Переоценка земельных участков в налоговом учете

Опубликовано: 15.05.2024


Об актуальных изменениях в КС узнаете, став участником программы, разработанной совместно с АО "Сбербанк-АСТ". Слушателям, успешно освоившим программу выдаются удостоверения установленного образца.


Программа разработана совместно с АО "Сбербанк-АСТ". Слушателям, успешно освоившим программу, выдаются удостоверения установленного образца.

Организация провела межевание земельного участка. В результате вместо одного участка получили 5 земельных участков с той же кадастровой стоимостью, что и остаточная стоимость размежеванного участка. Однако первоначальная стоимость данного земельного участка при постановке его на учет была значительно выше (кадастровая стоимость участка была снижена в связи с изменением вида разрешенного использования участка, а переоценка основных средств в бухгалтерском учете не проводилась).
Земельный участок был получен при приватизации. Первоначальная стоимость была сформирована по данным передаточного акта как кадастровая стоимость. Сумма кадастровых стоимостей новых участков ниже кадастровой стоимости участка на момент первоначальной постановки на учет. Переоценка земельных участков организацией не производится. Расходы на межевание организация списывает в бухгалтерском и налоговом учете единовременно, не увеличивая стоимость земельных участков.
Каков порядок отражения в бухгалтерском и налоговом учете данных операций?


По данному вопросу мы придерживаемся следующей позиции:
Кадастровая стоимость используется для исчисления земельного налога, а для отражения в бухгалтерском и налоговом учете - первоначальная стоимость. Причем первоначальная стоимость земельного участка может не совпадать с его кадастровой стоимостью.
Изменение кадастровой стоимости на момент межевания земельного участка для целей бухгалтерского учета и налогообложения прибыли роли не играет. Первоначальная стоимость новых земельных участков в рассматриваемом случае по сумме не должна отличаться от первоначальной стоимости участка до межевания.
Варианты отражения операций в бухгалтерском учете приведены в обосновании ниже.

Обоснование позиции:

Бухгалтерский учет

К бухгалтерскому учету земельный участок принимается по первоначальной стоимости в сумме фактических затрат на его приобретение (п.п. 7, 8 ПБУ 6/01 "Учет основных средств", далее - ПБУ 6/01). При этом бухгалтерским законодательством не установлен порядок оценки имущества, полученного в порядке приватизации, так же как не определен и порядок отражения операций, связанных с межеванием земельных участков, учитываемых в составе основных средств.
В рассматриваемом случае земельный участок был принят к учету по стоимости, указанной в акте приема-передачи в размере кадастровой стоимости на дату приватизации.
В соответствии с п. 14 ПБУ 6/01 стоимость основных средств, в которой они приняты к бухгалтерскому учету, не подлежит изменению, кроме случаев, установленных ПБУ 6/01 и иными положениями (стандартами) по бухгалтерскому учету. Изменение первоначальной стоимости основных средств, в которой они приняты к бухгалтерскому учету, допускается в случаях достройки, дооборудования, реконструкции, модернизации, частичной ликвидации и переоценки объектов основных средств.
Запрет на проведение переоценки в отношении земельных участков, установленный п. 43 Методических указаний по бухгалтерскому учету основных средств (утверждены приказом Минфина России от 13.10.2003 N 91н, далее - Методические указания), отменен с 01.01.2011 приказом Минфина России от 24.12.2010 N 186н. Таким образом, организация вправе проводить переоценку стоимости земельного участка в бухгалтерском учете в целях отражения его реальной стоимости.
При этом стоимость земельного участка в результате переоценки в бухгалтерском учете не обязательно должна совпадать с кадастровой стоимостью земельного участка.
Как указано в п. 41 Методических указаний, цель проведения переоценки объектов основных средств - установление реальной стоимости этих объектов путем приведения их первоначальной (текущей) стоимости в соответствие с рыночными ценами и условиями воспроизводства на дату переоценки. Следовательно, в случае использования при проведении переоценки данных о кадастровой стоимости земельных участков организация должна документально подтвердить соответствие данной стоимости рыночным ценам на дату проведения переоценки.
В рассматриваемом случае переоценка земельных участков организацией не производится, в связи с чем полагаем, что первоначальная стоимость новых земельных участков по сумме не должна отличаться от первоначальной стоимости участка до межевания. Такая позиция основывается на том, что разделение одного участка на несколько не приводит ни к уменьшению, ни к увеличению экономических выгод, а также не изменяет капитал организации, то есть не выполняются условия признания доходов и расходов в бухгалтерском учете (п. 2 ПБУ 10/99 "Расходы организации").
Полагаем, что оформление операции по размежеванию данного земельного участка можно произвести следующими вариантами:
1. Путем выбытия объекта основных средств и постановка на учет новых земельных участков (п.п. 11, 29, 31 ПБУ 6/01) на дату государственной регистрации права собственности на новые участки:
Дебет 01, субсчет "Выбытие основных средств" Кредит 01
- списана стоимость "старого" земельного участка;
Дебет 91 Кредит 01, субсчет "Выбытие основных средств"
- выбытие земельного участка отражено в составе прочих расходов;
Дебет 01 (41) Кредит 91, субсчет "Прочие доходы"
- оприходование "новых" земельных участков.
2. Отражение размежевания земельного участка только в аналитическом учете внутренними записями по счету 01 "Основные средства". Этот вариант основан на том, что в результате такой операции не происходит замены собственника, объект недвижимости фактически остается тем же, но только теперь состоит из нескольких составляющих (письма Минфина России от 16.01.2008 N 03-05-04-03/01, от 23.10.2007 N 03-05-06-03/77):
Дебет 01 ("Новый участок N 1") Кредит 01 ("Старый участок")
- выделена в качестве основного средства часть земельного участка;
Дебет 01 ("Новый участок N 2") Кредит 01 ("Старый участок")
- выделена в качестве основного средства часть земельного участка и т.д.
Основанием для оприходования выделенных земельных участков будут бухгалтерская справка и правоудостоверяющие документы на земельные участки. Полагаем, что стоимость каждого участка должна определяться исходя из первоначальной стоимости полученного при приватизации участка пропорционально площадям участков, полученных в результате деления.

Налоговый учет

Согласно абзацу второму п. 1 ст. 257 НК РФ в общем случае первоначальная стоимость основного средства определяется как сумма расходов на его приобретение, сооружение, изготовление, доставку и доведение до состояния, в котором оно пригодно для использования (за исключением НДС и акцизов, кроме случаев, предусмотренных НК РФ).
В целях налогообложения прибыли земля относится к объектам, не подлежащим амортизации (п. 2 ст. 256 НК РФ), и налогоплательщик может учесть в расходах стоимость земельного участка только при его реализации в соответствии с п. 1 ст. 268 НК РФ. При этом нормы НК РФ не предусматривают возможность уменьшения доходов от реализации на кадастровую стоимость земельного участка. В целях налогового учета принимается во внимание только его первоначальная стоимость (цена его приобретения), определяемая на основании документов, подтверждающих стоимость земельного участка (акт приемки-передачи и т.п.).
В силу п. 1 ст. 277 НК РФ стоимость имущества (имущественных прав), полученного в порядке приватизации государственного или муниципального имущества в виде вклада в уставный капитал организаций, признается для целей настоящей главы по стоимости (остаточной стоимости), определяемой на дату приватизации в соответствии с требованиями к бухгалтерскому учету.
В соответствии с п. 2 ст. 257 НК РФ первоначальная стоимость основных средств изменяется в случаях достройки, дооборудования, реконструкции, модернизации, технического перевооружения, частичной ликвидации соответствующих объектов и по иным аналогичным основаниям.
При размежевании земельного участка не происходит выбытия старого участка и приобретения новых участков, а происходит лишь разделение земельного участка, то есть первоначальная стоимость остается неизменной. Учитывая приведенные нормы НК РФ, полагаем, что изменение кадастровой стоимости на момент межевания земельного участка базу для целей налогообложения прибыли не меняет.
Отметим также, что даже в случае принятия организацией решения о переоценке в бухгалтерском учете земельного участка это никак не повлияет на налогообложение прибыли организации (письмо Минфина России от 08.07.2011 N 03-03-06/1/412). При проведении налогоплательщиком переоценки (уценки) стоимости объектов основных средств на рыночную стоимость положительная (отрицательная) сумма такой переоценки не признается доходом (расходом), учитываемым для целей налогообложения, и не влияет на первоначальную стоимость основного средства (абзац шестой п. 1 ст. 257 НК РФ).
В соответствии с п. 5 ст. 65 Земельного кодекса РФ (далее - ЗК РФ) кадастровая стоимость земельного участка устанавливается для целей налогообложения, а также в иных случаях, предусмотренных ЗК РФ и федеральными законами. В данном случае под целями налогообложения имеется в виду расчет базы налогообложения для исчисления земельного налога. Кадастровая стоимость налогооблагаемых земельных участков является налоговой базой для исчисления земельного налога (п.п. 1, 2 ст. 390 НК РФ) и устанавливается в результате проведения государственной кадастровой оценки (ст. 3 Федерального закона от 29.07.1998 N 135-ФЗ).
Таким образом, кадастровая стоимость используется для исчисления земельного налога, а первоначальная стоимость - для отражения в бухгалтерском и налоговом учете.
Изменение кадастровой стоимости на момент межевания земельного участка для целей бухгалтерского учета и налогообложения прибыли роли не играет.
Первоначальная стоимость новых земельных участков в рассматриваемом случае, по нашему мнению, не должна отличаться по сумме от первоначальной стоимости участка до межевания.
Обращаем Ваше внимание на то, что изложенная точка зрения является нашим экспертным мнением и может не совпадать с мнением других специалистов. Действующим законодательством данная ситуация не урегулирована, материалами арбитражной практики и разъяснениями официальных органов, в полной мере соответствующих вопросу, мы не располагаем. Для устранения сомнений организация вправе обратиться за соответствующими письменными разъяснениями в налоговый орган по месту учета или непосредственно в Минфин России (пп.пп. 1, 2 п. 1 ст. 21 НК РФ).

Ответ подготовил:
Эксперт службы Правового консалтинга ГАРАНТ
Елистратова Наталья

Контроль качества ответа:
Рецензент службы Правового консалтинга ГАРАНТ
профессиональный бухгалтер Родюшкин Сергей

25 сентября 2018 г.

Материал подготовлен на основе индивидуальной письменной консультации, оказанной в рамках услуги Правовой консалтинг.

Рассмотрев вопрос, мы пришли к следующему выводу:

Первоначальная стоимость земельного участка может быть увеличена в следующих случаях:

- в результате коренного улучшения земельного участка;

- в результате переоценки.

Обоснование вывода:

Бухгалтерский учет земельных участков регулируется ПБУ 6/01 "Учет основных средств" (далее - ПБУ 6/01) и Методическими указаниями по учету основных средств, утвержденными приказом Минфина России от 13.10.2003 N 91н (далее - Методические указания).

В соответствии с п. 5 ПБУ 6/01 земельные участки, объекты природопользования (вода, недра и другие природные ресурсы) учитываются в составе основных средств при одновременном выполнении условий, установленных п. 4 ПБУ 6/01.

К бухгалтерскому учету земельный участок принимается по первоначальной стоимости в сумме фактических затрат на его приобретение (п.п. 7, 8 ПБУ 6/01).

В соответствии с п. 14 ПБУ 6/01 стоимость основных средств, в которой они приняты к бухгалтерскому учету, не подлежит изменению, кроме случаев, установленных ПБУ 6/01 и иными положениями (стандартами) по бухгалтерскому учету.

Изменение первоначальной стоимости основных средств, в которой они приняты к бухгалтерскому учету, допускается в случаях достройки, дооборудования, реконструкции, модернизации, частичной ликвидации и переоценки объектов основных средств.

Согласно п. 10 Методических рекомендаций N 91н капитальные вложения в земельные участки, на коренное улучшение земель (осушительные, оросительные и другие мелиоративные работы), в объекты природопользования (вода, недра и другие природные ресурсы) учитываются как отдельные инвентарные объекты (по видам объектов капитальных вложений).

Капитальные вложения на коренное улучшение земель, по участку, находящемуся в собственности организации, учитываются в составе инвентарного объекта, в который осуществлены капитальные вложения. Следовательно, расходы на коренное улучшение земель участка, принадлежащего организации, могут увеличивать его стоимость.

Кроме того, п. 15 ПБУ 6/01 для коммерческих организаций предусмотрена возможность проведения переоценки группы однородных объектов основных средств по текущей (восстановительной) стоимости в соответствии с учетной политикой. Переоценка должна проводиться не чаще одного раза в год.

При принятии решения о переоценке по таким основным средствам следует учитывать, что в последующем они переоцениваются регулярно, чтобы стоимость основных средств, по которой они отражаются в бухгалтерском учете и отчетности, существенно не отличалась от текущей (восстановительной) стоимости.

То есть организация в последующем должна производить переоценку этих основных средств с такой периодичностью, чтобы это требование выполнялось.

Для соблюдения данного условия, на наш взгляд, организации достаточно установить в учетной политике уровень существенности и проводить переоценку только в том году, когда отклонение учетной стоимости основного средства от его текущей (восстановительной) стоимости превысит этот установленный уровень существенности.

Обращаем внимание, что такой способ переоценки основных средств в полной мере соответствует принципам МСФО (IAS) 16 "Основные средства", согласно которым частота проведения переоценки зависит от изменения справедливой стоимости основных средств, подлежащих переоценке (Модели оценки основных средств после признания, определяемые МСФО (IAS) 16 (М.Л. Пятов, И.А. Смирнова, "БУХ.1С", N 10, октябрь 2008 г.)).

Ранее положения п. 43 Методических указаний прямо содержали запрет на переоценку земельных участков и объектов природопользования. Однако приказом Минфина России от 24.12.2010 N 186н из п. 43 Методических указаний исключено положение о том, что земельные участки и объекты природопользования (вода, недра и другие природные ресурсы) переоценке не подлежат. Следовательно, с 2011 года переоценке подлежат в том числе и земельные участки.

Нормы ПБУ 6/01 не определяют порядка проведения переоценки основных средств, поэтому если организация примет решение переоценивать какую-либо из групп однородных объектов основных средств, она должна самостоятельно разработать и закрепить в своей учетной политике способ (порядок) такой переоценки (п. 7 ПБУ 1/2008 "Учетная политика организации").

Способы переоценки объектов основных средств устанавливаются п. 43 Методических указаний. Это индексный метод и метод прямого пересчета по документально подтвержденным рыночным ценам. Метод индексации основан на применении индексов-дефляторов, рассчитываемых органами статистики.

Выбор метода организация осуществляет самостоятельно, закрепив его в учетной политике. Выбрав метод индексации, организация, если позволяют условия, имеет право сама разработать индексы для переоценки или использовать индексы, разработанные НИИ статистики Госкомстата России (письмо Минфина России от 31.07.2003 N 04-02-05/3/63).

При выборе метода прямого пересчета осуществить переоценку могут как специалисты-оценщики, так и финансовые сотрудники организации. При определении текущей (восстановительной) стоимости могут быть использованы: данные на аналогичную продукцию, полученные от организаций-изготовителей; сведения об уровне цен, имеющиеся у органов государственной статистики, торговых инспекций и организаций; сведения об уровне цен, опубликованные в средствах массовой информации и специальной литературе; оценка бюро технической инвентаризации; экспертные заключения о текущей (восстановительной) стоимости объектов основных средств (четвертый абзац п. 43 Методических указаний).

Результаты переоценки оформляются в виде акта специальной комиссией с приложением всех документов, на основании которых была установлена стоимость переоцененных объектов. Результаты проведенной по состоянию на конец отчетного года переоценки объектов основных средств подлежат отражению в бухгалтерском учете обособленно.

Сумма дооценки объекта основных средств в результате переоценки зачисляется в добавочный капитал организации.

Таким образом, в бухгалтерском учете результаты переоценки (дооценки) объектов основных средств отражаются следующими записями (с учетом Инструкции по применению Плана счетов бухгалтерского учета финансово-хозяйственной деятельности организаций, утвержденной приказом Минфина России от 31.10.2000 N 94н):

Дебет 01 Кредит 83
- отражена сумма дооценки объекта основных средств;

Дебет 83 Кредит 02
- отражена сумма доначисленной амортизации переоцененного объекта основных средств.

Обратите внимание, что переоценка объектов основных средств производится с целью определения реальной стоимости объектов основных средств путем приведения первоначальной стоимости объектов основных средств в соответствие с их рыночными ценами и условиями воспроизводства на дату переоценки (п. 41 Методических рекомендаций). Согласно п. 29 Методических рекомендаций для целей Методических указаний под текущей рыночной стоимостью понимается сумма денежных средств, которая может быть получена в результате продажи указанного актива на дату принятия к бухгалтерскому учету. При определении текущей рыночной стоимости могут быть использованы данные о ценах на аналогичные основные средства, полученные в письменной форме от организаций-изготовителей; сведения об уровне цен, имеющиеся у органов государственной статистики, торговых инспекций, а также в средствах массовой информации и специальной литературе; экспертные заключения (например, оценщиков) о стоимости отдельных объектов основных средств.

Кадастровая стоимость земельного участка устанавливается в результате проведения государственной кадастровой оценки (ст. 3 Федерального закона от 29.07.1998 N 135-ФЗ). Государственная кадастровая оценка проводится по решению исполнительного органа государственной власти субъекта РФ или в случаях, установленных законодательством субъекта РФ, по решению органа местного самоуправления не чаще чем один раз в течение трех лет (в городах федерального значения не чаще чем один раз в течение двух лет) и не реже чем один раз в течение пяти лет с даты, по состоянию на которую была проведена государственная кадастровая оценка (ст. 24.12 Федерального закона от 29.07.1998 N 135-ФЗ).

Кадастровая стоимость определяется оценщиком, в частности, для целей налогообложения (п. 10 приказа Министерства экономического развития и торговли РФ от 20.07.2007 N 255 "Об утверждении федерального стандарта оценки "Цель оценки и виды стоимости (ФСО N 2)").
Следовательно, в результате переоценки стоимость земельного участка не обязательно будет совпадать с кадастровой стоимостью земельного участка.

В отличие от бухгалтерского учета, Налоговый кодекс РФ не предусматривает возможность изменения первоначальной стоимости основных средств путем проведения переоценки.

В связи с этим сумма переоценки не признается доходом (расходом), учитываемым для целей налогообложения прибыли (п. 1 ст. 257 НК РФ).

Таким образом, налогоплательщик вправе провести переоценку стоимости земельного участка в бухгалтерском учете, однако для целей исчисления налога на прибыль организаций результаты переоценки имущества, согласно ст. 257 НК РФ, не учитываются (письма Минфина России от 29.08.2012 N 03-11-06/1/17, от 08.09.2011 N 03-03-06/1/544, от 08.07.2011 N 03-03-06/1/412).

Рекомендуем ознакомиться с материалами:

- Энциклопедия решений. Бухгалтерский учет вложений в земельные участки;

- Энциклопедия решений. Учет вложений в земельные участки;

- Энциклопедия решений. Учет переоценки основных средств.

Ответ подготовил:
Эксперт службы Правового консалтинга ГАРАНТ
профессиональный бухгалтер Башкирова Ираида

Ответ прошел контроль качества

7 августа 2015 г.

Материал подготовлен на основе индивидуальной письменной консультации, оказанной в рамках услуги Правовой консалтинг.


Содержание Содержание
  • Законодательная база
  • Особенности учета земельного участка
  • Порядок документального оформления
  • Земельный участок: бухгалтерский и налоговый учет
  • Переоценка земли
  • Налоговый учет при ОСНО
  • УСН и ЕСХН

Земельный участок, приобретаемый организациями, в учете отражается как основное средство. Но при этом как бухгалтерский, так и налоговый учет имеет свои особенности.

Законодательная база

Когда организация приобретает участок земли, то его отражение в бухучете производится в соответствии с ПБУ 6/10, НК РФ, так как данный объект представляет собой основное средства, а также нормами земельного и гражданского законодательства.

Особенности учета земельного участка

Существует несколько критериев, которым участок земли должен соответствовать для признания его основным средством:

  1. Организация покупает землю для того, чтобы использовать ее в основной деятельности, либо с целью последующей сдачи в аренду.
  2. Срок использования земли составляет более года.
  3. Участок земли в дальнейшем не планируется к перепродаже.
  4. Компания, которая планирует покупку нового участка планирует получение прибыли о использования.

Таким образом, участок входит в число ОС организации. Если земельный участок необходим для дальнейшей реализации, то в состав внеоборотных активов ее стоимость не включается, а отражается на счете учета товаров. Стоимость объекта состоит из затрат, которые компания понесла на его покупку. В нее включается следующая сумма:

  • стоимость участка по договору купли-продажи;
  • суммы, которые были уплачены посредникам (например, агентству недвижимости);
  • государственная пошлина, уплаченная при регистрации земли;
  • проценты по кредиты, ели покупка земли совершалась с привлечением кредитных средств (при этом стоимость участка проценты по кредиту увеличивают только до момента отнесения ее к ОС);
  • иные суммы, которые были выплачены при покупке участка.

Земельный участок не подлежит амортизации ни в бухгалтерском, ни в налоговом учете, так как он не теряет свои полезные свойства. Поэтому затраты на покупку земли в себестоимость продукции включаться не будет. Только в том случае, если она будет реализована, расходы, связанные с ее покупкой, будут уменьшать полученную прибыль.

Важно! При эксплуатации земельного участка следует помнить, что использование его должно происходить в соответствии с Государственным кадастром недвижимости. Таким образом, самостоятельно решить построить здания на участке не получиться. Например, когда нужны производственные помещения, то организация должна купить участок промышленного назначения.

Порядок документального оформления

Каких-либо специальных документов, предназначенных для учета земельных участков законодательство не предусматривает. В качестве основного документа выступает договор. При этом потребуется подготовить его в 3-х экземплярах, один из которых передается в Росреестр.

Передачи земли также может производиться по договору, но в этом случае в нем должно быть указано, что он одновременно является и актом приема-передачи. Форму для отражения операций с ОС в компании можно выбрать самостоятельно, но также использованы могут быть такие унифицированные документы, как ОС-1, ОС-6 и ОС-6б.

Иногда компания не приобретает участок, а получает его, как вклад учредителя в дар или в обмен на другое имущество. В этом случае потребуется объективная оценка земельного участка, а также принятие его к учету по кадастровой стоимости. Если компания сдает в аренду участок, то должен быть составлен договор аренды. При длительном сроке аренды, такой договор должен быть зарегистрирован в Росреестре.

Земельный участок: бухгалтерский и налоговый учет

Для учета земельного участка в бухучете, предусмотрен 08 счет, к которому открывается соответствующий субсчет. Он открывается по каждому новому объекту. На нем отражаются затраты, которые увеличивают стоимость объекта. Проводки при этом будут следующими:

Хозяйственные операции Д К
Приобретен земельный участок 08.1 60
Отражены посреднические услуги, а также госпошлина 08.1 76
Земельный участок отражен в учете как ОС 01 08.1
Если земельный участок приобретается с целью перепродажи 41 60
Отражение выручки от реализации, если участок был приобретен с целью перепродажи 62 91(90)
Списание стоимости участка 91(90) 01(41)
Отражение прочих расходов на реализацию участка 91(90) 76,60

Важно! Когда составляется бухгалтерская отчетность, то земельные участки отражают как внеоборотные активы (первый раздел бухгалтерского баланса).

Переоценка земли

Земельный участок представляет собой ресурс, который в течение времени не изменяется и не теряет своих свойств. Поэтому для него не определяется срок эффективного использования. Его стоимость нельзя погасить путем амортизации. До 2011 года действовал запрет на переоценку участков земли, признанные ОС организации. Но после этот запрет был отменен. Поэтому, организации вправе решить провести ее переоценку. Это должно быть отражено в учетной политике компании. При переоценке земельных участков, организация должна делать это регулярно. Порядок такой процедуры, а также правила проведения компания определяет самостоятельно.

Корректировка стоимости происходит при использовании индексов цен, определяемых органами статистики, либо прямым приведением стоимости в соответствие рыночным на определенную дату. После проведения переоценки составляется соответствующий акт, который подписывают все члены комиссии и руководитель компании. К акту прикладываются документы, подтверждающие адекватность полученной суммы, по которой земля будет отражаться в бухучете.

Важно! Когда проводится переоценка земли следует помнить, что возможна она только у бухучете. Налоговым кодексом РФ данная возможность не предусматривается.

Налоговый учет при ОСНО

Когда заключаются сделки купли-продажи, налогооблагаемая база по НДС не возникает. Продавцу не нужно выделять НДС, а покупателю – возмещать. Если компания находится на ОСНО, то в случае расчета налога на прибыль, затраты на покупку участка не включаются в налогооблагаемую базу. Сделать это можно будет только в случае продажи участка. Исключением является покупка земли у гос- или муниципальных органов. В данном случае компания определяет срок полезного использования земли самостоятельно и в течение этого периода времени равномерно относит на налогооблагаемые расходы стоимость покупки. При этом следует помнить, что данный срок не должен превышать 5 лет. Также компания может включить налогооблагаемую базу часть затрат на покупку земли (30% от базы за предыдущий год) и так действовать до того момента, пока расходы не будут погашены полностью. В этом случае возникает разница между бух- и налоговым учетом, а значит и возникновение постоянных налоговых разниц.

Несмотря на то, что земля относится к ОС, налогом на имущество она не облагается. Согласно разъяснениям Минфин России, для земельных участков предусмотрен самостоятельный налог, поэтому в налогооблагаемую базу по налогу на имущество они включаться не должны. Земельный налог рассчитывается в соответствии с гл. 31 НК РФ. Это местный налог, в основе которого лежит кадастровая стоимость земли. Ставка налога определяется муниципальным образованием, которые могут также предусмотреть льготы по нему. Компании отчитываются по земельному налогу каждый квартал, а в течение налогового периода уплачивают авансовые платежи.

УСН и ЕСХН

Что касается компаний на УСН, то для них установлены те же правила, что и для компаний, применяющих основную систему налогообложения. То есть свои доходы они не вправе уменьшить на величину расходов, связанных с покупкой участка. Однако, в случае перепродажи участка, он расценивается как товар и затраты могут учитываться при определении УСН. Если компания уплачивает ЕСХН, то для нее предусматривается особый порядок признания затрат, связанных с покупкой земли. Например, компания может определить срок, в течение которого будет происходить списание произведенных затрат. Этот период должен быть не менее 7 лет. При этом существуют определенные требования к участку. Он должен быть оплачен, использоваться только для выращивания с/х продукции, а также находиться в процессе госрегистрации.

Зачем нужна переоценка стоимости основных средств?

Переоценка основных средств (ОС) для целей бухгалтерского учета предусмотрена п. 15 ПБУ 6/01 «Учет основных средств» ПБУ 6/01″.

Коммерческая организация может не чаще одного раза в год (на конец отчетного года) переоценивать группы однородных объектов основных средств по текущей (восстановительной) стоимости. При этом производится пересчет первоначальной (или текущей (восстановительной) стоимости) и суммы начисленной амортизации за все время использования объекта.

Текущая (восстановительная) стоимость — сумма денежных средств, которая должна быть уплачена на дату составления бухгалтерской отчетности в случае необходимости замены какого-либо объекта.

Подробности порядка проведения переоценки ОС и примеры в помощь бухгалтеру, занятому переоценкой ОС организации изложены в Методических указаниях Минфина РФ (Приказ от 13.10.2003 N 91н — далее Методические указания N 91н).

К сведению! С 1 января 2022 года обязательным к применению станет ФСБУ 6/2020 «Основные средства» (см. Приказ Минфина России от 17.09.2020 N 204н «Об утверждении ФСБУ 6/2020 „Основные средства“ и ФСБУ 26/2020 „Капитальные вложения“). С этой же даты отменяется ПБУ 6/01 и Методические указания по бухгалтерскому учету основных средств» N 91н, на которые мы ориентировались при переоценке основных средств. Но новый ФСБУ можно применять добровольно досрочно. Поэтому в случае добровольного досрочного применения нового ФСБУ 6/2020 с 2020 года, переоценку за 2020 год следует проводить в соответствии с новым стандартом.

Цель переоценки ОС — определение реальной стоимости объектов основных средств.

Переоценку проводят на конец отчетного года, т.е. дата переоценки 31 декабря отчетного года. Переоценку ОС за 2020 год отражают в учете 31.12.2020.

Если организация проводит переоценку первый раз, сумма дооценки активов зачисляется в добавочный капитал организации, то есть происходит увеличение раздела «Капиталы и резервы». Сумма прироста стоимости основных средств по результатам их переоценки, учтенная обособленно на счете 83, в бухгалтерском балансе отражается по строке 1340 «Переоценка внеоборотных активов» разд. III «Капитал и резервы». При заполнении строки 1340 используются данные о кредитовом сальдо по счету 83, в том числе аналитические счета учета сумм дооценки основных средств.

Если при проведении первой переоценки проводится уценка ОС, то ее результаты относятся к прочим расходам текущего периода, т.е. отражаются через счет 91 «Прочие доходы и расходы». Если при очередной переоценке выяснится, что объекты ОС подлежат уценке, при этом имеется добавочный капитал, образованный за счет предыдущих дооценок этих объектов ОС, то на сумму уценки сначала уменьшают этот добавочный капитал.

Превышение суммы уценки над суммой дооценки, зачисленной в добавочный капитал в результате предыдущих переоценок отражается по дебету счета 91 «Прочие доходы и расходы» и кредиту счета 01 «Основные средства». Если дооцененный объект ОС выбывает с баланса организации, на сумму его дооценки уменьшается соответствующая статья добавочного капитала и увеличивается счет нераспределенной прибыли организации (Дебет 83 ″ Добавочный капитал Кредит 84 «Нераспределенная прибыль»).

Способы переоценки ОС

В ПБУ 6/01 не закреплены допустимые способы переоценки, при этом п. 43 Методических указаний N 91н предписывает использование одного из двух методов:

  1. Индексный метод, когда основные средства переоцениваются путем индексации балансовой стоимости объектов ОС.
    Метод основан на применении специальных индексов переоценки, разработанных государственными органами статистики. В настоящее время такие индексы Росстат не публикует. Если организация выберет это способ, то ей придется самостоятельно разрабатывать индексы для переоценки. Это трудоемко и требует определенного уровня квалификации работников организации. Другой вариант — за разработкой индексов на возмездной основе обратиться в НИИ статистики Федеральной службы государственной статистики (Росстат). Такие рекомендации даны Минфином РФ в письме от 31.07.2003 N 04-02-05/3/63.
  2. Метод прямого пересчета по документально подтвержденным рыночным ценам.
    При этом восстановительная стоимость ОС определяется путем прямого пересчета стоимости отдельных объектов по документально подтвержденным рыночным ценам на них, сложившимся на дату переоценки.

Для документального обоснования рыночной стоимости при применении метода прямой оценки используются:

  • данные о ценах на аналогичную продукцию, полученные в письменной форме от организаций-изготовителей;
  • сведения об уровне цен, имеющиеся у органов государственной статистики, торговых инспекций и организаций;
  • сведения об уровне цен, опубликованные в средствах массовой информации и специальной литературе;
  • отчеты оценщиков о стоимости объектов основных фондов.

По нашему мнению, предпочтительным является привлечение независимых специалистов — оценщиков. Отчет об оценке основных средств, используемый для их переоценки, должен содержать прямое указание о том, что оценка проведена именно для целей переоценки стоимости основных фондов для отражения ее в бухгалтерском учете.

Отчет об оценке рыночной стоимости для иных целей (для продажи или залога, привлечения инвестиций, получения кредита, составления отчетности по МСФО, принятия управленческих или коммерческих решений) не может быть использован для переоценки основных средств в целях бухгалтерского учета. Это подтверждается судебной практикой (постановления 20 ААС от 21.08.2016 N 20АП-3195/16, ФАС Северо-Западного округа от 02.12.2011 N Ф07-14162/10, ФАС Северо-Кавказского округа от 01.04.2008 N Ф08-1464/08-537А).

К сведению! Новый ФСБУ 6/2020 имеет ряд отличий, в том числе, затрагивающих переоценку ОС. Так, например, переоценка производится до справедливой стоимости, а не до восстановительной, предметом переоценки является балансовая, а не первоначальная стоимость и др. Поэтому в случае добровольного досрочного применения ФСБУ 6/2020 с 2020 года, при проведении переоценки за 2020 год следует применять положения этого стандарта.

На что обратить внимание в порядке проведения переоценки

Как разъясняет Минфин РФ в письме от 23.04.2015 N 03-05-05-01/23462, исходя из требований ПБУ 1/2008 «Учетная политика организации» в учетной политике необходимо закрепить периодичность проведения переоценки, группы однородных объектов основных средств и т.п.

Таким образом, первый шаг — включение в учетную политику организации положений о проведении переоценки, выбор групп ОС, которые будут в дальнейшем переоцениваться, выбора метода проведения переоценки.

Перед переоценкой надо провести инвентаризацию для проверки фактического наличия объектов ОС. Непосредственно перед проведением переоценки организация оформляет распорядительный документ (приказ, распоряжение и т.п.), обязательный для всех служб организации, которые будут задействованы в переоценке основных средств.

Кроме этого, следует подготовить перечень объектов основных средств, подлежащих переоценке. Минфин рекомендует указать в перечне следующие данные об объекте основных средств: точное название; дату приобретения, сооружения, изготовления; дату принятия объекта к бухгалтерскому учету (п. 45 Методических указаний N 91н).

Результаты переоценки оформляются в виде акта специальной комиссией с приложением всех документов, на основании которых была установлена стоимость переоцененных объектов.

Данные о переоценках отражаются в Инвентарной карточке учета объекта основных средств ОС-6.

Если организация выбрала модель учета с проведением переоценки ОС, то проводить переоценку нужно регулярно.

Периодичность переоценки зависит от существенности отклонения стоимости основных средств, по которой они отражены в бухгалтерском учете и отчетности, от текущей (восстановительной) стоимости.

Пример определения существенности отклонения стоимости ОС.

Стоимость объектов ОС, включенных в однородную группу, на конец предыдущего отчетного года — 300 млн. рублей; текущая (восстановительная) стоимость объектов этой группы на конец отчетного года 345 млн. рублей. Уровень существенности отклонений — 10%.

Результаты проведенной переоценки отражаются на счетах бухгалтерского учета и в бухгалтерской отчетности, так как возникающая разница является существенной: 15 %= (345 — 300) : 300.

Переоценка ОС: отражение в бухгалтерском учете

Рассмотрим пример бухгалтерских проводок при переоценке ОС. Организация впервые решила переоценить две группы ОС — группу машин и механизмов и группу вычислительной техники. Данные по группам представлены в таблице 1.

Таблица 1

Наименование показателя

Группа машин и механизмов

Группа вычислительной техники

Первоначальная (балансовая) стоимость на 31 декабря

Суммы начисленной амортизации на 31 декабря

Рыночная стоимость на 31 декабря

Таблица 2

Дооценка по группе машин и механизмов отнесена на увеличение добавочного капитала

(180 млн. руб.—150 млн. руб.)

Корректировка накопленной амортизации в связи с дооценкой группы машин и механизмов

(28 млн. руб. х 1,2 — 28 млн. руб.)

Уценка первоначальной стоимости по группе вычислительной техники отнесена на прочие расходы организации

(16 млн. руб. — 10 млн. руб.)

Корректировка накопленной амортизации в связи с уценкой по группе вычислительной техники

(5 млн. руб. — 5 млн. руб. х 0,625)

При проведении в отчетном периоде переоценок основных средств по состоянию на 31 декабря сравнительные данные за периоды, предшествующие отчетному, не изменяются (см. письму Минфина России от 29.01.2014 N 07-04-18/01). Данная точка зрения соответствует нормам международных стандартов учета (IAS) 8 «Учетная политика, изменения в бухгалтерских оценках и ошибки». Пунктами 17 и 18 (IAS) 8 установлено, что изменение учетной политики при первоначальном применении переоценки активов должно рассматриваться как переоценка, т.е. как изменение оценочных значений без ретроспективного отражения в учете.

Переоценка ОС: отражение в налоговом учете

По налогу на прибыль переоценка основных средств не влечет налоговых последствий. Представители Минфина РФ неоднократно подчеркивали, что глава 25 НК РФ «Налог на прибыль организаций» не предусматривает переоценку основных средств.

Согласно п. 1 ст. 257 НК РФ при проведении переоценки (уценки) объектов основных средств исходя из рыночной стоимости, положительная или отрицательная такой переоценки не признается доходом (расходом), учитываемым для целей налогообложения (письма Минфина РФ от 08.07.2011 N 03-03-06/1/412, от 20.02.2018 N 03-03-06/1/10621 и др.).

Например, сумма дооценки объекта ОС относится на добавочный капитал организации в бухгалтерском учете (счет 83), не участвует в формировании ни финансового результата в бухгалтерском учете, ни налоговой базы по налогу на прибыль организаций. Однако из-за бухгалтерской переоценки будущие суммы налоговой и бухгалтерской амортизации будут различны. Разница между балансовой стоимостью переоцененного актива и его налоговой стоимостью представляет собой временную разницу и приводит к возникновению отложенного налогового обязательства или актива (п. 8 ПБУ 18/02, Информационное сообщение Минфина РФ от 28.12.2018 N ИС-учет-13, пп. 20, 61А МСФО (IAS) 12 «Налоги на прибыль»).

Так, суммы дооценки ОС отражается на счете 83, при этом начисление ОНО при дооценке ОС отражаются проводкой Дебет 83 Кредит 77 «Отложенные налоговые обязательства». В данном случае отложенный налог на прибыль не учитывается при формировании чистой прибыли за отчетный период, но учитывается при формировании совокупного финансового результата за этот период. Погашение указанного ОНО по мере начисления амортизации отражается записью Дебет 77 Кредит 68 (99) в зависимости от выбранного организацией способа определения величины текущего налога на прибыль (п. 22 ПБУ 18/02).

Существенное влияние переоценка ОС оказывает на сумму налога на имущество, в тех случаях, когда сумма налога исчисляется исходя из среднегодовой стоимости имущества. Т.к. переоценка отражается на 31 декабря, то в расчете среднегодовой стоимости имущества на 31 декабря применяется новая (переоцененная) стоимость имущества организации.

Соответственно, рост рыночной стоимости имущества организации, облагаемого налогом по среднегодовой стоимости, приводит к увеличению сумм налога на имущество. Если имущество организации облагается по кадастровой стоимости, бухгалтерская переоценка не изменяет размер налога на имущество.

В статье кратко изложены правила переоценки основных средств. Если у Вас появятся вопросы по теме переоценки ОС эксперты и аудиторы «Правовест Аудит» всегда готовы поделиться знаниями и опытом.

Жукунова А. Л.

эксперт Контур.Школы по учету в учреждениях бюджетной сферы

Что нужно знать бухгалтеру организации государственного сектора, чтобы правильно рассчитать и уплатить земельный налог? Как рассчитать налог на землю, если изменилась кадастровая стоимость земельного участка – рассмотрим в этой статье.

Как учитываются земельные участки в бюджетных учреждениях

В настоящее время учреждения госсектора используют земельные участки, в том числе расположенные под объектами недвижимости, на праве постоянного (бессрочного) пользования. Учитывают такие земельные участки на счете 10300 «Непроизведенные активы». Основанием для учета на балансе земельного участка служит документ — свидетельство, подтверждающее право пользования земельным участком. Учитывают землю по кадастровой стоимости. Об этом говорится в п.71 Инструкции 157н.

Повышение квалификации в Контур.Школе: Бухгалтерский учет в бюджетных организациях . Главному бухгалтеру бюджетного, казённого, автономного учреждения. Диплом о профессиональной переподготовке 272 ак.часа., 30 онлайн-уроков: теория и практика Кроме того, учреждение может иметь земельные участки на праве безвозмездного пользования или арендовать земельный участок по договору аренды (субаренды). Такие участки земли в соответствии с действующими инструкциями учитываются на забалансовых счетах.

Право оперативного управления землей Земельный кодекс РФ не предусматривает.

Государственные (муниципальные) учреждения являются плательщиками земельного налога, если земельные участки закреплены за ними на праве постоянного (бессрочного) пользования.

Земельный налог — это местный налог, устанавливается гл.31 Налогового Кодекса РФ, нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных образований и обязателен к уплате на территориях этих муниципальных образований. Земельный налог и авансовые платежи по нему уплачиваются организациями в бюджет по месту нахождения земельных участков, признаваемых объектом налогообложения в соответствии со ст. 389 НК РФ.

На основании статьи 388 НК РФ организации, имеющие земельные участки на праве безвозмездного пользования, в том числе праве безвозмездного срочного пользования, или переданные им по договору аренды, не платят земельный налог.

Налоговой базой для начисления налога на землю, согласно ст. 390 Налогового кодекса, служит кадастровая стоимость земельного участка. Это та сумма, которая облагается налогом. Именно поэтому всем организациям госсектора стоит знать кадастровую стоимость собственного участка земли, следить за ее изменением, поскольку она напрямую связана с размером налога на землю, подлежащему уплате.

Пунктом 14 статьи 396 НК РФ установлено, что по результатам проведения государственной кадастровой оценки земель, территориальные органы Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии бесплатно предоставляют налогоплательщикам земельного налога сведения о кадастровой стоимости земельных участков в виде кадастрового номера объекта недвижимости и его кадастровой стоимости по письменному заявлению налогоплательщика.

Заказать выписку из ЕГРН можно на официальном сайте Росреестра, в МФЦ, в территориальном органе кадастровой палаты.

В соответствии с п. 1 ст. 391 НК РФ налоговая база определяется, исходя из кадастровой стоимости земельных участков, признаваемых объектом налогообложения по состоянию на 1 января года, являющегося налоговым периодом.

Если земельный участок образован в течение налогового периода,то налоговая база определяется как его кадастровая стоимость на день внесения сведений о нем в Единый государственный реестр недвижимости (ЕГРН).

Налоговым периодом по земельному налогу признается календарный год. Отчетными периодами для налогоплательщиков-организаций являются первый квартал, второй квартал и третий квартал календарного года (ст. 393 НК РФ). Для земельного налога муниципальные образования, а так же города федерального значения Москва, Санкт-Петербург и Севастополь вправе не устанавливать отчетный период.

Учреждение госсектора, имея право постоянного (бессрочного) пользования на земельный участок, может быть освобождено от уплаты земельного налога. Перечень льгот по земельному налогу приведен в статье 395 НК РФ. Например, согласно п. 1 ст. 395 НК РФ освобождаются от обложения земельным налогом организации и учреждения уголовно-исполнительной системы Министерства юстиции РФ в отношении земельных участков, предоставленных для непосредственного выполнения возложенных на эти организации и учреждения функций. Кроме того, в каждом конкретном регионе РФ могут быть предусмотрены льготы для учреждений по уплате земельного налога. Сам земельный налог относится к местным налогам, и в связи с этим налоговые ставки и налоговые льготы для налогоплательщиков устанавливаются муниципальным законодательством.

Как рассчитать земельный налог

Расчет суммы налога учреждение производит самостоятельно.

Например, у казенного учреждения на праве постоянного (бессрочного) пользования имеется земельный участок, кадастровая стоимость которого — 2 500 000 руб. Учреждение не имеет налоговых льгот в соответствии с НК РФ и местным законодательством. Налоговая ставка по земельному налогу установлена в размере 0,3%. Муниципальным законодательством предусмотрены авансовые платежи по налогу.

Сумма земельного налога составит:
2 500 000 руб. х 0,3%=7500руб.

Сумма авансового платежа за 1-й, 2-й и 3-й кварталы составит:
2 500 000 руб. х 0,3% х ¼=1875руб.

Сумма налога, подлежащая уплате в бюджет по итогам налогового периода, определяется как разница между суммой налога, исчисленной по приведенной выше формуле, и суммами подлежащих уплате в течение налогового периода авансовых платежей по налогу (п. 5 ст. 396 НК РФ):

7500 руб. - (3 x 1875 руб.) = 1875 руб.

В соответствии с Приказом Минфина РФ от 01.07.2013 № 65н расходы на уплату земельного налога относятся на статью 290 «Прочие расходы» КОСГУ по коду вида расходов 851 «Уплата налога на имущество организаций и земельного налога».

Но кадастровая стоимость земельного участка может изменяться. Как определить налоговую базу для расчета земельного налога при изменении кадастровой стоимости в течение налогового периода?

Действия бухгалтера при расчете земельного налога

Действия бухгалтера по расчету земельного налога будут зависеть от причины изменения кадастровой стоимости земли.

Рассмотрим несколько случаев:

1. Переоценка кадастровой стоимости земли. Согласно Федеральному закону от 03.07.2016 № 237-ФЗ «О государственной кадастровой оценке» не реже, чем один раз в пять лет и не чаще, чем раз в три года (для Москвы, Санкт-Петербурга и Севастополя — два года) происходит оценка кадастровой стоимости земли.

Если в связи с этим изменилась кадастровая стоимость земельного участка и произошло это в течение налогового периода, то, согласно действующей редакции НК РФ такое изменение не учитывается при определении налоговой базы в этом и предыдущих налоговых периодах, то есть действует на будущее время. Новая кадастровая стоимость земли будет служить налоговой базой с 1 января следующего налогового периода.

2. Изменение вида разрешенного использования земельного участка, его перевод из одной категории земель в другую или изменение площади земельного участка, приводящее к изменению кадастровой стоимости земельного участка.

В этом случае действует следующее положение статьи 391 НК РФ: «изменение кадастровой стоимости земельного участка вследствие изменения вида разрешенного использования земельного участка, его перевода из одной категории земель в другую и (или) изменения площади земельного участка учитывается при определении налоговой базы со дня внесения в Единый государственный реестр недвижимости сведений, являющихся основанием для определения кадастровой стоимости».

Действует это положение с 1 января 2018г. (в пункт 1 статьи 391 внес изменение Федеральный закон от 27 ноября 2017 г. № 335-ФЗ)

Данное изменение кадастровой стоимости земельного участка теперь нужно учитывать при расчете налоговых обязательств не со следующего налогового периода, а со дня внесения сведений в Единый государственный реестр недвижимости.

3. Успешное оспаривание результатов определения кадастровой стоимости в суде или комиссии по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости.

Если кадастровая стоимость завышена и ее сумма больше рыночной стоимости земельного участка, то такую кадастровую стоимость можно оспорить. Лицензированный эксперт установит реальную рыночную стоимость земли. На основании заключения специалиста комиссия или суд примет соответствующее решение и изменит кадастровую стоимость. На практике это означает, что можно существенно сократить расходы по налогу на землю.

Оспаривание кадастровой стоимости юридическими лицами происходит в случае, если результаты определения кадастровой стоимости затрагивают права и обязанности этих лиц. Оспорить кадастровую стоимость земли могут также органы государственной власти, органы местного самоуправления в отношении объектов недвижимости, находящихся в государственной или муниципальной собственности. Оспаривание кадастровой стоимости происходит двумя способами:

  • путем обращения в суд;
  • при помощи обращения в комиссию по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости.

Порядок оспаривания результатов кадастровой стоимости земельного участка определен статьей 24.18 Федерального закона от 29.07.1998 № 135-ФЗ «Об оценочной деятельности в Российской Федерации» и статьей 22 Федерального закона от 03.07.2016 № 237-ФЗ «О государственной кадастровой оценке». По официальной статистике Росреестра, почти половина всех обращений в комиссию по пересмотру кадастровой стоимости заканчиваются успехом заявителя.

При изменении кадастровой стоимости земельного участка по решению комиссии по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости или решению суда, измененная кадастровая стоимость учитывается при определении налоговой базы по земельному налогу, начиная с налогового периода, в котором подано заявление о ее пересмотре, но не ранее даты внесения в ЕГРН, которая являлась предметом оспаривания (ст. 391 НК РФ, письма Минфина России от 29.03.2017 № 03-05-05-02/18237, от 01.03.2017 № 03-05-05-02/11335, от 22.02.2017 № 03-05-05-02/10148).

Применение установленной решением комиссии по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости или решением суда кадастровой стоимости земельного участка в размере его рыночной стоимости за периоды, предшествующие году подачи заявления об оспаривании, Налоговым кодексом не предусмотрено (письмо Минфина России от 24.08.2017 № 03-05-06-02/54275).

Например, если организация в феврале 2018 года подает в комиссию заявление об установлении кадастровой стоимости земельного участка в размере его рыночной цены и комиссия удовлетворит требование, то новую кадастровую стоимость организация должна применить при налогообложении с 1 января в 2018 года.

4. Исправление ошибок, допущенных при определении кадастровой стоимости участка. Такую ошибку исправляет регистрирующий орган, Росреестр. Об этом должны уведомить владельца участка в течение 3 рабочих дней, направив уведомление по форме, утвержденной Приказом Минэкономразвития России от 25.03.2016 № 173.

При расчете земельного налога такое изменение кадастровой стоимости, в соответствии со статьей 391 НК РФ нужно учитывать, начиная с того налогового периода, в котором была применена ошибочно определенная кадастровая стоимость.

Например, в мае 2017 года учреждение получило уведомления от регистрирующего органа об исправлении ошибки, допущенной при определении кадастровой стоимости. Налогоплательщику нужно подать в инспекцию уточненный расчет за I квартал 2017 года и пересчитать сумму авансового платежа по земельному налогу за этот период.

Изменение стоимости земельных участков, учитываемых в составе нефинансовых активов, в связи с изменением их кадастровой стоимости необходимо отразить в бухгалтерском учете. В соответствии с п. 28 Инструкции № 157н. сделать это нужно в том финансовом году, в котором произошли изменения кадастровой стоимости, с отражением указанных изменений в бухгалтерской отчетности. Дата отражения в учете и отчетности изменения стоимости земельного участка должна быть согласована с учредителем учреждения. Этот факт следует отразить в пояснительной записке (ф.0503160, ф.0503760).

Обобщим основные моменты. Если учреждение госсектора на праве постоянного (бессрочного) пользования имеет земельный участок, то оно является плательщиком земельного налога. Земельный налог относится к местным налогам, и в связи с этим налоговые ставки и налоговые льготы для налогоплательщиков устанавливаются муниципальным законодательством. Расчет суммы налога учреждение производит самостоятельно. Чтобы рассчитать земельный налог без ошибок и избежать штрафов, бухгалтеру нужно внимательно отслеживать изменения кадастровой стоимости земельного участка.

Читайте также: