Что такое псн на судне

Опубликовано: 12.05.2024





Portland Pudgy proactive lifeboat.jpg


Надувной спасательный плот — надувное коллективное спасательное средство, предназначенное для спасения пассажиров и экипажей тонущих судов и летательных аппаратов при вынужденной посадке на воду. Рассчитан на 6-150 человек. Для автоматического освобождения плота при погружении судна под воду включается гидростат — устройство, освобождающее найтовы на глубине не более 4 метра. Спусковое устройство спасательных плотов должно обеспечивать безопасный спуск плота с полным комплектом людей и снабжения при крене на 20 градусов на любой борт и дифференте до 10 градусов. Установка плота предусматривает два способа освобождения от найтовов — ручной и автоматический. Для ручного освобождения плота от найтовов достаточно сбросить с глаголь-гака фиксирующее звено. Плот остается связанным с судном. Конструкция плота должна выдерживать влияние окружающей среды в течение 30 суток. Надежность плотов при длительном автономном плавании обеспечивается изолированными отсеками камеры плавучести, стойки и днища.

Правила Конвенции СОЛАС-74 предусматривают три варианта комплектации снабжения спасательного плота:

  • SOLAS A PACK — для судов неограниченного района плавания;
  • SOLAS B PACK — для судов прибрежного плавания;
  • SOLAS С PACK — для судов, совершающих плавание в закрытых водах.

Соответствующая надпись наносится на контейнер, в который упакован плот.

Приводимый ниже перечень относится к комплектации SOLAS A PACK.

  • 2 плавучих весла;
  • средства осушения: плавучий черпак (два черпака для плотов вместимостью 13 человек и более) и 2 губки;
  • 2 плавучих якоря, один из которых постоянно прикреплён к плоту, а второй является запасным; сразу после раскрытия плота сбрасываемого типа, прикреплённый плавучий якорь раскрывается автоматически;
  • специальный нескладной нож без колющей части с плавучей ручкой; нож находится в кармане с наружной стороны тента вблизи места крепления пускового линя к плоту;
  • спасательное кольцо с плавучим линем длиной не менее 30 метров;
  • ремонтный комплект для заделки проколов (обычно в комплект ремонтных принадлежностей входит материал для изготовления заплат, клей, пробки и зажимы для быстрой заделки повреждений)
  • 3 консервооткрывателя;
  • ножницы;
  • ручной насос или меха для подкачки плота;
  • питьевая вода консервированная (из расчёта 1,5 л. на человека);
  • пищевой рацион из расчёта 10 000 кДж на человека;
  • аптечка первой помощи;
  • таблетки от морской болезни (с продолжительностью действия не менее 48 часов на человека);
  • по одному гигиеническому пакету на человека;
  • теплозащитные средства (гидротермокостюм) в количестве 10 % от расчётного числа людей, но не менее 2 единиц;
  • рыболовные принадлежности (крючок, леска);
  • инструкция по сохранению жизни на спасательных плотах.

  • радиолокационный ответчик (SART);
  • переносная УКВ радиостанция;
  • 4 красные парашютные ракеты;
  • 6 красных фальшфейера;
  • 2 плавучие дымовые шашки;
  • электрический водонепроницаемый фонарь, пригодный для подачи сигналов по азбуке Морзе;
  • сигнальное зеркало (гелиограф);
  • сигнальный свисток;
  • таблица спасательных сигналов.

На судне ПСН (плот спасательный надувной) хранится в пластиковом контейнере, состоящем из двух половинок, герметично соединённых и скреплённых пластмассовыми болтами, которые разрываются от внутреннего давления газа при надувании плота. Контейнер с плотом устанавливается на специальной раме, прижатый к ней найтовами, заведёнными на гидростат.

Спасательные плоты



Спасательный плот - это плот, способный обеспечить сохранение жизни людей, терпящих бедствие, с момента оставления ими судна (рис. 8.18). Его кон­струкция должна быть такой, чтобы выдержать на плаву влияние окружающей сре­ды в течение не менее 30 суток при любых гидрометеоусловиях.


Плоты изготавливаются вместимостью не менее 6 и обычно до 25 человек (на пассажирских судах могут встретиться плоты вместимостью до 150 человек). Количество плотов рассчитывается таким образом, чтобы общая вместимость имею­щихся на каждом борту спасательных плотов была достаточна для размещения 150% общего числа находящихся на судне людей.

На судах, где расстояние от носовой или кормовой оконечностей до ближайшего плота превышает 100 м, дол­жен быть установлен дополнительный плот. Рядом должны храниться как минимум 2 жилета и 2 гидрокостюма, а также должны иметься посадочные средства с каждого борта (на высокобортных судах - посадочные трапы, на низкобортных - спасательные шкентеля с мусингами.

Общая масса плота, его контейнера и снабжения не должна превышать 185 кг, за исключением случаев, когда плот предназначен для спуска одобренным спусковым устройством или когда не требуется переносить его с борта на борт.

По способу доставки на воду спасательные плоты делятся на спускаемые механическими средствами (при помощи плотбалок) и сбрасываемые. Спускаемые плоты устанавливаются, главным образом, на пассажирских судах, поскольку по­садка в них осуществляется на уровне палубы, что является большим преимуще­ством при спасении пассажиров, могущих оказаться в самом разнообразном физи­ческом и психическом состоянии.
^ Основное распространение, благодаря своей компактности, получили плоты надувного типа (ПСН - плот спасательный надувной).

Основными элементами спасательного плота являются (рис. 8.19):


  • камера плавучести (обеспечивает плавучесть плота);

  • днище - водонепроницаемый элемент, обеспечивающий изоляцию от холод­ной воды;

  • тент - водонепроницаемый элемент, обеспечивающий изоляцию подтенто- вого пространства от зноя и холода.



Камера плавучести надувного плота состоит не менее чем из двух независи­мых отсеков, для того чтобы при повреждении одного отсека, оставшиеся отсеки могли обеспечивать положительный надводный борт и удерживать на плаву штат­ное количество людей и снабжение. Обычно отсеки располагаются кольцами один над другим, что позволяет не только обеспечить достаточную плавучесть, но и со­хранить площадь для размещения людей при повреждении одного отсека.

^ Для обеспечения возможности поддержания рабочего давления в отсеках устанавливаются клапаны для ручной подкачки насосом или мехами.

Задача термоизоляции подтентового пространства обычно решается путем установки тента, состоящего из двух слоев водонепроницаемого материала с воз­душной прослойкой. Наружный цвет тента делается оранжевым. Для установки тента в надувных плотах делаются опоры арочного типа, надувающиеся автомати­чески вместе с камерой плавучести. Высота тента делается такой, чтобы человек мог находиться в сидячем положении в любой части подтентового пространства.

На тенте должно быть:


  • по меньшей мере, одно смотровое окно;

  • устройство для сбора дождевой воды;

  • устройство для установки радиолокационного отражателя илиSART;

  • полосы из белого световозвращающего материала.

На верхней части тента устанавливается сигнальный огонь, автоматически включающийся при раскрытии тента. Заряд батареи питания обеспечивает работу в течение не менее 12 часов.

^ Внутри плота устанавливается внутренний источник света с ручным выклю­чателем, способный непрерывно работать в течение не менее 12 часов.

На днище надувного плота по периметру устанавливаются заполняемые во­дой карманы. Они представляют собой отвисающие вниз мешки с отверстиями в верхней части. Отверстия делаются достаточно большими, чтобы в течение 25 се­кунд после того, как плот оказывается в раскрытом состоянии на воде, карманы за­полнились не менее чем на 60%.

^ Карманы выполняют две функции:


  • обеспечивают остойчивость, что особенно актуально во время шторма, когда раскрытый плот находится на воде без людей;

  • раскрытый плот имеет очень большую надводную парусность по сравнению с погруженной частью, что приводит к сильному ветровому дрейфу. Запол­ненные водой карманы, существенно уменьшают ветровой дрейф плота. Для надувания плота к его днищу крепится баллон с нетоксичным газом, за­крытый специальнымпусковым клапаном,который открывается при натяжении прикрепленного к нему пускового линя. При открытии пускового клапана газ за­полняет отсеки в течение 1 - 3 минут.

^ Пусковой линь имеет двойное назначение:

  • используется для открытия клапана на баллоне с газом;

  • используется для удержания плота на воде у борта судна.

Длина пускового линя не менее 15 метров.

Установка ПСН. На судне ПСН (плот спасательный надувной) хранится в пластиковом контейнере, состоящем из двух половинок, герметично соединенных и скрепленных бандажными лентами (рис. 8.20).

Прочность лент, или соединяющих концы ленты звеньев, рассчитывается на разрыв от внутреннего давления газа при надувании плота.


Рис. 8.20. Схема крепления ПСН к судну: 1 - найтов; 2 - глаголь-гак; 3 - пусковой линь; 4 - гидростат; 5 - слабое звено; 6 - бандажная лента

Спусковое устройство спасательных плотов должно обеспечивать безопас­ный спуск плота с полным комплектом людей и снабжения при крене до 20° на любой борт и дифференте до 10°.
^ Контейнер с плотом устанавливается на специальной раме, прижатый к ней найтовами, заведенными на устройство отдачи.
Установка плота предусматривает два способа освобождения от найтовов - ручной и автоматический.

Для ручного освобождения плота от найтовов достаточно сбросить с гла­голь-гака фиксирующее звено. Есть устройства, у которых освобождение найтовов происходит поворотом специальной рукоятки, в результате выдергиваются штыри, удерживающие коренные концы найтовов. Такое устройство применяется, когда

несколько плотов размещается на одной раме друг за другом. В такой конструкции предусматривается как последовательный сброс плотов, так и сброс всех плотов поворотом одной рукоятки.

^ Для автоматического освобождения плота при погружении судна под воду в разобщающее устройство включается гидростат — устройство, освобождающее найтовы на глубине не более 4 метров.

По принципу действия гидростаты бывают разобщающего типа и режущего.



В гидростате режущего типа в исходном состоянии подпружиненный нож удерживается запирающим штифтом, закрепленным на подпружиненной мембране (рис. 8.21). Пространство над мембраной является герметично закрытым, поэтому при погружении в воду давление начинает расти только под мембраной. Жесткость пружины, удерживающей мембрану, рассчитывается на то, чтобы на глубине до 4 метров внешнее давление отжало мембрану и освободило нож. Сжатая пружина ножа после освобождения резко распрямляется, и ударом ножа перерезается вере­вочная петля, удерживающая найтовы


веревочная петля Рис. 8.21. Гидростат режущего типа

Гидростат разобщающего типа (рис. 8.22). Корпуса гидростатов разобща­ющего типа достаточно разнообразны, но все они используют механический прин­цип отсоединения при достижении заданного давления на чувствительный элемент. Корпус данного гидростата разделен мембраной на две камеры, одна из который: герметичная, а во вторую может поступать вода при погружении.

^ Отсоединяющаяся головка, к которой крепятся найтовы, удерживается из­нутри запирающим устройством, механически соединенным с мембраной.

Жесткость пружины, удерживающей мембрану, рассчитана на то, что под давлением воды произойдет освобождение отсоединяющейся головки гидростата, что приведет к освобождению плота от найтовов.

^ При погружении судна, контейнер с ПСН всплывает, при этом пусковой линь вытягивается из контейнера. Соединение пускового линя с судном осуществ­ляется через слабое звено. Разрывная прочность слабого звена достаточна для вы-
Встречаются конструкции, где слабое звено является частью коренного кон­ца самого пускового линя. Прочность слабого звена мала, чтобы удерживать плот у борта в условиях сильного ветра и волнения. Поэтому при ручной отдаче первое, что необходимо сделать до отдачи найтовов, выбрать из контейнера небольшой участок пускового линя и надежно привязать его выше слабого звена к конструк­ции судна (изолировать слабое звено). Если не привязать пусковой линь на участке нормальной прочности, то плот будет оторван и унесен.

^ Слабое звено зрительно легко отличить: это может быть более тонкая встав­ка в пусковой линь или надрез на лине.

Спуск ПСН на воду. Посадка в сбрасываемый спасательный плот произво­дится после его раскрытия на воде, что делает более сложной саму процедуру по­садки, однако это проще и надежнее в условиях шторма.

Прочность сбрасываемого плота должна быть достаточной, чтобы выдержи­вать его сбрасывание в контейнере с высоты не менее 18 метров и выдерживать многократные прыжки людей на него с высоты не менее 4,5 метров.

^ Краткая инструкция по приведению плота в рабочее состояние и посадке в него наносится на контейнер плота и рядом с местом установки.

Порядок спуска ПСН на воду и посадка в него предусматривает следующие действия:


  • освободить найтовы;

  • вытолкнуть плот за борт. Для высокобортного судна не рекомендуется сбра­сывать плот при крене свыше 15° со стороны вышедшего из воды борта. До­прыгнуть до воды, не касаясь борта, в этом случае маловероятно, а соскаль­зывание по вышедшему из воды борту, обросшему ракушками, может приве­сти к серьезным травмам;

  • вытянуть из контейнера пусковой линь и сильно дернуть;

  • раскрывшийся плот подтянуть к борту и закрепить линь.


тягивания пускового линя из контейнера и открытия пускового клапана. При даль­нейшем натяжении слабое звено разрывается и плот освобождается от крепления к борту судна.


Рис. 8.22. Гидростат разобщающего типа
Если плот раскрылся днищем вверх, то на днище плота имеются специаль­ные лямки, взявшись за которые руками и упершись в край днища ногами, можно плот перевернуть в нормальное положение. Так как плот имеет большую парус­ность, то перед переворачиванием его необходимо повернуть так, чтобы оказаться с
подветренной стороны. В этом случае ветер будет помогать переворачивать плот;


  • переместиться в плот, стремясь попасть в него сухим:

  • можно прыгать на плот с высоты до 4,5 метров, если есть уверенность, что в нем нет людей;

  • можно спуститься по штормтрапу;

  • можно спуститься по спасательному шкентелю с мусингами;

  • можно прыгать в воду рядом с плотом, а затем забраться в плот;

  • помочь другим спасающимся забраться в плот (использовать спасательное кольцо с линем из аварийного снабжения плота).

После того, как все спасающиеся оказались на плоту или в воде (рис. 8.23), но держащимися за спасательный леер плота, необходимо отойти от тонущего суд­на на безопасное расстояние, для чего нужно:

  • отрезать пусковой линь. Нож находится в кармане на тенте плота у места крепления линя;

  • выбрать плавучий якорь;

  • подтянуть водяные карманы;

  • использовать весла из аварийного запаса.



Рис. 8.23. В спасательном плоту и на воде

Водяные карманы создают существенное сопротивление движению. К ниж­ней части каждого кармана крепится штерт, закрепленный верхней частью в рай­оне ближайшего входа в плот. Необходимо потянуть за штерт, выдавить из кармана воду, прижать карман к днищу и закрепить в таком состоянии штерт.

^ Нахождение в непосредственной близости от судна опасно по следующим причинам:

- образование воронки при погружении судна под воду;


  • возможность взрыва при пожаре;

  • всплытие с тонущего судна крупных плавающих предметов;

  • возможность заваливания судна на борт.

После отхода на безопасное расстояние всем спасательным средствам необ­ходимо объединиться и удерживаться в месте гибели судна. Объединение спаса­тельных средств позволяет:

  • равномерно распределить людей, воду, продукты питания и т. п.;

  • более рационально использовать средства сигнализации;

  • более рационально распределить людские ресурсы на выполнение работ (несение вахты, ловля рыбы и т. п.).

Организация поисково-спасательной операции будет начата с координат ме­ста гибели судна, поэтому для уменьшения ветрового дрейфа необходимо поста­вить плавучие якоря и опустить водяные карманы.

Снабжение спасательного плота


  • 2 плавучих весла;

  • средства осушения: плавучий черпак (два черпака для плотов вместимостью 13 че­ловек и более) и 2 губки;

  • 2 плавучих якоря, один из которых постоянно прикреплен к плоту, а второй являет­ся запасным. Сразу после раскрытия плота сбрасываемого типа прикрепленный плавучий якорь раскрывается автоматически.

  • специальный нескладной нож без колющей части с плавучей ручкой. Нож находит­ся в кармане с наружной стороны тента вблизи места крепления пускового линя к плоту.

  • спасательное кольцо с плавучим линем длиной не менее 30 метров;

  • ремонтный комплект для заделки проколов. Обычно, в комплект ремонтных при­надлежностей входит материал для изготовления заплат, клей, пробки и зажимы для быстрой заделки повреждений;

  • 3 консервооткрывателя;

  • ножницы;

  • ручной насос или меха для подкачки плота;

  • питьевая вода консервированная из расчета 1,5 литра на человека;

  • пищевой рацион из расчета 10 000 кДж на человека;

  • аптечка первой помощи;

  • таблетки от морской болезни с продолжительностью действия не мене 48 часов на человека;

  • по одному гигиеническому пакету на человека;

  • рыболовные принадлежности;

  • теплозащитные средства в количестве 10 % от расчетного числа людей, но не менее 2 единиц;

  • инструкция по сохранению жизни на спасательных плотах.Средства сигнализации:

  • радиолокационный маяк - ответчик (SART);

  • УКВ переносная радиостанция;

  • 4 красные парашютные ракеты;

  • 6 красных фальшфейеров;

  • 2 плавучие дымовые шашки;

  • электрический водонепроницаемый фонарь;

  • сигнальное зеркало (гелиограф) и сигнальный свисток;

таблица спасательных сигналов.

    Коллективные судовые спасательные средства (ССС) - это средства, которые могут использоваться группой людей.

    Коллективные ССС и их спусковые устройства должны обеспечить надежную и безопасную работу с тем, чтобы они могли быть спущены на воду при наименьшей осадке судна при крене 20° на любой борт и дифференте 10°.

    Посадка людей в спасательные средства и спуск последних на воду в спокойных условиях не должны превышать по времени:

    • 10 мин — для грузовых судов;

    • 30 мин — для пассажирских и промысловых судов неограниченного района плавания.

    Спасательные шлюпки и спасательные плоты, как правило, должны размещаться на одной палубе, допускается размещение спасательных плотов на одну палубу выше или ниже палубы, на которой установлены спасательные шлюпки.

    Спасательные плоты

    Спасательный плот - это плот, способный обеспечить сохранение жизни людей, терпящих бедствие, с момента оставления ими судна. Его конструкция должна быть такой, чтобы выдержать на плаву влияние окружающей среды в течение не менее 30 суток при любых гидрометеоусловиях.

    Плоты изготавливаются вместимостью не менее 6 и обычно до 25 человек (на пассажирских судах могут встретиться плоты вместимостью до 150 человек). Основное распространение, благодаря своей компактности, получили плоты надувного типа (ПСН).


    Рис. 12.17. Устройство надувного спасательного плота

    1 – надувное днище; 2 – шторки входа; 3 – сигнальный огонь; 4 – двойной тент; 5 – водосборник; 6 – газовый баллон; 7 – пусковой линь; 8 – водобалластный карман; 9 – леер; 10 – входной трап; 11 – плавучий якорь

    По способу доставки на воду спасательные плоты делятся на спускаемые механическими средствами (при помощи плотбалок) и сбрасываемые.

    Посадка в сбрасываемый спасательный плот производится после его раскрытия на воде, что делает более сложной саму процедуру посадки. Однако, процедура доставки плота на воду существенно проще и надежнее в условиях шторма (особенно для небольших судов, у которых качка очень стремительная).

    Спускаемые плоты устанавливаются, главным образом, на пассажирских судах, поскольку посадка в них осуществляется на уровне палубы, что является большим преимуществом при спасении пассажиров, могущих оказаться в самом разнообразном физическом и психическом состоянии.

    Прочность сбрасываемого плота должна быть достаточной, чтобы выдерживать его сбрасывание в контейнере с высоты не менее 18 м и выдерживать прыгающих людей на раскрывшийся плот с высоты не менее 4.5 метров.


    Рис. 12.18. Оснащение места установки ПСН на борту судна

    Основными элементами конструкции спасательного плота являются:

    • камера плавучести - обеспечивает плавучесть плота;

    • днище - водонепроницаемый элемент, обеспечивающий изоляцию от холодной воды;

    • тент - водонепроницаемый элемент, обеспечивающий изоляцию подтентового пространства от зноя и холода.

    Камера плавучести спасательного плота может быть как жесткой, так и надувной. У жестких плотов плавучесть обеспечивается легким плавучим материалом, распложенным по периметру.

    Камера плавучести надувного плота состоит не менее чем из двух независимых отсеков, для того чтобы при повреждении одного отсека, оставшиеся отсеки могли обеспечивать положительный надводный борт и удерживать на плаву штатное количество людей и снабжение. Обычно отсеки располагаются кольцами один над другим, что позволяет не только обеспечить достаточную плавучесть, но и сохранить площадь для размещения людей при повреждении одного отсека.

    Надувные камеры плавучести заполняются нетоксичным газом. Обычно для этой цели используется углекислый газ, находящийся в баллоне на днище плота. Надувание плота занимает от 1 до 3-х минут.

    Для обеспечения возможности поддержания рабочего давления в отсеках устанавливаются клапаны для ручной подкачки насосом или мехами.

    Задача термоизоляции подтентового пространства обычно решается путем установки тента, состоящего из двух слоев водонепроницаемого материала с воздушной прослойкой. Наружный цвет тента делается оранжевым, а внутренний - должен быть нейтральным, не вызывающим дискомфорта у находящихся на плоту людей.




    Для установки тента в надувных плотах делаются опоры арочного типа, надувающиеся автоматически вместе с камерой плавучести. Высота тента делается такой, чтобы человек мог находиться в сидячем положении в любой части подтентового пространства.

    На тенте должно быть:

    • по меньшей мере, одно смотровое окно;

    • устройство для сбора дождевой воды;

    • устройство для установки радиолокационного отражателя;

    • полосы из белого световозвращающего материала.

    На верхней части тента устанавливается сигнальный огонь, автоматически включающийся при раскрытии тента. Заряд батареи питания обеспечивает работу в течение не менее 12 часов.

    Внутри плота устанавливается электролампочка, включающаяся автоматически при раскрытии тента. Заряд батареи питания обеспечивает работу в течение не менее 12 часов.

    По внешнему периметру камеры плавучести плота крепится спасательный леер, помогающий добраться до входа. По внутреннему периметру также устанавливается спасательный леер, помогающий людям удерживаться во время шторма.

    На днище надувного плота по периметру устанавливаются заполняемые водой карманы. Они представляют собой отвисающие вниз мешки с отверстиями в верхней части. Отверстия делаются достаточно большими, чтобы в течение 25 секунд после того, как плот оказывается в раскрытом состоянии на воде, карманы заполнились не менее чем на 60%.

    Карманы выполняют две функции:

    • обеспечивают остойчивость, что особенно актуально во время шторма, когда раскрытый плот находится на воде без людей;

    • раскрытый плот имеет очень большую надводную парусность по сравнению с погруженной частью, что приводит к сильному ветровому дрейфу. Заполненные водой карманы, существенно уменьшают ветровой дрейф плота.

    Для надувания плота к его днищу крепится баллон с газом, закрытый специальным пусковым клапаном, который открывается при натяжении прикрепленного к нему пускового линя. При открытии пускового клапана газ направляется к отсекам по шлангам высокого давления.

    Пусковой линь имеет двойное назначение:

    • используется для открытия клапана на баллоне с газом;

    • используется для удержания плота на воде у борта судна.

    Длина пускового линя не менее 15 метров.

    Снабжение спасательного плота

    • 2 плавучих весла;

    • средства осушения: плавучий черпак (два черпака для плотов вместимостью 13 человек и более) и 2 губки;

    • 2 плавучих якоря, один из которых постоянно прикреплен к плоту, а второй является запасным. Сразу после раскрытия ПСНа сбрасываемого типа прикрепленный плавучий якорь раскрывается автоматически.

    • специальный нескладной нож без колющей части с плавучей ручкой. Нож находится в кармане с наружной стороны тента вблизи места крепления пускового линя к плоту.

    • спасательное кольцо с плавучим линем длиной не менее 30 м;

    • ремонтный комплект для заделки проколов. Обычно, в комплект ремонтных принадлежностей входит материал для изготовления заплат, клей, пробки и зажимы для быстрой заделки повреждений;

    • ручной насос или меха для подкачки плота;

    • питьевая вода консервированная из расчета 1,5 л на человека;

    • пищевой рацион из расчета 10 000 кДж на человека;

    • аптечка первой помощи;

    • таблетки от морской болезни с продолжительностью действия не мене 48 часов на человека;

    • по одному гигиеническому пакету на человека;

    • теплозащитные средства в количестве 10 % от расчетного числа людей, но не менее 2 единиц;

    • инструкция по сохранению жизни на спасательных плотах.


    Рис.12.19. Установка ПСН на борту судна

    • радиолокационный маяк – ответчик (SART);

    • УКВ переносная радиостанция;

    • 4 красные парашютные ракеты;

    • 6 красных фальшфейера;

    • 2 плавучие дымовые шашки;

    • электрический водонепроницаемый фонарь, пригодный для по дачи сигналов по азбуке Морзе;

    • сигнальное зеркало (гелиограф);

    • таблица спасательных сигналов.

    На судне ПСН (плот спасательный надувной) хранится в пластиковом контейнере, состоящем из двух половинок, герметично соединенных и скрепленных бандажными лентами.

    Прочность лент, или соединяющих концы ленты звеньев, рассчитывается на разрыв от внутреннего давления газа при надувании плота.

    Контейнер с плотом устанавливается на специальной раме, прижатый к ней найтовами, заведенными на устройство отдачи.


    Рис. 12.20. Схема крепления ПСН к судну

    1 – найтовы; 2 – глаголь-гак; 3 – пусковой линь; 4 – гидростат; 5 – слабое звено; 6 - бандажная лента

    Спусковое устройство спасательных плотов должно обеспечивать безопасный спуск плота с полным комплектом людей и снабжения при крене до 20° на любой борт и дифференте до 10°.

    Установка плота предусматривает два способа освобождения от найтовов - ручной и автоматический.

    Для ручного освобождения плота от найтовов достаточно сбросить с глаголь-гака фиксирующее звено. Плот остается связанным с судном.

    Есть устройства, у который освобождение найтовов происходит поворотом специальной рукоятки, в результате выдергиваются штыри, удерживающие коренные концы найтовов. Такое устройство применяется, когда несколько плотов размещается на одной раме друг за другом. В такой конструкции предусматривается как последовательный сброс плотов, так и сброс всех плотов поворотом одной рукоятки.

    Для автоматического освобождения плота при погружении судна под воду в разобщающее устройство включается гидростат - устройство, освобождающее найтовы на глубине не более 4 м.

    По принципу действия гидростаты бывают разобщающего типа и режущего.


    Рис. 12.21. Гидростат режущего типа

    В гидростате режущего типа в исходном состоянии подпружиненный нож удерживается запирающим штифтом, закрепленном на подпружиненной мембране.

    Пространство над мембраной является герметично закрытым, поэтому при погружении в воду давление начинает расти только под мембраной. Жесткость пружины, удерживающей мембрану, рассчитывается на то, чтобы на глубине до 4 м внешнее давление отжало мембрану и освободило нож. Сжатая пружина ножа после освобождения резко распрямляется, и ударом ножа перерезывается веревочная петля, удерживающая найтовы.

    Плот остается связанным с судном только через слабое звено.

    Гидростат разобщающего типа. Корпуса гидростатов разобщающего типа достаточно разнообразны, но все они используют механический принцип отсоединения при достижении заданного давления на чувствительный элемент.

    Корпус данного гидростата также разделен мембраной на две камеры, одна из которых герметичная, а во вторую может поступать вода при погружении.

    Отсоединяющаяся головка, к которой крепятся найтовы, удерживается изнутри запирающим устройством, механически соединенным с мембраной.


    Рис. 12.22. Гидростат разобщающего типа

    Как и в предыдущем примере, жесткость пружины, удерживающей мембрану (а следовательно, и запирающее устройство), рассчитана на то, чтобы под давлением воды на глубине до 4 м произошло освобождение отсоединяющейся головки гидростата, что приводит к освобождению плота от найтовов.

    Плот остается связанным с судном только через слабое звено.

    При погружении судна, контейнер с ПСН всплывает, при этом пусковой линь вытягивается из контейнера. Соединение пускового линя с судном осуществляется через слабое звено. Разрывная прочность слабого звена составляет 2,2 + 0,4 кН, что достаточно для вытягивания пускового линя из контейнера и открытия пускового клапана. При дальнейшем натяжении слабое звено разрывается и плот освобождается от крепления к борту судна.

    Встречаются конструкции, где слабое звено является частью коренного конца самого пускового линя. Прочность слабого звена мала, чтобы удерживать плот у борта в условиях сильного ветра и волнения. Поэтому, при ручной отдаче, первое, что необходимо сделать до отдачи найтовов - выбрать из контейнера небольшой участок пускового линя и надежно привязать его выше слабого звена к конструкции судна (изолировать слабое звено). Если не привязать пусковой линь на участке нормальной прочности, то плот будет оторван и унесен.

    Слабое звено зрительно легко отличить: это может быть более тонкая вставка в пусковой линь или надрез на лине.

    Спуск ПСН на воду

    Краткая инструкция по приведению плота в рабочее состояние и посадке в виде рисунков с пояснениями наносится на контейнер плота и рядом с местом установки.

    Порядок спуска ПСН на воду и посадка в него предусматривает следующие действия:

    • вытолкнуть плот за борт. Для высокобортного судна не рекомендуется сбрасывать плот при крене свыше 15° со стороны вышедшего из воды борта. Допрыгнуть до воды, не касаясь борта, в этом случае маловероятно, а соскальзывание по вышедшему из воды борту, обросшему ракушками, может привести к серьезным травмам;

    • вытянуть из контейнера пусковой линь и сильно дернуть;

    • раскрывшийся плот подтянуть к борту и закрепить линь;

    Если плот раскрылся днищем вверх, то на днище плота имеются специальные лямки, взявшись за которые руками и уперевшись в край днища ногами, можно плот перевернуть в нормальное положение. Так как плот имеет большую парусность, то перед переворачиванием его необходимо повернуть так, чтобы оказаться с подветренной стороны. В этом случае ветер будет помогать переворачивать плот;

    • переместиться в плот, стремясь попасть в него сухим:

    - можно прыгать на плот с высоты до 4,5 м, если есть уверенность, что в нем нет людей;

    - можно спуститься по штормтрапу;

    - можно спуститься по швартовному концу;

    - можно прыгать в воду рядом с плотом, а затем забраться в плот;

    • помочь другим спасающимся забраться в плот (использовать спасательное кольцо с линем из аварийного снабжения плота).

    После того, как все спасающиеся оказались на плоту или в воде, но держащимися за спасательный леер плота, необходимо отойти от тонущего судна на безопасное расстояние, для чего нужно:

    - отрезать пусковой линь. Нож находится в кармане на тенте плота у места крепления линя.

    - выбрать плавучий якорь;

    - подтянуть водяные карманы.

    Водяные карманы создают существенное сопротивление движению. К нижней части каждого кармана крепится штерт, закрепленный верхней частью в районе ближайшего входа в плот. Необходимо потянуть за штерт, выдавить из кармана воду, прижать карман к днищу и закрепить в таком состоянии штерт.

    Для отхода от судна нужно использовать весла из аварийного снабжения, а также можно использовать плавучий якорь, забрасывая его вперед и подтягиваясь на нем. Для того, чтобы якорь можно было забрасывать, к центру купола нужно прикрепить какой-либо тяжелый предмет (например, ботинок).

    Нахождение в непосредственной близости от судна опасно по следующим причинам:

    • образование воронки при погружении судна под воду;

    • возможность взрыва при пожаре;

    • всплытие с тонущего судна плавающих предметов;

    • возможность заваливания судна на борт.

    После отхода на безопасное расстояние всем спасательным средствам необходимо объединиться и удерживаться в месте гибели судна. Объединение спасательных средств позволяет:

    • равномерно распределить людей, воду, продукты питания, теплые вещи и т.п.;

    • более рационально использовать средства сигнализации;

    • более рационально распределить людские ресурсы на выполнение работ (несение вахты, оказание медицинской помощи нуждающимся, ловля рыбы и т.п.);

    • облегчить поиск средствам, ведущим поисково-спасательную операцию.

    Организация поисково-спасательной операции будет начата с координат места гибели судна, поэтому для уменьшения ветрового дрейфа необходимо поставить плавучие якоря и опустить водяные карманы.

    ЭВАКУАЦИЯ ВЕРТОЛЕТОМ

    ПОМОЩЬ С ВЕРТОЛЕТА


    Освобождение плота от креплений

    Установка плота предусматривает два способа освобождения от найтовов - ручной и автоматический.

    Для автоматического освобождения плота при погружении судна под воду в разобщающее устройство включается гидростат - устройство, освобождающее найтовы на глубине не более 4 м.

    По принципу действия гидростаты бывают разобщающего типа и режущего .

    Гидростат режущего типа:


    Установка гидростата режущего типа


    Устройство гидростата режущего типа

    Принцип действия

    В исходном состоянии подпружиненный нож удерживается запирающим штифтом, закрепленном на подпружиненной мембране.

    Пространство над мембраной является герметично закрытым, поэтому при погружении в воду давление начинает расти только под мембраной. Жесткость пружины, удерживающей мембрану, рассчитывается на то, чтобы на глубине до 4 м внешнее давление отжало мембрану и освободило нож. Сжатая пружина после освобождения резко распрямляется, и ударом ножа перерезается веревочная петля, удерживающая найтовы.

    Гидростат разобщающего типа:

    Корпуса гидростатов разобщающего типа достаточно разнообразны, но все они используют механический принцип действия, при котором освобождение фиксатора происходит из-за перемещения мембраны при достижении заданного давления. Жесткость пружины, удерживающей мембрану (а следовательно, и запирающее устройство), рассчитана на то, чтобы под давлением воды на глубине до 4 м произошло освобождение фиксатора, что в конечном счете, приводит к освобождению плота от найтовов.

    Как уже говорилось, при погружении на глубину до 4 м происходит срабаты-вание гидростата, и плот освобождается от найтовов. Имея положительную плаву-честь, контейнер всплывает. Если судно продолжает тонуть, то пусковой линь вытя-гивается из контейнера. Когда весь пусковой линь будет вытянут, дальнейшее его натяжение откроет пусковой клапан на баллоне с газом.

    При сработавшем гидростате плот остается связанным с судном посредством фалиня через слабое звено !

    Слабое звено

    Прочность пускового линя, соединяющего тонущее судно с плотом, хотя и не достаточна для того, чтобы утянуть плот под воду (плавучесть плота в несколько раз превышает разрывную прочность линя), но может привести к повреждению плота в районе крепления линя к плоту.

    Для избежания возникновения опасных напряжений в элементах плота, соединение пускового линя с судном делается через " слабое звено ". Разрывная прочность слабого звена должна составлять 2,2 + 0,4 кН, что достаточно для вытягивания пускового линя из контейнера и открытия пускового клапана.

    В рассмотренных выше схемах крепления плота предусмотрено, что при ручной отдаче найтовов плот остается связанным с судном пусковым линем напрямую, исключая из связки слабое звено:

    • у разобщающего гидростата связь с рамой проходит через корпус гидростата: плот => баллон с газом => пусковой линь => гидростат => рама;
    • у режущего гидростата связь с рамой проходит через веревочную петлю, имеющую прочность не ниже прочности пускового линя): плот => баллон с газом => пусковой линь => веревочная петля => рама.

    Поскольку положения Кодекса ЛСА не требуют именно такого устройства, то могут встретиться конструкции, где слабое звено будет являться частью коренного конца самого пускового линя.

    Такое устройство имеет место при использовании гидростатов с педалью для освобождения найтовов при ручном сбрасывании плота.


    Установка гидростата с педалью для освобождения найтовов


    В данной конструкции и ручное, и автоматическое освобождение найтовов возможно только после освобождения отделяющейся головки, что достигается вертикальным перемещением штока: в ручном режиме - нажатием на педаль; в автоматическом режиме - перемещением мембраны при нарастании давления в негерметичной нижней камере при погружении под воду.

    Поскольку и ручное, и автоматическое освобождение найтовов происходит за счет разобщения гидростата и головки, то и вставка слабого звена возможна единственным способом - сделать его частью пускового линя.

    Внимание! В данной конструкции плот связан с судном через слабое звено, как при автоматическом, так и при ручном освобождении от найтовов!

    Прочность слабого звена слишком мала, чтобы в условиях ветра и волнения удерживать плот у борта!

    Перед ручным сбрасыванием плота, у которого слабое звено является частью пускового линя, первое, что необходимо сделать до отдачи найтовов - выбрать из контейнера небольшой участок пускового линя и привязать его выше слабого звена (изолировать слабое звено).

    Если не перевязать пусковой линь на участке нормальной прочности, то плот будет оторван и унесен!

    Доставка плота на воду и посадка людей

    Краткая инструкция по приведению плота в рабочее состояние и посадке в виде рисунков (или рисунков с пояснениями) наносится на контейнер плота и рядом с местом установки (Примеры: спускаемыe; сбрасываемыe; использавание спускаемого плота для поднятия людей из воды). Там же наносится схема элементов крепления (пример).

    Процедура доставки на воду сбрасываемого плота и посадка в него предусматривает следующие действия (см. инструкцию):

    1) освободить найтовы; (460 Кб)

    2) вытолкнуть плот за борт; (630 Кб)

    Для высокобортного судна не рекомендуется сбрасывать плот при крене свыше 15 О со стороны вышедшего из воды борта. Допрыгнуть до воды, не касаясь борта, в этом случае мало вероятно, а соскальзывание по вышедшему из воды борту, обросшему ракушками, может привести к серьезным травмам.

    3) вытянуть из контейнера пусковой линь и сильно дернуть;

    4) раскрывшийся плот подтянуть к борту и закрепить фалинь;

    Если плот раскрылся днищем вверх. На днище плота имеются специальные лямки, взявшись за которые руками и уперевшись в край днища ногами, можно плот перевернуть в нормальное положение. Так как плот имеет большую парусность, то перед переворачиванием его необходимо повернуть так, чтобы оказаться с подветренной стороны. В этом случае ветер будет помогать переворачивать плот.

    Обычно, на днище с наружной стороны наносится схема действий для переворачивания плота в нормальное положение.

    5) переместиться в плот, стремясь попасть в него сухим:

    • можно спуститься по штормтрапу;
    • можно спуститься по швартовному концу или пожарному рукаву;
    • можно прыгать на плот с высоты до 4,5 м, если есть уверенность, что в нем нет людей;
    • можно прыгать в воду рядом с плотом, а затем забираться в плот.


    При перемещении с палубы судна в воду категорически недопустимо соскальзывание вниз по борту: находившаяся под водой часть борта может быть покрыта ракушками, соскальзывание на которые может привести к серьёзным травмам.

    - тренировка посадки в плот из воды (1,1 Мб)

    6) помочь другим спасающимся забраться в плот (использовать спасательное кольцо с линем из аварийного снабжения плота);

    Процедура доставки на воду спускаемого плота и посадка в него предусматривает следующие действия (см. инструкцию):

    1) зацепить скобу подъемного устройства плота за гак лопаря плотбалки;

    2) закрепить концы оттяжек и линя для удержания контейнера ;

    Оттяжки представляют собой лини, предназначенные для фиксации выведенного за борт надутого плота на уровне посадочной палубы во время посадки людей.

    Линь для удержания контейнера - это линь, при раскрытии плота удерживающий части контейнера от падения в воду. Это делается потому, что в воде у борта могут оказаться люди или другие спасательные средства.

    В походном состоянии эти лини не крепятся к судну, т.к. автоматическое раскрытие плота при затоплении судна возможно, если он связан с судном только пусковым линем.

    3) освободить найтовы;

    4) разнеся в стороны и удерживая оттяжки руками (для предотвращения закручивания контейнера вокруг вертикальной оси), поднять контейнер на высоту, когда стоп-марка на лопаре поднимется до шкива плотбалки;

    Стоп-марка - отметка на лопаре, устанавливаемая с таким расчетом, что при раскрытии плота его вход оказывается на уровне посадочной палубы.

    5) вывести плотбалку с контейнером за борт;

    6) вытянуть из контейнера пусковой линь и сильно дернуть;

    7) раскрывшийся плот прижать к борту и закрепить оттяжки;

    8) осуществить посадку людей;

    9) отвязать или отрезать оттяжки;

    10) опустить плот на воду;

    - приведение спускаемого плота в действие (590 Кб)

    11) разобщить гак с подъемным устройством плота;

    12) помочь другим спасающимся забраться в плот.

    После того, как все спасающиеся оказались на плоту или в воде, но держащимися за спасательный леер плота, необходимо отойти от тонущего судна на безопасное расстояние, для чего нужно:

    1) отрезать пусковой линь;

    Нож находится в кармане с наружной стороны тента вблизи места крепления фалиня.

    К плавучему якорю могут вести два линя - дректов и нирал (если нирал в данной конструкции предусмотрен). Если не удается зрительно различить дректов и нирал, то они различаются по натяжению. Когда якорь находится в воде, при наличии ветрового дрейфа дректов оказывается под нагрузкой, а нирал свободно плавает. Выбирать якорь следует при помощи нирала, при этом купол якоря легко сворачивается и не создает сопротивления выборке.

    Водяные карманы создают существенное сопротивление движению. К нижней части каждого кармана крепится линь, закрепленный верхней частью в районе ближайшего входа в плот. Необходимо потянуть за линь, выдавить из кармана воду, прижать карман к днищу и закрепить линь в таком состоянии.

    Для отхода от судна нужно использовать весла из аварийного снабжения, а также можно использовать плавучий якорь, забрасывая его вперед и подтягиваясь на нем. Для того чтобы якорь можно было забрасывать, к центру купола нужно прикрепить какой либо тяжелый предмет (например, ботинок).

    Плот спасательный ПСН предназначен для для использования в качестве коллективных спасательных средств для экипажей и пассажиров надводных кораблей, судов, плавучих сооружений и средств.

    Плот складская позиция. Вы без труда сможете купить Плот спасательный ПСН у нас.

    Мы гарантируем надежность и качество поставленного товара. Наше предприятие находится под надзором Морского и Речного Регистров.

    Изделие соответствует требованиям Российского Морского Регистра Судоходства, МК СОЛАС-74, Международного кодекса по спасательным средствам.

    Изготовитель гарантирует соответствие изделия требованиям при соблюдении потребителем условий эксплуатации, транспортирования и хранения. Гарантийный срок использования изделия 1 год с даты изготовления.

    Плот спасательный имеет следующие модификации:

    Вариант №1 «Плот спасательный ПСН-6мк»

    • Вместимость - 6 человек;
    • Масса в контейнере, не более -120кг;
    • Размеры плота в контейнере - 1300x570мм;
    • Размеры в развернутом виде - 2160x2160x1380мм;

    Вариант №2 «Плот спасательный ПСН-10мк»

    • Вместимость -10 человек;
    • Масса в контейнере, не более -150кг;
    • Размеры плота в контейнере -1450x600мм;
    • Размеры в развернутом виде - 2680x2680x1450мм;

    Вариант №3 «Плот спасательный ПСН-20мк»

    • Вместимость -20 человек;
    • Масса в контейнере, не более -185кг;
    • Размеры плота в контейнере - 1590x680мм;
    • Размеры в развернутом виде - 3750x3750x1600мм;

    Все плоты имеют следующие характеристики:

    • Радиолокационный отражать;
    • Ярко-оранжевая окраска;
    • Надувное днище и площадка;
    • Двойной тент;
    • Внутренние и наружные трапы;
    • Герметичные закрытия входа.

    Все это обеспечивает безопасное нахождение в воде и более быстрое обнаружение.

    • SOLAS A Pack — для судов неограниченного района плавания;
    • SOLAS B Pack — для пассажирских судов, совершающих короткие международные рейсы;
    • C Pack — для судов прибрежного плавания, не совершающих международные рейсы.

    Плот устойчив к агрессивным воздействиям внешней среды.

    В комплект поставки входят:

    • Плот спасательный;
    • Дополнительное снаряжение;
    • Паспорт.

    Срок службы 5 лет.

    Требования безопасности и охраны окружающей среды.

    1. При использовании Плота специальных мер безопасности не требуется.

    2. В процессе эксплуатации изделие взрыво-, пожаро-, радиационно-, электро-, химобезопасно.

    3. Изделие при эксплуатации не оказывает влияния на окружающую среду:

    • отсутствует химическое, электромагнитное, термическое и биологическое;
    • токсичные, загрязняющие вещества не образуются.

    4. Утилизация производится в соответствии с Федеральным Законом № 89 Ф3 «Об отходах производства и потребления», с учетом региональных норм и правил.

    Указания по эксплуатации.

    1. Содержание входного контроля:

    1.1. Произвести внешний осмотр изделия.

    1.2. Содержание внешнего осмотра изделия. Проверить:

    • соответствие комплектации паспорту изделия;
    • наличие этикетки на изделии;
    • отсутствие повреждений.

    Освидетельствование должно проводиться перед использованием;

    3. Использование изделия по назначению.

    3.1. Использование Плота не по назначению ЗАПРЕЩЕНО.

    3.2. Произвести освидетельствование изделия.

    3.3. Изделие готово к использованию по назначению.

    3.4. Температура использования от -30 до 65 0 С.

    Плоты ПСН поставляются в стеклопластиковых контейнерах с комплектом предметов снабжения и снаряжения.

    5. Транспортирование и хранение.

    Плот разрешено транспортировать любым видом транспорта без ограничений в закрытых транспортных средствах.

    Читайте также: