Производство по делу о налоговом правонарушении

Опубликовано: 12.05.2024

Производство по делам о налоговых правонарушениях - страница 5

Производство по делам о налоговых правонарушениях — это особый процессуальный порядок деятельности налоговых органов по выявлению, расследованию, пресечению и предупреждению нарушений законодательства о налогах и сборах, а также привлечению виновных к ответственности, возмещению государству причиненного в результате противоправных действий ущерба.

Задачами производства по делам о налоговых правонарушениях являются:

  • охрана финансовых интересов государства;
  • своевременное, полное, всестороннее и объективное выяснение обстоятельств каждого дела;
  • рассмотрение и разрешение дел в строгом соответствии с законодательством;
  • изобличение нарушителей и неотвратимое наказание виновных;
  • выявление причин и условий, способствующих совершению нарушений;
  • предупреждение нарушений;
  • воспитание граждан в духе соблюдения законодательства о налогах и сборах;
  • укрепление законности в сфере налогообложения.

Производство по делам о налоговых правонарушениях осуществляется с соблюдением процедур, предусмотренных Налоговым кодексом и подразделяется на:

  • производство по делам о налоговых правонарушениях, совершенных лицами, являющимися налогоплательщиками, плательщиками сборов или налоговыми агентами;
  • производство по делам о налоговых правонарушениях, совершенных лицами, не являющимися налогоплательщиками, плательщиками сборов или налоговыми агентами.

Порядок рассмотрения дел о налоговых правонарушениях различен в зависимости от того, в ходе каких мероприятий налогового контроля выявлено налоговое правонарушение (ст. 100.1 Налогового кодекса). Если налоговое правонарушение выявлено в ходе налоговой проверки (камеральной или выездной), то производство происходит в порядке, установленном ст. 101 Налогового кодекса. Если же налоговое правонарушение установлено в ходе иных мероприятий налогового контроля, то производство по нему осуществляется в порядке, установленном ст. 101.4 Налогового кодекса.

Следует отметить, что такие налоговые правонарушения, как:

  • грубое нарушение правил учета доходов и расходов и объектов налогообложения (ст. 120 НК РФ);
  • неуплата или неполная уплата сумм налога или сбора (ст. 122 НК РФ);
  • невыполнение налоговым агентом обязанности по удержанию и перечислению налогов (ст. 123 НК РФ), могут быть обнаружены только в ходе налоговых проверок.

Производство по делам о налоговых правонарушениях, выявленных в ходе налоговых проверок, содержит в себе ряд последовательных этапов:

1-й этап — представление налогоплательщиком возражений по акту налоговой проверки;

2-й этап рассмотрение руководителем (заместителем руководителя) налогового органа акта налоговой проверки и других материалов проверки, в том числе возражений налогоплательщика;

3-й этап — принятие решения по результатам рассмотрения материалов налоговой проверки;

4-й этап — вручение решения, принятого по результатам рассмотрения материалов налоговой проверки, налогоплательщику (его представителю);

5-й этап — направление налогоплательщику требования об уплате налога по результатам налоговой проверки.

Акт налоговой проверки является по существу первичным правоприменительным актом, с которого и начинается процесс привлечения к ответственности за совершение налогового правонарушения (процесс производства по налоговому правонарушению).

Акт налоговой проверки должен быть вручен лицу, в отношении которого проводилась проверка, под расписку или иным способом. свидетельствующим о дате его получения (п. 5 ст. 100 Налогового кодекса).

При невозможности вручить акт налоговой проверки непосредственно налогоплательщику акт налоговой проверки направляется по почте заказным письмом по месту нахождения организации (обособленного подразделения) или по месту жительства физического лица. Датой вручения акта налоговой проверки признается шестой лень, считая с даты отправки заказного письма.

Дата вручения акта налоговой проверки налогоплательщику является сроком, по которому исчисляется 15-ти дневной срок представления возражении по акту налоговой проверки (п. 6 ст. 100 IIK РФ). Налогоплательщик вправе вместе с возражениями по акту налоговой проверки представить документы (их заверенные копии), подтверждающие обоснованность своих возражений.

Принятие решения по результатам налоговой проверки осуществляется в течение 10 дней со дня истечения срока, установленного для направления возражений по акту налоговой проверки.

Согласно п. 1 ст. 101 Налогового кодекса срок для рассмотрения материалов налоговой проверки и принятия по ним решения может быть продлен не более чем на один месяц.

Полномочиями по рассмотрению материалов налоговой проверки и принятию по ним решения обладают руководитель налогового органа и (или) его заместитель. О месте и времени рассмотрения материалов налоговой проверки извещается лицо, в отношении которого проводилась проверка. Неявка лица, извещенного надлежащим образом, не является препятствием для рассмотрения материалов налоговой проверки, за исключением случаев, когда явка заинтересованного лица признана руководителем налогового органа (его заместителем) обязательной.

Неизвещение лица о месте и времени рассмотрения материалов налоговой проверки может быть признано судом как существенное нарушение порядка вынесения решения по материалам налоговой проверки и являться основанием для его отмены.

Перед рассмотрением материалов налоговой проверки по существу руководитель налогового органа (его заместитель):

  • объявляет, кто рассматривает дело и материалы какой налоговой проверки подлежат рассмотрению;
  • устанавливает факт явки (неявки) лиц, приглашенных для участия в рассмотрении материалов. Разрешает вопрос о возможности рассмотрения материалов проверки в отсутствие участников производства, извещенных надлежащим образом либо об отложении указанного рассмотрения;
  • проверяет полномочия законного представителя лица, в отношении которого проводилась налоговая проверка;
  • разъясняет лицам, участвующим в процедуре рассмотрения, их права и обязанности;
  • выносит решение об отложении рассмотрения материалов налоговой проверки в случае неявки лица, участие которого необходимо для рассмотрения.

Вынесение решения об отложении рассмотрения материалов налоговой проверки принимается руководителем налогового органа (его заместителем) в случаях, когда в ходе рассмотрения материалов проверки возникает необходимость в получении дополнительных доказательств совершения налогового правонарушения либо подтверждения обоснованности доводов налогоплательщика по существу представленных им возражений.

Сбор дополнительных доказательств для подтверждения совершения налогового правонарушения осуществляется на основании Решения руководителя налогового органа (его заместителя) о проведении дополнительных мероприятии налогового контроля. В качестве дополнительных мероприятий налогового контроля могут быть истребованы документы в соответствии со ст. 93.1 Налогового кодекса, проведены экспертизы, допрошены свидетели.

В решении о назначении дополнительных мероприятии налогового контроля излагаются обстоятельства, вызвавшие необходимость проведения таких дополнительных мероприятий, указывается срок, в который они должны быть проведены и который не может превышать одного месяца, указывается конкретная форма дополнительных мероприятии налогового контроля.

В ходе рассмотрения материалов налоговой проверки могут быть оглашены материалы проверки (акт налоговой поверки, представленные налогоплательщиком возражения, протоколы и т.д.), заслушаны объяснения заинтересованных лиц, исследованы другие представленные доказательства.

Принимая решение о привлечении налогоплательщика к ответственности за совершение налогового правонарушения либо об отказе в привлечении к ответственности, руководитель налогового органа должен установить:

  • совершало ли лицо, в отношении которого был составлен акт налоговой проверки, нарушение законодательства о налогах и сборах;
  • образуют ли выявленные нарушения состав налогового правонарушения;
  • имеются ли основания для привлечения лица к ответственности за совершение налогового правонарушения;
  • имеются ли обстоятельства, исключающие вину лица в совершении налогового правонарушения, либо обстоятельства, смягчающие или отягчающие ответственность за совершение налогового правонарушения.

По результатам рассмотрения материалов налоговой проверки может быть вынесено два вила решения:

  1. о привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения;
  2. об отказе в привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения.

Формы указанных документов установлены приказом ФНС России от 31 мая 2007 г. № ММ-3 06/338 «Об утверждении форм документов, используемых налоговыми органами при реализации своих полномочий в отношениях, регулируемых законодательством о налогах и сборах». При этом Налоговым кодексом установлены требования к содержанию названных решений. Так, в решении о привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения в обязательном порядке налагаются:

  1. обстоятельства совершенного налогового правонарушения так, как они установлены проведенной налоговой проверкой, со ссылкой на документы и иные сведения, подтверждающие указанные обстоятельства, доводы, приводимые лицом, в отношении которого проводилась налоговая проверка, в свою защиту, и результаты возможных проверок этих доводов;
  2. решение о привлечении налогоплательщика к налоговой ответственности за конкретные налоговые правонарушения с указанием статей Налогового кодекса, предусматривающих данные правонарушения;
  3. применяемые меры ответственности;
  4. размер выявленной недоимки и соответствующих пеней, а также подлежащий уплате штраф.

В решении об отказе в привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения отражаются:

  1. обстоятельства, послужившие основанием для отказа в привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения;
  2. размер недоимки, если эта недоимка была выявлена в ходе налоговой проверки, и сумма соответствующих пеней.

Кроме того, решение, вынесенное по материалам налоговой проверки, должно содержать указание на срок и порядок обжалования решения в вышестоящий налоговый орган, его наименование и место нахождения, другие необходимые сведения.

Несоблюдение требований, установленных Налоговым кодексом, может являться основанием для отмены решения налогового органа вышестоящим налоговым органом или судом (п. 14 ст. 101 НК РФ). В то же время нарушение должностным лицом налогового органа норм Налогового кодекса не является безусловным основанием для отмены решения налогового органа. В каждом конкретном случае должны быть оценены характер допущенных нарушений и их влияние на обоснованность вынесенного налоговым органом решения.

Особое внимание Налоговый кодекс уделяет нарушениям процедуры принятия решения налоговым органом, выделяя нарушения. являющиеся безусловным основанием для отмены решения налогового органа, и нарушения, которые могут стать таковыми в случае, если привели к принятию неправомерного решения.

Основаниями для безусловной отмены решения налогового органа является нарушение существенных условии процедуры его принятия. К существенным условиям процедуры принятия решения руководителем налогового органа относятся:

  • обеспечение возможности лица, в отношении которого проводилась налоговая проверка, участвовать в процессе рассмотрения материалов налоговой проверки лично и (или) через своего представителя;
  • обеспечение возможности налогоплательщика представить объяснения.

Решение о привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения или об отказе в привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения вручается лицу в пятидневный срок со дня вынесения (п. 9 ст. 101 НК РФ). В то же время п. 13. ст. 101 Налогового кодекса указывается, что копия решения о привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения или об отказе в привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения должна быть вручена налогоплательщику (его представителю) под расписку или передана иным способом, свидетельствующим о дате получения им этого решения.

Вступает в законную салу решение налогового органа по истечении 10 дней со дня его вручения липу, в отношении которого оно вынесено.

До вступления решения в силу оно может быть обжаловано в апелляционном порядке путем подачи апелляционной жалобы в вышестоящий налоговый орган (п. 2 ст. 101.2 НК РФ). При этом обжаловано может быть как решение о привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения, так и решение об отказе в привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения, поскольку последнее содержит в себе решение о взыскании недоимки по налогу и пени (п. 9 ст. 101; п. 2 ст. 139 НК РФ).

Жалоба относительно вступившего в законную силу решения налогового органа, которое не было обжаловано в апелляционном порядке, подается в течение одного года с момента вынесения обжалуемою решения (п. 2 ст. 139 НК РФ).

До вступления в силу решения налогового органа лицо, в отношении которого такое решение вынесено, может исполнить его добровольно даже в том случае, если оно подало апелляционную жалобу.

Производство по делу о предусмотренных НК РФ налоговых правонарушениях регламентируется статьей 101.4 НК РФ.

При обнаружении фактов, свидетельствующих о нарушениях законодательства о налогах и сборах, ответственность за которые установлена НК РФ (за исключением налоговых правонарушений, дела о выявлении которых рассматриваются в порядке, установленном статьей 101 НК РФ), должностным лицом налогового органа в течение 10 дней со дня выявления указанного нарушения должен быть составлен в установленной форме акт, подписываемый этим должностным лицом и лицом, совершившим такое нарушение. Об отказе лица, совершившего нарушение законодательства о налогах и сборах, подписать акт делается соответствующая запись в этом акте.

    • документально подтвержденные факты нарушения законодательства о налогах и сборах;
    • выводы и предложения должностного лица, обнаружившего факты нарушения, по устранению выявленных нарушений и применению налоговых санкций.
  • документально подтвержденные факты нарушения законодательства о налогах и сборах;
  • выводы и предложения должностного лица, обнаружившего факты нарушения, по устранению выявленных нарушений и применению налоговых санкций.

Акт вручается лицу, совершившему налоговое правонарушение, под расписку или передается иным способом, свидетельствующим о дате его получения. Если указанное лицо уклоняется от получения указанного акта, должностным лицом налогового органа делается соответствующая отметка в акте и акт направляется этому лицу по почте заказным письмом. В случае направления указанного акта по почте заказным письмом датой вручения этого акта считается 6 день считая с даты его отправки.

Лицо, совершившее налоговое правонарушение, вправе в случае несогласия с фактами, изложенными в акте, а также с выводами и предложениями должностного лица, обнаружившего факт налогового правонарушения, в течение 10 дней со дня получения акта представить в соответствующий налоговый орган письменные возражения по акту в целом или по его отдельным положениям. При этом указанное лицо вправе приложить к письменным возражениям или в согласованный срок передать в налоговый орган документы (их заверенные копии), подтверждающие обоснованность возражений.

По истечении срока, указанного в пункте 5 настоящей статьи, в течение 10 дней руководитель (заместитель руководителя) налогового органа рассматривает акт, в котором зафиксированы факты нарушения законодательства о налогах и сборах, а также документы и материалы, представленные лицом, совершившим налоговое правонарушение.

Акт рассматривается в присутствии привлекаемого к ответственности лица или его представителя. О времени и месте рассмотрения акта налоговый орган извещает лицо, совершившее нарушение законодательства о налогах и сборах, заблаговременно. Неявка извещенного надлежащим образом лица, привлекаемого к ответственности за совершение налогового правонарушения, или его представителя не лишает возможности руководителя (заместителя руководителя) налогового органа рассмотреть акт в отсутствие этого лица.

При рассмотрении акта могут оглашаться составленный акт, иные материалы мероприятий налогового контроля, а также письменные возражения лица, привлекаемого к ответственности за совершение налогового правонарушения. Отсутствие письменных возражений не лишает этого лица права давать свои объяснения на стадии рассмотрения акта.

При рассмотрении акта заслушиваются объяснения лица, привлекаемого к ответственности, исследуются иные доказательства. Не допускается использование доказательств, полученных с нарушением НК РФ. Если документы (информация) были представлены лицом, привлекаемым к ответственности, в налоговый орган с нарушением установленных НК РФ сроков, то полученные документы (информация) не будут считаться полученными с нарушением НК РФ.

В ходе рассмотрения акта и других материалов мероприятий налогового контроля может быть принято решение о привлечении в случае необходимости к участию в этом рассмотрении свидетеля, эксперта, специалиста.

В ходе рассмотрения акта и других материалов руководитель (заместитель руководителя) налогового органа:

По результатам рассмотрения акта и приложенных к нему документов и материалов руководитель (заместитель руководителя) налогового органа выносит решение:

На основании вынесенного решения о привлечении лица к ответственности за нарушение законодательства о налогах и сборах этому лицу направляется требование об уплате пеней и штрафа в порядке, установленном ст. 69 НК РФ, и в сроки, установленные п. 2 ст. 70 НК РФ.

Копия решения руководителя налогового органа и требование об уплате пеней и штрафа вручаются лицу, совершившему налоговое правонарушение, под расписку или передаются иным способом, свидетельствующим о дате их получения этим лицом (его представителем).

  • обеспечение возможности лица, в отношении которого был составлен акт, участвовать в процессе рассмотрения материалов лично и (или) через своего представителя;
  • обеспечение возможности этого лица представить объяснения.

По выявленным налоговым органом нарушениям законодательства о налогах и сборах, за которые лица подлежат привлечению к административной ответственности, уполномоченное должностное лицо налогового органа составляет протокол об административном правонарушении. Рассмотрение дел об этих правонарушениях и применение административных санкций в отношении лиц, виновных в их совершении, производятся налоговыми органами в соответствии с законодательством РФ об административных правонарушениях.

Производство по делам о налоговых правонарушениях — это особый процессуальный порядок деятельности налоговых органов по выявлению, расследованию, пресечению и предупреждению нарушений законодательства о налогах и сборах, а также привлечению виновных к ответственности, возмещению государству причиненного в результате противоправных действий ущерба.

При наличии письменных объяснений или возражений налогоплательщика по акту налоговой проверки материалы проверки рассматриваются руководителем налогового органа (его заместителем) в присутствии должностных лиц организации-налогоплательщика либо индивидуального предпринимателя или их представителей. О времени и месте рассмотрения материалов проверки налоговый орган извещает налогоплательщика заблаговременно. Если налогоплательщик, несмотря на извещение, не явился, то материалы рассматриваются без него. По результатам рассмотрения руководитель (заместитель руководителя) налогового органа выносит решение:

· о привлечении налогоплательщика к налоговой ответственности за совершение налогового правонарушения;

· об отказе в привлечении налогоплательщика к ответственности за совершение налогового правонарушения;

· о проведении дополнительных мероприятий налогового контроля.

В решении о привлечении налогоплательщика к ответственности за совершение налогового правонарушения излагаются обстоятельства совершенного налогоплательщиком налогового правонарушения, как они установлены проведенной проверкой, документы и иные сведения, которые подтверждают указанные обстоятельства, доводы, приводимые налогоплательщиком в свою защиту, и результаты проверки этих доводов, решение о привлечении налогоплательщика к налоговой ответственности за конкретные налоговые правонарушения с указанием статей НК России, предусматривающих данные правонарушения и применяемые меры ответственности.

На основании вынесенного решения о привлечении налогоплательщика к ответственности за совершение налогового правонарушения налогоплательщику направляется требование об уплате недоимки по налогу и пени.

Копия решения налогового органа и требование вручаются налогоплательщику либо его представителю под расписку или передаются иным способом, свидетельствующим о дате получения налогоплательщиком либо его представителем. Если указанными выше способами решение налогового органа вручить налогоплательщику или его представителям невозможно, оно отправляется по почте заказным письмом и считается полученным по истечении шести дней после его отправки.

Несоблюдение должностными лицами налоговых органов указанных требований может являться основанием для отмены решения налогового органа вышестоящим налоговым органом или судом.

При выявлении административных правонарушений со стороны налогоплательщика составляется протокол. Рассмотрение дел об этих правонарушениях и применении административных санкций в отношении должностных лиц организаций-налогоплательщиков и физических лиц-налогоплательщиков производится налоговыми органами в соответствии с административным законодательством РФ и субъектов РФ.

В случае, если нарушение законодательства о налогах и сборах совершено лицами, не являющимися налогоплательщиками (плательщиками сборов, налоговыми агентами), должностным лицом налогового органа должен быть составлен акт о таких нарушениях, в котором указываются документально подтвержденные факты таких нарушений и предложения по устранению выявленных нарушений и применению санкций.

Лицо, совершившее указанные нарушения, в случае несогласия с фактами, изложенными в акте, а также с выводами и предложениями вправе представить в налоговый орган письменное объяснение своих возражений и приложить к этим объяснениям соответствующие документы.

39. Взыскание налога, сбора, пени, штрафа за счет денежных средств налогоплательщика (налогового агента): основания и порядок осуществления. (ст.46)

В случае неуплаты или неполной уплаты налога в установленный срок обязанность по уплате налога исполняется в принудительном порядке путем обращения взыскания на денежные средства на счетах налогоплательщика – организации или индивидуального предпринимателя в банках (п. 1 ст. 46 НК РФ).

Взыскание налога производится по решению налогового органа путем направления в банк, в котором открыты счета налогоплательщика, поручения налогового органа на списание и перечисление в бюджетную систему РФ необходимых денежных средств со счетов налогоплательщика-организации или индивидуального предпринимателя (п. 2 ст. 46 НК РФ).

Решение о взыскании принимается после истечения срока, установленного в требовании об уплате налога, но не позднее 2 месяцев после истечения указанного срока. Решение о взыскании, принятое после истечения указанного срока, считается недействительным и исполнению не подлежит. В этом случае налоговый орган может обратиться в суд с иском о взыскании с налогоплательщика причитающейся к уплате суммы налога. Заявление может быть подано в суд в течение 6 месяцев после истечения срока исполнения требования об уплате налога. Пропущенный по уважительной причине срок подачи заявления может быть восстановлен судом. В случае невозможности вручения решения о взыскании налогоплательщику под расписку или передачи иным способом, свидетельствующим о дате его получения, решение о взыскании направляется по почте заказным письмом и считается полученным по истечении 6 дней со дня направления заказного письма (п. 3 ст. 46 НК РФ).

Поручение налогового органа на перечисление сумм налога в бюджетную систему РФ направляется в банк, в котором открыты счета налогоплательщика-организации или индивидуального предпринимателя, в течение 1 месяца со дня принятия решения о взыскании и подлежит безусловному исполнению банком в очередности, установленной гражданским законодательством РФ (п. 4 ст. 46 НК РФ).

Поручение налогового органа на перечисление налога должно содержать указание на те счета налогоплательщика-организации или индивидуального предпринимателя, с которых должно быть произведено перечисление налога, и сумму, подлежащую перечислению. Взыскание налога может производиться с рублевых расчетных счетов , а при недостаточности средств на рублевых счетах – с валютных счетов налогоплательщика. Взыскание налога с валютных счетов налогоплательщика-организации или индивидуального предпринимателя производится в сумме, эквивалентной сумме платежа в рублях по курсу Центрального банка РФ, установленному на дату продажи валюты. При взыскании средств, находящихся на валютных счетах, руководитель налогового органа одновременно с поручением налогового органа на перечисление налога направляет поручение банку на продажу не позднее следующего дня валюты налогоплательщика (п. 5 ст. 46 НК РФ).

Положения ст. 106 НК РФ определяют, что к правонарушениям в сфере налогового законодательства относится совершение противоправного деяния налоговым агентом, налогоплательщиком и иным лицом, за которое НК предусматривает ответственность.

Субъектами противоправных деяний могут быть:

  • плательщики налогов;
  • налоговые агенты;
  • организации и граждане, не относящиеся к плательщикам или агентам, в отношении которых применяются нормы налоговой ответственности;
  • свидетели, переводчики, эксперты.

К специальной группе субъектов относятся организации и ИП, которые указываются в статьях НК РФ и являются участниками конкретного состава правонарушения.

Для выявления вины субъекта необходимо провести налоговую проверку (камеральную или выездную). При этом важно помнить, что существует презумпция, согласно которой при наличии документов, подтверждающих деяние, противоправность действий налицо. Обязанность по доказыванию обратного возлагается на обвиняемого.

Вопросам ответственности за деяния в налоговой сфере, а также конкретным составам правонарушения посвящена глава 16 НК РФ, которая находится в постоянной доработке (утверждаются новые составы нарушений и упраздняются старые).

Порядок рассмотрения дел о налоговых правонарушениях

Алгоритм действий при производстве по делам о налоговых правонарушениях, которые были выявлены в ходе налоговой проверки, следующий:

  1. При выявлении нарушений составляется акт проверки, на который субъект имеет право представить возражения.
  2. Уполномоченными лицами рассматривается акт и возражения с целью изучения материалов и дальнейшего привлечения к ответственности.
  3. Если нарушения выявлены, принимается решение.
  4. Виновному лицу направляются результаты рассмотрения дела.
  5. Производятся дополнительные действия, например субъекту в случае выявления налоговой недоимки направляется требование о ее оплате и уплате пени за просрочку исполнения обязательства.

Акт проверки является отправной точкой для начала производства по делам о налоговых правонарушениях. Рассматривать материалы проверки по налогам правомочен только руководитель органа или его заместитель. На заседание приглашается виновное лицо и его представитель. Неявка последних не препятствует рассмотрению документов.

В ходе процесса может быть выявлена необходимость проведения дополнительных действий, связанных со сбором доказательств. В этом случае, возможно, потребуется отложить рассмотрение материалов.

По результатам производства по делам о налоговых правонарушениях выносится одно из решений:

  • о привлечении лица к ответственности за совершение противоправного деяния;
  • об отказе в привлечении к налоговой ответственности;
  • о проведении дополнительной проверки.

Как отменить решение налогового органа?

Если граждане или организация, которые были признаны виновными в совершении противоправных деяний, не согласны с решением, они могут обжаловать его в руководстве налогового органа. Решение вступает в силу через месяц с момента его вручения привлекаемому лицу. Пока оно не вступило в силу, течет срок обжалования (п. 2 ст. 139.1 НК РФ). Требования к содержанию жалобы содержатся в ст. 139.2 НК РФ. Решение по результатам обжалования принимается в течение месяца с момента подачи жалобы, но этот срок может продлеваться по решению руководителя налогового органа.

Подается жалоба через налоговый орган, который принял решение. Основания для отмены такого акта могут указываться любые. Так, безусловным основанием отмены решения является несоблюдение процедуры рассмотрения дела, в частности непредоставление субъектам и их представителям возможности принять участие в процедуре.

Как видите, производство по делам в сфере нарушения норм налогового законодательства имеет свои особенности, поскольку в полном объеме определяется положениями НК, а не КоАП либо УК РФ. При нарушении интересов лица, признанного виновным, решение налогового органа можно обжаловать в вышестоящей инстанции.

Производство по делу о налоговом правонарушении представляет собой ряд последовательных процессуальных действий, направленных на реализацию ответственности по налоговому законодательству. В связи с этим указанное производство как процессуальный институт закрепляет постадийное развитие процессуальной деятельности, связанной с осуществлением ответственности за налоговое правонарушение Аналогичное понимание производства применительно к административным правонарушениям раскрыто в трудах И. А. Галагана. (См.: Административная ответственность в СССР: процессуальное регулирование. Воронеж, 1976. С.88)

Налоговый кодекс РФ в первоначальной редакции разграничивал процедуры производства по делам о налоговых правонарушениях в зависимости от того, кто выступает субъектом ответственности за совершение правонарушений. Соответственно, статья 101 НК РФ регламентировала производство по делу о налоговом правонарушении, совершенном налогоплательщиком, плательщиком сборов или налоговым агентом, астатья 101.1 НК РФ производство по делу о предусмотренных кодексом нарушениях законодательства о налогах и сборах, совершенных иными лицами.

Смысл такого разграничения усматривался в стремлении учесть имеющуюся в большинстве случаев взаимосвязь решения налогового органа о привлечении к ответственности налогоплательщика, плательщика сборов или налогового агента с результатами налоговой проверки соответствующего субъекта. Не случайно, производство по делу о налоговом правонарушении указанных лиц отождествлялось статьей 101 НК РФ с вынесением решения по результатам рассмотрения материалов проверки.

Однако подобное разграничение вряд ли можно было признать обоснованным, поскольку выявление ряда налоговых правонарушений, совершенных налогоплательщиками, плательщиками сборов или налоговыми агентами, не всегда может быть увязано с результатами налоговых проверок. Например, несоблюдение порядка владения, пользования и (или) распоряжения арестованным имуществом (статья 125 НК РФ) возможно лишь после наложения соответствующего ареста, который согласно статье 77 НК РФ признается способом обеспечения исполнения решения о взыскании налога, а, следовательно, во временном отношении имеет место, как правило, после налоговой проверки организации.

С 1 января 2007 года Налоговый кодекс закрепил новый подход к разграничению производств по делам о налоговых правонарушениях, исходя из взаимосвязи выявления правонарушений с проведением налоговых проверок. В соответствии со статьей 100.1 НК РФ дела о правонарушениях, выявленных в ходе камеральной или выездной налоговой проверки, рассматриваются в порядке, предусмотренном статьей 101 НК РФ. Если же налоговые правонарушения выявлены в ходе иных мероприятий налогового контроля, то они должны рассматриваться в порядке, предусмотренном статьей 101.4 НК РФ. А поскольку проведение налоговых проверок допускается Налоговым кодексом РФ только в отношении налогоплательщиков, плательщиков сборов и налоговых агентов, то именно в отношении этих субъектов возможно осуществление производства в порядке статьи 101 НК РФ. Причем, в силу прямого указания статьи 100.1 НК РФ производство по делам о правонарушениях, предусмотренных статьями 120, 122, 123 НК РФ, может осуществляться исключительно в порядке статьи 101 НК РФ. Речь идет о грубом нарушении правил учета доходов и (или) расходов и (или) объектов налогообложения (статья 120 НК РФ), неуплате или неполной уплате сумм налога (сбора) (статья 122 НК РФ), а также невыполнении налоговым агентом обязанности по удержанию и (или) перечислению налогов (статья 123 НК РФ).

В свою очередь, в порядке статьи 104.1 НК РФ может осуществляться производство как в отношении налогоплательщиков, плательщиков сборов и налоговых агентов, так и в отношении любых иных субъектов налоговых правонарушений, включая банки, лиц, обязанных представлять в налоговые органы информацию, необходимую для осуществления налогового контроля, свидетелей, экспертов, переводчиков.

Таким образом, с 1 января 2007 года самостоятельное место в Налоговом кодексе РФ отводится производству по делам о тех правонарушениях, для выявления которых необходимо проведение выездной или камеральной налоговой проверки и субъектами которых могут быть поэтому только налогоплательщики, плательщики сборов и налоговые агенты. При этом такое производство характеризуется как более высоким уровнем гарантий защиты прав привлекаемого к ответственности лица, так и возможностью применения мер, обеспечивающих публичный имущественный интерес. В частности, лицо, привлекаемое к ответственности по статье 101 НК РФ, имеет право подать апелляционную жалобу на вынесенное в отношении него решение о привлечении к ответственности за налоговое правонарушение. В свою очередь, в целях обеспечения возможности исполнения такого решения, руководитель (заместитель руководителя) налогового органа вправе принять соответствующие обеспечительные меры (например, запрет на отчуждение имущества налогоплательщика без согласия налогового органа), если есть достаточные основания полагать, что их непринятие может затруднить или сделать невозможным его дальнейшее исполнение.

Все это свидетельствует о нацеленности соответствующих изменений на установление особого порядка производства, прежде всего, по делам о тех налоговых правонарушениях, которые влекут недопоступление налогов и сборов в бюджетную систему РФ. В этом случае производство по делу о налоговом правонарушении становится закономерным продолжением налоговой проверки, позволяющей точно установить размер налоговой недоимки, подлежащей изъятию вместе с начисленными на нее пенями и штрафом за налоговое правонарушение, повлекшее ее возникновение. Вместе с тем следует обратить внимание и на то, что отдельные правонарушения, не влекущие финансовых потерь публичного субъекта, могут быть совершены как в связи с проведением в отношении соответствующих лиц налоговой проверки, так и вне такой связи.

Например, налогоплательщик может не представить документы, истребуемые налоговым органом, как при проведении выездной налоговой проверки, так и при проведении за рамками такой проверки дополнительных мероприятий налогового контроля. И в том и в другом случае в его действиях обнаруживается состав налогового правонарушения, предусмотренного статьей 126 НК РФ. Но если признать, что в первом случае, в отличие от второго, нарушение выявлено в ходе налоговой проверки, то это приведет к выводу о возможности привлечения одного и того же лица к ответственности за нарушение одной и той же статьи в порядке различных процедур производства по делу о налоговом правонарушении. Вряд ли такое положение дел можно признать допустимым, поскольку различия в процедурах привлечения к публичной ответственности не могут являться следствием произвольного усмотрения законодателя, а должны предопределяться факторами объективного характера. С учетом сложившейся арбитражной судебной практики возникают вопросы и о выборе процедуры производства по делам о непредставлении налоговой декларации (статья 119 НК РФ), которое может быть выявлено как в ходе выездной налоговой проверки, так и в ходе текущего контроля налоговых органов за соблюдением сроков представления соответствующих деклараций.




Таким образом, новый подход законодателя к разграничению производств по делам о налоговых правонарушениях не обеспечивает во всех случаях определенности в решении вопроса о выборе подлежащей применению процедуры производства. Представляется, что многие проблемы могут быть сняты, если в основу разграничения производств положить не субъект правонарушения или взаимосвязь выявления нарушения с проведением налоговой проверки, а объект налогового правонарушения. Именно дела об имущественных налоговых нарушениях, размер налоговых санкций за которые предопределяется размером неисполненных публичных имущественных обязательств, требуют применения при их рассмотрении особой процедуры производства, которая обеспечила бы надлежащий уровень гарантий прав привлекаемого к ответственности лица. В свою очередь, производство по делу о налоговом правонарушении административно-правового характера, независимо от того, каким субъектом оно совершено, и связано ли его совершение и обнаружение с проведением камеральных или выездных налоговых проверок, может осуществляться в порядке, аналогичном порядку производства по делу об административном правонарушении.

Производство по делу о налоговом нарушении представляет собой поэтапный процесс реализации ответственности по налоговому законодательству. При этом каждый этап производства обеспечивает выполнение конкретных процессуальных задач и выступает в качестве относительно самостоятельной его части, обладая некоторыми специфическими особенностями. Важное юридическое значение для выделения той или иной стадии имеет документальное оформление соответствующих процессуальных действий.

Обращение к положениям о стадиях и этапах производства по делу об административном правонарушении, разработанным в науке административного права, позволяет выделить с учетом специфики производства по делу о налоговом правонарушении следующие его стадии:

1. возбуждение производства по делу о налоговом правонарушении;

2. рассмотрение дела и вынесение по нему решения;

Читайте также: