Декрет о местных налогах

Опубликовано: 14.05.2024

Статья № 446.

Декрет Совета Народных Комиссаров.

О местных денежных средствах.

В целях более успешного и скорого удовлетворения местных административно-хозяйственных потребностей Совет Народных Комиссаров в изменение и дополнение существующих узаконений о местных денежных средствах и расходах постановляет:

1. От всех поступающих по каждой губернии сумм промыслового и других прямых государственных налогов устанавливаются процентные отчисления, предоставляемые в распоряжение Губернских Исполнительных Комитетов на указанные ниже (ст. 7) потребности в порядке, определенном ст. 5 и 8 настоящего декрета.

2. Губернским Съездам Советов, а в исключительных случаях — Пленумам Губернских Исполнительных Комитетов предоставляется устанавливать в пределах, указанных в ст. 6 настоящего декрета, процентные надбавки к окладам промыслового и других прямых государственных налогов, взимаемые нераздельно с этими налогами и поступающие в распоряжение Губернских Исполнительных Комитетов на основаниях, указанных ниже в ст. 8.

3. Губернским Исполнительным Комитетам предоставляется с утверждения Губернских Съездов устанавливать и взимать в дополнение к отчислениям, надбавкам (ст.ст. 1 и 2) и другим местным доходам местные налоги и сборы на основаниях и в порядке, указанных ниже в ст.ст. 6 и 9.

Примечание. Местные налоги и сборы в городах устанавливаются Городскими Советами с утверждения соответствующих Губернских Исполнительных Комитетов.

4. В основную годовую смету каждого Губернского Исполнительного Комитета включается особый фонд в размере 5% всех сметных расходов, поступающих в распоряжение губернского Исполнительного Комитета для производства необходимых непредвиденных расходов местного значения, не могущих быть покрытыми из других источников, причем Губернский Исполнительный Комитет предоставляет определенные суммы из означенного фонда в распоряжение Уездных Исполнительных Комитетов и Городских Исполнительных Комитетов.

5. Размеры процентных отчислений от поступающих сумм государственных налогов (ст. 1) устанавливаются на год вперед Народным Комиссариатом Финансов.

6. Перечень местных налогов и сборов (ст. 3) и предельные размеры каждого из них, а также предельные размеры надбавок к государственным налогам (ст. 2) устанавливаются Советом Народных Комиссаров по представлениям Народного Комиссариата Финансов.

Примечание. Губернским Исполнительным Комитетам предоставляется до 1‑го октября текущего года представить на утверждение Народного Комиссариата Финансов по соглашению с Народным Комиссариатом Внутренних Дел перечень, ставки и правила взимания тех местных налогов, взимавшихся за последнее время в пользу всей губернии или отдельных уездов и отдельных городов, которые по местным условиям желательно сохранить на текущий год.

7. На Губернские Съезды Советов возлагается: 1) распределять между Губернским Исполнительным Комитетом (в подлежащих случаях также Городским Исполнительным Комитетом Губернского города, не слитым с Губернским или Уездным Исполнительным Комитетом) и Уездными Исполнительными Комитетами губернии отчисления и надбавки, указанные выше в ст.ст. 1 и 2, и 2) передавать Уездным Съездам (и Уездным Исполнительным Комитетам) право установления и взимания отдельных местных налогов и сборов, указанных в ст.ст. 3 и 6 настоящего декрета, на тех же основаниях и в том же порядке, как это определено для Губернских Исполнительных Комитетов (ст. 3).

Уездные Съезды Советов имеют право передавать определенные части отчисления (ст. 1), надбавок (ст. 2) и сумм из фонда (ст. 4) и отдельные местные налоги и сборы или части их (ст. 3 и 6) Волостным Исполнительным Комитетам и Сельским Советам.

8. Суммы поступающих отчислений (ст. 1), надбавок (ст. 2), местных налогов и сборов (ст. 3), а также доходов от коммунальных предприятий зачисляются в государственные доходы, но поступившие денежные знаки бронируются в полных суммах за местными Исполнительным Комитетами по принадлежности для производства расходов на удовлетворение потребностей местного значения, перечень которых устанавливается Народным Комиссариатом Финансов по соглашению с соответствующими ведомствами.

9. Народному Комиссариату Финансов совместно с Народным Комиссариатом Внутренних Дел поручается в месячный срок:

а) установить размеры отчислений на 1921 г. (ст. 1):

б) выработать и представить в Совет Народных Комиссаров перечень местных налогов и сборов и проект предельных размеров этих налогов, сборов и надбавок к государственным налогам (ст.ст. 2 и 3);

в) выработать правила о порядке установления местных налогов и сборов.

10. Настоящий декрет вводится в действие со дня его опубликования.

13 мая 1918 г.

Гибельный процесс развала продовольственного дела страны, тяжкое наследие четырехлетней войны, продолжает все более расширяться и обостряться. В то время, как потребляющие губернии голодают, в производящих губерниях в настоящий момент имеются по-прежнему большие запасы даже не обмолоченного еще хлеба урожаев 1916 и Хлеб этот находится в руках деревенских кулаков и богатеев, в руках деревенской буржуазии. Сытая и обеспеченная, скопившая огромные суммы денег, вырученных за годы войны, деревенская буржуазия остается упорно глухой и безучастной к стонам голодающих рабочих и крестьянской бедноты, не вывозит хлеба к ссыпным пунктам в расчете принудить государство к новому и новому повышению хлебных цен и продает в то же время хлеб у себя на месте по баснословным ценам хлебным спекулянтам-мешочникам.

Этому упорству жадных деревенских кулаков-богатеев должен быть положен конец. Продовольственная практика предшествующих лет показала, что срыв твердых цен на хлеб и отказ от хлебной монополии, облегчив возможность пиршества для кучки наших капиталистов, сделал бы хлеб совершенно недоступным для многомиллионной массы трудящихся и подверг бы их неминуемой голодной смерти.

На насилия владельцев хлеба над голодающей беднотой ответом должно быть насилие над буржуазией.

Ни один пуд хлеба не должен оставаться на руках держателей, за исключением количества, необходимого для обсеменения их полей и на продовольствие их семей до нового урожая.

И это необходимо провести в жизнь немедленно, особенно после оккупации Украины германцами, когда мы вынуждены довольствоваться хлебными ресурсами, которых едва лишь хватает для обсеменения и урезанного продовольствия.

Обсудив создавшееся положение и принимая во внимание, что только при строжайшем учете и равномерном распределении всех хлебных запасов Россия выбьется из продовольственного кризиса, Всероссийский Центральный Исполнительный Комитет постановил:

1) Подтверждая незыблемость хлебной монополии и твердых цен, а также необходимость беспощадной борьбы с хлебными спекулянтами-мешочниками, обязать каждого владельца хлеба весь избыток, сверх количества необходимого для обсеменения полей и личного потребления по установленным нормам до нового урожая, заявить к сдаче в недельный срок после объявления этого постановления в каждой волости. Порядок этих заявок определяется Народным комиссариатом по продовольствию через местные продовольственные органы.

2) Призвать всех трудящихся и неимущих крестьян к немедленному объединению для беспощадной борьбы с кулаками.

3) Объявить всех, имеющих излишек хлеба и не вывозящих его на ссыпные пункты, а также расточающих хлебные запасы на самогонку, - врагами народа, предавать их революционному суду, заключать в тюрьму на срок не менее подвергать все имущество конфискации и изгонять навсегда из общины, а самогонщиков, сверх того, присуждать к принудительным общественным работам.

4) В случае обнаружения у кого-либо избытка хлеба, не заявленного к сдаче согласно хлеб отбирается у него бесплатно, а причитающаяся по твердым ценам стоимость незаявленных излишков выплачивается в половинном размере тому лицу, которое укажет на сокрытые излишки, после фактического поступления их на ссыпные пункты, и в половинном размере - сельскому обществу. Заявления о сокрытых излишках делаются местным продовольственным организациям.

Принимая затем во внимание, что борьба с продовольственным кризисом требует применения быстрых и решительных мер, что наиболее плодотворное осуществление этих мер требует в свою очередь централизации всех распоряжений продовольственного характера в едином учреждении и что таким учреждением является Народный комиссариат по продовольствию, Всероссийский Центральный Исполнительный Комитет постановляет для более успешной борьбы с продовольственным кризисом предоставить народному комиссару по продовольствию следующие полномочия:

1) Издавать обязательные постановления по продовольственному делу, выходящие за обычные пределы компетенции Народного комиссариата по продовольствию.

2) Отменять постановления местных продовольственных органов и других организаций и учреждений, противоречащие планам и действиям народного комиссара.

3) Требовать от учреждений и организаций всех ведомств безоговорочного и немедленного исполнения распоряжений народного комиссара в связи с продовольственным делом.

4) Применять вооруженную силу в случае оказания противодействия отбиранию хлеба или иных продовольственных продуктов.

5) Распускать или реорганизовывать продовольственные органы на местах в случае противодействия их распоряжениям народного комиссара.

6) Увольнять, смещать, предавать революционному суду, подвергать аресту должностных лиц и служащих всех ведомств и общественных организаций в случае дезорганизующего вмешательства их в распоряжения народного комиссара.

7) Передавать настоящие полномочия (кроме права подвергать аресту, другим лицам и учреждениям на местах с одобрения Совета Народных Комиссаров.

8) Все мероприятия народного комиссара, связанные по характеру их с ведомствами путей сообщения и Высшего совета народного хозяйства, осуществляются по совещании с соответствующими ведомствами.

9) Постановления и распоряжения народного комиссара, издаваемые в порядке настоящих полномочий, проверяются его коллегией, имеющей право, не приостанавливая исполнения, обжаловать их в Совет Народных Комиссаров.

Настоящий декрет вступает в силу со дня его подписания и вводится в действие по телеграфу.

Председатель Всероссийского Центрального
Исполнительного Комитета Я. Свердлов.
Председатель Совета Народных Комиссаров
В. Ульянов (Ленин).
Секретарь Всероссийского Центрального
Исполнительного Комитета Аванесов.

Выверено по изданию: Декреты Советской власти. Том II. 17 марта – 10 июля 1918 г. политической

Ст. 1. Отменяется право частной собственности на все без исключения участки, как застроенные, так и не застроенные, как принадлежащие частным лицам и промышленным предприятиям, так и ведомствам и учреждениям, находящиеся в пределах всех городских поселений.

Ст. 2. В городских поселениях с числом жителей свыше 10.000 отменяется право частной собственности на все строения, которые вместе с находящейся под ними землей имеют стоимость или доходность свыше предела, установленного органами местной власти.

1-е примечание к ст. 2. Действие настоящего декрета распространяется также на строения, находящиеся на арендованной земле.

2-е примечание в ст. 2. Во всех без исключения городских поселениях органам местной власти принадлежит право устанавливать арендную плату за остающиеся в пользовании частных лиц, обществ или установлений земельные участки, как застроенные, так и не застроенные.

3-е примечание к ст. 2. Во владениях, в коих согласно настоящей статьи строения остаются в частной собственности, излишки земельных участков сверх норм, устанавливаемых органами местной власти, передаются в общий земельный фонд.

4-е примечание к ст. 2. Органам местной власти предоставляется последующими постановлениями понижать первоначально установленный предельный размер стоимости или доходности владений, в которых строения остаются в частной собственности.

Ст. 3. Пределы городских поселений определяются пределами городской черты или селитебной площади, установленной для взимания государственного налога на недвижимости, если последние входят в пределы городской черты.

В тех случаях, когда произошло или произойдет присоединение к городу ближайших пригородов, на последние распространяется действие настоящего декрета.

Ст. 4. Действие настоящего декрета не распространяется на строения, являющиеся необходимой принадлежностью промышленных предприятий.

1-е примечание к ст. 4. Точное определение строений, являющихся необходимой принадлежностью промышленных предприятий, устанавливается специальной инструкцией.

2-е примечание к ст. 4. За земельные участки под указанными строениями владельцами таковых уплачивается арендная плата в размерах, устанавливаемых органами местной власти.

Ст. 5. Все городские земли и строения, которые соответственно сему декрету изъемлются из частной собственности, передаются в распоряжение органов местной власти.

Ст. 6. В городах с числом жителей свыше 10.000 право застройки принадлежит исключительно органам местной власти. В городах с меньшим числом жителей такое право может быть предоставлено органами местной власти и частным лицам.

Ст. 7. Органам местной власти предоставляется право отводить частным лицам земли для возведения на них зданий под промышленные предприятия на условиях, установленных местной властью.

Ст. 8. Владения, стоимость коих вместе с находящейся под ними землей не превышает предела, установленного согласно ст. 2 сего декрета, могут передаваться по наследству лишь согласно декрету "Об отмене наследования" (Собр. Узак., N 34, ст. 456).

Ст. 9. Все долги, свыше 10.000 рублей, лежавшие на отчуждаемых землях и строениях, аннулируются; долги, не превышающие 10.000 рублей, признаются долгом государства и подлежат действию декрета "Об аннулировании государственных займов" (Собр. Узак., N 27, ст. 353),

Ст. 10. Бывшие собственники недвижимостей уравниваются во всех отношениях с прочими нанимателями и обязаны на одинаковых с ними основаниях вносить наемную плату за занимаемые ими помещения.

Ст. 11. Вывшим владельцам отчужденных недвижимостей, в случае их нетрудоспособности и отсутствия у них других источников существования, органами местной власти выдается единовременное пособие в размере не свыше 10.000 рублей.

Ст. 12. Органам местной власти предоставляется право часть чистых доходов, получаемых с переданных им недвижимостей, но не более 1/2 таковых, употреблять на покрытие недоборов по городскому оценочному сбору, происшедших в связи с изданием настоящего декрета, а также на удовлетворение общих нужд городского хозяйства. Часть чистых доходов с недвижимостей в размере 10% местная власть обязана отчислять в общегосударственный жилищный фонд, средства которого предназначаются для образования новых городских поселений и на пособие отдельным городам для городского строительства; весь остальной чистый доход от недвижимостей поступает в местный городской жилищный фонд, назначаемый на ремонт строений, на возведение зданий, на проведение улиц и т.д.

Ст. 13. В тех случаях, когда городские недвижимости, перешедшие на основании настоящего декрета в распоряжение органов местной власти, являлись для учреждений и ведомств доходной статьей, органы местной власти обязаны доходы от таких недвижимостей передавать соответствующим учреждениям и ведомствам впредь до получения последними необходимых кредитов, но не долее, чем в течение одного года.

За принадлежащие обществам и союзам недвижимости, доходы коих служили для выполнения культурно-просветительных, благотворительных и тому подобных задач, органы местной власти, поскольку выполнение указанных задач остается на обязанности таких обществ, обязаны уплатить им по стоимости таких недвижимостей.

Ст. 14. Строения, занятые для нужд учреждений и ведомств государственного управления, остаются в их распоряжении и эксплуатации.

Строения, эксплуатируемые учреждениями и ведомствами путем сдачи в наем, а также все вообще строения, кои не являются необходимыми для самих учреждений и ведомств, поступают в распоряжение местных Советов Рабочих и Крестьянских Депутатов.

Ст. 15. За все строения, находящиеся в распоряжении учреждений ж ведомств государственного управления, последнее обязаны уплачивать местным Советам Рабочих и Крестьянских Депутатов суммы, соответственные размерам расходов но поддержанию благоустройства, производимых местными Советами Рабочих и Крестьянских Депутатов; размер взносов в таких случаях определяется комиссией из представителей заинтересованного ведомства, местного Совета Рабочих и Крестьянских Депутатов и Народного Комиссариата по Внутренним Делам, по одному, от каждого.

Ст. 16. Все сделки с землей и строениями, заключенные после вступления в силу (с 18 декабря 1917 г.) декрета "О запрещений сделок с недвижимостью" (Собр. Узак., N 10, ст. 154), являются недействительными и не могут служить основанием для освобождения от действия настоящего декрета. Указанные правила распространяются также на строения, находящиеся на арендованной земле.

Ст. 17. Все права и обязанности, связанные с владением недвижимостями и управлением ими, поскольку они не противоречат настоящему декрету, с момента перехода недвижимости в распоряжение органов местной власти переходят к таковым органам или лицам или установлениям, коим будет передано управление недвижимостями. Бывшие собственники недвижимостей обязаны погасить все связанные с владением недвижимостями и управлением ими свои обязательства, перед государством, прежними (городом а земством) или настоящими органами местной власти и частными лицами, остававшиеся на них к моменту перехода владений в распоряжение органов местной власти.

Ст. 18. Страховые суммы за строения, подошедшие под действие настоящего декрета, за сгоревшие или поврежденные после вступления в силу настоящего декрета страховые общества обязаны вносить в кассы местных Советов Рабочих и Крестьянских Депутатов.

Ст. 19. Городской и земский оценочный сборы, государственный налог на недвижимости, и прочие существующие налоги на недвижимости в отношении владений и частей их, подлежащих действию настоящего декрета, отменяются.

Ст. 20. Органам местной власти предоставляется право с разрешения центральной государственной власти делать постановления о распространении действия настоящего декрета также на поселения, имеющие менее 10.000 жителей.

Ст. 21. Одновременно с введением в действие сего основного декрета местные Советы Рабочих и Крестьянских Депутатов обязаны издать в дополнение к нему исполнительный декрет, определяющий момент вступления в силу основного декрета, сферу его действия, органы по проведению его в жизнь, обязанности нанимателей, арендаторов и домовладельцев и другие вытекающие из сего декрета последствия для местного населения.

Ст. 22. Исполнительный декрет местного Совета Рабочих и Крестьянских Депутатов должен быть предварительно представлен на рассмотрение Народного Комиссариата по Внутренним Делам я получить его утверждение.

Ст. 23. Города и городские поселения, в коих до издания настоящего декрета действовали постановления местных органов власти о передаче городских недвижимостей ила части их в распоряжение местного Совета Рабочих и Крестьянских Депутатов, обязаны представить также постановления на утверждение Народного Комиссариата по Внутренним Делам,

Примечание. До утверждения Народным Комиссариатом по Внутренним Делам уже изданные постановления не теряют своей силы.

Ст. 24. В случае несогласия местного Совета Рабочих и Крестьянских Депутатов с изменениями, внесенными Народным Комиссариатом по Внутренним Делам в представленный им проект исполнительного декрета или в действующее уже постановление, такому Совету Рабочих и Крестьянских Депутатов предоставляется входить с заявлением по свату вопросу в Совет Народных Комиссаров.

Ст. 25. В каждом городском поселении с числом свыше 10.000 жителей настоящий декрет вводится в действие постановлением местного Совета Рабочих и Крестьянских Депутатов, но не позднее однако трех месяцев со времени его опубликования в Известиях Всероссийского Центрального Исполнительного Комитета Советов.

Примечание. В особых случаях Народному Комиссариату по Внутренним Делам предоставляется увеличивать указанный в настоящей статье срок до 6 месяцев.

Полномочия перераспределены. Что будет дальше?

В республике принят новый закон, предусматривающий перераспределение полномочий по предоставлению земель, собственность на которые не разграничена. Однако далеко не все поняли, как он будет работать. На самые частые вопросы наших читателей ответила министр земельных и имущественных отношений Наталья Полянская.

— Какие земли попадают под действие закона?

— Земельные участки, собственность на которые не разграничена. Это 94,2 процента всех земель, находящихся в государственной собственности. Остальные земли — собственность республики (1,7 процента) и муниципалитетов (4,1 процента).

— Зачем перераспределяют полномочия?

— Право предоставления неразграниченных земель сейчас закреплено за органами местного самоуправления. Они же осуществляют муниципальный земельный контроль. Получается, что функции распорядителя и контролера 98 процентов государственного земельного фонда сосредоточены в одних руках. Назрела необходимость усилить контроль в сфере земельных отношений со стороны государства.

— Соответствует ли новый закон Конституции и федеральному законодательству? Не нарушает ли права муниципалитетов?

— Закон основан на нормах федерального законодательства, а именно — на институте перераспределения полномочий. Это односторонний волевой акт органа государственной власти субъекта: полномочия, которые ранее исполняли органы местного самоуправления, передаются государственному органу.

Распоряжение земельными участками данной категории не относится к вопросам местного значения. Муниципалитеты распоряжаются ими в силу действия Федерального закона «О введении в действие Земельного кодекса РФ». Следовательно, права муниципалитетов при передаче полномочий не нарушаются.

— Что будет с комитетами по управлению муниципальной собственностью? Как будут рассматриваться заявления о предоставлении сельхозземель?

— КУМСы будут реорганизованы в управления минземимущества, соглашения между ними и муниципальными образованиями — перезаключены. В соглашениях останутся все направления, которые значились ранее, в том числе по землям сельхозназначения. Вносить изменения в состав комиссий не планируется. Мнение муниципалитета, при его соответствии нормам федерального законодательства, будет определяющим.

— В чем смысл принятия закона, если КУМСы и до этого распоряжались землей?

— Они не распоряжались участками, а по соглашению с муниципалитетами были операторами по сбору документов.

Закон принят для упрощения процедуры получения земли гражданами и предпринимателями, установления единых правил по всей республике. Сейчас в каждом муниципалитете действуют свои административные регламенты на услуги, установлены разные сроки их оказания. С принятием закона в республике, кроме Межгорья, будут действовать единые типовые регламенты, согласованные с правительством и прокуратурой.

Унификация процедур и их перевод в электронный формат позволят сделать процесс управления землей прозрачным, а манипуляции с участками — практически невозможными.

— Как будут распределяться доходы от продажи и аренды земельных участков?

— Они будут по-прежнему поступать в местные бюджеты.

— Что будет с пастбищами?

— Пастбища — это земли сельхозназначения, вид их использования не изменится. Чтобы поменять его, необходимо согласование с районом и с минземимущества. В каждом конкретном случае решения будут приниматься коллегиально — с участием населения, муниципалитетов, минземимущества, после изучения всех обстоятельств.

— Что будет с арендаторами, которые уже пользуются неразграниченной землей?

— Закон обратной силы не имеет. Ранее заключенные договоры продолжат действовать. Аннулироваться или перезаключаться они не будут, изменится только сторона договора.

— Не будут ли ущемлены права населения на осуществление местного самоуправления? Будут ли проводиться публичные слушания по правилам землепользования и застройки?

— Право граждан на осуществление местного самоуправления защищено федеральным законом. При принятии правил землепользования и застройки, проектов планировки и межевания проведение публичных слушаний является обязательным.

Слушания проводятся в том городе или сельском поселении, где принимаются планируемые изменения.

— Что изменится для собственников земельных участков?

— Ничего. Собственник имеет право владеть, пользоваться и распоряжаться участком и находящейся на нем недвижимостью.

— Затронет ли закон любителей прогулок по лесу, грибников?

— Нет. Закон не имеет отношения к лесному фонду.

— Нужно ли будет ехать в Уфу для оформления аренды земельного участка?

— Нет. Обратиться с таким заявлением можно будет в МФЦ или в территориальный отдел минземимущества.

— Располагает ли министерство достаточными ресурсами для исполнения новых полномочий?

— Да. В минземимущества достаточное количество сотрудников: 184 – в центральном аппарате, 378 — на территориях, 164 — в подведомственном учреждении. Финансовая обеспеченность составляет 1 млрд рублей в год, включая финансирование госпрограмм.

— Услуги по предоставлению участков переводятся в электронный формат полностью?

— Предприниматели будут получать услуги только в электронном виде через портал госуслуг. У граждан будет возможность подать документы через МФЦ или портал госуслуг. Все случаи отказа в выделении земли будут находиться под строгим контролем минземимущества.

— Повлияет ли закон на управление муниципальными землями?

— Нет. Ими распоряжаются органы местного самоуправления.

— Изменится ли что-либо для владельцев земельных паев?

— Нет. Пай — часть земельного участка, находящаяся в собственности. Под действие нового закона паи не попадают.

— Приведет ли закон к увеличению расходов бюджета республики?

— Нет. Передача полномочий не потребует увеличения штатной численности министерства.









Закон принят недавно, но действует с 1 января 2015 года. То есть у неработающих осталось меньше 3 месяцев, чтобы устроиться на работу. Так, налог в размере 20 базовых величин (3,6 миллиона рублей) придется заплатить тем гражданам, которые не участвовали в финансировании бюджета 6 месяцев и один день (183 дня). Налог должно быть уплачен до 15 ноября 2016 года.

Кто не в списке

  • подростки, которым еще нет 18 лет (если 18 лет исполнилось в 2015 году, то можно не работать до конца года);
  • пенсионеры (женщины в возрасте 55 лет и старше, мужчины – 60 лет), в том числе те, кто достиг пенсионного возраста в текущем году;
  • студенты дневной формы обучения (различные курсы и тренинги не засчитываются);
  • безработные, состоящие на учете в службе занятости (но на бирже можно состоять не более 3 месяцев);
  • владельцы агроусадеб: те, кто официально занимается агроэкотуризмом (это должен подтвердить местный исполком);
  • жители села и других населенных пунктов, имеющие участок и занимающиеся сельским хозяйством (Сельсовет должен подтвердить факт ведения сельского хозяйства);
  • женщины или мужчины, воспитывающие детей до 7 лет или детей-инвалидов до 18 лет или троих и более несовершеннолетних детей;
  • художники, музыканты, писатели, скульпторы, дизайнеры и др. Но они обязательно должны быть членами соответствующих творческих союзов;
  • фрилансеры, творческие люди, заработавшие за год минимум 70 базовых величин (сегодня это 12,6 миллиона). При этом неважно, сколько дней они работали;
  • адвокаты и нотариусы;
  • владельцы квартир, которые официально сдают свое жилье и платят налог;
  • монахи, священники и члены монастырской общины;
  • больные, находящиеся на больничном (должна быть соответствующая справка);
  • осужденные, отбывающие наказание в тюрьме, ЛТП или колонии более 183 дней;
  • военнослужащие, резервисты и военнообязанные во время сборов;
  • инвалиды независимо от группы или те, с кого сняли инвалидность в текущем году;
  • недееспособные граждане;
  • люди, которые получают выплаты по потере кормильца;
  • путешественники и гастарбайтеры - граждане Беларуси, которые находились в стране суммарно менее 183 календарных дней;
  • сезонные рабочие, отработавшие в течение полного сезона на сезонных работах.

Докажи!

- Как будут искать неплательщиков? Кто это будет делать?

- Налоговая инспекция. МНС составит общий список всех, кто должен заплатить так называемый «сбор на финансирование государственных расходов». Туда попадут все, кто не работает более 183 дней. Местные налоговые инспекции будут рассылать приглашения к уплате налога. В случае неуплаты они же будут передавать сведения о неплательщиках в правоохранительные органы.

- Прислали извещение. Как доказать, что ты не тунеядец?

- Гражданин вправе в течение 30 календарных дней со дня получения извещения представить в налоговый орган документы, пояснения, которые свидетельствуют об отсутствии у него обязанности по уплате сбора либо о неправильном исчислении суммы сбора, - пояснил начальник главного управления налогообложения физических лиц Министерства по налогам и сборам Михаил РАССОЛЬКО. - Эти документы, пояснения рассматриваются налоговым органом в течение месяца. Меры по взысканию сбора в это время приниматься не будут. В указанный срок налоговый орган примет решение о подтверждении ранее врученного извещения, внесении в него изменений либо аннулировании. В случае пропуска по уважительной причине срока представления документов, пояснений этот срок по заявлению гражданина может быть восстановлен.

Есть тонкости

Я зарабатываю 20 млн в месяц. Жена занимается домашним хозяйством. В совокупности наша семья платит налогов больше, чем указанная сумма налога. Почему и за что моя жена должна платить?

Виктор, Минск

- Конституцией Беларуси установлена обязанность каждого гражданина участвовать в финансировании государственных расходов путем уплаты налогов, пошлин и иных платежей (статья 56). Каждый гражданин уплачивает налоги со своих доходов вне зависимости от их размера. Сбор, предусмотренный декретом №3, также не зависит от размера дохода. Взаимозачет дохода между членами семьи декрет не предусматривает, сбор каждый уплачивает индивидуально.

- Освобождены ли белорусы, работающие за границей, от уплаты сбора?

- От уплаты сбора за соответствующий налоговый период освобождены граждане, которые фактически находились на территории Беларуси менее 183 календарных дней. Понятно, что факт нахождения за пределами республики должен быть подтвержден документально.

Отвечать по закону

- Что грозит тем, кто не заплатил налог на тунеядство?

- За неуплату или неполную уплату сбора декрет №3 предусматривает административную ответственность в виде штрафа от двух до четырех базовых величин или административный арест до 15 суток. При этом лица, в отношении которых применено административное взыскание в виде административного ареста, в обязательном порядке (в течение срока его отбывания) будут привлекаться к выполнению общественно полезных работ, - говорит начальник департамента по гражданству и миграции МВД Алексей БЕГУН. - Это работа без оплаты, для выполнения которой не требуются определенные профессиональные знания и навыки.

- Что делать, если у человека реально нет денег на уплату налога на тунеядство?

- Этому человеку все-таки необходимо предпринять усилия по трудоустройству либо занятию любым видом деятельности, не запрещенным законодательством и приносящим доход. Если самостоятельно не получается, следует обратиться в службу занятости по месту жительства.

Читайте также: