Организация с 2003 года перешла на упрощенную систему налогообложения в январе 2004 года

Опубликовано: 03.05.2024

Переход на УСН

Как указывалось в предыдущих публикациях, процедура перехода для хозяйствующих субъектов на УСН с 1 января 2003 года значительно облегчена.

Теперь достаточно подать заявление в налоговый орган в период с 1 октября по 30 ноября текущего года с указанием дохода за девять месяцев текущего года и, при соблюдении критериев применения УСН, можно считать себя перешедшим с нового календарного года на эту систему.

Получать разрешение налогового органа, патент, а равно регистрировать в налоговом органе книгу учета доходов и расходов, не потребуется.

Вновь созданные и вновь зарегистрированные индивидуальные предприниматели смогут применять УСН в текущем календарном году с момента своего создания, если заявление такими хозяйствующими субъектами будет подано одновременно с подачей заявления о постановке на учет в налоговых органах.

Расчет налоговых обязательств по незавершенным полностью сделкам и хозяйственным операциям при переходе с общего режима налогообложения на УСН зависит от применяемого в период работы на традиционной системе метода исчисления выручки для целей налогообложения.

Следует отметить, что с 1 января 2003 года все субъекты упрощенной системы при определении даты получения доходов применяют кассовый метод, т.е. день поступления средств на счета в банках и (или) в кассу, получения иного имущества (работ, услуг) и (или) имущественных прав.

В соответствии со статьей 346.25 НК РФ при переходе на УСН организациями, применявшими общий режим налогообложения с использованием метода начислений, выполняются следующие правила.

Правило 1. На дату перехода на УСН в налоговую базу включаются суммы денежных средств, полученные в период применения общего режима налогообложения в оплату по договорам, исполнение которых налогоплательщик осуществляет после перехода на УСН.

Пример 1

Предприятием на традиционной системе налогообложения 25.09.2002 получен аванс в размере 9 000 руб., в том числе НДС - 1 500 руб. После перехода на УСН 04.04.2003 отгружен товар на общую сумму 12 000 руб., в том числе НДС - 2 000 руб. Оставшаяся часть оплаты в размере 3 000 руб., в том числе НДС - 500 руб., поступила 10.07.2003.
При переходе на УСН объектом обложения единым налогом будет сумма 12 000 руб., в том числе аванс (без учета НДС) в размере 7 500 руб. войдет в состав налоговой базы в 1 квартале 2003 года (по дате перехода на упрощенную систему налогообложения), оставшаяся сумма (без учета НДС) в размере 2 500 руб. для целей исчисления единого налога должна быть учтена в 3 квартале 2003 года (по дате оплаты).

К сожалению, даже после введения в действие главы 26.2 Налогового кодекса РФ налогоплательщик не найдет однозначного ответа по порядку уплаты НДС по незавершенным хозяйственным операциям.

Во всяком случае, должен соблюдаться принцип однократности налогообложения с одной стороны и принцип обязательности уплаты налогов - с другой.

Правило 2. На дату перехода на УСН в налоговом учете отражается остаточная стоимость основных средств, приобретенных и оплаченных в период применения общего режима налогообложения.

Налогоплательщики, выбравшие объект налогообложения как разницу между доходами и расходами, будут списывать стоимость основных средств не через амортизационные отчисления, как при традиционной системе налогообложения, а путем единовременного отнесения на расходы в момент ввода в эксплуатацию стоимости этих основных средств.

Остаточная стоимость основных средств, приобретенных до перехода на упрощенную систему налогообложения, также будет включаться в состав расходов, учитываемых при формировании налоговой базы.

Статья 346.16 Налогового кодекса РФ устанавливает следующий порядок определения таких расходов:

a) налогоплательщик рассчитывает остаточную стоимость основных средств как разницу между ценой приобретения и суммой начисленной амортизации в соответствии с требованиями главы 25 Налогового кодекса РФ;
б) на основании постановления Правительства РФ от 01.01.2002 № 1 "О классификации основных средств, включаемых в амортизационные группы" определяется срок полезного использования таких основных средств. Для тех видов основных средств, которые не указаны в этом постановлении, сроки их полезного использования устанавливаются налогоплательщиком в соответствии с техническими условиями и рекомендациями организаций-изготовителей;
в) Производится списание остаточной стоимости на расходы равными долями по отчетным периодам в течение налогового периода:

  • в отношении основных средств со сроком полезного использования до 3 лет включительно - в течение одного года применения УСН;
  • в отношении основных средств со сроком полезного использования от 3 до 15 лет включительно - в течение первого года применения УСН - 50% стоимости, второго года - 30% стоимости и третьего года - 20% стоимости;
  • в отношении основных средств со сроком полезного использования свыше 15 лет - в течение 10 лет применения УСН.

Пример 2

01.02.2002 предприятием приобретен и введен в эксплуатацию легковой автомобиль стоимостью 150 000 руб. Оплата основного средства произведена полностью. Срок полезного использования согласно классификатору составляет 5 лет (60 месяцев).
На традиционной системе налогообложения амортизация начислялась линейным методом. С 1 января 2003 года организация перешла на УСН.
На 01.01.2003 остаточная стоимость данного имущества составит:

150 000 руб. - 150 000 руб. х 1,7% х 10 месяцев = 124 500 руб.

В течение 2003 года предприятие сможет отнести на расходы стоимость легкового автомобиля в размере 62 250 руб.:
o в 1 квартале 2003 года - 15 562,5 руб.;
o в 1 полугодии 2003 года - 31 125 руб.;
o 9 месяцев 2003 года - 46 687,5 руб.;
o 2003 год - 62 250 руб.
В 2004 году 30% стоимости легкового автомобиля в размере 37 350 руб. распределится по отчетным периодам так:
o 1 квартал 2004 года - 9 337,5 руб.;
o 1 полугодие 2004 года - 18 675 руб.;
o 9 месяцев 2004 года - 28 012,5 руб.;
o 2004 год - 37 350 руб.
В 2005 году 20% стоимости данного основного средства в размере 24 900 руб. предприятие распределит по отчетным периодам следующим образом:
o 1 квартал 2005 года - 6 225 руб.;
o 1 полугодие 2005 года - 12 450 руб.;
o 9 месяцев 2005 года - 18 675 руб.;
o 2005 год - 24 900 руб.

Стоимость основных средств, принятых к учету на традиционной системе, но не оплаченных на момент перехода на УСН, списывается в расходы, начиная с месяца, следующего за месяцем, в котором была осуществлена оплата такого объекта основных средств.

Пример 3

Изменим условие предыдущего примера. Допустим, оплата автомобиля произведена 25.03.2003.
Тогда в первый год работы на упрощенной системе организация спишет на расходы 50% остаточной стоимости легкового автомобиля следующим образом:
o 1 квартал 2003 года - 0 руб.;
o 1 полугодие 2003 года - 20 750 руб.;
o 9 месяцев 2003 года - 41 500 руб.;
o 2003 год - 62 250 руб.

Правило 3. Суммы, полученные в период применения УСН за отгруженную на традиционной системе продукцию, не учитываются при налогообложении в том случае, если указанные суммы уже были учтены налогоплательщиком при расчете налога на прибыль.

Пример 4

До перехода на упрощенную систему была отгружена продукция (выполнены работы, оказаны услуги) на сумму 60 000 руб., в том числе НДС - 10 000 руб. Оплата произведена после перехода на УСН.
В бухгалтерском учете организации данные операции отражены следующим образом:

Дебет 62 Кредит 90.1 - 60 000 руб. - отгружены товары (выполнены работы, оказаны услуги); Дебет 90.3 Кредит 68 субсчет "НДС" - 10 000 руб. - начислен НДС к уплате в бюджет; Дебет 20 Кредит 68 субсчет "Налог на пользователей автомобильных дорог" - 500 руб. - начислен налог на пользователей автомобильных дорог; Дебет 90.2 Кредит 20 - 35 000 руб. - списана себестоимость товаров (работ, услуг), включая налог на пользователей автомобильных дорог; Дебет 90.9 Кредит 99 - 15 000 руб. - отражена прибыль от реализации товаров (работ, услуг); Дебет 99 Кредит 68 субсчет "Налог на прибыль" - 3 600 руб. - начислен налог на прибыль.

После перехода на УСН полученная оплата за отгруженную продукцию не учитывается при расчете единого налога.

Аналогичное правило применяется в отношении расходов: если до перехода на УСН налогоплательщик учел произведенные расходы для целей налогообложения по налогу на прибыль, то оплата этих расходов после перехода на "упрощенку" не уменьшает налоговую базу по единому налогу.

Правило 4. Согласно статье 346.17 НК РФ расходами налогоплательщика признаются затраты только после их фактической оплаты. Тем не менее, если оплата расходов произведена до перехода на УСН, а фактически затраты осуществлены после перехода, то учитывать такие расходы в составе налоговой базы необходимо на дату их осуществления.

Пример 5

По условиям договора аренды арендная плата должна перечисляться арендатором ежемесячно. Однако за I полугодие 2003 года арендная плата в размере 24 000 руб. перечислена предприятием 25.12.2002. В расходы, учитываемые при расчете единого налога, данная сумма будет включаться ежемесячно в течение I полугодия 2003 года равными долями:
o января 2003 года - 4 000 руб.;
o февраль 2003 года - 4 000 руб.;
o март 2003 года - 4 000 руб.;
o апрель 2003 года - 4 000 руб.;
o май 2003 года - 4 000 руб.;
o июнь 2003 года - 4 000 руб.

Возврат на общий режим налогообложения

Возврат на общий режим налогообложения организация может осуществить с начала очередного календарного года, при условии уведомления налогового органа не позднее 15 января года, в котором она предполагает перейти на традиционную систему налогообложения.

Кроме того, согласно пункту 4 статьи 346.13 Налогового кодекса РФ налогоплательщик считается перешедшим на общий режим налогообложения при превышении им по итогам налогового (отчетного) периода:

  • предельной суммы дохода - 15 млн. руб.;
  • предельной стоимости амортизируемого имущества - 100 млн. руб.

Возврат на общепринятую систему налогообложения в этих случаях осуществляется с начала того квартала, в котором были допущены эти превышения.

Пункт 5 статьи 346.13 Налогового кодекса РФ устанавливает требование об уведомлении налогового органа о переходе на традиционную систему налогообложения только в случае возврата по причине превышения предельной суммы дохода. В этом случае налогоплательщик должен уведомить налоговый орган в течение 15 дней по истечении периода, в котором произошло превышение дохода.

Исходя из положений главы 26.2 Налогового кодекса РФ, уведомлять налоговый орган о переходе на общий режим налогообложения в связи с превышением предельной стоимости амортизируемого имущества не надо.

Кроме того, обращает на себя внимание тот факт, что в данной главе не содержится требование о письменном уведомлении налогового органа о переходе на общепринятую систему налогообложения, что фактически исключает для налогоплательщика какие-либо виды ответственности.

В отличие от существующего на сегодняшний день порядка, превышение предельной численности после 1 января 2003 года не повлияет на применение упрощенной системы налогообложения.

Статья 346.25 НК для перехода на традиционную систему налогообложения устанавливает следующие правила.

Правило 1. Не включаются в налоговую базу денежные средства, полученные после перехода на общий режим налогообложения, если по правилам налогового учета указанные суммы были включены в доходы при исчислении налоговой базы при применении УСН.

Согласно статье 346.17 Налогового кодекса РФ все субъекты упрощенной системы налогообложения применяют кассовый метод признания доходов, т.е. датой получения доходов признается день поступления средств на счета в банках и (или) в кассу, получения иного имущества (работ, услуг) и (или) имущественных прав. Поэтому при исчислении налоговой базы при применении упрощенной системы налогообложения неполученные денежные средства не могут быть включены в доходы. В связи с этим, денежные средства, полученные после перехода на общий режим налогообложения, подлежат налогообложению налогами традиционной системы.

Правило 2. Расходы, осуществленные налогоплательщиком в период после перехода на общий режим налогообложения, признаются расходами, вычитаемыми из налоговой базы, на дату их осуществления независимо от даты оплаты таких расходов.

Правило 3. На дату возврата в налоговом учете необходимо отразить остаточную стоимость основных средств. Такая стоимость определяется как разница между первоначальной стоимостью и суммами амортизации, исчисленными за период применения УСН.

В данном случае речь идет о так называемой "налоговой" амортизации, т.е. рассчитанной по правилам главы 25 Налогового кодекса РФ.

В том случае, если суммы расходов на приобретение основных средств, учтенные при исчислении налоговой базы в период применения УСН, превысят вышеуказанные суммы амортизации, то разница подлежит включению в состав доходов переходного периода.

К сожалению, статья 346.25 Налогового кодекса РФ не уточняет, какой метод начисления амортизации (линейный или нелинейный) должен применить налогоплательщик в данном случае.

Кроме того, у налогоплательщика на дату возврата на общепринятую систему налогообложения могут числиться основные средства, приобретенные еще до применения УСН. Тогда определение остаточной стоимости, приведенное в пункте 3 статьи 346.25 Налогового кодекса РФ, представляется неправильным.

Во всяком случае, на сегодняшний момент такие, неурегулированные четко в законодательстве, моменты дают право налогоплательщику поступать исходя из положений пункта 7 статьи 3 Налогового кодекса РФ. А в соответствии с данной нормой налогового законодательства все неустранимые сомнения, противоречия и неясности толкуются в пользу налогоплательщика.

"Российский налоговый курьер", N 19, 2003

Организации, желающие с 2004 г. перейти на упрощенную систему налогообложения, должны известить об этом налоговую инспекцию в двухмесячный срок. С 1 октября начался его отсчет. Кто же вправе перейти на "упрощенку" и как это сделать?

Условия перехода организаций на упрощенную систему налогообложения

Применять упрощенную систему налогообложения (УСН) вправе далеко не каждая организация. Соответствующие ограничения предусмотрены в ст.346.12 Налогового кодекса. Поговорим о некоторых из них.

Размер дохода от реализации

Основное ограничение - размер дохода от реализации. Чтобы перейти с 2004 г. на УСН, сумма дохода организации от реализации за 9 месяцев 2003 г. не должна превышать 11 000 000 руб. (без учета НДС и налога с продаж, если организация является плательщиком этих налогов).

Доход от реализации рассчитывается в соответствии со ст.249 НК РФ. Статья определяет доход от реализации как выручку от реализации товаров (работ, услуг) собственного производства и ранее приобретенных и выручку от реализации имущественных прав. В свою очередь, выручка от реализации определяется исходя из всех поступлений, связанных с расчетами за реализованные товары (работы, услуги) или имущественные права. Поступления могут быть выражены как в денежной, так и в натуральной форме.

Организация, являющаяся плательщиком налога на прибыль, при определении дохода от реализации должна учитывать выбранный метод признания доходов и расходов. Если организация использует метод начисления, то при определении, вправе ли она перейти на "упрощенку", доход от реализации рассчитывается в порядке, предусмотренном ст.271 Кодекса. Если используется кассовый метод, учитывается доход от реализации, рассчитанный в порядке, установленном ст.273.

При определении дохода от реализации важно правильно квалифицировать каждый вид доходов: относится ли он к доходам от реализации или внереализационным доходам. Особое внимание нужно обратить на доходы от сдачи имущества в аренду или субаренду.

По общему правилу, закрепленному в гл.25 НК РФ, такие доходы являются внереализационными. Однако данный порядок применяется, когда соответствующие операции носят разовый характер. Если же операции по передаче имущества в аренду (субаренду) осуществляются на постоянной (систематической) основе, соответствующие доходы учитываются в составе доходов от реализации. Такие разъяснения приведены в Методических рекомендациях по применению главы 25 "Налог на прибыль организаций" части второй Налогового кодекса Российской Федерации, утвержденных Приказом МНС России от 20.12.2002 N БГ-3-02/729.

Понятие систематичности используется в значении, применяемом в п.3 ст.120 НК РФ (два раза и более в течение календарного года). В данном случае имеется в виду число заключенных сделок в течение года, а не систематичность получения доходов. Следовательно, если организация в течение года заключила два и более договора аренды, доходы по ним в целях налогообложения учитываются как доходы от реализации. Если же заключен один договор, доход по нему является внереализационным.

В сумму дохода, который рассчитывается при определении, вправе ли организация перейти на УСН, не включаются доходы, не учитываемые при определении налоговой базы по налогу на прибыль. Они перечислены в ст.251 НК РФ. Это, в частности, средства целевого финансирования и целевые поступления.

Наличие филиалов и представительств

Организации, имеющие филиалы или представительства, не вправе применять УСН.

В действующем законодательстве о налогах и сборах нет определений филиала и представительства. Они содержатся в ст.55 ГК РФ. Согласно статье филиалы и представительства должны быть указаны в учредительных документах создавшего их юридического лица. Руководители этих подразделений назначаются юридическим лицом и действуют на основании выданной им доверенности в пределах указанных в ней полномочий.

Если организация, подавшая заявление о переходе на "упрощенку", до начала ее применения образовала филиал или представительство в соответствии с гражданским законодательством, она потеряет право перейти на УСН. В этом случае необходимо представить в налоговую инспекцию уведомление об отказе применять "упрощенку" по форме N 26.2-4. Форма утверждена Приказом МНС России от 19.09.2002 N ВГ-3-22/495.

Доля участия других организаций в уставном капитале

Не могут применять упрощенную систему налогообложения организации, в которых доля непосредственного участия других организаций более 25%. Об этом гласит пп.14 п.3 ст.346.12 НК РФ. Речь идет, в частности, об участии в уставном капитале любых организаций - как коммерческих, так и некоммерческих.

Данное ограничение не применяется, если выполняются три условия:

  • уставный капитал организации полностью состоит из вкладов общественных организаций инвалидов;
  • среднесписочная численность инвалидов среди работников организации не менее 50%;
  • доля оплаты труда инвалидов в общем фонде оплаты труда не менее 25%.

Если хотя бы одно из них не выполняется, организация не вправе перейти на УСН.

Если, например, после подачи заявления о переходе на "упрощенку" организация до начала ее применения внесет изменения в учредительные документы и "правило 25%" не будет выполняться, она потеряет право перейти на УСН. Как уже было сказано, в подобном случае необходимо представить в налоговую инспекцию уведомление по форме N 26.2-4.

Ограничение по численности работников

Подпункт 15 п.3 ст.346.12 НК РФ ограничивает численность работников организаций, желающих применять УСН. Средняя численность работников за отчетный (налоговый) период не должна превышать 100 человек.

При расчете средней численности работников нужно руководствоваться Постановлением Госкомстата России от 04.08.2003 N 72 . Однако в Налоговом кодексе не указано, за какой именно период рассчитывать эту численность: за 9 месяцев года, предшествующего году перехода на УСН, или за весь год.

Подробнее об этом Постановлении читайте в статье "Правила расчета средней численности работников" // РНК, 2003, N 18. - Прим. ред.

Ответ на этот вопрос содержат Методические рекомендации по применению главы 26.2 "Упрощенная система налогообложения" Налогового кодекса Российской Федерации, утвержденные Приказом МНС России от 10.12.2002 N БГ-3-22/706. В п.10 документа сказано, что при подаче заявления о переходе на УСН средняя численность работников рассчитывается по состоянию на 1 октября года, в котором подается заявление.

Иными словами, если организация намеревается перейти на "упрощенку" с 2004 г., она должна рассчитать среднюю численность за январь - сентябрь 2003 г. Если численность окажется меньше 100 человек, организация вправе подать заявление о переходе на УСН.

По завершении года нужно будет вновь рассчитать среднюю численность работников - уже по итогам всего 2003 г. Ведь в силу пп.15 п.3 ст.346.12 Кодекса средняя численность работников не должна превышать 100 человек за любой отчетный (налоговый) период. Если она превысит 100 человек, организация не вправе перейти на УСН и должна подать в налоговую инспекцию уведомление по форме N 26.2-4.

Ограничение по стоимости имущества

Остаточная стоимость основных средств и нематериальных активов организации, определяемая по правилам бухгалтерского учета, не должна превышать 100 000 000 руб. Данное ограничение установлено в пп.16 п.3 ст.346.12 НК РФ.

По состоянию на какую дату определяется остаточная стоимость? Разъяснения на этот счет приведены в названных выше Методических рекомендациях. В п.11 документа сказано, что остаточная стоимость рассчитывается по состоянию на 1-е число месяца, в котором организация подает заявление о переходе на УСН. Например, если заявление подано 28 ноября 2003 г., остаточная стоимость должна быть определена по состоянию на 1 ноября 2003 г.

Ограничение по видам деятельности

Не могут применять УСН банковские организации. Для небанковских кредитных организаций ограничений нет.

Кроме того, не вправе перейти на "упрощенку" страховщики, негосударственные пенсионные и инвестиционные фонды, профессиональные участники рынка ценных бумаг, ломбарды, организации, занимающиеся игорным бизнесом, и организации - участники соглашений о разделе продукции.

Не имеют права применять УСН и организации, занимающиеся производством подакцизных товаров, добычей и реализацией полезных ископаемых (за исключением общераспространенных полезных ископаемых).

Перевод на уплату ЕНВД по отдельным видам деятельности

Действующая редакция ст.346.12 Кодекса запрещает применять "упрощенку" организациям, переведенным на уплату единого налога на вмененный доход. Однако Федеральным законом от 07.07.2003 N 117-ФЗ в эту статью внесены изменения, которые вступают в силу с 1 января 2004 г. Поправки существенно смягчают данный запрет, что позволит перейти на УСН с 2004 г. большему числу налогоплательщиков.

В соответствии с новой редакцией ст.346.12 в 2004 г. по-прежнему будут не вправе использовать УСН лишь организации, которые ведут исключительно деятельность, переведенную на ЕНВД. Если же организация осуществляет несколько видов деятельности и некоторые из них не подпадают под этот налог, она вправе перейти по ним на "упрощенку".

Для перехода на упрощенную систему налогообложения по данным видам деятельности необходимо соблюдать все установленные в ст.346.12 ограничения. Доход от реализации, средняя численность работников и остаточная стоимость имущества в данном случае определяются исходя из всех видов деятельности, осуществляемых организацией. С другой стороны, по мнению МНС России, после перехода на УСН не нужно будет вести бухгалтерский учет по всем видам деятельности (в том числе и по тем, по которым уплачивается ЕНВД).

Порядок перехода на УСН

Порядок перехода на УСН установлен в ст.346.13 НК РФ. Чтобы перейти с 2004 г. на "упрощенку", организация должна подать в налоговую инспекцию соответствующее заявление (непосредственно или по почте). Это нужно сделать с 1 октября по 30 ноября 2003 г.

Для унификации взаимоотношений между налогоплательщиками и налоговыми органами МНС России Приказом от 19.09.2002 N ВГ-3-22/495 утвердило формы документов для применения УСН. В частности, утверждена форма N 26.2-1 "Заявление о переходе на упрощенную систему налогообложения". Рекомендуем воспользоваться ею при подаче заявления.

До начала 2004 г. организация должна выбрать объект налогообложения: доходы или доходы, уменьшенные на величину расходов. В форме N 26.2-1 есть для этого графа. Различия между объектами налогообложения, которые необходимо учесть при выборе одного из них, представлены в таблице .

Подробнее о том, как определить, какой объект налогообложения в вашем случае выгоднее, читайте в следующем номере журнала. - Прим. ред.

Различие в налогообложении при применении УСН в зависимости от выбранного объекта налогообложения

Организация вправе изменить первоначальное решение о выборе объекта налогообложения. Это можно сделать до 20 декабря года, предшествующего году начала применения упрощенной системы налогообложения. Порядок уведомления об изменении объекта налогообложения не установлен. Следовательно, уведомление составляется в произвольной форме.

Налоговый учет

Организация, применяющая упрощенную систему налогообложения, обязана вести налоговый учет показателей своей деятельности. На основании показателей налогового учета определяется налоговая база для исчисления единого налога.

Налоговый учет ведется в специальной Книге учета доходов и расходов. Ее форма и Порядок ведения утверждены Приказом МНС России от 28.10.2002 N БГ-3-22/606.

Книгу можно вести в бумажном или в электронном виде.

В первом случае до начала ведения Книга должна быть прошнурована, пронумерована, на последней странице указано количество страниц. Она должна быть подписана руководителем организации и скреплена ее печатью, заверена подписью должностного лица налогового органа и скреплена печатью налогового органа.

Если Книга ведется в электронном виде, по окончании каждого квартала ее нужно распечатывать. По окончании года все листы прошиваются, пронумеровываются, указывается количество страниц. Эти данные заверяются подписью должностного лица налогового органа и скрепляются печатью налогового органа.

организации работы с налогоплательщиками и СМИ


  • Задача № 1
  • Задача № 2
  • Задача № 3
  • Задача № 4
  • Задача № 5
  • Итоги

Задача № 1

Руководство небольшой строительной фирмы ООО «Дорстрой 10» решило поберечь свои с трудом заработанные деньги и не выплачивать многочисленные налоги, а перейти в 2021 году с общего режима на более выгодный УСН.

Подсчитанная выручка за объекты, сданные заказчикам с января по сентябрь 2020 года, равна 99 млн руб., включая НДС. Средняя численность работающих с января по сентябрь — 70 человек. Остаточная стоимость основных средств — 68 млн руб. Филиалов у ООО «Дорстрой 10» нет.

Вопрос

Может ли ООО «Дорстрой 10» перейти на УСН с 2021 года?

Решение и ответ

ООО «Дорстрой 10» отвечает всем требованиям, которые нужно соблюсти для перехода на упрощенку (ст. 346.12 НК РФ), а именно:

  • на предприятии трудится 70 работников, что значительно меньше 100;
  • остаточная стоимость ОС в размере 68 млн руб.

Добрый день! Пожалуйста помогите решить задачу?

Организация, применяющая УСН с объектом «доходы минус расходы» приобрела
лабораторные весы для взвешивания мелкого товара стоимостью 7 тыс. руб.
Покупку сделали в интернет-магазине. Товар доставил пеший курьер.
Поставщик выставил универсальный передаточный документ, в котором выделил стоимость
доставки в сумме 1 тыс. руб. отдельной строкой.
В какой сумме организация может учесть расходы на доставку без товарно-транспортной
накладной?

Задача для самостоятельного решения
Определить:
1)удельный вес выпуска;
2)относительное выполнение плана;
3)отклонение удельного веса;
Сделать выводы.


Изделие Объем выпуска продукции в сопоставимых ценах в т.р. Удельный вес в % Выполнение плана в % Отклонение удельного веса в % (+/-)
План Факт План Факт
А 133,1 168,8
Б 23,3 46,3
В 49,3 21,5
Итого

Индивидуальный предприниматель, уплачивающий налог по УСН, для расчетов с населением приобрел ККТ в 2017 году. Объект налогообложения: «доходы».
Вопрос: Имеет ли он право уменьшить размер налога на стоимость ККТ?

По данным организации:

− признана выручка от реализации товаров – 43 млн руб.;

− оплачена покупателями товаров выручка через расчетный счет – 37 млн руб.;

− получено имущество в виде залога – 15 млн руб.;

− получен кредит – 18 млн руб.;

− покупная стоимость реализованных товаров – 33 млн руб.;

− получен аванс от покупателя в счет предстоящей поставки товаров – 7 млн руб.;

− получена в кассу арендная плата от арендатора – 34 тыс. руб.;

− получено безвозмездно оборудование от учредителя – физического лица, владеющего 100 % долей уставного капитала – 3,3 млн руб.

Сумму дохода, признаваемого для целей налогообложения при УСН, составит

Индивидуальный предприниматель занимается оказанием бытовых услуг населению. По трудовому договору у предпринимателя работает 7 человек, заработная плата каждого 8 тыс. руб. в месяц. Базовая доходность в месяц составляет 7,5 тыс. руб., К1=2,005; К2 = 0,8.

ЕНВД, подлежащий перечислению в бюджет за первый квартал текущего года составит

ООО «Карусель» осуществляет деятельность в сфере общественного питания. В декларации по налогу на добавленную стоимость за II квартал 2019 г. организация показала сумму налога в размере 180 000 руб.

ООО «Карусель» уплачивает НДС по итогам каждого налогового периода исходя из фактической реализации товаров за истекший налоговый период равными долями не позднее 25-го числа каждого из трех месяцев, следующего за истекшим налоговым периодом (п. 1 ст. 174 НК РФ).

Обязанность по уплате налога за II квартал 2019 г. ООО «Карусель» исполнило в полном объеме 25 сентября 2019 г.

За организацией не числится переплаты и задолженности по НДС в бюджет.

Бухгалтер ООО «Карусель» 25 сентября 2019 г. рассчитал и перечислил вместе с налогом пени за исполнение обязанности в более поздний срок.

Провести расчет пеней по срокам уплаты налога, определить общий размер пеней, перечисленных в бюджет ООО «Карусель» 25 сентября 2019 г. вместе с суммой налога.

Кто имеет право применять упрощенную систему налогообложения

Субъектами, имеющими право перейти на упрощенную систему, могут быть организации и индивидуальные предприниматели, если соблюдены условия, определенные в гл. 26. 2 НК РФ.

Не имеют права применять УСН:

1. Организации, имеющие филиалы и (или) представительства.

Обратите внимание! Организации, имеющие обособленные подразделения не являющиеся филиалами или представительствами, применять УСН могут.

2. Банки.

3. Страховщики.

4. Негосударственные пенсионные фонды.

5. Инвестиционные фонды.

6. Профессиональные участники рынка ценных бумаг.

7. Ломбарды.

8. Организации и индивидуальные предприниматели, занимающиеся производством подакцизных товаров, а также добычей и реализацией полезных ископаемых, за исключением общераспространенных полезных ископаемых.

9. Организации и индивидуальные предприниматели, занимающиеся игорным бизнесом.

10. Нотариусы, занимающиеся частной практикой, адвокаты, учредившие адвокатские кабинеты, а также иные формы адвокатских образований.

11. Организации, являющиеся участниками соглашений о разделе продукции.

12. Организации, перешедшие на ЕСХН.

13. Организации, в которых доля участия других организаций составляет более 25 процентов (за исключением некоторых, указанных в пп.14 п.2 ст.346.12 НК РФ.

14. Организации и индивидуальные предприниматели, средняя численность работников которых за налоговый (отчетный) период превышает 100 человек.

15. Организации, у которых остаточная стоимость основных средств и нематериальных активов, определяемая в соответствии с законодательством Российской Федерации о бухгалтерском учете, превышает 100 млн. рублей (с 1 января 2017 года 150 млн.рублей).

16. Казенные и бюджетные учреждения.

17. Иностранные организации.

18. Микрофинансовые организации.

19. Частные агентства занятости, осуществляющие деятельность по предоставлению труда работников (персонала).

20. Организации и ИП, не уведомившие в установленный законом срок о переходе на УСН.

Как перейти на упрощенную систему налогообложения

Выбор упрощенной системы налогообложения, в отличие от обязанности уплачивать единый налог на вмененный доход, осуществляется исключительно на добровольной основе.

Обратите внимание! Вы не спрашиваете разрешения у налоговой инспекции на переход на УСН, Вы их уведомляете об этом.

Перейти на УСН могут организации и индивидуальные предприниматели, имеющие право применять упрощенную систему налогообложения и объемы доходов у которых за 9 месяцев года, в котором подается заявление о переходе на УСН не превышают установленные главой 26.2 НК объемы. В 2018 году объем доходов, позволяющий перейти на УСН с 2019 года, составляет 112,5 млн. руб.

Обратите внимание! Для расчета доходов учитываются все доходы (включая внереализационные), кроме тех, которые облагаются ЕНВД!

Организации и индивидуальные предприниматели, которые в соответствии с рассмотренными выше требованиями могут перейти на УСН, по своему месту нахождения подают в налоговые органы заявление о переходе на специальный налоговый режим. Вновь созданные налогоплательщики могут подать заявление о переходе на специальный налоговый режим в течение 30 календарных дней со дня постановки на налоговый учет.

Организации и ИП, применявшие общий режим налогообложения, могут подать заявления в период с 1 октября по 31 декабря года, предшествующему году, начиная с которого они переходят на упрощенную систему налогообложения. В этом случае в заявлении указывается размер доходов за девять месяцев текущего года. Причем в пункте 2 статьи 346.12 НК, который устанавливает вышеуказанное правило, упомянуты только организации. Это позволяет сделать вывод, что индивидуальные предприниматели, подавая заявление, не обязаны указывать в нем доходы за 9 месяцев.

Так же в заявлении указывается остаточная стоимость основных средств (только организации) и среднесписочная численность работников.

В течение нескольких лет в ответ на поданное заявление налоговые органы выдавали уведомление о возможности (или невозможности) применения УСН, несмотря на то, что выдача подобных уведомлений законом не предусмотрена. Однако в 2009 году ФНС выпустила письмо (Письмо ФНС РФ от 21.09.2009 N ШС-22-3/730@), в котором сообщила, что поскольку Налоговым кодексом не предусмотрено принятие каких-либо решений по поданному заявлению, то и выдавать уведомления налоговые органы не обязаны. Поэтому сейчас чтобы получить подтверждение о применении УСН (а некоторые контрагенты очень просят копии этих уведомлений при заключении сделок) надо обращаться с письменной просьбой в свою налоговую. В ответ на письменный запрос налоговая выдаст форму 26.2-7 (Информационное письмо).

  • только для ИП
  • для юридических лиц
  • для ИП

Налог на профессиональный доход (НПД, самозанятые) - это специальный налоговый режим для физических лиц, при котором для ведения предпринимательской деятельности не требуется регистрация в качестве ИП.
При этом, индивидуальные предприниматели также вправе перейти на этот режим.

Главные плюсы налогового режима НПД (самозанятые):

Физические лица и индивидуальные предприниматели, применяющие НПД:

  • не платят фиксированные страховые взносы "за себя";
  • не применяют онлайн-кассу;
  • не сдают отчетность;
  • самостоятельно регистрируются в качестве плательщиков НПД без посещения ИФНС;
  • платят налог с доходов, рассчитанный кассовым методом: 6% с поступлений от юрлиц, 4% - от физлиц;
  • Заказчик услуг самозанятого не платит за него страховые взносы и не удерживает НДФЛ в качестве налогового агента.

  • только для физических лиц и ИП;
  • выручка - до 2 400 000 рублей в год;
  • без наемных работников;
  • нельзя совмещать с другими режимами налогообложения (даже общим режимом для физлица, при котором платится НДФЛ);
  • есть виды деятельности, при которых нельзя применять НПД (422-ФЗ, статья 4, пункт 2, 422-ФЗ, статья 6 пункт 2 - подробности далее).

Не вправе применять налоговый режим НПД:
422-ФЗ, статья 4, пункт 2

1) лица, осуществляющие реализацию подакцизных товаров и товаров, подлежащих обязательной маркировке средствами идентификации в соответствии с законодательством Российской Федерации;

2) лица, осуществляющие перепродажу товаров, имущественных прав, за исключением продажи имущества, использовавшегося ими для личных, домашних и (или) иных подобных нужд;

3) лица, занимающиеся добычей и (или) реализацией полезных ископаемых;

4) лица, имеющие работников, с которыми они состоят в трудовых отношениях;

5) лица, ведущие предпринимательскую деятельность в интересах другого лица на основе договоров поручения, договоров комиссии либо агентских договоров, если иное не предусмотрено пунктом 6 настоящей части;

6) лица, оказывающие услуги по доставке товаров с приемом (передачей) платежей за указанные товары в интересах других лиц, за исключением оказания таких услуг при условии применения налогоплательщиком зарегистрированной продавцом товаров контрольно-кассовой техники при расчетах с покупателями (заказчиками) за указанные товары в соответствии с действующим законодательством о применении контрольно-кассовой техники;

7) лица, применяющие иные специальные налоговые режимы или ведущие предпринимательскую деятельность, доходы от которой облагаются налогом на доходы физических лиц, за исключением случаев, предусмотренных частью 4 статьи 15 настоящего Федерального закона;

8) налогоплательщики, у которых доходы, учитываемые при определении налоговой базы, превысили в текущем календарном году 2,4 миллиона рублей.

Не признаются объектом налогообложения доходы:
422-ФЗ, статья 6, пункт 2

1) получаемые в рамках трудовых отношений;

2) от продажи недвижимого имущества, транспортных средств;

3) от передачи имущественных прав на недвижимое имущество (за исключением аренды (найма) жилых помещений);

4) государственных и муниципальных служащих, за исключением доходов от сдачи в аренду (наем) жилых помещений;

5) от продажи имущества, использовавшегося налогоплательщиками для личных, домашних и (или) иных подобных нужд;

6) от реализации долей в уставном (складочном) капитале организаций, паев в паевых фондах кооперативов и паевых инвестиционных фондах, ценных бумаг и производных финансовых инструментов;

7) от ведения деятельности в рамках договора простого товарищества (договора о совместной деятельности) или договора доверительного управления имуществом;

8) от оказания (выполнения) физическими лицами услуг (работ) по гражданско-правовым договорам при условии, что заказчиками услуг (работ) выступают работодатели указанных физических лиц или лица, бывшие их работодателями менее двух лет назад;

10) от уступки (переуступки) прав требований;

11) в натуральной форме;

12) от арбитражного управления, от деятельности медиатора, оценочной деятельности, деятельности нотариуса, занимающегося частной практикой, адвокатской деятельности.

Читайте также: