллах, сказал:

«Налоги, которыми облагают правительства: налог с продаж, налог с прибыли, налог на производство, налог с рабочих и прочие налоги, то здесь место иджтихаду. Если государство собирает налоги вместо обязательного закята, например, с торговцев, то их необходимо платить. Если налогом облагаются люди наряду с закятом, то, в случае, когда казна действительно нуждается в финансировании на школы, мосты, мечети, работников государства, то их дозволено платить, и скрывать налоги запрещено.

Если же государство получает от граждан другие налоги, помимозакята, и растрачивает их впустую, проявляет расточительство, тратит на греховные деяния, на пустые развлечения и запретное, не распределяет их между теми, кто имеет право получать закят, то в этом случае разрешено скрывать имущество или прибыль, и не содействовать в совершении запретных действий. Ведь Всевышний Аллах сказал:

وَلَا تَعَاوَنُوا عَلَى الْإِثْمِ وَالْعُدْوَانِ

„…но не помогайте друг другу в грехе и посягательстве“ (сура „аль-Маида“, аят 2)».

Шейх аль-Альбани, да помилует его Аллах, говоря о разнице между нововведениями и «неограниченными интересами», сказал:

«Что касается неограниченных интересов (блага, о котором нет упоминания в Шариате /масляха мурсаля/ — прим. пер.), то они совершенно отличаются от так называемого благого нововведения /бид‘а хасана/.

Под неограниченными интересами понимают осуществление интереса, которого требует место или время, и которое подтверждает Ислам. В этом случае имам аш-Шатыби подтверждает законность обложение налогами, но это отличается от налогов, которые установлены путаными законами во многих, если не сказать во всех мусульманских странах. Это совершается в уподобление неверующим, которые лишены пути и метода Аллаха, указанных в Книге Аллаха и Сунне Его пророка, да благословит его Аллах и приветствует. Люди, лишенные прямого пути Корана и Сунны, были вынуждены выработать свои методы и законы, регулирующие и решающие их проблемы.

Что же касается мусульман, то Всевышний Аллах сделал для них достаточным то, что ниспослал в Книге Своей, и что разъяснил им посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует. Поэтому мусульманам нельзя менять Шариат на (другие) законы, ведь в подобном случаи они будут относиться к тем, о ком Всевышний сказал:

أَتَسْتَبْدِلُونَ الَّذِي هُوَ أَدْنَى بِالَّذِي هُوَ خَيْرٌ

„Неужели вы просите заменить лучшее тем, что хуже?“ (сура „аль-Бакара“, аят 61).

Категорически запрещено делать налоги постоянным законом, превращать их в закон, ниспосланный свыше и действующий до скончания веков. Налог, который мусульманское государство может установить, оговаривается определенными обстоятельствами, которые касаются того государства. Например, по-моему, этот пример привел имам аш-Шатыби, если было совершено нападение на мусульманское государство, но в казне не было средств, достаточных для вооружения и снаряжения армии, дабы она могла отразить удар врагов. В подобных обстоятельствах государство (может) обложить определенным налогом определенных людей. Таких, которые в состоянии оплатить возложенные на них государством налоги. Но этот налог не становится постоянным налогом и постоянным законом, как мы говорили об этом ранее. Поэтому, если исчезнет причина налога – нападение врага и защита мусульманского государства, то налог с мусульман снимается. Постановление, как говорят ученые фикха, связано с наличием или отсутствием причины. И если исчезнет причина или повод, из-за которого был установлен налог, то и налог при исчезновении причины отменяется.

Вкратце, в Исламе нет налогов, которые имеют положение законов. Но мусульманское государство при особых обстоятельствах может установить определенные налоги. Если же причина установления этих налогов исчезнет, то будет отменен и сам налог».

Ссылка на источник аудио (ар.): http://audio.islamweb.net/audio/index.php?page=FullContent&audioid=109346-44k

Шейх Ибн ‘Усеймин, да помилует его Аллах, сказал:

«Всё, что забирают у человека не по праву, является налогом. И это запрещено. Человеку не дозволено отнимать имущество брата без права, как сказал пророк, да благословит его Аллах и приветствует: „Если ты продал своему брату плоды, но плоды погибли (из-за града, или сильного зноя), то тебе не дозволено брать у него (плату за них). Почему ты (желаешь) взять имущество брата не по праву?“ Мусульманин должен прислушаться и повиноваться, слушать правителя мусульман и повиноваться ему. Если он потребовал деньги на подобные вещи, то человек должен отдать их. И если будут попраны его права, то он найдет (воздаяние) впереди (то есть в День Суда). Если же налоги взяли у него справедливо, то у человека нет прав на это. Важно, что мы должны слушать и повиноваться правителю мусульман. Пророк, да благословит его Аллах и приветствует, сказал: „Слушай и повинуйся, даже если он станет бить тебя по спине и отнимет твое имущество“. Подобные случаи нельзя использовать для того, что бы порочить мусульманских правителей, ругать их на разных встречах и пр. Нам следует проявлять терпение, а то, что мы не понимаем сейчас, поймем в Следующей жизни» (Ликаъу-ль-баб аль-мафтух. Т. 12. С. 65).

Сайт «Ислам: вопрос и ответ»

Islam Q&A, фатва № 130920

Читайте также: