Основной чертой абсолютизма является отсутствие системы сбора налогов

Опубликовано: 06.05.2024

Проверочный тест по теме: «Абсолютизм. Экономика. Общество» (параграфы 3-5) Вариант I

Основная черта абсолютизма:

А) отсутствие системы сбора налогов; Б) отмена единой системы мер и весов

В) проведение единой экономической политики; Г) усиление значения выборных органов власти

2. К признакам абсолютизма не относятся:

А) создание общегосударственного аппарата управления

Б) наличие представительного органа, обладающего значительными полномочиями

В) проведение единой государственной экономической политики

Г) формирование постоянной профессиональной армии

3. В результате установления абсолютизма:

А) сокращаются налоги; Б) вводятся гражданские права и свободы

В) усиливаются феодальные междоусобицы; Г) ускоряется экономическое развитие страны

4. Укажите европейского монарха, которому приписывают следующие слова: «Вы думали , господа, что государство – это вы? Государство – это я!»

А) Франциск I Валуа; б) Генрих VIII Тюдор; В) Яков I Стюарт; г) Людовик XIV Бурбон

5. Установите соответствие между государственными органами власти и государствами, в которых они действовали. Ответ запишите в виде последовательности цифр : 1) Англия; 2) Франция

А) Генеральные штаты; Б) Звёздная палата; В) Парламент; Г) Тайный совет.

6. Развитию мануфактурного производства в XVI в. способствовало:

А) существование цеховых уставов; Б) развитие международной торговли

В) отделение ремесла от сельского хозяйства; Г) утрата крестьянами личной свободы

7. Поставьте в соответствие процесс Нового времени и его определение.

2)исключительное право на производство или продажу чего- либо

3)деятельность, направленная на получение прибыли

8. Тип предприятия, основанный на разделении труда и ручной ремесленной технике, это:

А) биржа; б) мануфактура; в) монополия; г) цех

9. В XVI веке наемными рабочими становились:

А) купцы; б) банкиры; в) городские бедняки; г) зажиточные крестьяне

10. В ходе развития капиталистических отношений в Англии формируется слой населения:

А) фермеры; б) крестьянство; в) духовенство; г)конкистадоры

Проверочный тест по теме: ««Абсолютизм. Экономика. Общество.» (параграфы 3-5) Вариант II

Основная черта абсолютизма:

А) усиление роли сословно-представительных учреждений; Б)отказ от проведения политики меркантилизма

В) введение единого государственного законодательства; Г) усиление независимости городских коммун

2. К признакам абсолютизма не относятся:

А) создание государственной налоговой системы; Б) сокращение полномочий представительного органа

В) самостоятельность судов в провинциях и землях; Г) единство мер и весов

3. Последствием установления абсолютизма является:

А) рост доходов церкви; Б) ослабление обороноспособности страны

В) формирование национальных государств; Г) замедление экономического развития страны

4. Укажите европейского монарха, которому приписывают следующие слова: «Как мои предки могли допустить такое учреждение»

А) Франциск I Валуа; б) Генрих VIII Тюдор; В) Яков I Стюарт; г) Людовик XIV Бурбон

5. Установите соответствие между государственными органами власти и государствами, в которых они действовали. Ответ запишите в виде последовательности цифр : 1) Англия; 2) Франция

А) Парламент; Б) Звёздная палата; В )Генеральные штаты; Г)Тайный совет.

6. Приток золота и серебра в Европу из Нового Света способствовал:

А) появлению ювелирных украшений; Б) появлению первых золотых и серебряных монет

В) появлению мануфактур; Г) обогащению всех слоев общества

7. Установите соответствие между понятием и его переводом с латинского (или греческого) языка

8. Средства, вкладываемые в производство с целью получения прибыли, это:

А) деньги; б) банк; в) капитал; г) биржа

9. В XVI веке предпринимателями становились:

А) купцы; б) священники; в) сельские бедняки; г) разорившиеся ремесленники

10. В ходе развития капиталистических отношений в Англии формируется слой населения:

А) духовенство; б) дворянство; в) джентри; г) крестьянство

Ответы к Проверочному тесту по теме: ««Абсолютизм. Экономика. Общество .» (параграфы 3-5)

1. Меркантилизм – это экономическая политика, свойственная абсолютизму, так ли это:
а) да +
б) нет
в) отчасти

2. Кого из европейских монархов, чье правление приходилось на период XVII – XVIII вв., называли Король-Солнце:
а) Генрих VIII Тюдор
б) Людовик XIV Бурбон +
в) Людовик XIII Бурбон

3. Меркантилизм – это основной вид налогов при абсолютизме, так ли это:
а) да
б) отчасти
в) нет +

4. В каком веке в Европе абсолютизм достигает своего полного расцвета:
а) XVII в. +
б) XVI в.
в) XVIII в.

5. Меркантилизм – это экономическое учение, запрещённое при абсолютизме, так ли это:
а) да
б) отчасти
в) нет +

6. Какое из перечисленных ниже положений составляло основное содержание экономической политики меркантилизма:
а) закупать и ввозить в страну товары из-за границы
б) основную форму богатства составляют ценные материалы +
в) избавляться от золотых и серебряных монет, вводить бумажные деньги

7. «Государство — это я». Кто автор:
а) Генрих VIII
б) Генрих IV
в) Людовик XIV +

8. Какое из перечисленных ниже положений составляло основное содержание экономической политики меркантилизма:
а) вывозить из страны товаров больше, чем ввозить +
б) не развивать отечественную промышленность
в) избавляться от золотых и серебряных монет, вводить бумажные деньги

9. Кто правил раньше:
а) Яков I
б) Елизавета I
в) Генрих VII +

10. Какое из перечисленных ниже положений составляло основное содержание экономической политики меркантилизма:
а) не развивать отечественную промышленность
б) от обилия ценных металлов в государстве зависит его процветание +
в) закупать и ввозить в страну товары из-за границы

11. Кто правил позже:
а) Яков I +
б) Елизавета I
в) Генрих VII

12. Какая форма политической власти выражена в приведенном ниже суждении одного из королей Англии? «Воля Бога заключается в том, чтобы всякий рожденный подданными повиновался без рассуждений»:
а) конституционная монархия
б) неограниченная монархия +
в) сословная монархия

13. При абсолютизме:
а) король отказывается от попыток подчинить церковь государству +
б) проводится единая экономическая политика
в) утверждается единое общегосударственное законодательство

14. Как назывались высшие судебные органы в провинциях Франции:
а) Звездная палата
б) Тайный совет
в) парламент +

15. В Англии, в отличие от Франции, с установлением абсолютизма:
а) парламент продолжал созываться +
б) значение парламента уменьшилось
в) орган сословного представительства (парламент) перестал собираться

16. Создание постоянной армии в Англии произошло при:
а) Генрихе VIII Тюдоре
б) Генрихе VII Тюдоре +
в) Якове I Стюарте

17. Согласно учению меркантилизма вывоз товаров из страны должен превышать их ввоз, так ли это:
а) нет
б) отчасти
в) да +

18. Одной из главных черт абсолютизма было стремление:
а) сохранить независимость старой феодальной знати
б) присоединить окраинные территории +
в) укрепить феодальную раздробленность

19. Согласно учению меркантилизма ввоз товаров в страну должен превышать их вывоз, так ли это:
а) да
б) отчасти
в) нет +

20. Первый монарх, ставший главой церкви в собственной стране:
а) Франциск I
б) Генрих VIII +
в) Эдуард III

21. Согласно учению меркантилизма вывоз товаров из страны должен быть равен их ввозу, так ли это:
а) нет +
б) отчасти
в) да

22. Выберите из списка абсолютных монархий лишнее государство:
а) Испания
б) Франция +
в) Голландия

23. «Как мои предки могли допустить такое учреждение (парламент. — Ред.)!». Кто автор:
а) Людовик XIV
б) Генрих VII
в) Яков I +

24. Последствием установления абсолютизма в европейских государствах не является:
а) совершенствование постоянных профессиональных армий
б) создание государственной церкви или подчинение существующей +
в) формирование наций и национальных государств

25. Кто правил раньше:
а) Людовик XIV
б) Генрих IV
в) Генрих VIII +

26. К чертам абсолютной монархии не относится:
а) наличие у каждого города своей денежной единицы
б) формирование постоянной армии +
в) создание общегосударственных органов управления

27. Кто правил позже:
а) Людовик XIV +
б) Генрих VIII
в) Генрих IV

28. Для характеристики абсолютной монархии подходит выражение:
а) Вассал моего вассала не мой вассал
б) Каждый воюет против каждого
в) Королю – власть, народу – мнение +

29. При абсолютизме:
а) право принятия законов передаётся королевским судам +
б) утверждается единая налоговая система
в) формируется единый аппарат управления, состоящий из чиновников и подчинённый королю

30. Органы сословного представительства при абсолютизме:
а) укрепляют своё положение
б) теряют своё значение +
в) перестают созываться


Министерство общего и профессионального образования РФ

Нижегородский Коммерческий Институт

кафедра истории и теории государства и права

по истории государства и права России

на тему: «Становление абсолютной монархии в России (конец XVII – перв. четверть XVIII вв.)».

Понятие абсолютизма

Что есть абсолютизм? В чистом виде – самодержавие, верховенство единой власти. Однако, самодержавие – цельный период в истории государства Российского. Абсолютизм же выделяется в нем одной из вех развития данного периода. Формой правления, как одной из ступеней становления монархии, при которой власть в государстве сконцентрирована в руках единственного человека – монарха, и является абсолютизм. При этом монарх действует через чиновничий аппарат для реализации своей власти. Как считал А.Я.Аврех, историк, специализирующийся на дореволюционном периоде Российского государства, абсолютизм в России являет собой противоборство между европейским абсолютизмом и деспотизмом Азии. С его точки зрения, абсолютизм России протестует против порядка, где воля тирана единственна и неоспорима.

Выполнил: студент группы 1/4 Ю(в)з

№ зач. кн. ________________________

Научный руководитель: Спиридонов

Нижний Новгород

Оформление абсолютной монархии в первой четверти XVIII века

Возникновение абсолютизма как формы правления обусловлено процессом генезиса буржуазных отношений. В условиях перехода от феодального, сословного общества к обществу капиталистическому, гражданскому государственная власть получает значительную самостоятельность по отношению к различным социальным группам. Происходит отмирание сословно-представительных учреждений, которые в той или иной степени ограничивали власть монарха.

К основным чертам абсолютизма относятся: сосредоточение законодательной, исполнительной и судебной власти в руках наследственного монарха; право монарха распоряжаться государственными финансами и устанавливать налоги; наличие обширного, разветвленного чиновничье-бюрократического аппарата, осуществляющего от имени монарха управленческие функции; централизация и унификация государственного и местного управления, территориального деления; создание постоянной армии и полиции; регламентация службы и частной жизни сословий. В XVI в. абсолютизм устанавливается во Франции, Испании, Англии (в неполной форме и до революции середины XVII в.), Германии (так называемый княжеский абсолютизм). Расцвет абсолютных монархий в Западной Европе приходится на XVII- XVIII вв.

В России абсолютная монархия окончательно складывается в первой четверти XVIII в. Утверждение абсолютизма в России имело ряд особенностей. Он возник в условиях полного господства феодально-крепостнических порядков и отсутствия развитых буржуазных отношений, существенного отставания России от ведущих европейских стран, значительного воздействия так называемых восточных, или деспотических, традиций на политический строй государства. В отличие от стран Западной Европы, где социальной базой абсолютизма был союз дворянства с городами, в России абсолютизм опирался на крепостническое дворянство и служилые сословия. Характерной чертой российского абсолютизма стала также широкая внешнеполитическая экспансия — необходимое условие для ускоренной модернизации страны, проводившейся зачастую силовыми методами.

Еще во второй половине XVII в. были ликвидированы или лишены самостоятельности сословно-представительные органы как в центре (Земские соборы), так и на местах (губные и земские учреждения). В 1700 г. фактически упраздняется патриаршество. После подавления в 1698 г. стрелецкого бунта Петр I приступил к проведению военной реформы. Стрелецкие полки подлежали расформированию и замене регулярной армией. К 1705 г. окончательно осуществляется формирование армии на основе рекрутской повинности. В начале XVIII в. прекращаются заседания Боярской думы. Вместо прежних органов государственного управления учреждаются Сенат (1711) и Синод (1721), приказы заменяются коллегиями (1717-1720), вводится губернское административно-территориальное деление. В 1714 г. Петр I издает указ о единонаследии, приведший к стиранию юридических различий между вотчиной и поместьем и слиянию боярства и дворянства в единое сословие.

Внешним выражением утверждения абсолютизма в России стало принятие Петром I императорского титула, преподнесенного Сенатом по окончании Северной войны. Так Россия была провозглашена империей. Первыми императорский титул российского монарха признали Пруссия, Нидерланды и побежденная Швеция, позднее — другие государства.

Законодательная формулировка российского абсолютизма была приведена в Духовном регламенте (1721): «Император Всероссийский есть монарх самодержавный и неограниченный. Повиноваться его верховной власти не токмо за страх, но и за совесть, сам Бог повелевает».

В январе 1722 г. Петр I изменил порядок наследования престола. По этому указу монарх получил право по собственной воле назначать себе наследника, исходя из интересов государства. Указ о престолонаследии, порывавший с исторически сложившимся порядком передачи престола, послужил прологом к эпохе дворцовых переворотов, начавшейся после смерти Петра.

Концепция формирования Российского абсолютизма

Существует две точки зрения об основном рычаге становления абсолютизма. В первом случае – это непосредственно государство, потребности его и возможности. В другом случае – воздействие иностранных государств. Также, в качестве основного фактора рассматривались изменения в обществе: возросшая численность купечества, значимость дворянства, что в конечном итоге обостряла борьбу классов. Немаловажным фактором считали и рост промышленности.
Основными предпосылками становления абсолютизма можно назвать следующие:
— активизация внешней политики и возросшие финансовые потребности страны;
— развитие общества происходит медленными темпами;
— активное развитие капиталистических отношений и, как следствие, формирование баланса между буржуазией и дворянами;
— общее стремление к благополучию страны и населения в целом;
— развитие коммерческих связей;
— борьба классов, требовавшая действенной политики государства;
— внешнее воздействие: для «выживания» на фоне других государств Россия была практически вынуждена приспосабливаться к именно такой форме правления;

Основные черты абсолютизма в России

— стабильная позиция правящей династии;
— военная направленность;
— внушительный экономический базис;
— была самым «доработанным» в мире.
Государственный механизм и процедура развития

Царь: остается верховным правителем во второй половине 17 века. Его исключительные права еще более расширяются ввиду перераспределения властных прав. Земские соборы еще созываются, однако уже вскоре эта ветвь власти теряет свою силу и все его задачи и привилегии сосредотачиваются в руках монарха.
Боярская дума: пока остается оперативным органов, но превращается постепенно в аппаратный ввиду многочисленности и социальных различий (как результат этот орган ликвидировал царь Петр I). Естественно, что власть переходит к царю как к монополисту власти среди прочих высших институтов.
Приказная система: в настоящий период терпит разрушение. Петр I пытается реанимировать обстановку, создавая еще больше чинов. Однако, этот прием терпит поражение. Впоследствии, на смену приказной приходит коллегиальная система.
Местное управление: концентрируется управление в городах. Возрастает значение воеводы.

Первая четверть 18 века. Отличительные черты абсолютизма

Окончательное формирование сословий.
— Дворянство. Окончательное оформление земельных прав собственности согласно Указу 1714 года, когда все виды землевладения были уравнены. Основной целью единонаследия было избавление от дробления дворянских земельных владений. В данном случае недвижимое имущество переходило: при наличии завещания – к одному сыну, при отсутствии – к старшему, при отсутствии сыновей у дворянина – к дочерям.
Важный элемент — табель о рангах, согласно которому все должности в государстве были разбиты на 14 рангов. На дворянскую службу поступали в 15 лет.
— Духовенство. С начала 18 века большинство владений церкви было конфисковано, так как с целью управления создается монастырский приказ. После создания коллегии церковных дел церковь полностью подчинилась государству.
— Мещанство. В соответствии с регламентом главной магистрации все горожане делились на регулярных и нерегулярных (рабочие и прислуга). К регулярным в свою очередь относились гильдия буржуазии и гильдия торговцев, ремесленников.
— Крестьянство. К описываемому моменту истории холопство и крестьянство слились. Основными группами крестьян были: монастырские, помещичьи, пассосеонные, а также дворцовые и государственные, которые были освобождены от уплаты подати.

Главные органы управления

— Вся полнота власти, включая церковную, исполнительную, судебную и законодательную, сосредоточена в руках императора. Россия стала империей, и царь обладает огромными полномочиями. Согласно уже упомянутому указу о престолонаследии, император сам назначал наследника престола Российского.
— В начале 18 века Сенат был создан как орган высшего управления государством, должностные лица которого назначались лично царем. Состоял он из 9 сенаторов, а также обер-секретаря. Разделялся на канцелярию и общее присутствие (общее собрание сенаторов). При решении каких-либо вопросов использовался принцип коллегиальности. Изначально при решении спорных вопросов использовали единогласие, а впоследствии они принимались большим количеством голосов. Канцелярия разделялась на столы – губернский, разрядный, приказной. Руководителем данного органа был генерал-прокурор.
— В начале 18-го века система приказом еще функционирует, однако уже в 20-х годах происходит ее модификация. Введено новшество в системе центрального управления. В рамках замены старой системы были созданы коллегии. Первым документом, регламентирующим ее работу стал реестр о коллегии. Согласно данному акту, основными коллегиями были: адмиралтейские, иностранных дел (чужестранных) и военные. Через два года был принят и генеральный регламент данного органа. В нем главным образом содержались все функции, нормы, правила работы этой структуры, ее делопроизводство и внутренняя структура. Возглавлял коллегию ее президент. В его отсутствие его замещал вице-президент. Также в структуру входили по 4 советника и 4 ассесора. Свои функции также выполняли переводчик, секретарь, регистратор и подъячии мужи (низшая должность).

Отличительными особенностями деятельности главы государства по преображению России того времени были огромная энергия, целеустремленность и размах. Это чувствовалось во всем: в ломке старых укладов, учреждений, законов и быта в целом. Этот «прыжок» России был исторически оправданным и соответствующим интересам развития державы.

История – сокровищница наших деяний, свидетельница прошлого, пример и поучение для настоящего, предостережение для будущего (М. Сервантес)

История Российской империи


«Государство – это я», — сказал Людовик XIV. Впрочем, эти слова приписывают и другим монархам. И в сущности, неважно, кто автор этого высказывания, главное – оно точно характеризует суть абсолютизма.

А если мы посмотрим в энциклопедический словарь, то найдем следующее более подробное определение абсолютизма: «Абсолютизм (от латинского absolutus — независимый, неограниченный), абсолютная монархия. Абсолютизм характеризуется тем, что глава государства, монарх, рассматривается как главный источник законодательной и исполнительной власти, которая осуществляется зависимым от него аппаратом; он устанавливает налоги и распоряжается государственными финансами. При абсолютизме достигается наибольшая степень государственной централизации, создаётся разветвлённый бюрократический аппарат (судебный, налоговый и т. д.), большая постоянная армия и полиция; деятельность типичных для сословной монархии органов сословного представительства или прекращается или теряет прежнее значение. Социальную опору абсолютизма составляет дворянство».

Абсолютизм как общее явление для стран Европы


Символы абсолютной монархии

При абсолютизме вся полнота государственной (законодательной, исполнительной, судебной), а иногда и духовной (религиозной) власти юридически и фактически находится в руках монарха.

Абсолютная монархия характерна практически для всех стран Европы до XVIII века, кроме Сан-Марино и некоторых кантонов Швейцарии, всегда бывших республиками. Некоторые историки рассматривают абсолютизм даже как естественную фазу исторического развития.

В эпоху Просвещения такая форма правления впервые идеологически оправдывается и подкрепляется: вспоминают римских юристов, которые признавали за государями абсолютную власть древних римских императоров, и принимают богословскую идею о божественном происхождении верховной власти.

После Великой Французской Революции происходит процесс постепенной демократизации и ограничения власти монарха. Но этот процесс проходил неравномерно: например, расцвет абсолютизма в странах Западной Европы приходится на XVII—XVIII вв., а в России абсолютная монархия просуществовала вплоть до XX века.

При абсолютизме государство достигает наивысшей степени централизации, создаются разветвленный бюрократический аппарат, постоянная армия и полиция; деятельность органов сословного представительства, как правило, продолжается.

Социальной опорой абсолютизма является дворянство. Возвеличиванию персоны государя служил пышный и изощренный дворцовый этикет. На первом этапе абсолютизм носил прогрессивный характер: он объединял государство едиными законами и устранял феодальную раздробленность. Для абсолютной монархии характерна политика протекционизма и меркантилизма, содействовавшая развитию национальной экономики, торговли и промышленности. Военная мощь государства укрепляется для возможности ведения завоевательных войн. Это общие для всех стран черты абсолютной монархии.

Но в каждой стране особенности абсолютизма определялись соотношением сил дворянства и буржуазии.

Абсолютизм в России

В России систему власти, созданную Петром I, принято называть абсолютизмом. Об абсолютизме Петра I вы можете прочитать на нашем сайте: Абсолютизм Петра I. И хотя расцвет абсолютизма как типа государственной власти в России происходил в ХVIII в., предпосылки его образования проявились в царствование Ивана Грозного (вторая половина ХVI в), а падение — в 1917 г.


П. Деларош «Портрет Петра I»

Иван Грозный проявлял черты самовластия. Он писал Андрею Курбскому: «Государь повелевает хотение свое творити от Бога повинным рабам своим»,»жаловать своих холопей мы вольны, а казнити вольны же». Российская государственность во времена Грозного имела многие особенности системы восточной деспотии. Деспотия — возможность произвола высшего носителя власти, не ограниченного никакими законами и опирающегося непосредственно на силу. Место человека в обществе определялось не знатностью и богатством, а близостью к монарху. Социальный статус и богатство исходили от власти. Все были равны перед монархом, фактически находясь в рабском состоянии.

Но существовали и объективные предпосылки этого: историко-географические условия страны, короткий сельскохозяйственный цикл, рискованность земледелия, низкий прибавочный продукт. В этих условиях создавался жесткий механизм принудительного изъятия той доли совокупного прибавочного продукта, которая шла на потребности самого государства — это один из определяющих факторов традиции деспотической власти.

Монета Банка России «Историческая серия»: «Окно в Европу. Деяния Петра I»

Другой фактор — наличие коллективной земельной собственности общины. Восточная окраска государственной власти стимулировалась не объективными, а субъективными причинами, главной из которых было ордынское иго. Власть оставалась слабой и беспредельно жестокой.

Формирование абсолютизма в России началось уже с середины XVII в., в правление царя Алексея Михайловича:

  • реже созывались Земские соборы;
  • снижалась роль боярской Думы и возрастало значение Ближней думы и приказной бюрократии (дьяки и подьячие);
  • изживал себя основной принцип феодальной службы (местничество); увеличивалось число солдатских и рейтарских полков иноземного строя, предвестников регулярной армии;
  • возрастала роль светской культуры;
  • присоединившись к антитурецкой коалиции, Россия попыталась войти в систему европейских государств.

В Европе классические формы абсолютной монархии возникли в период относительного «равновесия» сил буржуазии и дворянства. В России было не так: капитализм и буржуазия еще не сформировались. Именно поэтому российский абсолютизм был отличен от западного. Имея опору прежде всего в дворянстве, как и европейский, в социальном плане он представлял диктатуру крепостнического дворянства. Охрана феодально-крепостнического строя была важной задачей государства на данном этапе, хотя наряду с этим решались и жизненно важные общенациональные задачи: преодоление отсталости и создания безопасности государства. Для этого потребовалась мобилизация всех материальных и духовных ресурсов, тотальный контроль за подданными. Поэтому в России абсолютистский режим как бы стоял над обществом и заставлял служить себе все сословия, мелочно регламентировал все проявления общественной жизни. Реформы Петра проводились масштабно и жестко. Объясняют это исключительно особенностью характера императора, но часто не принимают во внимание тот факт, что по-другому провести их в данной стране и в данное время было невозможно. Сопротивление петровским реформам наблюдалось в самых различных кругах общества, в том числе и среди части духовенства и боярства, сплотившихся вокруг сына Петра от первой жены (Е. Лопухиной) царевича Алексея. Истинные планы царевича до сих не прояснены. Существует мнение, что он не был противником реформ вообще, но намеревался осуществлять их более эволюционно , без ломки старых традиций. Из-за разногласий с отцом он вынужден был бежать за границу, но в 1717 г. был возвращен в Россию и после следствия казнен.

В связи с делом царевича Алексея в 1722 г. Петр объявил указ о наследии престола, давший право царю назначать себе преемника по своему усмотрению.


Насильственное бритье бород. Лубок XVIII века

Но почему существовало такое сопротивление? Все новое насаждалось жесткими методами: выросли повинности крестьянства и посадского населения, введены многочисленные чрезвычайные налоги и сборы, десятки тысяч людей гибли на строительстве дорог, каналов, крепостей, городов. Преследовались беглые, старообрядцы, противники преобразований. Государство силами регулярной армии подавляло волнения и восстания народа, происходившие в основном в первой половине царствования Петра 1 (1698—1715 гг.)

Одним из проявлений российского абсолютизма было стремление к полной регламентации всех проявлений деятельности общества.

К тому же особенности российского абсолютизма формировались под влиянием личностных качеств правителей. Огромное значение имела личность Петра I. Царь не только осознавал кризис, но и полностью отрицал старомосковский, традиционный образ жизни. С детских и юношеских лет, видя стрелецкие бунты, Петр вынес заряд ненависти к боярам, стрельцам, старому укладу жизни, что стало важным психологическим стимулом в его деятельности. Поездка за границу укрепила отвращение Петра к русской традиционной жизни. Он считал «старину» не только опасной и враждебной ему лично, но и тупиком для России. Западная модель жизни во всем ее многообразии стала для него образцом, по которому он переделывал свою страну. Петр не получил традиционного для русских царей православного образования, был совершенно безграмотным, до конца жизни не знал правил орфографии и писал многие слова по фонетическому принципу. Главное — Петр не усвоил совокупной системы ценностей, присущей традиционной русской культуре. Петра привлекала типично протестантская модель существования в реальном прагматическом мире конкуренции и личного успеха. Этой модели Петр во многом и следовал в своей деятельности. Он обратился к опыту Франции, Дании, особенно Швеции. Но иностранные образцы не всегда было можно приспособить к русской действительности и русскому обычаю.

После петровских преобразований Россия стала той Российской империей, которая, с некоторыми изменениями, просуществовала почти 200 лет.

После Петра I

Абсолютизм продолжал укрепляться, находя широкую поддержку дворянства. 60-80 годы ХVIII в. прошли под знаком «просвещенного абсолютизма» Екатерины II. При ней становится популярным «географический аргумент», обосновывающий самодержавие как единственно приемлемую форму правления для страны таких масштабов, как Россия. Ей удалось приспособить к условиям России идеи просветителей. Она создала «Наказ Комиссии о сочинении нового Уложения». Он был написан самой императрицей в 1764—1766 гг., но представлял собой талантливую компиляцию трудов правоведов и философов ХVIII в. Благодаря Наказу, в России осуществилась правовая регламентация самодержавия.


Д. Левицкий «Екатерина II — законодательница в храме Правосудия»

Главной задачей Екатерины II стала разработка комплекса правовых норм, обосновавших то, что монарх является «источником всякой государственной власти». Идея просвещения людей вообще, идея прогресса как движения от дикости к цивилизации превратилась в идею воспитания «новой породы людей», просвещения общества, подданных просвещенного монарха.

Екатерина считала, что закон пишется не для монарха. Единственным ограничением его власти могут служить его же высокие моральные качества, образованность. Просвещенный монарх не может поступать как неотесанный тиран или капризный деспот.

Екатерина II стремилась сочетать идею самодержавия с идеей сословности. Ко времени правления Екатерины шел процесс образования сословий. Создать сословный строй в России, связать его с самодержавием — такую задачу поставила перед собой Екатерина в начале своего царствования. Реализовать эти идеи предполагалось с помощью единственного рычага — государства.


Наказ Екатерины II

Но в екатерининское время по мере расширения империи на запад и юг эта политика становилась имперской: отражала устойчивый комплекс имперских идей властвования над другими народами. Речь идет не о политике, обращенной во внешний мир, а о политике внутри многонациональной империи. Сутью ее становятся три принципа: русификация, централизация и унификация, а также насильственное распространение православия.

Вся Россия получила единую систему местного управления, построенную на основе строгого централизма и бюрократизации. При большой веротерпимости православие являлось государственной религией.

В первой половине ХIХ в. российский абсолютизм отличался частой сменой внутриполитических курсов, параллельности в проведении консервативных и либеральных мероприятий, частых реорганизациях разных звеньев государственного аппарата, юридическом обосновании крепостного строя. К середине 40 годов XIX в. выяснилась безрезультативность этих попыток. Царизм, проведя реформы 60-70 гг. XIX в. продлил и свое существование. В пореформенное время абсолютизм сохранил многие черты организации и деятельности государственного аппарата крепостнической эпохи. Изменения коснулись главным образом состава бюрократии.

Абсолютизм в России был ликвидирован 2 марта 1918 г. в результате Февральской революции и отречения от престола Николая II.

Кстати…

В настоящее время в мире осталось только пять государств, форму правления в которых можно назвать абсолютной монархией: Ватикан, Бруней, Саудовская Аравия, Оман, Катар. В них власть безраздельно принадлежит монарху.

Объединенные Арабские Эмираты — федеративное государство, состоящее из семи эмиратов — абсолютных монархий.

Ховалыг Эрес Биче-оолович

Открытый урок по истории в 7 классе по теме "усиление королевской власти в 16-17 веках. Абсолютизм в Европе"

ВложениеРазмер
usilenie_korolevskoy_vlasti.doc 557.5 КБ

Предварительный просмотр:

МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ «СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА №2 Г. КЫЗЫЛА»

Школьный этап Всероссийского конкурса педагогического мастерства «Учитель года-2015»

Открытый урок по истории в 7а классе по теме :

« Усиление королевской власти

в XVI – XVII вв. Абсолютизм в Европе»

Автор:
учитель истории и обществознания

Ховалыг Эрес Биче-оолович

Проведен 21 января 2015 года.

Тема : « Усиление королевской власти в XVI – XVII вв. Абсолютизм в Европе»

Тип урока: урок изучения новой темы.

Уровень обучения: базовый

Литература: «Всеобщая история. Новая история 1500-1800гг.» под ред. А.Я. Юдовской, П.А.Барановой, Л.М. Ванюшкина, М., Просвещение, 2012

Цели: - изучить исторические условия развития европейского абсолютизма, основные черты абсолютистских государств;

- сформировать представления об особых чертах французского абсолютизма при Луи XIV.
- продолжить развитие умений выделять главное в рассказе учителя и в тексте учебника, составлять схемы (основные черты абсолютизма), решать познавательные задачи и учебные проблемы.
- развивать навыки самоконтроля; способствовать разрешению личностно значимой проблемы складывания отношений между личностью и государством: может ли власть требовать от личности безоговорочного подчинения или нет.

-воспитание уважения к историческому прошлому, привить интерес к познанию истории.
Технология: мультимедийная презентация, тестирование, проблемная ситуация.
Оборудование: компьютер, презентация, интерактивная доска, тесты, таблица «Абсолютизм».

  1. Организационный момент, эмоциональный настрой учащихся
  2. Мотивация учебной деятельности (постановка целей и задач урока)
  3. Актуализация знаний (повторение изученной темы, тестирование, взаимопроверка)
  4. Изучение новой темы (беседа, диалог, презентация)
  5. Физкультминутка, музыкальная пауза
  6. Первичное применение нового знания (самостоятельная групповая работа по слайду 12, ответить на вопросы)
  7. Закрепление новой темы и ее применение на практике (работа по учебнику, стр. 32-33, работа в парах)
  8. Контроль усвоения, обсуждение допущенных ошибок и их коррекция, индивидуальная деятельность учащихся.
  9. Информация о домашнем задании, инструктаж по его выполнению
  10. Подведение итогов урока, рефлексия, выставление оценок.

  1. Организационный момент.

Настроить учащихся на благоприятный и эмоциональный настрой. Учитель озвучивает свое пожелание:

На уроке будь старательным

Будь спокойным и внимательным,

Говори четко, внятно

Чтобы все было понятно!

  1. Мотивация учебной деятельности (постановка целей и задач урока)

В Новое время в Европе складываются абсолютистские государства. Они начинают формироваться в конце XV – начале XVI в. в условиях зарождения капиталистических отношений. Во Франции абсолютизм приобрел более полное и длительное развитие, поэтому он считается классическим.

( сл.2 ) Проблемный вопрос: Как вы думаете, почему в обществе велась борьба против абсолютизма?

« Рождённый подданным должен повиноваться»
Ответы учащихся по слайду 2.

«Воля Бога заключается в том, чтобы всякий рожденный подданным повиновался без рассуждений» - эта фраза выражает смысл абсолютизма.

( сл.3) Текст на слайде: Абсолютизм – форма правления, при которой верховная власть неограниченно принадлежит одному лицу – монарху. Абсолютизм складывается в период разложения традиционного общества (XV – XVI вв.) , а своего расцвета достигает в XVII в. во время правления Луи XIV – Короля-Франции.

Учащиеся по слайдам 2, 3 определяют тему урока.

Итак, ребята, тему сегодняшнего урока вы определили правильно : « Усиление королевской власти в XVI – XVII вв. Абсолютизм в Европе».

Какие цели вы поставите перед собой?

- узнать, что такое абсолютизм, его основные черты и развитие во Франции и Англии. Расширить свои знания по данной теме.

3. Актуализация знаний (повторение изученной темы, тестирование. взаимопроверка)

Проверка домашнего задания: (5 минут)

Тест для каждого ученика (индивидуальная работа)

1) Кому из мореплавателей удалось открыть морской путь в Индию?

А) Христофор Колумб.

Б) Бартоломеу Диаш.

В) Америго Веспуччи.

Г) Фернандо Магеллан.

2) Кто из путешественников ввёл термин «Новый свет»?

А ) Христофор Колумб.

Б) Бартоломеу Диаш.

В) Америго Веспуччи.

Г) Васко да Гама.

3) Кто из выдающихся путешественников во время плавания открыл Тихий океан, Марианские и Филиппинские острова?

А ) Христофор Колумб.

Б) Америго Веспуччи.

В) Бартоломео Диаш

Г) Фернандо Магеллан.

4) Конкиста – это …

А) обратное завоёвывание отвоёванных земель

В) выплата средств побеждённого государства победителю

Г) форма правления

5) Самым жестоким из завоевателей был:

А) Эрнандо Кортес

Б) Фернан Магеллан

6) Какая страна не могла захватывать большие страны. Поэтому обратила свой взор на страны Индии, Аравии, Восточной Африки?

Проверку проводят сами учащиеся в парах, ответы выводятся на доске:

Читайте также: