Налоги в белоруссии в россии сравнение

Опубликовано: 06.05.2024

Налоговая система Белорусской Республики была сформирована на классических принципах налогообложения.

Налоговый Кодекс БР включает в себя 2 части: общую и особенную. Первая часть была принята и утверждена 19 декабря 2002 года. В ней прописывается, что налоговое законодательство включает в себя законодательные акты Налогового Кодекса и международных переговоров, а также акты Президента и органов государственной и местной власти.

В общей части Налогового Кодекса прописываются основные термины и понятия относительно налогообложения в Беларуси.

Об уровне жизни в Беларуси подробнее здесь.

Налоговый кодекс Беларуси

Общая часть Налогового кодекса Республики Беларусь введена в действие 1 января 2004 г.

Спустя 7 лет после утверждения общей части правительством была утверждена особенная часть Налогового Кодекса, которая включается в себя описание всех налогов и сборов в Республике Беларусь. Особенная часть была принята 29 декабря 2009 года.

Классификация налогов в Беларуси:

  1. Местные.
  2. Республиканские.

Республиканские налоги

Республиканские налоги – это основные налоги, формирующие государственный бюджет Белорусской Республики.

Налог на добавленную стоимость является косвенным налогом, так как плательщиками являются не предприниматели, а потребители товаров и услуг.

НДС

Ставка НДС в Беларуссии

  • 20% – общая ставка, применяемая при реализации товаров.
  • 10% – ставка, которая применяется для реализации растений, птицы, скота и животных, рыбы и продуктов пчеловодства, произведённых на территории РБ.

Налог на прибыль

Общая ставка налога на прибыль равна 18%. Но есть ряд исключений, когда ставка уменьшается.

Перечень ситуаций, способствующих уменьшению оплачиваемого налога на прибыль:

  1. Производство высокотехнологических товаров – 12%.
  2. Дивиденды – 12%.
  3. Производство лазерной и оптической техники – 10%.

Налог на доходы оплачивается раз в году предприятиями и организациями, которые в ходе ведения своей деятельности получают прибыль. Декларация подаётся в налоговую инспекцию до 22.01, а оплата должна произойти до 22.03 каждого года.

Налог на прибыль

Налог на прибыль в Белоруссии в сравнении с другими странами

Подоходный налог с физлиц

Подоходный налог оплачивается гражданами с ежемесячной зарплаты. Налог формирует почти 10% государственного бюджета Белорусской Республики.

Кроме этого, если у человека имеются вклады в финансовых учреждениях или банках, то он обязан платить налог на депозит. Размер налогового взноса равен 13% от дохода, полученного от депозита.

Расчёт налоговой ставки зависит от вида деятельности человека. Так если резидент РБ получает дивиденды, то он обязан выплачивать 13%. Доход от предпринимательской, адвокатской или нотариальной деятельности облагается сбором в размере 16%. Единая ставка подоходного налога для физических лиц на все остальные виды деятельности – 13%.

Подоходный налог обязаны выплачивать также лица, сдающие в аренду квартиры и дома с целью получения дохода.

Короткий видеоролик о налогах в Беларуси

Размер ставки за сдачу квартиры зависит от области и города.

Таблица: размер налога за сдачу квартир

Город Размер налоговой ставки (выражено в белорусских рублях)
Брестская область
Брест 29.0
Барановичи 21.5
Пинск 21.5
Города районного подчинения 10.7
Другие территории 7.5
Витебская область
Витебск
Центральная зона 27.0
Переходная зона 26.0
Города областного подчинения 10.0
Орша 15.0
Полоцк 15.0
Другие территории 8.0
Гомельская область
Гомель От 29.20 до 30.20
Жлобин 22.20
Мозырь 22.20
Речица 22.20
Светлогорск 22.20
Калинковичи 12.60
Рогачев 12.60
Другие территории 11.20
Гродненская область
Гродно 28.20
Волковыск 18.00
Лида 18.00
Новогрудок 18.00
Слоним 18.00
Сморгонь 18.00
Другие города Гродненской области 13.00
Минская область
Жодино 15.30
Другие города 15.00
Могилёвская область
Могилев 27.20
Бобруйск 23.30
Горки 15.50
Кричев 15.50
Осиповичи 15.50
Другие города 11.70
Минск по зонам
1 планировочная 30.50
2 планировочная 25.50
3 планировочная 21.50
4 планировочная 21.50
5 планировочная 17.50

Налоги с физлиц

Налоги, взимаемые с физических лиц

Вычеты подоходного налога

Стандартным налоговым вычетом называется сумма, на которую уменьшается подоходный налог. Вычеты – это льготы на подоходный налог, воспользоваться которыми могут такие граждане РБ, как:

  1. Резиденты РБ с ежемесячным окладом ниже установленного предела (563 белорусских рублей). Возврат подоходного налога составляет 93 белорусских рублей.
  2. Родитель, воспитывающий ребёнка до 18 лет в одиночку. Вычет – 52 белорусских рублей.
  3. Родители, на иждивении которых находится больше 2 детей. Возвращается 52 белорусских рублей.

Налоговый сбор на недвижимость

Налог на недвижимость оплачивается всеми гражданами Белорусской Республики, которые имеют личное недвижимое имущество, то есть недвижимость и жилье в этой стране. Он выплачивается как физическими лицами, так и юридическими.

Объекты, подлежащие налогообложению:

  1. Квартиры.
  2. Комнаты в собственности.
  3. Гаражи.
  4. Места для парковки машин.

Даже если человек является не полным собственником одного из вышеуказанных объектов, а владеет лишь долей, то он также обязан оплачивать данный вид налога.

Плательщики налога на недвижимость

Кто обязан платить налог на недвижимость в Республики Беларусь

Согласно закону, человек имеет право выбирать, за какую недвижимость он будет платить налог. Для этого необходимо написать заявление в налоговую инспекцию. Если заявление человек не напишет, то облагаться сбором будет та недвижимость, которая первой появилась в собственности у резидента БР.

От уплаты налога освобождаются:

  1. Многодетные семьи (больше 3 детей).
  2. Ветераны ВОВ.
  3. Люди пенсионного возраста.
  4. Нетрудоспособные резиденты РБ.
  5. Особы с 1 и 2 группами инвалидности.

Недвижимость, которая находится в сельской местности налоговыми платежами, не облагается.

Налог на недвижимость обязаны платить все лица, которые используют недвижимость для предпринимательской деятельности.

Налоговая ставка равна 0,1 процента от полной стоимости недвижимости. Уплата сбора осуществляется через банк, почту или налоговую инспекцию до 15 ноября каждого года.

В Белорусской Республике также имеется налог на прибыль от продажи недвижимости, но здесь есть свои нюансы. Чтобы их лучше понять, нужно рассмотреть ситуацию на примере. В этой стране налога на наследство нет, поэтому даже если человек получил квартиру или дом в наследство, то ему ничего платить не придётся.

Структура налоговых поступлений

Доля налогов на недвижимость в общей массе налоговых поступлений составляет 5%

Если он эту квартиру или дом (или какую-нибудь другую недвижимость) захочет продать в первый раз, то он также не уплачивает никаких налогов. Но если резидент РБ продаёт второй объект недвижимость на протяжении 5 лет, то он обязан выплатить государству подоходный налог с его продажи. Размер налога равен 13 процентам от суммы разницы между ценой приобретения недвижимости и её продажи.

Например: человеку достался в наследство дом (или он сам его купил) за 50 000 долларов, а продал он его за 60 000 долларов, это означает, что 13% от 10 000 долларов человек оплачивает в госбюджет.

Узнайте, как получить паспорт Беларуси, здесь.

Земельный налог

Земельный налог оплачивается владельцами земельных участков в Белорусской Республике.

Таблица: налоговые ставки земельного налога

Кадастровая стоимость участка Налог (выражено в белорусских рублях)
Меньше 20720 белорусских рублей за гектар 20.72
Больше 20720 белорусских рублей за гектар 0.1 процент от кадастровой стоимости

Земельный налог в Беларуси

Как рассчитывается земельный налог в Республике Беларусь

Экологический налог

Экологический налог платится субъектами хозяйствования за вредное воздействие на окружающую среду.

Экологический налог выплачивается, если предприятия осуществляют:

  1. Выбросы загрязняющих веществ в атмосферу.
  2. Хранение или захоронение отходов производства.
  3. Сброс сточных вод.

Налоговый взнос на добычу природных ресурсов

Налогами облагаются такие виды деятельности, как:

  1. Добыча калия.
  2. Добыча нефти.

Не облагается налогами:

  1. Добыча нефтяного попутного газа.
  2. Добыча песка.
  3. Добыча грунта.
  4. Добыча подземных и поверхностных вод.

Налоги на добычу природных ресурсов регламентируются гл. 20 НК РБ

Гербовый сбор

Гербовый сбор оплачивается физическими лицами и предпринимателями.

  • 15% – передача международным организациям.
  • 20% – выдача копий простых и переводных векселей.

Если вы думаете некоторое время пожить в Беларуси, прочтите, как оформить ВНЖ в этой стране.


Формирование налоговой системы каждого отдельно взятого государства происходит под влиянием как экономико-географических факторов (климатические условия, структура хозяйства, уровень развития социального сектора экономики, уровень жизни населения и др.), так и исторических, а также политических факторов. Кроме того, в процессе построения налоговой системы немаловажное значение уделяется анализу мирового опыта, несмотря на историческую обусловленность правовой системы общества и принцип преемственности в праве. Это позволяет совершенствовать, актуализировать налоговую систему страны, способствовать повышению её эффективности, рациональности и гармонизации с целью достижения адекватности налоговой системы и её соответствия насущным потребностям общества и государства.

В связи с этим представляется целесообразным проанализировать опыт построения налоговой системы Республики Беларусь (РБ) с целью заимствовать лучшее в рамках реформирования налоговой системы России. Ведь РБ и РФ имеют общую историю, культуру, а не так давно они имели и общую финансово-правовую систему. Теперь же экономико-правовые, а, в частности, налоговые системы этих двух государств различны, хотя, безусловно, и имеют отнюдь немало сходных черт.

В первую очередь следует проанализировать законодательство о налогах и сборах в РБ и в РФ. Система налогового законодательства в обеих странах представлена определённым перечнем нормативных правовых актов разной юридической силы. Обратим особое внимание на Налоговый кодекс (НК). НК РБ очень схож по структуре и содержанию с НК РФ. Однако положения НК РБ являются более чёткими, простыми для понимания. В частности, для НК РБ характерна более чёткая, краткая и простая регламентация порядка постановки на учёт в налоговом органе. А ведь постановка на учёт является одной из важнейших форм налогового контроля. Также частота изменений, вносимых в НК РБ, намного ниже, нежели частота изменений, вносимых в НК РФ. Так, последние изменения в НК РБ были внесены в октябре 2012 г., а в НК РФ – в июле 2013 г. Все указанные факты способствуют снижению эффективности налогового администрирования в РФ по сравнению с РБ.

Если же рассматривать экономико-демографические показатели анализируемых стран (табл. 1), то они свидетельствуют о том, что величина ВВП России (с учётом курса валют на 01.01.2012 г.) приблизительно в 53 раза выше величины ВВП РБ за рассматриваемый период; численность населения РФ превышает численность населения РБ примерно в 15 раз; количество зарегистрированных за 2011 г. юридических лиц и индивидуальных предпринимателей в России больше чем в Белоруссии в 267 и 97 раз соответственно.

Экономико-демографические показатели по России и Белоруссии в 2011 г.

Численность населения, чел

Количество зарегистрированных юридических лиц, ед.

Количество зарегистрированных индивидуальных предпринимателей, ед.

ВВП, млрд белорусских руб.

ВВП, млрд российских руб. (с учётом курса валют по состоянию на 01.01.2012 г. по данным ЦБ РФ)

При этом процент налоговых доходов консолидированного бюджета в Белоруссии и в России к сумме годового ВВП свидетельствует о том, что собираемость налогов и сборов в Белоруссии выше, чем в РФ (табл. 2).

Налоговые доходы консолидированного бюджета и по уровням бюджетов в Белоруссии и в России в 2011 г.

Налоговые доходы консолидированного бюджета за 2011 г.

В том числе, налоговые доходы

Республиканского / Федерального бюджета

Местного / Регионального бюджета

млрд белорусских/российских руб.

в процентах к ВВП

млрд белорусских/российских руб.

в процентах к ВВП

млрд белорусских/российских руб.

в процентах к ВВП

Также неотъемлемым элементом сравнительного анализа налоговых систем стран является анализ динамики и структуры налоговых поступлений (табл. 3), а также динамики задолженности по налогам и сборам в РБ и в РФ за период 2011–2013 гг.

Согласно данным, приведённым на сайте ФНС России, в отношении налоговых поступлений в консолидированный бюджет РФ за первое полугодие 2012–2013 гг. наблюдается отрицательная динамика (темп роста составляет 99,5 %). В Белоруссии темп роста налоговых доходов консолидированного бюджета за 1 полугодие 2012–2013 гг. составил 123,9 %, причём рассматриваемый показатель демонстрирует положительную динамику в условиях финансового кризиса, который имеет место в Белоруссии с 2011 г.

Обратим отдельное внимание на динамику таких налогов, как налог на прибыль организаций и подоходный налог. В отношении налога на прибыль в обеих странах наблюдается отрицательная динамика. Однако в России мы имеем более сильное снижение: за 1 полугодие 2012–2013 гг. размер поступлений налога на прибыль в консолидированный бюджет РБ сократился на 10,6 %, а в РФ – на 23,3 %. И это при том, что в рамках снижения налоговой нагрузки, усиления инвестиционного стимулирования и повышения на этой основе конкурентоспособности экономики в РБ с 1 января 2012 г. была уменьшена налоговая ставка по налогу на прибыль с 24 до 18 % (в то время как в России она равна 20 %), а также осуществлен ряд других мер, направленных на стимулирование инвестиционной деятельности. В частности, с 2012 г. произошло расширение налоговых льгот в отношении производства инновационных и высокотехнологичных товаров (прибыль от производства и реализации инновационных товаров с 2012 г. полностью освобождена от налогообложения) [5].

По подоходному налогу (НДФЛ) для подавляющего большинства категорий доходов в РФ установлена ставка 13 %, а в РБ – 12 %. При этом темп роста в России по данному налогу за 1 полугодие 2012–2013 гг. составил 11,2 %, а в РБ – 55,5 %.

Структура и динамика налоговых поступлений в консолидированный бюджет РБ и РФ

Вид налоговых доходов

1 полугодие 2012 г.

1 полугодие 2013 г.

РБ, млрд руб. (пересчитано по курсу валют по состоянию на 01.07.2012 г. и 01.07.2013 г. соответственно по данным ЦБ РФ)

Общая сумма налоговых доходов консолидированного бюджета, из них:

налог на прибыль

подоходный налог с физических лиц

налоги на собственность

Россия, млрд руб.

Общая сумма налоговых доходов консолидированного бюджета, из них:

налог на прибыль

Что касается суммы задолженности, то за период 2011–2012 гг. совокупная задолженность в бюджетную систему РФ (включая пени и налоговые санкции) сократилась на 11,8 %, а общая сумма задолженности за аналогичный период в РБ сократилась на 12,79 % (табл. 4). Кроме того, основываясь на приведённых в табл. 4 данных с учётом корректировки курса валют, в сопоставимых условиях общая сумма задолженности по налогам и сборам в РБ в сотни раз ниже совокупной суммы задолженности по налогам и сборам в России за аналогичный период. Причём ввиду имеющегося различия масштабов рассматриваемых государств и масштабов их национальных экономик налоговые поступления в бюджет РФ примерно в два десятка раз превышают налоговые поступления в бюджет Белоруссии. Указанные показатели свидетельствуют о более высокой эффективности налогового администрирования и постепенного улучшения его качества, а также о более высоком уровне налоговой культуры населения РБ.

Динамика задолженность по налогам и сборам в РБ и в РФ

Общая задолженность по налогам и сборам РБ, млрд руб. (пересчитано по курсу валют по состоянию на 01.01.2011 г. и 01.01.2012 г. соответственно по данным ЦБ РФ)

Совокупная задолженность в бюджетную систему РФ, млрд руб.

Стоит отметить и тот факт, что налоговая нагрузка на экономику в РБ на притяжении 2006–2010 гг. колебалась в интервале 41,5–50,6 % ВВП, а в первом полугодии 2012 г., по сообщению замминистра по налогам и сборам Эллы Селицкой, составляла около 27 % без учёта взносов в Фонд социальной защиты населения. В РФ же, согласно данным исследования Всемирного банка, за период 2011–2012 гг. уровень налоговой нагрузки вырос с 47 до 54 %. Иными словами, налоговая нагрузка на экономику в России выше, чем в Белоруссии, и это несмотря на то, что НК РБ установлено 27 налогов, сборов и особых режимов налогообложения, тогда как НК РФ только 20. В результате увеличивается давление на российский бизнес, который с учётом всё ухудшающейся внутренней и внешней конъюнктуры рынка и при отсутствии действенных барьеров, «уходит в тень» и выводит капитал в оффшоры. Вызываемые при этом недопоступления налогов в бюджет власти пытаются компенсировать увеличением налогового бремени, что ещё более усугубляет ситуацию.

Также в рамках анализа эффективности налогового администрирования двух анализируемых стран необходимо отметить полномочия местных Советов депутатов (органы местного управления в РБ) в сфере установления и изменения местных налогов и сборов. Согласно ст. 12 НК РБ, при установлении местных налогов и сборов местные Советы депутатов определяют плательщиков, объекты налогообложения, налоговую базу, налоговые ставки, налоговый период, порядок исчисления, порядок и сроки уплаты местных налогов и сборов, сроки представления в налоговые органы налоговых деклараций (расчётов) по местным налогам и сборам, а также налоговые льготы по местным налогам и сборам [2]. В РФ в соответствии со ст. 12 НК РФ, при установлении региональных и местных налогов законодательные органы государственной власти субъектов РФ и представительные органы муниципальных образований соответственно имеют право определять лишь следующие элементы налогообложения: налоговые ставки, порядок и сроки уплаты налогов (если эти элементы налогообложения не установлены НК РФ), а также налоговые льготы, основания и порядок их применения [1]. Иными словами, у местных органов управления РБ больше полномочий по установлению налогов и сборов, чем у региональных и местных представительных органов власти в РФ. В Белоруссии объём предоставленных местным органам управления полномочий в данной сфере позволяет учитывать особенности каждого региона, его потребности, особенности конъюнктуры в данном регионе, состояние хозяйствующих субъектов. Это способствует улучшению качества налогового администрирования, а также позволяет обеспечить реализацию не только фискальной функции налогов, но и, главным образом, регулирующей.

Также отметим оффшорный сбор (гл. 24 НК РБ), целью установления которого является дестимулирование совершения операций по выводу капитала в оффшоры, ограничению перечисления денежных средств, передаче имущественных прав резидентом РБ нерезиденту РБ. Плательщиками сбора являются белорусские организации и индивидуальные предприниматели. Положения НК РБ позволяют обеспечить эффективное налоговое администрирование, в частности, посредством требования ежемесячно декларировать операции, являющиеся объектом обложения сбором, а также и саму сумму оффшорного сбора. Также высокой эффективности рассматриваемого сбора способствует и то, что налоговая ставка установлена в размере 15 % (налоговая база при этом определена как сумма перечисленных денежных средств, либо цена, указанная в договоре по исполнению резидентом РБ обязательства в не денежной форме). Кроме того, уплата оффшорного сбора должна быть произведена до перечисления денежных средств нерезиденту РБ, зарегистрированному в оффшорной зоне, либо при исполнении обязательства в не денежной форме (или передаче такому нерезиденту РБ имущественных прав и (или) обязанностей) – не позднее дня, следующего за днём исполнения обязательства (или перемены лиц в обязательствах). Причём банки осуществляют перевод денежных средств, при перечислении которых подлежит уплате оффшорный сбор, только после уплаты резидентами РБ оффшорного сбора [3]. Принятие аналогичного сбора в РФ позволит ограничить столь масштабную «утечку» капитала из России и обеспечит при этом российский бюджет дополнительным источником налоговых поступлений.

Итак, как видно из проведённого анализа, эффективность налоговой системы Белоруссии, а, в частности, качество системы налогового администрирования, выше, чем в РФ. Причиной этому служит то, что ряд мер, принимаемых и реализуемых в рамках налоговой политики Беларуси, направлены на развитие экономики страны, стимулирование инвестиционной мотивации хозяйствующих субъектов, предотвращение «утечки» капитала из страны и общее поддержание порядка. Их реализация в Белоруссии обеспечивается, в частности, посредством расширения льгот для инновационного сектора, уменьшения налоговой ставки по налогу на прибыль организаций до 18 % в 2012 году, поддержания высокой доли расходов консолидированного бюджета на национальную экономику, а также посредством взимания экологического налога, оффшорного сбора. Указанные меры представляется целесообразным заимствовать и использовать в рамках реформирования налоговой, а также и в целом финансовой системы России.

Рецензенты:

Жигунова О.А., д.э.н., доцент, профессор кафедры бухгалтерского учёта, анализа и аудита, ФГБОУ ВПО «Тюменский государственный архитектурно-строительный университет», г. Тюмень;

Зоткина Н.С., д.э.н., доцент, профессор кафедры менеджмента, ФГБОУ ВПО «Тюменский государственный архитектурно-строительный университет», г. Тюмень.

Первого октября министр иностранных дел Владимир Макей заявил, что Россия и Беларусь работают над проектом общего налогового кодекса. До этого в сентябре о создании комиссии по подготовке такого законодательного акта говорили и в Министерстве финансов. Есть мнение, что для нашей страны это может стать катастрофой. И еще одно мнение — процесс изначально выглядит бессмысленным. Как конкретно будут пытаться объединить две разные налоговые системы, пока никто не знает. Мы попросили эксперта оценить возможность такого объединения. Заранее скажем, что это практически нереально.

Почему вообще разговор зашел об объединении налогов?

Второго апреля 1997 года Александр Лукашенко совместно с тогдашним президентом России Борисом Ельциным подписали договор о создании Союзного государства. Дальше была разработана программа действий по реализации положений договора. В ней говорилось, что страны должны будут унифицировать налоговое законодательство и проводить единую налоговую политику уже с 2001 года. Положения программы то вспоминали, то забывали. И когда Беларусь стала требовать у России компенсации за налоговый маневр, соседняя страна снова вспомнила о союзных планах. Так появилась программа углубленной интеграции, частью которой было создание единого налогового кодекса двух стран.


Есть ли смысл объединять налоговые системы?

Вместе с белорусским экономистом Вадимом Иосубом мы уже рассуждали по поводу плана интеграции, который опубликовало российское издание «Коммерсантъ», и затрагивали тему налогообложения.

Введение же полной системы налогов, гармонизированной с Россией, станет катастрофой, — заявлял тогда эксперт. — Отдельный вопрос о гармонизации налоговой системы связан с тем, что делать с белорусскими свободными экономическими зонами, включая такие крупные и важные для отечественной экономики, как «Великий камень» и ПВТ. Добавьте к этому, что ПВТ — это вообще отдельная и сложная тема, в частности, у нас в этой СЭЗ разрешена работа криптобирж, в России же эта тема запрещена напрочь.

Экономист Вадим Иосуб: подробности плана интеграции Беларуси и России — технически невозможно, совершенно невыгодно для нас


Директор компании «БелАудитАльянс» Елена Жугер также не видит смысла и цели в объединении налоговых кодексов России и Беларуси.

— Принятие общего налогового законодательства должно иметь какую-то цель. Зачем это нужно? Мне пока непонятно, отмечает она. — В РФ налоговое законодательство имеет территориальные особенности в зависимости от региона, уровня развития экономики, степени занятости населения и прочих причин. У нас уже есть эти особенности, белорусское законодательство уже адаптировано под нашу экономику. Налоговое законодательство РФ имеет свою систему администрирования, которая отличается от системы, принятой в нашей стране.


— В обеих странах Всемирный банк насчитал равное количество платежей — по 7 в год. Опередить нас россиянам удалось лишь за счет более низкой налоговой нагрузки на прибыль — 46,3% против 53,3% — и немного меньшего времени на составление отчетности (168 часов против 184). А вот возиться с возвратом НДС нашим соседям приходится в 1,5 раза больше: 73,14 балла против 50. При этом как наши, так и российские бизнесмены недовольны налогами, особенно их размером, — говорит эксперт.

Специалисты отмечают: возможно, вместо непонятного объединения кодексов Беларуси просто стоит взять на заметку те неплохие вещи, которые есть в российской налоговой системе. Попытаемся разобраться, что за они.

Какие налоги платят обычные граждане в России?

— Правила уплаты подоходного налога (в России он называется налогом на доход физических лиц) для обычных граждан практически такие же, как и в Беларуси, — говорит директор компании «БелАудитАльянс» Елена Жугер. — За работающих граждан его также платит работодатель по ставке 13%, как и в нашей стране.

Аналогично нашей системе налогообложения в РФ существуют налоговые вычеты, то есть суммы, на которые уменьшается налоговая база. Вот, например, некоторые наиболее популярные виды налоговых вычетов:

  • стандартные вычеты — для родителей и отдельных категорий граждан (участники ликвидации последствий аварии на Чернобыльской АЭС, Герои Советского Союза и России, блокадники, участники ВОВ);
  • социальные вычеты — предоставляются, если налогоплательщиками была произведена оплата лечения или обучения;
  • имущественные вычеты — используются при покупке и продаже недвижимости или земельных участков.

— Из приведенных вычетов в Беларуси нет только социальных вычетов на лечение, — говорит эксперт.


Что по поводу ФСЗН?

Отчисления в Фонд социальной защиты населения в Беларуси не считаются налогом и не регулируются Налоговым кодексом. А вот в Российской Федерации, напротив, это социальный налог.

— В его структуре есть несколько платежей (пенсионный фонд, отчисления в Фонд обязательного медицинского страхования), — объясняет Елена Жугер. — Базовая ставка этого налога — 30% (в Беларуси 35%, из них 34% платит работодатель и 1% работник. — Прим. Onliner), но рассчитывается он по прогрессивной шкале. Также есть льготы при разных применяемых системах налогообложения. В общем, налог сложный, рассчитывается по каждому работнику, и контроль за этим ведет федеральная налоговая система.


— Как и в Беларуси, за работника налог платит работодатель и включает его в состав затрат, — продолжает эксперт. — Так что, как видим, в отношении налогов с физических лиц используются похожие подходы. При этом система администрирования довольная сложная и в РФ, и в РБ.

Есть ли разница между НДС?

С 1 января 2019 года налог на добавленную стоимость в России составляет 20% (до этого его размер был 18%), как и у нас.

— Правила расчета НДС и ставка налога такие же, как и в Беларуси. Кроме того, аналогично нашей системе электронных счетов-фактур в России есть такая же регистрация документов, которая контролирует правильность расчета НДС дистанционно.


Какие существуют системы налогообложения для ИП и юрлиц в России?

На сегодня законодательство Российской Федерации предусматривает пять систем налогообложения:

1. ОСНО — общая система налогообложения. Для юридических лиц это налог на прибыль в размере 20%, еще 20% НДС, но для некоторых категорий его могут снизить. Также есть налог на имущество организаций — 2,2%. Для ИП — 13% подоходного налога, с НДС все то же самое, а вот налог на имущество снижается до 2%.

Для сравнения. В Беларуси при общей системе налог на прибыль для юрлиц меньше и составляет 18% для юрлиц, а вот для ИП выше 16%. При этом НДС может быть как 20%, так выше или ниже, вплоть до освобождения от уплаты.


2. УСН — упрощенная система налогообложения. В ней можно выбрать две схемы: либо учитывать только доходы и платить налог в 6%, либо же вычитать из доходов расходы и платить 15% с разницы.

Для сравнения. Белорусская «упрощенка» по сравнению с российской выигрывает. Напомним, у нас две схемы: 5% от выручки компании без уплаты налога на добавленную стоимость или 3% от выручки компании с уплатой НДС.

3. ЕНВД — вмененная система налогообложения, или единый налог на вмененный доход. Ставка — 15%, но в некоторых регионах она может быть снижена до 7,5%.

Для сравнения. В Беларуси также есть перечень видов деятельности, по которым применяется единый налог. Ставки этого налога определяют областные исполкомы и Мингорисполком, и она не зависит от объемов выручки.


4. ЕСХН — единый сельскохозяйственный налог. Специальный налоговый режим для производителей в сфере сельского хозяйства. При этом доля дохода от сельского хозяйства должна быть не менее 70%. Его могут платить как юрлица, так и ИП. Ставка налога — 6%, но округа и области могут отменить этот налог своими законами.

Для сравнения. В Беларуси также есть специальный сельскохозяйственный налог. И его условия более привлекательные для производителей. Он применяется к тем предприятиям, у которых не менее 50% годовой выручки приходится на сельскохозяйственную продукцию. Ставка налога составляет 1%.

5. ПСН — патентная система налогообложения. Это специальный режим налогообложения, при котором уплата налогов производится авансом. Налогообложение производится не по реальному, а по потенциальному доходу. Ставка налога — 6% от потенциального дохода. Виды деятельности, на которые распространяется патент, указаны в специальном законе. К примеру, патенты распространяются на химчистку, бутовые услуги, розничную торговлю в небольших залах, ремонт, строительство и так далее. Что интересно, при патентной системе ИП не нужно подавать налоговую декларацию и вести строгий учет расходов.

Для сравнения. Пока этой системы в Беларуси нет. О введении патентов не раз просили предприниматели, торгующие одеждой и обувью. Возможно, стоит к ним прислушаться?


Какие в России дорожный налог и налог на имущество?

— Налог на имущество физических лиц в РФ делится на три вида: налог на имущество (квартира, дом, дача, гараж), земельный и транспортный налоги. Налоговая рассчитывает их самостоятельно и присылает гражданину общее уведомление по трем налогам с платежкой. Уведомление приходит либо в традиционном бумажном виде, или в электронном, если у гражданина есть личный кабинет налогоплательщика, — объясняет директор компании «БелАудитАльянс». — Принципы расчета и льгот по налогу на имущество, и земельного налога примерно схожи с системой налогообложения по этим налогам в Беларуси.

Ставки земельного налога в России не могут превышать 0,3 и 1,5% от кадастровой стоимости в год (в зависимости от участков). В Беларуси ставки земельного налога довольно разнообразны и устанавливаются местными органами власти в зависимости от кадастровой оценки участка.


— Что касается транспортного налога, то он зависит от стоимости авто, и ставки отличаются в каждом регионе, — отмечает эксперт.

В Налоговом кодексе Беларуси нет понятия транспортного налога. Однако автовладельцы платят госпошлину за допуск к участию в дорожном движении. К примеру, за легковой автомобиль массой до 1,5 тонны обычные граждане должны платить 3 базовые величины, или 76,50 рубля в год.


В России выше акцизы?

— Ставки акцизов в РФ выше, — говорит эксперт. — В 2019 году в России ставка акциза на сигареты и папиросы составляет 1,89 тыс. российских рублей (или €26,69) за тысячу штук. Для сравнения, в Беларуси ставка составляет примерно €3—23 за тысячу штук в зависимости от ценовой категории сигарет.


Аналогично более высокие ставки акцизов действуют в РФ и по другим подакцизным товарам (бензин, алкоголь). К примеру, ставка акциза на бензин 5-го класса в Беларуси составляет 292,59 рубля за тонну. По пятничному курсу Нацбанка это около 9160 российских рублей за тонну. В соседней стране на такой же бензин 5-го класса акциз составляет 12 314 российских рублей.


Одинаковые ли у нас налоговые льготы?

— С точки зрения налоговых льгот Беларуси законодательство РФ может быть привлекательным для малого и среднего бизнеса. Напомню, что в Беларуси основные льготы, преференции и послабления есть только у крупных государственных компаний, — отмечает Елена и приводит некоторые виды налоговых льгот:

  • налоговые каникулы — освобождение налогоплательщика от уплаты налога на определенный период. ИП, применяющие «упрощенку» или патент, при соблюдении определенных условий могут получить данную льготу на два налоговых периода;
  • налоговая амнистия — погашение налогоплательщиком просроченной задолженности без применения к нему санкций за просрочку;
  • полное освобождение от уплаты налога — может предоставляться некоторым категориям на определенный срок или бессрочно (пенсионерам, ветеранам войны, общественным организациям и так далее);
  • пониженные ставки налога — некоторые категории налогоплательщиков могут уплачивать налог по более низким процентным ставкам, чем общеустановленные. По некоторым налогам льготные ставки могут снижаться до 0%.

— В части применения пониженных ставок налога и некоторых освобождений от уплаты в РФ, как и в Беларуси, применяются такие ставки для социально значимых объектов медицины, образования, культуры, религиозных объектов и так далее, — отмечает эксперт.

В настоящее время чиновники Беларуси и России работают над сближением налогового законодательства двух стран – планируется создание единого Налогового кодекса. Проанализируем, в чем схожесть и различия в налоговой системе России и Беларуси в отношении применяемых ставок налогов.

Республика Беларусь

Российская Федерация

Налог на добавленную стоимость

Стандартная ставка – 20 %.

Ставка 10 % в отношении:

– продовольственных товаров и товаров для детей по перечню, утвержденному Президентом;

– производимой на территории Республики Беларусь, а также при ввозе и (или) реализации на территории Республики Беларусь произведенной на территории государств – членов ЕАЭС продукции растениеводства, пчеловодства, животноводства и рыбоводства.

Ставка 0 % – в отношении экспортируемых товаров, а также ряда работ и услуг, поименованных в НК

Стандартная ставка – 20 %.

Ставка 10 % – в отношении продовольственных товаров, товаров для детей, периодических печатных изданий, медицинских товаров и отдельных услуг (перечни товаров, изданий и услуг установлены НК).

Ставка 0 % – в отношении экспортируемых товаров, а также ряда работ и услуг, поименованных в НК

Подоходный налог с физических лиц

Налог на доходы физических лиц

Стандартная ставка – 13 %.

Ставка 9 % – в отношении доходов, полученных физическими лицами от резидентов Парка высоких технологий, а также индивидуальными предпринимателями – резидентами Парка высоких технологий.

Ставка 16 % – в отношении доходов индивидуальных предпринимателей, а также доходов, исчисленных налоговым органом исходя из сумм превышения расходов над доходами.

Ставка 6 % – в отношении доходов в виде дивидендов при условии, если в течение 3 предшествующих календарных лет последовательно прибыль не распределялась между участниками (акционерами) белорусской организации – резидентами Республики Беларусь.

Ставка 0 % – в отношении доходов в виде дивидендов при условии, если в течение 5 предшествующих календарных лет последовательно прибыль не распределялась между участниками (акционерами) белорусской организации – резидентами Республики Беларусь.

Ставка 4 % – в отношении доходов в виде выигрышей (возвращенных несыгравших ставок), полученных от организаторов азартных игр.

Применяются стандартные, социальные, имущественные, профессиональные вычеты

Стандартная ставка – 13 %.

Ставка 35 % –в отношении отдельных доходов, поименованных в НК.

Ставка 30 % – в отношении доходов, получаемых физическими лицами, не являющимися налоговыми резидентами Российской Федерации, а также в отношении доходов по отдельным ценным бумагам (за исключением доходов в виде дивидендов), выпущенным российскими организациями.

Ставка 9 % – в отношении доходов в виде процентов по отдельным облигациям с ипотечным покрытием.

Применяются стандартные, социальные, имущественные, профессиональные, инвестиционные вычеты, вычеты при переносе на будущие периоды убытков от операций с ценными бумагами, а также от участия в инвестиционном товариществе

Налог на прибыль

Налог на прибыль организаций

Стандартная ставка – 18 %.

Ставка 25 % – в отношении доходов банков и страховых организаций.

Ставка 10 % – в отношении доходов научно-технологических парков, центров трансфера технологий, резидентов научно-технологических парков, а также по товарам собственного производства, включенным в перечень высокотехнологичных.

Ставка 12 % – в отношении доходов в виде дивидендов.

Ставка 6 % – в отношении доходов в виде дивидендов, если в течение 3 предшествующих календарных лет последовательно прибыль не распределялась между участниками (акционерами) белорусской организации.

Ставка 0 % – если в течение 5 предшествующих календарных лет последовательно прибыль не распределялась между участниками (акционерами) белорусской организации – резидентами Республики Беларусь

Стандартная ставка – 20 %.

Ставки 0, 5, 9, 13, 15, 30 % – в отношении доходов в виде дивидендов, процентов по отдельным облигациям, от реализации акций и долей участия в капитале организаций

Обязательные страховые взносы

Страховые взносы

На пенсионное страхование – 28 %.

На социальное страхование – 6 %

На пенсионное страхование:

– в пределах установленной предельной величины базы для исчисления страховых взносов на обязательное пенсионное страхование – 22 %;

– свыше установленной предельной величины базы для исчисления страховых взносов на обязательное пенсионное страхование – 10 %.

На социальное страхование на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством – 2,9 %.

На медицинское страхование – 5,1 %

Единый налог для производителей сельскохозяйственной продукции

Единый сельскохозяйственный налог

Ставка в размере 1 % от налоговой базы, которой признается сумма выручки от реализации товаров (работ, услуг), имущественных прав и внереализационных доходов.

Ставка в размере 3 % от налоговой базы – при несоблюдении условий применения единого налога

Ставка в размере 6 % от налоговой базы, которая представляет собой денежное выражение доходов, уменьшенных на величину расходов

Упрощенная система налогообложения

Упрощенная система налогообложения

Ставка 5 % – для плательщиков,
не уплачивающих НДС.

Ставка 3 % – для плательщиков, уплачивающих НДС.

Ставка 16 % – для плательщиков в отношении отдельных внереализационных доходов

Ставка 6 % – если объектом налогообложения являются доходы (законами субъектов Российской Федерации могут быть установлены ставки в пределах от 1 до 6 % в зависимости от категорий налогоплательщиков).

Ставка 15 % – если объектом налогообложения являются доходы, уменьшенные на величину расходов (законами субъектов Российской Федерации могут быть установлены дифференцированные налоговые ставки в пределах от 5 до 15 % в зависимости от категорий налогоплательщиков)

Единый налог с индивидуальных предпринимателей

Патентная система налогообложения

Ставки установлены в белорусских рублях за месяц и дифференцированы по видам деятельности индивидуальных предпринимателей

Ставка в размере 6 % налоговой базы, которая определяется как денежное выражение потенциально возможного к получению индивидуальным предпринимателем годового дохода

Земельный налог

Земельный налог

Ставки установлены в процентах от кадастровой стоимости по видам функционального использования земель. Ставки составляют:

1) для общественно-деловой зоны для размещения:

– автомобильных рынков, игорных заведений – 3 %;

– автомобильных заправочных и газонаполнительных станций – 2%;

– рынков (за исключением автомобильных), торговых центров, в т.ч. автомобильных стоянок, обслуживающих эти рынки и торговые центры – 0,7 %;

иных объектов – 0,55 %;

2) жилой многоквартирной зоны – 0,025 %;

3) жилой усадебной зоны – 0,1 %;

4) производственной зоны – 1,1 %;

5) рекреационной зоны – 1 %

Ставки устанавливаются представительными органами муниципальных образований и не могут превышать:

– 0,3 % кадастровой стоимости в отношении земельных участков, отнесенных к землям сельскохозяйственного назначения; занятых жилищным фондом и объектами инженерной инфраструктуры жилищно-коммунального комплекса; приобретенных (предоставленных) для личного подсобного хозяйства, садоводства, огородничества или животноводства, а также дачного хозяйства; ограниченных в обороте и предоставленных для обеспечения обороны, безопасности и таможенных нужд

– 1,5 % кадастровой стоимости в отношении прочих земельных участков

Налог на недвижимость

Налог на имущество организаций

Годовая основная ставка в размере 1 % установлена для организаций в отношении остаточной стоимости капитальных строений (зданий, сооружений), их частей.

В течение второго – пятого годов с момента приемки капитального строения в эксплуатацию применяются дифференцированные ставки (0,2; 0,4; 0,6; 0,8 %).

Для плательщиков – физических лиц применяют ставки:

– 0,2 % – в отношении жилых помещений в многоквартирных или блокированных жилых домах для физических лиц, имеющих 2 и более жилых помещения в многоквартирных и (или) блокированных жилых домах на праве собственности, принятых по наследству, доли в праве собственности или доли в наследстве на указанное имущество;

– 0,1 % – в отношении иных объектов налогообложения.

Областные Советы депутатов или по их поручению местные Советы депутатов базового территориального уровня и Минский городской Совет депутатов вправе увеличивать (уменьшать) ставки налога на недвижимость отдельным категориям плательщиков:

– на 2019 г. – не более чем в 2,5 раза;

– на 2020 г. и последующие годы – не более чем в 2 раза

Ставки устанавливаются законами субъектов Российской Федерации и не могут превышать 2,2 % среднегодовой стоимости имущества.

В отношении объектов недвижимого имущества, налоговая база в отношении которых определяется как кадастровая стоимость, налоговая ставка не может превышать 2 %.

Допускается установление дифференцированных налоговых ставок в зависимости от категорий налогоплательщиков и (или) имущества, признаваемого объектом налогообложения Налоговые ставки в отношении железнодорожных путей общего пользования и сооружений, являющихся их неотъемлемой технологической частью, не могут превышать в 2019 г. – 1,3 %.

Налоговая ставка установлена в размере 0 % в отношении:

– объектов магистральных газопроводов, объектов газодобычи, объектов производства и хранения гелия;

– объектов, предусмотренных техническими проектами разработки месторождений полезных ископаемых

Министерство финансов взялось за корректировку Налогового кодекса и налоговой системы в целом. По задумке, она должна стать более простой, понятной и удобной. А в перспективе даже не исключается снижение ставок подоходного налога и налога на прибыль. Но, учитывая интересы людей и бизнеса, важно не оголить бюджет государства. Ведь за налоговыми отчислениями, сборами и пошлинами стоят наши медицина, образование, зарплаты бюджетникам и пенсии, безопасность, новые дороги, жилье. О том, как найти баланс в этом вопросе, рассуждает доктор экономических наук, профессор Елена Киреева.

Налоги

– Елена Федоровна, в любой стране налоги могут либо тормозить, либо стимулировать развитие экономики и бизнеса. А что у нас? Как бы вы оценили уровень налоговой нагрузки в стране?

– Сегодня налоговая нагрузка к ВВП без отчислений в Фонд соцзащиты составляет примерно 25 процентов. Проще говоря, государство «забирает» в бюджет у предприятий, физлиц четверть заработанных доходов. Много это или мало? Для сравнения скажу, что еще 10 лет назад эта цифра была 35 процентов. С 2008 по 2012 год в стране вдвое сократили количество налогов. Если сравнивать с другими странами, то меньше, чем у нас, налоговая нагрузка в США, Японии, Китае. В то же время в Германии, Франции, Дании, Швеции она значительно выше.

В этих 25 процентах и подоходный налог, и налог на прибыль, на имущество, акцизы. Но самые большие поступления в бюджет от НДС – более 30 процентов. Кроме собственно налоговых платежей предприятия еще производят отчисления в Фонд соцзащиты. Они составляют сегодня 34 процента от заработной платы, но граждане перечисляют только один процент. Остальное берет на себя наниматель.

– И как раз эти платежи существенно увеличивают фискальную нагрузку на субъекты хозяйствования?

– Именно. И проблема не в том, что эти взносы большие, а в том, что сложно их снизить. Потому что эти деньги формируют базу для финансирования социальных проектов, выплаты пенсий, пособий и так далее. Если же социальные выплаты переложить с плеч нанимателя на работника, то нам с вами придется расставаться с половиной зарплаты (подоходный плюс 34 процента взносов в Фонд соцзащиты). Психологически люди к этому не готовы.

Кроме того, существует еще такой показатель как уровень централизации финансовых ресурсов. В Беларуси он составляет чуть более 40 процентов от ВВП. То есть 40 процентов от стоимости всех произведенных товаров и услуг перераспределяется через бюджет. По сравнению с другими странами здесь мы в крепких середняках. Например, в Западной Европе эти суммы еще выше, чем в Беларуси. А у наших партнеров по Евразийскому экономическому союзу этот показатель в среднем 30 процентов. Но в России и Казахстане совсем другая структура экономики. Они могут позволить себе более низкие ставки, имея подушку безопасности в виде нефтедолларов и пополняя бюджеты за счет природной ренты, которая не влияет на субъекты хозяйствования.

Тут важно понимать одну закономерность. Социально ориентированное государство априори не может иметь низкого уровня централизации доходов бюджета. Иначе придется делать платными медицину, образование, сокращать декретные отпуска, детские пособия, господдержку на строительство жилья и многое другое из социального пакета.

– Есть ли прямая связь между деловой активностью, темпами экономического роста и уровнем налоговой нагрузки?

– Безусловно. Инвестор быстрее придет в ту страну, где проще налоговая система. Но не только налоги могут «разогревать» либо сдерживать экономику. Есть и другие факторы для успешного бизнеса. Например, уровень безопасности в стране, гарантии прав собственности, отсутствие административных барьеров, льготные позиции на экспортно-импортные операции и так далее. Например, в Мексике одна из самых низких налоговых нагрузок в мире. Но там очень высока коррупция, сильная наркомафия, что, конечно, отталкивает бизнес.

К тому же налоги – это такая вещь, что эффект от тех или иных мер приходит не сразу. Если сегодня мы снижаем ставку налога на прибыль, завтра ничего не произойдет. Потому что экономические субъекты должны сначала эту прибыль сформировать. Рассчитывать, что за снижением налоговой нагрузки последует экономический взрыв, не стоит.

Ставки подоходного налога в мире

– Среди экспертов «гуляет» такое мнение, что для эффективного и справедливого налогообложения достаточно, мол, всего трех налогов: с розничных продаж, акцизов и единого подоходного налога с физлиц в 10 процентов. Ваше отношение к столь радикальному предложению?

– Любая идея имеет право на существование. При такой системе исключается НДС, у которого сегодня много критиков. Это один из самых сложных налогов, и не только в нашей системе. Но все наши торговые партнеры по ЕАЭС используют НДС. Если мы применяем другой механизм, то обрываем эту цепочку, что в свою очередь усложнит внешнеторговую деятельность. Не изобрело человечество еще ничего такого, что позволило бы всем находиться в равных условиях и соблюсти социальную справедливость. Например, у нас есть такой вид деятельности как игорный бизнес. Это не промышленность, не сельское хозяйство. Нельзя для него предложить один вариант: налог на прибыль, подоходный налог либо еще что-то. Земля, имущество – это блага, которыми кто-то пользуется, получает от этого доход, значит, должен платить налоги.

Другое дело что надо стремиться к совершенствованию, упрощению администрирования налогообложения. Как только мы устанавливаем много льгот, различные шкалы, ставки, налоговая система становится непростой и недешевой в обслуживании.

– А что делать с подоходным налогом? Представители бизнес-ассоциации считают несправедливым, когда людей, которые работают за 300–400 рублей в месяц, облагают по той же ставке, как и тех, кто зарабатывает по несколько тысяч долларов.

– У нас была прогрессивная шкала налогообложения. Она очень тяжело администрируется. К тому же чем больше ставки, тем больше человек будет стремиться скрыть свои доходы, уйти «в тень». А это криминал и уж точно отсутствие социальной справедливости. Поэтому переход на плоскую шкалу (что сделали практически все страны, которые вступали на рыночный путь) позволил уменьшить долю теневой экономики. Кроме того, в нашей стране нет ярко выраженного расслоения общества по доходам и нет такого количества миллиардеров, как в России, США или Китае. Стало быть, не имеет смысла устанавливать разные ставки подоходного. А для большей справедливости можно применять, допустим, высокие акцизы на предметы роскоши. Либо коррелировать ставки налога на недвижимость.

Основные налоговые доходы в бюджет Беларуси

– К слову, Минфин не исключает возможности снижения после 2020 года ставки подоходного налога до 10 процентов.

– Сама по себе ставка еще ничего не показывает. У нас есть две вещи: ставка и база. Например, сегодня действуют определенные налоговые вычеты: социальные, имущественные. Можно сделать ставку 6 процентов и все убрать. И будем собирать ту же сумму, но уже без льгот. Свою роль играет и демографический фактор. При 20-миллионном населении и ставке подоходного в 10 процентов сумма налогов будет больше, чем при 10-миллионном и 13-процентной ставке. Кстати, в нашей стране подоходный налог один из самых низких в мире.

Повторюсь, дело не только в размере ставок и количестве платежей. Хотя в складывающейся ситуации оправданным видится снижение ставок прямых налогов при одновременном усилении роли косвенных. Такая тенденция полностью совпадает с европейской налоговой политикой. В последние десять лет в Европе растут ставки НДС и снижаются ставки корпоративных налогов.

Однако не менее важно дальнейшее упрощение налогового администрирования. Есть определенные расходы, которые требуют тщательной проработки. Это может быть оптимизация управленческого аппарата (на отдельных предприятиях управленческие штаты излишне раздуты), пересмотр действующего пакета налоговых льгот и порядка их предоставления, снижение расходов на те отрасли, которые сами должны развиваться, либерализация налоговых наказаний, декриминализация бизнеса. И, конечно же, надо менять сознание людей, повышать налоговую культуру.

Евгений Кононович, «Народная газета», 7 апреля 2018 г.

Читайте также: