Достоверная информация о наличии у налогоплательщика неисполненной обязанности по уплате налога

Опубликовано: 15.05.2024

Ответ: 1. от самого налогоплательщика; в результате налоговых проверок; от государственных органов и иных лиц, обязанных в соответствии с НК РФ сообщать эту информацию в налоговые органы.

Ключ: Достоверная информация о наличии у налогоплательщика неисполненной обязанности по уплате налога (либо о наличии облагаемого налогом имущества) может быть получена налоговым органом только из 3-х источников: от самого налогоплательщика (в т.ч. через налоговую декларацию); от государственных органов и иных лиц, обязанных в соответствии с НК РФ сообщать эту информацию в налоговые органы (в т.ч. от органов ГИБДД - об автомобилях, облагаемых транспортным налогом - п. 4 ст. 85 НК РФ, п. 4, 5 ст. 362 НК РФ); в результате налоговых проверок (в т.ч. путем анализа документов о деятельности налогоплательщика).

188. Может ли налоговый орган, обязанный исчислять в соответствии с законодательством конкретный налог, требовать от налогоплательщика уплаты этого налога до направления налогового уведомления?

Ответ: 2. не может.

Ключ: П. 4 ст. 57 НК РФ: в случаях, когда расчет налоговой базы производится налоговым органом, обязанность по уплате налога возникает не ранее даты получения налогового уведомления. Поскольку обязанность по уплате любого налога является следствием действий самого налогоплательщика (либо нахождения налогоплательщика в правовом состоянии, являющимся следствием его действий), более корректным будет утверждение: налоговый орган, обязанный исчислить в соответствии с законодательством конкретный налог, не может требовать от налогоплательщика уплаты этого налога до направления налогового уведомления.

189. При взыскании налога на имущество организаций с ооо, какая последовательность действий налогового органа является правильной?

Ответ: 3. направление требования об уплате налога - принятие решения о взыскании налога за счет средств на счетах в банках - принятие решения о взыскании налога за счет имущества.

Ключ: Налог на имущество организаций исчисляется самим налогоплательщиком (п. 1 ст. 52, ст. 382 НК РФ), вследствие чего налоговое уведомление (п. 2 ст. 52 НК РФ) налогоплательщику не направляется. Кроме того, с ООО такой налог взыскивается, по общему правилу, во внесудебном порядке. Первым шагом при взыскании любого налога будет направление требования (ст. 69, 70 НК РФ). При неисполнении требования налоговый орган может принять решение о взыскании налога за счет средств на счетах в банках (ст. 46 НК РФ). Если денежных средств недостаточно, налоговый орган принимает решение о взыскании налога за счет имущества (ст. 47 НК РФ).

190. Для взыскания налога на имущество физических лиц с лица, не являющегося индивидуальным предпринимателем, какая последовательность действий налогового органа является правильной?

Ответ: 2. направление налогового уведомления - направление требования об уплате налога - направление в суд искового заявления.

Ключ: Налог на имущество физических лиц исчисляется только налоговым органом (п. 1 ст. 5 Закона РФ "О налогах на имущество физических лиц"), вследствие чего налогоплательщику предварительно направляется налоговое уведомление (п. 2 ст. 52 НК РФ) с расчетом данного налога для его добровольной уплаты. Первым шагом при взыскании любого налога будет направление требования (ст. 69, 70 НК РФ). С физического лица без статуса индивидуального предпринимателя налог на имущество взыскивается только в судебном порядке (ст. 48 НК РФ).

191. Какой меры принудительного исполнения обязанности по уплате налога не предусматривает НК РФ?

Ответ: 3. обращение взыскания на денежные средства законных представителей налогоплательщика.

Ключ: Ст. 46-48 НК РФ не предусматривают обращения взыскания на денежные средства законных представителей налогоплательщика. В соответствии с п. 1 ст. 8 НК РФ налог является индивидуальным платежом. Соответственно, потенциально возможно обращение взыскания как на денежные средства, так и на иное имущество самого налогоплательщика.

192. Как обозначается в НК РФ документ, направляемый налогоплательщику налоговым органом для инициирования процедур принудительного взыскания налога?

Ответ: 2. требование об уплате налога.

Ключ: Налоговое уведомление направляется налогоплательщику в случае, если налог исчисляется налоговым органом (п. 2 ст. 52 НК РФ) и содержит предложение добровольно уплатить налог до срока уплаты. Путем направления требования об уплате налога (ст. 69 НК РФ) налоговый орган инициирует процедуры принудительного взыскания налога. Решения о взыскании налога за счет денежных средств на счетах в банках (ст. 46 НК РФ), либо за счет иного имущества (ст. 47 НК РФ) могут быть приняты в отношении организаций или индивидуальных предпринимателей только при условии предшествующего направления требования и его неисполнения налогоплательщиком.

193. Срок на принятие решения о взыскании налога за счет денежных средств на счетах организации (индивидуального предпринимателя) в банках, с момента истечения срока на добровольное исполнение требования об уплате налога, составляет:

Ответ: 2. 2 месяца.

Ключ: П. 3 ст. 46 НК РФ: решение о взыскании налога за счет денежных средств на счетах организации (индивидуального предпринимателя) в банках принимается после истечения срока, установленного в требовании об уплате налога, но не позднее двух месяцев после истечения указанного срока.

194. Срок на обращение налогового органа в суд с заявлением о взыскании налога с физического лица, не являющегося индивидуальным предпринимателем, с момента истечения срока на добровольное исполнение требования об уплате налога, составляет:

Ответ: 3. 6 месяцев при условии, что задолженность превышает 1500 руб.

Ключ: П. 2 ст. 48 НК РФ: заявление о взыскании подается в суд общей юрисдикции налоговым органом (таможенным органом) в течение шести месяцев со дня истечения срока исполнения требования об уплате налога, сбора, пеней, штрафов. П. 1 ст. 48 НК РФ: заявление о взыскании подается налоговым органом (таможенным органом) в суд, если общая сумма налога, сбора, пеней, штрафов, подлежащая взысканию с физического лица, превышает 1500 руб.

Ответ: 1. заявление о вынесении судебного приказа, либо исковое заявление.

Ключ: В силу ст. 122 ГПК РФ судебный приказ выдается, в т.ч. если заявлено требование о взыскании с граждан недоимок по налогам, сборам и другим обязательным платежам. На основании ч. 1 ст. 23 ГПК РФ мировой судья рассматривает в качестве суда первой инстанции дела о выдаче судебного приказа; дела по имущественным спорам, при цене иска, не превышающей пятидесяти тысяч рублей.

196. Налоговый орган принял решение о взыскании налога за счет имущества организации или индивидуального предпринимателя (ст. 47 НК РФ). В этом случае налоговый орган:

Ответ: 3. принимает соответствующее постановление и передает его судебному приставу-исполнителю, который обеспечивает его принудительное исполнение.

Ключ: В соответствии с п. 1 ст. 47 НК РФ взыскание налога за счет имущества налогоплательщика (налогового агента) - организации или индивидуального предпринимателя производится по решению руководителя (заместителя руководителя) налогового органа путем направления на бумажном носителе или в электронной форме в течение трех дней с момента вынесения такого решения соответствующего постановления судебному приставу-исполнителю для исполнения в порядке, предусмотренном ФЗ "Об исполнительном производстве".

Редакция сайта klerk.ru «Клерк» — крупнейший сайт для бухгалтеров. Мы не берем денег за статьи, новости или скачивание документов. Мы делаем все, чтобы сделать работу бухгалтеров проще.
«Клерк» Рубрика Бухгалтерский учет

Каждому бухгалтеру известно, что в случае выявления у налогоплательщика недоимки по налогам и сборам, налоговый орган направляет ему требование об уплате налога и сбора Данный документ строго регламентирован законом и является основанием для принудительного взыскания просроченных платежей. Хотя нарушение правил о содержании требования и порядке его направления не влечет прекращения обязанности по уплате налога, все же ошибки такого рода могут привести к фактической невозможности взыскания платежей налоговым органом.

Общие условия направления требования

Соблюдение срока направления требования Требование об уплате налога и сбора может быть направлено в трехмесячный срок после наступления срока уплаты налога либо в течение 10 дней с момента принятия решения по результатам налоговой проверки, если выносится в соответствии с ним (ст. 70 НК РФ). Требование не может быть направлено ранее наступления этих дат, например, даты вынесения решения по результатам проверки (Постановление ФАС ЗСО от 09.08.2002 № Ф 04 / 2372 - 863 /А 45 - 2002 ). В случае если налоговый орган не направил налогоплательщику-предпринимателю требование в порядке, предусмотренном ст. 52 НК РФ, то он не может этого сделать позже в порядке, предусмотренном ст. 70 НК РФ (Постановление ФАС СЗО от 04.06.2002 №А 05 - 623 / 02 - 192 / 12 , от 20.05.2002 № А 05 - 641 / 02 - 34 / 19 и др.).

Надлежащее вручение Требование об уплате налога должно быть вручено руководителю (законному или уполномоченному представителю) организации или физическому лицу (его законному или уполномоченному представителю). В случае передачи требования ненадлежащему лицу оно не может считаться врученным надлежащим образом (Постановление ФАС ЗСО от 16.07.2001 № Ф 04 / 2082 - 415 /А 70 - 2001 ). В случае невозможности передачи требования, оно направляется по почте по месту учета налогоплательщика и считается полученным по истечении 6 дней с момента отправки. Как следует из положений абзаца 2 п. 18 Постановления Пленума ВАС РФ от 28 февраля 2001 г . N 5 "О некоторых вопросах применения части первой Налогового кодекса Российской Федерации" при рассмотрении споров судам необходимо исходить из того, что в силу прямого указания закона соответствующая налоговая процедура признается соблюденной, независимо от фактического получения налогоплательщиком (его представителем) требования об уплате налога, направленного заказным письмом.

Содержание требования об уплате налога и сбора

Сведения о сумме задолженности по налогу Здесь имеется в виду только задолженность по платежам, предусмотренным ст. 19 - 21 Закона РФ «Об основах налоговой системы в РФ», ст. 13 - 15 НК РФ. Налоговые органы не вправе осуществлять контроль за уплатой не являющихся налогами и сборами платежей, как, например, дополнительных платежей по налогу на прибыль (Постановление ФАС ЗСО от 24.12.2002 по делу № Ф 04 / 4754 - 959 /А 70 - 2002 , Постановление ФАС СЗО от 04.12.2000 по делу №А 26 - 2544 / 00 - 02 - 09 / 135 ).

Недоимка должна соответствовать периоду, по истечении которого направляется требование. В связи с этим недопустимо указывать в требовании недоимку нарастающим итогом, включая суммы задолженности предыдущих периодов (Постановление ФАС ЗСО от 07.08.2002 по делу № Ф 04 / 2735 - 497 /А 03 - 2002 , ФАС УО от 29.07.2002 № Ф 09 - 1541 / 02 -АК).

Сумма, указанная в требовании должна быть реальной задолженностью, то есть является разницей между недоплатой и переплатой и указывается явно. Указание на период, за который возникла недоимка без указания конкретной суммы не может считаться выполнением рассматриваемого положения (Постановление ФАС ДО от 13.12.2001 № Ф 03 -А 16 / 01 - 2 / 2437 ).

Размер пеней, начисленных на момент направления требования В требовании должна быть указана дата, с которой начисляются пени и ставка пени (Постановление ФАС СЗО от 04.09.2001 № А 05 - 3783 / 01 - 214 / 10 ). Кроме того, неправомерно включать в требование сумму пени, заявленную в предыдущих требованиях об уплате налога и сбора (Постановление ФАС СЗО от 22.05.2001 № А 56 - 25250 / 00 ).

Срок уплаты налога, установленный законодательством о налогах и сборах Требование должно содержать определенный срок уплаты налога, общие ссылки недопустимы.

Срок исполнения требования Срок исполнения требования должен быть определен с таким расчетом, чтобы у налогоплательщика существовала реальная возможность исполнить требование. Так, предложение уплатить недоимку в двухдневный срок при направлении требования по почте лишает налогоплательщика добровольно исполнить требование и не может быть признано законным (Постановление ФАС СЗО от 22.05.2001 № А 56 - 25250 / 00 ).

Последствия несоответствия требования об уплате налога и сбора закону.

После истечения срока, указанного в требовании об уплате налога и сбора и при отсутствии добровольного исполнения налоговый орган может в течение 60 дней принять решение о взыскании недоимки за счет денежных средств, находящихся на счетах налогоплательщика в банках или иного имущества налогоплательщика. Можно, не обжаловав само требование, обжаловать решение о принудительном взыскании недоимки.

При пропуске указанного срока ( 60 дней) налоговый орган может взыскать недоимку в судебном порядке в пределах срока исковой давности. В любом случае при отсутствии в требовании указанных в предыдущей части данных оно не является доказательством в суде и не может подтвердить иск о взыскании недоимки (Постановление ФАС СЗО от 04.09.2001 № А 05 - 3783 / 01 - 214 / 10 ).

date image
2015-05-20 views image
3001

facebook icon
vkontakte icon
twitter icon
odnoklasniki icon



Ответ: 3. с физических лиц, не являющихся индивидуальными предпринимателями – в судебном порядке; с организаций и индивидуальных предпринимателей – во внесудебном порядке.

Ключ:П. 2 ст. 45 НК РФ: взыскание налога с организации или индивидуального предпринимателя производится в порядке, предусмотренном ст. 46 и 47 НК РФ (внесудебный порядок). Взыскание налога с физического лица, не являющегося индивидуальным предпринимателем, производится в порядке, предусмотренном ст. 48 НК РФ (судебный порядок).

Каким образом, по общему правилу, принудительно взыскивается пеня за неуплату налога?

Ответ: 3. с физических лиц, не являющихся индивидуальными предпринимателями – в судебном порядке; с организаций и индивидуальных предпринимателей – во внесудебном порядке.

Ключ:П. 2 ст. 45 НК РФ: взыскание налога с организации или индивидуального предпринимателя производится в порядке, предусмотренном ст. 46 и 47 НК РФ (внесудебный порядок). Взыскание налога с физического лица, не являющегося индивидуальным предпринимателем, производится в порядке, предусмотренном ст. 48 НК РФ (судебный порядок). В соответствии с п. 8 ст. 45, п. 9 ст. 46 НК РФ, п. 8 ст. 47 НК РФ, п. 1 ст. 48 НК РФ пеня взыскивается по тем же правилам, как и сам налог.

187. Достоверная информация о наличии у налогоплательщика неисполненной обязанности по уплате налога (либо о наличии облагаемого налогом имущества) может быть получена налоговым органом:

Ответ: 1. от самого налогоплательщика; в результате налоговых проверок; от государственных органов и иных лиц, обязанных в соответствии с НК РФ сообщать эту информацию в налоговые органы.

Ключ:Достоверная информация о наличии у налогоплательщика неисполненной обязанности по уплате налога (либо о наличии облагаемого налогом имущества) может быть получена налоговым органом только из 3–х источников: от самого налогоплательщика (в т.ч. через налоговую декларацию); от государственных органов и иных лиц, обязанных в соответствии с НК РФ сообщать эту информацию в налоговые органы (в т.ч. от органов ГИБДД – об автомобилях, облагаемых транспортным налогом – п. 4 ст. 85 НК РФ); в результате налоговых проверок (в т.ч. путем анализа документов о деятельности налогоплательщика).

Может ли налоговый орган, обязанный исчислять в соответствии с законодательством конкретный налог, требовать от налогоплательщика уплаты этого налога до направления налогового уведомления?

Ответ: 2. не может.

Ключ:П. 4 ст. 57 НК РФ: в случаях, когда расчет налоговой базы производится налоговым органом, обязанность по уплате налога возникает не ранее даты получения налогового уведомления. Поскольку обязанность по уплате любого налога является следствием действий самого налогоплательщика (либо нахождения налогоплательщика в правовом состоянии, являющимся следствием его действий), более корректным будет утверждение: налоговый орган, обязанный исчислить в соответствии с законодательством конкретный налог, не может требовать от налогоплательщика уплаты этого налога до направления налогового уведомления.

В соответствии с действующим российским законодательством о налогах и сборах под налоговой обязанностью принято понимать конституционную обязанность граждан своевременно и в полном объеме уплачивать законно установленные налоги и сборы в пользу государства и муниципальных образований.

Налоговую обязанность целесообразно рассматривать в широком и узком аспектах.

В широком аспекте налоговая обязанность включает комплекс мер должного поведения налогоплательщика, определённых ст. 23 НК РФ.

В узком аспекте налоговая обязанность представляет часть налоговых обязанностей налогоплательщика и является реализацией конституционно установленной меры должного поведения по уплате законно установленных налогов и сборов. Исполнение налоговой обязанности является первоочередной обязанностью по отношению к иным имущественным обязанностям налогоплательщика и определяет развитие иных налоговых правоотношений.

Сущность исполнения налоговой обязанности заключается в уплате налога или сбора. Содержание налоговой обязанности составляют императивные нормы-требования государства об уплате соответствующих налогов или сборов. Однако механизм реализации исполнения налоговой обязанности допускает и элементы диспозитивности, разрешая, в частности, договорные процедуры между налогоплательщиком и уполномоченным органом государства.

С момента возникновения установленных законодательством о налогах и сборах обстоятельств, предусматривающих уплату конкретного налога или сбора, возникает налоговая обязанность.

При этом необходимо учитывать, что налогоплательщики зачастую являются потенциальными плательщиками. Так, например, физическое лицо является потенциальным плательщиком налогов и сборов до тех пор, пока у него не возникнет обязанность по уплате налогов или сборов, после возникновения такой обязанности физическое лицо будет являться налогоплательщиком. Обязанность по уплате налогов (т.е. налоговая обязанность) может возникнуть у физического лица, например, при получении дохода. Каждый гражданин должен исполнить налоговую обязанность по уплате налога на доходы физических лиц (НДФЛ). То же касается и юридических лиц – юридическое лицо, зарегистрированное в налоговых органах, будет являться потенциальным налогоплательщиком то тех пор, пока у него не возникнет налоговая обязанность по уплате какого-либо налога, например, налога на прибыль, налога на добавленную стоимость и т.д.

Таким образом, к основаниям возникновения налоговой обязанности можно отнести следующие:

Во-первых, наличие объекта конкретного налога или сбора, например, дохода – в налоге на доходы физических лиц; транспортного средства – в транспортном налоге; спиртных напитков и табачных изделий – в акцизах и др.;

Во-вторых, наличие непосредственной связи между объектом налога или сбора и субъектом (налогоплательщиком). Например, для возникновения налоговой обязанности по уплате земельного налога физическое лицо должно иметь титул собственности на этот земельный участок; по уплате налога на прибыль – предприниматель (индивидуальный или коллективный) должен самостоятельно получить данную прибыль в наличной либо в безналичной форме. Только при наличии связи между субъектом и объектом возникает налоговая обязанность, при этом необходимо помнить, что у каждого налога эта связь будет специфическая;

В-третьих, наступление срока уплаты налога или сбора. В п. 3 ст. 57 НК РФ указаны критерии определения сроков уплаты налогов или сборов: календарная дата или же истечение периода времени: года, квартала, месяца, декады, недели или дня, также в качестве срока наступления налоговой обязанности может выступать указание на какое-то событие или указание на действие, которое должно быть совершено (например, уплата налога на имущество, переходящее в порядке наследования, дарения, сопряжена с определённым сроком, связанным с событием или действием).

Налоговая обязанность чётко определена временными рамками. Сроки уплаты налогов и сборов устанавливаются применительно к каждому налогу и сбору. Изменение срока уплаты налога допускается только по правилам, установленным НК РФ. При уплате налогов со сложным юридическим составом (т. е. когда расчёт налоговой базы производится налоговым органом) налоговая обязанность возникает не ранее даты получения налогового уведомления. Нарушение срока уплаты налога влечёт начисление пени.

В соответствии с п.1, 2 ст. 44 НК РФ обязанность по уплате налога или сбора возникает, изменяется и прекращается при наличии оснований, установленных НК РФ или иным актом законодательства о налогах и сборах. Обязанность по уплате конкретного налога или сбора возлагается на налогоплательщика и плательщика сбора с момента возникновения установленных законодательством о налогах и сборах обстоятельств, предусматривающих уплату данного налога или сбора.

Основанием возникновения налоговой обязанности служит налоговая база. На основании налоговой базы, налоговой ставки и налоговых льгот налогоплательщик самостоятельно исчисляет сумму налога. При этом необходимо учитывать, что финансово-хозяйственная деятельность налогоплательщика или сам объект налогообложения не являются основаниями возникновения налоговой обязанности. Ведение финансово-хозяйственной деятельности или приобретение объекта налогообложения выступает основанием для возникновения обязанности по исчислению суммы соответствующего налога, но пока ещё не по её уплате. Уплате будет подлежать сумма, оставшаяся от объекта налогообложения после применения необходимых вычетов и налоговых льгот.

Относительно некоторых налогов юридический факт, лежащий в основе обязанности по уплате этих налогов, состоит не только из материальных, но и из процессуальных обстоятельств. Так, в случаях, предусмотренных налоговым законодательством Российской Федерации, обязанность по исчислению суммы налога может быть возложена на налоговый орган или налогового агента. В этих случаях не позднее 30 дней до наступления срока платежа налоговый орган направляет плательщику налоговое уведомление. К подобным налогам, в частности, относятся налог на имущество физических лиц, земельный налог, налог на доходы физических лиц. Правоотношения по уплате подобных налогов возникают на основании фактического состава (сложного юридического факта), составными частями которого выступают налоговая база и нормативный акт налогового органа. Необходимость наличия сложного юридического факта всегда указывается в гипотезе налогового закона.

Статьи 44, 45 НК РФ содержат специальные указания на ситуации, когда налоговая обязанность считается прекращённой.

Так, в соответствии с п. 3 ст. 44 НК РФ обязанность по уплате налога и (или) сбора прекращается:

1) с уплатой налога и (или) сбора налогоплательщиком или плательщиком сбора;

2) со смертью физического лица – налогоплательщика или с объявлением его умершим в порядке, установленном гражданским процессуальным законодательством Российской Федерации. Задолженность по налогам, указанным в п. 3 ст. 14 и ст. 15 НК РФ, умершего лица либо лица, объявленного умершим, погашается наследниками в пределах стоимости наследственного имущества в порядке, установленном гражданским законодательством Российской Федерации для оплаты наследниками долгов наследодателя;

3) с ликвидацией организации-налогоплательщика после проведения всех расчетов с бюджетной системой Российской Федерации в соответствии со ст. 49 НК РФ;

4) с возникновением иных обстоятельств, с которыми законодательство о налогах и сборах связывает прекращение обязанности по уплате соответствующего налога или сбора.

Исполнение самой налоговой обязанности (уплата налога или сбора) является самой распространенной ситуацией прекращения налоговой обязанности. В подп. 1 п. 3 ст. 44 сказано, что налоговая обязанность прекращается с уплатой налога или сбора налогоплательщиком или плательщиком сбора, т. е. предполагается как бы личное участие налогоплательщика в этом мероприятии. При этом необходимо учитывать, что на практике часто бывают ситуации исполнения налоговой обязанности не лично налогоплательщиком, а налоговым агентом или представителем налогоплательщика. В данном случае необходимо получить решение налогового органа о зачёте его налоговой обязанности.

Примером возникновения обстоятельств, с которыми налоговое законодательство связывает прекращение налоговой обязанности, может служить процедура банкротства, так как в процессе банкротства происходит погашение всех недоимок, в том числе и налогов.

При прекращении налоговой обязанности в связи со смертью гражданина необходимо учитывать, что это относится только к преимущественным налогам, а те налоги, в которых не требуется участие гражданина (не преимущественные налоги), оплачиваются и после смерти гражданина (например, подоходный налог).

При ликвидации организации-налогоплательщика прекращается налоговая обязанность. Но встречается и ряд существенных исключений.

Во-первых, если в процессе ликвидации ликвидационная комиссия уплачивает налоги, то это будет первый случай уплаты налога.

Во-вторых, если это банкротство, то это будет второй случай, когда именно с банкротством связывается погашение налоговой обязанности.

В соответствии с п. 1 ст. 45 НК РФ налогоплательщик обязан самостоятельно исполнить обязанность по уплате налога, если иное не предусмотрено законодательством о налогах и сборах. Обязанность по уплате налога должна быть выполнена в срок, установленный законодательством о налогах и сборах. Налогоплательщик вправе исполнить обязанность по уплате налога досрочно.

Российское налоговое законодательство не допускает уплату налога третьими лицами, поэтому различные «налоговые оговорки», перевод долга по налоговым платежам и подобные соглашения являются ничтожными и не влекут правовых последствий. Нарушение данного запрета не снимает с самого налогоплательщика обязанности по уплате причитающихся налогов. В исключительных случаях, установленных только налоговым законодательством, исполнение налоговой обязанности может быть возложено на других лиц. Например, возможны ситуации возложения обязанности по исчислению, удержанию и перечислению налогов в бюджет на налоговых агентов (ст. 24 НК РФ); уплата налога правопреемником реорганизованного предприятия (ст. 50 НК РФ); уплата налогов через законного или уполномоченного представителя (ст. 26 НК РФ); уплата налога за налогоплательщика его поручителем (ст. 74 НК РФ).

Исполнение налоговой обязанности в соответствии с налоговым законодательством понимается как:
– добровольное или на основании требования уполномоченных органов государства действие самого налогоплательщика;
– действие налогового или иного уполномоченного органа по взысканию неуплаченного (не полностью уплаченного) налога.

По общему правилу моментом исполнения налогоплательщиком (плательщиком сбора, налоговым агентом) своей обязанности по уплате налога служит момент предъявления в банк поручения на уплату налога. Аналогичное правило применяется и относительно налогов, уплачиваемых наличными денежными средствами.

Вместе с тем в зависимости от способа уплаты и порядка взимания налоговая обязанность может быть исполнена и двумя другими способами:

1) в порядке зачёта переплаченной ранее суммы налога в порядке ст. 78 НК РФ;

2) при взимании налога у источника выплаты налоговая обязанность считается выполненной с момента удержания обязательного платежа налоговым агентом.

Таким образом, налоговое законодательство выделяет два способа уплаты налога:

1) действие самого налогоплательщика и реальное перечисление налога в бюджет;

2) действие банка, обслуживающего плательщика налога (сбора).

Необходимо также учитывать, что исполнение налогоплательщиком обязанности по уплате налога посредством предъявления в банк надлежаще оформленного и обеспеченного денежными средствами платёжного поручения влечёт прекращение налогового правоотношения между налогоплательщиком и государством (муниципальным образованием) и возникновение бюджетных отношений. Определение момента уплаты налога нормы НК РФ имеют приоритет над нормами бюджетного законодательства. Таким образом, согласно п. 1 ст. 40 БК РФ налоговые доходы считаются уплаченными доходами соответствующего бюджета с момента, определяемого налоговым законодательством. Следовательно, момент уплаты налога может определяться только в соответствии с нормами НК РФ.

В соответствии с НК РФ, ст. 140 ГК РФ, ст. 27 Федерального закона от 10 июля 2002 г. № 86-ФЗ «О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)» и ст. 1 Закона РФ от 10 декабря 2003 г. № 173-ФЗ «О валютном регулировании и валютном контроле» налоги и сборы уплачиваются только в валюте Российской Федерации – рублях. Уплата обязательных платежей, в том числе иностранными лицами, в иностранной валюте не допускается.

В соответствии со ст. 45 НК РФ в случае неуплаты или неполной уплаты налога в установленный срок производится взыскание налога в порядке, предусмотренном НК РФ.

Взыскание налога с организации или индивидуального предпринимателя производится в порядке, предусмотренном ст. 46 и 47 НК РФ. Взыскание налога с физического лица, не являющегося индивидуальным предпринимателем, производится в порядке, предусмотренном статьей 48 НК РФ.

Взыскание налога в судебном порядке. В соответствии с правилами подп. 2 п. ст. 45 НК РФ взыскании налога в судебном порядке производится:

1) с организации, которой открыт лицевой счёт;

2) в целях взыскания недоимки, числящейся более трёх месяцев за организациями, являющимися в соответствии с гражданским законодательством Российской Федерации зависимыми (дочерними) обществами (предприятиями), с соответствующих основных (преобладающих, участвующих) обществ (предприятий) в случаях, когда на счета последних в банках поступает выручка за реализуемые товары (работы, услуги) зависимых (дочерних) обществ (предприятий), а также за организациями, являющимися в соответствии с гражданским законодательством Российской Федерации основными (преобладающими, участвующими) обществами (предприятиями), с зависимых (дочерних) обществ (предприятий), когда на их счета в банках поступает выручка за реализуемые товары (работы, услуги) основных (преобладающих, участвующих) обществ (предприятий);

3) с организации или индивидуального предпринимателя, если их обязанность по уплате налога основана на изменении налоговым органом юридической квалификации сделки, совершённой таким налогоплательщиком, или статуса и характера деятельности этого налогоплательщика.

Необходимо учитывать, что в отношении юридических лиц налоговым законодательством предусмотрен бесспорный порядок, а в отношении физических лиц судебный порядок взыскания.

В то же время в налоговом законодательстве предусмотрено исключение в отношении взыскания налогов с юридических лиц в бесспорном порядке. Такое взыскание не допускается в двух случаях:

1) обязанность по уплате налога основана на изменении налоговым органом юридической квалификации сделок, заключённых налогоплательщиком с третьими лицами, или юридической квалификации статуса и характера деятельности налогоплательщика;

2) пропуска налоговым органом установленного срока на принятие решения о бесспорном взыскании налога.

Принудительное исполнение налоговой обязанности (взыскание налога) производится по решению налогового органа посредством направления в банк, в котором открыты счета налогоплательщика или налогового агента, инкассового поручения на списание и перечисление в соответствующие бюджеты (внебюджетные фонды) необходимых денежных средств. До вынесения решения о принудительном взыскании налоговой недоимки налоговый орган обязан уведомить налогоплательщика об образовавшейся задолженности перед казной и предложить добровольно погасить недостающие налоговые платежи.

Однако налоговым законодательством не установлен предельный срок, в течение которого налоговый орган может «ожидать» добровольного исполнения налоговой обязанности. Истечение дополнительного срока уплаты налога служит основанием для вынесения налоговым органом решения о принудительном (бесспорном) взыскании налога. Данное решение должно быть вынесено не позднее 60 дней с момента истечения дополнительного срока на уплату налога. Пропуск налоговым органом этого срока влечёт невозможность бесспорного взыскания налога, и дальнейшее принудительное исполнение налоговой обязанности возможно только в судебном порядке.

В случае бесспорного взыскания налоговой недоимки обязательно должно соблюдено требование об уведомлении налогоплательщика со стороны налоговых органов о вынесенном решении и его содержании в срок не позднее пяти дней после вынесения подобного нормативного акта.

249-основа.jpg

Принудительное исполнение налоговой обязанности регулируется Налоговым кодексом. Предусмотренная им процедура взыскания призвана создать дополнительные гарантии защиты прав собственности налогоплательщика. Нарушение порядка взыскания может влечь списание задолженности налогоплательщика как безнадежной. Вопросам принудительного исполнения обязанности по уплате налога с учетом практики применения соответствующих положений НК РФ посвящено интервью с экспертом – Сергеем Разгулиным, действительным государственным советником РФ 3 класса.

Какое значение имеет направление налогоплательщику требования об уплате налога?

Требование — это извещение налогоплательщика о неуплаченной сумме налога, а также об обязанности по ее уплате (статья 69 НК РФ).

Только после того, как налоговым органом налогоплательщику будет направлено требование об уплате налога, могут применяться собственно меры взыскания.

Но напомню, что правоприменительная практика признает уплату налогоплательщиком сумм, причитающихся по любому решению налогового органа, как принудительное взыскание. Если в результате рассмотрения последующей жалобы решение инспекции будет отменено, налогоплательщик, «добровольно» уплативший сумму налога, вправе претендовать не только на возврат сумм как излишне взысканных, но и на проценты, начисленные на уплаченную сумму по день возврата.

Должно ли требование об уплате налога быть подписано начальником налоговой инспекции?

Нет. Форма требования, утвержденная приказом ФНС России от 13.02.2017 № ММВ-7-8/179@, вообще не предусматривает подписи должностного лица налогового органа. Указывается только ФИО исполнителя.

Каким налоговым органом налогоплательщику направляется требование?

Требование направляется налоговым органом, в котором налогоплательщик состоит на учете, либо налоговым органом, которым в соответствии со статьей 101.4 НК РФ обнаружено налоговое правонарушение.

Требование об уплате налога может быть передано руководителю организации или индивидуальному предпринимателю (их законному или уполномоченному представителю) лично под расписку, направлено по почте заказным письмом или передано в электронной форме по телекоммуникационным каналам связи.

Если требование было направлено по почте, когда оно считается полученным?

Согласно абзацу первому пункта 6 статьи 69 НК РФ в случае направления требования об уплате налога по почте заказным письмом оно считается полученным по истечении 6 дней с даты направления заказного письма.

В силу прямого указания НК РФ соответствующая процедура признается соблюденной независимо от фактического получения налогоплательщиком (его представителем) требования. Обращайте внимание на дату фактического получения требования, когда она приходится в пределах отведенных 6 дней. Для ситуации, связанной с моментом определения даты получения требования о представления документов, судебные органы занимают позицию, согласно которой при получении требования в пределах отведенных 6 дней срок представления документов исчисляется с даты фактического получения требования (Определения ВАС РФ от 23.03.2012 № ВАС-2652/12, от 24.05.2013 № ВАС-6232/13).

Представляется, что для отсчета сроков применения последующих процедур взыскания к определению даты получения требования об уплате налога можно использовать указанный подход судебных органов по аналогии.

Каковы сроки направления требования?

Сроки направления различаются в зависимости от оснований выявления задолженности. По результатам налоговой проверки требование об уплате налога должно быть направлено налогоплательщику в течение 20 рабочих дней с даты вступления в силу соответствующего решения (независимо от суммы).

Требование об уплате недоимки, выявленной вне проверки, направляется не позднее трех месяцев со дня ее обнаружения. Если сумма недоимки и задолженности по пеням и штрафам, относящейся к этой недоимке, составляет менее 500 рублей, то требование об уплате должно быть направлено налогоплательщику не позднее одного года со дня выявления недоимки (статья 70 НК РФ).

При направлении требования учтена особенность уплаты страховых взносов, связанная с проверкой Фондом соцстраха обоснованности расходов на выплату страхового обеспечения?

Для направления требования об уплате страховых взносов по результатам проверки ФСС налоговому органу отводится 10 рабочих дней. Данный срок исчисляется со дня получения решения органа ФСС о непринятии к зачету расходов страхователя на выплату страхового обеспечения по обязательному социальному страхованию на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством.

Форма решения территориального органа ФСС приведена в приложении № 7 к Приказу ФСС России от 25.01.2017 № 10. Форма решения предусматривает вручение его организации (индивидуальному предпринимателю), что позволяет проконтролировать соблюдение сроков взыскания.

Как оформляется выявление недоимки вне рамок проверки?

При выявлении недоимки налоговый орган составляет документ по форме приложения №1, утвержденной Приказом ФНС России от 13.02.2017 № ММВ-7-8/179@.

Налоговый орган направлять налогоплательщику документ о выявлении недоимки не обязан. Но сам по себе срок, когда недоимка должна быть выявлена, не является произвольным. Например, под днем выявления недоимки, указанной в налоговой декларации (расчете авансового платежа) или налоговом уведомлении, следует понимать следующий день после наступления срока уплаты налога (авансового платежа). В случае представления налоговой декларации, расчета авансового платежа с нарушением установленных сроков — следующий день после их представления. Такой вывод сделан в Постановлении Пленума ВАС РФ от 30.07.2013 № 57.

В какой срок направляется требование об уплате штрафа по нарушению, выявленному вне рамок налоговой проверки?

НК РФ такой срок четко не устанавливает. По аналогии со сроками в статьях 100 и 101 НК РФ можно предположить, что требование об уплате штрафа должно быть направлено в течение 20 дней со дня вручения решения о привлечении к ответственности (26 дней — в случае отправки такого решения по почте).

Что относится к повторному требованию?

Изменением налоговой обязанности является изменение ее содержания на основании, в частности, поправок в НК РФ, имеющих обратную силу, проведения зачета налоговым органом излишне уплаченных или взысканных сумм после направления налогоплательщику первоначального требования, предоставления налогоплательщику рассрочки (отсрочки) уплаты налога.

Направление требование является самостоятельной стадией в процедуре взыскания налога. Истечение срока, указанного в требовании, влечет переход к следующим действиям налогового органа по бесспорному взысканию.

Нужно отличать уточненное требование от повторного. Требование не может направляться повторно на одни и те же суммы, поскольку это приводит к восстановлению или продлению пропущенных налоговым органом сроков взыскания. Поэтому новое требование на те же суммы (или отличающее увеличившимся размером пеней) является неправомерным.

Какой срок отводится на исполнение требования?

Значение требования состоит и в том, что налогоплательщику устанавливается срок для добровольного погашения возникшей недоимки.

Обычно требование об уплате налога должно быть исполнено в течение 8 дней с даты его получения. Данный срок исчисляется в рабочих днях.

В требовании может быть указан более продолжительный период времени для уплаты налога. НК РФ не ограничивает максимальную продолжительность срока исполнения, которая может быть установлена налоговым органом.

Из каких стадий складывается процедура взыскания?

Принудительное взыскание налоговым органом задолженности состоит из взаимосвязанных этапов. При взыскании налога надлежит соблюдать последовательность стадий: направление требования, обращение взыскания на счета, на иное имущество.

Налоговый орган, по общему правилу, не вправе принять решение об обращении взыскания на имущество, если им в порядке статьи 46 НК РФ не выносилось решение о взыскании на денежные средства на счетах.

Налоговым органом пропущен срок направления требования. Последующие действия по взысканию не проводятся?

Не совсем так. Нарушение срока направления требования не приводит к увеличению других сроков, установленных для принудительного взыскания налога. В подобной ситуации для целей взыскания срок на добровольную уплату налога, установленный в требовании, исчисляется с момента окончания срока, в течение которого такое требование должно было быть направлено налогоплательщику.

Иными словами, направление требования с пропуском установленного в статье 70 НК РФ срока имеет смысл, при условии, что с учетом срока исполнения такого требования сроки совершения налоговым органом действий по взысканию не истекли. В частности, не истек срок на принятие налоговым органом решения о взыскании за счет денежных средств.

При этом, если требование направляется с пропуском установленного срока, то при расчете срока взыскания следует исходить из срока исполнения требования, равного 8 рабочим дням.

Как осуществляется взыскание за счет денежных средств организации или индивидуального предпринимателя?

Взыскание налога производится по решению налогового органа, которое должно быть принято в течение 2 месяцев с момента истечения срока исполнения требования об уплате налога. В банк, в котором открыты счета налогоплательщика, направляется поручение на списание и перечисление в бюджетную систему денежных средств со счетов налогоплательщика.

Решение о взыскании доводится до сведения организации или индивидуального предпринимателя в течение 6 дней после вынесения указанного решения.

В случае пропуска срока принятия решения налоговый орган может обратиться в суд с заявлением о взыскании с организации или индивидуального предпринимателя причитающейся к уплате суммы налога. Срок подачи заявления в суд составляет 6 месяцев.

Как взыскивается недоимка за счет имущества?

При недостаточности или отсутствии денежных средств на счетах организации (индивидуального предпринимателя), при отсутствии информации о счетах, налог погашается за счет иного имущества в соответствии со статьей 47 НК РФ.

Вывод о недостаточности или отсутствии денежных средств на счетах в банках может быть сделан налоговым органом только на основании данных о состоянии всех известных ему счетов налогоплательщика.

Взыскание налога за счет имущества производится по решению руководителя (заместителя руководителя) налогового органа путем направления в течение 3 дней с момента вынесения такого решения соответствующего постановления судебному приставу-исполнителю. Исполнительные действия регламентируются Федеральным законом от 02.10.2007 № 229-ФЗ «Об исполнительном производстве».

Какой срок отводится на принятие решения о взыскании недоимки за счет имущества организации или индивидуального предпринимателя?

Решение о взыскании налога за счет имущества налогоплательщика может быть принято налоговым органом при наличии ряда условий:

— предварительное направление налогоплательщику требования об уплате налога;

— неуплата налогоплательщиком в установленный срок суммы налога;

— вынесение налоговым органом решения о взыскании налога за счет денежных средств на счетах налогоплательщика;

— отсутствие на счетах налогоплательщика необходимых денежных средств.

Предыдущий этап может быть пропущен при отсутствии у налогового органа информации о счетах налогоплательщика или при осуществлении в отношении налогоплательщика исполнительного производства в отношении налоговой задолженности.

При невыполнении указанных условий решение об обращении взыскания на имущество налогоплательщика считается принятым без достаточных оснований (пункт 11 Приложения к письму ФНС России от 24.12.2013 № СА-4-7/23263).

Решение о взыскании налога за счет имущества принимается в течение одного года после истечения срока исполнения требования об уплате налога.

Решение о взыскании налога за счет имущества, принятое после истечения указанного срока, считается недействительным и не исполняется. В этом случае налоговый орган может обратиться в суд с заявлением о взыскании. Заявление может быть подано в течение 2 лет со дня истечения срока исполнения требования.

В случаях принудительного взыскания налога как определяется момент погашения недоимки?

Обязанность по уплате налога считается исполненной с момента предъявления в банк поручения на перечисление в бюджетную систему на соответствующий счет Федерального казначейства денежных средств со счета налогоплательщика в банке при наличии на нем достаточного денежного остатка на день платежа.

Денежные суммы, списанные банком со счетов налогоплательщика, не могут быть включены в размер недоимки.

В случае взыскания налога за счет имущества, не являющегося денежными средствами, обязанность налогоплательщика по уплате налога считается исполненной с момента реализации имущества и погашения задолженности за счет вырученных сумм.

Когда на имущество в целях его реализации уже наложен арест, может ли задолженность налогоплательщика продолжать взыскиваться за счет другого имущества?

Повторное возложение на налогоплательщика обязанности погасить задолженность по уплате налога, если именно в этих целях у него уже было арестовано (описано) и изъято имущество, из пункта 5 статьи 47 НК РФ не следует. Этот вывод был сделан Конституционным судом в Определении от 17.10.2001 № 238-О.

Причем, если в результате действий третьих лиц в ходе принудительного взыскания средства в бюджет фактически не поступили, то это не свидетельствует о неисполнении налогоплательщиком своих налоговых обязанностей.

Начатый процесс взыскания длится до полного погашения долга?

Да, хотя завершить его погашением в силу ряда причин не всегда возможно.

Поручения налогового органа на списание денежных средств в уплату налога могут быть приостановлены или отозваны. Скажем, в случаях представления уточненных деклараций к уменьшению.

Процедура взыскания может прекратиться, если соответствующая задолженность признана безнадежной. К таким случаям статья 59 НК РФ относит в том числе вынесение судебным приставом-исполнителем постановления об окончании исполнительного производства при возврате взыскателю исполнительного документа по основаниям, предусмотренным пунктами 3 и 4 части 1 статьи 46 Федерального закона «Об исполнительном производстве», если:

— невозможно установить местонахождение должника, его имущества либо получить сведения о наличии принадлежащих ему денежных средств и иных ценностей, находящихся на счетах, во вкладах или на хранении в банках или иных кредитных организациях, за исключением случаев, когда предусмотрен розыск должника или его имущества;

— у должника отсутствует имущество, на которое может быть обращено взыскание, и все принятые судебным приставом-исполнителем допустимые законом меры по отысканию его имущества оказались безрезультатными.

В названных случаях списание производится, когда с даты образования недоимки и (или) задолженности по пеням и штрафам прошло более 5 лет, и:

— ее размер не превышает размера требований к должнику, установленного законодательством о несостоятельности для возбуждения производства по делу о банкротстве (для организаций — от 300 тысяч рублей);

— или судом возвращено заявление о признании должника банкротом или прекращено производство по делу о банкротстве в связи с отсутствием средств, достаточных для возмещения судебных расходов на проведение процедур, применяемых в деле о банкротстве.

Какие сроки давности взыскания?

В отношении налоговой недоимки не используются установленные Гражданским кодексом сроки исковой давности, а применяются самостоятельные сроки взыскания. Срок принудительного взыскания складывается из следующих временных промежутков:

— выставление требования — 3 месяца (или 20 рабочих дней);

— срок добровольной уплаты — 8 рабочих дней (по общему правилу).

Сроки последующих действий исчисляются со дня истечения срока исполнения требования.

Принятие решения о взыскании за счет денежных средств — 2 месяца. При пропуске срока — 6 месяцев на обращение в суд с заявлением о взыскании.

Принятие решения о взыскании налога за счет имущества (при условии принятия решения о взыскании за счет денежных средств) — один год (при пропуске срока — 2 года на обращение в суд с заявлением о взыскании).

Пропущенный по уважительной причине срок обращения в суд может быть восстановлен судом. Например, такой причиной может признаваться обжалование решения налогового органа налогоплательщиком.

Что еще помимо исключительно судебной перспективы взыскания означает пропуск налоговым органом сроков на бесспорное взыскание?

Если налоговым органом были своевременно приняты меры к принудительному взысканию суммы налога, начисление пеней осуществляется по день фактического погашения недоимки. После истечения пресекательного срока взыскания задолженности по налогу пени на указанную задолженность не начисляются (письмо Минфина России от 29.10.2008 № 03-02-07/2-192, Постановление Президиума ВАС РФ от 06.11.2007 № 8241/07).

При пропуске срока на взыскание за счет денежных средств отсутствуют основания для взыскания за счет имущества в порядке статьи 47 НК РФ.

Зачет фактически является разновидностью (формой) уплаты налога. По этой причине налоговые органы не вправе самостоятельно произвести зачет излишне уплаченного налога в счет погашения недоимки, возможность принудительного взыскания которой утрачена в силу истечения установленных НК РФ сроков взыскания (Определение Конституционного суда от 08.02.2007 № 381-О-П).

Справка об исполнении налогоплательщиком обязанности по уплате налогов, сборов, пеней, штрафов, процентов формируется программным обеспечением налоговых органов по данным информационных ресурсов инспекций ФНС. В справке о состоянии расчетов с бюджетом должно содержаться (при наличии соответствующих обстоятельств) указание на утрату налоговым органом возможности взыскании недоимки. Об этом было сказано в Постановлении Президиума ВАС РФ от 01.09.2009 № 4381/09.

Однако в форме справки об исполнении налогоплательщиком (плательщиком сбора, плательщиком страховых взносов, налоговым агентом) обязанности по уплате налогов, сборов, страховых взносов, пеней, штрафов, процентов, утвержденной Приказом ФНС России от 20.01.2017 № ММВ-7-8/20@, подобная строчка не предусмотрена.

При наличии судебного решения, в котором в мотивировочной или резолютивной части содержится положение об утрате налоговым органом возможности взыскания задолженности в связи с истечением установленного срока, в том числе определения об отказе в восстановлении пропущенного срока подачи заявления в суд о взыскании, такая задолженность согласно статье 59 НК РФ должна быть признана налоговым органом безнадежной и списана.

Читайте также: