Налоговый контроль в узбекистане

Опубликовано: 16.05.2024


Положение утверждено постановлением Кабинета Министров от 7.01.2021 г. № 1 . Ранее положения о проведении налоговых проверок утверждались постановлениями ГНК.

Документ устанавливает проведение следующих видов налоговых проверок:

  • камеральная налоговая проверка;
  • выездная налоговая проверка;
  • налоговый аудит.

Права налогоплательщиков при проведении проверок:

  • не выполнять требования представителей налоговых органов, не связанных с проверкой;
  • участвовать в налоговых проверках лично или через своего представителя;
  • давать разъяснения проверяющим налоговым органам, связанные с вопросами исполнения налогового законодательства;
  • не подавать в налоговый орган истребуемые документы (их копии), представленные во время предыдущих камеральных или выездных налоговых проверок или в ходе налогового мониторинга;
  • заявить отвод эксперту и просить о назначении выбранного им эксперта;
  • присутствовать при производстве экспертизы с разрешения должностного лица налогового органа и давать объяснения эксперту, знакомиться с его заключением;
  • знакомиться с материалами налоговой проверки и получить акт по ней;
  • обжаловать неправомерные действия должностных лиц налоговых органов;
  • представить заключение организации налоговых консультантов в качестве обоснования несоответствия, указанного в заявлении по результатам камеральной налоговой проверки.

Налогоплательщик вправе не допускать налоговых инспекторов на территорию и в места для проведения выездных налоговых проверок или налогового аудита в следующих случаях :

  • если приказ о проведении выездной налоговой проверки не был соответствующе оформлен и копия приказа не выдана налогоплательщику, кроме случаев, когда налогоплательщик отказывается ее получить;
  • если в приказе о назначении проверки не указан проверяющий инспектор, инспектор не предоставил служебное удостоверение;
  • если сроки проведения проверок истекли или не начались.

Некоторые обязанности налогоплательщиков при проведении проверок:

  • предоставить бумажные копии документов, оформленных в электронном виде, за исключением электронных счетов-фактур, зарегистрированных в информационной системе электронных счетов-фактур по требованию должностного лица, проводящего проверку;
  • предоставить уточненный налоговый отчет по соответствующим налогам или документы, подтверждающие основания выявленных различий в течение 10 дней со дня получения требования по результатам камеральной проверки.

Камеральная проверка

Основания для проведения:

  • наличие риска нарушения налогового законодательства, выявленного на основании системы управления налоговыми рисками;
  • выявление неточностей или ошибок в поданной налогоплательщиком налоговой отчетности;
  • поступление в налоговый орган жалоб физических и юридических лиц о нарушениях требований налогового законодательства;
  • сдача уточняющей налоговой отчетности об уменьшении суммы подлежащего уплате налога или увеличении суммы убытков, указанных в ранее поданной налоговой отчетности.

Продолжительность проведения камеральной проверки не должна превышать 60 дней. Проверка проводится на основании приказа. Проверяющий запрашивает документы согласно утвержденному положением запросу. В свою очередь, налогоплательщик в течение 5 дней с момента получения запроса должен предоставить документы (срок может быть увеличен по заявлению налогоплательщика). Документы предоставляются в виде заверенных копий. По результатам проверки составляется заключение.

Требование по результатам проверки.

Налоговый орган в течение 2 дней отправляет налогоплательщику требование об устранении неточностей или ошибок в налоговой отчетности.

Налогоплательщик в свою очередь в течение 10 дней должен предоставить уточняющую налоговую отчетность с подтверждающими документами. Документы рассматриваются налоговым органом в течение 15 дней.

В случае выявления налоговых правонарушений составляется соответствующий акт.

Камеральная проверка по взысканию НДС определяется в соответствии с ПКМ № 489 от 14.08.2020 г.

Решение налогового органа по результатам камеральной проверки может быть обжаловано в вышестоящий налоговый орган или суд.

Выездная проверка

Основания для проведения:

  • наличие риска нарушения налогового законодательства, выявленного через систему управления налоговыми рисками;
  • обращения физических или юридических лиц о нарушениях налогового или валютного законодательства, в том числе о случаях необоснованного завышения цен на товары и услуги, незаконной предпринимательской деятельности по перевозке пассажиров легковыми автомобилями;
  • опубликование информации о налоговых и валютных нарушениях в СМИ;
  • необходимость получения дополнительной информации для объективного проведения камеральной проверки;
  • непредставление налогоплательщиком документов или информации по запросу налоговых органов по результатам проведения мониторинга по валютным операциям;
  • поступление информации, указывающей на налоговые и валютные нарушения, от судебных, правоохранительных органов, а также других госорганов и организаций.

Продолжительность проведения выездной проверки не должна превышать 10 дней. Проводится на основании приказа.

Выездная проверка по соблюдению налогоплательщиками правил торговли и оказания услуг, включая использование кассовых аппаратов и платежных терминалов, осуществляется через АИС «Soliq hamkor» ГНК.

В рамках проведения выездной проверки:

  • осуществляется налоговый контроль по учету объектов налогообложения и объектов, связанных с налогообложением;
  • проводится хронометражное обследование;
  • проверяется правильность использования кассовых аппаратов и платежных терминалов, в том числе через контрольную закупку;
  • проверяется соответствие фактической численности работников налогоплательщиков – юридических лиц и численности работников, отраженной в налоговой отчетности;
  • проверяется соблюдение налогового законодательства на рынках, торговых центрах и прилегающих к ним стоянках автотранспортных средств;
  • оценивается соблюдение правил торговли и услуг;
  • изучается количество полезных ископаемых, фактически добытых недропользователями;
  • проводится оценка своевременности выполнения платежных поручений налогоплательщиков и инкассовых поручений налоговых органов банками;
  • проверяется соблюдение резидентами и нерезидентами законодательства о валютном регулировании;
  • осуществляется контроль проведения инвентаризации активов и обязательств налогоплательщика;
  • проводится выемка документов и предметов.

По результатам выездной проверки составляется акт в 2 экземплярах. Копия акта выездной проверки вручается налогоплательщику после ознакомления с актом и подписания его с указанием даты получения.

Налоговый аудит

Проводится в следующих случаях:

  • принадлежность налогоплательщика к категории высокой степени риска налогового нарушения;
  • непредставление уточняющей налоговой отчетности, в том числе подтверждающих документов по результатам камеральной налоговой проверки;
  • в отношении добровольно ликвидируемых юрлиц (кроме налогоплательщиков, имеющих заключение налоговых консультантов по налогам);
  • в рамках проверки финансово-хозяйственной деятельности налогоплательщиков по уголовным делам;
  • в отношении прекративших деятельность ИП, кроме уплачивающих налог на доходы физических лиц в фиксированном размере.

Уведомление о проведении налогового аудита направляется налогоплательщику не менее чем за 30 календарных дней до начала налогового аудита. При наличии признаков уклонения от уплаты налогов налоговый орган вправе без предварительного уведомления налогоплательщика инициировать налоговую проверку по согласованию с ГНК.

Срок налогового аудита составляет 30 дней, однако он может быть продлен до 6 месяцев.

В ходе проведения налогового аудита:

  • проводится осмотр территорий и помещений;
  • запрашиваются необходимые для проверки документы, в том числе документы и сведения у третьих лиц;
  • проводится истребование документов и предметов;
  • проводится инвентаризация имущества налогоплательщика;

По результатам налогового аудита составляется акт в 3 экземплярах. Копия акта представляется налогоплательщику в течение 3 рабочих дней после завершения налогового аудита.

Подпись налогоплательщика на акте не свидетельствует о его согласии с результатами налоговой проверки. Налогоплательщик имеет право в течение 10 дней предоставить свои письменные возражения по результатам налогового аудита, с приложением подтверждающих документов.

Камеральная проверка и налоговый аудит осуществляются с уведомлением Уполномоченного по защите прав и законных интересов субъектов предпринимательства при Президенте, за исключением проверок физлиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность без госрегистрации.

Документ опубликован на государственном языке в Национальной базе данных законодательства и вступил в силу 8.01.2021 г.

Наргиза Вохидова.


- Какими будут проверки в 2021 году, и как они будут осуществляться?

- На основании статьи 137 Налогового кодекса, существует три вида налоговых проверок.

Первый вид – камеральная налоговая проверка. Согласно статье 138 Налогового кодекса, эта проверка проводится налоговым органом на основе анализа представленной налогоплательщиком налоговой отчётности, а также других документов и сведений о его деятельности, имеющихся у налогового органа.

Камеральная налоговая проверка проводится в целях проверки верного начисления налогоплательщиками (налоговыми агентами) налогов и сборов, своевременной и полной их уплаты в бюджет. Эта проверка проводится налоговым органом на основе изучения налоговой отчётности, предоставленной налогоплательщиком и налоговыми агентами, а также иной информации, имеющейся в налоговом органе о деятельности налогоплательщика.

- Какие меры будут применяться при выявлении недостатков в ходе камеральной проверки документов? Будет направлено требование или сразу будет применён штраф?

- При выявлении расхождений или ошибок в налоговой отчётности, налоговый орган направляет налогоплательщику требование об их устранении в десятидневный срок.

Если в ходе камеральной налоговой проверки будет выявлено налоговое правонарушение налогоплательщика, проверяющее должностное лицо составляет акт по данным обстоятельствам (Акт подписывается проверяющим должностным лицом и налогоплательщиком).

Результаты проверки будут рассматриваться с участием налогового органа и налогоплательщика, затем будет принято решение. При добровольной уплате налогоплательщиком суммы финансовой санкции, применённой на основании решения о привлечении налогоплательщика к ответственности в срок десяти дней, размер штрафа сокращается в два раза, то есть, налогоплательщик в течение десяти дней может уплатить половину сумму финансовой санкции.

Если налогоплательщик добровольно не исполнит решение, принятое по результатам камеральной налоговой проверки (дополнительно начисленный налог и (или) финансовые санкции), взыскание налогового долга осуществляется налоговым органом самостоятельно.

Следует отметить, что налогоплательщик может обжаловать решение налогового органа в вышестоящем налоговом органе или в суде.

Второй вид – выездная налоговая проверка. Согласно статье 139 Налогового кодекса, проверяется исполнение отдельных обязанностей налогоплательщиков в сфере налогообложения.

- Каков порядок и основания проведения выездной проверки?

- Выездная налоговая проверка проводится на основе обращений физических или юридических лиц о налоговых правонарушениях налогоплательщика, сведений, опубликованных в средствах массовой информации, электронной программе о налоговых рисках, обстоятельствах, выявленных при мониторинге по валютным операциям, сведений судебных, правоохранительных и других органов.

Выездная налоговая проверка проводится на основе уведомления Бизнес-представителя через единую систему. В ходе выездной налоговой проверки может проверяться следующее:

Проводится осмотр, хронометраж, проверяется применение контрольно-кассовой техники и расчётных терминалов, количество работников налогоплательщика, рынки, торговые комплексы и примыкающие к ним места для стоянки автотранспортных средств, соблюдение правил торговли и обслуживания, объёмы полезных ископаемых, фактически добытых налогоплательщиком, пользующимся недрами, своевременное исполнение платёжных и инкассовых поручений в банках, а также, соблюдение законодательства о валютном регулировании, проведение инвентаризации активов и обязательств.

- Что подразумевается под проверкой отдельных обязанностей?

- Под отдельными обязанностями налогоплательщика подразумевается соблюдение правил торговли, в том числе, применение контрольно-кассовой техники и расчётных терминалов, наличие документов, подтверждающих законное происхождение товаров, а также, отражение количества работников, поступлений и объёмов производства в налоговой отчётности, соблюдение требований законодательства о валютном регулировании и другие обязанности, установленные законодательством.

Третий вид – налоговый аудит. В соответствии со статьёй 140 Налогового кодекса, налоговый аудит осуществляется в отношении налогоплательщиков, принадлежащих к категории с высоким уровнем риска, с выездом на место.

- Кто относится к категории с высоким уровнем риска? Каков порядок изучения их на местах?

- Налоговым риском признаётся невыполнение налогоплательщиком налоговых обязательств, могущее привести к неуплате или неполной уплате налогов и сборов в бюджет. Уровень налогового риска определяется на основе критериев налогового риска, и оценивается от 1 до 100. При этом, уровень риска от 81 до 100 определяется как высокий.

- Объявлен мораторий на проверку хозяйственной и финансовой деятельности субъектов предпринимательства. Что это такое?

- В 2018 году, в целях поддержки предпринимателей, был объявлен двухлетний мораторий на проведение проверок.

В связи с коронавирусной пандемией, в 2020 году срок моратория был продлён до 1 января 2021 года. В обращении президента к Олий Мажлису и народу 29 декабря 2020 года предложено продлить срок моратория ещё на один год. Сейчас готовится проект нормативного акта о продлении срока моратория.

- Если мораторий будет ещё продлён, останутся ли в силе проверки? Если они будут действовать, в чём значимость моратория?

- На основании статьи 136 Налогового кодекса, существуют следующие формы налогового контроля:

1) налоговые проверки (камеральная, выездная, налоговый аудит);

2) налоговый мониторинг.

Следует отметить, что объявленный мораторий вводится только в отношении налогового аудита. Налоговый аудит, в свою очередь, заключается в проверке всей финансово-хозяйственной деятельности за последние 5 лет с посещением сотрудниками налогового органа территории налогоплательщика.

Камеральная и выездная налоговые проверки не охватывают полностью финансово-хозяйственную деятельность хозяйствующих субъектов, а также, мы вполне уверены, что налоговый мониторинг, с учётом того, что он состоит из современных методов контроля, внесёт свой позитивный вклад в деятельность добросовестных налогоплательщиков.

- Расскажите о программе «Риск-анализ»: что это за программа, каков её порядок работы, источники финансирования и ожидаемые результаты?

- Согласно Положению, утверждённому постановлением правительства №1 от 7 января 2021 года, это – автоматизированная программа, направленная на определение налогового риска. Данная программа разработана Государственным налоговым комитетом в сотрудничестве с международными организациями, исходя из опыта развитых государств, и работает автоматически с обобщением внутренних и внешних данных, имеющихся в налоговых органах.

Что касается финансового источника, расчёты программы ещё не доведены до конца. Специалисты Государственного налогового комитета, с учётом своих информационных технологий, изучили технологии, имеющиеся в таких государствах, как Южная Корея, Турция, Россия. Расходы финансирования программы будут возмещаться за счёт дополнительных средств фонда развития налоговых органов.

- Имеется также информация о разделении налогоплательщиков на сегменты для проведения налоговых проверок, то есть, на «зелёный», «жёлтый» и «красный» коридоры. Каковы критерии этого разделения? Как предприниматели будут разделяться на сегменты или исключаться из них?

- Как уже говорилось выше, на основе программы «Риск-анализ» будет определяться уровень налогового риска налогоплательщиков, согласно которому они будут разделены на сегменты.

Уровень налогового риска налогоплательщиков будет определяться посредством программы и оцениваться от 1 до 100.

При этом сегментация налогоплательщиков будет разделяться следующим образом:

  • Налогоплательщики, набравшие от 1 до 29 баллов, относятся к «зелёному» коридору с низким уровнем риска, контрольные мероприятия в их отношении назначаться не будут.
  • Налогоплательщики, набравшие от 30 до 80 баллов, относятся к «жёлтому» коридору со средним уровнем риска, в их отношении будет назначена камеральная налоговая проверка.
  • Налогоплательщики, набравшие от 81 до 100 баллов, относятся к «красному» коридору с высоким уровнем риска, в отношении таких субъектов будет назначен налоговый аудит.

Разделение налогоплательщиков на сегменты обеспечит справедливое применение видов налогового контроля. В отношении налогоплательщиков с низким уровнем риска («зелёный» коридор) не будут назначаться никакие налоговые проверки.

Беседовала Мадина Очилова

перевод: Вадим Султанов,
Анастасия Ткачёва

Сообщите нам! Не будьте равнодушными.
Сообщений получено 279 Правонарушений выявлено 0 Взыскано штрафов млн сум 0.0
Сведения о субъекте предпринимательства
Топ добросовестных налогоплательщиков
Правонарушители в налоговой сфере
Правонарушений выявлено

Сведения о субъектах предпринимательства

Плательщики налога на добавленную стоимость

Предприятия, прошедшие обязательную аудиторскую проверку

Должники по налогам и платежам

Ваша
налоговая
служба

Сообщите в органы государственной налоговой службы о налоговом правонарушении. Налоговые правонарушения, связанные с неуплатой гражданами и организациями налогов, подрывают финансовую устойчивость государства, ограничивают возможности финансирования национальных программ, нарушают принцип социальной справедливости.

Узнайте все о налоговых правонарушений

Узнайте о составе налогового правонарушения, кто привлекается к ответственности за него, какие меры ответственности применяются за совершенное налоговое правонарушение. Ознакомьтесь с нормативно-правовыми актами, регулирующими деятельность в сфере, относящейся к определенному виду налогового правонарушения, частными примерами правонарушений.

Найдите информацию о субъекте предпринимательства

Найдите имеющуюся в налоговых органах и не относящуюся к налоговой тайне информацию о субъекте предпринимательства в открытой, полной, своевременной и понятной форме.

Отправьте сообщение в налоговые органы

На портале можно найти информацию о субъектах предпринимательства, не составляющую налоговую тайну. Став свидетелем налогового правонарушения, пользователи портала могут, при желании предварительно ознакомившись с информацией о правонарушителе, сообщить о нем в органы государственной налоговой службы по телефону доверия или отправив электронное обращение.

Узнайте о результатах рассмотрения сообщений

Запомните номер и дату сообщения. Если Вы активный пользователь портала и уже отправляли сообщения, Вам будет представлена информация о результатах рассмотрения всех Ваших сообщений, в том числе подтвержден или нет факт совершения правонарушения, объяснения правонарушителя (если имеются), результат проведенной проверки, примененные меры наказания правонарушителя.


10 / 10 / 2018


10 / 10 / 2018


10 / 10 / 2018


10 / 10 / 2018


10 / 10 / 2018 ВАЖНО!

Принимаем предложения по веб-порталу «Электронный налоговый инспектор».

Статистика общественного контроля

  1. Сообщений получено
  2. Правонарушений выявлено

Все о налоговых правонарушениях

  • Искусственное завышение цен
  • Нарушение правил торговли или оказания услуг
  • Нарушение правил торговли на рынках
  • Нарушение порядка применения контрольно-кассовых машин с фискальной памятью и расчетных терминалов по приему платежей по пластиковым карточкам
  • Незаконное производство или оборот этилового спирта, алкогольной и табачной продукции
  • Нарушение порядка осуществления валютных и экспортно-импортных операций
  • Ведение деятельности без лицензий и иных разрешительных документов
  • Отсутствие договора аренды (найма), договора предоставления в безвозмездное пользование здания, сооружения или их части, жилого помещения между гражданами либо несоблюдение обязательного нотариального удостоверения договора аренды (найма), договора предоставления в безвозмездное пользование
  • Уклонение от предоставления декларации о доходах, не своевременное предоставление декларации или указание в ней заведомо не верных данных
  • Сокрытие численности работников
  • Хранение не оприходованных товаров, либо сокрытие (занижение) выручки от реализации товаров (работ, услуг)
  • Продажа товаров без документов, удостоверяющих их качество и производственную марку
  • Нарушение правил строительства жилых домов или несвоевременное оформление права собственности на них в органах, осуществляющих государственную регистрацию прав на недвижимость
  • Незаконная предпринимательская деятельность. Индивидуальный предприниматель временно или полностью приостановивший свой патент, продолжает деятельность
  • Отсутствие учета объектов налогообложения или нарушение порядка ведения кассовых операций, а также платежной дисциплины
  • Нарушение порядка оформления счетов-фактур. Предприятия, заявившие себя плательщиком НДС, но на самом деле таковыми не являющиеся
  • Уклонение от уплаты налогов или других обязательных платежей. Субъект, занимающиеся незаконным обналичиваем денег
  • Выплата заработной платы в запрещенных формах
  • Нарушение порядка ведения бухгалтерского учета
  • Нарушение порядка представления налоговой отчетности
  • Уклонение от постановки на учет в органе государственной налоговой службы
  • Уклонение от проведения обязательной аудиторской проверки
  • Нарушение законодательства о накопительном пенсионном обеспечении граждан
  • Нарушение порядка представления информации о возникновении обязательств налогоплательщиков

© 2021. Все права защищены.
При использовании материалов сайта
ссылка на сайт обязательна.

Посетителей на сайте: 1

Посетителей вчера: 11

Посетителей за месяц: 185

Посетителей за год: 1936

Общественный контроль

  • Сведения о субъектах предпринимательства
  • Плательщики налога на добавленную стоимость
  • Должники по налогам и платежам
  • Предприятия банкроты
  • Правонарушители в налоговой сфере
  • Как пользоваться веб-порталом
  • Виды налоговых правонарушений

Если Вы нашли ошибку на
сайте выделите ее и
нажмите Ctrl+Enter

Номера телефонов доверия
Подразделение Номер телефона
Андижанская область (74) 223-95-23
Бухарская область (0-365) 221-26-89
Джизакская область (0-372 )222-07-00
Кашкадарьинская область (0-375) 225-10-82
Навоийская область (436) 223-53-71
Наманганская область (0-369) 227-91-96
Самаркандская область 234-06-16
Сурхандарьинская область (0-376)-223-29-64
Сырдарьинская область (67) 235-03-42
город Ташкент 244-54-86
Ташкентская область +99871-200-20-21
Ферганская область (73) 241-70-61
Хорезмская область 223-10-10
Респ. Каракалпакстан (0-361) 222-00-33
Межрегиональная инспекция

Орфографические ошибки

Топ добросовестных налогоплательщиков

Одним из основных направлений совершенствования системы налогового администрирования Республики Узбекистан является преобразование органов государственной налоговой службы в сервисно-ориентированную службу путем создания их нового имиджа в качестве бизнес-партнера и консультанта для налогоплательщиков, безусловное выполнение каждым работником целевой задачи - "Налоговая служба - надежный партнер добросовестного налогоплательщика".

Усиление защиты прав и законных интересов добросовестных налогоплательщиков входит в число основных направлений Концепции совершенствования налоговой политики Республики Узбекистан.

Добросовестным налогоплательщикам - хозяйствующим субъектам, столкнувшимся с временными финансовыми затруднениями, могут предоставляться налоговые каникулы в порядке, устанавливаемом законодательством.

В настоящее время ведется разработка объективных критериев добросовестного налогоплательщика, которые будут опубликованы после утверждения в установленном порядке.

«Топ добросовестных налогоплательщиков», который представлен на нашем веб-портале, также формируется на основе простых и ясных критериев, основанных на том, что добросовестным налогоплательщиком может считаться налогоплательщик, который имеет хорошую репутацию у налоговых органов в отношении исполнения им налоговых обязательств.

«Топ добросовестных налогоплательщиков» включает в себя всех налогоплательщиков - субъектов предпринимательства (без ограничения по количеству), которые удовлетворяют в совокупности всем перечисленным требованиям:

1. Не имеют налоговой задолженности с начала текущего года по состоянию на 10 число месяца, следующего за кварталом;

2. Не обнаружено за последние 2 года недостатков по результатам проведенных налоговых проверок;

3. В отношении руководителя юридического лица или в отношении индивидуального предпринимателя за последние 2 года не было наложено финансовых санкций.

Формирование этого списка происходит автоматически, ежеквартально по состоянию на 10 число месяца, следующего за кварталом, на основе информации, имеющейся в базе данных органов государственной налоговой службы и только для субъектов предпринимательства.

Для субъекта предпринимательства попадание в наш «Топ добросовестных налогоплательщиков» – это, как минимум, хорошая репутация!

Правонарушители в налоговой сфере

«Топ правонарушителей в налоговой сфере» включает в себя всех налогоплательщиков - субъектов предпринимательства (без ограничения по количеству), которые подпадают хотя бы под один из критериев:

1. Имеют налоговую задолженность по состоянию на 10 число месяца, следующего за кварталом;

В течении последних 24 месяцев:

2. В отношении руководителя юридического лица или в отношении индивидуального предпринимателя были наложены финансовые санкции;

3. В отношении руководителя юридического лица или в отношении индивидуального предпринимателя были наложены штрафные санкции;

4. В отношении субъекта предпринимательства были доначисления налогов и других обязательных платежей.

Для субъекта предпринимательства попадание в наш «Топ правонарушителей в налоговой сфере» – это, как минимум, повод пересмотреть своё отношение к делу!

Узбекистан, Ташкент – АН Podrobno.uz. Известный эксперт, кандидат экономических наук Фархад Курбанбаев в своей авторской статье рассуждает о том, какие налоговые проверки нужны экономике Узбекистана и как их стоит правильно проводить.

В настоящее время идет активное изучение, разъяснение положений вступившего в силу с 1 января Налогового кодекса в новой редакции в целях его внедрения в жизнь и обеспечения надлежащего исполнения. Все это крайне важно и необходимо.

Естественно, что в периоды активных реформ трудно добиться того, чтобы принимаемые законы с первого раза были идеальными. Это относится и к Налоговому кодексу. Вспомним, что предыдущая редакция Налогового кодекса была принята в декабре 2007 года и вступила в силу с 1 января 2008 года, а в конце этого года были внесены более 100 изменений в 79 его статей.

Аналогичной может быть и судьба нового Налогового кодекса. Нужно исходить из того, что с принятием нового кодекса налоговая реформа не завершается. Одновременно с практическим освоением нового кодекса, следует думать и о дальнейшем его совершенствовании.

В частности, касательно налоговых проверок положения нового кодекса вызывают много вопросов. Применение этих положений еще не началось. Согласно совместному разъяснительному письму Минфина и ГНК от 30 декабря 2019 года налоговые проверки по новому кодексу могут осуществляться только после принятия нормативно-правовых актов, регулирующих порядок их проведения. То есть фактически двухгодичный мораторий на документальные проверки продлен до дня вступления в силу подведомственных нормативных актов, которые еще не приняты (по состоянию на 2 марта 2020 года).

Не исключено, что после окончания моратория на документальные проверки в бизнес-среде может создаться острая ситуация, связанная с несовершенством правил проведения налоговых проверок, а именно несоответствием этих правил условиям перехода к цифровой экономике.

Дело в том, что в условиях (1) электронной отчетности, (2) внедрения системы электронных счетов-фактур, (3) онлайн кассовых аппаратов, (4) внедрения МАПК "ЕНСТ" (межведомственный аппаратно-программный комплекс "Единая национальная система труда", обеспечивающий осуществление электронной регистрации трудовых отношений) и других атрибутов цифровой экономики деятельность всех хозяйствующих субъектов становится в значительной мере прозрачной для контролирующих органов.

При этом теряет смысл вопрос "проверять или не проверять?". Для современной экономики такая постановка вопроса ошибочная.

Ответ на данный вопрос один – единственный и безальтернативный – проверять! Налоговые органы имеют возможность вести постоянный, круглосуточный мониторинг налогоплательщиков в режиме, близком к режиму реального времени по программе риска-анализа, по результатам которого назначаются документальные проверки, которые названы в новом кодексе "налоговым аудитом".

Налоговая проверка в современных условиях должна представлять собой единый, а еще точнее двуединый процесс, состоящий из двух ступеней – риск-анализ и документальная проверка.

При этом документальная проверка в зависимости (1) от результатов первой ступени (риск-анализа), а также в зависимости (2) от первых результатов начальных дней проверки, (3) от масштаба, общественной значимости, отраслевой специфики и т.п. может быть короткой – до 10 дней или длительной – до 30 дней.

Новый кодекс, исходя из устаревших, соответствовавших периоду отсутствия или периоду начального этапа развития информационных технологий, устанавливает 3 вида проверок: камеральная проверка, выездная проверка, налоговый аудит.

Согласно статье 138 Кодекса камеральная налоговая проверка проводится на основании приказа и на основе анализа налоговой отчетности, финансовой отчетности, а также других документов и сведений о деятельности предприятия, имеющихся у налогового органа.

Возникает вопросы: если анализ налоговой отчетности и других сведений о налогоплательщике есть камеральная проверка, то, в чем тогда заключается повседневная деятельность налоговых органов по риск-анализу? И зачем нужен приказ для проведения действий, которые, по сути, являются текущими должностными обязанностями сотрудников налоговых органов и функциональными обязанностями их структурных подразделений?

Два других вида проверок – выездная проверка и налоговый аудит по содержанию одинаковы:

– выездная налоговая проверка – проверка исполнения отдельных обязанностей налогоплательщиков в сфере исчисления и уплаты налогов и сборов, а также других обязанностей, предусмотренных налоговым законодательством (статья 139);

– налоговый аудит – проверка правильности исчисления и уплаты налогов и сборов за определенный период (статья 140).

Совершенно очевидно, что смысл ключевых слов этих определений и обозначаемые ими действия одинаковы: "проверка исполнения отдельных обязанностей налогоплательщиков в сфере исчисления и уплаты налогов" = "проверка правильности исчисления и уплаты налогов".

По длительности и последствиям для налогоплательщиков есть принципиальные различия между этими двумя видами проверок.

Выездная налоговая проверка длится до 10 дней и по его результатам начисление налогов не производится (статья 139). Возникает вопрос: как быть, если в ходе выездной проверки установлено неправильное исчисление налогов и их недоплата?

При этом, конечно, налоговой орган пишет письмо-требование налогоплательщику о том, чтобы он доначислил и уплатил налог дополнительно, что равносильно доначислению налогов самим налоговым органом. Но, если налогоплательщик не согласен с выводом налогового органа, то, естественно, начнется разбирательство путем обмена письмами и/или очных встреч, что равносильно будет документальной проверке.

Налоговый аудит длится до 30 дней, но может быть продлен до 2-х месяцев, в исключительных случаях до 3- месяцев и в общем может длиться 6 месяцев. Кроме того, в случае выявления новых обстоятельств может проводиться повторный налоговый аудит (статьи 141-143).

Учитывая, что "исключительные случаи" и "новые обстоятельства", обуславливающие продление налогового аудита, по логике, будут определяться налоговыми органами, на практике вероятность неблагоприятных для проверяемых хозяйствующих субъектов ситуаций по новому Налоговому кодексу значительно возрастает.

В сложившейся ситуации, на наш взгляд, наряду с продолжением мер по оптимизации ставок налогов:

– дальнейшим снижением ставки НДС и увеличением ставки налога на прибыль;

– введением необлагаемого минимума доходов физических лиц, приближенного к стоимости минимальной потребительской корзины;

– восстановлением прогрессивной шкалы подоходного налога,

целесообразно ввести порядок, в соответствии с которым:

1) вводится 2-3-х годичный мораторий на применение санкций за налоговые правонарушения, выявленные в ходе налоговых проверок;

2) в течение 2-3 лет во всех хозяйствующих субъектах должны быть проведены документальные проверки (налоговый аудит) без применения санкций за налоговые правонарушения.

При этом, во-первых, мораторий на применение санкций не должен касаться общественно опасных видов нарушений – типа подпольное производство алкогольной продукции, производство и торговля запрещенными товарами, производство продукции, наносящей вред здоровью и имеющей другие общественно опасные негативные последстия.

Во-вторых, данный мораторий по отношению к конкретным налогоплательщикам должен действовать при первой документальной проверке. Если при первой проверке выявлены серьезные нарушения, то не позднее чем через 12 месяцев после первой проверки они должны быть подвергнуты повторной проверке, по результатам которой мораторий на применение санкций уже не должен действовать.

В течение последних 20 лет в республике реализовалась политика сокращения проверок. Это была вынужденная мера, обусловленная:

– во-первых, неоптимальными налогами;

– во-вторых, высокими штрафами и чрезмерно жесткими санкциями за налоговые правонарушения.

Хозяйствующие субъекты в значительной мере были вынуждены нарушать налоговое законодательство для самосохранения, а высокие штрафы и жесткие санкции приводили к банкротству.

Вплоть до 2015 года за сокрытие (занижение) выручки от реализации товаров предпринимательство штрафовалось в размере соответственно стоимости неоприходованного товара либо суммы сокрытой (заниженной) выручки. Лишь с 2016 года штраф равен 20 процентам от суммы сокрытой (заниженной) выручки.

Не выдача чека ККМ влекло наложение штрафа от 30- до 50-кратного размера минимальной заработной платы. Не выдал чек при продаже коробки спичек на 150 сум – штраф до 10 млн сумов!

В новом Налоговом кодексе видов налоговых нарушений стало значительно больше, некоторые штрафные санкции смягчены, но количество штрафных санкций увеличилось.

Экономика нашей страны характеризуется (1) относительно высокой долей теневого бизнеса, (2) недостаточным развитием высокотехнологичных производств, (3) недостаточным уровнем знаний значительной части предпринимателей хозяйственного законодательства, своих прав и обязанностей, (4) недостаточной обеспеченностью бизнеса квалифицированными бухгалтерами и финансовыми специалистами.

В этих условиях предлагаемая мера – мораторий на применение санкций за налоговые нарушения с одновременным введением обязательной документальной проверки – могла бы служить эффективным способом достижения ожидаемого эффекта от принимаемых мер по налоговой оптимизации.

В этом случае налоговые проверки в большей степени станут для предприятий своего рода бесплатным аудитом и будут способствовать выполнению налоговыми органами возложенных на них законодательством задач по оказанию всемерного содействия налогоплательщикам в выполнении ими своих налоговых обязательств, повышению налоговой культуры как в бизнес-среде, так и в обществе в целом.

При уменьшении штрафов могут быть созданы реально благоприятные условия для ведения бизнеса. Но для того, чтобы эти условия стали действительностью и служили росту экономики принимаемые меры по снижению налогового бремени и смягчению наказаний должны быть дополнены правилом обязательной документальной проверки деятельности налогоплательщиков. Выполнение этой задачи может быть значительно облегчено применением современных информационных технологий.

Для организационного обеспечения предлагаемой меры целесообразно оптимизировать, увеличить, если это необходимо, численность работников налоговых органов, приостановить отток их этих органов высококвалифицированных, опытных работников, создать условия для привлечения в их ряды новых высококвалифицированных специалистов путем повышения их заработной платы в 2-3 раза.

На наш взгляд, при проведении налоговой реформы и реализации на практике норм налогового законодательства очень важным также является преодоление одностороннего представления о том, что налоговая служба является главным, чуть ли не единственным ответственным органом за сбор налогов и пополнение бюджета.

Проблемы с выполнением показателей прогноза доходной части бюджета могут быть обусловлены также (1) общим состоянием экономики, за что несут ответственность все высшие экономические органы страны, (2) неоптимальной системой налогов, за что главную ответственность несет основной разработчик налоговой политики страны – Министерство финансов, (3) неэффективной производственной деятельностью и неблагополучным финансовым состоянием крупных налогоплательщиков страны.

Что касается налоговых органов, то в перечне их задач в соответствии с Законом "О государственной налоговой службе" первой значится задача: "реализация государственной налоговой политики и обеспечение контроля за соблюдением налогового законодательства, правильностью исчисления, полнотой и своевременностью уплаты налогов" (статья 10).

Таким образом, пополнение бюджета не самоцель, а лишь следствие выполнения налоговыми органами своих функций по контролю за исполнением налогового законодательства. А эффективный налоговый контроль – это залог успеха в достижении конечных результатов оптимизации налогов, в обеспечении общего экономического прогресса страны путем расширения, укрепления, формирования новых слоев легального созидательного, социально ответственного, законопослушного предпринимательства.


  • ru
  • uz

Виды налоговых проверок

проверки

Существенные изменения коснулись не только порядка расчета и уплаты налогов, но также изменился порядок проведения проверок и штрафы за правонарушения.

Налоговый контроль будет осуществляться в двух видах:

Налоговые проверки

Виды налоговых проверок:

камеральная налоговая проверка;

выездная налоговая проверка;

Камеральная налоговая проверка

Камеральная налоговая проверка проводится налоговым органом на основе анализа представленной налогоплательщиком (налоговым агентом) налоговой отчетности, финансовой отчетности, а также других документов и сведений о его деятельности , имеющихся у налогового органа.

В ходе камеральной налоговой проверки налоговый орган может запрашивать у налогоплательщика учетные документы, пояснения к представленной налоговой отчетности и учетным документам, а также иную информацию, связанную с исчислением и уплатой налогов и сборов.

Если по итогам проведенной камеральной налоговой проверки выявлены расхождения и (или) ошибки в представленной налоговой отчетности, налоговый орган направляет налогоплательщику требование о внесении исправлений в налоговую отчетность.

Налогоплательщик обязан в десятидневный срок со дня получения требования о внесении исправлений представить уточненную налоговую отчетность по соответствующим налогам и сборам либо обоснование выявленных расхождений с представлением подтверждающих документов. Налогоплательщик в качестве обоснования выявленных расхождений вправе представить заключение организации налоговых консультантов.

Если налогоплательщик не представил уточненную налоговую отчетность (в том числе после уточненного требования) либо не представил обоснования выявленных расхождений или представленные им обоснования признаны недостаточными, налоговый орган вправе назначить налоговый аудит налогоплательщика.

Выездная налоговая проверка

Выездной налоговой проверкой является проверка исполнения отдельных обязанностей налогоплательщиков в сфере исчисления и уплаты налогов и сборов, а также других обязанностей, предусмотренных налоговым законодательством.

При выездной налоговой проверке проводится анализ учетной документации, движения товарно-материальных ценностей и денежных средств, а также другой информации, связанной с деятельностью налогоплательщика.

При проведении выездных налоговых проверок налоговые органы вправе осуществлять профилактические мероприятия и хронометражное обследование , проводить проверку применения контрольно-кассовой техники и платежных терминалов и другие мероприятия налогового контроля.

Выездная налоговая проверка проводится в срок не более десяти дней. Началом срока проведения выездной налоговой проверки считается дата, указанная в приказе о ее назначении. Завершением срока выездной налоговой проверки считается день вручения налогоплательщику акта выездной налоговой проверки.

Налоговый аудит

Налоговым аудитом является проверка правильности исчисления и уплаты налогов и сборов за определенный период.

Налоговый аудит проводится в отношении налогоплательщика (налогового агента), относящегося к категории налогоплательщиков с высокой степенью риска .

Налоговые органы не менее чем за тридцать календарных дней до начала проведения налогового аудита направляют налогоплательщику извещение о проведении налогового аудита. Налоговый орган по согласованию с Государственным налоговым комитетом Республики Узбекистан вправе начать налоговый аудит без предварительного извещения налогоплательщика, если имеются признаки уклонения от уплаты налогов.

Налоговый мониторинг

Предметом налогового мониторинга являются соблюдение налогового законодательства, правильность исчисления, полнота и своевременность уплаты (перечисления) налогов и сборов юридическим лицом, в отношении которого проводится налоговый мониторинг.

Налоговый мониторинг охватывает все налоги и сборы, в отношении которых юридическое лицо является налогоплательщиком или налоговым агентом.

Налоговый мониторинг для налогоплательщика является добровольным. Налоговый мониторинг проводится налоговым органом на основании решения о проведении налогового мониторинга.

Юридическое лицо вправе обратиться в налоговый орган с заявлением о проведении налогового мониторинга, если его доходы за предыдущий год по данным годовой финансовой отчетности составили не менее десяти миллиардов сумов.

Читайте также: