Налоговые платежи организации курсовая

Опубликовано: 02.05.2024

Существует два вида отчетности: бухгалтерская и налоговая. К первой относится баланс и приложения к нему, а также отчеты о финансовых результатах, об изменении капитала и движении денежных средств. Налоговая отчетность включает в себя различные декларации, расчеты и справки.

Нормативное регулирование налоговой отчетности организации

Основной документ, регламентирующий состав и сроки отчетности, — Налоговый кодекс. На основании отчетности организации платят положенные налоги, сборы и взносы.

Можно выделить две отчитывающиеся категории: налогоплательщики и налоговые агенты. Юридические и физические лица, которые согласно НК РФ обязаны уплачивать налоги, называются налогоплательщиками. Лица, которым вменена обязанность по исчислению, удержанию у налогоплательщика и перечислению налогов в бюджет, признаются налоговыми агентами.

Помимо Налогового кодекса к нормативным документам относятся:

  • приказы ФНС об утверждении отчетных форм и инструкции по их заполнению;
  • официальные разъяснения ФНС по применению законодательства;
  • внутренние документы компании (учетная политика).

Состав налоговой отчетности организации

Состав отчетности по налогам зависит от системы налогообложения и вида деятельности.

Больше всего отчетов сдают компании на ОСНО. Организации, применяющие спецрежимы, тратят на заполнение деклараций чуть меньше времени.

Условно можно поделить налоговую отчетность на категории:

  • Декларации по налогу, уплачиваемому в связи с применением спецрежима.
  • Декларации по имущественным налогам (транспорт, земля, имущество).
  • Отчетность по НДФЛ.
  • Отчетность по страховым взносам.
  • Декларации по налогам, уплачиваемым на общем режиме.
  • Декларации по налогам, уплачиваемым за пользование ресурсами (например, водный налог).

На спецрежимах сдают декларацию по ЕНВД, декларацию по налогу, уплачиваемому в связи применением УСН или декларацию по ЕСХН.

На ОСНО основные налоговые отчеты — декларации по НДС и налогу на прибыль.

Обратите внимание, что сроки для одной и той же отчетности могут быть разными для ИП и ООО. Например, декларацию по УСН предприниматели сдают до 30 апреля, а компании должны отчитаться на месяц раньше.

Общая налоговая отчетность

Есть отчеты, которые сдаются независимо от режима налогообложения. Это касается отчетов по НДФЛ и страховым взносом. Все компании должны сдавать в ФНС формы 2-НДФЛ, 6-НДФЛ и расчет по страховым взносам.

Если компания владеет имуществом, по нему сдаются отдельные декларации.

Существует отчет, в котором нет данных ни о доходах, ни о налогах. Ежегодно организации подают в налоговую инспекцию сведения о среднесписочной численности работников. Срок отчетности до 20 января включительно. При открытии новой фирмы нужно заполнить и сдать сведения о численности до 20-го числа месяца, наступающего за месяцем регистрации.

Налоговая отчетность ООО

Рассмотрим два популярных режима и особенности формирования отчетности на каждом из них.

ООО на ОСНО

Декларация по налогу на прибыль в общем случае сдается каждые три месяца нарастающим итогом. Сроки: 28 марта (годовая декларация), 28 апреля, 28 июля и 28 октября. Некоторые компании исчисляют налог на прибыль ежемесячно, поэтому раз в месяц должны сдавать налоговую декларацию и отправлять в бюджет авансовый платеж.

При выплате доходов физическим лицам ООО сдает ежеквартально расчет по форме 6-НДФЛ. Сдать форму нужно до 31 числа месяца, наступающего за отчетным кварталом. Отчет 6-НДФЛ заполняется нарастающим итогом. Раз в год сдается форма 2-НДФЛ (на каждого сотрудника) до 1 марта включительно.

По страховым взносам нужно сдавать в ФНС соответствующий расчет. Сроки сдачи: 30 апреля, 30 июля, 30 октября и 30 января.

Перечисленные отчеты — неотъемлемая часть работы на ОСНО. Если у компании есть транспорт или земля, она должна уплачивать налоги. А вот декларации по этим налогам с 2020 года сдавать не нужно.

Если у ООО на ОСНО есть недвижимое имущество, придется сдать декларацию по налогу на имуществу по итогам года до 30 марта.

ООО на УСН

Упрощенный налог заменяет налог на прибыль, поэтому декларация на прибыль упрощенцами не сдается.

Компании должны сдавать декларацию по УСН. Срок отчетности — 31 марта. При этом состав декларации зависит от выбранного объекта налогообложения. Если компания работает на УСН с объектом «доходы минус расходы», в декларацию следует включить титульный лист, разделы 1.2, 2.2 и раздел 3 (при целевом финансировании). Организации с объектом «доходы» заполняют все разделы декларации, кроме 1.2, 2.1.2, 2.2. Раздел 3 заполняется при наличии соответствующих данных.

При выплате доходов физическим лицам ООО на УСН сдает ежеквартально расчет по форме 6-НДФЛ. Сдать форму нужно до 31 числа месяца, наступающего за отчетным кварталом. Отчет 6-НДФЛ заполняется нарастающим итогом. Раз в год сдается форма 2-НДФЛ (на каждого сотрудника) до 1 марта включительно.

По страховым взносам упрощенцы, как и все компании, сдают расчет. Сроки сдачи: 30 апреля, 30 июля, 30 октября и 30 января.

Декларацию по налогу на имущество нужно сдать при наличии недвижимости.

Представление налоговой отчетности на бумажном носителе

Все больше компаний и ИП переходят на электронную отчетность. Во-первых, это удобно. Во-вторых, немногие налогоплательщики имеют право сдавать отчеты на бумаге.

Дата представления отчетности равна дате отправки письма или дате вручения ее инспектору при личном визите.

Представление налоговой отчетности в электронном виде

Плюсы представления налоговой отчетности по ТКС:

Налогоплательщики обязаны представлять налоговую декларацию в электронной форме при наличии одного из факторов (п. 3 ст. 80 НК РФ):

  • среднесписочная численность работников превышает 100 человек;
  • обязанность отчитываться электронно предусмотрена для конкретного налога.

Только в электронном формате принимается декларация по НДС. Численность роли не играет.

Способ сдачи отчетов по форме 2-НДФЛ и 6-НДФЛ зависит от численности. Компании, в которых доходы получили 10 и менее человек, имеют право отчитаться по налогу на бумаге. Остальные организации сдают эту отчетность в электронном виде (п. 2 ст. 230 НК РФ).

Хранение налоговой отчетности

Налоговую отчетность нужно хранить в течение нескольких лет. Сроки хранения документов налогового учета установлены в п. 1 ст. 23 и п. 3 ст. 24 НК РФ. Сроки хранения налоговой отчетности зафиксированы в Приказе Росархива от 20.12.2019 № 236.

Налоговые декларации и расчеты необходимо хранить пять лет. Для ИП есть оговорка: все декларации за 2002 год и ранее нужно хранить 75 лет. Расчет по страховым взносам хранится 50 лет с момента его составления.

Чтобы не тратить время на визиты в ИФНС, не стоять в очередях на почте — отправляйте отчетность через интернет. Система Контур.Экстерн поможет сдать любую налоговую отчетность в электронном виде. Заходя в систему, у вас всегда будут только актуальные формы, соответствующие законодательству. Вам останется выбрать нужную декларацию и заполнить ее. Система проверит соблюдение контрольных соотношений и подскажет, какие строки отчета нужно заполнить обязательно. Вы увидите весь цикл движения отчетности: от отправки до принятия налоговым органом. Если декларация по каким-то причинам не пройдет, в Контур. Экстерне появится уведомление, а также понятное разъяснение причин отказа и рекомендации по исправлению ошибки. Также можно создать и заполнить отчетность в учетной программе и выгрузить в Экстерн уже готовую форму.

Библиографическая ссылка на статью:
Корень А.В., Лещенко Р.И. Налоговые платежи организации и пути их оптимизации // Экономика и менеджмент инновационных технологий. 2014. № 4 [Электронный ресурс]. URL: https://ekonomika.snauka.ru/2014/04/4922 (дата обращения: 12.04.2021).

Актуальность оптимизации налогообложения, независимо от хозяйственной деятельности и формы предприятия, очень велика. Прежде всего, это связано с финансово-экономической ситуацией в стране. Спрос на продукцию падает, издержки растут, и перед предприятием стоит задача по сохранению конкурентоспособности своего бизнеса на рынке. Одним из способов удержаться «на плаву» является оптимизация налогообложения. Она бывает, как законная, так и незаконная, но в этой статье мы остановимся исключительно на законных способах минимизировать налоговые платежи. Но прежде чем говорить об оптимизации налогообложения, стоит разобраться, почему так важно честно и бескорыстно уплачивать налоги в бюджет РФ.

В соответствии с Бюджетным кодексом Российской Федерации, в России действует трехуровневая бюджетная система. Законы так же принимаются на трех уровнях, но действовать уже будут только на следующий финансовый год.

Бюджетная система – это часть системы государства, совокупность всех бюджетов действующих на территории Российской Федерации. Существует так же ещё один вид бюджета, это – консолидированный бюджет. Он представляет собой свод бюджетов на определенной территории. Формирование бюджетов происходят за счет налоговых и неналоговых видов доходов, а так же с помощью безвозмездных и безвозвратных перечисленных сумм.

Плательщиками, этих сумм являются юридические и физические лица [1, с. 4]. Каждое правомерное перечисления в казну государства сводят бюджетный дефицит к минимуму.

В настоящее время расходы и доходы бюджетной системы распределены примерно следующим образом:

Таблица 1 – Расходы и доходы бюджетов РФ


Стоит отметить, что если доходы казны слишком малы, то государство может прибегнуть к секвестру. Но это крайний случай, и отрицательно скажется на экономике страны. Поэтому важно не уклонятся от налоговых обязательств, а оптимизируя их, честно платить налоги, не думая только о своих корыстных целях.

Сегодня оптимизация налогообложения для организаций так же важна, как и, к примеру, маркетинговая стратегия. Это обусловлено не только минимизацией затрат за счет платежей в бюджет государства, но и общей безопасностью предприятия, так и его должностных лиц. Оптимизация налогообложения – это процесс, действия которого ориентированы на минимизацию налогового бремени предприятия, и повышение положительных финансово-экономических результатов ее деятельности за счет оптимального применения положений и норм налогового законодательства [2, с. 6].

Другими словами, это обычные действия налогоплательщика, выполняемые им в процессе хозяйственной деятельности, т.е. четкое закрепление прав и обязательств сторон в договоре, применение допускаемых законодателем в нормах Налогового Кодекса Российской Федерации, устройств формирования резервов по сомнительным долгам, либо резерва на ремонт, а так же основных средств.

Существует множество инструментов и методов снижения налогового бремени, и они как никогда востребованы в настоящее время налогоплательщиками. Как уже было сказано выше, оптимизация бывает законная и незаконная. Законность налоговой оптимизации с каждым годом становится более актуальным вопросом. Но чтобы решить этот вопрос, следует выделить основные критерии законности.

В законодательстве РФ отсутствует понятие «налоговая оптимизация». Законом не предусмотрены правила, которые бы устанавливали рамки дозволенного при оптимизации, что дает налогоплательщикам сделать для себя определенный вывод: все, что не запрещено НК РФ, то – разрешено. Но если рассматривать вопрос со стороны судебной практики, это в корне не верно.

Если проанализировать судебные разбирательства касаемо налогов, а так же официальные письма органов власти, можно выделить несколько принципов, которые необходимо соблюдать при налоговой оптимизации:

1. Принцип добросовестности, честности налогоплательщика

2. Принцип преимущества экономического смысла над юридической формой

3. Требование наличия деловой цели

4. Требование реальности экономической деятельности

Основным преимуществом незаконных методов оптимизации является их доступность и дешевизна. Но так, же есть и минусы, такие как – риски при выявлении данных нарушений фискальными органами власти. Ну и как следствие, предприятие просто-напросто понесет убыток.

Что касается законных методов оптимизации, проблемой является то, что эти методы являются затратными, дорогостоящими и требуют специальных знаний. Ну а плюсы очевидны: отсутствие того, что налоговая проверка выявит у вас нарушения налогового законодательства, т.е. отсутствие рисков. И самый главный плюс применения законных методов оптимизации, это – положительный эффект в долгосрочной перспективе.

Законная налоговая оптимизация бывает двух видов [3, с. 34]:

1. Перспективная (стратегическая или долгосрочная) – подразумевает применение приемов и способов, уменьшающих налоговое бремя налогоплательщика в процессе всей его хозяйственной деятельности. Разумеется, указанная оптимизация действует в течение нескольких налоговых периодов, и достигается обычно средством правильной постановки на предприятии бухгалтерского и налогового учета, грамотного использования налоговых льгот и т.д.

2. Оптимизация налогов по отдельным операциям – подразумевает применение некоторой совокупности способов, позволяющих снижать налоговое бремя для налогоплательщика в каждом определенном случае и в отдельном налоговом периоде.

Важнейшая и, наверное, самая главная задача налоговой оптимизации состоит в том, чтобы при уменьшении налогового бремени остаться в рамках законности. Как уже было сказано выше, проблема состоит в том, что эти рамки не всегда являются четко оговоренными. Помимо прочего, интерпретация закона судами и налоговыми органами может меняться с течением времени, а также в зависимости от субъективных факторов. Так же стоит помнить о том, что внутренние затраты организации и расходы на оплату сторонних организаций не должны превышать суммы уменьшаемых налогов при создании системы оптимизации налогообложения. Соотношение затрат на систему оптимизации налогов и её дальнейшего обслуживание к сумме минимизации налоговых затрат имеет индивидуальный денежный порог, который зависит от степеней рисков, а так же от психологического фактора, связанного с данной схемой, которую вы используете. Обычно такой порог на практике составляет 50-90% от размера оптимизированных налогов.

Самые популярные методы налоговой оптимизации это:

1. Замена налогового субъекта - основывается на применении такой организационно-правовой формы, по отношению к которой действует наиболее щадящий режим налогообложения.

2. Изменение вида деятельности налогового субъекта – подразумевает переход на осуществление видов деятельности, которые облагаются налогом в наименьшей степени по сравнению с теми, которые осуществлялись ранее.

3. Замена налоговой юрисдикции – смысл в том, чтобы зарегистрировать предприятие на местности, предоставляющие льготное налогообложение. Выбор места регистрации (местности и юрисдикции) важен при условии неоднородности местности. Каждый регион страны наделен возможностями по формированию местного законодательства, и на этом поле субъекты владеют некоторой свободой, любая территория использует эту свободу по-своему. Стоит упомянуть, что отсюда и различия в размере налоговых отчислений. [4, с. 130]

4. Переход организации на упрощенную систему налогообложения.

Помимо применения пониженной ставки (6 или 15 процентов) при использовании данного режима, следует отметить, что УСНО заменяет три вида налога: НДС, налог на прибыль, налог на имущество.

Так же не следует забывать о налоговом планировании, которое идет наряду с налоговой оптимизацией. Налоговое планирование основывается на 3-х подходах к минимизации налоговых платежей:

- использование льгот при уплате налогов;

- разработка грамотной учетной политики;

- контроль над сроками уплаты налогов (использование налогового календаря).

Важно обосновать собственный выбор при помощи расчетов налогов, величина которых зависит от метода учета, и просчитать все шаги, чтобы удостоверится в правильности выбора. Следует выбрать наиболее лучшую стратегию оптимизации и планирования налогообложения.

Практика показывает, что от того какой выбор вы сделаете, будет зависеть ваш будущий финансовый результат. Нужно отметить, что выше приведен лишь основной перечень способов оптимизации налогообложения, которые можно применять налогоплательщикам с минимальными рисками привлечения к налоговой ответственности. Указанные способы являются довольно действенными, и позволяют значительно уменьшить налоговую нагрузку на налогоплательщика.

Применимы и остальные методы оптимизации налогообложения, но следует помнить, что использование агрессивной оптимизации налогообложения неприемлемо. Важно понимать и осознавать, что экономия, достигаемая методом использования противоправных схем оптимизации налогообложения, является мнимой. Так или иначе, это отложенный платеж, который придется оплатить после налоговой проверки. [5]

В текущее время необходимость использования налогоплательщиками многих механизмов оптимизации налогообложения противоречит принципу эффективности налогообложения, согласно которому налоги не должны оказывать влияние на принятие экономических решений, либо это влияние обязано быть наименьшим. Мы часто наблюдаем обратное, когда налогоплательщик обязан «подстраивать» виды и формы собственной деятельности под существующий порядок уплаты тех, либо других налогов с целью достижения минимизации налоговых платежей. Потому налоговая оптимизация налогообложения, так же как и в совокупности, налоговая система нуждается в тщательной доработке.

Подводя итоги, можно сделать вывод, что налоговая оптимизация необходима каждому предприятию, так как это позволяет высвободить дополнительные денежные средства, которые будут использованы в деятельности фирмы, что, в свою очередь, будет способствовать увеличению прибыли.

Библиографический список

  1. Налоговый кодекс Российской Федерации (часть вторая): от 31.07.1998 № 146-ФЗ (ред. от 2013 г.), 536 с.
  2. Оптимизация налогообложения: рекомендации по и уплате налогов, Лермонтов Ю., 2013г., 155 с.
  3. Законная оптимизация налогообложения, И. Новикова, В. Белякова, 2008г., 152 с.
  4. Корень А.В. Приоритетные направления развития механизма налогообложения электронной предпринимательской деятельности // Актуальные вопросы современной науки. 2009. № 8. С. 127-135.
  5. Корень А.В., Шефер О.В. Роль и значение региональных налогов в современном развитии Приморского края // Современные проблемы науки и образования. – 2014. – № 2; URL: http://www.science-education.ru/116-12641 (дата обращения: 07.04.2014).

Связь с автором (комментарии/рецензии к статье)

Оставить комментарий

Вы должны авторизоваться, чтобы оставить комментарий.

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 13 Мая 2013 в 05:10, курсовая работа

Краткое описание

Целью курсовой работы является изучение налоговых платежей в целом по РФ, отдельный анализ абсолютной и относительной нагрузки в ООО «СтройИндустрия», а так же поиск законных путей оптимизации налоговой нагрузки на данном предприятии. Для достижения поставленной цели были разработаны следующие задачи:
Изучение экономической сущности налоговых платежей.
Ознакомление с налоговыми платежами, оплачиваемыми организациями в РФ.
Изучение методов оптимизации налоговой нагрузки на предприятии.

Содержание

Введение………………………………………………………………………….3
Глава I.Понятие налоговых платежей организации и методы их оптимизации
Экономическая сущность налоговых платежей………………………. 5
Налоговые платежи, уплачиваемые организациями в РФ……………..6
Способы оптимизации налоговых платежей……………………………10
Глава II. Анализ налоговой нагрузки ООО«СтройИндустрия»
2.1. Организационно – экономическая характеристика предприятия…….17
2.2. Расчет абсолютной и относительной налоговой нагрузки в ООО«СтройИндустрия»…………………………………………………………21
2.3. Оптимизация налоговой нагрузки в ООО «СтройИндустрия»………25
Заключение………………………………………………………………………28
Список использованных источников и литературы…………………………..30

Прикрепленные файлы: 1 файл

Курсовая работа НПиП2.docx

ФГАОУ ВПО «Северо-восточный федеральный университет

Кафедра «Финансы и банковское дело»

Курсовая работа по дисциплине «Налоговое планирование и прогнозирование» на тему: «Налоговые платежи организации и способы их оптимизации на примере ООО СтройИндустрия»

Выполнил: студентка гр.ФК-08-2

Проверил: ст. преподаватель

кафедры «Финансы и Банковское дело»

Глава I.Понятие налоговых платежей организации и методы их оптимизации

    1. Экономическая сущность налоговых платежей………………………. 5
    2. Налоговые платежи, уплачиваемые организациями в РФ……………..6
    3. Способы оптимизации налоговых платежей……………………………10

Глава II. Анализ налоговой нагрузки ООО«СтройИндустрия»

2.1. Организационно – экономическая характеристика предприятия…….17

2.2. Расчет абсолютной и относительной налоговой нагрузки в ООО«СтройИндустрия»…………………………… ……………………………21

2.3. Оптимизация налоговой нагрузки в ООО «СтройИндустрия»………25

Список использованных источников и литературы…………………………..30

Налоговые платежи составляют весомую долю в финансовых потоках организаций. Зачастую от грамотного, профессионального решения, принятого с учетом налоговых последствий, зависит судьба бизнеса, возможности его роста и развития. На сегодняшний день вести бизнес, не просчитав, сколько принесет прибыли, та или иная сделка и сколько при том потребуется заплатить налогов, практически невозможно. Налоговые платежи, охватывая всю производственную и хозяйственную деятельность организаций, входя во все элементы, определяющие состав цены, влияют на эффективность производства, а также являются важнейшим фактором при принятии бизнес - решений. Серьезные решения никогда не принимаются без учета налогов и управления ими. На предприятии всегда должны быть внутренние и внешние специалисты, основными функциями которых являются анализ и обеспечение деятельности данного предприятия с налоговой точки зрения. Даже если налоги не определяют основной стратегии предприятия, всегда надо обращать внимание на их своевременное и правильное исчисление, а также принимать меры по их оптимизации. Известная позиция налогоплательщиков «если не платить налоги становится невозможным, то надо платить как можно меньше» - основана на праве всех субъектов хозяйствования, уменьшить свои налоговые обязательства любыми, не запрещенными законом способами.

Актуальность данной темы заключается в том, что каждая коммерческая организация сталкивается с налоговыми платежами и стремится к их оптимизации законным путем.

Целью курсовой работы является изучение налоговых платежей в целом по РФ, отдельный анализ абсолютной и относительной нагрузки в ООО «СтройИндустрия», а так же поиск законных путей оптимизации налоговой нагрузки на данном предприятии.

Для достижения поставленной цели были разработаны следующие задачи:

  1. Изучение экономической сущности налоговых платежей.
  2. Ознакомление с налоговыми платежами, оплачиваемыми организациями в РФ.
  3. Изучение методов оптимизации налоговой нагрузки на предприятии.
  4. Анализ налоговой нагрузки ООО «СтройИндустрия».
  5. Выбор оптимальных способов оптимизации налоговых платежей ООО «СтройИндустрия»

Данная курсовая работа состоит из введения, двух глав, шести параграфов, заключения, списка использованных источников и литературы, а также из приложений. В работе были использованы: Налоговый Кодекс РФ, часть 1, часть 2 и работы таких авторов как Барулин С.В., Бухонова С.М. Пансков В.Г. и др.

Глава 1. Понятие налоговых платежей организации и методы их оптимизации

    1. Экономическая сущность налоговых платежей

Налоговые платежи – совокупность налогов, сборов и других установленных Законом платежей.

Формирование финансовой системы и ее составной части – налоговой системы – неразрывно связано с эволюцией общества, с изменением форм государственного устройства. Возникновение налогов как экономического явления обусловлено становлением товарного производства, разделением общества на классы и формированием государственных институтов, которым требовались средства для осуществления своих функций. [3, с.32]

В настоящее время налоги и сборы (налоговые платежи) представляют собой обязательные отчисления, взимаемые государством с хозяйствующих субъектов и граждан в законодательно установленном порядке. Они выступают необходимым звеном экономических отношений в обществе.

В соответствии с НК РФ:

Налог – это обязательный, индивидуально безвозмездный платеж, взимаемый с организаций и физических лиц, в форме отчуждения принадлежащих им на праве собственности, хозяйственного ведения или оперативного управления денежных средств, в целях финансового обеспечения деятельности государства и муниципальных образований.

Сбор – это обязательный взнос, взимаемый с организаций и физических лиц, уплата которого является одним из условий совершения в отношении плательщиков сборов государственными органами, органами местного самоуправления, иными уполномоченными органами и должностными лицами юридически значимых действий, включая предоставление определенных прав или выдачу разрешений (лицензий).[2]

Сущность налогов и сборов заключается в изъятии государством в пользу общества определенной части стоимости валового внутреннего продукта (далее ВВП) в виде обязательного взноса. Взносы осуществляют основные участники производства ВВП:

- Работники, своим трудом создающие материальные и нематериальные блага и получающие определенный доход;

- Хозяйствующие субъекты, владельцы капитала, действующие в сфере предпринимательства;

За счет налоговых взносов, сборов, пошлин и других платежей формируются финансовые ресурсы государства. Финансовые отношения государства, хозяйствующих субъектов и наемных работников начинаются в момент образования первичных доходов в сфере производства товаров и услуг. Для субъектов хозяйствования (предприятий) первичным доходом является валовая прибыль, для наемных работников – оплата труда, для государства – налоги и сборы.

Таким образом, налоги и сборы олицетворяют собой ту часть совокупности финансовых отношений, которая связана с формированием денежных доходов государства, необходимых ему для выполнения своих прямых функций – социальной, оборонной, правоохранительной, природоохранной и др. [12, с.15]

    1. Налоговые платежи, уплачиваемые организациями в РФ

Совокупность налогов и сборов РФ, введенная в действие с 1 января 1992г., изначально стремилась быть адаптирована к новому федеративному устройству страны. Она строилась именно по федеративному принципу, воспроизводя новое бюджетное устройство страны. Поэтому основным и в настоящее время единственным закреплённым в НК РФ классифицирующим признаком разграничения налоговых платежей является их принадлежность к соответствующему уровню управления. В соответствии со ст.13 – 15 НК все налоги и сборы РФ делятся на три вида:

    1. Федеральные налоги и сборы;
    2. Региональные налоги и сборы;
    3. Местные налоги; [11, с.234]

Основное разграничение этих видов налогов и сборов заключается не в уровне бюджета, в который они зачисляются, а в том, каким уровнем управления они устанавливаются и на какой территории они обязательны к уплате.

Федеральные налоги – налоги, устанавливаемые НК РФ и обязательные к уплате на всей территории страны. К ним относятся:

    1. Налог на добавленную стоимость (НДС);
    2. Акцизы;
    3. Налог на доходы физических лиц (НДФЛ);
    4. Налог на прибыль организаций;
    5. Налог на добычу полезных ископаемых (НДПИ);
    6. Водный налог;
    7. Сборы за пользование объектами животного мира и за пользование объектами водно – биологических ресурсов;
    8. Государственная пошлина.

Региональные налоги (налоги субъектов РФ) – налоги, установленные в соответствии с НК РФ, вводимые в действие региональными законами и обязательные к уплате на территории соответствующих регионов:

    1. Налог на имущество организаций;
    2. Налог на игорный бизнес;
    3. Транспортный налог;

Местные налоги устанавливаются и вводятся в соответствии с НК РФ местными правовыми актами и обязательные к уплате на территории соответствующих муниципальных образований. К ним относятся:

    1. Земельный налог;
    2. Налог на имущество организаций; [14, c.36]

Согласно действующему законодательству все предприятия вне зависимости от той или иной формы собственности, которую они выбрали, должны уплачивать в бюджет налоги. Для организаций в РФ предусмотрены следующие виды налоговых платежей:

Налог на прибыль организаций. Подлежит начислению налогов та прибыль, которая приравнивается разнице между доходами предприятия от реализации товаров, услуг, основных фондов и расходами, которые предприятие понесло при закупке оборудования, сырья, материалов.

Акцизы на конкретные группы товаров – это так называемые косвенные налоги на продажу высокорентабельных, дорогостоящих товаров, которые предназначены для реализации населению. Акцизы обязаны уплачивать предприятия, занимающиеся реализацией легковых автомобилей, вино-водочной продукции, ювелирных изделий и других товаров.

Налоги на добавленную стоимость (НДС). Предприятие обязано уплатить налог на ту стоимость товаров, которая была добавлена в результате покупки сырья и реализации готового изделия. Иными словами, разница между ценой реализации и стоимостью закупки является объектом налогообложения.

Государственная пошлина уплачивается предприятием в тех случаях, когда требуется провести сделку или зарегистрировать документацию при участии компетентных органов государственной власти.

Транспортный налоги. Любое предприятие обязано уплачивать транспортные налоги, если его в активе числится транспортное средство, используемое под производственные нужды.

Налог на имущество организации. Под имуществом предприятия подразумевается здание под офис, дополнительные сооружения (склады, хранилища, ангары), а также водные и воздушные суда, которые числятся на балансе предприятия.

Земельный налог. Земля в России принадлежит государству. А значит, любое сооружение, расположенное на земле конкретного региона, словно арендует территорию у государства. Эта земля является объектом налогообложения и предприятие обязано уплатить этот сбор.

Водный налог, оплачивается за воду, которая используется предприятием в производственных целях. Как правило, многие предприятия используют водные ресурсы города или района их водохозяйственных систем. За пользование этим государственным ресурсам предприятие обязано уплачивать соответствующий налог.

Иными словами, предприятия обязаны уплатить в бюджет налоги, начисляемые на объекты, которые прямо или косвенно являются их источником прибыли. [13, с. 65]

Кратко рассмотрим основные налоги, уплачиваемые Российскими организациями, применяющими общий режим налогообложения: (см. таблицу №1).

Налоги, уплачиваемые организациями в РФ. Таблица№1

Основные ставки налога

Сроки уплаты авансовых платежей

Налог на добавленную стоимость

Стоимость реализуемых товаров (работ/услуг)

До 20 апреля, 20 июля, 20 октября текущего года и до 20 января, следующего года

Налог на прибыль организаций

Налог на доходы физических лиц, удерживаемый из вознаграждения, выплачиваемого сотрудникам

Вознаграждение, выплачиваемое сотрудникам (заработная плата)

13% - для налоговых резидентов РФ; 30% - для лиц, не являющихся налоговыми резидентами РФ

В день получения дохода (для заработной платы – последний день месяца, за который начислена заработная плата)

Налог на имущество организаций

Остаточная стоимость имущества в бухгалтерском учете

Устанавливается законодательным (представительным) органом субъекта РФ

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 06 Марта 2013 в 23:09, курсовая работа

Описание работы

В переходный к рынку период налоговая система является одним из важнейших экономических регуляторов, основой финансово-кредитного механизма государственного регулирования экономики. От того, насколько правильно построена система налогообложения, зависит эффективное функционирование всего народного хозяйства. Именно налоговая система на сегодняшний день оказалась, пожалуй, главным предметом дискуссий о путях и методах реформирования, равно как и острой критики.

Содержание работы

Введение 5
1. Теоретические аспекты налоговых платежей организации 7
Налоговая система: сущность, функции, принципы построения 7
Особенности налоговых платежей организации 11
Проблемы налоговых платежей организации 17
2. Анализ налоговых платежей организации (на примере ОАО «Транспневматика») 24
2.1 Анализ федеральных налогов и сборов, уплачиваемых
предприятием 24
2.2 Динамика и анализ региональных и местных налогов 29
2.3 Оценка налоговой нагрузки организации 33
3. Основные направления совершенствования налоговых платежей организации 38
3.1 Налоговые реформы и перспективы развития налоговых платежей предприятия 38
3.2 Развитие налогового планирования на ОАО «Транспневматика» 43
3.3 Возможности использования зарубежного опыта налоговых платежей организации в отечественной практике 47
Заключение 51
Список использованной литературы 53

Файлы: 1 файл

Курсовая работа по налогам и налогообложению.docx

1. Теоретические аспекты налоговых платежей организации 7

    1. Налоговая система: сущность, функции, принципы построения 7
    2. Особенности налоговых платежей организации 11
    3. Проблемы налоговых платежей организации 17

2. Анализ налоговых платежей организации (на примере ОАО «Транспневматика») 24

2.1 Анализ федеральных налогов и сборов, уплачиваемых

2.2 Динамика и анализ региональных и местных налогов 29

2.3 Оценка налоговой нагрузки организации 33

3. Основные направления совершенствования налоговых платежей организации 38

3.1 Налоговые реформы и перспективы развития налоговых платежей предприятия 38

3.2 Развитие налогового планирования на ОАО «Транспневматика» 43

3.3 Возможности использования зарубежного опыта налоговых платежей организации в отечественной практике 47

Список использованной литературы 53

Введение

Взимание налогов – древнейшая функция и одно из основных условий существования государства, развития общества на пути к экономическому и социальному процветанию. Как известно, налоги появились с разделением общества на классы и возникновением государственности, как взносы граждан, необходимые для содержания публичной власти. В истории развития общества еще ни одно государство не смогло обойтись без налогов, поскольку для выполнения своих функций по удовлетворению коллективных потребностей ему требуется определенная сумма денежных средств, которые могут быть собраны только посредством налогов. Исходя из этого, минимальный размер налогового бремени определяется суммой расходов государства на исполнение минимума его функций: управление, оборона, суд, охрана порядка, - чем больше функций возложено на государство, тем больше оно должно собирать налогов.

В условиях рыночной экономики любое государство широко использует налоговую политику в качестве определенного регулятора воздействия на негативные явления рынка. Налоги, как и вся налоговая система, являются мощным инструментом управления экономикой в условиях рынка.

В переходный к рынку период налоговая система является одним из важнейших экономических регуляторов, основой финансово-кредитного механизма государственного регулирования экономики. От того, насколько правильно построена система налогообложения, зависит эффективное функционирование всего народного хозяйства. Именно налоговая система на сегодняшний день оказалась, пожалуй, главным предметом дискуссий о путях и методах реформирования, равно как и острой критики.

В налогах заложены большие возможности по регулированию социально- экономических процессов в стране со стороны государства. При умелом использовании они могут быть сильным регулирующим механизмом в системе социального управления.

Решающее значение в доходах бюджета и государственных внебюджетных фондов имеют налоги, уплачиваемые юридическими лицами. Налоговые платежи предприятия – обязательные и индивидуально безвозмездные платежи, взимаемые с организаций в форме отчуждения принадлежащих им на праве собственности, хозяйственного ведения или оперативного управления денежных средств в целях финансового обеспечения деятельности государства и муниципальных образований.

В данной курсовой работе представлены все виды налогов, отчислений по ним, сборов, уплачиваемых юридическими лицами, детально охарактеризованы объекты налогообложения и налоговые ставки.

При написании работы были выявлены основные пути реформирования системы налогообложения предприятий в РФ, используя многолетний отечественный опыт и зарубежный опыт налогообложения юридических лиц.

Цель данной работы - изучение теоретической основы налогообложения организации, исследование действующей практики порядка исчисления и уплаты налогов и разработка путей их оптимизации.

Объект исследования данной курсовой работы – ОАО «Транспневматика».

Предметом исследования курсовой работы являются налоговые платежи, уплачиваемые ОАО «Транспневматика».

В данной курсовой работе ставятся следующие задачи:

1) рассмотреть теоретические аспекты налоговой системы, её сущность и функции;

2) рассмотреть особенности налоговых платежей организации;

3) изучить особенности налоговых платежей организации;

4) проанализировать федеральные налоги и сборы, уплачиваемые ОАО « Транспневматика»;

5) изучить и проанализировать динамику региональных и местных налогов организации;

6) рассчитать оценку налоговой нагрузки ОАО «Транспневматика»;

7) рассмотреть налоговые реформы и перспективы развития налоговых платежей предприятия;

8)изучить развитие налогового планирования на ОАО «Транспневматика»;

9) рассмотреть возможности использования зарубежного опыта налоговых платежей организации в отечественной практике.

1 Теоретические аспекты налоговых платежей организации

Налоговая система: сущность, функции, принципы построения

Бюджетно-финансовая система государства включает отношения по поводу формирования и использования финансовых ресурсов государства - бюджета и внебюджетных фондов. Она призвана обеспечить эффективное развитие экономики, реализацию социальных и других функций государства. Важной «кровеносной артерией» бюджетно-финансовой системы являются налоги.

Изъятие государством в свою пользу определенной части валового внутреннего продукта (ВВП) в виде обязательного взноса и составляет сущность налога. За счет налоговых взносов формируются финансовые ресурсы государства, аккумулируемые в его бюджете и внебюджетных фондах. Экономическое содержание налогов выражается взаимоотношениями хозяйствующих субъектов и граждан с одной стороны и государства - с другой по поводу формирования государственных финансов.

Таким образом, налог - это сбор, устанавливаемый в одностороннем порядке государством и взимаемый на основании законодательно закрепленных правил для удовлетворения общественных потребностей.

Источником налоговых платежей, независимо от объекта налогообложения, является валовый национальный доход (ВНД).

Объектом налога являются те предметы или явления, которые по закону подлежат обложению. Законодательно установлено, что объектами налогообложения являются: прибыль (доход); стоимость определенных товаров; добавленная стоимость продукции; имущество юридических и физических лиц; передача имущества (дарение, передача, наследование); операции с ценными бумагами; отдельные виды деятельности; другие объекты, установленные законом.

Система налогообложения выработала и на практике использует множество форм налогов, различающихся по объекту, источникам, формам взимания и т.д.

Почему все современные системы налогообложения пользуются множественностью форм налоговых изъятий и ни одна из них не ограничивается каким-либо единым налогом? Множественность налогов позволяет в большей мере уловить платежеспособность налогоплательщиков, сделать общее налоговое бремя психологически менее заметным, отразить разнообразие форм доходов, воздействовать на потребление и накопление. Но эффективное функционирование множества налоговых форм предполагает умеренность обложения каждым из налогов и всей их совокупностью [28, c.15].

По источникам обложения налоги делятся на обложение доходов заработанных и незаработанных (доходов на капитал). К заработанным доходам относятся заработная плата, гонорар лиц свободных профессий, доход индивидуальных предприятий. К незаработанным, но легальным доходам, относятся дивиденды, проценты по вкладам, прирост стоимости недвижимости и ценных бумаг, рента земель и домов.

По методу установления налоги подразделяются на прямые и косвенные. К прямым относятся налоги, падающие на собственность или доход (налог на доход, налог на прибыль, ресурсные платежи, налог на имущество, владение и пользование которыми служит основанием для обложения), к косвенным - налоги на обращение и потребление (налог на добавленную стоимость, акцизы, таможенная пошлина, налог на операции с ценными бумагами). Критерий деления налогов на прямые и косвенные - возможность их переложения на потребителей; этот критерий базируется на предположении, что окончательным плательщиком прямого налога является владелец обложенной собственности или покупатель обложенного дохода, тогда как окончательным плательщиком косвенного налога является потребитель товара, на которого налог перекладывается через надбавку к цене [24, c.19].

Реально налоги могут быть либо прогрессивными, когда тяжесть обложения возрастает для более крупных доходов и состояний (налог на доход), либо регрессивными, ложащимися своей основной тяжестью на малоимущих и благоприятствующими состоятельным слоям общества (акцизы на товары первой необходимости).

В рыночной экономике налоги выполняют столь важную роль, что можно с уверенностью сказать: без хорошо налаженной, четко действующей налоговой системы, отвечающей условиям развития общественного производства, эффективная рыночная экономика невозможна.

В чем же конкретно состоит роль налогов в рыночной экономике, какие функции они выполняют в хозяйственном механизме? Отвечая на этот вопрос, на первое место следует поставить функцию, без которой в экономике, базирующейся на товарно-денежных отношениях, нельзя обойтись. Эта функция налогов - регулирующая [15, c.34].

Развитие рыночной экономики регулируется финансово-экономическими методами - путем применения отлаженной системы налогообложения, маневрирования ссудным капиталом и процентными ставками, выделение из бюджета капитальных вложений и дотаций и т.п. Центральное место в этом комплексе экономических методов занимают налоги. Маневрируя налоговыми ставками, льготами и штрафами, изменяя условия налогообложения, вводя один и отменяя другие налоги, государство создает условия для ускоренного развития определенных отраслей и производств, способствует решению актуальных для общества проблем.

Другая функция налогов - стимулирующая. С помощью налогов, льгот и санкций государство стимулирует технический прогресс, увеличение рабочих мест, капитальные вложения в расширение производства и др.

Следующая функция налогов - распределительная, или вернее, перераспределительная. Посредством налогов в государственном бюджете концентрируются средства, направленные затем на решение народнохозяйственных проблем, как производственных, так и социальных, финансирование крупных межотраслевых комплексных целевых программ - научно-технических, экономических и др. С помощью налогов государство перераспределяет прибыли предприятий и предпринимателей, доходов граждан, направляя ее на развитие производственной и социальной инфраструктуры, на инвестиции и капиталоемкие и фондоемкие отрасли с длительными сроками окупаемости затрат: железные дороги и автострады, добывающие отрасли и др.

В современных условиях значительные средства из бюджета должны быть направлены на развитие сельскохозяйственного производства, отставание которого наиболее болезненно отражается на всем состоянии экономики и жизни населения.

Наконец, последняя функция налогов - фискальная, изъятие части доходов предприятий и граждан для содержания государственного аппарата, обороны страны и той части непроизводственной сферы, которая вообще не имеет собственных источников доходов (многие учреждения культуры - библиотеки, архивы и др.), либо они недостаточны для обеспечения должного уровня развития - фундаментальная наука, театры, музеи и многие учебные заведения и т.п. Система налогообложения отражает характер общественного строя, состояние экономики страны, устойчивость социально-политической ситуации, степень доверия правительства к населению - и все это на момент ее введения в действие. По мере изменения указанных и иных условий налоговая система перестает отвечать предъявляемым к ней требованиям, вступает в противоречие с объективными условиями развития народного хозяйства. В связи с этим в налоговую систему в целом или в отдельные ее элементы вносятся необходимые изменения.

2.6. Финансы предприятия

2.6.4. Налогообложение предприятия

Каждое предприятие должно уплачивать законно установленные налоги и сборы. Законодательство о налогах и сборах основывается на признании всеобщности и равенства налогообложения.

Налогообложение ─ это определенная совокупность экономических (финансовых) и правовых отношений, складывающихся на базе объективного процесса перераспределения денежной формы стоимости и выражающая собой одностороннее, безэквивалентное, принудительно властное изъятие части доходов корпоративных и индивидуальных собственников в общегосударственное пользование.

Налог ─ обязательный, индивидуально безвозмездный платеж, взимаемый с организаций и физических лиц в форме отчуждения принадлежащих им на праве собственности, хозяйственного ведения или оперативного управления денежных средств в целях финансового обеспечения деятельности государства и (или) муниципальных образований.

Сбор ─ обязательный взнос, взимаемый с организаций и физических лиц, уплата которого является одним из условий совершения в отношении плательщиков сборов государственными органами, органами местного самоуправления, иными уполномоченными органами и должностными лицами юридически значимых действий, включая предоставление определенных прав или выдачу разрешений (лицензий).

На предприятие не может быть возложена обязанность уплачивать налоги и сборы, а также иные взносы и платежи, не предусмотренные Налоговым Кодексом РФ (НК РФ), который является основным нормативным документом в области налогообложения.

Все налоги и сборы могут быть классифицированы по различным признакам, наиболее существенными для предприятия являются следующие:

1.) по способу изъятия – прямые и косвенные;

2.) по принадлежности к уровню власти и управления – федеральные, региональные, местные;

3.) по характеру налоговых ставок ‑ твёрдые, пропорциональные, прогрессивные и регрессивные.

Прямые налоги – это налоги, которые устанавливаются непосредственно на доход, имущество, вид деятельности, например, налог на прибыль, налог на доходы физических лиц.

Косвенные налоги – это налоги, которые включаются в виде надбавки в цену товара или услуги. Собственник предприятия, производящего товары или услуги, подлежащие налогообложению, вносит государству налоговую сумму за счет выручки от реализации товаров и услуг, т.е. является сборщиком налога. Конечным плательщиком выступает потребитель, который приобретает товары и услуги по ценам, включающим косвенные налоги, например, налог на добавленную стоимость (НДС), акцизы, таможенные пошлины.

Федеральные налоги – это налоги и сборы, устанавливаемые, изменяемые и отменяемые НК РФ и обязательные к уплате на всей территории РФ. Федеральные налоги и сборы поступают в основном в федеральный бюджет. К федеральным налогам и сборам относятся:

1) налог на добавленную стоимость;

3) налог на доходы физических лиц;

4) единый социальный налог;

5) налог на прибыль организаций;

6) налог на добычу полезных ископаемых;

8) сборы за пользование объектами животного мира и за пользование объектами водных биологических ресурсов;

9) государственная пошлина.

Региональные налоги – это налоги и сборы, устанавливаемые в соответствии с НК РФ и вводимые в действие законами субъектов РФ и обязательные к уплате на территории соответствующих субъектов РФ. К региональным налогам относятся:

1) налог на имущество организаций;

2) налог на игорный бизнес;

3) транспортный налог.

Местные налоги – это налоги и сборы, устанавливаемые и вводимые в действие нормативными актами представительных органов местного самоуправления и являющимися обязательными к уплате на территории соответствующих местных образований. К местным налогам относятся:

1) налог на имущество физических лиц;

2) земельный налог.

При установлении налогов и сборов должны быть определены все элементы налогообложения. К элементам налогообложения относятся: объект налогообложения, налоговая база, налоговый период, налоговая ставка, порядок исчисления налога, порядок и сроки уплаты.

Объектом налогообложения является любое экономическое основание, имеющее стоимостную, количественную или физическую характеристики, с наличием которого у налогоплательщика возникает обязанность по уплате налога. К числу объектов налогообложения относятся также пользование природными ресурсами, отдельные виды деятельности налогоплательщиков, операции с ценными бумагами, другие объекты, установленные законодательными актами.

Налоговая база ─ стоимостная, физическая или иная характеристика объекта налогообложения.

Налоговый период ─ месяц, квартал, календарный год.

Единица обложения ─ единица измерения налоговой базы

Налоговая ставка (норма налогового обложения) ─ величина налоговых начислений на единицу базы (денежная единица дохода, единица измерения товара и т.д.). Различают твердые, пропорциональные, прогрессивные и регрессивные налоговые ставки. Твердые ставки определяются в абсолютной сумме. Пропорциональные ─ это ставки, действующие в едином проценте к налоговой базе. Прогрессивные ставки ─ это ставки, увеличивающиеся с ростом налоговой базы. Регрессивные ставки понижаются по мере роста налоговой базы.

Порядок исчисления налога – последовательность действий, приводящая к исчислению суммы налога, подлежащей к уплате в бюджет, правила заполнения соответствующей декларации или расчета.

Порядок и сроки уплаты – срок предоставления декларации или расчета, установленный срок оплаты налога или сбора.

Кроме того, есть достаточно существенные понятия, связанные с налогообложением, такие как источник уплаты налога ‑ различные элементы стоимости реализованной продукции (себестоимость, балансовая прибыль, чистая прибыль, ценовые надбавки) или денежные доходы граждан, а также налоговые льготы – представляемые и предусмотренные законодательством преимущества отдельным категориям налогоплательщиков по сравнению с другими налогоплательщиками.

Промышленное предприятие в обязательном порядке будет являться плательщиком следующих основных налогов и сборов:

· налог на прибыль организаций;

· налог на добавленную стоимость;

· единый социальный налог;

· налог на имущество организаций.

При наличие соответствующих объектов налогообложения появляется следующая группа налогов:

· налог на добычу полезных ископаемых и т.д.

Рассмотрим особенности исчисления и уплаты основных налогов.

Налог на прибыль организаций

Налогообложение прибыли представляет собой форму распределения прибыли между товаропроизводителями и государством, является одним из основных каналов формирования доходов бюджетов различных уровней. Объектом налогообложения по налогу на прибыль организаций признается прибыль, полученная налогоплательщиком, итак прибылью признается:

· для российских организаций ‑ полученные доходы, уменьшенные на величину произведенных расходов, которые определяются в соответствии с главой 25 НК РФ.

К доходам относятся:

1) доходы от реализации товаров (работ, услуг) и имущественных прав согласно ст. 249 НК ─ это выручка от реализации товаров (работ, услуг) как собственного производства, так и ранее приобретенных, выручка от реализации имущественных прав.

2) прочие доходы, такие как доходы от долевого участия в других организациях; положительные (отрицательные) курсовые и суммовые разницы; штрафы, пени и (или) иные санкции за нарушение договорных обязательств; доходы от сдачи имущества в аренду; доходы от предоставления в пользование прав на результаты интеллектуальной деятельности (патенты, промышленные образцы и т.д.); доходы в виде процентов, полученных по долговым обязательствам (займы, кредиты, и т.п.); в виде сумм восстановленных резервов, расходы на формирование которых были ранее приняты в составе расходов; в виде безвозмездно полученного имущества (работ, услуг) или имущественных прав; в виде дохода прошлых лет, выявленного в отчетном периоде и др.

Плательщик уменьшает полученные доходы на сумму произведенных расходов, которыми признаются обоснованные и документально подтвержденные затраты или убытки, совершенные налогоплательщиком. Под обоснованными расходами понимаются экономически оправданные затраты, оценка которых выражена в денежной форме, под документально подтвержденными расходами понимаются затраты, подтвержденные документами, оформленными в соответствии с законодательством РФ. Расходами признаются любые затраты при условии, что они произведены для осуществления деятельности, направленной на получение дохода.

Расходы подразделяются на расходы, связанные с производством и реализацией, и прочие расходы.

Налоговым периодом признается календарный год. Отчетными периодами по налогу признаются первый квартал, полугодие и девять месяцев календарного года.

Плательщики самостоятельно исчисляют суммы налога нарастающим итогом с начала года. Сроки уплаты налога производятся по одному из двух вариантов: ежеквартально или ежемесячно.

Ежеквартально без авансовых платежей платят организации, чьи доходы от реализации менее 3000000 рублей в квартал, для остальных обязательна уплата авансовых платежей, или по фактически полученной прибыли за месяц, или в размере 1/3 квартальной суммы налога за предыдущий квартал.

Налог на добавленную стоимость (НДС) – косвенный налог на товары и услуги. Впервые понятие «налог на добавленную стоимость» сформулировал в 1954 г. французский экономист Морис Лоре. НДС получил широкое распространение в странах Европейского союза. В разных государствах ставка налога на добавленную стоимость своя, в среднем она варьирует от 6 до 25 процентов от стоимости товара, однако сущность налога одинакова.

Взимание НДС осуществляется на каждой стадии от добычи сырья, производства товаров и до их конечного потребления. Объектом налогообложения является добавленная стоимость – разница между стоимостью реализованных товаров (услуг) и стоимостью материальных затрат, отнесенных на издержки производства и потребления.

Россия имеет достаточно уникальный опыт применения НДС по самым разным ставкам, так в разное время были установлены ставки в размере 28%, 20%, 23% (с учетом спецналога), 21,5%, в настоящее время ‑ 18%.

Объектом налогообложения признаются следующие операции:

1) реализация товаров (работ, услуг) на территории РФ, в том числе безвозмездная;

2) передача на территории РФ товаров (выполнение работ, оказание услуг) для собственных нужд, расходы на которые не принимаются к вычету (в том числе через амортизационные отчисления) при исчислении налога на доходы организаций;

3) выполнение строительно-монтажных работ для собственного потребления;

4) ввоз товаров на таможенную территорию РФ.

Налоговый период ─ календарный месяц.

Налоговые ставки дифференцированные:

Иллюстрация применения 18% ставки НДС приведена на рис. 2.7.

Сумма налога, подлежащая уплате в бюджет, исчисляется по итогам каждого налогового периода, уменьшенная на сумму налоговых вычетов.

Уплата НДС производится по итогам каждого налогового периода исходя из фактической реализации товаров (работ, услуг) за истекший налоговый период не позднее 20-го числа месяца, следующего за истекшим налоговым периодом. Если суммы выручки от реализации товаров (работ, услуг) не превышают 2 млн. рублей в месяц, то предприятие вправе уплачивать налог и предоставлять в налоговые органы декларацию не ежемесячно, а ежеквартально. Если суммы выручки от реализации товаров (работ, услуг) не превышают 2 млн. рублей за любые три последовательных месяца, то организация имеет право на освобождение от исполнения обязанностей плательщика НДС.


Рис. 2.7. Порядок применения НДС

Единый социальный налог (ЕСН) введен с 01.01.2001 г. главой 24 НК РФ, зачисляемый в государственные внебюджетные фонды ‑ Пенсионный фонд РФ, Фонд социального страхования РФ и фонды обязательного медицинского страхования РФ (далее ‑ фонды) ‑ и предназначенный для мобилизации средств для реализации права граждан на государственное пенсионное и социальное обеспечение и медицинскую помощь.

Объектом налогообложения для исчисления налога работодателями признаются выплаты и иные вознаграждения по трудовым и гражданско-правовым договорам, предметом которых является выполнение работ, оказание услуг, выплачиваемые налогоплательщиками в пользу физических лиц. Не относятся к объекту налогообложения выплаты, производимые в рамках гражданско-правовых договоров, предметом которых является переход права собственности или иных вещных прав на имущество (имущественные права), а также договоров, связанных с передачей в пользование имущества (имущественных прав).

Налоговая база налогоплательщиков-работодателей определяется как сумма выплат и иных вознаграждений, начисленных работодателями за налоговый период в пользу работников отдельно по каждому работнику с начала налогового периода по истечении каждого месяца нарастающим итогом.

ЕСН имеет регрессивную шкалу налогообложения (табл. 2.1)

Ставки ЕСН для налогоплательщиков – работодателей

Налоговая база на каждого отдельного работника нарастающим итогом с начала года

Пенсионный фонд РФ

Фонд социального страхования РФ

Фонды обязательного медицинского страхования

Федеральный фонд обязательного медицинского страхования

Территориальные фонды обязательного
медицинского страхования

Читайте также: