Налоговый контроль 2020 итоги

Опубликовано: 14.05.2024

Москва, Отель Метрополь, Театральный пр-д, 2

Обвинения в налоговой недобросоветсности — главная претензия налоговых органов последних лет. Цивилизованное разрешение спора в суде, в котором стороны приводят аргументы по толкованию норм Налогового кодекса, стало почти экзотикой. «Выяснение отношений» сместилось на досудебную стадию. Мы наблюдаем активное проявление «суррогатов» в налоговом контроле — множественность различного характера комиссий и спецпроверок на стадии до назначения ВНП.

Что скрыто за ширмой досудебного урегулирования?

Какие вопросы не попадают в статистику проверок, а налогоплательщикам следовало бы об этом знать?

Какие сценарии налогового контроля нас ждут в «посткарантинном» периоде?

Эти и многие другие вопросы обсуждаем с представителями налоговых органов и ведущими налоговыми консультантами.

Только актуальные вопросы, свежие решения, лучший опыт российских компаний и анализ практики налогового контроля последних месяцев.

Образование

Московская государственная юридическая академия, магистр юридических наук 1994 г., кандидат юридических наук 2003 г.

Профессиональная деятельность

Раиса Алексахина является партнером юридической практики и руководителем группы по урегулированию споров с государственными органами. Она специализируется в области консультирования по гражданскому, корпоративному, налоговому, финансовому, таможенному праву, а также консультирования в области спортивного права и урегулирования споров с государственными органами с 1995 года. У Раисы накоплен уникальный опыт в практике применения российского и международного налогового, таможенного и финансового права. Раиса – автор более 100 научных работ и статей по вопросам налогового права и общеправовым вопросам. В настоящее время Раиса осуществляет руководство проектами в области налогового, гражданско-правового консультирования и урегулирования споров с государственными органами. Она представляла клиентов при разрешении большого количества споров, участвовала в рассмотрении споров во всех судебных органах, включая Верховный суд РФ, Высший арбитражный суд РФ и Конституционный суд. Раиса также работала в различных комиссиях по обсуждению законопроектов, законодательных инициатив. У Раисы накоплен значительный опыт оценки налоговых и гражданско-правовых рисков в рамках проектов по реструктуризации и оценке финансового состояния компаний на российском рынке.

Образование

В 1995 г. окончил юридический факультет Московского государственного университета им. М. В. Ломоносова. В 1999г. получил степень кандидата юридических наук.

Профессиональная деятельность

Рустем 22 года занимается консультированием по вопросам налогообложения, представляет интересы клиентов в Конституционном Суде РФ, Высшем Арбитражном Суде РФ, Верховном Суде РФ и в арбитражных судах.

В сфере профессиональных интересов Рустема — международное налогообложение и применение законодательства о КИКах.

Рустем неоднократно участвовал в консультационных проектах по вопросам налогообложения иностранных компаний и их дочерних предприятий в РФ, применения норм международных соглашений об избежании двойного налогообложения, реструктурирования международных соглашений об избежании двойного налогообложения, реструктурирования международных холдингов с учетом требований законодательства о КИКах.

ПРОФЕССИОНАЛЬНЫЙ ОПЫТ

Стаж работы по юридической профессии 20 лет. Более 3 лет возглавлял аналитическое подразделение Высшего Арбитражного Суда РФ - Управление анализа и обобщения судебной практики. С 2009 года и до ликвидации Высшего Арбитражного Суда РФ являлся судьей, председателем налогового состава, членом Президиума Суда. Высший квалификационный класс судьи. Почетный работник судебной системы. Член Экспертного совета Тогрово-промышленной палаты РФ по совершенствованию налогового законодательства. Действительный государственный советник юстиции 3 класса. Преподает налоговое право в Исследовательском центре частного права им. С.С.Алексевва при Президенте РФ, Национальном университете «Высшая школа экономики».

Налоговая служба опубликовала данные по итогам работы за 2020 год. Из показателей следует, что поступления в бюджет сократились, с другой стороны, без учета НДПИ в казну поступило больше средств, чем годом ранее. Редакция журнала «Расчет» внимательно изучила данные работы Службы чтобы узнать, какие налоги показали рост, а какие – сокращение.

В середине февраля Налоговая служба подвела итоги года. Как и предполагалось ранее, количество налоговых поступлений в консолидированный бюджет сократилось на 7,6% по сравнению с показателями 2019 года, в абсолютном выражении в бюджет поступило 21,01 трлн рублей, из которых «в федеральный бюджет – 10,98 трлн рублей (минус 12,9%); в консолидированные бюджеты субъектов – 10,03 трлн рублей (минус 0,9%)», – говорится в сообщении пресс-службы ФНС России (цитата по ТАСС).

Примечательно, что без учета налога на добычу полезных ископаемых поступления в консолидированный бюджет, наоборот, выросли на 2,6% и составили 17,2 триллиона рублей. В ФНС отметили, что увеличения налоговых сборов удалось достичь за счет улучшения эффективности налогового администрирования. Впрочем, рост показали не все налоги. Так, поступления от НДС составили 4,27 триллиона рублей, в сравнении с показателями 2019 года прирост равен 0,3%. Значительно выросли поступления НДФЛ: на 7,5% (в абсолютным значении – 4,25 трлн руб.).

В сообщении ФНС России отмечается (цитата по сайту nalog.ru):

Прирост НДФЛ на 4 процентных пункта превышает темп роста фонда заработной платы. В государственные внебюджетные фонды поступило 7,2 ­трлн рублей, что на 2,3% больше уровня 2019 года.

А вот налог на прибыль показал отрицательные значения, в бюджет бизнес перечислил 4,02 триллиона рублей, что на 11,6% меньше показателя 2019 года.

Поддержка бизнеса

В Налоговой службе отметили, что объем задолженности плательщиков не изменился в сравнении с 2019 годом, показатель DTI (объем долга к доходам) составил 6,5%. В минувшем году налоговое ведомство провело на 35% зачетов больше, чем годом ранее, сумма таких операций составила 123,6 миллиарда рублей. Инспекторы предоставили в семь раз больше отсрочек по уплате налогов, чем в 2019 году – на сумму 28,1 миллиарда рублей. И, наконец, на сумму более 52 миллиардов рублей COVID-отсрочек дали предпринимателям. Эти действия ревизоров позволили существенно, на 160%, сократить число блокировок счетов компаний.

Контрольные мероприятия

Как следует из данных, обнародованных ведомством, количество ревизий составило 6 000.

Напомним, что во время пандемии в России действовал мораторий на проведение налоговых контрольных мероприятий. Однако сокращение числа ревизий не повлияло на сумму доначислений.

В ФНС России отметили (цитата по сайту nalog.ru):

Контрольные мероприятия дополнительно принесли в бюджет почти 300 миллиардов рублей. При этом более половины (158 млрд руб.) обеспечены аналитической работой.

В сообщении Службы, опубликованном на сайте nalog.ru, уточняется, что в 2020 году число жалоб от коммерсантов сократилось на 17,4%, а рассмотренных – на 14,8%

Отказ от ЕНВД

ФНС России сообщила и о процедуре миграции коммерсантов с ЕНВД на другие режимы налогообложения. Так, по данным Службы, на середину февраля 99% компаний и индивидуальных предпринимателей уже поменяли систему расчета и уплаты налогов. До 31 марта 2021 года территориальные налоговые органы должны провести адресную работу с теми организациями и ИП, кто так и не определился, на каком режиме налогообложения будет работать дальше. Таких, по данным ФНС, всего 18 000 из 1,3 миллиона коммерсантов уже сделали свой выбор.


Будьте всегда в курсе последних изменений в бухучёте и налогооблажении!
Подпишитесь на Наши новости в Я ндекс Дзен!

Мы пишем полезные статьи, чтобы помочь вам разобраться в сложных проблемах бухучета, переводим сложные документы «с чиновничьего на русский». Вы можете помочь нам в этом. Это легко.

*Нажимая кнопку отплатить вы совершаете добровольное пожертвование

Пока рано подводить итоги работы налоговых органов за 2020 год. Но на основании данных за 9 месяцев текущего года уже сейчас можно на «языке цифр» обрисовать истинную картину налогового контроля — 2020.

1. Камеральные проверки

По стране

За 9 месяцев 2020 года по России в целом проведено 46,1 млн. проверок, из них результативных — 1, 7 млн. проверок с доначислениями на общую сумму (налог, пени, штраф) 26, 1 млрд.руб. (в т.ч. налоги — 15, 5 млрд. руб.).

За аналогичный период 2019 года налоговыми органами было проведено — 47, 2 млн. проверок, из них результативных — 1,8 млн. с доначислениями (налог, пени, штраф) 27,3 млрд. руб. (налоги — 15,7 млрд. руб.).


По России в целом доначисления на 1 камеральную проверку (за 9 мес.2020 года) составили 15,3 тыс.руб. (налог, пени, штраф). За аналогичный период 2019 года на 1 камеральную проверку по РФ приходилось — 15,4 тыс. руб. (налог, пени, штраф).


Москва

За 9 месяцев 2020 года по Москве проведено всего 5,7 млн. проверок, из которых результативных — 0,2 млн. руб. проверок на общую сумму доначислений (налог, пени, штраф) 4,6 млрд. руб. (в т.ч. налогов — 2,5 млрд. руб.).

За аналогичный период 2019 года по Москве было проведено 5, 7 млн. проверок всего, результативных — 0,2 млн. руб. проверки с доначислениями (налог, пени, штраф) в сумме почти 6 млрд. руб. (в т.ч. налогов — 3, 5 млрд. руб.).

Общее количество проверок, а также результативных в 2019 и 2020 году совпадает:


Что касается суммы доначислений по Москве на 1 камеральную проверку за 9 мес.2020 года, то ее размер — 22,9 тыс.руб. (налог, пени, штраф), а в 2019 году (за 9 мес.) этот показатель составлял — 30.7 тыс. руб. на 1 проверку.

Результативность 1 камеральной проверки в 2020 году, по сравнению с 2019 годом снизилась на 7,8 тыс. руб. (на 9,5%).


2. Выездные проверки

По РФ в целом

За 9 месяцев 2020 года проведено по России всего 4 017 проверок, из них результативных — 3 878 проверок на общую сумму доначислений (налог, пени, штраф) 126,3 млрд. руб. (из них налогов — 87,7 млрд. руб.), или в среднем 32,6 млн.руб. (в т.ч. налогов — 22,6 млн. руб.) доначислений на 1 проверку.

В 2019 году за 9 месяцев проведено 6 949 проверок, из них результативных — 6 728 на общую сумму доначислений (налог, пени, штраф) 249,7 млрд. руб. (из них налогов — 176 млрд. руб.), или в среднем 37,1 млн. руб. (в т.ч. налогов — 26,2 млн. руб.) доначислений на 1 проверку.


В 2019 году доначислений на 1 выездную проверку было больше на 4,5 млн. руб. Снижение количества выездных проверок и общих доначислений вполне объяснимо, т.к. во II квартале 2020 года действовал мораторий на выездной контроль (постановления Правительства от 02.04.2020 года № 409, от 30.05.2020 года № 792).

Москва

За 9 месяцев 2020 года по Москве проведено всего — 736 проверок, из них результативных — 698 проверок на общую сумму доначислений (налог, пени, штраф) 29,8 млрд. руб. (из них налогов — 20,5 млрд. руб.).

В 2019 году за 9 месяцев в Москве проведено 1 155 проверок, из них результативных — 1 086 на общую сумму доначислений (налог, пени, штраф) 36,3 млрд. руб. (из них налогов — 25, 8 млрд. руб.)


По Москве средние доначисления на 1 выездную проверку за 9 мес. 2020 года составили 42,7 млн.руб. (налог, пени, штраф), а в 2019 — 33,4 млн.руб.

Таким образом, за 9 месяцев 2020 года средняя сумма доначислений по московским выездным проверкам увеличилась с 33,4 млн. руб. до 42,7 млн. руб., т.е. на 28%. Мораторий и пандемия не мешают инспекторам ставить свои рекорды по доначислениям.


3. Споры по ст. 54.1 НК РФ

ФНС России не один год констатирует свой успех в судебных делах. Так, в 2019 году 85,4 % дел по налоговым спорам рассмотрены судами в пользу налоговых органов (в 2018 году — 82,6%.). Итогов 2020 года пока нет, но с учетом практики можно смело предположить, что они будут мало отличаться от предыдущих лет.

Наметившиеся еще в 2019 году рост количества решений с применением знаменитой статьи 54.1 НК РФ и расхождение в подходах судов и налоговой службы к ее применению способствуют увеличению количества обращений налогоплательщиков за судебной защитой от налоговых претензий. Так, по состоянию на 06.11.2020 года было вынесено 862 решения с применением ст. 54.1 НК РФ, из них 683 налогоплательщики оспаривали в судебном порядке, т.е почти 80% решений. Итоги обжалований решений инспекций неутешительны: только 2,5% требований удовлетворено в полном объеме (24 решения) и 6,4% — удовлетворены частично (44 решения).


Тем не менее, хочется радоваться этим победам и надеяться на изменение картины на более радужную для налогоплательщиков. Тем более, что в текущем году отмечены новые подходы судов к некоторым нюансам применения ст. 54.1 НК РФ. Например, суды соглашаются с возможностью налоговой реконструкции действительных обязательств компании, когда реальность расходов не оспаривается, но сделки не соответствуют положениям ст.54.1 НК РФ, наметились правила оценки судами проявления налогоплательщиками коммерческой осмотрительности при выборе контрагентов (например, Определение ВС РФ от 14.05.2020 № 305-ЭС19-27597, Определение ВС РФ от 28.05.2020 № 305-ЭС19-16064, Постановления АС Западно — Сибирского округа от 02.07.2020 Ф04-611/2020, от 22.10.2020 по делу № А27-14675/2019, АС Московского округа от 11.09.2020 № А76-25957/2018).

Кстати, ФНС скоро выпустит в свет Обзор судебной практики с рекомендациями для налоговых органов по применению положений столь «скользкой» статьи Налогового кодекса и хочется верить, что некоторые правила игры станут более понятными для компаний и возможно, формализма и перегибов «на местах» будет гораздо меньше.

4. «Добровольное» уточнение налоговых обязательств

Приоритетной в деятельности налоговых органов становится именно аналитическая, превентивная работа.

Курс ФНС на развитее и совершенствование методов побуждения налогоплательщиков к добровольному исполнению налоговых обязательств явно дает неплохие результаты, так:

за 8 месяцев 2020 года поступления по аналитической работе достигли 64 млрд.руб., из них 48 % были уплачены вне рамок налоговых проверок — плательщики уточнились добровольно;

в Московской области за 9 месяцев 2020 года сумма поступивших в бюджет платежей по результатам контрольно-аналитической работы составила 5,9 млрд. руб., что на 23,3% выше аналогичного показателя прошлого года. Налогоплательщики увеличили свои налоговые обязательства на 7,1 млрд. руб., уменьшили сумму убытка, заявленного в целях налогообложения, на 4,2 млрд. руб. и уменьшили сумму заявленного к возмещению НДС на 1,2 млрд. руб.;

в Санкт-Петербурге сумма дополнительных поступлений по результатам контрольно-аналитической работы за 9 месяцев 2020 года составила 8 млрд. руб., что в 2,6 раза больше, чем за аналогичный период 2019 года.

5. Послаблений в сборе налогов не будет!

В июле был опубликован проект Плана деятельности Минфина РФ на 2020-2025 годы: собрать налогов не менее 99 %.

К такому показателю обещают идти плавно. Так, в 2020 году план собираемости — 98,72%, в 2021 — 98,79%, 2022 — 98,86% и в 2023 — 98,93%.


Похоже, это еще один «звонок», свидетельствующий об усилении налогового контроля, а значит, бизнесу пора всерьез задуматься о порядке в учете и отчетности в своих компаниях и принять срочные меры по снижению налоговых рисков.

6. Налоговые преступления

За 9 месяцев 2020 года в суд направлено 695 уголовных дел о налоговых преступлениях. За время следствия по ним возмещено недоимки на сумму почти 20 млрд.руб. Такие данные озвучил председатель Следственного комитета РФ Александр Бастрыкин на оперативном совещании с руководителями подразделений центрального аппарата и региональных отделений ведомства (Xисточник — Российская газета — Федеральный выпуск. 2020. № 239 (8293)).

В 2019 году за неуплату налогов было осужден 541 чел., причем 47 из них получили реальный срок лишения свободы.

Даже не имея данных за весь 2020 год, вполне можно предположить, что количество дел по налоговым преступлениям будет не ниже уровня прошлого года.

Цифры говорят сами за себя, не требуя излишних комментарий. Они дают «пищу» для размышлений о серьезности последствий налоговых «оптимизаций» и ошибок, поскольку «на кону» может оказаться весь бизнес и личная свобода.

Чтобы не стать участниками налоговой статистики по доначислениям рекомендуем постоянно держать под контролем налоговый учет компании. В этом может помочь проведение системного комплексного аудита в компании «Правовест Аудит», предоставляющего поддержку аудиторов, налоговых консультантов и юристов, а также дополнительную страховку в случае доначисления налогов за проверенный аудиторами период.


О.И. Прохорова
автор статьи, консультант Аскон по бухгалтерскому учету и налогообложению

Статья обновлена 18.11.2020

События, происходящие в 2020 году в связи с распространение новой коронавирусной инфекции, внесли немало изменений в привычный ритм жизни, в том числе это касается мероприятий налогового контроля.

В апреле появилось Постановление Правительства РФ от 02.04.2020 N 409 (далее – Постановление N 409), которым были установлены меры поддержки бизнеса в сложной экономической ситуации, а также определены правила взаимоотношения налоговых органов и налогоплательщиков.

Изначально меры поддержки были рассчитаны на 6 месяцев. Но текущая ситуация показывает, что пандемия продолжается и бизнес по-прежнему не может вернуться к полноценной работе.

В связи с этим Правительством РФ были внесены поправки в Постановление N 409, предусматривающие дополнительный перенос срока уплаты налогов для наиболее пострадавших налогоплательщиков (Постановление Правительства РФ от 07.11.2020 N 1791, далее - Постановление N 1791).

Новая отсрочка по уплате налогов

Согласно нововведениям еще на 3 месяца продлили срок уплаты налогов (кроме НДС, НПД, "агентских" налогов) и авансов по ним за март и I квартал 2020 года, а также страховых взносов за март 2020 г.

Однако дополнительная отсрочка распространяется не на все компании и ИП, кто включен в реестр СМСП по состоянию на 1 марта 2020 года и трудится в отраслях, наиболее пострадавших от распространения коронавируса (Постановление N 431). Она только для включенных в реестр и занятых в сферах экономики, поименованных в новом приложении к Постановлению N 409.

Например, согласно новой редакции Постановления N 409 субъект малого предпринимательства, работающий в гостиничном бизнесе и имеющий правильный основной ОКВЭД может платить авансовый платеж по налогу на прибыль за 1 квартал 2020 года до 28 января 2021 года или по 1/12 от этой сумма в течение 12 месяцев (февраль 2021 г. - январь 2022 г.). А автоперевозки, непродовольственная розница и СОНКО новую отсрочку получить не смогут.

Новое в уплате налогов на 2021 год

С начала 2021 года изменятся банковские счета Казначейства в подразделениях расчетной сети Центробанка. ФНС России разъясняет нюансы заполнения платежных поручений на уплату налогов и взносов в Письме от 08.10.2020 N КЧ-4-8/16504. При заполнении платежек особого внимания требует заполнение реквизита 17 - "Номер счета получателя средств". Следует учитывать, что до конца апреля 2021 года будут действовать и открытые сейчас счета и новые. А с 1 мая 2021 года останутся только новые.

Если отчетность сдана с опозданием

Вместе с переносом сроков уплаты налогов для отдельных категорий налогоплательщиков Постановлением N 1791 не были перенесены сроки предоставления отчетности и не введен мораторий на налоговые проверки, как это было весной. За нарушение сроков сдачи отчетности налогоплательщик может быть оштрафован по ст. 119 НК РФ, кроме того, возможно приостановление операций по счетам в банках и переводов электронных денег (пп. 1 п. 3 ст. 76 НК РФ).

С июля 2021 года изменится порядок блокировки счетов организации за несвоевременное представление отчетности в ИФНС (п. 5 ст. 1 Федерального закона от 09.11.2020 № 368-ФЗ). В частности, с 10 до 20 дней будет увеличено время просрочки с представлением деклараций, после которого налоговые органы смогут приостановить расходные операции по банковским счетам. Кроме того, налоговики смогут уведомлять налогоплательщиков о предстоящей блокировке не позднее, чем за 14 рабочих дней до принятия решения о блокировке.

Встречные проверки

В 2020 году в отношении встречных проверок надо учитывать новые нормы НК РФ. Согласно нововведениям, проверяющие вправе затребовать документы (информацию) об имуществе или имущественных правах контрагента, если он не исполнил решение о взыскании недоимки на сумму более 1 млн руб. в течение 10 дней с даты его принятия и сам не представил затребованные документы (информацию) о своем имуществе, имущественных правах и обязательствах в течение 10 дней со дня получения требования (п. 2.1 ст. 93 НК РФ). Ранее встречка проводилась только при проведении налоговой проверки у нашего контрагента или по конкретной сделке (п. 1 и п. 2 ст. 93.1 НК РФ).

Нередко споры, связанные со встречными проверками, доходят до суда. Совсем недавно АС Северо-Западного округа рассмотрел два похожих спора. В обоих налогоплательщики ссылались на то, что требование представить документы о контрагенте незаконно потому, что в нем либо не указано мероприятие налогового контроля, либо указано "вне рамок налоговых проверок". Суд посчитал, что применение штрафных санкций за непредставление документов по таким требованиям законно. Как указал суд, в НК РФ нет запрета истребовать документы у контрагента вне рамок налоговых проверок, например, с целью проверить первичные документы либо выявить риски налоговых правонарушений (Постановления АС Северо-Западного округа от 15.06.2020 по делу N А56-51770/2019, от 04.06.2020 по делу N А56-101166/2019).

В другом споре суд также встал на сторону налоговой инспекции, посчитав, что проверяющие при встречной проверке могут запрашивать у организации или ИП документы за период, предшествующий сделке с контрагентом. Это не нарушает права налогоплательщика, а налоговый инспектор самостоятельно определяет период проверки. Если запрошенных документов нет или тогда еще не сложились правоотношения, проверяемое лицо может сообщением об этом исполнить требование налоговиков (Постановления АС Поволжского округа от 01.09.2020 по делу N А12-43958/2019, от 04.08.2020 по делу N А12-43956/2019).

Какие документы могут затребовать проверяющие

Немало вопросов возникает у налогоплательщиков по поводу законности некоторых требований налоговых органов. Например, контролеры могут выписать штраф, если организация не предоставит по их требованию регистры бухгалтерского учета или карточки счетов. В такой ситуации для освобождения от штрафа, организация должна доказать, что:

  • в решении о привлечении к ответственности налоговики не указали, какие именно регистры требовали и какие не представила организация;
  • инспекция не привела нормативных или локальных актов, из которых бы следовало, что налогоплательщик обязан вести определенный регистр и представлять его по требованию проверяющих (Постановление АС Уральского округа от 22.06.2020 по делу N А50-16452/2019).

Другое дело с похожим спором было проиграно налогоплательщиком. Проверяющие запросили у организации карточки счетов: 23 "Вспомогательные производства"; 40 "Выпуск продукции (работ, услуг)"; 44 "Расходы на продажу"; 45 "Товары отгруженные"; 58 "Финансовые вложения"; 94 "Недостачи и потери от порчи ценностей". Компания представлять документы отказалась, поскольку посчитала, что они не связаны с исчислением и уплатой налогов, за что и была оштрафована. Как указал апелляционный суд, законодательство о налогах и сборах не содержит перечня документов, которые организация должна вести в целях налогового учета. Налоговую обязанность определяют исходя из финансового результата. А он формируется как раз на основе данных, которые отражаются в карточках счетов бухучета. АС Северо-Западного округа согласился с таким подходом (Постановление АС Северо-Западного округа от 27.05.2020 по делу N А56-62632/2019, Определение ВС РФ от 18.09.2020 N 307-ЭС20-12414).

В случае неисполнения требования налоговой инспекции о предоставлении документов налогоплательщик может быть привлечен к ответственности по п. 1 ст. 126 НК РФ (Постановление АС Северо-Западного округа от 27.05.2020 N Ф07-5015/2020 по делу N А56-62632/2019). Размер штрафа составляет 200 рублей за каждый непредставленный документ. А при их большом количестве сумма штрафа может быть весьма существенной, до нескольких миллионов рублей (Постановление Девятого ААС от 16.07.2020 N 09АП-9404/2020 по делу N А40-225122/2019).

Как предоставить документы: последние разъяснения Минфина и ФНС

Во время контрольных мероприятий нередко возникают вопросы по порядку предоставления документов: как сделать копию, как подписать, какие предусмотрены форматы для электронных документов.

Поскольку в период ограничений, связанных с распространением коронавируса, многие налогоплательщики общались исключительно по электронным каналам связи, интересны будут последние разъяснения Минфина и ФНС России по оформлению документов.

Во-первых, можно ли не переходить на полноценный электронный документооборот, а обмениваться скан-образами бумажных документов и их же предоставлять в налоговую инспекцию?

Минфин России разъясняет, что для в бухгалтерском учете в исключительных случаях можно использовать скан-образы первичных учетных документов для регистрации и накопления данных в регистрах бухгалтерского учета, отразив эту особенность во внутренних документах организации (Письма Минфина России от 22.04.2020 N 03-01-10/32570, от 27.04.2020 N 03-03-06/3/34068, от 13.05.2020 N 03-03-07/38785). А вот для целей налогового учета наличие только скан-копий может вызвать претензии контролеров, потому что первичный документ должен быть или на бумаге с собственноручными подписями сторон, или электронным с электронными подписями. Таким документом может быть справка бухгалтера, внутренний акт, отчет сотрудника организации о проведенной сделке, содержащие необходимые реквизиты (п. 2 ст. 9 Федерального закона от 06.12.2011 N 402-ФЗ "О бухгалтерском учете"). Наличие скан-копии первичного документа и оригинала внутреннего документа повышает шансы организации документально подтвердить свои расходы. А ситуация сейчас, действительно, исключительная.

Во-вторых, налоговая служба разъяснила, как поступить, если в инспекцию надо представить документы, составленные не по формату ФНС.

Проверяемая организация или ИП должны распечатать документы и заверить. А если документ электронный, но подписан простой электронной подписью - в налоговую инспекцию вместе с документом надо представить нормативные акты или соглашения, которые заключили участники электронного взаимодействия. Речь идет о соглашениях, в которых стороны закрепили, что документ с простой электронной подписью в их отношениях равнозначен составленному на бумаге с собственноручной подписью (Письмо ФНС России от 10.04.2020 N ЕА-4-15/6118@).

Также из разъяснений ФНС следует, что физлицо может заверить счет-фактуру и первичные документы организации своей личной электронной подписью. В этом случае представителю нужно к документам приложить доверенность. Обычно при подписании документа от имени юрлица используется сертификат ключа проверки подписи с указанием наименования организации и физлица-представителя. Информация о нем указывается в составе сложного элемента "Представитель юридического лица". Если физлицо подпишет документ с помощью своего сертификата ключа, сведения об этом отразятся в составе сложного элемента "Физическое лицо" (Письмо ФНС России от 16.04.2020 N ЕА-4-15/6404@).

План проверок на 2020 год

Ситуация, в которой оказался бизнес в нынешних условия, во многих вселяет надежду, что при проведении контрольных мероприятий налоговые органы будут более лояльны, а в отношении малого и среднего бизнеса вообще никаких проверок до конца 2020 года не будет. Насчет лояльности – поживем, увидим. А вот выездная проверка вполне может быть назначена в отношении любого налогоплательщика, который соответствует критериям внесения его в план контрольных мероприятий.

Риск включения в план будет более высоким, если у организации или ИП низкая налоговая нагрузка (п. 1 Общедоступных критериев оценки рисков, утв. Приказом ФНС России от 30.05.2007 N ММ-3-06/333@). Этот показатель можно посчитать с помощью налогового калькулятора на сайте ФНС России и сравнить со среднеотраслевым (Письмо ФНС России от 11.02.2019 N БА-4-1/2308@).

В 2020 году налоговая служба представила показатели за 2019 год, по которым можно понять, вызовет ли деятельность налогоплательщика вопросы у инспекторов. На сайте ФНС приведены данные о среднем уровне налоговой нагрузки, а также рентабельности проданных товаров, продукции, работ, услуг и рентабельности активов организаций (Приложение к Приказу ФНС России от 30.05.2007 N ММ-3-06/333@).

Однако само по себе снижение налоговой нагрузки и рентабельности в нынешней ситуации будет вполне объяснимо. Поэтому для многих компаний достаточно будет дать пояснения контролерам о причинах снижения этих показателей.

Доначисления по итогам проверки – воспользуйтесь правом на рассрочку

В ситуации, когда налоговая проверка закончилась для налогоплательщика доначислениями, можно воспользоваться правом на рассрочку уплаты этой недоимки (ст. 63, ст. 64 НК РФ). С 1 апреля 2020 года уточнено, куда обращаться за рассрочкой:

  • 30% и более от выручки за год - в ФНС;
  • менее 30% - в УФНС.

Кроме того, отменено требование к сумме недоимки, по достижении которой можно претендовать на рассрочку (Федеральный закон от 29.09.2019 N 325-ФЗ; Приказ ФНС России от 10.02.2020 N ЕД-7-8/90@).

В целом, после снятия ограничений, предусмотренных Постановлением N 409, контрольные мероприятия в 2020 году возобновлены для всех категорий налогоплательщиков. Налоговая инспекция в обычном режиме отслеживает исполнение организациями и предпринимателями своих налоговых обязательств. Исключение касается контроля за соблюдением требований законодательства РФ о применении контрольно-кассовой техники. ФНС обещает, что таких проверок до конца 2020 года не будет (Письма ФНС России от 03.04.2020 N АБ-3-20/2739@, от 21.04.2020 N АБ-2-20/671@).

Образовательное мероприятие

Вы можете посетить семинары автора статьи, чтобы получить ответ на свои вопросы.

О.И. Прохорова - налоговый консультант, аттестованный главный бухгалтер. Более 25 лет практики в сфере бухгалтерского учета и налогообложения. Разработчик курсов и учебных материалов


О.И. Прохорова
автор статьи, консультант Аскон по бухгалтерскому учету и налогообложению

Поможем не забыть сделать главное.

Посмотрите актуальные чек-листы для бухгалтера и юриста

За восемь месяцев этого года поступления администрируемых службой доходов в консолидированный бюджет за восемь месяцев 2020 года составили: налог на прибыль - 2,7 трлн рублей, НДС - 2,6 трлн рублей, НДФЛ - 2,5 трлн рублей, НДПИ - 2,6 трлн рублей. При этом поступления по ненефтегазовым доходам за этот период снизились на 2,6%. По НДС они сохраняются почти на уровне прошлого года - поступило 2,6 трлн рублей, что на 1,4% меньше.

Открывая заседание, глава ФНС России Даниил Егоров отметил, что за этот период из-за пандемии и введенных в связи с ней ограничений сильно изменилась среда, в которой работает ведомство, но служба адаптировалась к новым условиям и в полной мере осуществляет свои функции. "Несмотря на ряд ограничений в администрировании по контрольной и судебной работе, задолженности, динамика поступлений налогов сохранилась на соответствующем уровне", - сообщил он.

Одновременно с постепенной отменой ограничительных мер и восстановлением бизнес-активности начал постепенно сокращаться разрыв между динамикой поступлений текущего и прошлого годов. По итогам января-августа поступления снизились на 12% и составили 13,2 трлн рублей, тогда как в июне и августе - на 17 и 14% соответственно. Поступления в федеральный бюджет составили 5,36 трлн рублей.

Несмотря на непростую экономическую ситуацию, страховые взносы демонстрируют положительную динамику - поступило 4,56 трлн рублей - на 2% больше, чем в прошлом году, а по НДФЛ - 2,5 трлн рублей с 2,6% роста. При этом поступления НДФЛ отражают постепенное восстановление уровня доходов граждан. Так, в апреле и мае они снизились на 19% и 14%. С июня же фиксируется рост поступлений: в июне - на 2,8%, в июле - на 6,1%, в августе - на 14,5%.

О восстановлении деловой активности также свидетельствуют данные АСК ККТ. Начала восстанавливаться выручка: в июле + 3,7% по сравнению с мартом, а в августе + 4%.

С учетом моратория на проведение проверок во II квартале 2020 года за I полугодие 2020 года их количество снизилось на 65%: с 4,9 до 1,7 тыс. Сумма поступлений по контрольно-аналитической работе снизилась на 15% - до 135 млрд рублей. При этом поступления по аналитической работе выросли на 4,5% - до 64 млрд рублей. 48% от них были уплачены вне рамок налоговых проверок - плательщики уточнились добровольно.

В связи с пандемией было приостановлено взыскание задолженности, что сказалось на росте долга на сумму более 300 млрд рублей. Показатель DTI незначительно вырос, по сравнению с 6,1% на 1 января 2020 года, составив 7,5% на 1 августа. "За счет этой меры удалось обеспечить почти полностью бесконфликтные отношения с налогоплательщиками в период активной фазы ограничений деловой активности. Приоритет был отдан мягким мерам урегулирования долга", - подчеркнул Даниил Егоров.

Руководитель ФНС России также рассказал о других мерах поддержки, которые были оказаны налогоплательщикам в связи с пандемией. Так, 2,2 млн компаний с 7,5 млн работников получили субсидии на сохранение численности работающего персонала - 90,9 млрд рублей. 293 тыс. компаний с 1 млн сотрудников получили 11,6 млрд рублей субсидий на дезинфекцию и профилактику. 2 млн субъектов МСП из пострадавших отраслей и социально ориентированных некоммерческих организаций были освобождены от уплаты налогов и взносов за II квартал 2020 года - на 75 млрд рублей по уже поданным декларациям. Компаниям были предоставлены отсрочки на 30 млрд рублей, а рассрочки - на сумму более 25 млрд рублей.

Фото: Александр Астафьев/POOL/ТАСС

Фото: Александр Астафьев/POOL/ТАСС

Для оперативного взаимодействия с бизнесом, мониторинга экономики и доходов бюджета были созданы ситуационные центры. В них поступило более 20 тыс. обращений. Эта информация позволила правительству выработать необходимые решения по поддержке налогоплательщиков.

Урегулировать вопросы о предоставлении рассрочек и отсрочек помогли долговые центры. Адресно взаимодействуя с налогоплательщиками, попавшими в сложную финансовую ситуацию, специалисты помогают им урегулировать задолженность и уплатить налоги по согласованному графику. С апреля 2019 года долговые центры работают в Волгоградской, Вологодской, Калининградской, Мурманской, Саратовской, Ульяновской областях, Республике Башкортостан, Удмуртской Республике и Приморском крае. Даниил Егоров сообщил, что после 1 октября 2020 года такие центры будут созданы еще в девяти регионах.

В условиях режима ограничений количество рассмотренных жалоб по налоговым спорам снизилось на 17,2%. При этом была организована система ежедневного сбора информации о любых обращениях, связанных с вопросами предоставления мер государственной поддержки. "Полученная информация использовалась для решения вопросов об изменении отдельных параметров и правил мер поддержки в режиме онлайн. В дальнейшем мы используем этот опыт при решении ключевой задачи досудебного блока - развитии обратной связи с источником возникновения спора", - отметил глава ФНС.

Фото: Александр Астафьев / POOL / ТАСС

Фото: Александр Астафьев / POOL / ТАСС

Он также рассказал о развитии ЕГР ЗАГС, куда из региональных информационных систем было загружено более 77 млн записей всех типов, зарегистрированных в 2006-2018 гг. Это составляет 99,94 % от планового показателя конвертации, установленного Минюстом России. Также к системе в полном объеме были подключены органы соцзащиты населения субъектов РФ для выплат на детей в возрасте от 3 до 7 лет. Они могут запрашивать необходимые сведения в режиме "запрос-ответ" через СМЭВ.

В завершение Даниил Егоров напомнил, что ЕНВД прекращает действовать с 1 января 2021 года. Подавать заявление о прекращении применения этого режима не нужно - плательщики будут автоматически сняты с учета. Однако до конца 2020 года им следует выбрать альтернативный налоговый режим. Если организация или предприниматель не сделают этого самостоятельно, то будут переведены на общий режим налогообложения. Выбрать наиболее подходящий режим поможет специальный сервис на сайте ФНС России.

Читайте также: