Интегрированная налоговая информационная система

Опубликовано: 02.05.2024

Федеральная налоговая служба (ФНС) опубликовала план деятельности на 2021 год, утвержденный министром финансов Антоном Силуановым (.pdf). План содержит порядка 100 мероприятий, среди них совершенствование платформы по взаимодействию с банками, разработка новой версии автоматизированной информационной системы «Налог-4», создание системы передачи административных данных в другие заинтересованные госорганы.

В частности, ФНС планирует ввести в эксплуатацию цифровую платформу оценки налогоплательщиков на основании налоговых данных при оказании им финансовых (в том числе банковских) услуг. Сервис поможет банкам и их клиентам — в том числе потенциально ускорит и удешевит предоставление кредитных продуктов, утверждают опрошенные РБК представители банков. Однако есть и риски — например, утечки персональных данных, предупредили эксперты.

Досье банковских клиентов

Цифровая платформа ФНС для взаимодействия с банками уже функционирует, уточнили РБК в пресс-службе ФНС. Она построена на технологии распределенного реестра (блокчейн), когда каждый участник процесса работает с данными своего узла в соответствии с присвоенной ему ролью. В 2020 году платформа использовалась для поддержки граждан и экономики страны от последствий COVID-19, говорят в ФНС, в частности позволяла ускорить выдачу льготных кредитов бизнесу. Банки обходились без дополнительных подтверждающих документов, за короткое время получая верифицированные данные о статусе заемщика из государственных реестров, администрируемых налоговой службой.

Фото:Максим Стулов / Ведомости / ТАСС

Как заявляет ФНС, ведущие банки предложили службе далее развивать платформу. Среди «наиболее востребованных» ФНС выделяет такие направления, как применение блокчейн-платформы для новых госпрограмм поддержки бизнеса, безбумажное предоставление услуг клиентам банков в рамках расчетно-кассового обслуживания и кредитования, а также «формирование досье клиента и профилирование его рисков».

ФНС обладает значительным массивом данных, которые позволят улучшить оценку рисков по розничным и корпоративным заемщикам, а также сократить бумажный документооборот с клиентами, пояснил РБК директор департамента розничных рисков банка «Зенит» Александр Шорников (по его словам, банк участвовал в обсуждении вопроса создания досье на заемщика на платформе ФНС). Если сервис ФНС будет бесплатным для банков, то возможно снижение стоимости и сроков оценки рисков — это, в свою очередь, ускорит и снизит стоимость кредитных продуктов для клиентов, считает Шорников.

Сервис позволит разгрузить банки и сократить бумажную волокиту — заемщикам не придется подавать документы в разные организации, поскольку их кредитный профиль будет доступен в рамках единой платформы, говорит старший юрист Deloitte Legal в СНГ Павел Баранов. У банков появится возможность (с согласия заемщика) оперативно получать данные из государственных информационных систем, быстрее проводить скоринг (оценку кредитоспособности клиентов. — РБК) и выносить кредитное решение, а клиентам, давшим согласие на проверку данных, не придется собирать документы для подтверждения доходов, указала пресс-служба Промсвязьбанка.

Фото:АГН «Москва»

Пресс-служба ВТБ сообщила РБК, что банк готов участвовать в проработке вопросов, связанных с обменом данными с ФНС, поскольку это поможет усовершенствовать риск-политику игроков банковского сектора. Банки уже получают сведения о кредитных историях клиентов «в рамках хорошо отлаженных процессов взаимодействия с бюро кредитных историй», добавили в ВТБ.

Весь массив информации, собранный налоговой службой о налогоплательщике, в том числе в результате мероприятий налогового контроля, может оказаться в распоряжении банков, говорит адвокат, старший юрист BGP Litigation Денис Савин. И это повышает вероятность утечки персональных данных налогоплательщиков, предупреждает партнер Five Stones Consulting Екатерина Болдинова.

Не только ФНС начнет предоставлять свои данные о налогоплательщиках банкам — налоговики недавно получили право на доступ к информации, которую в банк предоставляет клиент (ранее она защищалась банковской тайной). В феврале 2021 года президент России подписал закон, который обязывает кредитные организации по мотивированному запросу предоставлять налоговикам копии паспортов клиентов, копии доверенностей на распоряжение денежными средствам, копии договора на открытие счета и т.д.

Корректировка мер поддержки бизнеса

В конце 2020 года у ФНС появился новый реестр — получателей господдержки среди субъектов малого и среднего предпринимательства. По данным службы, в 2020 году малому и среднему бизнесу была оказана финансовая поддержка на 377 млрд руб. Также в реестре есть сведения о консультационной, имущественной (например, льготы по арендным платежам) и информационной поддержке.

В 2021 году ФНС планирует внедрить «новую функциональность» при ведении этого реестра. «Новый аналитический сервис позволит на регулярной основе корректировать меры поддержки с учетом оценки их эффективности», — сообщила РБК пресс-служба ведомства. Сервис разрабатывается совместно с Минэкономразвития, пресс-служба которого это подтвердила. Это «часть работы по перестройке инструментов поддержки бизнеса», добавили в Минэкономразвития.

Фото:АГН «Москва»

Налоговая служба не уточнила, как новый сервис поможет оценивать эффективность мер господдержки малого бизнеса и в зависимости от этого корректировать их. В пандемическом 2020 году меры господдержки МСП приобрели особую значимость, и наделение ФНС новыми компетенциями выглядит логично, поскольку она во многих случаях является фактическим распределителем госпомощи, считает Павел Баранов.

ФНС как оператор больших данных в России

Налоговая служба планирует создать цифровую платформу для передачи административных данных в другие заинтересованные госорганы, следует из ее плана деятельности в 2021 году. К административным данным, например, относятся данные онлайн-касс о продажах продуктов, собираемые ФНС. РБК уже сообщал, что Росстат планирует в 2021 году внедрение нового метода расчета инфляции — на основе первичных данных транзакций, передаваемых налоговиками.

Аналитическая платформа для электронного обмена данными с другими органами власти и иными потребителями данных находится на этапе проектирования, уточнили в ФНС. Служба будет поставлять сведения, содержащиеся в налоговых декларациях, о задолженностях, данные контрольно-кассовой техники, приводят примеры в пресс-службе ФНС. «Поставка данных будет осуществляться в автоматизированном режиме с учетом ограничений, предусмотренных нормативно-правовыми актами», — указали в ФНС. Помимо Росстата к работе над платформой уже подключился ряд региональных органов исполнительной власти, добавили там.

«В последнее время мы наблюдаем поступательное движение в сторону формирования в руках ФНС самого большого массива данных о физических и юридических лицах страны. Предоставление доступа к такой информации заинтересованным третьим лицам выгодно для последних, позволяя видеть всю картину при принятии ими государственных или коммерческих решений. Однако очевидно, что сами налогоплательщики такой вектор развития воспринимают негативно», — сказал РБК Денис Савин.

Новая система контроля за уплатой налогов

ФНС планирует в 2021 году разработать концепцию автоматизированной информационной системы (АИС) четвертого поколения «Налог-4» «с учетом применения технологий импортозамещения», говорится в плане. При этом только в 2019 году служба завершила внедрение автоматизированной системы налогового администрирования «Налог-3». Реализация АИС, которую сама ФНС называет «одной из крупнейших баз данных в мире», в прошлом коррелировала с ростом собираемости налога на добавленную стоимость (НДС) — система позволяет в автоматическом режиме проверять все цепочки уплаты НДС контрагентами.

Разработка концепции АИС «Налог-4», вероятно, будет в значительной степени ориентирована на внешнеэкономические сделки, особенно внутригрупповые, считает партнер налоговой практики МЭФ PKF Геннадий Тимоничев. «У ФНС появляется все больше информации по таким сделкам, чтобы можно было оценить соответствие формы операций их экономической сути», — говорит он.

Каждая следующая программа этой «линейки» создает все больше сложностей у компаний, утверждает Болдинова. Часто налогоплательщики получают запросы, требования и предложения доплатить в бюджет налоги в связи с деятельностью их контрагентов пятой, шестой очередей, так как это становится видно АИС, констатирует она.

Функционал новой АИС может значительно сократить число споров по поводу прочтения ст. 54.1 Налогового кодекса, определяющей критерии необоснованной налоговой выгоды, надеется Тимоничев. Бизнес считает, что эта статья часто используется налоговиками для чрезмерных «карательных» доначислений.


ФНС — одно из самых технологичных ведомств в России. Однако многих бизнесменов почему-то все еще удивляет, что налоговый контроль становится тотальным, а фискальные органы могут узнавать о нас все в режиме реального времени.

Можно сказать, что для бизнеса налоговая служба стала примером для подражания. Экономика в стагнации, доходы бизнеса и потребителей не растут, но собираемость налогов каждый год ставит рекорды. Рост сборов в 2018 году составил 114 процентов. В 2017 году динамика была примерно такая же. Растет ли бизнес двукратными темпами?

Такой успех ФНС принесла цифровая трансформация. Однако ведомство не собирается останавливаться на достигнутом и продолжает совершенствовать системы контроля над бизнесом. Расскажу, как будут контролировать компании и предпринимателей через 5–10 лет.

Три главные технологии для контроля над бизнесом сегодня

ФНС успешно использует и развивает три основные системы контроля.

АСК НДС-2. С помощью этой системы налоговики мониторят весь процесс создания добавленной стоимости в режиме реального времени. Система автоматически сопоставляет декларации, находит разрывы в цепочке НДС, составляет риск-профиль каждого налогоплательщика.

Система демонстрирует феноменальную эффективность. За три года среднероссийский налоговый разрыв по НДС сократился в девять раз: с 9 процентов в начале 2016 года до 1 процента на конец 2018-го. В результате не платить НДС или заниматься незаконным возмещением из бюджета стало практически нереально.

Компании взялись за оптимизацию других налогов, но через три-пять лет не останется и такой возможности.

В 9 раз сократилось количество нарушений, связанных с НДС, за последние три года

АСК НДС-2 — часть более широкой автоматизированной информационной системы (АИС) «Налог-3». В эту систему также входят данные о регистрации юрлиц и ИП, о банковских счетах юридических и физлиц, IP-адресах от операторов связи. Плюс информация от таможни, которая позволяет контролировать импорт по ЕАЭС.

Вскоре фискальные органы применят принципы АСК НДС-2 к другим видам налогов и всей системе «Налог-3». Как это будет работать, в ФНС не говорят ни официально, ни в частных беседах.

Онлайн-кассы. С их помощью анализируют оптовые и розничные продажи. В ближайшей перспективе они помогут обеспечить контроль наличности на уровне 100 процентов.

Наши источники в ФНС говорят, что в ведомстве рассматривается вопрос об отказе практически от всей отчетности для розничной торговли. А налоговую базу для налогоплательщика будут формировать не по налоговым периодам, а в режиме реального времени.

Национальная информационная система маркировки и прослеживаемости товаров. Маркировка — средство идентификации, чтобы проследить весь путь товара от производителя или от границы до конечного потребителя. Система вытесняет с рынка контрафакт и фальсификат, а также пресекает серые схемы. Благодаря этому государство сможет управлять поставками и быстро выводить из оборота недоброкачественные партии товаров.

Сейчас уже обязательна маркировка меховых изделий, алкоголя, лекарств. В этом году перечень товаров расширится. Маркировать начнут: сигареты, обувь, духи, шины, фотоаппараты, постельное белье, верхнюю одежду.

Помимо этого, готовится запуск пилотного проекта по маркировке пива, минеральной воды, чая, а также готовой молочной продукции. До 2024 года должна заработать единая система маркировки товаров.

проконсультироваться

Тотальный контроль в будущем

По нашим сведениям, ФНС в конце 2018 года объединила потоки данных из АИС «Налог-3», онлайн-касс, системы маркировки и прослеживаемости товаров в единую информационную мегасистему на основе Big Data. Это целая сеть больших информационных центров по сбору, обработке и анализу огромного объема данных. Нам известно о трех таких дата-центрах: основном в Подмосковье (Дубна) и резервных-дополнительных в Волгоградской и Нижегородской областях. Используются искусственный интеллект, машинное обучение, межмашинный обмен данными и другие передовые технологии.

Мегасистема не ограничится только перечисленными компонентами. Туда же будут передаваться данные всех загсов и архивов, то есть информация обо всем населении. Уже сейчас туда возможно подгрузить всю сетевую аналитику, данные из соцсетей, компьютеров и телефонов, которые мы открыто сообщаем.

Пока система работает в пилотном режиме — данные не систематизированы и не сопоставлены должным образом. Но это вопрос ближайших трех-пяти лет. А в следующие год-два ФНС будет тестировать и отлаживать работу своих дата-центров.

Уже сейчас в США искусственный интеллект предсказывает время и место совершения возможного преступления. В России цифровые технологии будут выявлять сведения о налоговых обязательствах и правонарушениях.

В итоге налоговые обязательства будут исполняться полностью автоматически. Сегодня мы настраиваем автоплатежи за услуги ЖКХ, а через три-пять лет налоги будут автоматически списывать с расчетных счетов компаний. Пени, штрафы и недоимки за нарушения — тоже. А если не согласен, то доказывать это придется скорее в офлайне, чтобы было сложнее.

Такие перемены не фантастика — подобное мы уже проходили во взаимоотношениях с ГИБДД. Гаишников сократили, зато увеличили количество видеокамер, которые фиксируют нарушения. В итоге «отмазаться» взятками больше не получается, приходится платить в бюджет бешеные штрафы. Аналогично перестраивается работа ФНС.

Есть в таких переменах и положительные стороны. У бизнеса появится простой и быстрый доступ к господдержке и госуслугам, включая получение налоговых вычетов и возмещений. То же самое относится к банковским и другим услугам. Значительно уменьшится объем отчетности.

Наверняка бонусом станет серия внутренних налоговых амнистий — как сейчас это делается для возврата в Россию активов из-за рубежа.


Что говорит ФНС

В декабре 2018 года глава ФНС Михаил Мишустин анонсировал следующий этап развития налоговой службы. После полной цифровизации будет создана «адаптивная платформа» налогового администрирования. Платформа будет работать только с цифровыми источниками данных и оперировать в режиме реального времени. Это станет переходом к новой форме взаимодействия с налоговой.

Первая стадия цифровизации ФНС выражалась в создании веб-сайтов, веб-порталов и персональных электронных сервисов. Вторая стадия, которая реализуется сейчас, — это мобильные приложения, индивидуальные проактивные сервисы. Процесс займет еще несколько лет.

По словам главы ФНС, налоговые сервисы должны быть интегрированы в бизнес-среду. Все налоговые обязательства будут исполняться автоматически, а экономика станет прозрачной. ФНС считает, что границей перехода к «новой прозрачности» станет практическая реализация в экономике интернета вещей (IoT) в 2025–2035 годах.

Через 10–15 лет ФНС видит себя как сервисную службу, которая постоянно тесно взаимодействует с «цифровыми процессами» внутри компании-налогоплательщика. В том же режиме будет проверяться корректность уплаты налогов.

ФНС сообщила, что стремится перейти к более доверительным отношениям с налогоплательщиками, снизить административную нагрузку на бизнес, сократить количество и срок проверок. Сейчас их число снижается за счет применения методов аналитики. В 2018 году только благодаря «аналитическим системам» бюджет получил дополнительные 345 млрд руб. Налоговый контроль смещается в сторону риск-ориентированных моделей и профилактики нарушений.

Пример партнерских отношений с налогоплательщиками — введение такого вида контроля, как налоговый мониторинг. Это замена традиционных проверок на онлайн-взаимодействие, когда компания предоставляет ФНС удаленный доступ к своим информационным системам.

Участники налогового мониторинга могут выбрать способ взаимодействия с ФНС в зависимости от собственной технической оснащенности.

ФНС приводит следующие данные по участникам налогового мониторинга:

  • 36% предоставляют доступ в учетную систему организации;
  • 25% обеспечивают доступ в аналитическую витрину данных, где организация публикует информацию для налогового органа;
  • 39% обмениваются информацию по телекоммуникационным каналам связи.

проконсультироваться

Останутся ли преступные схемы в будущем?

Через 10 лет исчезнут все старые схемы по уходу от налогов и отмыванию денег. С учетом тенденций мы вовсе перестанем пользоваться наличными деньгами.

Исчезнут серые зарплаты. Контроль поступлений на счет работника вызовет вопросы к компании при любых подозрительных выплатах. Исчезновение наличных скажется на теневом секторе.

Номинальных руководителей будут вычислять сразу, как и реальных бенефициаров. Анализ данных из электронных источников сделает поиск настоящих выгодоприобретателей моментальным.

Вывести деньги без налогов будет невозможно. Офшорные зоны исчезнут или станут прозрачными. Каждая внутренняя и внешняя операция компании будет видна налоговикам в режиме реального времени, поэтому схемы с займами, завышением стоимости и прочие махинации бухгалтерии тоже исчезнут. Большое количество промежуточных операций потеряет эффективность, так как искусственный интеллект сможет мгновенно их обработать.

Но можно предположить, что на смену старым придут новые модели легализации доходов. Вероятно, будут использоваться криптовалюты или иные виды валют.

Обнальщиков заменят хакеры, а схемы по выводу денег — системы для взлома. Как сейчас некоторые люди с помощью proxy обходят блокировки сайтов, так в будущем акцент сделают на обходе систем контроля. Технический прогресс не только на стороне ФНС. На рынке появятся услуги теневых программистов, а валютные операции будут проводиться через аналог нынешнего даркнета.

Появятся новые законы и лазейки в них. Вряд ли в ближайшие 20 лет законодательство станет совершенным, а коррупция исчезнет. Изменения в законах будут не только перекрывать старые варианты вывода денег, но и создавать новые.

Остались вопросы по этим и другим темам?

Свяжитесь с нами, мы поможем:

экономические науки

  • Бадртдинова Ильмира Ильгизовна , студент
  • Башкирский государственный аграрный университет
  • НАЛОГОВОЕ АДМИНИСТРИРОВАНИЕ
  • НАЛОГОВАЯ СИСТЕМА
  • АВТОМАТИЗАЦИЯ УЧЕТНОЙ РАБОТЫ
  • ИНФОРМАЦИОННЫЕ СИСТЕМЫ

Похожие материалы

  • Особенности резервной системы коммерческих банков
  • Сравнительный анализ функционирования налоговой системы РФ, США, Франции и Японии
  • Анализ и реформирование системы налогообложения малого и среднего бизнеса в России
  • Экономические информационные системы
  • Значение единого сельскохозяйственного налога для агропромышленного комплекса

Как известно, главенствующая роль в образовании и накоплении доходной части бюджета всех уровней принадлежит налоговым доходам. Вследствие чего, создание высокоэффективной и устойчивой налоговой системы, гарантирующей бюджетную стабильность в среднесрочной и долгосрочной перспективе – является одной из наиболее приоритетных целей государства. Налоговое администрирование – динамично развивающийся порядок управления налоговым процессом со стороны самого государства и его органов в условиях рыночной экономики, установленный законом, практикой или обычаями.

Нельзя не принять во внимание то, что в современных условиях задача формирования в России стабильной системы налогового администрирования сложна, поскольку:

  • во-первых, требует автоматизации многих процессов, в связи с тем, что налоговые органы ежедневно обрабатывают сверхбольшие объемы информации, с неизбежным увеличением которых в будущем такая задача станет непосильной без использования надежной информационной системы;
  • во-вторых эффективность функционирования системы налогового администрирования, несомненно, сдерживается огромным объемом ручных и долговременных операций, выполняемых сотрудниками всех налоговых органов.

Одним из наиболее распространенных методов налогового администрирования является метод регулирования альтернатив — свобода выбора между организационно — правовыми формами хозяйствования, использование различных налоговых режимов и их сочетаний и т.д.

Основными задачами деятельности налоговых органов является:

  • обеспечение полного сбора налоговых и других обязательных платежей в государственный бюджет;
  • осуществление контроля за правильностью исчисления и обеспечения своевременности уплаты платежей;
  • участие в аналитической работе в сфере фискальной политики;
  • предупреждение и пресечение нарушений налогового законодательства.

Существующая в России экономическая ситуация требует от налоговой системы решения проблем своевременного пополнения государственного бюджета, его сбалансированности по доходам и расходам, сокращения дефицита и внешнего долга, обеспечения финансирования федеральных и региональных потребностей. Обеспечение роста налоговых поступлений и повышение уровня собираемости налоговых платежей по–прежнему является приоритетной задачей российских налоговых органов. С другой стороны, необходимость повышения эффективности производства на всех её стадиях, устранение диспропорций, существующих в экономике, а так же задача повышения реального жизненного уровня основной массы населения требуют снижения налоговой нагрузки. Необходимы благоприятные условия для наращивания оборотных средств предприятий и стимулирование их инвестиционной деятельности.

Для повышения эффективности налоговой системы в целом, в том числе её отдельных звеньев, надо рассмотреть все вопросы, в том числе возможность оптимизации:

  1. общей налоговой политики государства и структуры налоговых платежей в стране;
  2. работы налоговых органов в разрезе управления налоговым процессом в целом, внутрисистемного налогового администрирования, взаимодействия со смежными и сотрудничающими государственными органами и с налогоплательщиками.

Решение всех существующих проблем неизбежно требует укрепления информационной базы для осуществления налогового администрирования. Важнейшим источником информации выступают данные учета, организуемого налоговыми органами. Одним из основных источников учетной информации в налоговых органах является Единый государственный реестр налогоплательщиков, который представляет собой систему государственных баз данных налогоплательщиков, ведущихся Федеральной налоговой службой и ее территориальными органами, исходя из единых методологических и программно–технологических принципов с использованием документированной информации, поступающей в эти органы. Единый государственный реестр налогоплательщиков должен послужить базой для формирования единой информационной базы для финансовых и налоговых органов, которая позволит повысить качество и эффективность налогового администрирования. Помимо ведения единого государственного реестра налогоплательщиков, налоговые органы ведут оперативно — бухгалтерский учет, осуществляемый в соответствии с Рекомендациями по порядку ведения в налоговых органах карточек расчетов с бюджетом налогоплательщиков, плательщиков сборов и налоговых агентов. Ведение карточек расчетов с бюджетом по каждому плательщику и по каждому налогу ведутся в автоматизированной информационной системе «Налог», предназначенной для ввода, анализа и контроля поступающих данных в ходе организации оперативно — бухгалтерского учета. Данные оперативно — бухгалтерского учета служат для формирования аналитических записок, включающих следующие разделы:

  1. экономическая ситуация;
  2. характеристика налогоплательщика и налогооблагаемой базы;
  3. поступлений налоговых платежей;
  4. контроль за выполнение задания по налогам и сборам;
  5. задолженность по налоговым платежам;
  6. организация контрольной работы.

Организация налогового администрирования подразумевает наличие доступа к информации. Налоговый кодекс устанавливает право налоговых органов на самостоятельный сбор информации о налогоплательщике. Информацию, поступающая от сторонних организаций, можно классифицировать на информацию:

  1. от налогоплательщика (плательщика сборов, налоговых агентов);
  2. от банков, органов казначейства;
  3. от властных структур;
  4. от других источников.

Автоматизация учетной работы налоговых органов предполагает внедрение современных качественных информационных продуктов с целью повышения достоверности и оперативности обработки учетной информации, а так же максимального ограничения влияния внешних факторов на обработку и анализ введенных данных.

При работе с поступающей в налоговые инспекции информацией выделяют четыре этапа ее обработки:

  1. обработка первичных учетных данных;
  2. введение и обработка данных налоговых проверок;
  3. учет поступлений в бюджет налоговых платежей и сборов, ведение лицевых счетов налогоплательщика;
  4. прием и обработка данных о доходах физических лиц (в том числе, ведущих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица).

Существующая система обработки поступающей в налоговую службу информации подразумевает ее сдачу налогоплательщиком в разные разделы инспекции. Часть такой информации после обработки поступает в общую базу данных, и доступна всем налоговым инспекторам, имеющим к ней доступ. Однако, на данном этапе реализации права налоговых органов на получение информации, отсутствует возможность реализации всех функций налогового администрирования, в частности, невозможно осуществление технической процедуры формирования учетно–аналитической процедуры для использования информации как внутри инспекции, так и вне ее, например для управления налоговым потенциалом территории.

АИС «Налог» — автоматизированная информационная система налоговых органов, созданная для решения комплекса задач налогового администрирования, призванная упростить осуществление учетно– аналитической функции налоговых органов, облегчить процесс взаимоотношений налоговых органов с налогоплательщикам. Преимущество обслуживания через АИС «Налог» для налогоплательщика проявляются в том, что он освобождается от необходимости обязательного посещения налоговой инспекции в период сдачи налоговой декларации, файлы, содержащие отчетные данные, могут быть отправлены по телекоммуникационным каналам связи в любое время суток; нет необходимости предоставлять отчетность в бумажном виде. Еще одним плюсом для налогоплательщика становится то, что при осуществлении входного контроля значительно сокращаются ошибки при подготовке отчетности. Защита передаваемых данных осуществляется согласно требованиям электронного документооборота в налоговых органах в установленном порядке.

Преимуществом использования АИС «Налог» для налоговых органов является то, что:

  1. формирование единой базы о налогоплательщиках происходит автоматически;
  2. безусловное сокращение количества времени, и стоимостных затрат требуемых на ввод данных;
  3. автоматизация системы проведения камеральных проверок;
  4. автоматизация выбора налогоплательщиков для проведения выездных налоговых проверок;
  5. автоматизация подготовки отчетности.

Несмотря на указанные выше преимущества можно выделить некоторые недостатки данной системы, главными из которых являются:

  1. недостаточный уровень информационной безопасности;
  2. сложность администрирования программного обеспечения;
  3. значительные затраты денежных средств на ее содержание.

Для успешной работы по администрированию налогов, обеспечению поступлений в бюджет и проведению результативных проверок ФНС России проводится обработка огромных массивов информации. Выполнение обработки постоянно увеличивающегося объема информации возможно с использованием новейшего программного обеспечения «АИС Налог-3», разрабатываемого в рамках модернизации Федеральной налоговой службы и ее территориальных органов.

Новая система АИС «Налог-3» – это комплексная перестройка организационной структуры Службы, выстраивание новых бизнес-процессов и соответственно создание новой единой автоматизированной системы, использование всей накопленной в ФНС России информации путем создания механизмов ее интеграции на основе консолидации баз данных федерального и регионального уровня.

Создание АИС «Налог-3», должна привести к следующим результатам:

  1. Значительное сокращение объема ручных операций за счет внедрения технологии «Налоговый автомат». Налоговый автомат – технология, обеспечивающая своевременную обработку поступающих в налоговые органы документов и автоматизацию четко формализованных процедур налогового администрирования. Система включает в себя такие программные средства и технологию работы, при которой начисления, проводки платежей, процедуры по взысканию недоимки и другие процессы администрирования будут осуществляться автоматически, по четко установленным в системе бизнесправилам. Внедрение налогового автомата позволит передать функции по проведению расчетов и принятия формализованных решений из инспекций в информационные ресурсы федерального уровня.
  2. Развитие сервиса «Личный кабинет». Принципиальным отличием нового поколения АИС станет возможность стать фискальному органу сервисной службой, в которой налогоплательщики станут партнерами, а не просто пользователями. Важной задачей информационного менеджмента налоговой службы становится предоставление информационных сервисов как внешним (налогоплательщикам, государственным и муниципальным органам власти), так и внутренним пользователям АИС. Налоговая служба представляет большой набор интернет-сервисов. На сегодняшний день развитие основных on-line сервисов позволило налогоплательщикам, через Интернет-сайт Федеральной налоговой службы – www.nalog.ru, знакомиться с налоговым законодательством, образцами и формами налоговых документов, получать ответы, относящиеся к различным сферам законодательства о налогах. Особой популярностью среди посетителей сайта пользуются сервисы «Узнай свой ИНН» и «Личный кабинет налогоплательщика».
  3. Существенное повышение эффективности деятельности налоговых органов. Внедрение данных подходов, максимальная автоматизация процессов налогового администрирования и консолидация внутренней и внешней информации в виде электронного массива данных в информационном ресурсе федерального уровня позволит оценить аспекты деятельности налоговых органов, которые в настоящее время оценке не поддаются, и перейти к более прогрессивной системе оценки результатов деятельности налоговых органов.

Таким образом, автоматизация учетной работы налоговых органов предоставляет как налогоплательщику, так и налоговым органам неоспоримые преимущества, что благотворно сказывается на качестве налогового администрирования в целом.

Список литературы

  1. Абхалимова, Р. С. Информационные технологии ХХI века [Текст] / Р. С. Абхалимова, А. Г. Шарафутдинов // Экономика и социум. - 2014 г. - № 2-5 (11). - С. 234-236.
  2. Кузьмичева, И. А. Автоматизация учетной работы налоговых органов [Текст] / Кузьмичева И. А., Флик Е. Г. // Территория новых возможностей. Вестник Владивостокского государственного университета экономики и сервиса. – 2010 г. - № 5 (9). – С. 68 – 72.
  3. Сулейманов, Р.Р. Инновационные технологии обучения в экономике [Текст] / Р. Р. Сулейманов, А. Г. Шарафутдинов // Актуальные вопросы экономико-статистического исследования и информационных технологий сборник научных статей: посвящается 40-летию создания кафедры «Статистики и информационных систем в экономике» / МСХ РФ, Башкирский государственный аграрный университет. - Уфа, 2011. - С. 340-342.
  4. Хашева, З. М. Внедрение передовых информационных технологий в налоговых органах России [Текст] / З.М. Хашева, Ю.В. Серпков // Научный вестник Южного института менеджмента. – 2014 г. - № 1. – С. 86 – 89.
  5. Хмеляк, А.С. Информационные технологии как метод совершенствования работы налоговых органов [Текст] / А.С. Хмеляк // Наука и современность. – 2014 г. - № 30. – С. 198-201.
  6. Шарафутдинов, А.Г. Оптимизация производственных параметров личных подсобных хозяйств [Текст] / А. Г. Шарафутдинов // Перспективы инновационного развития АПК: материалы Международной научно-практической конференции в рамках XXIV Международной специализированной выставки «Агрокомплекс–2014». - 2014 г. - С. 261-264.

Завершение формирования электронного архива по направлению «Науки о Земле и энергетика»

  • 23 ноября 2020
  • Создание электронного архива по направлению «Науки о Земле и энергетика»

    • 29 октября 2020
  • Электронное периодическое издание зарегистрировано в Федеральной службе по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор), свидетельство о регистрации СМИ — ЭЛ № ФС77-41429 от 23.07.2010 г.

    Соучредители СМИ: Долганов А.А., Майоров Е.В.


    Федеральная налоговая служба (ФНС) завершила переход на новую автоматизированную информационную систему (АИС) «Налог-3». Это одна из крупнейших в мире баз данных обо всех физических и юридических лицах страны. Благодаря новой системе пути движения денег бизнеса стали прозрачны, а схемы уклонения от налогов, в первую очередь, через вывод в ИП и обналичивание — неэффективны.

    «Задача централизовать налоговые данные в единую систему и создать технологическую базу администрирования на годы вперед выполнена», — заявил глава ФНС России Михаил Мишустин.

    Новая система позволяет контролировать и анализировать НДС, налоги физлиц, данные контрольно-кассовой техники, а также движение всех средств между фирмами, будь это ФГУП, АО, ООО или ИП, и физическими лицами. Особенно важно то, что цифровой налоговый интеллект фактически дал возможность обнаружения цепочек движения денег и выявления звеньев, на которых деньги начинают уходить из-под налогов.

    Налоговые разрывы

    ФНС, анализируя хозяйственно-финансовые отношения физических и юридических лиц, определяет их налоговые обязательства. Бизнес, в особенности средний и малый, заинтересован в том, чтобы заплатить налогов меньше и таким образом заработать больше. Если законных способов снизить налоговую загрузку нет, предприниматели нередко прибегают к другим — просто выводя и пряча средства от налогообложения, обналичивая деньги, выдавая ими неофициальную часть зарплаты или рассчитываясь за услуги с другими компаниями, также скрывающими свои доходы. Теперь это делать стало труднее.

    Самый сложный с точки зрения собираемости налог — налог на добавленную стоимость (НДС). Российская налоговая служба ранее запустила для его администрирования автоматизированную систему контроля (АСК) НДС-2. Она позволяет в режиме реального времени вести мониторинг всего процесса создания добавленной стоимости. Система находит разрывы в цепочке НДС (признак нарушения) и составляет риск-профили налогоплательщиков.

    Уровень налогового разрыва в 10% считается в мире приемлемым. В России удалось достичь уровня в 0,51%, отметил Мишустин. И, по его словам, теперь представители зарубежных налоговых органов приезжают в Россию, чтобы перенять этот опыт.

    Вторая система контроля работает через онлайн-кассы, которые были в обязательном порядке внедрены в России. С ее помощью ФНС получает и анализирует информацию об оптовых и розничных продажах и, таким образом, контролирует движение денег.

    Бизнес с «метками» риска

    АИС «Налог-3» объединяет и структурирует ранее разрозненную налоговую информацию в одну огромную базу данных. Система анализирует и выявляет подозрительных предпринимателей. Такие бизнесмены попадают в «группу риска» и, чтобы снять или подтвердить подозрения, к ним выезжают проверяющие.

    «Сейчас применяется риск-ориентированный подход, при котором степень налогового контроля напрямую зависит от степени риска ведения плательщиком финансово-хозяйственной деятельности», — пояснил глава УФНС по Новосибирской области Алексей Легостаев.

    Выездные проверки назначаются предпринимателям, использующим агрессивные схемы минимизации налогообложения и отказавшимся «от добровольного представления уточненных налоговых деклараций, увеличивающих налоговые обязательства».

    «В связи с вводом в эксплуатацию программного комплекса АКС НДС-2, который предоставляет доступ к налоговым регистрам налогоплательщика — книгам покупок и продаж, в план выездных налоговых проверок в первую очередь включаются налогоплательщики, по которым аналитической составляющей данной системы установлены рисковые операции», — уточнил Легостаев.

    «Незаметная» налоговая

    Глава ФНС России считает, что через цифровые решения удалось серьезно снизить давление государства на граждан и бизнес. «Количество проверок мы снизили до минимума — сейчас это несколько тысяч очных проверок в год буквально, а еще недавно так проверялся каждый пятый налогоплательщик», — сказал Мишустин в интервью «Коммерсанту».Наличные или карта: как лучше тратить деньги

    Он отметил, что отличительной особенностью налогового мониторинга в России стал переход на онлайн-взаимодействие с налогоплательщиком. Почти 100% вопросов, по которым люди и бизнес обращаются в налоговую службу, оцифровизованы и формализованы.

    «Наша конечная цель — адаптивная система налогового администрирования, технологии, которые встроены в жизнь человека или компании максимально незаметно, и помогают им исполнять долг перед государством и обществом. Эти технологии нуждаются в осмыслении, в новых перспективных инструментах», — уточнил глава ФНС.

    Основным таким инструментом для российской налоговой службы стала система «Налог-3». «Мы надеемся только на одно — на то, что люди нас будут меньше замечать и больше заниматься своим делом, работой. Чем незаметнее мы будем, тем будет выше оценка налогового администрирования в России», — подчеркнул Мишустин.


    Из за большого объема этот материал размещен на нескольких страницах:
    1 2 3 4 5 6 7 8


    Финансы и банковские услуги
    Налоговая система
    Техника
    Технические спецификации
    Информационные системы

    Внедряется Проект с 2002 года.

    В эксплуатации Проект находится с апреля 2003 года.

    Проект введен в промышленную эксплуатацию в 2008 году.

      1. Основные цели Проекта

    Основные цели Проекта заключаются в следующем:

    • Поддержка пользователей программного обеспечения системы.
    • Модификация Системы.
      1. Место эксплуатации Системы

    Центральный сервер ИНИС расположен в дата-центре АО «НИТ», г. Астана.

    Оказание поддержки, в рамках Проекта, осуществляется для пользователей, эксплуатирующих систему в следующих офисах системы государственных доходов РК:

    • Центральный аппарат Комитета государственных доходов МФ РК;
    • Согласно БД ИНИС, 16 областных департаментов государственных доходов;
    • Согласно БД ИНИС, 219 районных управлений государственных доходов.
    • Согласно БД ИС ИНИС потребителями услуг, которые предоставляются органами государственных доходов средствами системы, являются юридические лица и физические лица.
      1. Описание Системы

    Полное наименование системы – «Интегрированная налоговая информационная система».

    Условное обозначение системы – ИНИС.

    Основным назначением Системы является совершенствование форм и методов контроля над соблюдением законодательства Республики Казахстан о налогах и других обязательных платежах в бюджет для обеспечения стабильного поступления налогов и сборов, сокращения потерь, связанных с уклонением недобросовестных налогоплательщиков от исполнения ими налоговых обязательств, «автоматизация» норм и положений Налогового Кодекса Республики Казахстан.

      1. Основные требования по Проекту

    Поставщик услуг по требованию Владельца ИС обеспечивает разработку или актуализацию следующей документации за период с 2017 года и текущий год согласно утвержденным стандартам и НПА на территории Республики Казахстан, которая должна быть выполнена на русском и государственном языках в двух экземплярах на бумажном и электронном носителях:

    • Технические требования (спецификации требований к программному обеспечению) в соответствие с СТ РК 1090-2002 «Единая система программной документации. Спецификация требований к программному обеспечению»;
    • Руководство системного программиста (администратора) в соответствие с ГОСТ 19.503-79 (СТ СЭВ 2094-80) «Единая система программной документации. Руководство системного программиста. Требования к содержанию и оформлению» и ГОСТ 2.105-95 «Единая система конструкторской документации. Общие требования к текстовым документам»;
    • Руководства пользователя в соответствие с РД 50-34.698-90 «Методические указания. Информационная технология. Комплекс стандартов и руководящих документов на автоматизированные системы. Автоматизированные системы. Требования к содержанию документов» и ГОСТ 2.105-95 «Единая система конструкторской документации. Общие требования к текстовым документам»;
    • Паспорт Системы в соответствие с РД 50-34.698-90 «Методические указания. Информационная технология. Комплекс стандартов и руководящих документов на автоматизированные системы. Автоматизированные системы. Требования к содержанию документов» и ГОСТ 2.105 «Единая система конструкторской документации. Общие требования к текстовым документам».

    В рамках оказания услуг по сопровождению ИС должны быть представлены актуальные копии исходных кодов ИС, внесенных изменений со всеми модифицированными объектами на серверах Системы для возможности повторного использования. При этом передача исходных кодов ИС должны быть оформлены Актом приема-передачи копии исходных кодов.

    Поставщик Услуг должен обладать необходимыми человеческими ресурсами для оказания полного объема Услуг Заказчику в рамках настоящей технической спецификации.

    Поставщик в срок не более 10 (десяти) рабочих дней с момента заключения Договора должен официальным письмом предоставить Заказчику список специалистов, участвующих в Проекте, с указанием их ролей.

    Рабочей служебной переписке подлежит:

    • оперативное решение вопросов, связанных с Проектом;
    • вопросы по реализации мероприятий по Проекту;
    • информация о выявлении ошибок и недоработок программного обеспечения.

    Любые изменения программного обеспечения ИС КГД могут выполняться только после их согласования с владельцем информационной системы и Заказчиком.

    В период реализации Проекта обеспечение бесперебойной работы функциональности ИС по принципу 24*7, за исключением случаев:

    • проведения согласованных с владельцем системы и Заказчиком профилактических и других работ;
    • возникших по вине третьих лиц и повлекших за собой неработоспособность Системы.
      1. Архитектура Системы

    ИНИС имеет распределенную, иерархическую структуру:

    «Республика (Центр) – Область – Район».

    Центральный уровень ИНИС размещается на центральном системно-техническом программно-прикладном комплексе.

    Уровень системно-технического программно-прикладного комплекса ИНИС областного органа государственных доходов.

    Уровень системно-технического программно-прикладного комплекса ИНИС районного органа государственных доходов.

    Уровень программно-прикладной компоненты клиентского приложения ИНИС.

    Все узлы системы объединяются корпоративной сетью, в которой каждому узлу системы соответствует локальная вычислительная сеть соответствующего масштаба.

    Республиканский уровень системы представлен одним узлом, имеющим полный набор функций ИНИС и серверного оборудования. В подчинении Республиканского уровня находятся 16 узлов областного уровня и 219 узлов районного уровня. В подчинении узла областного уровня находится от 2 до 40 узлов районного уровня.


    Рисунок 1. Территориально-пространственная структура ИНИС

    Каждый узел системы имеет однотипную внутреннюю структуру, которая делится на четыре взаимодействующих уровня.

    Компоненты упомянутых уровней системы могут быть реализованы как на одном, так и на разных физических компьютерах.

    Узлы различных уровней системы соединены между собой выделенными каналами связи. Как правило, при передаче информации между узлами используются методы off-line взаимодействия, однако в некоторых случаях, в частности, при изменении конфигурации системы, распространении критически важных изменений на несколько узлов системы, обмен информацией между узлами осуществляется в режиме on-line.

    Передача информации в системе осуществляется только «по вертикали». Это означает, что данные не могут передаваться от одного областного или районного узла другому областному или районному узлу напрямую: информация может передаваться только вверх или вниз по иерархии узлов системы.

    Для взаимодействия с прочими внешними подсистемами используется сервис единой точки входа – Интеграционная Шина.

    В ИНИС данные хранятся и обрабатываются распределено, на нескольких узлах, т.е. система имеет распределенную базу данных. Основными центрами обработки и хранения информации являются узлы двух верхних уровней. Узлы районного уровня исполняют роль поставщиков и потребителей данных.

    Проблема согласования данных в распределенной БД решается использованием механизма распределенных транзакций, что позволяет гарантировать целостность и непротиворечивость информации.


    Рисунок 2. Топология системы - Четырехуровневая структура построения системы

    ИНИС РК работает только под управлением операционных систем семейства MS Windows 2003.

    Технологии и методологии

    Методология: PMI (Project Management Institute) с использованием MS Project Professional 2010

    Язык моделирования: UML

    Технологии: SQL, HTML, большие массивы данных.

    Для корректной работы системы необходима установка пакета исправлений Service Pack 2 и .Net Framework.

    В качестве СУБД рекомендуется использовать MS SQL Server 2005.

    На соответствующих серверах MSMQ и Прикладного ПО устанавливаются версии MSMQ, IIS и MSDTC в ходящие в состав Windows 2003 установленных на серверах. Сервер ИНИС состоит из следующих служб:

    • сервер приложений;
    • сервер MSMQ;
    • сервер базы данных;
    • сервер зеркальной базы данных;
    • сервер Web-сервисов;
    • сервер INIS-GDMS.

    Сервер приложений ИНИС – исполняет прикладные программы, такие как загрузка клиента ИНИС на компьютеры конечных пользователей, обрабатывает запросы прикладных режимов и предоставляет обработанные результаты конечному пользователю. Сервер приложений представляет собой сервисы Windows – InisAPP и InisMSG, автоматически стартующие при загрузке операционной системы. Он работает под специально созданной для него учётной записью, предоставляющей полный доступ к серверу баз данных. Любые операции с базой данных в ИНИС РК производятся исключительно сервером приложений данного узла. Серверы приложений других узлов, и клиенты ИНИС обращаются к БД данного узла исключительно путём вызова необходимых модулей, которые выполняет сервер приложений данного узла ИНИС РК.

    Сервер MSMQ – обеспечивает взаимодействие между различными уровнями ИНИС РК.

    Сервер базы данных – хранит информацию о пользователях системы, их правах, о налогах, налогоплательщиках и т.д. В качестве сервера базы данных ИНИС РК используется MS SQL Server 2005, на котором программой установки создаётся база данных с названием InisRK, где и хранятся все структуры данных ИНИС.

    Сервер зеркальной базы данных – обеспечивает построение ресурсоёмких отчётов ИНИС.

    Сервер Web-сервисов – обеспечивает обмен информацией между внешними системами и ИНИС.

    Сервер INIS-GDMS – используется для передачи и получения сообщений между внешними системами посредством СГДС.

    В качестве клиентских операционных систем могут использоваться Windows 98/ME, Windows XP, Windows NT Workstation 4.0, Windows 2000.

    В качестве универсального средства визуализации информации в клиентской части используется пакет Microsoft Internet Explorer, а также технология ActiveX корпорации Microsoft. Internet Explorer поставляется со всеми современными операционными системами, выбранными в качестве клиентских.

    Читайте также: