Налогообложение в социально культурной сфере

Опубликовано: 02.05.2024

Редакция сайта klerk.ru «Клерк» — крупнейший сайт для бухгалтеров. Мы не берем денег за статьи, новости или скачивание документов. Мы делаем все, чтобы сделать работу бухгалтеров проще.
«Клерк» Рубрика Налог на прибыль

Постановлением Правительства № 642 от 08.05.2020 утверждён перечень видов культурной деятельности музеев, театров, библиотек для применения нулевой ставки по налогу на прибыль.

Документ вступает в силу со дня его официального опубликования и распространяется на правоотношения, возникшие с 1 января 2020.

Напомним, с 01.01.2020 ст. 284 НК РФ дополнена новым п. 1.13: музеи, театры, библиотеки, учредителями которых являются субъекты РФ или муниципальные образования, при исчислении налога на прибыль будут вправе применять ставку 0 %.

При этом доля доходов от культурной деятельности должна быть не менее 90 %.

Перечень видов такой культурной деятельности устанавливается Правительством РФ.

При сдаче головой декларации по налогу на прибыль учреждения должны будут представить в налоговый орган сведения о доле доходов от культурной деятельности (подтвердить право на ставку 0 %).

I. Театры

1. Подготовка и показ спектаклей, других публичных представлений и предоставление сопутствующих этому услуг в целях формирования и удовлетворения потребностей населения в сценическом искусстве

2. Распространение художественного продукта (театральных постановок, концертных и других публичных представлений) посредством публичного исполнения, в том числе на гастролях

3. Проведение фестивалей, конкурсов и иных мероприятий художественно-творческого характера

4. Выставочная деятельность в установленной сфере деятельности учреждения

5. Экскурсионное и лекционное обслуживание посетителей учреждения, а также в рамках мероприятий или программ, реализуемых учреждением на сторонних площадках

6. Деятельность по сохранению художественного уровня и развитию профессионального мастерства, преемственности артистической школы посредством предоставления творческой практики, творческих лабораторий (мастер-классы) в составе коллектива учреждения

7. Создание и реализация печатной, кино-, фото-, видео-, аудиои мультимедийной продукции, связанной с основными направлениями деятельности учреждения

8. Проведение исследований в области источниковедения, театроведения и литературоведения

9. Реализация учреждением научно-просветительских, научнометодических и образовательных программ

10. Осуществление культурно-просветительских мероприятий

11. Публикация музейных предметов и музейных коллекций путем публичного показа, воспроизведения в печатных изданиях, на электронных и других видах носителей, в том числе в виртуальном режиме

12. Сдача в аренду имущества в культурно-просветительских целях

1. Осуществление библиографической и информационной деятельности, в том числе обеспечение условий для взаимоиспользования ресурсов государственных библиотек

2. Осуществление библиографического и информационного обслуживания пользователей библиотеки

3. Организация и проведение культурно-массовых мероприятий

4. Выставочная деятельность в установленной сфере деятельности учреждения

5. Экскурсионное и лекционное обслуживание посетителей учреждения, в том числе в рамках мероприятий или программ, реализуемых учреждением на сторонних площадках

6. Изучение книжных памятников, музейных предметов и музейных коллекций, в том числе проведение экспертизы книжных памятников, культурных ценностей и экспертизы музейных предметов и музейных коллекций

7. Публикация музейных предметов и музейных коллекций путем публичного показа, воспроизведения в печатных изданиях, на электронных и других видах носителей, в том числе в виртуальном режиме

8. Предоставление реставрационных услуг

9. Предоставление библиографических и информационных услуг в виртуальном режиме

10. Ведение научной и методической работы в области библиотековедения, библиографоведения и книговедения

11. Реализация учреждением научно-методических и образовательных программ

12. Осуществление культурно-просветительских мероприятий

13. Создание и реализация печатной, кино-, фото-, видео-, аудиои мультимедийной продукции, связанной с основными направлениями деятельности учреждения

14. Сдача в аренду имущества в культурно-просветительских целях

III. Музеи

1. Изучение музейных предметов и музейных коллекций, в том числе проведение экспертизы культурных ценностей и экспертизы музейных предметов и музейных коллекций

2. Предоставление реставрационных и консервационных услуг

3. Проведение фестивалей, смотров, конкурсов, иных мероприятий

4. Выставочная деятельность в установленной сфере деятельности учреждения

5. Экскурсионное и лекционное обслуживание посетителей учреждения, в том числе в рамках мероприятий или программ, реализуемых учреждением на сторонних площадках

6. Публикация музейных предметов и музейных коллекций путем публичного показа, воспроизведения в печатных изданиях, на электронных и других видах носителей, в том числе в виртуальном режиме

7. Осуществление культурно-просветительских мероприятий

8. Создание и реализация печатной, кино-, фото-, видео-, аудиои мультимедийной продукции, связанной с основными направлениями деятельности учреждения

9. Популяризация объектов культурного наследия, находящихся в составе учреждения

10. Реализация учреждением научно-просветительских, научнометодических и образовательных программ

11. Проведение мониторинга технического состояния и эксплуатации объектов культурного наследия

12. Сдача в аренду имущества в культурно-просветительских целях

13. Оказание консультационных и научно-методических услуг в соответствии с уставной деятельностью и в пределах тематического направления работы музея

14. Разработка научно-проектной документации в связи с созданием экспозиций

Косвенное финансирование государством деятельности в сфере культуры осуществляется посредством предоставления налоговых льгот организациям и частным лицам, оказывающим безвозмездную поддержку такой деятельности, а также установления льгот по налогообложению организаций культуры и творческих работников.

Налоги являются одним из наиболее действенных методов государственного управления экономикой в условиях рыночных отношений.

Налоговая система Российской Федерации представлена совокупностью налогов и сборов, взимаемых в установленном порядке с плательщиков – юридических и физических лиц на территории страны.

Система налогообложения выполняет фискальную, регулирующую, распределительную (перераспределительную) функции. С помощью фискальной политики формируются доходы государства, необходимые для реализации политических, социально-экономических задач.

Налоговая система – это совокупность налогов, сборов, пошлин и других платежей, а также общих принципов налогообложения и сборов. Налоги и сборы являются главной статьей доходов государственного бюджета.

Налог – обязательный, индивидуально возмездный платеж, взимаемый с организаций и физических лиц в форме отчуждения принадлежащих им на праве собственности, хозяйственного ведения или оперативного управления денежных средств в целях финансового обеспечения деятельности государства и (или) муниципальных образований.

Сбор – взимаемый с организаций и физических лиц обязательный взнос, уплата которого является одним из условий совершения в интересах плательщика сборов юридически значимых действий государственными органами и органами местного самоуправления.

Налоговая система РФ представлена тремя уровнями и включает:

• федеральные налоги и сборы (налог на добавленную стоимость (НДС); акцизы на отдельные виды товаров (услуг) и отдельные виды минерального сырья; налог на прибыль (доход) организаций; налог на доходы от капитала; подоходный налог с физических лиц; взносы в государственные социальные внебюджетные фонды; государственную пошлину др.

• налоги и сборы субъектов РФ – региональные (налог на имущество организаций; налог на недвижимость; дорожный налог; транспортный налог; налог с продаж; налог на игорный бизнес; региональные лицензионные сборы и др.

• местные налоги (земельный налог; налог на имущество физических лиц; налог на рекламу и др.).

Налоги бывают «прямыми» и «косвенными». Прямые налоги взимаются государством непосредственно с доходов и имущества налогоплательщиков. Их объектом выступает доход (зарплата, прибыль, процент и т. п.) и стоимость имущества налогоплательщиков (земли, дачи, дома, машины). Косвенные налоги устанавливаются в виде надбавок к цене товаров или тарифов на услуги.

По целевой направленности различают: общие налоги, предназначенные для формирования доходной части бюджета в целом (например, налог на прибыль организаций, НДС и др.); целевые налоги, имеют строго целевое назначение (например, единый социальный налог).

Налоговые льготы – частичное или полное освобождение определенного круга физических и юридических лиц от уплаты налогов, это формы практической реализации регулирующей функции налогов. Налоговое льготирование является одним из основных инструментов проведения той или иной налоговой политики и методов государственного налогового регулирования.

Во многих странах применяется частичное или полное освобождение физических и юридических лиц от уплаты налогов. Налоговые льготы предоставляются для достижения социальных и экономических целей. На практике наиболее распространены следующие налоговые льготы:

– Необлагаемый налогом минимум дохода;

– Налоговые скидки для отдельных предприятий, отраслей, категорий налогоплательщиков (малых предприятий, сельского хозяйства, инвалидов, организаций образования и др.);

– Изъятие из основного дохода некоторых расходов (затрат на НИОКР и др.);

– Возврат ранее уплаченных налогов (налоговая амнистия).Нормы законодательства о налогах и сборах, определяющие порядок и условия применения льгот по налогам и сборам, не должны носить индивидуальный характер.

В российском налоговом законодательстве такого понятия не существует. В нашей стране налоговый статус организации зависит, прежде всего, от ее вида – коммерческая или некоммерческая. В свою очередь налоговый статус некоммерческой организации определяется ведением или отсутствием предпринимательской деятельности. Если некоммерческая организация осуществляет только основную, уставную деятельность, то она имеет право на льготы при уплате налогов. Вместе с тем это не означает, что некоммерческая организация полностью освобождается от уплаты всех налогов.

Ряд существенных налоговых льгот предоставляется некоммерческим организациям федеральным законодательством. Они действуют на всей территории России. Кроме того, на местном уровне и уровне субъекта Федерации, как правило, предоставляются дополнительные льготы в части налогов, поступающих в соответствующие бюджеты. При этом часто такие льготы довольно значительны.

Льготы организациям культуры. Такие льготы предоставляются по различным видам налогов и сборов:




• налогам на имущество и на землю;

• налогу на добавленную стоимость;

• налогу на прибыль;

От налога на имущество могут освобождаться произведения искусства, находящиеся в собственности некоммерческих организаций, а также находящиеся в частных музеях.

Льготы по налогу на добавленную стоимость часто применяются по отношению к производству культурных благ. Так, сборы от театральных спектаклей и филармонических представлений, продажи входных билетов в музеи, доходы от книгоиздания и производства кинофильмов практически во всех странах с развитой рыночной экономикой пользуются льготным режимом налогообложения на добавленную стоимость. Ставка налога уменьшается в 1,5-4 раза по сравнению со ставкой для обычных товаров и услуг.

Льготы по налогу на прибыль предоставляются некоммерческим организациям культуры в форме полного освобождения от налога или применения пониженных ставок.

Льготы деятелям культуры. Обычной практикой является предоставление льгот по налогу на доходы. При этом устанавливаются предельные размеры сумм, разрешенных к вычету из подлежащего налогообложению дохода творческих работников. В качестве вычитаемых сумм засчитываются расходы на осуществление профессиональной творческой деятельности.

Например, во Франции все лица творческих профессий вправе вычитать из суммы своих налогов соответствующие расходы в размере до 10% общей суммы доходов, музыканты, дирижеры, директора театров - до 30%, драматические актеры, хореографы и кинематографисты - до 35%. В нашей стране писатели, драматурги, сценаристы, исполнители произведений литературы и искусства вправе уменьшать сумму налогооблагаемого дохода на 20%, музыканты - на 25- 40%, художники - на 30-40%, кинематографисты - на 30%.

Гранты, получаемые работниками культуры от государства и негосударственных благотворительных фондов, могут также не облагаться подоходным налогом - полностью или в пределах некоторого среднего размера государственного гранта.

От налога на имущество могут освобождаться произведения искусства, созданные живущими художниками, либо находящиеся в семейном владении свыше определенного периода времени (например, 20 лет), а также те, к которым имеется доступ публики, т.е. находящиеся в помещениях усадеб, замков, посещение которых разрешено для желающих в определенные часы.

Налоговые льготы для жертвователей. Наиболее распространенными видами налоговых льгот для организаций и лиц, оказывающих поддержку культурной деятельности, являются:

• льготы по налогу с оборота при пожертвованиях;

• льготы по налогу на прибыль;

• льготы по налогу на доходы физических лиц;

• льготный зачет вкладов художественных ценностей в платежи по налогу на имущество.

Льготы по налогам с оборота, на прибыль, на доходы физических лиц предоставляются организациям и физическим лицам, жертвующим часть своих доходов на благотворительные цели и в частности на поддержку культурной деятельности. Сумма пожертвований вычитается из налогооблагаемой суммы соответственно оборота, прибыли, дохода. Но, как правило, существуют ограничения на максимальный размер таких вычетов.

Так, в Португалии и во Франции льготы предоставляются юридическим лицам по налогу с оборота, если средства жертвуются в пользу благотворительных фондов и ассоциаций, но размеры налогового вычета не могут превышать 0,2% с оборота в Португалии и 0,3% во Франции.

Льготы по налогам на прибыль и на доходы физических лиц применяются в подавляющем большинстве стран с развитой рыночной экономикой. Исключение, помимо вышеуказанных Португалии и Франции, использующих льготы по налогу с оборота, составляют Норвегия и Швеция. Но в этих странах поддержка сферы культуры почти полностью осуществляется за счет средств государства, а меценатство неразвито. Предельные размеры вычетов по налогу на прибыль составляют в западноевропейских странах от 5 до 20% общей суммы прибыли. В России до 2002 г. они равнялись 3 или 5% в зависимости от статуса получателя пожертвования, но с 2002 г. эти льготы были отменены.

Налоговая политика России в культуре. Неизменно декларировавшаяся государством в 1990-е гг. задача стимулирования поиска учреждениями культуры новых источников финансирования и поощрения развития негосударственного сектора находила определенное отражение в налоговой политике. В течение 1990-х гг. налоговые льготы предоставлялись организациям культуры в зависимости от вида их основной деятельности и от формы собственности. Налоговая политика не была дифференцирована, как это обычно делается в странах с рыночной экономикой, по отношению к организациям, различающимся по целям деятельности и типу хозяйствования, то есть по отношению к коммерческим и некоммерческим организациям.

Согласно действовавшему до 2002 г. законодательству сумма налогооблагаемой прибыли уменьшалась на величину средств, перечисляемых предприятиями и банками на благотворительные цели, но в пределах всего лишь 3% общего размера прибыли. Если средства жертвовались государственным или муниципальным учреждениям культуры, то размер налоговой льготы повышался - до 5%. Определенные налоговые льготы были предоставлены самим организациям культуры, но предпочтение отдавалось государственным и муниципальным учреждениям. Полностью были освобождены от уплаты налога на прибыль государственные и муниципальные музеи и библиотеки, филармонические коллективы и государственные театры. Государственные и муниципальные клубные учреждения, цирки, зоопарки, парки культуры и отдыха и муниципальные театры были освобождены от налога на прибыль, полученную от их основной деятельности.

С 2002 г. все эти льготы упразднены, но одновременно изменен порядок налогообложения. Бюджетные ассигнования государственным и муниципальным учреждениям, гранты, полученные любыми организациями, целевые поступления на содержание некоммерческих организаций, благотворительные пожертвования не учитываются в качестве доходов при расчете величины налогооблагаемой прибыли. Таким образом, льготы по налогу на прибыль изменили свою форму, и их предоставление отныне не связано с видом основной деятельности организаций.

Организации культуры освобождены от уплаты налогов на землю и имущество. От налога на добавленную стоимость освобождены профильные виды услуг учреждений культуры, работы по ремонту и реставрации памятников истории культуры, охраняемых государством, работы и услуги по производству, прокату (включая реализацию прав на использование) и показу кинопродукции, получившей удостоверение национального фильма, издание и распространение печатной продукции (за исключением эротической). Ряд налоговых льгот установлен для лиц творческих профессий.

Планирование доходов и расходов в организациях культуры и искусства.

Планирование — важнейшая составная часть системы хозяйствова­ния, включающая разработку, реализацию планов и контроль их выпол­нения.

Методы планирования.

Экстраполяция (планирование от достигнутого уровня) — выявле­ние тенденций, действовавших в предшествующий период; факторов, определявших развитие этих тенденций; и предположение, что эти тен­денции и факторы будут действовать в планируемом периоде.

Нормативный — обоснование плановых заданий с помощью норм и нормативов. В научной литературе и на практике отсутствует четкое разграничение между нормой и нормативом. В ряде случаев эти понятия употребляются как синонимы. В данном учебном пособии под нормой понимается научно обоснованная (расчетная) величина, регламенти­рующая расход ресурсов на единицу (произведенной продукции и т.д.), характеризующая удельное потребление ресурсов; под нормативом— совокупность производимых или потребляемых услуг и товаров на еди­ницу (потребителя, финансирования, площади, оборудования и т.д.)

Программный— разработка программ культурного развития (фе­деральных, региональных, территориальных и др.), социокультурных проектов, бизнес-планов. Направленность программных мероприятий на решение конкретных проблем, интеграция ресурсов и исполнителей.

Нормативно-целевое планирование.Попытка целевой ориентации планов и создания нормативной базы планирования. Принципиальная новизна этапа заключалась в формиро­вании целевых установок на длительную перспективу.

Достоинства нормативно-целевого подхода:

– усилилась целевая ориентация планов, были разработаны целе­вые параметры;

– разработке планов стал предшествовать предплановой анализ;

– сократилось число централизованно устанавливаемых показа­телей, появилась самостоятельность в планировании регионов и конкретных организаций;

– повысилась обоснованность планов, так как они стали базиро­ваться на нормах и нормативах;

– предпринята попытка преодолеть ведомственный подход (на народнохозяйственном уровне в плане создан раздел "Культура и средства массовой информации");

– усилилась территориальная дифференциация планов.

Недостатки нормативно-целевого подхода:

– считалось, что стратегическую цель можно количественно из­мерить, причем при помощи какого-то одного показателя;

– предплановый анализ велся традиционным способом, по под­отраслям культуры. Подмена культурных процессов учрежде­ниями культуры не позволяла осуществить целостный анализ социокультурной ситуации;

– число централизованно устанавливаемых показателей сократи­лось недостаточно. При этом показатели выражали не самые существенные стороны культурного развития, а те, которые поддаются количественному измерению;

– система норм и нормативов так и не была внедрена на практи­ке. Это объясняется, с одной стороны, спецификой сферы куль­туры, которая в силу творческого характера осуществляемой здесь деятельности плохо поддается нормированию, с другой стороны, нехваткой средств для обеспечения нормативов, не­возможностью гарантировать их стабильность в условиях ин­фляции;

– ведомственный подход к культуре по существу не был преодо­лен, в рамках соответствующего раздела народнохозяйственно­го плана происходило чисто механическое сложение сфер и показателей;

– культурная самобытность регионов не могла быть учтена в полной мере при планировании "сверху";

– недостаточно прорабатывался механизм реализации планов.

В целом этап нормативно-целевого планирования был существенным шагом вперед на пути совершенствования планирования в культуре.

Программно-целевое планирование. Основной формой планирования должны стать программы куль­турного развития, тогда как на предыдущем этапе они выступали лишь дополнением к традиционным планам.

Внедрение программного метода сдерживалось:

– трудностями экономического характера: недостатком финансо­вых средств, нерегулярностью их поступления;

– инерционностью мышления руководителей органов управле­ния и организаций культуры, недооценкой роли программ;

– отсутствием знаний, умений и навыков разработки программ.

Дальнейшее развитие программно-целевых методов бюджетного планирования – основное направление реформирования бюджетного процесса.

Дата добавления: 2015-04-18 ; просмотров: 153 ; Нарушение авторских прав

Вопросы налогообложения доходной деятельности образователь­ного учреждения регулируются Налоговым кодексом РФ. Федераль­ный закон от 22 августа 2004 г. № 122-ФЗ внес изменения в Закон РФ«Об образовании», исключив все нормы, регулирующие налоговыеотношения. Само слово «налог» больше не встречается в тексте Зако­на «Об образовании».

Конечно, вопросы налогообложения образовательного учреждения достаточно сложны для директора школы. Тут не обойтись без помо­щи квалифицированных специалистов: бухгалтера, экономиста. Нашацель сейчас не научить директора самостоятельно вести налоговыйучет, а дать общие представления о том, плательщиком каких налогови в каких размерах является образовательное учреждение, каким об­разом можно оптимизировать уплату налогов, как не допустить со­вершения типичных для образовательных учреждений нарушений на­логового законодательства. Поэтому мы рассмотрим основные мо­менты налогообложения образовательных учреждений, не вдаваясь вподробности ведения и сдачи налоговой отчетности.

Образовательное учреждение изначально находится на общем ре­жиме налогообложения. На сегодняшний день общий режим нало­гообложения является единственно возможным для государствен­ных и муниципальных образовательных учреждений. Кроме общего режима налогообложения существуют специальные режимы. Для организаций сферы образования весьма выгодной является упро­щенная система налогообложения, позволяющая уменьшить нало­говое бремя и упростить налоговую отчетность. Однако для бюд­жетных учреждений, к которым, напоминаем, относятся все государственные и муниципальные образовательные учреждения, пе­реход на упрощенную систему налогообложения не допускается (пп. 17 п. 3 ст. 346.12 НК РФ). Такой режим может быть использо­ван только различного рода негосударственными образовательны­ми организациями, оказывающими дополнительные образователь­ные услуги.

При общем режиме налогообложения любая доходная деятельностьобразовательного учреждения подлежит налогообложению налогомна добавленную стоимость и налогом на прибыль, а выплаты работни­кам — единым социальным налогом, если налоговым законодатель­ством не установлены те или иные налоговые льготы.

Налог на добавленную стоимость (НДС)

НДС облагается реализация товаров, выполнение работ и оказаниеуслуг на территории Российской Федерации.

НДС представляет собой косвенный налог, который включается в цену товара (работы, услуги) и оплачивается покупателем, заказчи­ком, но в федеральный бюджет перечисляется продавцом, исполни­телем услуг, т.е. школой.

Сумма налога исчисляется по соответствующей налоговой ставке исходя из суммы, полученной от реализации товаров (работ, услуг). НК РФ в зависимости от того, что является предметом реализации, предусматривает три величины налоговых ставок: 0, 10 и 18 процен­тов. В деятельности образовательных учреждений может иметь местоприменение налоговой ставки 10 или 18%. Так, например, если обра­зовательное учреждение сдает в аренду помещение и сумма аренднойплаты составляет без учета НДС 5000 рублей, то общая сумма, кото­рую заплатит арендатор, будет составлять 5000 + 18% = 5900 рублей(в том числе, 900 рублей — НДС).

Кроме того, для образовательных учреждений НК РФ устанавливает налоговые льготы. Так, не подлежат налогообложению (освобождают­ся от налогообложения) НДС:

— услуги по содержанию детей в дошкольных учреждениях, прове­дению занятий с несовершеннолетними детьми в кружках, секциях (включая спортивные) и студиях (пп. 4 п. 2 ст. 149 НК РФ). Следует отметить, что наличие лицензии для применения льготы по НДС припроведении занятий с детьми в кружках и секциях для общеобразовательных учреждений предусмотрено п. 6 ст. 149 НК РФ, согласно ко­торому деятельность, подлежащая лицензированию, не облагаетсяНДС при наличии соответствующей лицензии. Требование наличия ли­цензии при организации кружков и секций (т.е. реализации программ дополнительного образования детей) предусматривается п. 2 Типо­вого положения об общеобразовательном учреждении*;

—реализация продуктов питания, непосредственно произведенныхстуденческими и школьными столовыми, столовыми других учебных заведений, столовыми медицинских организаций, детских дошколь­ных учреждений и реализуемых ими в указанных учреждениях, а такжепродуктов питания, непосредственно произведенных организациямиобщественного питания и реализуемых ими указанным столовым илиуказанным учреждениям. Данная льгота применяется в отношении сту­денческих и школьных столовых, столовых других учебных заведений,столовых медицинских организаций только в случае полного или час­тичного финансирования этих учреждений из бюджета или из средствфонда обязательного медицинского страхования (пп. 4 п. 2 ст. 149 НК РФ);

—услуги в сфере образования по проведению некоммерческимиобразовательными организациями учебно-производственного (по на­правлениям основного и дополнительного образования, указанным влицензии) или воспитательного процесса, за исключением консуль­тационных услуг, а также услуг по сдаче в аренду помещений (пп. 14 п. 2 ст. 149 НК РФ).

Таким образом, не облагаются НДС платные образовательные ус­луги как по дополнительным профессиональным программам, ока­зываемые образовательным учреждением в виде занятий в факуль­тативных кружках и секциях, так и по преподаванию специальных курсов и циклов дисциплин, репетиторству, по проведению заня­тий по углубленному изучению предметов при наличии соответству­ющей лицензии (т.е. при указании данных программ в приложении к основной лицензии на осуществление образовательной деятель­ности).

Следует отметить, что судебная практика признает наличие льготыпо НДС и в случаях, когда в суммы платы за обучение включены и услуги гардероба, охраны, исходя из того, что такие услуги признаются необходимой составляющей образовательного процесса.

Во многих государственных и муниципальных образовательных уч­реждениях столовые обслуживаются соответствующими комбината­ми питания, которые и осуществляют учет произведенных и реализо­ванных товаров, а администрация образовательного учреждения име­ет возможность отстраниться по крайней мере от налогового учетадеятельности столовой. Однако нередки случаи, когда столовые функ­ционируют и как структурные подразделения учреждения. Поэтому рассмотрим условия, при соблюдении которых возможно освобож­дение реализации продуктов питания в столовых от НДС:

—образовательное учреждение является государственным или му­ниципальным, и столовая финансируется частично или полностью изсоответствующего бюджета;

—продукты питания производятся в столовой. При этом Налоговыйкодекс РФ не раскрывает понятие «производства», включается ли сюда,например, разогрев, расфасовка продуктов, разлив напитков? Нало­говый кодекс РФ не дает четкого ответа на данный вопрос.

Очевидно, что облагаются НДС реализация продуктов питания, про­изведенных и расфасованных на стороне (конфеты, шоколад, напиткив бутылках и т.д.), а, следовательно, образовательное учреждение,реализуя и те, и другие продукты, должно вести раздельный учет такихопераций, что на практике крайне затруднительно. Также следует иметьв виду, что часть продуктов питания (например, хлебобулочные изде­лия) облагается НДС по ставке 10%, другие же продукты (например,шоколад, газированные напитки) подлежат налогообложению по ставке18% (ст. 164 НК РФ).

Сдача в аренду как движимого, так и недвижимого имущества обла­гается налогом на добавленную стоимость по ставке 18%.

Кроме указанных выше налоговых льгот для учреждений сферы об­разования, НК РФ устанавливает общее (для всех организаций, в томчисле и для государственных и муниципальных образовательных уч­реждений) правило освобождения от налогообложения НДС. Соглас­но п. 1 ст. 145 НК РФ организации имеют право на освобождение от исполнения обязанностей налогоплательщика НДС, связанных с ис­числением и уплатой налога, если за три предшествующих последо­вательных календарных месяца сумма выручки от реализации товаров(работ, услуг) этих организаций без учета НДС не превысила в сово­купности два миллиона рублей. Как видим, многие учреждения обще­го образования могут использовать это освобождение. В таком слу­чае не подлежат обложению НДС все операции образовательного уч­реждения (в том числе и сдача имущества в аренду, реализация то­варов, производимых учреждением и т.д.).

Для получения права на освобождение от исполнения обязанностейналогоплательщика по НДС необходимо не позднее 20-го числа ме­сяца, начиная с которого организация претендует на освобождение, представить в налоговый орган:

письменное уведомление об использовании права на освобожде­ние от исполнения обязанностей налогоплательщика, связанных с ис­числением и уплатой НДС (форма утверждена приказом Министер­ства РФ по налогам и сборам от 4 июля 2002 г. № БГ-3-03/342);

выписку из бухгалтерского баланса;

выписку из книги продаж;

копию журнала полученных и выставленных счетов-фактур.

Уведомление и соответствующие документы могут передаваться не­посредственно в налоговый орган или по почте заказным письмом.В последнем случае днем их представления в налоговый орган счита­ется шестой день со дня направления заказного письма.

Освобождение предоставляется сроком на 12 месяцев, по истечениикоторых учреждение может продлить срок действия освобождения.


Налог на прибыль организаций

Государственные и муниципальные образовательные учреждения яв­ляются плательщиками налога на прибыль организаций. Налог на при­быль платится с доходов, полученных от платных образовательных и иныхуслуг, от аренды, от реализации произведенных образовательным уч­реждением товаров (в терминологии НК РФ такие доходы бюджетного учреждения именуются доходами от коммерческой деятельности).

Глава 25 НК РФ содержит специальную статью 321.1, которая уста­навливает особенности ведения учета по налогу на прибыль для бюд­жетных учреждений.

Налоговая база бюджетных учреждений по налогу на прибыль опре­деляется как разница между полученной суммой дохода (без учета налога на добавленную стоимость) и суммой фактически осуществ­ленных расходов, связанных с ведением коммерческой деятельности.Таким образом, в составе доходов и расходов бюджетных учрежде­ний, включаемых в налоговую базу, не учитываются средства, получен­ные от учредителя (собственника) на ведение уставной деятельности.

На примере оказания платных образовательных услуг рассмотрим,какие расходы могут быть отнесены к числу расходов по коммерчес­кой деятельности:

1)выплата заработной платы учителям за проведение платных заня­тий (с учетом налогов);

2)расходы на приобретение книг, учебников для осуществления плат­ных занятий, канцелярских товаров, расходных материалов для копи­ровальной техники.

При этом важно, чтобы целью использования данных товаров былоименно оказание платных услуг, а не ведение основной образователь­ной деятельности, финансируемой за счет средств учредителя.

В смете доходов и расходов может быть предусмотрено финанси­рование расходов по оплате коммунальных услуг, услуг связи, транс­портных расходов по обслуживанию административно-управленчес­кого персонала за счет двух источников: средств учредителя и средств, полученных от коммерческой деятельности. В таком случае включениеданных расходов бюджетного учреждения в расходы от коммерческойдеятельности производится пропорционально объему средств, по­лученных от коммерческой деятельности, в общей сумме доходов(включая средства учредителя). Следует учитывать, что в общую сум­му доходов от коммерческой деятельности для этой цели не включа­ются доходы, полученные от сдачи имущества в аренду. При этом еслив смете доходов и расходов финансирование расходов по оплате ком­мунальных услуг, услуг связи (за исключением мобильной связи) и наремонт основных средств, приобретенных (созданных) за счет бюд­жетных средств, вообще не предусматривается, то такие расходы учи­тываются при определении налоговой базы по налогу на прибыль при условии, что эксплуатация указанных основных средств связана с ве­дением такой деятельности.

Кроме того, согласно п. 4 ст. 321.1. в расходы, связанные с ведением коммерческой деятельности при определении налоговой базы по налогу на прибыль включаются все расходы на ремонт основных средств, эксплуатация которых связана с ведением некоммерческой и (или) коммерческой деятельности и которые приобретены (созда­ны) за счет бюджетных средств, если финансирование данных расхо­дов не предусмотрено в смете доходов и расходов бюджетного уч­реждения или не осуществляется за счет бюджетных средств. Такимобразом, если ремонт зданий образовательного учреждения не фи­нансируется за счет соответствующего бюджета, расходы на прове­дение этого ремонта могут включаться в расходы на осуществление коммерческой деятельности и, соответственно, уменьшать налого­вую базу по налогу на прибыль.

Полученная в результате исчисления сумма доходов бюджетного уч­реждения от коммерческой деятельности облагается по налоговой ставке 24% (ст. 284 НК РФ)*.

* Эта ставка делится между бюджетами Российской Федерации (6,5%) и субъектов Российской Федерации (17,5%). При этом налоговая ставка налога, подлежащего зачислению в бюджеты субъектов Российской Федерации, законами субъектов Российской Федерации может быть понижена для отдельных категорий налогоплательщиков, но не может быть ниже 13,5%.


Единый социальный налог

Образовательное учреждение, как и любая организация, при выпла­те работникам заработной платы и иных выплат, в том числе по граж­данско-правовым договорам оказания услуг, выполнения работ, яв­ляется налогоплательщиком единого социального налога (ЕСН) (гл. 24 НК РФ).

Объектом налогообложения ЕСН являются суммы выплат работни­кам, как за счет средств учредителя (сумма налога включается в нор­матив бюджетного финансирования), так и за счет коммерческой дея­тельности, которые включаются в расходы при определении налого­вой базы по налогу на прибыль организаций. Налоговый кодекс РФустанавливает регрессную шкалу налоговых ставок по ЕСН (п. 1 ст. 241),которая, правда, малоприменима для бюджетных учреждений (исхо­дя из того, что ежегодные доходы работников школы редко превыша­ют 280 000 рублей).

1-4.jpg

При выплате заработной платы, надбавок, доплат и премий по тру­довым договорам налогообложение ЕСН идет по графе «итого». При выполнении той или иной работы, оказании услуг физическими лица­ми по гражданско-правовым договорам ставка по ЕСН уменьшается на платеж в Фонд социального страхования Российской Федерации(т.е. на 2,9%) (п. 3 ст. 238 НК РФ). При привлечении преподавателей кпроведению занятий по обучению детей заключается гражданско-пра­вовой договор оказания услуг.

В ЕСН включаются суммы, выплачиваемые в качестве страховых взно­сов на обязательное пенсионное страхование. Данные страховые взносы зачитываются в сумме налога, подлежащей уплате в федеральныйбюджет (графа 2 таблицы 1) (п. 3 ст. 236 НК РФ). Федеральным зако­ном от 15 декабря 2001 года № 167-ФЗ «Об обязательном пенсион­ном страховании в Российской Федерации» установлены следующиеставки страховых взносов на обязательное пенсионное страхование:

База а -а -з а а з -аа-а

При соблюдении условий, предусмотренных налоговым законодательством Республики Казахстан, от уплаты КПН освобождаются организации, осуществляющие деятельность в социальной сфере. Что это за организации и какие именно условия дают право на указанную льготу – рассмотрим в предлагаемом материале.

Согласно статье 290 Кодекса РК «О налогах и других обязательных платежах в бюджет (Налоговый кодекс)» (далее – Налоговый кодекс), к организациям, осуществляющим деятельность в социальной сфере, относятся организации, осуществляющие нижеуказанные виды деятельности, доходы от которых с учетом доходов в виде безвозмездно полученного имущества и вознаграждения по депозитам составляют не менее 90 % совокупного годового дохода (СГД) таких организаций:

– оказание услуг в форме медицинской помощи в соответствии с законодательством Республики Казахстан (в том числе при осуществлении медицинской деятельности, не подлежащей лицензированию) субъектом здравоохранения, имеющим лицензию на осуществление медицинской деятельности;

– оказание услуг по начальному, основному среднему, общему среднему образованию, техническому и профессиональному, послесреднему, высшему и послевузовскому образованию, осуществляемых по соответствующим лицензиям на право ведения образовательной деятельности, а также дополнительному образованию, дошкольному воспитанию и обучению;

– деятельность в сферах науки (включая проведение научных исследований, использование, в том числе реализацию, автором научной интеллектуальной собственности), осуществляемая субъектами научной и (или) научно-технической деятельности, аккредитованными уполномоченным органом в области науки, спорта (кроме спортивно-зрелищных мероприятий коммерческого характера), культуры (кроме предпринимательской деятельности), оказания услуг по сохранению (за исключением распространения информации и пропаганды) объектов историко-культурного наследия и культурных ценностей, занесенных в Государственный список памятников истории и культуры в соответствии с законодательством Республики Казахстан, а также в области социальной защиты и социального обеспечения детей, престарелых и инвалидов;

Доходы таких организаций не подлежат налогообложению при направлении их на осуществление указанных видов деятельности.

Данным организациям необходимо соответствовать одному из следующих условий:

– средняя численность инвалидов за налоговый период составляет не менее 51 % общего числа работников;

– расходы по оплате труда инвалидов за налоговый период составляют не менее 51 % (в специализированных организациях, где работают инвалиды по потере слуха, речи, а также зрения, – не менее 35 %) общих расходов по оплате труда.

Организации, получающие доходы от деятельности по производству и реализации подакцизных товаров, не относятся к организациям социальной сферы.

Налогоплательщики указанных организаций при определении суммы КПН, подлежащей уплате в бюджет, уменьшают сумму исчисленного в соответствии со статьей 302 Налогового кодекса КПН на 100 %.

При нарушении условий, предусмотренных статьей 290 Налогового кодекса, полученные доходы подлежат налогообложению в порядке, определенном Налоговым кодексом.

Таким образом, из статьи 290 Налогового кодекса следует, что организации, осуществляющие деятельность в социальной сфере, вправе уменьшить КПН к уплате на 100 %, если доходы от основной деятельности с учетом доходов в виде безвозмездно полученного имущества и вознаграждения по депозитам составляют не менее 90 % СГД.

Организации отчитываются по КПН путем представления декларации по корпоративному подоходному налогу по форме 100.00 (приложение 1 к приказу министра финансов РК от 12 февраля 2018 года № 166).

Если процентное соотношение 90 : 100 не соблюдается (то есть если имеется превышение дохода от прочей деятельности более чем на 10 % в общей сумме СГД), то уменьшение суммы КПН в форме 100.00 не применяется и сумма начисленного КПН в общеустановленном порядке подлежит уплате в бюджет полностью.

ПРИМЕР

Организация, оказывающая медицинские услуги, осуществляет деятельность в социальной сфере и в целях налогообложения применяет статью 290 Налогового кодекса.

По данной организации за отчетный период имеется следующая информация:

1) по доходам и расходам (тенге):

2) по фиксированным активам (тенге):

Примечание. Стоимость поступивших/выбывших фиксированных активов определяется в соответствии со статьями 268, 270 Налогового кодекса и относится на увеличение/уменьшение стоимостного баланса соответствующей группы (подгруппы).

В рассматриваемом примере был реализован автомобиль, входящий в состав II группы фиксированных активов. На основании пункта 3 статьи 270 Налогового кодекса при реализации фиксированных активов, кроме передачи по договору лизинга, стоимостный баланс подгруппы (группы) уменьшается на стоимость реализации, за исключением НДС.

Таким образом, выбытие актива отражено в сумме стоимости его реализации (1 400 000 тенге).

Обязана ли организация, осуществляющая деятельность в социальной сфере, уплачивать КПН в бюджет?

Анализ

Чтобы определить необходимость уплаты организацией КПН в бюджет, следует рассчитать сумму доходов от основной деятельности (социальная сфера), сумму доходов от прочей деятельности и общую сумму СГД за отчетный налоговый период.

Доходы организации от основной деятельности (тенге):

1) от оказания медицинских услуг – 15 000 000;

2) от безвозмездно полученного имущества (материалы) – 150 000;

3) от вознаграждения по размещенным денежным средствам на депозитном счете – 220 000.

Итого доходы от основной деятельности – 15 370 000.

Доходы организации от прочей деятельности

За отчетный налоговый период организация начислила доходы от курсовой разницы, реализации автомобиля и сдачи имущества в операционную аренду, которые не относятся к основной деятельности (медицинские услуги), поэтому классифицируются как доходы от прочей деятельности.

На основании подпункта 18 пункта 1 статьи 226 .

Объекты социально-культурной сферы.

Отнесение имущественных объектов организаций к социально-культурной сфере осуществляется исходя из их фактического использования организацией для ведения соответствующего вида деятельности.

Для целей бухгалтерского учета перечень объектов социально-культурной сферы приведен в комментарии к счету 29 «Обслуживающие производства и хозяйства» Инструкции по применению Плана счетов бухгалтерского учета финансово-хозяйственной деятельности организаций, утвержденной приказом Минфина России от 31.10.2000 № 94н. В перечень включены детские дошкольные учреждения (сады, ясли), дома отдыха, санатории и другие учреждения оздоровительного и культурно-просветительного назначения, столовые и буфеты, пошивочные и другие мастерские бытового обслуживания, состоящие на балансе организации, деятельность которых не связана с производством продукции, выполнением работ и оказанием услуг.

Затраты на содержание отдельных объектов социально-культурной сферы в бухгалтерском учете осуществляются в соответствии с утвержденной руководителем организации сметой, включающей в себя статьи доходов (поступлений) и расходов. Например, смета на содержание яслей и детских садов может иметь следующую номенклатуру статей:

1. Поступления (доходы): плата родителей (полная или частичная) и средства организации.

2. Расходы: оплата труда работников с начислениями ЕСН, страховых взносов в ПФР и страховых взносов в ФСС России на обязательное страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний, хозяйственные расходы, расходы на питание, приобретение оборудования и инвентаря, обучающие материалы, прочие расходы.

Услуги от деятельности объектов социально-культурной сферы могут передаваться своим сотрудникам, членам их семей, а также сторонним потребителям как на возмездной, так и на безвозмездной основе.

Пунктом 4 Положения по бухгалтерскому учету «Доходы организации» (ПБУ 9/99), утвержденного приказом Минфина России от 06.05.99 № 32н, установлено, что в случае передачи таких услуг на возмездной основе организация имеет право самостоятельно признавать поступления от оказания услуг доходами от обычных видов деятельности или прочими поступлениями (внереализационными доходами) с учетом характера своей деятельности, вида доходов и условий их получения.

Объекты социально-культурной сферы могут осуществлять самостоятельную коммерческую деятельность. В этом случае ее результаты будут рассматриваться как результаты по обычному виду или предмету деятельности данной организации.

В налоговом законодательстве приведен свой перечень объектов социально-культурной сферы. Статьей 275.1 НК РФ для целей налогообложения прибыли к объектам социально-культурной сферы отнесены объекты здравоохранения, культуры, детские дошкольные объекты, детские лагеря отдыха, санатории (профилактории), базы отдыха, пансионаты, объекты физкультуры и спорта (в том числе треки, ипподромы, конюшни, теннисные корты, площадки для игры в гольф, бадминтон, оздоровительные центры), объекты непроизводственных видов бытового обслуживания населения (бани, сауны).

Для целей налогообложения прибыли объекты социально-культурной сферы, как и в бухгалтерском учете, относятся к обслуживающим производствам и хозяйствам.

Налогообложение прибыли от реализации услуг от деятельности указанных объектов зависит от того, является ли данный объект обособленным подразделением организации, кто является потребителем таких услуг (сторонние потребители или свои работники) и каков характер предоставления таких услуг (возмездный или безвозмездный).

Организации, в состав которых входят обособленные подразделения, осуществляющие деятельность, связанную с использованием объектов обслуживающих производств и хозяйств, определяют налоговую базу по указанной деятельности на основании ст.275.1 НК РФ. Такая налоговая база определяется отдельно от налоговой базы по иным видам деятельности.

Если объект социально-культурной сферы является обособленным подразделением организации, прибыль от реализации его услуг облагается налогом на прибыль в составе общей суммы прибыли, полученной организацией в отчетном периоде.

Для убытка, полученного от деятельности объектов социально-культурной сферы, нормами главы 25 НК РФ предусмотрен особый порядок учета. Убыток, полученный обособленным подразделением от деятельности, связанной с использованием объектов социально-культурной сферы, признается для целей налогообложения прибыли (полученной от основной деятельности) при одновременном соблюдении следующих условий:

Стоимость услуг, оказываемых организацией, которая осуществляет деятельность, связанную с использованием объектов социально-культурной сферы, соответствует стоимости аналогичных услуг, оказываемых специализированными организациями, которые осуществляют аналогичную деятельность, связанную с использованием таких объектов;

Расходы на содержание объектов социально-культурной сферы не превышают обычных расходов на обслуживание аналогичных объектов, осуществляемое специализированными организациями (юридическими лицами), для которых эта деятельность является основной;

Условия оказания услуг организацией существенно не отличаются от условий оказания услуг специализированными организациями, для которых эта деятельность является основной.

Кроме того, порядок признания убытка по объектам обслуживающих производств и хозяйств следует применять только в случае, если данные объекты обособленны территориально.

При невыполнении хотя бы одного из перечисленных условий убыток, полученный организацией от деятельности, связанной с использованием объектов социально-культурной сферы, для целей налогообложения в соответствующем отчетном (налоговом) периоде не учитывается. Он может быть погашен организацией в течение 10 последующих лет, и только за счет прибыли, полученной от деятельности таких объектов.

Десятилетний срок считается предельно допустимым. На практике это означает, что если, например, в 2003 году от деятельности объекта социально-культурной сферы будет получено достаточно прибыли для погашения убытка 2002 года, убыток может быть погашен сразу в полном объеме.

Таким образом, при невыполнении приведенных выше условий убыток, полученный от деятельности объектов социально-культурной сферы, являющихся обособленными подразделениями организации, не должен уменьшать прибыль от обычных видов деятельности организации.

Например, фитнесс-центры, конно-спортивные клубы и прочие объекты социально-культурной сферы являются обособленными подразделениями организации, поскольку удовлетворяют требованиям п.2 ст.11 НК РФ. Однако нередко возникают ситуации, когда, например, тренажерный зал находится на территории организации и не является обособленным подразделением организации. Доходы от услуг тренажерного зала признаются в качестве прочих поступлений. При этом последние не покрывают всех расходов тренажерного зала. Если объекты социально-культурной сферы не являются обособленными подразделениями организации, убыток от их деятельности организация вправе учитывать при налогообложении прибыли. Главой 25 НК РФ не предусмотрены требования о соблюдении перечисленных выше условий в подобных случаях.

Рассмотрим ситуацию, когда объект социально-культурной сферы не является обособленным подразделением и при этом не предоставляет услуги на сторону.

Например, на территории организации расположен тренажерный зал. Он не является обособленным подразделением организации и при этом не предоставляет услуги на сторону. Работники посещают зал бесплатно, соответственно доходов от деятельности тренажерного зала нет. Расходы на содержание тренажерного зала составляют 200 000 руб. в месяц. Учет посещения работниками тренажерного зала не ведется.

Расходы в виде стоимости безвозмездно переданных услуг и расходы, связанные с такой передачей, при определении налогооблагаемой базы по налогу на прибыль не учитываются (п.16 ст.270 НК РФ). Таким образом, расходы на содержание тренажерного зала в целях налогообложения прибыли не принимаются.

В составе прочих расходов, связанных с производством и (или) реализацией, признаются также расходы на содержание вахтовых и временных поселков, включая все объекты жилищно-коммунального и социально-бытового назначения, подсобных хозяйств и иных аналогичных служб, в организациях, осуществляющих свою деятельность вахтовым способом или работающих в полевых (экспедиционных) условиях (пп. 32 п.1 ст. 264 НК РФ). Эти расходы для целей налогообложения признаются в пределах нормативов на содержание аналогичных объектов и служб, утвержденных органами местного самоуправления по месту деятельности организации. Если такие нормативы органами местного самоуправления не утверждены, организация вправе применять порядок определения расходов на содержание названных объектов, действующий для аналогичных объектов, находящихся на данной территории и на территориях, подведомственных указанным органам.

Нормами ст.275.1 НК РФ установлен также особый порядок принятия расходов на содержание объектов социально-культурной сферы для градообразующих организаций.

На основании ст.132 Федерального закона от 08.01.98 № 6-ФЗ «О несостоятельности (банкротстве)» (в редакции от 21.03.2002 № 31-ФЗ) градообразующими организациями признаются юридические лица, численность работников которых с учетом членов их семей составляет не менее половины численности населения соответствующего населенного пункта.

Если налогоплательщик является градообразующей организацией в соответствии с законодательством РФ и имеет на балансе объекты социально-культурной сферы (не обязательно обособленные), не приносящие доход, он вправе принять для целей налогообложения прибыли фактически осуществленные расходы на содержание таких объектов, но в пределах нормативов на содержание аналогичных хозяйств, производств и служб, утвержденных органами местного самоуправления по месту нахождения налогоплательщика.

Если органами местного самоуправления нормативы не утверждены, градообразующие организации вправе применять порядок определения расходов на содержание этих объектов, действующий для аналогичных объектов, находящихся на данной территории и подведомственных указанным органам. Если объекты социально-культурной сферы находятся на территории иного муниципального образования, чем организация, применяются нормативы, утвержденные органами местного самоуправления по месту нахождения этих объектов.

Если объекты социально-культурной сферы, находящиеся на балансе градообразующих организаций, получают выручку от реализации работ (услуг) от их деятельности, расходы по ним принимаются для целей налогообложения в общеустановленном порядке (без применения норм).

Сумма убытка по объектам социально-культурной сферы градообразующих организаций в части, превышающей предельный размер расходов, не учитывается в целях налогообложения прибыли (п.13 ст.270 НК РФ).

Градообразующие организации обязаны вести раздельный учет доходов и расходов, относящихся к объектам социально-культурной сферы.

В соответствии с пп. 2 п. 1 ст. 146 НК РФ объектом налогообложения НДС признается передача на территории РФ товаров (выполнении работ, оказании услуг) для собственных нужд. При приобретении товаров (работ, услуг), расходы по которым не принимаются к вычету (в том числе амортизационные отчисления) при исчислении налога на прибыль, подлежат налогообложению по ставке 18 процентов, а уплаченный поставщикам и подрядчикам налог принимается к вычету.

В том случае, если товары (работы, услуги) используются в деятельности того, подразделения, которое их приобрело, и расходы по данным товарам (работам, услугам) не учитываются при налогообложении прибыли, то НДС уплаченный поставщикам и подрядчикам не возмещается. При этом данные товары (работы, услуги) НДС в соответствии с пп. 2 п. 1 ст. 146 НК РФ также не облагаются.

Читайте также: