Государственный промысловый налог это

Опубликовано: 17.04.2024

ПРОМЫСЛОВЫЙ НАЛОГ, в кон. XIX и 1-й трети XX в. – налог за право ведения предпринимат. деят-ти. Крупнейший прямой налог России нач. XX в. (см. Налоги).

В законодат-ве понятие «промысловый налог» появилось в результате реформы 1898, однако осн. черты этого налога сформировались раньше. Его предыстория начинается с тамож. пошлин в средневековой Руси, взимавшихся за право торговли внутри страны. В 1753–54 внутр. таможни были отменены. Манифест 17 марта 1775 установил для купцов особую систему обложения. Вместо подушной подати с них стали взимать налог в 1 % с добровольно объявляемого ими капитала. Для каждой из 3 гильдий установили мин. капитал: 500, 1000, 10 тыс. руб. Запись в более высокую гильдию поощрялась особыми правами: 3-я гильдия – торговля в пределах города и уезда, 2-я – торговля по всей стране, 1-я – зарубеж. торговля. Как правило, купцы заявляли мин. капитал; т. о., процент. гильдейский сбор стал на деле не налогом с капитала, а сбором твердого размера за право торговли.

Гильдейская система 1775 относилась только к купцам и ограничивала торговлю крестьян. Положение изменил Павел I, к-рый установил для торгующих крестьян твердый сбор: 25 или 100 руб. в год в зависимости от размера торговли. Развивая эту линию, Александр I в 1812 установил для крестьян такую же систему, что для купцов: их обязали выбирать крест. торг. свидетельства, заявляя капитал и платя с него налог. За свидетельство 1 рода (капитал 50 тыс.) взималось 2,5 тыс. руб., 2 рода (25 тыс.) – 1 тыс., 3 рода (8 тыс.) – 400, 4 рода (2 тыс., с 1821 – 4 тыс.) – 2, позднее – 5 %. Эта шкала отличалась от купеческой только наличием 4 разряда.

Постепенный рост гильдейских сборов (до 6–7 % с капитала) привел к тому, что мн. купцы воспользовались возможностью перейти в мещане. Право последних на производство «мелочного торга» оплачивалось только подушной податью. Отдельно торгующие дальние родственники или даже не родственники стали заявлять «семейный капитал». Доход от гильдейского сбора упал с 15,2 млн руб. ассигнациями в 1813 до 9,5 млн в 1824.

В ответ 14 нояб. 1824 вышло «Дополнительное постановление об устройстве гильдий и о торговле прочих состояний». Оно более четко определило права различ. групп торговцев и увеличило их число. Крест. свидетельства первых 4 разрядов (всего – 6) оказались дороже соотв. купеческих и мещанских: 2,6 тыс., 1,1 тыс., 400, 150 руб. против 2,2 тыс., 880 и 220 руб. для купцов (гильдейский сбор не только формально, но и фактически приобрел твердый размер). Мещан. свидетельства (2 разряда) стоили от 40 до 120 руб. (в зависимости от города). Появились свидетельства (от 40 до 80 руб.) и для прежде не облагавшихся приказчиков (торговцев, не имеющих капитала и работающих по найму). Важным новшеством реформы 1824 стало появление, помимо сборов за свидетельства, «билетов» на лавки. Купцы и крестьяне первых 3 разрядов получили право на 3 бесплатные лавки (за дополнительные приходилось платить от 50 до 100 руб. в зависимости от местности); мещане и крестьяне 4-го разряда – по 1 лавке; 5 и 6 крест. разряд обходились без лавок. Начав переносить налог с личности торговца на его дело, положение 1824 способствовало более точной оценке платежеспособности предпринимателей.

Рост торг. сборов в 1825 сменился новым упадком. Очеред. реформа воплотилась в Положении о пошлинах за право торговли и других промыслов от 1 янв. 1863 (уточнено 9 февр. 1865). Принципы обложения сохранились: патент плюс билет. Но существовавшие прежде 3 параллельные шкалы патентов (для купцов, крестьян и мещан) свелись к одной. Купеч. гильдий осталось две: 1-я отныне обеспечивала право только опт. торговли по всей стране; 2-я – рознич. торговли в пределах города и его уезда. Оклад по 1-й гильдии остался единым (265 руб. серебром), по 2-й гильдии установили 5 разрядов в зависимости от местности (от 25 до 65 руб.). Крест. свидетельства уступили место промысловым: на мелочной торг (те же 5 разрядов от 8 до 20 руб.), на развозной торг мануфактур. и колониал. товарами (повсеместно 15 руб.), разносный торг ими же (6 руб.) и мещан. промыслы. Приказчичьи свидетельства 2 разрядов стоили от 5 до 20 руб. (только в местностях 1–3 классов). От класса местности зависела и цена билета на отд. заведения (от 2 до 30 руб.).

Ослабив сословный принцип в торг. обложении, реформа 1863–65 сохранила неравномерность обложения. Патент. система, с ее безразличием к размеру дохода, оказывалась для мелких предпринимателей гораздо тяжелее, чем для крупных. Билеты эту неравномерность не устраняли, т. к. плата за них составляла меньшую часть общего налога. В ответ 15 янв. 1885 появился закон «О дополнительном обложении промышленных и торговых предприятий сборами процентным и раскладочным». Процент. сбор (3 % с прибыли, с 1893 – 5 %) взимался с «отчетных» предприятий. В эту группу входили акцион. об-ва, обязанные каждый год публиковать отчеты и вести легко проверяемую бухгалтерию. Раскладочный сбор относился к «неотчетным» предприятиям, прибыль к-рых точно не устанавливалась. Общая сумма раскладочного сбора по империи утверждалась пр-вом каждые 3 года и распределялась между губерниями в зависимости от числа выбранных в них патентов, а также «по сумме производства фабрик и заводов». Между отд. предприятиями оклады разверстывались пропорционально предполагаемым прибылям. Этим занимались спец. присутствия, состоявшие в осн. из выборных представителей плательщиков. Их работой руководили податные инспектора, появившиеся по закону 30 апр. 1885 (на деле в Сибири – с 1893). Отталкиваясь от заявления плательщика, присутствие могло и повысить указанный им размер прибыли. Изначально раскладочному сбору подлежали только гильдейские предприятия, с 1889 – также и более мелкие. В 1893 сумма раскладки с негильдейских предприятий достигала 1,7 % их предполагаемых прибылей, с гильдейских – 2,3 %.

Своего рода дополнением к реформе 15 янв. 1885 стало введение 20 мая 1885 сбора с доходов от ценных бумаг и банковских вкладов (в размере 5 %). Т. о., обложив прямой доход от пром. предприятий, гос-во обложило и доход, получаемый через посредство банков. Облагаемая база не включала доход с акций и паев торгово-пром. тов-в, т. к. доход от торгово-пром. предприятий уже облагался доп. процент. сбором.

Подоход. составляющую, заложенную реформой 1885, существенно укрепило «Положение о государственном промысловом налоге» от 8 июня 1898. Процент. сбор с прибыли отчетных предприятий из пропорционального превратился в прогрессивный: по мере роста прибыли ставка налога возрастала с 3 до 5 %. Кроме того, в доп. налоге с отчетных предприятий появился новый сбор: налог с капитала (0,15 %). Еще одна составляющая появилась и в доп. сборе для неотчетных предприятий: процент. налог «с излишка прибыли». Если вычисленная раскладочным присутствием прибыль превышала 30-кратную стоимость выбранного промысл. свидетельства, то с каждых 30 руб. этого «излишка прибыли» 1 руб. уходил в казну. Т. о., новый закон гарантировал, что ни одно предприятие не заплатит налога менее 3 %. Нововведения 1898 обеспечили значит. рост сборов доп. П. н.

Корен. реформированию подвергся в 1898 и осн. П. н. Он по-прежнему уплачивался выборкой патента, но все они теперь назывались промысл. свидетельствами. Цена свидетельства зависела от определяемого по разным признакам размера предприятия и его отрасли (5 разрядов для торг. предприятий, 8 – для пром.), а также от местности (4 разряда). Кроме того, завершился процесс переноса промысл. обложения с личности предпринимателя на его предприятие: свидетельства теперь выбирались не на отд. купца, а на отд. заведение (1 заведение – 1 патент). Система билетов на предприятия стала излишней, ее отменили. Исчезла и зависимость торг. прав от сослов. принадлежности. Желающие носить купеч. звание с 1898 стали выбирать отд. купеч. свидетельства только на звание, к-рые никак не влияют на их предприятие.

В следующие 20 лет на высш. уровне постоянно обсуждались проекты реформирования П. н. в сторону дальнейшего усиления подоход. принципа, однако изменения ограничились временным (постоянно продлевавшимся) законом 1906. Для отчетных предприятий закон увеличил прогрессию доп. процент. сбора (высш. ставка – 14 % со всей чистой прибыли плюс еще 1/10 часть суммы, превышающей 20 % прибыли), повысил налог с капитала (до 0,2 %). Для неотчетных – увеличил ставку сбора «с излишка прибыли» (5 % с части прибыли, превышающей в 20 раз оклад осн. П. н.). Кроме того, под обложение прогрес. налогом подпала зарплата управляющего звена отчетных предприятий.

Как правило, законы о предпринимат. налогах распространялись на всю страну одновременно, однако не все сиб. предприятия сразу подпали под действие Положения 1898. На 3 года сохранилась прежняя система обложения для золотопром. предприятий (до 1901 Мин-во финансов прорабатывало подробности применения нового закона в этой особо важной отрасли). В Акмолинской и Семипалатинской обл., а также ряде др. окраин Сибири и Кавказа в первое время П. н. сохранил искл. патент. форму ввиду языковой и хоз. обособленности мест. населения. Т. о., обложение здесь оказалось льготным для круп. предприятий. После того как выяснилось, что круп. предприниматели соседних р-нов пользуются этим для ухода от налогов, последовал закон 1914 о дальнейшем распространении Положения 1898. Урезанный П. н. сохранился лишь в Якутской (за пределами Якутска), Сахалинской и Камчатской обл.

Предлагавшаяся дорев. Мин-вом финансов корен. реформа П. н. (отмена патента с сохранением лишь платежей, зависящих от капитала и прибыли) произошла 28 дек. 1918. Однако в след. 2 года по мере расстройства товарно-ден. отношений роль П. н. снизилась, взимание его было прекращено. Возрожденный Положением 26 июля 1921, он вновь состоял из 2 частей – твердого патент. сбора и «уравнительного налога» в процентах от оборота. Изначально от П. н. освобождались кооп. и гос. предприятия. С 1922 они тоже оказались в числе плательщиков, однако по сравнению с частн. предпринимателями им предлагались льгот. ставки. Усилению регулирующей роли П. н. способствовало установленное в 1923 правило об обязат. ведении торг. книг частн. предприятиями (кроме самых низших разрядов).

В 1926 состоялась реформа П. н., имевшая целью установить шкалу, более точно учитывающую платеж. способности предприятий, чтобы повысить общий размер сбора. В результате пром. предприятия оказались разбиты на 15 разрядов (вместо 12 по предыдущему Положению), торговые – на 6 разрядов с 88 подразрядами (вместо 5 разрядов с 55 подразрядами). Ставки патент. сбора для всех разрядов были повышены. При этом в зачет «уравнительного сбора» принималось не 100 %, как раньше, а 50 % стоимости патента. Ставка самого «уравнительного сбора» колебалась от 0,5 до 12 % оборота в зависимости от отрасли и формы собственности – частн., гос., кооп. (последние 2 имели существ. преимущество).

2 года спустя налог реформировали в обратном направлении. Сложную шкалу сменила разбивка на 16 категорий с колебанием ставок от 1,6 до 17,15 % в зависимости от оборота предприятия, его отрасл. принадлежности и формы собственности. Для всех предприятий (не считая мелкой торговли и личных промыслов) патент отменили, остался лишь «уравнительный сбор». Реформа 1928 была связана с целенаправленной политикой пр-ва по искоренению частн. предпринимательства.

Наиболее существ. стала реформа П. н. 1930 в рамках перестройки всей налог. системы. Из-под действия налога оказались выведены гос. предприятия, а большинство остальных попало под действие твердых ставок. Налог в виде процента от оборота сохранился лишь для частн. предприятий, имевших больше 3 наемных рабочих. Твердые ставки устанавливались с таким расчетом, чтобы вынуждать частн. предпринимателей к ликвидации дел. П. н. сохранил гл. обр. регулирующее значение; финанс. его роль после 1930 незначительна. Средства гос. предприятий стали изыматься в бюджет посредством налога с оборота при помощи гос. регулирования цен. Окончат. отмена П. н. произошла в 1940.

Лит.: Марьяхин Г.Л. Налоговая система СССР. М., 1952; Он же. Очерки истории налогов с населения в СССР. М., 1964.

Промысловый налог относится к числу сложных налогов в силу ряда причин. В статье рассмотрены особенности промыслового налога как налоговой формы и его становление в Российской империи. История промыслового налога интересна не только сама по себе, но и сегодня полезна для совершенствования обложения малых предприятий.

Ключевые слова: ремесленники, труд, промышленность, умение, доход, гильдия, разряды.

Долговое время доходы от земледелия лидировали в доходах государственной казны. В XVIII-XIX вв. налоги от мануфактурной промышленности, горного дела, профессиональных занятий, торговли неуклонно растут, а со временем стали преобладать. Впервые это произошло в Англии. В России до Петра I система промысловых сборов отличалась сложностью, запутанностью и неопределенностью. Благодаря его настойчивым усилиям, русская промышленность приняла довольно обширные размеры. Промышленный переворот в России завершился в 1880-х годах XIX века.

Для выяснения особенностей промыслового налога обратимся к одному из основателей теории налогообложения, немецкому экономисту К.Г. Рау [1792−1870]. Ученый указывает, что налогообложение промыслов представляет собой трудную задачу в сравнении с установление налога на землю и дома. Эти трудности проистекают вследствие разнородности промыслов, из которых каждый имеет разнородные издержки, вследствие сильного влияния факторов времени, размещения, различия доходов на капитал, различия способности предпринимателей и т.д. Промысловая подать должна рассматриваться как оценочная подать (1, с.85). В основе оценки – чистый доход, поэтому не имеет значение, что производит промысел. Таким образом, чистый доход является тем общим знаменателем, позволяющий сравнивать налогоспособность хозяйствующих субъектов.

Для удобства оценки К.Г.Рау выделяет следующие виды деятельности:

− земельные работы: добыча минеральных веществ, сельское хозяйство с его различными отраслями, рыболовство;

− промыслы: ремесла, фабрики, строительные предприятия, трактиры;

− торговля и вспомогательные к ней занятия: извозничество, судовой и корабельный промысел, пароходные общества, банкирские дома, банки, общества каналов и железных дорог;

− служебные промыслы и такие, которые касаются употребления предметов, например, содержание наемных экипажей, омнибусов, театров, зверинцев, купален, промысел парикмахеров и т.д.

− смешанные промыслы, например, содержание питейных заведений;

− промыслы, при которых извлекается прибыль от принятия на себя рисков: страхование от огня, страхование жизни и др.

Аренда в то время не рассматривалась как самостоятельный вид деятельности. Если промысел отдается в арендное содержание, пишет К.Г. Рау, то это не делает никакой разницы в окладе налога и сторонам предоставляется право условиться, кто должен нести подать (1, с. 96). К.Г. Рау считает, в силу большого разнообразия промыслов, возможным составление промыслового кадастра передать на усмотрение сведущих и знакомых с местностью оценщиков. Пока же существующие законы весьма несовершенны. К.Г. Рау рекомендует следующие правила для наложения промысловой подати (1. с. 98):

1) подготовительная работа по статистике промыслов;

2) обязать законом подачу сведений предпринимателями о числе работников, машин, других сведений;

3) разбить промыслы на классы в зависимости от числа работников. капиталов, выявить пригодные признаки доходности;

4) для каждого разряда промыслов установить правила, как должны повышаться оклады налогов сообразно с численность и качеством работников;

5) установить для каждого разряда (классов) известный оклад налога. Но при этом сохранить индивидуальные обстоятельства, так, чтобы налогоплательщик имел свободу выбора между многими главными и второстепенными классами;

6) оценку всех отдельных плательщиков должна производить комиссия, выбираемая из числа граждан, отчасти промышленников, при содействии кадастровых чиновников;

7) раскладку налога можно производить самим обществом плательщиков, «так как они наилучшим образом знают промышленные отношения друг друга».

К.Г.Рау также отмечает, что в некоторых странах промысловую подать разлагают на две части, учитывая различие природы дохода (промысловая прибыль и процент на капитал).

И.И.Янжул [1846−1914] рассматривая промысел как объект налогообложения, отмечает, что промысел есть понятие относительное, которое можно понимать в широком и тесном смысле слова. В широком смысле промысел – это занятие, имеющее своею целью создание материальных ценностей или достижение вещественных благ в противоположность так называемым лицам свободных профессий. В узком смысле слова под промыслом понимается хозяйственное предприятие, в котором в качестве производительных элементов участвуют личные способности предпринимателя и капитал. Но оба элемента присутствуют в разной степени и мере. В труде ремесленника, единолично работающего, капитал занимает низшее место, а личный труд – первенствующее. В этом случае невозможно определить, какая часть своего дохода ремесленник получил в качестве промышленно прибыли, а что в качестве заработной платы. В крупном коммерческом и торговом предприятии капитал имеет наибольшую важность, в дивиденды акционеров входит промысловая прибыль, «хотя тут же присутствует и просто процент на затраченный капитал (2, с. 286).

Лица либеральных профессий облагаются не промысловым, а подоходным налогом. Что касается простой работы по найму, то И.И.Янжул ставит это в зависимость от тяжести косвенного налогообложения. Поэтому, заключает И.И.Янжул, под промыслом должно разуметь лишь такое занятие, которое производится с помощью капитала, которое дает доход, отчасти зависящий от затраченного капитала. В этом ограниченном смысле промысловый налог есть налог на предпринимательскую прибыль (2, с. 287). Отсюда следует, что труд ремесленный, без найма рабочей силы составляет отдельную группу налогоплательщиков. Это лица, говоря современным языком, ведут индивидуальную трудовую деятельность, их доход является смешанным доходом, без разделения на прибыль и заработную плату. Но капитал в крупных и малых предприятиях играет разную роль. И.И.Янжул приводит точку зрения экономистов, различающих три вида промыслового налога: 1) налоги на предприятия, в которых доминирует капитал как фактор дохода, 2) собственно промысловый налог, где капитал и труд являются равнодействующими факторами, 3) налог на прибыль от занятий, производимых личным трудом без капитала (2, с.287). Такое разделение промыслов сохраняет свою ценность, на наш взгляд, и сегодня.

И.И.Янжул указывает те же трудности определения точной величины промыслового налога, что и К.Г.Рау. Поэтому промысловый кадастр должен основываться не на специальном изучении точного экономического положения каждого промышленника, а на ознакомлении с доходностью каждого вида промыслов по их общим признакам. Открыть эти зависимости доходности от ряда факторов и составляет задачу финансовой науки и законодательной практики. После установления этой зависимости остается разгруппировать промыслы по известным классам и назначить этим классам соответствующие оклады налога.

И.И.Янжул выделяет внешние и внутренние признаки промыслового дохода. Внешние факторы носят объективный характер. Всем известно различие доходности (средней) видов промыслов, значит, возникает задача классификации видов промыслов так, чтобы обеспечить их равновесие, пишет И.И.Янжул. Расположение плательщика также является внешним, независимым фактором. К внутренним признакам промыслового дохода относятся размеры, например, оборотного капитала; производительность машин, число работников и т.д. Последовательность классификации может быть такой. Сначала предприятия разделяются по широте сбыта, затем по внутренней доходности, затем по объему предприятия, с возможным привлечением коэффициентов. Практика установления промыслового налога в Европе, различалась от страны к стране, по-разному комбинируя известные факторы.

Петр I Великий [1682−1725] взял курс на создание регулярного общества, что наложило свою печать на методологию налогообложения. При Петре I были установлены гильдии и цехи, но прежде всего как полицейско-государственный, а не финансовый институт. Дело в том, что купцы платили, наряду с другими неслужилыми сословиями, подушную подать. Однако Петр приказал провести особую перепись, характер которой позволяет предположить о его намерении установить промысловый кадастр. Было приказано произвести перепись городских жителей – купцов, посадских и слободских людей, с указанием характера промысла и ремесел, объема промыслов и размеров наемной платы за помещение. (Во Франции существовал налог на личные доходы лиц либеральных профессий в размере 1/15 с квартирной платы). В 1775 г. купцы были освобождены от частных промысловых сборов и подушной подати. Гильдии получили, таким образом, фискальное значение. К первой гильдии относились те, кто объявлял свой капитал более, чем 10 000 руб.; ко второй – от 1000 руб. до 10 000 руб., к третьей – от 500 до 1000 руб. Никакие доносы на утайку имущества не принимались. В 1785 г. были более точно определены права торгового класса, закрепленные в «Городском положении». В 1885 г. были приняты «Правила об обложении торговых и промышленных предприятий добавочным капиталом». Новый государственный промысловый налог был введен в 1898 г. Таков общий ход событий, остановимся на деталях.

Важнейшую часть промыслового обложения составляли так называемые пошлины за право торговли. Все торгово-промышленные действия разделялись на две категории: производимые без платежа и на производимые с платежом. Для всех торгово-промышленных действий, не освобожденных законом от налогообложения, предприниматели обязаны были брать особые свидетельства и билеты с определенной платой в пользу казны за те и другие. Свидетельства были двух родов: купеческие или гильдейские и просто промысловые. Гильдий с 1865 г. осталось две. К первой гильдии относилась оптовая торговля, включая иностранными товарами. Кроме того, свидетельства первой гильдии были обязаны выбирать и для ведения некоторых видов промыслов (с особой доходностью). Сюда входили банки, страхование, транспорт и т.п. предприятия. Плата за свидетельство первой гильдии составляло 565 руб. Промысловые свидетельства выдавались на содержание заводских, фабричных и ремесленных заведений на мелочную и развозную торговлю и т.д. Вторая форма пошлин за право торговли и промыслов выражалась в обязательном взятии билета на каждое отдельное торговое или промышленное заведение.

Недостатком описываемой системы была неравномерность налогообложения. Крупные предприятия пользовались незаслуженными привилегиями, не оправданные ни фискальными, ни экономическими, ни политическими соображениями, отмечает И.И.Янжул. Так, кредитные учреждения с капиталом более 50 000 тыс. руб. обязаны были выкупать свидетельства первой гильдии. В результате одинаковую сумму налога платили единоличные предприниматели, общества взаимного кредита с капиталом 50−60 тыс. руб., акционерные банки с капиталом несколько млн. руб. (3, с. 210).

В 1885 г. принимаются новые правила обложения торговых и промышленных предприятий. Был введен дополнительные сборы. Первый сбор был процентным, взимался с чистой прибыли в размере 3-х, а с 1899 г. – 5- ти процентов. Процентный сбор взимался с акционерных обществ и товариществ на паях и других видов товариществ. Второй сбор был раскладочным, сбор взимался со всех остальных предприятий. Первоначально заводы и фабрики не являлись плательщиками сбора, они платили акцизы, но с 1892 года раскладочный сбор распространился и на них (2, с. 303). Раскладочный налог был призван учесть местные особенности в условиях ведения предпринимательской деятельности, учитывая специфику промыслового налога. Достоинства раскладочного налога также в том, указывает И.И.Янжул, что он дает возможность достигнуть необходимого разнообразия в размере дополнительного обложения, сопряженного с необходимою уравнительностью (2, с. 303). Законом от 15 января 1885 года податные присутствия получили право освобождать от дополнительного налога предприятия, находящиеся в затруднительном положении по незначительности оборотов и другим причинам. Правда, эти освобождения падали на других плательщиков в силу неизменности величины раскладки.

8-го июня 1898 г. утверждается новый закон о промысловом налоге. Государственный промысловый налог состоит из основного и дополнительного. Основной промысловый налог уплачивается посредством выборки промысловых свидетельств, за исключением некоторых, специально указываемых предприятий. Территория страны разделена на четыре класса, сообразно развитию степени промышленности и торговли. Сами предприятия и промысловые занятия распределяются на разряды. Для торговли было установлено пять разрядов, а промышленности – восемь разрядов. Дополнительный промысловый налог взимается по-разному. Акционерные и другие предприятия, обязанные публичной отчетностью, уплачивают налог с капитала и процентного сбора с прибыли. Налог с капитала взимался в размере 15 коп. с каждой сотни рулей основного капитала. Процентный сбор с прибыли взимался в пределах 3−6 %, смотря по размеру прибыли. Другие предприятия уплачивают налог в виде: раскладочного сбора и процентного сбора с прибыли, превышающие определенный законом размер (2, с. 308).

В среднем за последующий четырехлетний период общие поступления промыслового налога составили 68 млн. руб. (в год). В том числе:

− основной налог, взимавшийся за промысловые свидетельства, составивший 34 млн. руб.;

− дополнительный налог с акционерных и других обществ – 18,5 млн. руб.;

− дополнительный налог с прочих предприятий – 15,5 млн. руб. (9 млн. руб. в виде раскладочного налога; 6,5 млн. руб. процентного сбора с излишков прибыли).

В последующие годы в законодательство о промысловом налоге вносились изменения. В 1900 году лица, имевшие несколько заведений, получи право отчитываться по совокупности дохода. В 1901 на 1,5 млн. руб. были уменьшены платежи в целях развития добычи золота и платины. В 1902 г. была установлена уголовная ответственность за искажения публичной отчетности. И.И.Янжул по этому поводу замечает, что впервые введена уголовная ответственность за обман казны, который, по понятиям большинства, не считается даже грехом (2, с. 311).

По закону, налог пересматривается каждые пять лет. Новый налог дал положительные результаты, увеличились доходы казаны, при этом возросла равномерность налогообложения. И.И.Янжул высказывает пожелание по данному налогу в части развития мелкого промысла, «от которого кормится значительная часть не только городского, но сельского населения».

История налога интересна и поучительна. Видно, как росло мастерство финансовой службы. Сложный объект налогообложения, но путем дифференцированного подхода удалось создать эффективную систему налогообложения. Тем не менее, фискальные возможности промыслового налога не были использованы в полной мере. Этому «послужили» такие причины:

− низкая налоговая дисциплина основной массы налогоплательщиков. Широко практиковалось уклонение от налога через завышение разного рода затрат и т.д. Многие акционерные общества вели тройную бухгалтерию (годовые финансовые отчеты формировались для директоров правления, акционеров и казенной палаты) (3, с. 216).

− экономическая и кредитная политика правительства. Только при Павле I (1796-1801) и в последующие годы стали приниматься решения в пользу крестьян, но они так и не стали равноправными предпринимателями, а освобождение крестьян было проведено не в их пользу. Основная часть банковских ссуд направлялась на кредитование дворянских хозяйств на льготных условиях, а на кредитование промышленности и торговли шли ничтожные суммы (4. с.114);

− несовершенство правил налогообложения и налогового контроля. Фабриканты признавались, что «вывести по правилам бухгалтерии можно какую угодно чистую прибыль» (3, с. 217), а контроль отличался своей лояльностью.

На фоне истории промыслового налога в России отчетливо выступают проблемы налогообложения предпринимательской деятельности в современных условиях. В настоящее время действуют общий и специальный налоговый режимы. Существует ли соразмерность налоговых форм? Можно ли признать удобным существующий порядок исчисления налога на доходы индивидуальных предпринимателей, принимающих общий режим налогообложения? В какой мере учтены факторы, определяющие результаты предпринимательской деятельности в рамках различных специальных налоговых режимов? Эти и другие вопросы ждут своих исследователей.

Список литературы

1. Рау К.Г. Основные начала финансовой науки. Перевод с пятого немецкого издания / под ред. В.Лебедева. − С.Петербург, 1868. 374 с.

2. Янжул И.И. Основные начала финансовой науки. Учение о государственных доходах. 4-е изд., изм. и дополн. – С.-Петербург, 1904. 405 с.

3. История налогов в России IX – начале XX века. / Захаров В.Н. [и др.]. − М.: РОХСПЭН, 2006. 296 с.

4. Тимошина Т.М. Экономическая история России: учеб. пособ. / Под ред. М.Н.Чепурина. – 9-е изд., перераб. и доп. – М.: «Юстицинформ», 2003. 416 с.

НАЛОГ, ПРОМЫСЛОВЫЙ

налог на предприятия, артели и др., занимающиеся мелким, местным промыслом в пределах страны (практикуется в странах Западной Европы).

НАЛОГ, ПРОМЫСЛОВЫЙ

прямой реальный налог на промышленные, торговые, кустарные предприятия, существовавший еще в средние века как государственный сбор за право заниматься определенными видами торгово-производственной деятельности. В России введен в конце XVIII в. в форме гильдейского сбора. В настоящее время потерял свое значение.

НАЛОГ, ПРОМЫСЛОВЫЙ

налог на торгово-промышленное предприятие; объектом (предметом) обложения государственным промысловым налогом по действующему в СССР законодательству являются: торговые и промышленные предприятия и заведения, а также некоторые виды единоличных ремесл и промысловых занятий. Государственный промысловый налог в СССР составляется из патентного и уравнительного сборов.

а) Патентным сбором называется сбор, взимаемый при выдаче патента; патентом же называется разрешительное свидетельство, дающее право на производство торговли или промысла. Взимание патентного сбора производится вперед за каждую половину хозяйственного года; для отдельных видов предприятий установлены трехмесячные и одномесячные патенты (сезонные патенты);

б) уравнительным сбором называется обложение, взимаемое в известном проценте с оборота торговых и промышленных предприятий. Исчисляется уравнительный сбор за каждую четверть календарного года в процентном отношении к сумме оборота.

НАЛОГ, ПРОМЫСЛОВЫЙ

англ. patent fee) – прямой реальный налог на кустарные, пром., торг. и трансп. предприятия. Существовал еще в ср. века как гос. сбор за разрешение на занятие к.-л. видом производств. деятельности (уплачивался путем выборки особых свидетельств-патентов). Наиболее широкое распространение получил на стадии домонополистич. капитализма, когда определение чистой доходности предприятий было связано со значит. трудностями и платежеспособность определялась по внешним признакам: величина капитала (основного и оборотного), сумма оборота, численность занятых, фонд заработной платы, мощность машинных установок и т.п. Как правило, П.н. включал в себя патентный сбор и дополнит. платеж, в составе к-рого патент засчитывался как аванс. В большинстве случаев патентное обложение носило раскладочный характер. В соответствии с предполагаемой прибыльностью субъекты подразделялись на категории и классы, по к-рым устанавливались дифференцированные процентные ставки. Уровень обложения зависел от местоположения предприятия, т.е. от торгово-пром. значения соотв. населенного пункта. В торговле размер облагаемого оборота определялся по видам торговли: оптовая, розничная и т.п. В России промысловое обложение выделилось из поземельного (посошного) обложения. П.н. введен в конце XIX в. в форме гильдейского сбора. В 1863–65 установлена патентная система обложения, в соответствии с к-рой торговцы и промышленники были обязаны выбрать гильдейское (по двум гильдиям) или промысловое свидетельство (по неск. гильдиям) и билет на отдельное предприятие (патентный сбор). Эта система страдала рядом недостатков, важнейшим из к-рых была неравномерность обложения. В 1898 проведена реформа промыслового налогообложения. Вся тер. России подразделялась на четыре класса; торг. предприятия – на 5 разрядов в зависимости от вида деятельности, размера основного капитала, оборота, арендной платы за помещения или суммы подряда; промышл. – на 8 разрядов, гл. обр. по численности рабочих. Налог включал в себя осн. и дополнит. платежи. Осн. платеж представлял собой патентный сбор, устанавливаемый в твердых суммах в зависимости от разряда предприятия и класса местности. Предприятия, обязанные представлять отчетность, уплачивали дополнит. налог в виде налога на прибыль по прогрессивным ставкам (процентный сбор) и налога на осн. капитал по твердым ставкам. После Октябрьской революции 1917 П.н. сохранился, был увеличен круг плательщиков, повышены ставки. В период «военного коммунизма» он фактически утратил свое значение. С переходом к нэпу П.н. был первым денежным налогом, установленным Декретом от 26 июля 1921. П.н. облагались частные торг. и пром. предприятия и граждане, имевшие доходы от занятий промыслами. В 1922 П.н. распространили на гос. и кооперативные предприятия. Примитивность форм частной торгово-пром. деятельности, отсутствие налогового аппарата сказались на построении П.н. Он состоял из двух платежей: патентного сбора, уплачиваемого по твердым ставкам в зависимости от разряда предприятия, и уравнительного сбора, взимавшегося в процентах к обороту. В 1928 в П.н. были объединены два платежа: П.н. с надбавками на местные нужды и налог с обращения ценностей (заменивший ранее действовавший гербовый сбор с товарных сделок). П.н. стал взиматься как единый налог: с торгово-пром. предприятий – в процентах к обороту за текущий год, а с граждан – в твердых суммах; была введена система авансов. Все отрасли пром-сти и торговли делились на 16 категорий, для каждой из к-рых было установлено две ставки: одна для гос. и кооперативных предприятий (от 1,6 до 14,8% к обороту), др. – для предприятий частного сектора (от 2,15 до 17,15%). П.н. служил важным инструментом ограничения и вытеснения частного сектора и играл важную фискальную роль: в 1927– 28 гг. он составил около 22% совокупных налоговых поступлений (подоходный налог – около 9%). В ходе налоговой реформы 1930 платежи по обобществленному сектору в виде акцизов, П.н. и ряда др. налогов были объединены в налоге с оборота. П.н. стал распространяться только на частные предприятия. С 1935 частную торговлю для граждан запретили; др. виды промыслов резко ограничили. Постепенно взимание П.н. прекратилось. П.н. сохраняется в нек-рых развитых странах в качестве местного налога. Цель его взимания – привлечение лиц, занимающихся предпринимат. деятельностью, к участию в расходах местных органов власти, вызванных этой деятельностью (финансирование коммунальной инфраструктуры, охрана окружающей среды). Наиб. значение П.н. имеет в ФРГ (8% совокупных налоговых поступлений в 1999), где он поступает в бюджеты общин (за вычетом доли федерации и земель) и является основой их финансовой автономии. Взимается на основе Закона о промысловом налоге в редакции от 21 марта 1991. П.н. облагаются пром. торг. и др. предприятия (кроме деятельности в сфере сельского и лесного хоз-ва, а также свободных профессий), независимо от их организационно-правовой формы (физич. и юридич. лица). Объектами обложения являются промысловый доход и промысловый капитал. Первый показатель отражает объективный доходный потенциал предприятия и представляет собой скорректированную прибыль предприятия до уплаты налога на прибыль, а второй – скорректированную стоимость имущества предприятия. П.н. на капитал взимается и в том случае, если предприятие несет убытки. По нему не устанавливается необлагаемый минимум. По П.н. на доход необлагаемый минимум предоставляется только физич. лицам и товариществам (48 тыс. марок в старых землях ФРГ и 144 тыс. – в новых). Ставки П.н. устанавливаются на двух уровнях: базовые (основные) ставки, утверждаемые законодательством федерации (для П.н. на доход – 5%; на капитал – 0,2%); поправочный коэффициент (мультипликатор), вводимый местными органами власти, размер к-рого колеблется по отд. общинам от 2,5 до 6. Средний размер коэффициента в начале 90-х гг. составлял 4, следовательно, средняя ставка П.н. на доход равнялась 20%, а на капитал – 0,8%. Размер коэффициента является фактором конкуренции между общинами, а через них – и между землями. Снижая уровень обложения, общины создают на своей тер. более привлекательные условия для бизнеса. П.н. ведет к ухудшению конкурентоспособности предприятий ФРГ, поэтому предполагается отменить его в ходе начавшейся в 1998 налоговой реформы. В новых землях ФРГ П.н. на капитал не взимается. Определенное сходство с П.н. имеет налог на доходную (профессиональную) деятельность во Франции, введенный Законом от 29 июля 1975, к-рый заменил прежний сбор за выдачу патента. Объектами обложения являются валовый доход (фонд заработной платы) и капитал предприятия, оцениваемый по арендной стоимости используемой недвижимости. Общая сумма налога не должна превышать 6% стоимости, добавленной предприятием.

-(англ. patent fee) - прямой реальный налог на кустарные, промышленные, торговые и транспортные предприятия. Существовал еще в средние века как государственный сбор за разрешение на занятие каких-либо видом производственной деятельности (уплачивался путем выборки особых свидетельств-патентов). Наиболее широкое распространение получил на стадии домоно-полистичесвкого капитализма, когда определение чистой доходности предприятий было связано со значительными трудностями и платежеспособность определялась по внешним признакам: величина капитала (основного и оборотного), сумма оборота, численность занятых, фонд заработной платы, мощность машинных установок и т.п. Как правило, промысловый налог включал в себя патентный сбор и дополнительные платеж, в составе которого патент засчитывался как аванс. В большинстве случаев патентное обложение носило раскладочный характер. В соответствии с предполагаемой прибыльностью субъекты подразделялись на категории и классы, по которым устанавливались дифференцированные процентные ставки. Уровень обложения зависел от местоположения предприятия, то есть от торгово-промышленного значения соответствующего населенного пункта.

В торговле размер облагаемого оборота определялся по видам торговли: оптовая, розничная и т.п. В России промысловое обложение выделилось из поземельного (посошного) обложения промысловый налог введен в конце XIX века в форме гильдейского сбора. В 1863-65 г.г. установлена патентная система обложения, в соответствии с которой торговцы и промышленники были обязаны выбрать гильдейское (по двум гильдиям) или промысловое свидетельство (по нескольким гильдиям) и билет на отдельное предприятие (патентный сбор). Эта система страдала рядом недостатков, важнейшим из которых была неравномерность обложения. В 1898 году проведена реформа промыслового налогообложения.

Вся территория России подразделялась на четыре класса; торговые предприятия на 5 разрядов в зависимости от вида деятельности, размера основного капитала, оборота, арендной платы за помещения или суммы подряда; промышленные - на 8 разрядов, главным образом по численности рабочих. Налог включал в себя основные и дополнительные платежи. Основной платеж представлял собой патентный сбор, устанавливаемый в твердых суммах в зависимости от разряда предприятия и класса местности. Предприятия, обязанные представлять отчетность, уплачивали дополнительный налог в виде налога на прибыль по прогрессивным ставкам (процентный сбор) и налога на основной капитал по твердым ставкам. После октябрьской революции 1917 года промысловый налог сохранился, был увеличен круг плательщиков, повышены ставки. В период «военного коммунизма» он фактически утратил свое значение. С переходом к нэпу промысловый налог был первым денежным налогом, установленным Декретом от 26 июля 1921. Промысловым налогом облагались частные торговые и промышленные предприятия и граждане, имевшие доходы от занятий промыслами. В 1922 году подоходный налог распространили на государственные и кооперативные предприятия. Примитивность форм частной торгово-промышленной деятельности, отсутствие налогового аппарата сказались на построении промыслового налога. Он состоял из двух платежей: патентного сбора, уплачиваемого по твердым ставкам в зависимости от разряда предприятия, и уравнительного сбора, взимавшегося в процентах к обороту. В 1928году в промысловом налоге были объединены два платежа: промысловый налог с надбавками на местные нужды и налог с обращения ценностей (заменивший ранее действовавший гербовый сбор с товарных сделок). Промысловый налог стал взиматься как единый налог: с торгово-промышленных предприятий - в процентах к обороту за текущий год, а с граждан - в твердых суммах; была введена система авансов. Все отрасли промышленности и торговли делились на 16 категорий, для каждой из которых было установлено две ставки: одна для государственных и кооперативных предприятий (от 1,6 до 14,8% к обороту), другая - для предприятий частного сектора (от 2,15 до 17,15%). Промысловый налог служил важным инструментом ограничения и вытеснения частного сектора и играл важную фискальную роль: в 1927-28 гг. он составил около 22% совокупных налоговых поступлений (подоходный налог - около 9%). В ходе налоговой реформы 1930 платежи по обобществленному сектору в виде акцизов, промыслового налога и ряда других налогов были объединены в налоге с оборота. Промысловый налог стал распространяться только на частные предприятия. С 1935 года частную торговлю для граждан запретили; другие виды промыслов резко ограничили. Постепенно взимание промыслового налога прекратилось.

Промысловый налог сохраняется в некоторых развитых странах в качестве местного налога. Цель его взимания - привлечение лиц, занимающихся предпринимательской деятельностью, к участию в расходах местных органов власти, вызванных этой деятельностью (финансирование коммунальной инфраструктуры, охрана окружающей среды). Наибольшее значение промысловый налог имеет в ФРГ (8% совокупных налоговых поступлений в 1999), где он поступает в бюджеты общин (за вычетом доли федерации и земель) и является основой их финансовой автономии.

Взимается на основе Закона о промысловом налоге в редакции от 21 марта 1991 г. Промысловым налогом облагаются промышленные, торговые и другие предприятия (кроме деятельности в сфере сельского и лесного хозяйства, а также свободных профессий), независимо от их организационно-правовой формы (физического и юридического лица). Объектами обложения являются промысловый доход и промысловый капитал. Первый показатель отражает объективный доходный потенциал предприятия и представляет собой скорректированную прибыль предприятия до уплаты налога на прибыль, а второй - скорректированную стоимость имущества предприятия. Промысловый налог на капитал взимается и в том случае, если предприятие несет убытки. По нему не устанавливается необлагаемый минимум. По промысловому налогу на доход необлагаемый минимум предоставляется только физическим лицам и товариществам (48 тыс. марок в старых землях ФРГ и 144 тыс. - в новых).

Ставки промыслового налога устанавливаются на двух уровнях: базовые (основные) ставки, утверждаемые законодательством федерации (для промыслового налога на доход- 5%; на капитал - 0,2%); поправочный коэффициент (мультипликатор), вводимый местными органами власти, размер которого колеблется по отдельным общинам от 2,5 до 6. Средний размер коэффициента в начале 90-х гг. составлял 4, следовательно, средняя ставка промыслового налога на доход равнялась 20%, а на капитал - 0,8%. Размер коэффициента является фактором конкуренции между общинами, а через них - и между землями. Снижая уровень обложения, общины создают на своей территории более привлекательные условия для бизнеса.

Промысловый налог ведет к ухудшению конкурентоспособности предприятий ФРГ, поэтому предполагается отменить его в ходе начавшейся в 1998 году налоговой реформы. В новых землях ФРГ промысловый налог на капитал не взимается. Определенное сходство с промысловым налогом имеет налог на доходную (профессиональную) деятельность во Франции, введенный Законом от 29 июля 1975 года, который заменил прежний сбор за выдачу патента. Объектами обложения являются валовый доход (фонд заработной платы) и капитал предприятия, оцениваемый по арендной стоимости используемой недвижимости. Общая сумма налога не должна превышать 6% стоимости, добавленной предприятием.

Подпишись и узнай о самых интересных новостях мира бизнеса

Промысловый налог — налог за право ведения предпринимательской деятельности (промысла). Во многих странах является основным местным налогом, обеспечивающим деятельность Муниципальных образований.

Содержание

  • 1 История налога в России
    • 1.1 Древняя Русь
    • 1.2 Реформа Петра I
    • 1.3 Реформа Екатерины II
    • 1.4 Реформа Канкрина
    • 1.5 Реформа Александра II
    • 1.6 Реформа Александра III
    • 1.7 Реформа Николая II
    • 1.8 Налог после Октябрьского переворота
  • 2 Ссылки

В Древней Руси, бывшей страной земледельческой, самым существенным источником для уплаты взимавшихся в то время сборов были сельские промыслы, связанные с землей. Сначала поземельной, а потом общей податной единицей была соха. При обложении торговли и промыслов податной единицей являлась особая промысловая соха, выражавшая податную силу разных промыслов, напр., в соху клалось разное число торговых людей, смотря по степени их имущественной состоятельности; или же сохе приравнивались: в рыбном промысле — каждый невод, в солеваренном — каждая солеваренная сковорода и т. п.

В XVII веке с посадских, то есть городских обывателей, представлявших собою преимущественно торговый и промышленный класс, взимались своего рода подоходные налоги (каждая 5-я и 30-я деньга) . [1]

В 1721 году Пётр Великий, стремясь объединить купечество в общественном отношении (чтобы «рассыпанную сию храмину паки собрать» гласил указ Петра об учреждении в С.-Петербурге Главного магистрата), разделил граждан (городских обывателей) на гильдии: первую гильдию составляли крупные купцы и промышленники, вторую гильдию — мелкие купцы и ремесленники (последние, в свою очередь, разделялись на цехи), а прочие граждане (чернорабочие и наемники) были включены в третий разряд, который уже не назывался гильдией. При учреждении Петром гильдий, к таковым не было приурочено никакого специального сбора.

В 1722 году на посадских, в том числе и на купцов, была распространена подушная подать в размере 40 алтын или 1 руб. 20 коп. с души (прежние сборы отпали), но рядом с последней взимались различные сборы с некоторых промыслов, напр., с лавок, харчевен, бань, кузниц, мельниц, рыбных ловель и т. д. Число таких сборов постоянно возрастало, но все они носили случайный характер и устанавливались без всякой системы . [1]

В 1775 г. Екатерина II отменила разные сборы с отдельных промыслов и установила гильдейский сбор с купеческого сословия, которое вместе с тем было освобождено от подушной подати.

Манифест 17 марта 1775 установил для купцов особую систему обложения. Вместо подушной подати с них стали взимать налог в 1 % с добровольно объявляемого ими капитала. Для каждой из 3 гильдий установили мин. капитал: 500, 1000, 10 тыс. руб. Запись в более высокую гильдию поощрялась особыми правами: 3-я гильдия — торговля в пределах города и уезда, 2-я — торговля по всей стране, 1-я — зарубежная торговля. Как правило, купцы заявляли минимальный капитал; т. о., процентный гильдейский сбор стал на деле не налогом с капитала, а сбором твёрдого размера за право торговли.

Гильдейская система 1775 относилась только к купцам и ограничивала торговлю крестьян. Положение изменил Павел I, который установил для торгующих крестьян твердый сбор: 25 или 100 руб. в год в зависимости от размера торговли. Развивая эту линию, Александр I в 1812 установил для крестьян такую же систему, что для купцов: их обязали выбирать крестьянские торговые свидетельства, заявляя капитал и платя с него налог. За свидетельство 1 рода (капитал 50 тыс.) взималось 2,5 тыс. руб., 2 рода (25 тыс.) — 1 тыс., 3 рода (8 тыс.) — 400, 4 рода (2 тыс., с 1821 — 4 тыс.) — 2, позднее — 5 %. Эта шкала отличалась от купеческой только наличием 4 разряда.

Постепенный рост гильдейских сборов (до 6‒7 % с капитала) привел к тому, что многие купцы стали переходить в мещане. Право последних на производство «мелочного торга» оплачивалось только подушной податью. Отдельно торгующие дальние родственники или даже не родственники стали заявлять «семейный капитал». Доход от гильдейского сбора упал с 15,2 млн руб. ассигнациями в 1813 до 9,5 млн в 1824 . [2]

В 1824 г., по инициативе графа Канкрина, было издано «Дополнительное постановление об устройстве гильдий и о торговле прочих состояний». Этот закон положил начало новому периоду в развитии русского законодательства о торгово-промышленном обложении и внёс в него начала патентной системы, заимствованной из Франции. Оно более чётко определило права различных групп торговцев и увеличило их число.

Крестьянские свидетельства («патенты») первых 4 разрядов (всего — 6) оказались дороже соотв. купеческих и мещанских: 2,6 тыс., 1,1 тыс., 400, 150 руб. против 2,2 тыс., 880 и 220 руб. для купцов (гильдейский сбор не только формально, но и фактически приобрел твёрдый размер).

Мещанские свидетельства (2 разряда) стоили от 40 до 120 руб. (в зависимости от города).

Появились свидетельства (от 40 до 80 руб.) и для прежде не облагавшихся приказчиков (торговцев, не имеющих капитала и работающих по найму).

Важным новшеством реформы 1824 стало появление, помимо сборов за свидетельства, «билетов» на лавки. Купцы и крестьяне первых 3 разрядов получили право на 3 бесплатные лавки (за дополнительные приходилось платить от 50 до 100 руб. в зависимости от местности); мещане и крестьяне 4-го разряда — по 1 лавке; 5 и 6 крестьянский разряд обходились без лавок. Начав переносить налог с личности торговца на его дело, положение 1824 способствовало более точной оценке платежеспособности предпринимателей . [2]

Рост торговых сборов 1825 года вскоре сменился новым упадком.

Очередная реформа воплотилась в Положении о пошлинах за право торговли и других промыслов от 1 января 1863 (уточнено 9 февраля 1865). Принципы обложения сохранились: патент плюс билет. Но существовавшие прежде 3 параллельные шкалы патентов (для купцов, крестьян и мещан) свелись к одной. Купеческих гильдий осталось две: 1-я отныне обеспечивала право только оптовой торговли по всей стране; 2-я — розничной торговли в пределах города и его уезда. Оклад по 1-й гильдии остался единым (265 руб. серебром), по 2-й гильдии установили 5 разрядов в зависимости от местности (от 25 до 65 руб.).

Крестьянские свидетельства уступили место промысловым: на мелочной торг (те же 5 разрядов от 8 до 20 руб.), на развозной торг мануфактурой и колониальными товарами (повсеместно 15 руб.), разносный торг ими же (6 руб.) и мещанские промыслы. Приказчичьи свидетельства 2 разрядов стоили от 5 до 20 руб. (только в местностях 1‒3 классов). От класса местности зависела и цена билета на отдельные заведения (от 2 до 30 руб.) . [2]

Ослабив сословный принцип в торговом обложении, реформа 1863‒65 сохранила неравномерность обложения, в ответ 15 января 1885 появился закон «О дополнительном обложении промышленных и торговых предприятий сборами процентным и раскладочным».

Процентный сбор (3 % с прибыли, с 1893 — 5 %) взимался с «отчётных» предприятий. В эту группу входили акционерные общества, обязанные каждый год публиковать отчеты и вести легко проверяемую бухгалтерию. Раскладочный сбор относился к «неотчётным» предприятиям, прибыль которых точно не устанавливалась. Общая сумма раскладочного сбора по империи утверждалась каждые 3 года и распределялась между губерниями в зависимости от числа выбранных в них патентов, а также «по сумме производства фабрик и заводов». Между отдельными предприятиями оклады разверстывались пропорционально предполагаемым прибылям. Этим занимались спец. присутствия, состоявшие в основном из выборных представителей плательщиков. Их работой руководили податные инспектора, появившиеся по закону 30 апреля 1885. Отталкиваясь от заявления плательщика, присутствие могло и повысить указанный им размер прибыли. Изначально раскладочному сбору подлежали только гильдейские предприятия, с 1889 — также и более мелкие. В 1893 сумма раскладки с негильдейских предприятий достигала 1,7 % их предполагаемых прибылей, с гильдейских — 2,3 %.

Своего рода дополнением к реформе 15 января 1885 стало введение 20 мая 1885 сбора с доходов от ценных бумаг и банковских вкладов (в размере 5 %) . [2]

«Положение о государственном промысловом налоге» от 8 июня 1898 года вместо пропорционального устанавливало прогрессивный сбор с прибыли отчётных предприятий: по мере роста прибыли ставка налога возрастала с 3 до 5 %. Кроме того, для отчётных предприятий появился новый сбор: налог с капитала (0,15 %).

Ещё одна составляющая появилась и в дополнительном сборе для неотчётных предприятий: процентный налог «с излишка прибыли». Если вычисленная раскладочным присутствием прибыль превышала 30-кратную стоимость выбранного промыслового свидетельства, то с каждых 30 руб. этого «излишка прибыли» 1 руб. уходил в казну. Т. о., новый закон гарантировал, что ни одно предприятие не заплатит налога менее 3 %.

промысловый налог по-прежнему уплачивался выборкой патента, но теперь они стали называться промысловыми свидетельствами. Цена свидетельства зависела от определяемого по разным признакам размера предприятия и его отрасли (5 разрядов для торговых предприятий, 8 — для промышленных), а также от местности (4 разряда). Кроме того, завершился процесс переноса промыслового обложения с личности предпринимателя на его предприятие: свидетельства теперь выбирались не на отдельного купца, а на отдельное заведение (1 заведение — 1 патент). Система билетов на предприятия стала излишней, её отменили. Исчезла и зависимость торговых прав от сословной принадлежности. Желающие носить купеческое звание с 1898 стали выбирать отдельные купеческие свидетельства только на звание, которые никак не влияли на их предприятие . [3] [1]

Нововведения 1898 года обеспечили значительный рост сборов налога.

Во время Гражданской войны по мере расстройства товарно-денежных отношений роль налога снизилась, взимание его было прекращено.

Возрождённый Положением 26 июля 1921, он вновь состоял из 2 частей — твёрдого патентного сбора и «уравнительного налога» в процентах от оборота. Изначально от налога освобождались кооперативы и гос. предприятия. С 1922 они тоже оказались в числе плательщиков, однако по сравнению с частными предпринимателями им предлагались льготные ставки. Усилению регулирующей роли промыслового налога способствовало установленное в 1923 правило об обязательном ведении торговых книг частными предприятиями (кроме самых низших разрядов).

В 1926 состоялась реформа, имевшая целью установить шкалу, более точно учитывающую платежеспособности предприятий, чтобы повысить общий размер сбора. В результате промышленные предприятия оказались разбиты на 15 разрядов (вместо 12 по предыдущему Положению), торговые — на 6 разрядов с 88 подразрядами (вместо 5 разрядов с 55 подразрядами). Ставки патентного сбора для всех разрядов были повышены. При этом в зачет «уравнительного сбора» принималось не 100 %, как раньше, а 50 % стоимости патента. Ставка самого «уравнительного сбора» колебалась от 0,5 до 12 % оборота в зависимости от отрасли и формы собственности — частная, государственная, кооперативная (последние 2 имели существенное преимущество).

2 года спустя налог реформировали в обратном направлении. Сложную шкалу сменила разбивка на 16 категорий с колебанием ставок от 1,6 до 17,15 % в зависимости от оборота предприятия, его отраслевой принадлежности и формы собственности. Для всех предприятий (не считая мелкой торговли и личных промыслов) патент отменили, остался лишь «уравнительный сбор». Реформа 1928 была связана с целенаправленной политикой правительства по искоренению частного предпринимательства.

Наиболее существенной стала реформа промыслового налога 1930 в рамках перестройки всей налоговой системы. Из-под действия налога оказались выведены гос. предприятия, а большинство остальных попало под действие твёрдых ставок. Налог в виде процента от оборота сохранился лишь для частных предприятий, имевших больше 3 наёмных рабочих. Твердые ставки устанавливались с таким расчётом, чтобы вынуждать частных предпринимателей к ликвидации дел. Окончательная отмена промыслового налога произошла в 1940.

Аналогом промыслового налога в РФ является единый налог на вменённый доход для определённых видов деятельности.

Читайте также: