Таможенная пошлина фз о таможенном регулировании

Опубликовано: 17.05.2024

Данная статья посвящена рассмотрению некоторых положений действующего на данный момент таможенного законодательства, которое в прошлом году претерпело кардинальные изменения. Имеются в виду те из новаций, которые определяют и регулируют порядок уплаты, а также возврата таможенных платежей. Правовые основы осуществления данных процедур предусмотрены рядом документов.

Первостепенную роль среди них играют действующий с 1 января 2018 года Таможенный кодекс Евразийского экономического союза (ТК ЕАЭС) и Федеральный закон от 03.08.2018 № 289-ФЗ (ред. от 01.05.2019) «О таможенном регулировании в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» (далее – Закон № 289-ФЗ), который вступил в силу 4 сентября прошлого года.

Кроме того, специалисты в сфере таможенного дела руководствуются положениями ряда международных соглашений, принятых в рамках ЕАЭС, а также нормативных правовых актов Евразийской экономической комиссии (ЕЭК) и ФТС России. При этом единое таможенное регулирование на территории Союза осуществляется в соответствии со статьей 32 Договора о ЕАЭС и нормами уже упоминавшегося Кодекса, а также составляющих право Союза международных договоров и актов, которые регулируют таможенные правоотношения хозяйствующих субъектов ЕАЭС.

Как известно, среди прочих в сменивший Таможенный кодекс Таможенного союза (ТК ТС) новый Кодекс были включены и положения, касающиеся администрирования таможенных платежей, которые ранее регулировались международными договорами ЕАЭС. В ходе составления ТК ЕАЭС удалось кодифицировать несколько документов. Например, Соглашение о некоторых вопросах предоставления обеспечения уплаты таможенных пошлин, налогов в отношении товаров, перевозимых в соответствии с процедурой таможенного транзита, особенностях взыскания таможенных пошлин, налогов и порядке перечисления взысканных сумм в отношении таких товаров; Соглашение об основаниях, условиях и порядке изменения сроков уплаты таможенных пошлин.

В Кодексе Союза таможенным платежам посвящен раздел II. Из него следует, что объектом обложения таможенными пошлинами, налогами являются товары, перемещаемые через таможенную границу ЕАЭС. Уточним, что таможенным платежам посвящен и аналогичный раздел Закона № 289-ФЗ. При этом после начала действия данного документа порядок уплаты и возврата таможенных платежей должен был существенно измениться. Однако в полном объеме этого не произошло из-за того, что до сих пор не вступили в силу некоторые положения Закона № 289-ФЗ.

Так, часть 1 статьи 35 этого документа предусматривает, что авансовые платежи, внесение которых оговорено статьей 48 ТК ЕАЭС, могут быть использованы для уплаты таможенных пошлин, налогов, специальных, антидемпинговых, компенсационных пошлин, таможенных сборов, денежного залога, таможенных пошлин, налогов в отношении товаров для личного пользования, а также уплаты иных платежей, взимание которых возложено на таможенные органы.

Применить не получается

Из этого следует, что среди прочего авансовые платежи могут быть использованы в счет уплаты ввозной таможенной пошлины. Однако данное положение до сих пор не действует, так как пункт 3 Протокола о порядке зачисления и распределения сумм ввозных таможенных пошлин, утвержденного Договором о ЕАЭС, предусматривает, что ввозные таможенные пошлины уплачиваются плательщиками на единый счет уполномоченного органа отдельными расчетными (платежными) документами (инструкциями).

Напомним, что в соответствии с переходными положениями Закона № 289-ФЗ, а именно части 5 статьи 397 Закона, со дня начала применения положений статьи 36 Закона № 289-ФЗ теряют силу положения статьи 122 Федерального закона от 27.11.2010 № 311-ФЗ «О таможенном регулировании в Российской Федерации» (далее – Закон № 311-ФЗ). Кроме того, согласно части 8 статьи 398, положения статей 28, 30, а также частей 5 и 6 статьи 34, статей 35, 36, 42, 44, 45, 67-70 Закона № 289-ФЗ будут действовать только со дня вступления в силу соответствующего международного договора Российской Федерации, который предусматривает внесение изменений в приложения № 5 и 8 к Договору о ЕАЭС. Суть данного положения в том, что со дня начала применения статьи 36 нового Федерального закона о возврате авансовых платежей перестанут применяться положения статьи 122 Закона № 311-ФЗ.

Кроме того, согласно части 6 статьи 35 Закона № 289-ФЗ изменился срок представления таможенным органом отчета о расходовании денежных средств, внесенных в качестве авансовых платежей. Теперь он составляет 20 календарных дней со дня, следующего за днем получения такого заявления (но не более чем за три года, предшествующие дню подачи указанного заявления). Ранее этот срок составлял 30 дней. По новым правилам заявление может быть подано на бумажном носителе и в электронном виде. Во втором случае оно должно быть подписано усиленной электронной цифровой подписью (ЭЦП) и направлено через «Личный кабинет участника ВЭД», размещенный на официальном сайте ФТС России.

Здесь следует отметить, что уже издан, но еще не вступил в силу приказ ФТС России от 25.02.2019 № 321 «Об утверждении форм заявления лица, внесшего авансовые платежи, о предоставлении отчета о расходовании денежных средств, внесенных в качестве авансовых платежей, отчета о расходовании денежных средств, внесенных в качестве авансовых платежей, порядка подачи лицом, внесшим авансовые платежи, заявления о предоставлении отчета о расходовании денежных средств, внесенных в качестве авансовых платежей, а также порядка предоставления таможенным органом такого отчета».

Переплаты подлежат возврату

Как известно, статья 36 Закона № 289-ФЗ допускает возврат авансовых и излишне уплаченных таможенных платежей. Согласно указанной статье заявление на возврат авансовых платежей может быть подано в электронной форме через «Личный кабинет». При этом форму, формат, структуру и порядок подачи заявления определяет ФТС России. После вступления указанной статьи в силу не нужно будет предъявлять платежный документ, подтверждающий внесение авансовых платежей. Кроме того, Закон сократил перечень документов, предъявляемых юридическими лицами для возврата авансовых платежей. В нем четко прописаны случаи, когда возврат авансовых платежей не производится, а также установлены сроки возврата средств (не более 10 рабочих дней).

Вопросу возврата излишне уплаченных таможенных платежей посвящена глава 11 Закона № 289-ФЗ. Согласно статье 67 факт излишней уплаты таможенных платежей фиксируется таможенным органом рядом таможенных документов, на которых должны быть отметки уполномоченных должностных лиц таможенного органа. Имеются в виду корректировки декларации на товары (ДТ) и таможенного приходного ордера, а также иных таможенных документов, подтверждающих, что размер денежных средств, фактически уплаченных (взысканных) в качестве таможенных пошлин, налогов и иных платежей, взимание которых возложено на таможенные органы, превышает размер исчисленных и подлежащих уплате таможенных пошлин, налогов и иных платежей.

Таким образом, согласно положениям Закона № 289-ФЗ, основанием для возврата излишне уплаченных таможенных платежей будут являться документы, которыми фиксируется факт излишней уплаты. Как уже отмечалось, они обязательно должны иметь соответствующую отметку таможенного органа.

Здесь следует уточнить, что приказом ФТС России от 29.04.2019 № 727 утвержден Порядок ведения лицевых счетов плательщиков таможенных и иных платежей, взимание которых возложено на таможенные органы, таможенных представителей, а также иных лиц, осуществивших уплату денежных средств на счет Федерального казначейства. Однако данный документ вступит в силу не ранее дня начала применения положений статей 36 и 67 Закона № 289-ФЗ, в них речь идет о возврате авансовых и излишне уплаченных таможенных платежей.

Разберемся с излишками

Далее разберемся с излишне уплаченными и излишне взысканными таможенными платежами. Закон № 289-ФЗ четко определяет, какие платежи относятся к излишне взысканным. Согласно пункту 12 статьи 67 таковыми признаются суммы таможенных пошлин, налогов и иных платежей, взимание которых возложено на таможенные органы, а само взыскание осуществлялось в соответствии с положениями главы 12 Закона № 289-ФЗ. Здесь следует отметить, что ранее само понятие «Излишне взысканные таможенные платежи» имело иную трактовку.

Так, в пункте 27 постановления Пленума Верховного суда РФ от 12.05.2016 № 18 «О некоторых вопросах применения судами таможенного законодательства» указано, что при разрешении споров, связанных с возвратом таможенных платежей, судам следует исходить из того, что таможенные пошлины, налоги считаются взысканными, если их перечисление в бюджет произведено в связи с принятием соответствующего решения таможенного органа, влияющего на исчисление таможенных платежей. При этом добровольное внесение декларантом изменений в ДТ и перечисление таможенных платежей в соответствии с изменениями, внесенными во исполнение решения таможенного органа, является препятствием для последующего возврата таких платежей как излишне взысканных.

Из сказанного следует, что после вступления в силу соответствующих положений Закона № 289-ФЗ изменится сам подход к пониманию категории излишне взысканных таможенных платежей, а таможенные платежи, уплаченные по решению таможенного органа, не будут считаться излишне взысканными. Подчеркнем, что отнесение таможенных платежей к излишне уплаченным либо излишне взысканным имеет принципиальное значение, поскольку в отношении последних предусмотрена уплата процентов.

Согласно пункту 13 статьи 67 Закона № 289-ФЗ таможенный орган должен не позднее 10 рабочих дней со дня, следующего за днем возврата, уведомить плательщика о сумме подлежащих выплате процентов. При этом приказом ФТС России от 07.05.2019 № 766 утверждены формы заявления о выплате процентов и порядка подачи данного заявления. Однако данный документ вступит в силу не ранее даты начала применения статьи 67 Закона № 289-ФЗ.

Что же мы имеем?

Несмотря на то что на данный момент регулирующие положения Закона № 289-ФЗ не вступили в силу, таможенная служба с недавних пор уже применяет централизованный порядок уплаты таможенных платежей. Дело в том, что 13 сентября 2018 года вступил в силу приказ ФТС России от 24.08.2018 № 1329 «Об апробации администрирования единого ресурса лицевых счетов плательщиков таможенных пошлин, налогов, открытых на уровне ФТС России, с применением комплекса программных средств «Лицевые счета – ЕЛС».

Поэтому с конца сентября 2018 года до конца первого квартала текущего года осуществлялся поэтапный перевод плательщиков на Единые лицевые счета (ЕЛС). Он производился на основании учета места налоговой регистрации плательщика, исходя из идентификационного номера налогоплательщика (ИНН). Чтобы российские физические лица, индивидуальные предприниматели и иностранные юридические лица могли использовать ЕЛС, ФТС России издала приказ от 26.06.2019 № 1039 «Об апробации администрирования единого ресурса лицевых счетов плательщиков таможенных и иных платежей, взимание которых возложено на таможенные органы, таможенных представителей, а также иных лиц, осуществивших уплату денежных средств на счет Федерального казначейства, с применением комплекса программных средств «Лицевые счета – ЕЛС».

Кроме того, Минфин своим письмом от 19 марта 2019 года разъяснил, что при заполнении ДТ в графу «B» должны быть обязательно внесены код вида платежа, сумма уплаченного таможенного платежа и цифровой код валюты уплаты. В данном документе также указано, что применение централизованного порядка уплаты таможенных платежей не предполагает отражение информации о расходовании денежных средств в разрезе платежных документов. Дело в том, что это не мешает внутреннему учету организации и налоговой отчетности.

Как показала практика, при использовании ЕЛС участники ВЭД столкнулись с рядом неудобств. Так, некоторых не устраивает тот факт, что при просмотре остатков на ЕЛС в «Личном кабинете» больше не отражаются номера платежных поручений. В результате у ряда компаний, по их утверждению, значительно усложнился внутренний учет таможенных платежей. Особенно если они имеют в своем составе несколько филиалов.

В новых условиях таможенные представители не имеют возможности доплачивать за клиента недостающие таможенные платежи. Теперь при возникновении такой нехватки средств они должны вносить всю сумму полностью. Кроме того, к большому сожалению, участники ВЭД больше не могут уплачивать ввозную таможенную пошлину посредством авансового платежа.

В этой связи представляет интерес разбор порядка возврата излишне уплаченных пошлин, налогов и иных денежных средств, который применялся до вступления в силу положений Закона № 289-ФЗ. Отметим, что еще до начала его действия упомянутый выше приказ ФТС России от 24.08.2018 № 1329 позволял таможенной службе осуществлять возврат участникам ВЭД излишне уплаченных или излишне взысканных сумм таможенных платежей.

Это можно было сделать с помощью информационной системы таможенных органов в форме зачета данных средств в счет авансовых платежей на основании поступивших в ресурс ЕЛС сведений из корректировки ДТ (КДТ). Однако, к сожалению, сейчас декларанты не могут подавать через «Личный кабинет участника ВЭД» заявление о возврате в электронном виде. По действующим нормам о таком зачете посредством «Личного кабинета» плательщик должен информироваться не позднее одного рабочего дня, следующего за днем зачета излишнее уплаченных (взысканных) таможенных платежей в счет авансовых.

На практике из-за этого иногда возникали некорректные ситуации, когда даже при наличии КДТ зачет в счет авансовых платежей излишне уплаченных (взысканных) таможенных платежей не удавалось произвести. Чтобы устранить проблему, по данному поводу участнику ВЭД следует обращаться в таможенный орган, в котором осуществлялось декларирование.

Что касается возврата плательщикам денежного залога, то в соответствии с пунктом 36 Временного порядка, утвержденного приказом ФТС России от 24.08.2018 № 1329, данная процедура осуществляется информационной системой таможенных органов в форме зачета в счет авансовых платежей. Это происходит в случаях, установленных ТК ЕАЭС - возврат денежного залога. При этом лицу, внесшему денежный залог, не нужно представлять заявление о таком зачете. Согласно статье 122 Закона № 311-ФЗ для возврата авансовых платежей плательщику необходимо обратиться в таможенный орган, который осуществляет администрирование данных денежных средств, с заявлением, заполненным по форме, утвержденной приказом ФТС России от 22.12.2010 № 2520 (приложение № 1).

Решать комплексно

Из сказанного выше следует, что вопросы применения ЕЛС и возврата излишне уплаченных таможенных платежей сегодня нельзя рассматривать отдельно друг от друга. Дело в том, что в соответствии с действующим законодательством возврат таможенных платежей осуществляется посредством использования Единого лицевого счета после перечисления в счет авансовых платежей. Как показала практика, на сегодня у централизованного порядка уплаты таможенных платежей имеются и преимущества, и недостатки.

Первые, безусловно, заключаются в том, что администрирование таможенных платежей осуществляется посредством ЕЛС, открытого на уровне ФТС России. Кроме того, порядок возврата излишне уплаченных таможенных платежей и денежного залога упрощен посредством зачисления этих средств в счет авансовых платежей. Сегодня применяется только одна форма заявления – о возврате авансовых платежей.

После вступления в силу соответствующих положений Закона № 289-ФЗ его можно будет подавать через «Личный кабинет участника ВЭД». Законодательство также предусматривает возможность получения через него отчета о расходовании денежных средств и информации о наличии задолженности по уплате таможенных платежей.

Недостатки, которые имеются у нововведений в порядок уплаты и возврата таможенных платежей, в первую очередь связаны со сложностями переходного периода. Убеждены, что многие из них будут устранены, когда в полной мере заработают положения, закрепленные статьями 36 и 67 Закона № 289-ФЗ. В них определен порядок возврата авансовых платежей и излишне уплаченных таможенных платежей.

Как отмечали, пока сложности с уплатой таможенных платежей посредством ЕЛС возникают и у декларантов, и у таможенных представителей. По нашему твердому мнению, ряд проблем, безусловно, будет решен после вступления в силу тех изменений в Договор о ЕАЭС, которые позволят участникам ВЭД уплачивать ввозную таможенную пошлину посредством авансовых платежей. Исходя из сказанного, посоветуем бизнесу набраться терпения и дождаться того момента, когда Закон № 289-ФЗ вступит в силу в полном объеме, без каких-либо исключений.

Валентина ИОНИЧЕВА, к.э.н., руководитель Информационно-аналитического центра Newved

Оксана КУРОЧКИНА, адвокат АК «ПРАВО для БИЗНЕСА» АПМО, член Экспертного совета ТПП РФ по таможенной политике,

Людмила ТЕСЁЛКИНА, генеральный директор ООО КА Just Logistics, член Экспертно-консультативного совета по реализации таможенной политики при ФТС России

Законопроект №289 (редакция от 01.05.2019) внес ряд изменений в разные законодательные акты. Какие отношения регулирует и что изменилось с его принятием, будет рассмотрено в этой статье.

  1. Коротко о главном, или суть законопроекта
  2. Эволюция ФЗ №289 и его задачи
  3. Применение и возможности нововведений
  4. Изменения в сфере таможенного контроля, проверок, экспертиз
  5. Возврат переплаты или авансовые платежи
  6. Мнимые сделки и борьба с однодневками

Коротко о главном, или суть законопроекта

С помощью этого закона наше государство регулирует таможенную деятельность. Проводится надзор за ввозом различных материалов, изделий и товаров через границу России. Под контролем находится вся работа, выполняемая сотрудниками таможенных структур. Благодаря этому происходит оперативное взаимодействие с другими госучреждениями. Обеспечивается выполнение норм международных соглашений, отстаиваются экономические интересы страны при осуществлении внешних закупок.

Эволюция ФЗ №289 и его задачи

Федеральный закон о таможенном регулировании претерпел ряд изменений. Он пришел на смену существовавшему законопроекту №311 от 2010 г. Хотя отдельные пункты этого закона еще действуют. Это касается таможенных платежей и деятельности экономических операторов.

Таможенный кодекс ЕЭС – это сокращенное название от Евразийского экономического союза. В январе прошлого года он вступил в силу. Приложение к правовому соглашению о Таможенном кодексе ЕЭС было подписано главами государств еще весной 2017 г. Сам ЕЭС был учрежден в мае 2014 г. На тот момент в него входили Беларусь, Казахстан, Россия. Уже в октябре туда присоединилась Армения, а в декабре – Киргизская Республика. На данный момент в ЕЭС входит 5 стран.

Вернемся к принятому закону. Таможенный кодекс ЕЭС содержит ряд отсылочных норм. Согласно им правоотношения регулируются на уровне законодательства глав государств.

Применение и возможности нововведений

С появлением предварительного решения для оценки таможенной стоимости разных товаров многое упростилось. Это удобный способ для участников внешнеэкономической деятельности, чтобы свериться с таможней.

Статья 25 регулирует основные вопросы по оценке таможенной стоимости разных товаров, ввозимых в страну. Предварительное решение выносится через 30 дней.

Сократилось время выдачи официального ответа о классификации разных товаров и их происхождении. Теперь эта процедура занимает всего 60 дней. По старым правилам приходилось ждать 3 месяца.

Предварительное решение теперь принимается не о стране товаров, а об их происхождении. Значит и форма решения в корне меняется. Вынесенное постановление о классификации товаров истекает через 5 лет с момента его принятия (ФЗ №289).

Изменения в сфере таможенного контроля, проверок, экспертиз

Ужесточился контроль деятельности лиц, участвующих в таможенном деле. Этот момент коснулся и экономических операторов. Проверять их будут не только во время работы, но и в течение последующей пары лет после исключения из реестров.

По новым правилам срок таможенной проверки (камеральной) составляет 90 дней. Отсчет происходит со дня уведомления проверяемого лица. В отдельных случаях его увеличивают до 120 дней. Это необходимо для грамотного проведения таможенной экспертизы.

Случаются ситуации, когда нельзя завершить таможенную экспертизу точно в срок. Тогда время ее проведения продлевается, но оно не должно превышать 4 месяцев с момента официального решения о дополнительном продлении экспертизы (п.1 ст. 390 кодекса ЕЭС).

Возврат переплаты или авансовые платежи

На рассмотрение авансовых платежей, принятие самого решения о возврате или непосредственно возврат авансовых сумм отводится 10 дней. Следующий день после регистрации заявления является отсчетным периодом. Этот момент регулируется п. 22 ст. 36 ФЗ №289.

Излишки уплаченных или взысканных платежей должны быть возвращены. С момента обнаружения этого факта и до возврата средств должно пройти не более трех дней. Лишние деньги возвращаются в счет следующих авансовых поступлений.

Таможня

Мнимые сделки и борьба с однодневками

С помощью поправок в закон усовершенствовалась работа по возвращению в государственный бюджет денежных средств, полученных от мнимых сделок.

На данном этапе проводится борьба с фирмами-однодневками. Теперь сотрудники таможенных ведомств могут обратиться в судебные инстанции с требованиями:

  • о признании определенной сделки недействительной;
  • о ликвидации конкретной организации.

К положительным моментам рассматриваемого законопроекта можно отнести упрощение ряда таможенных процедур и оформление товаров в электронном виде.

27 ноября 2017 г. 15:19


Разработанный Минфином проект новой редакции Федерального закона «О таможенном регулировании в Российской Федерации» размещен для публичного обсуждения на Федеральном портале проектов нормативных правовых актов. Давно ожидаемый профессиональным сообществом документ должен вступить в силу вместе с Таможенным кодексом Евразийского экономического союза (ТК ЕАЭС) — с 1-го января 2018-го года.

Законопроект содержит ряд новых понятий, касающихся, например, предварительных решений (ПР) о стране происхождении и о классификации товаров, вносит изменения в уже действующие правила. Так, установлено, что предварительное решение о классификации товара принимается в течение 60 календарных дней со дня регистрации уполномоченным таможенным органом заявления и действует 5 лет со дня его принятия. Сейчас эти сроки составляют 90 дней и 3 года соответственно.

Также описан порядок получения решений. Установлено, что они необходимы по каждому наименованию товара, ввозимого на таможенную территорию ЕАЭС из конкретной страны. Выдать их должны не позднее 60 календарных дней со дня регистрации заявления о принятии предварительного решения. В проекте приведен порядок получения ПР по применению методов определения таможенной стоимости ввозимых товаров. Установлено, что по заявлению заинтересованного лица ФТС России принимает такое решение не позднее 30 календарных дней со дня регистрации заявления. Сейчас участники внешнеэкономической деятельности не могут получить данные предварительные решения.

Срок представления отчета о расходовании денежных средств, внесенных в качестве авансовых платежей, сокращен до 20 календарных дней. Сейчас на это отводится 30 дней. Установлено, что возврат авансовых платежей при уступке лицом, внесшим данные средства, права требования их возврата другому лицу не производится.

В действующем законе такой прямой нормы нет. Поэтому в части возможности возврата таможенных платежей правопреемнику на основании договора уступки права требования сейчас существует правовая неопределенность, приводящая к различной судебной практике.

Рассмотрение заявления о возврате авансовых платежей, принятие решения о нем и сам возврат не может превышать 10 рабочих дней со дня, следующего за днем поступления в таможенный орган заявления. В старом законе срок рассмотрения заявления на возврат авансовых платежей не оговорен, обычно он занимает месяц.

Возвращаем средства


Существенно изменен порядок возврата излишне уплаченных или излишне взысканных таможенных платежей. Установлено, что он производится только в форме зачета в счет авансовых платежей не позднее 5 рабочих дней со дня, следующего за днем обнаружения факта излишних уплаты или взыскания. Таким днем будут считать день регистрации таможенным органом: корректировки декларации на товары (ДТ) или таможенного приходного ордера; полной ДТ; иного документа, подтверждающего факт излишней уплаты (взыскания).

Для зачета данных средств участнику ВЭД не нужно будет писать и подавать заявление с необходимым комплектом документов. Однако для возврата денег на счет придется дополнительно пройти процедуру возврата авансовых платежей.

При этом законодатель разделил понятия «излишне взысканные таможенные платежи» и «излишне уплаченные таможенные платежи». Их взимание возложено на таможенные органы. Установлено, что на излишне уплаченные платежи проценты не начисляются. В отношении излишне взысканных средств вводится автоматический порядок уведомления плательщика о начисленных процентах на их сумму. Оно должно быть направлено не позднее 10 рабочих дней со дня, следующего за днем фактического зачета сумм излишне взысканных таможенных и иных платежей. Соответственно, претендовать на выплату процентов за пользование излишне уплаченными платежами не получится. При этом непонятно, почему сделано различие между взысканными и уплаченными платежами.

Возврат денежного залога, включая остаток, также будет осуществляться только в форме зачета в счет авансовых платежей на лицевом счете внесшего его лица не позднее 10 рабочих дней со дня, следующего за днем наступления соответствующих обстоятельств. Зачет будет осуществлен без представления внесшим его лицом заявления.

Взыщут иначе


Существенные изменения имеются в главе, посвященной взысканию таможенных пошлин и налогов. Так, вместо понятия «требование об уплате таможенных платежей» вводятся новые понятия. Уведомление (уточнение к уведомлению) об уплате таможенных платежей, специальных, антидемпинговых, компенсационных пошлин, процентов и пени будет представлять собой извещение плательщика и лица, несущего солидарную обязанность о неуплаченных в срок таможенных платежах, специальных, антидемпинговых, компенсационных пошлинах, процентах и пени.

Уточнение к уведомлению будет обязательно направляться участнику ВЭД в случае изменении размера исчисленных и подлежащих уплате таможенных платежей, специальных, антидемпинговых, компенсационных пошлин, процентов и пени, указанных в уведомлении (уточнении к нему). На исполнение уведомления отведено 15 рабочих дней со дня его получения плательщиком (лицом, несущим солидарную обязанность), на уточнение к нему — 5 рабочих дней. Сейчас на исполнение дается 20 рабочих дней.

При направлении таможенным органом уведомления (уточнения к нему) по почте заказным письмом днем получения считается 6-й день, следующий за днем отправки письма. Кроме того, установлено, если денежных средств ликвидируемой организации недостаточно для исполнения в полном объеме обязанности по уплате таможенных пошлин, налогов и иных платежей, остающаяся задолженность и(или) обязанность по уплате должна быть погашена (исполнена) учредителями (участниками) организации.

Данная норма, по сути, дублирует статью 49 Налогового кодекса РФ, по применению которой было отдельное указание Пленума ВАС РФ. В соответствии с ним данную норму права решено дополнить условием, что ответственность учредителей (участников) должна быть определена в пределах и порядке, установленных законодательством РФ, и то только в случае, когда в соответствии с гражданским законодательством учредители (участники) ликвидируемого юрлица несут по его долгам субсидиарную ответственность.

Если начисляется пеня


Отметим, что в закон введена специальная статья, посвященная особенностям исполнения при реорганизации юридического лица обязанности по уплате таможенных пошлин, налогов и иных платежей, взимание которых возложено на таможенные органы. Также расширены случаи, когда пеня не подлежит начислению. Напомним, что пеней признаются денежные средства, которые плательщик (лицо, несущее солидарную обязанность) обязан уплатить при неисполнении или ненадлежащем исполнении обязанности по уплате таможенных платежей в установленные законом сроки.

В проекте установлено: если обязанность по уплате таможенных платежей при выпуске товаров до завершения проверки таможенных, иных документов и(или) сведений обеспечена денежным залогом, то по факту принятия окончательного решения пеня не подлежит начислению, исходя из суммы денежного залога. Кроме того, при отмене решения о классификации товара и принятии таможенным органом нового решения пеня также не начисляется.

По мнению авторов, эти изменения должны устранить давно существующую несправедливость, когда участники ВЭД должны оплачивать пени даже при внесении собственных средств в качестве денежного залога, под таможенную расписку. Также пени подлежали уплате, если таможенный орган отменял свое же решение о классификации.

Изменится и регулирование обжалования решений, действий (бездействия) таможенных органов или их должностных лиц. Главная новелла здесь состоит в том, что обжаловать это в судебном порядке можно будет только после обжалования в вышестоящий таможенный орган. Тем самым вводится обязательный досудебный порядок обжалования. Правда, в отношении решений, действий (бездействия) таможенных органов или их должностных лиц, принятых по результатам контроля после выпуска товаров, применять его начнут с 1-го июля 2019-го года, а в отношении иных решений, действий (бездействия) — с 1-го января 2021-го года.

Проект устанавливает, что жалоба должна быть рассмотрена вышестоящим таможенным органом не позднее 25 рабочих дней после дня, следующего за днем ее поступления в таможенный орган, уполномоченный рассматривать жалобу. Срок рассмотрения может быть продлен, но не более чем на 25 рабочих дней.

Исполнят позже


Также введена норма, позволяющая таможенным органам, чьи решения, действия (бездействие) обжалуются, принять решение о приостановке исполнения обжалуемого решения, направленного на взыскание таможенных платежей на основании заявления. При этом заявитель будет обязан представить обеспечение исполнения обязанности по уплате таможенных платежей в виде денежных средств или банковской гарантии в размере не менее чем сумма таможенных платежей, подлежащих уплате в связи с принятием обжалуемого решения.

Если заявителем является лицо, осуществляющее деятельность в сфере таможенного дела либо уполномоченный экономический оператор (УЭО), то по их ходатайству обеспечением приостановления исполнения обжалуемого решения может быть обеспечение исполнения обязанностей юридического лица, осуществляющего деятельность в сфере таможенного дела, обеспечение исполнения обязанностей УЭО, но при условии, что размер подлежащих уплате таможенных платежей в связи с принятием обжалуемого решения не превышает размер перечисленных обеспечений. Решение по такому заявлению таможенный орган должен принять за 7 рабочих дней.

Данная норма позволит приостанавливать действия обжалуемого решения не только через суд, но и в самом таможенном органе. Положительным моментом является появление у таможенного представителя возможности по использованию его «реестрового» обеспечения для приостановки действия решения таможенного органа.

В законе также описана новая категория декларантов, которые освобождаются от представления обеспечения исполнения обязанности по уплате таможенных пошлин, налогов, таможенных сборов. Этой льготой смогут воспользоваться декларанты, которые за 3 предыдущих календарных года исполнили обязанность по уплате таможенных платежей на сумму не менее 10 млрд рублей. Кроме того, их совокупная стоимость активов за предшествующий календарный год должна в 10 и более раз превышать размер обеспечения исполнения обязанности по уплате таможенных платежей, специальных, антидемпинговых, компенсационных пошлин.

Также при выпуске товаров до завершения проверки таможенных, иных документов и(или) сведений и(или) при назначении таможенной экспертизы предусмотрена возможность не представлять обеспечение исполнения обязанности по уплате таможенных пошлин, налогов, сборов. Это будет допустимо в случаях, если таможенные операции в отношении перемещаемых товаров от имени и по поручению декларанта осуществляет таможенный представитель, несущий с декларантом солидарную обязанность по уплате пошлин, налогов.

В этом случае должен быть соблюден ряд условий. Так, размер обязанности по уплате таможенных пошлин, налогов, специальных, антидемпинговых, компенсационных пошлин у лиц, представляемых таможенным представителем, а также возникшей и не прекращенной на момент принятия решения о непредставлении обеспечения, не должен превышать 20% суммы обеспечения исполнения обязанности таможенного представителя, в отношении которого в законе также есть новшества.

Определено, что он обязан публиковать на своем официальном сайте актуальную информацию о стоимости оказываемых услуг и об этом информировать ФТС России путем представления отчетности. Данная норма уже вызвала шквал обоснованной критики и недовольства.

Также установлено, что совершать таможенные операции от имени таможенного представителя может только специалист по таможенным операциям. Данная норма является камнем преткновения: бизнес рассчитывает ее изменить, так как реализация приведет к значительным затратам.

Все-таки дождались


В проекте закона появился долгожданный пункт об ограничении солидарной обязанности таможенного представителя. Установлено, что при совершении им таможенных операций от имени декларанта он несет с ним солидарную обязанность по уплате таможенных платежей в полном размере подлежащей исполнению обязанности по уплате.

Исключая случаи, когда исполнение такой обязанности связано с использованием при подаче декларации полученных от декларанта заведомо поддельных документов; документов, полученных незаконным путем или не имеющих юридической силы. При условии, что таможенный представитель сможет доказать, что он не знал и не должен был знать о незаконности перемещения товаров через границу. Это должно быть установлено решением суда или таможенного органа.

Отметим, что при обсуждения проекта бизнес настаивал на ином. Так, экспертов смущает обязанность таможенного представителя доказывать, что он не знал и не должен был знать о соответствующих обстоятельствах. Бизнес указывает, что в действующем административном производстве лицо, привлекаемое к административной ответственности, не обязано доказывать свою невиновность.

Кроме того, арбитражное законодательство устанавливает, что обязанность доказывания обстоятельств, послуживших основанием для принятия госорганами, должностными лицами оспариваемых актов, решений, совершения действий (бездействия), возлагается на соответствующие орган или должностное лицо. Получается, что проект устанавливает «презумпцию виновности» таможенного представителя. Ему будет сложно доказать, что он не знал или не должен был о чем-то знать.

У таможенного представителя должна появиться возможность использовать «реестровое» обеспечение для выпуска товаров до завершения проверки и(или) при назначении таможенной экспертизы без отвлечения денежных средств и до рассмотрения спора по существу осуществлять за счет данного обеспечения приостановку обжалуемых решений таможенных органов.

Отметим, что в проект введены категории товаров, в отношении которых Правительство РФ может в одностороннем порядке устанавливать запреты на оборот. У таможенных органов теперь будет право самостоятельно останавливать на определенных территориях автотранспорт для проверки соблюдения таможенного законодательства Союза и России путем проверки товаров и документов на них.

Закон вводит новое понятие «операторы таможенных платежей» (ОТП) — юридические лица, ответственные за поступление денежных средств на счет Федерального казначейства. Установлено, что Правительство РФ будет определять требования к ОТП; порядок организации взаимодействия между ними и лицами, вносящими авансовые платежи, уплачивающими таможенные пошлины, налоги и иные платежи, взимание которых возложено на таможенные органы, и федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным по контролю и надзору в области таможенного дела.

Думаю многих интересует вопрос о том, в течении какого срока таможенные органы могут доначислить таможенные платежи после того как товары перемещены через границу и выпущены в соответствии с заявленной таможенной процедурой.

Будем исходить из того, что при доначислении таможенных платежей таможенным органом должно быть выставлено требование об уплате таможенных платежей. Порядок выставления требования установлен статьей 152 Федерального закона от 27.11.2010 N 311-ФЗ “О таможенном регулировании в Российской Федерации”

Статья 152. Требование об уплате таможенных платежей

1. Требование об уплате таможенных платежей представляет собой извещение таможенного органа в письменной форме о не уплаченной в установленный срок сумме таможенных платежей, а также об обязанности уплатить в установленный этим требованием срок неуплаченную сумму таможенных платежей, пеней и (или) процентов.

2. В случае, если обязанность по уплате таможенных пошлин, налогов, в отношении которой в соответствии с настоящим Федеральным законом направляется требование об уплате таможенных платежей, изменилась после направления указанного требования, таможенный орган направляет уточненное требование об уплате таможенных платежей с указанием оснований изменения обязанности. При этом первоначально направленное требование об уплате таможенных платежей отзывается одновременно с направлением уточненного требования об уплате таможенных платежей.

3. При солидарной обязанности плательщиков таможенных пошлин, налогов уточненное требование об уплате таможенных платежей направляется тем же лицам (тому же лицу), которым (которому) было направлено отозванное требование об уплате таможенных платежей.

4. Требование об уплате таможенных платежей (уточненное требование об уплате таможенных платежей) должно содержать сведения о сумме подлежащих уплате таможенных платежей, размере пеней и (или) процентов, начисленных на день выставления требования, сроке уплаты таможенных пошлин, налогов, сроке исполнения требования, а также о мерах по принудительному взысканию таможенных пошлин, налогов и обеспечению их взыскания, которые применяются в случае неисполнения указанного требования плательщиком, и об основаниях выставления такого требования. Форма требования об уплате таможенных платежей и порядок его заполнения утверждаются федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным в области таможенного дела.

5. Требование об уплате таможенных платежей должно быть направлено плательщику таможенных пошлин, налогов не позднее 10 рабочих дней со дня обнаружения фактов неуплаты или неполной уплаты таможенных платежей, в том числе если указанные факты выявлены при осуществлении таможенного контроля после выпуска товаров, включая проверку достоверности сведений, заявленных при проведении таможенных операций, связанных с выпуском товаров.

6. Обнаружение факта неуплаты или неполной уплаты таможенных платежей фиксируется актом таможенного органа об обнаружении факта неуплаты или неполной уплаты таможенных платежей не позднее пяти рабочих дней после дня принятия решения уполномоченным лицом таможенного органа по результатам проведения таможенного контроля в соответствующей форме, которым выявлены нарушения, влекущие возникновение обязанности по уплате таможенных пошлин, налогов.

7. При проведении таможенного контроля в форме таможенной проверки обнаружение факта неуплаты или неполной уплаты таможенных платежей фиксируется актом таможенного органа не позднее пяти рабочих дней после дня получения таможенным органом, производившим выпуск товара, копий акта таможенной проверки и соответствующего решения (соответствующих решений) в сфере таможенного дела.

8. В случае принятия решения о корректировке таможенной стоимости, о внесении изменений в сведения, содержащиеся в декларации на товары, после выпуска товаров и корректировке ее электронной копии днем обнаружения факта неуплаты или неполной уплаты таможенных платежей считается день заполнения формы корректировки таможенной стоимости и таможенных платежей, формы корректировки декларации на товары.

9. В акте таможенного органа об обнаружении факта неуплаты или неполной уплаты таможенных платежей, форма и порядок заполнения которого утверждаются федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным в области таможенного дела, должны быть указаны:

1) дата и номер соответствующего документа таможенного органа, оформленного по результатам проведения таможенного контроля;

2) номера документов, позволяющих идентифицировать товар, с приложением указанных документов;

3) расчет подлежащих уплате (доплате) таможенных платежей;

4) нарушения, влекущие возникновение обязанности по уплате таможенных пошлин, налогов, выявленных по результатам проведения таможенного контроля в соответствующей форме.

10. При нарушении требований и условий таможенных процедур, которое в соответствии с таможенным законодательством Таможенного союза и (или) законодательством Российской Федерации о таможенном деле влечет наступление срока уплаты таможенных пошлин, налогов, требование об уплате таможенных платежей должно быть направлено не позднее трех месяцев после дня обнаружения указанного нарушения. День обнаружения факта неуплаты или неполной уплаты таможенных платежей фиксируется актом таможенного органа об обнаружении факта неуплаты или неполной уплаты таможенных платежей в соответствии с частями 6 – 8 настоящей статьи.

11. Срок исполнения требования об уплате таможенных платежей составляет не менее 10 рабочих дней и не более 20 календарных дней со дня получения указанного требования.

12. Уточненное требование об уплате таможенных платежей должно быть направлено не позднее 10 рабочих дней со дня подтверждения факта, свидетельствующего об изменении обязанности по уплате таможенных пошлин, налогов.

13. Срок исполнения уточненного требования составляет не более 10 рабочих дней со дня получения уточненного требования об уплате таможенных платежей.

14. Направление требования об уплате таможенных платежей (уточненного требования об уплате таможенных платежей) после истечения сроков, установленных настоящей статьей, не является основанием для признания данного требования незаконным.

15. При направлении требования об уплате таможенных платежей (уточненного требования об уплате таможенных платежей) после истечения сроков, установленных настоящей статьей, пени и (или) проценты, подлежащие уплате, начисляются по день окончания указанных сроков включительно.

16. Требование об уплате таможенных платежей (уточненное требование об уплате таможенных платежей) может быть передано руководителю или иному уполномоченному представителю организации или физическому лицу лично под расписку или иным способом, подтверждающим факт и дату получения требования. Если указанные лица уклоняются от получения указанного требования, оно направляется по почте заказным письмом. Требование об уплате таможенных платежей (уточненное требование об уплате таможенных платежей) считается полученным по истечении шести дней со дня отправления заказного письма.

17. При неисполнении требования об уплате таможенных платежей (уточненного требования об уплате таможенных платежей) в сроки, установленные настоящей статьей, таможенные органы принимают меры по принудительному взысканию таможенных пошлин, налогов в соответствии с настоящей главой.

18. Требование об уплате таможенных платежей (уточненное требование об уплате таможенных платежей) направляется плательщику таможенных пошлин, налогов независимо от привлечения его к уголовной или административной ответственности.

Из статьи 152 напрямую не следует, что требование не может быть выставлено позднее какого либо срока, но установлено, что выставлению требования предшествует в обязательном порядке составление В РАМКАХ ТАМОЖЕННОГО КОНТРОЛЯ акта обнаружения неуплаты таможенных платежей основанного на решении (например решение о классификации) либо составление КДТ при корректировке таможенной стоимости.

Но применительно к сроку составления актов и КДТ срок все же установлен статьей 163 ФЗ-311

Статья 164. Сроки осуществления таможенного контроля

1. Проверка соблюдения положений таможенного законодательства Таможенного союза и законодательства Российской Федерации о таможенном деле в отношении условно выпущенных товаров, а также товаров, вывезенных из Российской Федерации под обязательство об обратном ввозе либо в соответствии с таможенной процедурой переработки вне таможенной территории, допускается в течение сроков нахождения товаров под таможенным контролем либо до завершения действия таможенных процедур временного вывоза или переработки вне таможенной территории.

2. Таможенные органы проводят таможенный контроль после выпуска товаров в течение ТРЕХ ЛЕТ с момента окончания нахождения товаров под таможенным контролем.

Также следует учитывать положения части 5 статьи 150 ФЗ-311

согласно которым принудительное взыскание таможенных платежей не производится:

1) если требование об уплате таможенных платежей не выставлено в течение трех лет со дня истечения срока их уплаты, либо со дня обнаружения факта неуплаты таможенных пошлин, налогов при проведении таможенного контроля после выпуска товаров, указанных в подпункте 1 пункта 1 статьи 200 Таможенного кодекса Таможенного союза, либо со дня наступления события, влекущего обязанность лиц уплачивать таможенные пошлины, налоги в соответствии с таможенным законодательством Таможенного союза и (или) законодательством Российской Федерации о таможенном деле;

2) если обязанность по уплате таможенных пошлин, налогов прекратилась в соответствии с подпунктом 4 пункта 2 статьи 80 Таможенного кодекса Таможенного союза.

На этот счет имеется разъяснение Пленума ВАС РФ

В целях формирования единообразных подходов к разрешению вопросов, возникающих при рассмотрении арбитражными судами дел, связанных с применением таможенного законодательства, Пленум Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации в соответствии со статьей 13 Федерального конституционного закона от 28.04.1995 № 1-ФКЗ «Об арбитражных судах в Российской Федерации» постановляет дать арбитражным судам (далее – суды) следующие разъяснения.

5. При рассмотрении дел, касающихся правомерности взыскания таможенных платежей, судам надлежит учитывать, что десятидневный срок для направления таможенным органом требования об уплате таможенных платежей, установленный частью 5 статьи 152 Закона о таможенном регулировании, не является пресекательным, поскольку с его истечением право требовать уплаты таможенных платежей не прекращается. В связи с этим направление указанного требования за пределами этого срока не препятствует принудительному взысканию таможенных платежей, если требование выставлено в пределах трехлетнего пресекательного срока, исчисляемого в соответствии с пунктом 1 части 5 статьи 150 Закона о таможенном регулировании:
– со дня истечения срока уплаты таможенных платежей, либо
– со дня обнаружения факта неуплаты таможенных пошлин, налогов при проведении таможенного контроля после выпуска товаров, поименованных в подпункте 1 пункта 1 статьи 200 ТК ТС (предоставлены льготы по уплате ввозных таможенных пошлин, налогов, сопряженные с ограничениями по пользованию и (или) распоряжению товарами при условном выпуске), либо
– со дня наступления события, влекущего обязанность лиц уплачивать таможенные пошлины, налоги, предусмотренные таможенным законодательством Таможенного союза и (или) законодательством Российской Федерации о таможенном деле.

8. В силу части 1 статьи 24 Закона о таможенном регулировании, если иное не предусмотрено этим Законом и иными федеральными законами, вышестоящий таможенный орган или вышестоящее должностное лицо таможенного органа в порядке ведомственного контроля вправе в любое время отменить или изменить не соответствующее требованиям таможенного законодательства Таможенного союза и законодательства Российской Федерации о таможенном деле решение нижестоящего таможенного органа или нижестоящего должностного лица таможенного органа в области таможенного дела.

В то же время по смыслу части 1 статьи 99 ТК ТС и части 2 статьи 164 Закона о таможенном регулировании в отношении декларантов и иных заинтересованных лиц срок таможенного контроля, осуществляемого после выпуска товаров, ограничивается тремя годами со дня окончания нахождения товаров под таможенным контролем.

Толкуя указанные нормы во взаимосвязи, судам необходимо иметь в виду, что и в том случае, когда основания для начисления сумм таможенных платежей, пеней, процентов возникли по итогам проведения ВЕДОМСТВЕННОГО контроля, требование об уплате таможенных платежей (статья 152 Закона о таможенном регулировании) может быть направлено декларанту или иному заинтересованному лицу лишь в пределах трехлетнего срока, предусмотренного частью 2 статьи 164 Закона о таможенном регулировании.

При этом названное требование может быть направлено соответствующему лицу не только тем таможенным органом, который осуществил выпуск товара, но и вышестоящим таможенным органом, проводившим ведомственный контроль.

ФЕДЕРАЛЬНАЯ ТАМОЖЕННАЯ СЛУЖБА

ПРИКАЗ
от 30 декабря 2010 г. N 2711

ОБ УТВЕРЖДЕНИИ ФОРМЫ ТРЕБОВАНИЯ
ОБ УПЛАТЕ ТАМОЖЕННЫХ ПЛАТЕЖЕЙ

В целях реализации положений статей 91, 93 Таможенного кодекса Таможенного союза (Федеральный закон от 2 июня 2010 г. N 114-ФЗ “О ратификации Договора о Таможенном кодексе Таможенного союза” (Собрание законодательства Российской Федерации, 2010, N 23, ст. 2796), статьи 152 Федерального закона от 27 ноября 2010 г. N 311-ФЗ “О таможенном регулировании в Российской Федерации” (Собрание законодательства Российской Федерации, 2010, N 48, ст. 6252) и обеспечения единообразного применения таможенными органами мер по взысканию таможенных платежей, пеней и процентов приказываю:

1. Утвердить прилагаемую форму требования об уплате таможенных платежей.

2. Начальникам таможенных органов обеспечить соблюдение порядка и сроков направления плательщику требования об уплате таможенных платежей в соответствии со статьей 152 Федерального закона от 27 ноября 2010 г. N 311-ФЗ “О таможенном регулировании в Российской Федерации” по форме, утвержденной настоящим Приказом.

3. Признать утратившим силу Приказ ФТС России от 3 декабря 2009 г. N 2183 “Об утверждении формы требования об уплате таможенных платежей” (зарегистрирован Минюстом России 15.01.2010, рег. N 15961).

4. Контроль за исполнением настоящего Приказа возложить на первого заместителя руководителя ФТС России В.М. Малинина.

советник таможенной службы

к Приказу ФТС России

от 30 декабря 2010 г. N 2711

Требование об уплате таможенных платежей

(в случае направления настоящего требования заказным письмом с уведомлением делается отметка таможенного органа о вручении организации или физическому лицу заказного письма согласно полученному уведомлению о вручении либо дата получения заказного письма, определяемая в соответствии с таможенным законодательством)

Если требование об уплате таможенных платежей направляется плательщику согласно ч. 11 ст. 152 Федерального закона от 27 ноября 2010 г. N 311-ФЗ “О таможенном регулировании в Российской Федерации”, таможенным органом указывается срок уплаты – 20 дней, если плательщику направляется уточненное требование об уплате таможенных платежей согласно ч. 13 ст. 152 Федерального закона от 27 ноября 2010 г. N 311-ФЗ “О таможенном регулировании в Российской Федерации”, таможенным органом указывается срок уплаты – 10 рабочих дней.

Приказ ФТС России от 30 декабря 2010 г. N 2708
“Об утверждении формы акта таможенного органа об обнаружении
факта неуплаты или неполной уплаты таможенных платежей
и порядка его составления”

В соответствии с положениями статей 91, 93 Таможенного кодекса Таможенного союза (Федеральный закон от 2 июня 2010 г. N 114-ФЗ “О ратификации Договора о Таможенном кодексе Таможенного союза” (Собрание законодательства Российской Федерации, 2010, N 23, ст. 2796), статьи 152 Федерального закона от 27 ноября 2010 г. N 311-ФЗ “О таможенном регулировании в Российской Федерации” (Собрание законодательства Российской Федерации, 2010, N 48, ст. 6252) и в целях обеспечения единообразного применения таможенными органами мер по взысканию таможенных платежей, пеней и процентов ПРИКАЗЫВАЮ:

1. Утвердить форму акта таможенного органа об обнаружении факта неуплаты или неполной уплаты таможенных платежей (далее – акт) (приложение N 1) и порядок составления акта таможенного органа об обнаружении факта неуплаты или неполной уплаты таможенных платежей (далее – порядок) (приложение N 2).

2. Начальникам таможенных органов обеспечить соблюдение порядка и сроков составления акта в соответствии с пунктами 6, 7 статьи 152 Федерального закона от 27 ноября 2010 г. N 311-ФЗ “О таможенном регулировании в Российской Федерации”.

3. Признать утратившим силу Приказ ФТС России от 18 февраля 2010 г. N 330 “Об утверждении формы акта таможенного органа об обнаружении факта неуплаты или неполной уплаты таможенных платежей и порядка его составления” (зарегистрирован Минюстом России 13.04.2010, рег. N 16897).

4. Контроль за исполнением настоящего Приказа возложить на первого заместителя руководителя ФТС России В.М.Малинина.

4 сентября 2018 года в основном вступил в силу новый Федеральный закон о таможенном регулировании в Российской Федерации от 03.08.2018 № 289-ФЗ, заменивший собой аналогичный Федеральный закон от 27.11.2010 № 311-ФЗ.

Часть положений нового Закона (касательно авансовых платежей, возврата излишне уплаченных и излишне взысканных таможенных и иных платежей и некоторые иные) будет применяться со дня вступления в силу международного договора РФ, предусматривающего внесение изменений в приложения № 5 (протокол о порядке зачисления и распределения сумм ввозных таможенных пошлин и их перечисления в доход бюджетов государств-членов) и № 8 (протокол о применении специальных защитных, антидемпинговых и компенсационных мер по отношению к третьим странам) к Договору о ЕАЭС.

Часть норм нового Закона вступит в силу в более поздние сроки, начиная с 01.01.2019 и заканчивая 01.01.2022.

Отметим наиболее важные и представляющие интерес для участников ВЭД изменения в таможенном регулировании в Российской Федерации по сравнению с нормами Закона № 311-ФЗ:

- сведения при предварительном информировании могут быть предоставлены без перевода на русский язык, если английский язык предусмотрен в качестве международного стандарта форм транспортных документов;

- из перечня лиц, обязанных представлять отчетность таможенным органам, исключены лица, владеющие или пользующиеся товарами, временно ввезенными с применением карнета АТА и Конвенции о временном ввозе от 26.06.1990;

- в среднем в 1,5 раза сокращены сроки принятия таможенными органами различных решений в области таможенного дела, в том числе: предварительных решений о классификации товаров (срок действия которых продлен с 3 до 5 лет); предварительных решений о происхождении товаров, сроки возврата авансовых платежей и др.;

- взаимодействие и обмен документами и информацией между участниками ВЭД при подаче различных заявлений и таможенными органами при принятии ими соответствующих решений будет осуществляться в большинстве случаев через личный кабинет участника ВЭД на сайте ФТС России;

- ужесточен порядок ввоза компонентов товара в разобранном или несобранном, в том числе некомплектном и незавершенном виде – до определения Правительством РФ случаев и порядка, когда ввоз компонентов допускается в рамках нескольких внешнеэкономических сделок, ввоз таковых разрешен в рамках одной внешнеэкономической сделки; срок ввоза компонентов за пределами первоначального, установленного ТК ЕАЭС 2-летнего срока, исчисляемого с даты регистрации ДТ на первую партию компонентов, может продлеваться контролирующей таможней каждый раз на 1 год, но не более чем до 6 лет, отсчитываемых с той же даты;

- новеллой, направленной на минимизацию возникновения возможных трудностей у участников ВЭД при выборе метода определения таможенной стоимости, является новый вид предварительного решения – по вопросам применения методов определения таможенной стоимости товаров, ввозимых в Российскую Федерацию;

- от уплаты таможенных сборов за совершение таможенных операций освобождены товары, помещаемые под таможенную процедуру экспорта и не облагаемые при этом вывозными таможенными пошлинами (беспошлинные товары (не путать со ставками пошлин в 0% и 0 рублей)); вместе с тем, данное улучшение будет нивелировано установлением Правительством РФ в скором времени более высоких ставок таможенных сборов за совершение таможенных операций при помещении товаров под иные процедуры, проект Постановления Правительства об этом размещен 31.08.2018 на сайте Минфина России;

- в новом Законе подробно изложен порядок предоставления отсрочки (рассрочки) уплаты таможенных пошлин, налогов, дополнен перечень оснований, при наличии которых отсрочка (рассрочка) не предоставляется;

- перечень случаев и оснований, при наличии которых предоставляется обеспечение исполнения обязанности по уплате таможенных пошлин, налогов, и иных платежей, взимание которых возложено на таможенные органы, дополнен требованием о предоставлении обеспечения при подаче ходатайства о приостановлении исполнения решения таможенного органа, направленного на взыскание таможенных платежей и обжалуемого заинтересованным лицом в вышестоящий таможенный орган;

- значительно расширен круг случаев и оснований, при наличии которых обеспечение не предоставляется или может не предоставляться при соблюдении определенных условий (часть нововведений вступает в силу с 03.01.2019);

- Законом максимально подробно установлены положения о банковской гарантии как способе обеспечения, в том числе: исчерпывающие требования к содержанию банковской гарантии, основания отказа таможенных органов в приеме банковской гарантии; максимальный срок банковской гарантии теперь не ограничен, однако он должен превышать крайний срок исполнения обязанности по уплате таможенных платежей как минимум на 3 месяца; также перечень гарантов дополнен Евразийским банком развития;

- расширен перечень имущества, которое не может быть предметом залога как способа обеспечения; расширены обязательные требования к содержанию договора залога;

- в предусмотренный ТК ЕАЭС перечень лиц, которые могут выступать декларантами товаров, включено иностранное лицо, имеющее филиал, зарегистрированный (аккредитованный) в Российской Федерации, без ограничения по таможенным процедурам, под которые помещаются товары, но при условии, что таковые перемещаются через таможенную границу не в рамках сделки между иностранным лицом и лицом государства - члена Союза, и если при этом иностранное лицо имеет право владения, пользования и (или) распоряжения товарами;

- изменен срок погашения задолженности по уплате таможенных платежей и иных платежей – в течение 15 рабочих дней с момента получения уведомления (уточнения к уведомлению), при этом обращаем внимание, что в целях сокращения расходов бюджета на отправку уведомлений Почтой России уведомления уже направляются участникам ВЭД через личный кабинет на сайте ФТС России.

Изменения законодательства о таможенном регулировании в РФ также касаются лиц, осуществляющих деятельность в сфере таможенного дела, в особенности - таможенных представителей, отметим наиболее важные из них:

  • договор оказания услуг по совершению таможенных операций для помещения товаров под таможенную процедуру теперь может заключаться таможенным представителем не только с декларантом товаров, но и с экспедитором, если по договору транспортной экспедиции декларант поручил экспедитору заключить договор с таможенным представителем;
  • солидарная с декларантом товаров обязанность таможенного представителя по уплате таможенных и иных платежей теперь ограничена, в дополнение к предусмотренным ТК ЕАЭС случаям, установленным решением суда или таможенного органа фактом использования при подаче ДТ поддельных документов, документов, полученных незаконным путем, документов, не имеющих юридической силы, если при этом таможенный представитель доказал, что он не знал и не должен был знать о незаконности перемещения товаров через таможенную границу Союза.

В новый Закон включены положения ведомственных нормативных актов и административных регламентов ФТС России, что представляет собой несомненное удобство при использовании и применении в таможенной практике. Вместе с тем, для практического применения норм Закона потребуется принятие значительного количества подзаконных нормативных актов Правительством Российской Федерации, а также Минфином России и Федеральной таможенной службой. Срок для принятия подзаконных актов указанными государственными органами установлен Законом до 1 января 2019 года.

Читайте также: