Направления совершенствования налогообложения прибыли

Опубликовано: 21.09.2024

Автор: Пользователь скрыл имя, 10 Января 2012 в 16:22, курсовая работа

Описание работы

Целью настоящей работы является рассмотрение теоретических аспектов налога на прибыль как экономической категории.
Для достижения поставленной цели в работе решаются следующие задачи:
1. дать понятие налога на прибыль, рассмотреть виды, функции налогообложения;
2. посмотреть налог на прибыль организации, его значение и основные элементы;
3. оценить динамику налоговых поступлении в 2007-2009г. от налога на прибыль;

Содержание

Введение………………..…………………………………. …………………….4
1. Теоретические основы системы налогообложения прибыли организаций………………………………………………………. 5
1.1 Налог на прибыль в системе налогообложения………………. 5
1.2.Элементы налога на прибыль организаций…………………………………6
1.3 Фискальная и регулирующая функции налога на прибыль………………12
1.3.1 Фискальная функция налога на прибыль……………………………12
1.3.2 Регулирующая функция налога на прибыль………………………. 13
1.4 Роль налога на прибыль организаций в экономике государства…………14
2 Анализ поступлений в бюджет от налога на прибыль. ……………………..16
2.1. Анализ динамики взиманий налога на прибыль по Новосибирской области за 2007-2011гг………………………………………………………….16
2.2.Проблемы налогообложения прибыли организаций……………………. 21
3 Основные направления совершенствования налогообложения прибыли организации в Российской Федерации…………………………………………26
Практическая часть……………………………………………………. 29
Заключение……………………………………………………………………….30
Список использованных источников и литературы……

Работа содержит 1 файл

налоги.Курсовик..docx

1. Теоретические основы системы налогообложения прибыли организаций…………………………… …………………………. . 5

1.1 Налог на прибыль в системе налогообложения………………. . 5

1.2.Элементы налога на прибыль организаций… ………………………………6

1.3 Фискальная и регулирующая функции налога на прибыль………………12

1.3.1 Фискальная функция налога на прибыль……………………………12

1.3.2 Регулирующая функция налога на прибыль………………………. 13

1.4 Роль налога на прибыль организаций в экономике государства…………14

2 Анализ поступлений в бюджет от налога на прибыль. ……………………..16

2.1. Анализ динамики взиманий налога на прибыль по Новосибирской области за 2007-2011гг………………………………………………… ……….16

2.2.Проблемы налогообложения прибыли организаций……………………. 21

3 Основные направления совершенствования налогообложения прибыли организации в Российской Федерации…………………… ……………………26

Список использованных источников и литературы…………………………32

Актуальность темы. Одним из основных источников финансирования всех направлений деятельности государства и экономическим инструментом реализации государственных приоритетов являются налоги. В современном цивилизованном обществе налоги — основная форма доходов государства. Налог на прибыль имеет двоякое значение: фискальное и регулирующее. Во-первых, налог является важным доходом бюджета, во-вторых, налог на прибыль играет роль экономического инструмента регулирования экономики. Налог на прибыль представляет собой часть отношений экономического субъекта с государственными и контролирующими органами и нарушения в данной области могут повлечь за собой существенные последствия для экономического субъекта. Налог на прибыль является одной из основных доходных статей бюджетов большинства развитых стран, а в бюджете Российской Федерации занимает второе место после налога на добавленную стоимость.

Целью настоящей работы является рассмотрение теоретических аспектов налога на прибыль как экономической категории.

Для достижения поставленной цели в работе решаются следующие задачи:

1. дать понятие налога на прибыль, рассмотреть виды, функции налогообложения;

2. посмотреть налог на прибыль организации, его значение и основные элементы;

3. оценить динамику налоговых поступлении в 2007-2009г. от налога на прибыль;

4. определить способы оптимизации налога на прибыль в РФ.

Объектом данной работы выступает налог на прибыль организации. Предметом работы являются общественные отношения, связанные с рассмотрением налога на прибыль.

1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ СИСТЕМЫ НАЛОГООБЛОЖЕНИЯ ПРИБЫЛИ ОРГАНИЗАЦИЙ

1.1 Налог на прибыль в системе налогообложения

В экономике любого государства налог на прибыль играет существенную регулирующую роль благодаря непосредственной связи этого налога с размером полученной налогоплательщиком прибыли через механизм предоставления льгот или их отмены, регулированию ставки, так как государство может наиболее активно влиять на экономику, стимулировать или ограничивать инвестиционную активность в различных отраслях и регионах.

Значительную роль в регулировании экономики играет амортизационная политика государства, напрямую связанная с налогообложением прибыли организаций. При превышении допустимого предела налоговых изъятий из прибыли снижается деловая активность хозяйствующих субъектов и инвестиционная деятельность, развивается теневая экономика. Снижение налоговых ставок стимулирует развитие деловой активности, приводит к повышению поступлений в бюджет за счет обоснованного увеличения налоговой базы вследствие роста производства.

Важнейшим направлением налоговой политики государства должно быть снижение налоговой нагрузки на экономику, налога на прибыль, что нашло отражение в законодательстве, что должно способствовать благоприятному инвестиционному климату, росту самофинансирования производства, поощрению деятельности мелких и средних фирм, быстрому обновлению производимой продукции, внедрению технологических новинок.

Превышение допустимого предела налоговых изъятий из прибыли, как следствие:

- снижается деловая активность хозяйствующих субъектов;

- снижается инвестиционная деятельность;

- развивается теневая экономика.

Снижение налоговых ставок, следствие:

- стимулирует развитие деловой активности;

- повышение поступлений в бюджет за счет обоснованного увеличения налоговой базы вследствие роста производства.

Налог на прибыль в РФ был введен в действие с 01.01.92г., з-н №21-16/1. С 01.01.2002 г. механизм уплаты налога на прибыль организаций регламентируется гл. 25 «налог на прибыль» ч.2 НК РФ.

Налог на прибыль организации относится к прямым налогам и является важнейшим элементом налоговой системы РФ. Непосредственно связан с размером полученной налогоплательщиком прибыли через механизм предоставления льгот или их отмены, регулированию ставки.

1.2.Элементы налога на прибыль организаций

Налог это обязательный, индивидуально безвозмездный платеж, взимаемый с организаций и физических лиц в форме отчуждения принадлежащих им на праве собственности, хозяйственного ведения или оперативного управления денежных средств, в целях финансового обеспечения деятельности государства и /или/ муниципальных образований. Прежде чем взимать тот или иной налог, государство в лице законодательных или (и) представительных органов власти в законодательных актах должно определить элементы налога.

Элементы налога на прибыль:

Налогоплательщиками(Ст.246 НК РФ) признаются:

  1. Российские организации;
  2. Иностранные организации, которые:
      1. осуществляют деятельность в РФ через постоянные представительства и (или)
      1. получают доходы от источников в РФ.

Не признаются налогоплательщиками:

  1. организации, являющиеся иностранными организаторами XXII Олимпийских зимних игр и XI Паралимпийских зимних игр 2014 года в городе Сочи
  2. организации, являющиеся иностранными маркетинговыми партнерами Международного олимпийского комитета, в отношении доходов, полученных в связи с организацией и проведением Игр.
  3. организации, являющиеся официальными вещательными компаниями, в отношении доходов от операций по производству и распространению продукции СМИ в период проведения Игр.
  4. организации, получившие статус участника проекта по осуществлению исследований, разработок и коммерциализации их результатов согласно ФЗ "Об инновационном центре "Сколково" - в течение 10 лет со дня получения статуса участников.

Объект налогообложения(Ст.247 НК РФ)

Прибыль, полученная налогоплательщиком.

Прибыль - это:

  1. для российских организаций - полученные доходы, уменьшенные на величину произведенных расходов;
  2. для иностранных организаций, осуществляющих деятельность в РФ через постоянные представительства, - полученные через представительства доходы, уменьшенные на величину произведенных представительствами расходов;
  3. для иных иностранных организаций - доходы, полученные от источников в РФ.

Методы учета доходов и расходов:

  • Метод начисления
  • Кассовый метод

Налоговой базой (Ст.274, 313 НК РФ) признается денежное выражение прибыли, подлежащей налогообложению.

Прибыль, подлежащая налогообложению, определяется нарастающим итогом с начала года.

Если в отчетном (налоговом) периоде получен убыток в данном периоде налоговая база признается равной нулю. Убытки принимаются в целях налогообложения в особом порядке.

Особенности определения налоговой базы:

  1. по доходам, полученным от долевого участия в других организациях
  2. налогоплательщиками, осуществляющими деятельность, связанную с использованием объектов обслуживающих производств и хозяйств
  3. участников договора доверительного управления имуществом
  4. по доходам, получаемым при передаче имущества в уставный (складочный) капитал (фонд, имущество фонда)
  5. по доходам, полученным участниками договора простого товарищества
  6. при уступке (переуступке) права требования
  7. по операциям с ценными бумагами

Налогоплательщики исчисляют налоговую базу на основе данных налогового учета.

Налоговая ставка (Ст. 284 НК РФ) устанавливается в размере 20%, за исключением некоторых случаев, когда применяются иные ставки налога на прибыль.

  1. часть налога, исчисленная по ставке в размере 2% , зачисляется в федеральный бюджет;
  2. часть налога, исчисленная по ставке в размере 18%, зачисляется в бюджеты субъектов РФ.

Налоговая ставка налога, подлежащего зачислению в бюджеты субъектов РФ, законами субъектов может быть понижена для отдельных категорий налогоплательщиков, но не ниже 13,5 %.

Налоговым периодом(Ст. 285 НК РФ) признается календарный год.

Отчетные периоды: первый квартал, полугодие и девять месяцев календарного года.

Отчетные периоды для налогоплательщиков, исчисляющих ежемесячные авансовые платежи: месяц, два месяца, три месяца и так далее до окончания календарного года.

Исчисление и уплата налога (Ст. 286,287 НК РФ)

Налог определяется как соответствующая налоговой ставке процентная доля налоговой базы.

По итогам отчетного ( налогового) периода налогоплательщики исчисляют сумму авансового платежа, исходя из ставки налога и прибыли, рассчитанной нарастающим итогом.

В течение отчетного периода налогоплательщики исчисляют сумму ежемесячного авансового платежа:

  1. в 1 квартале года = авансовый платеж, подлежащий уплате в последнем квартале предыдущего года.
  2. во 2 квартале года = 1/3 * авансовый платеж за первый квартал
  3. в 3 квартале года = 1/3 * (авансовый платеж по итогам полугодия - авансовый платеж по итогам первого квартала).
  4. в 4 квартале года = 1/3 * (авансовый платеж по итогам девяти месяцев - авансовый платеж по итогам полугодия)

Налогоплательщики имеют право перейти на исчисление ежемесячных авансовых платежей исходя из фактически полученной прибыли, уведомив об этом налоговый орган не позднее 31 декабря года, предшествующего году перехода.

В этом случае авансовые платежи исчисляются исходя из ставки налога и фактически полученной прибыли, рассчитываемой нарастающим итогом с начала налогового периода до окончания соответствующего месяца.

Только квартальные авансовые платежи по итогам отчетного периода уплачивают:

Материалы журнала «Вестник ИПБ (Вестник профессиональных бухгалтеров)» доступны в личном кабинете члена ИПБ России.

Чувашский государственный университет им. И. Н. Ульянова, Российская Федерация, Чебоксары

Chuvashskiy gosudarstvennyy universitet im. I. N. Ul’yanova (Chuvash State University), Russian Federation, Cheboksary

Николай Зотикович Зотиков

Nikolai Z. Zotikov

канд. экон. наук, доцент кафедры финансов, кредита и экономической безопасности

PhD in Economics, Associate Professor at the Finance, Credit and Economic Security Department

428018, Российская Федерация, Чувашская Республика, г. Чебоксары, ул. К. Иванова, д. 91, кв. 47.
Тел. +7 (902) 327-21-12.

Ap. 47, 91 K. Ivanova st., Cheboksary, Chuvash Republic 428018, Russian Federation.
Phone +7 (902) 327-21-12.

Аннотация. Прибыль является обобщающим показателем, характеризует эффективность ведения производственно-хозяйственной деятельности, является важнейшим источником ведения расширенного воспроизводства. В условиях рыночных отношений значение прибыли возрастает. С момента введения главы 25 НК РФ налог на прибыль исчисляется на основе данных налогового учета, что усложнило налоговое администрирование. Налог на прибыль организаций является федеральным налогом, по способу взимания относится к прямым, уплачивается за счет чистой прибыли. По сравнению с другими налогами, механизм исчисления налога на прибыль содержит множество законных методов оптимизации налогообложения: создание резерва сомнительных долгов, резерва на ремонт основных средств, применение нелинейного метода начисления амортизации, возможность уменьшения налоговой базы по налогу на прибыль за счет переноса убытков на будущее и т.п. В статье проанализирован существующий механизм исчисления налога на прибыль. Автором на конкретных официальных данных приведена роль налога на прибыль организаций в формировании доходов федерального бюджета и бюджетов субъектов РФ за период с 2003 по 2018 г. С учетом зарубежного опыта налогообложения доходов юридических лиц предложены направления совершенствования механизма исчисления налога на прибыль в части стимулирования инвестиций в основной капитал, пересмотра нормативов зачисления в бюджеты различных уровней, в том числе местные бюджеты.

Abstract. Profit is an encompassing indicator that characterizes efficiency of the production and economic activities and is the most important source for directing extended reproduction. Under market relations the value of profit increases. Since the introduction of Chapter 25 of the Tax Code of the Russian Federation, income tax has been calculated based on the tax accounting data, which has complicated tax administration. Corporate income tax is a federal tax, classifies as a direct tax according to the method of collection and is paid at the expense of net profit. Compared to other taxes the mechanism for income tax calculation contains many legitimate methods of tax optimization: creation of doubtful debts reserve, a reserve for capital assets repair, application of declining method of depreciation, possibility to reduce the taxable profit by carrying forward losses and etc. This paper analyses the existing mechanism for income tax calculation. The author shows the role of corporate income tax in income generation of the federal budget and budgets of the constituent entities of the Russian Federation for the period from 2003 to 2018 based on the particular official data. Taking into account foreign experience of corporate income taxation, directions for improving the mechanism for income tax calculation in part of the investment promotion into capital assets and revision of remittance standards to the budgets of various levels, including local budgets, are proposed.

Ключевые слова: ставка налога; доходы бюджета; дефицит; безвозмездные поступления; инвестиции; ускоренная амортизация; расходы на НИОКР; прогрессивное налогообложение; межбюджетные отношения.

Keywords: tax rate; fiscal revenues; deficit; gratuitous receipts; investments; accelerated depreciation; R&D expenses; progressive taxation; intergovernmental fiscal relations.

Развитие малого предпринимательства в России на данный момент является одним из самых важных направлений решений экономических и социальных проблем на всех государственных уровнях. Малый бизнес в последние годы приобретает огромные темпы распространения, решает проблему занятости населения, создает конкуренцию на рынке товаров и услуг. Он продвигает экономику страны и, с каждым годом, все больше укрепляет свои позиции. Доля малого бизнеса в России составляет 20 % ВВП России.

В последнее время на законодательном уровне рассматриваются вопросы о принятии новых законов, постановлений, указов, которые будут направлены на поддержку малого бизнеса. Чтобы немного улучшить положение предпринимателей, вводят специальные налоговые режимы, налоговые каникулы, упрощают формы сдачи деклараций. Это немного улучшает состояние среды для малого предпринимательства, но многие компании всё равно стараются уйти «в тень», причина таких действий – непосильные для данного сегмента рынка налоги.

Большинство развитых стран оказывают разного рода поддержку и поощрение для деятельности малого предпринимательства. В России, в целях содействия развитию малых и средних форм хозяйствования, был принят Федеральный закон № 209-ФЗ «О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации». Он является основополагающим документом, который регулирует отношения развития малого и среднего предпринимательства, определяет понятия субъектов, инфраструктуры их поддержки, их формы и виды [4].

Согласно Постановлению Правительства РФ от 09.02.201 г. № 101 «О предельных значениях выручки от реализации товаров (работ, услуг) для каждой категории субъектов малого и среднего предпринимательства», микропредприятием в России признается предприятие, средняя численность работников которого не превышает 15 человек, а доход за предыдущий год не превышает 60 млн рублей [5].

Согласно данным предоставленным федеральной службой государственной статистики на 2013 год в Российской Федерации насчитывалось 1 млн 700 тыс. микропредприятий, на которых было занято 4,6 млн сотрудников. На основании же обновленных статистических данных, по состоянию на май 2014 года число микропредприятий увеличилось и теперь составляет 1 млн 800 тыс. предприятий, и в них работает 4,7 млн работников. То есть можно сделать вывод, что привлекательность предпринимательства в России постепенно возрастает и соответственно увеличивается число людей, занятых в микробизнесе. Представим данные основных показателей деятельности малых предприятий за 2012–2014 годы в табл. 1.

В Российской Федерации существуют два вида налоговых режимов для субъектов малого предпринимательства: общий и специальный налоговые режимы.

Общий налоговый режим предусматривает уплату федеральных, региональных и местных налогов, а также уплату взносов в Пенсионный фонд, Фонд обязательного медицинского страхования и в Фонд социального страхования.

Малое предпринимательство в основном используют специальные налоговые режимы. В зависимости от разных показателей предприятия, можно выбрать один либо несколько специальных налоговых режимов:

● система налогообложения для сельскохозяйственных товаропроизводителей (ЕСХН);

● упрощенная система налогообложения (УСН);

● единый налог на вмененный доход (ЕНВД);

● патентная система налогообложения (ПСН) [3].

Чаще всего предприниматели выбирают УСН либо ЕНВД. Переход на другую систему налогообложения является добровольным, но существуют определенные для этого сроки. Данные о поступлениях от специальных налоговых режимов на 01.01.2015 г. всего по РФ представим в табл. 2.

Из табл. 2 видно, что наибольший удельный вес поступлений имеет упрощенная система налогообложения – больше половины всех налоговых поступлений от использования специальных налоговых режимов приходится именно на неё. Наименее популярными и привлекательными для налогоплательщиков являются патентная система и единый сельскохозяйственный налог. Непопулярность этих налоговых режимов можно объяснить недоработками и пробелами в законодательстве, а также недостаточной поддержкой и субсидированием данных сфер экономики [2].

Основные показатели деятельности малых предприятий за 2012–2014 годы

Налоговая система РФ на протяжении многих лет находится в состоянии постоянной подвижности, что очевидно связано с объективными изменениями экономической ситуации внутри страны. Система отличается сложностью, механизмы по исчислению и уплате налогов и сборов часто требуют разъяснений среди налогоплательщиков. Именно поэтому одним из условий обеспечения нормального налогового климата внутри страны является наличие современного, грамотного законодательства о налогах и сборах.

Как показывает анализ практики взимания налога на прибыль в РФ действующая система исчисления налога содержит в себе значительные недостатки, требующие коренного ее пересмотра. Причем изменению должны подвергнуться не только отдельные ее части и элементы, но сама система исчисления требует нового подхода к ее рассмотрению. Одним из недостатков действующей системы налогов является то, что налог на прибыль серьезно тормозит рост в реальном производственном секторе.

Существующие проблемы в области применения налога на прибыль не вызывают доверия к главе 25 НК РФ. Есть опасность того, что НК РФ в окончательном своем варианте станет слишком объемным и трудным для применения, а это существенно осложнит и без того запутанные отношения, связанные с исчислением и уплатой налогов и сборов. Получается, что законодатели, как бы оглядываясь, устраняют собственные ошибки, забывая многие другие.

Сочетание интересов государства и производителя, целостная активно действующая система регуляторов экономики, формирующая цели и выбор стратегии, методы и средства хозяйственной деятельности каждого предприятия при одновременном учете приоритетных общегосударственных интересов - основное условие выхода страны из кризиса.

Совершенствование механизма взимания налога на прибыль в России на сегодняшний день реализуется, главным образом, посредством разработки основных направлений налоговой политики. В части рассматриваемого налога на прибыль организаций следует внести изменения в законодательство о налогах и сборах по следующим направлениям.

Необходимо решить вопрос нормативного регулирования отнесения процентов по долговым обязательствам на расходы, учитываемые при формировании налоговой базы по налогу на прибыль организаций. В настоящее время эти правила являются недостаточно эффективными: с одной стороны, они не предотвращают уклонение от налогообложения путем неправомерного отнесения процентов на расходы, с другой стороны, являются трудоемкими и обременительными для добросовестных налогоплательщиков.

В этих целях предполагается внесение следующих изменений.

Во-первых, необходимо изменить действующие правила, ограничивающие отнесение процентов на расходы, установленные НК РФ. В частности, в рамках регулирования трансфертного ценообразования необходимо разработать правила определения сопоставимого уровня процентной ставки для их использования при определении рыночного уровня отнесения процентов в отношениях между взаимозависимыми лицами, а также между лицами, сделки между которыми будут признаваться контролируемыми.

Во-вторых, с учетом внесения изменений в законодательство, направленных на противодействие минимизации налогообложения посредством трансфертного ценообразования, следует изменить подходы к противодействию практики «недостаточной капитализации».

В-третьих, следует изменить показатели, на которых основан расчет предельного уровня процентов по долговым обязательствам, принимаемых к вычету из базы по налогу на прибыль организаций. В настоящее время по долговым обязательствам, оформленным в рублях, в качестве такого показателя применяется ставка рефинансирования Центрального банка РФ, увеличенная в 1,1 раза, а по обязательствам, оформленным в иностранной валюте, используется фиксированная ставка в размере 15% годовых.

В целях исправления перечисленных недостатков предлагается изучить возможность использования иных индикаторов для установления предельной величины отнесения процентов по долговым обязательствам на расходы по налогу на прибыль организаций. При этом уже в ближайшее время в качестве подобного индикатора для процентов по долговым обязательствам, оформленным в иностранной валюте, предлагается использовать ставку рефинансирования Банка России.

Помимо указанных в налоговой политике направлений совершенствования, одной из важнейших перспективных задач совершенствования системы налогообложения прибыли является ослабление ее фискальной направленности, либерализация при повышении четкости и ясности налогового законодательства, ликвидация противоречивой нормативной базы, сложных и неопределенных налоговых процедур. Налог на прибыль как прямой налог должен выполнять свое основное функциональное предназначение - не препятствовать стабильному развитию инвестиционных процессов в сфере производства продукции (товаров и услуг), а также законному наращиванию капитала. Фискальная функция налога на прибыль должна быть вторичной.

Совершенствование налога на прибыль организаций необходимо продолжать, анализируя исторический отечественный опыт налогообложения и изучая новые подходы в области взимания данного налога путем изменения налогового законодательства, в частности предполагаются следующие направления:

1) максимально унифицировать и упростить порядок определения доходов и расходов налогоплательщика;

2) ввести налоговые льготы для предприятий инновационной деятельности;

3) снизить налоговую нагрузку на данную отрасль;

4) дифференцировать ставку налога на прибыль для стимулирования роста производства.

Естественно, что предлагаемые меры не в состоянии изменить экономическую ситуацию, однако можно предположить, что они могут послужить хорошей базой для корректировки налоговой политики на среднесрочную перспективу.

Можно предложить следующие пути совершенствования налогового администрирования по налогу на прибыль:

ввести минимальный налог на прибыль организаций;

сократить количество различий между налоговыми и бухгалтерскими учетными процедурами;

рассмотреть возможность предоставления права «сверхускоренной амортизации» для организаций, осуществляющих научную и инновационную деятельность;

рассмотреть порядок откладывания уплаты налога;

внести изменения в НК РФ.

Одним из эффективных инструментом решения проблем администрирования налога на прибыль является использование зарубежного опыта в части введения минимального налога на прибыль организаций. Оптимальный уровень минимального налога составляет около 4% от выручки. Таким образом, независимо от результатов деятельности после применения всех экономически обоснованных вычетов, налогоплательщики будут уплачивать фиксированную сумму налога.

Вновь созданные компании в течение первых двух лет должны освобождаться от его уплаты. Уплата в обязательном порядке минимального налога на прибыль организаций будет стимулировать налогоплательщиков становиться прибыльными компаниями.

При оптимизации налогового администрирования налога на прибыль можно выделить два направления:

минимизация суммы налога - предполагает выбор таких способов налогового учета, которые дают минимальную величину налоговой базы, т.е. признание доходов по минимуму, а расходов - по максимуму;

- откладывание уплаты налога - заключается в том, чтобы выбрать такие способы налогового учета, которые позволяют признавать налоговую базу в самый поздний из возможных моментов.

Первое направление связано с образованием постоянных налоговых разниц, второе - временных. При этом нормы, приводящие к временным налоговым разницам, должны прописываться в более свободных формах, оставляя возможность налогоплательщикам самим определять сроки признания доходов и расходов.

Возможность более раннего или более позднего признания доходов и расходов, чем это предусмотрено в бухгалтерском учете, не снизит эффективность налога на прибыль организаций. Вместе с тем, это позволит существенно снизить трудоемкость учетного процесса [3, c. 143].

Целесообразно в Налоговый кодекс РФ внести соответствующие поправки. Во-первых, для укрепления прав и ответственности местных органов власти следует восстановить ту часть ставки отчислений от налога на прибыль организаций, которая зачислялась в бюджеты муниципальных образований. Во-вторых, представляется целесообразным установить право региональных органов власти уменьшать установленную федеральным законодательством ставку отчислений от налога на прибыль организаций в бюджеты субъектов РФ вплоть до полного освобождения от его уплаты.

При установлении пониженной ставки налога на прибыль на региональном уровне, в целях повышения заинтересованности предприятий в активизации предпринимательской и инвестиционной деятельности, ставку целесообразно снижать, применяя так называемый «прогрессивный метод».

Интервал снижения ставки должен зависеть от объема инвестиций. Расчеты по снижению ставки налога должны производиться индивидуально для каждого региона с учетом приоритетов специфики его экономического развития. При этом следовало бы предусмотреть в федеральном законодательстве, что налоговая льгота в форме снижения ставки налога может предоставляться только тем налогоплательщикам, которые не только зарегистрированы, но и осуществляют деятельность в сфере материального производства на соответствующей территории [1, c. 321].

Применение данного предложения позволит предприятиям наращивать свой производственный потенциал, что в перспективе, приведет к увеличению доходов бюджета соответствующего уровня. Решение задачи более равномерного распределения налоговой нагрузки на разные сферы экономики осуществляется с применением расчетной ставки налога на прибыль организаций при налогообложении крупных компаний, имеющих высокий уровень рентабельности.

Оценка «амортизационной премии» приводит к выводу, что обязательным условием права использования указанной преференции должна быть обязанность налогоплательщиков использовать накопленные средства на реализацию проектов, связанных с воспроизводством основных фондов, внедрением новых образцов технологического оборудования, расширением производственных мощностей. Кроме того, следует рассмотреть возможность предоставления права «сверхускоренной амортизации» для организаций, осуществляющих научную и инновационную деятельность, поскольку оборудование, используемое ими, обладает высокой стоимостью и достаточно длительным нормативным сроком службы.

Предложенные меры по совершенствованию налогового администрирования налога на прибыль будут способствовать укреплению доходной базы бюджетов всех уровней и повышению эффективности налога на прибыль организации как инструмента регулирования и стимулирования экономической активности.

Заключение

В данной работе была исследована проблема налогообложения прибыли предприятий. Налог на прибыль является одним из важнейших федеральных налогов и представляет собой некоторую совокупность результатов деятельности предприятия помноженную на ставку процента. Как уже было сказано выше налог на прибыль является весьма эффективным инструментом воздействия на финансовое положение предприятий, повышающим (либо наоборот снижающим) их заинтересованность в развитии производства.

В отношении плательщиков налога на прибыль в новом законодательстве находит воплощение принцип равного подхода ко всем субъектам хозяйствования. Однако выделяются иностранные юридические лица, а по банкам и страховой деятельности приняты отдельные законы об обложении их доходов.

Итак, плательщиками налога на прибыль являются все предприятия, организации, являющиеся юридическими лицами и функционирующие в различных отраслях народного хозяйства (промышленности, транспорте, торговле и т.д.). Они могут относиться к любой организационно-правовой форме, включая созданные на территории России предприятия с иностранными инвестициями и их дочерние предприятия; Международные объединения и неправительственные организации, осуществляющие коммерческую деятельность. В отдельных случаях плательщиками могут выступать и бюджетные учреждения. При этом значение имеет второй признак плательщиков налога на прибыль, а именно осуществление ими хозяйственной и иной коммерческой деятельности, или наличие в их структуре коммерческих хозрасчетных единиц.

Сегодня у управления есть резервы для повышения уровня эффективности администрирования налога на прибыль. К ним можно отнести следующее:

расширение числа налогоплательщиков, представляющих налоговые декларации по каналам связи и на магнитных носителях;

освоение и введение приема налоговых деклараций с использованием технологии двухмерного штрихкодирования деклараций;

накопление опыта по слаженной координации работы отделов инспекций, осуществляющих обработку деклараций, камеральный и выездной контроль;

активизацию работы по информированию налогоплательщиков;

дальнейшее освоение и развитие методов автоматизации процессов контроля, их адаптацию применительно к новой форме налоговой декларации по налогу на прибыль, введенной с 2006 года.

Список источников

1. Налоговый кодекс Российской Федерации - часть первая от 31 июля 1998 г. №146-ФЗ и часть вторая от 5 августа 2000 г. №117-ФЗ // Система «Консультант+»

2. Письмо ФНС РФ от 17.04.2009 №3-2-10/9 «Об уплате ежемесячных авансовых платежей налога на прибыль организаций» // Система «Консультант+»

. Абрамчик, Л.Я. Налоговое администрирование в системе финансового контроля / Л.Я. Абрамчик // Финансовое право. - 2005. - №6. - С. 13-14.

. Акулинин, Д.Ю. Правовые аспекты налогового планирования // Налоговый вестник. - 2006. - №10. - С. 22-29.

. Афанасьев, Е.А. Контроль схем минимизации налогов в США / Е.А. Афанасьев // Российский налоговый курьер. - 2004. - №17 с. 22-28.

6. Бекузаров, М.А. Камеральная налоговая проверка / М.А. Бекузаров // Консультант. - 2002. - №22. - С. 37-40.

7. Бетина, Т.А. Об использовании и эффективности автоматизированного камерального налогового контроля / Т.А. Бетина // Налоговый вестник. - 2005. - №7. - С. 78 - 84.

8. Буланцева, В.А. Налог на прибыль. Проблемные вопросы / В.А. Буланцев // Бухгалтерское приложение к газете «Экономика и жизнь». - 2004. - выпуск 28. - С. 10-17.

9. Винокурова, Г.П. Налоги и налогообложение в Российской Федерации: учебное пособие / Г.П. Винокурова. - Йошкар-Ола: МарГТУ, 2003. - 106 с.

10. Гайворонская, О.В. Отчетность через Интернет: экономим время / О.В. Гайворонская // Российский налоговый курьер. - 2005. - №20. - С. 72-74.

. Гончаренко, Л.И. Налоговое администрирование / Л.И. Гончаренко. - КноРус, 2009. -446 с.

. Горленко, И.И. Формы проведения налогового контроля / И.И. Горленко // Налоговый вестник. - 2003. - №3. - С. 155-159

13. Колчин, С.П. Налогообложение / С.П. Колчин. - М.: Информационное агентство «ИПБ-БИНФА». - 2002.

14. Миронова, О.А., Ханафеев Ф.Ф. Налоговое администрирование / О.А. Миронова. - М.: Омега-Л. - 2009. - 198 с.

15. Никонов, А.И. Камеральные налоговые проверки / А.И. Никонов // Закон. - 2002. - №6. - С. 51-55

. Новоселов, К.В. Камеральные проверки по налогу на прибыль: проблемы и перспективы/ К.В. Новоселов // Российский налоговый курьер. - 2005. - №11. - С. 70-72

. Ногина, О.А. Налоговый контроль / О.А. Ногина. - М.: «Финансы и статистика», 2002. - 503 с.

. Пасько, О.Ф. Налоговый контроль в системе эффективного налогообложения /О.Ф. Пасько // Налоговый вестник. - 2005. - №6. - С. 84-85

19. Пономарев, А.И., Игнатова Т.В. Налоговое администрирование в Российской Федерации / А.И. Пономарев. - Ростов-на-Дону: Феникс, 2008. - 357 с.

20. Российский статистический ежегодник 2009: Стат. сб. / Росстат. - М., 2009. - 105 с.

Читайте также: