Миграция между налоговыми органами

Опубликовано: 03.05.2024

Виталий Кодьев

Автор: Виталий Кодьев юрист

Виталий Кодьев

Автор: Виталий Кодьев
юрист

Собственники и руководители бизнеса зачастую сталкиваются с необходимостью изменить юридический адрес компании. Чаще всего владельцы компаний принимают решение о смене юридического адреса для перехода в другую ИФНС, полагая, что это поможет избавиться от бремени налоговых долгов или избежать налоговой проверки.

Причины смены адреса

Повод задуматься об изменении юр адреса у бизнесменов может появиться по различным причинам. Такая необходимость может быть связна с развитием бизнеса, когда возникает необходимость в более просторном помещении или, напротив, в период кризиса, когда собственники компаний пытаются экономить, в том числе, и на арендной плате.

Также смена юридического адреса может понадобиться при банальном отказе арендодателя в пролонгации договора аренды. Нередко владельцы компаний принимают решение о смене юридического адреса для перехода в другую ИФНС, полагая, что это поможет избавиться от бремени налоговых долгов или избежать налоговой проверки.

Поговорим о проблемах, которые может повлечь смена налоговой инспекции при смене юридического адреса.

Последние изменения в вопросах регистрации и проверках адресов

Широко известна практика, при которой смена юридического адреса используется как один из способов «слива» организации. Более того, под «сливом» понимается и создание организации по заведомо недействительному адресу. Как правило, это делается при создании фирм «однодневок». А потому налоговые инспекции заинтересованы в том, чтобы в их ведомстве находилось меньше организаций и ИП с огромным количеством долгов, которые признаны безнадежными, и нет возможности их взыскать.

С этой целью законодатель и предоставил налоговым инспекциям право проводить проверку таких адресов и пресекать изменение юридического адреса на «нехорошую квартиру».

Между тем, любой отказ в государственной регистрации изменения юридического адреса ООО должен быть мотивирован со стороны налоговой инспекции (см. врезку).

Что говорят суды об отказе ИФНС в смене адреса

Любой отказ в государственной регистрации изменений в части адреса места нахождения компании должен быть мотивирован со стороны налоговиков. Это подтверждается положительной судебной практикой:

  • Постановление ФАС Восточно-Сибирского округа от 10.10.2013 по делу N А33-5495/2013

Отказ ИФНС в государственной регистрации вследствие представления недостоверных сведений должен быть исчерпывающим образом мотивирован не только со ссылкой на соответствующую норму закона, но и на конкретные обстоятельства, которые, по мнению налоговиков, свидетельствуют о недостоверности сведений. В противном случае отказ незаконен.

  • Постановление Арбитражного суда Западно-Сибирского округа от 01.04.2015 № Ф04-17044/2015 по делу № А27-14410/2014

Наличие недостоверных сведений в документах, представленных на государственную регистрацию, инспекцией не доказано. По мнению судей, недостоверность сведений об адресе юридического лица не подтверждена. Поскольку заявитель представил на гос. регистрацию все документы, предусмотренные законодательством, отказ ИФНС в регистрации изменения адреса незаконен.

  • Решение Арбитражного суда Свердловской области от 01.09.2016 по делу № А60-23629/2016

Вывод налогового органа о недостоверности адреса общества ввиду отсутствия общества по заявленному адресу основан лишь на факте проведения ремонтных и строительных работ, отсутствия должностных лиц, представителей заявителя, его оборудования. А осуществление ремонтных и строительных работ по спорному адресу наоборот, говорит о том, что деятельность организации по этому адресу фактически ведется.

Подводные камни при смене адреса и ИФНС

  • Потеря документов

Это наиболее часто встречающаяся проблема при переезде из одной ИФНС в другую. При передаче дел из старой налоговой инспекции в новую часть документов может бесследно исчезнуть. Решение подобной проблемы, как правило, заключается в подаче жалобы как на старую ИФНС, так и на новую. Однако все негативные последствия при утере документов налогоплательщик почувствует на себе (например, инкассо).

  • Обязательная сверка и погашение задолженности

Смена юридического адреса ООО со сменой налоговой инспекции нередко влечет за собой обязательную сверку по налогам. Сверка с ИФНС, как правило, заканчивается выплатой задолженности перед бюджетом.

  • «Двойные» налоги

Нередко возникают ситуации, при которых организации начисляются платежи, как новой ИФНС, так и старой.

  • Переезд на «нехорошую квартиру»

Неприятная ситуация может возникнуть при переезде на адрес, который был предоставлен в качестве «юридического», но не «фактического». Иначе говоря, адрес только в документах. Многие юридические компании предоставляют такую услугу как подбор и предоставление юридических адресов. В таком случае нужно быть уверенным в том, что рано или поздно такой адрес не станет адресом массовой регистрации с вытекающими из этого последствиями.

  • Включение в список претендентов на выездную проверку

После переезда в компанию может прийти выездная проверка (см. упоминание о миграции как об одном из видов риска по концепции, одобренной приказом ФНС России от 30.05.2007 № ММ-3-06/333@). Хотя она не гарантирована и во многом зависит от загруженности инспекции и официальной выручки налогоплательщика – чем она больше, тем выше вероятность доначислений и проверки.

Сама смена юридического адреса не является основанием для налоговой проверки. Проверка может быть, а может и не быть. Все будет зависеть от того, насколько добросовестный налогоплательщик.

Новая ИФНС придет с выездной – взыскать старый должок

Если указанные обстоятельства подтверждаются, то организация 100% попадет в план выездных налоговых проверок уже в новой ИФНС. Потому, нельзя использовать смену юридического адреса и с целью ухода от налоговых проверок. Проверку проведет новая налоговая, а компания получит статус «подозрительной».

  • Сложности при регистрации в новой инспекции

По закону новая инспекция обязана принять налогоплательщика в свои объятия. Но по жизни ИФНС может ощутимо потрепать нервы руководству компании. Например, инспекторы могут заявить, что сомневаются в достоверности адреса и на месяц приостановят регистрацию. За этот месяц налоговики свяжутся с собственником помещений, выяснят, кто там еще работает, находится ли там офис вашей компании и т.д. Если выяснится что адрес, по которому собирается прописаться компания, является массовым, или, к примеру, по спорному адресу с вами соседствуют множество фиктивных компаний – ИФНС откажется принять у себя такого «постояльца», то есть откажет в регистрации. С налоговиками может согласиться и суд (см., например, постановление АС Поволжского округа от 31.08.17 № Ф06-23538/2017).

  • Руководителя компании-«мигранта» налоговики возьмут на заметку

Уже появляются судебные дела, где налоговики отказались регистрировать фирму, поскольку ее руководитель или учредитель неоднократно участвовали в реорганизации других юрлиц (в том числе в присоединении – способе миграции). Суд инспекция проиграла (см. постановления АС Дальневосточного округа от 20.09.17 №Ф03-3383/2017). Но в любом случае компания потеряла время и деньги. Так что один из подводных камней – руководитель переезжающей компании попадает в черный список тех, кого лучше не назначать директором других предприятий и не выдвигать учредителем.

  • Риск не переехать на новый адрес даже с действующим договором аренды и реальным адресом места нахождения

Возникают ситуации, когда налоговые инспекции отказываются принимать организации в свою подведомственность. Дело в том, что налоговые инспекции обязали всех собственников нежилых помещений подавать в инспекцию списки компаний-арендаторов. Причины такого контроля логичны, нужно отследить и систематизировать поток миграции компаний из одной ИФНС в другую. С 2016 года система автоматического контроля НДС позволяет ФНС анализировать книгу продаж арендодателей и самостоятельно формировать базу данных юридических лиц, арендующих помещение по адресу, указанному в ЕГРЮЛ. Потому, если вдруг собственник помещения «забыл» указать информацию о юридическом лице, арендующем у него помещение в списке компаний-арендаторов, ИФНС откажет в регистрации таких изменений.

  • Миграция между налоговыми может испортить отношения с контрагентами

Если ИФНС в судебных спорах будет заявлять о признаках недобросовестности мигрирующей фирмы, очевидно, что потенциальные партнеры воздержатся от взаимодействия с такой «засветившейся» компанией.

Налоговикам давно и хорошо известен такой способ ухода от уплаты налогов, как перерегистрация компании в другой налоговой или вовсе другом регионе (см. врезку на стр. 74). Сами налоговики признают, что зачастую оказываются бессильны против подобных манипуляций налогоплательщиков. Однако руководство налоговой службы не оставляет попыток затруднить компаниям «смену прописки». В этой своей борьбе инспекторы руководствуются специальной методичкой, которую разработала ФНС России.

Алгоритм действий инспекторов при перерегистрации компании

В методических указаниях подчеркнуто, что перерегистрацию налогоплательщика в связи с изменением местонахождения налоговики осуществляют в соответствии с положениями статьи 84 Налогового кодекса. Фактически же в этой статье нет никакой конкретики. Прописано только, что снятие с учета осуществляется на основании данных ЕГРЮЛ, а постановка – на основании документов, полученных от прежней инспекции. Причем сделано это должно быть в течение пяти рабочих дней с момента подачи документов на госрегистрацию (п. 3 ст. 18, п. 1 ст. 8 Федерального закона от 08.08.01 № 129-ФЗ).

Кроме того, как сказано в методичке, при переходе из одной налоговой инспекции в другую организация обязана пройти сверку расчетов с бюджетом и государственными внебюджетными фондами на дату снятия с учета (хотя в НК РФ об этом ничего не сказано). Для этого инспекторы должны пригласить налогоплательщика в ИФНС уведомлением с указанием даты проведения сверки. По результатам такой процедуры оформляется акт. Если представитель налогоплательщика не явился для участия в сверке, акт подписывает представитель ИФНС в одностороннем порядке.

Далее в течение трех рабочих дней со дня снятия организации с учета прежняя налоговая направляет в новую инспекцию документы, связанные с регистрацией, вместе с сопроводительным письмом и актом сверки расчетов. Остальные бумаги, например сведения о предыдущих проверках, судебных спорах и т. д. отделы камеральных и выездных проверок, отдел урегулирования задолженности, отдел учета и отчетности, отдел финансового и общего обеспечения отправляют не позднее 30 дней со дня снятия с учета.

Из-за чего передача дела налогоплательщика может затянуться

Как нам пояснили сами инспекторы, независимо от передачи дел, компания будет поставлена на налоговый учет в новой инспекции в течение пяти рабочих дней после подачи документов. Передача дел может затянуться, но это никак не повлияет на налогоплательщика. Основная причина задержки передачи, которую называют инспекторы, банальна – нехватка времени. Инспекторы не успевают проводить сверки, а что уж говорить о полной передаче всех документов. Очень часто документы не по одному разу «ходят» между инспекциями в целях доработки.

Помимо простой задержки в методичке описаны еще две причины более поздней передачи дел.

Если компании грозит проверка. Если налогоплательщик принял решение об изменении местонахождения, а налоговая проверка уже назначена, проводится, но не завершена до внесения записи в ЕГРЮЛ, решение по результатам такой проверки выносит налоговый орган, принявший решение о проведении выездной налоговой проверки. То есть прежняя налоговая инспекция. Таким образом, в ФНС России допускают, что дело компании не будет передано в инспекцию по новому местонахождению до тех пор, пока не закончится налоговая проверка.

Кроме того, существует вероятность, что сразу же после подачи компанией заявления об изменении юридического адреса может быть назначена выездная проверка. Такое возможно, если у инспекции уже собран «компромат» на компанию. Дело в том, что ФНС предписывает, чтобы отдел регистрации, получивший заявление об изменении адреса, в тот же день известил об этом все заинтересованные отделы для учета этого нюанса в рамках своей компетенции. Среди заинтересованных ФНС называет отделы работы с налогоплательщиками, ввода и обработки данных, камеральных проверок, выездных налоговых проверок, урегулирования задолженности, учета и отчетности и отдел оперативного контроля.

Если с компанией ведется судебный спор. Аналогичный порядок передачи дел предусматривает методичка и при переезде компании, в отношении которой налоговиками подан иск в арбитражный суд. Чиновники ФНС России считают, что и в этом случае все документы должны быть переданы в новую инспекцию лишь после завершения рассмотрения дела судом. При этом новая ИФНС может участвовать в рассмотрении этого дела в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора (ст. 51 АПК РФ).

Заметим, методические указания ФНС содержат и выгодное для налогоплательщиков положение: «налоговый орган обязан произвести все расчеты с налогоплательщиком по поданным заявлениям до изменения места учета налогоплательщика». То есть, если у компании имеется переплата по налогам или подана декларация по НДС с суммой к возмещению из бюджета, решение по этим заявлениям должен принять прежний налоговый орган. Учитывая сжатые сроки, предусмотренные самой методичкой для передачи дел от одной инспекции к другой, переезд может ускорить принятие такого решения.

Борьба с «блуждающими» компаниями не очень успешна

Отдельной главы в методических указаниях удостоились компании, которые постоянно меняют место своей регистрации – «переезжают» из региона в регион. ФНС подчеркивает, что неоднократное изменение местонахождения компании в течение одного года сильно затрудняет налоговый контроль и может свидетельствовать о недобросовестности налогоплательщика. Однако никаких особых мер борьбы с такими компаниями методичка не предлагает – даются лишь указания, что делать в том случае, если новая инспекция еще не получила всех документов по налогоплательщику с прежнего места его регистрации, но уже извещена о том, что организация снова переезжает (в ведение третьей инспекции).

В этом случае чиновники ФНС России не планируют препятствовать компании сниматься с учета, однако вторая инспекция должна проинформировать третью инспекцию о том, что у нее отсутствуют документы о деятельности налогоплательщика. И «перевести стрелки» на первую. То есть исключить себя из цепочки передачи документов — соединить напрямую инспекции первую и третью.

Если инспекции будут поступать именно так, то это может открыть новые возможности по уходу от уплаты налогов. К примеру, если задержка в передаче документов от первой инспекции ко второй составляла несколько месяцев, то если компания еще раз переедет, то за этот промежуточный период контроль будет минимальный. Раз документы будут отправлены напрямую из первой инспекции в третью, то вторая ИФНС вряд ли будет усердствовать по уже чужой компании.

Сотрудники опрошенных нами инспекций склоняются к тому, что в подобной ситуации они все равно будут передавать документы только во вторую инспекцию. Оснований для передачи в третью инспекцию, даже если компания уже там зарегистрирована, у них нет. Лишь в одной из инспекций не исключили, что дело может быть передано помимо второй инспекции напрямую третьей. Кроме того, бывает, что вторая инспекция, получив дело уже переехавшего налогоплательщика, отправляет его обратно в первую ИФНС с пояснением, что такой компании у них не числится.

Причину «миграции» должны изучать на новом месте

Что может ожидать компанию по новому месту налогового учета? Как следует из методички ФНС, отдел регистрации должен передать в новый налоговый орган справку о причинах миграции компании. Отделу, занимающемуся предпроверочным анализом, вменяется в обязанность сопоставить указанные самой компанией причины переезда с реальностью. А также проанализировать, подпадает ли «мигрант» под признаки недобросовестных компаний, перечисленные в прежних внутренних документах ФНС. Если будут выявлены иные подозрительные признаки (не только «миграция»), то компанию рекомендовано включить в план выездных налоговых проверок.

А в целом создается впечатление, что чиновники в ФНС России по-прежнему не могут найти средств, чтобы пресечь применение схемы ухода от налогов при помощи миграции компании в другой регион.

Как «миграция» используется для налоговой оптимизации

Переезд в другой регион используется налогоплательщиками, прежде всего, чтобы затруднить налоговикам проверку компании. После регистрации в новой инспекции компания сможет спокойно работать еще некоторое время, пока из предыдущей инспекции не поступит ее личное дело. Лишь после этого местные инспекторы смогут предпринять какие-то шаги по налоговому контролю.

Однако передача всех материалов из одной инспекции в другую (особенно если их разделяет большое расстояние) зачастую занимает несколько месяцев. А за это время компания может переехать еще раз. По свидетельству московских налоговиков, существует множество компаний, чуть ли не ежемесячно перерегистрирующихся из Москвы в Московскую область и обратно. Инспекторы просто не успевают за их перемещениями. Естественно, при этом все переезды проходят лишь на бумаге.

Кроме того, изменение юридического адреса на иной регион используется как один из этапов ликвидации организации. При этом компания не просто изменяет место регистрации, она еще проводит реорганизацию с иной организацией из этого региона, то есть меняет не только адрес, но и учредителей, и администрацию. Есть даже компании, которые оказывают услуги по избавлению от «проблемной» компании с помощью слияния и миграции в очень отдаленные регионы. В частности, когда мы обратились в подобные агентства, нам было предложено перевести компанию после слияния на Камчатку, в Магадан и Владивосток. Стоимость этих услуг варьируется от 60 до 110 тыс. руб., а срок осуществления всей цепочки операций – до четырех месяцев.

После такой миграции все первичные документы о прошлой деятельности оказываются «утерянными». В этом случае у местных налоговиков практически нет шансов проверить деятельность компании за прошлые периоды.

Для смены местонахождения юридического лица необходимо подать заявление в ФНС. Согласно п. 6 ст. 17 ФЗ-129 "О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей" к заявлению о смене местонахождения требуется приложить решение Общества, за исключением тех случаев, когда новым адресом юридического лица будет являться адрес места жительства участника общества с ограниченной ответственностью, владеющего не менее чем 50% голосов от общего количества голосов участников данного общества с ограниченной ответственностью, либо адрес места жительства лица, имеющего право без доверенности действовать от имени юридического лица. При этом, документы, требуемые для регистрации нового местонахождения нельзя предоставить ранее чем через 20 дней со дня подачи заявления Обществом.

Для внесения изменений заявитель может подать заявление через МФЦ, в виде электронного документа с ЭЦП (т.е. по эл. почте либо через личный кабинет), либо через нотариуса. Для внесения изменений в местонахождение потребуется форма N Р13001 "Заявление о государственной регистрации изменений, вносимых в учредительные документы юридического лица" приложение N 4 к Приказу Федеральной налоговой службы от 25 января 2012 г. N ММВ-7-6/25. При этом, ФНС может отказать только при наличии обоснованных сомнений, которые должны быть указаны в решении о приостановлении государственной регистрации изменений. Срок такого приостановления – не более 1 месяца. Заявитель может представить любые сведения в подтверждение достоверности сведений, которые он хочет внести в ЕГРЮЛ после получения копии решения ФНС. Срок представления сведений – не менее чем 5 дней.

Письмо ФНС от 23 мая 2016 г. N ГД-4-8/9075 «В отношении налогоплательщиков-мигрантов» регулирует внутренние отношения между ФНС и Управлениями (Главными управлениями ФНС). Регистрирующий орган (местный ФНС) обязан представлять в Управление ФНС сведения о лицах, имеющих долги по обязательным платежам в бюджет, в том числе предполагаемые доначисления в размере более 10 млн рублей, по форме установленной данным документом, указывая причину миграции:

1. изменение среды функционирования бизнеса

2. переориентация на новые виды деятельности, востребованные в других субъектах РФ

3. благоприятные условия развития бизнеса в др. субъектах РФ

4. избежание камеральной проверки при возмещении НДС

5. избежание выездной налоговой проверки

6. затягивание сроков для невозможности взыскания задолженности

7. сокрытие деятельности по участию в схемах уклонения от налогов

8. или иные причины миграции (с указанием причин).

Данный документ был дополнен Письмом ФНС от 28 июня 2016 г. N ГД-4-8/11555 «Об уведомлении ФНС России о миграции налогоплательщиков» где были изменены размеры задолженности Общества по обязательным платежам в бюджет (в том числе те, которые могут быть доначислены в последствии, например, по итогам проверки) с 10 млн. руб. до 1 млн руб. Установлен порядок уведомления Управления – если решение о смене местонахождения предоставлять не требуется уведомляют управление сразу две ФНС – из которой мигрирует лицо и принимающая ФНС. Если решение о смене местонахождения Общества требуется, то уведомляет Управление только та ФНС, из которой мигрирует Общество.

В соответствии с Приказом ФНС от 11 февраля 2016 г. N ММВ-7-14/72 основаниями для проведения мероприятий по проверке достоверности сведений, включаемых в ЕГРЮЛ, являются:

1) наличие в территориальном органе ФНС России, уполномоченном на осуществление государственной регистрации юридических лиц по месту нахождения юридического лица (далее - регистрирующий орган), письменного возражения заинтересованного лица относительно предстоящей государственной регистрации изменений устава юридического лица или предстоящего внесения сведений в ЕГРЮЛ, содержащего указание на обстоятельства, на которых основано такое возражение, с приложением к указанному возражению подтверждающих эти обстоятельства документов;

2) несоответствие сведений, содержащихся в документах, представленных в регистрирующий орган при государственной регистрации юридического лица, сведениям, содержащимся в документах, имеющихся у территориальных органов ФНС России;

3) представление в регистрирующий орган документов для включения в ЕГРЮЛ сведений об адресе юридического лица в случае, если:

· указанный адрес в соответствии с содержащимися в ЕГРЮЛ сведениями является адресом пяти и более юридических лиц;

· находившийся (находящийся) по такому адресу объект недвижимости разрушен;

· указанный адрес заведомо не может свободно использоваться для связи с таким юридическим лицом (адрес, по которому размещены органы государственной власти, воинские части и так далее);

· указанный адрес является адресом, в отношении которого в территориальных органах ФНС России имеется возражение относительно предстоящего внесения сведений в ЕГРЮЛ, представленное собственником соответствующего объекта недвижимости (иного управомоченного лица) относительно внесения в ЕГРЮЛ сведений об адресе такого объекта недвижимости в качестве адреса юридического лица (юридических лиц);

4) включение в ЕГРЮЛ сведений об указанном адресе юридического лица влечет изменение места нахождения юридического лица, в отношении которого не окончена выездная налоговая проверка, не оформлены ее результаты и не вступил в силу итоговый документ по результатам этой проверки в соответствии с законодательством Российской Федерации о налогах и сборах либо у такого юридического лица имеется недоимка и (или) задолженность по пеням и штрафам;

Основания для проведения мероприятий по проверке достоверности сведений, включаемых в ЕГРЮЛ, выявляются регистрирующим органом до принятия решения по результатам рассмотрения документов, представленных при государственной регистрации. Из этого положения следует, что ФНС не может обнаружить какие-либо основания уже после того, как решение было принято (через 20 дней, в некоторых случаях срок может быть продлен по решению регистрирующего органа), даже если основания появятся.

Проверка достоверности сведений, включаемых или включенных в единый государственный реестр юридических лиц, проводится регистрирующим органом в случае возникновения обоснованных сомнений в их достоверности, в том числе в случае поступления возражений заинтересованных лиц относительно предстоящей государственной регистрации изменений устава юридического лица или предстоящего включения сведений в единый государственный реестр юридических лиц.

МЕРЫ ФНС. Территориальный орган ФНС России, который осуществляет проведение мероприятий, вправе направлять запросы в органы государственной власти, органы местного самоуправления, юридическим лицам, нотариусам, иным лицам. Меры, которые осуществляет налоговый орган (ФЗ-129, Приказ Федеральной налоговой службы от 25 января 2012 г. N ММВ-7-6/25):

а) изучения документов и сведений, имеющихся у регистрирующего органа, в том числе возражений заинтересованных лиц, а также документов и пояснений, представленных заявителем;

б) получения необходимых объяснений от лиц, которым могут быть известны какие-либо обстоятельства, имеющие значение для проведения проверки;

в) получения справок и сведений по вопросам, возникающим при проведении проверки;

г) проведения осмотра объектов недвижимости;

д) привлечения специалиста или эксперта для участия в проведении проверки.

Таким образом, осмотр объектов недвижимости – это одна из мер ФНС в случае намерения общества осуществить «миграцию» на другой адрес. Осмотр объекта недвижимости проводится в присутствии двух понятых либо с применением видеозаписи. По результатам осмотра составляется протокол, в котором отражаются результаты осмотра.

Возможные последствия изменения местонахождения:

1) Ответственность предусмотрена ч. 4,5 ст. 14.25 КоАП РФ непредставление или представление недостоверных сведений о юридическом лице или об индивидуальном предпринимателе в орган, осуществляющий государственную регистрацию юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, в случаях, если такое представление предусмотрено законом, влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от пяти тысяч до десяти тысяч рублей. Повторное совершение административного правонарушения, предусмотренного частью 4 настоящей статьи, а также представление в орган, осуществляющий государственную регистрацию юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, документов, содержащих заведомо ложные сведения, если такое действие не содержит уголовно наказуемого деяния влечет в отношении должностных лиц дисквалификацию на срок от одного года до трех лет.

2) Необоснованная налоговая выгода по решению налогового органа или суда. Общество может по решению арбитражного суда понести дополнительные расходы в связи с доначислением налогов. В делах по доначислению налогов фигурирует такое обстоятельство как невозможность реального осуществления налогоплательщиком указанных операций с учетом времени, места нахождения имущества или объема материальных ресурсов, экономически необходимых для производства товаров, выполнения работ или оказания услуг» (Постановление от 3 октября 2017 г. N 15АП-12861/2017; Постановление от 11 ноября 2016 г. по делу N А40-148723/2015).

(п. 5 Постановления N 53 от 12 октября 2006 г. N 53

«Об оценке Арбитражными судами обоснованности получения налогоплательщиком налоговой выгоды»). Пункт 6 этого же постановления: Судам необходимо иметь в виду, что следующие обстоятельства сами по себе не могут служить основанием для признания налоговой выгоды необоснованной: осуществление операции не по месту нахождения налогоплательщика;

3) Сложность с возмещением НДС и возвратом других излишне уплаченных платежей (Постановление ФАС Уральского округа от 25.08.2004 по делу N Ф09-3439/04-АК).

1. Приказ Федеральной налоговой службы от 11 февраля 2016 г. N ММВ-7-14/72@ "Об утверждении оснований, условий и способов проведения указанных в пункте 4.2 статьи 9 Федерального закона "О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей" мероприятий, порядка использования результатов этих мероприятий, формы письменного возражения относительно предстоящей государственной регистрации изменений устава юридического лица или предстоящего внесения сведений в Единый государственный реестр юридических лиц, формы заявления физического лица о недостоверности сведений о нем в Едином государственном реестре юридических лиц"

2. Письмо ФНС от 28 июня 2016 г. N ГД-4-8/11555 «Об уведомлении ФНС России о миграции налогоплательщиков»

3. Письмо ФНС от 23 мая 2016 г. N ГД-4-8/9075 «В отношении налогоплательщиков-мигрантов»

4. ФЗ от 30 марта 2015 г. N 67-ФЗ ст. 9 ФЗ-129 "О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей" дополнена пунктом 4.2.

5. ФЗ-129 "О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей".

6. Приказ Федеральной налоговой службы от 25 января 2012 г. N ММВ-7-6/25 "Об утверждении форм и требований к оформлению документов, представляемых в регистрирующий орган при государственной регистрации юридических лиц, индивидуальных предпринимателей и крестьянских (фермерских) хозяйств"

Чтобы снизить риски доначисления налогов и штрафов

Налоговые инспекторы могут организовать выездную проверку — приехать в офис частной компании и изучить ее документы на месте.

Кроме того налоговая устраивает камеральные проверки, то есть проверяет отчетность налогоплательщиков в своем офисе.

Цель во всех случаях одна — убедиться, что налогоплательщик верно исчисляет налоги, ничего не скрывает, вовремя платит все положенные суммы.

Когда может приехать налоговая

Инспекторы могут приехать в компанию в любое время по разным основаниям.

Плановая проверка. Общепризнанных плановых или внеплановых выездных проверок не существует. Налоговая не составляет сводный план проверок, как другие государственные органы, и не публикует его на своем сайте. То есть инспекторы не предупреждают о своем приходе.

Но внутренний план, по которому будет идти работа проверяющих в следующем году, налоговая составляет. Происходит это так.

В конце года управление ФНС составляет список налогоплательщиков по критериям риска совершения налоговых правонарушений — о них расскажем чуть ниже, — как претендентов на выездную проверку. Список составляют на основании данных АИС «Налог-3» — программы, в которой есть вся информация о налогоплательщиках, например, какие банковские счета у них открыты, какую выручку они получили, сколько налогов уплатили.

Положения об автоматизированной информационной системе Федеральной налоговой службы — АИС «Налог-3» PDF, 87,9 МБ

Этот список спускают в территориальные налоговые органы, и уже там в отделах предпроверочного анализа начинают проводить мониторинг компании, запрашивать у нее документы, изучать, как она ведет свою деятельность. Если предпроверочный анализ показал, что да, компания, скорее всего, утаивает налоги и есть перспектива их взыскания, налоговики начинают с ней работать.

Как могут привлечь к проверке


Сначала компанию пытаются привлечь в добровольно-принудительном порядке уточнить свои налоговые обязательства. Вызывают руководителя на комиссию рабочей группы, которую формируют в ИФНС, и вменяют ему применение схемы ухода от уплаты налогов.

Рабочая группа требует предоставить уточнения с пояснениями и доплату налогов. При этом грозят тем, что если компания этого не сделает, то налоговики организуют выездную проверку.

Сейчас это стандартный сценарий: вызов на комиссию — добровольная уплата. Если нет, то выездная налоговая проверка.

Другие поводы для выездной проверки — это:

  1. Истечение даты, до которой компании нужно было устранить нарушения по предписанию налоговой.
  2. Распоряжение прокурора на проведение проверки.
  3. Реорганизация или ликвидация, которую затеяла компания. Причем инспектор может приехать, даже если последняя проверка была совсем недавно, например полгода назад.

Повторная выездная проверка бывает в двух случаях:

  1. Чтобы проконтролировать инспектора, который провел проверку. Контроль проводит должностное лицо из вышестоящего налогового органа. Например, районная налоговая насчитала один миллион недоимки. А УФНС по региону показалось, что это как-то мало, не иначе коррупция. Тогда она распоряжается провести повторную выездную проверку.
  2. Чтобы проверить уточненку за тот период, который относился к выездной проверке. Уточненка — это декларация, которая исправляет ошибки в уже поданной декларации. Иногда уточненка может уменьшать сумму налога. Тогда ее могут проверить повторно. Например, налогоплательщик указал, что 3 года назад был неучтенный расход, поэтому налог на прибыль был переплачен. До подачи уточненки ИФНС уже провела выездную проверку периода, к которому относится изначальная декларация. Инспекторы приедут еще раз, чтобы проверить, что оно действительно было так.

Какие есть критерии риска

Выше мы упоминали критерии риска совершения налоговых правонарушений. Его понятие раскрыто в концепции планирования выездных налоговых проверок, которую разработала ФНС для своих работников.

В концепции перечислены 12 ситуаций. Если компания подходит под одну из них, она обязательно попадет в поле зрения налоговой.

Когда и кому грозит налоговая проверка

Ситуация Что означает Кого касается
Низкая налоговая нагрузка ФНС на основе данных Росстата посчитала, сколько примерно налогов обязаны платить компании в разных отраслях. Например, для тех, кто занимается строительством, налоговая нагрузка составляет 11,9% от оборота. Если по декларации инспектор видит, что строительная компания платит меньше 12% от оборота, это может послужить сигналом для проведения проверки Всех организаций и ИП
Постоянные убытки Налоговики считают, что если компания в течение двух и больше лет приносит только убытки, то продолжать деятельность подозрительно. Скорее всего, она скрывает доходы Всех организаций и ИП
Значительная сумма вычета по НДС Если компания хочет вернуть 89% уплаченного НДС или даже больше — есть вероятность, что по этой схеме фирма уклоняется от уплаты НДС Организаций и ИП на ОСНО
Расходы растут быстрее доходов Налоговую смутит опережающий рост расходов над доходами. Например, если расходы выросли в 2 раза, а выручка не изменилась Организаций и ИП на ОСНО, на УСН с объектом «Доходы минус расходы»
Низкая зарплата работников Росстат дает информацию о средней зарплате по отраслям в регионе. Если компании платят своим работникам меньше средней зарплаты, это привлечет внимание Всех организаций и ИП
Неоднократное приближение к предельным значениям (менее 5%) Чтобы применять налоговые спецрежимы, компании и ИП обязаны соблюдать некоторые ограничения.
Например, на патенте нельзя нанимать больше 15 человек. Если в компании постоянно меняется число работников — то 13, то 14 — налоговая может заподозрить занижение показателей, чтобы компания не потеряла право на использование спецрежима
Организаций и ИП на УСН, а также ИП на ПСН или НПД
Расходы почти равны доходам Если предприниматель заявляет, что у него расходы почти такие же, как и доходы. А если к тому же ИП оформляет вычет НДФЛ 83% и больше, налоговая заподозрит неладное ИП на ОСНО
Работа построена на сотрудничестве с посредниками Налоговая посчитает сомнительной деятельность фирмы, если она работает только с посредниками через цепочку контрагентов. Например, закупает сырье и материалы не напрямую у поставщика, а через нескольких посредников, в результате чего цена значительно возрастает в сравнении со среднерыночной Всех организаций и ИП
Компания не предоставляет документы или пояснения по запросу налоговой Если налоговая потребовала объяснить ошибки или противоречия в декларациях, а компания это проигнорировала, ФНС устроит выездную проверку Всех организаций и ИП
«Миграция» между налоговыми органами Компании, которые с момента регистрации 2 раза или больше снялись с учета в одной ИФНС и встали на учет в другой, также привлекут внимание инспекторов Всех организаций
Низкий уровень рентабельности Рентабельность продаж и активов по отраслям перечислена в той же концепции. Если по данным бухгалтерского учета выходит, что рентабельность компании меньше на 10% от нормы, налоговые инспекторы, возможно, приедут с проверкой. Организаций на ОСНО
Деятельность с высоким налоговым риском Это касается работы с фирмами-однодневками. Если компания выберет недобросовестного контрагента, налоговая заподозрит в необоснованном получении налоговой выгоды Всех организаций и ИП

Как подготовиться к приезду налоговой

Итак, инспекторы не предупреждают о своем скором приходе, составление плана работы с налогоплательщиками — это «внутренняя кухня» налоговиков.

Поэтому, чтобы приезд налоговиков не стал неприятным сюрпризом с доначислениями и штрафами, следите, чтобы ваша компания не совпала с критериями риска, и постоянно проверяйте свои документы. Как вариант можно периодически приглашать аудитора, чтобы убедиться, что все в порядке.

Подготовьте к проверке документы и предупредите команду

Проверяйте первичные документы. Это договоры, счета на оплату, кассовые чеки, счета-фактуры, товарные накладные. Они должны быть оформлены по всем проведенным сделкам, содержать все реквизиты, подписи и печати.

Проявляйте должную осмотрительность. Помимо первичных документов стоит обратить внимание на проявление должной осмотрительности. Для этого у предпринимателя должно быть положение о работе с контрагентами и досье на каждого из них, включая распечатки с сервисов nalog.ru.

Поговорите с работниками. Особенно, когда инспекторы уже приехали. Помните, что у налоговых органов сейчас достаточно большой круг полномочий, и к проверке они могут подключить полицию. Поэтому есть смысл дополнительно поговорить с работниками и подготовить их к проверке, чтобы они могли при необходимости рассказать о финансово-хозяйственной деятельности компании и контрагентах.

Предупредите контрагентов. Если есть возможность, стоит предупредить основных контрагентов, чтобы при проведении встречных проверок они могли подтвердить все операции. Также рекомендуем проверить электронную почту и компьютеры сотрудников и удалить неоднозначную информацию.

Общайтесь только с полномочными инспекторами. Впускать на свою территорию нужно только тех проверяющих, которые указаны в решении о выездной налоговой проверке. Посторонних лиц быть не должно.

Как подготовить документы

К налоговой проверке нужно быть готовым всегда. Поэтому работайте по этому чек-листу :

  1. Проверить наличие всей бумажной и электронной первички, убедиться, что в них заполнены все обязательные реквизиты.
  2. Если есть сомнения в реальности проведенных сделок, лучше убрать эти расходы или подготовить по ним убедительное экономическое обоснование.
  3. Проверить все взаиморасчеты с покупателями и поставщиками, нет ли зависших долгов. Это источник для доначислений налогов и повод признать сделку недействительной.
  4. Провести самоаудит налоговых рисков: соответствует ли уровень зарплат среднеотраслевым, есть ли убыточные сделки, есть ли высокие и необоснованные затраты, соответствует ли уровень налоговой нагрузки и рентабельности данным ФНС.
  5. Определить линию защиты своих интересов и подготовить свою базу доказательств, чтобы быть убедительными.

Как проходит выездная проверка

Перед проверкой инспекторы должны отдать компании решение о проведении проверки. В законе не сказано, в какие сроки это нужно сделать, поэтому налоговики могут приехать, вручить документ и сразу приступить к проверке.

Еще в решении указывают, по каким налогам и за какие периоды будет проверка. Ориентируйтесь на этот документ — инспектор может запрашивать документы только по налогам и по периодам, указанным в решении. По другим периодам и налогам проверку проводить он не может.

Отчетность смотрят по налогам, которые платил бизнес в течение трех лет до года проверки. Например, в 2020 году инспекторы могут проверять документы по налогам за 2017, 2018 и 2019 годы. Документы за 2020 год инспекторы тоже могут проверить — за закрытые отчетные периоды.

Проверка уточненной декларации с выездом в офис компании проводится, если ее подали именно в период выездной проверки. Инспекторы будут проверять документы, оформленные именно за тот период, за который налогоплательщик представил уточненку.

Если инспектору недостаточно информации из документов, он добывает ее другими способами: проводит инвентаризацию, осматривает помещения, допрашивает сотрудников. На все это у него есть полномочия.

Как долго длится проверка

Выездная проверка длится два месяца начиная с дня вынесения решения до дня, когда инспектор составит справку о проведенной проверке. Срок могут продлить до 4 или даже до 6 месяцев. Вот список причин, по которым так могут сделать:

Продлевать ли проверку, решает вышестоящий налоговый орган. Например, с проверкой приехали инспекторы ИФНС, они не уложились в двухмесячный срок и хотят продлить его. Дать ли им еще время для проверки, решать будет УФНС по субъекту РФ.

Выездную проверку могут приостановить на срок до 6 месяцев, чтобы:

  1. Получить информацию у контрагентов. Например, инспектор хочет убедиться, что ООО, которое он проверяет, действительно отвез груз для заказчика на другой конец страны.
  2. Получить информацию от иностранных государственных органов.
  3. Провести экспертизу.
  4. Перевести на русский язык документы, представленные налогоплательщиком на иностранном языке.

Приостановка отличается от продления проверки тем, что все процедуры прекращаются: инспекторы уходят из офиса, не могут никого допрашивать и требовать документы и т. д.

Получается, что компанию, у которой большой документооборот и множество контрагентов, могут проверять целый год.

Чем заканчивается выездная проверка

В последний день проверки инспектор составляет справку. С этого момента проверка считается законченной.

Затем в течение двух месяцев инспектор составляет акт налоговой проверки, где указывает:

  1. Факты нарушения налогового законодательства или отсутствие таких нарушений.
  2. Сколько нужно доплатить в бюджет — недоимка, пени, и в какие сроки это нужно сделать.

Акт вручают налогоплательщику под подпись. Если предприниматель не согласен с тем, что написано в акте, он может подать возражение по адресу налогового органа, составившего акт. Сделать это можно в течение месяца со дня получения акта.

Извлечение из Концепции системы планирования выездных налоговых проверок, утвержденной приказом Федеральной налоговой службы от 30 мая 2007 г. N ММ-3-06/333@:

3. Структура отбора налогоплательщиков

для проведения выездных налоговых проверок

Обоснованный выбор объектов для проведения выездных налоговых проверок невозможен без всестороннего анализа всей информации, поступающей в налоговые органы из внутренних и внешних источников.

К информации из внутренних источников относится информация о налогоплательщиках, полученная налоговыми органами самостоятельно в процессе выполнения ими функций, возложенных на налоговую службу.

К информации из внешних источников относится информация о налогоплательщиках, полученная налоговыми органами в соответствии с действующим законодательством или на основании соглашений по обмену информацией с контролирующими и правоохранительными органами, органами государственной власти и местного самоуправления, а также иная информация, в том числе общедоступная.

Проводимый с целью отбора налогоплательщиков для проведения выездных налоговых проверок анализ финансово-экономических показателей их деятельности содержит несколько уровней, в том числе:

анализ сумм исчисленных налоговых платежей и их динамики, который позволяет выявить налогоплательщиков, у которых уменьшаются суммы начислений налоговых платежей;

анализ сумм уплаченных налоговых платежей и их динамики, проводимый по каждому виду налога (сбора) с целью контроля за полнотой и своевременностью перечисления налоговых платежей;

анализ показателей налоговой и (или) бухгалтерской отчетности налогоплательщиков, позволяющий определить значительные отклонения показателей финансово-хозяйственной деятельности текущего периода от аналогичных показателей за предыдущие периоды или же отклонения от среднестатистических показателей отчетности аналогичных хозяйствующих субъектов за определенный промежуток времени, а также выявить противоречия между сведениями, содержащимися в представленных документах, и (или) несоответствие информации, которой располагает налоговый орган;

анализ факторов и причин, влияющих на формирование налоговой базы.

В случае выбора объекта для проведения выездной налоговой проверки налоговый орган определяет целесообразность проведения выездных налоговых проверок контрагентов и (или) аффилированных лиц проверяемого налогоплательщика.

В соответствии с основными целями и принципами настоящей Концепции выбор объектов для проведения выездных налоговых проверок построен на целенаправленном отборе, тщательном и постоянно проводимом, всестороннем анализе всей имеющейся у налоговых органов информации о каждом объекте независимо от его формы собственности и сумм налоговых обязательств. При осуществлении планирования подлежат анализу все существенные аспекты, как отдельной сделки, так и деятельности налогоплательщика в целом.

Приоритетными для включения в план выездных налоговых проверок являются те налогоплательщики, в отношении которых у налогового органа имеются сведения об их участии в схемах ухода от налогообложения или схемах минимизации налоговых обязательств и (или) результаты проведенного анализа финансово-хозяйственной деятельности налогоплательщика свидетельствуют о предполагаемых налоговых правонарушениях.


4. Критерии самостоятельной оценки рисков для налогоплательщиков

Настоящая Концепция предусматривает проведение налогоплатель­щиком самостоятельной оценки рисков по результатам своей финансово-хозяйственной деятельности по приведенным ниже критериям.

Общедоступными критериями самостоятельной оценки рисков для налогоплательщиков, используемыми налоговыми органами в процессе отбора объектов для проведения выездных налоговых проверок, могут являться:

1. Налоговая нагрузка у данного налогоплательщика ниже ее среднего уровня по хозяйствующим субъектам в конкретной отрасли (виду экономической деятельности).

2. Отражение в бухгалтерской или налоговой отчетности убытков на протяжении нескольких налоговых периодов.

3. Отражение в налоговой отчетности значительных сумм налоговых вычетов за определенный период.

4. Опережающий темп роста расходов над темпом роста доходов от реализации товаров (работ, услуг).

5. Выплата среднемесячной заработной платы на одного работника ниже среднего уровня по виду экономической деятельности в субъекте Российской Федерации.

6. Неоднократное приближение к предельному значению установленных Налоговым кодексом Российской Федерации величин показателей, предоставляющих право применять налогоплательщикам специальные налоговые режимы.

7. Отражение индивидуальным предпринимателем суммы расхода, максимально приближенной к сумме его дохода, полученного за календарный год.

8. Построение финансово-хозяйственной деятельности на основе заключения договоров с контрагентами-перекупщиками или посредниками ("цепочки контрагентов") без наличия разумных экономических или иных причин (деловой цели).

9. Непредставление налогоплательщиком пояснений на уведомление налогового органа о выявлении несоответствия показателей деятельности.

10. Неоднократное снятие с учета и постановка на учет в налоговых органах налогоплательщика в связи с изменением места нахождения ("миграция" между налоговыми органами).

11. Значительное отклонение уровня рентабельности по данным бухгалтерского учета от уровня рентабельности для данной сферы деятельности по данным статистики.

При оценке вышеуказанных показателей налоговый орган в обязательном порядке анализирует возможность извлечения либо наличие необоснованной налоговой выгоды, в том числе по обстоятельствам, указанным в Постановлении Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 12.10.2006 N 53.

Систематическое проведение самостоятельной оценки рисков по результатам своей финансово-хозяйственной деятельности позволит налогоплательщику своевременно оценить налоговые риски и уточнить свои налоговые обязательства.

Аналитические правовые услуги по ВЭД, валютному контролю, Испании
Описание услуг на сайте не является публичной офертой услуг
Правовое бюро "Проект-ВС" (Москва) • 2001-2021 • Контакты
© Автор сайта: Славинский В. Ч. Все права сохранены

Читайте также: