Налоговая система унитарного государства

Опубликовано: 24.04.2024

Налоги разных стран мира предстают в виде различных форм с множеством национальных особенностей. В своей совокупности различные налоговые формы (акциз, налог на имущество, налог на доходы и др.) и способы управления ими в рамках конкретного государства образуют налоговую систему данного государства.

Налоговые системы в большинстве стран мира строятся на «трех китах»: на трех системах принципов налогообложения: экономические, юридические (принципы налогового права) и организационные. И практически любая налоговая система представляет собой взаимосвязанную совокупность действующих в данный момент в конкретном государстве существенных условий налогообложения, к которым относятся:

- система и принципы налогового законодательства;

- принципы налоговой политики;

- порядок установления и ввода в действие налогов;

- виды и общие элементы налогов;

- порядок распределения налогов по бюджетам;

- система налоговых органов;

- формы и методы налогового контроля;

- права и ответственность участников налоговых отношений;

- порядок и условия налогового производства.

Многообразие и национальное своеобразие налоговых систем мира делает очень трудным, но все-таки возможным их сравнение. На основе этого сравнения можно выделить некоторые общие характеристики (черты):

1)постоянный поиск способов увеличения налоговых доходов государства (реализуется в форме налоговых реформ: установление новых налогов, манипуляции с налоговой базой, ставками налогов и т.п.);

2)построение налоговых систем на основе общепринятых принципов экономической теории.

Следует отметить, что вторая характеристика в разных странах мира отличается различными трактовками понятий и положений. Что во многом зависит от приверженности правительства страны к той или иной экономической теории. Тем не менее, данные принципы носят всеобщий характер.

Экономические принципы налогообложения представляют собой сущностные, базисные положения, касающиеся целесообразности и оценки налогов как экономического явления. Впервые они были сформулированы в 1776 г. шотландским экономистом и философом Адамом Смитом (1723—1790 гг.) в работе «Исследование о природе и причинах богатства народов»:

- принцип хозяйственной независимости и свободы налогоплательщика, основанный на праве частной собственности;
А. Смит считал, что все остальные принципы (перечисленные ниже) занимают подчиненное данному принципу положение;

- принцип справедливости (заключается в равной обязанности граждан платить налоги соразмерно своим доходам);

- принцип определенности (сумма, способ, время платежа должны быть заранее известны налогоплательщику);

- принцип удобности (налог должен взиматься в такое время и таким способом, которые наиболее удобны для плательщика);

- принцип экономии (издержки по взиманию налога должны быть меньше налоговых поступлений).

За более чем двухсотлетнее развитие общества экономисты и социологи на основании этих принципов сформулировали ряд требований для формирования оптимальной налоговой системы. Данные требования могут быть также использованы в качестве основных критериев оценки качества налоговой системы страны:

- распределение налогового бремени должно быть равным, или, иными словами, каждый должен вносить свою «справедливую долю» в государственные доходы (аналог принципа справедливости А. Смита);

- налоги должны по возможности не оказывать влияния на принятие различными лицами экономических решений, или такое влияние должно быть минимальным (принцип нейтральности налогообложения);

- при использовании налоговой политики для достижения социально-экономических целей необходимо свести к минимуму нарушение принципа равенства и справедливости налогообложения;

- налоговая политика должна способствовать стабилизации и росту экономики страны;

- налоговая система должна быть справедливой, не допускать произвольного толкования, быть понятной налогоплательщикам;

- административные издержки по управлению налогами и соблюдению налогового законодательства должны быть минимальными (аналог принципа экономии А. Смита).

Не менее сложную проблему при построении налоговых систем представляет учет перераспределения последствий от применения различных налогов. Эти последствия зависят от способа взимания налога, структуры налоговых ставок, определения налоговой базы и сферы действия налога. Реакция экономики страны на налоговую систему, в свою очередь, зависит от условий спроса и предложения, структуры рынков и периода адаптации к новым налоговым условиям. Налоговые изменения приводят к изменениям в ценах, что оказывает влияние на доходы и расходы налогоплательщиков, распределение налогового бремени. Конечный результат перераспределения зависит от взаимодействия всех указанных факторов. Это весьма сложный процесс, но можно сделать некоторые общие выводы.

В отношении налогов на потребление эти выводы состоят в следующем:

- введение налога ведет к росту цен и сокращает спрос на облагаемые товары;

- масштабы изменений в ценах и производстве зависят от эластичности спроса и предложения;

- бремя налога распределяется между продавцами и покупателями в соответствии с соотношением эластичности спроса и предложения;

- эластичность спроса и предложения ниже для акцизов (выборочных налогов на товары массового потребления) и при увеличении периода адаптации;

- при повышении ставок за определенные пределы налоговые поступления могут сокращаться;

- при одинаковом уровне ставок личных и реальных налогов налоговые доходы государства будут одинаковыми;

- перераспределительное влияние налогов на потребление затрагивает и доходы, и расходы налогоплательщика.

В отношении налогов на факторы производства (труд, земля и капитал) эти выводы таковы:

- налог повышает общую норму прибыли на фактор производства, сокращает предложение этих факторов и понижает чистую норму прибыли;

- перераспределение налогового бремени также зависит от эластичности спроса и предложения;

- решающее влияние эти налоги оказывают на доходы, а не на расходы домашних хозяйств;

- налог на доходы от капитала приобретает прогрессивный характер, а налог на заработную плату — регрессивный;

- конечный результат от изменений в обложении факторов производства зависит от структуры рынка, коллективных договоров и условий конкуренции.

Существенным моментом при оценке эффективности налоговой системы страны является соблюдения принципа соразмерности. Принцип соразмерности заключается в соотношении наполняемости бюджета и неблагоприятных для налогоплательщика последствий налогообложения. Данный принцип можно также сформулировать как принцип экономической сбалансированности интересов налогоплательщика и государственной казны.

Принцип соразмерности ярко иллюстрируется кривой Лэффера — Laffer curve (рис. 1). Артур Лэффер — американский экономист, профессор Калифорнийского университета (г. Лос-Анджелес) — при построении своей кривой показал зависимость налоговой базы от повышения ставок налога, а также зависимость бюджетных доходов от налогового бремени.


Рисунок 1. Кривая Лэффера

Обозначения: 1 — доходы, подлежащие налогообложению; 2 — доходы, предъявленные к налогообложению; 3 — доходы теневой экономики.

На рисунке 1 представлена графически следующая концепция. Повышение ставки налога (ось Т) увеличивает, хотя все более замедляющимися темпами, сумму доходов в бюджет (ось В). Поскольку побудительные мотивы участников экономического процесса при этом серьезно не затрагиваются, заинтересованность в легальном заработке, а также общий объем производства сокращаются медленнее, чем возрастает ставка. Следовательно, поскольку уменьшение базы (ось В) происходит медленнее, чем увеличение ставки, в целом доходы бюджета возрастают.

Однако при достижении определенного предела (Т') уплата налога приводит к тому, что чистого дохода практически не остается. Так как люди не могут работать только для того, чтобы заплатить налоги, начинается спад экономической активности, а уклонение от налогов приобретает массовый характер. Происходит перемещение валового национального продукта в сферу теневой экономики. Следовательно, несмотря на рост ставки налога, доходы в бюджет сокращаются, так как сокращается база для уплаты налога.

Задача законодателя — на основе экономически обоснованных предложений установить такой режим налогообложения, который не подавлял бы экономическую активность налогоплательщика и в то же время обеспечивал необходимый уровень налоговых поступлений в бюджет.

Таким образом, налогообложение как экономическая категория имеет свои пределы, определяемые в соответствии с принципом соразмерности.

Налоговый предел — условная точка в налогообложении, в которой достигается оптимальная для плательщиков и государственной казны доля валового национального продукта, перераспределяемого через бюджетную систему. Сдвиг условной точки в ту или иную сторону порождает противоречивые ситуации, проявлениями которых являются политические конфликты, неподчинение налогоплательщиков налоговым властям, бегство капитала, массовое отклонение от налогов, миграция населения и др.

Уровень налогового предела может повышаться, как правило, только в чрезвычайных ситуациях, как это было, например, в США во время Второй мировой войны, когда налоговый предел составлял 80—90%. В Великобритании после Второй мировой войны изымалось 100% получаемой сверхприбыли на условиях возвратности [1] .

Эти общие положения относятся не ко всем видам налогов. Существенное значение имеют следующие замечания:

- универсальный (всеобщий) налог на потребление не оказывает влияния на выбор товаров, акцизы же такое влияние оказывают;

- подоходный налог влияет на выбор между настоящим и будущим потреблением, а универсальный налог на потребление такого влияния не оказывает;

- частичный налог на доходы от капиталов нарушает инвестиционный процесс;

- при росте налоговых ставок эффективность налоговой системы сначала повышается и достигает своего максимума, а затем начинает снижаться;

- издержки прогрессивного подоходного обложения значительно выше, чем издержки пропорционального обложения;

- выбор между налогами является, как правило, взвешенным компромиссом между эффективностью налоговой системы и ее справедливостью с точки зрения распределения налогового бремени;

- распределительную систему можно сделать наиболее оптимальной, применяя налогообложение товаров, связанных с досугом и потребляемых лицами с высокими доходами, с одной стороны, и субсидирование товаров, потребляемых обычно лицами с низкими доходами, для которых эти товары являются заменителями досуга, — с другой.

Наряду с экономическими принципами налогообложения, другой немаловажной системой принципов, характерных для налоговых систем мира, являются организационные принципы.

Важнейшим принципом организации налоговых систем стран Запада выступает четкое разграничение доходов центрального бюджета и бюджетов иных уровней, которое соответствует типу государственно-политического устройства страны. В унитарных государствах (Великобритания, Франция, Италия) существуют два уровня
бюджетов — центральный и местный, которым соответствуют отдельные виды налоговых платежей. В федеративных государствах (США, Германия, Канада) организованы три уровня бюджета и соответственно три уровня налоговых платежей — федеральные, региональные, местные.

Общие принципы построения налоговых систем находят конкретное выражение в общих элементах налогов, которые включают субъект, объект, единицу обложения, ставку, льготы и налоговый оклад.

1.Субъекты налога выступают либо в виде налогоплательщика (физические и юридические лица), несущего юридическую ответственность за уплату налога, либо в виде носителя налога или конечного налогоплательщика, который формально не несет юридической ответственности, но является фактическим плательщиком через законодательно установленную систему переложения налога.

2.Объектом, или предметом, налогообложения выступают различные виды доходов, сделки (по купле-продаже товаров и услуг), а также различные формы накопленного богатства или имущества. Предмет обложения неразрывно связан систочником налога — национальным доходом, так как все предметы обложения представляют собой ту или иную форму реализации национального дохода. Одновременно отдельные формы этого дохода (заработная плата, прибыль, процент, рента) имеют самостоятельное значение, и поэтому предмет обложения и источник налога не всегда совпадают.

3.Единица обложения зависит от предмета обложения и может выступать как в денежной, так и в натуральной форме.

4.Налоговые ставки могут быть твердыми (абсолютная сумма с объекта обложения) или процентными (как доля его стоимости). В свою очередь процентные ставки могут быть пропорциональными и прогрессивными. Пропорциональные ставки построены по принципу единого процента, взимаемого с предмета обложения. Прогрессивные же ставки построены по принципу роста процента с увеличением стоимости объекта обложения и образуют шкалу ставок с простой или сложной прогрессией. Простая прогрессия предполагает рост налоговой ставки по отношению ко всему объекту обложения, а сложная — деление объекта на части, каждая последующая из которых облагается повышенной ставкой.

5. Не менее существенной является система налоговых льгот, ведущая к уменьшению налоговой оценки облагаемого объекта. Она имеет разнообразные формы и строится отдельно для каждого налога с учетом приоритетов национальной фискальной политики.

6.Налоговый оклад , или сумма налога, уплачиваемая налогоплательщиком с объекта обложения, взимается в трех формах:

- «у источника» (взимание налога до получения дохода);

- по декларации (взимание налога после получения дохода);

- по кадастру (перечню типичных объектов обложения, классифицируемых по внешним признакам, с указанием средней доходности объекта).

Взимание «у источника» характерно для обложения доходов лиц наемного труда и других более или менее фиксированных доходов. Взимание налога по декларации (официальному заявлению о полученных доходах за определенный период) практикуется, как правило, для обложения нефиксированных доходов или при множестве их источников. Кадастровый способ взимания применяется обычно при поземельном, подомовом и промысловом налогах.

[1] Налоги и налоговое право. / Под ред. А. В. Брызгалина. — М.: Аналитика-Пресс, 1998. С . 69-70

Вы будете перенаправлены на Автор24

Понятие унитарного государства

В современном мире есть близкие понятия – страна и государство. Часто они используются как синонимы. Но эти понятия имеют существенное различие. Термином «страна» обозначают какую-либо территорию. А термин «государство» обозначает политическую систему.

Государство – это совокупность форм, методов и систем органов управления экономической и общественной жизнью на территории определенной страны.

Возникали государственные образования как система власти. Она служила для подчинения одних слоев населения другим. Далее сформировалась функция управления определенной территорией. Она сводилась к сбору всевозможных податей и обеспечению обороны в случае нападения врагов. Позже государство начало регулировать и экономические отношения на данной территории.

Готовые работы на аналогичную тему

  • Курсовая работа Налоговая система унитарного государства 470 руб.
  • Реферат Налоговая система унитарного государства 230 руб.
  • Контрольная работа Налоговая система унитарного государства 250 руб.

В процессе развития человеческого общества сформировалось несколько типов государственных образований. Одним из них является унитарное государство.

Унитарным государством называется такая форма государственного устройства, когда составные территориальные части являются административно-территориальными единицами инее имеют статуса государственного образования, по всей стране действует единая конституция, единая правовая система и единая для всей страны структура органов власти.

Примерами унитарных государств могут быть Франция, Финляндия, Норвегия, Венгрия.

Сущность и задачи налогов и налоговой системы

С момента возникновения государств, в любом обществе возникает система взимания платежей в пользу государства. Эти средства расходуются руководством государства (правителями) для различных нужд – обороны, содержание аппарата власти и пр. У разных народов и в разные времена эти платежи носили различные наименования. В современном словаре они обозначены термином «налоги».

Налогами называют обязательные безвозмездные платежи, взимаемые принудительно государством (государственными органами различного уровня), для содержания государственного аппарата и финансирования выполнения государством своих функций.

Перечень установленных в государстве налогов, принципы, формы и методы их установления и сбора, способы их коррекции (изменения, отмены), методы и органы контроля за уплатой налогов и соответствующая законодательная база образуют налоговую систему государства.

От сборов и пошлин налоги отличаются безвозмездным характером уплат. Сборы и пошлины же носят характер соглашения и разрешения совершать определенные действия плательщиками или в отношении таковых. Налоговые сборы – это обязательный элемент экономических отношений. Они изменяются с изменением государственности или с ее развитием. Благодаря выполняемым ими функциям, налоги являются инструментом государственной политики. В государстве и обществе налоги выполняют следующие функции:

  • фискальную;
  • распределительную;
  • регуляторную;
  • функцию контроля.

Наиболее древней и, в то же время, самой главной является фискальная функция. Она заключается в сборе денежных средств для формирования приходной части государственного бюджета. Перераспределение собранных средств в соответствии с проводимой государством политикой является проявлением распределительной функции налоговой системы.

Применяя различные налоговые ставки или освобождая отдельные отрасли или предприятия от уплаты налогов или же наоборот, повышая налоговую ставку для отдельных товаров или предприятий осуществляется регулирующая функция налогов. Роме того она предусматривает сбор средств на восстановление использованных ресурсов. Контроль заключается в отслеживании степени полноты денежных поступлений и их своевременности. Эта функция необходима для дальнейшего планирования развития государства (как экономики, так и общества).

Особенности налоговой системы унитарного государства

Как уже говорилось выше, унитарные государства – это цельные образования. Территории, входящие в их состав являются административно-территориальными единицами, не имеющими суверенных прав. Они всецело подчиняются центральным органам власти. Это касается и вопросов налогообложения и формирования бюджетов всех уровней.

Аппарат государственной власти унитарного государства – это единая структура по всей территории страны. Права высших органов власти не ограничены полномочиями местных органов самоуправления. В пределах унитарного государства действует единая конституция и единая правовая система.

Налоговая система унитарного государства представляет собой одноканальную структуру. Все налоги, собираемые на местах поступают в единый центр. А уже центральные органы власти осуществляют перераспределение собранных средств по регионам и отраслям.

В качестве примера классической формы налоговой системы унитарного государства часто приводят современную налоговую систему Великобритании. В унитарном государстве используют центральные и местные налоги. В категорию центральных налогов входят:

  • подоходный налог с населения;
  • подоходный налог с предприятий, фирм, корпораций и т.п.;
  • налог на доходы от нефти;
  • налог с наследства;
  • налог на добавленную стоимость;
  • всевозможные гербовые, акцизные и пошлинные сборы.

Собранные средства поступают в центральный (государственный) бюджет. Взимание средств может происходить либо через специальные органы, либо перечислением плательщиком через банковские учреждения. Согласно конституции государства платеж может производиться как в наличной, так и в безналичной форме (банковским чеком, банковской картой и пр.).

Для финансирования нужд местных бюджетов применяют систему местных налогов. В их перечень входят поимущественные налоги. В зависимости от особенностей государственного законодательства ( налогового кодекса По данной теме мы уже выполнили реферат Основы налогового контроля подробнее ) определяется ставка налогов и система их начислений (пропорциональная, прогрессивная и т.д). Эти же законы определяют круг лиц и случаи применения льготного налогообложения или освобождения т уплаты налогов.

В унитарных государствах управление налоговой работой жестко цен­трализовано, все звенья налоговых органов управляются из единого центра, единство налогового законодательства иногда доведено до принятия общего­сударственного налогового кодекса.

По месту налоговых органов в финансово-бюджетной системе страны можно выделить, с одной стороны, Германию, в которой всем бюджетным процессом, налоговой политикой и сбором налогов в целом управляет Феде­ральное министерство финансов, с другой стороны, США, где налоговая служба действует как самостоятельное ведомство.

Структура налоговых органов может быть построена по принципу вы­деления видов налогов - например, в Великобритании существует два управления - по прямым (подоходным) и косвенным налогам, а может быть построена в зависимости от этапов налогового процесса (США). Первый подход обычно называется специализированным, а второй - функциональ­ным. При втором подходе, получившее широкое распространение в послед­ние годы, работа налоговых органов направлена на конечный результат - правильный и эффективный сбор налогов.

Прежде чем перейти к характеристике налоговых систем отдельно взятых унитарных государств целесообразно остановиться на общих чертах, присущих для рассматриваемых стран.

Унитарные страны представляют собой цельные государст­венные образования, составляющие их административно-тер­риториальные единицы, суверенными правами не наделены, поэтому полностью подчинены центральным органам власти, в том числе и в вопросах налогообложения.

Налоговая система унитарного государства — одноканальная: налоги поступают в центр, а оттуда распределяются по регионам (местным бюджетам).

Доходы местных бюджетов формируются за счет закрепления за ними второстепенных налогов. К их числу относятся поимущественный, промысловый, поземельный, некоторые виды косвенных налогов, надбавки к государственным, различные сборы, поступления от муниципальной собственности. Для покрытия бюджетных дефицитов региональные органы власти прибегают к местным займам, которые в современных условиях получили широкое распространение.

Налоговая система Франции

Налоговая система Франции представляет собой своеобразную совокупность налогов и сборов. Она формировалась многие десятилетия, отражая исторические и культурные особенности страны. В настоящее время система обладает стабильностью в отношении перечня взимаемых налогов и сборов, правил их применения. Ставки же налогов ежегодно пересматриваются с учетом экономической ситуации и направлений экономико-социальной политики государства.

Характерными чертами построения налоговой системы Франции являются:

- стимулирующее воздействие на повышение эффективности экономики;

- учет территориальных аспектов.

- преобладание косвенных налогов,

- особая роль подоходного налога,

- гибкость системы в сочетании со строгостью,

- широкая система льгот и скидок,

- открытость для международных налоговых соглашений.

Налоги и сборы формируют около 90% бюджета Франции. Сборы осуществляются единой службой. Основные виды налогов можно условно разделить на три крупных блока: косвенные налоги, включаемые в цену товара, налог на прибыль и налог на собственность.

Важнейшим источником поступлений в бюджет служат косвенные налоги. Существует строгое деление на местные налоги и налоги, идущие в центральный бюджет. Основные Федеральные налоги: НДС, подоходный налог с физических лиц, налог на прибыль предприятий, пошлины на нефтепродукты, акцизы (кроме обычных продуктов к акцизным относят: спички, мин. вода, услуги авиатранспорта), налог на собственность, таможенные пошлины, налог на прибыль от ценных бумаг и др.

Основные местные налоги: туристский сбор, налог на семью (состоит из трех налогов: на жилье, земельный налог на здания и постройки, налог на землю), налог на профессию, налог на уборку территории, налог на использование коммуникаций, налог на продажу зданий. В целом, местные налоги составляют 30% общего налогового бремени, они же наполняют 40% местных бюджетов.

Налоговая система Франции интересна тем, что именно в этой стране был разработан и впервые в 1954 г. внедрен налог на добавленную стоимость. НДС составляет 50% от косвенных налогов.

Налоговая система нацелена в основном на обложение потребления.

Налоги на доходы и на собственность являются умеренными.

Отличительная черта налоговой системы Франции - высокая доля взносов в фонды социального назначения (ФСН). Так, сумма взносов в ФСН в структуре обязательных отчислений составляет 43,3 %, что значительно превосходит крупнейшие развитые страны. Так, в Германии - 37,4 %, Великобритании - 18,5%, США - 29,7 %.

Налоговые поступления в доход бюджета центрального правительства Франции составляет более 93 %.

Основной налог, дающий большую часть поступлений НДС - 45 %.

Местные налоги составляют около 40% доходной базы местных органов управления. Преобладают два вида местных налога: налог на предприятия и налог на семью. Налоговая система страны вырабатывается и осуществляется с целью развития экономики.

Эластичность налоговой системы заключается в том, что ежегодно в соответствии с изменениями политической и экономической конъюнктуры законодательно уточняются ставки налогов. Правила же применения налогов обычно стабильны в течение ряда лет.

Налогоплательщику предоставляется право выбора налога или налоговой ставки.

Все меры по налогообложению находятся в компетенции Парламента (Национальная Ассамблея). Там ежегодно уточняются ставки. Для французской системы характерны жесткая законодательная регламентация, сочетающаяся, вместе с тем, с гибкостью. Правила применения налогов стабильны в течение ряда лет. Французские налоги взаимоувязаны в целостную систему, в которой существует механизм защиты от двойного налогообложения. Местные органы имеют достаточно широкие права в этой области, но ограничены рядом условий.

В течение ряда последних лет наблюдается тенденция снижения ставок с одновременным расширением базы за счет отмены льгот и привилегий.




Организацией налогообложения в стране занимается налоговая служба, функционирующая в составе Министерства экономики, финансов и бюджета. Ее возглавляет Главное налоговое управление. В его подчинении находится 80 000 служащих. Они сконцентрированы в налоговых центрах (их 830) и в 16 информационных центрах. Налоговые центры рассчитывают налоговую базу по каждому налогу, собирают платежи и контролируют правильность уплаты.

Налогообложение основывается на декларации о доходах и контроле за ее правильным составлением.

В случае укрытия существует жесткая система ответственности:

- при ошибке заполнения налог взимается в полной сумме и налагается штраф в размере 0,75% в месяц или 9% в год;

- если нарушение умышленное, налог взимается в двойном размере;

- при серьезном нарушении возможно тюремное заключение.

Налогообложение опирается на государственную систему бухучета, которая является обязательной. Существует и упрощенная система.

Общегосударственные налоги

Ведущим звеном бюджетной системы выступает налог на добавленную стоимость.

Налог на добавленную стоимость обеспечивает 45% всех налоговых поступлений. Он взимается методом частичных платежей. Существует 4 вида ставок НДС:

18,6% - нормальная ставка на все виды товаров и услуг;

33,33 - предельная ставка на предметы роскоши, машины, алкоголь, табак;

7% - сокращенная ставка на товары культурного обихода (книги);

5,5% - на товары и услуги первой необходимости (питание, за исключением алкоголя и шоколада; медикаменты, жилье, транспорт).

Сейчас наблюдается тенденция к снижению ставок и переходу к двум ставкам - 18,6% и 5,5%. Законами Франции предусмотрено два вида освобождения от НДС:

Окончательное: компенсация НДС по экспорту и в результате различных ставок при покупке и продаже. От уплаты НДС освобождается три вида деятельности:1) медицина и медицинское обслуживание; 2) образование; 3) деятельность общественного и благотворительного характера. Так же освобождаются все виды страхования, лотереи, казино.

Существует список видов деятельности, где предусмотрено право выбирать между НДС и подоходным налогом: 1) сдача в аренду помещений для любого вида экономической деятельности; 2) финансы и банковское дело; 3) литературная, спортивная, артистическая деятельность, муниципальное хозяйство.

Во Франции 3 млн. плательщиков НДС. Расчет ведется самими предприятиями; при упрощенном учете - налоговой службой. Мелкие предприятия могут заполнять декларацию в течение года расчетно. НДС вносится в бюджет ежемесячно, на основе декларации. Предприятия предоставляют в налоговые центры декларацию и чек на уплату налога. Существуют квартальные и годовые сроки уплаты НДС в зависимости от товарооборота. Компенсация НДС в случае экспорта происходит ежемесячно. Для остальных видов деятельности - ежеквартально.

Льготы по НДС имеют предприятия, делающие инвестиции. Они заключаются в вычете из НДС сумм, направляемых на инвестиции. В целом, французский НДС представляет собой более гибкую структуру, нежели российский. Это проявляется в широкой системе скидок и льгот. Во много эти льготы идентичны российским, например, как в случае освобождения от уплаты НДС экспортной деятельности, медицины, страхования. Но есть и отличительные черты: это освобождение от уплаты НДС предприятий с незначительным оборотом, льготы по уплате, предоставляемые мелким ремесленникам. Важная особенность французского НДС - это возможность его уменьшения на сумму, направленную на инвестиции. Но при всей своей гибкости французский НДС обеспечивает 45% всех налоговых поступлений, что говорит о его эффективности.

Рассматривая этот налог с точки зрения мировой налоговой гармонизации, нужно отметить положительную тенденцию к его снижению, т. е переходу от использования 4-х ставок к использованию 2-х.

Подоходный налогсоставляет 20% налоговых доходов бюджета. Это связанно с историческими особенностями, с тем, что правительство использует подоходный налог для проведения своей социальной политики: в условиях неразвитости общественных фондов потребления подоходный налог является инструментом стимулирования семьи, оказания помощи малоимущим. На подоходный налог возложены функции стимулирования вкладов населения в сбережения, недвижимость, покупку акций. Все это создает сложную систему расчета налога и применения многочисленных льгот и вычетов. Так, из 25 млн. плательщиков фактически платят налог только 15 млн. (52%). Потенциальными плательщиками являются все физические лица страны, а так же предприятия и кооперативы, не являющиеся акционерными обществами. Налог, в принципе, единый, высчитывается по единой прогрессивной шкале, но вместе с тем он принимает во внимание экономические, социальные, семейные условия и возраст каждого плательщика. Ставки прогрессии - от 0 до 56,8% в зависимости от доходов.

Ежегодно шкала уточняется, позволяя учесть инфляционные процессы.

Подоходный налог должны уплачивать все проживающие во Франции с доходов, полученных в стране и за границей с учетом соглашений.

Принципиальная особенность - обложению подлежит доход не физического лица, а семьи. Если плательщик холост, для налога это семья из одного человека.

Налог уплачивается, начиная с 18 летнего возраста. Обложение осуществляется по совокупному доходу, заявленному в декларации, которая составляется самим плательщиком один раз в год по доходам за предыдущий год. Это усложняет контроль за полнотой изъятия, замедляет оборот поступления налога в бюджет.

Кроме того, если в течение года доходы упали, могут возникнуть проблемы с уплатой. Доходы налогоплательщика делятся на 7 категорий:

Плата по труду при работе по найму.

Земельные доходы (от сдачи в аренду земли и зданий).

Доходы от оборотного капитала (дивиденды и проценты).

Доходы от перепродажи (*зданий; *ценных бумаг).

Доходы от промышленной и торговой деятельности предприятий, не являющихся АО.

Некоммерческие доходы (доходы лиц свободных профессий).

Сельскохозяйственные доходы. Для каждой из 7 категорий своя методика расчета. Общим правилом вычетов для определения чистого дохода является то, что вычитаются все производственные расходы, обеспечившие доходы.

Вычитаются расходы на содержание престарелых родителей и на благотворительность. Для расчета налога чистый доход семьи распределяется на части. Затем определяется сумма налога по соответствующим ставкам на каждую часть. Общий размер налога определяется сложением сумм налога по каждой части. Такая схема позволяет смягчить налоговое бремя и создать льготы многодетным семьям. После расчета величины он может быть сокращен на 25% сумма расходов, связанных с содержанием детей в дошкольных учреждениях, оказанию помощи престарелым, уплатой процентов за кредит, страхованием жизни, покупкой акций.

Подоходный налог с физических лиц во Франции обеспечивает около 18% доходов государственного бюджета, а его главной особенностью является то, что фискальную единицу представляет собой не отдельный гражданин, а семья. Кроме этого налога, население делает две разновидности социальных отчислений, которые незначительны по объемам:1,1% от профессиональных доходов и 1% от процентных доходов по вкладам в финансово-кредитных структурах.

Существенно более весомым является налогообложение доходов юридических лиц (хозяйствующих субъектов), которые помимо прогрессивного налога на прибыль (ставка которого от 10 до 42%, а наиболее распространенный уровень - 34%) уплачивают налоги, исчисляемые от расходов на оплату труда [налог на профессиональное образование (0,6%), налог на долгосрочную профессиональную подготовку (1,5 - 2,3%) и налог на жилищное строительство (0,65%)], что в целом обеспечивает около 30% доходов государственного бюджета.

Налогообложение собственности (имущества) во Франции также ориентировано, главным образом, на юридических лиц и включает налог на имущество хозяйствующих субъектов, взимаемый по прогрессивной шкале (до 1,5% стоимости), налог на земельный участок, а также налог на автотранспорт и налог на жилье, который уплачивают и собственники жилья, и арендаторы.

Региональные вопросы налогообложения во Франции

Административно-территориальная структура Франции включает 22 региона, 95 департаментов и 36 000 коммун. Местные органы представляют около 80 тыс. самостоятельных бюджетов (коммуны, департаменты, регионы и т.д.). Общая часть местных бюджетов доходит до 60% государственного бюджета страны. Их динамика характеризуется быстрым ростом.

Из системы местных налогов следует выделить 4 основных: земельный налог на застроенные участки; земельный налог на незастроенные участки; налог на жильё; профессиональный налог.

Ставки этого налога определяется местными органами власти при определении бюджета на будущий год. Причем ставки не могут превышать законодательно установленного максимума.

Земельный налог на застроенные участки взимается с обустроенных участков. Налог касается всей недвижимости – здания, сооружения, резервуары и т.д., а так же участков, предназначенных для промышленного или коммерческого использования.

Налогооблагаемая часть равна половине кадастровой арендной стоимости участка.

От данного налога освобождается государственная собственность; здания, находящиеся за пределами городов и предназначенные для сельскохозяйственного использования. Освобождены от этого налога физические лица в возрасте старше 75 лет, а также лица, получающие специальные пособия из общественных фондов, или пособия по инвалидности.

Налог на незастроенные участки затрагивает поля, луга, леса, карьеры, болота, солончаки, участки под застройку и т.д. Кадастровый доход, служащий базисом налога, установлен равным 80% кадастровой арендной стоимости участка. От налога освобождены участки, находящиеся в государственной собственности. Могут временно освобождаться от налога искусственные лесонасаждения, участки, предназначенные под развитие сельскохозяйственного производства.

Налог на жилье взимается как с собственников жилых домов, так и с арендаторов.

Малообеспеченные лица могут быть освобождены целиком или частично от уплаты данного налога в части их основного места проживания.

Профессиональный налог вносится юридическими и физическими лицами, постоянно осуществляющими профессиональную деятельность, не вознаграждаемую заработной платой. Для расчетов налога берется сумма двух элементов, умножаемая на установленную местными органами власти налоговую ставку. Эти два элемента: арендная стоимость недвижимости, которой располагает налогоплательщик для нужд своей профессиональной деятельности; некоторый процент заработной платы (обычно 18%), уплачиваемой налогоплательщиком своим сотрудникам, а также полученного им дохода (обычно 10%).

Рассчитанный по этим элементам размер налога не должен превышать 3,5 % произведенной добавленной стоимости. Это законодательное ограничение.

К прямым местным налогам относятся: один налог на предприятия (налог на профессию) и три налога на семью (на жилье, на землю и на здания). Доля налогов в местном бюджете - 40%, дотации государства - 30%, остальные 30% - собственные поступления и займы.

Основной источник налоговых поступлений местных бюджетах (43%) - налог на профессию, который уплачивается всеми предприятиями.

Местные налоги выполняют перераспределительные функции, однако бюджеты каждой территориальной единицы независимы друг от друга. Местное управление имеет ограничения.

Степень свободы в принятии решений базируется на законных актах по налогообложению и директив республиканских и региональных органов.

Самофинансирование регионов основано на принципе бюджетного равновесия, то есть местный бюджет не может быть принят с дефицитом или излишком. Поэтому первичным в бюджетном планировании регионов является определение расходов. Перераспределение средств между коммунами осуществляется департаментами, а из госбюджета выделяются целевые субсидии для выравнивания экономического положения отдельных территорий. Помощь государства осуществляется путем предоставления льгот по уплате налогов.

Общая характеристика налоговых систем федеративных и унитарных государств

Налоговую систему любого государства можно рассматривать как законодательно принятую в государстве совокупность налогов и сборов, изымаемых соответствующими органами с субъектов налога.

Структура налоговой системы представлена:

  • видами налогов и сборов;
  • законодательной базой, определяющей функционирование налоговой системы;
  • налоговыми органами и службами;
  • субъектами налога как основными участниками и носителями налогового бремени;
  • органами государственных внебюджетных фондов и другими государственными структурами.

К налоговой системе предъявляется ряд требований (критериев), которым она должна удовлетворять. К основным критериям, характеризующим налоговую систему, можно отнести следующие:

  • рациональность;
  • оптимальность;
  • справедливость, в том числе социальную справедливость распределения налогового бремени;
  • простоту исчисления налогов;
  • доступность и проницаемость налогообложения налогоплательщиками;
  • экономичность;
  • эффективность и др.

Требование рациональности системы является одной из составляющих, которая позволяет оптимизировать структуру системы, минимизировать расходы на ее содержание и оснащение средствами автоматизации процессов сбора, учета, обработки и хранения налоговой информации.

Критериями требования рациональности системы могут служить: численность налогоплательщиков или общая численность граждан государства, приходящихся на одного налогового служащего; общая численность налоговых служащих, необходимых для охвата контролем всех налогоплательщиков.

Налоговая система должна быть стабильной на протяжении определенного периода времени. В современном мире налоговая система любой страны представляет собой важнейшее звено не только финансовой системы государства, неотъемлемой частью которой она является, но и общей системы экономического регулирования.

Налоговые системы используются как действенный инструмент реализации финансово-экономической политики государства. С помощью налогов регулируются социально-экономические процессы, поощряется или, напротив, сдерживается развитие тех или иных отраслей экономики и видов деятельности в интересах структурной перестройки экономики, поддерживаются общие темпы социально-экономического развития и уровень занятости населения. Эти задачи не решаются автоматически путем введения системы налогов. Способность налоговой системы в целом и каждого налога в отдельности выполнять возложенные на них функции зависит от принципов, на которых она построена.

Наиболее важные принципы построения налоговой системы следующие.

    Принцип единства или единой законодательной и нормативно-правовой базы на всем экономическом пространстве государства:

  • все налоги вводятся и отменяются только органами государственной власти с законодательным определением полномочий каждого уровня власти;
  • единство подхода к построению налоговой системы.
  • Принцип стабильности налогового законодательства предполагает невнесение изменений, поправок или новых налогов в течение определенного времени.
  • Принцип рациональности и оптимальности построения налоговой системы.
  • Принцип организационно-правового построения и функционирования налоговой системы характеризует разграничение полномочий между различными уровнями и органами власти.
  • Принцип единоначалия или централизации управления налоговой системы по взиманию платежей и контролю за их поступлением в бюджет.
  • Принцип максимальной эффективности налоговой системы.
  • Принцип целевого поступления налогов и сборов в бюджет.
  • В зависимости от типа государственного устройства общества различают федеративные и унитарные государства. Принципы построения налоговых систем в таких государствах отличаются друг от друга. По определению, федерация — форма объединения ряда государств, когда объединяющиеся государства-члены, сохраняя определенную юридическую государственную самостоятельность, создают новое единое государственное образование.

    В федерации предполагаются единые союзное гражданство, армия, союзные государственные органы. В мировой практике примерами федеративных государств являются США, ФРГ, Канада, РФ и т.д. В целом федерализм определяется как система власти, при которой по конституции ряд властных функций передается независимым региональным органам при верховной власти у центрального правительства — носителя национального суверенитета.

    Современный федерализм принято квалифицировать как конкурентный. Его основой является принцип субсидиарности, означающий, что конкретные задачи сравнительно небольших коллективов должны решаться на возможно более низком уровне власти. Понятие «субсидиарность» раскрывается в ряде принципов, первым из которых является принцип происхождения. Он относится к свободной торговле товарами и услугами и означает, что местные власти не должны проверять или лицензировать подлежащие продаже товары, поставщики которых получили лицензии в другом районе страны. Тогда у местных властей появляются возможности расширения базы налогообложения за счет привлечения «чужих» предпринимателей и стимул к соперничеству в области установления правил, наилучшим образом отвечающих нуждам граждан.

    Следующий принцип — исключительность, т.е. эксклюзивное, четкое и определенное возложение ответственности за коллективные действия на данный уровень власти. Принцип фискальной эквивалентности означает, что каждая административная территория должна финансировать свои властные функции за счет средств, полученных от налогов, сборов и заимствований, за которые она несет ответственность. Государственные расходы «дисциплинируются» благодаря необходимости собирать налоги или брать в долг.

    Все перечисленные принципы, вместе определяющие конкурентный федерализм, имеют тенденцию усиления каждого другими. А при нарушении хотя бы одного из них страдает конкуренция между территориями. Например, право центра устанавливать все ставки налогов наносит серьезный удар по независимости и ответственности местных властей и т.д. Таким образом, подлинный конкурентный федерализм может быть понят только как взаимосвязанное целое.

    Система налогообложения при федеративном государственном устройстве должна быть структурирована исходя из указанных принципов и поэтому серьезно отличается от подходов к ее формированию в унитарном государстве, где политическая воля сосредоточивается в едином центре, а местные самоуправления не имеют статуса государственного суверенитета. В федеративном государстве существуют, по крайней мере, два уровня с подлинным государственным суверенитетом — центральный и региональный. Но для соблюдения целостности государства необходимо обеспечить единое налоговое законодательство с двухканальной системой. Для иллюстрации этих положений необходимо рассмотреть конкретные налоговые системы объединенных федерацией государств.

    В целом, опыт налогового реформирования индустриально развитых стран мира позволяет сделать вывод, что при всем многообразии специфических условий его проведения общей тенденцией является сокращение льгот и расширение налогооблагаемой базы.

    В то же время следует иметь в виду, что в зарубежных странах, несмотря на тенденцию к ограничению, значение льгот достаточно весомо. Снижение налоговых льгот не привело к принципиальному демонтажу их системы. Продолжает сохраняться система льгот, обеспечивающая прежде всего эффективное функционирование механизмов налогового стимулирования научно-технического развития (независимо от вида льгот, используемых той или иной страной).

    Значение льгот в налогообложении прибыли весомо для большинства стран и в количественном отношении. Об этом свидетельствуют оценки, полученные японскими экспертами для начала 1990-х годов. По этим оценкам льготы уменьшают общую ставку налога на прибыль в США с 40 до 32%, в Англии — с 33 до 24,6%. Общая ставка налога на нераспределенную прибыль в Германии при вычете из нее той части промыслового налога, которая, по сути, является налогом на капитал, составляет 53%, при вычете налоговых льгот она снижается до 44,4%, то есть примерно на 16% 1 Никитин С., Никитин А. Налог на прибыль: опыт развитых стран // Мировая экономика и международные отношения. 1997. № 3. С. 9. .

    В зарубежных странах широко используются наиболее мобильные инструменты налогового регулирования экономики — льготы и ставки.

    Помимо богатого опыта стимулирования капитальных вложений промышленно развитых стран Запада определенный интерес представляет и опыт стран третьего мира. В настоящее время именно они сохраняют достаточно высокие темпы роста. Западные ученые, исследующие это явление, отмечают, что экономические методы стимулирования инвестиций повсеместно дополняются участием государства — развитием государственного предпринимательства, мобилизацией государственных финансовых средств, созданием мощных распределительных и перераспределительных механизмов.

    В странах третьего мира, как правило, реализуются принцип запланированного выборочного бюджетного финансирования приоритетных отраслей, несмотря на значительный бюджетный дефицит. Такая политика характерна для Турции, Пакистана, Египта, других арабских стран, Китая. Но тем не менее в этих же странах активно проводятся налоговые реформы, направленные на увеличение объема производственных накоплений. Правительство определяет ряд направлений предпринимательской деятельности, которые получают максимальные налоговые льготы, льготные ставки налогообложения, скидки на инвестиции, возможность применения ставок ускоренной амортизации. Несмотря на то, что подобная система по своей природе ближе к системе централизованного регулирования инвестиционной политики, на начальном этапе перехода к рынку целесообразно ее использовать и в нашей стране.

    Понятие унитарного государства

    В современном мире есть близкие понятия – страна и государство. Часто они используются как синонимы. Но эти понятия имеют существенное различие. Термином «страна» обозначают какую-либо территорию. А термин «государство» обозначает политическую систему.

    Государство – это совокупность форм, методов и систем органов управления экономической и общественной жизнью на территории определенной страны.

    Возникали государственные образования как система власти. Она служила для подчинения одних слоев населения другим. Далее сформировалась функция управления определенной территорией. Она сводилась к сбору всевозможных податей и обеспечению обороны в случае нападения врагов. Позже государство начало регулировать и экономические отношения на данной территории.

    В процессе развития человеческого общества сформировалось несколько типов государственных образований. Одним из них является унитарное государство.

    Унитарным государством называется такая форма государственного устройства, когда составные территориальные части являются административно-территориальными единицами инее имеют статуса государственного образования, по всей стране действует единая конституция, единая правовая система и единая для всей страны структура органов власти.

    Готовые работы на аналогичную тему

    • Курсовая работа Налоговая система унитарного государства 460 руб.
    • Реферат Налоговая система унитарного государства 260 руб.
    • Контрольная работа Налоговая система унитарного государства 200 руб.

    Получить выполненную работу или консультацию специалиста по вашему учебному проекту Узнать стоимость

    Примерами унитарных государств могут быть Франция, Финляндия, Норвегия, Венгрия.

    Сущность и задачи налогов и налоговой системы

    С момента возникновения государств, в любом обществе возникает система взимания платежей в пользу государства. Эти средства расходуются руководством государства (правителями) для различных нужд – обороны, содержание аппарата власти и пр. У разных народов и в разные времена эти платежи носили различные наименования. В современном словаре они обозначены термином «налоги».

    Налогами называют обязательные безвозмездные платежи, взимаемые принудительно государством (государственными органами различного уровня), для содержания государственного аппарата и финансирования выполнения государством своих функций.

    Перечень установленных в государстве налогов, принципы, формы и методы их установления и сбора, способы их коррекции (изменения, отмены), методы и органы контроля за уплатой налогов и соответствующая законодательная база образуют налоговую систему государства.

    От сборов и пошлин налоги отличаются безвозмездным характером уплат. Сборы и пошлины же носят характер соглашения и разрешения совершать определенные действия плательщиками или в отношении таковых. Налоговые сборы – это обязательный элемент экономических отношений. Они изменяются с изменением государственности или с ее развитием. Благодаря выполняемым ими функциям, налоги являются инструментом государственной политики. В государстве и обществе налоги выполняют следующие функции:

    • фискальную;
    • распределительную;
    • регуляторную;
    • функцию контроля.

    Наиболее древней и, в то же время, самой главной является фискальная функция. Она заключается в сборе денежных средств для формирования приходной части государственного бюджета. Перераспределение собранных средств в соответствии с проводимой государством политикой является проявлением распределительной функции налоговой системы.

    Применяя различные налоговые ставки или освобождая отдельные отрасли или предприятия от уплаты налогов или же наоборот, повышая налоговую ставку для отдельных товаров или предприятий осуществляется регулирующая функция налогов. Роме того она предусматривает сбор средств на восстановление использованных ресурсов. Контроль заключается в отслеживании степени полноты денежных поступлений и их своевременности. Эта функция необходима для дальнейшего планирования развития государства (как экономики, так и общества).

    Особенности налоговой системы унитарного государства

    Как уже говорилось выше, унитарные государства – это цельные образования. Территории, входящие в их состав являются административно-территориальными единицами, не имеющими суверенных прав. Они всецело подчиняются центральным органам власти. Это касается и вопросов налогообложения и формирования бюджетов всех уровней.

    Аппарат государственной власти унитарного государства – это единая структура по всей территории страны. Права высших органов власти не ограничены полномочиями местных органов самоуправления. В пределах унитарного государства действует единая конституция и единая правовая система.

    Налоговая система унитарного государства представляет собой одноканальную структуру. Все налоги, собираемые на местах поступают в единый центр. А уже центральные органы власти осуществляют перераспределение собранных средств по регионам и отраслям.

    В качестве примера классической формы налоговой системы унитарного государства часто приводят современную налоговую систему Великобритании. В унитарном государстве используют центральные и местные налоги. В категорию центральных налогов входят:

    • подоходный налог с населения;
    • подоходный налог с предприятий, фирм, корпораций и т.п.;
    • налог на доходы от нефти;
    • налог с наследства;
    • налог на добавленную стоимость;
    • всевозможные гербовые, акцизные и пошлинные сборы.

    Собранные средства поступают в центральный (государственный) бюджет. Взимание средств может происходить либо через специальные органы, либо перечислением плательщиком через банковские учреждения. Согласно конституции государства платеж может производиться как в наличной, так и в безналичной форме (банковским чеком, банковской картой и пр.).

    Для финансирования нужд местных бюджетов применяют систему местных налогов. В их перечень входят поимущественные налоги. В зависимости от особенностей государственного законодательства (налогового кодекса) определяется ставка налогов и система их начислений (пропорциональная, прогрессивная и т.д). Эти же законы определяют круг лиц и случаи применения льготного налогообложения или освобождения т уплаты налогов.

    Свежие материалы

    Налоговая система УзбекистанаОбщие сведенияОсновным законом, регулирующим налоговые правоотношения в Республике Узбекистан, является Налоговый кодекс .Именно…

    Межрайонная ИФНС России № 20 по Челябинской области - государственный орган исполнительной власти, контролирующий своевременное…

    Информация об отделе налоговой: Межрайонная инспекция Федеральной налоговой службы № 15 по Краснодарскому краю Начальник…

    Информация об отделе налоговой: Межрайонная инспекция Федеральной налоговой службы № 14 по Воронежской области Начальник…

    Читайте также: