Неконтролируемые сделки между взаимозависимыми лицами налоги

Опубликовано: 14.05.2024


Об актуальных изменениях в КС узнаете, став участником программы, разработанной совместно с АО "Сбербанк-АСТ". Слушателям, успешно освоившим программу выдаются удостоверения установленного образца.


Программа разработана совместно с АО "Сбербанк-АСТ". Слушателям, успешно освоившим программу, выдаются удостоверения установленного образца.

Между двумя взаимозависимыми организациями (зарегистрированы на территории РФ), являющимися участниками одной группы консолидированных налогоплательщиков, было принято решение об отчуждении основных средств, основных средств до 40 тыс. руб., материалов, объектов незавершенного строительства и прочих активов от одной организации в адрес другой. Сделку предполагается оформить через договоры купли-продажи. Согласно договоренности продажа имущества и имущественных прав будет осуществляться по остаточным ценам и, соответственно, ниже рыночных. Доходы от указанных сделок подлежат обложению налогом на прибыль по ставке 20%.
Какие налоговые риски возникают у организаций в связи с проведением данной сделки? Возникают ли риски, если сумма сделок будет: менее 1 млрд. руб.; более 1 млрд. руб.? Являются ли такие сделки контролируемыми?


По данному вопросу мы придерживаемся следующей позиции:
В сложившейся ситуации сделки по реализации имущества по ценам ниже рыночных на основании договоров купли-продажи, заключенных между участниками одной группы консолидированных налогоплательщиков, не признаются контролируемыми независимо от суммы доходов по таким сделкам.

Обоснование позиции:
В соответствии со ст. 421 ГК РФ граждане и юридические лица свободны в заключении договора, его условия определяются по усмотрению сторон, кроме случаев, когда содержание соответствующего условия предписано законом или иными правовыми актами. Исполнение договора оплачивается по цене, установленной соглашением сторон, за исключением случаев, когда применяются цены (тарифы, расценки, ставки и т.п.), устанавливаемые или регулируемые уполномоченными на то государственными органами (ст. 424 ГК РФ).
Заметим, что налоговым законодательством не регулируются порядок и условия ведения финансово-хозяйственной деятельности.
При этом с 2012 года на налоговые органы возложена обязанность по осуществлению налогового контроля в связи с совершением сделок между взаимозависимыми лицами в порядке, определенном разделом V.1 НК РФ.
В силу п. 1 ст. 105.3 НК РФ если сделка заключается между взаимозависимыми лицами, то необходимо учитывать, что в случае, если в сделках между такими лицами создаются или устанавливаются коммерческие или финансовые условия, отличные от тех, которые имели бы место в сделках, признаваемых в соответствии с разделом V.1 НК РФ сопоставимыми, между лицами, не являющимися взаимозависимыми, то любые доходы (прибыль, выручка), которые могли бы быть получены одним из этих лиц, но вследствие указанного отличия не были им получены, учитываются для целей налогообложения у этого лица.
Для целей налогообложения взаимозависимыми лицами признаются лица, особенности отношений между которыми могут оказывать влияние на условия и (или) результаты совершаемых ими сделок и (или) экономические результаты их деятельности или деятельности представляемых ими лиц (п. 1 ст. 105.1 НК РФ). Конкретные основания для признания лиц взаимозависимыми установлены п. 2 ст. 105.1 НК РФ.
Налоговый контроль в связи с совершением сделок между взаимозависимыми лицами осуществляется федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным по контролю и надзору в области налогов и сборов, каковым является ФНС России (п. 1 ст. 105.17 НК РФ).
Из норм НК РФ следует, что сделки между взаимозависимыми лицами подразделяются на:
- контролируемые сделки, признаваемые таковыми при соблюдении положений ст. 105.14 НК РФ (п. 1 ст. 105.14 НК РФ);
- иные сделки между взаимозависимыми лицами (неконтролируемые).
При этом контролируемыми сделками признаются не все сделки между взаимозависимыми лицами, а только те, которые отвечают критериям, предусмотренным ст. 105.14 НК РФ (п. 1 ст. 105.14 НК РФ).
Обстоятельства, при которых сделки между взаимозависимыми лицами, местом регистрации, либо местом жительства, либо местом налогового резидентства всех сторон и выгодоприобретателей по которой является РФ, признаются контролируемыми, перечислены в п. 2 ст. 105.14 НК РФ (если иное не предусмотрено п.п. 3, 4 и 6 ст. 105.14 НК РФ).
При этом сделки, предусмотренные п. 2 ст. 105.14 НК РФ, признаются контролируемыми, если сумма доходов по таким сделкам между указанными лицами за соответствующий календарный год превышает 1 миллиард рублей. (п. 3 ст. 105.14 НК РФ).
В то же время в соответствии с пп. 1 п. 4 ст. 105.14 НК РФ вне зависимости от того, удовлетворяют ли сделки условиям, предусмотренным п.п. 1-3 ст. 105.14 НК РФ, не признаются контролируемыми сделки, сторонами которых являются участники одной и той же консолидированной группы налогоплательщиков (далее - КГН), образованной в соответствии с НК РФ.
Исключение составляют сделки, предметом которых является добытое полезное ископаемое, признаваемое объектом налогообложения НДПИ, при добыче которого налогообложение производится по налоговой ставке, установленной в процентах. Иные виды и предметы сделок, на которые не распространяются положения данной нормы, не установлены НК РФ (письмо Минфина России от 31.05.2018 N 03-12-11/1/36913).
В данной ситуации стороны сделки являются участниками КГН. При этом из вопроса следует, что предметом сделок не является добытое полезное ископаемое.
Следовательно, в рассматриваемом случае сделки между участниками одной КГН не признаются контролируемыми независимо от суммы доходов по таким сделкам.
Заметим, что специалисты налогового ведомства поясняют, что деятельность по установлению цен между взаимозависимыми компаниями называется трансфертным ценообразованием. Трансфертная цена - это цена, устанавливаемая в хозяйственных операциях между различными подразделениями единой компании или между участниками единой группы (https://www.nalog.ru/rn77/taxation/transfer_pricing/).
Создание КГН как раз позволяет снижать неблагоприятные налоговые риски и их последствия в области трансфертного ценообразования.
Это обусловлено тем, что участники КГН объединяются для исчисления и уплаты налога на прибыль с учетом совокупного финансового результата хозяйственной деятельности всех участников КГН по ставке 20%. Налоговая база по КГН определяется как сумма всех налоговых баз участников КГН (ст.ст. 25.1, 278.1 НК РФ)*(1).
Иными словами, доход от приведенных в вопросе сделок в конечном счете подлежит обложению налогом на прибыль исходя из совокупных доходов и расходов участников КГН.
Поэтому, учитывая, что в данной ситуации указанные в вопросе сделки не признаются контролируемыми в целях налогообложения, полагаем, что налоговые риски в связи с применением в рассматриваемых сделках цен ниже рыночных отсутствуют.
В то же время необходимо заметить, что налоговые риски могут возникнуть в том случае, если в ходе проверки налоговыми органами будет доказано, что договоры между участниками заключались не в деловых целях, а с целью получения необоснованной налоговой выгоды.

К сведению:
Даже если сделка не признается контролируемой в соответствии с главой 14.4 НК РФ, необходимо иметь в виду, что, по мнению Минфина России и ФНС России, в рамках камеральных и выездных налоговых проверок территориальным налоговым органом может быть выявлен факт получения налогоплательщиком необоснованной налоговой выгоды вследствие, в частности, уменьшения налоговой базы посредством манипулирования ценами в сделках между взаимозависимыми лицами (письма Минфина России от 25.02.2016 N 03-01-11/10321, от 26.12.2012 N 03-02-07/1-316, абзацы десятый, двенадцатый письма Минфина России от 18.10.2012 N 03-01-18/8-145 "О применении положений статьи 105.3 НК РФ", письма ФНС России от 30.09.2015 N ЕД-4-2/17078@, от 16.09.2014 N -4-2/18674@, смотрите также решение Верховного Суда РФ от 01.02.2016 N АКПИ15-1383, определение Верховного Суда РФ от 08.08.2016 N 305-КГ16-9205).
При этом взаимозависимость участников сделок сама по себе не является доказательством получения налогоплательщиком необоснованной налоговой выгоды, а может иметь юридическое значение в целях налогового контроля, только если установлено, что такая взаимозависимость используется участниками сделки как возможность для осуществления согласованных действий, не обусловленных разумными экономическими и иными причинами (п. 13 раздела V Обзора судебной практики ВС РФ N 2 (2016), утвержденного Президиумом ВС РФ 06.07.2016, определение СК по экономическим спорам ВС РФ от 11.04.2016 N 308-КГ15-16651, п.п. 1, 6 Постановления N 53, постановление АС Московского округа от 16.01.2019 N Ф05-22009/18) (смотрите дополнительно: Энциклопедия решений. Налоговый контроль в связи с совершением сделок между взаимозависимыми лицами).
Кроме того, следует учитывать положения ст. 54.1 НК РФ, согласно которой не допускается уменьшение налогоплательщиком налоговой базы и (или) суммы подлежащего уплате налога в результате искажения сведений о фактах хозяйственной жизни (совокупности таких фактов), об объектах налогообложения, подлежащих отражению в налоговом и (или) бухгалтерском учете либо налоговой отчетности налогоплательщика.

Рекомендуем также ознакомиться с материалами:
- Энциклопедия решений. Сделки, не признаваемые контролируемыми;
- Энциклопедия решений. Контролируемые сделки;
- Налоговые риски при распределении денежных потоков внутри холдингов (Н. Куприна, журнал "Трудовое право", N 8, август 2019 г.).

Ответ подготовил:
Эксперт службы Правового консалтинга ГАРАНТ
профессиональный бухгалтер Башкирова Ираида

Ответ прошел контроль качества

23 октября 2019 г.

Материал подготовлен на основе индивидуальной письменной консультации, оказанной в рамках услуги Правовой консалтинг.

-------------------------------------------------------------------------
*(1) Участники КГН самостоятельно определяют налоговую базу с иными налоговыми ставками, которая не учитывается при исчислении налога по КГН (п. 9 ст. 278.1 НК РФ).

image_pdf
image_print

Взаимозависимость субъектов бизнеса является предметом пристального внимания налоговых органов. При выявлении в ходе проверок подозрительных сделок инспекторы в первую очередь будут проверять, не совершались ли они со «своими» организациями или ИП. Если это так, риск получить обвинение в необоснованной налоговой выгоде существенно возрастает. Но значит ли это, что сделок с подконтрольными и зависимыми организациями (ИП) следует избегать?

Что такое взаимозависимость

Суть взаимозависимости в особых отношениях между лицами, при которых одни могут влиять на условия и результаты деятельности других. Это установлено в статье 105.1 Налогового кодекса. Непосредственным признаком существования связи между лицами является участие одного из них в капитале другого. Например, компания А является учредителем компании Б. Еще один классический пример — физическое лицо и ООО, участником которого он является. Это самые простые случаи.

Но взаимозависимости могут быть и более сложными. Закон гласит, что лица признаются зависимыми, если одно из них может влиять на решения, принимаемые другим. Такое влияние может быть обусловлено не только финансовой зависимостью, но и иной, например, родственными связями или должностным положением.

Случаи, когда лица признаются зависимым или подконтрольными, перечислены в пункте 2 статьи 105.1 НК РФ. Но в пункте 7 той же статьи сделана оговорка — судом могут быть признаны и иные основания для установления факта взаимной зависимости. Так что если суд усмотрит связь иного рода, например, дружеские отношения директоров двух компаний, они также могут быть признаны взаимозависимыми.

Допустимы ли операции между зависимыми лицами

Закон не может запретить двум компаниям провести сделку только потому, что их руководители являются, например, родственниками. Более того, принцип проявления должной осмотрительности заставляет тщательно проверять контрагентов и не работать «с кем попало». В связи с этим выбор поставщика, возглавляемого хорошо знакомым и проверенным человеком, кажется вполне логичным. Однако это верно лишь в том случае, если исполняется требование пункта 1 статьи 105.3 НК РФ: в такой сделке нельзя устанавливать особые условия. Другими словами, заключать договор с зависимой организацией нужно на тех же условиях, на которых он был бы заключен с совершенно «незнакомой» компанией.

Под условиями сделки в данном случае понимается не только цена, но и все прочие. Например, преференция своему покупателю в виде бесплатной доставки и/или страховки может быть сочтена особым условием сделки. Конечно, в том случае, если прочих своих клиентов компания таким вниманием не балует. То же самое можно сказать о предоставлении зависимой организации отсрочки платежа. В общем, любые условия работы с организациями или ИП, которые так или иначе являются зависимым или подконтрольными, должны быть абсолютно рыночными.

Если придерживаться указанного выше принципа, то совершать операции с зависимыми лицами можно. Конечно при условии, что обе стороны сделки являются добросовестными налогоплательщиками и исправно исполняют свои обязанности. Тогда у налоговой инспекции не будет никаких поводов придраться к операции.

Контролируемые сделки

В законодательстве есть понятие «контролируемые сделки» — их перечень проведен в статье 105.14 НК РФ. А в статье 105.16 Кодекса указано, что о совершении таких сделок необходимо уведомлять налоговую службу. Однако любая ли сделка между взаимозависимыми лицами будет считаться контролируемой? Вовсе нет. Контролируемыми могут признаваться сделки, которые влияют на налогооблагаемую базу по налогам на прибыль организаций, на добычу полезных ископаемых, НДФЛ граждан, имеющих статус ИП, а также НДС. Причем в отношении последнего налога указано такое условие: одна из сторон сделки не является его плательщиком или применяет освобождение от его уплаты. Таковы требования пункта 11 статьи 105.14 и пункта 13 статьи 105.3 НК РФ.

В целом, если говорить о взаимоотношениях с российскими зависимыми лицами, то большинство сделок с ними к контролируемым как раз относиться не будет. Но это вовсе не значит, что они выпадут из поля зрения ИФНС.

Последствия

Итак, между взаимозависимыми лицами могут быть заключены сделки контролируемые и «обычные», то есть те, которые не являются таковыми. И проверяться они будут по-разному.

Сделка относится к контролируемым

Если налоговая инспекция выяснит, что компания провела контролируемую сделку без соответствующего уведомления, об этом факте будет сообщено в центральный аппарат ФНС. Дело в том, что сама территориальная ИФНС не имеет полномочий осуществлять проверку правильности исчисления налогов при проведении контролируемых сделок — это зона ответственности Федеральной службы.

Получив информацию из территориального органа, ФНС осуществит проверку сделки в отношении правильности исчисления упомянутых выше налогов. В результате может быть принято решение о корректировке цены операции, что приведет к увеличению налогооблагаемой базы и доначислению налогов одной из сторон сделки.

Но есть одно обстоятельство, которое вряд ли позволит поставить «на поток» такие доначисления. Дело в том, что в соответствии со статьей 105.18 НК РФ, вторая сторона также может применить «новую» цену ФНС для целей налогообложения. В результате этой корректировки ее налогооблагаемая база, вероятнее всего, уменьшится: раз выше цена, значит, выше и расходы. Получается, что эта сторона уплатила «лишний» налог, который должен пойти к возмещению либо вычету. Так что смысл в доначислениях по контролируемым сделкам есть далеко не всегда.

Прочие сделки

Сделки между взаимозависимыми лицами, не относящиеся к разряду контролируемых, входят в зону проверки ИФНС. При малейшем отклонении от рыночных условий инспекторы будут искать мотив. Точнее, будут считать, что мотив есть — это получение необоснованной налоговой выгоды, и заниматься поиском доказательств этого.

Необоснованной налоговой выгодой считается занижение налоговой базы, неправомерное применение льгот, вычетов или возмещения. В общем, все, что так или иначе привело к уменьшению налоговых обязанностей компании или ИП. При оценке операций инспекторы принимают во внимание наличие цели и разумного обоснования сделки, ее соответствие обычаям делового оборота. Особое внимание уделяется установлению факта реальности операции. Ведь если она была осуществлена лишь на бумаге — это «железная» причина признать налоговую выгоду необоснованной.

Занижение налоговой базы можно увидеть даже в таком распространенном механизме кредитования бизнеса, когда учредитель дает компании беспроцентный заем. Ведь если бы организация обратилась за кредитом в банк, то ей бы пришлось уплачивать проценты. Поэтому налицо особые условия сделки между зависимыми лицами — компанией и ее учредителем. И теоретически последнему может быть доначислен НДФЛ в размере недополученных им процентов по займу. В особенности если его организация применяет специальный режим налогообложения, который не учитывает фактическую выручку, например, УСН с объектом «доходы». При этом размер не полученного учредителем дохода будет рассчитываться, исходя их процентов, под которые выдаются сопоставимые займы.

Сегодня доначисления и штрафы из-за необоснованной выгоды по налогам, в том числе в результате сделок с зависимыми компаниями, являются обычной практикой. Так что в этом отношении сделки, не попадающие под определение контролируемых, можно назвать даже более «перспективными». Таким образом, в чем бы ни заключалась суть сделки с зависимым лицом, если ее условия не соответствуют рыночным, она может привлечь внимание ИФНС.

Критерии контролируемых сделок между взаимозависимыми лицами в 2020 году

Глава 14.4 раздела V.I НК РФ определяет критерии контролируемых сделок. В вопросах трансфертного ценообразования, кроме того, необходимо знать и про международное регулирование, основанное на документах ОЭСР.

Основная цель внутреннего и международного регулирования контролируемых сделок — добиться прозрачности совершения операций, не дать вывести средства из-под налогообложения как в результате перемещения за пределы страны, так и вследствие спланированного занижения налогов через операции с аффилированными лицами. Базовый критерий для признания сделки контролируемой — взаимозависимость сторон операции, возможность влиять на результаты и принятие решений.

Взаимозависимость участников не связана с их гражданско-правовым статусом: она возможна и в отношениях юридических лиц, и физлиц, и ИП. Подробно критерии взаимозависимости описаны в статье 105.1 Налогового кодекса. Обобщенно можно выделить основные векторы взаимоотношений, указывающие на потенциальное наличие аффилированности:

  • владение юрлицом или «физиком» долей в организации, размер которой дает ему право голоса и влияния на процесс принятия решений;
  • наделение физлица должностными полномочиями, дающими ему возможность определять ход деятельности организации;
  • физические лица выступают родственниками по отношению друг к другу.

Взаимозависимость — это базовый необходимый критерий для контролируемых сделок, но некоторые сделки признаются контролируемыми и в отсутствии взаимозависимости. Такие операции приравнены к сделкам с взаимозависимыми лицами, далее о них расскажем подробно.

По субъектам контролируемые сделки можно разделить на:

  • сделки, приравненные к сделкам с взаимозависимыми лицами;
  • сделки между взаимозависимыми резидентами РФ;
  • сделки с взаимозависимыми лицами, не являющимися нерезидентами РФ.

Рассмотрим каждую категорию подробнее.

Сделки взаимозависимых резидентов

Для этой группы сделок в 2020 году действует следующий суммовой критерий дохода за год: превышение размера дохода в 1 млрд руб. (п. 3 ст. 105.14 НК РФ). Иными словами, только если сделки между взаимозависимыми резидентами, соответствующие установленным критериям, принесут доход за год более 1 млрд руб., они могут быть признаны контролируемыми. До этого порога даже при наличии всех остальных критериев сделка контролируемой не является. Ниже мы подробно рассмотрим, как считать годовой доход по сделкам.

Но для признания операции между российскими сторонами контролируемой, в первую очередь, должно иметь место одно из обстоятельств, перечисленных в п. 2 ст. 105.14 НК РФ. Например, резиденты должны применять разные ставки по налогу на прибыль или освобождение от этого налога, быть плательщиками ЕСХН или ЕНВД, т.е. использовать «облегченные» способы уплаты налогов.

Подробный список условий для сделок резидентов смотрите далее в отдельной таблице.

Запомните! Если вышеперечисленные в п.2 ст.105.14 НК РФ условия не соблюдаются, к примеру, операции совершаются двумя российскими взаимозависимыми компаниями, работающими по общеустановленной системе налогообложения, не использующими специальные режимы и льготы по налогу на прибыль, сделки не считаются контролируемыми, даже при сумме в 100 млрд р.

Подытожим: для признания сделок между резидентами РФ контролируемыми необходимы три обстоятельства:

  • Взаимозависимость участников;
  • «Льготное налогообложение» одного/нескольких участников (пункт 2 статьи 105.14 Налогового кодекса РФ);
  • Доход по операциям по всем этим сделкам с взаимозависимым контрагентом составил более 1 млрд р. за год.

Также предусмотрен ряд случаев, при которых сделки, подходящие под приведенные критерии, не причисляются к контролируемым (пункт 4 статьи 105.14 НК РФ).

Сделки, приравненные к сделкам между взаимозависимыми лицами

В НК РФ выделены операции, которые считаются приравненными к взаимозависимым. Для них действует суммовой критерий — доход должен превысить 60 млн р. за год. Перечень таких сделок указан в пункте 1 статьи 105.14 Налогового кодекса:

  • Внешнеторговые операции, предметом которых выступают товары мировой биржевой торговли. К товарам здесь относятся нефть и продукты переработки, черные и цветные металлы, минеральные удобрения, драгметаллы и камни (подпункт 2 п. 1, пп. 5, 6 ст. 105.14 НК РФ). Список кодов товаров установлен приказом Министерства промышленности и торговли РФ (далее — Перечень кодов). Министерство финансов отмечает (письмо от 23.04.2020 No03-12-11/1/33445), что черные металлы, минеральные удобрения и драгоценные камни не относятся к мировой биржевой торговле, их коды отсутствуют в Перечне, поэтому в 2020 году во внешнеэкономических операциях ценовое регулирование по ним не осуществлялось. Однако сделки с ними могут признать контролируемыми по другим причинам;
  • операции с взаимозависимыми лицами, когда между ними используется «прокладка» в виде формального невзаимозависимого посредника (подпункт 1 пункта 1 статьи 105.14 НК РФ);
  • операции, совершенные с резидентами офшоров или лицами, зарегистрированными на их территории (список установлен Приказом Министерства финансов от 13 ноября 2007 No108н). По этим операциям не важно, выявлены или нет признаки взаимозависимости. Чтобы отнести сделки в ряд контролируемых достаточно наличия регистрации, места жительства или резидентства в оффшоре одного из участников.

Таким образом, для квалификации сделок в качестве контролируемых при «условно взаимозависимых сделках» должно выполняться одновременно три условия:

  • сделки относятся к сделкам, приравненным к взаимозависимым;
  • годовой доход по сделкам с каждым таким лицом превышает 60 млн руб.;
  • сделка не относится к «неконтролируемым», указанным в п.4 ст.105.14 НК РФ.

Напоминаем, что независимо от вышеприведенных критериев сделка может быть отнесена судом к контролируемым. Основанием будет являться установление судом обстоятельств, свидетельствующих о факте того, что операция относится к группе однородных сделок, где цель — формально исключить признаки контролируемой сделки у рассматриваемой операции (п.10 ст.105.14 НК РФ). Эта норма нужна для предотвращения ситуаций, где действительное содержание операции позволяет отнести ее к контролируемым, однако имеют место попытки создать видимость того, что она контролируемой не является.

Сделки с взаимозависимыми нерезидентами РФ

Таблица «Критерии контролируемых сделок в 2020 году


«Неконтролируемые» сделки

Отдельно в п. 4 ст. 105.14 НК РФ законодатель закрепил перечень операций, не относящихся к контролируемым:

  • Операции внутри консолидированной группы налогоплательщиков. Здесь исключаются сделки с полезными ископаемыми, облагаемые по ставке в процентах и сделки, где доходы (расходы) учитываются при расчете налоговой базы по налогу на дополнительный доход от добычи углеводородного сырья;
  • Операции, стороны по которым зарегистрированы в одном субъекте России и не имеют обособленных подразделений в других субъектах или за границей. При этом стороны не уплачивают налог на прибыль в бюджет иных субъектов и не имеют убытки по итогам года. Осуществляемые операции не должны содержать критерии, определенные пп. 2 — 7 ст. 105.14 НК РФ (специальные режимы, освобождение от налога на прибыль, лицензия на добычу углеводородов на недавно открытом месторождении в море);

Согласно позиции Министерства финансов (см. письма от 11.05.2018 No03-12-11/1/32942, от 24.11.2015 No03-01-18/68227) сделка не может быть признана контролируемой из-за убытков, обнаруженных по итогу отчетного периода, а также по сделкам с особой (не общей) ставкой налога на прибыль.

  • межбанковские кредиты или депозиты, выданные на срок, не превышающий недели;
  • сделки с выдачей гарантий или поручительств российскими компаниями, не имеющими статус банка;
  • беспроцентные займы между взаимозависимыми российскими резидентами. При этом резидентом должен быть и действительный бенефициар займа;
  • цессия (уступка требования) банком в ходе мероприятий, направленных на предупреждение банкротства согласно плану Центробанка или ч. 1 ст. 5 ФЗ от 29.07.2018 No263-ФЗ;
  • операции в рамках военного и технического сотрудничества России с другими странами;
  • операции, связанные с добычей углеводородного сырья на новом месторождении в море, в отношении одного месторождения.

Порядок расчета доходов

Для выяснения, достигнуты ли суммовые критерии контролируемой сделки, анализируется информация за календарный год. Если признаки взаимозависимости появились не с начала года, необходимо считать доход только за период взаимозависимости, — указывает Министерство финансов в письме от 21.03.2017 No03-12-11/1/16105.

Отметим, что данные суммируются по всем сделкам с каждым лицом отдельно. Иными словами, достичь порога в 1 млрд или 60 млн руб. необходимо по каждому основанию и каждому взаимозависимому контрагенту, а не суммарно с разными.

Если доход не учитывается в целях налога на прибыль (например, ст. 251 НК РФ), он не участвует в расчете. Например, сумма выданного или полученного займа, не учитывается при расчете суммового критерия, т.к. такие доходы указаны в ст.251 НК РФ и не включаются в налоговую базу налогу на прибыль. В составе «контролируемых доходов» в данном примере, могут включаться только проценты по займу.

Кроме того, Министерство финансов неоднократно подчеркивало: в расчет не надо включать поступления, не являющиеся результатом контролируемых сделок. Примеры:

  • нереализованные курсовые разницы, возникшие в результате переоценки валютных ценностей и требований (обязательств) в иностранной валюте в связи с изменением официального курса иностранной валюты к рублю;
  • дивиденды, от владения долей в организациях, иные поступления от такого долевого участия;
  • санкции за нарушение договора. Их закрепление в договоре не должно преследовать цель формирования условий для отнесения сделок к неконтролируемым (письма Министерства финансов от 17.07.2013 No03-01-18/28094, от 16.08.2013 No03-01-18/33535).

Федеральная налоговая служба России может проверять «рыночность» доходов, используемых для расчета указанных суммовых порогов — 1 млрд р. и 60 млн р. (п. 9 ст. 105.14 НК РФ).

Уведомление о контролируемых сделках

Уведомление подают все участники контролируемой сделки. Исключение: комиссионер, действующий от своего имени, но по поручению и за счет комитента (принципала); тогда уведомить обязан принципал. Уведомление о контролируемой сделке подается каждым участником в территориальную инспекцию по месту своего нахождения. Если участник относится к категории крупнейших налогоплательщиков, уведомление направляется по месту постановки на учет в этом качестве.

Территориальный налоговый орган в десятидневный срок отправит полученное уведомление ФНС России для его проверки (п. 5 ст. 105.16 НК РФ).

Срок для представления уведомления по сделкам за 2020 год — не позже 20 мая 2021 года.

Если участник не успел подать уведомление вовремя, то его могут оштрафовать согласно ст. 129.4 НК РФ. Штраф составляет 5 000 р.

Штраф фиксированный, на него не влияет количество контролируемых сделок (п. 9 Обзора практики рассмотрения судами дел, связанных с применением отдельных положений раздела V.1 и статьи 269 Налогового кодекса Российской Федерации, утвержденного Президиумом Верховного Суда РФ 16.02.2017- далее Обзор). Статья 129.4 НК РФ также устанавливает штрафные санкции, если представленное уведомление недостоверно. Сумма штрафа составляет 5 000 р. Президиум ВС РФ отметил: недостоверные данные могут стать причиной для ответственности, если из-за них нельзя корректно идентифицировать операцию (п. 10 Обзора).

Если налогоплательщик представит уточненное уведомление до того, как налоговая обнаружит нарушение, то ответственность для него не наступит.

Проверка цен

Цена выступает одним из основных способов манипуляции, используемых взаимозависимыми лицами для снижения налоговой нагрузки. Проверку осуществляет только ФНС, неоднократно отмечавшая: рыночность цен в контролируемых сделках не подлежит камеральной или выездной проверке.

5 методов проверки по контролируемым сделкам (п. 1 ст. 105.7 НК РФ):

  • метод сопоставимых рыночных цен;
  • метод цены последующей реализации;
  • затратный метод;
  • метод сопоставимой рентабельности;
  • метод распределения прибыли.

Все методы применяются последовательно: тот, который ниже по списку применяется, если не получается использовать указанный выше. Фактически метод зависит от содержания операций.

Метод сопоставимых рыночных цен в приоритете для определения соответствия, кроме случаев приобретения товара для его последующей перепродажи без переработки не взаимозависимым лицам. В этом случае применяют метод цены последующей реализации (п. 3 ст. 105.7, п. 2 ст. 105.10 НК РФ).

При методе сопоставимых цен цена по контролируемой сделке сравнивается со сделками с независимыми участниками. В частности, метод идеально подойдет, если сам налогоплательщик совершает аналогичные сделки как с взаимозависимыми, так и не с независимыми контрагентами или если в отношении предмета сделки в открытом доступе есть информация о ценах, или если предметом сделки являются биржевые товары.

При методе цены последующей реализации у перепродавца не должно быть нематериальных активов, существенно влияющих на валовую рентабельность (п. 2 ст. 105.10 НК РФ). Сравнивается валовая рентабельность при перепродаже приобретённого в ходе контролируемой сделки товара с рыночными значениями этого показателя (п. 1 ст. 105.10 НК РФ).

Если применение ни одного из перечисленных методов невозможно, то применяются последовательно затратный метод, метод сопоставимой рентабельности и метод распределения прибыли.

Затратный метод, указывает законодатель, может применяться в отношении:

  • выполнения работ (услуг) лицами, являющимися взаимозависимыми с продавцом (при отсутствии нематериальных активов, влияющих на рентабельность затрат продавца);
  • реализации сырья / полуфабрикатов взаимозависимым с продавцом покупателям;
  • долгосрочных договоров по товарам (работам, услугам), заключенных между взаимозависимыми лицами;
  • услуг по управлению денежными средствам, выполнению обязанностей единоличного исполнительного органа организации (п. 2 ст. 105.11 НК РФ).

Исследуются данные о затратах по контролируемой сделке в сравнении с рынком (п. 1 ст. 105.11 НК РФ).

Метод сопоставимой рентабельности основан на сравнении данных о рентабельности участника контролируемой сделки с рентабельностью независимых участников рынка (п. 1 ст. 105.12 НК РФ).

Метод распределения прибыли будет использован, если данных для других мало или под контролем участников контролируемой сделки есть нематериальные активы, значительно влияющие на рентабельность (ст. 105.13 НК РФ).

Если налоговая установит нерыночность цен, то «заниженные» налоги доначислят. Также будут начислены пени (п. 4 ст. 105.3 НК РФ). Налогоплательщик может быть привлечен к ответственности (ст. 129.3 НК РФ). Штраф варьируется от 30 000 р. (минимум) до 40 % от суммы доначисленных налогов.

Налоголательщик, обнаружив несоответствие цены контролируемой сделки рыночной, может применить «рыночную» цену самостоятельно (п. 3 ст. 105.3 НК РФ), чтобы уберечь себя от налоговых санкций и пеней.

К сведению! Самостоятельное доначисление налогов с «рыночной базы» производится по итогам года одновременно с представлением декларации по налогу на прибыль (НДФЛ) или в этот же срок, если организация не платит налог на прибыль. Возникшая недоимка должна быть уплачена до 28 марта, а по НДФЛ — не позднее 15 июля. До истечения установленного срока пени не начисляются. При необходимости корректировок НДС и НДПИ (п. 4 ст. 105.3 НК РФ) нужно представить «уточненки» за периоды, в которых были применены «нерыночные» цены. К уточненным декларациям нужно приложить пояснения, позволяющие идентифицировать сделку, в отношении которой доначисляются налоги (п. 6 ст. 105.3 НК РФ).

На налогоплательщике лежит бремя доказывания обоснованности выбранного метода определения цены. В противном случае налоговая может применить другой метод и получить иной результат (см., п. 1 Обзора судебных споров в отношении налогового контроля в области трансфертного ценообразования, направленного Письмом ФНС России от 02.09.2019 № СА-4-7/17555@).

Кроме того, законодатель также предоставил налогоплательщику возможность уменьшить негативные последствия посредством проведения так называемых симметричных корректировок (ст. 105.18 НК РФ), когда:

  • контрагенту был доначислен налог (уменьшен убыток) по итогам проверки цен ФНС России, соответствующее решение исполнено контрагентом. Симметричные корректировки осуществляются на основе уведомления, полученного от ФНС России, о возможности проведения таких корректировок;
  • контрагент самостоятельно провел корректировку своих налоговых обязательств с учетом рыночных цен. Основанием для корректировок будет подтверждение подачи контрагентом уточненной налоговой декларации и погашения недоимки (пп. 1, 2 ст. 105.18 НК РФ).

В ходе симметричных корректировок налогоплательщик при исчислении обязательств использует скорректированные цены. Если основанием для корректировок является получение уведомления от ФНС России, то налогоплательщик их отражает в налоговой отчетности за период получения уведомления. Если обязательства корректируются в связи с самостоятельно проведённым контрагентом пересчетом, то налогоплательщик их также симметрично отражает в декларациях (то есть также подает уточненные декларации за соответствующие корректируемым обязательствам периоды). Результаты корректировки отражаются только в декларациях, данные регистров налогового учета и первичных документов не исправляются (п. 3 ст. 105.18 НК РФ).

С 1 января 2019 года контролируемых сделок, рыночность цены по которым может быть проверена налоговым органом в специальном порядке о трансфертном ценообразовании, станет меньше.

Те из вас, чьи сделки и ранее не подпадали под контроль, могут не вникать в суть изменений. Для остальных - в той или иной степени исчезнет обязанность отчитываться по сделкам, которые ранее признавались контролируемыми.

Однако, и для тех, и для других, имеет смысл напомнить: неконтролируемые сделки не освобождены от налогового контроля!

Речь идет о сделках с взаимозависимыми лицами, не подпадающими под критерии контролируемых 2 . [2-ст. 105.14 НК РФ] Например:

договор аренды помещения у ИП, который применяет УСН и одновременно является учредителем компании - арендатора. Такая же ситуация будет с ИП-правообладателем при заключении лицензионного договора;

договор поставки с взаимозависимой компанией или ИП, цена товара по которому ниже, нежели другим контрагентам.

Вы спросите: «В чем тогда разница контролируемых и неконтролируемых сделок, если все равно налоговый орган может пересчитать цены по ним?»

Разница, как обычно, в деталях. Цены по контролируемым сделкам проверяет только ФНС РФ на основе методов, описанию которых посвящено несколько объемных статей НК РФ (глава 14.3 НК РФ).

Так называемые неконтролируемые сделки, примеры которых мы привели выше, могут быть проверены в рамках обычных налоговых проверок сквозь призму концепции о необоснованной налоговой выгоде. На сегодня ее критерии содержатся в ст.54.1 НК РФ: основной целью совершения сделки не может являться неуплата (неполная уплата) налога.

Таким образом, подобные сделки не то что не контролируются, а наоборот - налоговый орган не связан конкретной методикой доказывания. Достаточно обосновать, что действия налогоплательщика направлены исключительно на снижение налогового бремени.


Отдельно обращаем внимание, что перечень критериев отнесения лиц к взаимозависимым является открытым 3 , и суд «по своему внутреннему убеждению» может признать лиц взаимозависимыми, если особенности отношений между ними влияют на условия, в том числе цену, сделок между ними. [3-п. 7 ст. 105.1 НК РФ]

Итак, цены по второму виду сделок могут быть предметом выездных и камеральных проверок, в результате которых налоговый орган может сделать вывод о необоснованном уменьшении налоговой базы проверяемого налогоплательщика.

В наших примерах последствиями могут стать:

исключение затрат на уплату арендной платы (лицензионного вознаграждения) из расходов по налогу на прибыль полностью или в части, превышающей рыночный уровень;

определение выручки проверяемого налогоплательщика, исходя из цен реализации взаимозависимой компании или ИП своим конечным клиентам.

Чтобы избежать таких малоприятных последствий, следует знать несколько правил:

1) Деловая цель. Куда же без нее. Разница в цене должна быть обоснована с точки зрения понятной экономической логики (например, иной порядок расчетов - предоплата вместо длительной отсрочки; большие партии товаров вместо штучной подборки; специфичный набор обязанностей у сторон по договору и т.п.).

2) Независимо от величины разницы в цене, сама цена в любом случае должна быть экономически оправдана. Мы имеем в виду, что затраты на производство/создание товара/услуги должны покрываться его ценой. Продажа в убыток возможна, только если для этого есть реальные экономические предпосылки (существенно подешевело сырьё, затоваривание склада с угрозой остановки производства и иные факты, подтверждающие снижение общих убытков компании по сравнению с затратами на производство конкретного товара).

3) Благодаря Верховному Суду 4 появилось еще одно важное правило: цена по неконтролируемым сделкам может быть проверена только при многократном отклонении от рыночного уровня (цены по сделкам с невзаимозависимыми контрагентами). [4-определение СК по экономическим спорам Верховного Суда РФ от 29 марта 2018 г. № 303-КГ17-19327]

Такое многократное отклонение цены будет иллюстрацией отсутствия разумного экономического смысла при совершении сделки, наряду с иными обстоятельствами:

уже упомянутой взаимозависимостью;

особенностями расчетов, например, систематическими просрочками в оплате (согласитесь, это не характерно для независимых предприятий).

Что считать многократным отклонением? Исходя из буквального смысла, отличающееся в два и более раза.

Отклонение цен по спорным сделкам в диапазоне от 11 до 52 % по сравнению с ценами на аналогичный товар по сделкам предпринимателя с третьими лицами не является многократным. Более того, при определении размера отклонений не учитывалась сопоставимость сделок, выбранных для сравнения (в т.ч. по критерию объема поставок).

Определение СК по экономическим спорам Верховного Суда РФ от 29.03.2018 г. № 303-КГ17-19327

Есть и примеры в пользу налоговых органов. Налоговый орган пересчитал налоги (налог на прибыль и НДС) от реализации недвижимого имущества в пользу взаимозависимых компаний, применяющих УСН.

Многократное отклонение указанной в договорах купли-продажи зданий цены от рыночного уровня цен (в 30, 116 и 230(!) раз) с учетом взаимозависимости участников сделок и отсутствия разумных экономических причин к установлению цены в столь заниженном размере, позволяет сделать вывод о том, что поведение налогоплательщика при определении условий сделок было продиктовано, прежде всего, целью получения налоговой экономии.

Определение Верховного Суда РФ от 22 июля 2016 г. N 305-КГ16-4920

4) При заключении разовых дорогостоящих сделок целесообразно обратиться к независимому оценщику, который поможет определить цену сделки с учётом всех ваших индивидуальных особенностей, влияющих на её отклонение в сторону уменьшения или увеличения от среднерыночного уровня. Такое заключение оценщика, составленное на момент заключения сделки, будет весомым подспорьем в случае разбирательства с налоговым органом.

Таким образом, планируя финансовые потоки в группе компаний, необходимо помнить:

сделки с «упрощенцами» и иными спецрежимниками, а также сделки на сумму менее 1 млрд.руб. гарантированно не контролируются ФНС РФ в специальном порядке. Это значит, что ваша территориальная ИФНС может проанализировать их через призму необоснованной налоговой выгоды;

цена по сделке и ее отличие от рыночного уровня должны иметь понятное экономическое обоснование;

многократность (то есть в 2 и более раза) отклонения цены существенно снизит перспективы успеха в споре с ИФНС.

Редакция сайта klerk.ru «Клерк» — крупнейший сайт для бухгалтеров. Мы не берем денег за статьи, новости или скачивание документов. Мы делаем все, чтобы сделать работу бухгалтеров проще.
«Клерк» Рубрика Контролируемые сделки


Наличие среди контрагентов налогоплательщика взаимозависимых компаний неизменно привлекает внимание налоговых инспекторов.

В связи с этим справедливо мнение о том, что к подобным сделкам следует относиться с особым трепетом, просчитывая на шаг вперед возможные вопросы налоговых органов.

Эксперты taxCOACH предлагают вернуться к истокам вопроса и разобраться:

  • в каких случаях контрагенты будут признаны взаимозависимыми лицами
  • как это влияет на вероятность претензий со стороны налоговых органов
  • что следует учесть, предвидя интерес проверяющих.
Дело в том, что условия сделок между взаимозависимыми лицами МОГУТ отличаться от условий, на которых договорились бы независимые участники. Следом возникает и налоговый аспект: занижение выручки у одного, завышение расходов у другого, банкротство третьего из-за невыгодных условий сотрудничества и т.д. Если добавить к этому разные режимы налогообложения, разные регионы регистрации компаний, интерес налоговых органов понятен.

Взаимозависимость контрагентов «включает» сразу несколько механизмов для поиска «несправедливости» в распределении прибыли и активов и, как следствие, налогов между организациями. Налоговые органы могут пойти несколькими путями:

1. Контролировать цену сделки по специальным правилам НК РФ и, в случае ее отклонения от рыночного уровня, производить перерасчет;

2. Использовать взаимозависимость как одно из доказательств получения необоснованной налоговой выгоды;

3. Привлекать взаимозависимую компанию по налоговым долгам налогоплательщика, не имеющего возможности уплатить налоговые доначисления (п.2 ст.45 НК РФ);

4. Исключить задолженность взаимозависимого кредитора из реестра требований при банкротстве, лишив его тем самым возможности влиять на ход процедуры и участвовать в дележе оставшихся активов.

Стандартная взаимозависимость

1. прямое или косвенное участие одной организации в другой с долей более 25%;

2. участие физического лица в организации с долей более 25 %;

3. две организации, если одно и то же лицо владеет долей более 25 % или выполняет функции единоличного исполнительного органа (ЕИО);

4. одно лицо подчиняется другому по должностному положению;

5. близкие родственники.

Существует и вторая группа признаков, именуемых в законе как «иные основания». Назовем их «нестандартными».

Нестандартная взаимозависимость

Потому, что формальные критерии, описанные в ст. 105.1 НК РФ, не всегда отражают реальные отношения между лицами. Например, родственники или организации вроде бы формально зависят друг от друга, но находятся в плохих отношениях, а точнее никаких отношений между ними нет, и, тогда получается, что предъявить им нечего. А бывает и обратная ситуация — формально лица никак не зависят друг от друга, но состоят в настолько «хороших» отношениях, что ведут совместный бизнес. В связи с этим компании, учрежденные этими лицами, могут признать взаимозависимыми.

Иными словами, перечень критериев является открытым, суд может «поверить» каким угодно обстоятельствам, выявленным налоговым органом.

Рассмотрим случаи, когда взаимозависимость имеет значение для целей налогообложения.

Взаимозависимость в контролируемых сделках: а стоит ли бояться именно вам?

Напомним, что контролируемые сделки — сделки между взаимозависимыми лицами и сделки, приравниваемые к ним, цены по которым контролируется в случаях, определенных в ст. 105.14 НК РФ.

Сделки между российскими взаимозависимыми компаниями до достижения доходов (=оборота по сделке) 1 млрд.руб. будет неконтролируема в любом случае.

Контролируемые сделки проверяются налоговыми органами на соответствие рыночным ценам. При этом используется несколько методов:

1. Метод сопоставимых рыночных цен

Является базовым методом и применяется для определения цены при реализации товаров (работ, услуг). Суть метода состоит в расчете интервала рыночных цен по сопоставимым сделкам между невзаимозависимыми лицами, и сравнение с ним цен, примененных налогоплательщиком в сделках со взаимозависимыми лицами.

2. Метод цены последующей реализации

Имеет приоритет при совершении сделок по перепродаже товаров без переработки независимому лицу. При его использовании у перепродавца проверяется его валовая рентабельность с рыночным интервалом валовой рентабельности по каждой совершенной сделке.

3. Затратный метод

Применяется, когда невозможно использовать методы сопоставимых рыночных цен и цены последующей реализации, например, при оказании при оказании услуг по исполнению функций единоличного исполнительного органа организации. Суть метода состоит в сравнении валовой рентабельности затрат, полученной продавцом, с рыночным интервалом валовой рентабельности затрат.

4. Метод сопоставимой рентабельности

Применяется, когда невозможно применить предыдущие методы. Сравниваются операционная рентабельность стороны анализируемой сделки (это может быть рентабельность продаж, рентабельность затрат, рентабельность коммерческих и управленческих расходов, рентабельность активов и т.д.) с рыночным интервалом операционной рентабельности в сопоставимых сделках.

5. Метод распределения прибыли

Применяется, когда 1) невозможно применить предыдущие методы, 2) если нематериальные активы у сторон анализируемой сделки оказывают существенное влияние на уровень рентабельности. Метод заключается в сопоставлении фактического распределения между сторонами сделки совокупной прибыли, полученной сторонами этой сделки с распределением прибыли между сторонами сопоставимых сделок.

На сегодняшний день все внутрироссийские сделки между взаимозависимыми лицами являются контролируемыми, если оборот по ним составляет более 1 млрд. руб. Средний бизнес в данную категорию лиц, конечно, не попадает, однако многим небезинтересно будет узнать, что судебная практика по таким сделкам начала складываться буквально лишь в последние два года. Это касается таких дел, как ЗАО «Нефтяная компания Дульсьма» (дело № А40-123426/16), ПАО «Уралкалий» (дело № А40-29025/2017), а также ПАО «Тольяттиазот» (дело № А55-1621/2018), где спор происходит вокруг методов ценообразования.

В данных спорах суды пытаются обращаться к оценщикам и экспертам, дела проходят не один круг рассмотрения, однако единой позиции по такой категории дел у судов пока что не сложилось.

Взаимозависимость как повод искать необоснованную налоговую выгоду

Как указал Верховный Суд РФ, если цена сделки многократно отклоняется от рыночного уровня, то это может быть учтено в качестве одного из признаков получения необоснованной налоговой выгоды в совокупности с иными факторами несоответствия сделки ее реальному экономическому смыслу.

Такими иными факторами суды признают в том числе взаимозависимость сторон сделки. При этом важна не только взаимозависимость сама по себе, важно влияние взаимозависимости на условия и результаты экономической деятельности налогоплательщика в целях налогообложения.

Так, например, перераспределение налогооблагаемой прибыли в рамках одного холдинга (группы взаимозависимых лиц) в адрес льготируемых сельскохозяйственных товаропроизводителей путем значительного увеличения цены поставляемой ими продукции, не обусловленного разумными экономическими причинами, является свидетельством необоснованной налоговой выгоды (Постановление Арбитражного суда Поволжского округа от 26.04.2018 № Ф06-31056/2018 по делу № А49-143/2017).

Взыскание налоговых долгов с взаимозависимого двойника

Налоговые органы могут возмещать ущерб (недоимку по налогам, пени, штрафы) за счет третьих лиц, зависимых с должником. Такое взыскание осуществляется в пределах поступившей в адрес взаимозависимой компании выручки или стоимости переданного ей имущества.

Верховный Суд РФ определил критерии «иной зависимости» лиц, наличие которых налоговые органы должны доказать в суде, обосновывая возможность применения ст. 45 НК РФ:

1. согласованный характер действий налогоплательщика и других лиц;

2. невозможность исполнения налоговых обязательств налогоплательщиком в результате данных действий, в том числе в отсутствие взаимозависимости, установленной ст. 105.1 НК РФ.

В данном деле налоговый орган не смог взыскать долг по налогам на крупную сумму, поскольку предприятие прекратило свою деятельность. Фактически все сотрудники и клиенты оказались в новом юрлице. Верховный Суд РФ поддержал суды в том, что в данном случае имеет место совокупность обстоятельств в виде создания нового лица незадолго до окончания налоговой проверки старого, тождественность контактов, перехода работников и т.п. Перевод имущественной базы не позволил прежнему юридическому лицу исполнить обязанность по уплате налогов. Суд обязал уплатить налоги новое юридическое лицо.

Дополнительные негативные последствия взаимозависимости

Например, физическое лицо может быть ограничено в праве на имущественный налоговый вычет, если операции осуществляются между близкими родственниками.

Для юридических лиц тоже есть аналогичная норма — право на льготу не действует для взаимозависимых организаций. Например, согласно п. 25 ст. 381 Налогового кодекса РФ нельзя применить освобождение от налога на имущество, если оно приобретено у взаимозависимой компании.

Другой пример — невозможность для налогоплательщика полностью учесть проценты по займам, выданным взаимозависимым иностранным кредитором на основании п.2 ст.269 НК РФ.

В некоторых случаях налоговые органы переквалифицируют отношения из заемных в инвестиционные.

Что в итоге?

Поэтому, избегать взаимозависимости там, где это сделать сложно, не имеет смысла.

Закрепление реального участия в бизнесе невозможно без появления взаимозависимости лиц. Если модель организации бизнеса имеет не искусственное, надуманное, а реальное содержание, отражает существующее положение вещей в части распределения зон ответственности, товарных потоков и т.п., налоговому органу будет очень сложно и проблематично доказать намерение получить необоснованную налоговую выгоду и ее реальный размер.

Читайте также: