Отрицательный акциз на прямогонный бензин

Опубликовано: 16.05.2024

ФОНД «НАЦИОНАЛЬНЫЙ НЕГОСУДАРСТВЕННЫЙ
РЕГУЛЯТОР БУХГАЛТЕРСКОГО УЧЁТА
«БУХГАЛТЕРСКИЙ МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЙ ЦЕНТР»

(ФОНД «НРБУ «БМЦ»)

Приложение №1 к протоколу ОК Нефтегаз/ГДП №1 от 2020-01-20

РЕКОМЕНДАЦИЯ Р-Х/2020-ОК НЕФТЕГАЗ
«ОТРИЦАТЕЛЬНЫЙ АКЦИЗ ПРИ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОДУКЦИИ НЕФТЕПЕРЕРАБОТКИ»

ОПИСАНИЕ СИТУАЦИИ

Организция, совершающая операции по переработке нефтяного сырья, продала продукцию нефтепереработки (автомобильное топливо, моторное масло и т.д.) на территории РФ.

В связи с этой операцией организация должна начислить акциз к уплате с проданной продукции и акциз к вычету по сырью, использованному при производстве этой продукции.

Итоговая сумма акциза является отрицательной, то есть имеет место зачет/возмещение акциза (далее – отрицательный акциз).

В этой связи возникает вопрос: каков ПОРЯДОК УЧЕТА ОТРИЦАТЕЛЬНОГО АКЦИЗА?

ВАРИАНТЫ РЕШЕНИЯ

1. Отрицательный акциз учитывается в качестве отдельного актива (Д 19 счета) в момент понесения затрат, с которыми будет увязываться последующий расчет размера акциза к вычету.

2. Отрицательный акциз увеличивает выручку.

3. Отрицательный акциз уменьшает себестоимость продаж.

ОСНОВА ДЛЯ ВЫВОДОВ

В 2018 году завершен «налоговый маневр» в нефтегазовой отрасли. Маневр реализован посредством внесения изменений в Закон «О таможенном тарифе» (Закон 1) и в НК РФ (Закон 2).

Изменениями в Закон 1 установлено постепенное снижение вывозной таможенной пошлины на нефть в течение 6 лет, начиная с 2019 года, путем умножения текущей ставки таможенной пошлины на корректирующий коэффициент (Ккорр.) для достижения полного обнуления ставки вывозной таможенной пошлины на нефть с начала 2024 года.

Так как ставка вывозной таможенной пошлины на нефть является базисом для расчета таможенных пошлин на нефтепродукты, то экспорт произведенных из нефти товаров не будет облагаться таможенной пошлиной с 2024 г.

В связи со снижением ставки вывозной таможенной пошлины на нефть с целью компенсации выпадающих доходов государства, повышена ставка НДПИ на нефть.

По своей экономической сути отрицательный акциз – это компенсация государством роста себестоимости нефтепродуктов в результате роста НДПИ (например, в результате роста цен на международном рынке), транспортных расходов и в случае роста объемов переработки и сбыта на внутреннем рынке вместо экспорта сырого сырья.

Таким образом, под формой акциза введен принципиально новый механизм косвенного регулирования цен и стимулирования переработки и сбыта на внутреннем рынке.

Так, вычетам подлежат суммы акциза, умноженные на величину 2 («отрицательный акциз»), и увеличенные на величину Кдемп («демпфирующий коэффициент»), при предоставлении установленных документов.

В настоящее время цена на нефть на внутреннем рынке формируется по формуле: «мировая котировка минус вывозная таможенная пошлина минус стоимость транспортировки» (экспортный «нетбэка»). Соответственно, в связи с обнулением вывозной таможенной пошлины на нефть, произойдет увеличение внутренних цен на сырье, что повлечет рост расходов нефтеперерабатывающих заводов (НПЗ).

С целью поддержки НПЗ Законом 2 вводится новый подакцизный товар – нефтяное сырье (пп.13.1, п.1, ст.181) , механизм расчета акциза на нефтяное сырье (пп.34, п.1, ст.182) , порядок применения вычета с использованием повышающего коэффициента (п. 27, ст.200).

Закон 2 – это Федеральный закон от 03.08.2018 №301-ФЗ, вносящий изменения в часть вторую Налогового кодекса РФ. В соответствии с данным Законом список подакцизных товаров дополнен позицией «Нефтяное сырье» - смесь углеводородов (нефть, стабильный конденсат, вакуумный газойль, гудрон, мазут).

В соответствии НК РФ:

Статья 182. Объект налогообложения

1. Объектом налогообложения признаются следующие операции:

34) направление нефтяного сырья, принадлежащего организации, имеющей свидетельство о регистрации лица, совершающего операции по переработке нефтяного сырья, на праве собственности, на переработку на производственных мощностях, принадлежащих такой организации либо организации, непосредственно оказывающей такой организации услуги по переработке нефтяного сырья;

Статья 200. Налоговые вычеты

27. Вычетам подлежат суммы акциза, умноженные на коэффициент 2, исчисленные налогоплательщиком, имеющим свидетельство о регистрации лица, совершающего операции по переработке нефтяного сырья, в период действия указанного свидетельства при совершении им операций, указанных в подпункте 34 пункта 1 статьи 18 2 настоящего Кодекса, и увеличенные на величину КДЕМП, определяемую в соответствии с настоящим пунктом, при условии представления документов, предусмотренных пунктом 28 статьи 201 настоящего Кодекса.

Статья 202. Сумма акциза, подлежащая уплате

5. Если сумма налоговых вычетов в каком-либо налоговом периоде превышает сумму акциза, исчисленную по реализованным подакцизным товарам, налогоплательщик в этом налоговом периоде акциз не уплачивает.

Сумма превышения налоговых вычетов над суммой акциза, исчисленной по операциям, признаваемым объектом налогообложения в соответствии с настоящей главой, подлежит зачету в счет текущих и (или) предстоящих в следующем налоговом периоде платежей по акцизу.

Статья 203. Сумма акциза, подлежащая возврату

4. При отсутствии у налогоплательщика недоимки по акцизу, иным федеральным налогам, задолженности по соответствующим пеням и (или) штрафам, подлежащим уплате или взысканию в случаях, предусмотренных настоящим Кодексом, сумма акциза, подлежащая возмещению по решению налогового органа, подлежит возврату налогоплательщику…

Право на вычет организации получают при условии реализации нефтепродуктов на внутреннем рынке.

В случае получения права на вычет, организация признает актив (или уменьшение обязательства) по расчетам с бюджетом в момент реализации нефтепродуктов на внутреннем рынке .

24.01.2020, 10:35 | 3272 просмотров | 789 загрузок


Об актуальных изменениях в КС узнаете, став участником программы, разработанной совместно с АО "Сбербанк-АСТ". Слушателям, успешно освоившим программу выдаются удостоверения установленного образца.


Программа разработана совместно с АО "Сбербанк-АСТ". Слушателям, успешно освоившим программу, выдаются удостоверения установленного образца.


Обзор документа

Письмо Минфина России от 26 февраля 2019 г. N 03-13-12/12589 Об исчислении акцизов на прямогонный бензин и применения налоговых вычетов в период 2014 - 2016 гг. и 2018 г.

Рассмотрев письмо по вопросам исчисления акцизов на прямогонный бензин и применения налоговых вычетов в период 2014 - 2016 гг. и 2018 году Департамент налоговой и таможенной политики сообщает.

По вопросу правомерности применения вычета сумм акциза, исчисленных при получении (приобретении в собственность) прямогонного бензина, использованного для производства бензола, с повышающим коэффициентом в 2015 - 2016 гг.

В соответствии с пунктом 15 статьи 200 Налогового кодекса Российской Федерации в редакции 2015 - 2016 гг. (далее - Кодекс) суммы акциза, начисленные налогоплательщиком, имеющим свидетельство на переработку прямогонного бензина (далее - свидетельство), при совершении операции по его получению (приобретению в собственность), указанной в подпункте 21 пункта 1 статьи 182 Кодекса, подлежат вычетам с применением коэффициента, установленного данным пунктом Кодекса.

Так, сумма акциза, начисленная налогоплательщиком, имеющим свидетельство, при совершении указанных операций, признаваемых объектом обложения акцизами, подлежит вычету с применением повышающего коэффициента в случае использования полученного (приобретенного в собственность) прямогонного бензина для производства продукции нефтехимии, если такая продукция произведена в результате химических превращений, протекающих при температуре выше 700 градусов Цельсия (согласно технической документации на технологическое оборудование, посредством которого осуществляются химические превращения), или в результате дегидрирования бензиновых фракций.

В случае использования полученного (приобретенного в собственность) прямогонного бензина для производства продукции нефтехимии, не отвечающей вышеуказанным требованиям, и (или) для производства бензола сумма акциза, начисленная налогоплательщиком, имеющим свидетельство, при совершении операции, указанной в подпункте 21 пункта 1 статьи 182 Кодекса, подлежит вычету с применением коэффициента в размере 1 (то есть в сумме, равной начисленной).

В соответствии с пунктом 1 статьи 179.3 Кодекса продукцией нефтехимии признается продукция (за исключением подакцизных товаров, перечисленных в пункте 1 статьи 181 Кодекса), получаемая в результате переработки (химических превращений), в частности, фракций нефти, в том числе прямогонного бензина, в органические вещества, которые являются конечными продуктами и (или) используются в дальнейшем для выпуска на их основе других продуктов, а также отходы, получаемые при переработке указанных видов сырья.

При этом в соответствии с подпунктом 12 пункта 1 статьи 181 Кодекса бензол признается подакцизным товаром и определяется как жидкость с содержанием (по массе) соответствующего простейшего ароматического углеводорода 99 процентов.

Учитывая изложенное и принимая во внимание, что бензол является самостоятельным подакцизным товаром, в целях исчисления акцизов понятие продукции нефтехимии, установленное Кодексом, не включает в себя бензол.

Таким образом, величина коэффициента, применяемого при вычете исчисленных при получении (приобретении в собственность) прямогонного бензина сумм акциза, определяется в зависимости от вида вышеуказанных произведенных продуктов.

В связи с этим в 2015 - 2016 гг. при определении размера вычета сумм акциза, исчисленных при получении (приобретении в собственность) прямогонного бензина, использованного для производства бензола, применяется установленный абзацем шестым пункта 15 статьи 200 Кодекса коэффициент в размере 1.

Кроме того отмечаем, что в целях налоговой поддержки нефтехимических производств в отношении бензола, используемого в качестве сырья для производства продукции нефтехимии налогоплательщиками, имеющими свидетельство на совершение операций с бензолом, параксилолом или ортоксилолом, пунктом 20 статьи 200 Кодекса в 2015 - 2016 гг. также предусмотрено право на применение вычетов с повышающим коэффициентом при представлении подтверждающих документов, установленных пунктом 20 статьи 201 Кодекса.

По вопросу правомерности применения вычета сумм акциза, исчисленных при получении (приобретении в собственность) прямогонного бензина, использованного для производства продукции нефтехимии в 2014 - 2016 гг.

В соответствии с пунктом 15 статьи 200 Кодекса в редакции 2014 года при использовании полученного (приобретенного в собственность) прямогонного бензина для производства продукции нефтехимии суммы акциза, начисленные при его получении налогоплательщиком, имеющим свидетельство на переработку прямогонного бензина, подлежат вычетам. Указанным пунктом Кодекса в редакции 2015 - 2016 гг. установлено, что при соответствии произведенной из полученного (приобретенного в собственность) прямогонного бензина продукции нефтехимии требованиям, установленным абзацем вторым пункта 15 статьи 200 Кодекса, налоговые вычеты применяются с повышающим коэффициентом.

Согласно пункту 1 статьи 179.3 Кодекса в редакции 2014 года в целях исчисления акцизов под продукцией нефтехимии понимается продукция, получаемая в результате переработки (химических превращений) компонентов нефти (в том числе прямогонного бензина) и природного газа в органические вещества и фракции, которые являются конечными продуктами и (или) используются в дальнейшем для выпуска на их основе других продуктов, а также отходы, получаемые при переработке прямогонного бензина в процессе производства указанной продукции. Указанным пунктом в редакции Кодекса 2015 - 2016 гг. под продукцией нефтехимии понимается продукция (за исключением подакцизных товаров, перечисленных в пункте 1 статьи 181 Кодекса), получаемая в результате переработки (химических превращений), в частности, фракций нефти, в том числе прямогонного бензина, в органические вещества, которые являются конечными продуктами и (или) используются в дальнейшем для выпуска на их основе других продуктов, а также отходы, получаемые при переработке указанных видов сырья.

При этом вышеуказанными положениями Кодекса в редакциях 2014 года и 2015 - 2016 гг. не предусмотрено применение Общероссийского классификатора продукции по видам экономической деятельности или иных нормативно- правовых актов для определения принадлежности произведенной из прямогонного бензина продукции к продукции нефтехимии в целях исчисления акцизов.

Таким образом, для признания продукции, произведенной из прямогонного бензина, продукцией нефтехимии такая продукция должна соответствовать условиям и определению, установленным пунктом 1 статьи 179.3 Кодекса, в частности являться органическим веществом, соответствующим с точки зрения указанного производства конечному продукту и (или) используемым в дальнейшем для выпуска на его основе других продуктов, а также отходом, получаемым при переработке прямогонного бензина в процессе производства, а именно переработки прямогонного бензина.

При этом под конечным продуктом следует понимать продукт, который произведен организацией, в дальнейшем реализуется налогоплательщиком или потребляется им для собственных нужд внутри организации.

Поскольку полученные организацией в результате переработки (химических превращений) прямогонного бензина органические вещества (бутилен-бутадиеновая фракция, смолы нефтяные тяжелые и др.) и газ, используемый налогоплательщиком в качестве топлива, реализуются налогоплательщиком или потребляются им для собственных нужд внутри организации, они могут рассматриваться в качестве конечного продукта для организации и признаваться продукцией нефтехимии и, соответственно, у организации возникает право на вычет сумм акциза, начисленных при получении (приобретении в собственность) прямогонного бензина, независимо от классификации такой продукции по Общероссийскому классификатору продукции по видам экономической деятельности.

По вопросу применения вычета сумм акциза, исчисленных при получении (приобретении в собственность) прямогонного бензина, использованного для производства продукции нефтехимии, включая технологические потери

Согласно пункту 15 статьи 200 Кодекса в редакции 2018 года суммы акциза, начисленные при совершении операции по получению (приобретению в собственность) прямогонного бензина, при его использовании для производства прямогонного бензина, бензола, параксилола, ортоксилола (включая технологические потери, возникающие в процессе такого производства) или для производства продукции нефтехимии (включая технологические потери, возникающие в процессе такого производства), подлежат вычету с применением коэффициента.

Что касается учета технологических потерь, возникающих в процессе производства вышеуказанной продукции, при применении вычета сумм акциза, исчисленных при получении прямогонного бензина, в налоговых периодах 2014 - 2016 гг., то согласно пункту 7 статьи 254 Кодекса технологическими потерями признаются потери при производстве и (или) транспортировке товаров (работ, услуг), обусловленные технологическими особенностями производственного цикла и (или) процесса транспортировки, а также физико-химическими характеристиками применяемого сырья.

На основании пункта 5.1 Инструкции по планированию, учету и калькулированию себестоимости продукции на нефтеперерабатывающих и нефтехимических предприятиях, утвержденной приказом Минэнерго России от 17 ноября 1998 г. N 371, планирование себестоимости продукции осуществляется непосредственно предприятием. Планирование затрат на производство и расчет плановой себестоимости должны осуществляться с использованием оптимальных технико-экономических показателей: по среднесуточной производительности установок, отбору основных нефтепродуктов от сырья, технологическим потерям и другим показателям, характеризующим эффективность производства.

В соответствии со СП 157.1328500.2014. Свод правил. Правила технологического проектирования нефтеперерабатывающих и нефтехимических комплексов, утвержденный приказом Минэнерго России от 23 июня 2014 г. N 360, технологические потери - это безвозвратные потери (уменьшение массы) нефти или нефтепродуктов, обусловленные особенностями технологических процессов переработки нефти, а также их физико-химическими свойствами. Товарный материальный баланс технологической установки или нефтеперерабатывающего (нефтехимического) комплекса составляется на их балансовую производительность с учетом технологических потерь.

Технологические потери, рассчитанные при составлении товарных материальных балансов технологической установки, используемой для получения из прямогонного бензина продукции нефтехимии, являются неотъемлемой частью производства и фактически входят в соответствующие балансы выхода продукции (являются частью продукции).

Указанные нормируемые объемы потерь могут быть приняты к вычету на основании пункта 15 статьи 200 Кодекса в соответствующих пропорциях, в налоговых периодах 2014 - 2016 гг. с коэффициентами, предусмотренными пунктом 15 статьи 200 Кодекса. При этом потери, превышающие нормативы, не являются неотъемлемой частью производства, и, соответственно, не входят в расчетный товарный материальный баланс технологической установки.

Таким образом, в части сверхнормативных потерь вычет в соответствии с пунктом 15 статьи 200 Кодекса не применяется.

По вопросу правомерности применения вычета сумм акциза, исчисленных при получении (приобретении в собственность) прямогонного бензина, использованного для производства продукции нефтехимии в качестве топлива

В соответствии с подпунктом 21 пункта 1 статьи 200 Кодекса операцией, подлежащей обложению акцизом, является получение прямогонного бензина организацией, имеющей свидетельство.

Согласно пункту 1 статьи 179.3 Кодекса свидетельство выдается организациям и индивидуальным предпринимателям, осуществляющим производство продукции нефтехимии, при котором прямогонный бензин используется в качестве сырья.

На основании пункта 15 статьи 200 Кодекса суммы акциза, исчисленные налогоплательщиком, имеющим свидетельство, предусмотренное статьей 179.3 Кодекса, при совершении им операции по получению (приобретению в собственность) прямогонного бензина, установленной подпунктом 21 пункта 1 статьи 182 Кодекса, при его использовании для производства перечисленной в данном пункте продукции (включая технологические потери, возникающие в процессе такого производства), подлежат вычету с применением коэффициента.

Таким образом, указанные положения норм Кодекса в совокупности определяют, что одним из условий получения вычета, установленного пунктом 15 статьи 200 Кодекса, является необходимость использования полученного прямогонного бензина для производства соответствующей продукции в качестве сырья. В иных случаях, в том числе при использовании прямогонного бензина в качестве топлива для печей пиролиза, положения пункта 15 статьи 200 Кодекса не применяются.

Директор Департамента А.В. Сазанов

Обзор документа

Минфин указал, что в 2015-2016 гг. при определении вычета сумм акциза, исчисленных при получении (приобретении в собственность) прямогонного бензина, использованного для производства бензола, применяется коэффициент 1.

В отношении бензола, используемого для производства продукции нефтехимии, плательщики, которые имеют свидетельство на совершение операций с бензолом, параксилолом или ортоксилолом, в 2015-2016 гг. могут применять вычеты с повышающим коэффициентом при предоставлении подтверждающих документов. Разъяснено, каким требованиям должна отвечать продукция нефтехимии и как учитывать технологические потери при производстве.

Рассмотрены особенности применения вычета сумм акциза, исчисленных при получении прямогонного бензина, использованного для производства продукции нефтехимии в 2014-2016 гг. Отдельно рассмотрен случай, когда производится топливо.

1640

(Рейтер) Правительство РФ рассчитывает на дополнительные доходы для бюджета в рамках завершающего этапа налогового маневра для нефтяной отрасли, однако несколько компонентов расчёта, которые могут повлиять на конечный результат, правительство пока не определило.

Кабинет министров утвердил законопроект в четверг.

"Были проведены согласования, встречи с представителями отрасли, сегодня обсудим доработанный документ, чтобы в ближайшее время внести в Госдуму", - сказал журналистам отвечающий в правительстве за энергетический комплекс вице-премьер Дмитрий Козак.

Согласно документу, копия которого есть у Рейтер, к 2024 году власти планируют поэтапное обнуление экспортной пошлины на нефть и нефтепродукты и зеркальное повышение налога на добычу полезных ископаемых (НДПИ) такими же темпами и на такую же величину. Рейтер пока не удалось подтвердить, является ли копия законопроекта окончательной версией документа.

Поскольку обнуление экспортной пошлины сократит маржу НПЗ, а также грозит значительным повышением внутренних цен на топливо из-за роста экспортного паритета, законопроект предусматривает субсидию для нефтепереработки в виде отрицательного акциза на нефть и дополнительную демпфирующую надбавку к нему, сглаживающую влияние мировых цен на внутренний рынок.

Согласно законопроекту, основным условием предоставления отрицательного акциза на нефть является наличие у компании перерабатывающих мощностей и выполнение требования о производстве и поставке на рынок РФ автобензина класса Евро-5 в количестве более 10 процентов от объема переработки нефти.

Безусловное право на получение отрицательного акциза получают НПЗ компаний, против которых действуют иностранные санкции.

Также его смогут получить НПЗ, завершающие модернизацию.

"Предусмотрено предоставление отрицательного акциза тем компаниям, которые осуществляют модернизацию нефтеперерабатывающих производств, которые возьмут на себя обязательства, кто не успел в предыдущий период завершить модернизацию, в течение трёх лет модернизировать производство", - сказал Козак журналистам.

Федеральный бюджет в ходе реализации заключительного этапа налогового маневра, по словам Козака, в течение шести лет дополнительно получит 1,3-1,6 триллиона рублей.

Однако предусмотренная законопроектом демпфирующая надбавка к возвратному акцизу, призванная защищать внутренний рынок от резких скачков мировых цен, потребует дополнительных расходов из госбюджета. Объём её применения оценить заранее невозможно, поскольку он зависит от колебаний мировых цен а сама формула будет уточнена, как предполагается, ко второму чтению законопроекта в Госдуме.

Другой неопределённый компонент расчётов - повышающий коэффициент к отрицательному акцизу в размере 1-1,6 в зависимости от удаленности НПЗ от рынков сбыта. Он должен компенсировать заводам логистические издержки при экспорте. По словам Козака, Минфин и Минэнерго планируют внести его в документ ко второму чтению в Думе.

ЗАЩИТА ОТ САНКЦИЙ

Условие, позволяющее получить возвратный акциз - если в компании-заявителе по состоянию на 1 января 2018 года "прямо и (или) косвенно участвуют российские организации, которые на указанную дату подпадали под действие введенных иностранными государствами. в отношении Российской Федерации, граждан Российской Федерации запретительных, ограничительных и (или) иных аналогичных мер", говорится в законопроекте.

При этом совокупная доля участия санкционных компаний должна составлять не менее 50 процентов.

Из российских переработчиков под это условие подпадают Роснефть и Новатэк. Причём Новатэк сможет воспользоваться отрицательным акцизом для своего завода в Усть-Луге, поставляющем продукцию исключительно на экспорт, а не на внутренний рынок, где применяются акцизные сборы.

Законопроект предусматривает, что экспортная пошлина будет равномерно уменьшаться на 1/6 ежегодно с 2019 года. Для этого к действующей формуле экспортной пошлины вводится корректирующий коэффициент - 0,833 в 2019 году, 0,666 в 2020 году и так далее, до 0 в 2024 году.

В четверг на брифинге Козак сообщил журналистам, что законопроект предусматривает возможность для правительства временно устанавливать повышенную экспортную пошлину на нефть и нефтепродукты для защиты в внутреннего рынка.

"Предусмотрена возможность правительства введения на временной основе, в случае форс-мажорных обстоятельств, чтобы не допустить галопирующий рост цен на моторное топливо, вводить (повышенные) экспортные пошлины на нефтепродукты и на нефть", - сказал Козак.

Ранее сообщалось, что верхняя граница временных заградительных пошлин на нефтепродукты сможет достигать 90 процентов от пошлины на нефть.

Пошлина на нефть в 2018 году, рассчитанная по средним значениям курса доллара и цен на нефть марки Urals, составляет $124,7 за тонну, пошлина на корзину нефтепродуктов из тонны нефти по общим выходам НПЗ РФ в 2018 году - $63,1 за тонну.

Законопроект дополняет формулу расчёта НДПИ новым слагаемым, которое в точности повторяет формулу экспортной пошлины в рублевом выражении (умноженную на средний за месяц курс доллара) с корректирующим коэффициентом, который в 2019 году устанавливается в размере 1/6, ежегодно увеличивается на 1/6 до 1 (единицы) в 2024 году.

Сумма прироста НДПИ за 2019-2024 годы, по расчётам Рейтер, составит 9,4 триллиона рублей. Расчёт экстраполирует объём добычи в 2017 году нефти, не подпадающей под льготную ставку, и сложившиеся в 2018 году средние значения цены Urals и курса доллара к рублю.

Сумма экспортных пошлин на корзину выпускаемых заводами нефтепродуктов сейчас в среднем вдвое меньше экспортной пошлины на объем нефти, из которой они были получены. Эта разница многие годы обеспечивала значительную маржу НПЗ, которую владельцы заводов, как предполагалось, направят на модернизацию для повышения глубины переработки и увеличения выпуска высококачественного топлива.

Поэтапное снижение и обнуление в итоге экспортной пошлины на нефть и зависящих от нее пошлин на нефтепродукты и одновременное удорожание сырья за счет роста НДПИ существенно снизит маржу НПЗ, а для заводов с простой схемой переработки окончательно сделает ее убыточной.

Манёвр предоставит самим себе мини-НПЗ, давно вызывавшие раздражение и властей, и нефтяных компаний, но крупные НПЗ, которые производят в том числе качественное моторное топливо для внутреннего рынка, государство решило поддержать отрицательным акцизом, который будет примерно соответствовать существующему диспаритету экспортных пошлин на нефть и нефтепродукты.

Введение обратного акциза на нефть для переработчиков потребовало бы от государства выплатить 3,4 триллиона рублей в 2019-2024 годах, показали расчёты Рейтер для объема переработки по итогам 2017 года и при сложившихся за январь-июнь 2018 года средней цене Urals и курсе доллара.

Предложенная в законопроекте формула акциза на нефть содержит ту же формулу экспортной пошлины и корректирующий коэффициент, возрастающий на 1/6 в год, как и в расчёте НДПИ, а также ещё один коэффициент (обозначенный как "Спю"), который рассчитывается исходя из объемов производства нефтепродуктов: нафты (в формуле обозначается "пб"), светлых нефтепродуктов ("св"), включая масла и подакцизную ароматику, кокса ("кс") и темных нефтепродуктов ("т"), соотнесенных с объёмом сырья ("нс").

Документ приводит следующую формулу расчёта коэффициента:

Спю = (Vнс − 0,55×Vпб − 0,3×Vсв − 0,065×Vкс − Vт)/ Vнс

Чтобы исключить занижение значений в числителе формулы, законопроект содержит условие, согласно которому сумма использованных в формуле весов нефтепродуктов должна составлять не менее 0,8 от переработанного нефтяного сырья.

Наибольший эффект от введения отрицательного акциза могут получить НПЗ, выпускающие моторное топливо 5 класса (Евро-5) и светлые нефтепродукты, то есть или хорошо оснащённые, или перерабатывающие газоконденсат, практически не содержащий тёмных фракций.

Представленная в законопроекте формула дает среднее значение акциза на нефть для НПЗ РФ в 2019 году - 610 рублей за тонну при текущих значениях средней цены на нефть, курсе доллара и показателях производства, а к 2024 году, по мере роста корректирующего коэффициента - 3.640 рублей за тонну. Примерно столько же составляет разность пошлин на нефть и нефтепродукты, рассчитанная по средним значениям курса доллара и цен на нефть.

Для хорошо оснащенных НПЗ: ТАНЕКО Татнефти, Новойл, Уфанефтехим Роснефти, ПермНОС, Волгоградского НПЗ Лукойла, а также газоконденсатных Сургутского ЗСК и Астраханского ГПЗ Газпрома расчётное значение отрицательного акциза на нефть в 2024 году составляет около 4.500 рублей за тонну и больше.

Наименьший акциз на нефть, с учетом показателей производства в первом полугодии 2018 года, получат заводы Роснефти - Саратовский НПЗ (2.900 рублей за тонну), Уфимский НПЗ (2.750), Ачинский (3.000) и Ухтинский НПЗ Лукойла (3.000).

(при участии Полины Никольской, Натальи Чумаковой, Александра Шкурина, редактор Александр Ершов)

Повышение акцизов на топливо происходит практически каждый год. Это естественный процесс, который позволяет увеличить поступления в бюджет, за счет спроса на эту продукцию. Рост акцизов на бензин происходит за счет принятия закона и подписания его Президентом. Принятые акцизы на бензин с 1 января 2019 года влияют на общую стоимость топлива. Повышение акцизов на бензин в 2019 году пока не планируется, но это временное «затишье». Увеличение акцизов в 2019 году запланировано в несколько этапов, примерно 5-10% до 2021 года. Зная, какой акциз на бензин с 1 января 2019 года предусмотрен, можно понимать изменение цен на рынке, предугадывать его повышение.

Кто повышает акцизы на бензин в России

Акциз относится к косвенному налогу, который действует только в производственной сфере. Список нефтяной продукции ограничен, но позволяет государству регулировать их производство, сбыт и потребление. Повышение этого платежа запускает цепную реакцию, которая приводит к увеличению цен на рынке, даже на продукты питания. Поэтому правительству важно сохранять влияние в этой области, чтобы исключить резких или стремительных скачков.

Акцизы на бензин с 1 января 2019 года не изменились

Любые новости о повышении цен на бензин часто приводит к панике, ведь они составляют 12% от конечной цены, предусмотренной для потребителя. Это косвенный налог, предусмотренный действующим законодательством, который направляется в федеральный бюджет. Платеж осуществляют юридические лица, занимающиеся покупкой сырья и продажей готовой продукции. Но по факту эту разницу платит конечный потребитель. Продавец всегда закладывают любые финансовые колебания в финальную стоимость.

Налог предусмотрен в случае продажи топлива. С его помощью Правительство регулирует оборот бензина в стране и сдвигает стоимость. Делается это обычно с целью повысить приток средств в бюджет, чтобы сократить его дефицит. Это может происходить и потому, что пошлина используется в качестве регулирующего инструмента на рынке.

Акцизы на бензин с 1 января 2019 года

Акциз на бензин представляет собой косвенный налог, который взымается с предпринимателей и организаций. Он взымается на одном уровне с НДС, и за счет изменений его ставки регулируется цена и потребление продукции высокого спроса. Обязанность его рассчитывать и вносить в бюджет, лежит на самом плательщике. Специфика акциза на топливо:

  1. Действия производителя относительно прямогонного бензина облагаются налогом, но в стоимость конечного продукта такие платежи не закладываются.
  2. Оплачивать акциз на топливо можно отдельным субъектом или совместно несколькими участниками.
  3. В качестве объекта налогообложения выступает реализация продукции, получение или перемещение товара, передача его другому лицу, в том числе и на безвозмездной основе, использование в качестве натуральной оплаты.
  4. Двойное налогообложение за закупку сырья и сбыт готовой продукции исключается, за счет перерасчета его самим предприятием. Но такое разрешено делать далеко не во всех случаях.
  5. Цена устанавливается из расчета на одну тонну продукции. В среднем в год подорожание осуществляется в пределах 5-7%.

Акциз на топливо в 2019 году остался без изменений, согласно принятой редакции Федерального закона № 301. Увеличение его размера предусмотрено только в начале 2021 года. Сегодняшние показатели предусмотрены с прошлого года. К примеру, на бензин для автомобиля 13100 руб. за тонну, за дизельное топливо 5665 руб.

Рост акцизов на бензин будет постепенным до 2021 года

Акцизы на нефтепродукты с 1 января 2019 года

Продукты, произведенные из нефти, причисляются к подакцизной категории товара. Поэтому их выпуск облагается налогом. Отличительной их особенностью является сложный химический путь получения. Косвенным налогом облагается любая продукция, произведенная из нефти. Это автомобильное масло, керосин, дистилляторы и другое. В 2019 году на нефтепродукты сохраняется уровень акциза, предусмотренный для предыдущего года. Начисляется он при транспортировке готовой продукции своему филиалу для продажи, дальнейшей обработки или использования в собственных целях. Формула, по которой вычисляется коэффициент:

А = НБ х НС – НВ, где:

  • А – акциз;
  • НБ – налоговая база;
  • НС – налоговая ставка;
  • НВ – налоговый вычет.

Рассчитывать акциз на нефть должно само предприятие, которое занимается производством. Фискальные послабления со стороны правительства направляются на сдерживание рыночных цен на бензин и другую продукцию, предусмотренные для покупателя.

Налогом облагается вся продукция, произведенная из нефти

Расчет акциза на прямогонный бензин

Поднятие ставки на бензин, дизельное топливо и другие производные нефти, не единственный пункт, предусмотренный принятым Федеральным законом №301. Также правительство утвердило изменения механизмы вычисления ставки на прямогонный бензин. В новой редакции размер определяется по следующей формуле:

Апб= ПТ х Спб – В, где:

  • Апб – Акциз прямогонного бензина;
  • ПТ – подакциз товара (количество измеряется в тоннах);
  • С пб – ставка прямогонного бензина;
  • В – вычеты (предусмотренные статье 200 НК РФ).

Рост планируется поэтапным, примерно на 5-10% каждый последующий период. Такая динамика направлена на стабилизацию рынка. Отчетным периодом, в который производитель рассчитывает акциз составляет 1 календарный месяц. Как и в другие периоды, плательщики имеют право получить налоговый вычет. С его помощью снижается размер налогового обязательства. Срок оплаты сохранился без изменений, и внести нужную сумму плательщик должен до 25 числа.

Повышение акцизов на топливо планируется поэтапно

Акциз на топливо в 2019 году практически остается без изменений, так как правительство планирует его повышение в несколько этапов. Это позволит избежать резких скачков цен. Применяются поправки каждый год, и предусмотрены акцизы в твердом виде или процентном соотношении. Ставки регулируются относительно класса бензина и дизельного топлива. Индексация проводится с учетом прогнозируемых потребительских цен.

На удорожание бензина быстрее всего

В среднем Аи-95 и Аи-92 подорожали на 4 и 11 копеек соответственно, а дизель - на целых 37 копеек. Подорожание автомобильного топлива происходило на фоне стремительного пика цен на нефть, опустившихся с почти 70 долларов до 55 долларов за баррель марки Brent. Отсутствие видимого эффекта этого обрушения котировок нефти на ценники на заправках многих по-прежнему удивляет. Впрочем, они не реагируют не только на падение стоимости черного золота, но и на ее взлет.

В качестве примера можно привести статистику за прошлый год, когда цена нефти за 4 первых месяца выросла с 55 до 75 долларов за баррель. При этом, по данным Росстата, в прошлом году средние розничные цены на бензин в России увеличились на 4,3% в сравнении с 2018 годом, что стало рекордно низким показателем с 2008 года. Стоимость на АЗС дизельного топлива возросла на 7,1%, но оптовые цены, наоборот, снизились на 3,4%. Уровень инфляции в 2019 году, по подсчетам Росстата, составил 3%.

Фото: iStock

Ничего странного в таком поведении расценок на бензин и дизель нет. В России они в большей мере зависят от налогов и акцизов, нежели от стоимости бочки нефти. Сейчас фискальная доля в розничной цене бензина превышает 70%, а по некоторым оценкам, и все 80%. Естественно, что даже скачки котировок барреля на 10-15% особенного влияния на стоимость топлива не оказывают. Небольшой рост цен в январе связан именно с увеличением фискальной нагрузки на нефтяную отрасль с начала 2020 года: выросли налог на добычу полезных ископаемых (НДПИ) и акцизы на бензин и дизель.

Некоторым экспертам и участникам нефтяного рынка подобная система кажется чрезмерно обременительной, препятствующей развитию нефтяной отрасли, но пока она сохраняется. Благодаря этой системе бюджет перестал испытывать недостаток средств, был создан Фонд национального благосостояния (ФНБ), а также доведено до конца множество экономически и социально значимых проектов.

С акцизами на автотопливо похожая история. Полученные государством средства пополняют дорожные фонды, которые используются для финансирования строительства, поддержания и ремонта дорог, а также для создания сопутствующей инфраструктуры.

Но не все так просто.

Серьезной проблемой, которая напрямую связана и с подорожанием автомобильного топлива, и с социально-экономическим развитием, является то, что рост цен на АЗС приводит к увеличению стоимости продовольственных и промышленных товаров на прилавках магазинов.

Иногда топливная составляющая в цене того или иного продукта оказывается очень значительной. Большая часть сельскохозяйственной продукции перевозится автотранспортом. Исполнительный директор Ассоциации "Руспродсоюз" Дмитрий Востриков так описывает "путь еды": "Сначала от поля до места подработки, далее к складу хранения сырья, потом до предприятия переработки, затем от предприятия до распределительного центра и от него до магазина. И это далеко не самая длинная логистическая цепочка".

Доля расходов на топливо особенно высока в растениеводческом бизнесе, где регулярно используется специализированная техника и автотранспорт. В себестоимости продуктов растительного происхождения на топливо приходится около 13%. А если речь идет, скажем, о картофеле, то 14-16%. Доля бензина в себестоимости продуктов животноводства составляет порядка 4%. По словам Вострикова, в некоторых крупных холдингах доля затрат на горюче-смазочные материалы (ГСМ) в себестоимости превышает даже 20%.

Фото: iStock

Соответственно, рост цен на бензин или дизель всего на 5% приведет в последнем случае к увеличению стоимости товара на 1% и более. Мелочь, но весьма заметная, когда она касается продукции ежедневного потребления. Например, хлеба, молока или средств гигиены. Обращающая на себя внимание и финансово, и психологически.

Есть еще один нюанс - чем легче, дешевле и объемнее товар, тем больше в его себестоимости транспортной составляющей. Здесь можно вспомнить туалетную бумагу или памперсы. Фактически тоже товары постоянного потребления.

На рост затрат на ГСМ быстрее всего "реагируют" цены на товары повседневного спроса и скоропортящиеся продукты, которые завозятся в магазины ежедневно или чаще остальных. "Как правило, такие продукты являются низкомаржинальными, что не позволяет производителям сдерживать рост отпускных цен", - уточнил Востриков.

Государству приходится находить золотую середину между социальными обязательствами и экономической целесообразностью. В результате цены на автотопливо не реагируют на скачки нефтяных котировок, как, например, в США. Правда, все равно растут.

Читайте также: