Налоговые льготы для социально ориентированных некоммерческих организаций

Опубликовано: 17.05.2024


Об актуальных изменениях в КС узнаете, став участником программы, разработанной совместно с АО "Сбербанк-АСТ". Слушателям, успешно освоившим программу выдаются удостоверения установленного образца.


Программа разработана совместно с АО "Сбербанк-АСТ". Слушателям, успешно освоившим программу, выдаются удостоверения установленного образца.


Обзор документа

Письмо Минфина России от 8 июня 2020 г. N 09-01-11/49121 О льготах для некоммерческих организаций

Департамент правового регулирования бюджетных отношений Министерства финансов Российской Федерации (далее - Департамент) рассмотрел в пределах компетенции обращение и сообщает следующее.

В соответствии с Положением о Министерстве финансов Российской Федерации, утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 30 июня 2004 г. N 329, Министерству финансов Российской Федерации не предоставлено право давать разъяснения законодательных и иных нормативных правовых актов Российской Федерации и практики их применения, а также по оценке конкретных хозяйственных операций.

Согласно пункту 11.8 Регламента Министерства финансов Российской Федерации, утвержденного приказом Министерства финансов Российской Федерации от 14 сентября 2018 г. N 194н, Минфином России не осуществляется разъяснение законодательства Российской Федерации, практики его применения, практики применения нормативных правовых актов, а также толкование норм, терминов и понятий по обращениям организаций, за исключением случаев, если на него возложена соответствующая обязанность.

Вместе с тем Департамент считает возможным отметить следующее.

В соответствии с положениями статьи 3 Федерального закона от 24 июля 2007 г. N 209-ФЗ "О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации" (далее - Федеральный закон N 209-ФЗ) под субъектами малого и среднего предпринимательства понимаются хозяйствующие субъекты (юридические лица и индивидуальные предприниматели), отнесенные в соответствии с условиями, установленными Федеральным законом N 209-ФЗ, к малым предприятиям, в том числе к микропредприятиям, и средним предприятиям, сведения о которых внесены в единый реестр субъектов малого и среднего предпринимательства.

Согласно положениям части 1 статьи 4 Федерального закона N 209-ФЗ к субъектам малого и среднего предпринимательства относятся хозяйственные общества, хозяйственные товарищества, хозяйственные партнерства, производственные кооперативы, потребительские кооперативы, крестьянские (фермерские) хозяйства и индивидуальные предприниматели.

Указанные положения Федерального закона N 209-ФЗ корреспондируются с нормами статьи 2 Гражданского кодекса Российской Федерации, согласно которым предпринимательской является самостоятельная, осуществляемая на свой риск деятельность, направленная на систематическое получение прибыли от пользования имуществом, продажи товаров, выполнения работ или оказания услуг, и статьи 50 Гражданского кодекса, предусматривающими, что организации, преследующие извлечение прибыли в качестве основной цели своей деятельности, создаются в форме коммерческих организаций.

Принимая во внимание изложенное, а также положения статьи 2 Федерального закона от 12 января 2006 г. N 7-ФЗ "О некоммерческих организациях", определяющие, что некоммерческой организацией является организация, не имеющая извлечение прибыли в качестве основной цели своей деятельности и не распределяющая полученную прибыль между участниками, некоммерческие организации не могут являться субъектами малого и среднего предпринимательства.

Поскольку Правила предоставления в 2020 году из федерального бюджета субсидий субъектам малого и среднего предпринимательства, ведущим деятельность в отраслях российской экономики, в наибольшей степени пострадавших в условиях ухудшения ситуации в результате распространения новой коронавирусной инфекции", утвержденные постановлением Правительства Российской Федерации от 24 апреля 2020 г. N 576 (далее - субсидии, Правила N 576), предусматривают поддержку субсидий субъектам малого и среднего предпринимательства, получателем предусмотренной данными правилами субсидии не могут быть некоммерческие организации.

Для некоммерческих организаций (за исключением государственных (муниципальных) учреждений), зарегистрированных в установленном законодательством Российской Федерации порядке, применяющих упрощенную систему налогообложения и осуществляющих в соответствии с учредительными документами деятельность в области социального обслуживания граждан, научных исследований и разработок, образования, здравоохранения, культуры и искусства (деятельность театров, библиотек, музеев и архивов) и массового спорта (за исключением профессионального) в соответствии с подпунктом 7 пункта 1 и подпунктом 3 пункта 2 статьи 427 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - Кодекс) на период до 2024 года включительно установлены пониженные тарифы страховых взносов в размере:

на обязательное пенсионное страхование - в размере 20 процентов;

на обязательное социальное страхование на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством - в размере 0 процентов;

на обязательное медицинское страхование - в размере 0 процентов.

При этом страховые взносы на обязательное пенсионное страхование по тарифу 10 процентов с сумм выплат физическим лицам, превышающим предельную величину базы для исчисления страховых взносов по данному виду страхования, плательщики страховых взносов, применяющие пониженные тарифы страховых взносов в соответствии с пунктом 2 статьи 427 Кодекса, не исчисляют и не уплачивают.

Кроме того, постановлением Правительства Российской Федерации от 6 мая 2020 года N 696 утверждены правила предоставления субсидий из федерального бюджета российским кредитным организациям на возмещение недополученных ими доходов по кредитам, выданным в 2020 году юридическим лицам и индивидуальным предпринимателям на возобновление деятельности (далее соответственно - Правила N 696, субсидии, заемщик).

В соответствии с пунктом 4 Правил N 696 субсидии являются источником возмещения следующих фактически понесенных и документально подтвержденных затрат российской кредитной организацией, соответствующей требованиям, установленным пунктом 7 Правил N 696 (далее - получателя субсидии):

предоставление кредита по кредитному договору (соглашению) с заемщиком по льготной ставке в размере, предусмотренном Правилами (далее - субсидия по процентной ставке);

списание задолженности по кредитному договору (соглашению) с заемщиком, произведенное в порядке и размере, которые установлены Правилами (далее - субсидия по списанию).

При этом пунктом 9 Правил N 696 предусмотрено, что субсидии по процентной ставке получателю субсидии предоставляется при соблюдении, в том числе следующих условий:

заемщик получателя субсидии по состоянию на дату обращения к получателю субсидии включен в реестр социально ориентированных некоммерческих организаций, получающих меры поддержки с учетом введения ограничительных мер в связи с распространением новой коронавирусной инфекции, который ведется уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти (далее - реестр социально ориентированных некоммерческих организаций, получающих меры поддержки);

получателем субсидии с заемщиком заключен кредитный договор (соглашение) с конечной ставкой для заемщика не более 2 процентов годовых на базовый период кредитного договора (соглашения), а также на период наблюдения по кредитному договору (соглашению) и со стандартной процентной ставкой на период погашения по кредитному договору (соглашению).

Пунктом 12 Правил N 696 определены требования, которым должен соответствовать заемщик для предоставления ему субсидии по списанию.

Таким образом, в рамках реализации положений Правил N 696 заемщикам, являющимся некоммерческими организациями, предоставлена возможность:

на получение льготных кредитов при соблюдении условия о включении в реестр социально ориентированных некоммерческих организаций, получающих меры поддержки;

на списание задолженности по кредитному договору (соглашению) при соблюдении требований, установленных пунктом 12 Правил N 696.

Директор Департамента Т.В. Саакян

Обзор документа

Как пояснил Минфин, некоммерческие организации не могут являться субъектами МСП. Поэтому они не могут претендовать на субсидии для субъектов МСП.

Для некоммерческих организаций на УСН, работающих в области социального обслуживания, научных исследований и разработок, образования, здравоохранения, культуры и искусства, на период до 2024 г. установлены пониженные тарифы страховых взносов.

Некоммерческим организациям - заемщикам предоставлена возможность:

- получить льготные кредиты при включении в реестр социально ориентированных некоммерческих организаций, получающих меры поддержки;

Специалисты Международной Юридической Компании проводят консультации по вопросам налогообложения организаций. Опытные аудиторы и юристы предоставят актуальную информацию по налоговым льготам для некоммерческих объединений.

Для некоммерческих организаций закон предусматривает возможность осуществления предпринимательской деятельности для достижения уставных целей. Некоммерческие объединения обязаны платить установленные законом налоги и сборы. Эта обязанность не зависит от ведения ими предпринимательской деятельности. Она отражает основополагающие начала налогового законодательства: равенство и всеобщность при исполнении обязанности по уплате в бюджет налогов и сборов.

При этом Налоговым кодексом РФ предусмотрены льготы по уплате налогов для некоммерческих объединений. Также закон «О некоммерческих организациях» устанавливает льготный режим по уплате налогов для социально направленных некоммерческих организаций. Так, к примеру, льготы при уплате сборов и налогов имеет благотворительный фонд.

Рассмотрим основные льготы по налогам для некоммерческих объединений.

Льготы по налогу на прибыль некоммерческих объединений

Налогом на прибыль не облагаются:

целевые, вступительные, страховые, членские взносы учредителей (участников, членов) некоммерческих организаций;

доходы в виде безвозмездно полученных некоммерческими организациями работ (услуг), выполненных (оказанных) на основании соответствующих договоров;

финансовые перечисления из бюджетов всех уровней на определенные цели, указанные в уставе некоммерческой структуры;

полученные в качестве безвозмездной помощи деньги, иное имущество;

средства на капремонт дома, зачисляемые на счета специализированного потребительского кооператива.

Образовательные и медицинские некоммерческие организации для применения ставки по налогу на прибыль в размере 0% должны соответствовать ряду признаков:

иметь лицензию на право ведения медицинской и образовательной деятельности;

по итогам налогового периода размер дохода НКО от профильной деятельности, учитываемый при расчете базы по прибыли, равен не менее 90 % от всего объема доходов, или у организации отсутствуют учитываемые при расчете базы по прибыли доходы;

не менее 50 % от общего числа сотрудников медицинской организации имеют сертификат специалиста. Такая статистика сохраняется на протяжении всего налогового периода;

НКО в налоговом периоде не проводит вексельных операций и операций с производными финансовыми инструментами.

Льготы по НДС для НКО

НДС не облагаются операции по реализации, передаче, выполнению, оказанию для собственных нужд на территории РФ:

услуг в сфере образования, оказываемых некоммерческими образовательными организациями по реализации общеобразовательных, профессиональных образовательных программ как основных, так и дополнительных, программ профессиональной подготовки, в соответствии с лицензией, или воспитательного процесса, а также дополнительных образовательных услуг, соответствующих уровню и направленности образовательных программ, указанных в лицензии;

услуг по сохранению, комплектованию и использованию архивов;

социальных услуг разным слоям населения, указанных в НК РФ;

работ (услуг) по сохранению объекта культурного наследия;

услуг, оказываемых организациями, осуществляющими деятельность в сфере культуры и искусства;

предметов религиозного назначения и религиозной литературы по перечню, утв. Правительством РФ, производимых и реализуемых религиозными организациями (объединениями) и организациями, единственными учредителями (участниками) которых являются религиозные организации (объединения), в рамках религиозной деятельности, а также организация и проведение такими организациями религиозных обрядов, церемоний, молитвенных собраний или других культовых действий;

товаров, работ, услуг, производимых и реализуемых:

  • общественными организациями инвалидов (в том числе созданными как союзы общественных организаций инвалидов), среди членов которых инвалиды и их законные представители составляют не менее 80 процентов;
  • организациями, уставный капитал которых полностью состоит из вкладов общественных организаций инвалидов, если среднесписочная численность инвалидов среди их работников составляет не менее 50 процентов, а их доля в фонде оплаты труда - не менее 25 процентов;
  • учреждениями, единственными собственниками имущества которых являются общественные организации инвалидов, созданными для достижения образовательных, культурных, лечебно-оздоровительных, физкультурно-спортивных, научных, информационных и иных социальных целей, а также для оказания правовой и иной помощи инвалидам, детям-инвалидам и их родителям;
  • услуг, оказываемых коллегиями адвокатов, адвокатскими бюро, адвокатскими палатами субъектов Российской Федерации или Федеральной палатой адвокатов своим членам в связи с осуществлением ими профессиональной деятельности;
  • иных товаров и услуг в соответствии с действующим законом.
  • Следует отметить, что организация не платит НДС, если сумма ее выручки от реализации работ, товаров, услуг без учета налога за 3 последние месяца не превысила 2-х миллионов рублей.

    Льготы по налогу на имущество некоммерческих организаций

    От налога на имущество освобождены:

    • религиозные объединения. Данная льгота действует в том случае, если имущество используется в религиозной деятельности;
    • общероссийские общественные организации инвалидов. Условия предоставления льготы – те же, что и по освобождению от НДС;
    • созданные общественными организациями инвалидов учреждения. Для получения льготы такая структура должна иметь статус общероссийской. Имущество, освобождаемое от налога, должно использоваться для достижения культурных, физкультурно-спортивных, информационных, лечебно-оздоровительных, социальных, научных и иных целей;
    • организации, созданные общественными объединениями инвалидов. Условия освобождения от налога на имущество – те же, что и для льготы по НДС. Уставный капитал должен состоять исключительно из взносов общественных объединений инвалидов. В штате организации должно быть не менее 50 % работников, имеющих инвалидность. Их заработная плата должна составлять не менее 25 % фонда оплаты труда.

    В завершение стоит добавить, что субъекты РФ имеют право определять дифференцированные ставки по местным и региональным налогам. Критерии деления – категория компании-налогоплательщика, вид имущества, по которому начисляется налог. А также могут устанавливать налоговые льготы для компаний, в том числе для некоммерческих организаций, и основания их применения. Например, не платят земельный налог НКО, земли которых предоставлены и используются для размещения медицинских объектов, а также объектов образования, социального обеспечения и культуры.

    НКО имеют также льготы по транспортному налогу. Так, в Московской области транспортный налог не платят общественные организации инвалидов. Но данное правило не распространяется на воздушные и водные транспортные средства.

    Государство помогает некоммерческим организациям выходить из кризиса, вызванного эпидемией коронавируса.
    Ряд законодательных изменений действуют с весны 2020 года. Свежее постановление Правительства РФ от 11.07.2020 № 1032 вступает в силу с 23 июля 2020 года.

    Чем отличаются некоммерческие организации

    Некоммерческие организации (НКО) — организации, для которых извлечение прибыли не является основной целью деятельности. Такие организации не распределяют полученную прибыль между участниками.

    Социально ориентированные некоммерческие организации (СОНКО) — некоммерческие организации, которые осуществляют деятельность, направленную на решение социальных проблем и развитие гражданского общества.

    Государственная поддержка полагается тем организациям, которые вошли в реестр НКО.

    Изначально реестр был один. В него вошли те НКО, которые являются:

    • получателями субсидий и грантов в рамках программ, реализуемых федеральными органами исполнительной власти, органами исполнительной власти субъектов РФ, органами местного самоуправления;
    • получателями грантов Президента Российской Федерации;
    • исполнителями общественно полезных услуг;
    • поставщиками социальных услуг;
    • религиозными организациями;
    • СОНКО, учрежденными религиозными организациями.

    • частные образовательные организации, имеющие лицензию на образовательную деятельность;
    • благотворительные организации;
    • НКО из перечня организаций, гранты которых предоставляются для поддержки науки, образования, культуры и искусства, и не подлежат налогообложению.

    Организации из этих двух реестров получают поддержку властей в равной степени.

    Освобождение от налогов и страховых взносов

    Организации из этих двух реестров Федеральным законом от 08.06.2020 № 172-ФЗ освобождены от уплаты следующих налогов за II квартал 2020 года:

    • налог на прибыль организаций;
    • акцизы;
    • водный налог;
    • НДПИ;
    • ЕСХН (аванс за полугодие);
    • УСН (аванс за полугодие);
    • ЕНВД;
    • транспортный налог;
    • налог на имущество организаций;
    • земельный налог;
    • торговый сбор.

    Этот же Закон установил для НКО и СОНКО нулевые тарифы страховых взносов на обязательное пенсионное страхование, обязательное социальное страхование на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством, и на обязательное медицинское страхование.

    Продление сроков уплаты налогов и страховых взносов

    Некоммерческих организаций, получающих государственную поддержку в связи с распространением коронавируса, касается также Постановление Правительства РФ от 15.05.2020 № 685. Оно продлевает сроки уплаты налоговых платежей и страховых взносов на полгода. Постановление касается налогов за 2019 год, первое полугодие, I квартал, март 2020 года, налогов, срок уплаты которых пришелся на II квартал 2020 года, и некоторых других.

    Кредиты СОНКО

    Постановление Правительства от 16.05.2020 № 696 утверждает правила предоставления банкам субсидий из федерального бюджета на возмещение недополученных ими доходов по кредитам 2020 года. В это постановление включены и СОНКО из реестров. Такие социально ориентированные некоммерческие организации могут получить кредит под 2%.

    Организация может взять кредит на возобновление деятельности, в том числе на рефинансирование других кредитов. Если организация оставит не менее 90 % работников начиная с 1 июня 2020 года, то кредит банку она возвращать не будет. Если организация сохранит от 80 до 90 % сотрудников, тогда банк спишет половину кредита.

    Кредиты выдаются с 1 июня 2020 года.

    Мораторий на проверки

    Согласно Постановлению Правительства РФ от 03.04.2020 г. № 438, в 2020 году в отношении НКО с численностью сотрудников до 200 человек плановых проверок не будет до конца 2020 года. Если какие-либо проверки и будут, то только внеплановые, связанные с причинением вреда жизни и здоровью граждан.

    Постановление не касается политических партий и организаций из реестра иностранных агентов.

    Субсидии

    Субсидию на профилактику коронавирусной инфекции с 15 июля 2020 года могут получить СОНКО, которые:

    • подали заявление по установленной форме;
    • по состоянию на 01.07.2020 состояли в реестре СОНКО, наиболее пострадавших от коронавируса;
    • не участвуют в процессе ликвидации или банкротства;
    • не имеют налоговой задолженности превышающей 3000 рублей.

    Арендные платежи

    Постановлением Правительства от 11.07.2020 № 1032 организации, включенные в реестр СОНКО или в реестр НКО, освобождаются от уплаты арендных платежей по договорам аренды федерального имущества с апреля по июнь включительно. Также Росимуществу предписано обеспечить предоставление отсрочки уплаты арендной платы, предусмотренной в 2020 году.

    НОРМАТИВНЫЕ АКТЫ ДЛЯ БУХГАЛТЕРА
    Электронная версия популярного журнала

    Новые документы с комментариями экспертов. Журнал помогает бухгалтерам разбираться в значениях и смыслах новых документов по учету и налогам.

    Выбор читателей

    Responsive image

    С 1 июля новые правила блокировки расчетных счетов

    Responsive image

    Авансовый отчет 2021: шпаргалка для бухгалтера

    Responsive image

    Не все ошибки в СЗВ-М приводят к штрафам

    Мы пишем полезные статьи, чтобы помочь вам разобраться в сложных проблемах бухучета, переводим сложные документы «с чиновничьего на русский». Вы можете помочь нам в этом. Это легко.

    *Нажимая кнопку отплатить вы совершаете добровольное пожертвование

    Несмотря на то что извлечение прибыли не является приоритетом некоммерческих организаций (НКО), они так же признаются плательщиками налогов, пусть и не самыми основными «наполнителями» бюджета. С НКО взимается ряд налогов и сборов, но при этом учитываются специфические особенности их деятельности, которые обуславливают некоторые налоговые льготы.

    Рассмотрим вопросы, касающиеся порядка налогообложения НКО по полагающимся для них федеральным налогам и сборам.

    Законодательное регулирование НКО как субъекта налогового права

    Пусть прибыль – не главная цель некоммерческих структур, но наличие ее возможно в большинстве случаев. Главное, чтобы ее получение преследовало заявленные организацией задачи, а не использовалось для прикрытия с целью налоговых льгот. Чтобы контролировать применение прибыли НКО по назначению, существуют положения Федерального закона от 12 января 1996 года № 7-ФЗ (свежая редакция от 31 декабря 2014 года) «О некоммерческих организациях».

    Налоговый Кодекс РФ признает обязанность НКО платить налоги на прибыль, поскольку она может быть у таких организаций (ст. 246 НК РФ), и предоставлять декларации на основании бухучета по общим требованиям.

    Тип НКО и порядок налогообложения

    Некоммерческие организации принято делить на несколько видов по источнику финансирования:

    • муниципальные (государственные) — их финансирует госбюджет;
    • общественные (негосударственные) — существуют за счет собственной прибыли и общественных взносов;
    • автономные — финансируют себя сами.

    ВАЖНО! Порядок и суммы налогов для некоммерческих организации прямо связаны с тем, ведет ли НКО предпринимательскую деятельность.

    Как правило, некоммерческие структуры не регистрируются в качестве предпринимателей, но в ходе функционирования им нередко приходится возмездно оказывать услуги или выполнять работы в пользу других лиц, чтобы заработать средства для финансирования организации, тем самым формируя налогооблагаемую прибыль.

    Общие правила налогообложения НКО

    Они обусловлены особенностями этих структур, а именно:

    • прибыль не составляет их основную цель;
    • они не являются предпринимателями, а в качестве разрешения некоторых видов деятельности им необходимы лицензии;
    • НКО могут получать доход в качестве добровольных взносов, пожертвований и других безвозмездных поступлений.

    Эти специфические свойства НКО являются основой для общих принципов, по которым осуществляется их налогообложение:

    1. Вся прибыль, получаемая НКО в ходе их деятельности, облагается соответствующим налогом (ст. 246 НК РФ).
    2. Отдельные типы прибыли НКО не входят в базу по данному налогу (ст. 251 НК РФ), а именно та прибыль, которая поступает на безвозмездной основе для обеспечения уставной деятельности. Перечень необлагаемой налогом прибыли НКО содержится в приказах Министерства финансов РФ.

    Особые правила взимания налога на прибыль

    Как было отмечено выше, не вся прибыль НКО вправе облагаться налогом. Правомерное уменьшение налоговой базы на прибыль может быть применено только при соблюдении ряда условий:

    1. Учет целевых и нецелевых поступлений в НКО должен вестись раздельно, только тогда целевая прибыль может быть исключена из налогообложения на основании льготы для некоммерческих организаций. Естественно, эти средства должны применяться исключительно по прямому назначению, что необходимо подтверждать отчетом.
    2. Нецелевые доходы необходимо учитывать в числе «прочих», это два типа поступлений:
      • реализационные – доходы от выполнения работ, предоставления услуг (например, торговля брошюрами общества, продажа учебной литературы, организация семинаров, тренингов и пр.);
      • внереализационные – те, источник которых не имеет прямой связи с деятельностью НКО, например, штрафы за неуплату членского взноса, пеня за его просрочку, проценты с банковского счета, деньги за сдаваемую в аренду недвижимость – собственность члена НКО и др.

    Нецелевые поступления НКО (обе группы доходов), согласно НК РФ, и составляют базу налога на прибыль.

    СПРАВКА! Ставка налога на прибыль для НКО такая же, как и для коммерческих структур: 24%, из которых 6,5% пойдет в федеральный бюджет, а 17,5% – в бюджет того субъекта РФ, к которому принадлежит некоммерческая организация. Последняя часть может быть снижена по инициативе местных властей, в чей бюджет она предназначается.

    Специфика обложения некоммерческих структур НДС

    Если некоммерческая организация оказывает какие-то услуги или продает товар, ей не избежать уплаты налога на добавленную стоимость, если деятельность не подпадает под освобождение от него. Список льготных видов деятельности без НДС представлен в гл. 21 НК РФ. В нем фигурируют, например, такие занятия:

    • присмотр за пожилыми людьми в домах для престарелых;
    • работа в центрах соцзащиты;
    • занятия с детьми в бесплатных кружках;
    • врачебные услуги частных медиков;
    • продажа товаров, сделанных инвалидами (или организациями, где людей с ограниченными возможностями не меньше половины);
    • благотворительные культурные мероприятия и др.

    Требования к видам деятельности НКО для освобождения от НДС:

    • социальная значимость как основная цель по гл. 25 НК РФ – это главное условие;
    • лицензия на право занятия этим видом деятельности;
    • оказываемая услуга должна соответствовать определенным требованиям (чаще всего это условия времени и места).

    В случае уплаты НДС рассчитывается по тем же принципам, что и для коммерческих организаций.

    Другие федеральные налоги для НКО

    Кроме главных фискальных отчислений (налога на прибыль и НДС), некоммерческие организации платят и другие налоги и сборы:

    1. Госпошлина. Если НКО обращаются к государственным структурам для совершения правовых действий, они платят пошлину наравне с другими физическими или юрлицами. Отдельные НКО и виды их деятельности могут быть освобождены от госпошлины, а именно:
      • финансируемые федеральным бюджетом – логично, ведь пошлина все равно направляется туда;
      • государственные и муниципальные хранилища культурных ценностей (архивы, музеи, галереи, выставочные залы, библиотеки и др.) – они могут не платить госпошлину за вывоз ценностей;
      • НКО инвалидов – для них упраздняются госпошлины в судах и у нотариусов;
      • спецзаведения для детей с общественно-опасным поведением – им разрешают не платить пошлину на взыскание родительской задолженности;
    2. Таможенная пошлина. А вот этот платеж «не смотрит на лица», а исключительно на товары, поэтому от нее не освобождают на основании статуса НКО, а только если товары входят в соответствующий перечень.

    Региональное налогообложение НКО

    Местные власти устанавливают порядок такого налогообложения и ставки, а также льготы, в том числе и для некоммерческих организаций.

    Налог на имущество

    Даже если организация имеет льготу на этот налог, она все равно обязана отчитываться перед контролирующими органами в налоговой декларации. Основанием для учета выступает остаточная стоимость фондов по данным в бухотчетности. Общепринятая ставка данного налога – 2,2%, если региональная власть не сочтет нужным ее снизить, на что она имеет право. Также у местных структур есть власть расширять список некоммерческих организаций, признаваемых льготниками.

    Для НКО разных типов порядок взыскания налога на имущество и льгот на него отличается:

    1. Безусловные бессрочные льготы по этому налогу на основании закона предусматриваются для ряда НКО, таких как:
      • организации религиозного характера и обслуживающие их;
      • научные госструктуры;
      • уголовно-исполнительные ведомства;
      • организации-собственники культурных и исторических памятников.
    2. Льготы по налогу на имущество предоставляются НКО, в членстве которого инвалиды составляют более 50% (один тип льгот) или 80%.
    3. Автономные НКО, разные фонды, кроме общественных, а также некоммерческие партнерства не получают льгот по налогу на имущество.

    Налог на землю

    Если у НКО есть в собственности, бессрочном пользовании или в наследстве земельные участки, для них обязателен к уплате земельный налог. Он составляет 1,5 % от кадастровой стоимости земельного участка. Некоторые НКО полностью освобождены от этого налога:

    • общества инвалидов в составе не менее 80% (если участок в собственности исключительно у них);
    • уголовно-исполнительная система Минюста РФ;
    • религиозные структуры.

    К СВЕДЕНИЮ! Скидки на земельный налог другим видам НКО может предоставить местная власть.

    Транспортный налог

    Если в НКО зарегистрированы транспортные средства, которые принадлежат организации на праве собственности, управления, хозяйственного ведения, они подлежат обложению транспортным налогом на общих основаниях.

    Общий режим или УСН

    НКО имеет право выбора, находиться ли им на общей системе налогообложения или перейти на «упрощенку». НКО – плательщики УСН ограничиваются единым налогом, не оплачивая:

    • налог на прибыль;
    • налог на имущество;
    • НДС.

    Как известно, для применения УСН существует лимит доходов в 45 млн руб. за последние 9 месяцев работы. Для некоммерческих организаций в эту сумму не считают поступления на целевые нужды (гранты, пожертвования, субсидии, взносы учредителей и членов и т.п.).

    ВНИМАНИЕ! Льгота на ставку налога на зарплату сотрудников для НКО при применении «упрощенки» больше не действует.

    Редакция сайта klerk.ru «Клерк» — крупнейший сайт для бухгалтеров. Мы не берем денег за статьи, новости или скачивание документов. Мы делаем все, чтобы сделать работу бухгалтеров проще.
    «Клерк» Рубрика Учет в некоммерческих организациях


    Минэкономразвития опубликовало перечень социально-ориентированных некоммерческих организаций, которым будут предоставлены дополнительные меры поддержки.

    Как СОНКО, вошедшие в реестр, смогут воспользоваться предусмотренными видами поддержки, говорится в специальной памятке, подготовленной МЭР.

    1. Льготные кредиты для НКО по ставке 2%

    Суммарный объём выданных займов должен составить не менее 248 млрд рублей для всех юридических лиц, включая СОНКО.

    Программа стартует 1 июня. Помимо льготной ставки, доступны особые условия погашения. Тем организациям, которые сохранят не менее 90% сотрудников, кредит будет списан вместе с процентами — всю сумму выплатит государство. Если в штате останется не менее 80% работников, организация должна будет вернуть только половину ссуды и процентов по ней.

    Кто может воспользоваться поддержкой?

    • Социально ориентированные НКО, включённые в соответствующий реестр

    На какие цели выдаётся кредит?

    • Кредит выдаётся для покрытия любых документально подтверждённых расходов на деятельность организации. К ним относится выплата зарплаты, а также оплата ранее полученных кредитов по программам льготного кредитования и беспроцентных кредитов на поддержку и сохранение занятости.

    На что нельзя потратить кредит?

    • Кредитные средства нельзя тратить на выплату дивидендов, выкуп собственных акций и долей в уставном капитале, на благотворительность.

    Когда можно взять кредит и на какую сумму?

    • Кредит можно получить с 1 июня по 1 ноября. Чем раньше вы подадите заявку, тем больше будет доступная сумма кредита.

    На какой срок предоставляется кредит?

    Не более 1 года.

    Как будет высчитываться сумма кредита?

    Чтобы узнать максимальную сумму заёмных средств, нужно перемножить следующие показатели:

    • расчётный размер оплаты труда — МРОТ с учётом районных коэффициентов, процентных надбавок, а также страховых взносов в размере 30%;

    • базовый период, который равен периоду с даты заключения договора до 1 декабря.

    Выдача средств заёмщику после заключения договора лимитирована. Лимит средств, которые можно получить за один раз, рассчитывается так:

    (расчётный размер оплаты труда) * 2 * (численность работников организации)

    Оставшуюся часть кредита банк будет перечислять отдельными платежами раз в месяц, также в пределах этого лимита.

    Правила погашения и списания кредита

    Условия кредита зависят от периодов, в течение которых действует договор. Правила предусматривают три периода:

    • Обязательный базовый период. Длится до 1 декабря 2020 года.

    • Необязательный период наблюдения. Наступает, если заёмщик продолжает свою деятельность и сохранил персонал в установленных правилами пределах. Длится с 1 декабря 2020 года до 1 апреля 2021 года.

    • Необязательный трёхмесячный период погашения. Может наступать как после базового периода, так и после периода наблюдения. Не наступает, если выполнены условия для списания кредита.

    Базовый период

    • До 1 декабря 2020 года заёмщик не выплачивает никаких платежей.

    • В это время для его кредита действует ставка не выше 2% годовых.

    • Проценты, начисляемые за базовый период, переносятся в основной долг на дату окончания базового периода.

    По окончании базового периода есть два варианта: списание кредита или его погашение.

    Вариант 1. Применяется, если по итогам хотя бы одного месяца базового периода число работников заёмщика сократилось более чем на 20% по сравнению с численностью на 1 июня. В этом случае наступает период погашения. Вы должны выплатить кредит тремя равными платежами за три месяца: 28 декабря 2020 года, 28 января и 1 марта 2021 года.

    Также обратите внимания, что в этот период для вас будет действовать не льготная (2%), а стандартная ставка, которую определяет сам банк при подписании договора согласно действующим у него программам.

    Период погашения также наступает, если до 25 ноября введена процедура банкротства, приостановлена деятельность либо организация прекратила свою деятельность.

    Вариант 2. Если организация сохранила не менее 90% сотрудников, начинается период наблюдения.

    Период наблюдения

    С 1 декабря 2020 года по 1 апреля 2021 года:

    • в это время заёмщик также ничего не платит банку;

    • для него действует конечная ставка не выше 2% годовых;

    • начисляемые проценты переносятся в основной долг на дату окончания периода наблюдения.

    Весь долг по кредиту, включая проценты, спишут полностью, если:

    • по состоянию с момента получения кредита до 1 марта 2021 года число работников в конце каждого месяца составит не менее 90% от штата;

    • не введена процедура банкротства, организация не прекратила свою деятельность;

    • средняя зарплата одного работника в период наблюдения была не ниже МРОТ.

    Если численность работников по итогам каждого месяца в период наблюдения не будет опускаться ниже 80%, кредит спишут наполовину.

    Как будут проверять сохранение численности сотрудников?

    Контролировать уровень занятости в компаниях будут с помощью специализированной блокчейн-платформы ФНС, которая уже запущена в работу. Сервис оперирует данными по страховым взносам, которые организации передают в Пенсионный фонд ежемесячно.

    В каких банках будут выдавать такие кредиты?

    Вы можете получить кредит в любом банке, который участвует в программе Минэкономразвития РФ. По состоянию на 1 июня 2020 г., такие кредиты уже выдают: ПАО «Сбербанк», АО КБ «ЭНЕРГОТРАНСБАНК», ПАО РНКБ Банк, ПАО «Промсвязьбанк», ПАО ВТБ, ООО КБ «Кубань кредит», ПАО Банк «Кузнецкий», АО АИКБ «Енисейский объединенный банк», ПАО АК БАРС БАНК, ПАО ЧЕЛЯБИНВЕСТБАНК, ПАО «ЧЕЛИНДБАНК», ООО КБ Алтайкапиталбанк, АО АКБ «Энергобанк», ООО «СИБСОЦБАНК», АО «КОШЕЛЕВ-БАНК», АО АКБ «Алмазэргиэнбанк», ПАО «НБД-БАНК», «МСП Банк», ПАО КБ «Центр-инвест», АО «Датабанк». Список кредитных организаций будет пополняться.

    В каких НПА закреплены данные положения?

    • Постановление Правительства от 15 мая 2020 года № 685;

    • Постановление Правительства от 16 мая 2020 года № 696;

    • Распоряжение Правительства от 16 мая 2020 года № 1286-р.

    2. Освобождение от уплаты арендных платежей по договорам аренды

    Информация о получения освобождения от уплаты арендных платежей по договорам аренды федерального имущества и отсрочки оплаты аренды иного федерального недвижимого имущества на весь период действия ограничительных мер размещена на официальном сайте Росимущества по адресу: https://www.rosim.ru/activities/rent/support

    3. Освобождение от уплаты налогов, авансовых платежей по налогам, сборов по налогу на прибыль организаций — в части ежемесячных авансовых платежей

    Информация о налоговых льготах и освобождении от уплаты налогов, авансовых платежей по налогам, сборов по налогу на прибыль организаций — в части ежемесячных авансовых платежей будет размещена на официальном сайте ФНС России: https://www.nalog.ru/

    Обращаться самостоятельно в отделения ФНС по указанному вопросу не нужно.

    Читайте также: