Налоговый институт в таджикистане

Опубликовано: 26.04.2024

вузы таджикистана

Какие университеты в Таджикистане являются лучшими в 2020 году? В данном списке собраны 27 высших учебных заведений, которые отвечают следующим критериям:

  1. ВУЗ лицензирован или аккредитован министерством образования Таджикистана.
  2. Предлагает как минимум четырехлетнее обучение(степень бакалавра) или степени магистра или доктора.
  3. Проведение курсов преимущественно в традиционном формате (не дистанционном).

1. Таджикский национальный университет (Донишгоҳи миллии Тоҷикистон) – данный ВУЗ, без сомнений, является одним из старейших в стране. В университете обучаются не только таджикские студенты, но и зарубежные. Например до конца 20 ого века, а именно до 1992 года в ТНУ обучались около 350 студентов из самых разных стран. Более 24 стран Европы, Латинский Америки, Азии и Африки. А с 1983 до 2005 годы университет окончили более 600 иностранных студентов, более 148 человек получили образование преподавателя русского языка.

2. Таджикский государственный медицинский университет имени А.Сино (Донишгоҳи давлатии тиббии Тоҷикистон ба номи Абӯалӣ Ибни Сино) – Таджикский государственный медицинский университет имени Абуали ибни был основан в 1939 году. Никому не секрет, что таджикская медицина уходит далеко в 9-10 века. История таджикской медицины знает не мало великих учёных, среди прочих выделяется Авиценна (Абуали ибни Сино). Он олицетворение не только таджикской медицины, но и всемирной. Университет считается престижнейшим в стране. Ежегодно в ТГМУ, путём тщательного отбора, поступают лучшие выпускники.

3. Технологический университет Таджикистана (Донишгоҳи технологии Тоҷикистон) – Технологический университет Таджикистана является высшим учебным заведением, при котором осуществляется подготовка специалистов в области технологии, коммуникации, экономики и дизайна согласно лицензии Министерства образования и науки РТ (№ АУ №0001546 от 07.07.2014 г.).

4. Российско-Таджикский Славянский Университет (Донишгоҳи славянии Тоҷикистон-Русия) – РТСУ считается государственным учреждением как Таджикистана так и России. Был учреждён в недалёком 1996 году. В настоящее время университет по праву считается одним из ведущих в стране. Все занятия ведутся исключительно на русском языке, что является главной отличительной чертой ВУЗ-а. За время существования университеты было выпущено более 12 тысяч студентов.

5. Филиал МГУ в Душанбе (Филиали донишгоҳи давлатии Москва ба номи М.В. Ломоносов дар шаҳри Душанбе) – филила МГУ в Душанбе был создан в 2009 году. МГУ известен во всём мире. Это один из старейших ВУЗов мира.

6. Таджикский Государственный Университет Права, Бизнеса, и Политики (Донишгоҳи давлатии ҳуқуқ, бизнес ва сиёсати Тоҷикистон) – университет расположен в городе Худжанд и был основан в 1993 году.

7. Таджикский Государственный Университет Коммерции (Донишгоҳи давлатии тиҷорати Тоҷикистон) – ВУЗ расположен в городе Душанбе и начал свою деятельность в 1987 году. Информацию об университете можете получить на странице учреждения на нашем сайте. В университете бучение проводится по 26 специальностям. В 2019 году обучалось порядка 6 тыс. студентов и около 250 преподавателей. Начиная с 2001 года действует филиал в городе Худжанд

8. Таджикский технический университет (Донишгоҳи техникии Тоҷикистон)

9. Худжандский государственный университет (Донишгоҳи давлатии Хуҷанд ба номи академик Бобоҷон Ғафуров) – один из крупнейших университетов в стране,второй крупный университет в Таджикистане (после Таджикского национального университета в Душанбе). ВУЗ был основан в 1932 году. Расположен в городе Худжанд, который является вторым городом Таджикистана по крупности и численности населения, а также неофициальной «северной столицей».

12. Кулябский государственный университет (Донишгоҳи давлатии Кӯлоб)

14. Институт Предпринимательства и Сервиса Таджикистана (Донишкадаи соҳибкорӣ ва хизмати Тоҷикистон)

19. Филиали Донишгоҳи миллии тадқиқотии ДЭМ (Филиал МЭИ в городе Душанбе)

20. Хорогский государственный университет (Донишгоҳи давлатии Хоруғ)

21. Таджикский государственный институт искусств (Донишкадаи давлатии санъати Тоҷикистон)

22. Таджикский педагогический институт в Пенджикенте (Донишкадаи омўзгории Тоҷикистон дар шаҳри Панҷакент)

24. Исламский институт Таджикистана (Донишкадаи исломии Тоҷикистон)

25. Таджикский Институт Физической Культуры (Донишкадаи тарбияи ҷисмонии Тоҷикистон)

26. Филиал МИСиС (Филиали Донишгоҳи миллии тадқиқотӣ-технологии МИСиС)

27. Таджикская Национальная Консерватория (Консерваторияи миллии Точикистон)


Равшан Хадыров. Фото из личного архива политолога

Таджикистан — союзник по ОДКБ и экономический партнёр России, страны связывают история и духовно-нравственные ценности, а также живущие и работающие в России представители Таджикистана. В свете большой политики потенциал для сближения Москвы и Душанбе никуда не делся, однако в политической конструкции (realpolitiks) центральноазиатского союзника России позиции Китая гораздо сильнее, чем кажется Москве.

В интервью Равшана Хадырова, данном ИА EADaily , открылись сюжеты, подпитывающие большую политику:

Политолог обрисовал замыкающуюся цепь причин и последствий:

Справочно: Равшан Хадыров — политолог нового поколения, родился в поселке городского типа Зафаробад в Ленинабадской области Таджикистана. Ему было два года, когда семья переехала жить в Москву, на родину его матери. Равшан окончил аспирантуру РУДН, сейчас является соискателем в престижном МГИМО, на кафедре мировых политических процессов. Работает над темой «Институциональная трансформация политического режима Республики Таджикистан».

Ковидное наступление

Власти Таджикистана долгое время отрицали наличие в стране новой коронавирусной инфекции, и даже было запрещено говорить о Covid-19. Что вам известно о масштабах заболеваемости и борьбе с ковидом в республике? Как решается вопрос с вакцинацией населения?

Действительно, власти Таджикистана до конца апреля 2020 года не признавали существование случаев заражения коронавирусной инфекцией. Это связано с несколькими факторами. В первую очередь, Республика Таджикистан столкнулась, как и многие страны мира, с нехваткой тест-систем. Однако в конце апреля после доклада ВОЗ власти зарегистрировали первые случаи заболевания Covid-19. С поста министра здравоохранения как раз накануне визита делегации ВОЗ был уволен Насим Олимзода. В том же месяце в Таджикистане фиксировали большое количество случаев лёгочной пневмонии. Вторым важным фактором стало отрицание властями существования вируса, в стране продолжали проводить массовые праздники, такие как Новруз, и не ограничивали социальную активность.

В январе 2021 года президент Таджикистана Эмомали Рахмон заявил, что республика победила вирус и статистика не зафиксировала ни одного нового случая летального исхода или заболевания. В ноябре прошлого года официальные власти заявляли, что делали лишь 3500−4000 тестов в день, что крайне мало для страны с населением 9 млн человек. Это вызывает большие сомнения в достоверности данной статистики. Из мер борьбы с коронавирусом на данный момент используется лишь номинальное ношение масок.

В Таджикистане на данный момент имеется 192 тыс. вакцин AstraZeneca, которые были получены в рамках гуманитарной помощи от международных организаций. Однако качество этой вакцины сейчас под большим вопросом в Европе. (Накануне, 19 мая, стало известно, что Россия обещала Таджикистану бесплатную поставку вакцины «Спутник V». — Ред.). 22 марта было заявлено о старте первого этапа вакцинации уязвимых групп населения.

Всемирный банк опубликовал данные исследований о влиянии пандемии на социально-экономическую картину в Таджикистане. Показатели полевых исследований трудно соотнести с ростом экономики и социальным комфортом в Таджикистане. В каком состоянии малый и средний бизнес в условиях ковида?

Официальные власти Республики Таджикистан заявили, что в 2020 году рост ВВП составил 3%, в основном за счет сельского хозяйства и легкой промышленности. Что касается малого бизнеса, в стране в 2019 году было зарегистрировано 780 тыс. предпринимателей. В том же 2019 году треть из них была вынуждена прекратить свою официальную деятельность. По оценкам экспертов Всемирного банка, общее бремя налоговых и административных платежей составляло около 70% от чистой прибыли малого и среднего бизнеса. В республике существует большое количество преград для бизнеса, в основном в пользу крупных монополистов рынка. В рамках борьбы с последствиями пандемии власти приняли меры по снижению налоговой нагрузки: в летний период разрешили не платить арендную плату, с 1 мая по 1 августа были освобождены от налогов предприниматели, работающие по патенту, с 1 июля по 1 сентября могли не платить налоги гостиницы, медучреждения и санатории, которые принимали больных и переболевших коронавирусом. Все эти меры имели краткосрочный характер, что, вероятно, не существенно повлияло на экономическую стабильность страны.

Даже самые крупные и развитые экономики мира были вынуждены перестраиваться, менять дорожные карты, адаптировать социальный сектор к новым реалиям. Если власть признала распространение Covid-19, неизбежны меры социальной защиты населения. Как выдерживает экономика Таджикистана возросшую нагрузку?

— По официальной статистике республики Таджикистан, 30% ВВП состоит из денежных переводов трудовых мигрантов, они же являются основным источником валюты в республике. По статистике 2020 года, денежные переводы в страну сократились на 40%, что является серьезным ударом для с Таджикистана. В связи с закрытием границ в стране образовалось большое количество безработных граждан. По заявлениям президента страны, они все были обеспечены рабочими местами, в том числе и в сельскохозяйственном секторе. Однако большое количество из них были вынуждены работать за сравнительно небольшие деньги — $ 2−3 в день. Это накаляет и без того сложную социальную обстановку в государстве.

Что на уме у политолога

Национальную экономику продвигает синтез субстанций: носители ценных знаний, идей и ресурсный потенциал региона — природный, промышленный, инновационный. По вашей оценке, какие имеются ресурсы у Таджикистана для диверсификации её экономики?

Потенциал роста экономики можно видеть в развитии малого и среднего бизнеса, в создании для него комфортной среды. Драйвером экономики мог бы стать туристический сектор. Даже в текущих современных условиях Таджикистан с туристической целью ежегодно посещают более 50 тыс. человек. Развитие экотуризма, альпинизма или горнолыжных курортов могло бы помочь республике выйти из сложной экономической ситуации.

— Какие приносит плоды региональная стратегия Таджикистана как геоэкономического игрока в Центральной Азии?

Таджикистан, хоть и расположен в Центральной Азии, далёк от геополитического центра. Все транспортные узлы расположены за пределами республики. Единственным ключевым рычагом воздействия на соседние страны остаются истоки крупнейших рек региона, которые находятся на территории Таджикистана. Республика активно увеличивает мощности Рогунской ГЭС, что позволит вырабатывать большой объём электроэнергии и вывести его на продажу. Выход страны на энергетический рынок, безусловно, волнуют соседние страны, особенно Узбекистан, ведь строительство плотин на реках напрямую влияет на его сельскохозяйственный сектор экономики. Отмечу, что после смены президента в Республике Узбекистан отношения между двумя странами улучшились. Государства смогли найти оптимальный режим использования ГЭС.

Таджикистан активно участвует во всех интеграционных процессах в Центральной Азии, но пытается балансировать между интересами крупных политических акторов региона.

На данный момент экономика Таджикистана полностью зависит от внешних игроков. Госдолг Таджикистана равен 46% ВВП, что является одним из самых высоких на постсоветском пространстве.

— Две версии относительно Таджикистана: вступление страны в ЕАЭС и статус наблюдателя в нём на неопределенное время. К какой из них негласно стремится Душанбе?

Обсуждение вхождения Таджикистан в ЕАЭС идет с самого начала создания союза. По заявлению экспертов банка ЕАЭС (Евразийского банка развития. — Ред.), РТ получит от вступления 3% роста ВПП и более благоприятную среду для работы трудовых мигрантов. Власти Таджикистана уже более пяти лет активно ведут переговоры с Российской Федерацией с целью выторговать себе более комфортные условия вступления (в ЕАЭС. — Ред.). Однако существует большой риск, что этого может не произойти. Китай имеет прочные экономические связи с крупным провластным бизнесом, а также владеет 50% госдолга Таджикистана. Вступление Таджикистана в Евразийский экономический союз повлечёт снижение, а в некоторых отраслях прекращение сотрудничества с Китаем, что напрямую может повлиять на положение политических элит, а также на экономику страны. Таджикская властная элита имеет плотные экономические связи с Китаем, который взаимодействует с крупными аффилированными провластными компаниями.

Россия в условиях пандемии закрыла границы с Таджикистаном и прекратила авиасообщение с целью надавить на скорейшее принятие Таджикистаном решения (по Евразийскому союзу. Ред.), понимая, что в ближайшей перспективе республика может попасть в полную экономическую, а впоследствии и политическую зависимость от КНР.

Равшан, вопрос к вам, чем вам интересна политическая наука, видите ли вы себя практикующим политиком или принимающим важные решения госчиновником в Таджикистане?

Политическая наука затрагивает все аспекты нашей жизни. Большое количество событий имеет политическое начало. Изучение мировой экономики, географии, истории неразрывно связано с политикой. Политология как наука многогранна и потому интересна. Изучение политической ситуации в Таджикистане для меня, в первую очередь, изучение родины моих предков, интерес у меня сугубо научный. Я считаю, для того, чтобы где-либо становиться политическим деятелем, необходимо иметь гражданство этой страны. Я россиянин и никогда не был гражданином Таджикистана.

По какой теме пишете кандидатскую и как скоро защита?

— Тема моего исследования — «Институциональная трансформация политического режима Республики Таджикистан». Защита запланирована на конец года.

— И к какому из четырёх существующих типов (демократический, недемократический, тоталитарный, авторитарный) относите политический режим на родине таджиков?

В современном мире нет классических политических режимов («в чистом виде». Ред.). Все режимы имеют разные черты других типов. В Таджикистане, на мой взгляд, демократический режим с большим влиянием авторитарности. В стране существуют демократические институты, правящая элита придерживается конституции страны.

Главной проблемой политического режима в Таджикистане остается недопуск реальных оппонентов к власти. Другие региональные клановые силы не имеют возможности реализовать политические права демократическими способами.

База данных "Законодательство Таджикистана" содержит законы, кодексы, постановления, указы, правила, инструкции и другие документы на русском языке.

Налоговая система Таджикистана

Общие сведения

Отрасль налогового законодательства Республики Таджикистан представляет собой развитую систему нормативных правовых актов по регулированию налоговых отношений. Основы налоговой политике заложены в основном законе страны – Конституции Республики Таджикистан, принятой на всеобщем референдуме 06 ноября 1994 года.

Большая часть положений по правовому регулированию в данной сфере охватывается Налоговым Кодексом от 17 сентября 2012 года № 901 (Ахбори Маджлиси Оли Республики Таджикистан, 2012 г., № 9, ст. 838; 2013 г., № 12, ст. 889, ст. 890; 2015 г., № 3, ст. 21). Особенностью законодательства является приоритет положений, закрепленных в Кодексе, по сравнению с нормами других законов и иных правовых актов ( пункт 3 статьи 2 Кодекса). Во исполнение положений Кодекса принимаются Постановления Правительства Таджикистана в указанных в Кодексе случаях. Во многом они носят процедурный характер, например, Постановлением Правительства Таджикистана от 03 августа 2013 года № 323 утверждены Правила постановки на учет, присвоения идентификационных номеров налогоплательщиков, установки кодов причины постановки на учет . В связи с тем, что в законодательстве предусмотрено разделение налогов на общегосударственныеи местные налоги, то особенности налогообложения последних осуществляется нормативными правовыми актами местных органов.

Государственные налоги

Одним из важных поступлений в республиканский бюджет является подоходный налог. При определении ставки налога необходимо учитывать сумму личного вычета для каждого налогоплательщика. Данная сумма налогом не облагается. Если доход свыше вычета составляет до 140 сомони, то ставка равна 8 %, свыше 140 сомони - 21%. В иных случаях ставка составляет 13 % без применения вычетов кроме вычета по социальному налогу. Для заработных плат лиц-нерезидентов установлена повышенная ставка в размере 25 %. К объекту для исчисления налога относятся доходы в виде заработной платы и физического лица от деятельности, не относящейся к работе по найму.

На валовый доходорганизаций установлен налог на прибыльпо ставке 14% для деятельности по производству товаров, с 1-го января 2017 года - 13 %, но не менее 1 % валового дохода. Для остальных – 24 %, а с начала 2017 года ставка уменьшается на 1 %.

Объектом налогообложения выступает валовой доход, который включает доходы, вознаграждения и выгод налогоплательщика в денежной и натуральной (нематериальной) форме, включая все поступления, увеличивающие чистую стоимость активов налогоплательщика. Это хорошо видно на примере нерезидентов. Для них установлены специальные ставки на валовые доходы, полученные от источника в республике Таджикистан. К ним относятся: доходы, дивиденды, проценты, страховые взносы, доходы в виде заработной платы. Ставки колеблются от 5 до 25 %.

Налог на добавленную стоимостьоблагает налогооблагаемые операции (оказание услуг, поставки товаров, выполнение работ) и налогооблагаемый ввоз по стандартной ставке в 18 %. Нулевая ставка применяется для экспорта товаров, за некоторыми исключениями, товаров, произведенных в свободных экономических зонах, хлопка-волокна, хлопковой пряжи и хлопка-сырца.

Акцизыустанавливаются на подакцизные товары (например, спирт, табак, топливо) или подакцизные виды деятельности (услуги сотовой связи, телефонии и другие) и включаются в стоимость таких товаров или услуг. По общему правилу ставки регулируются Товарной номенклатурой внешнеэкономической деятельности, в которой указываются ставки на каждый товар или вид деятельности.

Социальный налогоблагает выплаты, производимые сотрудникам и работникам по договорам, в виде заработной платы и иных вознаграждений за определенные работы или услуги. Это касается как граждан Таджикистана, иностранных граждан, так и лиц без гражданства. Общая ставка, за некоторыми исключениями, составляет 25% для страховщиков и 1% для тех, кого страхуют.

Налоги на природные ресурсыделятся на налоги с недропользователейи роялти за воду. В первом случае облагаются добытые полезные ископаемые (нефть, уголь, драгоценные металлы и другие), во втором - пользование водными объектами при получении электроэнергий через гидроэлектростанции. Роялти за добычу составляет от 0,5 до 10% в зависимости от вида полезного ископаемого, а для роялти за воду они равняются 0,06 показателя на каждые 1000 киловатт/час произведенной электроэнергии.

Налог с пользователей автомобильных дорогвзимается по ставе 1%, кроме торговой заготовительной, снабженческо-сбытовой деятельности. Для данных видов деятельности ставка снижена до 0,25%. Однако данный вид налога действует только до 31 декабря 2016 года.

Налог с продаж хлопка-волокна и алюминия первичногоустанавливается за реализацию или самостоятельную переработку данных видов товаров. Для хлопка-волокна ставка установлена в размере 10%.

Местные налоги

Наряду с налогами, которые поступают бюджет Республики, существуют также налоги для местных бюджетов. К местным налогам относятся налог на транспортные средстваи налоги на недвижимое имущество. В первом случае в зависимости от количества лошадиных сил облагается мощность двигателя от 1 до 14,5%. Во втором случае земельный налог взимается с земельных участков по установленным ставкам местными органами, а на объекты недвижимости от 3 до 25% в зависимости от вида объекта, его площади и местоположения.

Налоговые режимы

Помимо установления различных видов налогов предусмотрены различные налоговые режимы: специальныеи льготныеналоговые режимы. В первом случае законодательно устанавливается особый порядок исчисления налогов для определенной категории налогоплательщиков. Так, например, физические лица, осуществляющие предпринимательскую деятельность на основе патента платят фиксированный размер налога, невзирая на то, какой доход получен в налоговом периоде.

К другим таким режимам относятся упрощенный режим для субъектов малого предпринимательстваи производителя сельскохозяйственной продукции (единый налог), специальный режим налогообложения для субъектов игорного бизнеса.

Отличие льготных налоговых режимом состоит в основном в том, что в определенных случаях на определенный период лица, ведущие указанную деятельность полностью или частично освобождаются от уплаты каких-то налогов. Льготы предусмотрены для строительства гидроэлектростанций, заново созданных предприятий, осуществляющим полный цикл переработки хлопка-волокна в конечную продукцию, птицеводческих организаций по производству комбинированных кормов для птиц и животных, участников рынка ценных бумаг, операции по соглашения о разделе продукции. Следует отметить, что именно в данной области обо ярко выражены особенности налогового законодательства Таджикистана по сравнению с другими странами (например, Россией). По льготам, предоставляемым указанным видам деятельности, можно судить, что их развитие является приоритетом в государственной политике, и этот опыт уникален.

Статья подготовлена специалистами ООО "СоюзПравоИнформ".

© СоюзПравоИнформ. При перепечатке ссылка на источник обязательна.

На правах рукописи

Иброхимов
Илхомуддин Раджабалиевич
НАЛОГОВО-БЮДЖЕТНОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ
ЭКОНОМИКИ ТАДЖИКИСТАНА

народным хозяйством (макроэкономика)

АВТОРЕФЕРАТ

диссертации на соискание ученой степени

кандидата экономических наук

ДУШАНБЕ – 2006

Диссертационная работа выполнена на кафедре теоретической экономики Налогово-правового института Министерства по государственным доходам и сборам Республики Таджикистан

Научный руководитель: доктор экономических наук, профессор

Умаров Ходжамахмад Умарович

Официальные оппоненты: доктор экономических наук, профессор

Султанов Зубайдулло Султанович,

Шомуродов Фазлиддин Шомуродович.

Ведущая организация: Институт экономики Академии наук

Защита состоится «____»_____________2006 г. в «____» часов на заседании регионального Диссертационного совета ДМ 737.008.01 по защите докторских диссертаций при Институте экономических исследований Министерства экономики и торговли Республики Таджикистан по адресу: 734025 Таджикистан, г. Душанбе, пр. Рудаки,42.

С диссертацией можно ознакомиться в библиотеке Института экономических исследований Министерства экономики и торговли Республики Таджикистан.

Автореферат разослан «____»_____________2006 г.

Ученый секретарь

регионального Диссертационного совета,

доктор экономических наук, профессор С. И.Исломов

ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА РАБОТЫ

Актуальность темы исследования. Проблемы налогово-бюджетного регулирования, как фактора роста эффективности экономики, для большинства стран мира, в том числе и для Таджикистана, остаются весьма актуальными на современном этапе развития общества.

По истечении 15 лет с момента получения Таджикистаном государственной независимости, необходимость анализа эффективности принятых мер налогово-бюджетного регулирования становится весьма важной задачей. Практика показывает, что в странах с переходной экономикой, в том числе в Таджикистане, применение чисто монетарных инструментов налогово-бюджетного регулирования не привело к быстрому решению важнейших проблем социально-экономического развития. Накопленный за этот период опыт налогово-бюджетного регулирования свидетельствует о необходимости укрепления и активизации механизмов регулирования экономики.

Особенностью налогово-бюджетного регулирования экономики Таджикистана является ориентация на бюджетную централизацию. При этом сохраняются барьеры, препятствующие развитию производственного предпринимательства, высокий уровень налоговых ставок и большое количество налогов, недостаточность применения налоговых льгот и преференций в производственном и инновационном секторах экономики и т. д. Совершенствование же налогово-бюджетного регулирования позволит поступательно развиваться предприятиям, будет способствовать росту внутренних накоплений, приведет к более полной реализации функций налогово-бюджетной политики.

Необходимость совершенствования механизмов налогово-бюджетного регулирования обусловлена также усилением социальной расслоенности населения, низким уровнем заработной платы, незаинтересованностью предпринимателей в своевременной и полной уплате налогов, развитием теневого сектора экономики. При этом автор отмечает, что оценка эффективности налогово-бюджетного регулирования представляется невозможной без ее научного анализа. После десятилетий следования монетаристским концепциям в экономике на первый план выходит исследование принципов регулирования в соответствии с концепцией Кейнса в части применения гибкой фискальной политики. Применение последней, в первую очередь, обусловлено переходом экономики Республики Таджикистан на стадию стабилизации и экономического роста.

Анализ методов регулирования налогово-бюджетной системы необходим для оценки ее эффективности, а также для разработки новых и корректировки уже имеющихся планов и программ по совершенствованию межбюджетных отношений. Вышесказанное определяет актуальность исследования в области реформирования налогово-бюджетного регулирования, создания налогово-бюджетной системы, адекватной современным реалиям.

Степень разработанности проблемы. Проблема налогово-бюджетного регулирования предполагает изучение теоретического и практического опыта, накопленного в этой сфере не только в Таджикистане, но и в мировом масштабе.

Основы теории налогово-бюджетного регулирования разрабатывались еще А. Смитом, Д. Риккардо, У. Петти и другими классиками экономической теории.

Существенный вклад в развитие теории налогово-бюджетного регулирования внесли О. Конт, К. Маркс, Э. Дюркгейм, А. Маршалл, Дж. Кейнс, А. Пигу и Й. Шумпетер. К. Маркс впервые обоснованно подверг критике налогово-бюджетные системы стран Европы, которые он сравнил с продолжением римского фиска. А. Маршалл выявил инструменты государственного вмешательства в экономику. Неоценимым представляется вклад Дж. М. Кейнса в формирование дискреционной налоговой политики. Й. Шумпетер обосновал необходимость налогово-бюджетного регулирования и поддержки развития инноваций. По мнению автора, наибольший вклад в развитие налогово-бюджетного регулирования внесли представители экономики предложения Дж. Хикс, А. Лаффер, Дж. Стиглиц и др. В работах двух последних авторов налогово-бюджетная система рассматривается с различных позиций. М. Фридмен, в свою очередь, исследовал государственное регулирование с точки зрения формирования пассивной или недискреционной фискальной политики и проведения монетарной политики. Джозеф Стиглиц в своих трудах обосновал три эффекта налогообложения, о которых достаточно подробно говорится в работе.

Проблемы налогово-бюджетного регулирования в странах СНГ освещены в трудах А. Лаврова, Е. В. Ткачевой, Л. Н. Лыкова и др. Налоговая система в Республике Таджикистан исследовалась в трудах Н. К. Каюмова, Р. К. Рахимова, Х. У. Умарова, Т. Н. Назарова, А. О. Орипова, Р. Т. Джабарова, Л. Х. Саидмуродова и др.

В работах Б. Боймирзоева более подробно проанализированы вопросы бюджетного регулирования. Труды же Ю. Хушаева посвящены проблемам реформирования налоговой системы. А. Турсунов исследовал вопросы фискальной политики. Однако исследование проблем налогово-бюджетного регулирования в Таджикистане не носило комплексного характера, что и послужило основанием для выбора темы исследования.

Цель и задачи исследования. Целью настоящей работы является обоснование мер по повышению эффективности налогово-бюджетного регулирования экономики Таджикистана.

Для достижения поставленной цели диссертантом были определены следующие основные задачи:

- исследовать теоретические и практические проблемы налогово-бюджетного регулирования;

- проанализировать действующую структуру налогов, упла­чиваемых предприятиями, обосновать взаимосвязь налогообложения предприятий с соответствующей системой налогово-бюджетного регулирования;

- выявить воздействие налогово-бюджетной политики на экономику Таджикистана и определить эффективность выполнения ею своих социальных функций;

- изучить отношение предприятий к существующей системе налогообложения, а также отношение налогоплательщиков к жесткой налогово-бюджетной политике;

- определить особенности и принципы реформирования налогово-бюджетного регулирования экономики Таджикистана;

- выявить влияние механизмов налогового стимулирования на экономическое и социальное развитие предприятий.

Предметом исследования является совокупность налогово-бюджетных отношений, подвергающихся регулированию при помощи различных методов и инструментов.

Объектом исследования являются механизмы налогово-бюджетного регулирования как инструменты оживления экономики и решения важнейших проблем социально-экономического развития Таджикистана.

Методология и методика исследования. Методологической основой исследования послужили основные положения экономической теории, научные исследования представителей различных экономических школ, труды ученых-экономистов зарубежных стран и Республики Таджикистан.

В процессе исследования были использованы: статистические и математические методы, метод сравнительного экономического анализа, расчетно-конструктивный метод и методы экономической социологии (анкетирования).

Научная новизна. Научная новизна диссертации заключается в следующем:

- обоснована необходимость разработки гибкого налогово-бюджетного регулирования экономики Республики Таджикистан, которое призвано способствовать росту деловой активности предприятий, повышению экономической эффективности их функционирования и снижению уровня бедности в Республике Таджикистан. Исследование налогово-бюджетного регулирования базируется на комплексном подходе, рассмотрены типы и условия налогообложения, представлены результаты разработок и реализации концепции налогово-бюджетной политики, а также принципы и механизмы контроля за своевременным и полным налоговым изъятием с доходов физических и юридических лиц;

- проведен комплексный анализ налогово-бюджетного регулирования экономики и на этой основе разработаны направления его совершенствования, а также предложены варианты совершенствования Налогового кодекса (НК) Республики Таджикистан. Эти варианты ориентированы на полное изменение конфискационного характера Налогового кодекса Республики Таджикистан;

- обоснована необходимость формирования децентрализованного бюджета джамоатов (сельских общин), который следует рассматривать в качестве составной части бюджетной системы страны. Только с включением бюджета джамоатов в бюджетную систему страны последняя приобретает завершенный характер. Система налогово-бюджетных отношений между центральными и местными властями, включая джамоаты, является одним из основополагающих элементов, закладывающих фундамент долгосрочного экономического роста;

- обоснована необходимость снижения налогового бремени для отечественных товаропроизводителей и инноваторов негосударственных форм хозяйствования за счет частичного переноса налогового бремени на госпредпринимательство с одновременным осуществлением мероприятий по повышению его эффективности и частичного переноса на вновь легализованные объекты налогообложения. При этом диссертант исходит из положения, обоснованного Дж. Стиглицом, о том, что в условиях рыночной экономики государственное предпринимательство может успешно соперничать с частным предпринимательством при создании соответствующих организационно-экономических условий хозяйствования;

- разработана система экономико-математических моделей налогово-бюджетного регулирования экономики, которая может быть использована при определении стратегии социально-экономического развития страны на долгосрочную перспективу.

Теоретическая и практическая значимость работы. Теоретическая и практическая значимость диссертации обусловливается самим предметом исследования. Автор предлагает новый методологический подход к изучению целого комплекса проблем в налогово-бюджетной сфере на различных уровнях. Отдельные положения диссертации могут быть использованы научно-исследовательскими организациями и аналитическими центрами, вовлеченными в процесс выработки экономико-политических решений и рекомендаций для органов государственной власти и управления. Некоторые из рекомендуемых диссертантом положений ориентированы на практику, в том числе на внесение изменений в Налоговый кодекс Республики Таджикистан. Их реализация будет способствовать снижению налогового бремени, повышению стимулирующей функции налогов и повышению эффективности использования средств государственного бюджета.

Материалы диссертации могут быть также использованы при преподавании курсов макроэкономики, налогов и налогообложения, государственных финансов и других родственных курсов и спецкурсов в высших и средних специальных экономических учебных заведениях.

Результаты исследований могут быть использованы Министерством финансов Республики Таджикистан, Министерством по государственным доходам и сборам Республики Таджикистан при определении направлений реформирования налогово-бюджетных отношений различных уровней, а также при разработке нормативных документов по совершенствованию налогово-бюджетного регулирования и финансовой поддержки регионов.

Апробация исследования. Основные положения диссертации отражены в 13 опубликованных автором научных работах. Результаты исследования прошли апробацию на различных конференциях по проблемам реформирования налогово-бюджетного регулирования, налогообложения, снижения уровня бедности и развития государственного сектора экономики. На основе данной работы были подготовлены научные доклады и записки по вопросам реформы налогово-бюджетной системы и налоговых отношений в Таджикистане. Автор принимал непосредственное участие в разработке альтернативного Налогового кодекса Республики Таджикистан и его экономическом обосновании.

Структура и объем диссертации отражают логику выполненного исследования. Работа состоит из введения, трех глав, заключения, списка использованной литературы, 19 таблиц, 4 приложений, 2 рисунков, 1 графика, общий объем работы 150 страниц.

Основное содержание работы

Во введении обоснованы выбор темы исследования, ее актуальность, раскрыта степень изученности проблемы, сформулированы цель и задачи исследования, определены теоретические и методологические основы диссертационной работы, ее научная новизна, практическая значимость и апробация.

Первая глава – «Теоретические основы налогово-бюджетного регулирования экономики в переходных условиях» – посвящена теоретическим аспектам анализа налогово-бюджетного регулирования экономики, налогово-бюджетным проблемам финансовой стабилизации и возможностям применения опыта налогово-бюджетного регулирования экономики зарубежных стран к условиям переходной экономики Таджикистана. Этот анализ базируется на предположениях о том, что переходная экономика Таджикистана отличается глубоким трансформационным спадом, преимущественно сырьевым характером реального сектора экономики, низкой рентабельностью предприятий, убыточностью аграрной сферы, высоким уровнем коррупции и теневой экономики. На развитие экономики существенное влияние оказывает также уровень бедности населения. Все эти особенности прямо или косвенно влияют и на налогово-бюджетную систему страны. Исходя из отмеченных особенностей, в работе проводится мысль о том, что оптимальная перестройка хозяйственного механизма при реализации гибкой бюджетно-налоговой политики вполне достижима, если будет выработана научнообоснованная стратегия прогнозирования основных макроэкономических показателей и приняты превентивные меры по недопущению кризисных явлений.

Излишняя прогрессивность налоговых ставок дестимулирует более успешных налогоплательщиков и ограничивает их предприимчивость. При слишком высоких налоговых ставках налогоплательщики теряют мотивацию к работе в легальной сфере экономики и уходят в теневой бизнес, что обусловливает снижение налогово-бюджетной массы.

Сбор налогов не должен носить только конфискационный характер, но и иметь функцию регулирования и стимулирования развития экономики. Это делает необходимым выбор стратегии развития налогово-бюджетной политики.

Ставки налогов, предусмотренных в Налоговом кодексе Республики Таджикистан, соответствуют применяемым ставкам налогов в развитых странах, но они не учитывают слабый уровень социально-экономического развития страны.

В работе показывается, что активная фискальная политика для Таджикистана более предпочтительна, чем пассивная. В нынешней налоговой системе Таджикистана роль регулирующей функции принижена, а фискальной значительно завышена. Стимулирующее воздействие налоговых рычагов, как инструмента государственного регулирования экономики, способствует активизации деятельности товаропроизводителя и обеспечивает выпуск конкурентоспособной экспортной продукции.

При налогообложении в развитых странах и странах СНГ используются следующие основные принципы: однократность, однозвенность обложения, справедливость и удобство, экономичность, стабильность и устойчивость налогов. Среди них особое значение имеет принцип справедливости, который разделяется на справедливость горизонтальную и вертикальную.

Принцип горизонтальной справедливости предполагает, что каждый должен выплачивать налог одинаковой величины (принцип платежеспособности). Согласно же принципу вертикальной справедливости, тот, кто получает от государства больше тех или иных благ, тот должен больше платить в виде налогов (принцип выгод). Однако, насколько справедлив принцип выгод, зависит от того, на что тратятся государственные средства, полученные через налоги.

Ректор: Хушвактзода Кобилчон Хушвахт
Проректор: Гафуров Хайрулло Мирзамонович

Таджикский государственный педагогический
университет имени С. Айни

Ректор: Гаффори Нуъмонджон Усмонзода
Проректор: Роза Абдуллоева

Таджикский технический университет имени академика М.С.Осими

Ректор: Давлатзода Кудрат Камбар

Таджикский аграрный университет

Таджикский государственный медицинский университет имени Абуали ибни Сино

Ректор: Гулзода Махмадшох Курбонали

Технологический университет Таджикистана

Ректор: Илхом Амонзода

Российско-Таджикский славянский университет

Ректор: Ходжазода Тохир Абдулло

Таджикский государственный
университет коммерции

Ректор: Курбонзода Махмадали Рахмат

Худжандский государственный университет
имени академика Б. Гафурова

Ректор: Джуразода Джамшед

Кулябский государственный университет
имени Абуабдуллох Рудаки

Ректор: Мирализода Абдусалом Мустафо

Курган-тюбинский государственный университет имени Носира Хусрав

Ректор: Мухаммад Шодиев

Хорогский государственный университет
имени М.Назаршоева

Ректор: Юсуфзода Гулзорхон Амиршох

Таджикский государственный финансово-экономический университет

Ректор: Хайрзода Шукрулло Курбонали

Адрес: ул. Нахимова 64/14, 734067 г. Душанбе, Таджикистан
Тел: (+992 37) 221 19 37; 231 08 43; 227 30 75; 2310201
E-mail: sh.hayrzoda@feit.tj; b.safarov@feit.tj; rector@feit.tj

Таджикский государственный институт языков имени С.Улугзаде

Ректор: Гулназарзода Джило

Адрес: ул. 17/6 Мухамадиев. 734019, Душанбе, Таджикистан
Тел: (+992 37) 232 50 00; 232 50 05; 232 87 30
E-mail: mumtoz-2015@mail.ru; rectorat@ddzt.tj; info@ddzt.tj

Таджикский институт предпринимательства и сервиса

Ректор: Обидов Фозил Саидович

Филиал Московского государственного университета имени М.В.Ломоносова в г. Душанбе

Исполнительный директор: Ганиев Рустам Гафурович

Адрес: ул. Бохтар 35/1, 734003, Душанбе, Таджикистан
Tел: (+992 37) 221 99 42; 221 99 03; 227 11 24; 221 99 47; 907711918
E-mail: info@msu.tj; mirzoev@msu.tj; sano06@list.ru

Худжандский Политехнический институт Таджикского
технического университета имени
академика М.С. Осими

Директор: Сангинова Дилафруз Абдурабиевна

Институт экономики и торговли Таджикского
государственного университета коммерции в Худжанда

Директор: Рауф Олими

Aдрес: ул. Ленина, 169, 735700, г. Ходжент, Таджикистан
Tел: (+992 3422) 23811; 6 03 21; (+992) 927 907825; (+992) 92 787 87 71
E-mail: info@iet.tj; ird@iet.tj

Горно-металлургический институт Таджикстана

Ректор: Махмадали Бахтиёр Наби

Институт энергетики Таджикистана

Ректор: Исозода Диловаршох Тарик

Государственный институт искусств и культуры им. Мирзо Турсунзаде

Ректор: Низоми Мухриддин Зайниддин

Адрес: пр. Борбада, 73 А, 734055 Душанбе, Таджикистан

Тел.: (+992 37) 231 18 27; 231 23 37; 231 06 47; 2311351

Пенджикентский педагогический институт

Ректор: Ансори Муаззам

Институт технологий и инновационного менеджмента в городе Куляб

Директор: Ниёзи Акбар Мехридил

Адрес: ул. Борбад, 735360 г. Куляб, Таджиикистан
Тел./Факс: ( +992 3322 ) 2-13-67

Таджикский физкультурный институт имени С. Рахимова

Ректор: Шоди Сафаров

Филиал Национального исследовательского
технологического университета Московского
института стали и сплавов в г. Душанбе

Директор: Махмадкул Каримзода

Адрес: ул. Назаршоева дом 7, Душанбе, Таджикистан
Тел: (+992 37) 222 20 20; 222 20 02; 222 20 09; 222 20 10
E-mail: ttucdo@mail.ru; Director@nitu.tj

Таджикский исламский институт имени Имама Аъзам

Ректор: Тоджиддин Асомуддинзода

Таджикский государственный институт изобразительного исскуства и дизайна

Ректор: Ганизода Джамшед Шуджоъат

Адрес: ул. Айни 31, Душанбе, Таджикистан
Тел: (+992) 227 92 14; 221 72 37
E-mail: design _2013@ list . ru

Филиал технологического университета в Исфаре

Директор: Негматуллоев Исмон

Адрес: ул. Джураева 52, г. Исфара, 735920, Таджикистан

Тел./факс: (+992 3462) 2 33 51, 2 23 68; (+992) 918 87 33 49

Таджикский государственный университет права, бизнеса
и политики в Худжанде

Ректор: Шарифзода Мумин

Адрес: 17 Микрорайон, дом.1, 735700 Худжанд, Таджикистан
Тел: (+992 3422) 2 38 11; 2 51 70
E-mail: tsulbp@rambler.ru

Академия педагогических наук

Ректор: Ирина Каримова

Государственный педагогический институт Таджикистана в Раштском районе

Ректор: Шохиён Махмуд Эргаш

Адрес: пос. Рашт, М.Мухиддинов 58, Таджикистан

Филиал Московского энергетического
института в г. Душанбе

Директор: Абдулкеримов Сагид

Адрес: ул. М.Турсунзаде 82, 734002, Душанбе, Таджикистан,
Тел: (+992 37) 221 82 53, 221 82 31
E-mail: top.df-mpei@yandex.ru

Дангаринский государственный университет

Ректор: Шохиён Нурали Набот

Адрес: ул. Маркази 25, 735320, Дангара, Таджикистан
Тел: (+992) 833 122 2806; (+992) 833 122 28 15
E-mail: dddangara_2013@mail.ru, nushofarin77@mail.ru

Таджикская национальная консерватория

Ректор: Азизӣ Фарогат Абдукаххорзода

Адрес: ул. Хусейнзода, 155, г. Душанбе, Таджикистан
Тел: (+992) 37 227 07 20; 227-60-29; 221-93-12

Институт государственного управления при Президенте Республики Таджикистан

Ректор: Лутфия Абдулхоликзода

Хатлонский государственный медицинский университет

Ректор: Убайдулло Курбон

Высший пограничный институт Коммитета национальной безопасности РТ

Начальник: Азимов Абдурахмон

Адрес: ул. Турди, 42, г. Душанбе, Таджикистан

Высшая школа Комитета национальной безопасности Республики Таджикистан

Академия Министерства внутренних дел Республики Таджикистан

Военный институт Министерства обороны Республики Таджикистан

Начальник: Маджидов Ахлиддин

Адрес: ул. Федина, район Сино 1, г. Душанбе, Таджикистан

Читайте также: